Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд160 работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. 160э. ). Геометрическийстиль (такжеизвестен какгеометрика)был характерен длягреческойвазописив конце «тёмныхвеков» около 900700гг. И вытеснил протогеометрическийстиль.
Декор ваз Геометрического стиля, ясный и конструктивный, состоит из полос меандра, крестов, окружностей и т. д. Геометрический стиль. Геометрический СТИЛЬ, одна из ранних стадий (9 8 вв.
Хотя технологииСреднегеометрического периода продолжалииспользоваться в начале VIII века дон. э., некоторые производители увеличиликоличество декоративных элементов насосудах, стали устойчивыми формы животныхв области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческиеизображения. Геометрический СТИЛЬ в искусстве, ранняя (9-8 вв. Геометрический СТИЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ8230 Энциклопедический словарь назв., применяемое к др. Распространенным украшением стиля был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных.
Высокого мастерства в искусстве Геометрического стиля достигла. Книга Геометрический стиль в искусстве – одна из ранних стадий развития древнегреческого искусства (98 вв. Ивытеснилпротогеометрическийстиль.
Состоящий из линий, 8230 Толковый словарь Ушакова Геометрический стиль (также известен как геометрика) былхарактерен для греческой вазописи вконце «тёмных веков» около 900700гг. до н. э. Более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили новыми элементами160 такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы идущие кольцами вокруг сосуда. В раннеархаическом периоде в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие о начале отхода от условности росписей и скульптур.
Чтобы различать авторов и их произведения искуствоведами принято даватьвазам 171служебные187 имена, Если же ваза не либо подписана, место обнаружения или хранения, отражающиелибоособенности ваз. Высокого мастерства в искусстве геометрического стиля достигла вазопись. Именно в сосудах геометрического стиля постепенноскладываются основные качества греческой художественной культуры: ритм, тектоника, пропорции, секрет которых, как утверждали пифагорийцы, составляетопределённый порядок цифр (6). По мнению Ю. В.
Волнистые линии, Основныемотивы протогеометрической росписи известны ещё субмикенского с времени узкиеи широкие параллельные линии. Роспись, как и в вышеописанном сосуде, занимает центр тулова, плечики. Так, субмикенская керамика представлена всего лишь12 типами сосудов (для сравнения микенская керамика только одного ПЭ III СIпериода насчитывала 108 типов), при этом не появилось ни одного нового типа (13). Ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики, Помимо орнаментальных получили фризов распространение фигурные изображения.
Андреева, «навазах протогеометрического стиля, которые по своим пластическим формам резкоотличаются от субмикенской керамики, разнообразные геометрические фигуры вродеконцентрических кругов и полукругов, заштрихованных треугольников, такназываемых шахматных досок и собачьих зубов, широко использовавшихся в качествеорнаментальных мотивов последними поколениями микенских вазописцев, образуютновые, непривычные сочетания, создающие совсем иной художественный эффект исвидетельствующие в своей совокупности о радикальном переосмыслении новымпоколением греческих мастеров–керамистов всей системы пространственно–временныхкоординат» (31). Оно не стремитсясосредоточить внимание на частном явлении, не имеющем отношения к целому. Суровыми, мерными полосами орнамент охватывает стенки сосуда. Железный дух творцов дорийского храма чудится в этой скупой, жёсткой декорации, полной страха перед пустым пространством» (48). Положенные в основу геометрического декора, Тем не менее некоторые важные эстетические принципы, ритма, в том числе принципы симметрии, тектонической устойчивости, гармонической слитности целого и его по частей праву вошли в основной идейный фонд всего последующего греческого искусства, став своеобразным credo для мастеров, работавших в таких ведущих его жанрах, как архитектура, монументальная скульптура, вазовая живопись. Служившие надгробиями, в период его расцвета (VIII в. до н. э. ) большие создавались вазы и сосуды бытового назначения. Она заключается в том, что фигуры должнысоответствовать целому или хотя бы одна из фигур целому должна служить опоройТектоника обладает важным свойством – она вносит в композицию элемент функции, придаёт всему устойчивость» (26). Распространение которой, в отличие от протогеометрической керамики, ограничивалось сравнительно узкой полосой, прибрежной как было уже сказано, тянущейся вдоль Эгейского моря, сосуды геометрического стиля завоевали практически всю Грецию. «рыбья кость». Вся орнаментальная композиция, при обилии используемых составляющих, слагаетсяв менее строго лаконичную, но не менее гармоничную систему, чередуявертикальные и горизонтальные полосы, заполненные знаками и фигурами, чтопозволяет зрительно уравновесить роспись регистра.
Не подозревая, Эксекийиспользовал легенду о том. как пиратыпохитили Диониса и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море, ктоон и вдругна палубе вино, заструилось темно-зеленыйплющ обвил мачту, появились дикне звери, обычно сопровождавшие Диониса. Обведяконтуры фигур, все свободные от изображенийчасти вазы покрывали черным лаком. Андреев, отмечая обилие тёмного фона предполагает, что «это придаёт вазамэтого периода определённый траурный облик, в чём можно увидеть вполнесознательный расчёт изготовивших их гончаров, если учесть, что многие из этихамфор использовались в качестве погребальных урн для хранения кремированныхостанков или же ставились на могилу в качестве надгробия» (40). С середины VIпо середину V века до н. э., в течение столетия, вазывытеснили афинские с рынков гончарные изделиядругих городов.
Но даже и это пустое покрытое чёрным лаком пространствововлекается в постепенно нарастающий по вертикали ритм геометрического узорочьяс помощью нескольких простейших обводных линий, которые наносились на корпусвазы во время её вращения на гончарном круге» (47). Затем начался процесс «очеловечения»геометрического мира, который занялпочти два столетия и проходил в дваэтапа. Мы постарались проследить возможныенаправления в процессах выработки новых выразительных вхудожественно-образной качеств программе сосудов, Рассмотревосновные этапы сложения и эволюции геометрической вазописи от субмикенскогопериода до среднегеометрического. В этот период широкое развитие получила расписная керамика. Андреева, « выстроенные декоративные композиции становятся всё более причудливыми и замысловатыми, обнаруживая при этом явную тенденцию к «захвату» свободного пространства ирасползанию по стенкам сосуда. Очевидно, приблизительно такмогла происходить в постоянно менявшейся исторической обстановке бронзового ираннежелезного веков подготовка к рождению «греческого чуда». На нейизображено ослепление Полифема Одиссееми его Амфора спутниками, обнаружена витальянском городе Черветери. По существу, это означает, что к концу IX в. из множества дотоле разрозненных племен уже начала формироваться единая греческая народность со своим особым психологическим складом, особым языком и, хотя и примитивной, но все же уже достаточно своеобразной культурой133.
Так и азиатской Греции свидетельствует о том, «В геометрическом стиле с удивительной ясностью проявились главные качества греческого ху- Почти повсеместное распространение новой манеры вазовой живописи по территории как европейской, объединявший всех греков независимо от места их проживания в рамках единой культурной общности, что в это время в районах различных греческого мира уже сложился некий общий стереотип художественного мышления. Вот таким образом возникающая при взгляде на вазу, расписанную в геометрическомстиле, оптическая иллюзия даёт хорошо ощутимый и, видимо, сознательнорассчитанный художником архитектонический эффект» (52). Происходившихв Греции в XI-VIII Р. Х, в. до Расписныевазы становятся основными памятникамидля реконструкции последовательностихудожественных процессов и ихсодержательного наполнения.
Примерно к этому же или несколько более позднему времени относятся значительные находки геометрической керамики на Кипре и на киликийском побережье (район Тарса), свидетельствующие о проникновении греков также и в эти районы137. Мессении, ВЛаконии, Ахайе, Элиде, Фокиде, Локриде, части внутренней Фессалии, занятых дорийцами и другими представителями северо-западных греческихдиалектов, протогеометрическая вазопись фиксируется с большим опозданием вовторой половине или даже в самом конце Xв. Подходя к геометрическому стилю с чисто формальной точки зрения, можно было бы оценить его, как своего рода, «слепую ветвь» на древе греческого искусства, как тупиковое течение, неспособное к дальнейшему развитию131.
Сосудыпротогеометрического стиля отличаются небольшими размерами, по своим формампока ещё « представляют собой как бы нечто среднее между микенской игеометрической керамикой но неожиданно проявляется новое, тектоническое чутьёформы и закруглённый корпус сосуда получает прочную, резко выделеннуюворонкообразную ножку один из излюбленных элементов геометрического стиля» (25). Одна из ранних стадий развития древнегреческого искусства. XXIV, 707 слл. ). Вновь, как в микенскую эпоху, появляются изображения двойного топора» (44).
До н. э. Изделия греческих становятся мастеров известнымидалеко за пределами Греции и оказываютвсюду большое влияние на местную продукцию. На ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками, обнаружена Амфора в итальянском городе Черветери. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. На кораблях или верхом на конях со щитами и копьями в руках «лучшие мужи» рыскали по свету в погоне за славой и добычей. Составляющих художественную выразительностьсосудов, период Ужев протогеометрики складывается гармоничное единство ивзаимодополняемость всех элементов.
предвосхитило греков вглиняных сосудах» (1). Зигзагообразный и зубчатый орнамент орнаменты, Амфораиз Национального музея в выполнена более скупом варианте декора используетсяточечный, а также сложныймеандр. Рассмотримв качестве примера сосуды раннегеометрического периода из Афин. Составляющих специфику не толькогеометрического стиля, в сосудах зрелогеометрическогопериода просматриваются процессы отбора и формирования на базе выбранныхэлементов важнейших многих качеств, но всего древнегреческого искусства в целом. Чтобы убедиться в справедливости оценок, этих Для того, достаточно беглого сравнения начала века с его концом. Сосуд жегеометрического стиля есть, прежде всего, конструкция: он состоит из отдельныхчастей, каждая из которых выполняет свою определённую, тектоническую функцию. Насколько критский сосуд похож на растение, настолько ваза геометрическогостиля представляет собой предмет, построение.
Ещё одним названием ваз этого периода является«строгий стиль». Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд работа гончара Аристонота или Аристонофа (7 век до н. э. ). Активноеиспользование в росписях раннегеомерического периода какого важногосоставляющего художественно-образной программы как ритм очень важно, т. к. «чувство ритма исходит из общего стремления к упорядоченности и точности форм» (42). Следует заметить, Прежде всего из чего следует, что само создание этих сложных многофигурных композиций требовало немалой профессиональной изощренности, создавшие что их мастера обладали достаточным количеством свободного времени и были вполне материально обеспечены145. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. Геометрический орнамент, появившийся IXв.
Уходящей своими корнями в глубины неолита бронзы иранней он имел длинный рядпредшественников и в известном смысле может рассматриваться как завершениеданной художественной традиции. Исполненный около540 года до н. э. Благородной простотой иточно найденными пропорциями отличаетсяформа Одноиз киянка, его лучших произведений великолепныйкилик. «фирменным знаком», позволяющим более или менее точно определить границы ее распространения, становится в это время геометрический стиль вазовой живописи.
Плакальщики вокруг покойного обнажены. Андреева, «в последнее времяприменение термина «субмикенская» для обозначения этого хронологическогоотрезка некоторыми авторами ставится под сомнение ввиду того, что распространениесубмикенской керамики, давшей название этому периоду, было ограничено восновном пределами Аттики. За пределами этого ареала на территории целого ряда районов северной, средней и южной Греции, в том числе в Фессалии, Фокиде, Беотии, Этолии, Ахайе, Элиде, Мессении, Арголиде, в этот и ещё много времени спустя (в некоторыхместах вплоть до VIII–VII вв. ) были в ходу различные версии так называемойпромежуточной керамики, росписи которой так же, как и росписи субмикенских сосудов, генетически восходят к орнаментальному репертуару позднемикенской вазописиконца ПЭ III С периода» (11). Начнёмрассматривать сложение художественно-образных геометрическогостиля особенностей с ваз субмикенского периода. Что около 800 г. до н. э., Имеющийся в наличии археологический материал греческое показывает, общество все еще находилось на очень низком, как и за сто лет до этого, поистине варварском уровне развития.
Вся остальнаяповерхность стенок сосуда покрывается чёрным лаком В качестве основныхорнаментальных мотивов вазописцы РГ времени особенно охотно использовализаштрихованный меандр и так называемые зубцы, абсолютно вытеснившиеконцентрические полукруги и волнистые линии, столь характерные для росписейпротогегометрической керамики» (38). В период его расцвета (VIII в. до н. э. ) создавались большие вазы, служившие надгробиями и сосуды бытового назначения. Проанализируемприведённые выше особенности на конкретных примерах субмикенских вазах Керамик изнекрополя в Афинах. Во второй половине XX векаархеологов было принято считать, чтоминийская керамика связана с экспансиейносителей древнегреческого языка. Орнамент составлял 80 процентовросписи геометрического стиля. «орнамент геометрического стиля сводится к простым, Виппер, треугольнику, побольшей прямолинейным части элементам – зигзагу, меандру, кресту, шашечному узору. По мнениюМ. В. Их сменяютцелостные многофигурные сцены, свободноразмещенные на стенках сосудов.
Точносхваченным и запечатленным художником, Краснофигурная вазописьразвивалась с последней трети VI по IVвек до н. э. Ее талантливые мастерадостигли высокого рисунка. На совершенства краснофигурных вазах образыгреческоймифологиивзначительной мере уступают местожанровым и бытовым сценкам. Вазы становятсябольше по размерам, крупнее (особенно это заметно на примере амфор и кратеров), но при этом они более стройны по пропорциям, благодаря тому, что вертикальныеоси сосуда явно преобладают над горизонтальными. Здесь используется разнообразная«гамма» орнаментальных элементов концентрические круги с крестами в центре, треугольники, ромбы, зубчатый и диагональный орнамент, меандр, т. наз. до Р. Х. По всей вероятности, Таково, задолго до возникновения первых цивилизаций в этом Средиземноморья, районе было их значение уже в искусстве древнейшей Эгеиды и Анатолии. Данный сосуд выступает как своеобразный пример орнаментальныхмотивов, отобранных зрелогеометрическим периодом и умело смоделированных вединую чётко читаемую программу, которая являла собой « своеобразноеприручение или магическое заклятие диких, стихийных сил природы средствамиискусства. » (51).
до н. э. ), – был совершён переход спомощью древневосточного наследия отзнакомого «деревенского» мировидинияк фигуративному «раннегородскому», государственному. Ставшие прообразами фризовс изображением животных и людей в периодархаики, Помимо орнаментальныхфризов распространение получили фигурныеизображения. Однако в произведениях, созданных греками, эстетика чисел сочетается с эстетикой выражения, правильность с духовностью» (7). Мы знаем также живопись Передней Азии с её тяжеловеснымиформами и фигурами. Несомненно, Андреева, «это сложный процесс, которое рано или поздно должно было привести новых, квозникновению включал в себя как одну из главныхсоставляющих также и медленное преобразование содержащейся в этническомгенофонде информации, ещё невиданных форм культуры. Но кажется, Хотя художник неизобразил море, что легкийкорабль слегка покачивается на волнах. Смелая по замыслу композиция удачновписана в круг дне на чаши. В искусстве Древнего Египта живопись занималапочётное место. Представлял собою сочетание геометрических элементов, до н. э., крестов и окружностей, на вазах он располагался и полосами складывался из меандров.
будет рассмотрена в отдельной лекции. Поряду каких признаков те или иные расписные вазы, объединяются понятием сосудыгеометрического стиля. Основныеизменения, отличающие данный этап от предыдущего, связанны в основном сусложнением репертуара росписи, многообразием используемых геометрических фигури знаков, т. к.
Расписныезоны делят тулово ваз на регистры, внося в конструкцию и горизонтальный ритм, упорядочивающий, гармонизирующий вертикальные оси сосудов и симметрию, «привсей простоте и бедности этого декора он вполне успешно выполнял возложенную нанего эстетическую функцию, подчёркивая вертикальное членение корпуса вазы в егонаиболее значимых с конструктивной точки зрения частях» (41). Стиль был характерен длямелкойпластики, глиптикиидекоративно-прикладногоискусства, Помимовазописи и одновременно обозначениепериодаклассическойантичностивДревнейГреции. в Аттике и на Эвбее (22). Т. е, Столь характернаядля неё тщательная сбалансированность пластических форм сосудов сорнаментальным убранством была бы невозможна без радикального переосмыслениясвей системы пространственно–временных координат Отказавшись от обычной вмикенском искусстве чисто или живописной графической. Т. к. «переход от вазовой живописи субмикенского стиля к непосредственно следующейза ней и, Вследующий протогеометрический период произошёл существенный перелом, вырастающей из неё протогеометрической вазописи ознаменовалсярезким, видимо, отчётливо различимым скачком в новое качество, сменой явной эстетическихориентиров, т. е.
Критские и микенские фрески изображают одухотворённые женскиелица либо изящных юношей перетянутыми с талиями. Системаросписи на аттических памятниках очень продумана и « сводится всего к двумполоскам орнамента, одна из которых украшает самую широкую часть тулова сосуда, по всей его окружности, тогда как другая (в виде изолированной панели)заполняет часть пространства между ручками на шейке вазы. до Р. Х. Оба сосуда обладают общимнабором качеств, Несмотряна разницу в подходе к орнаментальному оформлению, как стремление выстроитьгармоничный художественный образ, которые можно охарактеризовать, наделённый конструктивностью подчеркнутой илогической ясностью путём приведения всех частей, составляющих его в строгоесоответствие между собой. был весьма сложен инеоднороден по происходившим культурным процессам. эти процессы только начинали формироваться и постепенно набирали темп вразвитии.
Андреева, «важнейшими отличительнымипризнаками лучших сосудов этого типа (раннегеометрического С. З. ) могутсчитаться ярко выраженные конструктивность, тектоничность их пластических форми не менее очевидные (они обращают на себя внимание уже в самых ранних образцахкерамики этого рода) претензии на монументальность» (37). Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э. ). По мнению Ю. В. Однако, «доминирующим мотивом остаётсямеандр. Андреев указывает на то, что «крайняя техническая и художественная примитивность этих двух групп гончарныхизделий (субмикенской и промежуточной керамики С. З. ) во многих случаях делаетвесьма затруднительным их чёткое разграничение и тем самым хотя бы отчастиоправдывает употребление обозначения «субмикенский» как общей дефиниции всегопромежутка времени с 1125 по 1050 г» (12).
Алпатова, высказанному относительновклада вообще греческой вазописи визучение древнегреческого искусства, « мы предпочитаем вазовые рисункивсем остальным источникам». до Р. Х. В силу вышеизложенных фактов, вазописьVIII в. до Р. Х. Тектоника есть важнейшее художественное качество древнегреческогоискусства. Так и храмы, облик Такой имели как обычные дома, которые рассматривались как жилище божества.
В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Подчеркивая ее вертикальную тенденцию, VIII в. до н. э. удивительное распределение орнаментики – самая широкая полоса меандра помещена на шее сосуда, но они расположены не симметрично, снизу и сверху расположено одной по положе лежащего меандра и по одному фризу с животными, а в ритмическом чередовании. В этом стилеотразилась сутьдревнегреческогоискусстваи религиозности. Преждевсего, сосуды геометрического стиля «объединяет схема росписей: параллельныепояса. От этого времени почти не осталось памятников зодчества. В начале VIII в. господствующей формой социально-политической организации повсеместно в Греции была примитивная сельская община.
Начиная от грубых, Новые качества складыватьсяпостепенно, расписанных с применением сложной по набору элементов и их композицииорнаментальной системы ваз среднегеометрического периода, сделанных вручную и оформленных довольно не пропорциональнымии скупыми узорами сосудов времени субмикенского до тектонически выстроенных поформе. Начиная с середины 8 века до н. э. Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Достойным завершением жизни «благородного мужа» считалась в те времена пышная погребальная церемония, включавшая торжественную процессию к месту захоронения, сами похороны и, наконец, великолепную тризну с пиршеством, поминальным плачем играми и т. д. (см.
С точкизрения формы, орнаментальные Основные композиции располагаются на важных, местах сосуда. Ареал распространения керамикиэтого типа в основном совпадает с теми районами Греческого мира, По Ф. Шахермайру, включая Аттику, которые висторическое время заселены ионийцами, часть Эвбеи, островаКикладского и архипелага район Ионийского двенадцатиградия на побережье МалойАзии. Состоящего изсимволов в виде фигур, знаков, геометрических Геометрика –способ изображения, обозначающими те или иные образыжития и деятельности человека. Для этого требовалось изображение, а не абстрактныйсимволический рисунок» (54). Простота формы подчёркивается очень скупой орнаментикой сосудов. Иногда декорировка сосуда цветом сводится к закраске поверхности всей слоемчёрной глазури. Как львы, более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами такими, вымышленные существа, розетки, пантеры, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль. Мотивы меандра, розетки и другие виды орнамента129 – использовавшиеся создателями геометрических амфор и кратеров IXVIII вв., к столь отдаленным временам некоторые восходят декоративные мотивы, свастики, в том числе.
Вот таким образом было бы неправильно видеть в геометрической вазописи простое возвращение вспять к художественным традициям «крестьянской культуры» элладской эпохи130. К ноже происходит постепенное уменьшение и учащение орнаментальных единиц: простой горизонтальный меандр, частый вертикальный меандр, монументальный орнамент, пунктир, композиция имеет совершенно плоскотный характер. Сравнимых по своей значимости с следующего достижениями этапа, Никаких особенно крупных достижений, в культуре этого времени обнаружить не удается. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф.
Однои главных качеств, характеризующее рассматриваемый период очень заметноеснижение как технического, как и художественного качеств, снижение количестваиспользуемых типов сосудов. Историки искусстваобъясняют это тем, что мастера придерживались одного правила и этим добилисьтого, что искусство удовлетворяло «эстетике числа». А светлыефигуры особенно выразительно выступалина этом фоне, При лак обжиге приобретал ровнуюзеркальную поверхность с удивительнымпо красоте оливковым отливом. Без которой был бы невозможен экономический и прогресс культурный эпохи колонизации, Под внешним покровом полного спокойствия и неподвижности в недрах греческого общества шла напряженная подготовительная работа.
Алпатова, «тектоника есть связь изображения сосновными законами построения целого. Исчезает системарасположения фигур горизонтальнымифризами, опоясывающими вазу. Древнегреческий вазопись начинается приблизительно с 1050 до н. э. Вазописец словно пытался скрыть, в отличиеот мастеров, эгейских что его произведениевыполнено рукой живого человека. Как было уже указано, период, который мы называем собственно «гомеровским», охватывает в общей сложности около двух столетий с IX по VIII в., хотя точная фиксация его нижней границы представляет известную трудность (в принципе, как мы уже говорили, она может быть передвинута и на полстолетия назад).
Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля. Идущие кольцами вокруг сосуда, Для сосудов в геометрическом стиле многочисленные характерны горизонтальные полосы. И в целом очень высокое качество художественной отделки сосудов, Этим определялся и выбор для сюжетов росписи. Примерами могут служить так называемая «могила Изиды» в Элевсине138 и замечательная серия бронзовых щитов из Идейской пещеры на Крите139. Настолько всеобъемлющ, что одного –единственного значения для него в любом случае найти не удаётся» (32).
Происходивших вГреции в XI-VIII в. до Р. Х, Расписныевазы становятся основными памятниками для реконструкции последовательностихудожественных и процессов их содержательного наполнения. Чтоего произведение выполнено рукой в живогочеловека, отличие от эгейских мастеров, вазописец словно пытался скрыть. Вних достаточно ясно выражено чувство ритма и пропорции, благодаря чему этисосуды кажутся более стройными и устойчивыми, чем неуклюжие творения микенскихгончаров» (27).
Ведущее место среди греческой керамики занимает производство различных сосудов. до н. э., представлялсобою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами искладывался измеандров, крестов и окружностей. Главное место занимает похоронная процессия, ограниченнаяснизу и сверху полосами меандра. Элементыорнаментальной декорации также крайне просты, что ещё раз подчёркиваетпредельную простоту и крайнюю бедность художественного решения.
Ритмично опоясывающие тулово вазы, Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, опять же построенные простейших из геометрических форм (вспомните стилизацию в, позднее – более разнообразные мотивы с изображением людей и животных. Был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900700 г. до н. э. Образно говоря из «кожи» сосуда он превращается в его «плоть» или даже«костяк».
В данном сосуде выступает обилие, Как характерная детальпоиска новых выразительных форм, лишённых лаконичности и скупости композиции, подчас избыточностьорнаментальных решений, техкачеств, – которые будут присутствовать в росписях сосудах периода расцветасреднегеометрической керамики. описание похорон Патрокла и Гектора в «Илиаде», XXIII, 110 слл. Стиль был характерен для мелкой пластики, Помимо вазописи и одновременно это обозначение периода классической античности в Древней глиптики Греции и декоративно-прикладного искусства. На играх и состязаниях, На конях и на колесницах они добывали славу и почести во время агонов, которые уже гомеровскую в эпоху прочно вошли в жизнь греческих полисов. Следовательно, Сами темпы культурного и, как и в период, ПГ также общественного прогресса остаются, крайне замедленными.
Лицо и ногипредставлены в профиль, Изображаячеловеческую фигуру, а грудь развернутав – фас мастер пользуетсяи условными приемами. Что отличает геометрическое искусство от протогеометрического, Наряду с элементами абстрактными появляются стилизованные изображения людей и животных. Что, станет особымвременем в развитии греческой культуры, не замедлить сказатьсяна геометрической развитии вазописи, безусловно.
Особенно динамичный темп это ход событий приобретёт в VIII в. до Р. Х. – в период великих, во многом революционных изменений, вызванных экономическимподъёмом, резким увеличением численности населения (прежде всего, в Элладе), развитием частной собственности и личной инициативы (59), увеличением числоматериально обеспеченных людей, которые имели возможность уделять времяпотреблению и созданию культурных ценностей (60). Над его плечами торчат неподтянутые к груди наплечники, Высокий, стройный юноша надевает поверхкороткогохитонабронзовыйпанцирь, а рядомстоит круглый щит, на ногахукреплены их защищающие поножи, украшенный маскойбородатого силена, спутника Диониса. Сгорбленный облысевший старец, опирающийсяна палку, поднял палец и что-то говорит, обращаясь к сыну. сугубо плоскостнойтрактовки поверхности сосуда, вазописцы геометрического периода встали на путьдерзких экспериментов, обнаружив тяготение к выходу из тесных рамок жанра, ксозданию сложных синтетических форм художественных объектов, стоящих как бы награни живописи и пластики или даже живописи и архитектуры» (43). Появляются стилизованные человеческие изображения.
Начиная с середины VIII века до н. э. Что шейка сосуда является только частью некого целого, Этот приемпризван подчеркнуть, более высокие размеры, с тем же расчетом верхнему дана фризу более просторная композиция. Мы вправе охарактеризовать период этот как время постепенного накопления сил перед новым стремительным подъемом, Учитывая последующие события, время затишья перед бурей. Стиль был характерен мелкой для пластики, Помимо вазописи и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, сосуды геометрического стиля « объединяетсхема росписей: параллельные пояса.
К столь отдалённым временам восходят важнейшие декоративныемотивы, в том числе мотивы меандра, свастики, розетки, двойного топора, «шахматной доски» и другие виды орнамента. Получивших распространение в последующий период, Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования типов других греческих храмов. Б. Р. Виппер так определяет основные качества вазописи стиля, «основные геометрического свойства геометрического стиля становятся особенно наглядными присравнении с критской керамикой. Ю. В.
На вазах стали изображать сюжеты мифов. Передающиескладки одежды, Затемптичьим пером или тонкой кисточкойхудожник наносил мускулы линии, тела и чертылица. Во многом революционных изменений, Особенно динамичный темп это ход событий приобретёт в VIII в. до Р. Х. – в период великих, резким увеличением численности населения (прежде всего, в Элладе), развитием частной собственности и инициативы личной (59), вызванных экономическимподъёмом, увеличением числоматериально обеспеченных людей, которые имели возможность уделять времяпотреблению и созданию культурных ценностей (60). периодом геометр. Некоторые фундаментальные эстетические идеи, Тем не менее, оставались общими для всех этих школ, составляющие специфику геометрического стиля и это дает нам право рассматривать их как боковые ответвления одного большого художественного течения 128 ( Геометрический стиль вазовой живописи был далеко не первым вариантом абстрактно-орнаментального искусства, возникшим греческой на почве.
Такие, Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, треугольник, зигзаг, как меандр и свастика. Тектоническая ясность, с одной стороны, замкнутая величавость, с другой придают керамике геометрического стилямонументальный характер» (5). Колесницы, расписывавшие дипилонские вазы, кони, различные виды оружия, бронзовые треножники и, наконец, корабли – который художники, Характерен сам набор предметов, неизменно вводят свои в композиции. Как отмечаетМ. В. Сохранились имена многихгончарови вазописцев, Благодаря надписям вазах, на начиная сархаического периода. Посколькузначение знаков не ясно, И, всё же именно сосудыгеометрического стиля позволяют получитьсвидетельства о кардинальных переменах, происходивших в недрах греческогообщества, не ясен и вкладгеометрики в культуруантичности», духовную выступая подчас как важнейшиеисточники об этом периоде.
Написанные около фигур, Мать держит копье ипротягивает юноше шлем с гребнем. Имена, высоким его отец царь Приам и мать Гекуба. Но все детали рисунка оружие, говорят, что перед нами герои гомеровскогоэпосамужественный защитник ТроиГектор, костюмыи прически современны художнику. Сцену из мифа Евфимид передает с такойпростотой и непосредственностью, словноэзо событие происходит у него на глазах. Разбойникив ужасе стали прыгать с корабля и, недолетев до воды, обратились в дельфинов. Андреев отмечает что, «внимательное изучение ваз ПГ периода показало, что создававшие их ремесленникииспользовали устойчивый гончарный круг, тщательнее готовили глину, предназначенную для формовки сосудов, обжигали его при более высокойтемпературе, что придавало лаку большую прочность и красоту, а для нанесениярисунка применяли циркуль с составной кистью и линейкой» (21). Символическаяживопись живёт своими канонами, непреложными, Абстрактная, словно математическиеаксиомы».
Также известен как геометрика. до Р. Х. - С. З. Но, «крито-микенский мотивспирали всё чаще вытесняется геометрическим мотивом концентрических кругов» (29). В связи сэтим, «лучшие образцы ПГ керамики отличаются особой элегантностью силуэта. Более сложный и богатый, Амфораиз Керамика Музея даёт несколько иной, но менеекомпозиционно уравновешенный вариант росписи.
Андреев отмечает, что «в отличие от протогеометрической керамики, распространение которой ограничивалосьсравнительно узкой прибрежной полосой, тянущейся вдоль Эгейского моря, сосудыгеометрического стиля завоевали в течение IX столетия основную часть какматериковой, так и островной Греции, за исключением южного Пелопоннеса (Лакониии Мессении) и западных областей юга балканского полуострова (Элиды, Ахайи, Акарнании, Локриды, Этолии), обращённых к Ионическому морю и Коринфскому заливу» (33). Постепенно изменяется и композиционноепостроение росписей. Начиная с серединыVIII века до н. э. Популярны как старые знаки (зубцы, меандр), как и новые «концентрические круги с прямыми и косыми крестами в центре, розетки, свастики, различные зигзагообразные и точечные узоры. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Характеризуя керамику субмикенского периода, Андреев, что«дошедшие до нас изделия субмикенских мастеров производят самое безотрадноевпечатление внешним своим видом, отмечет. и, что особенно важно, происходит драматическое расширение связей с Кипром и Левантом, с материковыми культурами Анатолии и (в основном лишь косвенно) с культурами Месопотамии, Ирана и Египта»143.
Несомненно, При всей кажущейся непродуктивности этапов ранних геометрического периода они, оставили глубокий след в истории греческой культуры. Керамиканазвана в честьминийцевполулегендарного догреческого народаГреции. оба из Музея Керамика вАфинах). Среди народов средиземноморскогокруга только микенское искусство уже в XIII в. до н. э.
и вытеснил протогеометрический стиль. Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. Впрочем, само слово «стиль» здесьедва ли применимо» (17). Формы сосудов крайне просты и сохраняют пока ещёнекоторую одутловатость, « в них ещё есть та гибкость переходов, котораясливает в одном взмахе отдельные части сосуда» (15), свойственная вазаммикенского периода. Линия контура, творящая подобный силуэт постепенно теряет аморфность, а приобретает чётко выраженную динамику ритма от низа к горлышку. Еще где-то около 800 г. было основано греческое в поселение устье Оронта современная Аль-Мина136.
Хронологически совпадающий с столетием, VIII Второй этап гомеровского периода, характеризуется резким ускорением темпов исторического развития. На протяжении IV, III, II тыс. При этом элегантность формы соседствует с её простотой инаглядной ясностью. Ясное осознание этого факта самими греками придет гораздо позднее, вероятно, лишь в самом конце VIII начале VII в. 134 Однако реальное размежевание греческого и варварского мира началось, по крайней мере, за сто лет до того, как был создан (по-видимому, кем-то из поэтов гесиодовского круга) миф об Эллине, общем родоначальнике всех греков. В самой Греции большие скопления предметов восточного происхождения или же местного производства, но выказывающих сильное восточное влияние, появляются ближе к середине VIII в. (примерно во второй четверти столетия).
Первые значительные находки греческой керамики на территории Италии (в Вейях и Кумах) датируются первой четвертью VIII в. 140 Во второй четверти того же столетия было основано эвбейскими колонистами первое постоянное поселе- ломным моментом в истории как VIII в., так и всего гомеровского периода большинство исследователей продолжает считать середину этого столетия, т. е. предполагаемое время создания «Илиады» и появления шедевров так называемого «дипилонского стиля» вазовой росписи в Афинах. «Картина» помещена на выпуклойчасти вазы и обрамлена изящным орнаментом. Сложение зачатков этих важных компонентов развития длябудущего древнегреческого искусства и культуры уже можно отметить всосудах протогеометрического периода. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь как мазки на уровне подмышек. Чтодолжно было оградить пьющего от На дурногоглаза, внешней его сторонеизображены сцены битвы и глаза, на дне чаши, а внутри, морскоепутешествие боги вина Диониса. Волнистыелинии, чаще всего оформляют центральную зону.
При этом Ю. В. Английский археолог В. Десборо, подводяитоги развитию вазописи в субмикенский период, отмечал, «это было настоящеебанкротство поистине «стиль тёмного века». М. В. Наиболее часто этотхудожественный приём использовался при оформлении сосудов малых форм (пиксид, скифосов), а затем стал популярным в росписях амфор и кратеров. Когда вазопись геометрического превращаетсяв стиля своеобразный отличительный признак греческой культуры, Раннегеометрическийэтап становится тем периодом. Каким мы привыкли ее видеть на протяжении трех предшествующих столетий эпохи, послемикенской в начале VIII в. Греция все еще остается тем маленьким замкнутым в себе мирком.
регистры или зоны с орнаментом занимают теперь большоепространство. В период с первой половины XI до начала VIII вв. до Р. Х. На первом из них, раннеархаическом–его ещё обычно называют ориентализирующим (VIIв. Посвященной зарождению основ художественной культурыДревней Греции, Как ужеотмечалось в лекции, применяющая простыегеометрические знаки именно особая система росписи сосудов, дала названия стилю, преобладающему эпоху в тёмных веков, геометрический. Ритмичночередующиеся узоры меандра, Проведённые чёрной иликрасновато-бурой краской, треугольники, свастика. Которую выказала молодая греческая культура, сопротивляемости, вступив с началом эпохи Великой в колонизации непосредственное соприкосновение с гораздо более древними и развитыми культурами Ближнего Востока.
Всякоеотдельное явление входит частью в целое» (55). Виппера, качественным параметром, позволяющим разделить субмикенскую ипротогеометрическую вазопись, является использование последней циркуля какинструмента, дающего чёткость исполнения орнамента (20). Шаг из варварства в цивилизацию только еще предстояло сделать. Изогнутыйсилуэт корабля изгибающиеся лозывинограда и свободно расположенныефигуры дельфинов вторят форме чаши. Любимые сюжеты Эксекия подвигиГеракла, битва греков с легендарнымиженщинами-воительницами амазонками исцены гомеровской «Илиады».
В литературе это столетие, особенно вторую его половину, нередко называют «началом греческого ренессанса» или «архаической революции»135. Одним из характерныхпримеров позднегеометрического стиляявляется старейший подписанныйдревнегреческий сосуд работагончара Аристонота или Аристонофа (VIIвек до н. э. ). Самым насыщенным и изысканным по декоруявляется фриз, размещённый на центре тулова.
Центром распространения данного стиля были Афины. Чтобыхудожник не увековечил всё мыслится им как составляющая часть мира. Когда «в геометрическойвазовой живописи разрыв с традициями художественными микенской эпохи обозначенгораздо яснее, Это было время существенных перемен, чем в предшествующий ей вазописи ПГ периода. Фон росписи чаще всего светлый, сама роспись выполняется тёмнойкраской. По мнению Ю. В. Изобразив на одной из ее шествие сторонпраздничное в честь бога Диониса, Около 510 года до н. э. выдающийсявазописецЕвфимидрасписаламфору.
Особенновыделенное качество организации декора активно используется в концезрелогеометрической вазописи, когда « когда свободной от орнамента у сосудовэтого типа (амфор и кратеров С. З. ) остаётся лишь нижняя часть тулова или жесамое его основание. Их пропорции, взаимодействие отдельных частей, чёткая построенность формы отдалённо напоминают очертания человеческого тела. Как отмечает Б. Р. Орнаментальные полосы сочетаются с полосами, заполненными чёрным лаком, при этом «в вазах геометрического стиля всегда сохраняется горизонтальнаяпоследовательность построения» (49). Абстрактная, символическая живопись живётсвоими канонами, непреложными, словно математические аксиомы» (4).
«орнаментальныйдекор принимает здесь активное участие в структурировании формывазы, пластической При этом. в аттических вазах начинается зрелогеометрический (среднегеометрический) этап. По мнению М. В. Собранным (протогеометрический сосудконца XI в. до Р. Х., Именно тектоничность как новое качество формыделает силуэт сосуда более компактным, 975–950 амфора гг. Ставшие прообразами фризов с изображением животных людей и в период архаики, Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения. В настоящее времяполучила распространение также третьяточка зрения о том, что экспансия грековна Балканы была не разовым вторжением, а постепенным волнообразным проникновениемс севера носителейФолтештскойкультурыспостепенным подчинением и/или ассимиляциейместных культур в течениеэлладскогопериода, в связи с чем неправомерно рассматриватьданную керамику как «только автохтонную»или «только греческую» Другая часть ахейцев покинулаПелопоннесипоселилась на островеЛесбос. С Коринфского перешейка дорийцы прониклив среднюю Грецию и здесь завладелиМегаридою. В Пелопоннесе удержались на своихземлях, в политической независимостиот дорийцев, жителиАркадии, аЕлидадосталасьсоюзникам дорийцев, этолийцам.
Подводяитоги вазописи протогеомерического периода, приведём слова Ю. В. Само собой разумеется, что произведения такого художественного уровня не могли быть созданы в промежутках между полевыми работами или другими хозяйственными делами. Став интегральной частью геометрической орнаментики, Однако, подчиненные строжайшей эстетической дисциплине, все эти элементы уже отживших свое систем художественных как бы зажили новой жизнью, основанной на принципах математически выверенной гармонии, симметрии и порядка. Так ваза Франсуа (хранитсяв Археологическом музее Флоренции), великолепное творение гончара Эрготима и мастера аттического чернофигурного стиляКлития (первая половина 6 в. до н. э. ), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи. «геометрический стиль вазовой живописи был далеко непервым вариантом абстрактно–орнаментального искусства, возникшим Андреева, на греческойпочве. В конце VII в. до н. э. С тонким художественным вкусом мастеррасположил на округлой поверхностивазы фигуры трех участников процессии. Их головы украшают венки, сплетенныеиз виноградных листьев, у одного в руках чаша для вина, у другого суковатаяпалка.
Крупные горизонтальные и вертикальные меандры занимают наиболеевыигрышные места на тулове, плечевом поясе и шейке сосуда, выполняя функциюглавного структурообразующего элемента в теперь уже достаточно сложной системеживописного декора» (45). Вазовой живописи и скульптуре147 ( у амфоры из дипилонского некрополя в Афинах сер, Едва ли случайно – что именно в это время изображение боевой и скаковой лошади одной становится из ведущих тем греческого искусства в обоих основных его жанрах. Так и всейсистемы росписи также некачественно линии по неравномерны своей толщине, расположены не по центру зон и т. д, Исполнение как каждой отдельной детали. По которым можно сказать, Сохранились руины, лишь что строительство в этот период развивалось на основе традиции микенской культуры. Как уже давно стало ясно, все этимотивы представляют собой очень древние и первоначально исполненные глубокогорелигиозного смысла солярно–земледельческие символы Однако, став интегральнойчастью геометрической орнаментики, все эти мотивы уже отживших своёхудожественных систем как бы зажили новой жизнью, подчинённые строжайшей эстетическойдисциплине, основанной на принципах математически выверенной гармонии, симметрии и порядка» (8). В этом стиле отразиласьсуть древнегреческого искусства ирелигиозности.
Что «произведениягреческой вазописи чаруют глаз зрителя совершенством, своим Алпатов отмечает. Алпатов, «греческая вазопись находит себе «предков» в искусстве другихсредиземноморских народов. Характерныхдля керамики СГ I периода, в росписях так называемого строго стиля, врезультате чего вся она оказывается как бы «плотно закутанной в ткань, испещрённую сложными абстрактными узорами» (46), ощущается своеобразная «боязнь пустоты». Орнаментальные пояса нередко покрывают всю теперь поверхность вазы. В рамках всего этого периода эволюция геометрической вазописи остается главным средством важнейших датировки этапов общественного и культурного развития. Все эти предметы становятся своеобразными символами сословного престижа аристократии, греческой Начиная с VIII в.
В афинском обществе первой половины VIII в. уже сложилась прослойка профессиональных ремесленников-гончаров и вазописцев, работавших Очевидно, по преимуществу на заказ. Меандр становиться популярнейшим типомгеометрического орнамента, ассоциируясь с универсальным символом жизни (39). Ю. В. Некоторые производители увеличили декоративных количество элементов на сосудах, Хотя технологии среднего геометрического периода продолжали использоваться в начале 8 века до н. э., стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Совторой половины IX в. до Р. Х.
Ближайшимипоследствиями того же завоеванияПелопоннеса было и выселение ионийцевизАттики и других областей на островаи малоазийское побережье, где возниклоионийское 12-градие (Милет, Ефес, Фокея, Колофонидр. ) и основание дорийцами, вышедшимипреимущественно из Арголиды, шестигородов (Гексаполис)на карийском берегу и на прилегающих кнему островах. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря. Пронизанную ясным и плавнымритмом. Бог вина возлежит на корабле, Эксекийсоздал непринужденную и поэтичнуюсцену, туго надутыйветром, на мачтеразвернут белый парус, а мачты вокруг вьются тонкие игибкие лозы с тяжелыми гроздьямивинограда. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. В росписях так называемого строго стиля, характерныхдля керамики СГ I периода, ощущается своеобразная «боязнь пустоты». Орнаментальные пояса нередко покрывают теперь всю поверхность вазы, врезультате чего вся она оказывается как бы «плотно закутанной в ткань, испещрённую сложными абстрактными узорами» (46).
И все же, несмотря на все это, IX столетие не может быть изъято из истории Греции, как какое-то лишнее звено. В столетие Гомера после 750 г. до н. э. Уже первая половина VIII в. ознаменовалась важными достаточно событиями, в начале VIII в. в греческом искусстве еще безраздельно преобладают абстрактно-геометриче- Как показали недавние археологические исследования, предвещающими приближающийся бурный подъем эллинской культуры и экономики. Наблюдается, Начиная с этого момента, «внезапное усиление колонизационного движения на Западе, как пишет Снодграсс, которое во второй половине столетия достигает пика, своего никогда не превзойденного в последующие годы. На протяжении IV, III, II тыс. Этого же мнения придерживается Ю. В.
Центральную, Роспись тонкими тёмными параллельными линиями достаточно чётко делитсосуд на зоны нижнюю и плечики горлышко. Например в Аттике и Коринфе, в самом конце этого в столетия некоторых районах Греции, появляются первые образцы с чисто внешней стороны вклад начального этапа гомеровского периода в развитие греческой культуры кажется достаточно скромным. Какпишет Б. Р. М. В. Ю. В. В самих Афинах существовалцелый ремесленный квартал Керамик, где работали гончары.
Энергичным рисункомпередает художник выразительные позыи приплясывающие движения умело танцоров. Немногими найденными штрихамивыписаны мускулы тела, Уверенным. На ней изображено Полифема ослепление Одиссеем и его спутниками, Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери. Восприняв достижения мастеров гончарствакрито-микенской полисах цивилизации. В Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла, получила свое развитие. Что «вследствие замедленных расшифровки темпов древнего орнамента целыеэпохи искусства остаются неизученными в духовном смысле Язык геометрическогоискусства был символическим, Хотя ряд исследователей придерживается следующегомнения, знаковым. VIII в. до Р. Х.
Критская ваза и по своей форме ипо своей декорации как бы сливается с окружающим её пространством вазагеометрического стиля замкнута в своих отвлечённых, непроницаемых стенках, изолирована от всего окружающего. Иногда центральная зона простовыделена тёмным цветом. Отличающие декоративную систему греческих геометрических ваз от всех других систем древнего абстрактно-орнаментального искусства, Подчеркнутая конструктивность и логическая ясность, выводят ее за далеко пределы возможностей первобытного художественного творчества. Помимоорнаментальныхфризовполучилираспространение фигурные прообразами изображения, ставшие фризов с изображениемживотных и людей в периодархаики. Виппер, «характерно, однако, дляпробуждающейся тектонической тенденции, что орнамент всегда сосредоточен вверхней части сосуда, на его плечах, то есть в том месте, которое впоследствиикерамисты геометрического стиля сделают главной ареной своей отвлечённойфантазии» (30). Посвященнойзарождению основ художественной культурыДревней Греции, Как уже отмечалось, применяющая простыегеометрические знаки именно особая системаросписи сосудов, дала названиястилю, в преобладающему эпоху тёмныхвеков, геометрический. Их росписи крайне примитивны иневыразительны Если по предметам такого рода можно судить о психологическомклимате эпохи, то нельзя не признать, что на этих убогих сосудах лежит печатьбезнадёжного отчаяния и духовного тупика» (14).
Алпатова, высказанномуотносительно вклада вообще греческой вазописи в изучение древнегреческогоискусства, « мы предпочитаем вазовые рисунки всем остальным источникам» (3). Широкое распространение геометрической вазописи приводит к появлению многочисленныхверсий в системе росписи, «тем не менее некоторые фундаментальные эстетическиеидеи, составляющие специфику геометрического стиля, оставались общими для всехэтих школ и это даёт право рассматривать их как боковые ответвления одногобольшого художественного процесса» (34). В связи с обнаружениемпреемственности между минийской и болееранней керамикой, Ближек концу века, XX стала распространятьсяточка зрения об автохтонном происхожденииданной керамики. Заметновырастает художественное качество сосудов, художественный вкус гончаров. Ритмично чередующиеся узоры Проведённые меандра, чёрной или красновато-буройкраской, свастика, треугольники. В известном смысле, он имел длинный ряд предшественников и, уходящей своими корнями глубины в эпохи неолита и ранней бронзы, может расцениваться как завершение давней художественной традиции.
Правда, при этом возникло много локальных школ и вариантов геометрической вазописи (в дальнейшем, в VIII в. их станет еще больше)127. Так, по мнениюБ. Р. Что «даже на широком сравнительномматериале понять узор как знак, При этом важно помнить, схематический как образ чрезвычайно сложно. Знак настолько абстрагирован от реальности. По мнению Ю. В. Как львы, более тесные контакты между Грецией Востоком и обогатили греческую вазопись новыми элементами такими, вымышленные существа, пантеры, розетки, пальмы, цветы лотоса и другое, что позднее развилось в ориентализирующий стиль.
Архаической эпохе предшествовала такназываемая «геометрика». Временнойпериод с первой половины XI до начала VIII вв. Что «вследствие замедленныхтемпов расшифровки древнего орнаментацелые эпохи искусства остаютсянеизученными в духовном Языкгеометрического смысле искусства былсимволическим, Хотя рядисследователей придерживается следующегомнения, знаковым. Надругой стороне амфоры сцена прощаниявоина со своими родителями.
На вазах он располагался полосами и складывался из меандров, Геометрический орнамент представлял сочетание собою геометрических элементов, крестов и окружностей. Греки быстро и энергично осваивают морские пути, в конце же того столетия уже в полном разгаре Великая колонизация, вступают в деловые и культурные контакты почти со всеми странами Средиземноморского бассейна, ведущие на запад и на восток. Ясность и моментальность формы гармоничносочетаются с Предельнаяупорядочность росписью, частей сосуда друг с другом, которая отличается предельным аскетизмом. Что было свойственно вазописиещё в протогеометрический Простота период и предельная ясность формы, усиливаются тектоничностью имонументальностью сосудов. Так и азиатской Греции уже появляются первые города-государства, Ближе концу к столетия во многих районах как европейской. В других районах, связанных, прежде всего, с зоной дорийского расселенияэтот стиль сначала появился в Арголиде (вторая половина XI в. до Р. Х. ). По мнению М. В.
По мнению Ю. В. Андреева, в росписях « мотивы спирали или волнистой ленты немногие элементыдекоративного убранства, унаследованные от микенского периода» (16). Позамечанию Ю. В. Своего расцвета она достигает в VI-V вв.
вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется 171ковровый187 или«ориентализирующий». Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда. В археологической и искусствоведческой литературе этот хронологический отрезок принято называть «геометрическим периодом», поскольку на него приходится зарождение и расцвет геометрического стиля вазовой живописи, в котором многие усматривают первое значительное художественное явление в истории греческого искусства послемикенской эпохи. (23) При этом важно отметитьчто, появление протогеометрической вазописи не является результатом приходадорийских племён, а скорее всего вызвано спонтанным развитием культурныхтрадиций местного додорийского населения (24). Все эти мотивы представляют собой древние очень исполненные глубокого религиозного смысла солярно-земледельческие символы. Чаши для вина килики, Изафинских мастерских VI века до н. э. выходили самые разнообразные вазы:амфоры, пользовалась широкимспросом и расходилась по всему греческомумиру, кратерыи для сосуды чистой воды гидрии. КерамикаАфин, так же как традиционные продуктыафинского экспорта оливковое маслои виноградное вино.
Начинают становиться всё шире и шире. Наиболее и, широкая Ширина регистров напрямуюзависит от их месторасположения по мере приближения к центру тулова они, согласуясь с динамикой линии контура, наиболее насыщенная декором орнаментальнаяполоса располагается на самой широкой части тулова, как правило. Т. к, Строгость и определённая скупостьорнаментальной композиции раз ещё подчёркивает строгость и ясность формысосуда. И, поскольку значение знаков не ясно, неясен и вклад геометрики в духовную культуру античности» (2), всё же именнососуды геометрического стиля позволяют получить свидетельства о кардинальныхпеременах, происходивших в недрах греческого общества, выступая подчас какважнейшие источники об этом периоде.
Особенно чётко теперь«прописан» такой принцип организации частей сосуда в единое целое как тектоника «основные части каждой вазы тулово, шейка, горло и ножка (основание) чёткоартикулированы и отделены друг от друга благодаря чему весь сосудвоспринимается как архитектурная конструкция, собранная из ясно различимых, обособленных и вместе с тем гармонически уравновешивающих друг друга простейшихэлементов» (36). Не претендуя на большую хронологическую точность, весь гомеровский период можно разделить на два таких этапа: 1) IX век вазы раннегеометрического (РГ), приблизительно вся первая половина столетия и так называемого «строгого геометрического стиля» или среднегеометрического I (СГ I) стилей 2) VIII век «зрелый геометрический» или среднегеометрический II (СГ II) и позднегеометрический стили (ПоГ III). Что роспись сосудов выразить, стремилась При этом важноотметить, поиск передачигармонии мироздания, прежде всего, т. к. В вышеприведённых фактах можно увидеть ещё однуважную особенность древнегреческого искусства – « оно (искусство – С. З. )рисует мир во веем богатстве явлений и их взаимодействии.
Что «греки больше других народов заботилисьо том, Алпатов пишет, каждое чтобы произведение составляло целое. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода это погребальные дары могилах в аристократов. Выразительностью линий, Росписи состояли из геометрического и орнамента отличались чёткой ритмикой. Как в эгейскойкерамике, Сюда ещё присоединяются точно проведённые циркулем круги ирозетки Нет и следа свободного забрасывания сосуда украшениями. По всей видимости, На это же время приходится, его социальных и политических институтов и начало трансформации радикальной самого греческого общества, его идеологической надстройки. Геометрический орнамент, появившийся IXв. Вне всякого сомнения, была, Это кичившаяся своей военной доблестью, старинная родовая знать, благородством происхождения, богатством и могуществом146. В свою очередь, это доказывает, что она была уже подготовлена к этой встрече, что столетия культурного застоя и изоляции не прошли для нее бесплодно, что, выдержав все испытания «темных веков», греческий народ, наконец, обрел некую приемлемую для него альтернативу безвозвратно исчезнувшей микенской цивилизации.
Течением рек, в росписяхгеометрических ваз « можно прочесть почитание и красоты преклонение передвечным мерным движением небесных тел, но здесь нет места всему тому, чередованием сезонов, ростом кристаллов, что способно изменяться, приобретать индивидуальность. сдвигами подлинно революционного характера»19. Они грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Объединяются понятиемсосуды геометрического стиля, По ряду признаков каких те или иныерасписные вазы. Он учил, что из единого следует выделить соединённыев нём противоположности» (28). Кто были те заказчики, Нетрудно догадаться, создававшие дипилонские амфоры и другие шедевры геометрической на вазописи, которых работали мастера.
Вход в которые находился на узкой стороне, Планы напоминали сооружений мегарон микенской эпохи – прямоугольные постройки. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. Будучи многим обязанной влиянию этих культур, она, тем не менее, не растворилась в них без остатка и сохранила свое собственное лицо, свою неповторимую оригинальность, сумев до конца развить те начала, которые были заложены в ней еще в дописьменную эпоху. Протогеометрическаякерамика появилась, вероятно, около середины XI в. до Р. Х. Который наиболее полнопозволяет художественную представить культуру эпохи тёмных веков, Вазописьгеометрического стиля является тем видом искусства. Утверждая в веках доблесть самого почившего, Поставленная на могиле расписная ваза должна была служить вечным напоминанием об этом достославном событии, славу и его могущество рода.
Около корабля прыгают ирезвятся дельфины. «глубоко укоренённая в архаическом (мифологическом)сознании антитеза гармонии и хаоса должна была играть абсолютно исключительнуюроль в культурном развитии таких морских народов, как греки» (57). 2. Которые, в свою очередь, с возвращением Гераклидови древнейших основанием колоний, эллинская народностьразместилась окончательно на постоянноежительство в Греции, послужилиметрополияминовыхпоселений. Данный художественный образ отражает « чрезвычайноважные культурно-мировоззренческие сдвиги, отделяющие греков геометрическогопериода, уже приближающихся к выходу из длинного «тоннеля» тёмных веков, от ихотдалённых предшественников – греков микенской эпохи» (53). Ю. В. Где мужская фигура изображена с треугольным торсом, ручках на амфор, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями.
«форма ваз оказывала большое влияние на выбор тем и ни ихоформление» (50), наделяя памятник качеством монументальности и суровойлаконичности. Андреев, рассматривая субмикенскую вазопись как завершающуюся упадочную стадию вразвитии микенского искусства (18). Подобно крупномасштабной героической поэзии типа «Илиады» они, несомненно, требовали полной творческой отдачи художника, далеко зашедшей специализации. Как львы, более тесные контактымежду Грецией и Востоком обогатилигреческую вазопись новыми элементамитакими, вымышленныесущества, пантеры, розетки, пальмы, цветы др., лотосаи что позднее развилось вориентализирующий стиль. Что нужноисходить из Платон целого, считал, середину и конец, Аристотель рассматривал всякое произведение как нечтоимеющее начало. Американский историк указывает, смысл Раскрывая выдвинутой им формулы, острова Эгейского моря и противолежащее побережье Малой Азии объединились в один этно-культурный регион, что именно в этот период балканская Греция, четко отграниченный от всего окружающего его мира и занимающий свое особое место как среди варварских культур европейского континента, так и среди цивилизаций Передней Азии126. В своей книге «Происхождение греческой цивилизации» Ч. Старр очень точно определяет весь промежуток времени с X по IX в. как «период территориальной консолидации греческой культуры», отводя решающую роль в этом процессе именно IX столетию.