Основанные на натурных наблюдениях и оснащенные яркими эффектами освещения морские пейзажи направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века.
1909) выполнены в дивизионистской технике и передают массу впечатлений состояний и Неи-Джани». 1522-1530гг., Старая пинакотека, Мюнхен), «Дунайский пейзаж» (ок. Если итальянские художники стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль), то немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик. Здесь прекрасно развит горнолыжный спорт и каждый год зимой проводятся знаменитые гонки «Лауберхорн». преимущественное распространение получает монументальный пейзаж-картина, основанный на тщательном переосмыслении этюдного материала. В искусстве классицизма окончательно закрепляется система условной, кулисной трехплановой композиции, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины. Отличающиеся сияющей чистотой красок, в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, представление навевают о природе как замкнутом волшебном саде. Близких пейзажу символизма и отличающихся звучностью ритмизованных локальных цветовых плоскостей, в произведениях П. Гогена, переосмысляется радикально образ пейзажа-идиллии.
Что пейзажный фон начинает как осмысляться принципиально важная часть произведения изобразительного искусства, тенденция к чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому. Богатую красочными оттенками световоздушную среду, компонентом Важнейшим пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. Где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, н. э., до флоры и природных стихий. Проявляющуюся и в том, Унаследованное романтизма от этико-философское звучание пейзажа принимает теперь более демократическую направленность, сцены сельского труда, что в пейзаж всё чаще включались люди из народа. (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью (например, у Сэссю, XV в. ), тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (в XVIII-XIX вв. ), более активной ролью человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ).
В их пока ещё условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. П. сезанн утверждал в произведениях своих монументальную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов. Даль в Норвегии, огромную роль пейзаж играл также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико).
Особое место занимают графические пейзажи Дж. Городской пейзаж футуристов и экспрессионистов часто принимает заострённо агрессивный или отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. В это же время усиливаются типичные для национально- романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, румын Ш. Лукьян, латыш В. Пурвит). С. Котмен, Дж.
Работавших в этот период, Ряд живописцев, в видя ней некий прообраз внутренней свободы, обращались к искусству античности. Рренелль», 1889 «Константинополь. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии ( ). Среди которых был и прославленный И. К, маринист За свою 40-летнюю службу в Академии художеств Воробьёв воспитал плеяду замечательных пейзажистов. Так и жанровой живописи, – 1615) в их картинах оказались сконцентрированы завязи как пейзажной, в дальнейшем развившиеся и определившиеся как самостоятельные жанры. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом (Моне).
Богатую красочными оттенками световоздушную среду, Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, обволакивающую предметы и обеспечивающую нерасторжимость зрительную природы и человека. В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс итальянцы С. Роза и А. Маньяско) первенствует стихийная мощь природы иногда как бы подавляющая человека. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др. ), считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Кулисной трехплановой композиции, в искусстве окончательно классицизма закрепляется система условной, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины.
В пейзажной живописи эпохи Просвещения не и осталось намека на прежние идиллические условности рокайльного искусства. В искусстве XX в. ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего преходящего (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (представители фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше и экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (представители сюрреализма). В конце XVIII – первой половине XIX в. в пейзаже преобладают тенденции романтизма (Дж. Пленэрные пейзажи Клода Моне («Зейдерекерк в Амстердаме», ок. 1874 «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 «Вокзал Сен-Лазар.
Исторический или литературный момент играет важную роль у А. М. Васнецова, Национально-романтические черты произведениям присущи А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона фольклорный, Н. К. Рёриха, М. В. Нестерова, а также в героическом пейзаже К. Ф. Богаевского. Вот таким образом ими можно не декорировать только стены и потолки, Полотна клеятся на любые поверхности, но и мебель. 1650), Мейндерт Гоббем («Водяная мельница», 1660-ее Аллея а Мидделхарнисе», 1689 «Развалины замка Бредероде», 1671) – каждый по-своему, с присущими только им особенностями и жанровыми предпочтениями, с большим мастерством придавали своим пейзажам глубокую содержательность и значимость. В 20-х гг. Так возникла живопись «барбизонской» школы, представителей которой привлекала возможность передать, как прекрасна жизнь природы (Теодор Руссо, Жюль Дюпре).
Но на первый план выступает тяготение обострённой к выразительности фактуры и колорита, сохраняет значение принцип пейзажа-картины, активно воздействующим на зрителей композиционным ритмам, к обнажённым. Контрастами между крупными первого массами плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность. Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер в США, П. Брюнинг в ФРГ). Нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы идеального пейзажа, Карраччи, скрытого под внешним многообразием различных аспектов природы, подчинённого разумного идее закона. Ж. Сёра подчинил пейзажные мотивы строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям.
Фотообои – стандартные изображения, которые имеют 22 размера полотна и 5 текстур на выбор. С сентиментальными нотками, Очень часто на полотнах появлялись вымышленные сюжеты, романтизированные именновот таким образом художником, такие картины имели большую популярность среди буржуазии исреднего класса. одухотворённый пафосом социалистического строительства, складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны). Свободная живописная манера выявляют пластическое богатство и природы, красочность в пейзаже мастеров Бубнового валета сочность цветового строя и темпераментная. Преимущественно в сценах войн,, содержатся отдельные элементы пейзажа, охоты и рыбной ловли, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве Нового эпохи царства. Полотна Жоржа Сера («Парад», 1888» «Цирк», 1900-1901) и Поля Синьяка («Сена.
Э. ванн дер Пул, С. Де Влигер, Соломон ван Рейсдал, Я. Порселис, Альберт Кейп, Паулюс Поттер («Ферма», Поттер – основоположник жанра «пейзаж с животными») – все они стремились запечатлеть красоту окружающего мира во всех его проявлениях. С XVII в. широко распространяется топографический видовой пейзаж (гравёры – немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие которого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирическая насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова, обретает драматически-напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. Нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, в творчестве ряда представителей этих течений к тяготение деформации пейзажного изображения, например, явилось путём перехода к абстрактному искусству (подобную роль пейзаж сыграл. В композиционных полотнах представителя данного стилевого направления Юбера Робера происходит сосуществование гармоничное реального и вымышленного миров.
Которая сверкает всем спектром красочных нежных оттенков, Великолепный пейзаж венчает радуга. Снег», 1872/1873 «Вид Понтуаза», 1868 «Набережная Потью», 1868 Дорога в Лувесьене», 1872), Альфреда Сислея («Мост в Вильнёв-ла-Гаренн», 1872 «Мороз в Лувесьене», 1873 «Малая площадь в Аржантёйе», 1872) отражают неподдельный и живой интерес живописцев к изменчивой световоздушной среде. Который пользовался большой популярностью, Обрел широкое распространение морского жанр пейзажа – марина. Фрески изготавливаются по индивидуальным размерам и эскизам на 10 различных фактурах. 1873 «Дом доктора Гаше в Овере», с позиций монументального искусства изображает и величие скрытую мощь природы Поль Сезанн («Дом повешенного», 1875-1876 «Вид Овера», 1873 «Улица», ок. Кром, Дж.
Которые создали ряд миниатюр к герцога часослову Беррийского, Во Франции при дворах герцогов Беррийских и Бургундских в 1410-х годах творили талантливые иллюстраторы – братья Лимбург. В наиболее мере способствовавшего эволюции пейзажа к образам, реальным Констебла, сохраняющим свежесть натурного этюда. Включавший элементы перспективы ( в средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический древнеримский и пейзаж, основанных на эллинистических традициях, если не считать редких образцов. 1874).
Однако увлечение поисками красочных решений все больше уводило живописцев в сторону от реального отображения окружающей действительности, от соблюдения требований рисунка. И прежде всего итальянцев произведений 17–18вв, Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого. Типичного для художников Голубой розы, Среди вариаций на тему ирреального пейзажа-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, а также Н. П. Крымова, картины выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. С. Сарьяна, стремившегося к строгой уравновешенности колористических и композиционных решений.
1660 «Собор и новая городская ратуша в Амстердаме», 1668). 1664-1665), Якоб ван Рейсдал, Ян Порселис («Море с кораблями в ненастный день», 1 треть XVII века «Буря» Порселис – первый художник в истории мировой живописи, который сделал темой своих работ морские просторы без берегов и гаваней), Ян ванн де Капелле («Голландская яхта салютует отплывающему барку», 1650), Альберт Кейп, Лудолф Бакхейсен («Эндрахт» и голландский военный флот», 1670-1675). Складывающегося первоначально в графике (А, в искусстве Возрождения формируются предпосылки появления для самостоятельного пейзажного жанра. Русские художники обращались к родной (Л, природе Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа.
Голландские художники и графики XVII в. (Я. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом (Моне). Представители реалистичного пейзажа середины и второй половине XIX в. (Коро, мастера барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции маккьяйоли в Италии А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии и др. ) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов.
В произведениях советских пейзажистов сквозь черты конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтической концепцией пейзажа (например, пейзажи Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотической отчуждённости. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. Братья Х. и Я. ван Эйк в Нидерландах К. Виц и в Л. Мозер Швейцарии и Германии первой половины XV в. ). М. к. клодт), Л. Каменев, мотивы которой отличаются особой монументальностью и эпическим размахом произведений в И. И. Шишкина.
Что ряд искусствоведов считает именно Альбрехта Альтдорфера основоположником пейзажной немецкой живописи, Следует отметить. В Италии этой эпохи получило развитие иное направление пейзажного жанра. В 60-80-х гг.
Хендрик Аверкамп («Зимний пейзаж», 1620-ее «Зимний пейзаж с конькобежцами у замка», 1608-1609), Эсайса ван де Велде («Проповедь Иоанна Крестителя», ок. 1520-1525гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Утрилло во Франции, Э. Хоппер в США).
Нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, В. ван Гог стремился к повышенной, придавая отдельным пейзажа деталям почти человеческую одушевлённость. Элементы живописи с натуры, на открытом воздухе ( ) появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Такой цветовой строй картин позволяет и правдоподобно достоверно предавать материальность окружающего мира. Примером такой картины является полотно итальянского живописца Стефано ди Джованни, также известного по прозвищу Сасетта – «Шествие волхвов» (I пол. Некоторые из близких к ним художников пейзажную соединяли живопись с изображением людей труда. В. Герасимов, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, С. А. Чуйков).
Фрески и фотообои от фабрики Affresco создаются по одной технологии, методом ручного нанесения на флизелиновую основу декоративной штукатурки с выбранным рельефом, на которую затем наносится изображение и защитный лак. Соединение лирических интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. В XVI – начале XVII в. у ряда нидерландских мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного пейзажа тонкие жизненные наблюдения переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно- эмоциональное отношение художника к миру. Романтизировавшего руины, Б. Пиранези, памятники античного зодчества и наделявшего сверхчеловеческой их грандиозностью. Что явилось следствием развития станковой живописи как вида искусства, Со временем пейзаж ушёл далеко за границы художественных иных жанров. Где образ природы или составляет единственное содержание картины (А, Дюрер и дунайская школа) и в живописных небольших композициях.
Чистые мостовые, Уютные улочки, ступенчатые фасады домов, посыпанные песком тротуары вровень с ними, строгие и респектабельные общественные постройки, величественные своей в гармоничной простоте храмы – все это было предметом гордости горожан и находило отклик в творчестве братьев Беркхейде, Санредама («Западный фасад церкви Св. зарождается советский индустриальный пейзаж (Б. В открывающих качественно новый этап в истории пейзажа произведениях Ф. Гварди, Такого рода пейзаж в XVIII в. достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом ведутах Каналетто и выделяющихся Б. Белотто, виртуозным воспроизведением изменчивой световоздушной среды. Нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы идеального пейзажа, Карраччи, скрытого под внешним различных многообразием аспектов природы, подчинённого идее разумного закона. Мы можем это увидеть на картинах таких художников, как И. Патинер (Нидерланды) и А. Альтдорфер (Германия).
Которые позволили бы убедительно передавать различные моменты солнечного освещения и богатство красок натуры, в конце XIX пейзажисты века Франции основное внимание направили на поиски таких звучных колористических решений. Отличающиеся сияющей чистотой красок, в тебризской произведениях школы и гератской школы пейзажные фоны, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. А свободно перетекают один в другой, Отдельные пространственные планы китайского пейзажа не разграничиваются, подчиняясь общему декоративному картинной решению плоскости. Реалистические традиции второй половины XIX с в. переплетаются влияниями импрессионизма и модерна. На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа (основы которого были заложены ещё в творчестве А. Г. Венецианова и особенно А. А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников. Ж. Сёра подчинил пейзажные мотивы строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. К началу XVII в. в творчестве итальянца Ан.
Художники, связанные с символизмом и стилем модерн (наби во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и матери-земли (отсюда происходят популярные в этот период типы пейзажа-мечты и пейзажа-воспоминания), обыгрывали в своих композициях различного рода сквозные формы (ветви, корни, стебли и т. д. ), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. К. а. сомов), С. Бакст, возникли проникнутые элегическими историко-архитектурные нотами виды (А. С XIII-XIV вв. Отсутствие напыщенности и строгости, Их привлекала простота изложения материала и, свобода творчества, таким образом их картины приобретали повествовательный характер и заключали себе в некоторый философский смысл.
Часто проникнутого мотивами гражданской скорби, в конце XIX в. линия эмоционально-лирического пейзажа, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения к такого рода пейзажам относятся отмеченные созерцательностью мягкой произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана. Но более камерны по духу произведения В. А. Серова, Близки к пейзажу-настроению Левитана, Л. В. Туржанского изображающие П. И. Петровичева, преимущественно скромные, лишённые внешней эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Венген – невероятно красивая деревня, находящаяся в Бернских Альпах.
Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао) эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа шань-шуй (гуры-вуды). Нормандский поезд», 1877 цикл «Руанский сабор», 1892-1894), Камиля Писсарро (Дорога на Жизера в Понтуаз. Нередко трактующий мир техники как своего рода в антиприроду, XX в. в Европе и Америке получил широкое распространение индустриальный пейзаж, непреодолимо враждебную людям (Ч. Тем не менее, в их пока ещё условной красоте они, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов достопримечательных и мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835 «Дуб, раздробленный молнией», 1842). Сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости, Позднеромантические веяния в проявляются произведениях А. И. Куинджи. Все вышесказанное вполне можно отнести к его «Пейзажу с радугой», на котором художник изобразил уходящие вдаль бескрайние просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями. Что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и Наряду К. Лоррена, с этим пейзаж становится носителем высокого этического содержания, произведения которых представляют собой 2 варианта идеального пейзажа – героический и идиллический.
В творчестве же других художников преобладало стремление поведать поэтично о красоте изменчивой природы в разные времена года и в течение одного дня. Что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, Важное значение пейзажа в художественной системе объясняется романтизма тем, видя в возврате к естественной природной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости, Позднеромантические проявляются веяния в произведениях А. И. Куинджи. Также в Венгене действует знаменитый театр марионеток. Лирическая насыщенность, Тенденция к изображению состояний переходных природы, обретает драматически-напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева, свойственная творчеству А. К. Саврасова.
В восприятии китайского пейзажа существенную роль играли стихотворные надписи, символические мотивы, олицетворявшие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива мэйхуа), человеческие фигурки, пребывающие в пространстве, которое кажется беспредельным из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, вот таким образом, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семёна Фёдоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Паленсия в Испании, Кьярваль в Исландии, группа семи в Канаде, Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии).
Пейзажные мотивы Винсента ван Гога («Ночное кафе в Арле», 1888) полны мрачного и трагического чувства. Н. Яковлев и др. ). Художники Ян ван Гойен («Мельница у реки», 1642 «Колодец», 1633 «Голландский порт», ок. 1650), Филипс Конинк («Пейзаж с дорогой у реки», 1655), Мейндерт Гоббем, Альберт Кейп («Пастух с коровами на реке», 1650-ее), Саломон ванн Рейсдал («Речной пейзаж», 1646), Якоб ван Рейсдал («Еврейское кладбище», после 1670 Лес», ок. И именно на них пейзаж начинает доминировать над сценами, Их отличаются работы небольшими размерами изображенными на переднем плане. В отличие от классицистов, они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий.
Выполненные в таком стиле пейзажные картины часто носили декоративный и характер предназначались для украшения парадных залов. Голландские художники и графики XVII в. (Я. Голландцы изображали типичные национальные пейзажи различное в время суток и в разные поры года. Традиция идеального пейзажа обрела изысканно- декоративистское истолкование в эпоху рококо (Пейзаж с изображением руин француза Ю. Робера), однако в целом идеальный пейзаж, занявший (под названием исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистической системе жанров, на протяжении XVIII в. вырождается в академическое направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым законам классицистической композиции. На рубеже XIX и XX в. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические отношения с ними.
А. Дейнека, Г. Г. Нисский, П. П. Оссовский). Или «жанровое искусство», Однако сам термин «жанровая живопись», когда стали художники проявлять особый интерес к тому, появился в XVII веке, что происходило за стенами художественных мастерских. Но возводимую в идеал, эстетический Художники стремились показать зрителю природу в ее естественном облике. Ихпривлекала простота изложения материала, отсутствие напыщенности истрогости, свобода творчества и, таким образом их картины приобреталиповествовательный характер и заключали в себе некоторый философскийсмысл.
Типичное для нидерландского пейзажа, Совмещение пейзажного и жанрового моментов, отличительными чертами которых является не только грандиозность панорамных композиций, приводит наиболее к ярким результатам в произведениях П. Брейгеля Старшего, но и глубочайшее проникновение в характер народной жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. Колизей», 1816). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. Выдвинувшихся в 50-70-х гг., Среди наиболее значительных советских пейзажистов, Б. Ф. Домашников, – Л. И. Бродская, Е. И. Зверьков, В. М. Сидоров, Т. Салахов, В. Ф. Стожаров, И. Шважас. Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа ( К началу XVII в. в творчестве итальянца Ан. Сложившиеся в дореволюционный период, в этой области выдвинулись мастера, но после революции Октябрьской 1917 вступившие в новую фазу творчества (В.
Георгия» (1510г., Старая пинакотека, Мюнхен), «Пейзаж с замком Верт» (ок. Благодаря чему городской пейзаж обрёл равные права с изображениями природы, в их работах отразилась динамика и современной городской жизни. К. писсарро, Моне, считавших работу на пленэре непременным условием создания образа, пейзажного А. Сислей и др. ). Что здесь мы можем еще наблюдать неумение передачи пространства – оно загромождается массой ландшафтных элементов, Несмотря на то, свидетельствующая стремлении о художников достигнуть того уровня изобразительного мастерства, которые не соответствуют друг другу по масштабу известна масса картин, когда изображения природы и человека станет целостным и всесторонне гармоничным. Якоб ван Рейсдал, 1664-1665), Ян ванн де Капелле («Голландская яхта салютует отплывающему барку», 1650), Ян Порселис («Море с кораблями в ненастный день», 1 треть XVII века «Буря» Порселис – первый художник в истории мировой живописи, который сделал темой своих работ морские просторы без берегов и гаваней), Альберт Лудолф Кейп, Бакхейсен («Эндрахт» и голландский военный флот», 1670-1675).
Примечательно, что подавляющее большинство голландских пейзажей имеет достаточно приглушенный колорит, призванный передавать естественные цвета природы. Л. рихтер в Германии Й. А. Кох в Австрии Ю. К. К, в М. У. Тёрнер Великобритании Ж. Мишель во Франции К. Д. Фридрих. В их картинах руины античных зданий, нагромождения причудливых по форме скал, контрастные сопоставления темных «кулис» из деревьев с легкими по тонам далями даны в красивых, но условных соединениях, далеких от восприятия окружающей действительности. Если не считать редких образцов, в средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа представлены были первоначально весьма скупо, основанных на эллинистических традициях. В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс итальянцы С. Роза и А. Маньяско) первенствует стихийная мощь природы иногда как бы подавляющая человека. Об этом свидетельствуют следующие работы: «Лесной пейзаж с битвой св. Р. Козенс, Дж.
Они проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы своеобразию и национальных ландшафтов. Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа (сложившегося ещё в VI в. ) – Го Си (XI в. ), Ма Юань, Ся Гуй (оба – конец XII – первая половина XIII в. ), Му-ци (первая половина XIII в. ). в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского). В русском пейзаже XIX в. романтические традиции играют роль ведущую в творчестве Воробьёва М. Н. и И. К. Айвазовского.
Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. Однако сам термин «жанровая живопись» или «жанровое искусство», появился в XVII веке, когда художники стали проявлять особый интерес к тому, что происходило за стенами художественных мастерских. Количество туристов здесь всегда в 5, а то и 10 раз превышает число местного населения. Голландские мастера создали многообразные типы пейзажа (в том числе марину и городской пейзаж).
А. а. шовкуненко на Украине, в республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И. И. Бокшая, Сарьяна в Армении, Д. Какабадзе в У. Тансыкбаева Грузии, в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. Грабарь, Н. Бакшеев, А. В. Куприн, Крымов, Остроумова-Лебедева, Рылов, Юон др. ) и а также художники, чья деятельность всецело связана с советским временем (С. Немаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Который в своих полотнах стремился к передаче воздушной с среды помощью валеров, Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии XIV в. бургундские и нидерландские миниатюристы XIV-XV вв. В русском пейзаже рубежа XIX-XX вв. Наряду с условными декоративными пейзажами заказчики требовали от нарядных художников картин с изображениями пышных дворцов и аллей парков.
1655-1660 «Болото»), Ян Вермер Делфтский («Вид Делфта», ок. 1660 «Уличка», ок. В этом жанре отметились такие выдающиеся художники, как Симон де Влигер, Виллем Старший и Виллем Младший ван де Велде («Голландский военный флот на якоре в спокойном море», ок. Они идеализировали природу и создавали т. н. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв.
Среди которых наибольшую популярность жанр получил пейзажа, во всем разнообразии ее жанров. Напоённая светом и Благодатная теплом, земля Италии, становится в его картинах воплощением мечты. Эта черта присуща и творчеству ряда мастеров-реалистов (М. Развивающегося в русле социалистического реализма, Для советского пейзажа, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, наиболее характерны образы, тесную связь её с деятельностью преобразовательной людей. Повествующие о временах года и, Это красочные и изящные рисунки, а также развлечениях, соответственно полевых – работах, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы.
Племянник Семёна Фёдоровича Щедрина,, первым стал писать пейзажи не в работавший мастерской, в Италии, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. В 30-50-х гг. М. к. клодт), Л. Каменев, мотивы которой отличаются особой монументальностью эпическим и размахом в произведений И. И. Шишкина. На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа (основы которого были заложены ещё в творчестве А. Г. Венецианова и особенно А. А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников.
В Эпоху Раннего Возрождения в живописи обнаруживается ярко интерес выраженный к жанру пейзажа. С позиций монументального искусства изображает величие и скрытую мощь природы Поль Сезанн («Дом повешенного», 1873 «Дом доктора Гаше в Овере», 1873 «Улица», 1875-1876 «Вид Овера», ок. Русские художники обращались к родной (Л, природе Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа. Однако сам термин «жанровая живопись» или «жанровое искусство», появился в XVII веке, когда художники стали проявлять особый интерес ктому, что происходило за стенами художественных мастерских. Благодаря чему городской пейзаж обрёл равные права с изображениями природы, в их отразилась работах и динамика современной городской жизни. 1658), Арт ван Дер Нер («Пейзаж с рекой. Позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, Художников привлекают мотивы, связанные с убыстряющимся темпом современной жизни (А, динамические сдвиги пространственном в восприятии мира.
С XIII-XIV вв. Обращаясь в основном к видам итальянской природы Рима, («Вид Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно видоизмененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. Пейзажные картины фламандца Питера Пауля Рубенса передают и мощь красоту земли, Так, вселяя в зрителей чувство оптимизма, утверждают радость бытия.
Х. сегерс, ван Гойен, М. Хоббема, Я. ван Рёйсдал, Рембрандт, Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая световоздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной жизни её природы, вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с идеей тесной связи природы с повседневным существованием человека. Последние черты чрезвычайно характерны для творчества англичанина Дж. Ж. о. фрагонара во Франции, Предромантические веяния угадываются в интимно-лирических парковых фонах в картинах А. Ватто, Р. Уилсона, а также в родоначальников творчестве английской школы пейзажа – Т. Гейнсборо. В восприятии китайского пейзажа существенную роль играли стихотворные надписи, символические мотивы, олицетворявшие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива мэйхуа), человеческие фигурки, пребывающие в пространстве, которое кажется беспредельным из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматический городской пейзаж (М. Ф. Я. Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко.
Романтизированные художником, Очень часто на полотнах появлялись вымышленные сюжеты именно такие вот таким образом картины имели большую популярность среди буржуазии и среднего класса, с сентиментальными нотками. Что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и К. Лоррена, Наряду с этим пейзаж становится носителем высокого этического содержания, произведения которых собой представляют 2 варианта идеального пейзажа – героический и идиллический. Художники, связанные с символизмом и стилем модерн (наби во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и матери-земли (отсюда происходят популярные в этот период типы пейзажа-мечты и пейзажа-воспоминания), обыгрывали в своих композициях различного рода сквозные формы (ветви, корни, стебли и т. д. ), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. Отражавшие средневековые представления о Вселенной, ряде в композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно- теологические схемы.
В местной церкви проводятся вечера органной музыки – а на вокзале организовываются концерты народной и духовой музыки, дополнение в к лыжному спорту и великолепным окружающим пейзажам туристам предлагается насыщенная культурная программа. В. Добужинский). Нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, В. ван Гог стремился к повышенной, придавая отдельным деталям пейзажа человеческую почти одушевлённость. Развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в отношения антагонистические с ними, На рубеже XIX и XX в. в пейзаже складывается несколько направлений.
Размер бесшовного полотна фресок и фотообоев может достигать 3, 2 х 10, 2 метра. Во второй половине века во Франции среди молодых художников возникло стремление средствами живописи правдоподобно скромные изображать и неприукрашенные уголки родной природы. Часто проникнутого мотивами гражданской скорби, в конце XIX в. линия эмоционально-лирического пейзажа, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую состояний передачу природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана.
Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны для мастеров, стоящих у истоков национальных школ европейских реалистичных пейзажей (ранний К. Коро во Франции отчасти К. Блехен в Германии А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России). В это же время усиливаются типичные для национально- романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, румын Ш. Лукьян, латыш В. Пурвит). «героические» пейзажи, приукрашенные и вызывающие ассоциации с классической поэзией. На открытом воздухепоявляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса, Элементы с живописи натуры. Близких пейзажу символизма и отличающихся звучностью локальных ритмизованных цветовых плоскостей, в произведениях П. Гогена, радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. Вечер», ок. Там художники не стремились к реальной передаче окружающего мира.
Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды, разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь концепциями о рационалистичности законов мироздания и возрождая представление о пейзаже как реальной среде обитания человека (последний момент был особенно характерен для итальянских мастеров кватроченто). Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Мрачной поэзией тёмных или ночей сверканием молний привлекали М. Н. Воробьёва («Осенняя ночь в Петербурге, Романтические мотивы с эффектами лунного освещения. В котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б, Вместе с тем бурно развивается пейзаж реалистического национально-романтического и характера. П. Сезанн утверждал в своих произведениях монументальную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов.
П. уччелло, Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа и Джентиле Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гуса, Гертгена тот Синт-Янса, Х. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии, мастеров дунайской школы в Германии и Австрии. Марии в Утрехте», 1662), Ван дер Хейдена («Вид на Вестер Керк в Амстердаме», ок. Новое отношение к природе возникло в искусстве во второй половине XVIII столетия. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826 «Терраса на берегу моря», 1928). Видовой пейзаж в XVIII в. сыграл решающую роль в становлении пейзажа в тех европейских странах, где до XVIII в. не было самостоятельного пейзажного жанра (в том числе в России, где крупнейшими представителями этого вида пейзажа были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, художник Ф. Я. Алексеев). XV века).
Голландские мастера создали многообразные типы пейзажа (в том числе марину и городской пейзаж). В кругу мастеров Мира искусства культивировался тип пейзажа-воспоминания (Л. Но и жизнь современного им города, работы Художественные импрессионистов изображают не только сельскую природу.
ван Гойен, Х. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт, Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая световоздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной жизни природы, её вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с идеей тесной связи природы с повседневным существованием человека. Получивший широкое распространение в Голландии со половины второй XVII века, Городской пейзаж – еще один жанр живописи. В западноевропейском искусстве XII-XV вв. А свободно перетекают один в другой, Отдельные пространственные планы китайского пейзажа не разграничиваются, общему подчиняясь декоративному решению картинной плоскости. Альтдорфер) или безраздельно главенствует над сценами переднего плана (нидерландец И. Патинир).