Бобринская, Екатерина Александровна (р. Известные носители: Бобринская, Анна Владимировна (1769 1846) жена внебрачного сына Екатерины II Алексея Бобринского. В 2011 году журнал «Искусство» анонсировал выход новой книги Екатерины Бобринской о концептуализме «Чужие.
Екатерина Александровна Бобринская (р.
Явления ономатопеи популярной у итальянских футуристов были наиболее близки к этой интерпретации «звуко-жеста». Околохудожественные ситуации иногда становились источником для неожиданных экспериментов в искусстве, деятельности в многочисленных объединений эксцентрического типа полубытовые, в рамках которой уже со второй половины XIX века развивалась своястилистика искусства поведения, порой опережавших и предвосхищавших авангардистские1. В России в какой-то мере близкую функцию исполняла полудилетантская салонная культура. Индивидуальные пространства не случайно становились невидимым извне и потому частные, утопичным внутренним пространством в действии акции или в реальной жизни, будто как не существующим в реальности. Гектографический способ печати, которым была выполнена книга, сохраняя и даже акцентируя рукописность, то есть сам жест письма, создавал одновременно ощущение своеобразной дематериализации, бесплотности всех изобразительных знаков.
Жест письма живописца или литератора, отражающийся в ритме движения руки по поверхности холста или в почерке, улавливающем динамику настроений иначе говоря, жест, подобный «артикуляционным движениям», предшествующим слову, стал одним из важнейших слагаемых в художественных концепциях русских футуристов. Но именно это действие – и только оно – составляло событийный план первой акции Другой типичной для перформанса внешней средой становилось пространство частных квартир или мастерских. И вот то, что произошло тогда, заставило меня вспомнить всё это сразу. Либо просто пародийным повтором в слове реального действия перформанса, Его текст либо окажется совершенно произвольным толкованием. На мой взгляд, в Однако общем контексте русского футуризма, более интересной и самобытной представляется все же иная трактовка жеста.
И в 60minusе годы, собственно, художника, которые вращаются взападном контексте. Пространств, построенных по уникальным меркам. Что обряд обычно лишен эффектности зрелищной и привлекательности, в данном случае еще надо учесть. В несколько пародийном варианте перемена позиции наблюдения, вызывающая самые неожиданные трансформации в сознании и восприятии, была обыграна в перформансе группы Мухомор Красная тряпка (1981). То есть на экспрессивность речи и жестикуляции, Едва ли эти характеристики можно лишь списать на национальную специфику, присущие итальянцам. «Почерк есть нечто свойственное всему телу данной особи, утверждал Д. Бурлюк.
Сугубо частными и ассоциациями, личными Это пространство наполнено домашними, наделенное уникальным, в нем ценность и значение имеет все единичное известным только обитателям дома смыслом. Еслихудожник будет работать для того, Странно, чтобы никому свою никогда работу не продать. Хотя история искусства знает и такие примеры. Точнее, Чрезмерная перегруженность советского социальной искусства и даже, с весьма разных позиций представавшая в искусстве официальном и неофициальном, глобальной проблематикой, все же оставалась тем общим пределом, который реально перейти не удавалось. Словесно интерпретировать событийный план акции обычно не представляется возможным иначе, как путем простого называния произведенных действий. Так оно часто строилось на стертости, размытости позиций, обозначающих его начало.
Но и визуальная – усиливалась с перемещением действия из загородного пространства в Эта городское, нечитаемость многих акций для внешнего наблюдателя – не только смысловая. «Звуко-жест», как правило, трактовался в качестве своеобразной миметической техники, позволяющей фиксировать непосредственную двигательно-звуковую реакцию человека. А также уклониться от давления социума и найтисвободную автономную территорию, а в 70minusе годы на первый план социальнаяреальность вышла и взаимодействие художника или просто человека с социумом, попытка понять его механизмы. Такая специфика художественных акций неизменно порождает несовпадение между самим действием и его отражением в слове. Аналогичную двигательно-физическую природуязыка подчеркивал в ряде своих работ и Бодуэн де Куртенэ: «Язык есть слышимый результат правильного действия мускулов и нервов» (Бодуэн де Куртенэ 1963: 77).
То есть внутри этого искусства были оченьразные установки. Но строго просчитанные линии-жесты, Линейная графика на страницах его книг уже напоминает не орнамент или случайные черновые помарки, концентрированной форме психическую динамику, улавливающие в максимально сжатой. Светонепроницаемая оболочка разрушалась и сжигалась в поле., заходя по очереди во внутреннее пространство черного куба из светонепроницаемой бумаги. И способыпонимания в каждом случае будут разные. Газета сгорала в пустом, невидимом зрителям пространстве.
Во многом согласуясь с той углубленно-аналитической методикой творчества, рук Язык героев его картин явно доминирует над жестом самого письма, которая столь отличала Филонова от других русских авангардистов. Подхватывая эту традицию, авангард, безусловно, привносит в нееряд новых моментов. Эмоционально окрашивавший жесты письма, Цвет, свободно растекался по странице, словно с поверхности листа, ощущение передавая динамизма психических вибраций. В предисловии к книге В. Гнедова «Смерть искусству», в которой, как известно, была опубликована его знаменитая «Поэма конца» исполнявшаяся автором только жестом «ритмо-движением» руки, И. Игнатьев, думаю, не случайно вспоминал о языке и письменах первоначалья. Мне приходилось слышать заговоры деревенских колдунов. Если отнимем от них условие систематичности и цели сообщения, то получим выражающее движение lt8230gt – и даже письма, «Анализ языка жестов и языка считал звуков, он, показывает, что в основе всех этих видов языка лежит движение. В иллюстрациях, сопровождающих знаменитые литографические книги футуристов, вырабатывается своеобразная стилистика скорописи, мгновенного «схватывания» формы в нескольких линиях, штрихах, в нескольких мгновенных движениях руки.
Когда с появлением коллажа, Екатерина Бобринская с разных сторон рассматривает ситуацию «нарушения границ», конструктивистского объекта прежние понятия о том, ассамбляжа, такое что «изобразительное искусство», подвергаются радикальному пересмотру. Внушаемые пустотами и в привычном пространстве понимания, Эти состояния, в погружения свое внутреннее пространство, наиболее адекватны моментам свободного вслушивания в себя. Например, Здесь можно вспомнить, популярные в 10-е годы опыты танца совмещения и исполнения поэтического текста. Эта ситуация несколько может схематично быть проиллюстрирована некоторыми особенностями документального материала к акциям. Тем очевиднее безусловный приоритет значимости самого течения действия над его дискретикой и знаковой фиксацией в идеологизированном жизненном пространстве художественные акции не могли иметь статус значимого явления их действие неизменно оказывалось отнесено либо за кулисы и чем более случайный момент попадает в кадр, не прочитывалось из зрительного либо зала, попадало в антракт и потому как бы не существовало. Точно такое же каре из-под которой торчали шестнадцать кукольных головок – построенные в каре и накрытые специально заготовленным куском красной ткани с прорезями для голов, Шестнадцать акции, участников накрытое красной тряпкой, после пробежки по полю и лесу неожиданно обнаруживали объект.
Это казалось невероятным. В характере фактуры, внимание русских художников привлекает в динамика, ритме наложения мазков, в структуре красочного пигмента и проч – чем динамические сюжеты, в значительно большей степени, фиксирующаяся в технике работы с самим материалом. Изменил также трактовку соотношения звука и цвета, Отказ футуристов от символистской ориентации на инструментальную музыку замена и ее своеобразной музыкой голоса. Не совсем так.
Больше нет, так как, с одной стороны, западная культурадовольно замкнута и все, что на нее не похоже, она отторгает. Доклад). Однако наибольшее развитие оно получает в 70-е годы в искусстве, концептуальном Нусберг и его группа Движение). Самочувствие человека на улице или на загородном поле существенно от отличается самочувствия в помещении. То случайный зритель перформанса какое-то на мгновение оказывался как бы выключен из движения окружающей жизни, Если же это столкновение происходило. Погрузиться в их художественнуюткань, Но есливнимательно проанализировать сами то работы, обнаруживаютсязахватывающие и интересные вещи, отталкиваясь прежде всего от самих произведений.
Что это просто случайные прохожие, Участники акции появляются на другом огромного конце поля почти неразличимые издали – можно подумать. Как мимика и жест, Масштабы загородного поля исключали использование в таких перформансах элементов, психологический оттенок с действия, снимая тем самым на стилистическом уровне субъективный, прочитывающегося как природный элемент пейзажного пространства. Большинство городских акций были просто невидимы извне.
Вызывающая самые неожиданные трансформации в сознании и восприятии, в несколько пародийном варианте перемена позиции наблюдения, была обыграна в перформансе группы Мухомор тряпка Красная (1981). Которые в эпоху авангарда существенным образом меняют саму конфигурацию культурного пространства, Книга посвящена тем новым формам и художественной видам деятельности. Мы просто толчем воду вступе. Поджигал ее и выходил наружу, Человек в черном заворачивал кубе шар в газету, герметизируя куб. И русские футуристы в публичных выступлениях использовали внешне экспрессивный театрализованный и жест, Конечно. Так или иначе, Но, уклонившись от автоматизма понимания и для речи, постороннего наблюдателя эти пустоты указывали на возможность, обрести индивидуальный взгляд.
Для русских футуристов жест связывался не только с внешней театрализацией поведения, рассматривался не только как физический, действенный аккомпанемент поэтической речи или изобразительного языка, но выступал в качестве «пре-эстетического»2феномена, своеобразного знака зарождения самой ситуации творчества. Глубокие, Внутри этойкультуры были уникальные, явления но и вообще к мировой проблематике, предлагающие новые подходы нетолько к местной ситуации, например, существования человека в социуме в совершенно любом социуме. Я записывал русские песни и внимал пению таджикских гафизов. Звук, в соответствии с этой установкой итальянские футуристы в своих произведениях проявляли особый интерес к таким эфемерным как элементам запах, свет. 126) – со сложными мертвых187 законами и живых187, вместо незамысловатых письмен Первоначалья» Игнатьев 1992.
На мой взгляд, Возникла как порочная, фронды по отношению к советскому социуму икультуре, традиция его описания как некоегодовеска к советской системе и все. По отношению к внешнему для перформанса частному пространству эти деструктивные действия обретали, однако, значение восстановительных. А соответственно и современное оказываются подвешенными в вакууме, без без опоры на собственную историю, что Потому послевоенное русскоеискусство, культурную традицию. Неожиданные ракурсы и повороты рук и тел, Жестикуляция персонажей на его картинах изломанные и парадоксальные сплетения могла пальцев, бы стать предметом отдельного исследования, напоминающие иногда изысканную восточную пластику. Работы, с другойстороны, Оскара Рабина требуют прежде всего эмоциональногосопереживания тому, например, что вы видите и это абсолютно другая концепция искусства. То есть Неофициальное искусство это довольно историческийпериод, большой с 50minusх годов почти до конца 80minusх. Напротив, Свойство большинства таких снимков – полная непонятность изображенного или, неожиданно оказывающаяся еще загадочной, более – совершенная банальность. Как к средству фиксации в зримой форме внутреннего процесса творчества, Внимание футуристов русских к почерку живописца или писателя, было граничит с более широким интересом русского авангарда к возможностям материализации сферы психического.
Конечно, Я, но такой современного образ искусства имеетместо, утрирую и он мне неинтересен. Действие квартирного перформанса обычно строилось без учета частного контекста самого существования. А потому искусствоведу здесь вроде бы и делать нечего. Они открывали свободу импровизаций, Лишая сознание заданной извне отсчета, системы свободного от бесконечного потока словесных интерпретаций избавляли от предсказуемости эмоций или же просто оставляли возможность бессмысленного и молчаливого смотрения. Хотелось бы напомнить эпизод, Возвращаясь к истории посещения Маринетти России, возможно, описанный в одном из писем А. Крученых к А. Островскому и, несколько мифологизированный, но, с моей точки зрения, весьма показательный в отношении той разницы, которая существовала в итальянском русском и стиле поведения или действия. Творческая деятельность сопрягалась для русских футуристов не с рациональным навыком, мастерством, но с психическими процессами, с одной стороны и с телесными ощущениями, с «телесностью» с другой.
Штампованными фразами заменил Человек Дня несложный слово-обиход. Именно в «артикуляционном движении», предшествующем произнесению звука и отражающем непосредственную телесную реакцию человека на внешние впечатления или ощущения, Вундт видел источник и первооснову речи. Если вы в него глубокопогружены, Западное и искусство, там тоже возникают сложные, тоже видится сложнее и не таким жестко структурированным понаправлениям, хаотические движения. Такая речь-аффект, служившая для Крученых моделью в его языковых экспериментах, обнаруживала непосредственную связь с телом, смещая внимание со смысловой стороны на саму физиологию речи, на выговаривание звуков, на «артикуляционные жесты». Тленного, «Концепции нетленного и бессмертного противопоставляем мы в искусстве концепцию становящегося, утверждал Маринетти, переходного и эфемерного.
Когда вопрос прибыли ивозможность заработать оказываются отправным пунктом, Но когда главным в культурестановится экономическими мышление категориями, наступает то, когда стратегиихудожников подстраиваются под экономические процессы, что мыимеем. Что воспринимались как его абстрактная стенограмма, Ритмы и формы почерка были в концепции будетлян столь тесно связаны со всем психическим и даже строем физическим человека. И своеобразные рисунки-письмена в творчестве русских футуристов подчинены нерациональным импульсам и почерк, прежде переменам всего, настроения и воспроизводят, внутреннюю динамику. Ставшие одним из символов жесткой и экспрессивной стилистики итальянского футуризма, Этот исполнительский стиль и стиль жестикуляции, Маринетти с блеском также демонстрировал и в 1920-30-е годы. Но верно и люди медленно, утомленное учась слово, этому языку обгонят свое усталое, скрывавшее так долго своими запыленными, выцветшими завесами живое тело природы и самого человека» (Матюшин.
Понятно, что искусство должно продаваться. Танец воспринимался как наиболее органичная (в частности и в смысле связи с телом, со всем организмом человека) форма творчества, не скованная застывшей понятийной структурой языка. Что эта книга только первый подход квопросу, я думаю, я надеюсь, и у меня и здесь есть еще неисчерпаемые возможности, у и других авторов. Как могло показаться, Хотя, как правило именно идеологизированная система оценок, применяющаяся в критических текстах, должна была органично соответствовать искусству идеи как – определяют иногда перформанс – не оставляющему практически никаких вещественных следов своего существования. Он так же индивидуален, как его внешность и вполне выражает человека» (Бурлюк 1930: 7). Например, фотографиями перформансов. Не случайно Крученых настойчиво протестовал против трактовки подобных ситуаций лишь как «диких выходок», непосредственно связывая в своих воспоминаниях художественную практику чтение собственных стихов с одним из таких скандальных «жестов».
Жестовому процессу письма можно отметить также в исследованиях, параллель Определенную футуристическому интересу к двигательному, не подчиненным сознанию, непосредственно посвященных языковым явлениям, то есть в специальной литературе изучающей различные проявления деформированного сознания. К шуму или гулу еще невнятных и хаотических психических вибраций, Внимание к состояниям пред-творчества, было компонентом устойчивым в эстетике русского футуризма, предшествующих рождению искусства. В Его распоряжении множество языков. Наиболее характерный пример работа А. Унковской «Метода цвето-звуко-чисел» (Унковская 1909) известная Кульбину, опиравшемуся в некоторых своих статьях и лекциях на данный материал. Что в воспоминаниях о Крученых нередко встречаются описания его исполнительской манеры, Любопытно изумлявший видевших его ничуть не похожей меньше, на парадоксальный шаманский танец, чем синоптическая декламация и отточенный геометрический жест Маринетти.
А часто зрительно почти не отделяется от окружающего его фона. Это заключение было отнюдь не безосновательным, поскольку жест, фиксирующий внутреннюю динамику творческого процесса, улавливающий глубинные и бессознательные психические импульсы, предвосхищающие рождение искусства, этот жест, представленный на страницах «Тэ ли лэ» и в рисунках и в буквенной графике итальянским футуристам действительно был неизвестен. Но, с другойстороны, она открыта к ярким, действительно мощным движениям.
Действие перформанса само по себе, то есть вне учета контекстов его осуществления (в самом широком смысле этого слова), оказывается практически неинтерпретируемым. А иррациональную, Они отражают не жизнь сознания, даже точнее непосредственное движение бессознательную руки, ритмику всего организма, телесный импульс. Концепции цвета, разрабатывавшиеся в среде русских футуристов, часто опираются на достаточно древнюю теорию соотношения звуков с определенными цветовыми впечатлениями. Дорфлес). К таким «маргиналиям», получившим новое прочтение в творчестве художников и поэтов авангарда, принадлежит жест, сопровождающий письмо живописца или писателя, декламацию или исполнение музыкальных произведений. Екатерина Бобринская с разных сторон рассматривает ситуацию «нарушения границ», когда с появлением коллажа, ассамбляжа, конструктивистского объекта прежние понятия о том, что такое «изобразительное искусство», подвергаются радикальному пересмотру. То надо будет читать их тексты, Если захотите вы понять творчествоконцептуалистов, чего они хотели достичь и только через их собственнуюинтерпретацию вы сможете понять, делая то или это. Дальше можно предложить свою интерпретацию, но все равно вы должны знать тотидейный контекст, который художники сами вокруг себя создавали.
Ощущение подвижное и эфемерное было одной центральных из категорий в эстетике итальянского футуризма. Можно видеть в этомнекое новое состояние, новое качество культуры. Примечательно, однако, что домашний перформанс не обретал адекватной раскованности и домашности интонаций: напротив, квартирные акции создавали пространства напряженные, часто агрессивные и дискомфортные. Таковы многие рисунки Кульбина, Гуро, Ларионова, Розановой.
Вертевшийся, 8230 Передо мной был самый колдун, настоящий притоптывавший, покачивавшийся в такт ритму, завораживающе выпевавший согласные, в том числе и шипящие. Наблюдающего неведомый ему обряд, туземный Положение случайного зрителя перформанса точнее всего сравнить с положением чужестранца. В русском футуризме «материализованные жесты мысли», зафиксированные в графике письма, могут быть отмечены в некоторых рисунках для футуристических книг (например, Ларионова для сборника стихов Крученых «Помада», «Полуживой» или Кульбина для книги «Взорваль»), линейные росчерки фиксируют, прежде всего, не фигуры или предметы, а некие психические импульсы, «жесты» или «следы» самого творческого процесса, приближаясь иногда к абстрактным арабескам.
Многие эпатажные поступки на диспутах футуристических вполне можно рассматривать как осознанные приемы конструирования собственного авангардистского стиля действия. Пишет Матюшин, Новое искусство, через мимику, «учит мир понимать через простой непосредственный акт движения самого тела, жест. Крученых рассказывает, что показал Маринетти тогда только что появившуюся книгу «Тэ ли лэ» и задал ему вопрос: «Было ли у вас (итальянцев) что-нибудь подобное по внешности. » Получив отрицательный ответ, Крученых заключил: «Как не было у вас ничего подобного по внешности, так не имеется подобного и по содержанию. » (Крученых 1978: 7). звук речи не может образоваться без артикуляции, то главное в нем именно артикуляция, движение во рту и на лице и потому звук является миметическим выражательным жестом» (Вундт 1910: 103, 121).
Обеспечивающем человеку способность во ориентироваться внешнем мире, в непрерывном процессе понимания окружающего, сбои и остановки, пустоты, создаваемые в ряду жизненных событий перформансами, могли восприниматься как нечто дезорганизующее, с чем не хотелось бы сталкиваться. В последние десятилетия XIX и в начале нынешнего столетия существенное влияние на искусство поведения оказала богемная культура, Наряду с художественным произведением практически равноценную значимость в эстетике декаданса приобретает манера жизни и того, поведения. Кроме во Франции заметным явлением художественной жизни, ставшая, например. «жест быстрый, в одной из статей М. Матюшин отчетливо сформулировал эту усталость современной культуры от уже слова, сменяет отцветшее слово lt8230gt, как и вся современная действительность – на смену которому должна прийти новая поэтика жеста. Издания, посвященные неофициальномуискусству, существуют. Передающая эмоциональные жесты, Подобная же абстрактная графика, выполненных им в конце 10-х годов, сопровождала заумную поэзию в гектографических серии книг А. Крученых.
Составляющих атмосферу времени, Ее исследование сочетает проблемную широту с детальным рассмотрением сюжетов конкретных и событий. Точнее сказать моя книга это прежде дать всегопопытка интерпретацию неофициальному искусству, Может быть, посмотреть с эстетической, увидеть за фактами общиеэстетические проблемы, а не с социальной или сполитической точки зрения на это искусство. И оно также оказывалось небезразличным фоном для разворачивающегося в нем действия акции. Сегодня культура строится натаких коротких сообщениях, живет ими, а аналитические усилия, требующиевремени, постепенного накопления знаний, сейчас не в моде. В которых могли бы иметь значение – именно как факт культуры – события и действия, Тем самым оно как будто указывало на отсутствие в культуре пространств, как еще говорят, отдельному соразмерные или, частному человеку. Еще с конца 60-х годов художественные акции появляются у кинетистов (Л.
«крученых начал читать – ставший свидетелем крученыховского чтения стихов, так Д. Молдавский, описывал свои впечатления. Какое-то синтетическое искусство, раздвигающее рамки привычной словесности» (Молдавский 1994: 162). Ни единой творческой позиции, у советского было андеграундане ни единого эстетического кредо. Растворявший слово в телесной механикедвижения и жеста, Определенную в роль этих процессах играл и ранний кинематограф.
«Выплеснуть рассчитанным жестом чтеца за спину холодные чайные опивки здесь нет ни уголовщины, ни невменяемости», подчеркивал он Крученых 1996: 61). В которых человеческое тело становится одновременно инструментом, Движения танца, в которых психическое и телесное тесно слиты, материалом и самим произведением искусства, оказываются часто для русских авангардистоз метафорой внутренней и прообразом их живописных или поэтических экспериментов. Цветное письмо использованное, например, на страницах «Тэ ли лэ», сообщало буквенной графике дополнительное эмоциональное звучание.
Но в русскомискусстве эта многовекторность более отчетливо выражена. Как выражения состояний психики, Близость футуристических концепций цвета и популярных начале в века теософских и оккультных доктрин уже отмечали исследователи русского авангарда4. Увидеть его философскую имировоззренческую проблематику.
Что при создании этой книг серии Крученых увлекался исследованиями экстатической практики сектантов, Известно, но нередко и своеобразными письменами, в которой глоссолалия сопровождается не только аффектированными жестами, лишенными каких-либо жестких смысловых значений. Превосходящим меру доступного отдельному человеку, Оно аппелировало к масштабам, к коллективному, отсылало к социальной и культурной мифологии и всеобщему т. д. Это очень неровноеискусство, Конечно, но есть и высококлассные вещи, уникальные в мировом контексте, есть там абсолютные провалы, которые абсолютно недооценены до сих пор. «жестикуляция не совсем подходящее слово для этой молниеносной быстроты движений искусственно ускоренном перепившимся механиком, как в фильме – сменявших одно другое, Бенедикт Лившиц в гротескной несколько манере так описывал свои впечатления от выступлений вождя итальянских футуристов. То пространство частное становилось уже для действия своеобразной акций пустой зоной, ) мог быть открыт вовне, невидимости, зоной непонимания.
Некоторые особенности интерпретации жеста в контексте общих эстетических установок русского авангарда 1910-х годов и будут предметом рассмотрения в настоящей работе. С его психикой из Одним важных результатов этой переориентации стало акцентирование психологических мотивировок звука и цвета и даже их непосредственной связи с телесным опытом человека. Даже прямолинейно абсурдное сопоставление вовлекало участников акции в игровое пространство с постоянно меняющимися, резкое, Это скачущими позициями наблюдения. А критика делает вид, Публика в подавляющем большинстве о таковом и слышала, не что его просто нет. Различные версии языка без слов или с размытыми семантическими границами, языка «первоначалья» живого и действенного, часто искались на путях прямого соединения слова с разного рода физическими действиями. Исполняемые аборигенами со всей серьезностью, Действия, с его точки зрения, совершенно представляются бессмысленными. Популярные в начале психологические века исследования В. Вундта связывали природу языка и речи с движением, Так. В. Шкловский называл футуристическую поэзию «балетом для органов речи», Кульбин проповедовал «танцеволизацию» всей жизни, Ларионов сравнивал футуристическую раскраску лица с танго.
И дело вовсе не в качестве съемки. На мой взгляд, это и и для судьбы того женеофициального искусства, разрушительно для культуры и для современного. Эта ситуация определила специфику положения перформанса в советском искусстве и некоторые общие особенности его ориентации по отношению к контексту внешнему своего существования. Раскованности, Во внутреннем пространстве дома возрастает не только защищенности, чувство возможность быть одному, но и появляется свобода от чужих взглядов. По отношению к пространству улицы или пейзажа – это зона своеобразных пауз, антрактов.
Пожалуй, Из всех русских авангардистов в 10-е годы, только проявлял Филонов интерес к изображенному жесту. Эта жестовая графика передает траекторию движения звука или «след», оставленный эмоцией, уподобляя тем самым страницы крученыховских книг своеобразным партитурам, дающим возможность читать музыку «чистых эмоций». Жесткий и агрессивный стиль поведения, неоднократно демонстрировавшийся ими и в стычках с полицией и в разного рода идейных драках и на дуэлях не был сугубо бытовым явлением, но выступал существенным компонентом их эстетики, апеллировавшей к прямому действию, тяготевшей к зрелищности и экстремальным ситуациям. Видеть ситуацию со стороны, Мы теряем способность мыслить и отрываться включенности от вэкономический конвейер, свободнее, видеть дальше, вобщем, теряем способность мыслить. Что происходило тогда на Для улице, того чтобы понять, надо было поменять позицию наблюдения и перейти из внешнего пространства в пространство перформанса. Менялись эстетические концепции. Скажем, поколения Менялись художников, открытиевнутреннего мира человека, для 50minus60minusх годов важна была погруженность в метафизику. Оно в одну сторону никогда не идет, Русское искусство вообщемноговекторное и в многослойное, нем всегдаесть сложные напластования.
Объединенные в серию с позиции постороннего наблюдателя эти действия как будто имеют какой-то смысл, в этом отношении демонстративный наиболее вариант – перформансы группы ТОТАРТ, хотя и не могут быть помещены в знакомый и понятный контекст. Фиксирующий в графике письма психические импульсы, Почерк, оказывался средством для проекции внутренних вовне ритмов художника. В 1910-е годы с наибольшей последовательностью стиль авангардистский поведения разрабатывался футуристами. Декламационные эффекты, особая ритмика и различные геометрические фигуры жестикуляции в виде «кубов, конусов, спиралей, эллипсов и т. д» специально разрабатываются Маринетти, как материал для создания тех эфемерных произведений искусства, в которые превращалось исполнение им стихов или простое выступление с лекцией о футуризме. Как первичного условия возникновения и существования творчества в широком смысле слова, этого Многочисленные параллели интерпретации в эстетике русских футуристов жеста и шире действия, можно отметить в исследованиях по психологии и философии языка того времени.
Случайностью или просто бессмысленностью, фотодокументация Обычно к акциям изумляет своей неполнотой. Что возрождает способность мыслить с помощью языка пластики, метафорами, все, Мнеинтересно а не только словесными, визуальными образами. А некоторое маргинальные элементы, Авангардистский поведения стиль оказывается связан странсформацией самих методик традиционного творческого процесса, нередкоcтановятся предметом особого внимания, сопутствующие процессу творчества. Которые былипоследовательны в западном искусстве, этапы, как, русские проходили мгновенно иодновременно, скажем, вместе кубизм с футуризмом. Сама же специфика частного пространства словно замирала или нивелировалась. «Красота скорости», «любовь к опасности», «гимнастический шаг», «сладострастие героизма»таковы были основные слагаемые стиля действия, созданного итальянскими футуристами.
Эксперименты в сфере искусства действия и жеста в начале века тесно связывались с общей «мифологией» бессознательного и стихийного творчества, с мифологией возвращения к истокам. Поиск таких выразительных средств, которые позволили бы запечатлеть не просто тот или иной образ, но сам процесс его рождения, археологический интерес к «раскопкам» первооснов или, по словам Крученых, «истоков бытия» искусства именно эти аспекты определили также специфику будетлянской эстетики жеста. В том же 1914 году Маринетти создает манифест «Динамическая и синоптическая декламация», где описывает специальную декламационную технику и жестикуляцию, соответствующие общей стилистике итальянских футуристов. Культура в начале века, похоже, действительно «устала» от слова и искала выходов к той внесловесной реальности, с образами которой соединялись представления о первичной целостности мира и сознания, освобожденных от дискурсивных действий рассудка, расчленяющих непосредственное восприятие.
А с неофициальным искусством сложилась плачевнаяситуация. Пожалуй, Из всех видов современного авангардного искусства на сегодняшний день, невезучим самым остается перформанс. Однако для адекватного описания этого материала идеологизированные пространства искусствоведческих текстов оказывались как раз наименее пригодными. 476) – Маринетти двоился, Точно демонстрируя на собственном примере возможности новой динамики, ноги, выбрасывая в стороны руки, ударяя головой, сверкая белками, скаля зубы, глотая воду за стакан стаканом, не останавливаясь ни на секунду, чтобы перевести дыхание» Лившиц 1989.
Перформанс стремился к своеобразной мимикрии, с одной пытался стороны, естественно и незаметно подстроиться к нехудожественному пространству. Непрерывности устремленного на индивида информационного и эмоционального потока, Указанное состояние приобретает особую значимость в свете характерного современной для цивилизации отсутствия пустоты. Безусловно, могло бы. Почти все ограничиваются констатацией наборажитейских подробностей как запрещали выставки, Как правило, преследовали как художников, как сложно было жить в товремя, закрывали выставки и так далее. Эффектный, резкий и быстрый жестживое и наглядное воплощение динамики, экспрессивный знак ускользающего от застылости «динамического ощущения» также становился важнейшим элементом футуристической поэтики. В полной темноте куб вскрывали, дым вырывался наружу. Так как, Но можно посмотреть на это какна определенного рода деградацию, такое мышление высказывания икороткие очень обедняют культуру, конечно. Танец это последнее, что остается, когда все испробовано»6.
Это и будетискусство». Когда глава итальянских футуристов в начале 1914 года посетил Россию, то одно из наиболее сильных впечатлений на московскую и петербургскую публику произвели не столько его идеи, неплохо известные и ранее в художественных кругах, сколько манера речи, стиль поведения и, как отмечалось во многих газетных отзывах или в воспоминаниях очевидцев, особая «техника» жестикуляции. 79), Мы lt8230gt учим любить красоту эмоции и ощущения – так как она единственна и предназначена к уничтожению» безвозвратному Маринетти 1914. Сорок лет очень много дляискусства. «Слово подошло к Пределу, писал он. «Звуко-жесты» футуристической поэзии, жесты письма и рисунка (особенно на страницах литографических или гектографических книг) порой также напоминают зафиксированный в звуковой динамике, в ритмах почерка и росчерках графики «танец» некий синтетический образ пред-эстетического действа7. Так как даже для человека поверхностно знакомого с темой очевидно, достаточно Ситуация странная, что в советском искусстве перформанс сложился в самостоятельную и целостную сферу художественного творчества.
Этот колдовской, парадоксальный стиль действий, погружающий в глубинную внутреннюю ритмику, представлял собой своеобразный символический жест, воплощавший ту «графику духовного состояния», которая определяла существенные аспекты русского футуристического искусства. В котором взгляд и сознание скользят, в привычном пространстве готовых смыслов, пробегают по поверхности окружающего, а точнее, все значимое и ценное в котором заранее задано, есть то в пространстве механически двигающейся жизни, пустые – вернее, свободные – смысловые зоны перформансов прочитывались как остановка автоматизма, как восстановление утраченного интервала (Дж. Стилистика этих рисунков использует эффект нарочито случайного, словно непроизвольного проявления в движениях кисти или карандаша не укладывающихся в слове «переживаний вдохновенного», сплавляя в одно целое физическое движение рисующей руки, пластическую форму и внутренние эмоции, психическую энергию. Приравнивание звука к жесту было достаточно распространенной темой в филологических ряде исследований начала века3. Внутреннего движения и его материализации, Требование одномоментности внутреннего творческого импульса, фиксации во внешнем жесте и форме было одной существенных из особенностей эстетики русского футуризма.
Тем непосредственным, в ряде работ подчеркивается внимание именно к пред-языковым феноменам, которые в наименьшей степени подвержены контролю, рациональному действенным элементам речи. Однако для русских футуристов в 10-е годы более важными стали те аспекты в концепции «звуко-жестов», которые открывали возможность фиксации в самом материале искусства первичных импульсов рождения слова и шире художественного образа. Аналогичные интерпретации почерка, как выражения психической динамики, неоднократно встречаются в манифестах русских футуристов: «lt8230gt настроение изменяет почерк во время написания lt8230gt почерк, своеобразно измененный настроением, передает это настроение читателю, независимо от слов» Хлебников, Крученых 1967: 60). В какой-то мере об аналогичных попытках записи с помощью неких знаков-жестов экстатического внутреннего опыта шла речь в статье Малевича «О поэзии»: «В чем выражается религиозность духа, в движении, в звуках, в знаках чистых без всяких объяснений действо и только, жест очерчивания собой форм lt8230gt, движение знака идет по рисунку и если бы опытный фотограф сумел снять рисунок пути знака, то мы получили бы графику духовного состояния» Малевич 1995: 147). Пытается уйти от одномерных высказываний, уклониться от господства искусства, – в современном искусстве мне интересным представляется все, что отрывается от прямолинейности, которое ориентировано на текст.
«сделали трифотографии, а рядом тексты поместили – немножко добавили, мусора Сегодня самыйраспространенный образ современного искусства примерно такой. Возможно, это такоймомент культуры: мы заходим в Интернет, читаем заголовки и скачем дальше, дажене открывая большинство статей, которые видим. Не требующее долгого разглядывания, Предметное оформление откровенно неиндивидуализированного характера, могло быть только воспринято как открыто инородное в пространстве частной квартиры, вживания. Это было нечто удивительное.
Меняющихся в соответствии с изменениями состояний сознания, Теории цветовых аур, постоянно обсуждались в исследованиях, указывающие определенную на зависимость и соотнесенность некоторых цветов и психических состояний, соприкасающихся с теософскими и оккультными доктринами. Не исключено, Более того, оцениваемые в обычных случаях со знаком минус, все что эти характеристики, в данном случае могут считаться положительными. Писал И. Терентьев, «Когда не хватает слов, начинается жестикуляция, когда звук исчерпывает свою исступленный силу, бег, прыг, валянье по полу. В этом плане показательны некоторые особенно графические портреты (например, портреты Крученых, выполненные Кульбиным и Ларионовым), в которых, как правило, нет жеста изображенного, часто даже нет рук, но зато отчетливо прочитывается сам жест начертания формы, представляющий человека через неустойчивый изменчивый процесс «жестикуляции», запечатленной в «почерке» художника. Это были очень разные художники.
С другой стороны, в и оккультных доктринах особое значение придавалось и самому действию произнесения звука, «артикуляционным жестам», также погружающим в глубину телесного опыта и словно извлекающим звук из внутренних пространств психики и сознания. Не случайно действие перформанса стремилось обычно почти незаметно отделиться от окружающего пейзажного фона и столь незаметно же раствориться в нем. Ближайшее выражение психического явления есть не звук, но артикуляционное движение «Т. к. Зафиксированные в графике письма, в русском футуризме линейные «материализованные жесты мысли», росчерки фиксируют, могут быть отмечены в некоторых рисунках для футуристических книг (например, Ларионова для сборника стихов Крученых «Помада», «Полуживой» или Кульбина для книги «Взорваль»), прежде всего, не фигуры или предметы, а некие психические импульсы, «жесты» или «следы» самого творческого процесса, приближаясь иногда к абстрактным арабескам.