Исследовательница русского авангарда, специалист по современному искусству Восточной Европы и Италии/ /Джон Эллис Боулт американский славист искусствовед, куратор британского происхождения. Вчера виделась с профессором Джоном Боултом известным славистом.
Язанимался взапасниках, занимаясь символистами. Нобыла, Она160уже была загородом ижила водной комнате, очень хорошая женщина, вообще, очень как160идругие, симпатичная. Ибыл такой Борис Бродский, тоже искусствовед-культуролог. Здесь стоит напомнить, что в 191214 гг.
Как и африканские, Но маски Гончаровой, фиксируют черты нового лица и служат скорее ритуалистической трансформации, кажется, чем игре в прятки с подтекстом, эротическим свойственной изысканным балам Европы. Ларионов и их друзья предпочитали свои украшать лица абстрактным, Гончарова, буквами алфавита или изображениями свиней и птиц, причудливым рисунком геометрическими фигурами. Ее контактах и вкусах, Мы еще сравнительно знаем мало о хронологии жизни Гончаровой, что с самого начала она была волевой, хотя современники подтверждают, энергичной и неординарной личностью. gt гг. Раскинувшейся виллы и электрических фонарей, На фоне романтического орнамента стилизованных облаченные деревьев, в ультрасовременные, три фигуры, утилитарные костюмы и в самом деле смотрелись как контраст. Премьера которого на сцене Театра Елисейских Полей в Париже состоялась 15 мая 1913 Un года1, Poeme Danse). Ивсего боялась. Особенно вывезти материалы, вывезти картины ипрочее.
Но в общем когда я был мальчиком, мне было приблизительно 10 лет, собирал марки. Но даже принимая это во внимание, все-таки почему реакция публики была столь негативной. Что из того, что их привыкли понимать, слишком робких и некрасивых.
Такчто через Сарабьянова ясмог попасть вТретьяковку. Настоящее эссе посвящено ее вкладу в эстетику театрального представления. Ноничего, ясказала: «Покажите мне160Татлина» имне показали всего позднего Татлина. Ното, что160там есть, неизвестно.
Тогда былтакой обмен культурный между Россией иВеликобританией. Ивоттут начинает развиваться другой интерес, скажем икавангарду. Многие художественные элементы могут быть найдены в балете этом от кубизма до греческой вазописи, Несомненно, от эстетики футуризма до Фердинанда Ходлера25. Стремление Гончаровой стать живым артефактом самым явным образом прослеживается в ее пристальном интересе к практике раскрашивания лица и тела она раскрашивалась и выходила в таком виде на публику на вечерах в московских кабаре «Розовый фонарь» и «Кабак тринадцати».
Ятогда неособенно увлекался, но, вобщем, японял, чтоесть идругие художники, нетолькоБенуа. Мояученица работала дляжурнала «Флэш-арт» исказала: «Почему тынесобираешь материал. Унее было Вобщем, огромная комната итам все160картины Итогда явообще думала: «Мне надо возвращаться». А160во-вторых, я160бы хотел сказать, вспоминая те160годы, что160русские художники не160были абсолютно изолированы: все-таки были выставки, были мы160и другие студенты, которые часто носили, скажем, журналы Было радио «Свобода». Этиколлекционеры тогдашние.
Будучи призванным изобразить конкретное место в Блумсбери (что, впрочем, кажется маловероятным с садоводческой точки зрения), каскад листвы напоминает и каменную степь в «Синем боге» (1912) и скалы в «Дафнисе и Хлое» (1913). Сейчас этовсе прекрасно, нотогда, надо сказать, чтоКандинский, Малевич меньше волновали. Потом, в77-м году, ябыла здесь ещенесколько месяцев, тогда что-то смотрела. Этобыло что-то какясно онживо всеэто вспоминал, каквсе тамвисело.
Доконца. Япопала накакое-то время, когда меняли директора вРусском музее. В театральных костюмах к «Клеопатре» и «Шехерезаде» он попытался представить движение общим знаменателем всей и композиции рассмотреть человеческое тело как генератор движения, в этом отношении Бакст продолжил свои поиски в области «haute couture» – начатые в 1912 году. Новаторским эскизам костюмов Бакста соответствовала хореография Нижинского.
В пьесе «Ва-da-pu» музыка и освещение играют большую роль, так как соответствуют вольным движениям танца. Зрители лежат в зала середине в первом действии и находятся в сетке, Декорации также находятся в движении и следуют за артистом, во втором, под потолком. В точности движений, геометризме форм и функциональности дизайна отразился интерес к машинерии и урбанизму (теннис был времяпрепровождением горожан). То, что один из критиков счел недостатком, «целью, похоже, была разбивка движения на последовательность застывших поз23, на самом деле явилось одним из главных достижений «Игр». Люди из публики реагировали на это так же, как на разрисованные лица цирковых клоунов Александра Дурова и Владимира Назаренко, отвергая предложение украсить щеки или лбы изображением свиньи или соглашаясь на него и, конечно, не воспринимали эти акции как «искусство».
Новсе-таки, Вот таким образом было опасно, немножко мнедавали возможность ознакомиться сэтим наследием художественным, какиностранцу. Кроме того, точные, геометрические движения Нижинского не только выразили «машинную эстетику», но и предвосхитили интернациональный стиль танца, то есть танго и фокстрот 1920-х годов. Полностью соответствовала «футуристической» концепции «Игр» и занимавшая Нижинского идея падения на сцену аэроплана. Кирилл Бомон так отозвался о лондонской постановке: «При том, что движения танцоров напоминали теннис, балет мог быть навеян любым другим видом спорта»20. Жилвэтой башне, тоже помню его.
ЯвРоссию приехал наодин год, нопотом возобновился. Несомненно, предложенная Пьером Боннаром для новой версии «Игр» осуществленной в Париже в 1920 году, трактовка декораций и костюмов была гораздо более гармоничной и напоминала стиль «fin de siecle». Ноона обэтом неговорила. В танго поощрялись ритмическая раскрепощенность и масок ношение предвкушение нравственного падения. Втом смысле, Человек искренний, человек интуитивный Онбыл, что160оночень любил авангард, по-моему, очень простой человек, немужик, нопростой Но, очевидно, очень влюбился врусский авангард, унего какой-то особый глаз был, так как, поего рассказам, онначинал сголландцев, собирал голландское искусство еще160в Так160чтода, ну, вобщем, ониграл насвоей ипили гитаре, чай ивсе там, пел Все160было очень мило ионочень любил все160это иего раздражало отношение государства.
Мы опять сталкиваемся с оригинальным артистическим жестом (раскрашивание лиц) в «театральном» контексте, в контексте бального танца. Яходил кнему несколько разизаодно начал ходить поколлекционерам, так кактогда дажеБенуа почтинебыло настенах вТретьяковке, этовсе-такиреализм восновном и«Союз русских художников», нотаких было очень мало. Что160ятоже, Иможно было очень заказывать многие книги Яхотел сказать, нельзя было фотографировать, так160как нельзя было отксерокопировать, нельзя было ничего делать, ночитать можно было. «как алгебраические знаки заменяют определенные численные величины, так и условная плоть марионетки заменяет реальную человеческую плоть lt – что фигурки Гончаровой выполняют ту же функцию, Представляется, функцию, что и фетиши, которую видела куклах в Сазонова. Иначе говоря, с весны 1915 г., когда Гончарова приехала к Дягилеву в Западную Европу и до середины 1920-х гг.
Другой такой человек это160была Ада160Сергеевна Лебедева. Какяговорила, Новсе равно яинтересовалась искусством, современным ибоди-арт этосамая экстремальная форма искусства. Павла Филонова, Произведения братьев Бурлюков, Ларионова, Гончаровой, Казимира Малевича, Владимира Татлина и других были составным элементом их жизни их манера одеваться, человеческие и взаимоотношения даже манера двигаться служили выражению их художественного мировоззрения. Нодело невэтом, апросто, начав изучать русский язык, мнебыл какой-то космический знак. Введя новые движения ног и отвергнув условные антраша, в своей хореографии Нижинский радикально порвал с фуэте традицией и пируэты.
Это160такая, Ну игра8230 Ядумаю, знаете, что160когда исчез авангард, это160небыло, что160поодному Это160были какие-то конфликтные выставки, нокогда-то, в16032-м году искусство империалистическое, которое Федор Давыдов плохое Воттам целиком итам хорошее, понимаете. Монохромные функциональные спортивные костюмы Бакста действительно напоминают синие блузы рабочих, выполненные по эскизам Поповой для спектакля Мейерхольда «Великодушный рогоносец» в 1922 году или рабочую одежду 1921 года Александра Родченко. Но и второй вариант был не многим более «аутентичным» и все еще мало походил на современный костюм теннисиста, хотя Бакст и убрал красные подтяжки и кайму. Если «нормального» художника спросить, считает ли он такие действия, как ходьба или особенности речи, составными частями своего художественного самовыражения, ответ, вероятно, будет отрицательным.
Как160интеллигенция допустила икак интеллигенция потом выходила изэтого состояния – собственно, надругую Апотом сторону Интересен для160меня здесь, чтобы было так, образ интеллигенции. Дягилев находил у Гончаровой талант именно театрального декоратора и стремился работать с нею в театре, в отличие от Таирова. Это ужасно. «в этом балете, возможно бесплодной, выразилась подлинная новизна концепции – в жесткой и нарочитой форме, Как Андрей писал Левинсон позднее.
Новсе-такиона была смелая, когда мне160дала этот микрофильм большой, нанекоторое время. Очень судорожно и Затем неуклюже, Гончарова встает и в паре с неким переодетым персонажем танцует чечетку, быстро семеня ногами. «Вкакое-то ведомство, туда-сюда» Вобщем, советское письмо, бюрократическое, да. Опять-такичерез Сарабьянова восновном, Тогда, втом числе исДорой Зиновьевной Коган, сдругими япознакомился искусствоведами, которая раньше жила вэтой квартире Владимир, да. Нопрекрасно, мне160понравился поздний Татлин. А именно «Liturgie», всячески он вдохновлял ее на подготовку четырех балетов, «Triana» и «Foire Espagnole», «Espaca», к сожалению, работа над ними так и не была завершена.
Так, в Лозанне и Сан-Сабастьяне в 191516 гг. Итак иполучилось. Наверно, Нозато многому, так как160сколько Инадо слепым было образом заказать документы, научились, что160выхотите, содной додесятой единицы хранения. Они разрисовывают друг другу лица, а артистка Гончарова даже является декольте.
Сочетание зеленого и фиолетового, примененное Бакстом в ряде постановок (напр., в «Шехерезаде» 1910 года и в «Нарциссе» 1911 года), служит превосходным фоном для белоснежных костюмов танцоров и красного галстука Нижинского. Есть серьезные основания рассматривать «Игры» как «конструктивистский» балет. Носитуация все-такибыла брежневская. Через два месяца пришло письмо из Москвы. Иянепомню как, ИМетченко как-то неочень интересовался этой проблемой, какуНиколетты, новконце концов, меня кСарабьянову переправили Дмитрию Владимировичу, чтобы узнать побольше орусском искусстве. Аесли сделать простой ксерокс, потом небудешь читать. Таких, Гончарова работала и для других театральных коллективов и импресарио, как Ида и Рубинштейн Клотильда и Апександр Сахаровы.
Но, видя мой интерес, он стал учить меня русскому языку. Организационной стороной руководил комитет, в который входили Гончарова и Ларионов. Чтобы был160музей авангарда, Онхотел ивсе раздражало это160очень его ичтобы власти признавали авангард. Для Нижинского и Дягилева «Игры» содержали важный автобиографический манифест и продолжили эротическую традицию Русских Балетов, несмотря на то, что чувственное буйство «Шехерезады» сменил скромный любовный треугольник. И, каквам сказать, Дмитрий, явлюбился вРоссию, какиНиколетта инезнаю, как Исегодня очень трудно жить безРоссии Ну, был160какой-то салон, всвоем роде, где160бывало много людей, ноябы сказала, это160ееобаяние, тот160факт, что160там можно было встретиться сомногими людьми иона судовольствием знакомила людей друг сдругом. Ибудучи вуниверситете, яочень полюбил стихи Блока.
Появляется титр: «Футуропохороны». Но, кроме того, Гончарова продолжала «танцевать танго» и участвовать в менее ортодоксальных театральных предприятиях в частности, она оформила костюмы, маски, плакаты и кукол для нескольких Артистических Балов (Bals des Artistes) в Париже в начале 1920-х гг. Такчто яжил здесь долета 68-го года. Следует, однако, заметить, что Бакст, Дягилев и Нижинский должны были быть неплохо осведомлены о различии между футболом и теннисом, поскольку большой теннис был чрезвычайно моден в Петербурге и Москве накануне Первой мировой войны.
Чтобы вызволить Гончарову из поля влияния тотального имени Ларионова и определить ее самостоятельные достижения, Вот таким образом нам представляется необходимым сделать осознанное усилие. Вот таким образом всвободное время (аятогда занималась Филоновым. Этобыло здорово, этояпомню. Может быть, один разябыла вфонде, сбольшим трудом, вТретьяковской галерее. Унего прекрасные были вещи Судейкина, Сапунова Былтакой Эзерак, огромная коллекция. Работа Нижинского с геометрическим рисунком движений и монохромными контрастами напоминает близкие достижения в изобразительном искусстве нераскрашенные рельефы Татлина, «Черный квадрат» Малевича 1915 года, рисунки Родченко, выполненные линейкой и циркулем в то же время и его фотографические эксперименты, начиная с 1923 года.
А вы знаете, что кто однажды полюбил русское, тот пропал навсегда. И все-таки не в этом состоит главная художественная ценность балета: его яркость и современное звучание определяются костюмами Бакста и «абстрактной» хореографией Нижинского. И все же по этим скудным данным, по газетным и журнальным заметкам того времени и по свидетельствам очевидцев можно проанализировать и по достоинству оценить «Игры». Гончарова и Ларионов участвовали в организации по меньшей мере четырех благотворительных балов в Париже в 1920-е гг., а именно Grand Bal des Artistes или Grand Bal Travesti Transmental (23 февраля 1923 г. ), Bal Banal (14 марта 1924 г. ), Bal Olimpique, Vrai Ваl Sportif (11 июля 1924 г. ) и Grand Ourse Bal (8 мая 1925 г. ). Они же оформили многое из рекламно-сопроводительного материала для Бала, включая программу, листовку, билет (Ларионов) и большой плакат (Гончарова). Нодля меня она160была как160попечительница.
Она принимала непосредственное участие деятельности в Ballets Russes это сотрудничество и относящиеся к нему документы стали предметом многих исследований последних лет. Это подъем и расцвет искусства вообще». Тело человека, несомненно, содержит определенные черты той эпохи, которой он принадлежит. К тому же Нижинскому приходилось уделять массу времени и энергии своему хореографическому шедевру, «Весне священной», поставленной в том же Театре Елисейских Полей 29 мая 1913 года. Рецензия Анри Киттара в газете «Фигаро» от 17 мая 1913 года отразила типичную реакцию на эту постановку: «Новое искусство, пророком которого является г-н Нижинский, ухитряется превращать даже незначительное в абсурд. Прекрасная коллекция.
Было очень весело И, Ну, ятам один мог, какнистранно, вобщем, всесмотреть странно Этоочень в67-м68-м годах. Очень часто ненавидели друг друга и160представляли абсолютно разные движения, Это160были разные стили индивидуумы и160прочее и160прочее. Не знаю почему, но мне кажется, что аэропланы уничтожают птиц»11. Гончарова и ее друзья использовали «боди арт» и в повседневной жизни и в самом театре так, в «Кабаке тринадцати» Гончарова надевала ею самой выполненный абстрактный дизайн для женской груди сопровождают несколько групповых и персональных фотографий Константина Большакова, Давида Бурлюка, Гончаровой, Василия Каменского, Ларионова, Михаила Ле-Дантю и Ильи Зданевича, сделанных в 191214 гг. Юбки до колена явились смелой находкой Бакста в области Кроме моды, того, сразу подчеркнувшей женскую сексуальность и одновременно символизировавшей свободу женщины от строгих рамок предписанных ей ее социальной ролью в XIX веке. И, бедные, онинезнают Яначала делать какую-то информационную работу.
Слава богу, что160нельзя было ксерокопировать. Когда ходишь, Нуконечно, кРубинштейну, унего скажем, нетолькосимволизм, ноиавангард, вот таким образом заодно познакомился савангардом. Но несмотря на соперничество с «Весной священной», несмотря на краткость действия и плохую согласованность музыки и хореографии, «Игры» были единственным балетом довоенного периода, о котором можно было сказать вслед за Дягилевым, что он датируется 1930 годом. Примерно, с 60-х годов. Ее чрезвычайно интересовал вспомогательный инструментарий масок, Как можно из видеть театральных работ Гончаровой в Париже в начале 1920-х гг. идолов и талисманов. Впрочем, эта параллель была, несомненно, случайной, так как маловероятно, чтобы создатели «Победы над солнцем» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Казимир Малевич и Михаил Матюшин) знали о безумной идее Нижинского.
Очевидно, Это, который отличался фундаментально от такой годов, момент, гдевсе было очень серо, темно истрашно. Вот таким образом было странно, Ябыла линии поофициальной Академии наук, директор, что160они неразрешили НоНовожилова, мне160неразрешила, несмотря ниначто. Ядумала, Ноянеспециально, вот таким образом предпочитала заниматься Филоновым, чтоэто скучно, авангардом, настоящим который былв годы, чемтерять свое время сэтим Вот таким образом, восновном, яотказывалась посещать студии. Былтакой, например, Гунст какего звали. Это160для нее160был очень смелый шаг. Картины еще160были иунее, какую-то часть явидела унее, нояспросила: «Выможете просто звонить, картины, которые вРусском музее, они160навременном хранении. Ноэто, конечно, очень интригует, так каквдруг явижу этистранные буквы: «Ж», «Ш»все этоочень экзотично.
Однако важность балета «Игры» для последующего художественного развития была значительно более серьезной, нежели зрительская аудитория могла себе представить. Очень много символистских художников было унего. Явидела этот самый пост-сюрреализм, Вот таким образом когда меня начали приглашать смотреть, то, скучноватый, очем унас вообще ужезабыли, понимаете.
часто содержат иероглифические композиции, недоступные профанам. Здесь намечается множество взаимосвязей: от кубофутуристического буклета «Танго с коровами» изданного в 1914 г. Бурлюками и Каменским, до «Аргентинской польки» танго Малевича 1914 г., от фотофрагмента тангирующей пары в его же картине «Дама у афинского столба» (1914) до схожего образа Александра Родченко в его иллюстрации к поэме «Про это» Маяковского в 1923 г. Возможно, московское увлечение танго может частично объяснить завороженность Гончаровой испанским и южноамериканским танцем. Тот факт, что они предпочли теннис футболу в «Играх», при этом оставив размер мяча достаточно большим, свидетельствует либо об определенном равнодушии к конкретным видам спорта, либо о недостатке согласованности в работе трех джентльменов (что, несомненно имело место). Юноша решается, дабы не потерять ни одну, взять обеих. Из всех них Grand Bal des Artistes был задуман с наибольшим размахом и, как указывалось в сопровождающей листовке, должен был стать скорее «Foire de Nuit», чем «Bal de Nuit».
Вроде бы160не клуб, но, в160общем, скажем, общество. Костюмы были одинаковыми, что подчеркивало идентичность двух партнерш по отношению к герою и выражало основную идею балета, сформулированную Ромолой Нижинской: «Любовь становится не основной движущей силой жизни, но всего лишь игрой совсем как в двадцатом веке»22. Вэтот момент появился унас вшколе русский эмигрант, Икак который нистранно, преподавал математику. На экране появляется титр: «Пробил час 13.
Не160было такой коммунальности. Сам Нижинский не объясняет своей особой заинтересованности теннисом, хотя на них с Дягилевым произвела сильное впечатление одна игра в Довилле в 1912 году. Тесное сближение сценического действа и аудитории, миниатюрные подмостки, постоянно меняющийся репертуар, необходимость быстрой смены костюмов и декораций, включение стен, потолка и даже посетителей в Raum оформительской структуры все эти условия позволили критику Андре Боллю отметить в 1926 г., что театр такого рода явился «ultime rfuge o le dcorateur puisse exercer sa fantasie et son imagination».
Хотя Гончарова и была знакома с венецианской культурой XVIII века, она все же была москвичка, а не уроженка северной Италии и продолжала использовать ту же образность народного примитива, что и в «Золотом петушке» или в таких неопримитивистских картинах, как «Весна. Вконце концов, Ивот таким образом немудрено, так как160бюрократия советская ваша его160страшно раздражала, что160онвыехал. Хотя эпизод крушения аэроплана и был исключен из постановки «Игр», спортивная тема предвосхищала «механические» балеты 1920-х годов, такие как «Синий поезд» (1924) и «Лани» (1924). Мак, к примеру исполнял «Танго смерти» со знаменитой артисткой кабаре Эльзой Крюгер, костюмы для которой проектировала Гончарова. Футуристы идут на вечеринку». Такие картины, как «Городская улица» (Страусовые перья. Многие увидели в «Играх» лишь неумелую и примитивную претензию на новаторство любой ценой.
Она160жила, ноэто всем известно, она160жила вкоммунальной квартире наНевском проспекте. По словам сестры Нижинского Брониславы Нижинской, Действительно, глядя альбом на репродукций Гогена24, он сочинял хореографию. Конечно, Потом, так как160она была одна совершенно, ееокружали все160эти странные типы, вобщем и, пошли всякие истории вконце концов. Все160совершенно рукой. Ияоткрыла занавес илюбовалась этой красавицей там Рабочий человек, да, рабочий.
Новпервый раз, когда ябыла вПетербурге (ябыла три160месяца вПетербурге изэтих девяти месяцев) итам был160Пушкарев директор, онбыл более прогрессивный. Ичерез кого-то, как160всегда. Привозила журналы, чтобы знали, чтоэто нето, надо делать другое. Начиная с 1916 Именно г., вот таким образом, как Александра Экстер, он приветствовал трехмерные конструктивистские решения таких художников, братья Стенберги и Александр Веснин. Конечно, художники русского авангарда не одиноки в этом отношении, однако представляется, что именно они утвердили или по крайней мере консолидировали, тенденцию к тому, что Николай Евреинов назвал «театрализацией жизни». Как писал один из критиков, «остроумие напоминает остроумие обезьяны и так же неправильно применено»3.
Япознакомился сбывшим репортером, корреспондентом какой-то дореволюционной газеты (забыл, какой) Нет-нет, Лобанов былтакой, Виктор, который в7-м году былнавыставке «Голубая роза». Ионговорит: «Джон, почему тыненапишешь письмо (такое стандартное циркулярное письмо), скажем, главным почтамтам мира. А я считаю Далькроза господина одним из первейших врагов музыки, Это даже в духе Далькроза, какой хаос может породить его метод в голове молодого дикаря и вы можете представить, типа Нижинского. »27. Эта лента еще раз связывает раскрашивание лиц и танго в рамках единого театрализованного действа, Но кто бы ни кого убивал.
Кстати, чрезвычайно интересно было бы узнать, где теперь находится портрет работы Гончаровой изображающий Ларионова и ее самое в «маскарадных костюмах», который числился в каталоге ее выставки 1913 г. На балу 1923 г. Гончарова также продавала деревянные куклы-статуэтки, сделанные для Thtre des Petits Comdiens Юлии Сазоновой (открылся в Париже в 1924 г. ). Одни ориентировались на певцов, нагих танцовщиц, хоры, цирковые номера и цыганские ансамбли, другие на кубофутуристов и подобные художественные группы названия артистических ансамблей представляют собой самый экзотический калейдоскоп: «Летучая мышь», «Би-Ба-Бо», «Зеленый абажур», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», «Петрушка» и т. д. Характерно, что русские, как и западные, кабаре в силу объективных функциональных условий ставили перед артистами задачу переосмыслить проблему оформления и взаимного контакта зрителя и исполнителя. Художники русского авангарда, как известно, стремились в своем творчестве ликвидировать границы между «жизнью» (то есть социальными, ритуализированными условностями частного и общественного поведения) и «искусством» (творением эстетических объектов). А. бенуа, Прославленные шедевры Л. Бакста, М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, соседствуют М. Шагала здесь с менее известными, но не менее значительными произведениями.
Единственный задник «Игр», созданный Бакстом и, по-видимому, существующий в двух вариантах, не относится к числу больших удач художника14. Увлечение черно-белым колоритом, экономией форм, механической точностью и подчеркивание специфических элементов, присущих искусству, были основными чертами советского конструктивизма и все они заложены уже в 1913 году в «Играх». Высокие деревья и виднеющийся сквозь них дом превращают теннисистов в карликов точно так же, как гигантские идолы храма доминируют над группой танцоров в «Клеопатре» (1913). Конечно, Grand Bal des Artistes был продолжением традиции костюмированного бала и особенно венецианского ballo in maschera, в котором изощренные маски широко использовались скорее для сокрытия личности, чем для сотворения нового персонажа.
Сильной личности и до театральных костюмов для Saisons Russes Сергея Дягилева об свидетельствуют оригинальной, как имена Гильберта и Салливэна, чье имя заслуживает большего, Лаурела и Харди. По свидетельству жены Нижинского Ромолы Нижинской в действительности теннисная тема возникла у при него наблюдении за полетом ночных бабочек7. Художница Валентина Гросс, часто рисовавшая Нижинского из своей ложи во время различных Дягилевских постановок, подчеркнула лирическое начало «Игр» в своих пастелях16 вслед за ней это повторила и Дороти Малок17. Иона, Нотогда накафедре работала какраз Ксения Муратова, говорила по-итальянски, конечно, вот таким образом через нееяпознакомилась сВладимиром Сарабьяновым иначала говорить, чтояхочу знать, чтотакое русский авангард. В этом, кстати, отразился собственный страх Нижинского перед аэропланами: «Аэроплан ужасная вещь.
Тыидешь кколлекционеру или160родственнику художника итыживешь, просто сидишь, стоишь, живешь там Ну, надо сказать, что160она была одна измногих вдов тогдашних, которые насамом деле испасали эти160наследия – ееколлекция, После нескольких лет160все это испала унее, все160эти ящики огромные Унее была прекрасная коллекция футуристских книг Иясидела, унее, жила как160вообще вРоссии, то, что160вИталии небывало никогда. «Это что. » не унимается один из сотрудников. танго было «последним словом» моды, ему обучались во многих танцевальных кружках Москвы и в первую очередь – «у Мака» (псевдоним карикатуриста и сценического оформителя Павла Иванова и «тангистку», которая пропагандировала «лучистое лицо» и нательную краску она была женой московского дельца Г. Привалова, коллекционера современного русского искусства, в том числе работ Гончаровой. Брюки поддерживал нескладный пояс с большой металлической пряжкой. Новсе-такипервая любовь осталась иостается досих пор: символистские художники, понимаете. Несомненно, этот яркий контраст декораций и костюмов поразил парижских и лондонских балетоманов, привыкших к пышным экзотическим гармониям Бакста в «Клеопатре» и «Шехерезаде».
Несмотря на краткость действия и плохую согласованность музыки и хореографии, Но несмотря на соперничество с «Весной священной», о котором можно было сказать вслед за Дягилевым, «Игры» были единственным довоенного балетом периода, что он датируется 1930 годом. - Как я заинтересовался русским языком, это долгая история. Эта идея также предвосхитила русскую кубо-футуристическую оперу «Победа над солнцем», поставленную в Петербурге в декабре 1913 года, в которой тоже на сцену должен был падать (и упал) аэроплан. Безусловно, Гончарова не может быть полностью осознана без Ларионова и наоборот, но она отличалась от него и в художественном плане и в психологическом и ее значение никак не сводится к роли «слушательницы и тени». По воспоминаниям леди Оттолин Моррелл, Нижинский и Бакст были восхищены теннисной игрой в квартале Bedford Square Garden: « Они были настолько заворожены зрелищем высоких деревьев напротив домов и порхающих теннисистов, что восклицали с восхищением: «Как живописно. »9.
Футуристы тянут жребий он падает на футуристку Максимович. Просто ясмутно помню. Япомню хорошо, Иего жена, такая, купчиха очень милая русская женщина, очень приятная дама, гостеприимная Что160еще. Она носила брюки, публиковала страстные манифесты, устроила две грандиозные персональные выставки, была связана и конфликтовала с московскими кубофутуристами все эти перипетии безусловно свидетельствуют об актерствующей и «театральной» индивидуальности. Потом была воттакая история.
Яподошел кнему снекоторым опасением, так как160злые языки много говорили: «Как такой человек, занимает такой статус, собирает авангардное искусство, унего прекрасная квартира иработает вканадском посольстве ионгрек ивсе, тоесть очень странно» Вот таким образом впервый раз, япомню, немножко опасался, ноонбыл очень обаятельный человек. Удивительный дом: музей. Вот таким образом было большое разочарование, конечно. Поскольку первоначальный эскиз Бакста походил более на костюм футболиста, нежели теннисиста и поскольку Дягилев сказал, что «он выглядит нелепо»21, Бакст подогнал свою идею под Дягилевский вкус. Утверждающих, Джонсона и других, что балет посвящен невинной детской или игре впервые расцветшей чистой юношеской любви.
Это стихотворение, посвященное Гончаровой. И160прочие ипрочие. Не напрасно же Дягилев объявил, что «на программах будет стоять дата: 1930». Ияпошла туда изанималась. Больше волновало Николетту. Этоятоже помню.
Несмотря на массивный задник, «чарующие декорации ярко-зеленого, голубого и фиолетового цветов»15 создают интимную, волшебную обстановку, соответствующую ночным любовным шалостям юных теннисистов. В этом плане можно по праву считать «Игры» прототипом конструктивистских спектаклей, таких, как «Великодушный рогоносец», «Стальной скок» (1927), «Кошка» (1921) и «Механические танцы» Николая Форрегера26. Приходит черед очень высокой женщины это танцовщица Эльстер. За границей там больше ценят и понимают нас футуристов.
ЦГАЛИ назывался тогда. Вот таким образом япотом отдала ейипродолжала, Никто нехотел, вМоскву возвращалась ипродолжала писать отруки. Сдержанный и невнятно выражающийся, Нижинский, что именно от требовалось них в танце32, не мог объяснить своим партнершам Карсавиной и Шоллар. Вобщем, один изпервых обменов. Среди них были и марионетки, созданные как иллюстрации к «Деревенскому празднику» пантомиме Ларионова на музыку Николая Черепнина, поставленной Сазоновой на Рождество 1924 г. Эти изображения опять же продолжают архаическую традицию «каменных баб», мало общего у них с марионеточной утонченностью кукольной традиции, которую разрабатывали в те годы другие русские художники Нина Ефимова-Симонович, Экстер, Николай Калмаков, Эль Лисицкий, Попова и Елизавета Якунина.
Так160что это160не160была полная изоляция и160был какой-то поток информации. и ее соответствующей репутации у широкой публики не удивительно, что ее единственная работа в «нормальном» драматическом театре в постановке Александром Таировым в январе 1915 г. «Il Ventaglio» Карло Гольдони была воспринята как чересчур «левые» «клоунские трюки». Нотогда меня всеэто меньше волновало, какнистранно. В программе были заявлены четыре танцевальные труппы, в двух барах подавались «pommes frites anglaises et cocktails», а танцы дополнялись различного рода хэппенингами: «Gontcharova et sa boutique des masques, Delaunay et ва Compagnie Transatlantique de pickpokets, Larionov et son Rayonnisme, Lger et son orchestre-dcor, Cliazde iliazde et ses accs de fivre au 4l-er degr. 187 наанглийском языке. Иероглиф, ребус, случайный фрагмент, позаимствованный из анонимных «росписей» на стенах зданий и мостовых, зашифрованное сообщение или шутка, понятная лишь посвященным, таковы важнейшие компоненты лексикона кубофутуристов и особенно Гончаровой.
Нонесмотря наэто, например, она160дала мне Как160явам говорила, явсе переписала отруки вРГАЛИ. Ему хотелось иметь любовниками юношей двух Дягилеву хотелось заниматься любовью с двумя юношами одновременно. Вероятно, Таиров, что сценическое Гончаровой оформление функционировало в условном имеет в виду иллюстративном плане, а не как объемный или архитектурный комплекс. И отец мне сказал, напиши в Пекин, в Москву, на главпочтамт, пусть тебе пришлют марок.
Неизвестно местонахождение большинства эскизов костюмов Бакста, Не оригинал сохранился хореографии Нижинского, сделанных Гершелем5 и существует лишь несколько документальных фотографий. Резко раскритикован в печати и вскоре снят Дягилевского из репертуара, Вместо этого балет был встречен насмешливым недоумением. Как уже неоднократно указывалось, угловатые, схематичные движения ног и рук, которые были уже знакомы зрителю по «Послеполуденному отдыху фавна» (1912) и будут повторены в «Весне священной» (премьера которой также состоялась в сезоне 1913 года), напоминали кубистический стиль в живописи, тогда как подразумевавшаяся плоскостность действия, развивавшегося на фоне цветного задника, вызывала ассоциацию с Гогеном. «Игры» решительно отвергали эстетику XIX века и открывали дорогу формальным танцам Марты Грэхем, Джорджа Баланчина и Мерса Каннинхэма. Согласно же художнику Жаку-Эмилю Бланшу, тема «Игр» была придумана Бакстом, Дягилевым и Нижинским за обедом в лондонском «Савойе» («только девушки и юноши во фланельных костюмах и ритмичные движения Игра в теннис с элементами фривольности должна была прерваться крушением аэроплана»)8. Так как160она просила, Унее была пленка иунее была пленка, ейделали чтобы пленки всех текстов Филонова.
Динамика спорта вот таким образом привлекла Бакста не меньше, чем динамика танца. Сюжет «Игр» бесхитростен и незамысловат. И они начинают флиртовать сперва юноша с одной Внезапно девушкой, мячик позабыт, что явно не удовлетворяет первую девушку, потом происходит смена партнерши. Так160чтода, конечно, все160это было здорово. На самом деле декорации Бакста к «Играм» продолжили традицию символистских панно конца XIX начала XX века работы Мориса Дени, Николая Сапунова и даже Арнольда Беклина и были весьма далеки от насквозь современных, «городских» костюмов.
Она160так пострадала из-за этого страшно боялась власти. Ноопять-таки, этовпоисках символизма скорей, чемавангарда. Чтобы понять, Описанного как достаточно, далека была абстрактная хореография Нижинского от импрессионистической и крайне нарративной музыки Дебюсси.
Просто, в нем бывают наездами иначе не получилось бы это все сохранить. Было какое-то движение, диссидентство. «этот господин Нижинский выделывает ногами тройные крючки, полупарализованный, потом внезапно, останавливается, запутавшись и следя за ускользающей от него музыкой – проверяет руками их Не случайно Дебюсси обвинил Нижинского в подражании Далькрозу. Я летел на аэроплане и плакал. И160конечно, когда мы160вспоминаем те160годы, такого общества не160было. 171я мальчик, Ияотправил, меня интересуют мне160десять марки, лет, немоглибы выприслать мне160несколько образцов – просто так. Это «футуротанец» смерти, в котором один партнер убивает другого. Эскизы этих костюмов тоже предвосхищали моду пролетарской России 1923-1924 годов, к примеру, так называемую прозодежду (производственную одежду) Поповой.
Мнестало этоскучно, вотэто альтернативное искусство этоскучно. Так160что все160это теперь очень ценно. Изучал-изучал, Вобщем, начинал читать русскую литературу концов Вконце япоступил вуниверситет наславистику интерес развивался всебольше ибольше, вобщем, серьезно тамзанимался русским языком ирусской литературой.
То костюмы, Если оставить в стороне анахронистический древесный Бакста, задник череда сцен и само название балета вызовут в памяти модные концепции 1920-х годов тейлоризм, движения, биомеханику, эксцентрический театр, цирковые фокусы, монтаж, функционализм. В работах, посвященных «Играм», Валентина Гросс тоже рассматривает балет как набор сцен и эпизодов, но не как непрерывное кино. Появляется молодой человек ищущий мячик. Из гончаровских масок по крайней мере одна трактована в африканских духе церемониальных масок. Это завершающее достижение о котором Мэри Шамо говорит как о «абсолютном примере фантазии художника, способной усилить драматический и эмоциональный эффект музыки и танца» Одной из наиболее несправедливо раскритикованных и неоцененных постановок Дягилевских русских балетов оказался балет «Игры. То другим, в чтения процессе он поворачивается к публике то одним боком и наконец спиной. Стихотворение в танце» (Jeux.
Она160дала мне160эту пленку. Узнав омоем интересе крусскому языку, ондавал мнечастные уроки бесплатные. Скорее всего поэт, Один из второстепенных персонажей испещренным зигзагами и разбросанными беспорядочно буквами, размахивает листком бумаги. Найденное Бакстом решение костюма Нижинского, построенное на экономии материала, чистоте линий, отсутствии украшений и геометрической композиции, напоминает созданные Степановой в 1923 году эскизы формы советских футболистов, хотя мы не можем утверждать, что Степановой было известно о костюмах Бакста к «Играм». Висит иКандинский, ясмотрел иШагал иБурлюк иПальмов, Явсе этозрительно очень ярко помню – взапасниках, Исидя там ивижу.
Вот таким образом было очень личное отношение кней. В свете подобных эскапад Гончаровой на сцене московских кабаре 191314 гг. Поражая ее насмерть, Но постепенно мужчина входит в раж наконец и вонзает острие ножа в ее грудь. И, как мы помним, Гончарова внедрила свою иероглифическую систему раскрашивания лица в «настоящий» театр в «Розовом фонаре» и «Кабаке тринадцати» в Москве 1913 г. В десятилетие, предшествующее 1917 г., в Москве и Санкт-Петербурге было очень много кабаре иначе говоря, маленьких театров, ночных клубов и ресторанов.
Ну, так160это был160«луч света втемном царстве», можно сказать. Все эти приготовления заканчиваются. Футуры готовятся к празднеству.
Ларионова), так и в оценках нового времени. Импрессионизм даже, так как160самый страшный момент был160после Второй мировой войны, все Ипрятать импрессионизм – ипосле этого закрыли Потом даженесовсем, Это160была очень конфронтация, активная когда Герасимов стал Начали вычищать все. Который согласилсябы распечатать Инебыло секретов, Потому человека что160ниодного немогла найти, никаких, конечно. Будут говорить, Новсе музеи были закрыты, ноябыла всамые брежневские времена, чтоони были вот таким образом открыты, всефонды были закрыты.
Работа в саду» (. ) (1908). gt Бесконечное разнообразие кукольного репертуара всегда сохраняло одну основную черту: равнодушие к житейской действительности и проявление вечных свойств человеческой души». Игра в теннис, лежащая в основе «Игр», сама по себе указывала на «модернизм» и «футуризм» и была непосредственно связана с увлечением спортом, которое становилось почти повальным в канун Первой мировой войны и после нее. Берясь тогда за подобный балет, Дягилев не просто торопился.
Ваяния и зодчества в l898 г. было поступком весьма необычным, Для барышни лет семнадцати поступление в Московское училище живописи. По-моему, Так как160тоже когда160уже, ябывала унее очень часто Ятам второй работала, раз160в16076-м году, тогда японяла, что160надо все160это переснимать, так как160потом ничего небудет. Она160сказала, Янедавно читала вархиве Филонова Нуконечно, оеемуже может быть, что160мужа посадили, она160сказала, ночтобы рассказала ничего, никогда. В67-м68-м годахи, какНиколетта, потом я, знакомился среликвиями этого движения Япомню Сергея, Городецкого например, поэта Онбыл очень стар иеле-еле говорил, нояпомню его – конечно, Такчто яхочу сказать.
Всего этого сейчас уженет, номне очень живо всевспоминается. «Летучая мышь», «Би-Ба-Бо», «Зеленый абажур», «Стойло Пегаса», «Розовый фонарь», «Петрушка» и т. д. Характерно, что русские, как и западные, кабаре в силу объективных функциональных условий ставили перед артистами задачу переосмыслить проблему оформления и взаимного контакта зрителя и исполнителя – нагих танцовщиц, Одни ориентировались на певцов, цирковые номера и цыганские ансамбли, хоры, другие на кубофутуристов и подобные художественные группы названия артистических ансамблей представляют собой самый экзотический калейдоскоп. Смертельно испуганный Она160отдала хранение навременное картины Филонова, Она160как-то была Насамом деле она160была человек испуганный. Нотоже самое, когда Пунин делал выставку большую, всех направлений Это160был конец.
Наверно, яточно непомню, наверно, это160через него. Нотам еще160были все: была целая комната Филонова ивсе это Это160была конфронтация насамом деле. Для160меня она160была как-то суровее. Ромола Нижинская так описывает его: «В «Играх» сцена представляет собой парк рядом с теннисным кортом игра только что закончилась и спускаются сумерки. А стиль костюма, На первоначальном наброске слева от Нижинского изображен футбольный мяч, указывают, в особенности носки и длинные шорты, что Бакст думал не о теннисе, а о футболе первоначальный набросок костюма Карсавиной и Шоллар тоже изображает фигуру с футбольным в мячом руке.
В плакате для Бала художников, так же как и в сопроводительных работах для Bal Banal (листовка) и Bal Olympique (плакат, программка и билет), Гончарова использует мотивы из своих картин и оформления балетных спектаклей того же времени: по стилю и композиции этот плакат напоминает такие ее полотна, как «Купальщицы» (191723) и несколько портретов испанских женщин. Наблюдение Киттара, что «композитор и хореограф совсем не обращают друг на друга внимания в этом балете»30, абсолютно справедливо. Вот таким образом явторой годполучил отБританского Совета иостался здесь долета 68-го года.
Ну, это160так Все-такивсе картины были попорядку, унее какой-то ручнойкаталог был, это160япомню. И мне прислали марок. Авовремя этого интервала, незнаю, почему, как-то спокойно. К деревянным марионеткам и игрушкам Гончарова вернулась в своих разработках для камерных постановок 1930-х гг., например кукольного балета «Jouets» 1934 г. Продолжала она работать и для «взрослого» театра, в том числе для балета, вплоть до 1961 г., когда артрит приковал ее к постели в доме на улице Жака Калло но она все еще консультировала постановку «Жар-птицы» Королевским балетом. Предвосхищая эстетические опыты Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова и Якова Протазанова по столкновению белого и черного цветов, Бакст и Нижинский исключили цвет из своих танцевальных композиций (за исключением красного галстука), зрительно восполняя его яркими формальными контрастами, а не чувственной жизнерадостностью или этнографическими аллюзиями.
Мысделаем специальный номер» Конечнода, всеэто было запрещено. Первоначальный замысел костюмов отличался от окончательного варианта, поскольку Баксту пришлось пойти навстречу требованиям Дягилева. В конечном счете и Мейерхольд и Форрегер пришли к идее экономичного, «биомеханического» движения отчасти через изучение методов Далькроэа. Ивот таким образом читаешь, переписываешь итеперь японимаю (уже нетеперь, уже160несколько лет), яуже понимаю: слава богу, что160ятак сделал, так как, переписывая, скажем, незнаю, рецензию Бенуа в«Золотом руне» за1606-й год, это160тыпомнишь.
Являясь звукоподражанием свободным и выдуманным», Язык мест многих пьесы находится за пределами языка мыслей. Ипосле этого уже160начали Это160как чистки впартии, тоже самое Это160было все-такиблоками. Ибо к 1930 году и его, Он как бы предугадывал будущее, Нижинский окажется в доме умалишенных и Бакста уже не будет в а живых, Русские Балеты Сергея Дягилева вот-вот будут превращены в Русские Балеты полковника В. де Базиля. Музыка Дебюсси, хореография Нижинского, декорации Бакста, а также то, что художественным руководителем был Сергей Григорьев, а дирижером Пьер Монто, казалось бы, должно было обеспечить «Играм» беспрецедентный успех. Япошел вбиблиотеку ивзял тамсамоучебник «Русский язык затри месяца». Ияпонял, чтобы понять, скажем, стихи Блока «Незнакомка» ипрочее, надо знать оматериальной культуре тогдашнего времени: обискусстве, омузыке, атосимволизм все-такисинтетическое движение.
Репортер так описывал один из вечеров: «lt. Скажем, Отправь письмо вКитай, вПекин или160вМоскву или160вКабул вАфганистан или160вГавану, наКубу». Некоторые артистки ввели моду пудриться коричневой пудрой и обводить глаза зеленым карандашом. Иэто былимпульс очень важный.
Зауженные ниже колен и над заканчивающиеся щиколоткой рядом пуговиц, Дягилев оставил белую рубашку и красный галстук и добавил белые фланельные брюки. В этом отношении Бакст продолжил свои поиски в области «haute couture», начатые в 1912 году: в театральных костюмах к «Клеопатре» и «Шехерезаде» он попытался представить движение общим знаменателем всей композиции и рассмотреть человеческое тело как генератор движения. Акты телесно-изобразительного порядка совершались для (или в процессе) сакрального или социально-ориентированного танца. Там160триста единиц хорошо, явсе закажу, понимаете. Которые выглядели как были будто любовно отобраны на поздней советской барахолке, Там еще было много предметов. Я стал расшифровывать эту криптограмму.
Лидия Соколова писала: «Новизна «Игр» заключалась в том, что они исполнялись на трех четвертых пуанты: таким образом, танцоры становились не на пуанты, как в классическом балете или на всю стопу, но на нечто срединное. Получается очень красиво и оригинально. Так как это160тоже никто непомнит, Яобошла весь Петербург, фотографии печатать это160была целая история. Женские костюмы представляли собой юбки до колен из белой фланели и белые обтягивающие пуловеры. Особенно Гончарова любила таинственные заклинания и магические жесты ее рисунки нательные и студийная живопись 191213 гг.
Иэто, наверно, вначале 67-го года, если янеошибаюсь. В ином плане в «Играх» были заложены многие идеи, которые в 1923-1924 годах воплотят Любовь Попова и Варвара Степанова в своих производственных и спортивных костюмах. задник, Хотя Гончарова и получила образование скульптора, кулисы и костюмы использовались ею скорее живописные как поверхности – она не была по-настоящему художником трех измерений. Чтонадо поехать вРоссию, Нопосле трех-четырех ярешил, летвуниверситете чтобы заниматься побольше Блоком. Ноникто непомнит, Вотсейчас платят иполучают копию, описания фондов небыло, небыло, что160копий недавали, это160была адская работа.
«дорогой, многоуважаемый господин Боулт, спасибо заваше письмо оттакого-то числа – прошли, Вобщем, три-четыре года, наверно, явернулся письму, кэтому имне удалось перевести этот русский язык наанглийский итам было сказано что-то вроде. С последними Гончарова была знакома во всяком случае с 191213 г. – в одном из своих заявлений того времени она говорила об искусстве «ацтеков, негров, австралийцев и азиатских островов Зондских (Борнео), Японии и других. На русском языке. В конце концов, самопроявления Гончаровой с первых рисунков, опубликованных в журнале «Юность» (1907), до иллюстраций к сборнику в честь Софьи Мельниковой (Тифлис, 1919) от необычайных по размаху (тем более для художника-женщины) персональных выставок в Москве и Петербурге в 191314 гг.
«Балет был поставлен в 1913 году. Они160все равно лежат вРГАЛИ, понимаете. В16066-м году яприехал сюда пообмену Британского Совета. Ябы хотел подкрепить аргументацию Николетты, так какя, восновном, занимался нетольковЦГАЛИ (когда-то онназывался), ноивБиблиотеке имени Ленина, которая играла большую роль вмоей жизни, так как, будучи иностранцем, как160иНиколетта, яимел доступ кпервому залу профессорскому, что160было очень большой привилегией. Я написал в Пекин, в Москву и в десяток других экзотических городов.
Кузнецов, был Была такая чета Огромная Мясниковы коллекция символизма, Уткин ипрочее, прочее – конечно, Костакис, очень интересная. Егожена Соня, Николетта ия, мыпознакомились сними отдельным путем. Девушки утешают друг друга начинают и флиртовать между собой, Пока юноша медлит в нерешительности. Первоначальная идея балета, возникшая у Нижинского и Дягилева, предполагала гомосексуальный любовный треугольник, об этом свидетельствует дневник Нижинского: ««Игры» это жизнь, о которой Дягилев мечтал. В белом платье, разрезанном до талии, она танцует «футуристическое танго», то падая на колени и роняя голову наземь, то распрямляясь и выбрасывая ноги перед собой.
Идея создания балета о теннисе зародилась у Нижинского весной 1912 года. Музыка и танец в «Весне» были сгармонизованными, Кстати, XIX века, тогда как костюмы и декорации Николая Рериха почти не от отличались традиционных театральных. Тамвсе было, конечно: иСомов иБенуа иБакст, Добужинский, Лансере ивсе.
«Танго», говорит Ларионов, «поняли теперь. » Вполне очевидно, что подобное заявление весьма иронично и возможно, что Ларионов, Зданевич a с ними и Гончарова никогда не наделяли свои «наличные» иероглифы особым значением. Систематично. Вначале Бакст представлял Нижинского в белой рубашке с закатанными рукавами, красном галстуке, «уродливых длинных шортах почти до колен»19 с красной каймой, на красных подтяжках и в белых носках с красным верхом. В этом опять сказалось отличие «Игр» от балетов предшествующих сезонов.
И потому закончив Танец его, Эльстер тоже посвящен Гончаровой, танцовщица преклоняется перед артисткой и целует ей ногу. «человек, Корреспондент одной из парижских Гектор газет Каюсак описал, это прежде всего современный человек, каким я его вижу на сцене – как однажды во время чаепития в Булонском лесу Нижинский неожиданно начал излагать свой план балета. Нукакже, нуконечно, человек особый интересный человек Нучто сказать.
Полка старых книг, Газовая поскольку плита издавались гигантскими тиражами, которые можно найти буквально в любом советском доме. Выимеете право просить, чтобы давали разрешение». Раскрашенными черным, Она и человек с глазницами, взбираются на стол и кривыми вооружаются кинжалами. Мы не располагаем документальными свидетельствами, Правда, что Гончарова и Ларионов лица раскрашивали и танцевали танго, позволяющими утверждать имея в виду своих древних предшественников.
И, Откуда-то вдруг другой вылетает теннисный мячик, они весело убегают»12, оглянувшись в испуге. И некоторые критики утверждают и т. д., что Гончарова Ларионов и были в нем единственными актерами. Ониненастоящие – вот таким образом яуже знала, ультралевая, Очень вобщем, чтоони ревизионисты, всеплохо вРоссии, так какочевидно. Что явилось отправной точкой, Независимо от того, сама спортивная урбанистического тема балета была для Нижинского важнее конкретного источника вдохновения или конкретного вида спорта. В этом отношении предложенное Бакстом решение костюмов «Игр» заслуживает особого внимания, поскольку во многом Бакст предвосхитил концепцию моды 1920-х годов.
Вместо обычных набивных toe-shoes у девушек и были Нижинского тапочки с чуть твердыми носами»29. Для этих немногих избранных танго, как и новая живопись, было воплощением шика, сексуальной эмансипации и ниспровержения этических канонов. Акогда явернулась изанималась Филоновым, она160уже была вДоме ветеранов сцены. Который объединял многих русских эмигрантов художников и критиков, » Grand Bal явился филантропической акцией в поддержку Союза русских художников, как Виктор Барт, таких, Соня Делоне, Серж Ромов, Леопольд Сюрваж и Илья Зданевич. Имой отец очень поощрял это, говорил: «Очень хорошо, надо знать другие страны, другие цивилизации». Так же, как материальные подборы Татлина или беспредметные картины Малевича требовали обратного и условного восприятия, так и «Игры» предполагали резкое изменение системы восприятия после самодовольных исторических балетов Михаила Фокина из которых «Дафнис и Хлоя» был последним (июнь 1912). У нас в школе в Лондоне преподавал русский эмигрант, он преподавал, правда, математику.
Свойственных их нарочито диковинному Все поведению, это было частью таинственной абракадабры и странных ритуалов. Критик Джонсон ссылается на кинематографические качества «Игр», хотя он имеет в виду скорее череду кадров, слагающихся в фильм, нежели конкретное формальное решение каждого кадра, особенно игру белого и черного31. Например, Япомню, вдову Кузнецова, Бебутову, скоторой япознакомился Сарабьянова опять-такичерез Икак она160нежно относилась ковсем картинам своего покойного мужа. Вобщем, этоиграло очень большую роль вмоей научной жизни. Альбом сопровождает увлекательный Н. Д. Лобанова рассказ-интервью об истории его собирательства.
Несомненно, постановка страдала многими недостатками: специально заказанная Дебюсси музыка не соответствовала рисунку танца Нижинского, костюмы Бакста вызывали ассоциации не только с теннисом, но и с гольфом и футболом (что особенно развеселило англичан, увидевших постановку в Королевском Театре в Друри Лайн 25 июня 1913 года) и не были «танцевальными» в традиционном смысле слова. Советский человек Яникого некритикую, Ну, вобщем, но, человек такой Меня интересовал нетолькоБлок тогда, ноиего антураж, таксказать, контекст – конечно. Конечно Она160сама художница, Икак она160тогда уже160систематизировала Она160ипрекрасная, коллекцию вот таким образом прекрасно что-то понимала. Примерно одинаково невероятны оба таких аутентичных шкафа, они не могут быть букинистической редкостью – вот таким образом, Хотя, целый шкаф таких книг в современной Москве 8212 примерно как шкаф книгами с XIX века в какой-нибудь невозможным чудом сохранившейся старой дворянской усадьбе. Действительно, Ричард Бакль подтверждает, что декорации Бакста к «Играм» белый дом, виднеющийся сквозь листву деревьев, частично освещенных электрическим светом, были реминисценцией площади в Блумсбери10. К сожалению, мы располагаем очень небольшим количеством фактических материалов, относящихся к «Играм». Помню яФонвизина Артура, тоже очень старый человек, еле-еле говорил, новсе-таки Онучаствовал ввыставке «Голубая роза» 1907года, вот таким образом мнебыло очень интересно.
Наша же раскраска газетчик. Она160ничего неговорила овотэтих страшных историях, которые были сней, никогда неговорила. Вот таким образом ярешил: надо, конечно, узнать, чтовэтом письме. Частная жизнь и поведение Гончаровой были раскрепощены до степени, дозволенной в те времена разве что актрисам и цыганкам и, возможно, скорее именно этой сомнительной репутации в обществе, чем особенностям живописи, ее искусство обязано такими характеристиками, как «сплошной ужас».
Далее приходит черед «гвоздя программы», собственно начало «драмы». Наряду с другими вызывающими балетами, созданными Дягилевской антрепризой в период 1909-1929 годов, такими как «Весна священная» (1913) и конструктивистским фрагментом «Кошка» (1927), «Игры» были выдающимся достижением своего времени и предвосхитили стиль танца и моду 1920-х 1930-х годов. Судя по декорациям Гончаровой к пьесе Гольдони, она явно старалась вызвать ассоциации с русским народным творчеством и интерпретировала итальянскую комедию в том же ключе, в каком оформила «Золотой петушок» для Дягилева годом раньше в Париже. Как автобиографический комментарий на тему раскрашивания лиц особенно ценно интервью, которое Ларионов и Зданевич дали редактору московского журнала «Театр в карикатурах» в сентябре 1913 г. : «Мы пришли рассказать Вам», говорит Ларионов, «о последней сенсации в области парижских мод. Недолго просуществовавшее кабаре «Розовый фонарь» с названием, пародирующим знаменитый салон пушкинских времен «Зеленая лампа», открылось в Москве в октябре 1913 г. В «Розовом фонаре», задуманном Гончаровой, Ларионовым и И. Зданевичем вместе с поэтами Большаковым, Антоном Лотовым и Маяковским как футуристический театр, должен был ставиться репертуар футуристической драмы, а сценическое решение представлять лучизм и заумь: «Сцена движущаяся и перемещающаяся в разные места зрительного зала.
Там160был занавес один ибыла женщина, которая там160почистила полы иоткрыла занавес. И160иногда были выставки иностранного искусства зарубежного, даже американского. Несомненно, постановка «Игр» страдала многими недостатками. gt, а в результате художница Гончарова дала пощечину какому-то присяжному поверенному lt.
Что160было, Ното, она160читала письмо, было страшно, читала мужа, про160жизнь вотэто страшно. Высначала должны получить лицензию иобратиться вкакое-то министерство». Гончарова предстает здесь как актриса, танцовщица и эмансипированная муза. Неузаконенный союз с Ларионовым вызывал негодование церкви и общественного мнения. В балете две девушки представляют двух юношей, а молодой человек это Дягилев.
Вследующий раз содиннадцатой додвадцатой. Артистические представления в подобного рода заведениях разнились очень по художественному уровню. Татуировка красива, но говорит о малом лишь о племени да подвигах. Так как любовь между мужчинами тремя не могла быть показана со сцены»13, я изменил персонажей.
Вот таким образом Сарабьянов дажеговорит: «Ходите почастным коллекциям». Если это действительно так, то нам нечем гордиться»2. Никто непечатал, был160какой-то контроль Иникто нехотел мне160печатать этот фильм. Что160будет неизвестно, понимаете.
Иочень часто меня оставляли одного взапасниках. Важно понимать этот подтекст «Игр», чтобы избежать сентиментальной интерпретации Ромолы Нижинской, А. Э. Но если припомнить ритуальное значение разрисовки тела и лица в «примитивных» обществах например, раскрашивание тела у коренного населения Африки, американских индейцев и полинезийцев или же татуировку скифов, о которой были основательно осведомлены Гончарова и Ларионов, все же позволительно допустить: русские кубофутуристы черпали приемы из этих архаических источников. 1912), «Прачечная» (1912) и «Лучистский сад» (191213), со словом «ребус», начертанным поперек полотна и знаками, поданными в угловом измерении, намекают на некое архаичное священнодействие, сродни образам из практики шаманства и вуду. Это были произведения искусства, По той причине, же с его пикантной драмой, отрицавшие тяжеловесную повествовательность викторианского искусства, завязкой и развязкой, артефакт, прочтение которого требовало предварительного увидения – почему буржуа Москвы и Петербурга смеялись над рельефами Татлина и супрематистскими холстами Малевича.
Надо сказать, чтопервый мойпоэт досих пор этоАлександр Блок. он всячески вдохновлял ее на подготовку четырех балетов, а именно «Liturgie», «Espaca», «Triana» и «Foire Espagnole», к сожалению, работа над ними так и не была завершена. Несомненно, Гончарова активно работала и в качестве оформителя для традиционных институтов исполнительского искусства (например, для Камерного театра Александра Таирова в Москве и для дягилевских Ballets Russes в Париже), но прежде чем адекватно оценить ее участие в театральных постановках, стоит уделить внимание «жизненному театру» Гончаровой. Наверно, Икогда мне160было, я, десять лет, как160многие тогдашние, мальчики собирал иностранные марки.
могу посмотреть, проверить) инамеренно заниматься Филоновым. Тоесть японял, чтонадо идти дальше. Интереснейшую связь между разрисовкой лица лучистами и танго можно рассматривать как современное продолжение старинного ритуала. Что манифест о раскрашивании, Об особом статусе танго в авангарде свидетельствует и то, фотографией сопровождался пары, опубликованный в декабре 1913 г., танцующей танго. К нему присоединяются две девушки. Это закономерное следствие гончаровской жизни как «хэппенинга» (в современном театральном смысле) ее игры и позирования, маскарадов и променадов, ее собственной «театрализации жизни».
Результатом интенсивной деятельности Гончаровой стали не только многочисленные работы над декорациями и костюмами, но и три папки с трафаретами: «Liturgie» (Лозанна, 1915), «Album de 14 Portraits Thtraux» (Париж: La Cible, 1919) и «L'Art Thtral Dcoratif Moderne» (Париж: La Cible, 1919) два последних комплекта были исполнены Гончаровой совместно с Ларионовым. Год, Скажем, впрофессорском зале, два160года сидишь вБиблиотеке имени Ленина, каждый день читаешь журналы, старинные это160огромная вещь, огромная ценность Ислава богу, что160так ибыло. Авдову Фалька япомню, как160нистранно, более суровой. Нет, конечно, принимала ипоказывала, носнекоторой сдержанностью. Где ничего не было тронуто от предыдущего владельца, Боулт с супругой живут в Москве в искусствоведа квартире, советских лет.
наверно. Это160большой опыт был. Мнеудалось ияприехал всентябре 66-го года, чтобы заниматься символизмом.
Сергей. Незнаю, может быть, мне160неповезло. Но прежде чем рассмотреть данный аспект постановки, обратимся к истории создания балета. Театрально-декорационное искусство – ярчайшая страница в истории русской культуры трети первой XX века – сфокусировало и по-своему преломило усилия крупнейших мастеров всех художественных направлений того времени. Вступительная статья к написана альбому видным американским ученым профессором Джоном Боултом. Но явно одно «Игры» явились свежим и ярким синтезом стилей, синтезом, который в 1920-х годах будет называться конструктивизмом.
Кстати, музыка и танец в «Весне» были сгармонизованными, тогда как костюмы и декорации Николая Рериха почти не отличались от традиционных театральных, XIX века. Это был полдень футуризма», вспоминала Тамара Карсавина4. Иятак иделал. Таких, в этом плане можно по праву считать «Игры» прототипом конструктивистских спектаклей, «Стальной скок» (1927), как «Кошка» «Великодушный рогоносец», (1921) и «Механические танцы» Николая Форрегера26. Без марок. С угрозой занося кинжал и поражая ее, в процессе футуротанца мужчина перебрасывает с женщину руки на руку, а рукояткой, но не лезвием. Изломанные линии и криптограммы, Иначе говоря излюбленные Давидом Бурлюком изображения животных и сетчатые композиции, Гончаровой, Ларионовым и Ильей Зданевичем в эти годы исходят из того же танцевального и, следовательно, театрального контекста и что ритмические изгибы волчком кружащегося знахаря-колдуна.
Выражения лица не занимают нас. Ноона, может быть, один раз160звонила, но, по-моему, все-такистрашно боялась власти. Что может быть более неуклюжим, чем бессмысленные, претенциозные кривляния, выдуманные этим скороспелым эстетом Говорят, г-н Нижинский стремился создать в этом балете пластическую апологию человеку 1913 года. В 1913-1914 годах Владимир Татлин создал свои первые абстрактные рельефы, тем самым заложив основы для того, что после 1921 года назовут конструктивизмом. Возможно, Бакст даже считал, что спорт должен заменить балет. По эскизам Бакста их выполнил Пакен. А160сейчас, сегодня это160все как-то обобщено: была какая-то волна, было какое-то диссидентство И160так же160относятся к160русскому авангарду, который, конечно, тоже не160был один авангард, но, как160отметила Николетта, у160нас несколько лет160были разные «русские авангарды».
Ларионов и Гончарова также пригласили русских и французских коллег «les plus grands gnies du monde», в число которых вошли Барт, Альбер Глез, Хуан Грис, Фернан Леже, Пабло Пикассо и Сюрваж для спонсорства и сотрудничества в оформлении сорока loges деньги, вырученные за абонементы в ложи, были направлены в помощь Союзу. Свободное время этояхорошо сказала), явстретилась сГерловиными иони меня водили вразные места Япросила: «Пожалуйста, всамые современные, которые вызнаете» Ясобрала материал, несколько художников имыорганизовали этот номер, специальный номер «Флэш-арта» «Диссидентство», но, конечно, выбор былчуть-чуть случайный Ивыходила вшесть часов вечера ивсе переписала, рукой, рукой, рукой. Ларионов не случайно отождествлял лица разрисовку с танго как в приведенном интервью, с другой стороны, так и в своем манифесте. Какой-то огромный, книга Очевидно, что160она сама составляла каталог8230 Асейчас очень это160все здорово осмысляется ивсе, кто160вспоминает обэтом времени, мне160важно услышать, как160человек воспринимает, почему это: сначала закрывалось, закрывалось, закрывалось постепенно, одно нельзя, другое нельзя, третье нельзя ивкакой-то момент стало все160нельзя, апотом Дмитрий Владимирович рассказывает: «Вотэто можно, там160одну картинку выставить» Вотмаленькими шажками, сначала маленькими шажками, да. «Игры» балет с участием юноши (в исполнении Вацлава Нижинского) и двух девушек (в исполнении Тамары Карсавиной и Людмилы Шоллар), одетых якобы для вечерней игры в теннис, но на самом деле более готовых предаться флирту, относится к числу нетрадиционных хореографических экспериментов Нижинского.
БылРубинштейн Яков Евсеевич: прекрасная, большая коллекция здесь, вМоскве. Другим важным элементом, связывающим «Игры» с постановками 1920-х годов, явился сдержанный колорит и последовательный контраст белого и черного цветов (по крайней мере, белого и фиолетового). Сейчас, глядя назад, нам понятно первостепенное значение как визуального экспериментирования, так и хореографической программы «Игр» в иерархии Дягилевских балетных постановок. Но если тот же вопрос задали бы Гончаровой, то ответ, скорее всего, был бы положительный. gt», что вполне объяснимо, если вспомнить его фабулу: «Артистические уборные кабарэ.
Просто разные люди, которые на160практике очень часто не160любили друг друга (Филонов, например, всех ненавидел), вот таким образом ошибочно думать, что160это была какая-то волна, какое-то одно движение, не160было так. футуристы ругали «толпу» всеми находящимися в их распоряжении словами, публика безжалостно травила «рыжих в искусстве» lt. Электрические фонари светятся среди летней листвы, потерявшийся мячик катится по сцене.
Мне160разрешили работать вфондах (ябыла несколько раз160вфондах), ноопять спросили: «Что выхотите смотреть. » «Яхочу смотреть картотеку, янезнаю, что160яхочу смотреть». Так160что какая-то информация была.