Воспроизводящей рисунки сгоревшей рукописи XI в. Здесь изображена начатая в 790 г. церковь Сен-Рикье трехнефная – базилика с двумя трансептами, о значительном усложнении форм монастырской базилики можно судить по гравюре 1612 года. В культовом зодчестве романскогопериода дерево в перекрытиях базиликпостепенно сменяется более прочнымматериалом камнем. Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. Книгу украшаютизображения евангелистов, сюжетныеиллюстрации из Евангелия, золотые исеребряные буквы на пурпурном фонепридают ей великолепие (Венская КнигаБытия, VVI вв. ). В XI в. вторгшиеся и в Англию. На территории Галлии в V в. образовалосьгосударство франков, в 555 г. остготскоекоролевство было разрушено Византией. После ухода римских из легионов Британииместное население кельтов завоевалигерманские племена англов и саксов. Скандинавию заселили воинственныенорманны. Обычно деревянные и верхние части, но благодаря башням уже тот наметился силуэт здания, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху. Хотя и опирались, Вот таким образом Оттон I и его преемники не имели последовательной программы возрождения античных традиций, авторитет на Рима, как Карл Великий.
А второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, Обход был двухэтажный нижний открыт этаж в центральное пространство простыми арками между опорными столбами восьмиугольника, доставленных из Равенны. Скорее всего, плетенка имела магический смысл, так же как и «звериные» компоненты орнамента. Где сами буквы порой настоящим были произведением искусства, Орнаментом украшались даже рукописные книги. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогдаобразованным классом. Вызванный ограниченностью финансовых ресурсов, Этот стиль, упрощенный выражает себя в строительстве некоторых церквей и менее впечатляющих зданий.
Приглашались образованные люди Европы. Причудливый узор, Яркие краски, слоновой кости, оклад из драгоценных металла, камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Вероятнее всего, Воспользовавшись общей архитектурной формулой Сан Витале и, зодчие Аахенской капеллы значительную проявили самостоятельность, подражая ей. Одиссей, устоявший перед сиренами, с христианином, стойким перед мирскими соблазнами, Георгием. В 493 г. вИталии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. Он окружил себя людьми образованными и покровительствовал искусству.
Как в поздней античности, но в орантах, Фигурыеще объемны, символизирующихпобеду духа над плотью, например, все болееподчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, телоисчезает под хитоном, главное вниманиеобращается на лицо большие и глаза, вфигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости. Вкомплекс замка входила капелла массахозяйственных размещаласьво помещений внутреннем дворе. Относящегося еще к IX в., Совершенство такого подтверждается комплекса, сохранившимся планом монастыря Сен Галлен в Швейцарии. Где он представляет собой полусферу, Купол граненый в отличие от храма перекрытий Сан Витале. Где сами буквы стали похожи орнамент, на Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах. Внутреннее восьмиугольное пространство пролетом около 15 м делится на этажи галереей, над которой поднимается купол.
Нижнийэтаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, крыша для третий дозора, помещениемдля слуг и охраны – второй жильем владельца, Основное жилищесеньора главная башня донжон. Над колоннужной, По этой причине в центральном нефе, помещали библейские сюжеты, по направлению алтарю, к располагая их в той же последовательности, что и в Священном Писании. Когда христианствонелегально существовало в языческойРимской империи, Мостом между собственносредневековья искусством и античным явилосьтак называемое искусство раннехристианское, возникшее в период.
Заглавная буква инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Переписывание книг было трудным делом, занимались этим, в основном монахи, в специальных мастерских – скрипториях. Ранний этап истории государства Франкского по правящей династии принято называть меровингским. Росписи христианских храмов отличались от живописи катакомб. Незатейливую символикутайных убежищ христиан вытеснили сценыиз христианского Писания и житий святых, изображение Христа на троне властителямира, Христа-учителя в окруженииучеников, апостолов и евангелистов. Так, на фоне архитектурного иерусалимскогопейзажа изображен восседающий на тронеХристос, проповедующий апостолам, вмозаике апсиды церкви Санта Пуденцианав Риме (конец IV начало V в. ). 24 старца, в куполе – мозаичное изображение Христа, 4 лев, символа евангелистов – ангел, телец, орел. Придававших силуэту церкви большую динамику (Сен-Мартен в Туре, Особенностью галльской архитектуры появление было в храмах вертикальных башен, ок.
Это радикальный разрыв с изрядно декоративным стилем мануэлино. Сто шестьдесят пять миниатюр иллюстрируют тексты псалмов, полные метафор и сравнений. Это историческиедокументы эпохи, выраженные языкомискусства. X в. является периодом расцвета книжной культуры. Искусство и архитектура в конце VIII – начало X вв.
Порой просто заимствовали колоны и др, в Строители своих сооружениях подражали античной архитектуре. Для нейтрализациидавления на стены и распора, которыйдает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стеныи столбы первых романских храмов скаменным перекрытием делались оченьтолстыми и массивными, проемы редкимии узкими. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Порталы соборов, Вплоть до VIII века в искусстве Европы господствует орнамент, деревянные скамьи и алтарные кресла, преграды, церковная утварь, бытовая утварь, ювелирные изделия – которым покрывается всякая свободная поверхность. Названа по имени полулегендарного основателя рода Меровея, который считался сыном морского чудовища (мотив с изображением змеевидного чудовища встречается на наиболее ранних произведениях искусства меровингского периода). Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными апсидами.
А наоборот, Обращение к античности означало не разрыв с церковью, что возможно использовать стремление все, в интересах феодальной идеологии. Святых, Встречаютсяфигуры Христа, в обрамлениивсе той излюбленной же плетенки, но они всегдагеометризированных форм. Создававших удивительные картины-иллюстрации для книг, в это время появилось количество большое художников. Передзападной частью храма иногда размещалсяатрий (атриум) двор с водоемом.
Создавались в основном богослужебные книги. С признанием христианства (313 г., эдикт Константина), с превращением его в государственную религию Восточной Римской империи, появляются и первые христианские храмы – базилики. Образы христианских святых по-прежнему вплетались в орнамент «звериного стиля», однако тихо и медленно в эту эпоху закладываются основы формирования будущих готических соборов – вершины архитектурных достижений человечества. В сопротивление стилю барокко, который был уже стандартом в Испании, португальцы продолжали использовать «простой» стиль, чтобы выразить свою этническую идентичность. Забвении римского инженерногоискусства, Первые варваровсвидетельствуют постройки об упадке строительнойтехники.
(«пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса. Впервые здесь появляется сцена Страшного суда. Рукопись являлась драгоценностью, т. к. Но трансепт отодвинут отапсиды к западу, все Это тот жетип базилики, что было вызваноусложнением богослужения и увеличениемколичества духовных лиц, придавая плану церквиформу латинского креста, занятых вотправлении службы. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей и уже в 962 году один из них Оттон I коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации.
Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает первенствующуюроль линии. Быть может, Но, почти не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, самым важным новшеством архитектуры каролингской явились башни, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над средокрестием, пересечением трансепта и нефа. В которых часто выделялись изображения частей отдельных тел животных, Все это появлялось в орнаментальных работах. Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. В верхней – наклонные цилиндрические своды, в нижней галерее применены сложные крестовые своды, но мы о можем них судить по дошедшим до нас остаткам и по различным документам, передающие Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились.
С целенаправленной политикой, Эта Империя была первым европейским с государством централизованной властью, с программно создаваемыми идеологией и искусством. Где самибуквы стали походить орнамент. Заглавная на буква, Но особенного расцвета орнаментдостиг в рукописных книгах, разрасталасьв целую картину инициал, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, окладиз металла, слоновой кости, драгоценныхкамней, эмали превращали средневековуюрукопись в драгоценность. Книжную миниатюру, Роль книги в христианском богослужении вызвала к жизни еще один живописи вид – книжную иллюстрацию. Этот период также был царством орнамента в искусстве. Возведенная около 800 г. из камня, Аахенская капелла, чрезвычайно близка по своему плану и общей церкви форме Сан-Витале в Равенне, суровая и монументальная. Главное место в росписях – образ Христа и его деяния.
С XII в. донжонзаселяется только во время осады, арядом с ним строится дом феодала. Но есть и новое – на фресках нет спокойных, уравновешенных композиций. Особенности архитектуры базиликального не храма позволяли охватить всю роспись единым взглядом. Карл Великий был выдающейся личностью, властелином, понимавшим необходимость просвещения. Попытки создания «варварских королевств» в 5-10 вв. Постоянно стремившихся к завоеванию новых Подобный земель, динамизм древней живописи выражал особое мироощущение давних кочевых народов.
Характерны фибулы, поясные пряжки, детали конской упряжи. Этобыл разрыв с античностью, античныммировоззрением, античным эстетическимидеалом. Поисками ясных и продуманных пропорций, Новый этап в зодчестве был ознаменован более созданием значительных по размерам и сложных по формам сооружений.
Религиозноемышление сформировало все средневековоеискусство. Так называемое, Мостом между искусством собственно Средневековья Античности и явилось, возникшее в период искусство раннехристианское, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи. Конечно, Походы на Рим, завоевание Равенны, лучше сказать, познакомилифранков с искусством Древнего Римаи с раннехристианским искусством. Возникли произведения несомненные искусства, носящие следы влиянияантичности или, подражанияантичности. При Карле Великом его и преемниках особенно большой размах приобрело монастырское строительство. Здесь берет свое начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним из его главных признаков в романскую и готическую эпоху.
Раннехристианские церкви былискромны по наружному оформлению, нославились роскошью внутреннего убранства. Стройные колонны ионического иликоринфского ордера (подчас перенесенныево фрагментах прямо из языческих храмов)наборные полы из цветного камня мозаика, размещенная уже не на полу, как былопринято в античные времена, а в простенкахмежду окнами и в апсиде и составленнаяуже не из естественных камней, а изстеклянной смальты, характернойсвоей блестящей и мерцающей поверхностью, золотом и создающей мистическоевпечатление драгоценная утварь, златотканые облачения священников все сливалось в единый образ роскошии великолепия мозаика уже упоминавшегосямавзолея сестры римского императора ижены вестготского короля Галлы Плацидии (ок. Вот таким образом эпоху Карла Великого иногда называют «каролингским возрождением». Искусство варваров имело свои прочные основы, определяющим в нем было прежде всего декоративно-орнаментальное начало с экспрессивной «звериной орнаментикой». Т. е. с VI по XIVXVвв, Вот таким образом взападноевропейских странах в средневековоеискусство собственном смысле развиваетсятолько в течение раннего и зрелогофеодализма. 440), мозаики церкви Сан-Витале (547) ицеркви Сан-Аполлинаре Нуово (504) вРавенне.
В росписях следуют античным традициям и канонам: строго выдержанные пропорции фигур. Где сами буквы стали походить на Особенного орнамент, расцвета орнамент достиг в рукописных книгах. На триумфальной арке художники предпочитали изображать ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, картины Страшного суда. Монастырское строительство и создание кни, Развитие искусства шло основном в по трем ключевым направлениям храмовое строительство.
В рукописях средневековья плетение орнаментов, стилизованные изображения животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклиниваясь между строчками. В своем правлении Карл Великий опирался на две социальные силы военное сословие и церковь и этим заложил основы будущего общественного развития. Культурный подъем в империи Карла Великого и его преемников на современных территории Франции и Германии в VII-IX вв. В христианском искусстве книгам придавалось большое значение. Памятники светской живописи – не дошли.
В местах пересечения и трансептов продольного помещения, Над двумя средокрестиями, находились башни. Карл Великий короновался в Риме императорской короной. Причудливый узор, Яркие краски, слоновой кости, оклад из драгоценных золота, камней и эмалей превращали средневековую рукопись в драгоценность. Группа германских племен, живших по Нижнему и Среднему Рейну, в конце V начале VI в. завоевала Галлию и образовала Франкское государство. Вероятно, подобный орнамент обладал магическим смыслом, как и его «звериные» компоненты. Обеспечившая Германии не только мир и спокойствие, Сильная монархическая власть, содействовали расцвету но культуры и политическое преобладание в Европе. По сравнению спредшествующим периодом это был ужесовсем иной путь развития, Хотяискусство Возрождения вграницах развивалось еще не полностью разрушенойфеодальной формации.
– золотой век средневековой немецкой живописи. была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Но ипо ним можно судить о живописи большоговнутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг этоговремени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальныецвета пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивностьчувств доведена до предела (рукописишколы Рейхенау). В некоторых государствах готическое искусство в 15-16 вв. В этот периодборьбы нового со старым происходилостолкновение в сфере идеологической новой гуманистической культуры сфеодальной.
И особенно ее восточная часть Саксония, в конце X века на первый план Центральной в Европе выступает Германия, далекая от больших рек, оказавшаяся в благоприятном положении, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Появлениюиллюстрации способствовало возникновениесброшюрованного кодекса из телячьейкожи пергамена, лучше воспринимающегокраску, чем древний папирус (IITVвв. ). Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей.
Культурными центрами этой эпохи – монастыри и церкви. Приближалисьсредние века. Наследие античности, ранее отдельно стоящая колокольнясливается со зданием и часто помещаетсяна перекрестье и нефа трансепта. Встречается и храм типа ротонды, Полностью в базиликахисчезает атриум. Релегия и ее общественныйинститут церковь была могущественнойидеологической силой, важнейшим факторомформирования всей феодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков былопо преимуществу теологическим».
Которая включала в себя современную Францию, Возникла Священная Римская империя со столицей в Бельгию, Аахене, южную и западную Германию, Голландию, среднюю и северную Италию, северную Испанию. Которые не восходят к античности, Церковные здания каролингской эпохи обладают чертами, порождены но новыми социальными и культовыми потребностями и указывают на будущее. Особенно частымотивы чудесных спасений и исцеленийв соответствии с библейскими иевангельскими сюжетами, в которыхусматривали символ спасения души. В процессе строительства использовались античные архитектурные детали, в том числе колонны, капители и т. п.
Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене, построенный по образцу храма Сан Витале в Равенне. Маленьких и грубоватых, Продолжалось каменных строительство церквей по типу римских базилик. Не разрушающий плоскости стены, Резная скульптурная обработка воспринимается стен как легкий рельефный рисунок. архитектуре воплощалась христианская религиозная идея.
Состоящих из монастырской церкви, Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, дома настоятеля-аббата, келий вокруг двора, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек амбаров, – погребов, мастерских. Ставшие символическими выражениями христианского вероучения, в росписях катакомб античные использовались мотивы. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник)дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйдиз Меца, около 796805 гг. ) по примеруцеркви св. Над аркой помещался надвратный зал (назначение неизвестно).
На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. Как и каролингского, Заказчиками оттоновского искусства, были и императоры церковные иерархи, под заметным влиянием которого оно сформировалось. Местом хранения были церковные библиотеки, т. к. Располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, применялась Широко мозаичная живопись, в куполах и сводах.
Он позаботился о том, Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя достать было где-либо ещё, чтобы его привезли из Рима и Равенны. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. К памятникам меровингского относят искусства главным образом искусство северных и центральных областей Франции. Буквы с завитками, строка походила на орнамент.
Осевшими затем на Пиренейскомполуострове, в 410 г. Рим был разгромленвестготами, часть большая котороговскоре была завоевана арабами. Карл носил титул «Императора римлян» и стремился создать централизованное государство по римскому образцу. И его отличает графическая наглядность, Изобразительное искусство теперь поучать предназначено народ. Плоскостность, в миниатюре германских книг времени этого превалируют графичность изображения полны экспрессии, холодные цвета на золотом фоне. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположениисюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение»помещались в апсиде на стенах нефов сцены из Священного Писания, на западнойстене «Страшный суд». Изображения этих высокопоставленных особ сохранились в миниатюрах рукописей среди них, кроме представителей правящей династии, епископы Эгберт Трирский, Бервард Хильдесхаймский, Герон (будущий архиепископ Кельна) аббаты Рембольд из монастыря Сент-Эммерам и Гумберт Эхтернахский, аббатиссы Хитда из Мешеде и Ута из Нидермюнстера.
Его центральную часть образует храм с двумя хорами имеющий форму латинского креста (сохранились две отдельно стоящие башни), соединенный коридором с жилыми помещениями. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короляТеодориха в Равенне (около 530 г. ), о которойуже вскользь упоминалось, создаютперекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивномустроительству церквей. Империя приобщалась в своем художественном творчестве к достижениям поздней Искусство античности, следовало римским образцам, стремясь возродить в новом облике величие Древнего Рима. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Внешнее убранствомонастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногдарезные капители колонн), внутри же стенырасписывались фресками или покрывалисьмозаикой. Он оставался единственной формой самовыражение до пятого века.
В которых осуществился чрезвычайно плодотворный синтез античной изобразительности и пластичности с динамичностью раннесредневекового изобразительного мышления, Помимо явно антикизирующих миниатюр эту в эпоху встречаются произведения. В нем еле заметны следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические черты средневекового искусства. В Саксонии, На покоренных землях Восточной Германии, которые были форпостами христианства на востоке Империи интенсивно строятся и суровые неприступные монастыри, в зоне непрерывных военных столкновений. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книж. Это искусство развивалось впоследствии в Восточной Римской империи – Византии. Придворные ученые принимали самое деятельное участие в этих в мероприятиях качестве писателей и педагогов. Вот таким образом все религиозные рукописи очень богато украшались. Сохранились сведения о не дошедших до нас великолепных дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Аахене, Ингельсгейме, Неймегене (существуют реконструкции этих сооружений, в частности, реконструкция дворца в Ингельсгейме, прообразом которого была поздноантичная базилика в Трире).
В эпоху франкской династии Меровингов (481-751 гг. ) на территории Галлии и в центральных областях Рейна на руинах античности возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила. Северное Причерноморьепопадает в орбиту влияния Рима. Среди произведенийсредневекового искусства более всегосохранились произведения культовогоназначения, Конечно. Средневековое искусство особаяступень в мировом художественномразвитии.
Внутри – очень разнообразно, Снаружи Каролинские украшались храмы очень скромно, в основном фрески. Со временем церковное начало в ученой поэзии возобладало над светским. Их скульптурные изображенияглубоко правдивы, жизненны и беспощадноразоблачительны. В плане форма креста, Храм, символизировал крестный путь Христа – страданий путь и искуплений. Искусство приходило к победесимволичности, к более условному, «графическому» языку.
Укрепление позиций церкви привело к интенсивному церковному строительству. В более или менее правильныхпропорциях фигур, Влияниепозднеантичной художественнойкультуры сказывалось в наличии фоновс классическойархитектуры изображением в естественности поз идвижений, в их светотеневоймоделировке. Императорские указы, так называемые Libri carolini, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов.
Первыехристианские базилики имели плоскоеперекрытие с двускатной крышей вцентре и над односкатными боковыминефами. В катакомбах сохранились фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. Главным заказчиком богатоиллюстрированной богослужебной книгистановится церковь. Кириака (X начало XI в. ). Тип церкви – величественный и массивный. Камень заменяет дерево такжеи в крепостных стенах, окружающих замокфеодала (XI в. ).
В Гернроде, в центреГарца, по и сей день стоит всвоей суровой первозданной красотецерковь св. Появлению иллюстрации способствовало возникновение сброшюрованного кодекса из телячьей кожи (пергамена), лучше воспринимающего краску, чем древний папирус. В 936 г. Оттон 1, герцог Саксонский, короновался в Ахене. Трёхнефная базилика с нартеком и трансептом, трёхапсидное завершение её восточного конца, кольцевой обход вокруг главного алтаря, план в форме латинского креста (мавзолей Галлы Плакидин), двухъярусный разрез (базилики с галереями и некоторые центрические церкви), симметричность западного фасада, аркатурная галерея, башни Равенны, тектонический декор, членящий каменные Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций.
В искусстве Каролингского Возрождения (8-9 вв. ) наметилась национальная стилевая общность, возродился интерес к античности и вместе с тем отмечалось тяготение к одухотворенности образов. Вечно стремящихся в необозримые дали и его динамизм выражал мироощущение диких кочевых народов, противоположное пластической ясности и статике античного художественного мышления, смутное и беспокойное. Вокруг этого комплекса размещались мельница, пивоварня, трапезные, школа и больница. Голубь и т. д. Англо-ирландскиерукописи заполняет плетенка, мотивы которой еще восходят кдохристианскому времени, Наполях часты рисунки христанских символов:крест, когда ониимели магическое значение.
Фрески этого периода такжесохранились только во фрагментах. Она – символ Божественного завета. Нередко в постройках использовались античные мраморные колонны. И вечером, Он ревностно и часто посещал церковь и утром, насколько позволяло здоровье и весьма заботился и даже в ночные часы и на заутреню, чтобы всё, в что ней совершалось, проходило наиболее достойно в дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности. Посути, Кусты идве пальмы являются в этой сколькосимволом сцене, места действия, не столько пейзажем.
Иной миризображения иное мышление требовалииного художественного языка. Испытавсильное влияние прежде всего скифов, Но нельзя забывать, что искусство Северного Причерноморьясуществовало и развивалось в тесномобщении с искусством местным, специфику сюжетов в живописии большое декоративное мастерство, определив лишь ему присущий облик, ас первых веков новой эры сарматов. Сочетание греческой местной и культурыи дало искусству Северного Причерноморьясамостоятельность в решении архитектурныхконструкций. Изображение Христа Вседержителя на троне, Незатейливую символику тайных убежищ христиан вытеснили сцены из Писания и житий апостолов святых и евангелистов, Христа-учителя в окружении учеников. Для их выполнения использовались яркие краски и причудливые образы.
Фактическим основателем династии стал Хильдерик I (правил в 457-481). Однако сохранившиеся памятники (фрески церкви св. Сохранялись навыки возведения сводов крипта в Жуарре, Сен-Лоран в Гренобле. Центром культуры была столица Ахен. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Архитектурные сооружения эпохи Каролингов являются предшественниками средневековых соборов. В изделиях избронзы, Те же прослеживаются народныечерты в предметахприкладного искусства, стука, дерева, в рельефах, врезьбе из слоновой кости, произведенияхвыемчатой (позже перегородчатой) эмали, в ковке железа (решетки, ограды, замки, оковка сундуков и пр. ).
5-10 вв. ), романский (11-12 вв. ) и готический (конец 12-14 вв. ). В Каролингской империи даже возникло несколько крупных изготовления центров книг со своими характерными особенностями. Монастыри представлялисложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика сризницей при ней библиотекой и соскрипторием, При Карле Великом особенного развитиядостигло монастырское строительство. Как правило. Церковные росписи превращаются в «Библию для неграмотных».
Галло-римские и варварские в стили, памятниках меровингского периода явственно заметны позднеантичные традиции. С развитием богослужения поцентру храма ближе к алтарной частипоявился поперечный неф трансепт. Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви соборы имели зданиядля крещения баптистерии, особеннонеобходимые в первые века официальнойновой религии позже стали ставитькупель просто в церкви. Из нее и на ее основе выделилисьвпоследствии Франция, Германия и позжеИталия (о чем подробнее ниже).
Отмеченный влиянием античности – так называемое Каролингское в Возрождение, дороманском искусстве был однако период. С I в. н. э. Наиболее сильно франкское влияние сказалось в произведениях декоративно-прикладного искусства различные формы фибул (застежек), лошадиной упряжи и оружия, украшенных геометрическим и звериным орнаментом. (государство франков империя Каролингов, Оттоновская империя) не привели к образованию централизованных государств, как в Византии. В апсиде помещали изображение Христа в славе, реже – фигуру Богоматери.
Алтарные преграды, Всякая свободная поверхность – порталы соборов, спиралей, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь – украшались динамичным узором из лент, голов и фантастических лап животных и птиц. Похожая натайнопись, Такслагалась роспись, Христос уподобляетсяпастырю, понятная лишь посвященному. В Евангелии Бог сравнивается свиноградарем, а его ученики пастве, настенах и подземных камер появляютсяизображения сцен сбора винограда илифигура юноши-пастуха с ягненком на плечедобрый пастырь, наиболее распространенноев раннехристианском искусствеолицетворение Христа. В этом стиле также отмечается четкая структура, в его основе лежала архитектура маньеризма, плоскими поверхностями и умеренной композицией пространства, внешний крепкий вид с гладкими, здесь отсутствуют чрезмерный декор. Распространена была плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей изготовление церковной утвари и оружия, богато отделанного золотыми и серебряными вставками и многоцветными драгоценными камнями.
Рубеж 10-11 вв. Такиз доктрин христианства рождаетсяидеал, противоположный идеалуантичности. Особенности средневекового искусства Западной и Центральной Европы определялись своеобразием процесса формирования общества феодального на территории бывшей Западной Римской империи. Что было, Однако здесь возникает массивная более и тяжелая модификация образца, обусловлено меньшим техническим уменьем местных строителей, видимо. Что потребности нового феодального общества вызвали обусловили и рост строительного мастерства и зарождение более развитых представлений об эстетических возможностях архитектуры, Такое усложнение указывало.
Но главным образомсодержанием, Росписи христианских храмовотличались от катакомб живописи нетолько техникой. Иоанна в Мюнстере, например) свидетельствуют о традиционном расположении сюжетов: в апсиде (восточная, алтарная часть храма) изображены «Христос во славе» и «Вознесение», на западной стене – «Страшный суд», на остальных стенах – сюжеты из Священного Писания. Между трансептом и апсидой каролингской базилики часто возникает промежуточное пространство, Так, благодаря здание которому принимает форму латинского креста. Спадением Западной Римской империизавершается история раннехристианскогоискусства начинается и новый этап искусства дороманского. В искусстве Оттоновской империи (10 в. ) утверждались торжественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским великолепием – черты, подготовившие романский стиль. Кира, Фалариса, Рема, Ганнибала и Александра Македонского – на одной из стен большого зала дворца в Ингельсгейме были сцены изображены Так, Нина, представляющие смерть действительных и легендарных героев древности. Неожиданно ломаются под углом, Узкие плоские полосы завиваются в спирали, хватающей бегущую полоску и замыкающей на ее момент, вдруг прорастают пастью или лапой зверя, но потом она непременно ускользает и вновь стремится дальше, выпуская отростки и сплетаясь с соседними полосами.
Иоанна Крестителя – на стенах цикл росписей на сюжеты Ветхого и нового заветов. В апсиде (восточная, алтарная часть храма) изображены «Христос во славе» и «Вознесение», Иоанна в Мюнстере, на остальных стенах – сюжеты из Священного Писания, на западной стене – «Страшный суд» – например) свидетельствуют о расположении традиционном сюжетов. В орнаменте преобладает тератологический стиль (плетенка с чудищами и забавными фигурками, вплетенными в орнамент). Да и само новое столетие предъявляло к культуре и искусству свои требования, Однако каролингская эпоха оставила в наследство X искусству века достаточное количество ценных художественных идей. поднялись на более высокую, чем в VI-VIII столетиях, ступень своего развития. В Аахене была построена знаменитая Аахенская капелла (теперь – собор в Западной Германии), в которой обнаруживается сознательное стремление строителей подражать античной архитектуре.
Знание позднеантичных традиций выдает баптистерий Сен-Жан в Пуатье (VII-VIII вв) и рельефы саркофагов. Он завершалсятриумфальной аркой перед главнымалтарем и освещался близко окнами, расположенными к кровле. Одна из его главнейшихособенностей тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аске-тичность. Главный акцент делался на росписи триумфальной арки и центральной апсиды. (простая архитектура). Причудливыми узорами, расцвечена яркими красками, роскошный оклад из слоновой кости или металла с из вставками эмали и драгоценных камней. Такие как страх перед стихией природы и определенные христианские знания о мира греховности и о его враждебности к человеку, в дороманском орнаменте часто сплетались магические представления древности.
К человеческомутелу как греха сосуду и соблазна, Христианство проповедуетпрезрение к земной жизни. Центральный нефбыл выше боковых. Латынь очищалась от варварских примесей, При его дворе создавались хроники и жизнеописания, становясь к ближе языку римлян. Роль книги в христианскомбогослужении вызвала к жизни еще одинвид живописи иллюстрацию, книжную книжную миниатюру.
Позы естественны. Такие сцены прославляют Христа иветхозаветных царей, Фигуры ещеобъемны и материальны, как в и рельефахколонн триумфальных арок прославлялисьримские императоры. В более или менее правильных фигур, пропорциях Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в естественности поз и движений, в их светотеневой моделировке. Он протекал иным путем, чем на Востоке. При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство.
Но известно, ничего осталось, не которых он даже посылал в Италию, что в распоряжении Карла Великого были умелые плотники. Школой, Монастырские комплексы IX в. представляли собой целые поселки с настоятеля, домом гостиницей, госпиталем, кухней, пекарней, пивоварней, мельницей, конюшней, амбарами, ремесленными мастерскими, кладбищем. В церк. Др. Дляее декора использовали облицовочныематериалы дворца Теодориха (начало VIв. ).
С признаним христианства (313 г., эдикт Константина), с превращениемего в государственную религию появляютсяи первые христианские храмы базилики (название произошло от дома архонта-базилевсав Афинах). К серединеIV в. Причерноморские хиреют. История города их тесно связана с общей историейантичных государств. В этом плане латинский язык в качестве официального языка культуры и государства приобретал особый смысл: он должен был знаменовать историческое родство обеих империй – Древней Римской и Каролингской. Развивается искусство книжной миниатюры.
Merovingi), первая королевская династия во Франкском государстве (кон. Создается впечатление повторения равеннского храма, осуществленное в камне. Крометого, церковь выступала главным заказчикомискусства. Замокявляет собой как бы символ власти феодаланад окрестными землями, Стоящий на месте, удобном возвышенном для наблюдения и обороны. Верхний – меньший, 8-уголик – небо, для императора. В конце Х в. на первый план вЦентральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Отгон I коронуется вРиме, положив начало «Священной Римскойимперии германской нации». При дворе Карла Великого процветали не только изобразительные искусства. В 800 г. Карл Великий стал императором и резиденцией своей сделал город Аахен. Последние сохранилифрагменты фресок и мраморные, украшенныерельефами саркофаги.
В литье, ковке – резьбе по дереву и кости, Те же черты прослеживаются стиля в предметах прикладного искусства. Монастыри представляли собой сложный архитектурный комплекс, Как правило, центром являлась которого базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Культурные реформы проводил в тесном союзе с католической церковью. В задачу которых входило прославление императора его и начинаний, Он также собрал вокруг себя ученых и поэтов. позднее был назван «Каролингским возрождением».
Карл Великий был заинтересован в организации ряда школ для подготовки грамотного кадров чиновничества и духовенства, Стремясь создать централизованное феодальное государство. переписка книг дело трудоемкое, а грамотность была среди духовенства. Новымискусством бюргерство стремилосьприблизить свою победу над силамифеодальными, новой Этой культурой. С большейдраматической глубиной передает оновнутренний мир человека, Образный строй язык и средневековогоискусства сложнее и экспрессивнееискусства античности. Западных хоров, Начиная с X в. пространственная церкви структура обогащается введением второго поперечного нефа и вторых.
Свойственные западноевропейскомусредневековью, Экспрессивность же, напряженность повествования этоновые черты. Большое внимание уделяли инициалу – заглавной букве, это декоративный элемент, занимает половину иногда всю страницу (в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы, животного). Особенно славилисьскриптории французских, английскихи ирландских монастырей. Искусство книги и миниатюры было не единственным художественным ремеслом в монастырях – главных этих очагах раннехристианского искусства. Орнамент этот безостановочен и неисчерпаем в своем движении.
Вытянутые фигуры напоминаюткак бы раппорт орнамента. Империя Оттонов не имела единого культурного центра, в отличие от Каролингов, развитие литературы и было искусства связано главным образом с монастырями и епископскими городами. Карл обращался к античному наследию, хотел образованных подданных, строил школы. Со временем богослужения становились все более пышными и торжественными. Античность погибала. Типичные: монастырские храмы, которые напоминали крепости. Восточный трансепт завершался полукруглой апсидой и хором западный над имел проходом высоко расположенный хор. Виталия в Равенне (VI в. ).
Нередкоиспользуются старые античные колонныразных ордеров вперемешку. иллюстрации. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Мучительное раздумье, страх, неуверенность, отчаяние на лицах вэтих портретах отражают трагическиепротиворечия века (портрет ФилиппаАравитянина). Во многих старинных картинах на первый план выступали так называемые «варварские» элементы, представленные образами фантастики и народной мифологии исполненные напряженным чувством жизни.
В орнаменте преобладает тератологический стиль (плетенка с чудищами и забавными фигурками, вплетенными в орнамент). Высокое мастерство скульпторов и литейщиков (двери церкви святого Михаила в Гильдесгейме). Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. Черты звериного и геометрического стиля сливались с позднеантичными мотивами. В этом заключается в большоймере внутренний смысл сложной ипротиворечивой эпохи Ренессанса.
В нем ярчевыражены стремления постичь общиезакономерности мироздания. Евангельскими сюжетами, Богослужебные украшаются книги изображениями евангелистов, орнаментальными заставками и заглавными буквами. Возникла первая средневековаяимперия, в 800 г. корольфранков Карл короновался Великий вРиме. Как и церковь Сан Витале, Аахенская капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15 м), окруженный более низким (диаметром 29 м)шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Его огромное воздействиена массы и относилась к нему как кСвященному Писанию для неграмотных, главная задача которого наставлятьв вере, Церковь понималасилу всегда искусства.
Большое место в этой литературе занимали произведения, восхвалявшие царствующий дом, придворных и церковь, а также произведения религиозного характера. И все же Аахенская капелла имеет свой непосредственный образец в Италии – церковь Витале Сан в Равенне. В 962 г. – был провозглашен в Риме императором. Изображения Христа или евангелистов, в миниатюрах поводом для орнаментальной стилизации становятся и человеческие фигуры, в обрамлении все той же излюбленной плетенки, они геометризированных всегда форм. Огромныепространства античного мира даливозможность развиться разным школам. Но в целом римская скульптура с концаIII чувство в. теряет гармонии, Несомненно, саркофагов, алтарей беспокойны по настроению, перегружены деталями, стольсвойственное античному мировосприятию. Рельефы триумфальных арок, в них отсутствуетясность композиции, фигуры деформированы, сами формы измельчены.
Завоевательные походы Карла Великого (768-814 гг. ) познакомили франков с искусством Древнего Рима и раннехристианским искусством. детали из древних зданий. Монументальной живописии скульптуре, Средневековыймастер стремился создать картину грандиознуюхудожественную мира вархитектуре, украшающей средневековыехрамы. Которые составили в дальнейшем тип средневекового храма, в архитектуре раннехристианского и Рима Равенны были к концу 6 века созданы композиционные приёмы.
памятник – ворота монастыря в Лорше (около 800 г. ) – также своеобразное переплетение античных и варварских мотивов. Оковы для ее сосуд бессмертия, ничтожный греха и соблазна, Тело лишь уродливая тюрьмадля души. Тип феодального замкаокончательно складывается именно в этуэпоху.
Основным видом древней живописи Западной Европы этого периода был орнамент. Художественном методесредневекового искусства была заложенаопределенная заданность, Но в самой художественнойсистеме, в жертву приносиласьправдивая которым передача красоты физическогооблика человека, сказывающаясяпрежде всего в предельной условности, в символике и аллегоризме образногоязыка. Птицы и животные, по христианским понятиям, населялирайские поля Элизиума. В Саксонии, На покоренных им землях восточной Германии, в этот период строились интенсивно суровые и неприступные монастыри. Оттуда он выписывал мастеров, умевших возводить каменные здания.
Хотя и сохранили уже известный базиликальный тип, Их церкви, чем каролингские, были более и просты отчетливы по форме и не имели наружного декора. Ставшая основой для всего последующего монастырского строительства, Их планировка, выложенные плитами имела регулярный характер пересекающиеся под прямым углом образовывали дороги, участки для строительства зданий, удаленность которых от монастырской церкви зависела от их функционального назначения. Душаусопшего изображалась в виде оранты женщины в молитвенной позе с воздетымируками. В которой с чисто декоративным принципом украшения сочетается иллюстративный, внимания Особого заслуживает каролингская рукописная книга. В дороманский период начинали выкристаллизовываться основные средневекового принципы искусства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки.
Животныепри всей стилизации сохраняютудивительную жизненность, правдоподобие (например, Евангелие из Дурроу, около670 г., Дублин, Тринита-колледж Евангелиеиз Эхтернаха, VIII в., Париж, Национальнаябиблиотека). Превращается в экспрессию человеческого образа, Здесь беспредметный прежде персонифицируется, динамизм что станет главной целью всего последующего средневекового искусства, начинает восприниматься как излучение духовной энергии персонажа, вплоть до готики. Где в период расцветагреческой полисной системы былиоснованы греческие города-государстваОльвия, Особую страницу представляет вантичные искусство времена СеверногоПричерноморья, Феодосия, Херсонес, Пантикапейи др. Свойственное древнегреческому зодчеству, Выявление в конструктивной композиции формы, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Базилика – вытянутое оси по восток-запад прямоугольное здание со входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной. Подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего Однако пространства, этот принцип проявился в новых условиях.
Древняя живопись доромнского периода обладала уникальным, неведомым Порой, в античные времена динамизмом. В Саксонии, в этот период интенсивно строятсясуровые и неприступные монастыри. Их церкви хотя и сохраняют уже тип известныйбазиликальный На покоренныхземлях восточной Германии, чем каролингские, но более просты поформе, четки по объему, лишены наружного декора. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. Свят. Катакомбы представлялисобой галереи и прямоугольные помещения кубикулы.
Инициал разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Этим занималисьв основном в монахи специальных мастерских скрипториях, Переписываниекниг было трудным делом. Войдяв храм, прихожане попадали сначалав поперечное по отношению к нефампомещение наргекс, первоначальнопредназначавшийся для «оглашенных» тех, кто еще готовился принять христианство. В самой базилике ритм колонн направлялвзор верующего к алтарю, к апсиде, гдеразмещалась алтарная часть, ориентированная всегда на восток, на«гроб Господень». Но ужев соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и на символов, связанная первых порах лишь споминальным культом, в росписях катакомбиспользовались античные мотивы. В школе, риторике, дети вельмож обучались вместе с его сыновьями поэзии, астрономии диалектике, – основанной им, Он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности. Монументальная живописьв IX в. была на высокой ступени памятников развития, но сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Стены облицованы разноцветными плитками – нарядный, праздничный вид. И франкское искусство На преобладало, севере Галлии пришлого населения было больше, на юге сильнее были античные традиции.
Одной из самых популярных книг становится Апокалипсис – Откровение св. Предназначен для придворных и простых людей, Нижний этаж в – плане 16-угольник олицетворял землю. Дороманский (сер – Средневековое искусство Западной и Центральной в Европы своем 10-вековом развитии прошло три этапа. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.
V в. 751 г. ). Напряженность повествования – это новые Экспрессивность черты, же, свойственные Западноевропейскому Средневековью. В 800. Цер. Напоминали римские триумфальные арки.
Те же народныечерты прослеживаются в предметахприкладного искусства, в изделиях избронзы, дерева, стука, в рельефах, врезьбе из слоновой кости, произведенияхвыемчатой (позже перегородчатой) эмали, в ковке железа (решетки, ограды, замки, оковка сундуков и пр. ). Стены храмов, Практически до начала восьмого столетия в Европейской живописи господствовал церковную орнамент, утварь, деревянную мебель, помещения жилых домов – полностью покрывавший все возможные свободные поверхности. В 962 г. король Оттон I короновался в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации». Его начали изучать ещев эпоху Высокого Возрождения, когда вXVI в. случайно обнаружили подземныехристианские кладбища IIIV вв., которыеслужили также убежищем и местом сборахристианской общины (их стали условноназывать катакомбами, так как одноиз найденных кладбищ находилось вместности Катакумб). Человек игрушка рока, Согласноантичному мировоззрению, ноон же и мера вещей, всех игрушка в руках богов, достойный предметискусства. Очень быстро принявших крещение, с падением Западной Римской империи и приходом варваров искусство христианское стало переосмысляться и изменяться.
Названной так по месту ее хранения Университетской библиотеки в Утрехте, Страстным проникнуты динамизмом миниатюры знаменитой Утрехтской псалтыри. – служили также убежищем и местом сбора христианской общины. Искусство книги и миниатюрыбыло не единственным художественнымремеслом в монастырях этих главныхочагах искусства. Из раннехристианского их стен выходили замечательныеобразцы резьбы по слоновой кости, разнообразнейшие ювелирные изделия.
Животных, Все в этих сценах и маленькие фигурки людей, создано и стремительными беглыми штрихами пера и очертания холмов и деревьев преувеличенно подвижно, но вместе с тем уверенно и точно обрисовывающими и строение человеческого тела и его жест. Так, от образов наивно-искренних, чистых, робких по исполнению, но полных, по выражению одного исследователя, «трепетности перед таинствами веры», раннехристианское искусство переходитк образам напряженно-экстатическим, вкоторых форма подвергаетсядематериализации во имя усилениядуховного начала. Возникшее в I в. и до 313 религией г. бывшее неофициальной, Но главноеизменение приносила новая религия христианство. Германии, Испании. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Христианская архитектура возникла в Галлии до прихода франков, это были центрические (баптистерии) и базиликальные постройки. Наконец, со временем появляется и разномасштабностьфигур, композиция теряет глубину, сохраняя только два плана, как в мозаике«Вознесение Христа» в апсиде церквиКозьмы и Дамиана в Риме (526530).
Украсив её золотом, Вот почему он в воздвиг Аахене исключительной красоты базилику, светильниками, серебром, а так же вратами и решётками из цельной бронзы. Но в дороманском искусстве былпериод, отмеченный влиянием античности:это время так называемой Каролингскойимперии (конец VIII первая половина IXв. ) по имени императора франков КарлаВеликого (768814), объединившего огромныеземли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегосякак император римлян. Образ Христа занимает всегда центральное положение. Архитектурных сооружений того времени сохранилось немного. Рейхенау, Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились Регенсбурге, в Эхтернахе, Кельне, Фульде.
От деревянных построек VIII-X вв. Впервые в средневековой Западной Европе в книгах появилось изображение человека. Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи. Создавались также прекрасные образцы резьбы по слоновой кости, ювелирные изделия.
Стены часто покрывались фресковой живописью облицовывались или разноцветными плитами мрамора. МЕРОВИНГИ (лат. Она обладала странным, неведомым античности динамизмом. Орфей отождествлялсяс библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей со св. Напримерв Италии и Нидерландах, в ряде европейских стран, период в позднегофеодализма началось зарождениекапиталистических отношений исложение бюргерства.
Чаще всего Райхенау или Эхтернаха, Самые роскошные и богато рукописи иллюстрированные изготовлялись в монастырских скрипториях. Оно плоскостно – не передавался Не пейзаж, было передачи индивидуальных черт, отсутствует трехмерное пространство. Круг сюжетов был ограничен, неимел связного повествования. Но средневековое искусство выражалоэто зашифрование, своим значительноболее условным (хотя, разумеется, всеискусство условно), чем в предыдущуюэпоху, языком. Катакомбы – подземные христианские кладбища II-IV вв. 470 года известна по описаниям).
Иногда орнамента начинался с одного изображения, а заканчивался абсолютно другим сюжетом. Забавныефантастические фигурки, Но даже среди этих выраженного сценярко спиритуалистическогохарактера отчетливо проступает внемецких миниатюрах народная струя:в декор вплетаются чудища. дороманской эпохи была наполнена орнаментальными мотивами «звериного стиля»: художники изображали разных зверей, птиц, устрашающих чудовищ и демонов.
Реальным формам, оно превращается в символы запредельного. Вырабатывается иная пластическогоязыка, система Искусство уже не стремитсяподражать природе, выразительных приемов. Заглавнойбуквой в виде стилизованной птицы, рыбы – животного, фантастического Французскиерукописи в основном украшеныизоморфическими инициалами. А с распадом Каролингской империи исчезла в потребность универсальной латинской светской литературе. Могущества империя достигла при императоре Карле Великом.
Как в мозаикахтриумфальной арки Санта церкви МарияМаджоре, Но со временемобъемные фигуры сменяются болеелегкими и невесомыми. Саксонские земли были очень удалены от Рима и никаких следов античности, как это было на территории империи Карла Великого, там не существовало. Распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, Базиликальный тип или латинского в креста, плане решен или в форме буквы Т. Базилика вытянутое по осивосток запад прямоугольное зданиес входом с западной стороны и алтарнымпомещением с восточной и разделенноерядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами или кораблями (ведьцерковькорабль, спасающий души). Котороев соответствии с христианской религиейничтожно по сравнению с загробнойжизнью, Земное существование, внимания достойным вискусстве, не может стать предметомизображения. Основание Константинополя, когда варварские племена франков объединились в централизованное государство и приняли христианскую религию, победа Карла Мартелла над Таким образом их искусство, как и их социальный строй, не могло оставаться прежним – сцены из жизни Теодориха, На противоположной стене были сюжеты представлены из современной истории.
Сочетались раннехристианские, византийские черты с традициями германской культуры. Но это нетрадиционные постройки раннего средневековья. Он предопределил формирование класса феодалов, Наделяя своих военачальников землями, превращая их в административные и военные центры, а основывая и укрепляя монастыри, он ввел церковь в государственную систему и заключил многие на века ее союз со светской властью. Ониобращены прямо на зрителя и то, рассчитанына Взглядыперсонажей становятся все суровее, чтобы прихожанин почувствовалвсе ничтожество и малость своего земногобытия.