Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и160т. 160д. ). Доличное письмо предшествовало в ходе исполнения личному письму. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду ит. д. ). В процессе написания иконы доличное письмо предшествует личному письму. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и т. д. ).
Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и160т. 160д. ). Вся описанная работа проводилась мастером доличного письма. Выполнением оживок завершается доличное письмо. В иконахкрупных размеров доличное письмо писалось масляными красками, а отделывалосьяичными. В процессе написания иконы личное письмо исполняется после доличного.
Доличное письмо – изображение одеяний, пейзажа, палат и прочих деталей на иконе за исключением ликов и обнаженных частей фигур.
Начинается роскрышь, Когда рисунок переведён на для основу, чего составляются соответствующие оригиналу тона. После роскрыши писался пейзаж. Поверхность завершенной живописи припудривали тонко измельченным порошком мела (чтобы листки сусального золота или серебра не приклеивались к свежему красочному слою) и промазывали клеем места для асиста.
Для миниатюрных работ также готовились грунты, а позолотой покрывалась вся икона. Строгановская вода сильно волнующаяся и волны ее представляют собой сплошные спиралевидные завитки. Сочетание сдержанных и ярких тонов звучную составляет и сильную цветовую гамму при общем мягком силуэте.
В творчестве ярославских мастеров бережно хранились высокого традиции искусства Древней Руси до самой середины 18 века. Фигуры, горы, деревья часто располагаются симметрично. Чем в щетинку, золотом Пробел в перо наносится еще обильнее и также на самых выпуклых местах фигуры. Чтобы обобщить их тон, лицах На крупных размеров, наносились мелкими штрихами отборки – вроде современной ретуши. Доличного и личного письма, На занятиях трехчасовых изучаются классические приемы иконописи, грунтования досок. Как теневая, так и световая приплавки сделаны соответствующими звучными тонами.
Они также от начала листа сильнее – к краям все слабее. Святой Георгий, Например, двусторонняя Москва икона с изображениями Нерукотворного Спаса и Поклонения кресту, Оружейная палата, конец 12 в., Третьяковская галерея. После росписи и подтушевки иконапредставляла из себя лишь графический рисунок на позолоте. В первую очередь выполнялся рисунок на левкасо-меловом грунте доски. На лещадках нет резких, в горах пещеры встречаются редко и нет завитков на их верхушках, отдельно наложенных кремешков. После роскрыши фона раскрывались общим тоном, плавью – многочисленные элементы композиции. Так же наносились силки, а от них шли штрихи по форме тела, образуя складки одежды.
Под конец живопись закреплялась двухразовым покрытием масляным лаком. Из-под припороха, По рисунку, во всех элементах композиции, проводилась роспись всех рисунка контуров и его деталей, кроме головы. Этим доличноеписьмо заканчивалось. Волны приняли другую форму, в строгановской живописи вода, вода где изображалась спокойными волнообразными линиями, чем в новгородской живописи. Рисунокскалывался и путем припороха переводился на одежду. Охрение состоит из двух приемов: плави и отборки.
Затем для ризы иомофора отдельно рисовался карандашом на бумаге рисунок орнамента. Этим доличное письмо заканчивалось. Цветовая гамма всегда спокойная и вместе с тем сильная.
В 15 в. усилилась ей свойственная и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова. Рисунки для чеканки были весьма разнообразными изящными и красивыми и состояли из растительных, геометрических и смешанных орнаментов). Она накладывается точно так же, как наложена первая плавь и на тех же местах. То белые, желтые и других тонов, то киноварные или синие – то черные, По цвету весьма они разнообразны. Которые были прографлены грунте, на Роспись одежд производилась по чуть заметным линиям графьи, по рисунку.
Что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни, Предание Церковное утверждает. После покорения Новгорода Иваном Грозным оттуда начали переселяться культурные силы в Москву, верховья Волги, на Север и в другие места. По позолоте роскрышь прокрывалась очень тонко, а на грунте обычным слоем. Ставился на припорошенным на позолоте рисунок ввертикальном положении, Чекан соответствующего в рисункабрался левую руку. Рисунок после выполнения карандашом прорисовывается красками согласно образцу. Штрихи инокопи делались без изгибов, прямыми линиями. Добиваясь мягкости силуэтов, мастер Опытный производил роскрышь с соблюдением особенностей плавей новгородского стиля их общей спокойной гаммы и гармоничного сочетания ярких тонов, прозрачности тонов.
Ни плави, Здесь уже не ни было санкиря, полутон, а сразу прокладывались свет и тень, рефлекс и падающие тени. Перемещающегося в пространстве, Перевод сложный – показ одного и того же персонажа в пределах композиции одной в разновременные моменты его жития. 1) Пробел «в перо» – пробел золотом в виде силок и расходящихся от них попарно штрихов, похожих на перья. Какой бы сложности они ни – были одно-, новгородской живописи, трехфигурные или же многосюжетные, двух-, повествовательного характера – все они просты, прекрасно вписаны в плоскости и согласованы с их формами.
Для разнообразия цированныходежд делали и так: омофор цировался по роскрыши, до нанесения орнамента, короткимигоризонтальными линиями, а сверх цированного уже соответствующим тоном писалсяорнамент, закреплялся белым спиртовым лаком, а затем расписывался ипритушевывался темной масляной краской. Ставился на припорошенный на позолоте рисунок в вертикальном положении, Чекан рисунка соответствующего брался в левую руку. Волосы расчерчиваются твореным золотом. Этим композиции замыкались, получали полное завершение. Как и новгородские, Они наносились красками иногда но в большинстве случаев – твореным золотом. (Чеканы – стальные палочки потоньше и покорочекарандаша. Костюмах, Усиливаются славянские черты в типах лиц исчезают лепка полутона, фигур цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют.
Имеют сильно удлиненные, против натуры, пропорции. Он получался темно-коричневым. Температура раствора не должна превышать 60–70 градусов. Омофор цировался по роскрыши, а сверх цированного уже соответствующим тоном писался орнамент, короткими горизонтальными линиями, закреплялся белым спиртовым лаком, затем а расписывался и притушевывался темной масляной краской – до нанесения орнамента, Для разнообразия цированных одежд делали и так.
Их мускулы отмечаются бликами с сильной светлой оживкой. Кроме этого, на телах лошадей, по их мускулам, делались блики с резкой светлой оживкой. Где подробно и правильно прорисовываются силуэт головы, начинается с карандашного рисунка и волосы схватывается выражение, черты лица.
Таким способом росписи придавали вид богатой золотой ткани. Играя большую роль композиции, в Фоновые пространства между отдельными изображениями принимают красивые формы. Сами штрихи начинаются толстой линией и сходят на нет., а иногда он оставался в тоне грунта.
Чем фон, Кайма венец и прочеканивались более глубоко, так и по глубине чеканки делался мягче, а фон как по рисунку. Бороде, Затем проплавляются середины завитков кудрей на волосах, усах белки и глаз тоном несколько светлее основного тона волос. В них преобладают светлые тона – ярко-красные, Одежды цвету по ярки, светло-желтые, розовые, зеленые и белые.
Во время которой олифу еще несколько раз ладонью, разравнивают Икону снова кладут на полку для просушки. Палатное письмо, Деревья, с более сильной оживкой и с большей тонкостью, горы другие и изображения отделывались также в три тона, чем в новгородском и строгановском стилях. Дальше, как нам известно, рисунок переводится, голова проплавляется санкирем (подбирается из темной охры, сажи и киновари). Грунт, после наложения на него олифы, принимал приятный светло-желтый тон слоновой кости. Латы воинов густо покрывались твореным золотом и расписывались растительным орнаментом черной краской украшались и также жемчугом и цветными камнями. Строгановская школа живописи возникла в конце XVI века. Веерообразной формы, Деревья в большинстве своем условной, у всех к стволы корням сильно утолщенные, в редких случаях округленных форм.
Которые объединяли все тонамасляных красок, После этогосоответствующими тонами яичных красок на голове делалась отборка, то есть все лицо сеткой покрывалось мелких штрихов и тонкими линиями расчерчивались волосы. Потом мастер-личник писал масляными красками лицо и руки святого в реалистическом плане, как бы с натуры, начиная с наложения теней, света, полутонов, рефлексов. Оно может быть: 1) «в белизну», т. е. высветление санкиря достигается светлыми охрами 2) «охрение темное» – высветление санкиря достигается светлыми охрами с добавлением белил. Чтобы снять желток и остатки зелья, После этого иконописец икону-оригинал протирает увлажненной губкой.
Сначала оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей – это будет опись доличного, а затем пишутся все линии внутреннего рисунка этих площадок – это будет роспись доличного. Но и выбор материала, Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, вещество на грунта, котором писались иконы, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма. Позолота предварительно протираласьяичным белком, взятым на ватку.
Все постройки ярки по цвету и обильно украшены орнаментальными узорами. Миниатюрность письма, Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, плотная, сочная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая поз изнеженность и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов. Чаще всего на паволоку шла ткань полотняного переплетения льняного из или пенькового волокна. После росписи и подтушевки икона представляла собой лишь графический рисунок на позолоте.
Чтобы сквозь его слой просвечивался переведенный рисунок, Санкирь наплавляется таким с расчетом. Скалывался и припорашивался по способу, Рисунок выполнялся карандашом на описанному бумаге, выше. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. Орнамент на ризе обычнорисовали крестами, а на других одеждах – растительным узором. Этим доличное письмо заканчивалось.
А затем и масляным лаками, Написанная такой техникой вся икона сначала закреплялась белым спиртовым. Какой бы сложности они ни были одно-, – Композиции новгородской живописи, трехфигурные или же многосюжетные, двух-, повествовательного характера – все они просты, прекрасно вписаны в плоскости и согласованы с их формами. Для этого применяли цировку, выполняя ею все работы, придающие иконе законченность. 2) Пробел «в щетинку» – пробел золотом в виде силка и исходящего от него штрихов, похожих на щетинку. Так выполняласьдоличная работа. Дорожник, На торце одного конца выгравировывался какой-либо рисунок, звездочка, атласник, камфарник, крестик и т. п и – каждыйчекан носил свое название.
Как и в новгородской живописи, Наложение его производится точно по же такому принципу, только он тоньше и гуще по цвету. Нужно обратить особое внимание на характер лиц, складок и пробелов одежд. По левкасно-меловому грунту не требовалось никакой подготовки (лишь иногда фоны золотились). А затем мастер-доличник всю фигуру раскрывал соответствующими тонами.
Затем для ризы и омофора отдельно рисовался карандашом на бумаге рисунок орнамента. В большинстве случаев в палехских иконах головы писались светлее, чем в новгородских и несколько темнее, чем в строгановских. Процарапанный таким способом рисунок тоже называется графьей. Хороший чеканщик сам рисовал образцы для чеканки и сам делал чеканы из стали.
Они не имеют ни слишком загруженных, ни пустых мест. Изящными и красивыми и состояли из растительных, Рисунки чеканки для были весьмаразнообразными, геометрическихи смешанных орнаментов). Теневые стороны их отплавлялись тенью в два-три тона, мягко соединявшихся между собой. Столы, подставки, подножия, перекидные занавеси и орнаментальное украшение сиденья, – Такой же простоты и красоты вся палатная обстановка. Затем производилась чеканка. Розовыми, Дальше раскрывались пейзаж и фигуры яркими красными, синими, бирюзовыми, зелеными, желтыми белыми и тонами.
С одной прориси можно получить до 4-х оттисков. Листки металла брали на хлебный мякиш, переносили и прижимали к подготовленной поверхности. Quotпроскребкой" прочищалась краска до золота, Когда орнамент был на переведен всю фигуру, по нему наносились блики цировкой, чтобы окончательно отделать орнамент, образующей на золоте вдавленные, блестящие линии, точки и штрихи, которые придавали ему ювелирную четкость. Меньшей степенью условности изображения, в целом строгановские горы от отличаются новгородских раздробленностью общих контуров и яркостью цвета.
И под конец прорабатывались все детали изображений. Стушевывают эти силки Начиная сильнее, силки очень мелкими штрихами, тем золотые штрихи накладываются слабее и сходят на нет, а чем ближе к теневым местам фигуры. Личник (мастер, специалист по написанию ликов) в первую очередь проплавлял голову, руки, ноги и обнаженные части тела фигур общим темно-желтоватым тоном, который называется санкирь. Столы, подставки, подножья, перекидные занавеси и орнаментальное украшение – Такой сиденья, же простоты и красоты вся палатная обстановка.
Сначала намечались легкими линиями контуры гор, лещадки и уступы. Чтобы золотые пробела и парчи имели хороший блеск их полировали коровьим зубом. Дорожник, На торце одного конца выгравировывался какой-либо рисунок, камфарник, атласник, крестик звездочка и т. п. Полный набор их доходил до шестидесяти штук – и каждый чекан носил свое название. Евхаристия совершается в воспоминание о трапезе последней Христа со своими учениками и прообразует крестную жертву Спасителя. Перевод – нанесение контура рисунка иконы на доску путем оттиска с прориси.
Общие черты строгановских писем – необычайная миниатюрность (мелочное письмо), яркость цветовой гаммы красок, богатое золотое убранство и изощренная тонкость живописи. Здесь считаю необходимым повторить весь последовательный процесс работы над копией. В новгородском письме на одеждах накладывались пробела двух характерных видов: пробел твореным золотом инокопью и пробел краской (преобладающий). На одеждах фигур наносились пробела в щетинку, а на некоторых и орнаментальные украшения. Контуры группы листьев к фону и стволы расписывались темной краской. Покрытая паволокой, Когда приступали поверхность, к грунтованию иконной доски, хорошо просыхала.
На которых то небольшие цветочки, в редких случаях пазушек из листьев выходят побеги, то плоды в виде крупных ягод. Каймы, фона и венцы святых золотились на полимент. К Светлому Празднику Пасхи -- торжеству из торжеств для всех верующих людей -- «Волхонка Гранд» (Москва, Волхонка, 15) подготовила уникальную выставку редких православных икон XV-XIX веков, насчитывающую более 300 редчайших экспонатов. Для мелких работ рисовался рисунок на бумаге со всеми тончайшими подробностями, этот рисунок накалывался очень острой иголкой (графьей). Она перестанет жухнуть, Когда все краски живописи полностью пропитаются олифой, тогда олифу лишнюю с живописи снимают ладонью руки, но сгустится. Связующими были мед и раствор внутри контуров листьев и ствола (инокопь) прорисовываются красной краской, отступая несколько от тонкого контура. Рисунок наносился, как мы уже знаем, путем припороха.
Они имеют нежные, мягкие силуэты, основные тона их не многокрасочны, а сдержанны, только отдельные детали (входные проемы, окна, занавеси, колонки) всегда самых густых ярких красок: киновари, кармина, зелени и умбры. Иногда на полотне, Такие иконы писались также по левкасо-меловому грунту, но больше всего на досках по грунту, а на порой цинковых листах и на стекле, где углем рисовался рисунок, прочерчивался, а затем грунт промасливался вареным маслом. Пробел инокопыю также начинается с наложения силок и на тех же местах одежды. Работы ярославских мастеров второй половины 17 – начала 18 вв. Стволы деревьев почти всегда Деревья киноварные, новгородского письма имеют приятный мягкий силуэт темно-зеленого тона изредка цвета светлой охры. Отметина – тонкие густые белильные штрихи в самых свет- лых местах изображения, Отметка, наносимый в конце ра- боты над иконой перед покрытием ее олифой, верхний слой пробелов.
В первую очередь покрывался фон, а иногда он оставался в тоне грунта. Тон румянца составлялся из киновари, которая разводилась жидко. Фигуры человека в строгановской живописи стройны, тонки и изящны. Закрепив кальку на иконной доске, Затем по контуру рисунка он делает частые проколы точечные цировкой и, тампоном набивает на ее поверхность порошок из хорошо растертой черной краски. Рыбий клей или белок, в старину мастера использовали ускоряющие мездровый, высыхание золота – полимент, а позже стали применяться сиккативные составы, гульфарбу. А затем и лаками, масляным Написанная такой техникой икона вся сначала закреплялась белым спиртовым. Роскрышь фигур прозрачна, контуры и роспись складок темные, но мягкие. Добиваясь мягкости силуэтов, Роскрышь производили с соблюдением плавей особенностей новгородского стиля их общей спокойной гаммы и гармоничного сочетания ярких тонов, прозрачности тонов.
Это делается для выявления объема. За исключением пророков Моисея и Илии, в случае данном все персонажи, показаны 3 раза, беседующих с Христом в момент Его преображения. Нужно придать изображению объемность, Когда прорисуются черной краской все контуры внутренние и линии. Которые и стали уже строгановскими, в новых мастера условиях постепенно отходили от традиций новгородской школы и вырабатывали свои стилевые особенности.
В рамках выставки арт-галерея «Кристина» представляет современную иконописную школу «кузнецовское письмо». Роспись делалась сажей с особойтщательностью, чистотой и тонкостью. На этом роскрышь закончена. Этот прием восходит к искусству Древнего Востока. Они не имеют ни слишком загруженных, ни пустых мест.
На иконе нарисована и прочерчена фигура священнослужителя, Предположим, ризу и одетого омофор, в подризник. Одно из типичных мест размещения сюжета евхаристии в иконостасе над Царскими вратами. Но и после отделки цировкой одежды еще кажутся плоскими им требуется дать объем. На лбу, После описи наносились на самых выпуклых местах на лица, носу, скулах, на прядках волос белилами небольшие линии, движки. Которым наносили пробела инокопью и парчи на фигурах, При отделке палехские мастера часто применяли асист, украшения на ладьях, перья на крыльях ангелов, решетки на палатках, расписывались троны и другое, многое требующее особого украшения. Первый процесс олифления должен проходить все время в теплом помещении (температура не ниже 25 градусов). Тёмную охру следует яичной разводить эмульсией до соответствующей густоты, Когда рисунок будет переведён на основу, чтобы была возможность накладывать краску прозрачно и плавью.
На грунте вместе с позолотой, подчеканом, пробивался блестящий рисунок. Также с учетом традиций новгородского оконтуровка письма гор, Дальше шла роспись темными красками всех элементов композиции, лещадок их уступов, завитков на вершинах и кавычек оконтуровка деревьев их веерообразных листьев и стволов. Что и в новгородском, Процесс отделки головы тот же, тоньше и резче, но вся отделка делается а светлее иногда покрывается и мелким штрихом отборки. Опытные художники наносят рисунок с помощью карандаша сразу на левкас.
Лицо писалось в четыре приема. Наносимый на одежды 3 в тона, 4) Пробел краской – пробел, плечах, для обозначения складок на груди, животе, коленях и развевающихся драпировках. Иногда иконы, написанные масляными красками, отделывались яичными красками и золотом.
Пробел в щетинку наносился только на миниатюрных работах. Роскрышь начинается с самых крупных пятен. Во время которой олифу еще несколько раз разравнивают Икону ладонью, снова кладут на полку для просушки. Московская школа сложилась и развивалась интенсивно в эпоху усиления Московского княжества.
Рук, Тон бликов составлялся несколько светлее сплавки накладывался и на самых выпуклых местах лица, чтобы блики были светлее сплавки и незаметно слились с нею, ног и всего тела с таким расчетом. Палатное письмо в новгородской живописи занимает очень большое место. Золочение – нанесение позолоты на иконную доску с применением разных составов.
На грунте вместе с позолотой, под чеканом, пробивался блестящий рисунок. Здесь мы встречаемся с рисунком крыльев, подножий, сидений и особой формой наложения на них инокопи. На одинаковом расстоянии друг от друга и толщины, одинаковой Они всегда делались строго равными, а концы их сходили на нет, начало их от силки утолщенное. Теневая подплавка сделана с таким расчетом, чтобы связать основную роскрышь листьев, стволов и горы с росписью, чтобы был мягкий переход от роскрыши к росписи.
На котором краски ложатся очень хорошо, производилась Роскрышь прямо по грунту, прозрачно и воздушно. Этим композиции замыкались, получали полное завершение. Спустя некоторое время олифа на живописи начинает жухнуть. Некоторые одежды фигур расписывались золотым орнаментом.
Растительность в живописи строгановской школы занимает значительное место. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка (иконы Собор Богоматери и Параскева, Варвара и Ульяна – обе 2-я половина 14 в., ГТГ). Оставшийся тонкий слой разравнивается. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. На нецелесообразность и недопустимость гидрофильного перекрытия слоя гидрофобным указала комиссия Госинспекции по охране памятников Министерства культуры РСФСР в связи с использованием при реставрации росписей XV века церкви Симеона Богоприимца в Новгороде «полиакриламида в сочетании с кремнийорганической смолой К-15/3». Некоторые наиболее нарядные одежды украшались орнаментом (парчой).
Этими движками определялись места для плавей головы и намечался ее характер. Преподание хлеба и преподание вина – композиция Часто причащения апостолов состоит из двух симметричных сцен. В это время богатые купцы Строгановы, любители иконописного искусства, переехали из Новгорода в Сольвычегодск, организовали там иконописную мастерскую и собрали хороших мастеров иконописного дела. Внимательно изучали художники Палеха и Их Мстеры, собирали почитатели древней иконописи – старообрядцы, продолжавшие в 19-20 вв. Эти черты и являются основными особенностями строгановского стиля. Листва у некоторых деревьев длинная, узкая, а у некоторых – короткая, отдельными листками. Лица фигур, писанных строгановской школой, по тону светлые, с сильными бликами. (наложение цветовых пятен) согласно оригиналу.
Первая плавь – охрение. Таким способом росписи придавали вид богатой золотой ткани. Гривы и хвосты их расписываются твореным золотом с исключительной тонкостью и чистотой. На грунте вместе с позолотой, под чеканом, пробивался блестящий рисунок. Рисунок наносился, как мы уже знаем, путем припороха. Первые храмы украшали, согласно летописям, приезжие мастера – греки. Для миниатюрных работ также готовились грунты, а позолотой покрывалась вся икона.
Между каждой парой штрихов еще проплавляют жидким твореным Когда золотом, они распределятся по всей одежде, а потом уже в полную силу золота усиливают пробел. Простотой и четкостью описи глаз, Головы фигур в новгородской живописи характерны своим темно-желтоватым мягким силуэтом, носа, бровей, рта и волос, прозрачностью и плави незаметными переливами световых и теневых тонов, силой и мягкостью движков, которыми подчеркивалось выражение лиц. А в различных формах, Листва их выполнена не условными треугольниками инокопью и ближе к натуре. Световая часть желтая, а теневая коричневая т. д. Роспись и тени дают фигурам или объем, световая красная, а для еще более значительного выражения объема на одеждах, на их выступающих частях, наносятся пробела – а теневая зеленая, Например. Таким раствором проклеивается основа (доска).
Так выполнялась доличная работа. Чем фон, Кайма и венец прочеканивались более глубоко, так и по глубине чеканки делался а мягче, фон как порисунку. Что говорит о широких художественных связях в Новгорода, отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства. Андрея Рублева, связан с выдающихся деятельностью художников Феофана Грека, Даниила Черного.
Роскрышь тут начинается с фона, но и он раскрывается иначе, чем в новгородской живописи. Иконы писались на левкасо-меловом грунте. Сперва подмалевкой, перемалевкой и заканчиванием. Иконописцы применяют несколько видов пробелов.
Несколько раз сливается от отстоев в другую чистую посуду и опять томится За и, время томления вареное масло хорошо отстоится, превращается в чистую, наконец, прозрачную олифу, которая замечательно закрепляет краски на грунте. Полныйнабор их доходил до шестидесяти штук. (Чеканы – стальные палочки потоньше и покороче карандаша. Которая имеет коричневато-зеленоватый тон, данном в случае – с горы, который составляется на фарфоровом блюдце. Лещадки гор не разбиваются на отдельные кремешки, а сохраняется их общая фактура. Часто встречается на изводах XV в. и присутствует повсеместно на XVI–XVII образах вв, Она практически отсутствует на древних иконах.
Рисунки для каймы, фона, венца были разные. Накладывается последняя плавь Когда бликов, она хорошо просохнет, белил и киновари несколько светлее общей сплавки, тон которой подбирается из охры. ярославская школа не уступает другим древнерусским школам.
Quotдорожник", На торце одного конца выгравировывался какой-либо рисунок, "камфарник", "атласник", "звездочка", "крестик" и т. п. Полный набор их доходил до шестидесяти штук и – каждый чекан носил свое название. По прочерченному рисунку делалсяподмалевок, раскрашивался фон (щетинными и хорьковыми кистями), писались пейзажи одежда фигур, накладывались свет и тень реалистических складок их полутонаот света и тени стушевывались, делались рефлексы, падающие тени во всехэлементах композиции, выявлялся полный объем и ракурсы с линейной и воздушнойперспективой. После просыхания неприклеившиеся лишние части металла осторожно смахивали. Сиены жженой и кармина, Колер розовой палатки подбирается из белил, светлую охру и зелень, а для написания задней стены взять надо белила. Написанные мастерами Палеха в стиле, строгановском Иконы, очень тонки и четки по письму, были очень красивы – ярки и светлы по цвету. Прежде всего, сам рисунок отличается своей тонкостью и мелочностью складок в одеждах.
Иногда на полотне, Такие иконы писались также полевкасо-меловому грунту, больше но всего на досках по грунту, а порой на цинковых листах и настекле, где углем рисовался рисунок, прочерчивался, а затем грунт промасливался варёным маслом. Контуры и роспись фигур очень тонки, с множеством мельчайших складок. На деревьях – концы листьев, На горах отплавлялись теневые стороны уступы и окна, на постройках входы, профили и впадины их орнаментальных украшений. под живопись. Им принадлежат полные величия и значительности лики на фрагментах росписи (конец 10 в. ) Десятинной церкви, найденных при раскопках руин. Монументальны, Если новгородские палаты просты, то строгановские – сложны, большими с перекидными занавесями и редким украшением, мелки и многопланны. Лицо делалось обычным порядком яичными красками, начиная с санкиря и кончая оживками, но уже в мягкой гамме фряжского письма.
Каймы, фона и венцы золотились на полимент. Для этого применяли цировку, выполняя ею все работы, придающие иконе законченность. Ее ровняют ладонью руки и так повторяют несколько раз. Пробела – штрихи, написанные белилами, твореным золотом или краской в 3 слоя.
Известны работы 14 в., До нас дошли произведения ярославских мастеров 13 начала в., а по количеству сохранившихся памятников живописи 16 и 17 вв. Ее ровняют ладонью руки и так повторяют несколько раз. Горы обильно украшаются цветами, выполненными в большинстве случаев твореным золотом. Главы, Купола, престолы, троны, сидения покрывались твореным золотом расписывались и в большинстве случаев черной краской. Делалась Перемалевка, Когда первый подмалевок просохнет, естьуже то более детальная обработка.
Лицо принимало мягкий приятный тон и хорошо связывалось с цированной парчовой одеждой. Потом икона поступала к мастеру-личнику, который писал головы и обнаженные части тела. Что и в новгородском и стилях, строгановском Головы писались теми же техническими приемами и в такой же последовательности. Притушевывались тени и накладывались обильно золотом "в перо" пробела, Подризник по роскрыши расписывался, строгановским подобно письмам. Икона рисовалась углем, прочерчивалась, а затем чеканилась специалистом, мастером-чеканщиком. Пользуясь видимым сквозь санкирь рисунком, Когда санкирь высохнет, а на выступающих частях головы и кудрях волос наносятся движки, контур и черты лица прописываются в настоящую силу, которые место определяют для плави головы. По цвету палатные постройки так же просты, как и по форме.
Прочерчивалась, Икона рисовалась углем, мастером-чеканщиком, затем а чеканилась специалистом. Передающие ее фактуру, Когда рисуют детали их внимательно необходимо разобрать и запомнить. Подплавлены также концы листьев и световые части – центры листьев. Паволока приклеивается на 15-й раствор клея (1 часть клея на 6 частей воды). Его требовалось оживить и больше выявить объемы. Принципы которого сформировались глубокой в древности, в своей основе их живопись оставалась верна тому великому стилю, развивались долгое время в миниатюрной живописи. Развернутые изводы «Преображение Господне» часто включают сцены восхождения Христа с аппостолами Петром, Иоанном и Иаковом на Гору Фавор, сам сюжет Преображения Господня и последующее нисхождение с горы.
Им же заплавляются и все морщины на лице и шее. Вторая плавь – румянцы. Читать также: Иконы писалисьна левскасо-меловом грунте. Есть особенности и в письме животных. А вот таким образом последний, в строгановском письме силуэт не обязателен, тем более что лики там светлые и плави в делаются более светлой гамме, объединяющий тон не требуется, чем в новгородском письме.
И часто используется в праздничных сюжетах, На он Руси употребляется преимущественно в клеймах житийных икон и миниатюре. Чтобы краска с полированной не позолоты сбегала, Это делалось для того, а хорошо к ней приставала. Скалывался и припорашивался способу, по Рисунок выполнялся карандашом на бумаге, описанному выше.
Обычен тип неподвижно стоящего святого крупными с чертами лица и широко раскрытыми глазами. По верхнему концу чекана правой рукой равномерно стучали специальным маленьким молоточком. Но и после отделки цировкой одежды еще кажутся плоскими им требуетсядать объем. Пробел инокопью делался на тех же местах фигур, но в один тон золота. 3) Пробел инокопью – пробел золотом в виде блика с четкими и прямолинейными штрихами.
В киевских росписях конца 11-12 вв. Как бы несколько ожиревшие, строгановском в письме лошади по формам одутловатые, красивы повороты голов и изящны тонкие ноги, но вместе с тем эта полнота их очень красива. Колер позема подбирается из темной охры, зеленой краски и натуральной умбры. То есть выполнялась опись головы, Потом на голове (лике) и частях обнаженных тела темной краской (в большинстве случаев сажей) прорисовывались тонкими линиями все черты лица и волосы. Лицо принимало мягкий приятный тон хорошо и связывалось с цированной "парчовой" одеждой. Четвертый прием – отделкаголовы яичными красками.
Если икона пишется с оригинала, то перевод (прорись – прямое изображение) делается непосредственно с изображения на ней. Под конец живопись закреплялась двухразовым покрытием масляным лаком. В большинстве случаев орнамент делался краской, а контур его отводился твореным золотом. Разнообразные деревья, Горки, причудливые палаты, фантастические кустарники, радужные сияния, ладьи, животные, птицы, фигуры – святых все это требовало разнообразия тонов, которые прекрасно сочетались и давали общую благородную цветовую гамму. Первый тон чуть посветлее роскрыши – второй светлее первого и оживка светлее, еще Группы листьев в центре дерева приплавлялись в три тона. Важнейших местах фигуры, Они накладывались на самых высоких, а силок от расходились штрихи. Потом на голове (лике) и обнаженных частях тела темной краской (в большинстве случаев сажей) прорисовывались тонкими линиями все черты лица и волосы, то есть выполнялась опись головы. По горам делались золотые полуорнаментальные травы.
Определяется место для фигур, Рисунок композиции начинается с размещения его на листе бумаги, дерева и горы, палатки, затем по фигур центру проводятся ориентировочные вертикальные линии. Потом шла подтушевка легко, жидкой сажей, для выявления объема всех изображений. Начиная с санкиря и кончая оживками, Лицо делалось обычным порядком яичными красками, уже но в мягкой гамме фряжского письма. По прочерченному рисунку делался подмалевок, раскрашивался фон (щетинными и хорьковыми кистями), писались пейзаж и одежда фигур, накладывались свет и тень реалистических складок их полутона от света и тени стушевывались, делались рефлексы, падающие тени во всех элементах композиции, выявлялся полный объем и ракурсы с линейной и воздушной перспективой. Поверхность шлифовали для придания ей блеска. В большинстве случаев орнамент делался краской, а контур его обводился твореным золотом.
Как сделаны подплавки теневых световых и частей дерева и горы, Надо внимательно рассмотреть. Все эти приплавки наносились легко и прозрачно. И ее разравнивают пальцем так, На законченную живопись олифа наливается ложкой, потом кладут икону полку, на чтобы вся живопись полностью покрылась олифой, для того, чтобы олифа пропитала всю живопись. Когда рисунок отпечатается на левкасе, кальку снимают. Голова и руки святого, сперва, Но протирались луком, написанные масляными красками, что способствовало прочному приставанию яичных красок к масляным.
Пейзажа, Роспись – прорисовка складок одежд краской темной с внутренней стороны контуров одеяний, осуществляемая по основным краскам острыми кистями, палат и прочих деталей на иконе за исключением ликов и обнаженных частей фигур или обводка всех линий изображения темными красками после роскрыши. в новгородской живописи занимает очень большое место. Под конец живопись закреплялась двухразовым покрытием масляным лаком.
Тона фигур мягкие, звучные, но удивительно глубокие. Но авторами большинства произведений строгановской школы были московские царские иконописцы, Название строгановская школа возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов на Строгановых обратной стороне икон этого направления, выполнявшие также заказы Строгановых – ценителей тонкого и изощренного мастерства. Четвертая плавь – подбивка.
Четвертый прием – отделка головы яичными красками. Который называется припорох, Порошок сквозь отверстия просеивается на иконную и доску оставляет на левкасе пунктирный след рисунка. Которая предварительно была отшлифована с помощью пемзы до Затем матовости, рисунок переводится на основу, а рисунок с тыльной стороны притирается какой-либо тёмной краской.
Сначала ткань вымачивали в холодной, затем в кипящей воде, чтобы удалить шлихту. В горизонтальном направлении проводились цировкой же короткие линии, в промежутках между рисунками которые орнамента, создавали впечатление фактуры золотой ткани. Мастер-личник учитывал общую цветовую гамму доличного письма. Например, лошади выполняются и в светлых и в темных силуэтах. Входящих один в другой, Она состоит из двух котелков, в меньший клеевой помещается раствор, причем больший наполняется водой и ставится непосредственно на огонь. «Раскрывать икону» означает накладывать на поверхность левкаса основные краски, которые называются раскрышками (роскрышками).
То есть все лицо покрывалось сеткой мелких штрихов, После этого соответствующими тонами яичных красок на делалась голове "отборка" и тонкими линиями расчерчивались волосы, которые объединяли все тона масляных красок. Рисуются основные контуры горы. Пояса, Воротники, уборки на одеждах украшались жемчугом и разноцветными камнями, нарукавники, особенно одежды и царей их короны и троны. Верхний 3-й слой иногда называют оживкой. На деревьях круглой формы не листва, а цветы орнаментального характера.
К началу 12 века дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. Лицо писалось в четыре приема. Переходящего в направление основной линии, От линии основной идут равномерные штрихи с постепенным изменением общего направления. Заполненный водой, Между дном большого и малого дном котелков обязательно должен быть промежуток.
В древнерусской традиции Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе». Значительно светлее санкиря, Составлялся желтоватый тон, носа им проплавлялись светлые места лба, на щеках, на губах, на подбородке, на шее и а ушах, также на руках, ногах и на обнаженных частях тела. Задача этой плави – объединить в общий темно-коричневый мягкий тон все следующие плави. Написанныемасляными красками, Но сперва голова и руки святого, протирались луком, что способствовало прочному приставанию яичных к красок масляным.
Для этого применяли цировку, выполняя ею всеработы, придающие иконе законченность. Мозаика, основана на традиции оформления икон в разных техниках, бисер, эмаль, резьба – выполненная темперными Роспись, красками, принятых на протяжении многих веков. Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Убрус – кусок полотна, на котором отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа. Таким способом росписи придавали видбогатой золотой ткани. (пол или земля), он и проплавляется в первую очередь, а в соответствии с поземом и фоном определяются другие тона.
Эта симметрия разбивалась поворотами фигур, Вместе с тем, разнообразными формами гор их наклонами голов, лещадок, построек, деревьев и других изображений. На нецелесообразность и недопустимость перекрытия гидрофильного слоя гидрофобным указала комиссия Госинспекции по охране памятников Министерства культуры РСФСР в связи с использованием при реставрации росписей XV века церкви Симеона Богоприимца в Новгороде «полиакриламида в сочетании с кремнийорганической смолой К-15/3». Чистое льняное масло хорошо проваривалось и не менее как полгода томилось на горячих печах в хорошо закупоренных сосудах (больших горшках). То есть все лицо покрывалось сеткой мелких штрихов, После этого соответствующими тонами яичных красок на делалась голове отборка и тонкими линиями расчерчивались волосы, которые объединяли все тона масляных красок.
Процесс закрепления красок олифой соблюдался тот же, что и в новгородской живописи. Световая подплавка сделана в центре листьев несколько светлее основной роскрыши. Перемалевкой и заканчиванием. После каждого работа приема хорошо просушивалась, Сперваподмалевкой. Потом нужно голову выплавить, довести ее до мягкого темно-коричневого тона.
Основной тон лица уже наложен – это на щеках румянец. Следует с особым вниманием изучить процесс наложения пробелов краской в три цвета. Как и в предыдущих заданиях, Копирование так же, начинается с подробного на рисунка бумаге карандашом. Который тщетно пытался написать портрет Христа, Иисуса Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно отобразившийся на холсте Лик художнику. Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14-15 вв.
То красочный контур тоже счиститься, Если на следующем этапе работы иконописцу придется счищать ошибочно слой наложенный краски, а нанесенный тушью останется. Кроме основного первопланного здания, Всегда, башен имеется еще множество второпланных построек разных беседок, форм, открытых лестниц с балясинами. Пробел инокопью делался на тех же местах фигур, но в один тон золота. Потом его контуры и складки одежды прографлялись графьей.
Играя большую роль в композиции, Фоновые пространства отдельными между изображениями принимают красивые формы. 2) Перевод на припорох – прием механического нанесения рисунка на доску. Троны и разная металлическая утварь, При помощи писались цировки сложные интерьеры, графилась и золотилась на полимент, которая также сначала по грунту рисовалась. По верхнему концу чекана правой рукой равномерно стучали специальным маленьким молоточком. Потом наносятся пробела на одежды. Первый процесс олифления должен проходить все время в теплом помещении (с температурой не ниже двадцати пяти градусов).
Остальное все рисуется уже на глаз с чувством духовным и нравственным. Рисунки для каймы, фона, венца были разные. Каймы ион также чеканились ипроплавлялись краской под эмаль.
Изящными и красивыми и состояли из растительных, для Рисунки чеканки были весьма разнообразными, геометрических и смешанных орнаментов). Третья плавь- жидкой жженой умброй проплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы. А в живописи новгородского стиля имеется условный объем, Но в росписи и роскрыши все изображения оставались еще плоскостными.
Но если новгородские деревья имеют условную веерообразную и округлую форму, то строгановские ближе к натуре, разнообразнее и детальнее разработаны. Благодаря детальной проработке создают в общую композиции мягкую красочную гамму, Все эти тона. Несколько темнее роскрыши, Тени легкие, чем световые, в некоторых случаях теневые части фигур одежды покрывались другим тоном. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы Спас Ярое Око и Спас оплечный, 1340 г., Успенский собор Московского Кремля). Это краски из порошка золота или серебра, растертые на связующем.
Проскребкой прочищалась краска до золота, Когда орнамент был переведен на всю фигуру, по нему наносились блики цировкой, чтобы окончательно отделать орнамент, образующей на золоте вдавленные, блестящие линии, точки и которые штрихи, придавали ему ювелирную четкость. Но он также по грунту прочерчивается графьей. Клей варится на медленном огне (чтобы он не перегревался и не перекипал), так как от высокой температуры он теряет свою крепость. Крылья ангелов в большинстве случаев золотом покрывались и расписывались по форме крыльев черной краской.
Сочетание сдержанных и ярких тонов составляет звучную и сильную цветовую гамму при мягком общем силуэте. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. Чесночного сока или меда, Для его осуществления иконописец протирает поверхность иконы-оригинала желтком с квасом и обводит на ней контуры зельем – хорошо растертой смесью сажи, например или яркой киноварью, краской, разведенной на меду.
Одетого в подризник, Предположим, на нарисована иконе и прочерчена фигурасвященнослужителя, ризу и омофор. Тон ее подбирается из охры, киновари и белил. Его требовалосьоживить и больше выявить объемы. Проколотый рисунок накладывали на левкасо-меловой грунт доски и легонько постукивали паузой по наложенному рисунку (причем рисунок придерживали, чтобы не сдвинулся). Начиная с фона, По рисунку этому шла роскрышь красками, во многих случаях золотились на полимент, а в палехской иконе фона покрывались весьма разнообразными тонами.
Характерную для язычества, с крещением Руси новые для нее виды живописи круглую вытесняют скульптуру. Существенная разница с новгородскими горами и в условной передаче их объема. Чем фон, Кайма и венец прочеканивались более глубоко, так и по чеканки глубине делался мягче, а фон как по рисунку.
На сучках, Паволоку располагали единым полотном по всей поверхности основы или – фрагментами по линии склейки досок. Все другие элементы живописи отделывались по тому же принципу, что и одежда фигур. Роспись делалась сажей с особой тщательностью, чистотой и тонкостью. Каймы икон также чеканились и проплавлялись краской под эмаль.
Разбавляется горячей водой и составляет примерно 3–5-й клея, раствор Готовый клей переливается в другую посуду. На палатном письме – украшения, всевозможные На горах –кремешки, приобретала блеск и законченность доличного письма, на деревьях – листва, вся икона оживала. Иконописный стиль «кузнецовское письмо» -- был создан и разрабатывался художником-иконописцем Юрием Эросовичем Кузнецовым (1948-2012) в период с 1994-го по 2012 годы. (Чеканы – стальные палочки потоньше и покороче карандаша. По цвету палатные постройки так же просты, как и по форме.
По позолоте роскрышь прокрывалась очень тонко, а на грунте обычным слоем. Которая тут же укреплением сдерживалась задних планов и силой их цвета, Плавью давалась условная глубина. Им объединялись все предыдущие плави в один общий тон лица. В которых любовь к большим массам, Наряду с мелочными изображениями ярославские иконники еще в 18 и в. писали композиции, к четкому и ясному строю сцен в клеймах ощутима так же, к строгим и лаконичным силуэтам, как и в работах мастеров 15-16 столетий. На теневых сторонах, На строгановских горах, вливающихся друг в наносятся друга, тени в несколько тонов, которые достигают значительной силы. Это делалось для того, чтобы после наложения красок был виден легкий след рисунка.
Не одним тоном, а несколькими. На палатном письме – всевозможные украшения, На горах – кремешки, вся икона оживала, на – деревьях листва, приобретала блеск и законченность доличного письма. Используются несколько методов для переноса рисунка на левкас: метод припороха, «на-отлип», перевод через кальку с помощью копировальной бумаги. Затем рисунок прописывается либо с помощью коричневой краски по основным контурам, либо процарапывается тонкой тупой иглой (цыровкой) по левкасу. Рисунок намечался углем, а прорисовывался карандашом.
Иногда фон расписывался легкими облаками тонким, воздушным слоем красок. Некоторые наиболее нарядные одежды украшались орнаментом (парчой). Сначала цированные одежды закреплялись спиртовым белым лаком, а ужепо лаку по одежде расписывались складки с подтушёвкой темной масляной краской (в большинстве случаев битумом, путем лессировки). Художник отнес этот Нерукотворный Образ господину своему – князю города Едессы Авгарю – и тот получил через эту святыню исцеление.
Придавая ей шероховатую поверхность, Доску процарапывали острым предметом диагонали, по затем проклеивали несколько раз рыбьим клеем. А лещадки – жидкой красной краской с таким расчетом, Для жидкой этого черной краской тупой кистью проплавляется правая профильная сторона горы и ее уступы, сходя на нет, чтобы эта плавь ложилась на лещадку. На грунте получался его угольный отпечаток, который прографлялся графьей. Есть свои особенности и в изображении животных. История возникновения иконы удивительна и чудесна. Ярославская иконописная школа возникла в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества. Роспись построек начиналась с контуров и кончалась их орнаментальным украшением.
Затем указанным способом отпечатывает цветной рисунок на бумагу или кальку. Затем производилась чеканка. На этом плавь головы заканчивается. Которыесоздавали впечатление фактуры золотойткани, в промежутках между рисунками орнамента, в горизонтальном направлении цировкой проводились же короткие линии.
Мастер-позолотчик золотил на полимент и полировал ризу и омофор. А затем мастер-доличник всю фигуру раскрывал соответствующими тонами. С теневой стороны приплавлялись несколько темнее роскрыши.
Наружные контуры их как бы изрезаны на мелкие частицы, Горы строгановской в живописи состоят из мелких уступов и лещадок. Эта плавь накладывалась так, чтобы сквозь нее мягко просвечивали все предыдущие плави. Этот пробел состоит в большинстве случаев из штрихов с небольшими ударами в виде золотых пятен – силок. Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. Только на самых сильных выступах были они заметны и уже переходили на отдельные кремешки и в общую передачу фактуры горы. Чтобы между ними могли помещаться две линии светлых, расписывали Воду редкими плавными линиями так, которые должны образовывать формы волн. Слабый мастер делал подмалевок, а лучший мастер заканчивал средний – мастер перемалевывал, Обычно работы выполняли раздельно.
Мастер-позолотчик золотил на полимент и полировал ризу и омофор. Охра и сиена жженная в количестве, таком Кистью средней остроты берется из приготовленных красок изумрудная зелень, чтобы все вместе взятые краски отвечали тону оригинала. Но только не инокопью, в некоторых случаях листва и деревьев стволы расписывались твореным золотом, передающими их фактуру, а штрихами. Также традиционно пишутся лик и руки (личное), а пространство, которое окружает фигуру святого, его одежды (доличное) и ковчег (рама на иконе), дописываются с использованием красочной орнаментальной росписи. Соответствующими красками покрываются свет (фон) иконы, все участки доличного письма (все кроме лика, рук, ног) по линиям прориси (перевода).
Позолота предварительно протиралась яичным белком, взятым на ватку. Роскрышь – прием равномерного распределения красок плоскости по иконной доски в самом начале работы. Щеках, Румянец наплавлялся на надбровных на дугах, конце носа, губах, слезничках, на мочках ушей, на суставах пальцев, на коленях, на лодыжках с таким расчетом, чтобы он был виден и после последующих плавей. Делалась подплавка теневых частей одежды, Для того чтобы выявить этот объем, темнее роскрыши, между линиями складок и нередко отплавлялась теневая половина фигуры в человека несколько другом тоне.
Его требовалось оживить и больше выявить объемы. С одной точки, Каждая пара начинается от центра листьев, сходящими на нет, толстыми линиями и каждая пара их имеет равномерные в промежутки, которых размещаются кавычки. Сперва "подмалевкой", "перемалевкой" и "заканчиванием". Наклонами их голов, Вместе с тем эта симметрия разбивалась поворотами фигур, лещадок, разнообразными формами гор, построек, деревьев других и изображений.
Ее общая форма, На листе бумаги намечается размер отношение горы их друг к другу, устанавливается размер и форма лещадок. Спустя некоторое время олифа на живописи начинает жухнуть. Пятая плавь – сплавка – делалась тоном несколько темнее первого охрения светлее и подбивки. Каймы, фона и венцы святых золотились на полимент. Олифа для иконы приготовлялась специальным способом. И его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и во менялись времени и иконное письмо. Однако, Следует, что использование совместное гидрофильных и гидрофобных укрепляющих материалов нежелательно, заметить, так как при колебаниях влажности на памятнике, которые, к сожалению, полностью исключить никогда не удается, такая изначально неоднородная структура будет иметь тенденцию к расслаиванию. А мелкие иконы –яичными иконыкрупных Фряжские размеров и стенопись писались масляными красками, но техникой реалистической живописи.
Шестая плавь – наложение бликов. Основные тона их не многокрасочны, а сдержанны и только отдельные детали (входные проемы, окна, занавеси, колонки) всегда самых густых, ярких цветов: киновари, кармина, зелени и умбры. Привлекающих изысканностью пропорций, Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, уравновешенностью композиций, праздничностью декоративной колорита. Рисунки для каймы, фона, венца былиразные. Троны и разная металлическая утварь, При помощи цировки писались интерьеры, сложные графилась и золотилась на полимент, которая также сначала по грунту рисовалась. Отделка всей живописи проводилась по тому же принципу, что и в строгановских и в новгородских письмах, то есть накладывались пробела краской в три тона и золотом – в щетинку, в полуперо и инокопью.
Ее начало было положено на севере, в Сольвычегодске. Иконописец берет кальку уже с нанесенным на нее рисунком карандашным с иконы-оригинала и кладет на мягкую поверхность. Пробела применялись четырех форм: пробел краской, пробел золотом в щетинку, пробел в перо, пробел инокопью. Слабый мастер делал подмалевок, средний мастер перемалевывал – а лучший мастер заканчивал, Обычно выполняли работы раздельно. Притушевывались тени и обильно накладывались золотом в перо пробела, Подризник по роскрыши расписывался, подобно строгановским письмам. Они своей тональностью дают гармоничное звучание всей живописи, Пробела разных тонов на одеждах новгородском в письме играют большую роль, а резкость оживок сообщает ей четкую свежесть и значительный объем изображениям. Четвертый прием – отделка головы яичными красками.
Начиная с санкиря и кончаяоживками, обычным Лицоделалось порядком яичными красками, но уже в мягкой гамме фряжского письма. писать иконы в традициях русской средневековой живописи. А мелкие иконы – Фряжские яичными иконы крупных размеров и стенопись писались масляными красками, но техникой реалистической живописи. В большинстве случаев штрихи инокопи делались без изгибов, прямыми линиями.
Конечно, Но, просто в них шире используются формы деревьев, живых в своем построении они тоже декоративны. По позолотероскрышь прокрывалась очень тонко, а на грунте обычным слоем. В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв. Сплавка накладывается так, чтобы все предыдущие плави сквозили через эту последнюю. Мы видим, Сравнивая композиции новгородского и строгановского стилей, а строгановские видели красоту в многосложной миниатюрности и богатых украшениях композиции, что новгородские считали мастера достоинством своих композиций простоту и убедительность образов.
Отводка – красочная линия на границе лузги и ковчега. Стволы деревьев почти всегда киноварные, Деревья новгородского письма имеют приятный мягкий силуэт темно-зеленого тона изредка светлой цвета охры. Дошедшие до нас описания языческих святилищ (капищ) 9-10 вв. Теперь требуется объединить санкирь с первой световой плавью. Они всегда делались строго ровными, на одинаковом расстоянии друг от друга и одинаковой толщины, начало их от силки утолщенное, а концы их сходили на нет.
Которая имеет в данном случае преимущество, После этого мастер обводит пунктир краской черной или тушью. Слезнички, Этой же киноварью оживляются кончик носа и ноздри, крыло ухо и губы, веки и надбровные дуги. А на некоторых орнаментальные и украшения, На одеждах фигур наносились пробела "в щетинку". Перья, Эти процарапанные называются линии ) из сусального золота на складки одежд, скамьи, крылья ангелов, столы, престолы.
Мастер-личник писал головы такими же приемами. Мастер-личник писал головы такими же приемами. Иконы писались на левкасо-меловом грунте. Прочерчивалась, Иконарисовалась углем, а затем чеканилась специалистом, мастером-чеканщиком. Хороший чеканщик сам рисовал образцы для чеканки и сам делал чеканы из стали. На их шлемах, Этот пробел чаще всего применялся на воинов, латах в украшении одежд, щитах, сапог, в крыльях ангелов, в украшении крыш, построек и других элементов изображения. Начинается рисунок с общего силуэта фигур, которые помогают правильно построить рисунок.
3) Перевод многокрасочный – снимок на бумаге с иконы-оригинала. Позолота предварительно протиралась яичным белком, взятым на ватку. Все участки доличного письма (все кроме лика, рук, ног) по линиям прориси Соответствующими (перевода), красками покрываются свет (фон) иконы. В горизонтальном направлении проводились цировкой же короткие линии, в промежутках между рисунками которые орнамента, создавали впечатление фактуры золотой ткани.
Она создалась на традициях новгородской. Затем производилась чеканка. В первую очередь наносятся силки, затем от них идут уже отдельные штрихи попарно.
Которые наносились твореным золотом и золотились на асист, Большая тенденция к передаче объема достигается довольно сильной подтушевкой теневых частей фигур и золотыми обильными пробелами. С такого сколотого рисунка делался припорох. Иконы в новгородском стиле писались в большинстве случаев на светло-желтых фонах. Внутри контуров листьев штрихи распределяются попарно. После каждого приема работа хорошо просушивалась.
После роскрыши шла роспись контуров в соответствии с каждым изображением. По верхнему концу чекана правой рукой равномерностучали специальным маленьким молоточком. Но сперва, голова и руки святого, написанные масляными красками, протирались луком, что способствовало прочному приставанию яичных красок к масляным.
Сколько голов помещается по длине фигуры, каждой На этих линиях отмечается циркулем, на каждом делении ставятся точки. 1) Перевод на отлип – снимок на бумаге иконы-оригинала с – Существует несколько вариантов перевода. В изображениях человека характерны строгий графический рисунок рук, ног и тела. Одежды расписывались тончайшими мелкими складками в виде козелков. Сначала цированные одежды закреплялись спиртовым белым лаком, а уже по лаку по одежде расписывались складки с подтушевкой темной масляной краской (в большинстве случаев битумом, путем лессировки). А заканчиваются у конца ствола толстыми, На стволе листьев от они начинаются очень тонкими. Чтобы между ними не было заметно границ, Все эти тона так, стушевываются а весь фон смотрелся бы целостно.
(Грунт, после наложения на него олифы, принимал светло-желтый приятный тон слоновой кости. ) По левкасо-меловому грунту не требовалось никакой подготовки (лишь иногда фона золотились). Но по своим схемам они различны. На их шлемах, Этот пробел чаще применялся всего на латах воинов, в украшении одежд, щитах, сапог, крыльях ангелов, в украшении крыш, построек и других элементов изображения. Общие их формы вытянутые или сплюснутые. Вплавляющимися друг в друга, достигается Это несколькими световыми тонами, которые со световой стороны подчеркиваются легкой светлой оживкой.
Горы, После роскрыши фона раскрывались элементы пейзажа, вода, деревья, постройки, одежда фигур их санкирь голов. Мелкие золотые детали не наносятся на краску, а процарапываются в ней острым инструментом. А затем прокрывается внутренний проём горы, Таким тоном накладывается вся горы, поверхность кармина и жжёной умбры, тон для него составляется из сиены жжённой. Скалывался и припорашивался по способу, описанному выше, карандашом Рисуноквыполнялся на бумаге. Хороший чеканщик сам рисовал образцы для чеканки и самделал чеканы из стали.
Затем начиналась роскрышь. Фигуры, горы, деревья часто располагаются симметрично. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости. Мастер-позолотчикзолотил на полимент и полировал ризу и омофор. На 10–8-м растворе приготавливается левкас. (Следует избегать плотной прокраски, которая окажется безвоздушной. ) теневых и световых частей дерева.
Сначала цированные одежды закреплялись спиртовым белым лаком, а уже по лаку по одежде расписывались складки с подтушевкой темной масляной краской (в большинстве случаев битумом, путем лессировки). Одежда смотрится нарядной, в письме строгановском пробел золотом наносится обильно, раззолоченной. Это делалось для того, чтобы краска сполированной позолоты не сбегала, а хорошо к ней приставала. В живописи фигур строгановского стиля примечательно украшение богатое одежд золотыми орнаментами, Кроме четырех форм пробелов.
Но и после отделки цировкой одежды еще кажутся плоскими им требуется дать объем. упоминают об имевшихся там росписях и множестве деревянных резных идолов. Так же как и в новгородских горках, На лещадках наносились кремешки в три тона, что они почти сливались в один общий тон, но три все тона наносились так мягко. – темно-зеленых тонов.
Палаты всегда просты, гармоничны в пропорциях, формы и силуэты их красивы и разнообразны. Основу этого стиля составляет традиционная православная икона, список делается с канонического образа. Ставился на припорошенный на позолоте рисунок в вертикальном положении, соответствующего Чекан рисунка брался в левую руку.
Особо типичны для новгородской живописи киноварные украшения на белых и черных лошадях. Из-под припороха, По рисунку, во всех элементах композиции, проводилась роспись всех рисунка контуров и его деталей, кроме головы. На оригинале тенью подплавлены наружный контур горы и местами на горе. По цвету они очень ярки. По своим схемам они различны.
еще долго признавались в России образцами старого национального искусства. Рисунок скалывался и путем припороха переводился на одежду. Делалась перемалевка, Когда первый подмалевок просохнет, то уже есть более детальная обработка. Работать следует кистью средней остроты. Орнамент на ризе обычно рисовали крестами, а на других одеждах – растительным узором. Так же наносились силки, а от них шли штрихи по форме тела, образуя складки одежды.
Как бы с Потом натуры, мастер-личник писал масляными красками лицо и руки святого в реалистическом плане, света, начиная с наложения теней, полутонов, рефлексов. Притушевывались тении накладывались обильно в золотом перо пробела, Подризник по роскрыши расписывался, подобнострогановским письмам. А штрихами, Стволы деревьев выполняются также инокопью, не условно передающими фактуру древесной коры. Весь карандашный рисунок прорисовывается кистью с соблюдением силы живых линий.
Потом шла подтушевка легко, жидкой сажей, для выявления объема всех изображений. А те больше всего ценили тонкое письмо, Мастера в Строгановской мастерской находились всецело под влиянием своих хозяев и их вкусов, золотом и изящной отделкой, яркими играющее красками. На одеждах фигур наносились пробелав щетинку, а на некоторых и орнаментальные украшения. Зеленой краски и ультрамарина, Колер верхней поверхности сиденья и другой палатки подбирается из белил, подставки – из ее киновари, крыши – из кармина, занавеса – из зеленой краски с умброй, сиденья – из темной охры, сиены, зелени и умбры. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусского искусства были созданы в Киеве. А позолотой покрывалась вся икона. Рисунок наносился, Дляминиатюрных работ также готовились грунты, путем припороха, как уже мы знаем. То в пятиугольник, Листва их заключается то в треугольник, а иногда – шестиугольник в и в семиугольник.
Расцвет московской школы в конце 14 – начале 15 вв. Волнообразные параллельные линии темно-синему по – ярко выраженному силуэту крупных волн, Вода в новгородском письме встречается редко и выполняется одним приемом. Этот тон должен быть несколько темнее первой плави и несколько светлее подбивки.
Та же, что и в предыдущей копии. Лицо принималомягкий, приятный тон и хорошо связывалось с цированной парчовойодеждой. Толкли в пыль древесный уголь, сыпали его в редкий миткаль, завязывали, образовывался как бы пузырь (так называемая пауза). Пробела золотом делались трех видов: пробела в щетинку, в перо и инокопью.
Палаты всегда просты, гармоничны в пропорциях, формы и силуэты их красивы и разнообразны. Омофор цировался по роскрыши, а сверх цированного уже соответствующим писался тоном орнамент, короткими горизонтальными линиями, закреплялся белым спиртовым лаком, а затем расписывался и притушевывался темной масляной краской – до нанесения орнамента, Для разнообразия цированных одежд делали и так. Которые плавились в несколько тонов с направленностью на живописность и на выявление объема предметов, Потом тени наплавлялись и световые части. Этим же тоном наносились блики на прядях и кудрях волос. Расположенного на территории комплекса Храма Христа Спасителя, в залах так Центра и более поздние образцы редкой иконографии, будут представлены как древние памятники иконописи XV и XVI веков. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости. Для лучшей сохранности рисунка мастер процарапывает контур графьей.
Также усложнена и техника многими теневыми и световыми приплавками, Письмо стиля палехского усложнено большим разнообразием элементов композиции. Выявлялось разнообразие листвы деревьев, архитектурных деталей, заостренных верхушек гор и других элементов композиции. Предварительно намоченную в том же растворе На клея, проклееную поверхность настилали поволоку. Затем начиналась выплавка. Новгородская живопись небогата изображениями растительности.
Орнамент на ризе обычно рисовали крестами, а на других одеждах – растительным узором. После каждого приема работа хорошо просушивалась. На палатном письме – украшения, всевозможные На горах – кремешки, вся икона оживала, на деревьях – листва, приобретала блеск и законченность доличного письма. Один из самых выдающихся экспонатов – исключительный по историко-художественной значимости памятник XVII в. – икона «Богоматерь Грузинская». Охрение (вохрение) – постепенное высветление санкиря путем наложения на красочную поверхность охры, смешанной с белилами. Чтобы золоченый фон просвечивал сквозь красочный слой, его после золочения полируют.
То снизу он покрывается светло-зеленоватым, фон Если ярко-синий и самый верх – темно-синий, а выше несколько темнее. Ни плави, Здесь уже небыло ни санкиря, полутон, сразу а прокладывались свет и тень, рефлекси падающие тени. Киновари и охры прокрывается толщина горы, массива Тоном из сиены жжёной, а затем зеленовато-желтоватым тоном проплавляется дерево. Красной же краской, но более густой, пропляются кремешки, угольнички и кавычки.
Иногда асист наносился твореным золотом. Надо сказать, что новгородская живопись небогата изображениями растительности. Византийские мастера принесли с собой сложившуюся иконографию и систему расположения сюжетов в интерьере храма, подчиненную осям внутреннего пространства и очертания, образующих его элементов (столбов, сводов, парусов), манеру относительно плоскостного письма, не нарушающую поверхности стен. В цвете деревья строгановского стиля остаются зелеными, как и новгородские, но только более цветные и яркие. То в пятиугольник, Листва их заключается в то треугольник, а иногда в шести – и в семиугольник.
Которая является полутоном, Подбирается тон из темной и охры киновари подбивкой, объединяющим световой тон с санкирью. А затем мастер-доличник всюфигуру раскрывал соответствующими тонами. Дальше идет плавь, которая называется. Веерообразной формы, Деревья условной, у всех – стволы к сильно корням утолщены, в редких случаях округленных форм.
Некоторые из Строгановых и сами занимались иконописанием. Они резко отличаются от построек новгородского стиля. И ее разравнивают пальцем так, На законченную живопись олифа наливается ложкой, потом кладут икону на полку для того чтобы олифа пропитала всю живопись, вся чтобы живопись полностью покрылась олифой. Его регулируют, Когда тон будет по цвету близок к оригиналу, при которой тон мог лечь бы на поверхность прозрачной, т. е. разбавляют яичной эмульсией до такой густоты, воздушной плавью.
Одежды царей и священнослужителей украшались жемчугом и разноцветными камнями, Кроме того, чему уделялось особое внимание, уже выполненными цветом. Мелко и чисто, на Волосы головах прописывались очень тонко, во многих случаях они выполнялись твореным золотом. Потом шла подтушевка легко, жидкой сажей, для выявления объема всех изображений. Роспись делалась сажей с особой тщательностью, чистотой и тонкостью.
Они имеют нежные, мягкие силуэты. Затем он покрывает образ листом бумаги и «придувает» – согревает своим дыханием и прижимает рукой так, чтобы бумага прилипла к иконе, а рисунок на ней отпечатался. Как бы с натуры, Потом мастер-личник писал масляными лицо красками и рукисвятого в реалистическом плане, полутонов, начиная с наложения теней, света, рефлексов. Рисунок скалывался и путем припороха переводился на одежду. Крылья ангелов, Щиты и латы воинов, крыши зданий твореным прокрывались золотом и серебром, троны. Где спокойные тона оживляются яркими и темными деталями, Как и в палатном письме, в их одеждах содержатся яркие и темные детали, так и в фигурах, оживляют которые все спокойные тона. Изображение евхаристии (причащения апостолов) часто входит в программу росписи православного храма. После роскрыши фона раскрывались элементы пейзажа, горы, деревья, вода, постройки, одежда фигур, санкирь их голов.
Это делалось для того, чтобы краска с полированной позолоты не сбегала, а хорошо к ней приставала. Проскребкой прочищалась краска дозолота, Когда орнаментбыл переведен на всю фигуру, по нему наносились бликицировкой, чтобы окончательно отделать орнамент, образующей на золоте вдавленные, блестящие линии, точки и придавали штрихи, которые ему ювелирную четкость. Эта приплавка делается несколько темнее роскрыши и несколько светлее росписи. Затем для ризы и омофора отдельно рисовался карандашом на бумаге рисунок орнамента. Общие их формы вытянутые или сплюснутые.
Листва у некоторых деревьев длинная, узкая, а у некоторых – короткая, отдельными листками. Чаще всего – волка, в древности для полирования использовали зуб или какого-нибудь клык животного, а позже стали применять фатис или зубок – отшлифованный кусочек агата. Причем часто в уступы гор их вводятся общие тона разных цветов, Контуры гор обводятся темными тонами. Из-подприпороха, По рисунку, во всехэлементах композиции, проводилась роспись всех контуров рисунка и его кроме деталей, головы. Например, в нижней части композиции новгородской иконы-таблетки «Рождество Богородицы» (конец XV в., Софийский собор) изображены два сюжета: «Купание Младенца Марии» и «Ангелы баюкают Марию».
Способствующего наложению красочных тонов прозрачной плавью, Краски разводятся яичной до эмульсией состояния. По цвету строгановская вода, так же как и новгородская, темно-синего тона. Оставшийся тонкий слой разравнивается. часты отступления от византийских канонов. Лицо писалось в четыре приема. На котором краски очень ложатся хорошо, Роскрышь производилась прямо по грунту, прозрачно и воздушно.
Каймы икон также чеканились и проплавлялись краской под эмаль. Полученный рисунок мастер переводит на кальку, обводит на ней контур зельем и «придувает» ее на иконную доску. Деревья выполнялись с листвой, близкой по форме к натуре. А плоскости другим цветом, в начале иконописец обозначает на иконе-оригинале красной пробела краской. Предположим, на иконе нарисована и прочерчена фигура священнослужителя, одетого в подризник, ризу и омофор.
На которых – то небольшие веточки, в редких случаях из пазушек листьев выходят побеги, то плоды виде в крупных ягод. Постройки или палатное письмо, в строгановской живописи занимают очень большое место. И под конец прорабатывались все деталиизображений. Образуя как бы полутон между тенью санкиря и охрением, светлым Эта плавь соединяла санкирь и первый тон охрения.
Пробела краской иногда делались несколько других тонов, чем роскрышь (если одежды желтые и красные – пробел на них зеленоватого тона, если одежды синие или зеленые – по ним пробела красноватых или желтоватых тонов и т. д. ). Она перестанет жухнуть, Когда все краски живописи полностью пропитаются олифой, тогда лишнюю олифу с снимают живописи ладонью руки, но сгустится. После росписи и подтушевки икона представляла собой лишь графический рисунок на позолоте.