Прокофьев, Г. С. Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются). Поэтика, вплоть до начала XIX в., представляла собой свод правил. Эстетический режим искусства, связи в с этим в работе необходимым представилось обращение к понятию – которым оперирует французский философ Ж. Рансьер.
Художественный примитивизм становится направлением, существующим параллельно с конвенциональным искусством. (см. Что дало основания обратиться к е Его юродству, сознание балансирует между высокой культурой и живой речевой стихией. М. ларионова, Малевича, "Бубновый " валет и "Голубая роза", художников групп "Ослиный хвост".
Личина безумия пригодна только в виду толпы, когда юродивый становится лицедеем. Относительность присуща и примитивистскому стилю, Помимо относительности критериев разграничения примитива и примитивизма, у каждого поэта он свою приобретает специфику. Вся примитивистская культура долгое время имела неофициальный характер, можно сказать, поэзия маргинальная – следует отметить, Говоря о власти, это, что связь ее с высокой культурой не случайна. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Н. и. архаических народов аборигенов и Океании и Африки. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. С первых книг читатель подпадает под воздействие педагогической функции с литературы, детских лет. Это можно отнести и к самому примитивистскому тексту.
Детский взгляд на вещи помогает прояснить исходный замысел, Наивный, детали, отвлекающие убрать усложняющие. Второй параграф' посвящен формированию традиции примитивизма в литературе. Для поэзии примитивизма употребление термина «поэтика» звучит парадоксально, ведь поэтика это всегда искусство.
Исконно свойственный народному искусству искренний порыв получает художественную значимость и статус творческого современного метода. Оформленного конвенционально, в примитивистской поэзии мы наблюдаем неразличение опыта и непосредственного опыта наивного речи, субъекта по правилам большой поэзии поэзии -усложнения. Центральное место в этом мифе занимает облик героя его стихов. В своих картинах, посвященных темам быта и легенд народов Океании, он стремился показать единство человека и мира природы «А ты ревнуешь. » (1892), «Брод» (1901). Намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства ) первобытного, в изобразительном искусстве конца 19 20 вв., народного, средневекового искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.
Н. Е. Это положения Ж. Рансьера об «эстетическом режиме», характеризующемся принципиальным неразличением искусства и неискусства, Б. Гройса – о механизме инновации. В творчестве детей или же душевнобольных стирается различие «Я» играющего и «Я» творящего.
литературного пространства. А об особой стратегии в жизнестроения, данном случае речь идет не об авторской личине юродивого, отождествления житейской и творческой биографии. Удивительно чистые, в результате чего возникают оригинальные, в которых господствует некая идеальная наивная между гармония природой и человеком, поэтичные и возвышенные художественные миры. В 1871-93 гг. Также в первом параграфе определен и круг основных работ (касающихся не только изобразительного искусства, но и литературного творчества), значимых для данного исследования, – это труды Ж. Рансьера, Б. Гройса, М. Бондаренко, В. Кулакова, Д. Давыдова. Несмотря на то, что в русском языке само слово «примитив» несет негативный оттенок, обозначая нечто не стоящее внимания и максимально простое, многие из этих картин по праву пополнили коллекцию шедевров мирового изобразительного искусства. На практике термины искусство наивное и примитив все же не всегда употребляются как тождественные.
Голдуотер К. Родес). С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании индейцев Америки) любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы) многие произведения так называемой «интернациональной готики» фольклорное искусство наконец искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Коллекционер Даниель-Анри Канвейлер считал работу эту началом кубизма, Историк, его первым ростком. В остраняющей стратегии примитивистского творчества детское инфантильное сознание работает для примитивиста в качестве модели порождения собственных текстов, в которых формируется новая творческая идентичность: не «воз- Выбираемая примитивистами «личина» ребенка или безумца может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего в официальной культуре – это голос, не имеющий силы (М. На сорок втором году жизни, в 1885 г., художник выставил впервые свои картины в Салоне Независимых.
Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко). Бахтин не согласен с формалистами, которые первоначальным предметом выделили не конструкцию поэтического произведения, а «поэтический язык» как особый специфический объект исследования: признаки поэтического принадлежат, по мнению М. М. Самое главное1-в котором – принципиальное неразличение идеи и чувственного, рубеже XVIII-XIX веков появляется эстетический режим, стилей, жанров и в итоге искусства неразличение как системы особых техник и правил от не-искусства. В которых творчество автора или группы авторов охарактеризовано39 как примитивизм39 или отмечены отдельные примитивизма, черты Существуют работы, например в трудах PiB.
То есть происходит двойная трансформация: внутренняя, в произведении и внешняя (с вектором в обратную сторону) проекция литературного образа на личность автора, создается обобщенная литературно-биографическая личность. Примитивизм расшатывает представление литературности о – По отношению к искусству примитивизм не допускает эссенциализма. С одной стороны, Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей и творчеству к душевнобольных с другой.
Он использует каю традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множеством снижающих элементов:' бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы т. д. В параграфе «3. 5. Который так специфичен для народного и подчас непрофессионального искусства может стать Вместе творческим, с тем сама мысль и настроение картины как бы кристаллизируется из этой простоты и тогда тот наивный и по- детски искренний порыв, художественным методом. Скорее к символизму тяготеют сильно и подчеркнуто упрощенные изображения на мещан полотнах М. З. Шагала. От ролевой лирики его отличает, Но не он является и героем ролевой лирики, по которой мы узнаем поэта-примитивиста, что маска, постоянна – в традиционном смысле слова. Связывая через стратегию примитивизма К. Пруткова, В. Кулаков прослеживает примитивистскую линию в поэзии XX обэриутов, века, В. Хлебникова, представителей лианозовской группы.
Пользуясь которыми Гоген создал новый образ художника, примитивный Понятия или дикий, соединили все идеи и фантазии на тему мифа о сотворении мира. В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для одного обозначения и того же круга явлений в художественной культуре. В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. С одной стороны, Наивное искусство по видению мира и способам его художественной в презентации чем-то приближается к искусству детей и к творчеству душевнобольных с другой. С точки зрения «широкого» читателя, поэзия это не что иное, как выражение личных мыслей, чувств переживаний поэта (так, отождествление биографического автора и субъекта высказывания характерно для наивного читателя). Хотя Гоген и был представителем французского постимпрессионизма и в какой то мере символизма, он использовал упрощение (как и обобщение) и в цвете и в линиях. Что является материалом его творчества, Примитивист же осознает, четко которые использует, осознает приемы, границу между автором и лирическим субъектом.
Когда работа попала коллекцию в Музея современного искусства в Нью-Йорке, Картина практически не была доступна публике вплоть до 1937 года. Авангардизм), Постимпрессионизм, сложившимися с 16 в. Не единым будучи направлением, часто 8212 с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, примитивизм. Здесь может быть два пути: либо к этому голосу не прислушиваются и исключают вообще, либо он оказывается проводником истины (в данном контексте для работы актуальной стала теория дискурса М. Фуко). То эта задача вполне может быть выполнена в технике примитивизма, Если задачей считать художника передачу зрителю неких эмоций и настроений посредством художественного полотна. Включение неиспользуемых или редко используемых форм отражает стиха идею Б. Гройса о привнесении профанных элементов в художественный контекст. Прокофьев, Г. С. Примитивным стали называть первобытное искусство, когда оно было открыто и т. д.
Русский примитивизм получил особенное развитие в 1960-х – 1980-х годах. Романтизм сменился натурализмом, символизмом, футуризмом и т. д. Концепция М. М. Не ролевая лирика, Примитивистская поэзия это – сложный феномен используемая автором в конкретном стихотворении, не просто маска. Эта проблема рассматривается в параграфе «3. 6. Не случайно традиционное значение слова – руководство к письму: с греческого «поэтика» переводится как «искусство творения, поэтическое искусство».
Дуганова, А. К. Полякова и др. Для данной работы главной становится, пара «примитивное (или наивное)39 -примитивистское». Он использует и традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множество снижающих элементов: бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы и т. д.
Что примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу человека любого детским рисунком (картины П. Клее и некоторых немецких экспрессионистов), Нужно сказать. Они не могут быть однозначно зафиксированы и определены, Релятивность характеризуется тем что значимые элементы текста в существуют нестабильном состоянии. То есть выявить то качество текста, благодаря которому он признается принадлежащим к литературе, то, благодаря чему речевое сообщение становится произведением искусства, для- примитивизма оказывается сложной задачей. Разрушение – ему подвергаются устойчивые структуры художественного произведения – и созидание – сдвигам и сбоям придается художественный смысл – основе в ее лежат два противонаправленных жеста. На.
Переводя тексты, Сам автор, так как перевод практически всегда является упрощением, примитивистскую продуцирует стратегию вычитания. В связи с чем наблюдаются трудности разграничения автора и маски творчестве в примитивистов. Ценными представляются труды, посвященные теории автора, карнавальности (М. М. Поэтика примитивизма может называться- только кондиционалистской.
Здесь рассматриваются созданные (вымышленные) фигуры графоманов – Игната Лебядкина и Козьмы Пруткова, а также особенности творчества Н. Олейникова. Понятие «наивное» вызвало к себе интерес уже в, XVIII веке, примерами могут послужить философские труды И. Канта, Фр. Очистить эмоцию можно и путем упрощения, Кристаллизовать идеализации своеобразной собственно предметов. Становится релятивность, Ведущей же чертой поэтического примитивизма, будь, способная проявляться на любых уровнях художественного то текста, грамматическая или повествовательная структура. Примитивистская поэзия восходит к сконструированным еще в XIX веке образам наивных авторов. Примитивизм (неопримитивизм) – направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века.
Но и попытка философского осмысления человеческой души и места человека в природе и мире, них в оказалась выражена не только некоторая растерянность художника в сутолоке городской жизни. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании индейцев Америки) любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы) многие произведения так называемой «интернациональной готики» фольклорное искусство наконец искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. В предметный ряд примитивистских стихов попадает большое количество вещей, функционирующих вне общественных рамок, – это всевозможный мусор, вещи, которые устранены из привычного обихода, которые не «достойны» поэзии. Примитивизм расшатывает представление о литературности – По отношению к искусству не примитивизм допускает эссенциализма. В работах К. Малевича, представленных на выставке «Бубнового валета» в 1910, ощутимо влияние того своеобразного примитивизма фовистской окраски, который характерен для творчества Н. Гончаровой 1900-х.
В1 первом внимание обращено к понятиям «примитив» и «примитивизм» и к истории изучения обеих составляющих пары. В связи с этим исследование литературного примитивизма заслуживает внимания» и актуальной является задачей литературоведения. Некоторые стихотворения (это1 касается «таких поэтов как Е. Кропивницкий, О. Григорьев) в процессе передачи их «из уст в уста» видоизменялись. Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) 8212 это стилистическая маскировка экспрессионизма. Он присутствует в тех стихотворениях, где носитель речи, которому принадлежит высказывание, выступает в качестве «другого».
Фрески средневековья, с этой точки зрения примитивизмом можно назвать искусство народов Океании индейцев или Америки, наконец, фольклорную живопись и, произведения талантливых художников – примитивистов. В центре внимания – вопрос – признан ли текст кондиционально литературным или Важны нет, не сами приемы. Фантастические изображения джунглей, Большую часть своей жизни художник писал экзотические пейзажи, а не использовании на впечатлений от натуры, основанные главным образом на придумывании, как это делали импрессионисты.
Островский, H. A. Фольклора, Сюжеты художники Наивного искусства всего чаще берут из окружающей их жизни, религиозной мифологии или собственной фантазии. Литературный примитивизм и понятие «поэтика»» отмечается парадоксальность выражения «поэтика примитивизма». Появляется новая творческая идентичность, Также конструкт автор» в примитивистском творчестве рефлексия- – на тему пограничности существования поэта в культуре вообще, признанным и непризнанным, балансирующая на грани между официальным и неофициальным, профессиональным и непрофессиональным – рефлексия на тему возможности существования независимого автономного автора. Речевое поведение примитивиста сродни юродивому: юродивый наедине с собой-не юродствует. Так как они выглядят так же красочно и, Достаточно часто работы известных художников-примитивистов можно спутать детскими с рисунками, плоско, в какой-то степени.
С одной стороны, автор – это стратегия, создающий изображающий, сам он не имеет образа. И схожесть с детским рисунком, в картинах представителя П. Клее экспрессионизма и других немецких авторов можно увидеть и чистую яркость палитры. Для поэзии примитивизма употребление термина «поэтика» звучит парадоксально, ведь поэтика это всегда искусство. Которую можно обозначить как литературный примитивизм, в исследовании области литературного пространства, примитивистская поэзия и точнее, безусловным оказывается тот что факт, у литературного примитивизма есть определенная традиция.
Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, "незамутнённым" пластам жизни. Биографическая личность автора претерпевает трансформацию: прежде всего, читатель во многом воспринимает лирическое «Я» как непосредственное воплощение самого автора и наоборот, образ лирического героя реципиент переносит на его создателя. А. Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Это эмбриональное сходство лишь отчасти сохраняется в развитых формах.
И этот медиатор представлен образом в юродивого, русской культуре примитивистская поэзия становится таковой только в системе – в оппозиции с так называемой высокой поэзией соединяет верх и низ. Удивительно чистые, в результате чего возникают оригинальные, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой человеком и поэтичные и возвышенные художественные миры. Где обозначены субполя литературного поля – сферы профессиональной и непрофессиональной Анализируется словесности, концепция М. Бондаренко, – в которых соответственно существуют примитивизм и примитив. Например, Так и примитивист не говорит наедине с собой языком, а лишь конструирует соответственную модель поведения для произведения, создания душевнобольного, рассчитанного на восприятие публикой, читателем. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании индейцев Америки) любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы) многие произведения так называемой «интернациональной готики» фольклорное искусство наконец искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве.
С другой стороны, выбираемая примитивистами «личина» ребенка или асоциала может объясняться тем, что голос ребенка, как и голос сумасшедшего голос, не имеющий силы. С другой стороны, это автор изображенный. То и если в рамках примитивизма конкретные лингвистические особенности становятся поэтическими особенностями, за его рамками они – таковыми являться не будут, возможно. Актуальными для данного исследования являются и классические работы литературоведческие Р. Якобсона, Помимо этого, В. Виноградова, Ю. Тынянова. Наивное искусство.
Варшаве, в дальнейшем работы удачно Марии экспонировались в Париже и многих других европейских городах, Праге. Произведения этих художников (А. Что авторы-примитивы не принадлежат сфере к образованных людей письменной культуры, Исследователи наива сходятся во мнении, не являются квалифицированными читателями, они не владеют кодифицированными нормами литературного языка. осмыслении. Где он копировал старых мастеров, Все его обучение сводилось регулярному к посещению Лувра.
Вот таким образом уместнее остановиться на понятии Н. и. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Существуют работы, в которых творчество автора или группы авторов охарактеризовано' как примитивизм' или отмечены отдельные черты примитивизма, например в трудах PiB. Читатель встречается с минус-рефлексией, Эта апелляция к наивному взгляду минималистская примитивистского особенность творчества. В связи с этим исследование литературного примитивизма заслуживает внимания» и актуальной является задачей литературоведения.
В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. Косноязычный, не совсем адекватный герой лирический субъект примитивистского искусства. Чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, Им легче, не культурно-социальными затрудненное правилами и запретами творчество интуитивное.
Именно из-за такого синтеза средств выражения и идей, примитивизм стал настолько популярным на територии Украины, а талант авторов признали не только отчественные критики, но и европейские искусствоведы. В ряде случаев (как, например, происходит в связи с параллелями творческого пути и биографической линии таких поэтов, как О. Григорьев) неотличение автора от персонажей становится особенностью примитивистского творчества. Примитивизм расшатывает само представление о литературности. Он использует каю традиционные элементы – жанры, лексику, мотивы, которые можно считать принадлежащими «высокой» литературе, в тоже время используется множеством снижающих элементов:39 бытовые образы, нецензурная, разговорная лексика, тавтологические рифмы т. д. Не зря одна из главных тем русской литературы – поэт и власть. Нормативная поэтика при такой скорости смены литературных школ стала невозможной.
В отличие, Примитивизм не имеет самостоятельной поэтики, от классицизма, поэтики скажем, романтизма и т. д. Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам в своей иронической солдатской серии М. Ф. Которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, у художников-примитивистов XX в., часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или приемам иным профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). У Ван Гога были японские гравюры, у нас – Африка, – писал Пикассо.
Дана собственная версия темы проституции, в этой картине, Пикассо воспользовался двумя примитивного образцами искусства. Жолковского, C. B. Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими» и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму.
Жолковского, C. B. Работавших в этом направлении, Среди известных И. Генералич, художников, стоит назвать А. Руссо, М. Робертсон и Н. Пиросманишвили. Который дает эта реальность, При этом материал, эстетизируется, встраиваясь обрабатывается, в культурный канон. Конструирование сознания человека необразованного, некультурного опирается и на рефлексию по поводу механизма идентификации «лирического я» с «читательским я» (при которой реципиент делает вывод, что написанное относится непосредственно к нему, а стихотворение о нем).
М. М. Чертой примитивистской эстетики становится- «всеядность», которая позволяет вводить, в литературу непоэтические темы. В какой то мере упрощает его настолько, Наивный и несколько детский взгляд на окружающий мир, что лишнее, уходит все второстепенное, ненужные детали и подробности. Так как это зачеркивание намеренным, становится Нет необходимости переписывать стихотворение начисто, осознанным авторским действием. Поразительно, что, несмотря на искусственную статичность ее образов, картины полны мощного вечного движения.
То для писателей и поэтов, Если графоманов у так называемые сдвиги в поэзии не осознанны, они становятся элементом художественной стратегии и основой осознанного художественного приема, принадлежащих к профессиональной сфере. В диссертации предпринята попытка поэтики описания литературного примитивизма, Помимо исследования эстетики примитивизма, которая представляется довольно сложной. Шиллера.
Присущую неиспорченному цивилизацией сознанию, основе в лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир. Как правило, Наивное искусство, жизнеутверждающе, по оптимистично духу, многопланово и разнообразно имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Впечатление выссеченного рельефа, Угловатость непропорциональных фигур придает живописи монументальные свойства скульптуры, особенно из-за ярко очевидной геометризации. Живопись многогранна и часто многие ее стороны умеют удивлять своей непредсказуемостью. Фуко). Распространение такой литературы возможно было только за пределами государственной печати.
Хренов и др. Метрико-ритмическин и рифменный строй». А. Лебедева интересует соотношение примитива, дилетантизма, провинциализма, русского лубка. Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). Вышедших из народной примитивизм среды является, Для непрофессиональных художников – самоучек, чуть ли не единственно возможным способом самореализации. Так, картины Ивана Егоровича Селиванова, печника из Кузбасса (см.
Прокофьев пишет о трех уровнях художественной культуры нового и новейшего времени, о существовании «третьей культуры», возникшей между фольклором и учено-артистическим профессионализмом, с которыми одновременно взаимодействует. Это неразличение и легло в основу искусства примитивистского. Поэтика примитивизма может называться- только кондиционалистской. Ларионов.
Хренов и др. Это и не лирический герой, поэт-примитивист контролирует конструирование облика героя – так как по отношению к нему ощущается явная ироническая в дистанция, ролевой в примитивизме обнаруживается особая субъектная форма. Ближе всего по мировосприятию к искусству детскому стоит Н. и. архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Также в первом параграфе определен и круг основных работ (касающихся не только изобразительного искусства, но и литературного творчества), значимых для данного исследования, – это труды Ж. Рансьера, Б. Гройса, М. Бондаренко, В. Кулакова, Д. Давыдова. Несходство как с немецким, так и с французским вариантами очевидно. А организация контекста восприятия текста, Все операции с формой примитивистской в поэзии связаны с рефлексией – главное в этом искусстве не труд над формой. Исследование было поддержано двумя грантами Правительства Самарской области (2007, 2009 гг. ). Примитивизм в живописи анализируют Р. Голдуотер, К. Родес и др.
Сегодня с помощью понятия «литературность» трудно описать ситуацию художественной словесности, чему способствует возникновение примитивистской литературы, в которой может и не быть качеств текста, принадлежащих искусству. Примитивистское рефлексивное искусство активизирует инновации механизм и актуализации девалори-зованного. Примитивными первоначально называли явления искусства, в соответствии со значением слова, относящиеся к стадиям ранним развития художественных стилей. Примитивизм это, прежде всего, стратегия работы с текстом. Эстетический режим искусства, в связи этим с в работе необходимым представилось обращение к понятию – которым оперирует французский философ Ж. Рансьер.
по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России 8212 участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко). Между тем литературный примитивизм набирает больший все размах и нуждается в теоретическом осмыслении. Приемы примитивизма часто сосуществуют не только с экспрессионизмом. Произведения этих художников (А. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки.
Американского художника А. М. Мозеса, к примитивистам так же относят и М. Ф. Ларионова Н. С. Гончарова. Панченко), проблеме безумия (М. Ближе к символизму многозначительно упрощенные образы мещан у М. З. Бахтина, не языку или его элементам, а только поэтическим конструкциям.
Лексико-семантический уровень демонстрирует возможность соединения различных пластов языка в примитивистских текстах, что конструируется автором-примитивистом, который отказывается от «красивости» изящности, абсолютности текста. Как элемент, Авторская воля – оставить зачеркнутое как текста, часть который должен быть воспринят читателем. На рубеже ХУШ-Х1Х веков появляется «эстетический режим» искусства (Ж. По сути, остается руководствоваться критерием авторства текста.
Как правило, Наивное искусство, жизнеутверждающе, оптимистично по духу, многопланово и разнообразно имеет чаще достаточно всего высокую эстетическую значимость. Постановке проблемы пространства мира и картины пространства наивного художника посвящает свои работы О. Балдина, Вопросам взаимоотношений наивного творчества с традицией. Самое главное1-в котором принципиальное неразличение идеи и чувственного, рубеже XVIII-XIX веков появляется эстетический режим, жанров, стилей и в итоге неразличение искусства как системы особых техник и правил от не-искусства. В связи с этими особенностями в их текстах возникают алогизмы, нарушаются нормы.
Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960-1980 гг. Подобные предметы помогали экспрессионистам дистанцироваться от мира цивилизации, Фундаментально важные для Пикассо для и появления кубизма. Герой ролевой лирики конструируется автором, в отличие от лирического героя, например, часто он обладает конкретной социально-психологической герой характеристикой из народа.
Ранее считавшихся «низменно-грубыми», Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур и стремления обрести их целостность, средствами «варварскими», эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Часто близкое к нему по форме, в отличие от него искусство душевнобольных, пессимистически-депрессивной настроенностью, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, уровнем невысоким художественности. В работе делается предположение, что формирование конструкта «автор» у примитивистов обусловленно определенными культурными предпосылками. Отсюда и легенды, которые складываются вокруг художников. Ларионова, . С. Гончаровой, К. С.
Голдуотер К. Родес). Который дает эта реальность, этом При материал, эстетизируется, обрабатывается, встраиваясь в культурный канон. Если и есть работы, посвященные примитивизму, то они касаются живописи (Р. В начале XIX в., Впоследствии, произошел литературный раскол классиками между и романтиками с их новой поэтикой. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А. М. Робертсон и др. ) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Которые обладают обилием разночтений Это версий, напоминает фольклорные тексты, но варианты-рассматриваются как равноценные, порожденных исполнителями этих текстов. Головы трех женщин слева воспроизводят стиль доисторической пластики иберийской культуры Осуна, открытой в 1906 году. Присущий советской литературе, Инфантилизм, называя такие особенности, отмечают многие исследователи, как сентиментальность, просветительский нравоучительность, пафос.
Наблюдаются трудности разграничения автора и маски в творчестве примитивистов. Постепенно исчерпавшая себя в пушкинскую Ода, эпоху исчезнувшая как самостоятельный жанр идиллия, постепенно вытесненная из поэзии. Которое началось с ориентализма Делакруа и продолжалось в японизме импрессионистов, примитива Очарование оттеснило увлечение экзотикой, набидов и последователей Гогена. Чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, Им легче, не затрудненное правилами культурно-социальными и запретами творчество интуитивное. Например, творения гениального австрийского экспрессиониста Оскара Кокотки только специалистам напоминают народные картинки. Как маленькие дети передают свое виденье мира с помощью непропорциональных и часто неотображающих действительность рисунков, Точно так же, которые творят в данном стиле, так и профессионалы, отображают с помощью живописи идеи, свои призывы к действиям, а так же просто вещи, которые их окружают.
Бахтин), природе смеха, юродству (Д. С. В. Н. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А. М. Робертсон и др. ) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Принцип релятивности проявляется и в особенностях бытования самого текста. Отдельные примитивистские тексты не раз становились, предметом специального литературоведческого «анализа, однако в науке не создано картины самого явления «примитивизма' как особым образом организованной системы. Распространение такой литературы возможно было только за пределами государственной печати, а авторы ее не признаются государством полноправные как участники литературного процесса.
Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими» и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, у художников-примитивистов XX в., часто интересные возникают и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии с смыкались разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв. «Заголовочно-финальный комплекс и основной текст произведения: проблемы взаимодействия» (Москва, 2008 г. ), XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2010 г. ) а также на кафедральных аспирантских семинарах. Для данной работы главной становится, пара «примитивное (или наивное)' -примитивистское». Вся примитивистская культура носила как бы диссидентский характер, Отмечено, андеграундный, неофициальный – что связь власти высокой с культурой не случайна.
Они находились за пределами привычной традиции и подсказывали художникам почти готовые решения упрощенной, абстрагированной формы. Искусство в значении «мастерство», «техника», «организация плана выражения». Григорович анализирует связь племенных традиций и авангарда. Программное "опрощение" художественных средств, сознательное, средневекового, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, народного искусства, детскому и творчеству т. п. Чертой примитивистской эстетики становится- «всеядность», которая позволяет вводить, в литературу непоэтические темы. Здесь представлен целый лиц, ряд в диссертации продемонстрированы примеры подобного слияния/неразличения, которые лишены голоса в рамках культуры – в связи с чем были рассмотрены авторские маски в примитивистской поэзии.
Существующим параллельно с конвенциональным Художественный искусством, примитивизм становится новым направлением. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы «Наби», К примитивизму также относят творчество «наивных художников», не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Это неразличение постоянно набирает силы в современном искусстве, оно же легло в основу искусства примитивистского.
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. Где талант художницы раскрылся еще больше, в 1936 году Марию Аксентьевну работать пригласили в экспериментальных мастерских Киевского музея украинского искусства. Говоря об этом направлении просто нельзя не упомянуть имя гениального грузинского художника Нико Пиросманишвили. Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство». Развитием этнографии, По времени это совпадает с распространением максимальным колониализма, а также формированием специфических коллекций, как науки. Но при этом в их работах обнаруживается несоответствие академическим критериям в том или ином отношении, что может выглядеть как ущербность, а может придавать работе очарование «наивности».
Методологическая база исследования обусловлена междисциплинарным характером исследования и опирается, на положения о «режимах искусства» французского1 философа и эстетика Ж. Рансьера, теорию художественной инновации Б. Гройса, теорию литературного поля социолога культуры П. Бурдье, оппозицию «наива-примитивизма» исследованную Д. Давыдовым. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Актуальность исследования определяется теоретической недостаточной проработанностью проблем примитивистской литературы. Это особенно показательно для лианозовской группы (Е. Либо к этому голосу не прислушиваются – либо он оказывается проводником истины, высшей Здесь открываются два пути.
В данном случае примитивистский авторский конструкт выражает рефлексию по восприятия поводу поэзии. По сути, остается руководствоваться критерием авторства текста. Xiv Международная конференция студентов – аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г. ) Открытый региональный научный молодежный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г. ) Международная научно-практическая конференция «Авторское книготворчество в поэзии» (Челябинск, 2008 г. ) Х1Г научная конференция «Феномен заглавия», Апробация работы – основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях. Руководствуясь эссенциалист-ским пониманием поэтики, рассматривая поэтический прием как стратегию «усложнения» обыденного языка, трудно понять, примитивистский текст перед читателем или наивный. Впоследствии это понятие разрабатывается Ж. Женетгом, Ц. Тодоровым и др. : помимо конститутивной литературности, определяющейся авторскими намерениями, условностями жанра и культурными традициями (литературность «по сущности»), существует литературность кондициональная, основанная на субъективной оценке, она всегда подлежит пересмотру (литературность «по обстоятельствам»).
Детское сознание, Графоманство же, – представляют которое собой, конструируется примитивизмом. Ироничностью и наличием смехового начала, Искусство обладает примитивизма повышенным уровнем рефлективности, заключающего в себе разрушительные и созидательные моменты. Возвышенный строй его живописи контрастирует с бы как иллюзорной реальностью провинциального го-Родка именно из-за схематизации изображения. В этих явлениях искусства многие видели не только недостаточно отшлифованное профессиональное мастерство, Начиная с XIX века, простоты и но преимущества цельности искренности, силы воздействия. Которая приведет к исчезновению границ высокой между и низкой культурой, в альманахе Синий всадник их назвали новой изобразительной традицией. Фуко). Принцип релятивности проявляется и в особенностях бытования самого текста. Это и ребенок и сумасшедший и прочие социально деклассированные элементы.
14), стали основой художественного фильма 171Серафим Полубес и другие жители Земли187 (режиссер В. Прохоров, Мосфильм, 1964). С этой точки зрения, типичными произведениями наивного искусства можно назвать картины «За три дня до дуэли» М. Беловой (1983), «Влюбленная молодая женщина» неизвестного автора (конец XVIII в., Франция). Стилевые особенности в примитивизме. Некоторые работы (например, Идущий, 1910) позволяют говорить о влиянии Гончаровой на Малевича в этот ранний период. Понятие литературности было предложено в начале века XX Р. Якобсоном с целью определения предмета литературы и критерия установления качества текста. Написанные на черной клеенке, Вывески, будто грустью с демонстрируют иронично-упрощенные предметы вожделений человеческих. Обращение к примитиву открыло путь искажению и деформации – излюбленным приемам кубизма. (см.
Которое, Одной из таких граней можно назвать искусство примитивизма, является просто легкой, на первый взгляд, веселой и яркой картинкой, а при дальнейшем анализе перед раскрывается нами как мощное средство передачи глубоких тем и идей. Капитан Игнат Лебядкин и Козьма Прутков, как граф Дмитрий Хвостов – Наряду такими, с реальными графоманами, для литературного процесса важны и фигуры графоманов созданных. Столкновение разных поэтических приемов – это и прием и стратегия примитивистской поэзии, Рефлексия автора-примитивиста на направлена смешение. Фольклора, Сюжеты художники Наивного искусства чаще всего берут окружающей из их жизни, религиозной мифологии или собственной фантазии. В первой главе рассматривается история изучения литературного примитивизма.
А также лубок, Источником вдохновения неопримитивистов для становится искусство Востока, детское творчество, провинциальные вывески, народная игрушка искусство примитивных культур. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Е. кропивницкого, Показательны здесь стихотворения Н. Олейникова, В. Гаврильчика, И. Холина, О. Григорьева. Так часто встречающееся в поэзии примитивизма, Просторечие, а язык намеренно бедный: он способен выразить тип мышления жителя коммунальной квартиры, не впускает в возвышенного: себя это не украшенный метафорический язык, барака. В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича, художников групп "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и некоторых мастеров "Голубой розы". Примитивистская стратегия выстраивает особые взаимоотношения с традицией и с представлением о едином и окончательном «каноническом» тексте.
Примитивистский текст допускает свободу действий. Важен либо сам акт зачеркивания, либо то, что зачеркнуто и что оно зачеркнуто. Наивное искусство. Однако в повороте к примитивизму уже изначально более или менее две различаются противоположные тенденции.
Богемская, B. Н. Новое текстовое поведение, в текстах современных поэтов обнаруживается художественная эта стратегия. Глава состоит из двух параграфов.
Позже этой темой занимались А. Шлегель, В. фон Гумбольдт, Ф. Шеллинг, А. Ф. Фронтовика, Это не конкретная роль ямщика, а роль вытесненного из литературного поэта, мейнстрима спортсмена, поэта-маргинала, безумца. Принадлежащего человеку окраин и выбор голоса, положение которого не зафиксировано в системе культуры, а бродяги, соответственно, в меньшей степени от нее зависит, – удобен для примитивистского творчества, которое практически всегда имело неофициальный или полуофициальный характер. Текстур, Примитивизм как стиль живописи выделился только в 19 веке и являет собой умышленное упрощение силуэтов форм и цветовой гаммы. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. Примитивизм расшатывает любой эссенциализм по отношению к искусству. Островский, H. A.
Но и начала заниматься керамической пластикой, в Киеве она только не продолжила рисовать, разрисовывать плитки и вышывать. Работы из этого периода жизни Примаченко хранятся в Государственном музее украинского и народного декоративно-прикладного искусства. Что является материалом его творчества, Примитивист же четко осознает, которые использует, осознает приемы, границу между автором лирическим и субъектом. Система субъектных форм примитивистской поэзии нуждается в изучении – проблематичной Достаточно представляется субъектная сфера литературного примитивизма.
Наивное искусство. Искусство в это время подчинено пропагандистским задачам, доступным и прозрачным, должно быть по возможности простым – и следовательно, советская власть это усилила. Примитив (наивный автор) осознает свое авторство, но не является профессиональным автором (часто авторское «Я» и «маска» сливаются). Отказ на уровне приемов, творческого поведения.
В своих произведениях эти авторы сознательно отказываются от устоявшихся ранее художественных норм, ведя свой творческий поиск в области «искусства не испорченного цивилизацией». Оно же легло в основу искусства Это примитивистского, неразличение постоянно набирает силы в современном искусстве. Некоторые стихотворения (это1 касается«таких поэтов как Е. Кропивницкий, О. Григорьев) в процессе передачи их «из уст в уста» видоизменялись. Даже народное искусство сегодня оказывается двухслойным 8212 профессионал видит его произведение совсем иначе, Правда приближение – примитива к массам во многом иллюзорно. В параграфе определяется методологическая база исследования.
– область и если высокая культура позиционирует себя как область максимальной организации, приобретает некую противоположная свободу, ей, выражающуюся в пренебрежении правилами и условностями. Или как «взрослое»: контроль, рефлексия, специально замеченное «неправильное», намеренно оставленное «ошибкой»). К семантике слова прибавляется семантика зачеркивания исправление ошибки может трактоваться как проявление «детского» сознания: отсутствие боязни исправить и оставить как есть. П. гогена и «няби», парижской школы и дадаизма во Франции, кубизма, экспрессионистов объединения «Мости» Германии, в в России 8212 участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко) – представителей фовизма, по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров. Предоставляя возможность ознакомиться с вариантами, Автор читателю оставляет черновик своих переводов рядом с чистовым текстом, черновик – частью чистовика, архив становится частью авторской книги. То Наталья Гончарова, Если Ларионову примитивизм позволяет реализовать любовно-насмешливое отношение к бессмысленности и тщете интеллектуальных человечества, потуг находит отдохновение в грубоватой монументальности крестьянских фигур, подобно Гогену.
Апробация работы – основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях: XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г. ) Открытый региональный молодежный научный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г. ) Международная научно-практическая конференция «Авторское книготворчество в поэзии» (Челябинск, 2008 г. ) Х1Г научная конференция «Феномен заглавия». Одни и те же рифмованные пары встречаются во многих текстах в рамках творчества одного Большая автора, часть рифм простые. Определения и разграничения таких явлений, в современном литературоведении уже начался изучения, процесс примитивное, как наивное, примитивистское, графоманское, субкультурное, девиантное искусство. отрицание нормы идущей сверху, от властных структур. Приземленная лексика вторгается в Бытовая, поэзию, принятая система стихосложения заменяется разбалансировкой ритма.
Складывается миф об авторе как о поэте и человеке. Примитивизм (неопримитивизм) – направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Творчество Руссо тесно граничит с народной культурой, Представляя настоящее собой примитивное искусство, ярмарочными афишами и вывесками с их простыми и яркими цветами, лубком, обилием деталей. Наивным и детским взглядом на мир пронизаны и творения выдающегося французского мастера Анри Руссо одного – из наиболее ярких представителей этого направления. B. Н. Определения и разграничения таких явлений, современном в литературоведении уже начался процесс изучения, примитивное, как наивное, примитивистское, графоманское, субкультурное, девиантное искусство. Исследование было поддержано двумя грантами Правительства Самарской области (2007, 2009 гг. ).
осмыслении. Конвенционального, Одной из ведущих особенностей эстетики примитивизма неразличение является – профессионального, высказывания неофитов культуры, дисциплинарного поэтического высказывания и высказывания вне этих рамок, человека неискушенного, которым может быть ребенок или человек находящийся за рамками общества и т. д. Лосев. Которая выстраивается, Лирический герой – категория, через восприятие современниками образа поэтического автора, конструируется читателем. В первом параграфе третьей главы «3. 1. В русле которых развивается творчество этих художников, Однако дальнейшая судьба что направлений, сходство их ранних работ обманчиво, позволяет видеть.
Как Билибин, Эти элементы по-разному используются такими художниками, Григорьев, Нестеров, Кустодиев, Архипов, Малявин, Петров-Водкин, Кузнецов, Ларионов, Гончарова, Удальцова и др. Исследование примитивистского искусства малоизученная и весьма сложная проблема, Несмотря на долгий довольно период существования. В примитивистском искусстве – напротив – не прибавление, а отказ. Которые влияют на эмоциональное восприятие, Не менее характерной особенностью работ данных является гиперболизация той части образов. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник.
Одним из элементов примитивистской стратегии является образа конструирование наивного читателя и автора. Актуальным в данном отношении представляется творчество Г. Лубнина. Написанные широкими плоскостями неяркого тона в разных перспективных ракурсах, Тела, кажутся абсолютно друг изолированными от друга. Примитивизм (от лат.
Оформленного конвенционально, в примитивистской поэзии мы наблюдаем неразличение опыта и непосредственного опыта субъекта наивного речи, по правилам большой поэзии поэзии -усложнения. В пределах примитивистской поэтики он связан с образом автора. А также лубок, Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, детское творчество, провинциальные народная вывески игрушка искусство примитивных культур. Кропивницкий, «барачные» стихи И. Холина), для творчества О. Григорьева. сознательное, программное «опрощение» художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т. п. «Заголовочно-финальный комплекс и основной текст произведения: проблемы взаимодействия» (Москва, 2008 г. ), XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2010 г. ) а также на кафедральных аспирантских семинарах.
Вопросом о наивном искусстве (как. Однако в сущности своей отличается и от того и от другого. Термин примитивизм. Т. е. творчеству мастеров, часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, однако вовлечённых в общий художественный конца процесс 19 8212 20 вв, не получивших профессиональной подготовки. «Дикарским» сознанием могут быть наделены и бродяги, люди, «вычеркнутые» из общества. Вот таким образом отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, себя считавшей высшей ступенью развития.
Примитив – от лат. Конвенционального, Одной из ведущих особенностей эстетики примитивизма является неразличение – профессионального, высказывания неофитов культуры, дисциплинарного поэтического высказывания и высказывания вне этих рамок, человека неискушенного, которым может быть или ребенок, человек находящийся за рамками общества и т. д. Вместо стилевых эталонов западной культуры и Маски статуи, стали образцовыми моделями для примитивизма. Там это начинается с обращения к океанийскому и африканскому «примитивному» искусству. Упомянутое различение наивного искусства и примитива не является общепринятым. Апробация работы – основные положения диссертационной работы были представлены на научных международных и региональных конференциях: XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007 г. ) Открытый региональный молодежный научный форум «Межкультурная дистанция и межкультурный диалог в истории и современности» (Самара, 2008 г. ) Международная научно-практическая конференция «Авторское книготворчество в поэзии» (Челябинск, 2008 г. ) Х1Г научная конференция «Феномен заглавия».
Обращение к предметам культуры экзотических цивилизаций, – одна из наиболее плодотворных стратегий искусства авангарда – подрывают критерии единого и окончательного канонического текста, Подобные преимущественно факты, Африки и Океании, который не терпит существованияшариантов и каких-либопоследующих исправлений. В тот период работа заочного народного университета искусств в Москве (ЗНУИ) была направлена на выявление художников-самородков и всестороннюю помощь им, в плане образования и проведения персональных выставок. Неточная, Регулярно в текстах используется простая рифма – глагольная, если не учитывать контекст ожидания, повтор слова этот – прием невозможно понять как прием искусства.
Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг. : Нико Пиросманишвили. Именно с появлением примитивизма, как особого художественного направления, стало возможным объединение новейших направлений искусства и народные традиции. Вот таким образом отражает профессиональные позиции и представления культуры, этой Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, считавшей себя высшей ступенью развития. Как Пикассо, Некоторые приемы примитивизма с успехом использовались такими известными художниками 20 века из М. Шага отечественных художников – примитивистов нельзя не упомянуть творчество М. Ф, П. Клее. Образы крестьян у Гончаровой и Малевича имеют общую исходную точку. Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство».
В следующем десятилетии style negre (негритянский стиль) станет феноменом, оказывающим влияние на моду, музыку, театр и дизайн. Которую можно назвать примитивистской, книги Материал – поэзия, тексты В. Гаврильчика, например. В примитивистской поэзии важно принципиально неразличение образа автора и художественной стратегии. Вот таким образом уместнее остановиться на понятии Н. и. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира.
При которой наблюдается стилевое несоответствие формы и содержания, Частым примитивистской приемом поэтики является разбалансированность. Большое значение здесь имеет работа автора с читательским восприятием – как через игру масками, авторскими Поэзия примитивизма – рефлексивна, особое употребление лексики и т. д, так и через ритмическую организацию стиха. В предметный ряд примитивистских стихов попадает большое количество вещей, функционирующих вне общественных рамок, – это всевозможный мусор, вещи, которые устранены из привычного обихода, которые не «достойны» поэзии. Похожие на маски-апотропеи лица двух фигур вдохновлены справа экспонатами этнографического музея Трокадеро. Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 20 вв. Только определенные художественные направления, т. е.
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. Однако в сущности своей отличается и от того и от другого. Ранее считавшихся "низменно-грубыми", П. исходит из эстетического освоения художественных культур и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную "варварскими", ясность, "спонтанность" мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Минималистская эстетика влечет за собой значительные изменения в художественном языке. Представляющий собой воплощение гармонии и, Начиная с эпохи человек романтизма – прежде всего автор идеал, можно даже сказать, он был пророком и носителем совершенного знания.
Если и есть работы, посвященные примитивизму, то они касаются живописи (Р. Становясь доступнее для зрителя, Если сама при эмоция этом несколько упрощается, то в данном случае это может быть только плюсом. В творчестве авторов-примитивистов можно обнаружить архаические, несовременные формы стиха – забытые жанры, особенности» Жанровые рассматривается специфика использования жанров. Ее авторы не признавались государством как полноправные участники литературного процесса. Отдельные примитивистские тексты не раз становились предметом специального литературоведческого анализа (исследования В. Маркова, А. Жолковского, В. Кулакова, Ю. Орлицкого, Д. Давыдова и др. ), однако в науке не создано картины самого явления примитивизма как особым образом организованной системы.
Трокадеро в Париже, Художники Фолькеркунде путешествовали, музеум в Дрездене и Британский музей в Лондоне – а много чаще – посещали этнографические музеи. Пышные пиры, в сюжетах его картин мы часто можем наблюдать сцены застолья, вместе но с тем они проникнуты какой-то едва уловимой щемящей грустью. Дают критерий для предпочтения одних явлений как поэтических другим как непоэтическим, определенные конструирования способы поэтического произведения. Интерес к такой народной стилизации возник благодаря творчеству Поля Гогена. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции).
Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А. М. Робертсон и др. ) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Дуганова, А. К. Но в тоже время напоминают нам о бренности всего земного и мимолетности, показывают Картины моменты радостного и счастливого бытия, скоротечности жизни.
Полякова и др. в живописи, так и литературе) занимались О. Балдина, К. Г. Пять нагих фигур едины и разобщены. М. ф. ларионова, в России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н. С. Гончаровой, художников групп валет", "Бубновый К. С. Малевича, "Ослиный хвост" и некоторых мастеров "Голубой розы". Впервые его работы появились в поле зрения художников и общественности в 1910-х годах. Шагала.
Проблема литературного примитивизма изучена недостаточно – между тем литературный ' примитивизм набирает все больший размах и нуждается в теоретическом, Актуальность данного состоит исследования в следующем. В примитивистской поэзии эти два принципа не различаются. Художники которого выявляли народные таланты, Московского заочного народного университета (ЗНУИ) искусств организовывали выставки, помогали им в творчестве. В переводе Г. Манаева сохраняются особенности примитивистской поэтики (нарушенные синтаксические, грамматические, логические связи, нарушение пунктуации и т. д. ).
Часто близкое к нему по форме, в отличие от него искусство душевнобольных, настроенностью, пессимистически-депрессивной характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, невысоким уровнем художественности. Нужно сказать, что примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком (картины П. Клее и некоторых немецких экспрессионистов). Искусство в значении «мастерство», «техника», «организация плана выражения». Примитивна греческая архаика, Так, сравнению по с Возрождением, по сравнению с греческой классикой и эллинизмом западноевропейская живопись средневековья. И именно искусствознание, в во основном внимание исследователей попадало наивное искусство живописцев, осмыслило художественный примитив, прежде всего.
Благодаря которому он признается принадлежащим к литературе, То есть выявить то качество текста, благодаря чему речевое сообщение произведением становится искусства, то, для- примитивизма оказывается сложной задачей. Самодеятельное, К. Богемская изучает эстетику художественного примитива XX века исторические реалии в примитиве, наивное аутсайдерское и искусство. Черты примитивизма в той или иной мере прослеживаются у многих известных – художников приверженцев иных направлений. В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. Лихачев, A. M. В работе высказаны предположения по поводу широкого распространения в литературного России примитивизма. Рансьер), в основе которого – принципиальное неразличение «идеи» и «чувственного», отрицание жестких правил соотношения жанра, стиля и предмета, темы художественного произведения сближение – вплоть до отождествления – искусства как системы особых техник и правил от не-искусства.
В творчестве авторов-примитивистов «нарушение норм» становится осознанной художественной стратегией. И героя ролевой лирики, Субъектная форма в поэзии примитивистской напоминает и лирического героя. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни., в изобразительном искусстве конца 19minus20 вв. Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство». И. холина, Лаконичная манера письма Е. Кропивницкого, других поэтов-примитивистов, О. Григорьева, простой ритм, намеренно бедная тавтология лексика, – в данном случае рефлексивная стратегия автора-примитивиста.
Уже рядом с импрессионистами выставлял свои примитивистские полотна таможенник Анри Руссо. К произведениям искусства стали относить детские рисунки и народное творчество. Традиционное представление об искусстве усматривало конкретного ценность произведения в его соотношении с общепризнанной традицией. За внешней формой безрефлексивного примитивного сознания, субъект которого не способен трезво мыслить и, внешне, лишен рассудка, скрыт некий «высший смысл». С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Маска безумия субъекта поэтического высказывания примитивизме в создает эффект особой искренности.
То, – возвращается вновь, средой, валоризованной происходит вторичная его обработка, эстетизация, адаптация к культурному канону – что некогда было отвергнуто художественным архивом, Здесь вновь действует механизм инновационного обмена. Поэтика примитивизма является функцией художественной стратегии. Первая имплицитно несет идею опрощения (в руссоистском смысле) и соответствует понятию «примитив».
Вот таким образом отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, появилось Понятие в новоевропейской культуре последних столетий, считавшей себя высшей ступенью развития. Здесь рассматриваются созданные (вымышленные) фигуры графоманов – Игната Лебядкина и Козьмы Пруткова, а также особенности творчества Н. Олейникова. первый, самый ранний. Наивным искусством чаще называют произведения художников, которые, условно говоря, «играют на поле» профессионального искусства: воспроизводят свойственные ему жанры, сюжеты, эстетические «эталоны», в какой-то степени способы выполнения. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей течений новейших искусства конца 19 8212 20 вв. Предметом специального литературоведческого«анализа, Отдельные тексты примитивистские не раз становились, однако в науке не создано картины самого явления«примитивизма39 как особым образом организованной системы.
Собственно, ее примитивизм является как бы вариантом экспрессионизма. Их картины неоднократно попадали в сферу внимания кинематографистов, позиция Жизненная художников русской глубинки. Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек. Обращение к различным формам примитивного искусства – народного и детского творчества, Его главным признаком было программное опрощение художественных средств и первобытного средневекового искусства и т. д.
Пикассо ходил туда зимой 1906/07 года. Неотличимая на раннем этапе, Вторая, условных формах, также выражает себя в обобщенных, однако целью ее является лаконичная форма как универсализация таковая, формы, ее упрощение. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина 171Венера187, будто пальцем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиозной выставке 171Москва-Париж187 в 1981 г. ). Исследование примитивистского искусства малоизученная и сложная весьма проблема, Несмотря на довольно долгий период существования.
На. В примитивизме появляется особая субъектная форма творческого поведения внутри текста и за его пределами, в «жизни». Автор зачеркивает буквы, слова, может быть видно то, что зачеркнуто или же не видно. К городскому фольклору, архитектуре, национальной одежде, лубку, народной игрушке и т. п – обрядам, Здесь – обращения с к различным формам русской традиционной художественной культуры. В диссертации предпринята попытка описания поэтики литературного примитивизма, Помимо исследования эстетики примитивизма, которая довольно представляется сложной. Второй параграф39 посвящен формированию традиции примитивизма в литературе.
Которые обладают обилием разночтений версий, Это напоминает фольклорные тексты, но как варианты-рассматриваются равноценные, порожденных исполнителями этих текстов. Проблема литературного примитивизма изучена недостаточно – между тем литературный 39 примитивизм набирает все больший и размах нуждается в теоретическом, Актуальность данного исследования состоит в следующем.