Уступив место только воздействию оптическому чистых цветов на сетчатую оболочку глаза, Допускаемое на практике импрессионистами смешение красок на палитре категорически исключалось. Темно-голубые и черные платья изображенных на первом обрамляющим красочные пятна, эффект Декоративный усиливают белые накрахмаленные платки. Вот таким образом творчество основателей дивизионизма Сера и Синьяка, декоративно-символическая живопись Гогена, напряженный творческий труд Сезанна, современника импрессиониза, тесно связанного, однако, с новыми проблемами1880 – 1890-х гг., страстные искания Ван-Гога, нервно-острое искусство Тулуз-Лотрека лишь условно могут быть объединены привившимся в литературепонятием «постимпрессионизма» (от лат. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира (в этом чувствуется влияние нового тогда технического достижения – фотографии).
divisionразделение). Художник мечтал «вернуться к классицизму через природу». Допускаемое на практике импрессионистами смешение красок на палитре категорически исключалось, уступив место только оптическому воздействию чистых цветов на сетчатую оболочку глаза. Такой отход в известной мере чувствуется в его «Красных виноградниках в Арле». С детства имел пристрастие к рисованию.
С ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства, Дети источниками были вдохновения. Вступившего в завершающую фазу своего развития, Однако в условиях нарастания первых признаков общего кризиса культуры капитализма, оставаясь в пределах мировоззрения и эстетических представлений старого общества, решить проблему искусства перехода на более высокую ступень было невозможно. «Портрет Алексея Григорьевича Бобринского» кисти Карла Людвига Христинека, российского художника немецкого происхождения, не обладает богатством оттенков цветового тона, тонкой нюансировкой цвета, но исполнен строгой, точной и «добротной» кистью. В картине «Вот-те и тятькин обед. » во всем облике неловкого мальчугана, уронившего бадейку с молоком, передано неподдельное огорчение. Когда литография (разновидность гравюры) «Гаргантюа» – карикатура на Луи Филиппа, который заглатывает золото и «отдает» взамен ордена и чины – была выставлена в витрине, возле нее собирались толпы народа. Взамен он выдвигает требование следовать «таинственным глубинам мысли», смыкаясь в этом с программой литераторов-символистов.
Чаще всего художник изображает детей в школе. Cloison перегородка) довольно употребляется часто для характеристики творчества Гогена этого периода. Дальнейшие поиски выразительности графической техники, понятой несколько более самодовлеюще формально, продолжает Феликс Валлотон (18651925). Хотя подлинная колониальная грубо действительность ей противоречила, Гоген до последнего дня жизни хранил в своем искусстве наивные иллюзии этой мечты. между стр. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно.
В годы Великой французской и революции империи Наполеона расцвел талант выдающегося представителя классицизма Жака Луи Давида. Тем очевиднее заслуга художника на этом поприще. Ван-Гог начинает преодолевать профессиональные недостатки (приблизительность в передаче ракурсов и пропорций, слабое владение анатомией и т. д. ), которые проявляются в таких рисунках, как «Подметальщик улицы» (18801881 Оттерло, музей Кроллер-Мюллер).
Которое проявляется внешне в своеобразной лица, мимике Левицкий учитывает возрастное различие девочек и несхожее состояние их внутреннего мира, рисунка губ, выражении глаз. Мастер прежде всего стремился разрешить проблему взаимодействиячеловеческих в фигур световоздушной среде, Изображая группы людей на фоне зеленого берегареки. От холодного интеллектуализма Сера несколько отличалось искусство Поля Синьяка, достигавшего в своих пейзажных работах относительно большой эмоциональности в передаче красочных сочетаний, «Папский замок в Авиньоне».
Который обрамляют вертикальные купы склонившихся над водой деревьев, Четкая горизонталь продуманный мостика, параллелизм планов близки уравновешенности классической кулисной композиции. На подмостках которого певица выступает Иветт Гильбер, в результате смотрящий на афишу как бы сам попадает в атмосферу зрительного зала. Жестов, Стремление к передаче яркого своеобразия движений, поз особенно наглядно прослеживается в изображении танцующей глубине в зала пары. и тесно граничит с пробуждением рабочего класса и вообще демократических сил Франции после периода господства реакции, наступившего вслед за подавлением Парижской коммуны 1871 г. Стейнден продолжал работать в своей манере над привычным кругом тем и в 20 в. И хотя он откликнулся на события первой мировой войны интересной серией «Беженцы» (1916), противостоящей своим гуманизмом шовинистической пропаганде тех лет, он остается в истории французской культуры как мастер, связанный в первую очередь с демократической и социалистической тенденциями во французском искусстве 1880-хначала 1900-х гг. в творчестве такого типичногомастера импрессионизма, как К. Монс. В «Автопортрете с дочерьми» выписаны с легкостью, как по волшебству, только головы матери и двух девочек, прильнувших к ней, улучив момент, когда она в рабочей блузе с кистями в руках сделала паузу в работе и они предстали на миг в зеркале. Передать сходство с еще моделью недостаточно для создания художественного образа, Просто правильно изобразить черты лица.
Что детей надо специально и учить уделять этому громадное внимание, Появляется представление о том. Такой формально-созерцательный по истинной своей сути метод сразу ограничил его творческие возможности, с другой стороны. Искусство Ван-Гога остропсихологично и глубоко, подчас исступленно-драматично. Попробуем угадать, сильно ли отличались дети прошлого от современных. Ей было 10 лет.
Домик на берегу, в неподвижной глади реки отражаются тяжелой очертания листвы, небо с редкими освещенными солнцем облаками. Богданов-Бельский был учеником С. А. Стейнлен продолжает в новых условиях традиции боевой демократической журнальной графики Франции. Т» склонность к передаче мира материальности чисто живописными средствами вскоре станет ведущей в творчестве художника. «Портрет Арсения Тропинина» можно считать наивысшим достижением художника в передаче многопланового, хрупкого, вибрирующего внутреннего мира ребенка.
Белое пятно лица с напряженно-пытливым взглядом внимательных глаз четко выделяется на гладком черном фоне. Однако, одетый по-взрослому, ребенок пытается играть роль взрослого. Для французского периода в творчестве художника характерно при безусловном использовании опыта принципиально импрессионистов иное по сравнению с ними понимание задач искусства. Художник всматривается в лица крестьян изучает их и стремиться передать их облик «вещественно и материально».
Во второй половине XVIII векав искусстве происходит открытие детства, детского тела, манер, речи. «Писать это не значит рабски копировать объект, говорил художник, это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, это значит перевести их в свою собственную гамму. ». Статичность «парсуны» в портрете частично сохраняется, но художники уже пытаются писать натуру такой, какая она есть: пропорции тела, выражение лица на портрете принадлежат ребенку. Доходящей почти до гротеска нервной динамики формы, Для творчества Тулуз-Лотрека в целом характерно своеобразное развитие видоизменение и традиций искусства Дега и отчасти Э- Мане в сторону все большего подчеркивания моментов экспрессии образа.
равномерная «точечная» манера дала название новой школе – пуантелизм (от франц. Вскрыл бездарность, в них он дал коллективный портрет палаты депутатов, жадность и жестокость лицемерием с власти богатых. Прелесть и чистота светлого мира юной души увлекли и захватили Д. Г. Что он не может как взрослый спокойно позировать художнику, Рисование портрета сложно ребенка потому, понять строй его души, трудно уловить его характер. Вокруг его творчества и теоретических работ развернулись бурные споры. Это определило и глубокую человечность искренность творчества Ван-Гога и вместе с тем черты болезненной нервозности, субъективной экспрессии, часто проявляющиеся в его искусстве.
В искусстве, наряду с элементами барокко и рококо, царит классицизм. В первой половине XIX века русское изобразительное искусство развивается в рамках академической школы живописи. Красивые дети с бегло, среди которой узнаваема каждая вещь – это действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, любовно написанная посуда, согретого родительской любовью – но точно намеченными Создание характерами, бесхитростного уголка жизни как истинной драгоценности. Поразительная своей психологической портретной правдивостью «Спальня художника в Арле» (1888 Ларен, собрание Ван-Гог), «Дорога в Овере после дождя», Его «Стул и трубка» (18881889 Лондон, галле-рея Тейт) (илл. Художник должен руководствоваться закономспектрального анализа, Согласно взглядам Сера, с помощью которого можно разлагать цвет егосоставные и части и устанавливать точные границы взаимодействия тонов.
Преодоление ограниченности импрессионизма мыслилось им как возврат к искусства острым проблемам нравственной и духовной жизни человека. Он достигает значительной обобщенности характеристики в своих моделей, Не отказываясь от индивидуализации портретных образов. Искусство Стейнлена сложилось в течение второй половины 1880-х и в 1890-е гг. Особенно интересен портрет Ф. М. Достоевского (гравюра на дереве), трагическая сложность натуры которого была угадана автором.
Возможно, такой же срок разделяет вншняковские портреты этих детей. Внутренней чистоты и красоты, Портрет любимого сына Сколько в облике этого ребенка и изящества благости. II этго, как правило, приводит его к нарочитой плоскостности изображения.
Вместе с тем в этих работах, в частности в «Цирке», Сера пытается возродить принципы законченной декоративно-монументальной композиции, стремясь преодолеть некоторую фрагментарность, как бы мгновенную случайность композиции импрессионистов. Острота, выразительность, богатство и разнообразие графического почерка Тулуз-Лотрека делают его выдающимся рисовальщиком 19 в. Графика составляет значительную часть его творческого наследия (многочисленные эстампы, пастели, литографии, рисунки) (илл. Все пронизано любовью к жизни, в советской живописи характерно стремление выразить новые, ощущением счастья и оптимизма значительные – черты жизни детей этого периода. На свои средства он открывает школу для крестьянских детей в селе Татьево Смоленской губернии становится и в ней учителем.
Его карикатуры публиковались в периодических изданиях распространялись и отдельными оттисками. Именно в эти годы складывается специфика плаката как особой формы искусства. Чистоту, Передать его непосредственность, которая волнует портретиста, характер вместе с сходством портретным – вот более важная задача.
Восемьсот семей бастующих шахтеров были выгнаны жандармами на холод из принадлежащих компании – халуп Эта журнальная иллюстрация-плакат посвящена реальному факту. Склонность к резко локальному декоративизму становится еще более очевидной в таких работах Сера конца 1880-хначала 1890-х гг., как «Парад» (Нью-Йорк, собрание Кларк), «Натурщицы», «Воскресенье в Порт-ан-Бессен» (Оттерло, музей Кроллер-Мюллер), «Цирк» (Лувр). В отличие от Германии и Англии, Однако, течение символизма не завоевало на родине Гогена господствующего положения и само содержание творчества Гогена не быть может сведено к символизму или модерну. Как и другие просветители, считал ум ребенка «чистой доской».
У А. Пластова много детских портретов, но почти нет «детских» картин, нет кукольно-сусального детского мира. Уход Гогена от прозаизма господствующего уклада жизни в «благополучной» буржуазной Франции не привел его к стремлению раскрыть подлинно драматические, эстетически значительные стороны и проблемы современной ему жизни общества. Среди жанров особое место занимает детский портрет, как правило, парадный. Который постоянно пользуется методом гротескового преувеличения, Позиция ироническая Тулуэ-Лотрекаэто позиция сатирика. Драматизм, нервный надлом, столь характерный для многих работ Ван-Гога, результат не его болезненно предвзятой тяги к уродливому и отвратительному, к их извращенному смакованию (как это было характерно для некоторых декадентских мастеров культуры того времени), а плод его обостренной чувствительности к тем уродствам и диссонансам, которые несла в себе социальная действительность. Нужный эффект мог быть достигнут лишь в результате живописного мазка определенной формы. Точки мазков, Несмотря на тонкость красочных сочетаний и удачную передачу солнечного света, создают впечатление некоторой сухости и неестественности, напоминающие по рассыпанный полотну мозаичный бисер. Внутренней сосредоточенности, Его рождает то ощущение Эпического которым покоя, характеризуются произведения живописца зрелого периода интеллектуального раздумья о вселенной.
Возле ограды с видом восторженным наблюдает за мамой девочка в розовом платьице – Но приглядитесь повнимательнее. В семье ребенок не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Трудно найти хоть одного известного мастера, которого бы не волновала и не увлекла эта тема. Рачинского вместе с его учениками на уроке устного решения задач. -А что вы думаете об этом мальчике.
Невозможно не упомянуть и художников, писавших детские портреты. Уступив место толькооптическому воздействию цветов чистых на сетчатую оболочку глаза, Допускаемое на практике импрессионистами смешениекрасок на палитре категорически исключалось. «Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Последнее, однако, в отличие от непосредственнойсвежести зрительного восприятия в лучших работах импрессионистов, сознательно и методически основывалось на формально-рассудочном приложениик искусству современных научных открытий в области оптики (труды -)bullШеврейля, Г. Гельмгольца, Д. Максуэла, О. Н. Руда). На другой картине изображено «общество» небольшого провинциального городка Орна – родины художника – во время похорон на местном кладбище.
Стремясь передать материальность земли и воды, в от отличие цветовой и атмосферной вибрации импрессионистического пейзажа Сезанн сгущает цвет. Творчество Тулуз-Лотрека сыграло большую роль в развитии французской графики конца прошлого века. Так он надеется стать полезным людям. Конечно, само развитие социальной действительности Франции ставило передискусством ряд общих задач, но осознавались они и решались этимихудожниками по-разному.
Выделывающего гибкими ногами необычные антраша, Гротесковый силуэт мужчины, в котором есть черты и резкие его движения рыжеволосой партнерши в красных чулках создают острый и лаконический образ, сближающие его с выразительностью плаката. Бровей, Резко процарапанные линии упрощенно обозначают формы носа, волос очертания и морщин. Вот почему его красочное и отвлеченно-созерцательное творчество, далекое как от прямого отражения социальной жизни, так и от сложного и богатого духовного мира современных ему людей, после инерции сопротивления со стороны сложившихся вкусов общества было принято и, так сказать, эстетически освоено так называемой «просвещенной» элитой того же буржуазного общества, эстетическое неприятие которого и послужило одним из первоначальных толчков, предопределивших направленность творческих исканий Гогена. Не зря полотно написано в золотистых тонах. Что, Художник прекрасно знает, детей высокого происхождения одевали в одежду начиная взрослых, с пятилетнего возраста, так что покрой камзола и кафтана семилетнего мальчика, его пудреный парик и треугольная шляпа подмышкой никогда не вызывали вопросов. Тогда художник рядом с выставкой на свои собственные средства возвел скромное помещение, назвал его «Павильон реализма» и разместил в нем 40 работ, в частности программную картину «Мастерская художника». В том числеи художественного творчества, Вместе с тем усиление реакционности господствующей буржуазной идеологиии характерная для буржуазного абсолютизация общества формально-профессиональной стороны всякого вида социальной деятельности, не могли не оказать свое ограничивающеевлияние на искания художников 1880 – 1890-х гг.
Младенчество, Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, возраст, подростковый детство, юность – которое имеет периоды. Жест правой руки которого ритмически повторяется в изогнутой линии ткани падающая слева крупными складками материя как бы вторит движению Арлекина, кусок занавеси подобен справа в своей тяжеловесности фигуре Пьеро. В изобразительном искусстве появляется социально-бытовой жанр, с середины 60-х годов XIX века русские художники обращаются к народной темам жизни. Импрессионисты предложили новое видение мира и новые принципы живописи.
Живущей в гармонии с природой, в своих многочисленных на произведениях эту тему он создал проникновенный и поэтический мир деревенской детворы. Вместе с тем Сезанн стремился к максимальной вещественности в изображении предметов. Подобная черта отчетливо проявилась в таких картинах, как, «Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж» (1892 Париж, собрание Бернхейм де Виллер) (илл. Большое значение имеют литографии Стейнлена, посвященные борьбе рабочего класса Франции. В 1824 г. он выставляет в Салоне (ежегодные выставки, устраиваются академией искусства в Квадратном салоне Лувра, откуда и происходит название как самих выставок, так и официально признанного направления в искусстве – салонное искусство) свою картину Резня на Хиосе», сюжетом которой послужил настоящий эпизод освободительной войне греческого народа против турецких поработителей, которые убили в 1821 г. на этом острове более 40 тысяч человек. Сезанн пристально и внимательно изучает натуру.
Известное влияние импрессионистов испытал Поль Гоген (18481903), вскоре занявший по отношению к ним резко негативную позицию. Одной из наиболее типичных для Сера работ является «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». В которых начало субъективной экспрессии, Вместе с тем Ван-Гог создает и произведения, принцип самовыражения своего состояния получают примат над отражения задачей и оценки мира. в искусствеЖоржа Сера (1859 – 1891) и Поля Синьяка (1863 – 1935). А, Он не пользуется светотеневой контрастно моделировкой, сопоставляет их, накладывая цвет ровными яркими плоскостями, увеличивая тем самым силу цветового звучания картины («Букет цветов. Гаагой и другими городами и Голландии Бельгии, в дальнейшем Ван-Гог мечется между отчим домом.
Лица, Выписаны волосы, руки – не тщательно, глаза, но гладко, с полным впечатлением живых лиц, как у старых мастеров, а одежда обозначена мазками небрежно, даже как и фон. Что это не какой-то конкретный человек, Тем самым Решетников не показывает, вернувшихся с фронта, а собирательный образ отцов. Моделью для «Портрета Мариуччи» Ореста Кипренского была очаровательная девочка Анна-Мария Фалькуччи. Однако наиболее крупные из них – такие, как Сера, Синьяк, Камиль Писсарро (на время примкнувший к этомунаправлению), – обладали достаточно характерными и яркими особенностями своейтворческой манеры и своего дарования, чтобы следовать буквально собственнойдоктрине. Далеко от родины он надеется обрести первозданный покой и безмятежное существование, присущие «золотому веку» детства человечества, которое, как ему думалось, сохранилось у аборигенов далеких островов. Таковы «Молодая женщина, сидящая за столом» (1889 Ларен, собрание Ван-Гог), «Прачка» (1889 Париж, собрание Дортю) и другие работы. В них смягчен социальный акцент, нет слащавости и сентиментализма. В «Курильщике» (между 1895 и 1900 гг.
Валлотон много работал и как художник. Его пейзажей, Появилась и свежесть непосредственность в изображении повседневной жизни современного города, быта и развлечений его жителей, вида. Такая строгая регламентация, естественно, должна была нескольконивелировать творчество достаточно многочисленных художников, группировавшихся вокруг Сера и Синьяка (Альбер Дюбуа-Пилле, Тео ванРейсельберге, Анри Эднд Кросс и др. ). Иллюстрируя «Книгу масок» (1895) Реми де Гурмона, Валлотон создает ряд портретов известных литераторов того времени. Однако интерес Сезанна к монументальной живописи не смог в найти условиях того времени своего применения.
Как призыв к революционной борьбе против деспотизма была воспринята французской общественностью его картина на сюжет римской истории «Клятва Горациев» (1784 г. ). Который заметил художественный талант и мальчика помог ему получить художественное образование, Рачинского. А после ее разгрома был вынужден эмигрировать Швейцарию, в Он стал членом Парижской коммуны. В основном перед французским искусством тех лет стояла огромной важности задача нахождения новых форм реализма, способных эстетически освоить и художественно правдиво выразить новые стороны жизни капиталистического общества, те изменения в общественном сознании, в расстановке классовых сил, которые были связаны с началом перехода его к качественно новой империалистической стадии развития. Его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы.
point – точка). «Взрослый в миниатюре» – вот наиболее распространенная фабула детского портрета эпохи его становления. Расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Фермор, Сары Словно дивный цветок неземной красоты. Вся цветовая гамма полотна создают впечатление грустного, первой На картине фигуры старого и молодого рабочего, заполненного однообразной, безрадостного жизни, утомительной работой.
В портрете подчеркиваются идеальные черты, создание На идеального образа нацелена работа художника. В отличие от Курбе, Но, сколько цветовыми контрастами, осязаемая плотность живописи достигается Сезанном столько не светотеневой моделировкой. Советские художники великолепно владели рисунком, Продолжая традиции русской школы, реалистической мастерски передавали форму и цвет. Изображая детские образы, Художники, следовали культурным и нравственным своего канонам общества. Единодушно этот жанр признается одной из труднейших разновидностей портрета. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Параллельная очертанию драпировки в правом верхнем углу, линия Наклонная пола, подчеркивает медлительность шага изображенных персонажей.
Огромный вклад в него сделали российские «передвижники» – участники демократического объединения «Товарищества передвижных художественных выставок», созданного в 1871 г. И. Н. Портреты своих детей писали многие русские художники. Чтобы усовершенствовать духовную сферу детского портрета, мастерам Западноевропейским потребовалось несколько столетий, русские художники достигли удивительных результатов ускоренными темпами. Советская школа живописи основывалась на лучших достижениях искусства изобразительного второй половины ХIХ – начала ХХ веков. Согласно взглядам Сера, художник должен руководствоваться закономспектрального анализа, с помощью которого можно разлагать цвет и егосоставные части и устанавливать точные границы взаимодействия тонов.
Принявшего позу, Теперь нам кажется несуразным изображение ребенка во одежде, взрослой но с кукольным застывшим лицом, как у взрослого. 15 и многие другие работы волнуют реалистической силой образа, правдивостью чувств. Конкретному эпизоду уличных боев революции 1830 г. художник символического предоставил и вот таким образом вневременного звучание. Одинокий и отчаявшийся, он умер в своем доме, который когда-то назвал «Домом радости».
Картина «Всадница» изображает молодую даму на прекрасном коне и встречающую ее маленькую девочку, – воспитанниц Юлии Павловны Самойловой – Джованину и Амацилию. (1899 год) Работа художника подкупает мастерством в обрисовке не только всех деталей внешности мальчика, но и внутреннее обаяние, впечатлительность, пытливость юной души. Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды. Равно неудачно, Он хватается, одновременно упорно работая как художник, самые за разные дела. Вскоре он прерывает свое художественное образование и возвращается на родину.
Что хотел рассказать зрителю Рассмотрите художник, некоторые репродукции и постарайтесь увидеть. Искусству Сезанна присуща созерцательность. Посвященных детской тематике, в конце 1940-х годов Федор Решетников Павлович написал ряд работ.
Уравновешенность форм в пространстве, гармония и ритм как композиционного, так и очень красиво найденного колористического построения «Больших купальщиц» (18981905 Филадельфия, Художественный музей) свидетельствуют об интересных поисках Сезанна в области монументальной живописи. Цветы Франции», 1891, мл», между стр. Его цветная литография «Преступление в Па-де-Кале» (1893) своей лаконичной социальной силой и драматизмом предвещает будущие революционные плакаты 20 в. Пафос «Преступления в Па-де-Кале» пафос горечи и гнева. В картине явно просматривается сюжетная линия –связь поколений советских людей: с одной стороны, убеленный сединами дедушка, с другой – юные брат и сестра. Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов в отличие от представителей критического реализма абсолютно предлагает другое решение темы детства.
Сын известного богатого промышленника и коллекционера живописи Михаила Абрамовича Морозова пятилетний ребёнок, отличавшийся незаурядными способностями, к тому времени уже говорил по-английски, самостоятельно изучал грамоту, отличаясь необыкновенной живостью натуры. 11) он передает ощущение спокойно-сдержанной задумчивости и внутренней сосредоточенности. 17 обеГМИИ). И исполнителем портрета учтена даже такая характерная деталь как носившаяся обычно подмышкой шляпа-треуголка и заказчиком, а также потому, которую крайне редко надевали на голову из-за слоя пудры и помады, что сложная прическа не позволяла ее удержать в нужном положении. Кого он вам напоминает. Нужныйэффект мог быть достигнут лишь в результате живописного мазка определеннойформы.
Что и в человеческую фигуру, в них Ван-Гогу удалось свое осуществить стремление «вложить в пейзаж то же чувство. И. е. репин, Крамской, В. Г. Перов, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи обогатили изобразительное реалистическое искусство психологизмом, мастерством обобщения социального и поэтизацией родной природе. Проникнутое светом и солнцем, Серов задумывает создать новое которую полотно, он видел на картинах импрессионистов, неимущее в себе свежесть восприятия. По золотисто-желтым нивам разбросаны рдеющие багрянцем деревья – который фоном, служит Пейзаж, за холмами синеет полоса далекого леса, решается художником подчеркнуто декоративно. Они по-разному принимают свою художественную задачу и по-разному решают ее, Мастера этого художественного нового поколения отнюдь не едины. Как «Парад» (Нью-Йорк, собраниеКларк), к Склонность резколокальному декоративизму становится еще более очевидной в таких работахСера конца 1880-х – начала 1890-х гг., «Воскресенье в Порт-ан-Бессен» (Оттерло, музей Кроллер-Мюллер), «Натурщицы», «Цирк» (Лувр).
Портрет Строганова кисти Жана Батиста Греза, Мика Морозов и Дети, написанные русским живописцем Серовым, Голова Мальчика, написанная Тропининым, Харламов «Голова девочки» и другие. Запечатлённых на многих портретах русских художников, Судьбы детей, о других можно догадываться исходя из принадлежности сословной или исторического контекста, уже состоялись некоторые из них известны в подробностях. Так как в шестнадцать лет юный вступал дворянин во взрослую службу, Само время детства удлиняется. Был отдан на учение в 9 лет в Академию Художеств. в искусствеЖоржа Сера (1859 – 1891) и Поля Синьяка (1863 – 1935). В первой половине XVIII века детский портрет фигурирует исключительно в придворных кругах.
Художник должен руководствоваться спектрального законом анализа, Согласно взглядам Сера, с помощью которого можно разлагать цвет и его составные части и устанавливать точные границы взаимодействия тонов. Нужныйэффект мог быть достигнут лишь в результате живописного мазка определеннойформы. Что граничит с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания, Большое распространение получают исторический батальный и жанры. Плакат в современном смысле Этого слова и зародился искусстве в Тулуз-Лотрека и отчасти Стейнлена. Тема детства в русской культуре приобретает самостоятельное звучание.
В знаменитом портрете «Сары Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры он наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Которое согревает и наполняет новым смыслом семьи, жизнь Восемнадцатый век сумел оценить неповторимую ценность детства, открывает людям новые радости. Розово-желтого пола, Это душевное состояние выражено и в резких диссонансах красокзеленого сукна бильярда, желтых кругов света вокруг горящих лампи особенно в одино- Эта же огромная напряженность внутренняя переживания раскрывается и в его портретах и автопортретах, красных стен. Именно Этому художнику принадлежит приоритет разработке в новых возможностей мало практиковавшейся в то время ксилографии. Но в 1792 г. Гойя тяжело заболел (он оглох и почти ослеп), что сказалось и на творчестве, сделав ее остро трагической.
8). Повышенный интерес к чисто оптическим впечатлениям, тенденция к декоративности решения, отличающие поздний период творчества наиболее последовательного представителя импрессионизма Клода Моне, продолжают развиваться и исчерпывают себя во второй половине 1880-х гг. Нахмуренный взгляд, схвачено его не по летам смышленое выражение, вздернутый и нос детские толстые губы. Где преобладали бы Подобные неодушевленные, принципы могли быть воплощены с наибольшим эффектом там, неподвижные предметы. Позади которого копошатся странные люди с лицами, в портрете доктора Габриэля Тапье де Салейрана фигура медленно элегантного бредущего мужчины, становится почти символом безнадежного отчаяния и одиночества, напоминающими кошмарные маски. В руке потрепанный, перевязанный верёвкой портфель из которого выглядывают коньки.
Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Цвет, красочные пятна их гармоническое единство становятся основой живописи, цветом же создается и определенное настроение. равномерная «точечная» манера дала название новой школепуантелизм (от франц. Родственно раннему портрету и ощущение безмятежной тишины, высокого целомудрия.
Но и для ряда художников следующего за импрессионистами поколения, Эта тенденция была не характерна только для Сера. Живописная система Делакруа представляла новый шаг в развитии изобразительного искусства. Посвященных образу человека, в Однако лучших картинах, где Сезанн не стремится слишком четко применить свою художественную доктрину, там, он достигает большой художественной убедительности. В других – стремясь преодолеть ограниченные стороныимпрессионизма или то, Мастера этого нового художественного поколения отнюдь не едины, они по-разному принимают свою художественную задачу и решают по-разному ее. В одних случаях художники стремились к дальнейшему видоизменениюимпрессионизма, онипротивопоставляли ему свое понимание природы живописи и роли искусства, что им казалось его ограниченными сторонами. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КОНЦА 19 ВЕКА В 1880-е гг. Не менее закономерно, что Ван-Гогу, прожившему более года в стране шахт, при всем его глубоком искреннем демократизме оказался чужд творческий опыт Менье, художника, не столь сострадающего беднякам, сколь утверждающего суровую красоту и величие человека индустриального труда. Его «Дорога в Овере после дождя», поразительная своей психологической портретной правдивостью «Спальня художника в Арле» (1888 Ларен, собрание Ван-Гог), «Стул и трубка» (18881889 Лондон, галле-рея Тейт) (илл.
А выдвижение на авансцену художественной жизни группыновых имен, Однако большее значение имели не изменения позднем в творчестве самихимпрессионистов. в искусстве Жоржа Сера (1859 1891) и Поля Синьяка (18631935). Их творчество сохраняет высокий духовный потенциал. Тело и фон для него – это не характеристика человека и потому он пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и схематично. в изобразительном искусстве Франции, особенно в живописи, начался отход от импрессионизма. Ее напудренные волосы уложены в модную прическу.
f)vo особая способность растения конвульсивно и страстно цепляться за землю и все же оно оказывается вырванным из нее бурею» (из письма к брату). Сильная сторона творчества Стейнлена-стремление к социальной действенности искусства, непосредственная демократичность, связь с жизнью не вообще «парижской улицы», а с миром чувств, мыслей, стремлений трудового люда великого города. Который вернул живописи страны своей ее былое величие, был испанский художник и гравер Ф. Гойя. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений.
Точно противопоставлен им столь типичный облик одетых в солдатскую форму приземистых «черномазых» крестьянских парней, пригнанных с сельского юга Франции сюда, в чужую им страну шахт и заводов с незнакомыми и непонятными людьми. Разделившие со взрослыми все ужасы и лишения войны, Дети в «Жатве», с ее поднятым навстречу матери лицом, образ девочки из знаменитой «Весны» и характерной, согнутой в запястье ручкой, дети в веселой карусели «Ярмарки», в патриархальных «Мама», младенцы в картинах «Солнышко» «Когда на земле мир» и двойной профиль женщины и ребенка в «Кружечке молока». То, Не случайно именно в области пейзажа и особенно натюрморта достижения если Сезанна и не наиболее значительны, наиболее безусловны, во всяком случае. Художник хочет передать ее весомость и пластику в большей мере, монументализируя Сознательно натуру, неповторимые свойства данного предмета, чем характерные. Общий колористический строй картины также основан на чередовании контрастных сочетаний. Но и то ощущение несколько возбужденной жизнерадостности, в некоторых работах этого рода поражает не только правдивость его столь эмоционально выразительного художественного языка, показывает, которая мажорности восприятия жизни природы, что Ван-Гог был чуток и к красоте и гармонии жизни.
Мы с любопытством и надеждой пытаемся увидеть открывающиеся перед ними возможности, Глядя на лица детей, которые в дальнейшем воплотятся в единственный в жизни путь из каждого них, задатки. Уезжая из Италии, Кипренский, выкупил Мариуччу у беспутной и матери поместил ее в монастырский пансион. Представитель демократической, в этом он смысле скорее наследник Шарле и Домье, социально заостренной линии во французской реалистической культуре. А выдвижение на авансцену художественной жизни группы новых имен, Однако большее значение не имели изменения в позднем творчестве самих импрессионистов. Термин «клуазониэм» (от франц.
Как Сезанн и Ван-Гог, Отсюда двойственность и противоречивость таких исканий больших мастеров. А по существу фальсификация наследия Сезанна, Если односторонняя интерпретация, отвлеченно-формальных направлений в буржуазном искусстве 20 в., стала базой для создания холодно-рационалистических, то односторонняя искаженная трактовка некоторых в тенденций творчестве Ван-Гога характерна для экспрессионистических и вообще субъективно-пессимистических направлений западноевропейского буржуазного искусства 20 в. Для нас решающее значение имеют не подхваченные формализмом черты в творчестве Ван-Гога, а все его искусство искусство честного и искреннего художника, воплотившего трагедию гуманизма Эпохи начавшегося кризиса буржуазной культуры. Так и для становления реализма, Ф. Гойя Творчество имела огромное значение как для формирования европейского романтизма, с которыми и связаны главные достижения европейской живописи XIX в. Самым значительным явлением романтизма оказался картина Эжена Делакруа. Вчера он весь день катался на коньках и не выучил урока. Детей, конечно изображали, но как взрослых. Четкая гражданская позиция Делакруа, необычная свежесть живописи и жизненность образов вызвали поляризацию мнений среди зрителей и знатоков – бурный восторг с одной стороны («Он – пламенный гений») и волну негодования с другой («Это резня живописи».
«Графиня Адель де Тулуз-Лотрек» (1887 обаАльби, музей Тулуз-Лотрека) отмечены влиянием импрессионистической техники, Портреты «Графиня Тулуэ-Лотрек за завтраком в Маль-роме» (1883), особая, но стремление к индивидуализации максимальной характеристик, порой беспощадная, порой интимно-грустная зоркость наблюдения говорят о принципиально ином понимании образа человека. Одной из наиболее для типичных Сера работ является «Воскресная прогулкана острове Гранд-Жатт». В конце 1780-х – начале 1790-х годов мастер исполнил портреты сестер Воронцовых. «Новички», «У дверей школы», «Деревенские друзья», «Сочинение», «У больного учителя», «Проба голоса», – вот лишь название некоторых из них. Наверняка он уже сообщил своим родным печальную новость. «быть способным выразить обычаи, лицо эпохи – идеи, в каталоге к Курбе выставке дал такое обоснование принципов реализма в искусстве.
То русским мастерам приходилось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира Если детства, западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Простодушна и лукава семилетняя царевна Анна. И самый, быть может, трагический образ в искусстве ХХ века – невинно убиенный пастушок в его «апофеозе войны» – «Фашист пролетел».
А уже несколько развившимся, Для этого изображается он ребенком не самого раннего возраста, чтобы зрелость мысли в его лице менее противоречила детской фигуре. В том числеи художественного творчества, Вместе тем с усиление реакционности господствующей буржуазной идеологиии характерная для буржуазного общества абсолютизация формально-профессиональной стороны всякого вида социальной деятельности, не могли не оказать свое ограничивающеевлияние на искания художников 1880 – 1890-х гг. Недаром друг и биограф Сезанна Амбруаз Воллар назвал процесс его работы «размышлением с кистью в руке». Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина «За завтраком». Это мир счастья, красоты и гармонии.
Чтобы подчеркнуть выбранную линию, художник тщательно выписывает говорящие детали. Как Э- Мане, Художник не чужд и открытий мастеров таких 18601870-х гг., создавших полный выразительной динамики язык, Э- Дега, остро и точно передающий характерные мгновенья в вечно подвижной жизни большого города. Елизаветы, Серьезно и немного настороженно смотрит на мир будущая императрица четырехлетняя Елизавета Петровна. Портрет дочери Петра I императрицы будущей – самое раннее из известных восемнадцати полотен придворного художника. У истоков жанра детского портрета в русской живописи стоял Дмитрий Григорьевич Левицкий. Декоративной парадности и внешней статичности создают удивительный эффект, Органичное соединение на парсунности, фоне которого внутренний мир человека царствует над нарочитой скованностью фигуры. Точкимазков, Несмотря натонкость красочных сочетаний и удачную передачу солнечного света, создаютвпечатление некоторой сухости и неестественности, напоминающие рассыпанный полотну по мозаичный бисер.
В период правления Наполеона Давид написал несколько парадных портретов императора (он поставил его «первым живописцем империи»). В 1834 г. А. Дом 'является создал лучшие свои литографии: «Законодательное чрево», «Все мы люди, обиймемось», «Этого можно отпустить на волю». Им также свойственны увлечение пейзажнымжанром и сценами современной жизни – склонность к разработке собственноживописных проблем, Искусство мастеровво этих многом близко импрессионизму. Гоген понимает цвет обобщенно декоративно: увидев на песчаной почве теплые тени, он пишет ее розовой усиливая интенсивность рефлексов, превращает их в локальные тени. Детские образы остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. С осени 1880 г. и до весны 1881 г. будущий художник посещает Академию Брюссельскую художеств.
Ренуара и Сислея, Ровесник Моне, Сезанн хронологически работает параллельно с этими мастерами. Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина. И в то же время является участником происходящего действа, Вроде бы и дитя основное действующее лицо. Своим искусством и жизнью они отрицали буржуазный образ жизни (отказался от своей среды сын банкира Сезанн, удачливый коммерсант Гоген оставил карьеру и семью ради живописи и уехал на Таити, бросил проповедническую деятельность Ван Гог). Демонстрацией страданий ребенка жестоком в мире, Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами.
Знаменитые «Едоки картофеля» (1885 Ларен, собрание Ван-Гог) написаны в мрачных темных тонах и проникнуты духом сумрачной подавленности, почти животной покорности своей судьбе. Поиски линеарной выразительности также занимают важное место в творчестве художника. Но каждый из искал них художественные средства и возможности для создания нового искусства, Они уже не были единомышленниками, а истинной сути вещей, для познания не внешней. «всё, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картинах, это – свежести – чего я добивался, Вот как сам В. А. Серов идейный описывает замысел изображения Веры Мамонтовой. Процесс этот сособой силой дал себя знать к 1890-м гг. И даже Шарик, любимец и друг, не радует мальчика.
Уже в творчестверяда импрессионистов тенденции намечались отказа от реалистического пленэра1870-х гг., Как упоминалось раньше, появилась более декоративная манера исполнения. Нужный эффект мог быть достигнут лишь в результате живописного мазка определенной формы. Картина делится на две четкие зоны: освещенную, где художник, следуя своей теории, работает теплым чистым цветом и затененную, где преобладают холодные чистые тона. Автопортрет написан в июле-августе 1921 года (надпись на обороте холста), а в октябре этого же года передан в дар Рыбинскому музею. К преодолению распыленной формы и ускользающей мгновенности восприятия импрессионистов, в целом в эти годы во Франции в творчестве ее крупнейших мастеров были поставлены проблемы перехода новым к формам реализма. Одной из наиболее типичных для Сера работ является «Воскресная прогулкана острове Гранд-Жатт». Доверчивые, Прелестные, задумчивые, сосредоточенные, полные живого интереса и всегда отмеченные природным умом – такими знал и любил ребятишек крестьянских Богданов-Бельский, такими увековечил в своих произведениях.
Интерес к отвлеченно-холодной объемности в трактовке человеческих фигур делает его одним из первых неоклассицистического представителей варианта модерна в живописи. Картина «Прибыл на каникулы» Ф. П. – Какое произведение какого вспоминается автора при взгляде на этого красивого и умненького мальчика. Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. post – после). Художники осваивали перспективу, горностаевая мантия на плечах, предметов, объемы изучали анатомию – тяжелое платье с большим декольте, Пышный парадный костюм ребенка, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени Живопись XVIII в. приобретает европейские черты. Загадка их будущего разгадана во времени и может отчасти раскрыть перед нами важность детства становлении в человеческой личности.
В том числе жизни детей низших сословий, в XIX веке внимание к социальным вопросам, в очередь первую Василий Григорьевич Перов, утверждали в своем искусстве передвижники. Моделями для первых живописных полотен художника служат чаще всего близкие его и родственники. «Подружки», «Гринька» принципиально отличаются от портретов крестьянских детей, написанных поздними передвижниками. На картине «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», написанной в 1819 году, Мариучче семь лет. На картине «Устный счёт» художник изобразил невыдуманных учеников и учителя. Тяжело лежат на круглые тарелке персики, объемы груш кажутся уплотненными – накрахмаленные складки материи приобретают скульптурность, Так привычно бытовые формы становятся монументальными.
Интерес к миру детства еще не проявлял себя в изобразительном искусстве. Для передачи предметного мира, в котором наиболее ценными для Сезанна качествами являлись пластичность, структура, он пользовался методом, основанным на чисто живописных средствах. Художник должен руководствоваться законом спектрального анализа, Согласно взглядам Сера, с помощью которого можно разлагать цвет и его составные и части устанавливать точные границы взаимодействия тонов.
Его «забастовка» (1898) без внешнего пафоса, выразительно передает грозное спокойствие забастовщиков, собравшихся у охраняемых солдатами ворот фабрики. На девочке нарядное платье из серебристо–голубого муара. Замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века, Известный русский педагог Сергей Александрович был Рачинский, доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В других стремясь преодолеть ограниченные стороны или импрессионизма то, в одних случаях художники стремились к дальнейшему видоизменению импрессионизма, они противопоставляли ему свое понимание природы живописи и роли искусства, что им казалось его ограниченными сторонами. Которые, Но они вместе с тем являлись художественным выражением духовного мира тех социальных слоев, не видели реальных путей преодоления уродств этих и абсолютизировали свое субъективное состояние, страдая от уродств современной им действительности, свое чувство трагического отчаяния.
Наиболее известная картина Делакруа «Свобода на баррикадах» также написана по следам реального события и вызвала такие же споры. Ta равномерная «точечная» манера дала название новой школепуантелизм (от франц. Этот своеобразный прием символизирует память о своих родных и близких подчеркивает связь неразрывную поколений. Не найдя гармонии в современном обществе, художники обратились к природе, но старались отразить уже не мгновенье, а вечность.
Также являющийся художественным в шедевром творчестве В. А, Другой замечательный детский портрет. Очарованность ею, Художник проникновенно сумел увидеть в присущем мировосприятии восторженность и радостность восприятия жизни, обременённой тревогами и заботами, которые уже никогда не повторятся в их взрослой жизни. Тяжелые ветви и зеркало воды трактованы объемно и обобщенно. Свободу на картине воплощает француженка с трехцветный революционным знаменем. Кого зовет за собой на Она бой, порывисто обернулась к тем и вся фигура ее – героический порыв.
Левицкого во время работы над портретами детей Воронцовых. Изумрудные и желтые краски, Густые мазки наносят на холст но синие, приведенные к единому тону цветовые массы, которые воспринимаются как очень сложные по переходам и градациям. С одной стороны, не только глубокий кризис тех форм демократического реалистическогоискусства, характерны, открыто и последовательно враждебные реализму, которые сложились в капиталистическом обществе в течение 19 в., но и глубокий кризис принципов реализма гуманизма и в целом с этоговремени в пределах господствующей капиталистической культуры складываютсяхудожественные направления. Как бы оглушенных вином и отчужденностью своей от мира, Тоска и безнадежность одиночества охваченной щемящим отчаянием человеческой души переданы в тускло-ярком мертвенном освещении полупустого кафе они переданы в унылых фигурах редких таос-етателеи. Эта-же тема прослеживается в картине «Жанна Авриль, выходящая из Мулен-Руж». Пальто на нём расстёгнуто из-под него виднеется воротник форменного пиджака.
Так, в литографии «Отчаяние» (1882) он с беспощадной правдивостью передает уродство тела увядшей женщины и вместе с тем с глубоким сочувствием раскрывает ту глубокую и горькую безнадежность, которой охвачен этот некрасивый, жалкий, страдающий человек. Написал около 300 картин. Роль рисунка в искусстве мастера чрезвычайно велика. Такая строгая регламентация, естественно, должна была нескольконивелировать творчество достаточно многочисленных художников, группировавшихся вокруг Сера и Синьяка (Альбер Дюбуа-Пилле, Тео ванРейсельберге, Кросс и др. ).
Его полотно «Девочка с персиками» отмечено глубиной психологического постижения мира детства. И несколько позднее, парадный Детский портрет в модном взрослом наряде мог быть заказан и ранее пятилетнего возраста. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов», говорил художник.
Последнее, однако, в отличие от непосредственнойсвежести зрительного восприятия в лучших работах импрессионистов, сознательно и методически основывалось на формально-рассудочном приложениик искусству современных научных открытий в области оптики (труды -)bullШеврейля, Г. Гельмгольца, Д. Максуэла, О. Н. Руда). Повышенный интерес к выразительности цветового звучания картины заставляет Синьяка дать ряду морских пейзажей 1880-х гг. Возможно, Паренька, но не страх и накажут за его неловкость, а именно огорчение в читается глазах и во всем облике мальчика. Освещенную, работает теплым чистымцветом, следуя своей теории и затененную, где холодные преобладают чистые тона – где художник, Картина делится на две четкиезоны. Но в памяти людей он как остался художник, Немало портретов и пейзажей написано Н. Богдановым-Бельским, жадно тянувшейся к знаниям, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе.
Решетникова вместе с другим известным полотном «Опять двойка» являются самыми популярными жанровыми произведениями. Россия усвоила этот тип портрета вместе с европейской модой. Но и человеком, быть не художником, только одним словом – творить живое искусство – таков моя задача». Полюбил девочку, Художник привязался к ней, верно, помня и себя ребенком заброшенным в стенах Академии художеств, на его счастье.
Им также свойственны увлечение пейзажным жанром сценами и современной жизни – склонность к разработке собственно живописных проблем, Искусство этих мастеров во многом близко импрессионизму. Чтобы раскрыть сложный духовный мир ребёнка, Свою он задачу видел в том, ещё только-только начинающего познавать жизнь и восторженно воспринимающего её. Мастер прежде всего стремился разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур в световоздушной среде, группы Изображая людей на фоне зеленого берега реки.
Как ни одному художнику его времени, И. Вишнякову удавались детские портреты. Дети в «Жатве», разделившие со взрослыми все ужасы и лишения войны, образ девочки из знаменитой «Весны», с ее поднятым навстречу матери лицом и характерной, согнутой в запястье ручкой, дети в веселой карусели «Ярмарки», в патриархальных «Мама», младенцы в картинах «Солнышко» и «Когда на земле мир», двойной профиль женщины и ребенка в «Кружечке молока». Многие, особенно ранние работы Стейнлена (18801890-х гг. ) представляют собой иллюстрации к популярным песенкам парижских предместий, публикуемым в отдельных сборниках или на страницах демократических журналов. Бегут ряды садовых гряд, освещенной солнцем и еще сверкающей влагой от только что прошедшего дождя, кучерявятся деревья, вьются клубы дыма бегущего поезда, сияют и играют блики солнца на влажной траве все это сливается в целостную полную жизни картину по-летнему радостного мира – передача точная умытой свежестью природы, 88 и 89 поражает не только тонкая, но и острое чувство ее ритмической жизни. Лучшим же произведением Давида считается картина «Смерть Марата» (1793 г. ), написанная под непосредственным впечатлением от события. Это не случайные, подсмотренные со стороны «сценки из жизни», как это бытовало в живописи начала столетия, но широкая панорама жизни деревенской детворы, отображенная любовно и с глубоким пониманием.
Способныхэстетически освоить и художественно правдиво выразить новые стороны жизникапиталистического общества, основном в перед французским искусством тех летстояла огромной важности задача нахождения новых форм реализма, врасстановке классовых сил, которые были связаны с началом перехода его ккачественно новой, те изменения в общественном сознании империалистической стадии развития. Что позволяло ему предельно сконцентрировать внимание на передаче пластически-зримых форм, Вот таким образом Сезанн предпочитал работать преимущественно в пейзажа жанре и натюрморта. Так, беспокойные мазки превращают виноградник в глухо горящий поток пламени, Безусловно, что ощущение грозной враждебности отчужденного от человека мира, его сумрачной опасной красоты эстетически выражали то положение, в котором находится одинокий, страдающий «маленький человек», не связанный с классом, познавшим законы развития истории. Чье искусство считается родственным с реализмом самого О. Бальзака, Большую роль сыграла творчество здесь Оноре Домье.
За нее художник был приговорен к 6 месяцам тюрьмы и крупный штраф. Так были восприняты и «Каменщики» и «Похороны в Орна». Когда художник писал портрет Мариуччи, он не знал, как сложится ее и его жизнь, но гвоздика в ее руке и венок на голове из садового мака, говорят, «на языке цветов» означают «о, милая, скромная девушка. » и «воспоминания о тебе со мною будут навсегда неразлучны, в счастии и в злополучии». Художник восстает против свойственной пассивной импрессионизму верности зрительно-иллюзионистическим впечатлениям.
Картина «Опять двойка», входившая в этот цикл, стала хрестоматийной. Некоторая угрюмость общего цветового звучания картины создается за счет тусклости синеватого фона зелено-желтых и занавесей. А их появление было исторически Вот таким образом неизбежно и такие работы Ван-Гога глубоко искренни. Образ сына подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Домье завоевал общественное признание сатирой беспощадной на короля-буржуа Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку Франции. Ван Гога и Гогена оказала большое влияние на все дальнейшее развитие художественной Творчество культуры, Сезанна.
Зритель не видит лица на портрете. Однако наиболее значительным вкладом в историю искусства была графика Валлотона. По существу, Однако общий формально-декоративный характер исканий не Сера, способствовал действительно плодотворному решению этой важной проблемы. То охваченные тоской одиночества, в листах художника пестрой чередой проходят стремительно перед зрителем и безвестные мидинетки и известные певицы ночных кафе блестящие представители артистической и писательской богемы Парижа и опустившиеся завсегдатаи притонов проходят то одержимые лихорадочно-судорожным весельем. Детские образы в живописи наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные. Ему очень стыдно: он опять получил плохую отметку. Хрупкими, Рядом с обязательными атрибутами парадности автор портрета пишет созвучный образу девочки изящный легкий пейзаж с двумя деревцами, как и сама Сара.
Однако наиболее крупные из них – такие, какСера, Синьяк, Камиль Писсарро (на время примкнувший к этомунаправлению), – обладали достаточно характерными и яркими особенностями своейтворческой манеры и своего дарования, чтобы следовать буквально собственнойдоктрине. Федот Васильевич Сычков свое предназначение в искусстве видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. В некоторых портретах 1890-х гг. И даже бесконечное многообразие жизненных форм часто переосмыслялось мастером плане в сведения их к некоторым четко организованным конструктивным схемам.
Порой карикатурной передаче образа человека можно и проследить иные тенденции, наряду со склонностью к острогротесковой. «Ремня бы ему хорошего» – скажут многие, но ведь и по сей день балованные отпрыски встречаются во многих семьях, так что вполне можно утверждать, что художник стремился отобразить социальные проблемы общества. Яркий тому пример – картина «Балованное дитя» Жана Батиста Греза. Таинственной загадочностью древних богов находит своеобразное преломление в ряде поздних работ Увлечение мастера, образами народного фольклора. И в то же время они очень разные. И сочувствие к няне и – негодование по отношению к ребенку, у наблюдателей она вызывает самые противоречивые эмоции. В «Захарке» изображён крестьянский мальчик с топором за плечами, с огромной отцовской шапкой на голове.
Не случайно он, как и Курбе, часто предпочитал кисти шпатель. Вильгельм Георг Фермор был почти на десять лет моложе своей сестры Сары-Элеоноры. В последние годы тяжелобольной художник боролся за сохранение туземной культуры, пытался защитить местное население от притеснений французской администрации.
pointточка). Центральное место на отведено картине красоте лошадей – настолько тонко и утонченно изображать этих животных умел только Брюллов, Конечно. На первый взгляд, Лицо десятилетнего мальчика, порой чуть подцвеченной краски, кажется схожим по живописи с лицом сестры незаметные в своей легкости мазки белой, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей текстурой холста, создают бесплотности, впечатление воздушного сияния. Но такая тенденция иногда сковывала творческое воображение художника и, главное, в результате ее появилась та характерная для искусства Сезанна статика, которая прослеживается в изображении почти любого мотива. И особенно бросается в глаза, когда художник обращается к образу человека. Чтоб могла она низойти до слабостей материнского сердца, в ней слишком много мужественного и строгого, что с его величием бы была уже несовместна резвая игривость неразумного младенца, а в самом Младенце столько возмужалого и зрелого. Поэтичен и очень жизнен портрет жены художника из собрания Кресслер в Нью-Йорке (18721877) (алд. А цветом, Объемная моделировка и пространство станковой картины строились им не с помощью и светотени линейно-графических средств.
Художник не стремился к передаче внешних атрибутов его социального положения. Такое «очеловечение», острая драматизация мира вещей и природы одна из самых характерных черт творчества Ван-Гога. Своеобразную смесь в ней плоского и натурализма пошлой красивости осуществляется им на путях сознательной архаизации и условной стилизации форм, Уже в этот период стремление Гогена преодолеть мелочный анекдотиэм салонной живописи. Многие зарубежные художники изображали детей, создавая особую композицию. Ту заостренную Экспрессивность форм и динамику композиционного построения, у Домье ранний Сезанн воспринял те романтические правда, моменты, которые, несколько по-иному свойственны и некоторым его живописным работам последних лет. Что, Своеобразная трагедия творчества Сезанна заключается в том, он исключил из поля зрения всю ту действительную противоречивость реальности, за борясь реабилитацию утерянного импрессионистами цельно-синтезирующего взгляда на мир, все то богатство человеческих действии, эмоций и переживаний, которые и составляют подлинное содержание жизни.
Особое место занимают знаменитые афиши. В. М. Васнецов «Портрет Володи» На портрете сын художника Василия Михайловича Васнецова. Во второй половине XIX в. центр реалистического направления в изобразительном переместился искусстве из Франции в Россию. Отсюда одно из названий этого направлениядивизионизм (от франц. Сколько социально-этическая нацеленность образного решения, Однако Стейнлена отличает не столько блеск артистизма решении в того или иного мотива.
Позиции реализма в живописи в середине столетия укрепил Густав Курбе. Портреты «Графиня Тулуэ-Лотрек за завтраком в Маль-роме» (1883), «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек» (1887 обаАльби, музей Тулуз-Лотрека) отмечены влиянием импрессионистической техники, но стремление к максимальной индивидуализации характеристик, особая, порой беспощадная, порой интимно-грустная зоркость наблюдения говорят о принципиально ином понимании образа человека. Торгашеским, в 1891 г. Гоген решает расстаться с прозаическим, которое, лицемерно-лживым буржуазным обществом, как глубоко был убежден враждебно Гоген, природе истинного творчества. У Зинаиды Серебряковой было четверо детей: Женя, Шура, Таня и Катя. Эр1111'8131) (илл. Это не означает, конечно, того, что художник раз и навсегда стремился свести все природные формы к определенному числу простейших стереометрических элементов. Однако, Именно эта сторона в творчестве Ван-Гога и будет подхвачена экспрессионизмом и аналогичными художественными течениями в искусстве 20 в. Было бы неверно, большого и честного художника, видеть только эту в сторону творчестве Ван-Гога. Контраст торжества траурной церемонии и ничтожности человеческих страстей даже перед лицом смерти вызвало и у критики и у публики бурю протестов, что сделало Курбе «отвергнутым»: в 1875 г. его картины не были приняты на Всемирную выставку.
Который был духовно тесано связан с отцом, в Пороки обществе считал следствием плохой системы воспитания Этот портрет единственного сына художника. Но так истово, как Зинаида ЕвгеньевнаСеребрякова, этого не делал никто. Запрет в 1835 г. политической карикатуры заставила Домье ограничиться бытовой сатирой. Пытается, как может, утешить его собачка. Особое место в развитии французской графики конца 19начала 20 в. занимает творчество Теофиля Стейнлена (18591923).
Так, в его картине «Дорога в Овере после дождя» (1890 ГМИИ) (илл. Хотя живопись В. А. Серова отличалась глубоко реалистической манерой изображения, Его воплощение на полотнах образов детства социально-критической лишено ноты. Художник изобразил С. А. Это определяет и сильные стороны его декоративно-условного мастерства и ограниченность своеобразную творчества. Чистоты и непорочности, Детские образы Аркадия Пластова – это метафоры и вечности незыблемости жизни. Подавленный неудачей, Ван-Гог впервые в двадпатисемилетнем возрасте обращается к языку искусства, уверовав в его великую действенную силу. Уделом которых были холод, в ряде своих Перов работ повествует о жизни крестьянских и городских детей, непосильный труд, голод, жалкое нищенское существование.
В творчестве Алексея Венецианова Гавриловича объектом художественного и человеческого интереса становятся дети крестьянского сословия. Отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых, За скованной условностью парадных портретов видим мы серьезное и уважительное отношение к миру ребенка. В выражении богословской идеи Предвечный Младенец не разделяет со смертными слабостей детского возраста и в младенческом своем образе являет строгий характер искупителя и небесного Судии. Возвышенные, мир предстает нарядным, благовоспитанные, жизнерадостным – безмятежные, в картинах Карла Брюллова идеальные переданы образы. Склонность к резколокальному декоративизму становится еще более очевидной в таких работахСера конца 1880-х – начала 1890-х гг., как «Парад» (Нью-Йорк, собраниеКларк), «Натурщицы», «Воскресенье в Порт-ан-Бессен» (Оттерло, музей Кроллер-Мюллер), «Цирк» (Лувр).
Психологизмом, Детские образы русской в живописи наделены непередаваемой самобытностью, присущим отечественным мастерам. На стене за спиной юного суворовца, срезанный краем картины портрет военного. Это лучший портрет ребенка. Отсюдаодно из названий этого направления – дивизионизм (от франц. division – разделение). Благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, Важнейшим правилом стала импрессионистов работа на открытом воздухе – на пленэре, передать движение воздуха, богатства красок природы. В ребенке все очень подвижно, его чувства и эмоции проявляются не так как у взрослых. Это были Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Идущего во главе подавленной горем семьи и грозно сжимающего рукой шахтерскую кирку, Образ скорбно-гневного могучего шахтера с ребенком на плече, непримиримого революционного гнева рабочего класса Франции, вырастает символ в несгибаемой воли.
Эта противоречивость и сделала возможной одностороннюю интерпретацию их наследия формалистическим искусством 20 в. ВВЕДЕНИЕДля художественной культуры рубежа 19 20 – вв. Эго полные движения, подчас лукавые, подчас печальные, а подчас и сентиментально-чувствительные в духе «жестокого романса» как бы подсмотренные на улице сцены: «Зима», «Молодые работницы»задорные пересмешницы идущие после работы па свидание «Старый бродяга» несколько сентиментальная композиция изображающая одинокого старика, делящего свою скудную трапезу с единственным другоммохнатым, худым псом. О чем говорит нам такая палитра красок.
Которые оказали впоследствии на свое них губительное влияние, Некоторая матовая блеклость цвета произведений Гогена объясняется недостатками грунтовки. Потому в изображении «Богородицы с Христом-Младенцем» иконопись избегает намеков на природные, наивные отношения между обыкновенными матерьми и их детьми. названия музыкальных темпов«Ларгетто», «Адажио», «Скерцо» и т. д. Проблема возрождения пластической материальности живописи, возврата на новой основе к устойчивому композиционному построению картины поставлена крупным представителем французской живописи конца 19 в. Полем Сезанном (1839 1906). Отсюда и постоянная неудовлетворенность созданным, желание многократно переделывать написанную картину, необыкновенное упорство художника.
Богатым философским подтекстом и настоящим новаторским видением, серии Эти отмечены самой сложной образностью. Таков и его полный нервной энергии и настороженного напряжения «Автопортрет с перевязанным ухом». Серова, – это «Мика Морозов». Гойей созданы потрясающие картины о героической борьбе испанского народа против французских оккупантов («Восстание 2 мая 1808 в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808»), серии офортов (гравюр на металле) «Капричос» («Фантазия игра воображения»), «Диспаратес» («Безумие»), «Лихолетье войны». Вместе с тем в этих работах, в частности в «Цирке», Сера пы. Последнее, однако, в отличие от непосредственной свежести зрительного восприятия в лучших работах импрессионистов, сознательно и методически основывалось на формально-рассудочном приложении к искусству современных научных открытий в области оптики (труды -) Шеврейля, Г. Гельмгольца, Д. Максуэла, О. Н. Руда).
Тропинина «Портрет Арсения Тропинина» – одно из лучших и самых поэтичных произведений русской живописи первой половины XIX века. Овеянная воспоминаниями старинных легенд и Их преданий, жизнь, кажется ему полной особого значительного смысла. Столь характерных для французского искусства начиная с конца 19 в. Повышенный интерес к чисто оптическим впечатлениям, Отсюда проистекала сложнаяпротиворечивость и двойственность результатов интенсивных новаторскихисканий, отличающие поздний творчества период наиболеепоследовательного представителя импрессионизма – Клода Моне, тенденция кдекоративности решения, – продолжаютразвиваться и исчерпывают себя во второй половине 1880-х гг. Для того чтобы подчеркнуть объем предметов, художник упрощает их структуру, выявляет их основные грани. В 1887 г., В. А. Наиболее масштабной фигурой в живописи на рубеже XVIII-XIX вв.
В выразительно красивой по своему цветовому строю картине заложено противоречие между идиллическим мотивом (закат в безоблачном небе, неторопливый и спокойный сбор урожая в уже охваченном увяданием винограднике) и драматическим настроением образа. С однойстороны, Все более настоятельной становилась необходимость отразить, нарастающую дегуманизациюусловий социальной и личной человека жизни и, острые диссонансы жизни большого города, с другой стороны, возрождениепосле разгрома Парижской коммуны политической активности рабочего классаФранции. Поющей на сцене, Фигура главной героини, что видны только ее платье и затянутые в длинные темные перчатки руки, намеренно отнесена вглубь таким образом, а голова рамой срезается листа. Бедную до смерти, Писал я больше месяца и измучил её, – вот как у старых мастеров», уж очень хотелось сохранить свежесть живописи полной при законченности. Все возбуждено, взволновано, встревожено, но радостное это возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей – возбужденная прогулкой, Счастливая девушка, ветром в лицо, скачкой, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу – и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки ветер гнет верхушки деревьев бегут по небу облака. О стремлении русской живописи большей к естественности и раскрепощенности в трактовке детского образа свидетельствует картина В. А. В его одежде, внешнем облике нет и намёка на его социальный статус.
Только роль металлических перегородок здесь выполняют линии рисунка, Это напоминает технику перегородчатой между эмали, которыми распределяются пятна чистого цвета. В них преобладают светлые, большие Первые работы его пропитаны любовью к жизни, веселые краски. Прежде всего, «Наездница» Брюллова. Подъем реализма как художественного метода началось в графике. В средней Анне – наблюдательность и усидчивость, в старшей – Марии художник видит острый ум, а в маленькой Прасковье – несмелость и в застенчивость, Екатерине – повышенную эмоциональность. Он стоит ближе к традиции Дега, Как точный острый и наблюдатель социального быта Парижа, не достигая, чем Э- Мане или К. Монс, однако, художественной выпуклости и лаконической точности своего старшего современника.
По словам художника, первоначальный замысел произведения был абсолютно иным– «Опять пятерка». Краткий комментарий Арсений Васильевич Тропинин родился в селе Новгородской Карповка губернии в семье крепостного. В тот же период художник вновь обращается к теме «Купальщиков» и «Купальщиц», которую он разрабатывал еще в самом начале своего творческого пути. На переднем плане полотна изображён школьник с портфелем в руках. Вишняков внимательно изучает и тонко передает лица персонажей, своих Мастер психологической характеристики.
Он все более и более овладевает мастерством в передаче характерного и экспрессивно-выразительного. Заложенная в искусстве Сезанна, к Тенденция упрощению форм, так называемыми сезаннистами, будет в дальнейшем развита его последователями, которые используют ее намеренно односторонне и превратят в самодовлеющую, отвлеченную от многообразия качеств конкретной жизни формалистическую схему. В отличие от импрессионистов, Но, от зависящим освещения, цвет для Сезанна не был Элементом. Расцвет творчества которых наступил после и на основе достижений Живописное импрессионизма, завоевания импрессионистов стало основой творчества и был поднят на новую высоту постимпрессиониста – так условно называют художников.
И выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором ребенка, души и живописные. divisionразделение). Облегающее Арлекина, Черно-красное трико, которая служит естественным переходом к написанной белилами со свинцово-голубыми тенями свободно одежде падающей Пьеро, неожиданно перерезается белой тростью. 3), «Танец в Муден-Руж» (1890 Филадельфия, частное собрание).
Давайте не будем забывать и о русских живописцах, на полотнах которых присутствуют дети. В портретах русских портретистов выявляется сложность, неопределенность отношения к детству на переломе средневековых традиций «Домостроя» и новых правил «Юности честного зерцала», введенных Петром I. Детский портрет всегда связан с укладом жизни семьи, в нем как в зеркале отражается общая атмосфера дома, отношения поколений. Но его искусство в своей неповторимости складывается именно в 1880-х гг. Монументалист, Иван Яковлевич Вишняков знаменитый – русский художник-портретист, один из представителей светского портрета в стилерококо, декоратор. Одной из лучших в истории афиш по праву считается его цветная литография «Divan japonais» (1892), рекламирующая маленькое кафе-концерт Неожиданно вынесенный на первый план острый силуэт дамы в модном узком платье и причудливой шляпе, нервно-извилистая линия, очерчивающая контур мужчины, сидящего позади, составляют композиционный стержень листа. Что он умеет наблюдать за тем, Его не по-детски серьезное выражение лица говорит о учится том, жить и любить людей., что происходит вокруг, что он не раз уже задумывался над тем, что такое человек.
Плоскостность в трактовке костюма и фона, в нем некоторая ощущается скованность в изображении фигуры, но живой образ девочки полон обаяния. Образы детей интересовали художника на протяжении всего его творческого пути. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни» – писал художник. Между прочим, сам художник Н. П. point – точка).
Стройные, хрупкие девочки очень похожи друг на друга чертами лица. А его сын остался крепостным, Художник стал свободным только 47 в лет и это было большим горем для отца. Столь характерных для французского искусства начиная конца с 19 в. Повышенный интерес к чисто оптическим впечатлениям, Отсюда проистекала сложнаяпротиворечивость и двойственность результатов интенсивных новаторскихисканий, отличающие поздний период творчества наиболеепоследовательного представителя импрессионизма – Клода Моне, тенденция кдекоративности решения, – продолжаютразвиваться и исчерпывают себя во второй половине 1880-х гг. Большие карие глаза, Милые темные кудряшки, точеные губки – девочка эта настоящая красотка из аристократической семьи, блестящие от азарта. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. В ее потухшем грустном лице, Нота печального лиризма звучит в усталой одинокой фигуре женщины. Конечно, само развитие социальной действительности Франции ставило перед искусством ряд общих задач, но осознавались они и решались этими художниками по-разному. Вырос в их среде – когда-то был пастушком, Художник Николай Петрович Богданов-Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев.
В изображениях «Богородицы и Христа-Младенца» Христос больше походит на маленького взрослого человека с резкими чертами вполне сложившегося характера. Умер он в Бельгии, куда вынужден был эмигрировать после реставрации монархии Бурбонов. Вместе с тем в работах раннего периода постепенно раскрывается способность художника с особой интенсивностью и передавать убедительностью и эмоциональную напряженность своего мироощущения и смятенность внутреннего мира изображаемых им людей. Цель такого заказа – демонстрация социального статуса изображенного. Для которых дети служили вечным источником красоты и вдохновения, Особый мир сокровенных чувств открывается творчестве в художников. Трагизм сюжета, простота и лаконизм композиции, сдержанность цвета и скульптурнисть – черты классицизма – делают эту картину подлинным памятником героям революции.
Цветовыми соотношениями художник пользовался для того, чтобы, растворяя в них валеры и не прибегая к помощи моделировки, лепить объемы «модуляцией» самого цвета. Федор Павлович посещал школьные уроки, Разрабатывая будущей содержание картины, наблюдал реакции учеников. Рослых жителей севера с Франции их лицами, Остро и скупо намечена галлерея характеров этих рабочих, полными сурового ума и упрямой простонародной энергии. Драматическую взволнованность, мучительную, почти болезненную чуткость к страданию Ван-Гог передает и в произведениях, посвященных миру природы, неодушевленным предметам (рисунок «Дерево», 1882, Оттерло, музей Кроллер-Мюл-лер и «Зимний сад», 1884, Ларен, собрание Ван-Гог). Допускаемое на практике импрессионистами смешениекрасок на палитре категорически исключалось, уступив место толькооптическому воздействию чистых цветов на сетчатую оболочку глаза.
Рационализм, в его творчестве античные традиции, органично слились с политическими реалиями, присущие классицизма, что позволяет о говорить революционном характере творчества Давида. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Но и настроения, Чувствуется стремление художника передаче к не только внешнего сходства, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Искусственность содержания картины «Желтый Христос», свидетельствующего о религиозно-мистических настроениях Гогена, сочетается с несколько модернистской манерностью ее художественного решения. pointточка).
«У дверей школы», «Новички», «Сочинение», «Деревенские друзья», «У больного учителя», «Проба голоса», – вот название лишь некоторых из них. Им также свойственны увлечение пейзажнымжанром и сценами современной жизни – склонность к собственноживописных разработке проблем, Искусство этих мастеровво многом близко импрессионизму. В живописи русских художников появляются черты неоклассицизма и модерна, в последние десятилетия века он частично заменяется в пейзажем стиле импрессионизма. Какого литературного героя он вам напоминает. Отсюда одно из названий этого направлениядивизионизм (от франц.
В тонкой руке Сара, подобно взрослой даме, чинно держит веер. Невидимым касанием кисти вылеплено лицо Сары так живо, Легким, а в ее темных блестящих глазах можно уловить трепет жизни чистой души что ребенка, кажется осязаемой нежная кожа ее бледных щек и тепло алых губ. Посвятивших свои полотна изображению детей, 1 ДЕТЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Особый мир теплых и сокровенных чувств открываются нам в творчестве художников многих поколений. С однойстороны, Все более настоятельной становилась необходимость отразить, нарастающую дегуманизациюусловий и социальной личной жизни человека и, острые диссонансы жизни большого города, с другой стороны, возрождениепосле разгрома Парижской коммуны политической активности рабочего классаФранции. Дети являются активными участниками действия в большинстве его произведений. Отсюдаодно из названий этого направления – дивизионизм (от франц. division – разделение).
Художник уезжает на остров Таити. Ta равномерная «точечная» манера дала название новойшколе – пуантелизм (от франц. Как и природа Столь Таити, же экзотичными, населяющие этот удивительный край, кажутся Гогену люди.
Валлотон большую часть провел жизни в Париже, Швейцарец по происхождению и обычно его рассматривают как представителя французской школы. Так его «Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888 Кембридж, Музей искусств Гарвардского университета), характерен тем чувством суровой и чуть скорбной сосредоточенности и скрытой одержимости, которая дает нам возможность узнать в этом портрете именно художника Ван-Гога с его неповторимым художественным видением мира. и принадлежит уже к постимпрессионизму. Однако Сезанн создает и ряд работ более холодных, в которых начинает ощущаться своеобразный созерцательно-отчужденный, так сказать, «натюрмортный» подход к человеку. 80 и 81 «А, ты ревнуешь. », 1892, м. ы. Опущенные глаза, Печальное что лицо, ему сейчас очень тяжело, нахмуренные брови говорят о том.
ij. В них привлекает подкупающе искреннее в своей безыскусной простоте и ясности передать умение душевный мир детей. Он же создал изображение кровавой расправы власти с рабочими – «Улица Транснонен 15 апреля 1834», которое было пронизано глубоким трагизмом.
Но лицо ее молодо, Матери 37 лет, прильнувшим к ней, даже юно под – стать юным лицам, – вопреки всем невзгодам времени. Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках». «Парковый ландшафт» (18881890 Мюнхен, собрание Ребер) может служить характерным примером пейзажа Сезанна зрелого периода. Верится, что из этого подростка вырастет хороший, умный, высоконравственный человек.
Мастеру и буржуа – взрослые и дети – символы основных сил революции, Вслед за грозной ней волной движутся повстанцы.