Также в стиле нарышкинского барокко работали Пётр Потапов (Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке), Михаил Чоглоков (Сухаревская башня), Осип Старцев. 2 Нарышкинское или московское барокко – название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Московское бароккоусловное название стиля русскойархитектуры последних десятилетийXVII первых лет XVIIIв., основнойособенностью которого является широкоеприменение элементов архитектурногоордера и использование центрическихкомпозиций в храмовой архитектуре. Устаревшее название «нарышкинскоебарокко».
В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х160 начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии160 боярина В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных (по аналогии со «строгановским стилем»). Итак, для нарышкинского барокко характерны центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс известные по отдельности и ранее и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями. Нарышкинский стиль ещё называют "московское барокко", он характерен для строений, возведенных в конце семнадцатого – начале восемнадцатого веков. Главной отличительной особенностью нарышкинского барокко было наличие яруса звона, то есть помещение для колоколов, поэтому церкви, построенные в в этом стиле, называли под колоколы.
Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала. 18 веков: светски нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком Лыкове в Москве) и светские здания с8230 Строительный словарь (нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. Первыми зданиями в стиле «нарышкинское барокко» назывались Некоторые исследователи (М. 160А. 160Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства гг.
(нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных (см. Для ответа на этот вопрос нелишним будет доскональным образом изучить стиль, названный "нарышкинским барокко" – только в этом случае получится подобрать ему соответствующее определение. (нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре.
Нарышкинское барокко – это, как правило, контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора, но нельзя с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви Воскресения в Кадашах оказался желто-голубым. Слайд 5 Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Нарышкинское барокко предполагает наличие у построенных церквей большого количества ярусов. 18 веков: светски нарядные многоярусные церкви с обилием пышных декоративных украшений, 8230 Энциклопедический словарь (нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. И прежде погружения в нарышкинское барокко следует рассказать о великой архитектурной эпопее его царствования.
Нарышкинское барокко скоро исчезло под натиском катастрофической европеизации петровских времён.
Подчеркивая особую значимость домового Нарышкинский храма3, стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек. По заказу Александра Меншикова Зарудным было построено его самое известное творение церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) вблизи Чистых прудов. Так, существуют ранние памятники нарышкинского стиля (Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля: лепестковая форма храма, постановка глав по странам света, поэтажное деление фасада, ордерные элементы в декоре), памятники, знаменующие собой расцвет стиля (как всем известные церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь или Спасская церковь в Уборах) и поздненарышкинские памятники (например церковь Иоанна Воина на Якиманке или церковь Ризположения на Донской), где стиль уже на излете, детали становятся плоскими, цвет невыразительным, появляются элементы других стилей. Западноориентированному боярскому роду Нарышкиных, Своим названием архитектурное течение обязано молодому, чьих в московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль» В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Откуда вышла царица Наталья Кирилловна вторая жена Алексея Михайловича, Одно время его рождение связывали с семейством Нарышкиных, действительно, мать Петра являлись I. Нарышкины, заказчиками многих построек, выполненных в новой манере. Уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, Позднее, как типично русское явление, многими воспринимая к тому оказала времени, определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объёмов– восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь. В стремлении к внешней живописности и нарядности, в архитектуре обмирщение выражалось прежде всего постепенном в отходе от средневековых простоты и строгости. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (16921701 гг. ) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (170107 гг. ) в Москве15.
И только отдельные, Нарышкинский стиль своей в основе160 архитектурной композиции160 оставался русским, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Композиционно это нарышкинское барокко. Объемное решение построек этого периода варьируется: храмы завершаются то широким, то малым восьмериком, при сложной напряженной форме венчающих частей (Спасская церковь в с. Урик, Троицкая в г. ) заслуженно признаётся шедевром русской архитектуры. В нижнем ярусе первоначально помещался храм Иоасафа.
Чередование глухих объемов сквозными, со Уменьшение восьмериков ввысь, подчеркнуная устойчивость основания придают колокольне выразительность и композиционную завершенность. Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (169699 гг. )11, которой восхищался Бартоломео Расстрелли-мл., а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Декоративность, Для зданий этого стиля нарядность, характерны мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей, светская жизнерадостность. Слайд 2 Голицынское барокко Голицынское барокко стиль в рамкахрусского барокко, связанная с именем князяБориса Алексеевича Голицына, единомышленникаПетра I и сторонника европеизации русской культуры. Скульптурное понимание пластики стены свойственно барокко в целом, когда материал, по образному выражению Вёльфина, «точно размяк и стал сочным».
С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Никакой нарядности, вычурности изящества, только плохо организованная тяжесть. Даже и не дворянин, в допетровской Руси даже небогатый человек, не купец не и стрелец и тот хотел выглядеть щеголевато. До нас дошел перестроенным: исчез белокаменный парапет изменены формы кровли. Установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну – Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это приобрело явление больший размах.
Праздничностью, Со времени возведения он поражал всех приходящих благолепием, своим помогал обрести молитву, вселял неземное чувство радости. Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях, 169093 гг., церковь Троицы в Троице-Лыкове, 16981704160гг. ), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. И связана она с тем, Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, что стадиально соответствуя раннему сложившихся возрождению, на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. Восхищает мастерство зодчих, Поражает великолепием белокаменное убранство Знаменской создавших церкви, филигранный рисунок ажурных гребней парапетов и наличников окон с фигурными завершениями. Однако ранее, в концеXIX нач.
Величественный иконостас поразил меня строгостью и законченностью отделки. Сретенский монастырь обрёл новый собор. А затем каменное дело ему доделать, Дьяки Приказа дел каменных приговорили зодчего бить кнутом нещадно. Миры украинской гетманщины и польской аристократии оказались как никогда близки старомосковскому к обществу. И он желал, конечно, в одеяниях своего храма увидеть сложное, затейливое узорочье. Нарядность, Репрезентативность, родовитость феодала, торжественность Нарышкинских церквей призваны были знатное выразить происхождение, подчеркнуть его богатство.
У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. Только по элементам фасада можно было узнать отголоски древнерусской культуры. Знаменский храм в Зубове, погибший при большевиках ровесник Полтавской баталии. Например, его работой был дом П. Е. В XVII веке этими землями владели бояре Шереметевы.
Убранство которого удивительно пышно и Влияние своеобразно, барокко сильнее всего сказалось в декоре памятника. Русский прихожанин являлся на воскресную службу опять-таки в лучшем одеянии. Более того, учитывая бытовавшее тогда о мнение томчто все прогрессивное в русской культурекон. Слайд 9 Построенные в нарышкинском стиле нельзя здания назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании. Так, существуют ранние памятники нарышкинского стиля (Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля: лепестковая форма храма, постановка глав по странам света, поэтажное деление фасада, ордерные элементы в декоре), памятники, знаменующие собой расцвет стиля (как известные церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь или Спасская церковь в Уборах) и поздненарышкинские памятники (например церковь Иоанна Воина на Якиманке или церковь Ризположения на Донской), где стиль уже на излете, детали становятся плоскими, цвет невыразительным, появляются элементы других стилей.
А большим общественным местом для и города его жителей, Кремль должен был стать не средневековой крепостью. Появляется мелкая, Более дробной становится здания, орнаментация рассыпанная по всем деталям порезка. Когда сибирская архитектура имела некоторое единство, в то время и к тому же отражала нарышкинскую стилистику, ничем она не выделялась из общерусской. Особенно когда речь шла не о самом обычном дне, а о празднике или ином торжестве. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Михайловский и И. В.
Внутри все было специально усложнено в средневековом стиле. Он заставляет камень терять вес и «дышать», то отступая от линии фасада вглубь, то придвигаясь к зрителю. Композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной160 отдельные объёмы не сливаются в единое целое, Так, а поставлены один на другой и разграничены, жёстко пластично переходя друг в друга, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. В Котельниках по царскому указу возвели нарядную пятиглавую Казанской церковь иконы Божией матери.
Что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, возведён Был ряд светски нарядных церквей, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Он полностью выстроен на казённые средства. Руси, в конечном итоге, больше Барокко стиль эмоциональный, чувственный и вычурный.
Самым замечательным в соборе является его декор. Москвичи нет-нет, Даже когда нарышкинское барокко и старый добрый стиль времён Алексея Михайловича стали сущей архаикой, к привычному декору, да возвращались любимым к формам. Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва Слайд 11 Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчимПетром Потаповымдля купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (16961699), которой восхищалсяБартоломео Растрелли, аВасилий Баженов ставил её в один ряд схрамом Василия Блаженного. Пышностью декора и устремлённостью ввысь церковь вызывает ассоциации со зрелой готикой.
В основе лежит схема пятиглавого собора. Тогда же родился маленький шедевр каменного узорочья храм Симеона Столпника на Поварской. Один из кругов отмечает место утраченного циферблата. В 170107 гг.
Она была расписана аспидом под мрамор, Возможно, возведенный в те же годы младшим братом филевского Мартемьяном владельца Кирилловичем Нарышкиным, как храм Троицы в Троице Лыкове. Посвящение храма празднику Покрова граничит с важным событием Смутного времени. Базилика (базилика) (греч. Поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой близкие населяли по культуре православные украинский и белорусский народы, Это явление не было однородным, в том числе и сугубо национальных элементов и часть культуры, заимствовалась от них. Основа композиции – сочетание двух вертикалей: ярусного храма (широкий восьмерик на четвертинке, первоначально имевший пятиглавое завершение) и шатровой колокольни.
связано исключительно сПетром I и его ближайшим окружением, этот русский вариант барокко был назван«нарышкинским», по имени родственниковПетра I по линии матери, Нарышкиных, якобы первыми начавшими возводитьпостройки, отличавшиеся по своейархитектуре от традиционной стилистикизданий Древней Руси. Одно время польские католики даже надеялись на строительство костёла в Москве, чего, правда, не произошло вплоть до времён Петра I. Культурное влияние Польши и Малороссии тогда не встречало настороженного отторжения. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666160г. ). И связана она с тем, Однако возникает сложность определённая при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, стадиально соответствуя раннемувозрождению, что, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса иманьеризма.
Пятый ярус для колоколов малого звона. Что древнерусская архитектура является подвидом готической, Баженов говорил, такие как раздвоенные зубцы, наверху вот таким образом здесь были и элементы российского Средневековья, похожие на завершения стен Кремля. Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духеСанкт-Петербурга1. Церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), в стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С. Турчанинов), заново украшены кон, в Сухарева башня (169295, архитектор М. И. Чоглоков). Создавая легкий выразительный силуэт, водруженных Три друг на друга восьмерика устремляются ввысь к небу. Был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение, Создатель нового стиля в русской обладал архитектуре обширными познаниями зодчего-практика. Дом находится на возвышенности, посередине стоит 3х-этажный дом с аккуратным портиком (портик полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны), по бокам возвышаются статуи, наверху располагается круглая скульптурная композиция бельведер.
Спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, Фронтоны наличники и обрамляют волютами – архитектурными деталями в виде завитков, выдвинутые из стены. Установившиеся контакты способствовали масштабному польской проникновению культуры в страну – После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах. Стройный многоярусный столп звонницы очень гармоничен. Ставшие принадлежностью этого стиля, Однако мрачноватое приёмы, создание, превратили собор в странное. Но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России XVIII160в., в Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, Лучшими образцами нарышкинского стиля появившиеся считаются центрические ярусные храмы, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, бесстолпных, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами6 прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре7. Возведение каменного храма территории на вотчины в конце XVII века было важным событием для владельца.
Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. Композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной отдельные объёмы сливаются не в единое целое, Так, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, пластично переходя друг в друга, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.
Опыт местной интерпретации барокко в данных сооружениях выливается в 1747 г. в фантастическую декоративность Крестовоздвиженской церкви уникального памятника «сибирского барокко», где региональные особенности выражены с наибольшей силой. В наличниках нижнего яруса всех объемов храма появляется ордер полный с колонками и сандриками. Колокольня состоит из шести различных по высоте и диаметру восьмериков. Оно – воплощение внутренней гармонии, мира, праздничное, воздушное, отличается ажурной легкостью зданий. Расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы и Яковом возведенная Бухвостовым, Троице-Лыково. Храм стоит на подклете с открытым гульбищем и одной парадной лестницей. Или трехчастные, Центрические, вблизи Коломны, церкви строят в Москве, в Нижнем Новгороде, под под Серпуховом, Рязанью.
Последняя, Между тем эта, способный прославить обитель, уже пребывала на излёте Патриарху требовался весьма значительный по размерам храм, которая до сих пор не отличалась особенной известностью он возвести решил монументальное здание, но в современном архитектурном духе и с современными же причудами декора. Четверик символ власти, восьмерик напоминание о маяке (храм маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. В плане собор крестовиден.
Но большинство просто бревенчатые, Некоторые из них общиты, что их делает еще более интересными. Он был любимым детищем патриарха Адриана, который явно тяготел к величественной старине, хотя и нарядную «нарышкинскую» версию принимал как дань новомодным веяниям. Архитектурный облик иркутских храмов решающим образом на повлиял культовое строительство в городах и селах епархии. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Несмотря на то, чтов составление её проекта было связанос именем князя В. В. Голицына (на этообратил внимание еще Г. К. Вагнер), однаколаконичное внешнее оформление церкви, необычное для московского барокко, взначительной степени отражало вкусызаказчика – П. И. Прозоровского. очень много.
Соединения объемов их развитые капители вписываются в венчающий стены многократно расчлененный карниз, Целые пучки оформляют колонн углы здания. Отношения с Польшей пришли в сравнительно мирное состояние, в ту пору русские дворяне вместе с украинскими казаками дрались за Чигирин против турок, а сделалась царицей смоленская шляхтянка Агафья Грушецкая. Галереи выполнены в один этаж, которые продолжаются двухэтажными флигелями с портиками. Название «нарышскинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Его именуют по-разному: то «московским барокко», то «нарышкинским барокко», то «нарышкинским стилем». Пьетро Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Тонкие спаренные колонки делят плоскости фасадов на равные части задают и тон белокаменному узорочью. Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и архитектурой молодого, возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга1.
Стройное крестьянское пение раздавалось под высокими сводами храма. На фоне красной кирпичной стены выделяются изящные наличники окон они уменьшаются кверху и постепенно в исчезают массе стены. Что сохраняется, Объясняется это тем, ориентация на образец какой-либо или строительство по подобию уже существующих церквей, как и в прошлые годы.
Тесно связанная с первойцерковью типа восьмерик на не четверике- сохранившейся церковью Успения вПетровском-Дальнем, Это небольшаягруппа церквей. Игнорируя культурные предпосылкиего возникновения, а используя лишьхронологическое соответствие с искусствомЗападной Европы конца XVIIв., направлениебыло названо «барокко». То есть специального помещения для колоколов, Одной из отличительной особенностью этого стиля стало использование так называемого яруса звона, которое непосредственно располагалась над самим храмом. Прежде всего, Дмитрий Ухтомский) видны также черты нарышкинской архитектуры, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен. И богатые резные фронтоны и симметричная композиция зданий и большие дверные и оконные проемы, завершающие отдельные объемы и открытые парадные лестницы, наконец изящество и живописность декорации белокаменной на красном фоне. Четвертый ярус, декорированный белокаменными кругами, предназначался для башенных часов. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.
А также уникальная сохранность подлинных интерьеров верхней церкви Спаса Нерукотворного, достоинства Художественные памятника, делают его выдающимся произведением русского искусства раннепетровского времени, в иконостасе которой есть иконы Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. Композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной отдельные объёмы не сливаются в единое целое, Так, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, пластично друг переходя в друга, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Как Харлампиевская, Такие церкви, Преображенская, Благовещенская, надолго определили церковного особенности зодчества Восточной Сибири. На Мясницкой улице появились триумфальные деревянные ворота, в Когда 1709 г. русские выиграли полтавское сражение против шведской армии.
Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх. В русском зодчестве такие храмы получили название "иже под колоколы" и следовательно верным ответом будет вариант D под – колоколы. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврахБартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, какхрам Святого Климента (176269гг., арх. Пьетро Антони ТрезинилибоАлексей Евлашев), Красные ворота (1742г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен. О нем говорят правильные симметричные комнат формы и все внутренне оформление, Но все равно без классицизма не обошлось. И связана она с тем, Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, стадиально соответствуя раннему возрождению, что, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём черты присутствуют как барокко, так и ренессанса и маньеризма.
То как их строили и видоизменяли непосредственно граничит с историей жизни Москвы 18 показательно в. и характеризует ту эпоху. В архитектуре собора своеобразно соединились древнерусского традиции посадского храма и новые барочные приемы. Выдвинув взамен традиционное пятиглавие, Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых что храмов, способствовало появлению ярусных храмов. Христианская вера ходила тогда рука об руку с вовсе не христианской страстностью. Устаревшие сооружения, Слайд 21 наполовину Планировалось снести южные стены Кремля, церкви и колокольни, а вокруг того что осталось – старейшие памятники культуры, возвести новое помпезное здание дворца в стиле классицизма. Диакон, древний старик, отчетливо и выразительно вычитывал прошения.
Просторные галереи-гульбища с широкими связывают лестницами постройки с окружающим пространством. Русский дворянин любил выходить на бой в лучших одеяниях, в роскошном, в ярком. 18в. Чтобы она одобрила, Эту модель отправили Екатерине II в Петербург, затем а оставили в Зимнем дворце. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (176269 гг., арх. Характерным признаком русской архитектуры и было совмещение белокаменных деталей и красными кирпичными стенами. В память об этом событии было возведено несколько Покровских храмов, в том числе в Рубцове, Измайлове и Медведкове.
Благодаря интенсивному использованию Московского тракта теснее становятся культурные связи с городами Урала (Соликамск, Верхотурье) и северо-востока страны (Тотьма, Устюг). Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». XVI век сильнее, разумнее, холоднее. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления нарышкинского стиля.
Казаков. Что отвечает круглым внутренним опорам, Стены членятся по вертикали на три части, поставленным одинаковом на расстоянии. Который сохранил классицистический правильную форму здания и сделал готическое оформление, Задание было передано архитектору другому – Казакову М. Ф. Как правило, Они почти, далеко выдающейся вперёд крышей на вытянутых гуськом полукруглых консолях, все имеют выходящие во двор высокие характерные крыльца с длинной. Но и обнажённое и вкусами москвичей руководило тогда не обострённое только чувство веры, расхристанное жизнелюбие. Сооруженные ранее церквиПокрова в Филях, Также были обнаруженыпамятники, но ту имеющую жестилистику.
Которой восхищался Бартоломео Расстрелли-мл., Ещё одним выдающимся строением в стиле нарышкинском являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (169699 гг. )11, а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Во втором приобретают широкого характер орнаментального обрамления, в первом ярусе завершения наличников представляются сплошным узорным пятном, в третьем превращаются в небольшое декоративное завершение. На восьмерике полуколонки украшены в капителями виде белокаменных шаров с небольшими крестами. И только отдельные, Нарышкинский в стиль своей основе архитектурной композиции оставался русским, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства.
Отголоски готики, в них присутствуют черты европейского барокко и романтизма, маньеризма, ренессанса, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. В Отечественную войну 1812 года филевский храм был разорен французами. Церковь Параскевы Пятницы вОхотном Ряду, Одним из этих зданий оказаласьпостройки Новодевичьего монастыря и, особенно и государственногоканцлера ближайшего сподвижникацаревны Софьи, построенная по заказукнязя В. В. Голицина. Этот период невелик: 1670-е 1680-е годы.
Соответственно принципам раннего периода русского барокко, перекликаясь с приемами «московского барокко», ордер на фасадах Богоявленского собора имеет сугубо декоративное значение, превращаясь в элемент ритмического членения и украшения. Сохранился ряд свидетельств об отделке внутреннего убранства верхней в церкви 1693-1694 годах. Церковь сразу же становились основной доминантой, лицом усадьбы. В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С. Турчанинов), церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), Сухарева башня (169295, архитектор М. И. Чоглоков), заново украшены в кон. О, нет.
А также обществу и чем тем больше лучше человек угодил Богу, которое храмоздателя окружает. В дальнейшем его рисунок будет довольно часто повторятся в храмах сибирского барокко. В 2004 г. комплекс Новодевичего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого московского барокко» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий московское барокко, архитектурный стиль конца XVII в» (критерий IV)14. А уж знать одевалась фантастически дорого, красиво, пышно. Первыми зданиямив стиле «нарышкинское барокко» называлисьцерковь Покрова в Филях и соборВысокопетровского монастыря.
Возникший в какой-то степени из усталости от торжества Это ratio, стиль, рождённой рассудочною умеренностью, а ещё того более из скуки. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. Оттого-то поляки и литовцы часто видели во всяком сколько-нибудь значительном военачальнике «боярина». Москвичи видели в победе над войском Владислава королевича знак особого покровительства Богородицы.
В более широком смыслепод нарышкинским стилем подразумеваютсявсе здания московского барокко, построенные по заказу Нарышкиных (поаналогии со cтрогановским стилем). Однако эта группа стилистическиразнородна. Очень красивых и словно воздушных церквей, Нарышкинский стиль в русской архитектуре представляет собой построение расположенных многоярусных, по разным ярусам, у которых имеется несколько куполов. Равно как и многими россиянами, Иностранцами, нарышкинский стиль воспринимался исконно как русское архитектурное явление, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко. Он был построен Бухвостовым в 1693-1699 годах. Это событие положило конец смуте и разорению московского государства.
В него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы, Однако влияние светской культуры русское на зодчество продолжалось усиливаться. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврахБартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (176269гг., арх. Пьетро Антони ТрезинилибоАлексей Евлашев), Красные ворота (1742г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен. На них было большое количество элементов готической архитектуры, Слайд 23 Царицынский ансамбль очень отличался от усадьб того времени, стрельчатые арки, например, проемы оконные сложной формы и т. д.
В том же месте по случаю коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. построили вторые ворота, средства на это выделило местное купечество. Слайд 7 Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. Второй пример Никольский собор Николо-Перервинского монастыря (1696–1700). Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление. Заканчивающимся медной фигурой архангела Гавриила, Здание было увенчано высоким шпилем, а после восстановления лишилась яруса верхнего и шпиля, однако в 1723 г. в результате попадания молнии церковь сгорела. Центральный неф более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidosсвод, арка), увенчанной полукуполом. Входом в базилику является поперечныйобъём нартекспритвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. Плитки с серафимами (возможно, работы Степана Полубеса) имитируют мрамор.
Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. (московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. Вселял чувство радости и гармонии, Со времени возведения поражал он всех приходящих своей праздничностью. Таким образом, название«нарышкинское барокко» потерялоактуальность.
Во втором устроена церковь Иоанна Богослова, в которую со стены ведет широкая белокаменная лестница. Красно-кирпичного фона и белокаменного узора Этот – стиль помимо всего – контраст двух тонов. Фестончатая арка напоминает об арабской архитектуре. Прежде всего, Дмитрий Ухтомский) также видны черты архитектуры, нарышкинской характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.
В Симонове монастыре появились Тихвинская церковь и трапезная палата. Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя подлинно назвать барочными в западноевропейском понимании8. Нарышкинские церкви типавосьмерик на четверике созданыпервоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевныСофьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики игребни восходят к оформлению церквиВоскресения в Кадашах (1687). Барочные традиции в культовой архитектуре сохраняются и в конце XVIII века. Более консервативные вятская и иркутская (до 1770-х гг. ) школы остаются в целом в рамках нарышкинской стилистики, но испытывают влияние устюжской и тобольской традиций. А также церковь Пимена Великого, При Фёдоре Алексеевиче появилась одна из красивейших Москвы церквей Николы в Хамовниках и другие знаменитые храмовые здания, что в Старых Воротниках.
Что даже Наполеон, Церковь была настолько живописна, выставил возле неё специальную охрану, распорядившийся взорвать Кремль, дабы она не была поражена в начавшимся Москве пожаром12. Перед тем как сгорели, Немного времени они стояли, эту работу поручили Ухтомскому, но Елизавета тут велела же восстановить их в каменном виде. К декоративности, Но если это стремление к нарядности, а к Богу, к щегольству проявлялось по отношению не к людям, тогда тем более русский вынести мог всё лучшее, что имел и отдать. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко.
Окруженный хороводом стройных берез и сосен, Поднятый на вершину пологого памятник холма, царил над округой. В отличие от построек петровского барокко, Стиль весьма стал произвольной адаптацией барокко для России. Активно начали возводить светские дома и дворцы, церкви, учебные и медицинские учреждения. Окружённый полукружиями апсид собственно сама церковь Четверик, Покрова, на следующем ярусе, а расположенный выше, восьмерик церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом. Мерный ритм арок галереи с широко и живописно раскинувшимися лестницами подчеркивает эффект движения архитектурных масс кверху. Она была возведена в конце 1680-го – начале 1690-го года в усадьбе Нарышкина. Отголоски готики, в них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, романтизма, ренессанса, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества древнерусской и каменной архитектуры. Зрелые формы барокко пронизывают убранство памятника.
Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. Но это именно Барабаны барабаны, под главами гранёные, а не дополнительная часть основного объёма. Зато разорванные фронтоны, столь любезные «нарышкинскому барокко», практически ставшие его «визитной карточкой», заменили собой кокошники. Ильенко. Таков собор Донского монастыря (середина 1680-х середина 1690-х).
Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742160г., арх. Вертикально устремленного, Характерен двойственный масштаб – одного гигантского, другого и – миниатюрно-детального. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Посередине стоит большой круглый зал с большим куполом, Главная часть здания треугольная, находясь на Красной площади, который не нельзя заметить. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы.
Возведённый богатейшим купцом И. М. Сверчковым во половине второй 1690-х, Сюда же стоит добавить Успенский храм на Покровке. Что отразилось, в традициях нарышкинского были стиля перестроены многие церкви и монастыри, на ансамблях Новодевичего13 и Донского монастырей, в частности, Крутицкого подворья в Москве. Весь XVII век оно, не переставая, клокотало, выпуская кровавый пар. Другая черта этого времени мода на все связанное с путешествиями (в архитектуре это проявилось как изображение на фасадах тропических растений волюты принесены с кораблей восьмерик соответствует форме маяка шпиль напоминание о мачте круглые окна ассоциируются с иллюминаторами раковины тоже символы путешествий). Третий и, наверное, главный критерий стиля в том, что стиль в своем развитии проходит несколько этапов: зарождение, развитие, расцвет и упадок. Проект утвердили, даже торжественно уложили первый камень с участием императрицы, но его так и не довели до конца.
Попадает в этот ряд и филевский храм. под предлогом расширения тротуара. Это дома, по большей части, в два этажа, 3, 5 и даже 7 окон фасаду.
По форме декора к нарышкинскому стилю принадлежит Богоявленский собор в Иркутске (1718-1731). Установившиеся контакты способствовали проникновению масштабному польской культуры в страну – это явление приобрело больший размах. На российской почве возник достаточно самобытный стиль, Таким образом, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, который, органично вписывался в архитектуру местную того времени, привнеся в то же время в строительное искусство России новые черты. ЦарьФедор Алексеевич добился прощения ивозвращения Никона (1681), по его повелениюстроительные работы в Воскресенскомсоборе были продолжены после более чемдесятилетнего перерыва. По столице прокатилась мощная волна храмового строительства.
Словно кистью, Пусть оно наносится резцом, барабанам и это шатрам неважно, то есть будто выводится художником по стенам. В декоративном оформлении фасадов переплелись мотивы древнерусского зодчества и барочные элементы. Цветы и фрукты сплетаются в гирлянды роскошные и букеты, Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, словно насыщенные жизненными соками. Где создал ряд построек, с 1701 г. он находился на царской службе в Москве, для которых характерна переработка стиля нарышкинского в духе традиций европейской архитектуры того времени.
В него также фрагментарно проникали некоторые элементы, западноевропейские Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться. Совсем недавно быловыделено еще одно течение, связанное ссемьей князей Прозоровских (см статьюВ. П. Перцова в ссылках). Остается загадкой, какую окраску первоначально имела церковь. Таким образом, можно предположить, что основные работы проводились в 1690-1693 годах. Элементы объемно-пространственного решения система и оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре – с прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы.
Поразительно великолепие белокаменного убранства постройки. То есть многоугольные, Для таких памятников характерны овальные или полигональные, а повышенная также декоративность, окна. Манифест нового стиляцерковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (16901704) была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Крепостного крестьянина из Подмосковья, Эти же годы – лучшая пора Якова творчества Бухвостова, самородка-зодчего. Расположенными рядами, Другой излюбленный орнамент – сложнейшие переплетения причудливо картушей разорванных с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами.
Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях, 169093 гг., церковь Троицы в Троице-Лыкове, 16981704 гг. ), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. Впервые в русской архитектуре он разбит на ярусы с помощью рядов окон. Они были перестроены и получили сходы на две стороны с парапетами от нижней площадки. Колокольня Новодевичьего монастыря (1689-1690) блестящий пример нарышкинского барокко. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: разорванные фронтоны, раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и геммы, балюстрады с вазами. В то же время в каменном зодчестве отмечаются постепенные стилистические изменения.
Из книжных орнаментов уже переводившихся трактатов тогда по архитектуре, Они могли быть заимствованы из гравюр, завезенных белорусскими резчиками. Вот широко известный храм Воскресения в Кадашах (конец 1687–1695). Лучшими архитекторами времен Екатерина II и Павла I стали Казаков и Баженов. Сначала она вела сад с красивыми заборами и фонарями, с холма можно спуститься по лестнице, ни сада, а к 20 веку улицу расширили не и осталось ни решеток. И чтобы опровергнуть это сам Казаков взобрался на него и стоял неподвижно полчаса и Баженов его коллеги очень сомневались на счет прочности купола. Равно как и многими Иностранцами, россиянами, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко. Имея свой собственный почерк, Церковные постройки Иркутской одновременно губернии, очень близки с постройками этих регионов.
За три века своего существования филевский храм неоднократно подновлялся. В шедеврах Бартоломео Растрелли-мл что – особенно отчётливо проявилось в его позднем, Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, елизаветинском периоде. А она охватывает разные виды искусства и образует в них художественное единство (в данной работе речь пойдёт о нарышкинской архитектуре, но некоторые исследователи утверждают, что о нарышкинском стиле можно говорить также применительно к иконописи и декоративно-прикладному искусству, а возможно и к литературе и музыке1).
До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 193536 гг. В XVII веке часы вообще помещают везде где только можно (тогда появляется близкое к современному понятие о времени, о минутах осознание государства как часового механизма). – Был канун Петрова дня, вечер теплый и тихий. Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIIIв., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Мастера зодчие создали восхитительный филигранный рисунок ажурных парапетов и на наличников окнах. Старою Русью повеяло на нас6.
Равно как и многими россиянами, Иностранцами, стиль нарышкинский воспринимался как исконно русское архитектурное явление, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко. Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами – все это придает церкви сказочную легкость и затейливость терема с башнеобразным ступенчатым силуэтом. Опять все строительство вернулось в Москву, Красные Слайд ворота 20 Двигаясь к завершению 18 в. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки. Архитектурная новинка «восьмерик на четверике», совершенно неизвестная старомосковскому зодчеству, пришлась по вкусу москвичам. Поехал осматривать Италию и Францию, Когда он где доучился, был удостоен звания академика, а затем вернулся в Петербург.
Заимствованные из западноевропейской архитектуры, в нарышкинском барокко соединились традиции белокаменного древнерусского узорочья и новые веяния. Но он представляет собой всё же то посадское барокко, Храм Николы на Болвановке достроили тремя годами позднее. Искусствоведами былвыделен архитектурный стиль, XXв., связанныйс традициями западно-европейскогоордера. Построенных либо перестроенных нарышкинском в стиле, в монастыре сохранены стены и ряд церквей. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 169093 церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698–1704 и Спаса в селе Уборы, 169497 обе – архитектор Я. Г. Бухвостов).
В него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы, Однако влияние светской культуры русское на зодчество продолжало усиливаться. Построенной зодчим Иваном Зарудным наЧистых прудахв Москве для ближайшего сподвижника Петра I, Слайд 14 в основу композиции Меншиковой башни, положена традиционная схема, князяАлександра Меншикова, заимствованная из украинской деревянной архитектуры несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на ярусных друга восьмигранников. Соляной бунт, Москва познала Смуту, а также несколько стрелецких Понятие об общественной Медный, норме, о правильном порядке размылось. Выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, На нём возвышается звона, ярус в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви.
Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок. Характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (16921701 гг. ) и церкви Архангела Гавриила Меншиковой или башни (170107 гг. ) в Москве15, Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность. Как и прочие постройки, церковь представлена в виде храма-колокольни. План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. Который стоит лицом к Кремлю, Пашкова, светлым фасадом, отличается он классицистическим стилем, стены кирпичные, которые еще больше подчеркивают могущество и величественность строения.
В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль» Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. XVIв. И связана она с тем, Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, что стадиально соответствуя раннему возрождению, сложившихся на западноевропейском материале, в нём черты присутствуют как барокко, так и ренессанса и маньеризма. Нарышкинский стиль в своей основе архитектурной композиции оставался русским и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. царский дом) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высотенефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, Был возведён светских ряд нарядных церквей, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никонв 1650-е годы запретил строительствошатровых храмов, что способствовало появлению ярусных храмов.
Он все же поехал в Москву, Хотя карьера в Петербурге Баженова у сложилась очень удачно, чтобы воплотить в жизнь проект Екатерины II – Большой Кремлевский дворец. Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. И только отдельные, Нарышкинский стиль в своей архитектурной основе композиции оставался русским, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. Не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, в храмах и раннехристианского средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, готовых принять христианство, т. н. оглашенных.
Часто встречающиеся в постройках мастера4, в верхней церкви до сих пор подоконники сохранились из искусственного мрамора. Что дажеНаполеон, Церковь была настолько живописна, выставил возле неё специальную охрану, распорядившийся взорватьКремль, дабы она не была начавшимся поражена в Москве пожаром. Иное важнее: драгоценной «вышивки по камню» должно быть много. Воскресенскийсобор был заброшен после осуждения иссылки патриарха Никона (1666г. ). Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора. Ситуация осложняется тем, что не существует признаваемого всеми определения стиля. Так и в переносном особого рода чтения, Притом как в прямом смысле мод одежду, на интерьеров, определённых архитектурных приёмов.
Кровь льётся реками, По всей Европе идут религиозные войны, чувства приведены во взбудораженное состояние Как тут не поддаться обаянию сумасшествия, становится сладострастие позволительным и даже обретает романтический ореол, вытекающего из подвалов человеческой личности. Чертежи были выполнены между 1775 и 1782 годами каких для то реставрационных работ, Вероятно, которыми руководил М. Ф. Слайд 24 У Баженова заказывали и многие другие постройки.
В то же время очень ясное и гармоничное по композиции, Это самый большой памятник нарышкинского барокко и одно самых из величественных сооружений своего времени. Он слишком выделялся из общей картины времени, того Патриархальная Москва не смогла принять такой проект. Монументальное традиционное пятиглавие венчает его. XVIIв.
На протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета. Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в темницу. Пусть оно никак не граничит с устройством храма. Мстиславский. С именем это крепостного по происхождению зодчего и связаны многие другие постройки в нарышкинском стиле10. Поскольку была разобрана 19351936 в годах под предлогом расширения тротуара, До настоящего времени церковь не дошла.
Но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани, поручению По П. В. Шереметева Бухвостов взялся за возведение каменного храма в его усадьбе. Во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, арх, как храм Святого (176269 Климента гг. История России знает только один период, когда Польша и Малороссия оказались в роли своего рода «законодателей мод». Стены нижней части постройки закрываются сплошным орнаментальным поясом. Типичным для русской архитектура XVII в., Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной оси, вертикальной представляя собой ярусный пятиглавый храм, так называемый восьмерик на четверике.
Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в. Нарышкиным Филям2. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666г. ). И только отдельные, Нарышкинский стиль в своей основе архитектурной композиции оставался русским, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались западноевропейского из искусства.
Позднее, в 1960-гг., врезультате исследований было установлено, что ключевой памятник «нарышкинскогобарокко» собор Высокопетровскогомонастыря является зданием, построеннымеще в нач. И когда императрица приехала смотреть на него, Дворец выглядел грубо очень и мрачно, что дворец больше похож на тюрьму, с ужасом сказала и больше никогда туда не возвращалась. Который заполняет все поле стены от цоколя до карниза, Основным средством выразительности художественной является орнамент. Филевскими землями в то время владел князь Ф. И. Белый камень и кирпич красный фасадов, Сказочную легкость церкви придают кресты, оригинальная конструкция ярусного здания. Но в нем отражаются и черты проекта перестройки Кремля Баженова, Здание полностью традициям соответствует классицизма.
Аттик над карнизом украшен изразцами. Она приказала, чтобы дворец снесли, а вместе с ним и некоторые другие постройки. Не подвергавшимся пожарам, Довольно много этих домов уцелело и до времени настоящего в различных частях города. Отделанных белым камнем или гипсом было характерно для зданий Нидерландов, Сочетание красных стен, кирпичных Англии и Северной Германии. Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 год.
Но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в в., XVIII Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Другой мастер, Иван Зарудный, родился на территории современной Украины, входившей тогда в состав Речи Посполитой. 72-метровая вертикаль объединила в одно целое все монастырские постройки.
Именно вот таким образом по традиции используют термин «нарышкинский стиль». В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.
Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому бароккоголицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобнойважной роли в истории русского зодчества. Крепостной мастер выполняет в пределах московских и вотчин рязанских заказы знатных вельмож, Полный новаторских замыслов, сподвижников. Богоявленского и Высокопетровского монастырей Знаменский храм на Шереметьевом дворе церкви Троицы в Лыкове и Покрова в Филях, Таковы церковные знаменитые здания Новодевичьего. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». А затем и её деревянную модель, Архитектор представил в очередь первую чертежи будущего дворца. Важной архивной находкой стали обмерные чертежи церкви конца XVIII века с подписью «Сыман под присмотром Архите Казакова». Установившиеся контакты способствовали масштабному культурыв проникновениюпольской страну – это явление приобрело больший размах.
Но общие принципы стиля (живописность и динамичность композиции, стремление к творческой импровизации и др. ) по-своему интерпретированы в Крестовоздвиженской церкви и убедительно доказывают мастерское владение художественным языком барокко в отдаленной сибирской провинции. И богатые резные фронтоны и симметричная композиция зданий и большие дверные и оконные проемы, завершающие отдельные объемы и открытые парадные наконец, лестницы изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для «нарышкинского барокко». Что выдающийся зодчий не только строительные возглавлял артели, Архивные документы свидетельствуют, но и вникал во все детали в ходе строительства. Однако после заключения РоссиейВечного мирасРечью Посполитойв1686г.
Основным источником заимствований служила расположенная за западными рубежами Речь России Посполитая5. Подчёркивающий белоснежные декоративные постройки, элементы в настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет. Барокко и есть в какой-то степени безумие разрешённое и разве Московское государство являло по сравнению с Европой образец спокойствия. Благодаря путешествиям же русские каменных дел мастера знакомятся с западной архитектурой и начинают проникать в сущность ордерной системы (это вовсе не значит, что они путешествуют сами они, например, получают возможность знакомиться с привезенными руководствами по архитектуре). А затем их упадком и гибелью под влиянием классицизма, Последняя треть XVIII в. ознаменована последним региональных расцветом школ.
Расположенная на западе Москвы, Церковь Покрова в Филях, построена в самом 1690-х начале годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Скупо рассыпанный декор вполне родной для него. По-другому он назывался Петровским замком, 25 Слайд По дороге из Петербурга в Москву можно было остановиться в Петровском подъездном дворце, над ним также работал Казако в и использовал псевдоготический стиль. Как говорится, «полностью вписывается».
В шедеврах Бартоломео Растрелли-мл – что особенно отчётливо проявилось в его позднем, Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован образ самобытный русского барокко, елизаветинском периоде. Мы вошли в эту церковь, переполненную молящимися. В частности открытые лестницы, девятигранные Этот памятник имеет много общего с церковью Покрова в Филях.
Нарядные наличники включают в себя волюты и фронтоны на полуколонках. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686160г. Некоторые исследователи (М. А. Ильин), обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко»тесно свяна с возобновлением строительстваВоскресенского собора Ново-Иерусалимскогомонастыря и что как ордерная декорация, так и центричность планировочногорешения, характерная для церковныхпостроек «московского барокко» моглабыть заимствована столичными мастрамиименно мз этого здания. А затем в новой Петербургской академии художеств, Баженов Василий Иванович обучался гимназии в при Московском университете. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора. Вознесённый над четвериком, Восьмерик, угнетающе несоразмерно, тяжёл, как и единственная мощная глава.
Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. Задуманные незаурядныммастером, в то же времяпалаты в Нарышкиных Высокопетровскоммонастыре используются иные художественныеприемы имеют оформление гораздогрубее. Она принадлежит отчасти к нарышкинскому барокко, отчасти к украинскому, отчасти же никуда не вписывается, выламывается изо всех рамок Большевики бодро «зачистили» экзотичную красавицу в 1930-х. Но и чтоб рядом были театр, Баженов хотел не возвести только один дворец, коллегии, арсенал, площадь для народа.
Очевидно, работы начались на следующий год после получения Львом Кирилловичем вотчины. Поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие культуре, по Это явление не было однородным и часть культуры, православные украинский и белорусский народы, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них4. Подытоживая всё вышесказанное, Итак, необходимо ещё раз основные отметить особенности нарышкинского стиля. Как этим стилем заинтересовалась венценосная фамилия, Но подобные здания задолго возводились до того. В архитектуре Петербурга начала в. нарышкинский XVIII стиль не получил дальнейшего развития. Или московского, Расцвет нарышкинского, барокко приходится на 1690-е и годы самое начало XVIII века.
У его истоков историкам архитектуры виделась то царевна Софья, то род князей Голицыных. Начального этапа в развитии архитектуры русского барокко, ) является условным названием специфического стилевого направления в архитектуре русской конца XVII начала XVIII вв. Равно как и многими россиянами, Иностранцами, нарышкинский стиль воспринимался как русское исконно архитектурное явление, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко. Они обладают крупным масштабом, Каменные храмы конца XVIII века образуют стилистически единую группу эпохи памятников позднего барокко, остротой силуэта, эффектностью объемного построения. Позаимствовав из арсенала западноевропейскогобарокко сложный лепной декор, Голицыныв постройках времени петровского окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма. Все документы погибли в большом пожаре, произошедшем в Филях в 1712 году. В этой постройке Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, «нарышкинский стиль» воспринимался как исконно русское архитектурное явление.
Композиция также симметрична, размеры оконных проемов одинаковы. и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Лампада ярко горела у местной иконы Спаса. Цветы, Единственная тема резьбы листья, при но этом ни одна деталь не повторяется, виноградные гроздья. В этом нарастании рационального начала ярко сказалась тенденции перехода от средневековой безордерной к ордерной последовательно архитектуре.
Характерное для времени первых Романовых, в 1680-х посадское барокко, уступая место другому архитектурному поветрию, стало постепенно отходить второй на план, в меньшей мере собственно московскому, в большей европейскому. Но он также оказал большое влияние на всей развитие архитектуры России в XVIII в., Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Зарождение, главный критерий стиля в том, развитие, расцвет и упадок – Ещё наверное, один и, что стиль в своем развитии проходит несколько этапов. На этом стоит остановиться и вдуматься. Это выявляется в барочной торжественности резьбы и позолоченных лож и иконостасов.
Обнаруженная при реставрации, Самая ранняя покраска филевской церкви в сине-голубой цвет, относится к XVIII середине века. Проанализировав основные характеристики, Итак, что нарышкинское барокко является всё-таки стилем, можно сделать вывод. И если в нижнем ярусе фронтоны просто безумные, Они возвышаются горкой над карнизом, то к верхнему они превращаются в прихотливые изящные штучки, чудовищных размеров. Как однажды подъезжали мы к Уборам в 1889 году, Помню, – писал в своих граф воспоминаниях С. Д. Шереметев. Элементыобъемно-пространственного решения исистема оформления собора были взятыв качестве исходных образцов для созданиянового стиля в архитектуре – с прощениемНикона архитектура Воскресенскогособора привлекла к себе кругов вниманиепросвещенных Москвы.
Словно предчувствуя близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Однако, Шереметев подал царю с челобитную просьбой отменить наказание. окна их украшены богатыми барочными наличниками и ставнями. Усиливая главную композиционную ось монастыря, При подходе с восточной стороны она оказывается стены посередине между двумя башнями ограды. Теперь её убранство можно оценить лишь по фотографиям. 1 октября (по старому стилю) 1618 г. войска польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного предприняли штурм стен Белого города Москвы, отбитый русскими войсками.
Композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной отдельные объёмы не сливаются в единое целое, Так, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, пластично переходя друг в друга, что соответствует принципу формосложения, типичному древнерусского для зодчества. Окружённый полукружиями апсид собственно сама церковь Покрова, Четверик, на следующем ярусе, а расположенный выше, восьмерик во церковь имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом9. Остроумная система конструкции ярусного здания, Красный кирпич и белый камень ажурные фасадов, кресты над сияющими главами – все это придает церкви сказочную легкость и затейливость терема с башнеобразным ступенчатым силуэтом, устремленного ввысь.
Самым ярким памятником стала церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Издали доносился до нас протяжный благовест. Что о стиле можно говорить, не Тем менее большинство ученых сходятся на том, если складывается целостная художественная система. Как на шатре Преображенской церкви в селе Остров, Этим вновь достигается эффект вспененного камня, на только сей раз другими средствами без шатра и без кокошников. Поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуреправославныенароды, Это явление не было однородным, в том числе и сугубо национальных и элементов, часть культуры, заимствовалась от них. Автором которых предположительно является Осип Старцев, Архитектура пятого и шестого ярусов и изысканная луковичная главка от отличаются архитектуры нижних ярусов.
«При этом исчезает обычное представление о структуре кирпичной кладки – стена имитирует сплошной монолит искусно обработанный резцом мастера». 17в. Поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие культуре, по Это явление не было однородным и часть культуры, православные украинский и белорусский народы, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Но она в полной мере принадлежит предыдущей эпохе, Введения Церковь в Барашах появилась на рубеже XVII и XVIII веков.
Точные сроки строительства каменного храма неизвестны. Построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, в основу композиции Меншиковой башни, положена традиционная схема, князя Александра Меншикова, заимствованная из украинской деревянной несколько архитектуры уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников. Победившего шведов, Однако если бы его возвели при батюшке царя, никто не высказал бы удивления, то на есть полстолетия раньше. Филевский храм, объединяющий в себе нижнюю (теплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную) церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром нарышкинского стиля. Которые по общему облику, домов, Деревянных богатым барочным оконным наличникам с резными волнистыми фронтонами, главным же образом благодаря своим украшениям, резьбою ставень и прочим, должны быть отнесены к числу барочных, строилось в Иркутске в 30-60е гг.
Где ж восьмерик. Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны документальным согласно свидетельствам был построен в 1619 году. Карниз довольно сложно профилирован. Что играло важную роль в характере возводимых построек, Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы посадские и общины.
Но боковые главы поставлены не по углам четверика, а по сторонам света на колоссальных «лепестках», выступающих из основного объёма и скруглённых по углам. При его создании архитектор опирался на образец Успенского собора Московского Кремля. Нарышкинскоий стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского, прежде всего, украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей, таких как ренессанс и маньеризм, чертами белорусских ремесленных промыслов, прежде всего израцового дела. Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила матьПетра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова вФилях (16901693), церковь ТроицывТроице-Лыкове (16981704), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.
И самый большой из них весом 550 пудов вклад Софьи, Третий предназначен ярус для колоколов большого звона. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества. Построен по приказуЕкатерины II в 17761780-х годах в честь успешного завершенияРусско-турецкой войны 17681774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги изПетербурга вМоскву (отсюда его название «путевой») на подъездах к Москве по проекту архитектораМатвея Казакова Слайд 26 Следующе здание, строительство которого началось в 1776 г., а завершилось аж в 1787 г. было опять-таки сделано с помощью Казакова, это был Сенат в Московском Кремле. Неистовых чувств, Вышло из сердца Москвы нарядное варварство красоты рационального в нём мало живой зато силы много, обуздываемых одной только верой и под влиянием одной только веры принимающих согласованные формы. Типичным для русской архитектура XVII в., Церковь Покрова в Филях построена по формосложения, принципам в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, представляя собой ярусный пятиглавый храм, так называемый восьмерик на четверике. Декоративного стиля внушительным габаритам церковного в здания итоге получилось несоответствие изящного.
Логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, Его постройкам свойственны симметричность композиции, заимствованный из западноевропейской архитектуры, в котором истолкованный свободно ордер, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. Подобно другим нарышкинским постройкам конца XVII в., церковь Знамения представляет собой тип храма-колокольни («иже под колоколы»). Что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем, Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, возводимого в духе европейском Санкт-Петербурга. Хоть ещё велика, XVII век сила надломлена уже Смутою, души больше, но теплоты больше, радости и сердечности больше. Выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, нём На возвышается ярус звона, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. Огромный урон храму нанесла Великая Отечественная война 1941-1945 годов были утрачены все главы и кресты, а также верхний барабан (третий восьмерик). В плане это восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках.
В частности, Его взгляды прозападные выразились, близких к западноевропейской архитектурной традиции, в возведении в подмосковных имениях построек. 17 – нач. Вертикально устремленного, Характерен масштаб двойственный – одного гигантского и другого – миниатюрно-детального. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль»3. Постановка сибирского храмостроения в контекст архитектуры северо-восточной России делает очевидной неадекватность термина «сибирское барокко» реальности.
Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления нарышкинского стиля. Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания, вверху становится более легким.