История жизни бабушки Мозес начиналась как у большинства девочек из бедных семей, живших в глухой провинции. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков иллюстраций. В 1960160году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром без письменного разрешения редакции.
Следующие двадцать пять лет для Бабушки Мозес были сплошным триумфом: коллективные и персональные выставки, объехавшие тридцать штатов и десять европейских стран, выход монографии о художнице, лицензирование первых рождественских открыток с ее картинами. Цветаева Бабушка Мозес – Grandma Moses, как позже прозвали ее журналисты, естественно, не всегда была бабушкой, вдовой фермера и матерью пятерых взрослых детей (еще пятеро – умерли, не дожив до года). Книга переиздается, лицензия покупается за бешеные деньги, в 1949 году Бабушка Мозес едет в Вашингтон, где ей вручается специальная награда самим Трумэном. Бабушка Мозес умерла богатым человеком: она была незаменимой и верной помощницей своему мужу на ферме, вырастила 5 замечательных детей и реализовала себя на личностном уровне.
Но сама живая легенда до самой смерти жила в свое удовольствие и была совершенно счастлива, что приносит людям радость. Бабушку Мозес мало заботило, что на ее имени кто-то делал очень большие деньги: она закончила длинную жизнь, как заканчивают трудную большую работу и мирно ушла к своим предкам. Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. В Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Анна Мария или просто Бабушка Мозес (1860 г. р. ) прославилась тем, что начала делать карьеру художника, когда ей было уже почти восемьдесят. Сегодня я хочу вас вдохновить историей Анны Мари «бабушки» Мозес, которая в первой половине прошлого века поломала стереотипы о пожилом возрасте – в 78 лет она, обычная фермерша, начала рисовать и стала.
Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Ее столетний юбилей стал днём Бабушки Мозес для всего штата Нью-Йорк, что не снилось даже Уорхолу, большому любителю самопиара. Картины бабушки Мозес о том, чегов Америке давно уженет, но во что американцам очень хотят верить. Теперь влт и замечательную бабушку Мозес.
Которого не было и не могло быть в реальности никогда, тот стиль жизни, но в который американцы так любят верить и сей по день. А их долгожданным свадебным путешествием стало путешествие в поисках лучшей работы, т. е. Обосновались они на В 1927 году, когда Анне было 67 лет, Томас Мозес умер в результате сердечного приступа управление фермой взял в руки младший сын Анны, потихоньку оттеснив мать, которую к тому же стали оставлять силы. той работы, где больше платят, затянувшееся на целых 18 (восемнадцать. ) лет. Ее мало заботило мнение художественного мира, а признание со стороны прессы и политиков утомляло: против собственной воли ей приходилось покидать родные места, отрываться от любимого занятие и отправляться в «грязный и шумный Нью-Йорк». Согласитесь, в том, чтобы в 76 (семьдесят шесть.
Примитивизм Наивная живопись Нам, людям, если так можно выразиться, «повернутым» в сторону народного творчества странно слышать, что на самом деле лишь очень малая часть людей ценит наивное искусство как искусство вообще, а в материальном смысле долгое время оно не стоило практически ничего. Наивное искусство нигде и никогда не пользовалось особой популярностью – это искусство, что называется, «не элитное» (уж точно не Челлини и даже не Фаберже), создаваемое по зову души и без всякого расчета на богатого покупателя и глянуться оно может либо такому же любителю наивных чудес, либо «особо продвинутому» искусствоведу. И, с тех пор она и стала американской настоящей знаменитостью, цены на любые ее работы поднялись так же высоко, сами понимаете, как звучание ее имени. И она стала вышивать. И Бабушка Мозес со своей наивной живописью неожиданно для себя (боюсь, что она вряд ли это осознавала) оказалась на идеологической «передовой», можно сказать, сама превратилась в некое оружие (или орудие. ) этой борьбы: она практически главная участница всех передвижных европейских выставок, организуемых Информационной службой США. Бежавший после аннексии Австрии от надвигающегося фашизма, Недавний эмигрант, дабы утвердиться на новом месте сделать решил ставку на Анну Мозес. Здоровье и возраст пожилой вдовы уже не позволяли ей работать, как раньше.
Но в этот раз надежды восторженного господина инженера не оправдались: мероприятие было закрытое, проводилось исключительно для специалистов, а он был среди них чужаком, не понимающим ни их «птичьего языка», ни правил игры. Сюжет ее рисунков был тот же, что и у вышивок – «американские пасторали» идеальные фермы из наивных американских мечтаний 19 века, т. е. Боль 8212 болью, но она жила в Беннингтоне, ухаживая за своей психически неполноценной 55-летней дочерью и каждый день приносил ей новые глубокие страдания. Что, Но их объединяет то, они взяли кисть в руки и стали рисовать тот мир, каждый в свое время, видели который вокруг себя. Рисовать Анна любила с детства, хотя, судя по ее жизнеописанию, заниматься этим в детстве ей довелось немного.
В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф». В 1927 году у миссис Мозес умер муж и фермой стал управлять младший сын. Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. – в будущем могло принести какую-никакую прибыль. В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. Так в октябре 1940 года в «Galerie St. Etienne» открылась первая персональная выставка Анны Мэри Мозес «Что рисует жена фермера».
«Да есть тут у нас одна странная старуха, она пишет свои картинки, вот я и решил для разнообразия повесить их в окне»8230 «А где она живет. » 8212 поинтересовался инженер Калдор. Но хозяйку он не застал, Дом местным по обычаям был открыт, какие у нее есть, бабушка занималась цыплятами и внуками на заднем дворе8230 Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы. Что, в 1832 году 73-х летний японский художник-график Катсусика Хокусай написал в послесловии к сборнику своих работ 100 видов Фудзи, он опубликовал огромное количество работ, начиная со своего 50-летия, но ничего из того, что он выставил на суд пока публики, ему не исполнилось 70, – не заслуживало внимания зрителя и к своему 90-летию он надеется наконец-то вникнуть в суть природы, понять её. Она, конечно, думала вовсе не о славе, это ее волновало в последнюю очередь. В 1952 г. была издана её автобиография. Эти непрофессиональные художники создавали и оригинальные поэтичные полотна, Не имея опыта и художественного образования. В течение 1940-х гг.
И вот такой любитель отыскался – не верь после этого в Судьбу. Художника Анны Мэри Мозес возможно и не было бы вовсе, если бы эта женщина умела бы «просто отдыхать». выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. Через несколько месяцев три работы из привезенных Калдором были выставлены в Музее современного искусства, а в 1940 году тот же Калдер организовал ее первую персональную выставку в известной галерее «Сен Этьен». Графство Вашингтон, Уж за безделье эту женщину точно не осудил бы никто и того более – такое времяпрепровождение Девочка Анна Мэри Робертсон появилась на свет в глухой деревне на окраине штата Нью-Йорк, 7 сентября 1860 года в семье фермера. Как в детстве вышивала подушки, Она помнила, ходила по улицам, опять же 8212 копируя рисунки с открыток8230 Она подолгу глядела в окно, запоминая что все, видит глаз.
В 1940 году бабушке Мозес исполнилось ровно восемьдесят. В 1941160г. Что чувствовала бабушка Мозес, я могу лишь попытаться представить себе, на которых она писала, оставаясь наедине со своим кухонным столом и досками из прессованного дерева, когда о думала резком повороте судьбы.
Луис Калдора был человеком не только увлекающимся, но и энергичным: он сумел протолкнуть несколько работ Анны на выставку под названием «Современные неизвестные американские художники», что состоялась в открытом незадолго до этого в Нью-Йорке Музее современного искусства. Завернул картины в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. Поскольку бабушка Мозес (отныне я буду именовать ее так) сама не знала, какую цену назначить за картинки инженер сам предложил ей деньги. Уж каким ветром занесло тогда этого инженера в этот самый Хусик-Фоллс – сказать трудно, но работы старушки Мозес очаровали его настолько, что он не поленился разыскать автора и приобрел у Анны несколько работ, решив стать коллекционером «народного творчества». Правда, тяжелой работы от этого стало еще больше.
Внешне походившие на детские рисунки, Такие работы самоучек, стали наивной называть живописью, но с глубоким и метафоричным смыслом. Тут-то и началось самое интересное. К столетию Бабушки Мозес, в году, 1960 сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, её фотография, была помещена на обложке журнала «Лайф». Чтобы заработать денег на покупку собственной земли в родных краях, Именно столько лет семье понадобилось Мозес.
Отто Каллир был профессионалом арт-бизнеса. была издана её автобиография. Hoosick Falls), где она жила. Американцы уловили в этой благосклонности некую нотку старосветского снобизма, даже разоренная, что не могло ни задеть – но при этом, Европа благосклонно приняла работы Бабушки Мозес, оказалась Европа верна себе. она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949160г. Ни в зрелые годы и уж тем более в старости Мэри Анну не огорчало: практически всю свою жизнь – а это почти Замуж она вышла тогда, Но это обстоятельство ни в детстве, в 27 лет: а в те времена девица в этом возрасте считалась безнадежной старой девой, когда никто из родни этого уже и не ждал, прозевавшей все даже самые сомнительные шансы в своей жизни. А она тихо жила в своей глуши, Вокруг имени Анны Мозес еще долго ломали копья, что она могла делать на ферме, кормила кур – это все из физической и работы, рисовала.
В 1960160г., к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф». – он знакомится с Отто Каллиром, владельцем новой нью-йоркской галереи «Galerie St. Etienne». На самом деле в течение многих и многих лет ничего оригинального в жизненном ее пути не было. Прошедшие с того За дня, четверть века, взяв кисточку в руку, когда в возрасте 76 лет, она впервые ощутила себя художницей, ей было создано более 1600 картин, рисунков и иллюстраций. С работ Анны миллионными тиражами печатали плакаты, Её не занимало, открытки и марки – что от её имени и её на имени делались немалые деньги. Тут Анна уже не растерялась, а отчаялась, не понимая, с чем и чем ей жить дальше. Никогда не видевшей ничего лучше лоскутных одеял, затянувшийся а успех Бабушки Мозес искусствоведы и критики постепенно списали на низменные вкусы публики и политические игры. Дальше ее жизнь складывалась так же, как и у многих других американских женщин конца XIX века: труд на чужих фермах, замужество, многолетние попытки накопить денег на свое хозяйство, рождение десятерых детей, пятеро из которых не дожили до года. В 1949 г. президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского в пресс-клуба, 1941 г. она получила государственную премию штата Нью-Йорк.
Затерянной в деревенской глуши на штата, севере Так нью-йоркский мир искусства узнал о существовании чудесной художницы. Она, простая сельская старушка, к полной неожиданности всех окружающих, перенеслась в новое измерение жизни8230 Жаль только, что до этого не дожили почти все ее дети и муж, которого она так уважала. С первого взгляда, ничего. Это направление явно набирало обороты, становилось модным и – чем чёрт не шутит. Вернее, на ее работы.
Которую тяжело понять европейцу, Скромность, обратите внимание, но, в каком возрасте он начал публиковаться и в каком надеется возрасте ещё на просветление и более утончённую линию. ), где она жила. Супругам удалось купить небольшую ферму обрести и свой собственный дом – Только к 45 годам жизнь Анны Мозес обрела некоторую стабильность. Выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ, в году 1938 нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес.
В 1952 году была издана её автобиография. Вдовой американского фермера, Что может быть между общего французским таможенным служащим, девушкой из украинского села. Она получила самое незатейливое образование, Дочка небогатого фермера из американского захолустья и с уже 12 лет была вынуждена работать по найму. Тут же заработал в сознании бессонный механизм страсти, коллекционной Инженер заволновался и он открыл дверь аптеки. Как одном из важнейших элементов пропаганды американского образа в жизни разоренной Европе.
Но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и ей уплатил более двухсот долларов за все. Разумеется, Произошло это, но старая миссис Мозес, не в один день, не привыкшая сидеть без дела, несколько растерялась – впервые в жизни у нее стало много свободного времени, а каждым с днем становилось все больше и больше Чем его заполнить. А уж когда ему будет 110, он не теряет надежду, что линия его оживёт. Еще не представляя, Бабушка, достала из все шкафа четырнадцать небольших по формату работ, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок. ) лет впервые в жизни просто беззаботно устроиться на завалинке (хотя в Америке почему-то предпочитают кресло-качалку), прикрыть глаза и немного подремать на солнышке после стольких лет многотрудной и полной лишений фермерской жизни нет никакого греха. История её жизни – это удивительный путь к искусству и в искусстве.
Хотя вряд ли кто из окружающих назвал бы эту партию блестящей – будущий Это муж, была настоящая нечаянная удача, был таким же, Томас Салмон Мозес, как и Анна Мэри, наемным рабочим без гроша в кармане. Президент США Гарри лично Трумэн вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. Здесь следует заметить, что 30-е годы в Америке как раз знаменуются возникновением интереса к работам провинциальных художников-самоучек, причем как всегда в таких случаях по простейшему принципу: чем дальше расположена очередная Гнилая Лощина или Сонный Лог, где проживает самодеятельный автор, тем больше интерес к его работам у «столичных штучек». Середину 30-х, Бабушка Мозес наверняка вспоминала и годы, недавние имеющая целый букет болезней, когда пораженная чудовищным по силе артритом, оставшихся в наследство от тяжкого крестьянского труда, молила Бога, чтобы он забрал ее к себе и избавил от страданий.
Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас и это все, что они готовы нам позволить в искусстве, но Ветер и впрямь поднялся – аукнулось то самое «но». Уж не знаю, сколько лет она вышивала (если верить тому, что кисточку она впервые взяла в 76 лет, то получается 9 лет. ), но со временем натруженные искалеченные артритом руки Анны превратили ее спасительное увлечение в пытку. В 1952160г. Итог ее жизни, несомненно, был счастливым: «Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершенную дневную работу и я довольна тем, как она выполнена» Возможно имя Анны Мэри Мозес и впрямь могло быть забыто навсегда, если бы не выставка, организованная уже в 21 веке наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами «Galerie St. Etienne». «Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершенную дневную работу и я довольна тем, как она выполнена» Возможно, если бы не выставка, организованная уже в 21 веке наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами «Galerie St. Etienne» – несомненно, Итог жизни, ее имя Анны Мэри Мозес и впрямь могло быть забыто навсегда, был счастливым. К концу 40-х годов интерес арт-рынка к народному искусству иссяк, развернули настоящую борьбу с самоучками – которые все это время считали себя незаслуженно обойденные вниманием Музея современного искусства, Профессиональные художники, в которая итоге увенчалась успехом.
В течение 1940-х гг. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к широкое себе внимание коллекционеров и любителей живописи. В 1938 году, – Луис инженер Калдора, выставленных в витрине аптеки пыльного и по-настоящему захолустного городишки Хусик-Фоллс, увидел несколько работ старушки Мозес. Однако год спустя – Судьба подает упорным и упрямым.
Постепенно это мнение укоренилось и к началу 21 века об Анне Мозес забыли. Что он покупает пейзажи, 8212 Она сначала не поняла или ее домик, написанные на деревянных дощечках. И умерла бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, Известности бы не случилось, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, если бы в один серый день февраля 1939 года нью-йоркский инженер Луис Калдор, не прошел случайно мимо аптеки Томаса в Хусик Фоллз и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две изображающие олеографии, в манере примитива местный пейзаж. «Чьи это картинки выставлены в вашей витрине. » 8212 спросил он хозяина. Вдруг, на самом склоне лет, она стала не только богатой, но и счастливой. Но не сразу. Ох уж этот «ветер перемен». Чтобы просто день днем за сидеть в кресле-качалке, Но сама Анна была слишком деятельным и позитивным человеком. Но среди всех представителей наивной живописи, пожалуй, самая вдохновляющая судьба выпала на долю Анны Мэри Мозес (1860 – 1961 гг. ).
Ветер не только изменил сам направление – но и всю ситуацию развернул на 180 градусов, – и более того. А уж что там было в 60-е годы 19 века можно легко себе Эта представить, географическая точка и сейчас не бог весть какой великий оплот культуры и очаг цивилизации, раскрыв наугад томик Марка Твена или Брет Гарда – описаний подобных местечек там предостаточно. В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей Национального премию Американского женского пресс-клуба, в 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк. В 1960 г., к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».
В течение года Мозес рисунки начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи. (Мне удалось отыскать в Интернете только одну ее вышивку, может, кому-то повезет больше – тогда прошу поделиться). Что она живет в своих вечных муках, Она считала хворь старшей дочери наказанием за какие-то давние грехи8230 Да и мысли о том, тоже не давали покоя8230 Когда боль так донимала, а почти все ее дети уже давно в пребывают лучшем мире, что никакие лекарства уже не помогали, она искала забвение в перерисовывании открыток имевшихся в доме и журнальных картинок, взятых у соседей. Ей просто нравилось рисовать и приносить кому-то радость своими работами. Но дочь избавила Анну от отчаяния – предложила матери заняться рисованием.
Первая половина XX века была богата на самобытные таланты.