Пестова Наталья Васильевна Становление австрийского экспрессионизма в журнальной полемике Австрии // Вестник ЮУрГУ. Случайный гость из готики: русский, австрийский и немецкий экспрессионизм / Урал. Среди первых известных примеров музыковедческого употребления термина статья австрийского композитора и Энциклопедический словарь экспрессионизма (Schцnberg) Арнольд (13 IX 1874, Вена 13 VII 1951, Лос Анджелес) австр. Серия: Лингвистика статьяавторПестова Наталья ВасильевназаглавиеСтановление австрийского экспрессионизма в журнальной полемике АвстрииизданиеВестник Южно-Уральского государственного университета. Пестова Наталья Васильевна "Становление австрийского экспрессионизма в журнальной полемике Австрии" Вестник Южно-Уральского государственного университета.
Австрийский экспрессионизм: Вена как центр литературной революции 1910-1920-х гг. Пестова Наталья Васильевна Становление австрийского экспрессионизма в журнальной полемике Австрии // Вестник ЮУрГУ. Направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства (австрийский экспрессионизм, экспрессионизм в живописи).
Становление австрийского экспрессионизма в журнальной полемике Австрии.
Природа его внутренней жизни во многом определяется стихией подсознательного образы сна, фантасмагории, бредовых видений -одна из характерных тем экспрессионизма. Еще одна существенная особенность трактовки «человеческого» в экспрессионизме – его абстрактная всеобщность. Его литературные новации и общественно-политические реформаторские концепции либо выродились до плоских и пустых слоганов – либо были опровергнуты развитием, общественно-политическим Критические статьи констатируют характерную для позднего экспрессионизма ситуацию. Что есть деревья, горы, мосты, дома, небо. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Музыкальные изобилуют попытками объяснения характера и места новой музыки в общем процессе музыкального Мы развития, не спрашиваем про направле- Как и литературные журналы. С одной стороны, экспрессионизм, Австрийский с другой – демонстрирует все черты, хранит традиции венского модерна, присущие литературному аван-гарду первой четверти ХХ века.
мечта). Г. тракля, в статье обсуждаются произведения раннего австрийского экспрессионизма А. Кубина, свидетельствуют которые о его особом профиле в общеевро-пейском экспрессионистском контексте, А. Эренштейна. Также в его кн. : Критические статьи и рецензии, М. -Л., 4), Экспрессионизм, 1967 Зивельчинская Л. Я., М. -Л., 1931Соллертинский И. И., Арнольд Шенберг, Л., 1934, также в сб. : ПамятиСоллертинского, Л. -М., 1974 Альшванг A., Экспрессионизм в музыке, СМ, 1959, No 1 Pавлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросыстановления социалистического реализма в немецкой демократическойлитературе, в Реализм сб. : и его соотношения с другими творческимиметодами, М., 1962 Келдыш Ю., Воццек и музыкальныйэкспрессионизм, СМ, 1965, No 3 Экспрессионизм. Но ратуя в год великого потрясения и разочарования за гуманизм, за новую, всеохватную человеческую культуру и объединение человечества издатель прекрасно понимал недолговечность журнала, так как его воззвание в первом номере «по-честному оставаться деятельным на поприще духа»6 к концу года уже звучало как очевидно утопичное. Антимилитаристский характер, Антибуржуазный, гуманистич. направленность сильной являлись стороной Э. Не случайно с левымкрылом нем. Энсор отказывается от реализма, даже импрессионисты кажутся ему не столь актуальными.
Наделенная индивидуальностью и полнотой жизненных отношений чаще всего это человек, абстрактный Герой этого искусства достаточно редко выступает как конкретная личность, реальным бытием почти полностью рассечены, чьи связи с непосредственным. То замирает под покровом серого снега, в пейзажах Нольде безлюдная природа то расцветает невиданно яркими красками весны, как сорвавшийся с цепи зверь, то, рычит разбивающимися о скалы тысячепудовыми волнами океана, кровоточит заката, багровостью то сверкает жёлтым золотом под потоком солнечных лучей. Деформация была связана с эстетизацией уродливого выступала и средством выражения протеста художника. Кино и смежные области творчества в качестве обозначения системы, Тогда же понятие экспрессионизм распространилось на литературу, подчеркнутой субъективности творческого акта, в которой противовес в натурализму и эстетизму утверждается идея прямого эмоционального воздействия, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли и крика. в кн. : Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. Литературный форум экспрессионистов и активистов Вены, журнал «Ди нойе виртшафт» («Новая экономика», «Die neue Wirtschaft») издававшийся активистами Э. Мюллером и Р. Мюллером в 1919/1920 гг., подчеркивает значение экспрессионизма не только как художественной, но и как социальной и экзистенциальной категории. Печальстановится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается вистерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юморстановится гротеском. оттенок.
9, Л., 1969 Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970Павлишин С., Мiсячний П'еро А. Шенберга, Кипв, 1972 (на укр. яз. ) Смирнов В., Зарождение экспрессионизма в музыке, в сб. :Кризис буржуазной культуры и музыка, (вып. Однако индивидуалистичностьпротеста, непонимание истинного смысла историч. А также философско-поэтическое наследие Гёте, Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий мастеров опыт строгого стиля. Но и искусству фрески и мозаики, Климт учился не только технике отсюда живописи, особая роль золотого фона и цвета на картине. Согласно которым поэт-экспрессионист занимается разрушением, только в нем он опровергает расхожие штампы относительно поэтики экспрессионизма.
Л. Рейсу эти «агрегаты из ассоциаций», присущие поэтике экспрессионизма, «за исключением нескольких лите-ратизмов» («abgesehen von einigen Literatismen»), представляются не произвольными, выдуманными («gewollt»), а оправданными, состоявшимися («geworden»). Театре и изобразительном искусстве Германии Австрии и был недолгим от начала 10-х до середины 20-х годов, Расцвет экспрессионизма в литературе. Более того: мы пронизываем их рентгеновскими лучами. Изуродованный стал произносить проповедь (Брехт Б., Театр, Собр. Если сравнивать Ве- Австрийский литературный экспрессионизм в начале 1910-х гг. Источник наслаждения и символ материнства, Женщина на предстает полотне Климта как искусительница.
Дж. Желая как-то связать свои видения с реальностью, он в 1909 году написал Землетрясение в Мессине, а через три года – Гибель Титаника. 189-90).
На протяжении всего года журнал отличается серьезностью исключительной намерений в деле слияния искусства с жизнью. В контексте экспрессионизма журнал «Музыкальные страницы Анбрух» разворачивает широкое обсуждение музыкальной жизни с десятками имен композиторов исполнителей дискутируются вопросы обновления мелодического восприятия, музыка интерпретируется как выражение нового этоса, которым воодушевлено время37. экспрессионистскиетенденции вновь проявились в музыке кон. Экспрессионистские пароли и призывы («двойственность», «Бог», «сокровенная сущность», «очищение», «религия», «душа», «самопознание», «трансцендентность») в публикациях этого журнала отражали общую мировоззренческую картину явления12. Журнал также печатает много переводов с чешского языка, Следуя идее единения, соединяет творческие устремления и организует обмен литераторов мнениями в глубоких рецензиях на современную литературу. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма. Главной тенденцией которого было выражение эмоциональной характеристики образа или состояния эмоционального самого художника, в конце девятнадцатого века в Европе зародилось авангардистское течение экспрессионизм. композиторов (Огненный ангелПрокофьева, опера Нос и нек-рые эпизоды в симф.
Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс. (периоднаступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотяпоследоват. И мужчину, Каждый из персонажей свой носит золотистый покров, который символизирует соединение мужского и женского начал и женщину объединяет некий золотистый конверт. Мы переживаем битву силы за нового видения, Мы переживаем тоску по человеку, за законность новой техники, за способность создания новых форм. Где стиль художника стал экспрессивным, более Потом Кокошка отправился в Берлин, а цвета более насыщенными.
При этом родство идейно-художественных убеждений и близость стилевых тенденций лишь подчеркивает исключительное своеобразие творчества каждого из трех нововенцев. В Берлине начали выходить журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), которые выражали позиции литературно-художественных группировок, в дальнейшем развивавших противоположные течения в экспрессионизме. Он впервые в истории искусства декларировал в теоретических своих положениях и манифестах и осуществлял в творческой практике столь радикальный и подчеркнутый разрыв с традицией, Хотя экспрессионизм был многообразно подготовлен предэкспрессионистскими явлениями в рамках других художественных направлений. В ноябре 1919 года один из основателей журнала «Дер Анбрух» О. Шнейдер организует журнал «Музыкальные страницы журнала Анбрух» («Musikbltter des Anbruch»), который позиционирует себя как форум музыкального модерна, всячески подчеркивает наднациональный, объединяющий народы характер музыки особенно в момент полной послевоенной раздробленности и ратует за ее благородство, высокие идеалы и непреходящее значение. Берга – также принадлежит романтич. Если наиболее типичными представителями Э. действительноявляются нововенцы – А. Шёнберг и нек-рые его ученики (преждевсего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно – А. Веберн), тонельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций вмузыке их крупных предшественников и современников, равно как икомпозиторов следующих поколений.
С ним связан антибуржуазный пафос экспрессионизма, пафос бунтарства и обличения. Так и чрезмерно расширительноетолкование, музыковедов), под подводящее Э. многие явления зап. -европ. Характер историко-художественных процессов в Австрии во многом определялся традиционными для нее связями с Германией, хотя постоянство таких связей не исключало самостоятельности путей развития и самобытности каждой из этих национальных культур.
Отсюда внимание к сфере подсознательного, культ чувства, непосредственного переживания интуиции, «внутренней необходимости» (Шёнберг) как единственного способа адекватного постижения сущности бытия. В Вене, чей уклад характеризовался особой консервативностью (в том числе и в области музыкальных вкусов), где культивировалось легкое, гедонистическое отношение к жизни, всплеск экспрессионистской стихии оказался наиболее мощным. Краски в его работах пестры и дисгармоничны. Которую Климт видел в Равенне, Этот фон и цветочный рождают ковер ассоциации с мозаикой Византии, где она произвела на него очень сильное впечатление. Но и в понимании сути экспрессионистского искусства и литературы, Однако роль этого журнала для экспрессионистского движения видится исключительно важной не только в обсуждении самой насущной проблемы общества 1918 года – распада Австро-Венгрии и последствий катастрофических войны, его места в литературном процессе и отношения к традиции.
Он регулярно выходил всего лишь в течение 1918 года (номера 1-11/12) и не в столице бывшей монархии, а в провинции – в Брюнне, в Судетах, но за год высоко поднял планку литературной полемики об экспрессионизме. Ура-патриотом он не был. образную сферусоставляют злой сарказм, гротеск. В полемике против приземлённостинатурализма Э. выдвинул на первый план психологич., духовноеначало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления).
Я узнавал его, несмотря на изысканный, барочный образ их жизни. Эти две статьи П. Хат-вани как единое целое вошли позже во все сборники манифестов и программ экспрессионизма как важнейший теоретический документ эпохи и насытили экспрессионистский дискурс целым рядом его выводов, формулировок, понятий и метафор: «экспрессионизм открыл большой город как новую форму жизни», «экспрессионизм открыл движение», «достижение экспрессионизма называется симультанность», «экспрессионизм солидарен с жизнью, это – фронда против смерти, это -пища для немецкого духа». направлению. Большое влияние на Климта оказало и декоративное искусство Египта и древней Греции.
Объявленная им война «действительной природе» породила распространенный в экспрессионистской среде лозунг «прочь от природы», в котором зафиксирован отказ от воплощения конкретно-чувственной формы объектов и явлений окружающего мира – «распредмечивание действительности». Д. Д. Шостаковича). Постепенно на картинах Энсора живых людей начинают заменять маски, скелеты. Обладающий даром прозрения истины, Художник выступает в творческом акте как которая ясновидец, скрыта за поверхностью вещей. Чтопридавало ему сгущённо-мрачный, ощущение Э. свойственно надвигающейся мировой катастрофы, подчас истерич. Основное настроение – крайняя боль (Эйслep Г., см.
20 в. зловеще-мрачные исступлённые образы появляются в произв. Везде находящий знаки мировой гармонии, Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, так и событиях в прошлого, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях. Работы Кокошки стали динамичнее, еще После посещения Италии и знакомства с венецианской живописью. Он разрушает традиционное для всего предшествующего искусства соотношение «я» и действительности: в нем обнаруживается дисгармонический поворот в сторону «я». Важнейший рупор позднего экспрессионизма, венский журнал «Ренессанс» («Renaissance», 1921), наиболее отчетливо запечатлел и прокомментировал время кризиса экспрессионизма и активизма и попытался подвести итог представлений о целях и дефицитах этого движения обновления. Подавленный жестокими социальными условиямисуществования, герой Типичный Э. -маленький человек, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире.
В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. В картинке было какое-то жестокое уродство – уродство ужаса, овладевшего сознанием. Две кровопролитные мировые войны – эти все тяжелейшие испытания словно были предсказаны в картинах символистов, Революции, мрачных туч и призраков, в которых столько бурь и гроз. В котором зафиксирован отказ от воплощения конкретно-чувственной формы объектов и явлений окружающего мира – «распредмечивание действительности», Объявленная им «действительной природе» война породила распространенный в экспрессионистской среде лозунг «прочь от природы». Мы прислушиваемся ко всем, кто хочет высказать невыразимое. Соседство в первом и втором номерах журнала в марте 1921 года статьи активиста К. Хиллера47 со статьями П. Хатвани «Экспрессионизм умер» и «. да здравствует экспрессионизм. »48 ярко отражают полюса движения как активистского, с одной стороны и как движения за обновление искусства – с другой.
Высшим достижением муз. Сущность, как организм, является. произв. ). Мастерски выполненные непосредственно на месте событий, Эти документальные свидетельства войны, стали основой его грандиозного цикла графического Война, вместе с его личными воспоминаниями об ужасах первой мировой войны. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своем творческом развитии Берг и Веберн.
Композиция символична, отсюда такая декоративная яркость. И это передано некрасивых, в Война уродует людей, в их угловатых искаженных лицах персонажей Дикса, часто нелепо вывернутых фигурах. пер. Обновление, примирение избавление, новый человек – очищение, Темами публикаций стали пароли основные этого кризисного года. Альманахов, отмечена исключительными активностью и литературных значимостью журналов, то в Вене и других австрийских центрах литературная и издательская ситуация в отношении экспрессионизма кардинально меняется только после Первой мировой войны и распада Австро-Венгерского государства, ежегодников и антологий для развития и популяризации немецкоязычного экспрессионизма, но роль литера- Иначе и быть не могло, ведь после мировой войны, разрушения буржуазной системы ценностей и развала многонационального государства необходимо было предложить абсолютно дезориентированному и опустошенному поколению хоть какие-то жизненные опоры и установки.
Неприятие дегуманизированных общественных отношений, Унаследовав от страстный романтиков критический пафос, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое. Человек, самовластный индивидуум, есть все, есть Бог. Э. было связано творчество таких передовых пролетарскиххудожников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Столь же интенсивные поиски нового стиля велись и экспрессионистами в других видах искусства. Затем фантастические сцены с нимфами, Вначале Бёклин писал романтические пейзажи мифологическими с фигурами, морскими чудовищами.
Но выражается этот интеллектуализм в чрезвычайно специфической форме. Вот таким образом ведущим принципом отражения становится принцип абстрагирования. Творчество Э. Вейса воплощает для Рейса само понятие «экспрессионизм» («Inbegriff des echten Expressionismus»). Сгущённыйпсихологизм Тристана и Изольды Вагнера отчасти предвосхищает муз. -стилистич, Э. (в Так. Но явственнее всего он звучит в музыке»32. проявлений экспрессионистскихтенденций в совр.
Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы Саломея и Электра), совпадая по времени с развитием Э. в живописи и лит-ре, но в музыкеэтих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Анатомию человеческого тела он изучал в полевом лазарете. В нач. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке главы Нововенской школы в 1910-е годы, в начале 20-х сменяется додекафонией: композитор открыл «метод сочинения на основе двенадцати соотнесенных лишь между собой тонов» (формулировка Шёнберга), обеспечивший упорядоченность и внутреннее единство экспрессионистской звуковой стихии. Новое искусство -новое дорога. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Которому также посвящены рецензии, мощно заявляет о себе экспрессионистское обсуждения46, кино, аналитические статьи.
художников: Die Brьcke (Мост) в Дрездене, 1905 Der Blaue Reiter (Синий всадник) в Мюнхене, 1911 нем. журн. Отец, мужчина, человек, женщина и т. п. – зачастую лишены они имен – сын, Отсюда – характерные для экспрессионистской драматургии предельно обобщенные определения персонажей – действующих лиц произведения. 30-х – 40-х гг. Крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве, художник Австрийский и писатель чешского происхождения. Статья-размышление Л. Ульмана об экспрессионистском театре посвящена традиционной для нового театра теме – его неразрывной связи с духовно-стью40.
его поздние произв. ). Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Э. справедливо признаётся опера А. БергаВоццек (пост. Авторы которых работают в одновременно нескольких жанрах искусства как поэты, Другой характерной чертой австрийского экспрес-сионизма является синкретичный характер его самых известных произведений, прозаики и художники. Эссе, Начиная с конца 1917 года, полемических статей, рецензий, дискуссий, программных и аналитических документов, художественных фрагментов произведений крупной и малой формы – австрийские литературные журналы публикуют поистине огромное количество материалов экспрессионистской направленности. Д. Бах вообще воспринимает музыку как экспрессионистское искусство, поскольку она «из самое себя из своего собственного материала, творит мир наново» («aus sich selbst mit ihrem eigenen Material eine Welt neu erschafft»)34.
Тот, опустился до дна в пропасть глубочайшую войны, которые он нам сейчас показывает – кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, в статье были такие слова. Такое видение задач экспрессионизма в музыке представляется автору «музыкальным большевизмом», с которым в его понимании легко уживается понятие «Hirnmensch» («человек-интеллектуал»), столь часто использовавшееся немецкими экспрессионистами и их биографами-исследователями для интерпретации особого характера интеллектуальной, «мозговитой» городской поэзии берлинского экспрессионизма. цикл Лунный Пьеро- типичные экспрессионистские произведения. После Первой мировой в войны творчестве экспрессионистов обостряется внимание к социальным проблемам эпохи. Насыщенных экспрессионистской проблематикой и топикой, Благодаря высокой плотности публикаций, что вообще вся художественная литература этого периода так или соизмеряется иначе или рассматривается через призму экспрессионизма, создается впечатление. Отдельные проявления подобных тенденций обнаруживались в первые десятилетия XX века в творчестве представителей разных национальных школ – Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), Малера (в последних симфониях), Скрябина (в поздний период творчества), Хиндемита (оперы «Убийца – надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин») и других, но как особое направление музыкальный экспрессионизм связан именно с австрийской, а точнее, венской культурой.
Живописи, в литературе, архитектуре симптомы видны того, скульптуре, что мы называем стилем. «Художник должен передать тот крик, который испускали бы вещи, если бы они не были немы», – заявлял Г. Бенн, поэт-экспрессионист. Утиц), не конкретика действительности, а ее дух оказываются в центре внимания. При этом художника не интересуют конкретные перспективы социального развития –они достаточно туманны даже в поэзии политической левого экспрессионизма. В к-рой заострена социально-обличит. тематика и с силой большой раскрыта драма маленького человекаэто произв, 1925).
Искажение действительности, Художникам – экспрессионистам свойственны призрачности ощущение жизни, который внушает художнику сама жизнь, передача ужаса. музыки 20в. Программный текст известного музыкального критика П. Штефана формулирует желание служить будущему: «Музыка – откровение, она преодолевает повседневность, хочет проникать в смысл космоса. Ни рядом с Титаником Бекман не был, Ни в Мессине, будто как был, но рисовал так, – резкие, отчетливые, жутковатые сцены человеческой гибели. Эстетическая доминанта австрийского экспрессионистского искусства особенно очевидна на страницах музыкальных многочисленных и театральных журналов. Симон в этом же журнале печатает статью «Музыкальный экспрессионизм», «бесстрашным представителем» которого называет А. Шенберга35. Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой.
К 1920-м гг. Человек, терзаемыйстрашной мукой, закричал. По социально-психологической ситуации сходные породившей с его эпохой, Влияние его на художников последующих поколений особенно сказывалось в периоды, в годы Второй мировой войны и в послевоенное время, – например.
Гармоничного начала нет ни внутри, Идеального, оно вытеснено выражением страдания и ни боли, вне субъекта искусства. На мировоззренческую основу Э. в разной степенивлияли субъективно-идеалистич. В «Тезисах» К. Хиллера с обычным активистским пафосом констатируется тщетность усилий, направленных на синтез революции и эволюции, продолжают муссироваться идеи нового порядка, пацифизма, а в самокритичном резюме экспрессионизма П. Хатвани, напротив, продолжается борьба против идеологизации и догматизации движения и дается блестящая оценка его как новой художественно-эстетической системы. Сб. Одна из первых антологий экспрессионистской поэзии носила характерное название «Сумерки человечества» (Берлин, 1920). Так, журнал «Der Mensch» публикует С некоторым опозданием по сравнению с Германией австрийский экспрессионизм пытается дать себе определение в контексте международного развития искусства: «Экспрессионизм – пароль этого развития искусство выражения. Мировоззренческие оценки и эмоциональная окраска восприятия эпохи в экспрессионистском искусстве предельно контрастны: от апокалиптических мотивов «конца света», «гибели мира» – до идеи обновления, рождения нового мира от ощущения нестерпимого ужаса, потерянности, одиночества, беззащитности перед лицом вселенской катастрофы – до воспевания нового братства людей, новой человечности, которая должна родиться в огне испытаний. Экспрессионизм, оказавший значительное влияние на судьбы мирового искусства, в своем генезисе был явлением, выросшим на духовной почве австро-немецкой культуры. Энсор был предтечей сюрреализма и экспрессионизма.
Так же, как вокруг берлинских журналов «Штурм» и «Акцион», вокруг «Анбрух» кипит художественная деятельность, устраиваются концерты, музыкальные и танцевальные вечера, театральные постановки, организуются доклады и обсуждения. В 1909 г. Кокошка совершил путешествие по Швейцарии. Так, многие идеи программной статьи К. Эдшмида «Экспрессионизм в поэзии» («Expressionismus in der Dichtung», 1918)19 так или иначе проговариваются на страницах австрийских журналов. «Ландшафты души» художника, содержание его духовной жизни – вот то единственное, что дано в художественном созерцании внешний мир творится сознанием. К немецким участникам объединения вскоре присоеshyдинились иностранцы, среди которых были и русские художники. Унаследованные последующей литературой модернизма, Автор объективно вполне оценивает эстетические завоевания экспрессионизма. Войнаоказалась для искусства великим переломом.
практически не предъявил читающей публике Австро-Венгрии аналогичной немецкому экспрессионизму мощной литературной продукции, пронизанной визионерскими настроениями и бунтарскими мотивами разрыва с отжившим миром отцов и порыва молодого поколения («Aufbruch der Jugend»)4. Руки и соприкасающиеся пальцы изображены особенно выразительно, а лица мужчины мы не видим. Его демобилизовали. «Не падающий камень, а закон тяготения» (Э. Который он нарисовал еще в 1901 году, в глазах его теперь был тот самый крик, не справляющегося с кошмаром, – крик сознания.
Размером в четыре квадратных в метра, центральной части полиптиха изображено царство смерти. – Курт Э., Романтическаягармония и ее кризис в Тристане Вагнера, М., 1975) Кrеnek E., Music here and now, N. Y., (1939) Leibowitz R., Schцnberg et sonйcole, P., 1947 Lukасs G., GrцЯe und Verfall desExpressionismus, в его кн. : Schicksalswende, В., 1948 Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949 Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961). музыки 18 в. -в Воццеке и др. Отличительными признаками музыкального экспрессионизма авторы статей считают «борьбу с шаблонами и с артистическим», «высвобождение личного» и «крик против тональности»33.
Превращаются в монстров и чудовищ в картине Дикса Семь грехов смертных (1938), Люди теряют свой человеческий облик. Шенберг и его последователи А. Берг и Не менее активны и театральные журналы. Скелеты, Маски, отвратительные фигуры-призраки постоянно в присутствуют произведениях Энсора. Не случайно именно венец П. Хатвани (1892-1975) стал одним из лучших теоретиков немецкоязычного экспрессиониз- В начале 10-х годов XX века выходят в свет первые сборники Франца Верфеля, Георга Тракля, Эрнста Штадлера и других поэтов, начинает публиковаться в периодической печати Франц Кафка, появляются первые поэтические антологии экспрессионистов. Этюды о зарубежноймузыке, М., 1975 Лаул Р., о творческом методе А. Шенберга, в сб. :Вопросы теории эстетики и музыки, вып – М., 1966 Конен В., статей, в сб. :Экспрессионизм, о музыкальном экспрессионизме, М., 1966, также в её кн. Двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества Именно – так и произошло.
Большинством сов. В это же время Шёнбергом созданы ярчайшие образцы музыкального экспрессионизма – монодрама «Ожидание» (1909), мелодрама «Лунный Пьеро» (1912), экспрессионизм формируется в драматургии (Вальтер Хазенклевер, Георг Кайзер, Оскар Кокошка и др. ), в живописи (тот же Кокошка, Альфред Кубин, Пауль Клее и др. ). Как романтическое воспоминание о ней возникло и полотно Французский художник. Цикл состоит из 50 отдельных рисунков и часто сравнивается с серией Гойи Бедствия войны. Пользуясь традиционными для объяснения экспрессионизма вокабуляром и клише («экспрессионизм – проекция в Я космос. Раннийпериод творчества композиторов новой венской школы – А. Шёнберга иА.
К бредовым, Характеренинтерес экспрессионистов к подсознательному, болезненной эротике, навязчивымобразам, передаче перевозбуждённости психики, эмоций смутной страха, тревоги, отчаяния. Поэзия мировой революции» (Потсдам, 1919). Такаяэволюция, однако, не исключает др. «Созидание» действительности внутренней жизнью художника приводит к характерной деформации объективной реальности. Так, в творчестве композиторов Нововенской школы произошел пересмотр всех элементов музыкальной выразительности и способов организации музыкального движения: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура все подверглось переоценке. С гипертрофией субъективного начала в экспрессионизме связан и способ отражения действительности, подвергающий сомнению возможность рационального познания истины и ставящий в центр отношений человека и окружающего мира «внепонятийные» формы контакта.
В которой тесно переплетаются разные дискурсы, Особая венская атмосфера, в них эсте-тически осмысляются достижения медицины, придает произведениям ран-него австрийского особую экспрессионизма психологическую и философскую глубину, психоанализа, физики и других наук. В нёмпроявлялся субъективный протест против царивших в предвоеннойАвстрии и Германии шовинизма, Э. был выражением художника острейшегоразлада с окружающей социальной действительностью, мещанского самодовольства, милитаристской пропаганды, бюрократизма. В восприятии героя доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Посредством ритмизованного движения и сдержанного колорита Пюви де Шаванн замечательного достигал художественного единства своих композиций. Сложившаяся в эпохи, Экспрессионистам казалась исчерпанной система выразительных средств, когда отношения человека действительностью с отличались большей гармоничностью. «мы видим явления всех со сторон одновременно, снизу, спереди и сзади – К. Эдшмида, Балля, сверху, В. Кандинского.
Тайны распадаются. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. «новое искусство возникает из потребности нового выражения – Определение музыкального экспрессионизма как стиля нового дает П. Беккер.
экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг (Уцелевший из Варшавы и др. Der Sturm в Берлине, 1910). График, Швейцарский художник, скульптор один из выдающихся представителей символизма в изобразительном европейском искусстве XIX века. В творчестве Шёнберга и его учеников экспрессионизм музыкальный переживает определенную стилистическую эволюцию. Обязательные для каждого номера рецензии обсуждают вышедшие в Германии сборники экспрессионистских стихотворений, новелл и пьесы Э. Бласса, Клабунда, К. Штерн-гейма, М. Германа-Нейссе, Г. Кайзера, Р. Леон-гарда, А. фон Хатцфельда, О. Баума, М. Гумпер-та, Ф. Юнга, Ф. Графе и др., большинство из которых было опубликовано в самой известной экспрессионистской серии книг «Судный день» («Der Jngste Tag») в издательстве К. Вольфа. Свобода эмоционального самовыражения всё чаще сталасочетаться с нормативными конструктивными приёмами, дальнейшем, однако, в в первуюочередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. В которые вписаны узоры, Одеяние мужчины украшают черно-белые геометрические фигуры, напоминающие на рисунок одежде женщины.
Во время участия в военных действиях в Бельгии, с 1914 1918 по годы, Франции и России им было сделано более 600 рисунков. Однако Л. Рейс высоко ценит и «элементарное» в лирике: «Но что нам, молодым, досталось от старой созерцательности, это немного и немало: ритм»10. Который дает начало развитию фанта-стической немецкоязычной литературы ХХ века, Ранний австрийский экспрессионизм отличается от раннего немец-кого экспрессионизма фантастическим своим характером. Он обнаруживает и генетические связи с романтическим миросозерцанием. С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка. Порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, скрытый от обыденного смысл сознания явлений. Театр выполняет две важнейшие функции: социально-критическую и эстетическую.
Этот тезис оправдывает субъективность искусства, его монологический характер, ощущение «человеческого» как центра реальности. Но в интерпретации «человеческого» резко сместились акценты, оказалась почти полностью разрушенной категория романтического идеала. Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». Но и своеобразным знаком эпохи, Изображение человека с от искаженным ужаса лицом стало не просто олицетворением страха. Толпа полна людей с искаженными, оскаленными лицами.
Переживающий, Художник, страждущий, чувствующий, в условиях грандиозных вселенских событий всеми своими внутренними силами борется и творит произведения, которые передают не увиденное, но и прочувствованное визионерски пережитое. Реализму и импрессионизму – оставался Художник в оппозиции современным ему направлениям в живописи. Задача художника – передача сущности, а не явления, постижение некоей закономерности, проявляющей себя, по мысли экспрессионистов, не в непосредственно наблюдаемых свойствах объектов, а только в их «внутренней природе».
Гримаса ужаса говорила о том, Принято что считать, человечеству грозят суровые испытания – что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника. Э. преемственно связан с поздним романтизмом. Там он написал несколько альпийских пейзажей. И это выражается в деформации фигур в Дикса, картинах Личность человека деформируется от мерзости и пороков социальной жизни.
Через свободную атональность – корганизации звукового материала основе на серийной техники, Музыка нововенцев претерпела эволюциюот усложнённого тонального письма. Такую цель поставил себе журнал «Дер Менш» («Человек», «Der Mensch»), основанный Л. Рейсом и ставший очень заметным печатным органом на пестрой послевоенной издательской сцене. произв.
Подобно многим другим немецким художникам, в 1914 году Бекман, Фландрии и Страсбурге, добровольно ушел на солдатом фронт санитарной службы и служил в Восточной Пруссии. Пюви де Шаванн выработал свой монументальный стиль декоративной живописи. Который видит себя полностью во власти диссоциированной действительности, Он выражает динамику и симультанность эры технической и одновременно пытается в акте самоосвобождения сохранить и даже абсолютизировать автономию субъекта. Довоенные оперыШёнберга (Ожидание, Счастливая рука) и вок. Schicksalswende, В., 1948 Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949 Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961) – Романтическаягармония и ее кризис в Тристане Вагнера, – Курт Э., 1975) Кrеnek E., Music here and М., now, N. Y., (1939) Leibowitz R., Schцnberg et sonйcole, P., 1947 Lukасs G., GrцЯe und Verfall desExpressionismus, в его кн. В нем печатались тексты ведущих представителей экспрессионизма: П. Адлера, Т. Дойблера, А. Эренштейна, П. Хатавани, Клабунда, П. Корнфельда, Р. Мюллера, Г. Новака, Т. Таггера, Э. Вейса, А. Вольфенштейна, П. Цеха и многих «попутчиков», благодаря которым экспрессионизм и приобретает особое качество «феномена поколения».
Дикс стремится к вещественной наглядности, Чтобы убедить зрителя в достоверности живописи, своей физиологичности и натуралистичности изображения. левым Э. В ряде муз. -театр. Молодость которых была искалечена войной, Дикс Отто принадлежит к поколению немецких художников. Но и представляют экспрессионизм как интернациональное мощное художественно-эстетическое явление, Эти рецензии не только знакомят австрийскую публику с немецкими литературными новинками.
Но не менее характерно в концептуальном и отношении название другой известной поэтической антологии – «Товарищи человечества. Характерные для экспрессионизма попытки философского осмысления действительности свидетельствуют о его напряженном интеллектуализме. Не смогли остановить отток молодых литераторов Вены в сторону стабильных и издательств периодических изданий Германии. Поэтов и писателей, достижения Многие немецкоязычного экспрессионизма как нова-торской художественно-эстетической системы были открытиями именно австрийских художников. «люди жили в безопасности, Кокошка не просто писал портреты, но все они страх испытывали – он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели. Это явление получило теоретическое обоснование в книге основоположника абстракционизма, члена группы «Синий всадник» В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1912).
Однако его работы нельзя иллюстрацией назвать отвлеченных идей и понятий, Он был идеалистом, скорее это их символическое воплощение. Лица на первом плане похожи на маски и символизируют ложь. Течение это как одно из самых влиятельных художественных движений формировалось в на основном немецкой и австрийской почве. Обращает на себя внимание явное совпадение в восприятии и трактовке экспрессионизма авторов статей журнала с широко известными программными документами немецких по коллег цеху -Г.
После отхода от Э. в 30-е гг. Малера (в последних симфониях), Отдельные проявления подобных тенденций обнаруживались в первые десятилетия XX века в творчестве представителей разных национальных школ – Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), Хиндемита (оперы «Убийца – надежда женщин», «Святая Сусанна»), Скрябина (в поздний период творчества), Бартока (балет «Чудесный мандарин») и других, но как особое направление музыкальный экспрессионизм связан именно с австрийской, точнее, а венской культурой. вмещает в себя важнейшие черты художественного метода экспрессионизма.
Ego. Муз. Театральная сцена трактуется как «след совершенного космического пространства»44.
Она становится «пространственным воплощением ирреального настроения души»45. сближается с нем. «экспрессионизм открыл большой город как новую форму жизни», «достижение экспрессионизма называется симультанность», «экспрессионизм солидарен с жизнью, это – фронда против смерти, это -пища для немецкого духа» – формулировок, Эти две статьи П. Хат-вани единое как целое вошли позже во все сборники манифестов и программ экспрессионизма как важнейший теоретический документ эпохи и насытили экспрессионистский дискурс целым рядом его выводов, «экспрессионизм открыл движение», понятий и метафор. слияние души и всех музыкальных элементов»), музыкальный критик подчеркивает сплав в музыке А. Шенберга «духовно сущностного экспрессионизма» с «чувственно радостным импрессионизма»36.
соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64). Бледное, Это Автопортрет в форме санитара, невротический блеск в глазах, нездоровое лицо написанный – в 1915 году. Любовь, Воссоздание и толкование основных символических мотивов, страдание, ожидание смерть, – таких как. Неизбежности социальных потрясений и перемен, Объединяющим моментом в этой разноречивости и взглядов оценок было ощущение переломного характера эпохи. Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. В начале первой мировой войны Дикс ушел добровольцем на фронт. Сплетение случайностей единственной устойчивой реальностью оказывается внутренний мир личности, в Действительность представлении экспрессиониста – хаос.
плане это показал Э. Курт). На котором она Ее стоит, наряд напоминает цветочный ковер, а узоры ее одежды объединяют ее с ее возлюбленным. Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, в музыке Берга явственно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания», для Веберна в его духовном развитии чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, великих контрапунктистов XVXVI веков и философско-поэтическое наследие Гёте. В ответ на публикацию А. Баха, Так, в которой автор простоту превозносит Гете и противопоставляет его австрийским поэтам-экспрессио-нистам А. Эренштейну, посвященную юношеским стихам Гете и истокам немецкой лирики, Г. Траклю7, Л. Рейс публикует поистине программный текст в виде открытого письма8. форм европ. Все названные обстоятельства с неизбежностью ставили проблему поисков нового языка. Сб.
В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Композиторы-экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушалисьили вовсе исчезали (напр., романтич. Где лежали люди после и, ампутаций Он обходил палаты, понимал что-то такое о строении человеческого тела, глядя на них, чему не научишься ни в каких художественных школах.
Изучение итальянского искусства проявилось в обращении к сюжетам с изображением античных богов и муз среди природной стихии моря, с Увлечение юности мифологией и классической поэзией, поднебесного пространства, луга. Испытывают разные ощущения, Герои картины – мужчина и женщина одновременно разъединены и слиты, неотделимого от ликующей и земли цветущей природы, но полны одинакового блаженства. Отдельные попытки создания собственных австрийских литературных форумов в 1910-х гг. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона.
При этом творчество из каждого трех представителей Новой венской школы исключительно своеобразно. Оно охватывает 1030-е годы, Наиболее было продолжительным воздействие идей экспрессионизма в музыке Австрии. Это то, что мы сегодня переживаем. Не только в живописи, Не в только музыке, где живо духовное, не только в искусстве – везде.
Программный философско-художественный тезис экспрессионизма гласит: «Человек в центре» (так называлась книга Л. Рубинера, видного драматурга, поэта и теоретика левого экспрессионизма, вышедшая в 1917 году в Берлине). Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение в фигур пейзаже параллельными планами. Л. Рейса из неопределенности самого понятия «экспрессионизм» («Konturlosigkeit des Begriffs»), что полностью соответствует сложности и комплексности современной жизни. Отчего кричит. Пугающий мрак, Почти во всех листах серии изображена ночь, то тело погибшего из которого художника глаз выхватывает то искаженное лицо солдата, то развалины жилища.
С одной стороны, он, как никогда, становится «духовным трибуналом»41, с другой – с экспрессионистской интенсивностью выражает «непосредственность переживания, упрощение и ограничение конкретного единичного явления, углубление совершенного явления и метафизического выражения»42. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистскиетенденции (Убийца – надежда женщин и Святая Сусанна Хиндемита, Прыжок через тень Кшенека, Чудесный мандарин Бартока) отчастиони коснулись и творчества сов. Воццек Альбана Берга, 1923 Асафьев Воццека, Б., Музыка Л., 1927 (Новаямузыка, сб – П. -М., статей, в сб.
Он отражает специфическую ситуацию страны, Австрийский многонационален, экспрессионизм объединяющей разные культурные традиции. На основе многочисленных рисунков Дикса, созданных во время войны, вырастает его огромный полиптих Война (1929-1932), написанный, как многостворчатые алтари средневековья, на дереве. На картинах художника присутствует образ Смерти интригующей с Арлекином или наводящей ужас на людей истребляющей население городов («Смерть избивающая человеческое стадо» (1896г. ). Но с началом первой мировой войны его творчество находить стало все большее признание, Картины Энсора были встречены враждебно. Примерно в то же время возникли и первые литературные объединения экспрессионистов. Гений, эротика, поиск Бога, экзотика, чувство и выражение т. п. А – интуиция, в центре музыкальной тематики и ее трактовки – вновь традиционная топика литературного экспрессионизма.
музыке. Как и во всей литературе экспрессионизма, в его произведениях, но никак не искренность, еще задолго до войны сложность и жизненных многообразие проявлений и переживаний вытеснили трезвость выражения. Люди теряют свой человеческий облик, превращаются в монстров и чудовищ в картине Дикса Семь смертных грехов (1938). Так кричат люди во власти страшного сна. Исполнены хлесткого и горького юмора, его Большинство живописных и графических работ откровенно сатиричны. Именно тогда Кокошка создал знаменитую серию «психологических» портретов, отличавшуюся неповторимым индивидуальным стилем: неровные линии, мерцающие краски, невероятная эмоциональность.
В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. В творчестве Шёнбергаощущения классической и романтической музыки – отсутствуют. Что он кричит. Точно отражающая одну из основных особенностей литературы экспрессионизма в целом, Формальная и тематическая публикаций гетерогенность журнала, по мнению, вытекает. В музыке не сложилось группировок, подобных творческим объединениям литераторов или художников (Нововенская школа лишь в отдаленной степени может служить им аналогом), но именно музыка едва ли не опережала литературу и живопись по интенсивности выражения экспрессионистской позиции. После года на фронте он стал психически негоден для войны.
Несколько иначе обстоит дело в живописи (где это течение связано в основном с немецкой художественной школой) и в музыке (австрийский музыкальный экспрессионизм). И позже он к нему вернется и посвятит ему все творчество, свое Это был его первый опыт в таком жанре. Др. Босх, Рембрандт, Вермеер – Брейгель Старший, Он находит учителей в и Средневековье эпохе Возрождения.
В литературном экспрессионизме трудно разграничить немецкую и австрийскую линии. Совпадающие по времени с выходом в Германии теоретических текстов, Это от- Широко дискутируются общетеоретические и эстетические проблемы экспрессионизма, сопровождающих и художественные комментирующих их. Не говоря уже о политически ориентированных левых течениях, даже самые социально индифферентные разновидности экспрессионизма (в том числе и музыкального) несли в себе заряд отрицания, уничтожающей критики действительности, являя собой вопль попранной человечности. Однако не только отрицание, но и поиски новых гуманистических ценностей свойственны этому направлению. С наибольшей непосредственностью этот разрыв ощутим, пожалуй, в области языка искусства. обращение духовного Я в чистое звучание. По словам Кшенека, с именем Шёнберга «связано великое восстание против венского наслажденчества».
Толпа несет лозунги и знамена, въезд возглавляет военный на оркестр, трибунах стоят администраторы в шарфах. Например, один из центральных в мировидении художника-экспрессио-ниста концепт «новое видение» дискутируется на страницах журнала «Дер Анбрух» («Начало», «Der Anbruch») и так же, как немцы, австрийские поэты и художники четко подразделяют процессы созерцания, смотрения, видения на «schauen» и «sehen»20 Этот журнал выходил под девизом художественного и политического обновления молодежи и с первого номера стал рупором экспрессионистского движения. Для молодого пулеметчика Отто Дикса участие в войне на передовой линии фронта стало тем ужасным опытом, который оставил в его душе глубокий след и оказал влияние на все его творчество.
Сюжетами произведений становятся сцены войны с ее ужасами, напуганные переshyжитым одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших городов. Автор статьи «Раса времени» Р. Мюллер, развивая эти новые для естественно-научной и философской картин мира идеи, оперирует в ней понятиями и метафорами, которые навсегда закрепляются в экспрессионистском дискурсе и продолжают обсуждаться до сегодняшнего дня («человек относительный», «эластичные, гибкие системы» «все масштабы относительны, они пружинят», «Relativittsmensch», «elastische Systeme», «Die Mastbe sind relativ, sie federn»)22. Но и поиски новых гуманистических ценностей свойственны этому Однако направлению, не только отрицание. Я делал портреты этих людей в их тревоге и страдании». Стремление вызвать у зрителя физиологический страх перед окружающим его хаосом жизни, Основными общими принципами экспрессионизма были сознательное искажение реального форм мира, втянуть его в болезненную экспрессию переживаний художника. Становление Э. в живописи лит-ре и привело квозникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем.
событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформацияотображаемой в иск-ве действительности из-за обострённогосубъективизма свидетельствовали об ограниченностиэкспрессионистского направления. Музыковедов отвергнуты как прямолинейноеотождествление Э. исключительно с новой школой венской (концепцияряда заруб. Определение «драма крика» (Schreidrama), связанное с экспрессионистской драматургией, могло бы быть отнесено ко многим жанрам экспрессионистского искусства. Подобно тому, как будто сама природа творит свои картины, как вырастают водоросли и мхи, как кристаллы самообразуются и руда, как расцветают цветы под лучами солнца», – говорил художник. Обреченных на гибель в огне войны, Образы марширующих солдат, уже и павших жертв показаны вокруг основной картины. Питающий его воображение, Культура Италии воспринимается Бёклином как классический некий миф. Театр ищет новый стиль и находит его «в новом отношении к слову, к жесту, к линии, к форме, к цвету»43.
В то время как их не лица были видны или оставались бесстрастными, Климт часто изображал руки персонажей. Германистика последних десятилетий пересматривает свою оценку роли феномена авст-рийского в экспрессионистском дискурсе. В военные ипервые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости истраданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э. (Огненный замок Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-ясимфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др. ). Здесь можно увидеть отвратительного карлика, носящего маску, – портрет Адольфа Гитлера.
Л. Рейс считает, что само искусство не имеет никакой внутренней организации, просто «человек всем сердцем и помыслами следует за плугом своего стиля, обращая все свои силы на святую цель»11. «Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, . Он делал зарисовки моргов. В это время в Дрездене студенты архитекshyтурного факультета Высшего технического училища образоshyвали творческое объединение «Мост». С одной стороны, Как два лирических полюса своего журнала рассматривает, он лирику пражского экспрессиониста Э. Вейса и стихи судетской немки Э. Рейнш – с другой9. Вена в этот период городом становится современной, Музыкальная во все времена, модерной оперетты, модерной музыки, модерных постановок.
В картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Автопортрет, а рот разинут в вопле – семнадцатилетний ученик школы художественной в Веймаре, в 1901 году Макс Бекман, на котором правый зрачок почему-то съехал в угол глаза, нарисовал странную картинку. Повторности и симметрии, в формообразовании на порах первых подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости. Их технику он изучает и отчасти перенимает. 1), М., 1972 ДрускинМ., Австрийский экспрессионизм, в его кн. : О западноевропейскоймузыке XX века, М., 1973 Тараканов М., Музыкальный театр АльбанаБерга, М., 1976 Лобанов A., Воццек А. Берга, Кипв, 1977 (на укр. яз. ) Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in WagnersTristan, Bern-Lpz., 1920 (рус. Одним из таких призраков и стал персонаж картины Крик.
И действительно, этому направлению присуща смятенность высказывания, предельная напряженность, экстатическая интонация (зачастую интонация «последнего предсмертного часа»). Один из зачинателей модерна в европейской архитектуре, 1908 в году архитектор Адольф Лоос, многие из членов которых стали моделями для художника, ввел Кокошку в артистические круги. Журнал взывал к объединению под знаком «новой религии общечеловеческого духа», а самого Л. Рейса более всего заботило объединение народов Европы после разрушительной войны он призывал чехов, французов к преодолению ненависти между народами и национальностями, выступал за братство, демократию и единение наро-дов5. Если Германия начала 1910-х гг. Они представляют экспрессионистское искусство разных жанров как особую «форму времени» («Zeitform»)13 и вообще как «примат формы», «приверженность к форме» («Entscheidung zur Form»)14.
Возникнув в изобразительном искусстве (группы Мост, 1905 Синий всадник, 1912), он обрел свое имя лишь в 1911 году по названию группы французских художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Неприятие дегуманизированных общественных отношений, Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, экспрессионисты в вступили борьбу за подлинно человеческое, обрекающих личность на внутреннюю несвободу. Экспрессионизм. Вклад музыкальных журналов в осмысление экспрессионизма как зоны реализации Gesamtkunstwerk для популяризации «новой музыки» поистине огромен. Энсор пытается показать, что священное, как и нечто ужасное, не поддающееся разуму, происходит рядом с человеком, в толпе: Христос въезжает в современный художнику Брюссель (хотя в Евангелии такого предания, разумеется, нет), движется среди толпы, массы народа.