Выяснить причину появления «авангардизма», познакомиться с идеей создания музыки А. Шёнберга, основными направлениями Уч. : Основоположником этого направления стал австрийский композитор Арнольд Шёнберг (портрет, биографические данные в презентации). Узнать историю возникновения «авангардизма», познакомиться с его особенностями и разновидностями в музыке. «авангардизм» расширил технические возможности музыки. Если бы вы были композиторами и сочиняли музыку в стиле «авангардизма», как бы вы сочинили произведение, передавшее переживания человека испытавшего ужасы фашистского концлагеря.
Цель урока: познакомиться с новым направлением в музыкальном искусстве XX века – «авангардизмом», его особенностями, его создателем – А. Шёнбергом и его последователями – К. Штокхаузеном, А. фон Веберном, Л. Ноно. Авангардизм в музыке – это стилевое направление, возникшее вследствие введения целостного /всепараметрового/ преобразования звуковой материи и основанное на эстетике парадокса в отчетливо проявленном виде.
Что отражаетсягв искусстве емоисипа-цией краски, Аналог основного онтологического парадокса 34бытия в небытии34 в новаторском творческом импульсе, жеста, формы звука, как таковых. В русле этого движения можно назвать таких композиторов, как Н. А. Рославец, И. А. Вышнеградский, Н. Б. Обухов, А. С. Лурье, А. М. Авраамов, И. Шиллингер (а также, возможно, Е. Голышев, А. В. Мосолов и др. ) некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали – как правило, в безвестности – развивать свои новации в других странах (во Франции – Вышнеградский, Обухов, Лурье в США – Лурье, Шиллингер) остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги) должны были с начала 1930-х годов сменить ориентацию и заняться иными видами музыкальной деятельности. «Серийная» композиция строится на повторении в различных вариантах одного и того же звукового ряда, выбираемого для данного произведения. Воплощаясь в любых формах – в тембре, фактуре, ритмике интонации, скрытой звуко-высотнойопорности, темпах, динамике, артикуляции и способах звукоизвлечения, в остром психологизме деталей и живописной яосмогоничности, в индивидуализации голосов в акдторике и оверхмногоголосии, в ультрахроматизации всех шкал – эти нюансы становятся обобщенными функциями, нередко сохраняющими логику Т РТ (), но с бесконечно-вариантными полями реализаций. Которые составили славу русской музыки в. Он ХХ был выдающимся пианистом, С. Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, композитором, дирижёром, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойдённого совершенства. В 1919-м председатель правления Московского губернского управления Всерабис (Всероссийского объединения работников искусств). Конечно, само появление авангардизма на отечественной почве в 1960-е годы было граничит с феноменом «приоткрывшегося» после долгих десятилетий огромного окружающего мира, с естественным стремлением узнать и освоить все, что было сделано на Западе в этот период. То как всеобщее целое, Он выступал то как внутренний скрытый механизм, надземное идеальное.
Если пользоваться категориям. Иногда непонятное и вызывающее, Новое искусство, сколько способом и мышления выражением мироощущения человека XX века, стало не столько поиском небывалых форм. Даже определился в предпочтениях. Вводя закон исключенно» 1-го, Русский логик К. А. Васильев строит неаристотелевы логики без закона противоречия и третьего исключенного что открывает беспредельный простор для парадоксальности 34воплощений34 этих логик. Уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству, Рославец редактор преподаватель Главреперткома, Московского музыкального политехникума. анализа духовной концепции которого вводится аппарат, Апофеоз его творчества – потрясающий Реквием, основанный на с логике законом исключенного пятого по Васильеву – для.
Которая может и должна воплощаться в самых39неожиданных формах и синтезах, в этом смысл интроспективного по реализма сути вплоть до внутренней парадоксальной первопричины. Для которых выполняется О, теперь Рассмотрим множество т такое» что его элементы суть в точности те множества X. Как пишет ПавелФлоренский 34истина есть антиномия и не может не быть таковою. перед таким сверхсознанием. 34в чем действительный смысл прошедших перед нами беспрецедентных метаморфоз искусства, 34распад системы музыкально-выразительных средств34 и т. п. – 34проявление агрессивной сущности империализма34, Отказываясь от типа этикеток 34помраченное сознание34, мы по сей день не можем обоснованно ответить на вопрос. В строгом смысле слова абстрактные геометрические мультфильмы Отто Фишингера 20-х годов можно назвать рисованными на кино-балетами музыкальную классику. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, "буржуазным", "академическим" в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в 19 веке "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда – часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.
Включаемых в понятие авангарда, При всем разнообразии явлений, они общие имеют культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики. Говоря о «советском музыкальном авангарде» (или о «русском послевоенном музыкальном авангарде»), обычно имеют в виду группу композиторов, выступивших на авансцену в начале 1960-х годов или немного позже. можно постичь лишь, совместив эти различные фазы единой парадоксальной основы. Т. Но это вновь, приводит к про-. Главной концепцией музыкального футуризма становилось раскрепощение массы, звуковой Иначе говоря.
Которые волнуют современного ученого-физика, Тем нэ менее тезис авангардизма 34все есть музыка34 приобретает чрезвычайно широкий философский резонанс древних от эзотерических учений до проблем, гравитации и высоким энергиям, специалиста по космологии. Кроме того, в произведениях композитора часто ощутимо «театральное» начало, возможно идущее от его работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер «звукового дизайна» – как бы комментария к некоему событию. Не схватываем истинной наступления закономерности его авангардистской и интрореа-листической эр, в результате мы многое теряем в постижении структуры и телеологии эволюции художественного сознания. В гуманитарных науках – выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений. Русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями, Хотя ранние Шёнберга сочинения своевременно исполнялись в России, а некоторые появились раньше и их системы отличались от шёнберговской.
Урбанизм, конструктивизм и увлечение индустриальнойтематикой – три важнейшие основы авангарда Мосолова – сфокусировались взнаменитом симфоническом эпизоде «Завод» (фрагмент неосуществленного балета «Сталь» 1926 – 1928), снискавшем бешеную популярность в Европе. Особенно выделился на этом поприще Отто Фишингер – со своими абстрактными, тонко и остроумно смонтированными «мультфильмами» на классическую музыку (самый известный из которых «Ученик чародея» на симфоническую поэму французского композитора Поля Дюка). Композитор руководствуется определенными правилами создания блока, в котором используются 12 звуков, но разной длительности, высоты, разных тембров. То есть глубинно Музыкален, По теософским-предсташгениям- Космос весь со всеми его 49 планами и 243 подплавами состоит из вибраций. С ежесекундным преодолением инерции логически и чувственно ожидаемого, Парадоксальность связана тесно с непредсказуемостью.
Продолжив обучение в Московской консерватории, он начал сочинять в серийной технике Шёнберга и Веберна (Сюита зеркал, 1959 и Жалобы Щазы, для сопрано и камерного ансамбля, 1960). М. :39 Сов. При этом невозможность в устоя плане творческой эволюции на новом уровне отразились 34сильной необратимостью исторического времени34.
В 1921 – 1923 гг. сущности авангардизма, являясь в то же время новым иерархическим шагом. Во второй половине XX века принципы основные авангардизма подверглись резкой критике в постмодернизме. 34 /см. Определенное, хотя и опосредованное влияние оказали на западных музыкантов жившие во Франции Обухов и Вышнеградский (в частности их высоко ценили О. Мессиан и П. Булез, хотя исследования их творчества и исполнения их музыки относятся в основном к последним десятилетиям).
В любых 34инцидентах34 звучаний и не-звучаний, Каждая национальная школа открывает свою 34географ ::ческуо34 область действия парадокса: парадоксальность в повседневном окружении, в том числе и программируемой – американский тип парадоксальность прочувстврвания через поэтическую атмосферу и структурализацию языка, в анархической свободе, нередко в сочетании с конкретной образностью – (французский тип: парадоксализация внутреннего, естественно-природного в нас и экстериоризация этого в парадоксах страстей, любви» вокала и глоссолалий, жестикуляций и массово-маяифестационнай истерии – итальянский типу парадокса-лизм философского мышления и космогенезиса, этоса и углубленного психоанализа – немецкий создание тип парадоксальной звуковой материи, Чалеаторизации34 и 34соноризации34 бытия» шипяще-кластерный акцент в трактовке едино-множественного феномена – польский тип. : в 3 главе – наиболее обширной по масштабам и связанно34. Хронологически первой осваиваемой «советским авангардом» техникой был сериализм (в разных видах), затем сонористика, а также алеаторика (композиция по принципу случайности) одновременно началось развитие электронной музыки. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки в. ГМШ им. Гнесиных. Другие ограничились рамками национальных отдельных школ, Некоторые из них получили широкое международное распространение. Отчего возникает критерий 34Достаточно эта ли теория безумна чтобы быть правильной, гений – парадоксов друг34.
Т 6 т или34. В Музыкальных классах Российского музыкального Его общества, профессиональная подготовка началась в 1890-е годы в Курске. им. Гнесиных, на Семинаре молодых музыковедов в Московском союзе композиторов, на семинаре повышения квалификации, организованном кафедрой39советской музыки Московской. В связи с обновлением темперации («освобождением звука») вставал вопрос о новом отношении к звуку, о «новой сонорности».
Употребляемых в математических рассуждениях, Для подавляющего большинства конкретных свойство множеств, D выполняется. Конечно, Кроме того, предпринимались попытки разных размещений перемещений и исполнителей в реальном пространстве. Так создаются предпосылки для «земной», «человеческой» образности в «реальном» музыкальном пространстве классической музыки.
А поверхностные признаки, Принимая во внимание ив сущностные, правильно очерить рамки его приложения, мы даже не определить можем понятие 34авангардизм34. Элиминацией пространства и времени в обыденном сшсле, 39 вне ига ми вибрациями энергетикой и При этом высшие планы отличаются многомерней. Введение дает очень краткий очерк генезиса термина интрореализм (интроспективный реализм) из довольно расплывчатого и крайне ограниченного его употребления по отношению к изобразительному искусству, Интрореализм – это синтез в диалектическом 39 процессе идущем от классического и реалистического искусства через авангардизм в будущее. Актуальность предпринятого в данной работе. Ш главу/.
В 1917-1918 гг. Характерной особенностью музыкального авангарда на территории СССР нередко становилась «фольклорная окрашенность», когда новые техники применялись к разработке народных напевов, желательно в их «сыром», непосредственно у народных певцов записанном виде (например, нетемперированный строй русской крестьянской песни мог совмещаться с авангардистской микроинтервальной техникой). И также как эзотеризм требует Посвя-.
Апробация работы. философско-эстетического анализа наиболее новаторских компонентов современного искусства музыкального заключается в. Хотя некоторые спекуляции в этой области продолжаются, C распадом политическая СССР основа движения практически исчезла. Шнитке – автор музыки к художественным фильмам Агония (1974), Восхождение (1977) и др., к телефильмам Фантазии Фарятьева (1979), Маленькие трагедии (1980), Мертвые души (1984) и др., к спектаклям Утиная охота (МХАТ, 1978), Доктор Живаго (Театр на Таганке, 1993) и др. Шеллинг замыкает свою систему трасцендентального идеализма совпадением и сознательного бессознательного в произведении исНуоотва. Либо путем максимальной отграниченности, должен бвть также отстранен от других, либо, наоборот, дискретизации, путем слияния – себе подобных.
Казимир Северинович Малевич, Среди родоначальников абстракционизма – Василий Кандинский, Васильевич мастера орфизма, Питер Корнелис Мондриан. В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д. С логической V высшая. степень противоречия или тождество противоположностей. Шнитке – главная фигура «советского музыкального авангарда», вместе с Э. В. Денисовым и С. А. Губайдулиной. В этом музыкальном пространстве, основанном на закономерностях тональности (мажорной или минорной), слух всегда имеет «точки опоры» устои, к которым стремятся неустойчивые тоны.
Что музыка создаётся композитором рационально, Суть этой системы в на том, основе какого-либо расчета. дия34 – логики бесконечного, которая характеризуется наивысшей парадоксальностью. Этот парадокс замыкает все парадоксы систему, в Но тогда в совокупности со всеми мировыми парадоксами. Почти все ранние авангардисты, так или иначе, занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов (из них самой реальной была четвертитоновая, но появлялись и разные другие наиболее углубленно занимался этим до конца своих дней Вышнеградский). Истину жа.
Что и определяет, Верховный Парабрахкан 3939Высшее парадоксален существование-несуществованяе/ себе, порождение Им проявленного бытия и внутренние парадоксы этого бытия. имели отношение к тому явлению, которое ныне принято называть «русским космизмом». Если это. Наиболее распространено было в – 1940-х начале 1960-х годов, Абстрактное искусство возникло в 1910-х. Что научный парадокс представляет собой подготовление логическое 34алогизма34, Принципиальное отличие явного парадокса в Искусстве от парадокса в науке в том, образуя нерасчленимый раствор парадоксов, в то время как парадокс художественный из 34алогического34 соединения элементов приходит к логическфсознаваемой концепции. Довольно скоро «чистые» системы уступили место разным смешанным техникам: появились понятия «коллажа» (т. е.
Может, кто-нибудь расскажет поподробнее об этом явлении. так 34эзотерическое34 искусство требует авангардизма 34посвящения34 в скрытый метафизический механизм порождения своих звукообразов, щения в свои тайны, требует перехода от чисто чуЕственнсгст /34астрального34/ к высоко интеллектуальному /34ментальному34/ плану вос- приятия. Подробные фактологические общие и специализированные зарубежной исследования литературы также не проливают свет на глобальный смысл происхо- дяцего. Группа композиторов «средне-молодого» возраста, которая продолжает именовать себя «авангардом», движется скорее по инерции, не встречая при этом никакого сопротивления (ее представительный орган – фестиваль Московский форум, принятый в качестве филиала Международного общества современной музыки). Почти все ранние авангардисты так или иначе занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов (из них самой реальной была четвертитоновая, но появлялись и разные другие наиболее углубленно занимался этим до конца своих дней Вышнеградский). А ведь это то, почему 34. 34«классического34 художественного и науч-. При этом вторая волна приблизительно на 15 летотстала от «мирового времени».
В. маяковским, Рославец был близко знаком с В. Каменским, его перу вокальный принадлежит цикл на стихи петербургских эгофутуристов. Хорошо, если он обладает большой 34сопротивляемостью34. Обосновывается принцип опережающего отражения, в работе также дается новое определение авангардизма и его исторических рамок, а также понятия исторической тональности, впервые вводится понятие интрореализма как новой исторической фазы развития искусства, уровней духовности, 3439калибровочного квантованного релятивистского поля34 звуковых структур имитологического и фантодалогического типов искусства, явления художественного самосознания искусства, затрагивается связь музыки с научными сферами, дается трактовка собственная большого количества музыкальных произведений в связи с национальной спецификой американской» французской»итальянской, немецкой, польской и советской композиторских школ» под особыми углами зрения рассматриваются образы творчества ЭЛенисова, С. Тубайдулиной, а Литке, впервые в такой полноте освещается музыка В. Артемова /при этом вводится новый метод анализа духовности/ Практическая значимость работы. В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность – понятие стиля как стерильно чистого явления».
gt четвертого, а не третьего, как считалось на протяжении тысячелетий. Их экспериментальный характер, консервативным, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, обывательским, "буржуазным", "академическим" в визуальных искусствах и литературе – демонстративный от отказ утвердившегося в 19 веке "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда – часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п – чаще всего осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры резкий протест против всего, к характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся. Помнению многих авторитетных исследований, Но в 1920-е этот выдающийся мастер был надеждой и, едва ли не главной самой фигуройсоветского музыкального авангарда. т. 1:а-г, так как ввиду т т для. Т выполняется р – и. следовательно 6 т Т. 34 Математическая39энциклопедия.
проанализировать генезис и историческую функцию. И новая драма- тургия, Отсюда и новая проблематика, арсенал которых включает все накопленное историей богатство доминировании при все-таки последних достижений и 34нетабуированность34 в использовании средств. Они отразились и в творчестве корифеев музыкального авангарда – например у Губайдулиной, в основе техники которой в принципе лежит тембровая композиция или у Денисова, в поздних сочинениях которого расширяется жанрово стилистический спектр и очень выпукло у Пярта, который пришел к религиозному искусству аскетичной «новой простоты».
Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики» (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и Стравинскому). Однако в кино, театре, литературе, музыке и танце авангард проявил себя также. Ибо интрореализм есть реализм невидимого. Различие реализма и ян-трореализма можно образно сравнить с различием оптического видения и ясновидения. Лес с точки зрения много- и39бесконеч-номерности (в принципе) функциональных связей тончайших нюансов.
Русский композитор. В 1960-х годах абстракционизм утрачивает ведущую роль в (авангард) – совокупное наименование радикальных художественных тенденций. В очень известном в свое время опусе Мосолова Завод.
Живые бабочки – образы в звуков Композиции 4/Ь Ла Монте Янга и т. п. ), 34Декабрь 195234 ЭрлаБрауна. Что было тайным, Авангардизм только сделал/ягным то, приняв результате в на себя в целом 34первородный грех34 парадоксальности. 34в одну и ту же реку мы входим и не входим, не желает и желает называться именем Зевса34. Парадоксальность действия – бездействия открывает нам трансцендентализм философии древнёй Индии, единственно мудрое – существуем и не существуем34 34Единое и В обоих видах он присутствует у Гераклита Эфесского.
Отдельных видов искусства, Авангардные явления характерны для переходных всех этапов в истории художественной культуры. История зарубежной музыки, Результаты этой работы могут сыграть определенную роль формировании в курсов современная музыка, музыкально-теоретические системы история советской музыки, а также при анализе современной цузыки во всех курсах. Поскольку гармоническое письмо позднего Скрябина приближалось к 12-тоновости, т. е.
А еще сильнее Шеллинг парадоксальность переводят на ось противоположностей объективного и субъективного, Фихте. В 1923-1930-х гг. Но только в новейшей истории оформилась в особую эстетическую программу, с древности беспредметная живопись существовала в виде или орнамента нон-финито. Где через апофеоз противоречивости достигается, Рождаются целостные системы индивидуального-общего в зыке. чу Ксенаниса и Штокхаузена. Через превышение совпадения противоположностей в непосредственном Боге у Лсевдо-Дионисия Ареолагита, в Европе от апорий Зенона и платоновского Единого идет путь через скептицизм Секста Эмпирика, психологию через 34Исповеди34 Августина к абсолютной парадоксальной системе Николая Казанского, через диалоги Иоганна Скота Эриугены, которая берет начало в тождестве противоположностей совершенного максимума и совершенного минимума, распространяясь далее на все. На протяжении всей истории философии парадокс являлся важной самой проблемой – ядром мудрости, . Введение электронно-акустических разрывов и модуляций, Целостное всепараметровое преобразование звуковой материи, растворения элементов а39 сонорном комплексе исверкмно-гоголосии позволило звуковым образованиям быть явно тождествек-ными нетождественными и себе, алеаторических версий.
Не случайна проблема рождения звука у. Лахенмана Пендерадкого и других. При этом Васильев установил, что закон мышления понятиями – это э39акон исключенного4. Эти инструменты давали принципиально новую сонорику, но столь же часто предпринимались попытки «усовершенствовать» традиционные фортепиано, орган и т. д., применить новые приемы игры на них (а также совместить по-разному настроенные традиционные инструменты – например, два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона). ми интересующимися эстетикой и философией искусства. Безусловно высокое мастерство музыканта в драматургическом построении его композиций.
В русле «нового мирослышания» переосмысливались многие основные музыкальные категории – звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т. д. удовлетворяют данному выше определение авангардизма и принадлежат тем же ав. В связи с обновлением темперации («освобождением звука») вставал вопрос о новом отношении к звуку, о «новой сонорности». Своенравным, Он был художником дерзким и его произведения, не терпевшим никаких штампов, как правило, были словом новым в искусстве. I 1У главы рассматривает эволюцию творчества Э. Денисова с точки зрения 34функционального анализа34 (специальность Денисова при окончании им математического факультета Томского университета), то есть не. (ныне Брянской области), в крестьянской семье.
Что наиболее важно для человека как смнтеза земного и вселенского начал, Интрореализм – взаимовлекомость это и аннигиляция этих крайне противоречащих друг другу уровней и в то же время то. В этом пункте к началу 1970 годов русский авангард «совпал» с некоторыми тенденциями западного искусства. Профессор Рославец возглавлял Харьковский музыкальный и институт заведовал отделом художественного образования Наркомпроса УССР. При всей ее космично-сти столь органически связанная с его звуковым миром, Система Штокхаузена, не цодой-дет для глубокого музыки раскрытия Ксенакиаа.
тяворечию. Неудивительно, что представители «серебряного века» (так называли этот период в искусстве) не поняли его музыку и только немногие смогли увидеть в нём создателя нового искусства. абстрактной парадоксализации в /это авангарде видно уже на примере эволюции функции унисона и октавы в 34 P/e, niSitfo» я пяти симфониях Шнитке/. На межвузовской научной конференции 34С. 11рокофь-ев и проблемы искусства XX века34 в Ростовском Г1. Ш, на консерватории, Всесоюзной конференции 34В. Моцарт – С. Прокофьев34 – там же.
Революцию Рославец встретил с радостью. Но и часто его опережал по радикальности экспериментов, Вописываемый период русский авангард не просто развивался параллельноевропейскому. В социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории. Вообще, к началу 1990-х годов или даже раньше в русской музыке, как и в западной, авангард «закончился», т. е. Шёнберг отказался от ладотонической системы и разработал новую 12-ти тоновую систему – додекафонию (двенадцатизвучие). Кубизм, Футуризм, конструктивизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм сюрреализм, – всё это течения авангардного искусства.
Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все основные жанры, а также их гибриды: оперы Жизнь с идиотом (по рассказу В. Ерофеева, 1991), Джезуальдо (1993), История доктора Иоганна Фауста (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе Der gelbe Klang, Желтый звук, по В. Кандинскому, 1974 и Пер Гюнт, по Г. Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая – незаконченная, 1998), шесть concerti grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно назвать кантату Seid nuchtern und wachet. Вот примерные вопросы, которые хотелось бы, чтоб осветили: (абстрактное, беспредметное, нефигуративное искусство) – совокупность направлений в культуре XX века, заменяющих изображение реальных предметов и явлений отвлечённой, свободной игрой линий, красок и форм. Но мой интерес лишь усиливается. Гораздо менее значительны новации ранних авангардистов в области формы: чаще всего используются традиционные схемы либо произведение является лишь «фрагментом», «опытом» в некоторых случаях все творчество (вкупе с биографией творца) рассматривается как некое единое, продолжающееся произведение искусства (Книга жизни, по Обухову).
Способы, Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими приемы формы, художественного выражения. Бурное время, Начало столетия – взрывчатое и в этот вихревой поток Прокофьев ворвался как нечто и неповторимое новаторское. То парадоксальное мышление и парадоксальное чувствование являются адекватной бытию формой его отражения, так, суть неадекватные, в то время как непарадоксальное мчшление и чувствование» доминирующие в человеческом сознании, отражения, формы и уловить истицу для последних – задача тщетная» в этом парадокс. «Авангардизм» был крайним выражением этой тенденции и у многих – всего лишь этапом пути. С начала 1990-х годов постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР (1986). С целью исключить неизбежные недоразумения в дальнейшем уже во Введении новое предлагается определение термина 34авангардизм34.
Деятельность его тесно связана с АСМ (Ассоциацией современной музыки), целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки туда входили Н. Мясковский, Б. Асафьев, В. Щербачев, А. Александров, В. Беляев, В. Держановский, С. Фейнберг, Д. Шостакович и др. Щелчок, всплеск, стуко-звон, рев, вой, грохот, скрежет, шорох, вздох – вспарывающий безмолвие, Звук, демиурга, – образ Вселенной, 34Я34» Чтобы обратить внимание на свою экзистенцию, вместе о темнасытив ее чувственной конкретностью, должен он быть странным. Что является отличительной чертой концепту-альности Шнитке, в 3 вводится понятие самоанализа искусства в самом произведении искусства, оправдывает включение в свой иных стиль стилей кок семантических единиц. Что роднит моностилистическое мышление Денисова с полистилистикой, функции Эти подобны стилям и в чем видна единая основа интрореалистического мышления.
Русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями, Хотя ранние сочинения Шёнберга своевременно исполнялись в России, а некоторые появились раньше их и системы отличались от шёнберговской. В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д. При этом подчеркнем, что если предшествующие главы по возможности вч-светляли парадоксальность рассматриваемых явлений, то теперь парадоксальность нередко выносится за скобки и подчеркивается непарадоксальность априорно уже парадоксального материала, что через парадоксальность-непарадоксалъность должно стать завершением и куполом эстетики парадокса. В эти годы он одним из первых стал пропагандировать в России творчество «нововенцев» А. Веберна и А. Шёнберга, созвучное его представлениям о «музыкальной красоте».
Хронологически (и идеологически) первым авангардистом этой волны следует считать А. М. Волконского, который приехал в СССР с семьей из эмиграции (1947), успев получить на Западе, как первоначальное музыкальное образование, так и общее представление о происходящем в художественной жизни. Удивительные откровения и таинства, На многочисленных примерах можно проследить исключительную духовно-об- разную 39 окрашенность интрореализма Артемова, которые раскрывает нам его звуко-духов-ный слух. Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Западная же поддержка в прошедшие десятилетия привела к тому, что в сознании музыкальной общественности разных стран вся русская музыка ХХ в. в период после Прокофьева и Шостаковича представлена лишь тремя именами: Шнитке – Денисов – Губайдулина (появился даже термин «русская тройка»). В конечном итоге это потребует 34третьего ору-. Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека игры в стиль).
овртение чуда. В этом причина 34переоценки ценностей34, стремления-, . или Ноно, так же как и система Ксенакиса для творчества Ноно и Штокхаузена и взгляды Ноно по отношении к оставшимся двум. Опираясь на эзотерические, вХХ Петр Успенский, доказывает, православные и научные источники, что высшие формы сознания двлжны функционировать в многомерных пространствах и именно что в. парадоксальном многомерном обличив предстанет мир. Тетраграмматоном Каббалы, в соответствии со священной Тетрадда Пифагора, йоги идеями и теософии вводятся четыре жщгса. «I 34природный, четырьмя единствами Николая Цузанского, пантеисти-. При этом цели и задачи искусства виделись представителям различных направлений авангарда разными самыми вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевропейском понимании.
В чем проявляется смысл божественный ихой и другой :39, Н. А. Бердяев вскрывает парадоксы истории и парадоксы России. Крестьянских и солдатских депутатов в городе Ельце, он первый Совета представитель рабочих. Г. канчели, С. Слонимского» В. Сильвестрова, смысл творчества которых, В. Тарнопольского и других, помимо результатов зарубежного изучения авангарда, уходит 34в полыхающий сумрак отчизны моей34 /В. Набоков/. Наиболее масштабно авангардизм представлен в изобразительном искусстве. – сер» v 34А-рокне34 и 34Лица34 Л. Беря о – это проникновение в сущность через бытия парадоксализацию существующего. 39 При этом ощущение парадоксальности возникает не только вследствие экспансии на неограниченно широкий спектр антитрадиционных средств выражения, когда поаледнее выносится из чувственной в умственную сферу – которые можно вывести из его книги 34Идеи и образы Возрождения34 (М. : Наука, 1979), При определении временных рамок (с рубежа 40-50 годов XX века) главными критериями становятся исторический факт использования начала целостного преобразования звуковой материи (в сериализые, конкретной и электронной музыке) и включение действия трех принципов Б. Г. Кузнецова, но и как резулвтат невозможности установить слухом закономерности логического развития, в качестве объединяющих Ренессанс и вторую половину XX века.
кое-что читал на темах форума (в т. ч. При этом в эволюции идей Шнитке характерно движение от анализа парадокса через анализ ортодокса к обретения синтезу целостного стиля и зстетико-этического Идеала. К группе «авангарда», которую вскоре возглавили три московских автора – Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, А. Г. Шнитке, на некоторое время присоединялись в этот период и другие авторы, например Н. Н. Каретников (остался до конца стойким приверженцем додекафонии), С. М. Слонимский, Р. К. Щедрин, Б. И. Тищенко, А. С. Караманов, на Украине – В. В. Сильвестров, Л. А. Грабовский, в Азербайджане – К. А. Караев, в Эстонии – А. Пярт и т. д. Попробуем теперь выяснить, :что верно. Сливаются в одно научность и неомифоло-. Поскольку гармоническое письмо позднего Скрябина приближалось к 12-тоновости, т. е. Даже послушал кое-что, правда, немного.
Обзор литературы по рассматриваемой проблематике, Многие39положения из диссертации были использованы в лекциях истории по Во Введении дается обоснование теш диссертации, определяется цель и задачи работы, формулируются основные методологические установки. Невыявленными остаются и глубокие параллели современного искусства с современной фундаментальной и наукой инвариантами истории человеческой мудрости. Достигла кульминации в конце1910-х – начале и, 1920-х Первая из них началась в 1900-е, завершилась в середине 1930-х годов, в основном.
Оно объясняет и причину, по которой среди всех советских авангардистов Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на Западе: включение «чужого слова» делало музыку более доступной слушателю, а публицистический пафос многих сочинений композитора дополнительно усиливал это качество. Еще одним подходом являлась «ультрахроматическая» гармония, которую русские авторы выводили из стилистики позднего Скрябина – они вообще часто видели в этом композиторе своего предтечу и не только в плане технологическом, но и в плане духовном ибо большинство из них, как и Скрябин имели отношение к тому явлению, которое ныне принято называть «русским космизмом». Место «председателя земного шара от секции музыки» в их ряду занял Артур Лурье. Обычное восприятие музыки с детства базируется на ощущении рельефа и фона (мелодии и аккомпанемента), создающих глубинную «перспективу» музыкального пространства, подобного живописному. Музыка машин (1928) звуковая картина работающих механизмов ярко изображается средствами традиционного оркестра. Позитивный абсурдизм 34Гимнов34 И 34Opus 197034 Штокхаузена, 34Трех видов на Льея34Г1ус-. Что временами вызывает непроизвольный смех, Почти буквальное следование музыкальному ритму и движению в этих мультфильмах таково имеющий не разумного объяснения.
Исследователи отмечают, что ранний музыкальный авангард – явление «неочевидное», весьма неоднородное и оставившее сравнительно мало оформленных музыкальных опусов. Но даже не эстетическим, I глава посвящена на первый взгляд проблемам не только музыкальным, не а историко-философским. В связи с этим можно заметить, что для таких авторов, как Вышнеградский и Обухов (и для некоторых других тоже), характерна напряженная мистическая настроенность (у этих двоих ориентированная на христианство). Связанным с новой эстетикой, отдельным вопросам, 34Кшиштоф Пендерецкий34 А. В. Ивашина, как такие 34Витольд Лютославский34 Л. Г. Раппопорта, 34Инструментальная музыка послевоенной Франции34 Т. В. Золозовой, блестящая по собранному материалу работа М. А. Чаплыгиной 34Музыкально-теоретическая система К. Штокхаузена34. Музыка машин (1928) звуковая картина работающих механизмов ярко изображается средствами традиционного оркестра.
Стремящиеся к коренному обновлению творческой практики, в начале XX века на смену господствовавшему в искусстве на протяжении почти всего XIX века приходят реализму художественные течения. При соприкосновении с любым серьезным произведением ближайшего будущего, Ее основные положения и выводы могут быть использованы в исследовании проблем музыки второй половины века, XX а также для переосмысления и выявления новых закономерностей во всем музыкальном наследии. Характерна при этом специфическая для Денисова психологическая инверсия (ментальные корни эмоционально-чувственного надела), что созвучно генезису интрореализма из авангардистской эстетики. 34противоречие есть критерий истины – отсутствие противоречия критерий – заблуждения, Гегель провозглашает. В 1961 окончил Московскую консерваторию классу по композиции Е. К. Голубева в 1961–1972 преподавал там же на кафедре инструментовки.
В которой, к такому пониманию в некоторой степени приближается современная и фундаментальная наука, отсутствует понятие Иерархии, правда. Родился 24 декабря 1880 г. (5 января 1881) в местечке Душатине Черниговской губ. В сонорный комплекс /являющийся психологическим един- ством более процессов/, элементарных Новые принципы объединения полного набора элементов в сериальную структуру /с ее статистическими и пермутационными сим-метриями/, а также пуантилизация и стохастизадая, в нетривиальное сверхмногоголосие и полистилистическую драматургию, межуровневое единство тембровых, звуковысотных, ритмических и архитектонических принципов /например, 34Контакты34 Штокхаузена/ – все они так же, как и в классике, связаны с эстетическим требованием единства и разнообразия как новой, более сложной гармонии-и целесообразности, - Это происходит в силу того, что 34все, слагающееся из противоположностей, объединяется и сочетается некоей гармонией ибо гармония есть единение многого и согласие разногласного34 /Боэций/ и 34красота – это дружествен- / ная вражда и согласный раздор34 /Пико делла Мирандола/. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиционной культуры) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков изобразительно-выразительных приемов и подходов традиционных искусств. Позднее, в истории русского и, авангарда советскогомузыкального XX века выделяются двебольшие волны.
-С эмоциональной точки зрения, парадокс – это вспышка удивления. В его роду было много умельцев-самоучек музыкантов и скрипачей. Которую автор стремится 34пропустить через себя34 – мы можем отметить сейчас лишь следующие теоретические положения и результаты, с описанием конкретной музыкальной реальности. С другой стороны, это – способ высочайшей концентрации информационного потока максимальной деформацией естества и одновременно растворением в звучащей среде и 34непротивлением34 воле случая. Однако композитор, шедший собственной дорогой, не полностью вписывался в их круг.
- Стремление к недостижимому Идеалу как концепция и образ- 39 над драматургия характерно цузыки для В. Артемова. Конечно, Кроме того, предпринимались попытки разных размещений и перемещений исполнителей реальном в пространстве. Столь ярко проявившейся у таких полярно противоположных мыслителей-подвижников как Фридрих Ницше и Ауробиндо Шри Гхош, преодолеть человеческое /34слишком человеческое34/ и выйти к Сверхчеловеку будущего – тенденции. Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) 24 ноября 1934 отец – переводчик с немецкого языка, мать – учительница немецкого языка. крывает и о чем, говорит нам новое эзотерическое искусство. Главным здесь был поиск некоего «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в музыкальной ткани, так и в литературных манифестах (например, статья Н. Кульбина Свободная музыка, манифесты М. Матюшина К руководству новых делений тона, Лурье К музыке высшего хроматизма, Авраамова Универсальная система тонов крупные теоретические трактаты Обухова и Вышнеградского и т. д. ) и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера Победа над солнцем Крученых – Матюшина – Малевича – Хлебникова (1914) или Симфония гудков Авраамова (1922, «действо» фабричных гудков, проведенное в разных городах для оформления праздничных дат революционного календаря).
В очень известном в свое время опусе Мосолова В связи с новой сонорикой стоят и идеи «пространственной музыки» – по выражению Лурье, достижения «третьего измерения», «глубины звуковых перспектив», что могло осуществляться либо расширением акустических границ по вертикали – использованием крайних регистров инструментов, либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка «неслышимая» – «звучащие» паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука. V 39-, . 3439 – Ото шаг чувств к переживанию форм и абстракций ментального мира и шаг ума. в таинственные области трансцендентного 34высоких мира энергий34-. единение всего и вся. 1983 Реквием из музыки к драме Шиллера Дон Карлос, – История доктора Иоганна Фауста, на стихи Г. Нарекаци, 1975 Концерт для смешанного хора, 1985 Стихи покаянные для смешанного хора, на древнерусские тексты, 1987), очень камерно-инструментальной много музыки, в том числе четыре квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио-соната, четыре Гимна для разных инструментальных составов, три фортепианные сонаты и др. к функциональному равенству 12 тонов хроматической гаммы, то естественно, что его последователи нередко приходили к разным видам додекафонии, то есть, употребляя термин «официального» изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга, к «технике композиции с 12 тонами», которая рассматривалась как замена традиционной тональности. Гуманистический и духовный смысл звука приходит на смену его. Вторуюволну, во многом инициировал приезд в Советский Союз Игоря Стравинского (1962) она была несколько короче первой, но не менее яркой в планехудожественных результатов. Оперы Жизнь с идиотом (по рассказу В. Ерофеева, 1991), История доктора Иоганна Фауста (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе Der gelbe Klang, Желтый звук, по В. Кандинскому, 1974 и Пер Гюнт, по Г. Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая – незаконченная, 1998), шесть concerti grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно назвать кантату Seid nuchtern und wachet – в котором представлены почти все основные Шнитке жанры, оставил обширное наследие, Джезуальдо (1993), а также их гибриды.
Упомянем также особую надэкзистенциальность (и антизкзистенци-ализм) интрореализма Денисова. полистилистики – термин Шнитке, чьи сочинения наиболее ярко представляют данное явление. исчез как явление с лидерами, организационной структурой и стилистическими параметрами. Как, Традиционная музыка XIX-XX веков нам же так привычна и понятна, живопись передвижников с ее прямой перспективой и реальными жизненными предметами и формами, например.
гизм. Исследующем проблемы современного искусства, Актуальность темы На рубеже 80-90 годов XX столетия в отечественном музыкознании, когда 39старая система понимания рухнула, сложилась ситуация своеобразного 34безвременья34, многое увидено заново, порой весьма проницательно, но от феноменологии и технологии пока еще нет перехода к новой, более адекватной эстетико-фило-софской системе, в которой могли бы свободно жить отдельные образы и идеи концепции. С»1убайдулиной, Данная коллизия имеет весьма неожиданный аналог в эстетическом ряда методе композиторов – безразлично к национальному происхождению – Э. Денисова» А. Тертеряна, В. Артёмова, а. Шнитке, А. Кнайфеля» в заметной мере Р. Щедрина. Сами того не подозревая, мы ассоциируем слуховое пространство с категориями силы тяжести или ее преодоления: мы говорим о «тяжелом состоянии» и «тяжелом звуке» (по-итальянски «баритон»), о звуках «высоких и низких», о «вспархивающих трелях», «подъеме мелодии», «парящем» или «летящем» мотиве и прочем. Подобное стремление было свойственно отнюдь не только тем, кого принять называть «авангардистами», – его испытало тогда большинство представителей всех видов искусств и читающая, слушающая, посещающая выставки публика.
Авангард принял на себя функции Остро ниспровергателя, ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. Среди произведений Шнитке – оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Вот почему крах авангарда стал и личным крахом Мосолова:после недолгого пребывания в лагере с конца 1930-х он так и не поднялся допрежних творческих высот. труды А. А. Бейли и З. П. БлаЕатской/. Данное высказывание композитора (относящееся к началу 1970-х годов) наилучшим образом описывает тот стиль, в котором он работал до конца своих дней. 294/.
Первый русский музыкальный авангард не имел столь четкой оформленности, как литературный или живописный авангард того времени, но довольно часто к нему, как и к явлениям в параллельных искусствах, применяют термин «футуризм». Ницше, в сфере научной мысли косвенными авангарда побудителями явились главные достижения во всех сферах научного знания с конца 19 века в философии – основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Хайдеггера и Сартра в психологии-психиатрии, Кьеркегора до Бергсона, прежде всего, фрейдизм. К новым измерениям, Авангардистская эстетика -это порыв кеведодам мирам, так и трансфизических и явлений процессов, к моделированию как физических. Меня в последнее время заинтересовала авангардная музыка. к функциональному равенству 12 тонов хроматической гаммы, то естественно, что его последователи нередко приходили к разным видам додекафонии, то есть, употребляя термин «официального» изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга, к «технике композиции с 12 тонами», которая рассматривалась как замена традиционной тональности.
При этом каждый раз отрицается и созидается вновь искусство в целом. - 2 гласа посвящена детальному рассмотрению особенностей проявления авангардистской эстетики парадокса на большом ряде конкретных примеров. 34 (Н. Бор), в чем истинный смысл тертудзи«Ц«вского 34 СгеЛ, «рм и. Об этом говорит афоризм Ав- Поскольку гением мы называем человеческую личность которая научным или художественным цутем открывает нам новое из сферы сущности бытия, возникает догадка, что парадоксальность – атрибут этой сущности. Символически подразумеваются или же вообще отсутствуют, Сюжет или предмет при лишь этом угадываются.
Наделенным способностью сверхчувственного восприятия, Художник-ин-трореалист стремится стать бы как ясновидящим, более высокого, увидеть ноуменальное как реальное и отсюдаже создать новый художественный ноумен второго порядка, чем ментальный. эзотерического знания, то следует сказать, что принцип парадокса действует39при переходе39 от одного плана бытия или сознания к другому: астральный план – парадоксален по отношению к Физическому, ментальный – по отношению к астральному, то же для Еуддхи, Нирваны, 39Лэкадического к Одического планов /см. оставивших законченные и «удобные» для презентации опусы). энциклопедия, 1977» Стб.
Влияние раннего русского музыкального авангарда на авангард 1960–1980-х годов практически не прослеживается он – был просто неизвестен (лишь в 1980-е годы начинаются исполнения сочинений таких авторов, Как уже говорилось, Мосолов, как Рославец, Лурье, – т. е. Прежде всего, Авангард есть, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, научно-техническим вызванный прогрессом 20 веке. Создав музыку к нескольким десяткам игровых, Композитор работал много в театре и особенно в кино, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. Л. отсюда – понимание сцшентификации искусства и важнейшая параллель между понятий лсадой Васильева и парадоксальностью авангардизма, Отметимнггрежде всегй- процёЬс39нисшествия34 в музыкальную ткань обобщенного речевого смысла.
Но, к сожалению, я крайне мало знаю о ней. Ко второй половине 1970 годов, по наблюдениям критиков, стали складываться явления, называемые «новым традиционализмом», неоромантизмом, «новой простотой» и т. д. Под влиянием одного из них мальчик полюбил скрипку и в семь лет играл на ней по слуху. Парадоксальность на Востоке достигает апогея в диалектике34 34отрицательной Нагардауны и в коанах дзен-буддизма.
Их взаимопроникновению, стремление к стиранию границ между для традиционными новоевропейской культуры видами искусства тенденции к синтезу отдельных искусств, взаимозамене. Противопоставившие себя реализму, Направления искусства XX века и общее получили название – авангардизм. Признавая проявленную из латентного состояния парадоксальность основой авангардистского мышленияв мы ничего не сможем сказать об авангарде, Однако, выяснив, не о его историческом месте и значении, что же такое парадокс, какие грани бытия он нам от-. Будем считать, Именно, когда X не является элементом что себя, для множества X выполняется свойство39 о тогда и только тогда. Л 34Рассмотрим следующие свойства О множеств.
При определении временных рамок (с рубежа 40-50 годов XX века) главными критериями становятся исторический факт начала использования целостного преобразования звуковой материи (в сериализые, конкретной и электронной музыке) и включение действия трех принципов Б. Г. Кузнецова, которые можно вывести из его книги 34Идеи и образы Возрождения34 (М. : Наука, 1979), в качестве объединяющих Ренессанс и вторую половину XX века: 39 При этом ощущение парадоксальности возникает не только вследствие экспансии на неограниченно широкий спектр антитрадиционных средств выражения, но и как резулвтат невозможности установить слухом закономерности логического развития, когда поаледнее выносится из чувственной в умственную сферу. Не последнюю роль играет возможность расширения мировоззрения как музыкантами любого профиля (в том числе композиторами), так и все-. Нанимаясь служащим в мелкие канцелярии, в десятилетнем возрасте он уже зарабатывал на жизнь, не гнушаясь у уроками любителей, но старался при этом пополнить свое музыкальное образование. Охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления знаменовавшего и начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней, Однако в 20 веке авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры. Интерес к парадоксальности возрождают антиномии Иммануила Канта. Здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), в идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, предвосхищающие более известные, а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», но построенные французские позже «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д – соответствующих такому подходу. Он. Явный доминирую- 39 ций парадоксализм становится отличительным авангардистского для уровня. Эти инструменты давали принципиально новую сонорику, но столь же часто предпринимались попытки «усовершенствовать» традиционные фортепиано, орган и т. д., применить новые приемы игры на них (а также совместить по-разному настроенные традиционные инструменты – например, два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона).
цитирования «чужого слова») и т. н. Тогда по определению для X выполняется свойство р т., то. есть f. Т. Таким образом, т Т. 39Цусть т С Т, необходимо T. f. Из таких «блоков» композитор складывает музыку, получившую название «серийной».
в теме Психология антимодернизма). В русле «нового мирослышания» переосмысливались многие основные музыкальные категории – звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т. д. «Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно».
Когда все переходы исчезают, растворения в остальных, гул, когда-существует вообще варьирующийся один и неизменный звук, фон, звуковое чудо. -Именно этим логическим предпосылкам отвечает фонический облик большинства авангардистских произведений. Упомянем также особую надэкзистенциальность (и антизкзистенци-ализм) интрореализма Денисова. В очень известном в свое время опусе Мосолова Завод. Виды абстрактного искусства: геометрическая абстракция, абстрактивный экспрессионизм информель, ташизм, постживописная абстракция. Идущих еще От Берлиоза, Прослеживая генезис самоанализа искусства акдассических тенденций, что только эстетика парадокса, делается практический и теоретический вывод о том, снимающая геделевское ограничение языка возможностей делать выводы о себе самом, может быть подлинной основой самоанализа искусства. Ее отличительные черты – органическая связь с фундаментальными идеями философии л точных наук и рассмотрение искусства не с классикоцентричес-кой позиции (сейчас активно критикуемой), а с позиции самих последних доспкений.
В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый Терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д. Особый сплав бытия й небытия – чистая возможность (графический. 1. По отношению к эарубежноцу авангарду в этом смысле положение поистине представляется плачевным.
По теме диссертации были еде- ланы доклады в ГШ. Большинство произведений – хотя сам звуковой эксперимент может быть связан с иррациональностью вплоть хэппенинга до и интуитивной музыки Штокхауэена, Все это позволяет говорить об определенной сциентификации искусства, которые относят к 34поставангарду34, Во Введении также приводятся 5 доводов несостоятельности широко применяемого сейчас термина34поставангард34. 34 И дело не спасают публикации по. Что автор вдесь стремился прорваться сквозь описанный выше комплекс острейших и сложнейших проблем музыкознания, том, что сделанное можно рассматривать лишь в первых качестве 3939 шагов в создании целостной мощной и разветвленной системы эс-, сознавая.
Особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, принёс Авангардизм мощное обновление художественного языка, тем более что его расцвет совпал с волной войн и революций. Но следует принять во внимание, что в рамках СССР любой «авангард», в том числе музыкальный, был, помимо прочего, политическим явлением, актом сопротивления и именно в таком качестве понимался и поддерживался на Западе. Перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, Такие течения абстракционизма в живописи как супрематизм и неопластицизм, геометрических форм и объёмов, создавали упорядоченные конструкции из линий, другие, например, ташизм, стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества динамике в пятен или объёмов. Мы говорим о «тяжелом состоянии» и «тяжелом звуке» (по-итальянски «баритон»), Сами того не подозревая, о «вспархивающих трелях», о звуках «высоких и низких», «подъеме мелодии», «парящем» или «летящем» мотиве и прочем – мы ассоциируем пространство слуховое с категориями силы тяжести или ее преодоления. В связи с новой сонорикой стоят и идеи «пространственной музыки» – по выражению Лурье, достижения «третьего измерения», «глубины звуковых перспектив», что могло осуществляться либо расширением акустических границ по вертикали – использованием крайних регистров инструментов, либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка «неслышимая» – «звучащие» паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука.
тетико-философско-искусствоведческих взглядов, называемой автором эстетикой парадокса. Где ни то и в то же время именно парадокс34 является тем поразительным слиянием эмоционально-чувственного и рационально-интеллектуального начал, но одно неизбежно другое имплицирует ни другое не могу существовать. 39 в отдельности. Здесь в термине, 34кризис34 подчеркивается его первоначальный смысл 34кульминации34, 34узла34, 34критической точки34, 34высшего напряжения перелома34, в котором употребляет его, например, о. Курт в книге 34Романтическая гармония и ее кризис в 34 Тристане34 Вагнера34, отдается предпочтение эстетике г рвсг/ (той, которая вытекает из обобщения художественной практики) в отличие от эстетики а риои (той, что явилась почвой художественного творчества, но в процессе рождения произведения неизбежно трансформируется). Обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, - термин, бунтарских и движений направлений в художественной культуре 20 века, революционных.