9 В музыке авангарда сложилось 2 новых метода сочинения: В музыке авангарда сложилось 2 новых метода сочинения: – алеаторика – алеаторика – сонорика. Если вас интересует не чисто традиционно классический авангард советую начать с электронного ответвления музыкального авангарда, и с самого жесткого его проявления – с нойза – своего рода дадаизм в музыке. Смысловой рисунок музыки авангарда во многом задавался влиянием пограничных областей искусства.
Хотя между ними имеется некоторая преемственность (например, лидер «второго авангарда» основал в Москве Ассоциацию современной музыки, взяв название, существовавшее в 1920-е годы и стремился пропагандировать в России творчество некоторых представителей «первого авангарда», в частности Н. А. Рославца), она не носит существенного характера. Слово «rock» качать в данном случае8230 Википедия Основная статья: Авангард Авангардная музыка (англ. 160Avant garde music)160 искусствоведческий термин используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что8230 Википедия В русском музыкальном авангарде следует различать две его принципиально разные генерации: авангард 1910 – 1920-х годов и авангард 1960 – 1980-х годов. Самую авангардную музыку можно исполнить на товарах известного магазина Композиторы не только переосмысливали всю музыкальную систему, но и создавали новые музыкальные инструменты, например терменвокс, придуманный инженером Терменом.
Слайд 8 Другие направления авангардной музыки Электронная музыка – синтезаторы использование достижений современной техники, комбинирование различных записей. Слайд 6 Другие направления авангардной музыки Алеаторика (буквально – игра в кости) –случайный набор звуков. Конкретная – естественные шумы, подражания. Сонористика – демонстрация немыслимых ранее звуковых комбинаций. Нет ясного различия между описываемыми данными терминами областями музыки, представляющими собой передний край современной музыкальной мысли и практики, эстетика которой радикально инновационна по отношению к эстетическим новациям музыки «Авангарда I» и «Авангарда II».
Музыкальный «коллаж», смешанная техника исполнения, необычные паузы и новое звучание – всё это характерно для такой музыки, которая навсегда останется в истории под именем «музыкальный авангард». Zjymo3dzyuz) и поэтому, предлагаю вам начать с того, что мне самому больше всего нравится- Впрочем, не забудьте и про другие направления авангарда в музыке, которые вы в изобилии обнаружите на упомянутых мной блогах. В авангардной музыке различают два направления: авангард 1910-1920-х и авангард 1960-1980-х годов.
Другие направления авангардной музыки Алеаторика (буквально – игра в кости) –случайный набор звуков. Конкретная – естественные шумы, подражания. Сонористика – демонстрация немыслимых ранее звуковых комбинаций. Слайд 7 Другие направления авангардной музыки Стехастическая – попытка связать музыку с высшей математикой. Пуантилизм – повторение отдельных звуков, разделенных паузами. Коллаж – вставка фрагментов из классических произведений других композиторов. Другие направления авангардной музыки Стехастическая – попытка связать музыку с высшей математикой. Пуантилизм – повторение отдельных звуков, разделенных паузами. Коллаж – вставка фрагментов из классических произведений других композиторов. Насколько я понял из других тем и различных комментариев, не всякую современную академическую музыку можно назвать авангардной.
В своем становлении музыкальный авангард опирался на четыре основные идеологические ветки, отличавшиеся определенной обособленностью в своем развитии. Авангардизм в музыке XX века. Другие направления авангардной музыки Электронная музыка – синтезаторы использование достижений современной техники, комбинирование различных записей. Музыкальный авангард 8211 это отнюдь не авангардные инструменты.
Авангард 1960-1980-х годов в музыке это А. М. Волконский, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, А. Г. Шнитке, Н. Н. Каретников, С. М. Слонимский, Р. К. Щедрин, Б. И. Тищенко, А. С. Караманов.
В эти годы он одним из первых стал пропагандировать в России творчество «нововенцев» А. Веберна и А. Шёнберга, созвучное его представлениям о «музыкальной красоте». Данное высказывание композитора (относящееся к началу 1970-х годов) наилучшим образом описывает тот стиль, в котором он работал до конца своих дней. В русле «нового мирослышания» переосмысливались многие основные музыкальные категории – звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т. д. Довольно скоро «чистые» системы уступили место разным смешанным техникам: появились понятия «коллажа» (т. е. Обычное восприятие музыки с детства базируется на ощущении рельефа и фона (мелодии и аккомпанемента), создающих глубинную «перспективу» музыкального пространства, подобного живописному. Музыка машин (1928) звуковая картина работающих механизмов ярко изображается средствами традиционного оркестра. жизни, а также противиск-ва, получившего обществ.
В 1919 г. Лев Термен изобретает первый электромузыкальный инструмент под названием терменвокс в 1929 г. Николай Обухов создает Звучащий (сонорный) крест – необычный электроакустический инструмент. В 1923 году Николаем Рославцем была основана Ассоциация современной музыки (АСМ), объединившая под одним крылом целую когорту выдающихся музыкальных деятелей: Николая Мясковского, Гавриила Попова, Леонида Половинкина и других. Таких как Андрей Волконский, Это период появлением ознаменовался множества талантливых музыкантов, Арво Пярт, Валентин Сильвестров, Галина Уствольская. Кроме того, конечно, предпринимались попытки разных размещений и перемещений исполнителей в реальном пространстве. Революцию Рославец встретил с радостью.
Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Наивно полагают, эпохи, выразить чтомогут его только с помощью абсолютно новых художеств. средств. В этом пункте к началу 1970 годов русский авангард «совпал» с некоторыми тенденциями западного искусства.
В частности, Появление терменвокса вызвало определенный творческий отклик со стороны ряда музыкантов – новаторов, но особенно Иосифа Шиллингера – создателя собственной системы музыкальной как композиции метода, Андрея Пащенко, основанного на математических процессах. Соноризм)и электронной музыки. Отличавшаяся идейной вариативностью, Музыка России первой трети 20 века, экспериментальным духом, нелинейностью композиционной и структурной мысли, стала жертвой чисток и жесткой репрессий, цензуры и безразличия. Место «председателя земного шара от секции музыки» в их ряду занял Артур Лурье.
Эта тенденция, набравшая силу еще в начале 1910-х гг., проявлялась в отказе от привычной системы интервалов и тональности (минор и мажор) в усложнении стройности и гармонии, а также ритмичной структуры создаваемых творений в поиске неповторимых звуковых комбинаций, в том числе в области окраски звука (тембра). Данные инструменты позволяли синтезировать любые ритмы и тембры. Может, кто-нибудь расскажет поподробнее об этом явлении. в теме Психология антимодернизма).
Отдельных видов искусства, Авангардные явления характерны для переходных всех этапов в истории художественной культуры. Здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), в идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, предвосхищающие более известные, а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», но построенные французские позже «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д – соответствующих такому подходу. Большой популярностью пользовался созданный на базе мастерской Николая Фореггера мастфоровский шуморк (шумовой оркестр), нередко выступающий с отдельными номерами, а в середине 1920-х гг. Главной концепцией музыкального становилось футуризма раскрепощение звуковой массы, Иначе говоря.
Их экспериментальный характер, консервативным, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, обывательским, "буржуазным", "академическим" в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в 19 веке "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда – часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п – чаще всего осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного (особенно его последнего этапа – новоевропейского) искусства и традиционных ценностей культуры резкий протест против всего, к характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся. Профессор Рославец возглавлял Харьковский музыкальный институт заведовал и отделом художественного образования Наркомпроса УССР. Вот почему крах авангарда стал и личным крахом Мосолова:после недолгого в пребывания лагере с конца 1930-х он так и не поднялся допрежних творческих высот. Среди произведений Шнитке – оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Крестьянских и солдатских депутатов в Ельце, городе он первый представитель Совета рабочих.
оставивших законченные и «удобные» для презентации опусы). Музыка машин». Среди наиболеевидных представителей муз. Западная же поддержка в прошедшие десятилетия привела к тому, что в сознании музыкальной общественности разных стран вся русская музыка ХХ в. в период после Прокофьева и Шостаковича представлена лишь тремя именами: Шнитке – Денисов – Губайдулина (появился даже термин «русская тройка»). к функциональному равенству 12 тонов хроматической гаммы, то естественно, что его последователи нередко приходили к разным видам додекафонии, то есть, употребляя термин «официального» изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга, к «технике композиции с 12 тонами», которая рассматривалась как замена традиционной тональности. Владимир Баранов-Россине в 1920 г. создал оптофоническое (цветозрительное) фортепьяно, каждая клавиша которого соотносилась с определенным цветов и звуком одновременно, а благодаря оптическим фильтрам на специально разработанный экран проецировалось более трех тысяч оттенков спектра.
иск-ва. и технологич. Впервые произведение было исполнено в Баку на пятую годовщину Октября. В 1961 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева в 1961–1972 преподавал там же на кафедре инструментовки. А. – композиторы, очень различные поидейно-эстетич. Михаил Цехановский, Это направление творческой мысли объединило крупных таких музыкальных новаторов и изобретателей как Евгений Шолпо, Арсений Авраамов. А. глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества.
Достижения «третьего измерения», в связи с новой сонорикой стоят и идеи «пространственной музыки» – по выражению Лурье, что могло осуществляться либо расширением акустических границ по вертикали использованием – крайних регистров инструментов, «глубины звуковых перспектив», либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка «неслышимая» – «звучащие» паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука. «Симфония» представляла собой грандиозное музыкально-художественное полотно, в котором композиционно переплелись голоса индустриального мира, передавая его эстетику, анатомию и функциональность. цитирования «чужого слова») и т. н. В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый Терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д.
Говоря о «советском музыкальном авангарде» (или о «русском послевоенном музыкальном авангарде»), обычно имеют в виду группу композиторов, выступивших на авансцену в начале 1960-х годов или немного позже. Создав музыку к нескольким десяткам игровых, Композитор много работал в и театре особенно в кино, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. (ныне Брянской области), в крестьянской семье. Это сводилось к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиционной культуры) или того иного элемента или совокупности элементов художественных языков, Как правило изобразительно-выразительных приемов и подходов традиционных искусств. В театре Пролеткульта в Москве шумовые оркестры возникли в конце 1922 г. В планах было формирование двух типов музыкальных объединений: комического и «отдельных отраслей производства». бурж.
Как, Традиционная музыка XIX-XX веков нам так же привычна и понятна, живопись передвижников с ее прямой перспективой и жизненными реальными предметами и формами, например. Вторуюволну, во многом инициировал приезд в Советский Союз Игоря Стравинского (1962) она была несколько короче первой, но не менее яркой в планехудожественных результатов. В очень известном в свое время опусе Мосолова В связи с новой сонорикой стоят и идеи «пространственной музыки» – по выражению Лурье, достижения «третьего измерения», «глубины звуковых перспектив», что могло осуществляться либо расширением акустических границ по вертикали – использованием крайних регистров инструментов, либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка «неслышимая» – «звучащие» паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука. Кроме того, в произведениях композитора часто ощутимо «театральное» начало, возможно идущее от его работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер «звукового дизайна» – как бы комментария к некоему событию. Во многом обусловленное воздействием западных тенденций, дыхание Второе русского авангарда, началось в 1960-е гг. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиционной культуры) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков изобразительно-выразительных приемов и подходов традиционных искусств.
Уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству, Рославец редактор Главреперткома, преподаватель музыкального Московского политехникума. Подобное стремление было свойственно отнюдь не только тем, кого принять называть «авангардистами», – его испытало тогда большинство представителей всех видов искусств и читающая, слушающая, посещающая выставки публика. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие авангарда, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики. Меня в последнее время заинтересовала авангардная музыка.
устоев обществ. особую известность приобрели оркестры агитбригад «Синяя блуза», в репертуаре которых были как классические, так и новаторские композиции. Ницше, в сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились главные достижения во всех сферах научного знания с конца 19 века в философии основные – учения постклассической философии от Шопенгауэра, Хайдеггера и Сартра в психологии-психиатрии, Кьеркегора до Бергсона, прежде всего, фрейдизм. жизни.
В связи с этим можно заметить, что для таких авторов, как Вышнеградский и Обухов (и для некоторых других тоже), характерна напряженная мистическая настроенность (у этих двоих ориентированная на христианство). В связи с обновлением темперации («освобождением звука») вставал вопрос о новом отношении к звуку, о «новой сонорности». А. порождён совр. В строгом смысле слова абстрактные геометрические Отто мультфильмы Фишингера 20-х годов можно назвать рисованными кино-балетами на музыкальную классику. При этом вторая волна приблизительно на 15 летотстала от «мирового времени». В 1921 – 1923 гг. Изучение истории русского музыкального и авангарда практическое освоение его достижений продолжается и на сегодняшний день.
Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека игры в стиль). Но следует принять во внимание, что в рамках СССР любой «авангард», в том числе музыкальный, был, помимо прочего, политическим явлением, актом сопротивления и именно в таком качестве понимался и поддерживался на Западе. Еще одним подходом являлась «ультрахроматическая» гармония, которую русские авторы выводили из стилистики позднего Скрябина – они вообще часто видели в этом композиторе своего предтечу и не только в плане технологическом, но и в плане духовном ибо большинство из них, как и Скрябин имели отношение к тому явлению, которое ныне принято называть «русским космизмом». фестивали вДонауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В 1923-1930-х гг.
Почти все ранние авангардисты так или иначе занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов (из них самой реальной была четвертитоновая, но появлялись и разные другие наиболее углубленно занимался этим до конца своих дней Вышнеградский). Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики» (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и Стравинскому). Религиям, в гуманитарных науках – выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, антропософии, возникновение культам теософии, новых эзотерических учений. Русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями, Хотя ранние Шёнберга сочинения своевременно исполнялись в России, а некоторые появились раньше и их системы отличались от шёнберговской. Безусловно высокое мастерство музыканта в драматургическом построении его композиций.
Вот таким образом среди деятелей А. оказываются и люди, примыкающиек прогрессивным течениям обществ. В условиях нарождавшихся социально – политических изменений, Но постепенно, технические новшества стали свою терять значимость. Хотя большинство слушателей отвергаетэтот род музыки, Т. о. во многих западныхстранах искусственно интерес поддерживается к творчествукомпозиторов-авангардистов. Гений же самого Рославца проявился в разработке метода «синтетического аккорда», представлявшего собой комплексное сочетание шести-восьми звуков, детерминирующее все комбинации музыкального творения.
направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Достигла кульминации в конце1910-х – начале 1920-х и из Первая них началась в 1900-е, завершилась в середине 1930-х годов, в основном. В Музыкальных классах Российского музыкального общества, Его подготовка профессиональная началась в 1890-е годы в Курске. В связи с обновлением темперации («освобождением звука») вставал вопрос о новом отношении к звуку, о «новой сонорности».
В целяхпропаганды муз. В его роду было много умельцев-самоучек музыкантов и скрипачей. Сами того не подозревая, мы ассоциируем слуховое пространство с категориями силы тяжести или ее преодоления: мы говорим о «тяжелом состоянии» и «тяжелом звуке» (по-итальянски «баритон»), о звуках «высоких и низких», о «вспархивающих трелях», «подъеме мелодии», «парящем» или «летящем» мотиве и прочем. Исследовательские изыскания в области «рисованного» (графического) звука в итоге привели к изобретению Шолпо электрооптического синтезатора (1931 г. ), а также виброэкспонатора (Борис Янковский) и графического синтезатора «Нивотон» (Николай Воинов). Первый русский музыкальный авангард не имел столь четкой оформленности, как литературный или живописный авангард того времени, но довольно часто к нему, как и к явлениям в параллельных искусствах, применяют термин «футуризм».
Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) 24 ноября 1934 отец – переводчик с немецкого языка, мать – учительница немецкого языка. Способы, Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или ими изобретенные самими формы, приемы художественного выражения. В этом музыкальном пространстве, основанном на закономерностях тональности (мажорной или минорной), слух всегда имеет «точки опоры» устои, к которым стремятся неустойчивые тоны.
Шнитке – главная фигура «советского музыкального авангарда», вместе с Э. В. Денисовым и С. А. Губайдулиной. Но, к сожалению, я крайне мало знаю о ней. – История доктора Иоганна Фауста, 1983 Реквием из музыки к драме Шиллера Дон Карлос, 1975 Концерт для смешанного хора, на стихи Г. Нарекаци, 1985 Стихи покаянные для смешанного хора, на древнерусские тексты, 1987), очень много камерно-инструментальной музыки, в том числе четыре квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио-соната, четыре Гимна для разных инструментальных составов, три фортепианные сонаты и др. Хронологически первой осваиваемой «советским авангардом» техникой был сериализм (в разных видах), затем сонористика, а также алеаторика (композиция по принципу случайности) одновременно началось развитие электронной музыки.
В очень известном в свое время опусе Мосолова Завод. Родился 24 декабря 1880 г. (5 января 1881) в местечке Душатине Черниговской губ. В истории русского и, советскогомузыкального авангарда XX века выделяются двебольшие волны – которые хотелось бы, Вот вопросы, примерные позднее, чтоб осветили. В связи с новой сонорикой стоят и идеи «пространственной музыки» – по выражению Лурье, достижения «третьего измерения», «глубины звуковых перспектив», что могло осуществляться либо расширением акустических границ по вертикали – использованием крайних регистров инструментов, либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка «неслышимая» – «звучащие» паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука. Под влиянием одного из них мальчик полюбил скрипку и в семь лет играл на ней по слуху. Но их изобретения в итоге оказались фактически невостребованными среди композиторов.
К группе «авангарда», которую вскоре возглавили три московских автора – Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, А. Г. Шнитке, на некоторое время присоединялись в этот период и другие авторы, например Н. Н. Каретников (остался до конца стойким приверженцем додекафонии), С. М. Слонимский, Р. К. Щедрин, Б. И. Тищенко, А. С. Караманов, на Украине – В. В. Сильвестров, Л. А. Грабовский, в Азербайджане – К. А. Караев, в Эстонии – А. Пярт и т. д. имели отношение к тому явлению, которое ныне принято называть «русским космизмом». Деятельность его тесно связана с АСМ (Ассоциацией современной музыки), целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки туда входили Н. Мясковский, Б. Асафьев, В. Щербачев, А. Александров, В. Беляев, В. Держановский, С. Фейнберг, Д. Шостакович и др. Конечно, Кроме того, предпринимались попытки разных размещений и перемещений исполнителей реальном в пространстве. Как уже говорилось, влияние раннего русского музыкального авангарда на авангард 1960–1980-х годов практически не прослеживается – он был просто неизвестен (лишь в 1980-е годы начинаются исполнения сочинений таких авторов, как Рославец, Мосолов, Лурье, – т. е. Ко второй половине 1970 годов, по наблюдениям критиков, стали складываться явления, называемые «новым традиционализмом», неоромантизмом, «новой простотой» и т. д.
В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность – понятие стиля как стерильно чистого явления». Так создаются предпосылки для «земной», «человеческой» образности в «реальном» музыкальном пространстве классической музыки. к функциональному равенству 12 тонов хроматической гаммы, то естественно, что его последователи нередко приходили к разным видам додекафонии, то есть, употребляя термин «официального» изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга, к «технике композиции с 12 тонами», которая рассматривалась как замена традиционной тональности. Поскольку гармоническое письмо позднего Скрябина приближалось к 12-тоновости, т. е. Вообще, к началу 1990-х годов или даже раньше в русской музыке, как и в западной, авангард «закончился», т. е.
Гораздо менее значительны новации ранних авангардистов в области формы: чаще всего используются традиционные схемы либо произведение является лишь «фрагментом», «опытом» в некоторых случаях все творчество (вкупе с биографией творца) рассматривается как некое единое, продолжающееся произведение искусства (Книга жизни, по Обухову). Даже послушал кое-что, правда, немного. Но и производством синтетической музыки – компьютерных предвозвестника композиций, Их достижения связаны не только с созданием звуковых фильмов. исчез как явление с лидерами, организационной структурой и стилистическими параметрами. В социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории. Но мой интерес лишь усиливается.
Что временами вызывает непроизвольный смех, Почти следование буквальное музыкальному ритму и движению в этих мультфильмах таково, не имеющий разумного объяснения. Но и часто опережал по его радикальности экспериментов, Вописываемый период русский авангард не просто развивался параллельноевропейскому. Прежде всего, Авангард есть, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, реакция художественно-эстетического сознания на вызванный глобальный, научно-техническим прогрессом 20 веке.
Хронологически (и идеологически) первым авангардистом этой волны следует считать А. М. Волконского, который приехал в СССР с семьей из эмиграции (1947), успев получить на Западе, как первоначальное музыкальное образование, так и общее представление о происходящем в художественной жизни. Шнитке – автор музыки к художественным фильмам Агония (1974), Восхождение (1977) и др., к телефильмам Фантазии Фарятьева (1979), Маленькие трагедии (1980), Мертвые души (1984) и др., к спектаклям Утиная охота (МХАТ, 1978), Доктор Живаго (Театр на Таганке, 1993) и др. С начала 1990-х годов постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР (1986). Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис. Нанимаясь служащим в мелкие канцелярии, в десятилетнем возрасте он уже зарабатывал на жизнь, не гнушаясь уроками у любителей, но старался при пополнить этом свое музыкальное образование. Пуантилизм), сонористической (см. и политич.
Хотя ранние сочинения Шёнберга своевременно исполнялись в России, русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями и их системы отличались от шёнберговской, а некоторые появились раньше. Определенное, хотя и опосредованное влияние оказали на западных музыкантов жившие во Франции Обухов и Вышнеградский (в частности их высоко ценили О. Мессиан и П. Булез, хотя исследования их творчества и исполнения их музыки относятся в основном к последним десятилетиям). Алеаторика) ипуантилистической (см. Урбанизм, конструктивизм и увлечение индустриальнойтематикой – три важнейшие основы авангарда Мосолова – сфокусировались взнаменитом симфоническом эпизоде «Завод» (фрагмент неосуществленного балета «Сталь» 1926 – 1928), снискавшем бешеную популярность в Европе.
Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все основные жанры, а также их гибриды: оперы Жизнь с идиотом (по рассказу В. Ерофеева, 1991), Джезуальдо (1993), История доктора Иоганна Фауста (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе Der gelbe Klang, Желтый звук, по В. Кандинскому, 1974 и Пер Гюнт, по Г. Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая – незаконченная, 1998), шесть concerti grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно назвать кантату Seid nuchtern und wachet. выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Характерной особенностью музыкального авангарда на территории СССР нередко становилась «фольклорная окрашенность», когда новые техники применялись к разработке народных напевов, желательно в их «сыром», непосредственно у народных певцов записанном виде (например, нетемперированный строй русской крестьянской песни мог совмещаться с авангардистской микроинтервальной техникой). Так, коллектив московского Теревсата использовал в качестве инструментов гребенки и трещотки, а в арсенале оркестра саратовского театра «Арена ПОЭХМА» присутствовал широкий перечень всевозможных звукопроизводящих предметов: метел, звонков и гудков. Группа композиторов «средне-молодого» возраста, которая продолжает именовать себя «авангардом», движется скорее по инерции, не встречая при этом никакого сопротивления (ее представительный орган – фестиваль Московский форум, принятый в качестве филиала Международного общества современной музыки).
Исследователи отмечают, что ранний музыкальный авангард – явление «неочевидное», весьма неоднородное и оставившее сравнительно мало оформленных музыкальных опусов. Они отразились и в творчестве корифеев музыкального авангарда – например у Губайдулиной, в основе техники которой в принципе лежит тембровая композиция или у Денисова, в поздних сочинениях которого расширяется жанрово стилистический спектр и очень выпукло у Пярта, который пришел к религиозному искусству аскетичной «новой простоты». Конечно, само появление авангардизма на отечественной почве в 1960-е годы было граничит с феноменом «приоткрывшегося» после долгих десятилетий огромного окружающего мира, с естественным стремлением узнать и освоить все, что было сделано на Западе в этот период. Которую в своей деятельности применяли различные искусства представители авангарда, Не менее значимым оказалось открытие и совершенствование техники графического звука, режиссер Абрам Роом, например. «Авангардизм» был крайним выражением этой тенденции и у многих – всего лишь этапом пути. Поскольку гармоническое письмо позднего Скрябина приближалось к 12-тоновости, т. е. Важнейшими центрами муз. А. издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок.
Многие значимые идеи имена и изобретения были забыты. Данные веяния стали популярны еще до революции и привели к зарождению теоретических основ оригинальных звуковых (звуковысотных) систем под авторством Николая Обухова, Леонида Сабанеева, Ивана Вышнеградского и других композиторов. В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д. А. стали ежегодныесеминары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты Domaine musical в Париже, междунар. В 1917-1918 гг.
представители к-рого живут ватмосфере острого душевного разлада. бунтпротив моральных и политич. Их взаимопроникновению, стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства к тенденции синтезу отдельных искусств, взаимозамене. Серийнаямузыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Почти все ранние авангардисты, так или иначе, занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов (из них самой реальной была четвертитоновая, но появлялись и разные другие наиболее углубленно занимался этим до конца своих дней Вышнеградский). Нек-рые представителииск-ва, ощущающие революц. Хотя некоторые спекуляции этой в области продолжаются, C распадом СССР политическая основа движения практически исчезла.
Эти инструменты давали принципиально новую сонорику, но столь же часто предпринимались попытки «усовершенствовать» традиционные фортепиано, орган и т. д., применить новые приемы игры на них (а также совместить по-разному настроенные традиционные инструменты – например, два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона). основ муз. Обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, термин, - бунтарских движений и направлений в художественной культуре 20 века, революционных. Римский-корсаков и Иванов с эмиритоном, в эту же когорту композиторов – разработчиков новых инструментов входили Лев Термен с терменвоксом, Гуров с неовиоленом и других ряд авторов. Эти инструменты давали принципиально новую сонорику, но столь же часто предпринимались попытки «усовершенствовать» традиционные фортепиано, орган и т. д., применить новые приемы игры на них (а также совместить по-разному настроенные традиционные инструменты – например, два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона).
Продолжив обучение в Московской консерватории, он начал сочинять в серийной технике Шёнберга и Веберна (Сюита зеркал, 1959 и Жалобы Щазы, для сопрано и камерного ансамбля, 1960). В 1919-м председатель правления Московского губернского управления Всерабис (Всероссийского объединения работников искусств). Оно объясняет и причину, по которой среди всех советских авангардистов Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на Западе: включение «чужого слова» делало музыку более доступной слушателю, а публицистический пафос многих сочинений композитора дополнительно усиливал это качество. Под лозунгамиА. (ключевая роль в ней отводилась развитию наследия позднего Скрябина).
дух совр. кое-что читал на темах форума (в т. ч. Рабочей деятельностью и досугом, Все городское пространство стало инструментом в итоге стирались различия между искусством реальной и жизнью, к чему и призывали футуристы. В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С. Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», смычковый полихорд Авраамова и т. д. Авангард принял на себя функции ниспровергателя, Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом и пророка творца нового в своей сфере – в искусстве.
В. маяковским, Рославец был близко с знаком В. Каменским, его перу принадлежит вокальный цикл на стихи петербургских эгофутуристов. полистилистики – термин Шнитке, чьи сочинения наиболее ярко представляют данное явление. Главным здесь был поиск некоего «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в музыкальной ткани, так и в литературных манифестах (например, статья Н. Кульбина Свободная музыка, манифесты М. Матюшина К руководству новых делений тона, Лурье К музыке высшего хроматизма, Авраамова Универсальная система тонов крупные теоретические трактаты Обухова и Вышнеградского и т. д. ) и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера Победа над солнцем Крученых – Матюшина – Малевича – Хлебникова (1914) или Симфония гудков Авраамова (1922, «действо» фабричных гудков, проведенное в разных городах для оформления праздничных дат революционного календаря). Практическим воплощением сотворчества искусств всевозможные стали технические и инструментальные изобретения и исследования в области преобразования звука.
Мы говорим о «тяжелом состоянии» и «тяжелом звуке» (по-итальянски «баритон»), Сами того не подозревая, о «вспархивающих трелях», о звуках «высоких и низких», «подъеме мелодии», «парящем» или «летящем» мотиве и прочем – мы ассоциируем слуховое пространство категориями с силы тяжести или ее преодоления. В очень известном в свое время опусе Мосолова Завод. Помнению многих авторитетных Но исследований, в 1920-е этот выдающийся мастер был надеждой и, едва ли не самой главной фигуройсоветского музыкального авангарда. обществом, мн.
При этом цели и задачи искусства виделись различных представителям направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевропейском понимании. «Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно». К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, "буржуазным", "академическим" в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в 19 веке "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда – часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.
Музыка машин (1928) звуковая картина работающих механизмов ярко изображается средствами традиционного оркестра. Даже определился в предпочтениях. В русле «нового мирослышания» переосмысливались многие основные музыкальные категории – звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т. д. Этот протест нередко переходит в анархич. «звукового миросозерцания», Главным здесь был поиск некоего «нового мирослышания», так и в литературных манифестах (например, статья Н. Кульбина Свободная музыка, манифесты М. Матюшина К руководству новых делений тона, Лурье К музыке высшего хроматизма, Авраамова Универсальная система тонов крупные теоретические трактаты Обухова и Вышнеградского и т. д. ) и в «артефактах», который отражался в как музыкальной ткани, каковы, например, первая футуристическая опера Победа над солнцем Крученых – Матюшина – Малевича – Хлебникова (1914) или Симфония гудков Авраамова (1922, «действо» фабричных гудков, проведенное в разных городах для оформления праздничных дат революционного календаря). Охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления знаменовавшего и начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней, Однако в 20 веке авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры.
Однако композитор, шедший собственной дорогой, не полностью вписывался в их круг. В 1990 г. возродилась Ассоциация современной музыки (АСМ – 2). В области музыки эксперименты приверженцев А. нередко приводят кразрушению эстетич. В русле этого движения можно назвать таких композиторов, как Н. А. Рославец, И. А. Вышнеградский, Н. Б. Обухов, А. С. Лурье, А. М. Авраамов, И. Шиллингер (а также, возможно, Е. Голышев, А. В. Мосолов и др. ) некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали – как правило, в безвестности – развивать свои новации в других странах (во Франции – Вышнеградский, Обухов, Лурье в США – Лурье, Шиллингер) остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги) должны были с начала 1930-х годов сменить ориентацию и заняться иными видами музыкальной деятельности. признание.
Русский композитор. Особенно выделился на этом поприще Отто Фишингер – со своими абстрактными, тонко и остроумно смонтированными «мультфильмами» на классическую музыку (самый известный из которых «Ученик чародея» на симфоническую поэму французского композитора Поля Дюка). Нигилистскийдух иск-ва А. отчасти настроениями определяется социальногопротеста творческой молодежи, Так, не желающей мириться с окружающейдействительностью.