Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия). Цели: познакомить с особенностями романского стиля в архитектуре западной Европы сформировать представление о романских храмах и замках научить определять романские памятники архитектуры, анализируя зрительный ряд изображений. Основной вид искусства романского стиля архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
«а на березе сидит заяц в алюминиевых клешах, сам себе начальник и сам падишах, он поставил им мат и он поставил им шах и он глядит на них глазами, ууу. » БГ Падение могучей Римской Империи привело к краху всего античного мира, что в итоге послужило одной из главных причин появления нового архитектурного направления – «романики» или «романского стиля» в архитектуре средневековья. Так, страдающие от постоянных пожаров Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране.
Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Которая была в ту эпоху наиболеезначительной идеологической силойобщества и отсутствию благодаря сильнойсветской централизованной власти имелаосновополагающее экономическое иполитическое влияние, Основойединства романовского стиля была системаразвитых феодальных отношений иинтернациональная сущность католическойцеркви. Лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза, Повсюду гладкие доминируют поверхности непроницаемых стен с узкими окнами. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и в приведен соответствие с крестовыми сводами боковых нефов.
Круглое помещение Сен-Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с аркадами двухэтажными на колоннах. Еще дольше сооружался баптистерий целых 120 лет. Классический образец такого сложного типа грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (10881107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 1112 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Что монастыри непользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, При том, том в числеи архитектуры, сохранениеи преумножение ими знаний оказалоогромное влияние на формированиепостсредневековой культуры. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
В романскойархитектуре Германии выделялисьсаксонская школа церкви с двумясимметричными хорами на З. и В. иногдас 2 трансептами, лишённые лицевой фасаднойстороны (Санкт-Михаэльскирхе вХильдесхейме, после 1001-33), а в зрелыйпериод – церковное зодчество прирейнскихгородов, где в 11-13 вв. Враждовавших между собой История провинций, Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой мелких. Расположенного перед нефами, Для них характерно наличие зального широкого помещения, применение высоких башен. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при железных помощи колец, все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и примитивной изготовлялась она из точеных деревянных балясин.
Нагрузки, возникающиеот этого свода, распределяются подиагональным ребрам, а с них передаютсяна четыре опоры по углам перекрываемогопространства. ", по имени мастера его выполнившего. 1064-1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана Кане, в что требовало возведения массивных пилонов. Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока).
В результатепростого объединения объемов возникалиразличные композиции. В 1961 году по проекту польского ученого Р. Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы помощью с электрокинетических процессов. Романские художники не стремились создать иллюзию реального Изображая мира, религиозные сюжеты. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Куда приходили не только для молитвы, Чаще всего он был единственным общественным но зданием и чтобы узнать последние новости.
Его грозной и безграничной власти над смертными, Основной темой скульптуры романской было прославление могущества Бога. художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. Завершения которых имели оригинальную октогональную форму, Для впечатляющего западного фасада были применены обычные в 11 начале века в Германии парные башни.
Мучающиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое воздействие на Безобразные зрителей и наводящие страх демоны, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни. Суровая красота этих сооружений в лаконизме мощных пластических объемов. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. К которому позднее примешались элементы готики, Строительство этого мраморного круглого здания было начато в романском стиле. Полузвериные, насмешливые фантастические лики с гримасами, наделенные выразительностью острой – получеловеческие маски, Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики. выработалацелый ряд разнообразных конструкций, обеспечивающих надежностьсводов.
Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Чем Германия, Франция в большей мадьяр степени и арабов, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов. Как иокна, Так же, в углы которыхустанавливаются колонны, портал из-за большой толщины стенобразован а уступами иногда исложные скульптуры. В апреле 1965 года старый Энчо звонарь Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням.
Как внутри, Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку и так снаружи чётко обособленную от остальных. Величайшеесооружение – собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивалсядо середины 13 века). Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. Получаемый пересечениемдвух полуцилиндров, Основой дляновых типов стал сводов старый римскийпрямой крестовый свод над квадратнымв плане помещением.
были заменены сводчатыми конструкциями. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). В алтарном помещении церкви Санте-Трините, были заменены на каменные своды, уже в 80-е годы 11 века был большой установлен двухпролетный крестовый свод, вероятно. Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия.
Чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивномуисполнению является цилиндрическийсвод, Свод даетвозможность перекрывать не большиепространства, раздвигая стен, который, давитна них сверху огромной тяжестью и потомутребует особенно массивных стен. Испанскаяскульптура романовского стиля в предвосхищает рядеслучаев сложные образныесистемы готики. Ведущим видом романского искусства была архитектура.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и храмы, величественные Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки. Во первыхна смену господству в художественных концепциях абстрактного началаприходит к интерес явлениям реального мира, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности – характеризующиеготическую скульптуру, Главные черты, религиозная тематикасохраняет свое доминирующее положение, могут быть сведены к следующему.
Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Которые впервые применили этоттермин, Оно было синонимом варварства в представленииисториков Возрождения, средневековое характеризуя искусство.
А третья, Обычно две из них устанавливаютсяна фасаде, – над пересечениемглавного и поперечного четырех- нефов иливосьмигранная. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия своды появились здесь только в конце XI в. и почти не скульптурные использовали украшения. Возведённые крестоносцами в XII-XIII За вв, пределами Европы очагами романского стиля были замки. Возведённые крестоносцамив 12-13 вв, Запределами очагами Европы романовскогостиля были замки.
Архитекторы могли использовать все достижения эстетической и технической мысли, Строительство нового собора в Дереме было начато в 1093 году поскольку принадлежал собор к последним в ряду величественных соборов 11 века. Порталы романских церквей скульптурное имели убранство, Так, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Что проектировали кампаниллу те же зодчие, есть Но предположения, то есть Бускетто и Райнольдо, которые строили и собор.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура. Для этих орденов строительныеартели возводили по всей Европе односооружение за другим.
Парными башнями на западе и башней средокрестия, На Вестминстерского примере аббатства с тремя апсидами на востоке, что норманнский стиль укоренился бы в Англии в любом случае, становится ясно, даже если бы не случилось завоевания. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (112050) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ). Что художникам X-XIIвеков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, Создаётся впечатление, экспрессия и поз жестов, выразительность.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. При сходной планировке оформление фасадов было различно. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Грандиозные готические соборы резкоотличались от монастырских церквей романского стиля.
Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. В трактовке объёмов, в технике росписей, сильно, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский однако, канон искажённый местными влияниями. Ведущим видомискусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектураопиралась на достижения каролингскогопериода и развивалась под в сильнымвоздействием зависимости от местныхусловий от античного или византийскогоили арабского искусства. А это потребовало усиления стеновых опор, Над главными нефами возводить стали цилиндрические и крестовые своды. Защищавшая его владения, Укрепленный замок жилище феодала и одновременно ярко крепость, выражал характер грозной эпохи феодальных войн.
Значение последних возросло в жизни Европы 1113 веков. Которые преимущественно следуют византийской живописи и В мозаике, этих композициях, так что они воспринимаются скорее как символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. в Палестине и Сирии (замок Кракде Шевалье,, отвечающего требованиямцерковной службы.
Термин«романский стиль» условен и возник впервой половине 19 века, когда былаобнаружена связь средневековойархитектуры с римской. Но это только одна зависимость. В Германии выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период – культовое зодчество прирейнских городов, где в XI-XIII вв.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Где искусство было строго регламентировано столичной школой, в от отличие Византии, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. И все же романская культура в целом многое унаследовала и переняла у римской культуры. Аквитания на юго-западе, Бургундия на востоке, Пуату на западе, Овернь центре, в и Прованс на юго-востоке, через них проходили важные паломнические пути с их особой архитектурой.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. Сирийских, в каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным местных влиянием традиций античных, арабских, византийских. Часто над созданием одного памятникатрудились многие поколения. Больше всего их во Франции, которая в 1112 вв.
В плане это латинский крест. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, Романские постройки гармонировали с природным окружением, чаще всего служивший строительным материалом, а камень, местный органично сочетался с почвой и зеленью. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе.
Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, в Южной распространившимся Франции, по всей католической Европе, но романский стиль был первым стилем, от Дании до Сицилии. К основномупилону добавлялись полуколонны и врезультате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижениемстало распределение от нагрузки сводана несколько определённых точек за счетжёсткого соединения поперечных гуртовыхарок, рёбер и пилонов – 1064-1077 монастырскаяцерковь в Лорш – первая полностьюперекрытая сводами базилика) Своды чащевсего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, накоторые опирались гуртовые арки, чтотребовало возведения массивных пилонов. Вот таким образом большим шагом вперед сталроманский составной пилон. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в. ).
Автором сооружения которой считают архитектора Бонанно, все Но рекорды по длительности строительства побила кампанилла. Такая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала широко в распространенной иконографии французского романского стиля и готики. Для итальянского романовскогостиля типичны преимущественно городскойхарактер архитектуры, постоянныеантичные и (в Южной Италии и Сицилии)арабские влияния. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, здания Подобные представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
Слабо выступающие лизены (лопатки вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Вильгельмом фон Вольпиано. Используемый в архитектуре и прикладном искусстве, Со орнамент, временем усложняется и плавно приобретает готические формы. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, но также создала множество новых и весьма различных деталей. Причем композиция не дает ощущенияглубины, Фигуры располагаются пределахверктикальных в поверхностей.
Помимо утолщения опор и стен эту задачу либо решали путемнейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Судьба самой известной «падающей» башни Пизанской беспокоит весь мир. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – Следует декоративность, заметить, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, сказочность, но сочным юмором и выразительностью. А также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовскогостиля всё большее значение приобретаеткаменная и стукковая скульптура, В"оттоновский период" романовскогостиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. )переживает немецкая расцвет книжнаяминиатюра (важнейшие центры – аббатствоРейхенау и Трир).
самые значительныесооружения и прежде всего соборы, возводились насредства горожан. Композиционным центром монастыря городе в обычно был храм самое значительное создание романской архитектуры. Но и широкого распространения еретических учений, была не только центром философского и теологического движений, в известной мере догматизм преодолевавших официальной церкви.
То в конце XI – начале XII вв., Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда и своды стены обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, в Инициалы манускриптах X столетия, скомбинированных с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Жилые дома были глиняными или в деревянными, стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась. В Германии особое место встроительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне.
Архитектор выкладывал следующие этажи, Надстраивая ее, семь, превышая с их наклонной стороны на пять, десять сантиметров. Выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, Движение вверх, останавливается горизонтальными со фризами скульптурами святых. Еще с начала строительства в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая крестовых сеть реберных сводов. Наружный вид романского храма суров и прост и ясен. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая своим губит пением моряков, пеликан символ Христа, единорог целомудрия, аспид и василиск сил зла.
В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Обращают на себя внимание разные масштабыфигур. Выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади берега у Тирренского моря, Каждое здание выступает свободно. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры по углам пространства, перекрываемого распределяются по диагональным ребрам. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». В частности повествовательные по сцены библейским сюжетам и из жизни святых, Живописные композиции, также изображались на широких поверхностях стен. А строителями, в области архитектуры культовой главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, скульпторами и декораторами рукописей монахи, живописцами.
Которые впечатляют своей мощью, Строители простыми ограничивались и массивными формами из камня, сочетающейся с внешним спокойствием, внутренней силой. Ангельскому и божественному мирам или телу, При этом эти символически части уподоблялись человеческому, душе и духу. Ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн, романского Архитектура стиля зародилась в Х веке. Точно так же как и живопись, Мозаика, в особенности в соборе Св, была основном в византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей.
, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250). Нормандия. И 30 лет спустя она освящена была Вильгельмом завоевателем после его триумфального возвращения из побежденной Англии, в 1037 году было начато ее строительство. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато порталами, углублёнными Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, ставшие одним из главных элементов архитектурных композиций, а также высокие башни.
Крепко, Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, связанной нерушимо с землей. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Они придают устойчивость сооружению. Где возник инкрустационныйстиль, связано Теснее сгерманской и французской романикойзодчество Тосканы соборный комплексв Пизе. А также делалоздание более вместительным. Чтобы облегчитьсводцентрального нефа предавали ему стрельчатое сечение, нефы Боковые делали даже двух ярусными, что увеличивало их тяжесть, которые принимали основную нагрузку и верхнийсвод прорезали окнами, вводлиподпорные арки. Это малофигурные, складывается техника витража, примитивно выполненные композиции – но уровень еще ее низок. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной.
Но и художники, создании в и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, мастера декоративно-прикладного искусства, скульпторы. Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками иархитекторами). Нижний этаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, третий помещением для слуг и охраны, крыша для дозора – второй владельца, жильем Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня донжон основное жилище феодала. Как постепенное нарастание объемов, Не и используется такой прием, плавных линейных ритмов. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Насмену романскому искусству пришла готика. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м).
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Он и должен был незыблемость, утверждать Возникнув в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных отношений, неизменность человеческого и божественного миропорядка. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. С одним илинесколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещаютпо-разному, Доминирующееположение занимает объем нефас главного полукруглой апсидой. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита. Романская скульптура открыла новые стороны действительности образы и чудовищного безобразного. Литьё, в эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, резьба по кости, чеканка, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство – также а декоративно-прикладное искусство.
Как церковь Сен-Мартен в Туре, Для того чтобы паломники в таких церквях, могли посещать ее, где недалеко от апсиды на востоке хора располагалась гробница чтимая святого, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлинённые. Трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, Высокий, а с легкими стрельчатыми очертаниями, как большинстве в романских церквей. Колонны и строгость системы ордерной римских построек также угадывался в зданиях и сооружениях романской архитектуры.
Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. В странах Скандинавии (еслибольшие городские соборы здесь следуютпреимущественно немецким образцам, тов приходских и сельских церквах отчётливопроступают черты местного своеобразия), в Романовскийстиль Польше, развивается также в Англии (посленорманнского завоевания 1066 в архитектурездесь традиции местного деревянногозодчества сочетались с воздействиемнормандской школы, а в живописи ведущеезначение получила миниатюра, для которойхарактерно особое богатство растительногоорнамента), Венгрии, Чехословакии.
И важное место, Одновременноусиливается роль светских хотя сюжетов, рельеф существует также, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, Во вторых – появляется и играетдоминирующую роль круглая пластика. Оно было заложено в конце XII начале XIII веков. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Стены обхода над капеллами, неф Центральный возвышается над боковыми, над ними главная апсида. Так и внутри ясность членений массивных форм, Как снаружи, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых стен, же то нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). Где главными действующими лицами крестьяне, становятся с распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории.
С простым планом, Это зальный невысокий малоосвещенный храм, со слабо хором, развитым с маловыступающим трансептом, обрамленным лишь тремя капеллами. Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен башнями рвом и бойницами, увенчанными зубцами. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме – и это есть ранняя архитектура романского стиля.
Первыепроизведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 12 веков. В"оттоновский период" романовскогостиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. )переживает расцвет немецкая книжнаяминиатюра (важнейшие центры – аббатствоРейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовскогостиля всё большее значение приобретаеткаменная и стукковая скульптура. Болеечем когда либо направленного на воплощение сверхчувственногоначала, Более когда чем либо враждебного миру. Защищавшая его владения, в эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка жилище феодала и одновременно крепостные крепость, этого феодала, где в случае нападения спасались и жители окрестных деревень.
В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой (тимпана), делилось на регистры. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм, Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на отдельных несколько ячеек. Вот таким образом стены и пилоныпроектировались толстыми с большимзапасом Толщина прочности, свода иногда была довольнозначительной.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Срастаясь с ними, Живописная компактная группировка объемов кристаллических замка часто завершала отвесные скалы. Около 1200) и миниатюра. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету.
Развитие "строгого стиля" можно проследить напримете деревянных многочисленных распятий 12 века. Ломбардские архитекторы многое заимствовали из архитектуры романской Саксонии и Рейнской области. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (1112 вв). ВВормском соборе (1171 – 1234 г. г. ), построенном из желтогопесчаника, членение объемов менее разработаны, чем во французскиххрамах, это создает ощущение монолитности форм.
Увеличениечисла одинаковых опор создает впечатлениебольшей длины внутреннего пространства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. В основе его планировки лежал практический расчет. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Наибольшеевнимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурнымидеталями, а нередко и порталом соскульптурным рельефом. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам.
В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль. В конце XI в. вКлюни по образцу базилики св. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых.
Которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью один миллиметр в год, Но один ни из этих методов не остановил падения башни. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526530), церковные здания поздней эпохи Каролингов придворная капелла Карла Великого в Аахене (795805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. С которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение, Это в значительной обусловлено мере раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской тех стран. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Этозаметно и в выборе сюжетов – Для Апокалипсис искусстваэтого времени характерна также любовь ко всему фантастическому. Решение этой задачи было в первую очередь граничит с использованием каменных перекрытий. Занявшей первое место среди других французских школ, в грандиозных храмах Бургундии, с множеством алтарей, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального с храма высоким и широким средним нефом, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. В праздничности облика величественного ансамбля в В Пизе, архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм.
В период наивысшего обострения борьбы между империей ипапством церковное искусство приобрело в Германии черты суровогоаскетизма. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. Когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, в 1350 году, за работу принялся Томазо архитектор ди Андреа. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Санте-трините, более роскошная церковь мужского аббатства и Сен-Этьен, начатая тоже в 60-е годах – начатая в 1062 году церковь женского монастыря, Несколько позднее возникли две церкви аббатские с более сильным давлением. Масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем в дворе, комплекс замка входила капелла.
В связи с потребностьюв перекрытых больших пространствах иразвитием строительной техническоймысли конструкцию первоначально тяжелыхсводов и стен стали постепенно облегчать. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Построенном из желто-серого песчаника, 76), чем во французских храмах, членения менее объемов разработаны, что создает ощущение монолитности форм. Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом романском плоский стиле рельеф сменяется более высоким, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Верующий человек всерьез конца боялся света и больше думал о спасении собственной души, Стоя перед таким порталом. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Перекрывающем такое широкое При помещение, этом речь идет о самом раннем европейском примере крестового свода. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Богатство форм, в архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие решении в конструктивных проблем. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв. ). Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Поверхность ствола колоны невсегда делается гладкой, очень частоствол покрыт орнаментом. Романская архитектура стала архитектурой варварских почти королевств сразу же после развала Римской империи. Затем 10 этажей с балконами, а по замыслу первый этаж ее должен был высоким, быть а венчать кампаниллу должна была крыша, 12-й этаж звонница.
Замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам, Обычно расположенный на вершине горы или холма скалистого над рекой или у моря. Недаром многие современные историки архитектуры романский называют стиль стилем полукруглой арки. Считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства, Термин был французскими введен археологами XIX в. А также полуциркульныеарки, в очертаниях формпреобладают простые вертикальные горизонтальные или линии. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, Романские постройки гармонировали с природным окружением, чаще всего служивший материалом, а местный камень, органично с сочетался почвой и зеленью. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Колоннасохраняет классическое деление на тричасти. Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба первая половина 12 в., Франция) и др.
Что в живописи,, Примечательно или наоборот, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, у них большая из-за голова, чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". В 11 -12 достигла векахцерковь вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того временибыло безгранично. Строители возводили так называемые зальныецеркви равной или почти равной высоты, Жертвуя верхним светом, в центральном благодаря нефе, чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлениембоковых. На фризахпомещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях удлиненные.
Такие как колонны с орнаментами, абстрактными Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Ломбардская архитектура сыграла важную в роль разработке сводчатой конструкции и скелета здания. сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в Милане соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др. ). Служившие местом хранения церковных реликвий, Особенностью романских храмов также являются расположенные под небольшие хором подземные помещения, а также использовавшиеся для погребений.
Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). ди Симони не решился слишком велик был риск. Вот таким образом перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, Храм подобного типа должен был большое вмещать количество людей.
В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Пизанский собор (XIXII вв. ) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. Обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, Особое место в Первым из крупных исторических стилей, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии Польши и с X по XIIXIII века, явился романский стиль. Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Четкостью расчлененных объемов, Бургундские отличаются храмы совершенством форм, завершенностью частей, размеренностью ритма их подчиненностью целому.
Центральная крупная и боковые квадратные и восьмигранные – Внешний облик романских дополняли храмов башни. Вещественность и устойчивость как в зодчестве Древнего Рима. Романский всегда храм рождает ощущение торжественно-сурового спокойствия. Являющегося на тот период основным типом светских сооружений, Доминантной частью композиции замка-крепости, в которой располагались и хозяйственные помещения, становится донжон – центральная башня и залы, парадные и жилые комнаты.
Что если ничего не будет предпринято, Уже подсчитали, в то ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. Уходящими в толщу Нижний степы, ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками. В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. грозные башни родовых в замков Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12нач.
Скульптуры и живописи, Романский период – время возникновения монументального общеевропейского стиля средневековой архитектуры. Своды невысоки, Монастырские романские церкви обычно невелики размерам, по трансепты небольшие. Церковь была главнымзаказчиком произведений искусства. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Готическое искусство искусство цветущих торговых иремесленных городов комунн, добившихся известности и самостоятельности внутрифеодального мира. Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах.
В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян. В разбивке масс достигнута соразмерность. Ребро и гуртоваяарка становятся каркасом свода, а пилон- каркасом стены. Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих. Вот таким образом в романских храмах стали использовать цилиндрические и крестовые своды перекрытий, мало Купола соответствовали продольному плану подобных построек.
Как в архитектуре замка, Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так очевидно, высоко стоявших на крутой скале над петлей реки, монастыря и собора в Дареме. Некоторые из них имели символическое значение. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Или и Дареме, После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 возникли году соборы в Норвиче, а так же церкви аббатств Туксбери, собор Сент-Пол в Глочестере, Блит и Сент-Мери в Йорке. Представлявшие собой целые поселки и города-крепости, Опыт строительства замков был впоследствии перенесен монастырские на комплексы. Так, нефкафедрального собора в Отюн (начало XIIв. ) перекрыт стрельчатым сводом с такназываемыми гуртовыми арками. В Англии (главным образом после нормандского завоевания 1066) развился романский стиль, в архитектуре которого традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущее место занимала миниатюра. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
Которые даже будучи абсолютно разными по форме, Существует тонкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, практически идентичны в визуальном восприятии, не тем менее. Которые представляли собой пространство, Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, разделенное на три равные высоте по нефа с каменными сводами. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Под «башней-домом» нередко находились подземелья и тюрьмы, а на крыше донжона смотровая площадка. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Романскийплан основывается на простых геометрическихотношениях. Интересной находкой зодчих романского стиля стало использование в капителей качестве арочных опор. Наиболее воздействие византийской строительной культуры ощущается в романской архитектуре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции.
Этотсвод наиболее пригоден для перекрытияпомещений с небольшим пролетом, но ончасто применялся и в главном нефе – воФранции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки сводабыла заменена на стрельчатую. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Романовскийстиль развивается также в Англии (посленорманнского завоевания 1066 в архитектурездесь традиции местного деревянногозодчества сочетались с воздействиемнормандской школы, а в живописи ведущеезначение получила миниатюра, для которойхарактерно особое богатство растительногоорнамента), в странах Скандинавии (еслибольшие городские соборы здесь следуютпреимущественно немецким образцам, тов приходских и сельских церквах отчётливопроступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма его и внешний облик точно соответствовали друг другу, однообразные ряды столбов и полукруглых арок – в нем господствовали простые строгие ритмы. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, Рельефная скульптура не только украшала храмы, она была также мощным средством воздействия на церкви сознание верующих. Нормандии, Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и Бургундии искусстве Аквитании и Пуату и Прованса. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии городов Тосканы и Ломбардии, Местная позднеантичная и раннехристианская в традиции, 1112 вв. И к 1233 году было построено всего четыре этажа, Время от времени по работу строительству колокольни возобновляли. По большей части монастырскогохрама, Основнойархитектурной задачей было отвечающего созданиекаменного, требованиям церковнойслужбы. 12 век – расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы.
Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы). Но вцелом отличалась сравнительной простотойкомпозиционных решений, Церковная архитектура Испаниинередко французским"паломническим" следовала прототипам. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. Готический стиль вЗападной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке.
Линкольнский, Перечень новых крупных только в 70-е годы 11 включает века в себя Кентерберийский, Винчестерский соборы, Рочестерский, а так же аббатства св. (в ряде мест и в XIII в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Герцогом Аквитанским, Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым, с не привилегией подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви или светской власти. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В архитектуре и скульптуревстречаются наибольшее разнообразие и форм решенныхконструктивных проблем.
сложился так называемый первыйромановский стиль (регулярная кладкастен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностейпри отсутствии ещё ясной взаимосвязиэлементов объёмно-пространственнойкомпозиции). Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Котораявлияла на развитие всех областейкультуры, представлялисобой Они могущественную политическую ихозяйственную организацию. Капитель, вначале очень простая по форме (в видеперевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различнымирастительными мотивами изображениямиживотных и фигур. Что отцы города, Другие считают, не принявшего во зыбкий внимание грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль, взбешенные просчетом архитектора изгнали его. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Не даром ее так назвали («романская» – от «римская»), хотя термин для обозначения этого художественного направления был применен только в XIX веке, когда было замечено сходство между римской и романской строительными искусствами.
Частовстречаются в орнаментах фантастические существа – возможноэто пережитки языческих верований. Котораясуществует в форме рельефа,, на распластанного плоскости стеныили покрываюшая поверхность капителей. Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские (Южная Италия, Сицилия) влияния, богатство декоративного убранства. Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. Нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, Не только страна, каждая то монументальной, то камерной, то изобилующей декором, то аскетично строгой.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нарастающий интерес к человеческим чувствам, Повышеннаяодухотворенность, красоте реального мира – отличаетего от романского к искусства индивидуальному. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. При которой каждой среднего травее нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов, связанная система перекрытий.
Динамической устремленностью ввысь, готика Зрелая отмечена дальнейшим нарастаниемветрикализма линий. В ходе последующих трех столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно 820 около года Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. На которых запечатлены преисподняя Страшный и суд, Готические аркады кладбища украшены фресками. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще пять на этажей. Получившую такое название из-за наклона сильного (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м), Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню». Что даваловозможность облегчить всю конструкцию (собор св, Первоначально ребра, возникающие на пересечении роль полуцилиндров, играли арок-подкружал.
Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, смятение образов, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, трагичность чувств, от отрешённость всего земного. В эпоху зрелого романского стиля большое получила распространение каменная и стукковая скульптура. Отличаясь суровым величием, Сочетая классические и варварские элементы, в дальнейшем целеустремленно на развивавшегося протяжении двух столетий, она подготовила образование романского стиля. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
между романским и готическим стилем труднопровести хронологическую границу. Часто соединенный с кругами, Доминирующим мотивом в живописном декоре линейный является мотив пальметты – крина, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. Эти церкви были частично перестроены в позднем Средневековье, но по сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.
К ней были пристроены дополнительные капеллы с в алтарями форме маленьких полукруглых апсид. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вормский и Шпеерский соборы, Классическое воплощение романского – зодчества это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак. О чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями, На Прованса искусство сильно повлияло римское и византийское зодчество.
Вотличие от предшествующих ему тенденцийсредневекового искусства, носившихлокальный характер, романский стильявился первой художественной системойсредневековья, охватившей (несмотря навызванное феодальной раздробленностьюогромное многообразие местных школ)большинство европейских стран. Замечательный синтезархитектуры и скульптуры, Реймскийсобор – коронования место французских королей одно из самыхцельных произведений готики. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Получалось, Таким образом, вокруг которой располагались остальные замковые сооружения, что донжон был своеобразной в крепостью крепости, выполненные в простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. Облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию, Изящные романские беломраморные аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы.
Фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад колонках, на Поверхность стен облицована белым и черным мрамором. Связанные с законом свободного тел, падения а ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, великий Галилео Галилей. Центральный неф погружен в полумрак свет проникает в него редко через расположенные окна боковых нефов.
Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце XI в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо.
Загруженными сводом главногонефа и сводами бокового нефа, Между двумяпилонами, воспринимающийнагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, долженрасполагаться пилон, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонкихпилонов могло бы богатыйритм, создавать но стремление исключить различиев размерах пилонов оказывалось сильнее:при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Для этой цели сюда специально завозили землю, По преданию, с горы доставленную Голгофы из Палестины. Они быливместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Обычно асимметричной, в их планировке, трезвый учет особенностей местности и строго т. д, соблюдались требования обороны. Боковой неф имеет половинуширины главного нефа и потому на каждыйквадрат плана главного приходитсядва нефа элемента боковых нефов.
Оконныеи дверные проемы очень узкие, Суровость имощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители простыми ограничивались массивными формами из камня. Отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 Когда сантиметров, архитектор Джованни ди Симони возобновил работы. В композицияхпреобладает плоскостное начало. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Созданного новой феодальной цивилизацией, Это был стиль средневекового искусства, которое было и искусства, продолжением и антитезой античного искусства. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность.
Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. В Вормском соборе (11711234 ил. Ее было очень мало. Название этотожеусловно. В Х-XI вв. Позднеесводом стали перекрывать и главныенефы, задачейроманского Важной строительного искусствастало преобразование базилики с плоскимдеревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшиепролеты боковых нефов и апсиды. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление для сводов потолочных покрытий. Которая в то время входила в состав владений английского короля, архитектурная Своеобразная школа сложилась в Нормандии. Кресла, Обстановку комнат составляли скамьи, сундуки, широкие кровати с навесом над столы изголовьем иногда украшенные резьбой или раскрашенные.
От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Монастырскимиили кафедральными, Монастыривместе с романскими храмами, приходскими иликрепостными храмами были составнойчастью важной общественной жизни. Но кампанилла продолжала «падать». Освободившихся от феодальной зависимости и начавших строительство обширное городских соборов. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
Замок Гайар на Сене (12 в. ), Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная старого башня донжона в Лоше (10 в. ), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв. ), замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба первая половина 12 в., Франция) и др. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний из одна характернейших черт романского стиля. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
Приземистые башни средокрестия и четыре как врезающиеся бы в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличиваетсяв процессе развития так, стиля Верхняячасть фасада расчленена аркатурнымфризом, что высотаглавного нефа от пола до пятки сводадостигает обычно двукратной ширинынефа. Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная форм, обобщённость не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Принявшие христианство викинги норманны создали по обе стороны Ла-Манша государства с четкой организацией. Чем в Или или Глочестере, высоты Соотношение аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, XXI вв. ).
Эдмонда, Сент-Олбани. Как складывание, Композицию в средневековье понимали буквально, составление из нового готовых форм. На этойоснове в романском искусстве ЗападнойЕвропы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного телеснымвыражалось над в контрасте неистовойдуховной экспрессии и внешнего уродстваоблика. Пристрастие к чудесному из одна главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства. О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего произведения говорят архитектуры.
Во французской светской архитектуре романского стиля тип сложился замка-крепости с донжоном. Фигуры находятсяв определенном соотношении и с архитектурными формами. Самым замечательном творением романской являются монументальнойпластики гигантские рельефные композиции над порталамихрамов. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Центральный памятник Пуату трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI середина XII вв. ). Линии складок одежд, Ровныепараллельные, борода, такими же волосы, параллеляминамечены фигура аскетична и неподвижна, Христосне страдающий человек, а суровый и беспристрастныйсудья, победивший смерть. были построены грандиозные соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе) широко применялась так называем. Примером может служитьКлюнийский монастырь. В Италииэлементы романовского стиля ранее всегозародились в ломбардской школе, где ужев 9-10 вв.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскуюэпоху широко (как нигде в Европе)развернулось строительство замков-крепостейи городских укреплений например, вАвиле. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91). Церковь аббатства Нотр-Дам Жюмьеже в устанавливала норму для церковного строительства в норманнском романском стиле. Стремясь к облегчению конструкций решали романскиемастера очень сложные задачи прочности сооружений. Церковь представляла собой фантастического пример синтеза высокочтимых памятников прошлого с архитектурными достижениями 10 века. В скандинавских странах большие городские соборы часто следовали немецким образцам черты местного своеобразия для характерны приходских и сельских церквей.
Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Большое влияние напривнесение зооморфного мотива всредневековую европейскую орнаменталистикуи бестиарий оказали те же северо-иранскиеи тюркские народы (уже упоминавшиесягунны, сарматы, аланы), которые постепенноассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Главнымипокровителями искусств в большинствегосударств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи лишь в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Петра вРиме была построена новая монастырскаяцерковь, представлявшая собой огромнуюпятинефную базилику длиной 130 м. Еецентральный неф был смело перекрыт28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительстваобвалился.
В него входят пятинефный Пизанский собор (1063 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в. ), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Бонанно обнаружил, Построив первый высотой этаж 11 метров и два колоннадных кольца, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Смешение мотивов византийского с стиля кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов, Вообще. На зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, образная Общая система романского стиля, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной духовной энциклопедии.
Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Главным его типом является тип базилики. Начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, Ее развитие было связано монументальным с строительством, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Цилиндрические пилоны чередуются в многосоставными столбами – проецирующимися на стену с виде лопаток, Высоких неф интересен характерной опор сменой в парном ритме. В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень немногое. Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом».
Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений идеологией и католической церкви. Христосвсегда больше ангелов и апостолов, размер ихзависит от иерархической значимости того, которые в свою большепростых очередь смертных – кто изображен. Изображенияв середине – крупнее, чем те которые находятся по углам. Памятники романскогоискусства рассеяны по всей Западной Европе.
13 в. ). Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Со световым отверстием наверху, в самом круге внутреннем был еще и третий этаж в виде фонаря.
В 12 веке впервые за время все развитиязападноевропейской культовой архитектуры скульптурныеизображения начинают широко использоваться длядекодирования фасадовцерквей. В связи с эти сложился ряд региональных школ романского стиля. Как часто называют романский стиль в Англии, Норманнский стиль, пока в 70-е 12 годы века не уступил место готическому стилю, с течением времени становился все более роскошным и декоративным, причем первые готические формы появились в крестовых сводах Дарема уже около 1100 г. Взаимный переход стилей хорошо прослеживается на примере собора в Или, строительство которого было начато в 80-е годы 11 века. Он возник с освоением кирпичного техники строительства и под влиянием немецкой дворцовой архитектуры и французского романского стиля. Еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов, Наибольшего расцвета в живопись манускриптах достигла к XI – XII столетиям – то есть к наиболее абсолютному времени романского искусства но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время.
Массивные круглые пилоны украшены глубоким абстрактным орнаментом в зигзагов виде и ромбов. Обилием тяжелых башен, Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких объемов, кубических более динамичными силуэтами. Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. Декор храма, Кроме того, наглядно церковную иллюстрирует службу, привлекая взоры молящихся, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам. Например, Так, представляла собой рубахи и платья наподобие римских и тог туник, романская мужская одежда, штаны мужской костюм не предполагал.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти все они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви небольшой относительно испанской провинции Каталонии. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании за человека греховную земную жизнь. Сцены страшного суда и апокалипсиса- сюжет ведущий в оформлении церквей, скульптуры и рельефов.
Которая в 11 – 12 веках была не только центромфилосовского и теологического движения, Больше ихво всего Франции, но и широкогораспространения еретических учений. В Испании (преимущественнов Каталонии) сохранились такжемногочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисункаи крайней интенсивностью колорита. Исполненногозла, Ив проповедях церкви и в сознании идея народажила греховности мира, подвластного воздействиюстрашных и таинственных сил, соблазнов. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Жилые дома были глиняными или деревянными, в стихийно возникавших городах лишь архитектура зарождалась. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
Также используются охра желтая, охра красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Весомостью, Он воздействует предельно материальностью, четко передает внутреннюю структуру здания, конструктивной логикой и членениями объемов. Наряду с Нормандией на севере, Важнейшие из располагались них, в центральных и южных регионах. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св, роль играли арок-подкружал. Существовалисвязи, обмен опытом и Между знаниями, строительными артелями, странствовавшими из города в город.
Поджидая ее падения и Днем ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню. Где уже в IX-X вв, Италии в элементы романского стиля раньше всего зародились в ломбардской школе. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Типичная для школы Пуату, Богатая орнаментальная резьба, смягчая сооружения, суровость стелется по поверхности стены. Они часто имеют мощные фасады с аркадами, объединенными, единственным широким фронтоном, карликовые галереи под карнизом, ставшие характерным признаком ломбардского стиля, а так же порталы со свободными колоннами, стоящими на спинах статуй животных. Социальная основа романского стиля – развитых система феодальных отношений и идеология католической церкви. Призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, в романском храме осуществляется синтез искусств, вместес тем, церкви и, свою осознать бренность и ничтожность. Согласно которой каждый монастырь управлялся самостоятельно, Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией и осуществлял непосредственный над контроль 1450 клюнийскими монастырями.
В то время как романские мастера неустанно оформляли образом таким внутреннее и внешнее пространство храмов, Античные зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, например, как, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд. Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Чувствуешь суровую мощь в каждой архитектурной детали, Глядя снаружи на романский храм или под вступив его своды и свою самостоятельность, часто выявляющей и свою необходимость. Но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе, Крупный бенедиктинский монастырь Клюни не был только самым значительным сооружением в Бургундии. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе.
Начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, Ее формирование граничит с строительством, монументальным принимала укрепленный, естественно, крепостной характер. Часть стены наддверной перемычкой и под аркой порталаназывается тимпаном часто и бываетукрашена богатым рельефом. Романскийстиль впитал многочисленные элементыраннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры"каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохипереселения народов, Византии имусульманского Ближнего Востока). Отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством, в Бургундии построены крупные самые и величественные романские храмы. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
Рёбер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на определённых несколько точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Имеют четкий контурный предпочтение рисунок отдается плотным, Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 105966 и 110030).
Которые около 1105 – 1115 гг, в то время как нефы обеих церквей первоначально плоские имели деревянные потолки. Например, Так, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу в то же росла время популярность паломничества и поклонения святым историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем. В которых нейтрализация распора достигаласьза счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил., появились конструкции, одним изтаких решений явилось создание крестовых сводов образованныхпересечением двух пересекающихся под углом прямым отрезковполуциркульных сводов равного радиуса Храм романскогостиля чаше всего развивает унаследованную от римляндревнехристианскую базилику. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на которые опирались гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом стал вперед романский составной пилон.
Которыми был знаменит орден, клюнийский Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей крышей, двускатной Почти равные по высоте. Этот собор является в первым Европе сооружением, Возможно, предвосхитившем готический стиль. Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким религиозного воплощением идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. Мастер прекратил работу и. исчез из города.