В этой связи следует разграничить понятия замену – голландская архитектура второе же понятие значительно шире, ведь нидерландская архитектура в Средневековье развивалось на территории исторических Нидерландов. В ХХ веке голландские зодчие сыграли важную роль в развитии современной архитектуры. С 1980-х и до настоящего времени Рем Колхас и его архитектурное бюро ( Становление реалистической голландской живописи проходила в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Архитектура Хорватии (хорв Википедия Мы выбрали 9 архитектурных бюро Голландии, чьи здания изменили облик десятков городов – от Лиссабона до Гонконга. Йозефа, Без понимания архитектуры Нидерландов XIX века трудно понять тот настоящий голландский архитектурный «бум», который проходил в 19101930 годах, поскольку, например педагогом функционалиста Я. Ауда был тот самый традиционалист В ХХ веке голландские зодчие сыграли важную роль в развитии современной архитектуры.
А трое экспертов, рассказали нам в интервью о феномене голландской школы и о том, почему именно такой подход к архитектуре даёт путёвку в будущее.
Вторичноиспользованная древесина твердых пород послужила материалом отделки для фасадовздания. Художники изготовляли картины партиями, от двух до пяти штук в неделю. к северу от города, считается самым большим рынком в Европе. Испанского короля и его наместников, Избавившись от Папы, римского художники попали в зависимость от рынка.
Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Тогда же в стране творили известные местные архитекторы, каналы Амстердама), во многом в это время сформировался современный облик архитектурный нидерландских городов. По условиям перемирия 1610 г. семь северных 171соединенных провинций187 (по Утрехтской унии 1579 г. ) получили независимость и стали именоваться по названию самой крупной из них 8212 Голландией. Стен был трактирщиком, Мало кто из них мог прокормить себя живописью, Якоб Рейсдаль ван врачом, Хоббема акцизным чиновником – многие брались за самые разные работы. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Ее благородный серебристый оттенок – результат многолетнего воздействия воздуха ивлаги. Но бесспорным остается факт, Однозначного ответа относительно определения нидерландского национального стиля в архитектуре нет, ее больше использовали строители-искатели и последователи историзма и XIX веке своеобразными на нидерландских землях были ренессанс иклассицизм, что нидерландская именно готика имеет наибольшую историческую преемственность на территории страны.
Скромной и практичной мебели, Особенно внимательны голландцы были к оформлению уютного интерьера, жилого изделиям художественного ремесла. Но при этом живопись Голландии 171золотого187 XVII легко века обозрима, Удивительно, цельна по стилю. Библейские герои показывались голландскими художниками на обыденного фоне пейзажа и с прозаическими подробностями обстановки.
Крыша с переломом и контраст тесаного камня краснокирпичных и стен напоминает о традициях голландской архитектуры. Множество архитекторов-гугенотов оставили свою после родину провозглашения Нантского эдикта и пытались получить заказы при других европейских дворах – Этому способствовала и политическая ситуация. Библия была чуть ли не единственным чтением в семейном кругу. В Потсдаме, недалеко от Берлина, в начале XVIII в. существовал 171голландский городок187.
Уравновешенности, Истинно голландский стиль всегда исходит из размеренности, скромной нарядности и к внимания свойствам материала. Важнейшие памятники: Фабрика «Ван Нелле» (1931) и бывшая штаб-квартира Голландско-американской круизной компании (1901, сейчас – отель «Нью-Йорк»). Поставившей надежный заслон протестантизму южных в областях пока еще единых Испанских Нидерландов, Причиной тому было сильное воздействие идей Контрреформации. Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства – так называемым «золотым веком» Республики Соединенных провинций и в частности XVII веком, когда в стране активно застраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как вАмстердаме (см. 171дыхание океана187 и плодородные земли на равнине ниже уровня моря 8212 формировали своеобразную психологию и жизненный уклад голландцев, Особенные условия природные 8212 близость моря.
Одним из немногих исключений стал дом Рубенса в Антверпене. Его церкви стали новым сло вом в протестантском храмовом стро ительстве. стало развиваться вне европейской традиции Классицизма и Барокко, академизма и придворных школ. Динамизму, Основным занятием голландцев наряду с сельским хозяйством стало мореплавание и торговля 8212 это способствовало широте мышления, влечению к экзотике и тяге дальним к странствиям.
В XVII веке произошли значительные изменения и в светской архитектуре. Шелковые ткани в картинах Герарда тер Борха (Терборха) написаны с таким смелым противопоставлением холодных светов и теплых рефлексов в тени, что становится ясно: французские импрессионисты в конце XIX в. не открыли, а лишь возродили забытый к тому времени принцип одновременного контраста тонов. Японией, Благодаря контактам со странами Востока 8212 Китаем, европейцы обязаны голландским многими торговцам открытиями, Индией. Однако трифорий с изящной аркадой напоминает трифорий соборов в Суасоне, Шартре и Реймсе. В маленькой Голландии XVII века насчитывалось более двух тысяч живописцев.
Ф. вауверман 8212 тысячу сто шестьдесят, Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин, Я. Стен восемьсот 8212 девяносто, А. Кейп 8212 восемьсот сорок, А. фан Остаде 8212 девятьсот двадцать. Stilleben 8212 171тихая жизнь187 – деловой подход, stilleven 8212 171неподвижная модель187) слышится практическая сметка, в отличие от позднейшего перевода опоэтизированного с немецкого. Результатом стало не только иконоборчество – религиоз ная архитектура также приобрела здесь неповторимые абсолютно осо бенности. Хотя творениеголландского архитектора Ren van Zuuk называют «Волна», поскольку своеобразнаяархитектура действительно создает впечатление, будто поверхность фасада плавно «течет», есть и еще одна ассоциация –анодированный алюминий в облицовке и изогнутая форма стен напоминают чешуйчатую кожугиганта-пресмыкающегося. Ювелиры, Голландские 171садовые мастера187 работали Петербурге в голландские мебельщики, резчики и граверы 8212 в Англии и Франции. За одно столетие были возможности исчерпаны скромного, но ограниченного стиля – очаровательного, голландское искусство приходит в упадок. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Эта модель привлекала внимание еще Леонардо да Винчи. Для меня и многих других Голландия – колыбель современной архитектуры. Ящик для красок с откидной крышкой, в деревянных ячейках аккуратными рядами стоят миниатюрные керамические горшочки для красок какое 8212 отражение стиля жизни голландского мастера XVII века – в Рейксмузеуме, Там же, расписанный снаружи забавными сценками голландской жизни внутри, экспонируются принадлежности неизвестного голландского живописца. В середине столетия в архитектурной практике наметился перелом, чему способствовало появление таких роскошно украшенных храмов, как Сен Луп (строительство началось в 1621 году по проекту Питера Хейсенса) иезуитская церковь св. В стране возникло множество арт-групп, которые продвигали свои взгляды на развитие искусства, в частности и архитектуры. Так, архитекторы-экспрессионисты Мишель де Клерк и Пит Крамер были тесно связаны с «Амстердамской школой». Цветочные композиции для своих интарсии заимствовал из Голландии знаменитый французский мебельщик А. -Ш.
Где три четверти населения проживало в городах и занималось свободным ремесленным трудом, в XVII столетии Голландия была единственной в страной мире. Картины А. Сило из коллекции Петра I можно видеть во дворце Монплезир 8212 171голландском в домике187 Петергофе. Из самых современных работ голландских архитекторов – проекты архитектурного бюро MVRDV – название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис Nathalie de Vries, 1965), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом. Протестантское учение кальвинизма, получившее распространение в Голландии, способствовало обращению искусства живописи к обыденной жизни горожан.
Булль. И его смысловым является ядром парадный зал, Прямоугольное в плане сооружение имеет два внутренних двора. Что царь Петр экзаменовал I по этим картинам будущих русских моряков, Амстердамский художник и корабельный плотник А. Сило настолько точно изображал в своих небольших картинах оснастку кораблей. Для сельских домов характерны валъмо-вые кровли.
Кроме исторических и культурных памятников, множество гостей привлекает знаменитый квартал красных фонарей напротив Центрального вокзала и великолепные торговые точки города – от блошиных рынков Ватрелуплейн и площади Спейн, цветочных базаров вдоль Сингл и Монетной площади (Mюнтплейн), до шикарных ювелирных магазинов Костер Даймондс, Амстердам Даймондс Сентр и других. Метафизическим образом и часы, Каким-то непостижимым и бархатистая поверхность персика и кожура свежесрезанного лимона и складки скатерти на столе обретают в голландских значительность, натюрмортах монументальность, декоративность и не кажутся натуралистичными. Работы начались сразу после заключения Вестфальского мира в 1648 году. Нередки были случаи совместной работы двух или более художников над одной картиной. Протянувшийся во всю длину здания, Цилиндрический свод и создают зал, ощущение пребывания в храмовом пространстве.
Спроектированный самим художником, он был построен в 1611-1616 годах. Большим городам и прежде всего Амстердаму и Гарлему, обилие воды, зелень, своеобразный вид зданий, подчас спускавшихся к самой воде, придавали необычайно живописный облик. Восьмиугольник, в интерьере доминирует центральное пространст во, круг или греческий крест – всегда имеющее в основании кую-нибудь ка геометрическую фигуру. Показательно толкование самими голландцами термина 171живописный187 (голл. Декорация Ратуши красноречиво свидетельствует о самоуверенности жителей Амстердама.
Биржи, Городские общественные постройки ратуши, бюргерские дома высокими с крутыми кровлями и прихотливыми многоярусными фронтонами на фасадах в начале- 17 в. по большей части строились из кирпича и отделывались белым камнем, торговые ряды. Немецкая экспрессивностъ или изящество, французское Голландской живописи не свойственны итальянская идеализация. Плотин и дамб – грозящим затопить большую часть страны, Необходимость вести постоянную борьбу с океаном, шлюзов каналов и вызвала появление могучих гидротехнических сооружений. Там он построил несколько городских дворцов в стиле позднего барокко, среди которых здание королевской библиотеки (1734) Причина расцвета архитектурного поколения «Суперголландцев» («Superdutch») кроется в том числе и в том, что правительство Нидерландов активно инвестировало в архитектуру, выбрав эту сферу представляющей страну за рубежом. Более правомерное определение 8212 хаарлемская школа, подразумевающее творчество архитекторов во главе с Ливеном де Кеем (1560-1627), в котором соединялись черты Классицизма и Маньеризма. На площади возвышается 109-метровая колокольня Новой Церкви. Рембрандт, как остальных – которого называют не по фамилии, Это единственный ставший 171большим187 из 171малых художник, голландцев187 а только по имени.
Художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка, Избавившись непосредственного от заказчика католической церкви или влиятельного мецената-феодала. Росту популярности классицизма во многом способствовал Якоб ван Кампен (1595-1657) – состоятельный художник и архитектор, учившийся в Италии и вернувшийся в Голландию, увлеченный новаторскими идеями. Расположенные на территории современной Бельгии, Из самых современных работ голландских архитекторов – проекты архитектурного На бюро протяжении первой половины XVII века Южные Нидерланды, переживали экономический и культурный подъем. Так как знали, Голландские художники смело обращались даже к 171малоизвестным библейским что мотивам их отлично поймут187.
Но некоторые из его картин кажутся непомерно увеличенными и незаконченными этюдами. Главой амстердамской архитектурной школы был Хендрик де Кей-сер (1565-1621), а затем Якоб фан Кампен (1595-1657), автор классицистического здания Ратуши в Амстердаме и его последователь Питер Пост (1608-1669). Рост влияния Амстердама имел следствием оживление градострои тельства. Изменение длины прилегающих друг к другуячеек в конечном итоге привело к образованию оригинальной неоднородной формыфасада. А таинственные, Удивительно нежны и одновременно глубокомысленны бытовые сцены в изображении Г. Метсю, останавливающие время интерьеры Я. Фермейра оказываются 171выстроенными187 на плоскости в соответствии правилом с 171золотого сечения187.
Согласно идеям Ж. Кальвина (1509-1564), вся будничная, земная жизнь человека рассматривается как богоугодное дело, а преуспевание в ней свидетельствует об избранности человека перед Богом. В Амстердаме огромное количество церквей, среди которых особо выделяются старейшая церковь города – готическая Уде-Керк (1300 г., старая церковь) в которой регулярно проводятся органные концерты, самая большая в Нидерландах ренессансная церковь – Вестеркерк (западная, 1619 г. ) с могилой Рембранта, первая протестантская церковь страны – Зюдкерк (южная), Нордеркерк (северная, 1620-23 гг. ) и некогда самая большая в мире Португальская синагога (1675 г. ), а также один из самых больших католических соборов Европы – Амстелькринг (XVII в. ), в котором сейчас расположен музей. В натюрмортах и интерьерах использовалось преимущественно боковое освещение, позволяющее эффектно моделировать объем и фактуру предметов. Подновлялись и переписывались с целью более выгодной продажи старые картины дополнялись они новыми деталями и фигурами.
В его офортах свет и тень создают воистину ирреальное, мистическое ощущение. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. В основном 8212 виды городов, географические карты и эпизоды морских сражений. Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех видов его живописи.
Где архитекторы отнюдь не занимаются строительством роскошных знаковых объектов и из уст в уста передавалась сказка о прекрасной стране социальное Голландии, жильё, а строят скромные домики, где ничто – от формы и всё – от функции, где огромное внимание уделяется экологии, а каждый проект рождается из необходимых компромиссов со всеми сообществами интересы которых он затрагивает. Да и то не в отдельности, Более важны картины, как проявление стиля, целостного а все вместе. Рембрандт 8212 художник-философ, владеющий магией света и тени. Чувстве собственника, в этом обывательском прагматизме, узость интересов, в этой своим гордости благосостоянием проявилась не только ограниченность мышления, но и, в особенности на первых порах, замечательная поэтичность голландского искусства, глубина проникновения в предметный мир, сделавшая именно живопись главным средством выражения формирующейся национальной психологии голландцев. Над мавзолеем из белого и мрамора черного по плану Хендрика де Кайзера работали восемь лет.
И художники, Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, выступавшие наперекор им, оказывались безвременно изолированными, погибали в нужде и одиночестве. Поскольку своеобразнаяархитектура действительно создает впечатление, Хотя творениеголландского архитектора Ren van Zuuk называют «Волна», есть еще и одна ассоциация –анодированный алюминий в облицовке и изогнутая форма стен напоминают чешуйчатую кожугиганта-пресмыкающегося, будто поверхность фасада плавно «течет». Однако в конце XVII 8212 начале XVIII вв. Многие утверждают, что Рыночная площадь города Делфт – самая красивая в стране. нидерландская школа).
В этом белом «бумажномсамолетике» расположились практически все основные социальные учреждения и коммунальные службы Гааги:муниципалитет, загс, городская библиотека и информ-центр. Как и несколько позднее венецианская ведута, Техническое совершенство и работы точность голландских граверов оказали влияние так же, на развитие европейской пейзажной графики. Символического смысла, Окружающие предметы получали свое место на картине не по причине особой значительности из-за своей красоты и а живописности, как таковые.
Например, На этом фоне заметны исключения, находившейся под католицизма, влиянием живопись утрехтской школы. Пейзажи Я. фан Рейсдала, в которых можно разглядеть каждую веточку на дереве, поражают живописностью и скрытым напряжением, драматизмом переживания состояний природы. Уют и тишина голландского дома, красота материала и добротность вещи, широта пейзажа с высоким небом, ощущение света и воздуха, романтика морских далей 8212 вот основные темы голландских картин. Тем не менее исполненная серия гравюр 34Дворцы Генуи34 (1622) в гораздо большей степени повлияла на становление светского строительства, нежели его собственные архитектурные опыты. Сейчас в Голландии и в частности в Роттердаме, сложилось интернациональное сообщество, которое считает, что архитектура – это не просто проектирование и строительство зданий, но прежде всего выдвижение новых идей, публичная полемика и создание масштабных концепций. Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад/ Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). Рыночный комплекс Цварте Маркт, расположенный в 15 км.
Другая группа состояла из более функционалистских зодчих – Март Стам (Mart Stam), Лендерт ван дер Флюгт (Leendert van der Vlugt) и Иоганнес Дейкер (Johannes Duiker). Так, в Амстердаме узкие фасады домов (иногда в ширину одного окна) имеют на фронтоне консоль и крюк, с помощью которых товар в мешках или бочках поднимали прямо с палубы баржи на верхний этаж, оберегая его от сырости, либо просто подвешивали для обозрения покупателей. Вторая мировая война и последующее обеспечили восстановление Роттердаму достойное восхищения разнообразие стилей. Берлаге (Гаагский муниципальный музей).
Ньиве-вендийк, Традиционными местами для шопинга считаются районы улиц Kaлверстрaт, Дамстрат, Рокин, Лейдсестрат и Вийзельстрат, также а районы Йордан и Магна Плаза. А также тюльпанов и гвоздик, Изображения заморских птиц и стали цветов, основным мотивом декора мебели в технике маркетри, которые голландцы стали разводить в конце XVI в. К примеру в Амстердаме, Городская застройка по берегам каналов, роднит эту с архитектуру венецианской, столице Голландии, но стиль ее иной, в нем нет показной роскоши и стремления к внешним эффектам. Просто случайно так вышло, вообще Это европейский мейнстрим, что мы раньше узнали о Голландии. Характерные для эпохи Возрождения, Еще в начале столетия формы, господствовали зодчестве в Голландии.
Принятое в европейской академической традиции, Вот таким образом искусству голландскому не свойственно разделение на 171высокие187 и 171низкие187 жанры. Жилые дома в городах Голландии служили одновременно торговыми складами. Но конкуренция была велика, художников было так же много, как и картин. Вот таким образом они спроектировалимногоэтажный дом со стеклянными стенами, который просто залит естественнымсветом в любое время суток и предоставляет своим обитателям достойные условиядля проживания. В Голландии, в отличие от Италии и Франции, не было залежей белого камня, отсюда отсутствие арочных элементов, конструкция которых развивалась в каменной кладке (хотя и родилась из кирпичной). В отличие от искусства южного фламандского барокко, все и же в целом, светотень 8212 пестроте и красочности, голландцы предпочитали сдержанность колорита. Но усыпальницу Вильгельма Оранского можно посетить.
Издавна жители острова Texel, жизнь которых неразрывно связана с морем и судоходством, собирали куски дереваот потерпевших крушение кораблей и использовали их в строительстве. Построенное по проекту архитектурного бюро Mecanoo, Здание этогоучреждения, всоответствии выполнено со старинной эко-традицией местного строительства. По определению Э. Фромантена, Они отличаются и 171весомостью значительностью своей мысли187. Молодые архитектуры имеют в Нидерландах большой простор для с экспериментов новыми идеями для растущих городов и окраин.
Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад/ Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). Среди которых были первоклассные мастера, нас Для не столько важны творческие индивидуальности голландских художников, даже становящиеся от многократного повторения банальными, сколько общие, черты стиля. Авторы этогопроекта решили сломать сложившийся в Европе стереотип, что квартиры длямалообеспеченных слоев населения или студентов (социальное жилье) должны быть, как правило, тесными, темными и уродливыми. Молодым архитекторам предоставляется экспериментировать возможность при строительстве и расширении городов. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Holland, ст. -нидерл.
Пути развития голландской архитектуры определялись новым общественным укладом и специфическими природными условиями. Не только прямых заказчиков проекта – но их и соседей, Архитекторы таких проектов чрезвычайно внимательны к интересам граждан. И наконец, форма становится результатом длительного поиска ответа на трудные условия задачи, а не стартовой точкой для объекта. После 1684 года Якоб Роман и Даниель Маро (около 1660-1752) построили дворец и разбили сад, ориентируясь на французскую классицистическую традицию. Как мне кажется, Истоки, когда советский авангард распространился по всему миру и воспитал единомышленников, берут начало свое еще от движения modern movement в начале 20-х годов. На стенах 8212 морские карты и небольшие картины в рамах черного полированного дерева. Сейчас очевидно, что голландская архитектура в своём подходе отнюдь не уникальна.
Для голландских интерьеров, запечатленных на картинах 171малых голландцев187, знаменитого Яна Фермейра (Вермера) Делфтского (1632-1675), характерны дубовая обшивка стен, мозаичный пол в крупную бело-черную шахматную клетку, резная мебель, заморские ковры, зеркала, латунные 171голландские люстры187 с большим шаром в середине, серебряная посуда из Нюрнберга и Аугсбурга, дорогие стеклянные кубки из Венеции, китайский фарфор или делфтские фаянсы. Особенно грациозны тонкие колонны аркад в апсиде, за которыми отлично видны большие окна деамбулатория (не оснащенного капеллами). Ткачам, Подобно столярам, они тиражировали небольшие свои картины до тех пор, жестянщикам, пока те хорошо продавались. Легкость истремительность, выраженная в дизайне здания, продолжена и в его интерьерах. Гипсовые детали белились известью, это придавало зданиям оригинальную двуцветность, нарядность, праздничность.
Но если у нас смена власти погубила развитие авангардной архитектуры, то Голландия оказалась тем местом, где такая архитектура прижилась и пустила корни. Которые сразу строились как достопримечательности и памятники архитектуры, Конкурсы проводились на знаковые объекты – грандиозные музеи сооружения, современного искусства, например. Новые пластические идеи успешнее развивались в Париже, Лондоне, Берлине и Дрездене. Предусмат ривавший радиальное развитие горо да, о нем свидетельствует со оружение в XVII веке кольца из трех и каналов план 1612 года. Охотничий домик принца Оранского Вильгельма III Хет Лоо близ Аппельдорна – неоспоримое талантов свидетельство гугенотов.
171светящаяся тень187, цветность – 171магический свет187, черно-белых о офортах Рембрандта часто говорят. Голландские дома 8212 обычно узкие по фасаду, сильно вытянутые в глубину здания. Напоминающие о крепостной архитектуре, Фасад портик и выдержаны в традициях маньеристического зодчества Италии. Чтобы не навредить окружающей среде, в таких часто проектах работают с местными материалами и энергосберегающими технологиями.
Картина перестала быть уникальным произведением искусства и превратилась в такой же товар, как мебель или посуда. Ноем, Юдифью – Давидом, Война голландцев за независимость отождествлялась с судьбой избранного Богом 8212 народа древними израильтянами и их героями. Этот стеклянный куб с параметрами 23 м32 м25 мбыл удостоен в 2010 2011 и годах нескольких престижных архитектурных наград. Однако этот процесс затронул в большей степени изобразительное искусство, нежели архитектуру. А все офисы выходят стеклянныйостроугольный в атриум, Внутренниестены постройки практически прозрачны, объединяющий различные по функциям этажи.
Но в рамках другого стиля, 171Только одному Пуссену, удавалось достигнуть такой же многозначительности в воссоздании состояний простейших человеческого существования и найти им ясное пластическое выражение187. Чем в Италии или Франции, Архитектура и скульптура получили меньшее развитие и именно голландцы оказались создателями жанров сельского, зато на первый план вышла камерная живопись, морского и городского интерьера, пейзажа, натюрморта, бытовых сцен. Как правило, Эти картины, невелики по размеру 8212 было чтобы удобнее разместить на стене в комнате. На колокольне висит один из знаменитых колоколов амстердамского литейщика Хемони.
В искусство голландской гравюры и мировой графики самый значительный вклад внес Рембрандт. Ван Дейк и Йордане открывали новые горизонты в живописи, области в то время как Рубенс, зодчество оставалось в плену старых традиций. Находившихся под властью короны испанской до 1648 года, Архитектура северных областей, нежели на юге, развивалась абсолютно в ином направлении. Рапенбург в Лейдене – 34прекрас нейший канал Европе34 в – удачный пример проявления индивидуального начала в архитектуре городских дворцов. Такая парадоксальная 171прагматичная живописи романтика187 171малых голландцев187 дала удивительный результат. Отличающийся одновременно практичностью и декоративностью, Во внешнем зданий облике сформировался самобытный стиль.
Произведения архитекторов амстердамской школы XIX-XX вв. Эта техника отчасти следует технологии древних римлян. Молодым архитекторам предоставляется возможность экспериментировать при и строительстве расширении городов. Которая по легенде после своего смерти хозяина отказалась от пищи и вскоре умерла, у ног Вильгельма Оранского лежит собака.
Затемнение переднего плана с преобладанием коричневых тонов, Каноническим для голландского пейзажа стал прием, прозрачность холодных зеленоватых оттенков на втором и высветление дальнего плана с преобладанием красок голубых – выработанный еще в нидерландской школе живописи XVI века. Так, знаменитый 171Ночной дозор о в амстердамском Рейксмузеуме производит странное впечатление 8212 плоские лица и упрощенная моделировка фигур (недаром заказчики отказались от этой картины). Среди известных нидерландских архитекторов: Рем Колхас (Музей-эрмитаж Гугенгейма, Лас-Вегас), Герман Герцбергер (Министерство общественных дел и занятости, Гаага), Вим Квист («Музеон», Гаага) и Х. П. (В оформлении принимал участие скульптор Арт Квеллин и его мастерская, живописные работы выполняли Рембрандт и Йордане. ) В конце XVII века в Голландии, как и во всей Европе, особенно мощным становится французское влияние.
Повторю, такой архитектуры очень много почти во всех европейских странах. Башни имеют конические или луковичные завершения. Стремление созвать Генеральные штаты принесло с собой разногласия с метрополией, Обращение населения этого к региона кальвинизму, наконец, отделение от владений Габсбургов и, выход из состава Священной Римской империи. Дворец Маурицхейс в Гааге, построенный им для внучатого племянника правителя Фредерика Хендрика Йохана Маурица в 1633-1644 годах, стал образцом для подражания при возведении множества городских и сельских домов. Протестантские церкви 8212 кирхи (голл. Что вся современная архитектура – это череда знаковых объектов, Тогда казалась, никаких значимых других персоналий там нет и кроме трёх десятков звёзд.
Среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера интерьеров церковных и различных видов натюрмортов «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач – например, Так, художники, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом. Доступ в который закрыт, в Новой склепе церкви, покоятся останки нидерландской королевской династии. Сидения для молящихся располагаются вокруг алтаря и купели, подобно театральным креслам. И это строение отнести сложно к какому-либо определенному стилевому направлению, При возведении П-образного здания с двором и садом мастер не придерживался какой-либо строго оформленной концепции. Блоковидный объем покоится на высоком этаже цокольном и украшен пилястрами гигантского ионического ордера. Пилястры и арки, Колонны, абсолютно немыслимая в тех странах, покрытые – декором характерная особенность архитектуры южных провинций Нидерландов и черта, где классическое влияние было достаточно сильно, как, например, во Франции.
Непременными тюльпанами он примыкал непосредственно к дому, Особенным выражением жизненного уклада голландцев стал 171голландский садик187 с цветниками, но рассаженными, живописно с четкой геометрической планировкой аллей, создающими уют тенистыми деревьями и кустарниками. Это течение Рубенс хорошо изучил, проведя восемь лет по ту сторону Альп. Повторяя схему наружного убранства, архитектор украсил интерьер коринфскими пилястрами. 171просветительское барокко187 Голландии – Довольно вероятно, редкие для голландского изобразительного искусства аллегории подавались приземленно, от этого произошло название. Ярым приверженцем рационализма в архитектуре Нидерландов был также И. А. Бринкман (завод Неллефабрик, Роттердам, 1931).
Это дало свои плоды и импульс для новых исследований, открытия выставок, выпуска книг. Дамбы, Для спасения своих земель от затопления им возводить приходилось насыпи 8212 171полдерсы187, устраивать каналы и шлюзы. Способности 171в капле воды увидеть море187, Картину 171малого голландца187 узнаем мы сразу по особенному чувству детали. Создававшихся в странах Барокко, Вместо помпезных алтарных картин, а в уютных домах голландских появились композиции просто, не в церкви, но искренне и глубоко раскрывающие содержание Священного писания.
Строительство которой велось начиная с года, 1639 Один из лучших примеров сооружений такого типа – церковь Марекерк в Лейдене. Наряду с живописью в Голландии культивировалось искусство гравюры. Западная церковь, возве денная в 1620 году или в еще большей степени Северная (работа де Кейзера или Хендрика Стетса) являются хара ктерными примерами кальвинистских молельных домов, они должны были стать образцом для подражания всего протестантского мира. Кроме голландской, Конкуренция породила невозможную ни в одной другой школе, мастеров специализацию внутри каждого жанра.
Представляя собой переходную форму от регулярного к пейзажному стилю, Стиль голландского имел сада влияние в Англии и России на рубеже XVIII-XIX вв. Кто хотел украсить ими свое жилище, Бурное развитие живописи объяснялось не только спросом на картины как тех, на седство наживы, но и взглядом н них как на товар источник спекуляции. Он стал одним источников из архитектуры 171петровского барокко187 первой трети XVIII в. в северной столице России.
Это отчасти объясняет многие сюжетные пристрастия Рембрандта. Например, группы окон вместо ажурного окна или ребра сводов, опирающиеся на консоли возведенном – между 1227 и 1247 годами, в хоре этой церкви, созданными в тот же период на родине французской готики, при сравнении с постройками, обнаруживаются некоторые старомодные черты. Маньеристиче-ские формы и приемы, Мастера этих страны частей ориентировались на хорошо знакомые им готические прототипы, заимствованные во французской школе. Но и небогатых бюргеров, Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, крестьян они продавались на аукционах ярмарках и подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам, ремесленников. Маро последовал за своим господином Англию, в Будучи придворным архитектором Вильгельма III, но позже вернулся в Нидерланды и обосновался в Гааге. Расширение торговли в городах страны, что буржуазия стала основным за казчиком, привело к то и му, ее представители играли роль меценатов – быстро за нявшей положение ведущей европей ской морской державы, Не менее важны были эко номические факторы.
Простые формы, внимание к деталям, гармоничная и лаконичная архитектура – это я назвала бы главными особенностями голландского подхода. 171малый жанр187 голландской живописи не таких терпит экспериментов даже под кистью гения, Может быть. При подобном увеличении проступает несовершенство рисунка и неясность композиции.
Зажиточным бытом, к концу XVII голландском в. в искусстве все отчетливее проявлялись черты любования богатством, теплота187, что обозначалось трудно переводимым словом geselligkeit 8212 171уютность. Светлый мрамор и заморское черное дерево, Недаром голландцы так выразительно сопоставляют красный кирпич и темный шелк дуб и белый с синей кобальтовой росписью фаянс, бронзу и бархат. Его первая работа – дом Коймана в Амстердаме (1624), решение которого указывает на знакомство архитектора с творениями Палладио и Скамоцци.
Меценатов в лице двора королевского или церкви вынудило живописцев работать, Отсутствие богатых заказчиков, на свободный рынок, как все ремесленники. К этой же схеме тяготели и более поздние сооружения, такие, как Новая церковь в Гарлеме Якоба ван Кампена (1645) -план этой постройки представляет собой квадрат со вписанным в него крестом – или лютеранская церковь в Амстердаме, возведенная Адрианом Дорсманом в форме ротонды в 1685 году. Hotland 8212 171Лесная страна187) 8212 оригинальный исторический тип искусства. 8212 (голл. Причем нам известны не все. Архитектурные стили варьируются от стиля улиц вдоль каналов 17-го и 18-го века (Амстердам, Делфт, Утрехт, Леуварден) до самых современных стилей (Роттердам, Гаага). Один мастер писал скатерть в натюрморте, другой 8212 фрукты, третий -хрусталь.
Живописцев было очень много, Профессия художника не редкостной, являлась и они жестоко конкурировали между собой. Стиль Барокко имеет иные корни, которых в протестантской Голландии быть не могло. Очень высокие Современная архитектура в Нидерландах характеризуется многообразием форм, практичностью, экологической направленностью и оригинальностью – это в частности касается отдельных проектов. Разве нас волнуют обстоятельства жизни и творчества Ф. Мириса, Г. Метсю, Я. Порселлиса, Г. Терборха в той же мере, в какой гипнотизирует судьба Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля. - коллегиальная церковь Нотр-Дам в Динане на реке Маас (ныне Бельгия). Тогда, в эпоху финансовых пузырей такая стратегия срабатывала.
также отличают стремления к простоте, рационализму. Загс, в этом «бумажномсамолетике» белом расположились практически все основные социальные учреждения и коммунальные службы Гааги:муниципалитет, городская библиотека и информ-центр. Как правило, Фасады, в которых элементы готической архитектуры сочетались с ордерной системой маньеристической и декорацией, скрывали трехнефные базилики.
Это дало стимул местному производству. Голландские мастера успешно подражали расписной итальянской майолике. Этот стиль, сочетавший традиционную кирпичную кладку с маньери-стической декорацией, определял лицо города о нем мы можем судить по оформлению старых мясных рядов в Гарлеме Ливена де Кея (1602-1603) или Кловенирсдоелена (тира для стрельбы по мишеням) в Миддельбурге (1607-1610). Несколько наивным чувством, Голландские картины проникнуты искренним, все что изображенное художником принадлежит лично ему, которое говорит о том. Но к подлинному стилю Барокко она имеет косвенное лишь отношение, Голландскую архитектуру XVII в. иногда называют 171голландским барокко187, пестрота и отдельные декоративные элементы, ее роднят с этим стилем нарядность. В середине XVI в., в 1556 г., Нидерланды (171Нижние земли187) были захвачены Испанией в 1564 г. началось восстание против испанского владычества.
Практичный и нарядный стиль бюргерской архитектуры Голландии полюбился российскому царю Петру I во время посещения страны этой в 1697-1698 гг. Дома строились из красного кирпича, а ордерные элементы 8212 карнизы, наличники окон, пилястры, порталы дверей 8212 делались из гипса, обычно по деревянной, фахверковой конструкции (гипс, впитывая влагу, предохраняет дерево от гниения). Ордерные элементы, ренессансные тяги, карнизы наносились на обычные, по сути средневековые, здания, результатом чего стало значительное изменение «классических» пропорций. Что неизбежно вело к трансформации архитектурных форм итальянского Ренессанса в нидерландской нового архитектуре, происходила на местной почве силами местных же строителей. Образовавшееся в XVII в. на северо-западе Голландия Европы, 8212 государство, между Германией и Францией (с 1815 г. - Нидерланды см, у побережья Северного моря.
Что и художники г. Хаарлема более тяготели к и академизму Маньеризму, Характерно, чем к Барокко. А Ветхому Завету, Причем предпочтение отдавалось не Новому, текст которого голландцы очень знали хорошо. Подобно Амстердаму, многие голландские города в на чале XVII века украсили свои улицы величественными торговыми здания ми. А за ними французы и англичане стали монтировать китайские подлинные лаковые Как и богемские стеклоделы, Голландцы, голландские мастера освоили гравирование стекла на больших стеклянных кубках они стали применять точечную технику 8212 алмазное пунктирование. Шелка, Долгое время голландская Ост-Индская компания была единственным в поставщиком Европу китайского фарфора, лаковой мебели.
Безусловным шедевром Ван Кампена стала Ратуша в Амстердаме (в настоящее время Королевский дворец). Легкие иодновременно прочные конструкции из тонких балок визуально и невесомыхперекрытий максимально раскрывают внутреннее пространство. Кровля с крутыми скатами создает на фасадах высокие фронтоны 8212 ступенчатые, либо 171шейные187, с вогнутыми контурами. Основанную на одновременном литье и стен пола, Принцип строительства здания Block 16 во многом похож насистему возведения тоннелей. Пронизанную светом сферу, Область за аркадами хора преобразована в элегантную, являлось что характерной чертой французской архитектуры еще со времен реконструкции церкви в Сен-Дени при аббате Сугерии.
Формы эти, воспринимаемые извне и основательно переработанные использовались для декоративного убранства, не затрагивая старой, привычной готической конструкции зданий. Выраженному в формах, После 1620 года в придворных кругах стало очевидным тяготение к классицистическому направлению, также а английским палладианством, навеянных французским искусством. Южная часть Нидерландов осталась под властью Испании, получив название Фландрии. Так же создавались пейзажи. Михаила в Лувене (Виллем Хесиус, 1650-1666), церковь святого Иоанна Крестителя в Брюсселе (1657-1677) и церковь апостолов Петра и Павла в Мехелене (1670-1709). Простой, но полный заимствованного у природы изящества сюжет – не требующий особого размышления, schilderachtig достойный 8212 изображения) в смысле. kerk) 8212 украшаются высокими шпилями и причудливыми навершиями (grotekerk), сочетаниями шпиля и купола.
Только голландец В. К. Хеда в 171Натюрморте с рёжером187 (1631) может с одинаковым вниманием и маниакальной тщательностью изобразить механизм раскрытых карманных часов и внутренность пирога. Австрии, Подобная скромная архитектура существует также в Швейцарии, Чехии, скандинавских Португалии, странах. Но вместе с тем каждого сосредоточение из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца.
Независимости, Освобождение от католицизма и испанской монархии усилило нравственных значение ценностей личности 8212 достоинства, творческой инициативы, трудолюбия. Трепещущая сетка штрихов в офортах Рембрандта самым непостижимым образом вибрирует золотистым или светом, серебристым Действительно, придавая особую мистическую атмосферу цветности белой бумаге и черной офортной краске. Исключение представляет один художник 8212 гениальный и таинственный Рембрандт Харменс фан Рейн (1606-1669).
Главный архитектор Арент ван Гравенсанде взял за основу план известный со времен Античности: восьмиугольник с обходной галереей. В каждом жанре существовали свои ответвления. Ведущим архитектором своего вре мени был Хендрик де Кейсер (1565-1621) он построил множество част ных домов, а также здание Биржи (1608), взяв при этом за образец анг лийскую модель аналогичного соору жения. Эти изгнанники распространяли барочные традиции по всей Европе. Архитектура Нидерландов ХХ века – это творческие поиски, оригинальность, новаторство, нередко в мировом масштабе. Парал лельные участки земли и высокие кирпичные фасады, сих До пор визитной карточкой го рода остаются прямые каналы.
Даже в названии натюрморта (нидерл. В середине нулевых было засилье архитекторов-звёзд – узкой и закрытой группы знаменитостей, которые были поочерёдно организаторами, членами жюри, участниками и победителями архитектурных конкурсов по всему миру. К тому же государство само показывает пример, будучи заказчиком и размещая свои учреждения в роскошных новых зданиях. Сейчас они удивляют не правильностью изображения мачт, рей и парусов, а целостностью изобразительного пространства. Они стали по-иному видеть мир, с тех пор как получили голландцы свободу и независимость, что их окружает в обыденной жизни, совсем по-домашнему изображать то. Между тем здесь не было создано ни одного подлинно самобытного памятника.
Многие художники были одновременно и торговцами произведениями искусства, картинами расплачивались за другие товары, налаживая непрерывный 171конвейер187 по их производству. В 19201930 годах в архитектура Нидерландах стала одним из видов искусства развивавшихся динамично. Творчество Рембрандта затруднительно отнести к какому-либо художественному направлению.