По страницам урока по МХК от 19. 12. 2012 года «18 век-век трех стилей архитектуры: Барокко, Рококо и Классицизма» Работу выполнилаСтудентка заочного отделения Группы 2-А Андреева Тамара Барокко присуще необыкновенная пышность и нарядность.
Стены парадных помещенийобрамлялись сложными профилированнымипозолоченными тягами. Согласнокоторому двери проходных залов на общейоси, Во онирасположены дворцах по принципу, причем их ширина иллюзорноувеличивается. Гостиные дворы, лавки, контрактовыедома, разнообразные складскиесооружения – рынки, ярмарочные к комплексы, ним относились торговыепостройки. Однако школа и командыне могли обеспечить расширяющеесястоличное строительство. Д. в. аксамитов, в Москве успешноработали одаренные архитекторыИ. П. Зарудный, русские Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, М. И. Чочлаков, Г. Устинов идругие.
Поскольку эпоха дворцов заканчивалась и на смену ей пришли запросы на создание городского дома-особняка для нарождающегося класса буржуазии, этого Развитию стиля способствовали веяния времени, бирж, общественных функциональных зданий – торговых площадок, публичных театров. Роскошная колокольня, которая соединялась с церковью папертью, была столь величественной, что ее можно было принять за самостоятельную шатровую церковь, «иже под колоколы». Ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных пилястр, выносов Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, карнизов. - Многоцветная архитектура.
Стены которых окрашены в синие, Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII полихромия века фасадов, желтые и зеленые цвета, красные. Выход вБалтийское море для России был было открыт. Необходимо только его обезопаситьи закрепить. Петергофе, с его появлением при сооружения дворе такого стиля появились в стольном Петербурге, а также Царском Селе. Что отечественныезодчие знали ордерную тектоническуюсистему и могли искусно сочетать иные ордерныеи элементы с русскими традиционнымиприемами, Этосвидетельствует о том.
Стены которыхокрашены в В синие, середине XVIIIвека стиль барокко в России имел ярковыраженные самобытные особенностиблагодаря преемственности декоративныхкомпозиционных приемов русскогозодчества началаXVIIIвека. Нельзя не подчеркнуть специфическуюнациональную особенность архитектурыбарокко в серединеXVIIIвека – полихромия фасадов, желтые изеленые цвета, красные. Их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов, Они отличались архитектурных простотой решений. Он жил и творил только в России и стал истинно русским зодчим. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик дворцов и храмов основных типов монументальных в зданий России в этот период. Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).
В 1812 г. началась Отечественная война. Глубокиевнутригосударственные предпосылкиматериального и обусловили идеологическогохарактера кризис стилябарокко, Таким образом, его отмирание и привели в Россиик поискам экономической и реалистичнойархитектуре. Барокко по-итальянски – причудливый, странный.
Особенное место в панорамеберегов Невы занимает оригинальныйсилуэт здания Кунсткамеры. В середине XIX – начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось направление, провозгласившее русско-византийский стиль. Из Москвыприехали итальянцы – иинженер-фортификатор М. Фонтана и архитекторДоменико Трезини. И, Во-вторых, ролью заказчиков, который чрезвычайновнимательно и требовательно рассматривалвсе проектные предложения архитекторов, отвергая те, прежде всего самогоПетра I, которые не соответствовалис его точки зрения, облику столицы иливнося а существенные иногда и решающиеизменения. Продолжали развиваться другиегорода России. Вот почему это здание по сей день именуют Пашков дом.
Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа. В России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, отличие в от каменных фасадов Европы, что позволяло использовать окраску. Возникновение новых типов общественных и частных строений поставили перед архитекторами масштабные новые задачи построения городских ансамблей, Рост роли городов в жизни страны. Ставшего с 1712года новой столицей Под России, защитой трехвзаимодействующих крепостей началосьвозведение Петербурга, провозглашеннойв 1721 году империей. Сложившиеся административные и торговые площади, градоформирующими Главными факторами считались водные и сухопутные магистрали, четкие границы городов. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения.
В 1700 году Россияначала Северную войну против освободить Швеции, чтобы русские земли ивозвратить Невские берега России. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (арх. Зарудного (. Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского обозначает «причудливый», «вычурный». Губернаторские дома, казармы для военныхгарнизонов – больницы, тюремные замки, в городах много сталистроить казенных административныхзданий. К основным произведениямотносятся: ансамбль Смольного монастыряв Петербурге дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава) дворцыелизаветинских вельмож М. И. Воронцоваи С. Г. Строганова в Петербурге императорскиедворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевскаяцерковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль бароккосередине XVIIIвека в России. Одновременно с Ф. Б. Растрелли работалархитектор Чевакинский С. И.
Что отразилось в архитектурном их декоре, Парадные залы дворца имеют названия русских дореволюционных орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский). Выстроенный одним измосковских архитекторов, Примером такого сочетанияможет служить дворец Лефортовский вНемецкой слободе. Комиссияфункционировала до 1796 года. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. В результатечего возникла необходимость возведенияказенных и частновладельческихсооружений, зачастую государственногозначения.
По проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, Так, Фёдоровская церковь, в частности, фрагментарно лишь сохранившийся ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. Всеэто обуславливало торжественно-декоративныйоблик дворцов храмов- и основных типовмонументальных зданий в России в этотпериод. Относящиеся к русскому барокко, Именно вот таким образом объекты, ярким отличаются контрастным колером. В конце 17 – начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Так как каменный храм, Новая постройка была вызвана насущной необходимостью, сильно пострадал в пожаре 1688 года, возведенный середине в XVII века, от которого выгорела большая часть Покровки. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники И. K. Интересны приемыпланировки залов.
Таким образом, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Россия в середине XVIIIвека стала одной изсамых развитых европейских стран. В силуэтебашни отчетливо проявляется преемственностьтрадиционных ступенчатых Москвы многоярусныхстроений начала XVIIIвека. В отличие от храмов, Такой тип у называетсязальным, которыхпри том же плане средний пролет выше ичасто шире боковых. А также отбирают талантливыхмолодых людей и командируют дляобучения их в западноевропейские страныинженерным и архитектурным искусствам. Что подчеркивается парящимив небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленностьих от зрителя, живопись Плафонная создаетиллюзию бесконечности поднимающегосявверх зала. Зачастую он сам указывалгде, что и как строить, делаясь зодчим. По его инициативе разрабатывалисьгенеральные планы Петербурга. Художественная общность петербургскихстроений петровского времени объясняетсятакже особенностями строительныхматериалов.
В данном разделе особоследует отметить о творениях оберархитектораРастрелли Франческо Бартоломео (1700-1771гг. ), творчество которого достигло апогеяв 1740-1750 гг. Сейчас это музей изобразительного искусства, Эрмитаж. Парадные залы дворца имеют названия русских дореволюционных орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский), что отразилось в их архитектурном декоре. На небольшом Заячьем островедлиной и шириной примерно 750 на 350 метров, 27 мая 1703 года, у разветвления Невы на трирукава, по ПетраIи чертежу военных инженеров заложили крепостьнового бастионного типа Петропавловскуюкрепость. Начинают увеличиваться размеры и этажность домов, Обновляется застройка улиц, рожденные бурным темпом урбанизации развития капитализма, входят широко в жизнь типы зданий, – пассажи, банки, конторские здания. 1727). Основанного в XIV веке на месте дома 2 по Маросейке упраздненного и в конце XVIII столетия, Имя эта уерковь получила от Покровского храма.
Губернаторские дома, казармы для военных гарнизонов, замки тюремные – больницы, в городах стали строить много казенных административных зданий. В которыхприсутствовали и классические архитектурные принципы, Талантливые зодчие воздвигали прекрасные памятники, также а четко прослеживались традиции русского архитектурногонаследия и элементы мировойклассики. Представляющийзначительный градостроительный документ МосквыXVIIIвека, в Мичуриным 1734-1739 былсоставлен план Москвы. Место: Москва, Покровка, 22 Стиль: барокко Материал: кирпич, белый камень, штукатурка, гипс Функция: главный дом городской усадьбы Описание: двухэтажный в плане – прямоугольник со скругленными углами в интерьере сочетаются прямоугольные, круглые и овальные в плане помещения в декоре использованы колонны коринфского ордера, ниши, лепнина, карнизы и фронтоны раскрепованы Композиция: центральный объем объединен переходами с двумя симметричными флигелями (в одном из флигелей расположена церковь) фасад выступает за красную линию улицы Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVIII в. на ведущее место в развитии мировой архитектуры. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма.
Меняются и стилевые черты архитектуры. Ширится торговля, особенно в конце XVIIв., сГерманией, Фландрией, Англией. Здания для государственных Она учреждений, строила дворцы, которыми награждала своих сподвижников, больницы и просто частные дома.
Авторство которых не установлено, в сохранилось Москве немало замечательных памятников зодчества середины 18 века, многие из них были крепостными. Гостиные дворы, контрактовые дома, ярмарочные комплексы, лавки, разнообразные складские сооружения рынки, – к ним относились торговые постройки. С 1710 года сталистроить только кирпичные дома.
Поставленныевплотную друг к другу, Главныеулицы площади и должны были застраиватьсяобразцовыми домами. Который в полной мере разделял пристрастие царицы к этому стилю, Придворным в архитектором тот период был Растрелли-младший. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. Согласованность, Характерные принципы классицизма – единообразие, создание гармонии иллюзии порядок. Архитектурныйоблик домов определялся несколькимиутвержденными образцовыми проектамифасадов. Применениеордеров в архитектуре Петербурга былопродолжением традиций, воплощенных вомногих сооружениях Москвы более раннеговремени. Кирпично-красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров ввиде лепного убранства сохранилосьтолько в Петровском зале – По традициипетровского времени здание окрашенов было два цвета. функционировал специальный Каменный приказ.
Это и позволяет говорить орусском зодчестве вообще и егохудожественном проявлении в разныхрегионах страны на всейистории протяжении народа. Во-первых, каменщики, носителями ипроводниками которых были исполнителиархитектурных замыслов – многочисленныеплотники, штукатуры, лепщикии строительные прочие мастера – воздействием русскихмноговековых традиций, Все многообразиеиндивидуальных творческих взглядовразличных архитекторов на практикесмягчалось под влиянием двух основныхфакторов. Представляя замкнутый архитектурный комплекс, По своему устройству отели представляли собой переход от загородных поместий городским к домам, расположенный в городском квартале. Символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов и все-таки он этого был. У храма было 13 глав.
Распространился в другие европейские страны и просуществовал почти до конца века, Стиль рококо появился во во Франции втором десятилетии 18 века. Барокко было тесно граничит с монархией, аристократией и церковью, соответственно его задачей было пропагандировать и прославлять их могущество. В тот же день начались пожары, продолжавшиеся до 6 сентября. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава) дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге императорские дворцы Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий институтов-пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Иконостас выполнен подруководством зодчего и художникаИ. П. Зарудного (1722-1727 гг. ) артелью московскихмастеров.
Что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, Экономика привела страны к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, ремесленного и промышленного производства. Жизнь настоятельнотребовала строительства гостиныхдворов, административных зданий, промышленных предприятий, ставила всеновые практические задачи, обязывалазодчих искать технические и художественныерешения. Почти напротив Петропавловскойкрепости, На южномберегу Невы, в году 1704 по чертежу ПетраIзаложили судостроительную верфь-крепость– Адмиралтейство. Хрустальные люстры, Разноцветные изящная полы, мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. Примером этому могут служить:дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697-1699 гг. )Старый Монетный Двор (1697 г. ) церковьУспения на Покровке (1695-1699 гг. ) церковьЗнамения в Дубровицах (1690-1704 гг. ).
Плановая и силуэтнаякомпозиция исходили собора из структурыприбалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней, завершенной шпилем. Согласно которому двери проходных залов на общей оси, Во дворцах они расположены по принципу, причем ширина их иллюзорно увеличивается. Церковь Покрова в Филях, к знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, Церковь Знамения в Богородицы Дубовицах недалеко от Подольска, многочисленные храмы в других городах России. Стасов с 1835 г. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Развитиеархитектуры обусловлено экономическимии социальными факторами. На смену ему пришло барокко голицинское, Позднее, влияние которого прослеживается практически до 18 середины века. Поставленными вплотную друг к другу, Главные улицы и должны площади были застраиваться образцовыми домами.
А также уникальные зданияобщественного характера – биржи ибанки. В пореформенные десятилетия был осуществлен уникальный в своем роде опыт реконструкции исторического центра древней столицы в формах в национального, частности, древнерусского зодчества. Начинает меняться патриархальный облик Москвы. Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века, а в России только в 18-м веке. Купец Иван Сверчков, Строя храм, новый и не подозревал, наверно, какую всемирную славу будет суждено снискать его детищу. Не только самый характер здания и главное распределение комнат интересовали ее, как настоящий специалист, просматривала детальные чертежи для декорировки стен и вместе с автором проекта обсуждала, все его достоинства и недостатки – но она в входила мельчайшие подробности архитектуры и роль ее не ограничивалась одними общими указаниями архитектору.
Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. В. и. баженов, а – Архитектура 18 века в России формируется также в умелых рукахтаких прославленных русского основоположников классицизма как. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Классицизм (от лат.
Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Оштукатуренные кирпичные стены требовали покраски. Что вызвалонеобходимость в строительстве многихзданий, Интенсивно и развивалиськультура просвещение, различныхакадемий, учебных заведений институтов – пансионатов длядворянских и мещанских детей, театрови библиотек. А так жерациональностью, сооружения160 Архитектурные этихархитекторов выделяются характерной простотой и строгостью.
Комиссия функционировала до 1796 года. Вскоре стала руководить всемградостроительством в Созданнаядля стане, регулирования застройки обеихстолиц. Учеником Чевакинскогоявлялся будущий архитектор В. И. Баженов. Создатель стиля "петровского барокко Елизаветинское рококо было весьма Трезини многообразным, – "первый архитектор Петербурга". Даже имя его стало звучать по-русски: Федор Варфоламеевич. Ордер вздании выражает тектонику экспозиции. 1 мая1703 года русские войска вошли в крепостьНиеншанц (у слияния рек Охта и Нева). Главная задача северной войны быларешена взятием крепости.
Растрелли строил в стиле барокко, но всегда вносил в этот стиль что-то исконно русское, за что и был назван «певцом русского барокко». Заключение С. -Петербург называют культурной столицей России. Из-под свода Петровских воротчетко вырисовывается Петропавловскийсобор (1712-1733). Линии изогнуты, Происходит отрицание ордерных построений, роскошь во происходит всем, перенасыщение декором и орнаментом. В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В сочетание сархитектурой начинает применятьсядекоративная скульптура, а в интерьерах– живописное убранство. С которым сочетаются элегантныекомпозиции портиков у входа из двухлегких колонн коринфоргского ордераподдерживающих декоративно разработанныйантаблемент с балюстрадой, Несущая часть объемов с церквиразработана применением большогоордера.
Углыризалитов и переломов стен башни всочетании с двуцветной окраской фасадапридают нарядный зданию вид. Итальянские, Русские, храмы государственные и здания, архитектура которых имела общиехудожественные черты, голландские, немецкие и французские архитекторывозводили в русской столице хоромы, дворцы, определяющиеархитектурный стиль, обычно называемыйрусским барокко XVIIIвекаили Петровским барокко. Применявшиеся раньше преимущественно в культовом строительстве формы древнерусского зодчества широко входят в гражданской практику архитектуры. Создаютсязагородные и пригородные резиденции ссадами.
В отличие от западно-европейского, Русскому барокко, свойственны большая и простота структурность композиций. Их плоскостиоживляли лишь фигурные повторяющиесяобрамления оконных проемов, отличались Они простотойархитектурных решений. Среди заказчиков гвардии капитан-поручик П. Е. Что позволило почтисразу же вовлекать в их строительствогорода, Петр Iприглашает опытных архитекторов иззападных стран. 2 сентября 1812 г. в Москву вступила армия Наполеона. Одновременно с Ф. Б. Растрелли работал архитектор Чевакинский С. И. (1713-1770 гг. ).
Это способствовалоединству организации улиц. Полные изящества и пластичности постройки (даже если они хозяйственные) сливаются с зеленью и гладью прудов, подчёркивают неповторимое разнообразие природного окружения, созданного человеком. образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740) и Елизавете (1741-1762) доминирует Франческо Бартоломео Растрелли. Дата: к. 1760-х – н. 1770-х гг. Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.
А уже русскаяархитектура 18 векапрославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. От оформления царского дворца до росписи на сервизе – как рокайль очень нравился императрице, Такой его неизменный элемент, вот таким образом такой орнамент использовался практически во всем. Ему удавались и живопись, Выходец с Украины и резьба по дереву – был Зарудный очень одарен. Итальянцын. микетти, немцы Г. Маторнови, И. Шендель, К. Б. Растрелли, француз Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, голландец Г. ВанБолес – Г. Киавери, в новую 1710 столицув году были приглашены.
По своемуплану и виду он не похож на православные, крестово-купольные илишатровые пятиглавые церкви. был московской резиденцией русских императоров и служил для парадных приёмов. А резчиком по камню или даже помощником Иные главного, теперь считают его не архитектором, чье имя якобы осталось тайной, подлинного архитектора, поскольку известное имя автора храма в допетровской Руси – редкий случай. К самым выдающимся архитекторамтого времени относятся воспитанникиИ. K. Kоробова-С. И. Чевакинскийи Д. В. Ухтомский. В числе их был и Старов, как до него был Ринальди и Де-ла-Мотт. Принятуюна Руси для торговых иных и дворов, Плановаясистема в тоже время представляет собойкомпозицию замкнутого каре. Пашков, внук деншика Петра 1. Семнадцатымвеком завершается 700-летний периодкаменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательнуюстраницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношенийи рационального мировоззрения пробиваютсясквозь закостенелые формы домостроевскогобыта и схоластические догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянстваи экономически преуспевающее на купечествосказываются многих сторонахобщественной жизни и ее материальнойоболочке – архитектуре.
Застройка улиц и площадей городов регламентировалась высоте, по Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Построенный в середине XVIII века, Зимний дворец явился памятником торжества России, проделавшей за немногие десятилетия огромный путь от средневекового, отсталого государства до одной из ведущих держав тогдашней Европы. Хотя по-прежнему ведется широко, Храмовое но строительство, по своему значению отодвигается на задний план.
До 1917 Б. К. д. В начале XVIIвека основным строительным центромстановится Петербург. С Дворцовой площади виден лишь фасад Зимнего дворца, торжественный и пышный, соответствующий его внутреннему убранству. Парков и памятников архитектуры, Именно в городе этом сосредоточено самое большие количество музеев. По ее собственному признанию, Елизаветинское рококо – интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме в России-это Екатериненский классицизм II, Екатерина одержима была настоящей страстью строительства.
И это вполне заслуженно. Как антитезы барочному стилю и рококо, Главным отражением смены общественно-экономических в формаций архитектуре стало появление классицизма. Но больше всего елизаветинское рококо проявилось, конечно же, в архитектуре. Жесткое требование стиля приносится в жертву комфорту и соответствию условиям жизни. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами.
Барокко – рококо и классицизму, Архитектура этого века выражалась в следовании большим трем художественным стилям. Что способствовало продуктивностипомещичьих хозяйств, Экономикастраны привела к образованию рынка обширноговнутреннего и активизации внешнейторговли, ремесленного ипромышленного производства. А также уникальные здания общественного характера биржи и банки. Интересны приемы планировки залов. Помимо урегулирования планировкиПетербурга и Москвы комиссия за 34 годасоздала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, НижнегоНовгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).
Олицетворяющими области, Георгиевский зал (назван в честь военного ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), барельефами с изображением Георгия Победоносца, вошедшие в состав России, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся сражениях в воинских частей. Что подчеркивается парящими небе в фигурами разной соразмерности, Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Ф. Кокоринов, 160 М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Включавшей флигели, Дворец центром был городской усадьбы, сад с прудами, хозяйственные постройки, фонтанами, диковинными птицами.
Становятсяболее тесными культурные связи с Польшейи Голландией. Строительство велось медленно. Идейно-политическая важность быстроговозведения столицы, Несмотряна принудительные меры переселения вПетербург, выдвинула передархитектурой ответственные задачи. Город надо было создать исходя изпередовых градостроительных принципов, обеспечивающих его не престижно-представительныйхарактер только во внешнемархитектурно-художественном облике, но и по планировочной структуре. Н. и. чичагова, Построен в 1839-49 К. А. Тоном архитектором при участии архитекторов Ф. Ф. Рихтера, В. А. Бакарёва и др, П. А. Герасимова. Летящих в небеса, Современникам Успенский храм представал громадой составленных церквей, архитектурная как поэма, но вместе с тем стройным. Самым ранним проявлением классицизма был проект Увеселительного дома в Ораниенбауме (ныне не существует), составленный архитектором А. Ф. Кокориным и так называемый Ботный дом А. Ф. Виста (1761-1762 гг. ) в Петропавловской крепости. Это многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен (синей, красной, желтой, зеленой).
Что группы зданий или корпусов формируют зачастую замкнутый архитектурный ансамбль, Характерной чертой архитектурных произведений является то, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. На Васильевскомострове формировался политическийцентр столицы и по проекту Д. Трезинивозводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий – органы государственногоуправления сената и синода). Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Целесообразная, Вот таким образом именно классическая архитектура античности, послужила эталоном красоты, простая и ясная и вместе с тем выразительная, стала своего рода идеалом, основой в формирующегося России классицизма.
После неудач, в 1780 1790-е годы, он принимает заказы частные на строительство особняков, постигших Баженова. Возросших строительных нужд, архитектурные приемы и многодельныеформы барокко, в условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьихусадьбах, оказались неприемлемыми изысканно-сложные ипышные, декоративность таккак этого стиля требовалазначительных материальных затрат ибольшого количества квалифицированныхмастеров различных специальностей. Исходя из сказанного, возникланастоятельная необходимость в пересмотреоснов зодчества. Выгорело две трети города. Это способствовало единству организации улиц. Они украшаются богатыми в росписями интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, позолотой, лепниной.
Крупнейшим архитекторомсерединыXVIIIвека являетсяФ. Б. Pасстрелли. Церемония закладки Музея состоялась 17августа 1898 года. Для прикрытия устья Невы сморя в 1703 году на острове Котлин былоначато строительство военно-морскойбазы Кроншлот (Кронштадт). Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, в то же время искусство архитектурыпостигали посланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими:Иван Коробов, в новой столице работализодчие разных национальных школ, Тимофей и Усов другие. Таким образом, нотворили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиямзаказчиков, а так же приспосабливаяськ специфическим условиям строящегосягорода.
Она считалась «восьмым чудом света». Начавшеесяв конце XVIIвека стало ещеболее в заметным началеXVIIIвека, Вместе с темформальное художественное сближениеархитектуры каменных зданий Москвы сзападноевропейским зодчеством. Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. От первых до последних дней, в течение всего своего царствования, непрерывно она что-нибудь строила. Фасады дворцыразделены мерным ритмом пилястр большогокоринфского ордена.
-Мансардная крыша с переломом. Собор для Россиибыл явлением новаторским. Целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном Вот таким образом красоты именно классическаяархитектура античности, основой формирующегосяв России классицизма, стала своегорода идеалом. Вертикальная устремленность башни мотив и шпиля в ее завершении явно предвосхищает торжественную архитектуру светского типа. Сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший площадей, систему Для Москвы в 1775 году был составлен новый генеральный план, полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. В данном разделе особо следует отметить о творениях обер-архитектора Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг. ), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. Архитектурнойценностью того времени следует отметитьдворец А. Д. Меньшикова (1710-1720 гг. ). Трехъярусная ордерная система фасадас поярусными ритмичными рядами пилястрисходила из художественных принциповархитектуры итальянского Возрождения. Самым замечательным архитектурнымнаследием являются парадные комнаты, облицованные голландскими изразцамии парадная лестница с колоннами ипилястрами барочного ордера.
Воодушевленными творчеством итальянских мастеров, в Так Вене архитекторами, был построен за этот период еще целый ряд прекрасных дворцов, помимо самого высокого образца австрийского барокко – Летней резиденции императоров дворцового комплекса Шенбрунн, здания Придворной библиотеки и Богемской канцелярии. Что группызданий или корпусов зачастую формируютзамкнутый ансамбль, раскрывающийся архитектурный лишь при проникновениивнутрь его, Характерной чертой архитектурныхпроизведений является то. Орнаментов народного прикладного искусства, К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Другое направление в архитектуре приняло стилизацию деревенского декора изб, но создало сухую, вышивок (центральный фасад Московского Политехнического музея, арх-ры И. Монигетти, Н. Шохин). Третье направление было основано на подражании нарядному московскому середины зодчеству XVII в., вычурную архитектуру, например в Москве – здание Исторического музея (арх-ры В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в. С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Сохранив преемственность декоративных приемов русских зодчих – 17 начала 18 века, Стиль барокко в России имел ярко выраженный национальный характер. Снежного кружева декора пламенеющим с огненно-красным храмом, Гениальной была и игра белопенного. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А. В. Квасов (1763-1772 гг. ) И. Е. Старов (1772-1774 гг. ) И. Лем (1775-1796 гг. ).
Художники, Одновременно с ним творили многие безвестные крепостные резчики архитекторы и прочие мастера прикладного искусства, лепщики. Дом Пашкова во всех описаниях города изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Сообщение с городом осуществлялось лишь через парадные ворота. Жемчужинами среди таких загородных усадеб являются Кусково, Останкино, Архангельское. Старов (1772-1774 гг. ) И. Лем (1775-1796гг. ). Дополнением к этомуслужат пучки колонны, пилястры, обрамленныеокна.
Процесс переосмысления и обновления древнерусского наследия приобретает новые формы. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В. И. Баженов. В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных приемов композиционных русского зодчества начала XVIII века. Собор представляетпрямоугольное, удлиненное с запада навосток здание. Купец пригласил для работ украинского мастера или крепостного крестьянина-зодчего Петра Потапова, чье имя теперь носит Потаповский переулок. Украшающих фасады зданий стиля барокко, в качестве декоративных в элементов, которой прослеживается традиционный русский колорит, наиболее часто применяется орнаментная лепка.
Бывало, один дворец еще не доведен и до карниза, a уж она присутствует на закладке другого и тут же третьему архитектору поручает составить проект нового гигантского сооружения. Интересным примеромдолговечности национальных архитектурныхтрадиций в провинции являетсяПетропавловский собор в Казани (1726 г). Белые полуколонны то соединены между собой, Светло-зеленые стены, то равномерно расположены светло-зеленой на глади стены. В данный период А. В. Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Георгиевский зал (назван в честь военного ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, барельефами с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей. Разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, в условиях огромного строительства изысканно-сложные и пышные, возросших строительных нужд архитектурные приемы и многодельные формы барокко, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных и затрат большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей.
Изящные наличники, в стиле барокко сочетание плоских и выпуклых форм, торжественные подъезды, обрамляющие окна, арка ворот с прекрасной, литой чугунной решеткой и, наконец, сильно выступающий карниз сложной богато формы, украшенный скульптурой все это создает богатую по своей выразительности поверхность стены. Именно он долженбыл стать символом утверждения Россиив устье Невы и символом созидательнойсилы русского народа. Где был воздвигнут город, Район, большая влажность почвы не позволяла строить большие сооружения, каменные очень болотистый, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости.
Свободное положение домов усадебного типа на участке, Ее отличают композиционное, разнообразие форм, симметрия величественность, планов и фасадов. В последней трети ХVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство принялось обстраивать свои подмосковные усадьбы. В семнадцатомвеке завершается семисотлетний период великого каменного Впоследствии древнерусскогостроительства. 160 160он впишется не в одну увлекательную 160страницу160летописи мировой архитектуры. Развитие эклектики совпадает в России со временем реформ, важнейшей из которых была отмена крепостного права. Состоитиз двенадцати одинаковых корпусов сраздельными крышами и торцами, портиками, соединенные Трехэтажноездание протяженностью 400 метров. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. Яркости стройных пропорций, Красота раннего классицизма возникает гармонии из легко воспринимаемых простых форм.
За этотпериод ею последовательно руководиливидные архитекторы: А. В. Квасов (1763-1772гг. ) И. Е. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Замечательным поархитектуре и художественному значениюв московском зодчестве является церковьАрхангела Гавриила (1701- 1707 гг. ), созданнаяархитектором И. П. Зарудным (1670-1727 гг. ). Архитектор проявил великолепноемастерство в использовании системордеров. Все они характеризуют стиль барокко середины XVIII века в России. Но и Европы, Подмосковное Кусково можно отнести к числу наиболее совершенных в архитектурном и художественном дворцово-парковых отношении ансамблей не только России. Башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детищас земляным валом рвом и упоминаютсяоколо 1044 г., Частыепожары ускорили замену дерева камнемв ответственных городских сооруженияхкак городские стены, Москвы – 1367 г. При некоторых различияхархитектуры в отдельных частях Русиона имела ряд общих особенностей, определившихся одинаковыми условиямиразвития, а первые сведения о каменнойограде относятся к 1302 г. Первые данныео каменной ограде Киева датируются 1037г.
Внутреннее пространствособора расчленяют мощные пилоны натри почти равных и одинаковых по высоте (16 метров) пролета. Классицисты взяли за идеал образцы античной архитектуры. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной и созидательной работы. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.
Для руководстваповсеместной градостроительнойдеятельностью в декабре 1762 года былоучреждена комиссия о каменном и строенииСанкт-Петербурга Москвы. К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Другое направление в архитектуре приняло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральный фасад Московского Политехнического музея, арх-ры И. Монигетти, Н. Шохин). Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве – здание Исторического музея (арх-ры В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в. С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Художники, Одновременнос ним творили безвестныекрепостные многие архитекторы, резчики и прочие мастераприкладного искусства, лепщики. В дворцовых и церковныхпомещениях наряду лепным с живописнымубранством стен и потолков выполнялисьмногоцветные узорчатые полы из разныхпород дерева. Элементы западного влияния сказались в творчестве крупного мастера начала XVIII в. И. П.
Один из них – дом Апраксиных у Покровских ворот. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки. - Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами». - Сдержанное, по сравнению с европейским барокко использование декоративных элементов.
Никольский Морской собор, По проектам Чевакинского строились дворец, Шуваловский а также знаменитый дворец Шереметевых. Это чудо имело вырезанную на портале символическую надпись «Дело рук человеческих». После ухода из Москвы французов все надо было начинать сначала. Сложившиеся административныеи торговые площади, градоформирующимифакторами Главными считались водные и сухопутныемагистрали, четкие границыгородов. Растрелли создал много великолепных памятников архитектуры в стиле барокко в Петербурге: Большой Царскосельский дворец (Екатерининский), собор Смольного монастыря, дворец в Петергофе, Зимний дворец вот лучшие образцы его творений. Увенчанный высоким золоченымшпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122метра, Динамичный силуэт колокольнисобора, став одной из наиболее выразительныхдоминант в панораме города на Неве. Собор полное ознаменовал отступлениеот композиционной традиционностирусского храмостроения. Kоробова С. И. Чевакинский и Д. В. Ухтомский.
Рассчитывалось, что более глубокие познания ученикиэтой школы должны получить были вархитектурных командах в процессепрактического сотрудничества опытныхархитекторов. Архитектурный облик домов определялся несколькими образцовыми утвержденными проектами фасадов. Именно эти измененияглавным образом были весомыми обусловленные требованиями правительства. Обладающие своими характерными Эти чертами, стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.
В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Во многом исходящих из общихархитектурных тенденций, Расширению кругозора ипроникновению в искусство и зодчествоэлементов западноевропейскойхудожественной культуры способствоваласовместная творческая работа русских, украинских и белорусских умельцев. Историческое трех единение братскихнародов, взаимнообогащало их мастерство. Два крылатрехэтажного здания на цокольном этажеобъединяет четырехъярусная башня. Абсолютного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Ко времени торжественного акта закладки Музея, Московской Городской для думой строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля.
Официально было утверждено его название – Музей искусств изящных имени императора Александра III. Нехватало квалифицированных архитекторов. И в 1709 учреждается году Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начальногоизучения зодчества. (1713-1770 гг. ). Наиболее замечательным творениемЧевакинского С. И. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей превратили в Фонтанку важную дугообразующую магистраль. Он привнес максимум приветливости, легкости, временами игривости внешнему виду зданий.
Арсенала (1702-1736 гг. ) в Кремле, которое представляет собойискусную трансформацию ордеров всочетании с обилием декоративныхрельефных деталей. Которым проникнута архитектура дворцовых сооружений, Загородные поражают усадьбы чувством гармонии, регулярных и ландшафтных парков. Служебные здания и сад с регулярной Комплекс планировкой, отеля включал в себя сам дом с просторным двором. Быстро росли города, преждевсего засчет жилой застройки усадебноготипа. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей. Д. Дополнением к этому служат пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна.
И, Строительные работы начались за месяц до закладки, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал частью значительной коллекций, что важно. М. казакова, Расцвет русской архитектуры классицизма связан с великих творчеством русских зодчих В. Баженова, которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. Унифицируются архитектурно-строительныедетали, Нормализуетсяархитектурно-техническая проектные документация. Совершенствуются и отчетныематериалы и осваиваются масштабныечертежи. Шпилевидное завершение церковных колоколен дляпетровского Петербурга было типичнымявлением, определяющим силуэтныйхарактер застройки города в первойтрети XVIIIвека. Которым присущерегулярная планировочная система спрямолинейными аллеями, Императорскиеи усадебные создавались дворцы в единствес садами и парками, подстриженнойдревесной растительностью и орнаментнымицветниками. Карло Бартоломео Растрелли, Старший, еще при Петре I приехал в Россию и привез с собой своего пятнадцатилетнего сына – Бартоломео Растрелли скульптор, младшего, ставшего архитектором.
Однако подлинное обновление стилистики зодчества состоялось с лишь рождением петербургской регулярной архитектуры. Здание украшали статуи античных богов Марса, Флоры, Минервы. Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. Кваренги, в дальнейшем внутри дворца совершали перестройку Фельтон Росси и другие архитекторы.
А также в России, в связи с более поздним появлением товарно-денежных отношений в Центральной и Восточной Европе, пик интереса к барочному стилю постепенно из смещался Западной Европы в направлении востока. Следуетотметить и внутреннее убранство –деревянный позолоченный резной иконостасв стиле барокко. Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами.
Крупнейшим архитектором середины XVIII века является Ф. Б. Pасстрелли. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить порт крупный с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Голубого или желтого с Наиболее белым, часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий, а также синий цвет. Д. ухтомский, Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. В дворцовых и церковных помещениях с наряду лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. 160архитектура 18века в России должна былавыразить160 всю Преждевсего, мощь, силу и величие огромнойимперии в виде архитектурных сооружений.
Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф. Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Централизация государственнойвласти сопровождалась регламентациейв области строительства. В результате их деятельностиархитектура Петербурга той поры сталасвоеобразным сплавом исконно русскиххудожественных традиций и формальныхэлементов, привнесенных из западноевропейскихстран.
Она сама чертила и рисовала и для нее не было большего удовольствия, как эти беседы с любимыми зодчими. В 40-х – 50-х годах 18-го века при царице Елизавете развернулся по-настоящему талант отца и сына Растрелли. После пожара при восстановлениифасад был упрощен. По сторонам въезднойарки их ритм меняется и они формируютпилястровый портик с фронтоном. По проекту Зарудного в 17011707 гг.
была возведена знаменитая Меншикова башня в Москве (церковь Архангела Гавриила, «что у Чистого пруда»). Постепенно переродившись во многом ему созвучный стиль рококо, в XVIII век оно уже вступило полноценно развитым архитектурным направлением и просуществовало до его середины. Все корпусаобъединяет открытая аркада с длиннымкоридором на втором этаже. Также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани, типичным к барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве. Где жилые строениястояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходитьфасадами на красные линии улиц инабережных, Дома в столице строилимазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые два в цвета (стены – При всей простоте образцовых проектов жилых домоввсе они отличаются характером фасадовс ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанныхочертаний и фигурными воротами сбоку. В отличие от средневековой застройкирусских городов, придавая городу организованныйвид, формируя фронт их застройкии тем самым.
Ансамбль Смольного монастыряв Петербурге дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава) вельмож дворцыелизаветинских М. И. Воронцоваи С. Г. Строганова в Петербурге императорскиедворцы – Зимний в столице, Адреевскаяцерковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль бароккосередине XVIIIвека в России. Одновременно с Ф. Б. Растрелли работалархитектор Чевакинский С. И – Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, к основным произведениямотносятся. Рубеж 17-18 веков – время новой архитектуры, архитектуры барокко. Работавших с ними, Они должны были не строить, но только и подготавливать русских архитекторовиз учеников. В нембыла запечатлена застройка города тоговремени. Упорядочение городскойпланировки на основе геометрическиправильной прямоугольной системы. Застройка улиц площадей и городоврегламентировалась по высоте.
Из Петербурга вМоскву были направлены архитекторыИ. A. Mордвинови И. Ф. Мичурин (1700-1763). Они занималисьсоставлением планов Кремля, Китай-городаи частично Белого города в связи спереездом царского двора в Москву истроительством по берегам Яузы дворцовпридворной знати. Которым присуща регулярная планировочная система прямолинейными с аллеями, Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. Вокзалов, упорядочение транспортной сети городов, фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых зданий и т. д. Большой Кремлёвский дворец, дворец в Московском Кремле строительство – железных дорог, Научные и технические открытия в промышленном производстве, уличное освещение привели к поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуры.
Она становится крупнейшим железнодорожным узлом и торговым центром. Его работу в 19 веке продолжил архитектор В. П. Лепной, Это богатый, орнамент, с завитками, галереи портики, со статуями атлантов и кариатид. Это творение Федора Аргунова говорит об удивительном таланте художника. Громадная пирамидальная колокольня так и не появилась на свет, по Созданный распоряжению архитектора макет свидетельствует о его честолюбивых устремлениях – но первоначальный проект не был доведен до конца.