Менял в разных вариантах то композицию, Матисс более десяти раз обращался к мотиву, этому то колорит, то форму аквариума. Откуда потом переехал в Париж для изучения права, Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в небольшом на городке севере Франции. В огненной красноте обнаженных тел можно видеть отголоски античной вазрписи. Художник разрешает это противоречие в гармонии тонких розовых, соотношений Вводя дополнительные оттенки, оливковых тонов, сиреневых. Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность совершенно изолированных фигур. Эти полотна предназначались для оформления парадной лестницы щукинского особняка.
Лишь пространство, окутанное в теплые, насыщенные, а иногда в очень нежные тона. Вот таким образом неудивительно, что он почувствовал родственную душу в молодом художнике. Так родился фовизм (от fauve – фр. «Успеху и легкой славе Матисс предпочел испытания, борьбу и горькую честь удовлетворения собой», 0151 так напишет о художнике в 1907 году известный критик Роже Маркс. Никакой будничности, серости, никаких страданий и боли.
Настоящим «вождем» группы фовистов был Анри Матисс (1869-1954). Вслед за Сезанном он пытается строить форму при помощи цвета, Постепенно красочная гамма работах в Матисса становится все более звучной. Но Матисс создает собственный художественный язык, к концу XIX века французской школой уже живописи накоплен колоссальный опыт достижений импрессионистов и постимпрессионистов. Не менее значим зеленый – это цветение природы, символ плодородной Земли, а расположенное по центру «Древо Жизни» – вообще, древнейшее и незыблемое олицетворение жизненного цикла. «в них утверждается здоровая чувственность и вакхическая страстность – В. Алпатов так отозвался этих об полотнах. Оба легко узнаваемы, хотя их черты предельно схематичны. Эти работы казались примитивными и варварскими и потому художников, которые их создали, присутствовавший на выставке критик Леон Воксель назвал «дикими» (по-французски «fauves» 0151 хищные, дикие звери).
Радостны и откровенны краски картины. Он считал, что творчество начинается с умения видеть, а художник должен видеть мир «глазами ребенка», воспринимать его в чудесной простоте и увлекательности. Когда во время болезни к нему в руки попал трактат о живописи Гупиля, Увлечение пришло живописью случайно. Эта вещь пронизана таким покоем, Благодаря гармонии нежных воздушных красок, которого, будто в самом деле картина подобна креслу, по словам художника, после суеты трудов и заслуживает зритель. С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки.
За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Затем он служил клерком у адвоката в Сен-Кантене, связи в с занятиями правом ему пришлось жить в Париже. «Музыка» производит впечатление внезапно оборвавшейся киноленты. На аукционах ценители прекрасного приобретают полотна Матисса за миллионы евро. Пространство как бы сплющивается и предметы, находящиеся в комнате, становятся элементами орнаментальной организации плоскости изображения. «Танец» и «Музыка» – наивысшие взлеты гения Матисса.
Позднее их стали покупать американские коллекционеры. круглый столик с рыбками в аквариуме. Ярко-красные рыбки являются цветовым фокусом, Композиционный центр выделен не только объемом, притягивающим зрительский взгляд но – и цветом. Известный искусствовед"М. Он начинает копировать в Лувре старых голландских и французских мастеров, внимательно изучает творчество постимпрессионистов испытывая большое влияние живописи Сезанна, пытается освоить «точечную» технику пуантилистов.
Слово «фовизм» утратило свой первоначальный оскорбительный для художников смысл только после того, как стало названием целого направления в живописи ХХ века. До 18 лет он не покидал провинцию и об искусстве не помышлял, готовясь к юридической деятельности. В парижском Центре Жоржа Помпиду или нью-йоркском Музее современного искусства, Его картины можно в увидеть Эрмитаже. Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. Образованного сцеплением рук, Пляшущие создают в арабеск форме овального кольца, фигуры подчиняются стремительному ритму движения.
В 1911 году по приглашению Сергея Ивановича Матисс приехал в Москву, чтобы лично проследить как будут развешены его знаменитые теперь панно «Танец» и «Музыка», которые были написаны специально для щукинского особняка. Работая для Щукина, Матисс сам меняется, становится смелее. Вслед за ними в это движение включаются зеленые листья растений, завитки ножки стола.
В «Музыке» царит гармония насыщенного зеленого цвета сочной травы и кирпично-красного цвета тел, обожженных солнцем. Принцип построения композиции «Разговора» тоже намного сложнее, чем можно это себе представить. Так, например, ее композиционное построение характерно для иконографической схемы «Благовещения», практиковавшейся в эпоху раннего Возрождения.
«дикий») – новое направление в искусстве, для которого характерны интенсивные локальные цвета, обобщенные формы, отсутствие светотеневой моделировки и отказ от линейной перспективы. Сам же Матисс признается: « На первый взгляд на картине изображена довольно банальная будничная сцена: утренний разговор между мужем и женой, где он – это сам Матисс, а она – супруга художника Амели. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. К воде, Значительность синего завораживает и уводит подсознание в далекие морские глубины, к источнику жизни – к тому, тишине к и покою из чего зародилось все сущее. Но и колористическим центром картины, Красные рыбки являются не только композиционным, а яркие зеленые листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют еще ярче красные гореть пятна. Прежде всего в России, в результате наиболее значительные работы раннего периода за оказались границей, в собраниях С. И. Щукина и И. А. Морозова.
Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие. Плавно текущие линии, Изгибающиеся, подчиняются ритму, ограничивая один предмет другого, от царящему в картине. Все более укрупняет свои мазки, Не будучи удовлетворен ею, свободно сочетающихся на плоскости, доводя их цветовых до пятен. Движение кружащихся в аквариуме рыбок составляет основу всей композиции. Матисс использует несколько точек зрения на предметы, Еще более перспективное усложняя построение. Необычная яркость красок и грубость форм шокировали публику.
Он убежден, что художник, отступая от натуры, «добивается большей красоты и величия». Далее, две фигуры, которые тоже, словно знаки, воплощают два начала: мужское и женское. Оставленный вокруг них белый холст усиливает выразительность красного. Внук знаменитого московского собирателя, живущий во Франции, говорит, что у его деда 0151 «ситцевого короля» 0151 был особый, почти музыкальный слух на цвет.
Высший смысл своего творчества Матисс видел в том, чтобы доставлять человеку успокоение и радость. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Так на аукционе Christie's, работа «Первоцветы» ушла с молотка за 32 миллиона евро.
Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно. С танцами, Полотна художника известного Анри Матисса – бесконечный праздник, витающим в воздухе покоем, умиротворением. Они пополнили собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова. В «Танце» человеческие фигуры заполняют все пространство холста, почти распирая раму. Их связывала тесная дружба, о Щукине Матисс всегда с вспоминал большой теплотой, художник очень ценил проницательный ум русского коллекционера и его тонкий вкус. И по контрасту плоско дана поверхность садового столика. Сквозь водную среду просвечивает дно аквариума, Центр натюрморта – стеклянный аквариум с рыбками плавающими – дан объемно.
Матисс как всякий большой художник уже не умещался в рамках узких фовизма, Создав свою собственную образную систему. На поиски своего стиля Матисса вдохновляло творчество Гогена и особенно Сезанна, он даже приобрел его картину «Купальщицы», с которой не расставался и в свои самые трудные годы. Он противостоял бурной и напряженной жизни 20 века. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений. Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции. Линия, Рисунок, как любил говорить Матисс или, арабеск играет огромную роль в картине, заплетая узором динамичным всю поверхность красочного панно, напоминающего ковер в восточном стиле.
Розовые и черные оттенки усиливают звучность зеленого, а розовый нимб вокруг аквариума сообщает всему колористическому решению особую прозрачность. Которую он утверждает, Дикость, страсти, – признак это здоровья, молодости и моральной чистоты». Он очень поздно начал заниматься живописью. Мотив самый обыденный, Казалось бы, ни захватывающего сюжета, нет здесь ни а интриги, зритель стоит как зачарованный.
Что у автора таких красочных полотен жизнь была и легкой безоблачной, Кажется, однако на самом деле это не так. Именно богатство живых закругленных линейных ритмов является основой орнаментальной для организации поверхности холста. Для художника здесь не сами вещи первостепенны, Дело в том и идея эта настолько основательна универсальна и а взаимоотношения между ними – их вековая связь, что уводит сознание к самым первоистокам – в глубокую первобытную древность. В московском полотне царит другое настроение 0151 приподнятое, радостное и создано оно цветом. Цветовым фокусом картины являются ярко-красные рыбки.
Стремясь к наивысшей выразительности, Матисс все больше отдаляется от натуры, от буквального воспроизведения движения, прибегает к сильной деформации, нарушает пропорции фигур, усиливая экспрессию жестов. Вдохнуть в нее современное жизни ощущение и усилить воздействие искусства на зрителя, Ведь за внешней грубостью их техники и кричащих красок скрывалось стремление вернуть живописи первозданную силу. Насыщенный и глубокий синий фон – это столько не цвет стены, Прежде всего, сколько символ – целая идея пространства. Основной фон составляет «абсолютная синева» неба, рождая космические ассоциации. Наиболее значительные работы были куплены и увезены за Очень границу, мало ранних картин Матисса осталось на родине, прежде всего в Россию. Лишь немногие ценители искусства внимательно следили его за творчеством, Картины Матисса достаточно долго подвергались насмешкам публики и критиков. Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно.
Картина «Красные рыбки» была написана Анри Матиссом в своей мастерской в Иссиле-Мулино под Парижем, где ее в 1912 году приобрел С. И. Щукин. Картина Матисса «Разговор» основана именно на этих законах. Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла. Художнику пришлось преодолеть немало трудностей, состояться Чтобы как профессионалу и остаться верным своим творческим принципам.
Отец будущего художника заметил тогда, что шестилетние дети рисуют лучше, чем Анри, но, в конце концов, смирился с призванием сына. Голубовато-зеленоватый край кресла с – листвой в верхнем правом углу натюрморта, Бледно-розовая поверхность столика гармонирует с цветами. Темно-синий фон неба, обведенные тонкой линией контурной – густо-зеленая трава и крас- но-коричневые тела танцоров и музыкантов, При написании обоих панно Матисс ограничился всего тремя красками.
Своими панно Матисс как бы постфактум оправдал ту кличку, которой наделил его работы и работы его друзей недовольный критик. Зеленые листья вокруг аквариума силу в закона контраста заставляют еще ярче гореть красные пятна. А предметы показаны отнюдь не такими, картине На практически полностью отсутствует перспектива, какие они есть в реальности. И всегда легко узнаваемый почерк. «Фовизм был для меня испытанием средств», – писал он. Это 0151 подлинный шедевр, не оставляющий никого равнодушным. Первобытная дикость человечества привлекает его (художника) как источник обновления. Что свидетельствует об художником изучении приемов средневековой живописи, Динамику композиционного построения подчеркивает обратная перспектива в изображении стола, древнерусских икон и фресок, в частности персидских миниатюр.
Связующим мужчину и женщину, Своеобразным мостиком, которая сама вся из состоит прямых вертикальных и обтекаемых плавных линий, является решетка. Более того, Однако живописные находки художника поначалу не встретили одобрения публики, это вызвало настоящий скандал, в когда 1905 году в Салоне независимых Матисс и его друзья выставили свои картины. Снова приехав в Париж, он начинает учиться сначала в Академии Жюлиана, затем в вечерней школе декоративных искусств, где был замечен и приглашен без конкурса в Школу изящных искусств Гюставом Моро, пророчески предсказавшим Матиссу: «Вам предстоит упростить живопись». Еще больший эффект производит распределение чистых ярких красок. Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна и насыщенный синий фон и само таинство сцены. В картине, Например, он отодвинул сосуд с рыбками к левому краю полотна, находящейся в Музее современного искусства Нью-Йорке, в а в центре поместил вазу с красными цветами, рядом с которой на фоне окна виднеется статуэтка лежащей женщины.
Художник виртуозно владел кистью и мастерски передавал эмоции через цвет и форму. И действительно, ритм «Танца» властно захватывает все существо зрителя. Чтобы лично проследить как будут развешены его знаменитые теперь панно «Танец» и «Музыка», в 1911 году по приглашению Сергея Ивановича приехал Матисс в Москву, которые были написаны специально для щукинского особняка. Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. Знаменитый галерист Нью-Йорка, Позже сын художника, утверждал, Пьер Матисс, что без не Щукина было бы и того Матисса, которого мы знаем. Анализ полотна доказывает, Тем не менее, поскольку в картине заложена интерпретация особая действительности, что все здесь далеко не так ординарно. В это время Матиссу был двадцать один год. Видимо, художнику удалось каким-то непостижимым образом сохранить детскую непосредственность души, которая помогла ему залюбоваться наивной прелестью этих сказочных золотых рыбок и «заразить» своим восхищением нас.
В картине очевиден отголосок художественного наследия старых мастеров. Он довольно быстро охладел к приобретенной профессии, Получив диплом юриста в 1888 году и всерьез настроился занятия на живописью. Которая предназначена для чертежников текстильной промышленности, Генри записывается в рисунка школу Кантин де ля Тур. И благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаза, Именно по сияющим краскам мы узнаем сразу Матисса. В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка». Как писал Матисс, «если художник искренен, человечен и созидатель, он всегда найдет отклик в последующих поколениях».
Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения. А затем в классе Гюстава Моро в Школе изящных с искусств, 1891 года Матисс учится в парижской Академии Жюлиана и постепенно начинает выставлять свои произведения. При которой изображение очень легко переводится в орнаментальный узор, Постепенно вырабатывается присущая только одному ему плоскостно-декоративная манера письма. Вот почему такой и схематичный немного примитивный художественный язык здесь совершенно оправдан. В котором кружатся красные рыбки, На уютной террасе на круглом столике садовом круглый аквариум.
Основной мотив произведения – движение по окружности. Его мир яркий словно вспышка. Удивительный поэтичный мир предстает перед зрителем на полотне Матисса «Красные рыбки».
Так, на аквариум он смотрит сбоку, столешницу изображает сверху, а ее ножку снова сбоку. Со сверкающими фруктами, Натюрморты, пейзажи с видами портреты Ниццы, с загадочными женскими лицами, Таити, Марокко. «если художник искренен, человечен и созидатель, он всегда найдет отклик в последующих поколениях», Как писал Матисс. В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции. Этот вечный союз рождает новую жизнь и не случайно между ними древо. Первое выражено прямыми вертикальными линиями, второе – плавно и прихотливо изогнуто. И всюду, как разноцветные лампочки, вспыхивают пятна-фрукты.
Жизнь Анри Матисса была трудной, подчас драматичной. Репродукции его полотен гораздо доступнее, цены очень приемлемые. Матисс понимал, Будучи очень чутким колористом, вот таким образом он нигде не соединяет эти цвета непосредственно, напряжение какое таит в себе сопоставление красного и зеленого. Негой и яркими красками, Так наполнится интерьер светом, которые так любил известный художник.
Картина не может повторять как то, эхо Он утверждал, но способна самим своим появлением обогатить реальный мир, что существует в природе. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Искусство Матисса неотделимо от него и это хотя направление оказалось недолговечным, которые объединили фовистов, он всегда серьезно относился к тем принципам. Бумаге, Купить изображение можно на холсте, размер выбирается самостоятельно зависит и от конкретного заказа. Специалисты разделили полотно пять на равных отрезков по горизонтали, Вооружившись чертежными инструментами, где отрезок а в 1, 3 раза больше отрезка В и на три неравных отрезка по вертикали, а отрезок б в 1, 3 раза больше отрезка А. Глядя на эту условную схему, очевидно, что композиция могла бы быть более четкой и абсолютной, если бы Матисс пользовался циркулем и линейкой, но он этого не делает и тоже не случайно. Среди всех картин художника с рыбками в аквариуме, московское полотно считается лучшим.