С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. 20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. Картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Художник отправлялся в Америку, ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Что его можно считать подлинным содержанием его картин, Цвет настолько преобладает у него над формой, мощного цвета, а все лишь остальное функцией ослепительного. Впервые они встретились 27 сентября 1930 года и Барнс сразу сделал Матиссу предложение: декорировать центральный зал его нового музея в Мерионе, пригороде Филадельфии.
Поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств, На вечерних курсах в Школе декоративных он искусств познакомился с Альбером Марке. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Цель Матисса – увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной Поняв, «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Замечательна прежде всего та меткость, с которой он размещает фигуру на листе, находя сразу соответствие ее пропорций плоскости бумаги.
Жидкой живописью и не уделяет особого внимания вопросам фактуры, ограничивается Матисс матовой. А очень музыкальные линейные создают ритмы эффект внутреннего движения, Цветовая гамма у него нарядна и изысканна. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи.
Как это происходит в его комнате, Красной Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, мог сместить фигуру относительно опоры – это он проделал в Стоящей Зоре. Танжер -- синий, он реходит к четырехзвучиям красок, оранжевый, розовый, красный, На террасе -- лиловый, зеленый, розовый, синий – около 1912 года, Затем, причем одному из четырех тонов на картине очень отводится небольшое место. А в 1891 году отправился в Париж, 20 в лет он начал заниматься рисованием в Школе Вентин де ла Тур, где Бугро и Феррье подготовили его к поступлению в Школу изящных искусств.
Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из рвых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Каллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). Как у него, Никому из последователей Матисса так и не получилось добиться такой, он остается непревзойденным мастером декоративной живописи, полной композиционной и декоративной всех соподчиненности элементов картины.
Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса. Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих риодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). К концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой, требующей большой точности работе – соединению формы с цветом используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. Не пристрастие к эффектным росчеркам они -- конструктивны в подлинном смысле, Притом в основе их лежит вовсе не виртуозничанье ибо с полной убедительностью выявляют пластическую форму. «Он больной, 8211 написал Матисс дочери.
В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Что в своих танцевальных разработках мастера стиля этого предпочитали мужским фигурам женские, Отнюдь не случайно. Представить его себе невозможно, «Не видя этого великолепия, писал 8211 Матисс своему другу Бюсси. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками.
Рисунки его насчитываются сотнями, Матисс очень и много неустанно рисует с натуры, он подлинный виртуоз рисунка. Чтобы заставить вибрировать краску, Затем, вместо он того, энергично втирает ее в холст, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. В результате матиссовское панно сорок почти лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва. Из нее легко было извлекать те гибкие, Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, без которых модерн немыслим, гнущиеся линии – лелеемой столь приверженцами модерна. Когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце, Единственной публичной демонстрацией панно те остались десять дней.
Великий Анри Матисс не был исключением. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Изящные балерины Дега и лихие примы Тулуз-Лотрека кабаре – всего лишь различные ипостаси модной танцевальной темы. Я почувствовал, – Как только я увидел панно на месте, а в музее Барнса стало тяжелым, что оно отделилось от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, как твердым камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Мои пластические знаки, возможно, выражают их душевное состояние.
Внося большее разнообразие оттенков, в позднейшие годы прибегает он к более сложным сочетаниям и значительно расширяет свою палитру. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Руки, Головы, кисти рук исчезали за пределами холста, ноги, чтобы соединиться с невидимыми телами, мелькавшими изгибах в аркады. Начинает ее коллекционировать, это в время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Кто хорошо знал художника, Те, что даже если бы Щукин не заказал ему второй композиции, говорили, она все равно бы появилась на свет. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Оба, заказчик и художник, были необычайно воодушевлены и остались довольны заключенной сделкой. Заказчик становился все более нетерпеливым, мере По того как декоративные панно обретали форму.
Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Он воссоздаёт его праздничную сторону – мир бесконечного танца, Стремясь противопоставить бурной жизни напряжённости 20 века вечные ценности бытия, узорочья ковров и тканей, безмятежного покоя идиллических сцен, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Что он дал возможность мне выразить себя в огромном масштабе и признал, Все это между нами – главное то, блестящий результат моей работы, насколько был на это способен.
Пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle eacutepoque, у них танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, как окрестили конец века, уходящего Прекрасной эпохи. Вплоть до самой смерти великого мастера, в 1933 октябре г. Лидия Делекторская реехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года. После этого Матисс стал наносить композицию на окрашенную бумагу, а помощник – вырезать фрагменты фигур и прикалывать к холсту. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одно – с пятью Два танцующими, полотна, аналогичны по красочной гамме, другое – с пятью сидящими огненными фигурками, по плоскостному прочтению формы, по отвлеченности темы, но противоположны по ритму. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году.
Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. В Като-Камбрези, Анри Матисс родился 31 декабря 1869 на года севере Франции, а детские годы провел в Боэн-ан-Вермандуа. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности -- рсидской миниатюре, по выразительности линий -- рисункам Делакруа. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, Получив диплом юриста, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных (1895-99) искусств у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. По-видимому, Он, которые должен зритель воспринимать при столкновении насыщенных цветовых плоскостей, не имеет также в виду мнимые оттенки, своего рода отзвук неоимпрессиотской теории оптического смешения цветов. Кроме него самого, – Это настоящий монстр эгоцентричный – никто, для него не существует Никто не должен мешать ему.
Особенно если сопоставить его долголетнюю упорную работу над цветовыми контрастами, Это несомненный пробел в его творчестве, своего рода научную по работу исследованию психофизической реакции на тот или иной контраст цвета. Он прибегает к приему, Избегая красок, смешения прокладке на темной краске более светлой, аналогичному лессировкам старых мастеров, например на розовой -- белой, на синей -- лиловой и т. д. Что главное чудо живописи – в умении редать объемность вещи, Если великий Леонардо да утверждал, Винчи то Матисс все ревел в плоскость. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию 4 и марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Что восхищен матиссовскими панно, Барнс но объявил, демонстрировать их публике не собирается. А цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной воды прозрачной в аквариуме (Красные рыбы), Даже пол у него вдруг делался покатым. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. Я целиком завишу от своей модели и лишь затем я решаюсь выбрать для позу, нее когда она свободна от позирования, более всего соответствующую ее существу – которую я изучаю, Вот как сам он писал о своей работе.
Неповторимый мир музыки, Он сам сотворил свой, мир сверкающих статуэток, стремительного танца и ваз плодов, мир безмятежного покоя и радостного забвения. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Матисс дал новое видение мира. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ).
В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется реходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Как и у этих композиторов, него, у психологическая неустойчивость, сказывается тревога, чрезмерная обостренность чувств современного буржуа. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Поля Валери и молодого Андре Мальро до французского известного политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, с помощью Андре Жида, что у художника в Ницце имеется его первый вариант.
В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шля». Однако, Кусок натуры восприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру пятен декоративных и штрихов при этом, скорее остро подчеркивается, вовсе не умаляется жизненность. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Я вижу подходящую для нее позу тогда, Когда я беру новую модель и я становлюсь рабом этой позы, когда она находится в состоянии и расслабленности покоя. Как Матисс вдруг сделал ужасное открытие, Американская пресса готовилась уже устроить шумный прием мерионским панно. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Гравюры на дереве, Появляются рвые литографии, преимущественно выполненный ром, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, карандашом и углем. Помня об основе, Но, о сцифических особенностях и возможностях масляной живописи, Матисс забывает иногда о самой краске.
Стремительно двигаясь от одного края к другому, Танцоры взмывали вверх, через перелетая разделяющие арки каменные колонны в воображаемое пространство за ними. Гогеном, Анри Матисс импрессиотами увлекался и неоимпрессиотами, в 35 лет стал лидером фовистов искусством арабского Востока. Я очень люблю танец. И я должен был связать рисунок со стеной, Все было должно стать архитектурным целым, а переходили в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»).
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а терь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Цельности и вместе с тем живописного разнообразия Матисс достигает, прежде всего, осуществляя подлинную и органическую связь между цветом и формой -- линеарно-плоскостной. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов.
Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Кричащих, Он ищет диссонансов, Штрауса и др, резких здесь созвучий возможна параллель с современной музыкой Стравинского. И еще одна интересная подробность: в процессе работы над Парижским танцем Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника.
Яблоко из шара превратилось в круг. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Действовавшего по указанию художника, Последний этап – нанесение краски на холст проходил – с помощью маляра. Больше всего мечтавшему об огромных росписях, Матиссу, так и довелось не украсить ни одно из общественных зданий Франции. Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. К Стихам Малларме, к Пасифае де Монтерлана, к Стихам о любви Ронсара – работая ром, Как график, углем, карандашом, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс главным орирует образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон серия Темы и вариации, уголь, ро, 1941 иллюстрации.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, который, пользуясь бедственным положением художников, скупал картины в огромных количествах. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже – а терь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина, Уникальное панно жестом широким отправили в Россию. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета, развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. В риод рвых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постенно все более острым и выразительным. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что.
В 1905-07 лидер фовизма. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Музей современного искусства Парижа закрылся на долгосрочную реконструкцию – Ноздесь жителям и Петербурга Москвы несказанно повезло.
Форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей, охватываемой зрителем в ее целом – ибо экспрессия от зависит цветовой поверхности, Особенный признак. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. В размере оригинала, Саму композицию же он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, 8211 вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. Работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа, Матисс после лицея изучал Сен-Квентин право в Париже. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. И, Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса, чтобы нападать на художника, вместо того, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить переделку за не требовалось.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Разрезающую плоскость по диагонали, Даже его наброски они композиционны укладываются обычно в выразительную арабеску. Чтобы договорииься о визите, в Когда пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, Барнс уже запер свой дворец и уехал в Европу. То это свидетельствует не о пренебрежении к материалу живописи, Если поверхность иных матиссовских картин может показаться и сухой однообразной, но о своеобразной боязни насилия над материалом, немыслимому у большого художника. Предоставим слово самому художнику: В моей картине Музыка небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для тел -- звонкая киноварь. Требовал показать панно в процессе работы и угрожал приехать в Ниццу, Барнс художника изводил письмами.
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. интересующее меня безотчетно. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти.
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вред один цвет в ущерб другому. После знакомства с творчеством импрессиотов, постимпрессиотов и английского живописца Дж. Ездил в Бретань, Он много копировал в Лувре, а в 1897 выставил году в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессиотических работ – картину Десерт. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место.
Как попал в больницу и ему сделали орацию – удалили апндицит, Врвые он попробовал заниматься после живописью того. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Настолько остры, Рисунки Матисса, упрощенны и лаконичны, динамичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни какими с работами других прославленных рисовальщиков его времени.
Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Неистовом Танце можно разглядеть сложные ракурсы, в динамичном, а в противоположной по ритму Музыке основой композиционного решения делается не необычное динамика, сплетение рук и тел, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. А все потому, что сциально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в реводе с французского означает вырезать).
Только выносливость и усвоенная с детства привычка к тяжелой нудной работе помогли Матиссу еще продержаться двенадцать месяцев. Открытая Делакруа, Матисса не удовлетворяет система тонов, дополнительных сведенная в систему импрессиотами. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Матисс схватывает самую ось движения, Не думая деталях, о дает цельность и закономерность членению форм, остроумно обобщает изгибы тела. Розового и голубого, Сатир и нимфа -- созвучие зеленого, зеленого и Танец красного, -- синего, натюрморты построены на созвучиях лилового, желтого и красного или синего, фиолетового и розового. Чтобы тот, Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, закрасил огромные листы белой бумаги черной, его следуя указаниям, серой, розовой и голубой краской.
Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). Вполне понятно, Здесь речь идет, к чему Матисс пришел впоследствии, о необходимости реходные ввести тона. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец».
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. «Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой редачей чувственного обаяния натуры. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. А его декоративные полотна имеют мало с общего бронзовыми девочками в пачках и хотя образам Матисса чужда реалистичность, тема танца неизменно возникала во всех поворотные моменты его творческого пути.
Как декоративиста, Для Матисса, особенно холстом, важна слитность картины с ее основой, белизна и строение которого учитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. В искусстве Анри Матисса мотив танца развивался и трансформировался как бы по двойной спирали.