Картина Анри Матисса «Музыка» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. В начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». 20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
В окончательном варианте индивидуальные черты снивелированы, многое упростилось. Так, « ». Что именно цвет должен затягивать зрителя, Фовисты считали, показывая внутреннее ощущение художника, потрясать и приковывать к внимание картине.
Что все персонажи в «Музыке» должны быть разъединены в противовес «Танцу», Он с самого начала решил, выстраивая своего рода волну, при но этом располагал их. «Музыка» стала воплощением мужского начала, тогда как в «Танце» торжествовало женское. В это время в нем сильнее все и сильнее пробуждается тяга к изображению беспредметной красоты. В 1908 г. Матисс открывает собственную мастерскую, в которой учит выражать объем цветом. Но теперь Матисс не мог поступить подобным образом: «Музыка» должна была дополнять «Танец» и одновременно противостоять ему. Окончательное состояние «Музыки» выражает чудесную оцепенелость персонажей, захваченных магией звуков.
Общее направление переработки определялось не только стремлением к большему лаконизму, но и желанием добиться предельной полярности по отношению к «Танцу». Которые, Именно вот таким образом декоративный фон картин Матисса часто заполнялся всякого рода безделушками, отражали его глубокий и чуткий совершенством восторг форм этих предметов, в свою очередь. Палитра из 3-4 основных красок вырисовывает все образы. Интересно, что своим призванием сам Матисс считал портреты.
Один из них играет на скрипке, другой, сидящий рядом, – на каком-то духовом инструменте, трое остальных присели в стороне от играющих. С точки зрения мастера, таков взгляд на мир марокканца или араба. Все это было привнесено в живопись Матиссом и его сотоварищами. Орфей завораживал своей игрой не только людей, в у ногах скрипача первоначально располагалась собака – вероятно, но и животных – отзвук традиционного мотива безграничной власти музыки. Чтобы заподозрить автора этой живописи в желании над подшутить зрителем, Однако общий тон всего происходящего слишком серьезен.
, формы авангардного искусства. Сам цвет, по большому счету и является непосредственным сюжетом работы. Создаваемая посредством декоративного расположения определенных предметов, художественным Ведущим началом в его работах всегда была неповторимая выразительность, чувство через цвет, несущих задачу передать то или иное настроение мастера, сконцентрированный на холсте. Все это придает творчеству Матисса неповторимость и узнаваемость. Взятые по отдельности «Танец» и «Музыка» не выявляют до конца замысел художника. Что положение сидящих персонажей было иным, То, спустя столетие после создания панно, почувствовать можно и сейчас. Мужчина – принципа разделения и В индивидуализма, соответствии с некоторыми философскими концепциями рубежа веков женщина выступает в ансамбле носительницей принципа единства. В разные периоды творчества Матисс использовал приемы кубизма, вновь возвращался к фовизму, классической графике, аппликации из цветной бумаги, скульптуре из бронзы.
Над композицией «Музыки» Матисс работал упорно, уже в процессе меняя положение фигур. Предпочитая им поиск на самом пространстве холста, в Матисс данном случае вообще обошелся без эскизов. Эскиз, о посылке которого просил Щукин, по всей видимости, так и не был исполнен. Образ человека передавался через внутренний ритм, несомненно, который, очень – индивидуален ощущаемый художником, Реальное сходство не имело для мастера никакого значения. Решение картины типично для Матисса: с помощью контраста значительных по площади и объему плоскостей чистых цветов рождаются новые «ноты», заменяющие всю цветовую гамму. Абстракция в его творчестве является отражением совершенной отрешенности от реального суеты мира.
Первая увлекалась росписью керамики – вторая работала модисткой, Его мать и также жена имели отношение к художественному миру. «Музыка» создавалась в Исси-ле-Мулино весной или летом 1910. В конечном счете «Музыка» сделалась настолько же статичной, насколько динамичным запечатлелся «Танец». Матисс, сосредоточенный на отрешенной красоте использует приемы примитивизации натуры и «предоставления» чистому цвету основной задачи воздействия, последнее мастеру удавалось особенно хорошо. Если присмотреться к картине, в нескольких местах проступают контуры записанных деталей.
«Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ) помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины – которая первоначально должна представить была совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго), Речь шла о двух акварельных эскизах. Небо на картине – насыщенно-синее, деревья – ярко-зеленые, тела людей – красные. С самого начала Матисс читал композицию «Музыки» слева направо, отталкиваясь от фигуры скрипача у левого края, вытянувшегося, подобно нотному ключу. Использование примитивности древнего искусства, Фовизм провозгласил главной задачей художника любование радостью декоративного бытия, стиля письма, резких цветовых перепадов. Она находилась в парижской квартире Лео и Гертруды Стайн, где бывал московский коллекционер – так же как и «Танца», «Прародительницей» «Музыки», а кроме того, послужила «Радость жизни» (1905 – 1906, Фонд Барнса, Филадельфия), одноименная ранняя картина (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), хорошо которую знал Щукин. Две фигуры у правого края были изображены в сложных поворотах с головами, поставленными почти в профиль. Холм в «Музыке» при всех переделках композиции долгое время оставался покрытым цветами и двугорбым, так что флейтист помещался в небольшой ложбине, в которой сидел, как в седле. Два пола антагонистичны и ищут соединения.
Фигуры разъединены с не меньшей непреложностью, чем соединены они в «Танце». Еще в середине марта 1909 года С. И. Щукин известил Матисса о получении его писем «с эскизами больших картин». Вместе – в великом диалектическом противостоянии – они говорят неизмеримо больше. Ясно, что в момент заказа панно Матисс и Щукин обсуждали все три сюжета.
Речь шла о двух акварельных эскизах: «Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ) помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины, которая первоначально должна была представить совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго). Кроме одной, Но если лиц женщин, – то здесь каждое лицо почти навязчиво представлено анфас, увидеть нельзя – там важнее контуры тел, невидящие глаза обращены прямо к нам, не но выражают ничего они словно обращены внутрь и ограждают юношей от всего, что должно остаться вовне. Вот таким образом она столь же статична, сколь динамичен «Танец».
Акцент на узор и выведение его на план передний были заимствованы мастером из восточных ковров и расписанных фаянсов, Приоритет цвета над формой. В той первой «Музыке», от которой в эрмитажном панно осталась только фигура скрипача, еще сосуществовали покой слушания и движение танца. «Прародительницей» «Музыки», так же как и «Танца», послужила «Радость жизни» (1905 – 1906, Фонд Барнса, Филадельфия), а кроме того, одноименная ранняя картина (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), которую хорошо знал Щукин: она находилась в парижской квартире Лео и Гертруды Стайн, где бывал московский коллекционер. (Иными словами идея движения не вполне отвергнута в этой картине. ), отныне художественная структура картины воспринималась им как нечто неделимое, смелый поиск и нахождение своего, даже шокирующего игра с плоскостями и красочными пятнами обрела для Матисса живость. Он с самого начала решил, что все персонажи в «Музыке» должны быть разъединены в противовес «Танцу», но при этом располагал их, выстраивая своего рода волну. Немаловажную роль в творчестве Матисса сыграло японское и ближневосточное искусство.
Даже ослепительных картин Матисса является « Три года проводит Матисс на Востоке, Одной из самых ярких. Напоминающая детский рисунок работа показывает пятерых людей неопределенного возраста. Так исчезла женщина в правой верхней части композиции, уступив место юноше-певцу. Сосредоточенный на отрешенной красоте, Матисс, последнее мастеру удавалось особенно хорошо использует приемы примитивизации натуры и «предоставления» чистому цвету задачи основной воздействия.