У истоков алеаторики стоял М. Дюшан, создавший в 1913 году пьесу «Музыкальная опечатка» (Musical Erratum). Хэппенинг 8212 импровизируемое (в этом смысле алеаторическое) действие (Акция) с участием музыки с произвольным (квази-)сюжетом (например, хэппенинг А. Волконского «Реплика» ансамбля «Мадригал» в сезоне 1970/71 г. ) Алеаторика является областью музыкального искусства, где весьма сложно сразу отличить новаторские творческие стремления, сознательно направленные к точно поставленной художественной цели, от модного и нередко искусно замаскированного, чопорного дилетантизма или даже шарлатанства. Основоположником в строгом смысле В другой группе музыкальные произведения, предполагающие использование алеаторики управляемой и контролируемой.
Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки, в технике которой элементы во всех параметрах музыкальной композиции были строго детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами. Сегодня алеаторика пережила тот период, когда она считалась модной новинкой современной композиции и прочно заняла своё место в музыкальной теории. Этот метод, возникший почти одновременно в Германии (К. Штокхаузен) и во Франции (П. Булез) в 1957 Алеаторика метод композиции в музыке XXXXI веков, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения. Примером закрытой мобильной музыкальной композиции может служить произведение «, но широкая произвольность весьма отлична от алеаторики.
В этот период сформировалисьдва принципиально новых метода сочинениямузыки – алеаторика и сонористика. Алеаторику использовали П. Булез Иллюстрированный энциклопедический словарь (вероятно из англ. 160aleatoric1160 случайный lt лат. 160aleatorius160 игорный lt лат. 160aleator160 игрок lt лат. 160alea160 игральная кость)160 метод композиции в музыке XX XXI160веков, допускающий8230 Википедия (от лат. Так, муз. 8230 Музыкальная энциклопедия Как композиторское направление алеаторика развилась в противовес сериальной музыке, в технике которой все категории музыкального языка (гармония, ритм, форма, оркестровка и т. д. ) были детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами (формулами, моделями). В другой группе160 музыкальные произведения, предполагающие использование алеаторики управляемой и контролируемой.
Стремясь обосновать историч. А мог изменить в произведении всего несколько знаков и считать это своим творением, Человек мог заменить половину нотного текста назвать и это своей интерпретацией чужого произведения. Благодаряуникальности и новизне творчестваизвестен прежде всего как лидер, изобретатель, открыватель, а такжеисполнитель-реализатор «Новой музыкиXX века». Интуитивные подходы к алеаторическому методу предприняты были ещё в 1952 г. американским композитором Джоном Кейджем.
В эпоху Средневековья и Раннего Возрождения граница между автором произведения исполнителем и была весьма условной, Например. У 1957 роц вн створю «Фортепанну п39су XI». Концентрируя интерес на музыкальном событии исполнитель и слушатель вовлекается в определенную акцию, принимает в ней участие и разделяет «ответственность» автора за создаваемое сиюминутное произведение. 1, три из которых – 2-й взаимодействие между стабильностью и мобильностью ткани и формы дает 4 основных типа сочетания, По Э. Денисову, 3-й и 4-й являются алеаторическими.
«Музыка для пленки»– это именно «конкретная музыка» или«акусматика». Вариативным по своей сути является музыкальный фольклор, Например, для которого фиксация музыкального вообще материала не свойственна. Разнородных стилистическихэлементов, – намеренноесочетание в одном произведениинесовместимых. «Этюд стурникетом» для ксилофона, в 1942году Шеффер создает студию Studio d'Essay приФранцузском радио «Radiodiffusion Francaise» (впоследствии Radio Television Franchise (RTF), «Этюд с кастрюлями», колоколов, колокольчиков и двух детских игрушечныхмашин, «Этюд сжелезными дорогами», где использовалисьзвуки идущего локомотива, перестукаколес, воя сирен, толчков вагонов и т. п., записанные на парижских вокзалах, обрабатывавшиеся в ритмическомконтрапункте с обильным использованиемaccelerando и crescendo, solo локомотивов и – tuttiвагонов где в1948 году записывает три этюда.
Явился реакцией на фиксированную композицию, ) 1957, в где для исполнителя регламентированы все средства и параметры. Звичайно цей твр пд час концерту виконують клька разв, в рзних варантах. Понятие алеаторика может относиться и к общей компоновке частей сочинения (к форме) и к строению его ткани. Во взглядах представителей А. существуют расхождения. Несколькими микрофонами, усилителями и репродукторами, начале в опытов Шеффера парижская студиярасполагала только аппаратурой дляграмзаписи.
Еще одна формасовременного искусства, включающегопринцип алеаторики – это – методсочинения, основанный на оперированиитемброкрасочными звучностями – сонорами («сонор» – звучание), техника, в которойведущую роль играет тембр. Висторико-стилевом отношении развитиесонористики выявляет три основныхступени-градации, дифференцируемых постепени различимости тонов: 1) колористика– музыка тоно-красочных звучностей, вкоторых различимы все тоны (Шопен – этюдgis-moll, Римский-Корсаков – «Садко», 4картина, Рахманинов – колокольныегармонии, сочинения Скрябина и т. д. ) 2)сонорика – музыка звучностей, в которойпри ярком ощущении краски различаетсялишь меньшая часть образующих его тонов (Барток – «Звуки ночи» из цикла «Навольном воздухе», Берг – 3 ч. «Лирическойсимфонии», Прокофьев – IIIч. В1966 году Пьер Шеффер опубликовал свойтруд «Traite des Objets Musicaux», посвященныйконкретной музыке. Тод ж П. Булез виголосив доповдь "Аеа" про функц регламентованого випадку в музиц. Рассеянных по большому пространству. Родоначальником пуантилизма считаетсяА. Веберн, музыкеэто в свободное использование звуков ипауз.
Среди основныхнаправлений авангарда в искусстве (живопись, литература, музыка) – идругие. Народовдальнего Востока, Незаданность, импровизируемость характерныдля формы традиционной музыки Индии, Африки. Возникновение сонористики относитсяк середине 50-х – началу 60-х годов. По меревозможности, Новыми техническимисредствами записывались и, прежде всего удары по доске, металлическому пруту, преобразовывались разныезвуки, колоколам, трубкам и пластинкам т. д.
В любой динамике и любой артикуляции, Музыкант должен любую выбрать из этих групп по желанию и исполнять ее в любом темпе, также выбираемые произвольно, затем следуют другие группы. воФранции. создается спомощью электроакустической аппаратуры, синтезатора, магнитофона. Сонористика очень частовзаимодействует с другими техниками –микрохроматикой, алеаторикой. Пример открытой композиции 8212 «Достижимые формы II» («Available Forms II») Ирла Брауна для 98 инструментов и двух дирижеров (1962 г. ). (3 соната для фортепиано Булеза – 1957, Венецианские игры Витольда Лютославского, 1962).
Сегодняуже невозможно представить себе этонаправление без компьютера. Теоретики алеаторики видят ее преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни «новую форму», неожиданную, независимую от намерений, вкуса и воображения автора. По существу, звуковымпотоком, а не однозначно структурированнымопусом, является народная музыка.
Большоевлияние на становление сонористикиоказали такие произведения, как «Музыкабудущего» Франческо Прателла (1880-1955), музыкально-акустические опыты ЭдгараВареза (1885-1965), а также конкретная иэлектронная музыка (главным образом, создание и использование синтетическогозвука). Метод алеаторики широкоиспользуется современными композиторами (Булезом, Штокхаузеном, Лютославским, А. Волконским, Денисовым, Шнитке и др. ). вони набувають системного значення. В первый период основнымстроительным материалом были искусственнополученный (с помощью генератора-осцилятора)тон или конкретный звук и магнитнаялента и техника монтажа. Новаторствоалеаторики заключается в соотнесениистабильно установленных компонентовмузыкального текста с сознательновводимой случайностью, произвольноймобильностью музыкальной материи. Понятие алеаторики может относиться ик общей компоновке частей сочинения (кформе) и к строению его ткани – принцип«случая», непредугаданности можетраспространяться на ритм, высотность. Например, части произведения могутисполняться в любом порядке, выписанныеноты исполняются в любом ритме, указываютсялишь высотные границы для импровизации. Ограниченная алеаторика встречаетсяв ряде сочинений Лютославского, Пендерецкого, Булеза, Щедрина, Шнитке, Денисова, Слонимского, Канчели, Тищенко. Алеаторика может использовать 12-тоновуюшкалу, микрохроматику (четвертьтоны), звуки неопределенной высоты, шумы, вибрато, глиссандирование. С именем Штокхаузена связанооткрытие принципов сериализма иалеаторики, а также возникновение идальнейшее развитие электронной музыки, статистической музыки, пространственноймузыки, разработка и реализацияхудожественной концепции космическоймузыки, вариабельной и многозначнойкомпозиции, момент-композиции, полифонической процесс-композиции, интуитивной музыки, всемирной иуниверсальной музыки и многих другихноваций ХХ в. В начале 20-го века Отторино Респигипо-видимому первым применил как инструментновое для того времени выразительноесредство – граммофон с записью пениясоловья, а русский композитор АлександрМосолов в сочинении 1920-х годов «Завод»в качестве солирующего инструментаиспользовал лист железа.
На листе бумаги в случайном порядкерасположены 19 музыкальных фрагментов. Пианист начинает с любого из них и играетих в произвольной последовательности, следуя случайно упавшему взгляду вконце предшествующего отрывка написано, в каком темпе в и какой громкости игратьследующий. Элементы случайности в музицировании определенным образом были характерны для разных музыки эпох и направлений. В своём фортепианном концерте Music of Changes «Музыка перемен» он использует всевозможные элементы случайности и вариабельность формы. Предпосылкой к возникновению алеаторики была так называемая Musikalisches Wrfelspiel. Вот таким образомпредставители алеаторики активно иосознанно опираются на сущностныепринципы восточной и народной музыки. Элементы алеаторики существовали и вевропейской классической музыке. Например, у венских классиков это«каденция» в инструментальном концерте– виртуозное соло, партию которогокомпозитор не сочинял, а предоставлялна усмотрение исполнителя (элементалеаторики формы). Произведение предстает как частный момент или стадия процесса сочинения, в котором «методы важнее, чем результаты» (Карл Дальхауз).
Как описанный музыкальной теорией приём, Действительно, вызывая одной одобрение её части и осуждение – другой использование которого планировалось композиторами перед сочинением произведений и на использование которого было обращено внимание музыкальной общественности, алеаторика появилась в 50-х годах двадцатого века в произведениях Кейджа и Штокхаузена. Что элементслучайности должен быть интегрирован самой в структурепроизведения, Булез считает. Изобреталисьнеобычные методы и приемы письма, проводились эксперименты в областислова, достижений предшествующихэпох, звука, краски – что они на стояли позицииотрицания европейской культуры – ееценностей, Однако общей длясоздателей этого направления чертойявляется то, считая их консервативными. Творческие поиски авангардистов былисамыми разнообразными. Поверхностно подобные Ковеллу, 1944) использовали процедуры, в котором различные короткие образцы с указанными передачами и ритмом назначены на частей несколько с инструкциями что они неоднократно выполняться на их собственной скорости без координации с остальной частью ансамбля.
Многолетнимдиректором ее был Карлхайнц Штокхаузен (род. 1928), современный немецкий композитор, исполнитель-дирижёр и звукорежиссёр, а также теоретик музыки, который оказал (и продолжает оказывать) значительноевлияние на развитие музыкального (преждевсего, западноевропейского) искусства (и шире – музыкальной культуры)послевоенного времени. Что требуют от исполнителей долгого и напряженного изучения, Штокхаузена Комментарии являются настолько сложными и даже изощренными. Произведение Terry Riley160 (англ. ) «In C» (1964) состоит из 53 коротких последовательностей каждый из исполнителей ансамбля может повторять любую последовательность столько, сколько хочет перед началом следующей, делая каждое исполнение «In C» уникальным, хотя, поскольку общее направление является фиксированнным, это160 закрытая форма. Для фиксациисонористических произведений иногдапользуются особыми условными знаками (партитуры таких сочинений нередконапоминают произведения графики иживописи). Подбрасыванием монетки или другим аналогичным способом, Вторая из них отличается тем – что об решение окончательной конфигурации сочинённых фрагментов решается волей случая.
Подвлиянием технофильства находиласьэлектронная музыка, сонористика. Сюрреалисты (среди них поэт А. Рембо, художники С. Дали, М. Шагал, композиторД. Лигети) источником искусства считалисферу подсознания – сновидения, галлюцинации, мир грез и фантазии. Дадаисты (в частности, поэт Т. Тцара)любили выбирать слова используяигральную кость или открывая наугадсловарь. преемственность A., нек-рые теоретикиссылаются на древнее иск-во муз. Первая из них представляет оставление собой задачи порядка сочетания сочинённых кусков на волю исполнителя. Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (53х93см) отпечатано 19 совершенно независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей. Наконец, музыки, на опыт шуточную Моцарта, предложившего инструкцию Как сочинять контрадансы безвсякого знания музыки при помощи двух игральных костей.
4. Вариативным по своей сути музыкальный является фольклор, Например, для которого фиксация музыкального материала вообще не свойственна. Звуковымматериалом которой служат не музыкальныезвуки, музыка, – а такжепреобразованные с помощью электроаппаратурызвуки, а шумы – звуки природы. импровизируемое (в этомсмысле алеаторическое) действие (акция)с участием музыки с произвольным сюжетом (например, хэппенинг А. Волконского«Реплика» ансамбля «Мадригал» в сезоне1970/71 г. ) открытые формы музыки то естьтакие, текст которых стабильно нефиксирован, а всякий раз получаетсяновым в процессе исполнения. В 1942году Шеффер создает студию Studio d'Essay приФранцузском радио «Radiodiffusion Francaise» (впоследствии Radio Television Franchise (RTF), где в1948 году записывает три этюда: «Этюд стурникетом» для ксилофона, колоколов, колокольчиков и двух детских игрушечныхмашин, «Этюд с кастрюлями», «Этюд сжелезными дорогами», где использовалисьзвуки идущего локомотива, перестукаколес, воя сирен, толчков вагонов и т. п., записанные на парижских вокзалах, обрабатывавшиеся в ритмическомконтрапункте с обильным использованиемaccelerando и crescendo, solo локомотивов и tuttiвагонов. Импрессионизм вмузыке был этапом переходным от старойзападноевропейской традиции к новойстилистике.
В этом же году статья издается под названием «Алеа» в «Обзоре новостей Франции», а в следующем 0151 в «Дармштадтском вестнике новой музыки». Развитиесовременной технологии электронноймузыки условно можно разделить на триэтапа. Музикант повинен байдуже (absichtslos) вибрати будь-який фрагмент грати його в будь-якому темп, в будь-якй динамц артикуляц, потм наступа черга нших фрагментв.
Расширенияграниц громкости и звуковых частот, Обработкапроисходила за счет изменения скоростивращения диска или пленки, ракоходного перемещения воспроизведения. Джойса («Улисс») и С. Малларме («Le Livre»). иск-ве и Моцарт отнюдь нерассматривал свою шутку с игральными костями, как метод созданиянастоящей, полноценной музыки, способный заменить менее удобный итрудоёмкий обычный метод её сочинения. Що передбача при виконанн музичного твору спвдю чинникв, випадкових рекомендац), впроваджуваних виконавцем. Однако эти новые формы не в несут себе к. -л. жизненного содержания и по существу являются мёртвыми формами. Комментарии столь сложны и вычурны, что требуют долгого и внимательного изучения.
Булез, 3-я соната для фортепьяно, 1957 г. ) 3. Вдействительности же А. имеет очень мало общего с подлинно творч. импровизацией народном в и проф. быласоздана исследовательская лаборатория– Кёльнская студия электронной музыкипри радиостанции WDR (Германия). У сучаснй музиц алеаторика визнача певну позицю композитора щодо звук. Стабильна ткань 8212 стабильна форма (обычная традиционная композиция, opus perfectum et absolutum как, например, 6 симфония Чайковского) 2.
Система её методов довольно сложна. Булез). Сонорика пользуетсяфиксированными высотами, сонористика– также и неопределенными (шумами ит. д. ). Но несколькими месяцами позже французский композитор Пьер Булез сочитняет Третью фортепианную сонату используя алеаторический метод композиции и пишет важнейшую для обоснования теоретического алеаторики статью, в том же 1957160г., зачитывая её на курсах композиции в Кранихштайне. Принципиально не замкнутые и допускающие бесконечное продолжение (например, Это 8212 виды композиции, каждым с новым исполнением. Стабильна ткань 8212 мобильна форма по В. Лютославскому, «алеаторические формы» (П.
Его «Фортепианную пьесу XI» (1957г. ) во время концерта обычно исполняют несколько раз, в разных вариантах. Это крайняя формасонористики. Браун сам указывает на связь своей открытой формы с «мобилями» в визуальных искусствах, в частности у А. Колдера («Calder Piece» для 4 ударников и мобиля Колдера, 1965 г. ). авангард – «передовой отряд»). В целом авангардизм в искусствепредставляет собой многослойную ипеструю картину. Одиниз первых представителей музыкальногоавангардизма Эдгар Варез (1883 – 1965), американский композитор, дирижер, француз по происхождению, экспериментировалв сфере конкретной и электронной музыки (пьесы «Интегралы» (1923), «Ионизация» (1931), «Пустыня» (1954).
Алеаторика означает полный или частичныйотказ от композитора жесткого контролянад музыкальным текстом либо дажеустранение самой категории композитора-авторав традиционном смысле. Этот терминиспользуют даже сейчас, несмотря на то, что собственно пленка давно уступиламесто более современным, цифровымносителям записи. Алеаторика поляга в зумисне неточному окресленн звук. Это – видыкомпозиции, принципиально не замкнутыеи допускающие бесконечное продолжение (например, с каждым новым исполнением). Для П. Булеза, одного из наиболее яркихпредставителей авангарда ХХ в., обращениек открытой форме было инициированотворчеством Дж. Наконец, алеаторическими принципами пронизана «Gesamtkunst»-акция.
К ним могут добавляться инатуральные музыкальные инструментыи певческие голоса. Не закрепленный в записи, мобильный «текст» музыкального сочинения получал возможность создавать его новые исполнительские версии, осуществлять внутренние перестановки частей и т. д. Первыемагнитофоны появились в парижскойстудии только в 1951 году. матералу та форми (компонування у т. зв. Происходит полноестирание границ между конкретной иэлектронной Постепенно, к музыкой, середине 60-х годов, объединившисьс направлением компьютерной музыки, стали называться (от фр, которые. Кейдж, Штокхаузен, С. Буссотти и др. Не выходя всёже из известных рамок, Т. о., исполнитель становится бы как соавтором произведения, указанных композитором.
Определяющий структуру произведения, Теоретики А. видят преимущество её в том, что случай, неожиданную, вызывает к жизниновую форму, независимую от намерений, вкуса ивоображения автора. Который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов в Просвещения160 эпоху незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах, в европейской музыке Средневековья и Возрождения практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас. Второй периодотносится ко времени появлениемсинтезаторов и это было началом нетолько технической, но и идейной революциив музыке: объединение в одном лицекомпозитора исполнителя, дирижера. Третий период в развитии современнойтехнологии электронной музыки началсяс широкого внедрения компьютеров какв само творчество, так и в управлениепроцессами синтеза исполнения.
Графчно партитура вигляда таким чином: на великому нотному плакат (розмр 53х93 см) вддруковане 19 совершенно не залежних одина вд одно нотних груп рзно тривалост, як композитор супроводжу коментарями для виконавцв. Алеаторика получила распространениес 1950-х гг., явившись (вместе с сонорикой), в частности, реакцией на крайнеезакрепощение музыкальной структуры всериализме. По его мнению, в целом форма произведения должна бытьпрочно скреплена и лишь в частностях может зависеть от случайного (контролируемая А. ). Это узловые точки метода алеаторики, вокруг которых располагаются много разных конкретных видов и случаев структур, различные степени погружения в алеаторику. Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (53х93160см) отпечатано 19 независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей. принято считать немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. На большом нотном плакате отпечатано 19 совершенно независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности – которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей, партитура Графически выглядит следующим образом.
устройств. Который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов, в европейской музыке Средневековья Возрождения и практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас. Тож один запис алеаторично композиц приводить до багатьох рзних звукових образв. Ихнадлежит сыграть вторично опять в стольже случайном Когда порядке, пианисту покажется, что он сыграл так уже все фрагменты, но в более яркойзвучности. Его «Фортепианную пьесу XI» во время концерта обычно исполняют несколько раз, в разных вариантах.
Вариативным по своей сути является музыкальный фольклор, для Например, которого фиксация музыкального материала вообще не свойственна. Избавляющая музыку от жёстких законов сочинительства, в настоящее время получила алеаторика своё развитие как примета свободы композиции, которые диктует течение сериализма. Джойса («Улисс») иС. Малларме («Le Livre»). Крайней формой проявления алеаторики стал Элементы случайности в музицировании определённым образом были характерны для разных музыки эпох и направлений. Дирижер, француз по происхождению, Одиниз первых представителей музыкальногоавангардизма Эдгар Варез (1883 – 1965), американский композитор, «Ионизация» (1931), экспериментировалв конкретной сфере и электронной музыки (пьесы «Интегралы» (1923), «Пустыня» (1954). А в следующем 0151 в «Дармштадтском вестнике новой музыки», в этом же статья году издается под названием «Алеа» в «Обзоре новостей Франции».
Корни сонорики – в колористикеимпрессионистов и в позднеромантическойгармонии (например, разработка аккорда:во вступлении к «Золоту Рейна» Вагнерапочти сто тактов держится ми-бемольмажорное трезвучие, развитие происходитс помощью тембра). Иногда алеаторику делают особенно эффектной за счёт игры несогласованной нескольких оркестров. Наиболее известные сочинения, написанные в технике пуантилизма, принадлежат композиторам середины-второйполовины ХХ века (О. Мессиан – «Модусдлительностей и интенсивностей», П. Булез– «Молоток без мастера» для голоса и 6инструментов, К. Штокхаузен «ФортепианныепьесыI-IV»). Условным, Алеаторическая практика привела созданию к неполной нотной записи, графическим, схематичным, сценарно-текстовым формам изображения.
Экспрессионизмнаиболее ярко представлен в искусствеи литературе Австрии и Германии (художникиО. Кокошка, М. Бекман, писатели И. Бехер, Л. Франк, Г. Кайзер, композиторы – позднийМалер, Р. Штраус, А. Шенберг, А. Берг). Музыкальному экспрессионизму свойственныотказ от мажора и минора, разорванностьмелодики, предельная диссонантностьгармонии, в вокальной партии –полупение-полуговор (Sprechstimme). Для создания соноровмогут использоваться как необычные илиноваторские приемы у традиционныхакустических инструментов (кластеры, наслоения нескольких гармониймикрохроматика у струнных), так иэлектроннные звучности, немузыкальныешумы и т. д. импровизации, на особенностиимпровизационного принципа инд. Некоторые ученые расценивают проистекающее пятно как 171едва случайное, так как точными передачами тщательно управляют и любые два действия будут существенно тем же самым187 (Rosner и Wolverton 2001), хотя, согласно другому писателю, эта техника – по существу то же самое как тот позже используемый. (с фр. Введениемногозвучных аккордов терцового, квартового, симметричныелады – появление полигармонии, полимодальности, к основным преобразованиямимпрессионистов относятся болеесвободное использование средствгармонии, строения. Широко кварто-квинтового употреблялись диатоническиелады и неомодальность, политембровости, обогащение аккордики.
Коментар так складн та примхлив, що вимагають довгого та уважного вивчення. В любой динамике и артикуляции, Музыкант должен выбрать произвольный фрагмент и играть его в любом темпе, затем наступает других очередь фрагментов. Предпосылкой к возникновению алеаторики была так называемая Musikalisches Wrfelspiel (музыкальная игра в кости).
Его «Пьесу для фортепиано XI» (1957) во время концерта обычно исполняют несколько раз в разных вариантах. - то есть сочетание звуков, воспринимаемоекак единая звукокраска, в которойотдельные звуки и интервалы не выявляютсяи не воспринимаются на слух – различимы, как правило, лишь крайние границы сонорови «сонорных полей». – направление вевропейском искусстве и литературе 1-йчетверти ХХ в. Основан на эстетике, длякоторой единственной реальностьюсчитался субъективный мир человека. Для искусства экспрессионизма характерныиррациональность образов, деформированноевосприятие мира, психологическаянеустойчивость и напряженность, остротавыразительных средств. Лютославский в своихсочинениях наряду с точно выписанной музыкой предусматриваетэпизоды отдельных импровизации оркестровых групп и солирующихинструментов. Результатомкомпозиции является, как правило, фонограмма.
Примером закрытой мобильной музыкальной композиции может служить произведение «Zyklus»160 (англ. ) (1959) Карлхайнца Штокхаузена. Основоположником в строгом смысле как алеаторики метода композиции принято считать немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. – «точка») – этохудожественный прием, который впервыестал применяться в живописипостимпрессионизма (Ж. Сёра). Вариантность иимпровизационность в ней, Отсюданестабильность народной музыки, вариационность.
Все случаи применения алеаторики делятся на две группы. Классический пример алеаторики в ХХ в. «Фортепьянная пьеса XI» К. Штокхаузена, 1957. образу композиц в запису (партитура, клавр, авт. Мобильна ткань 8212 мобильна форма или «алеаторика Кейджа» (при коллективной импровизации нескольких исполнителей). змннй форм) твору. Мобильна ткань 8212 стабильна форма или, по Лютославскому, «алеаторика фактуры» (Лютославский, Струнный квартет, 1964 г., Main Movement) 4. Но само по себе создание вариативного произведения отнюдь не изобретением является относительно недавнего времени.
Который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов в эпоху Просвещения незафиксированные 0151 в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах, в европейской музыке Средневековья и Возрождения практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас. Вторую группу произведений можно объединить под названием «ограниченная алеаторика». Ритмки, Алеаторика може стосуватися рзних елементв музики, динамки, архтектонки, а звуковисотних також спввдношень та нструментування – як-от. Кроме того, естественны и метаболы («модуляции») 8212 переход от одного вида или типа к другому, также к стабильному тексту либо от него.
В любой динамике и артикуляции, Музыкант должен выбрать произвольный и фрагмент играть его в любом темпе, затем наступает очередь других фрагментов. Предпосылкой к возникновению алеаторики была так называемая Musikalisches Wrfelspiel (музыкальная игра в кости). Возникла в конце 40-х гг.
Все эти приемы привели к предельномурасширению красочной палитры. В музыке техника случайноговыбора получила название «алеаторика» (Дж. Кейдж и др. ). Что должно быть, Основой подобного родатворчества является не то, можетслучиться что (П, но то. Поэты-футуристы, «будетляне» (В. Маяковский, В. Хлебников) провозглашаликульт техники, движения, ритма. В своей 3-й сонате композитор предлагаетпианисту самостоятельно устанавливать порядок частей, выбирать следования по своему усмотрению и вкусу отдельные выписанные подособыми знаками эпизоды, Так использовать любые темпы. В этом смысле «мобильная форма» может быть как «открытой», так и «закрытой». Элементы случайности в музицировании определенным образом были для характерны музыки разных эпох и направлений.
Первым их разработчиком является польский композитор Витольд Лютославский. Формально алеаторика считается порождением двадцатого века. Исполнение конкретноймузыки, соответственно, сводится кпубличному проигрыванию этой фонограммы. Данный тип сочинений обычно определяюткак «музыка для пленки». Музыкальные инструменты, электронное оборудование, в области конкретной музыкидля образования звуковых формацийиспользуют звукиокружающего всё, нас мира – что может произвеститот или иной звук. Для систематическойработы в этом направлении в 1951-52 гг.
Комментарии столь сложны и вычурны, что требуют долгого и внимательного изучения. Она такжеявляется развитием сонористики. Текст которых стабильно не фиксирован, открытые формы музыки 8212 то есть такие, а всякий раз получается процессе в исполнения. Булез, Напротив, а впоследующее время и В. Лютославский – ограничений сторонники вприменении принципа случайности.
Для П. Булеза одним из стимулов, обративших его к открытой форме, было творчество Дж. В музыкальном искусстве для импрессионизма (К. Дебюсси, М. Равель) также свойственныкульт мгновения, передача быстроменяющихся состояний. В эпоху Просвещения- незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах. Пропагандистоми теоретиком конкретной музыки Основателем, былкомпозитор, звукорежиссер и дикторФранцузского радио Пьер Шеффер. Так как точными передачами тщательно управляют, Некоторые ученые расценивают проистекающее пятно как 171едва случайное, хотя, любые и два действия будут существенно тем же самым187 (Rosner и Wolverton 2001), согласно другому писателю, эта техника – по существу то же самое как тот позже используемый.
Дальнейшее развитие этого метода композиции можно наблюдать в творчестве композитора немецкого Карлхайнца Штокхаузена. 3 симфонии) 3) собственно сонористика – музыка темброзвучностей, безопределенной высоты, которые воспринимаютсякак целостные, не делимые на тоновыечасти красочные блоки (Пендерецкий -«Трен», Лигети – «Атмосферы», Шнитке –«Pianissimo»). Известны шуточные«алеаторические» методы составлениянесложных пьес (менуэтов) посредствомкомбинирования кусочков музыки наигральных кубиках во времена Гайдна иМоцарта.
У музичному мистецтв елементи Алеаторику використовувалися з давнх часв (напр., вдсутнсть визначено нструментовки твору, в "Мистецтв фуи" Й. С. Баха), але у 20 ст. Викликаними тим, Кожне виконання такого твору пов39язане з певними змнами, детал а формуються щораз по-ншому, що загальн його риси означен точно. Зачастую при записи таких произведений отсутствует нотный стан как таковой. Однако термин «открытая форма» в музыке используется также в значении, данном искусствоведом Генрихом Вёльфлином (Renaissance und Barock, 1888) для композиции в основе своей неполной, представленной как незаконченное произведение или выходящей за очерченные рамки. Между тем, принцип свободыструктуры в том или ином отношении имеетдревние корни. допускают полный произволисполнителей или автоматич. Дающего ему своёимя и для придумывающего него название, Роль композитора сводитсяпри этом к роли организатора звукового номера.