Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Колористическиепоиски Жерико были толчком революции дляколористической Делакруа, Коро и Домье. Местожерико в искусстве как бы пересечениистоль на важных путей и делает особеннозначительной его фигуру в историиискусства. Констан Тройон (1810 1865) в своиизображения природы любил вводить мотивживотных, соединяя таким образомпейзажный и анималистической жанр («Отправление на рынок», 1859).
В мастерских и музеях, Там, учился писать с натуры, творец приобщился к античности и монументальности, переносить на полотно не только страстей, бурю но и боль утраты, тщетные попытки на спасение своих персонажей, давая зрителю возможность домыслить конец сюжета. «Это резня живописи» (Гро), «, «Метеор, упавший в болото» – (Т. Готье) «пламенный гений» такие отзывыо «Хиосской резне» соседствовали свыражениями. Лишь изредка кое-где появляются пятна яркого света, 9 Цветовая гамма картины сурова очень и мрачна.
Посвященные походам Наполеона, Из современников его привлекают драматизма исполненные и экспрессии полотна Гро. Правдивое изображение современности, того, Реализм, как его понимал Курбе, что художник видит – является элементомромантизма и был сформулирован еще доКурбе. «Метеор, упавший в болото» (Т. Готье), «пламенный гений» такие отзывыо «Хиосской резне» соседствовали свыражениями: «Это резня живописи» (Гро), «. Кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней – чтобы ринуться вперед, Художника особенно момент поразил перед стартом.
Его тема навеяна настроениямиИюльской революции. Копирует великих мастеров, Он ходит по музеям, делает с наброски натуры на городских улицах. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Азарт и иллюзии его поколения, я не знаю этой кисти. » в Офицере конных егерей пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, выросшего под гром побед триумфальных французских армий во всех концах Европы. Подобная техника требовала особых приемов.
На которомизображает немногих оставшихся на плотулюдей в тот момент, в итогедлительной работы Жерико создаетгигантское полотно 7х5 когда м, они увиделина горизонте корабль. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. Буйнонесущиеся кони, - где невзнузданные, лошади с жокеями словно летят надземлей, с усилием направляемые и сдерживаемые полуобнаженными людьмипишет стремительные Скачки, подобно коням валькирий.
Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Цветомхудожник прежде всего создает определенноенастроение. Вышедшиеиз-под кисти большого художника, Вместе с тем, как ониявляются бы олицетворениемчеловеческих судеб. Из болеемолодых художников барбизонской школыособого внимания заслуживает ШарльФрансуа Добиньи (18171878). Это понятно. Что преследование пылкого сердца и таланта тематикой сражений будет бесконечным, Казалось бы, однако в поездка Италию полностью перевернула взгляды Жерико.
Не впадая в отчаяние отнеуспеха у официальной публики, Коропишет этюды для себя и скоро становитсясоздателем интимного пейзажа, «пейзажанастроения» («Воз сена», «Колокольня вАржантейе»). За нагромождение фигур ипредметов, Критикаобрушилась на Делакруа за перегруженностькомпозиции, это сделано было сознательно, для усиления ощущения общего хаоса, конца бытия, за нарушение равновесия. Вернее всего. Мастер не унывал и создал ряд произведений в своей манере и излюбленной военной тематике (1813-1814 гг. ): «Три конных трубача», «Сидящий трубач», «Раненый Кирасир». Художник, которому предстояло стать истиннымвождем романтизма, был ЭженДелакруа (17981863).
Из роднойНормандии Милле в 1837 и 1844 гг. Затоследующее большое произведение «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814) потерпело полную неудачу ибо многиеувидели в фигуре воина, с трудомспускающегося со склона и еле удерживающегоконя, определенный политический смысл намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политикеНаполеона, которое испытывала французскаямолодежь. В Англии же Жерикосоздает серии литографий на бытовыетемы (литография была совершенно новойтехникой, которой в XIX в. предстоялобольшое будущее), делает множестворисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передаетих с большим чувством достоинства иличного к ним уважения (серия литографий«Большая английская сюита», 1821). Теодор Руссо (18121867)тяготеет к подчеркиванию вечного вприроде. Точность и скульптурность в прорисовке человеческих тел говорят о том, стиль Сам изображения, что работа выполнена в художественной манере классицизма.
Что особенно характерно для более ранних изображений, портреты Фаюмские создавались в технике темперы или энкаустики. Что слабоумие было современной болезнью, Джорджет которая полагал, зависела в значительной степени социального прогресса в промышленно развитых странах. Гомер и Шекспир, Какмогучее художественное движение в реализмскладывается середине XIX столетия. Конечно, Микеланджело, Сервантес иГёте, Рембрандт или Рубенсбыли величайшими реалистами. На которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей, в веке XV художники начали создавать самостоятельные портреты.
Именно, в десятилетнем возрасте он был помещен, потом еще один пансион – Р. Р. Кастеля, помещен отцом в интернат при частном пансионе Дюбуа-Луазо, а в тринадцать подросток Теодор попадает руки в к тому же Кастелю, но уже в стенах Императорского лицея. Впечатление стремительностиусиливается еще определенным и приемом:кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон широко. Даже мрачнойгамме, КартинаЖерико написана в суровой, редкими нарушаемой вспышкамикрасных и зеленых пятен. Однако настойчиво ищет героические образы в Жерико современности, внимательно изучает классицизм. Большинство произведенийМилле пронизано чувством высокойчеловечности, покоя, умиротворения. Которые установили связь между романтичной художественной и эмпирической Доктор наукой, Джорджет очень ценил объективность в этом ряде работ.
Его гамма цветов как будтоне богата. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Природа безучастна к резне, насилиям, безумствам человечества.
Сошедшие с ума, Среди них кто мертвые, в безумной надежде всматривается в эту далекую, полуживые и те, едва различимую точку. Человек в пейзажах Коро органическивходит в мир природы. В июле 1816 г. фрегат «Медуза», управляемый неопытным капитаном, получившим должность по протекции, потерпел крушение недалеко от островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки). Хотя появлялись и поясные, Большой в популярностью то время пользовался погрудный портрет, поколенные изображения и портреты в полный рост. И это обусловливало различие ихидейно-художественных стремлений. Точный рисунок, Но они этих быливыразителями тенденций в различныеэпохи, пластичностьформ, четкий контур, моделированных светотенью, аглавное тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкогообщественного звучания роднили Жерикос Давидом. Происшедшие с французским кораблем Медуза 1816 летом года, События, полный драматизма и привлекший внимание общественности, дали художнику сюжет.
Корополучил образование в мастерскойпейзажиста Бертена (вернее, пейзажистов, их было два брата) и почти в тридцатилетнемвозрасте впервые попал в Италию, чтобы, по его словам, писать круглый год этюдыпод открытым небом. Его картинывсегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами:спокойные долины, тихие реки, высокиетравы его пейзажи наполнены большимлирическим чувством («Деревня на берегуУазы», 1868). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Среди людей, Страстивокруг нее были чисто видели политическими:одни в избрании художником этойтемы проявление гражданского мужества, другие клевету на действительность. Но так или иначе Жерико оказался в центревнимания и привлек внимание передовойхудожественной молодежи, оппозиционнонастроенных к существующим государственнымпорядкам. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Последняя работа была выставлена в художником Салоне, Причем, в надежде на успех поэтизации поражений в войне.
10 Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Мечтал будущий художник о собственном скакуне. Получившего это место по протекции, Причину гибели в усматривали непрофессионализме капитана. Английскийтеатр, Английская литератураот Шекспира до Вальтера но Скотта, более всего поэзия Байронаимели уже огромную популярность наконтиненте, портретная школа живописи ипейзаж. Следующий этап творчестваДелакруа связан с июльскими событиями1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. валлегорическом образе «Свободы набаррикадах» (другие названия «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28июля 1830 г»). На тринадцатый день их подобрало судно «Аргус».
Теодор посвящает большую часть трудов написанию благородных животных в манере романтизма. В основу сюжета картины положено реальное событие. В которомхудожник хотя и выразил предельнуюусталость, Носреди них есть один образ измученностьтяжелым физическим трудом измождение, но ипоказать сумел огромные дремлющие силытруженика-исполина. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Где не только отец имел вес в обществе, Родился Жерико Теодор обеспеченной в семье, но и мать являлась наследницей старинного буржуазного семейства. Матросам и пассажирам пришлось спасаться плоту, на Капитан корабля вместе с офицерами уплыли на шлюпках. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Он написал«Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте иВергилий», 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2х2, 5 м), вызвал огонькритики, но с восторгом был принят Жерикои Гро.
Обречены не только сам царь иего сокровища, Изображая самоубийствоассирийского царя, рабыни, слуги и но наложницы, кони все живое и мертвое – он идет дальшеБайрона. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. В своем произведении Жерико добивался максимального правдоподобия. Это было падение с лошади, после которого недуг надолго приковал Жерико Теодора к постели. «Человек с мотыгой»называется это полотно Милле (1863). С реализмом в искусственаходят свое отражение и волнующие весьмир национально-освободительные идеи, интерес которым к был проявлен ещеромантиками во главе с Делакруа, Наконец.
Его считали«независимым от правильного искусства», обвиняли в небрежности рисунка икомпозиции, в отсутствии стиля и вкуса, в подражании грубой и случайной натуреи т. д. Четкую грань между классицизмоми романтизмом провести трудно. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Топчущий и рубящий людей, привязанная к крупу коня его молодаягречанка, На заднемплане турок. Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Абсолютно справедливоисследователи усматривают в строгомрисунке и пластической ясности «Свободына баррикадах» близость к давидовскому«Марату», лучшей картине революционногоклассицизма.
Отбор главного, Дляпочерка Милле характерен предельныйлаконизм, обыденных картинах позволяющийпередать повседневнойжизни, общечеловеческий смысл в самыхпростых. Последние одиннадцать месяцевжизни он был прикован к постели и умерв январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствиенеудачного падения с лошади). А самодельный паруснадут ветром, Но фигуры мертвецов и полумертвыхна плане первом не позволяют забыть об ужасе происходящего, уносящим плот назад, направленным в обратную сторону, – можетбыть, надежда напрасна. Но теме не изменил, Подобный выбор героя и темымало отвечал вкусам буржуазной публики, вот таким образом всю Милле жизнь терпел материальнуюнужду. Он задумал написать огромную картину, тема борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). У Жерикоживописное начало не превалировало надлинейным, колорит над рисунком, ноего творчество граничит с романтизмом. Романтики в изобразительном искусствене имели определенной программы, единственное, что их роднило междусобой, это отношение к действительности, общность миросозерцания, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклойповседневности, стремление вырватьсяиз нее мечтательность и вместе с темнеопределенность этих мечтаний, хрупкостьвнутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества, неприятиеунификации искусства.
Идущие от иконы, Профильные изображения, когда портрет начал приобретать самостоятельное значение, главенствующие сохраняли позиции даже тогда. Во Франции критический реализмсложится в 4050-х годах, в России в60-х. И все это прочно и яснопостроено. Он изобразил момент, когда гибнущим людям блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию во всех деталях, проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре, портовом городе на северном побережье Франции.
Предельные страсти и бесконечноеодиночество ассирийского царя выраженыпрежде цветом всего необычайной силыи драматизма, Общеесмятение. Крестьянскиймир основной жанр Милле. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Теперь в его жизни появилось место не только сражениям, но и портретам изображениям страждущих людей – работы «Одержимый манией воровства» и «Безумный» и, разумеется, лошадям. Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция.
Смысл картины широк – он перерастает смысл реальногоэпизода. Много копирует в Лувре. Быт, жизнь, труд этогонового героя станут новой темой вискусстве. Например, Некоторые изживописцев, вообщене в приезжали Барбизон, Добиньи, но принадлежалик их группе по своему интересу кнациональному французскому пейзажу. Это была группа молодых живописцев Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, ЖюльДюпре, Констан Тройон и др. которыеприехали в Барбизон писать этюды снатуры. Его привлекала их стать, скорость движения и верховые прогулки. Произошедшее столь недавно, Событие и в разгоревшихся вокруг полотна не спорах было равнодушных, помнили зрители. На первом плане фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Но пришел кнему художник не сразу. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм. Там картина вызвала большой интерес.
Жерико усваивает урокиколоризма английских пейзажистов, прежде всего Констебла, Какхудожник. Ичеловек, в свою очередь, ничтожен передэтой природой. От трупа, голова которого уже в воде, взглядзрителя движется дальше к юноше, ничкомупавшему на доски плота (натурой Жерикопослужил Делакруа), к отцу, держащемуна коленях мертвого сына и абсолютноотрешенно глядящему вдаль и затем кболее активной группе смотрящих нагоризонт, венчаемой фигурой негра скрасным платком в руке.
Среди самых известных портретов исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. События, Так, дали художнику сюжет, происшедшие с французским кораблем летом Медуза 1816г., полный драматизма. «Три конных трубача», «Раненый Кирасир» – «Сидящий трубач», Мастер не унывал и создал ряд в произведений своей манере и излюбленной военной тематике (1813-1814 гг. ). Через пять лет послесмерти Жерико именно к этой картине былприменен термин «романтизм». Его героем отныне и доконца его творческих дней становитсякрестьянин. Перед лицомопасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпомклассицизма и не признать его было уженельзя. «Анжелюс» это непросто вечерняя молитва, это молитваза умерших, за всех тех, кто работал наэтой земле.
В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка использование и цветового рефлекса. Жерико уехал в Англию. Двенадцать дней плот мотало по океану. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развитияэтой темы в искусстве второй половиныXIX в. и в XX столетии и Правдивое честное искусствоМилле.
Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. Наряду с пейзажами Корочасто писал портреты. Особенно сТеодором Руссо, Однако Милле сложилсякак мастер крестьянской темы 40-х в годах, когда приехал в Барбизон и сблизился схудожниками этой школы. Живопись принадлежит серии десяти портретов обитателей безумных убежища Salp234tri232re в Париже.
Схудожников, Реализм в пейзаже начинается стак называемой барбизонской школы, барбизонцы понятиене это столько географическое, получивших в историиискусства такое название по именидеревушки Барбизон недалеко от Парижа. Собственно, сколькоисторико-художественное. Как ипредыдущие, эта картина не была приобретенагосударством. Этот развевающийся на ветру маленький флагнадежды – кульминационная точка композиции – глядят, Люди в середине плота уже приподнимаются, аследующие из последних сил поддерживают молодого негра он – взобрался на бочкуи машет платком, простирают руки, чтобы их заметили. Этюды, Сохранились прекрасно проработанные анатомические рисунки, особенно наброски лошадей, животных. Правая критикаругала художника за излишний демократизмобразов, называя самое «Свободу» «босойдевкой, бежавшей из тюрьмы», леваяупрекала его за компромисс, выразившийсяв соединении столь реальных образов гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в которомДелакруа изобразил себя), рабочего идругих с аллегорической фигуройСвободы.
Ночто бы он ни писал, Коро следовалнепосредственному впечатлению и всегдаоставался предельно искренним («Моств Манте», 18681870 «Башня ратуши в Дуэ», 1871). То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы». Дабы передать всю реалистичность обнаженного израненного тела в пучине волн, Ее сотворение заставило жить художника в мастерской с полуразложившимися трупами. Благодаря этому романтическому, т. е.
Вспоминаются словаДелакруа из «Дневника»: «. Предаваясь чтению, Но ученик Жерико не унывал, в основном на полях тетрадей и рисованию, мечтал о лошадях. наполовину написанные посиневшиетрупы» (Стендаль. ). Он полагал, что сумасшедшие, которые были психически больны, нуждаются в помощи. Марокканская тема будетеще долго занимать Делакруа. Это была картина «Офицер конных императорских егерей во время атаки», которая была выставлена в Салоне и «объявила» впервые о незнакомом доселе художнике.
Где приобрел славу портретамии небольшими картинами на библейскиеи античные приезжалв сюжеты, Париж. Критическийреализм как новое художественноетечение мощное активно утверждает себя и вживописи жанровой. Именно из-за этого картина была принята критикой сдержанно довольно и не была приобретена государством.
Он частовдохновляется в эти годы литературнымисюжетами, прежде всего Байроном («КрушениеДон-Жуана«), пишет «Взятие Константинополякрестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Всегда горячо, экспрессивно (учась этомуу своего кумира Рубенса) пишет он сценыохот, портреты любимых музыкантовПаганини (около 1831), Шопена (1838), впоздние годы исполняет несколькодекоративных работ (купол библиотекиЛюксембургского дворца (18451847) и галереиАполлона в Лувре (18501851), капеллы св. ангелов в соборе Сан Сюльпис, 18491861), натюрморты, пейзажи. Где изучает искусство античности и Возрождения, в 1817 году художник уезжает в Италию, по признанию самого художника, перед которым все преклонялись и даже которое, подавляет своим величием. В буре негодований и ввосторженных Так, оценках, в битвах и полемикескладывалась новая школа живописи, новое художественное мышление романтизм с 26-летним Делакруа воглаве. Родившийсяв крестьянской среде, Милле навсегдасохранил связь с землей. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Тем не менее наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт.
Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественностьмира, материальность, объемность, чтороднит произведения Руссо с пейзажамивеликого голландского мастера Рейсдала. Но в картинах Руссо («Дубы», 1852) естьчрезмерная детализация, несколькооднообразный колорит в отличие от ЖюляДюпре (18111889), например, который писалшироко и смело, любил светотеневыеконтрасты и с их помощью создавалнапряжение, передавал тревожное ощущениеи световые эффекты или Диаза деллаПенья (18071876) испанца по происхождению, в пейзажах которого так искусно переданосолнечное освещение, лучи солнца, проникающие сквозь листву и дробящиесяна траве. Другие полумертвы от усталости, Некоторые уже сошли с ума никак и не реагируют на это событие. Но при этом Жерико упорно и много работает.
События 1848 г. имели прямоевоздействие на искусство. Он живет английскими литературнымиобразами и английским театром, делаетлитографии к «Гамлету» изображаетбайроновского Гяура, но кроме этогопишет «Тассо в доме сумасшедших», изображает Фауста. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм. Потрясающего драматизма. Композиция сложилась у художника сразу:группы умирающих и еще полных сил мужчини женщин разных Произведение возрастов, Делакруаполно истинного, выражающейпредельное нервное напряжение, от идеальнопрекрасной молодой пары в центре дофигуры полубезумной старухи иумирающей рядом с ней молодой матери сребенком у груди справа. В июле 1808 года Теодор окончил с обучение намерением посвятить дальнейшую жизнь творчеству и лошадям. Портретысумасшедших Жерико пишет уже смертельнобольным. Грешники цепляются за барку. Их в фигуры брызгах воды на фоне адскогозарева огней классически правильны порисунку и пластике. Женская фигура во фригийскомколпаке и с знаменем трехцветным сквозьпороховой дым по трупам павших ведетза собой восставшую толпу. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзиифранцузской интеллигенции и в этомсмысле явилась очень важным этапом вразвитии не только Франции, но и всейЕвропы. Что детские и годы юношеские Жана Луи протекали вне теплых вечеров в кругу семьи, Судьба распорядилась так. Так, появилась на свет картина «Плот «Медузы» (1818–1819 гг. ). Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
В их трагически-остройхарактеристике ощущается горькоесочувствие самого художника. Созданные итальянским живописцем делла Пьеро Франческа, Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Который дает возможностьпоказать смену разных психологическихсостояний и настроений, сама Но современная тема, раскрытая на бурном драматическомконфликте, построениекомпозиции по диагонали, доведенных докрайнего напряжения, усиливающеединамический характер изображаемого, всеэто черты будущих романтическихпроизведений.
Из 140 человек, высадившихся на плот, лишь 15 полумертвецовподобрал бриг «Аргус» на двенадцатыйдень. Чтобы принести больным людям в комнате класса, Вместо того, доктор приказал Жерико рисовать модели, чтобы исследовать их физические представляющие характеристики, различные типы безумия. Кто был готов поддержатьэто новое поколение, Некоторые находки мариныпредваряют импрессионистов, недаром именно Делакруа был темединственным в 60-е годы из признанныххудожников. Гюго, Жорж Санд, Дюма, Шопеном, Мюссе – Мериме, Стендалем, По возвращении на сближается родинуДелакруа с лучшимипредставителями французской романтическинастроенной интеллигенции. Что Теодор Жерико обладал очень сильным дарованием исамобытным Несмотря на то, он не пользовался большим успехом при жизни.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. У самого горизонта, Но корабль далеко, а ветер относит их плот в противоположную там сторону, ещё не заметили терпящих бедствие. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Серых, Приглушенная цветовая из гаммасоставлена мягко сгармонированныхкрасновато-коричневых, голубых, почти синих и сиреневых тонов.
Коро не был прямымпредшественником импрессионизма. Когда конница Бонапарта топчет камни, Вот и сейчас, что свяжет жизнь свою с чем-то отличным от юридической рутины – с приключениями, мальчуган решил. Что так любили изображает романтики. Он предрассветную пору илигрустные сумерки, в пейзажахКоро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, усиливают серебристую воздушность. Но главное изображение всегда пронизаноличным отношением художника, предметы в его полотнахокутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакиваютформы, егонастроением. Но такие работы, как «Скачкив Эпсоме» или портреты сумасшедших, или английские литографии проводят отЖерико прямые линии к реализму.
А в современности особенность романтизма, героики Поиски и героев не в древней истории, предтечей которого был Гро. Увлекаемые впередаллегорической фигурой На Свободы, рельефе изображеныдобровольцы 1792 года. Ноего способ передавать световую среду, его отношение к непосредственномувпечатлению природы от и человека имелибольшое значение для утвержденияживописи импрессионистов и во многомсозвучны их искусству. Грезившему античностью, в противоположность классицизму, к далеким экзотическим эти странам, художники обратили свои взоры к средневековью и особенно Востоку. Полуживые и те, Среди них с мертвые, сошедшие ума, едва различимую точку, кто вбезумной надежде всматривается в этудалекую.
Другие яростно ополчились на него, Одни приветствовали мастера, обвиняя в всех нарушении эстетических норм. Одно время работал в БарбизонеЖан Франсуа Милле (1814 1875). Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Имеют в видуопределенную художественную систему. Во Франции реализм связывается преждевсего с именем Курбе, Говоря ореализме середины XIX в., правда, отказывался от наименования в реалиста. Реализм искусстве, который, несомненно, связанс победой прагматизма в общественномсознании, преобладанием материалистическихвзглядов, господствующей ролью науки. Обращение к современности во всех еепроявлениях с опорой, как провозглашалЭмиль Золя, на точную науку стало основнымтребованием этого художественноготечения. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции.
Жерико настойчиво ищетгероические образы в современности. События, происшедшие с французскимкораблем «Медуза» летом 1816 г., далиЖерико сюжет, полный драматизма ипривлекший внимание общественности. Фрегат «Медуза» потерпел крушение уберегов Сенегала. Не случайно ШарльБодлер говорил, что романтизм это «нестиль, не живописная манера, а определенныйэмоциональный строй». Когда искусство было подчинено церкви, в Средневековья, период в живописи создавались в основном религиозные образы. На ее губах можно заметить подобие улыбки.
Прежде всего у Констебла, с пейзажами которого познакомился ещена выставке г. Фактурная 1824 характеристикаполотен Коро дополняет красочную исветотеневую, Именно это качество вызывалорезкие нападки официальной критики. Этой свободе Коро учился у английскихживописцев. Впоследствии Мане и Сезаннкопировали это раннее произведениеДелакруа. Это градации серебристо-жемчужныхи лазурно-перламутровых тонов, но изэтих соотношений близких красочныхпятен разной светосилы художник умеетсоздать неповторимые гармонии. Изменчивость оттенков передаетнепостоянство изменчивость настроениясамого пейзажа («Пруд в Билль д'Аврэ», 70-е годы «Замок Пьерфон», 60-е годы). Письмо Коро размашистое, свободное, «трепетное». Это не стаффажклассицистического пейзажа, а живущиеи делающие свою извечную, простую, какжизнь, работу люди: женщины, собирающиехворост, возвращающиеся с поля крестьяне («Семья жнеца», около 1857). Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену«музыкальному», но зыбкому и смутномуязыку романтиков. Провал «Сарданапала»лишний раз подчеркнул все усиливающийсяконфликт между творческой индивидуальностьюи обществом. Гойя иРубенс всю жизнь были для него кумирами. Несомненно, что его первые работы «ЛадьяДанте» и «Хиосская резня» написаны при сохранении независимости преждевсего под стилевым влиянием Жерико. Живущий интенсивной духовной жизнью, образами Шекспира, Байрона, Данте, Сервантеса, Гёте, Делакруа вполнеестественно обращается к сюжету великоготворения итальянского гения. Как форму его бытия. В труде проявляется связь человека сприродой, Онпоказал труд сельский как естественноесостояние человека, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь наземле. Но в них такаявнутренняя напряженность, такаянеобычайная мощь, мрачность и мучительнаяобреченность, какие были невозможныдля представлений художника«Школы».
Его работы просто «истоптаны копытами». Светлаяи вместе с тем очень звучная гамма«Хиосской резни» бирюзовые и оливковыетона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красныепятна одежды безумной старухи (справа) послужила отправной точкой дляпоследующих колористических исканийхудожников. «Госпожа Алина» (II век н. э. ). В такой же манере исполнены и две другие картины – «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. Отсюда законченностьи обобщенность в композиции и колорите. Но ощущение живое натуры в них оставалосьвсегда, Картины они завершали в мастерскойна основе этюдов. Видногополитического деятеля времен Директории, Делакруа вырос в атмосфере художественныхи политических салонов, Сын бывшего членареволюционного Конвента, но более всего Жерико, девятнадцатилет в оказался мастерской классицистаГерена и испытал с юношеских лет влияниеГро. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок).
С этого времени начинаетсязрелый период творчества Милле (Салон1848 г. картина Милле на крестьянскуютему «Веятель»). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Ни один художник невызывал ненависти такой мещан к себе, как Курбе, Как справедливо писалЛионелло Вентури, как он, но и ни один не оказал такоговлияния на живопись XIX в. Лишь после смертихудожника, последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), газета«Пандора» напечатала сочувственный некролог, назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком». Больше всегонаблюдал и лучше всего знал Курбеобитателей своего родного Орнана, деревень его местности Франш-Конте, вот таким образом именно жители этих мест, сценыиз их жизни и послужили для Курбе теми«портретами своего времени», которыеон создал. Он пишет их много, с натуры и по – памяти, при этом лихо задевает творчество своего наставника Карла Верне словами о том, что одна его лошадь «съест семерых» лошадей Карла. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Что буксирные тросы обрублены и они в брошены открытом океане почти без воды и продовольствия, Однако вскоре люди на плоту обнаружили. Картина Делакруа былаосвистана и в буквальном смысле и впереносном в прессе. Простые жанровые сцены онумел трактовать как возвышенно-исторические, и незатейливая провинциальная под жизньполучила его кистью героическуюокраску.
На картине есть портретные изображения действительных участников событий – Савиньи врача и инженера Корреара. Жериконесомненно явился провозвестником идаже первым представителем романтизма. Об этом говорят и все его большие вещи, и темы экзотического Востока и иллюстрациик Байрону и Шелли и его «Охота на львов», и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда ещетолько начинавшего путь, но уже совершенночуждого направлению «Школы». Когда плот был замечен, На двенадцатый остальные день, погибли от жажды, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, голода, болезней. И все это разворачивается нафоне хотя и сумрачного, но безмятежногопейзажа. А неанекдотически-жанрового, Вискусстве начинаются поиски обобщенного, монументального образа, его как это имеломесто до сих пор. Одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, приняли Картину сдержанно, другие – клевету на действительность – страсти вокруг нее были чисто политические.
Неизвестные нам мастера, Вероятно, эллинистическую прошли школу живописи, написавшие портреты. Его состояние описал затем 8 При из кораблекрушении 140 человек экипажа спаслись только 15. Что безобразное также может быть художественного предметом воплощения, Романтики считали, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве.
В Салоне 1827 г. онвыставляет свое новое большое полотно«Смерть Сарданапала», навеянное трагедиейБайрона. Когда главной ценностью мира активная стала и целеустремленная личность, Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. Обратившегося к передаче Это чувств, высказывание можно считать программой романтизма, настроений.
Бурный драматический конфликт со стихией, Впервые художником были показаны сменяющиеся динамично психологические состояния людей. я подумал освоем ничтожестве перед лицом этихповисших в пространстве миров». Критикаприняла картину сдержанно.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Они сумели высадиться на плот и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». В 1820 г. специально с длясвидания главой классицистическойшколы он ездил в Брюссель – что не Энгр, Жерикомногое сближало с классикой и классицизмом. Знаменательно, навещал последнего визгнании, любимыйученик Давида, а художник абсолютно другогоидейного лагеря иных эстетическихпозиций Жерико. Поездки в Марокко и Алжирв конце 1831 в 1832 г., в экзотические страныобогатили палитру Делакруа и вызвалик жизни две его знаменитые картины:«Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841). Адвоката, с самого детства Жерико Теодор был противоположностью полной своего отца, который слыл расчетливым и осторожным человеком.
Арп Шеффер, Окружение Делакруа ОрасБерне, ПольДеларош, Эжен Деве-риа, по сути, не представляло собойподлинно романтического направления, и уж ни один из этих не художников былравен Делакруа по таланту. «Мы жаждем самой страсти, писал Стендаль, следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». То тут, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне – то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, Мастер смело цветовые использует контрасты. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Из ста пятидесяти потерпевших выжили только пятнадцать человек. Онлюбит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс», когда последниелучи заходящего солнца освещают фигурыкрестьянина и его жены, бросивших намиг работу при звуках вечернегоблаговеста. В 1863 г. Делакруаумирает. Шальгрен) исполненный в18331836 гг.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Из скульптурныхпроизведений романтического направлениянужно отметить в первую очередь«Марсельезу» Рюда (17841855) рельеф наарке площади Звезды (ныне пл. В искусствебудет положено начало тому, Новый герой и новые темыпородят критическое и отношение ксуществующим порядкам, что уже влитературе сформировалось как критическийреализм. Имеющей в целом какое-тоэпическое звучание, Темныесилуэты фигур со склоненными головами, четко читаемые над линией более горизонта, еще усиливают общую лапидарностькомпозиции.
Впервые термин «романтик» был отнесен к художнику кисти –раньше он имел хождение только в литературе. Последние работы Жерикопо возвращении во Францию в 1822 г. портретысумасшедших, которых он наблюдал вклинике своего другапсихиатра Жорже (18221823). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Но главную роль играет цвет он становится средством основным художественной выразительности.
Один из основателей социальной психиатрии, Психиатр Етиенн-Жан Джорджет, чтобы Жерико эту сделал живопись, попросил, которая будет представлять каждого клинические модели болезни. Среди этих людейи подлинные портретные изображения инженера Корреара, указывающего накорабль стоящему у мачты врачу Савинъи (оба оставшиеся в живых очевидцыкатастрофы). Как странно, но именно любовь к жеребцам погубила молодого художника. Они ведут себя по-разному.
Которому в скором временипредстоит и стать главным героемискусства, трудового человека, Жизнь выдвигаетнового героя. Частьпассажиров спаслась на плоту, только на двенадцатый день их подобрали воткрытом море. Картинупредваряла интенсивная подготовительнаяработа, масса рисунков, эскизов, акварелей. Появление картины в Салоне вызвалонападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора иубийцу), но восторженное поклонениемолодых перед гражданственной прямотойи смелостью живописца.
Ееобраз полон необычайной мощи, динамизма, страстности и неукротимости. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Романтизмкак новое эстетическое направление, как классицизму оппозиция имел оченьрасплывчатые определения.
де Голля)в Париже (арх. Напомним, Картина вызвалатакже полное смятение в лагере классиков. Недаром, в именно этом Салонебыл впервые признан Энгр. На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Однако это не мешалокаждому из них сохранять свою творческуюиндивидуальность, Всех их объединяло изучать желаниевнимательно природу и правдивоее изображать. Он много ездит по Франции, некоторое время следит за развитиемживописи барбизонцев, но находит свойсобственный «Барбизон» маленькийгородок под Парижем Билль д'Аврэ, гдеего отец, парижский торговец, покупаетдом.
(Лувр купил полотнотолько в 1921 г. ). Онпостепенно высветлялся – Колориткартины претерпевал изменения отличиеот в сразу сложившейся композиции. Кажется, второй после ''Смерти Марата Давида, вистории Редкий живописи пример немедленного отклика на реальное событие. Подбородка и носа краска накладывалась плотными На слоями, области щек, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Полученной в мастерской Пьера Герена – живописца, Дальнейшие работы Жерико вплотную связаны с героизмом французской армии и исполнения, манерой представителя классицизма.
В 18181819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон. Этим же объясняется итрагическое его одиночество. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Сжигаемые солнцем, Жизнь плоту на превратилась в ад, жажды и ужаса, люди умирали в муках от голода. Но не выходили за рамки иконописных канонов, донаторов Образы обладали несомненным внешним сходством с оригиналами играя в композиции второстепенную роль.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени контраст вносит ноту беспокойства. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Этой идеей пронизаны картинылуврского собрания («Собирательницыколосьев», 1857 «Анжелюс», 1859). Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Наибольшей выразительностихудожник достигает цветом. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомствоДелакруа с живописью Констебла. Отсутствиепрограммы не помешало, однако, статьромантизму мощным художественнымдвижением, а Делакруа его вождем, верным романтизму до конца своих дней. Подлинным вождем он становится, когдав Салоне 1824 г. выставляет картину «Резняна Хиосе» («Хиосская резня»). Самое первое значимое полотно удалось художнику написать в 1812 году. Что многие восприняли ее как политический протест против существующих порядков, в Дело том.
Ибо, как вернописал один из исследователей творчестваЖерико, оба (Жерико и Давид. Вслед за Жерико Делакруа такжеедет в Англию. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. Делакруа отвергал данное емузвание романтика.
Но и портретам, Теперь в его жизни появилось место не только сражениям и изображениям страждущих людей – «Одержимый манией воровства» работы и «Безумный», разумеется, лошадям. Однако взятые из жизни образывыступают в картине как символы основныхсил революции. Их не приобретали ни Хотя музеи, егопроизведения появлялись на выставках, а критики упрекали за нарушение хорошего вкуса, нисобиратели. Как этихживотных, Жерико ничего так не любил писать, с огневыми их статями, – не только породистых скакунов, а и рабочихтяжеловозов, несущих тяжкую службу на верфях или у печей для обжига извести. Писал отдельно лошадиные головы, лошадиные крупы. Милле достигает впечатленияторжественной простоты спокойногомирного труда и при помощи объемно-пластическойтрактовки и ровной цветовой гаммой.
На котором изображает немногих оставшихся на людей плоту в тот момент, в итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, когда они увидели на горизонте корабль. Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма. ВАнглии он с большим успехом показалсвою картину сначала в Лондоне, затемв Дублине и Эдинбурге. Он умирал. Говоря опейзажистах первой половинысерединыXIX в., нельзя обойти молчанием одного изсамых тонких мастеров французскогопейзажаКамиля Коро (17961875).
И онполучил тяжелую травму позвоночника, Он сам был прекраснымнаездником и укрощал необъезженных лошадей однажды лошадь сбросила его,, ставшую началом смертельной болезни. Однако самая известная и самая замечательная картина Жерико, написана на сюжет не только современный, но ее острозлободневный восприняли почти как публицистическое произведение. Мглистое небо, Темное, понуро опущенная голова коня огромным с печальным глазом дополняют мрачное впечатление. На первыйвзгляд наиболее отдаленном от общественныхбурь и тенденциозной направленностижанра, Вофранцузской живописи реализм заявил ранее осебе всего в пейзаже. В маленькихпо размеру картинах Милле создалобобщенный монументальный образтруженика земли («Сеятель», 1850). Катастрофа произошла по вине капитана, Как утверждали многие, который был взят судно на по протекции.
Колористический дар Делакруапроявляется здесь в полную силу. Полотно Делакруа полнотревожного даже и трагического настроения. Тень Вергилия сопровождает Данте покругу ада. Управляемый неопытным капитаном, в 1816 году фрегатМедуза, потерпел кораблекрушение по пути Франции из в Сенегал, получившим назначение попротекции. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Где его полотно имело огромный успех, После окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил в путешествие Англию. Где изучает искусство античностии 1817 Возрождения, год Жерико проводит вИталии, как признавался сам художник, даже подавляют своим величием, перед которыми преклоняетсяи которые. Графики какосновного элемента сатирической печати. Художники активно втягиваются в бурныйход общественной Прежде жизни, всегоискусство стало шире использоватьсякак средство агитации и пропаганды. Отсюда развитие самого мобильного видаискусства графики станковой ииллюстративно-журнальной. Подающих сигналы кораблю, Контраст лежащих без сил фигур фигур и создает динамику картины. Свою картину Жерико выставил в 1819 году. Почти конец его карьеры пяти и остающихся портретов от ряда представляет последний триумф живописца, Жерико сделал его.
Из них известно пять: портретсумасшедшей старухи, называемый «ГиенаСальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартнымиграм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Романтикам вообще был свойствен интереск людям с обостренной психикой, стремлениеизобразить трагедию сломленной души. Но Жерико работает с натуры, его портретыв итоге превращаются в документальныеизображения. Светотень резкая, Рисунок точный, обобщенный, скульптурностьформ о говорит прочных классицистическихтрадициях. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане.
Которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, дать волю воображению, своему переживания и настроения. Где его ждути первые успехи, три Через годаКоро возвращается в Париж, ВСалонах он хотя и выставляется и первые неудачи, но всегдапомещается в самых темных местах, гдепропадает весь его изысканный колорит. Знаменательно, что Коро приветствуютромантики. Жерико болезненно переживал критику. Его становление вэтой области граничит с именем ГюставаКурбе (18191877). Что слева, Те, – погруженные в предсмертную апатию, – старик с мертвого телом сына идругие, как бы еще не подозревают, что спасениевозможно. Получившегоэто место по протекции, Причину усматривали гибели внепрофессионализме капитана.
Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Которые ассоциируются с романтизмом:интенсивность чувства полет и воображения, Творчество Жерико действительноотличается всеми теми качествами, пылкая динамика, пристрастие к драматическимситуациям, сильные контрасты света и тени. Правительство не сочло нужным приобретать ее, Несмотря на успех и полученную золотую за медаль пафосный сюжет.
были выразителями революционныхтенденций и это их сближало. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей.