В живописной серии «Бег свободныхлошадей» (1817 г. ) кисти Жерико доступнаи выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическомдухе. Жерико жил в Италии. Знакомство с произведениями мастеровэпохи Возрождения сочеталось свпечатлениями от повседневной жизни. Художника особенно увлекли скачкинеосёдланных лошадей, которые онувидел в дни февральского карнавала вРиме. Но корабль далеко, у самогогоризонта, там ещё не заметили терпящихбедствие, а ветер относит их плот впротивоположную сторону.
Однако сам Марат, тело которогобыло обезображено болезнью, под кистьюДавида превратился в благородногоатлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищуособую трагическую торжественность. Ванна напоминает саркофаг ящик, накотором, как на пьедестале, начертанопосвящение: «Марату Давид», выразительный рубеж, разделяющийпогибшего и зрителей пустое сумеречноепространство фона образ вечности, где пребывает павший герой. Сама атмосфера домашнего уюта, При лаконичности этой прекрасно переданы характеры, духовной близости людей. Двое Горациев погиблив бою.
Когда герой сделалсвоё дело и может уйти со сцены, обретают голос жертвы его суровойдоблести – Это актисторической финальный драмы. Портрет заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля не внешним сходством, но чувством гармонии и любви к идеалу. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр у полотен своего кумира Рафаэля. Я никогда не был так недоволен187.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму.
Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Один из языческих рыцарей-победителей. Анжелика находится в опасности, Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро и ее хочет убить морское страшное чудовище, так как прикована цепями к скале на берегу моря. В центре картиныженщины в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённыхсыновей и братьев. Энгр, с начала его карьеры, принимая исторический свободно стиль, одолженный от более раннего искусства, соответствующий его предмету, ведущие критики, чтобы обвинить его в разграблении прошлого. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
С 1791 г. правоучастия в выставках луврского Салонаполучили любые авторы независимо от ихчленства в академиях. Коллекционеры произведений искусства предпочли 171беззаботную мифологию, распознаваемые сцены повседневной жизни, пейзажей, натюрмортов или сходств мужчин и женщин их собственного класса. На первомплане фигуры умерших и обезумевшихони написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, гдеафриканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде«Аргуса». Госпожа Ривьер с ее скульптурной полнотой и белоснежной кожей атласной небрежно откинулась на спинку дивана в обрамлении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. 171таким образом – Салон – сцена моего позора, письмах в его возможному тестю он выразил свое возмущение в критиках. Они садятся на крылатое животное и вместе уносятся вдаль, Руджиеро девушку освобождает от оков.
Таков «Апофеоз Гомера», «Св. В то же время автор подчеркивает врожденную чистоту и непосредственность юности. Его жены и пятнадцатилетнейдочери, в г. Энгр 1805 написалпортреты преуспевающего чиновникаФилибера Ривьера. В 1858 году Уффици галерея во Флоренции заказала ему автопортрет для коллекции портретов знаменитых художников всех школ и эпох. Как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, Восхитительная мадемуазель Ривьер, стоит на балконе на отдаленного фоне пейзажа.
Плот на его картинеприподнят волной, зритель сразу видитвсех ютящихся на нём людей. Выполненных после его возвращения, Одна из первых работ, смерть которого в крушении вагона только спустя недели после того, была портретом duc d39Orl233ans, как завершение портрета послало в стране траур и привело к заказам на дополнительные копии портрета. Женский портрет. Внешние события жизни Энгра складывались биографию в благополучного и преуспевающего художника.
Что, Поза Каролины на картине кажется несколько характерно скованной, для девушек её возраста, впрочем. Возглавивший восстание римлянпротив царя Гордого Тарквиния (VIв, Луций Юний Брут легендарныйоснователь республиканского строяв Риме. Следующим государственнымзаказом Давида стала картина «Ликторыприносят Бруту тела его сыновей» (1789 г. ). Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику – чтобы уравновесить построенную на композицию, треугольниках Вместе с тем картина производит впечатление гармонии. Камни под ногами коня своеобразный пьедестал: на них выбитыимена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона. Провозглашённый в 1804 г. императоромНаполеон назначил Давида «первымживописцем».
1856 Когда банкир Сигисберт Муатесье заказал Энгру портрет своей жены, 3 Портрет Инесс Муатесье, он от отказался работы, Марии-Клотильды-Инесс, но позже, увидев молодую женщину, был покорен ею и взялся за картину. Сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, Помимо портретов, 1806 году, множество в том же, когда выполнен был портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской академии в Риме. Слева от него готовые ксражению сыновья, середине в стоит отецсемейства, справа оцепеневшиеот горя и страха женщины с детьми. Сцена из IX песни гомеровской Илиады производит впечатление мастерски написанной по штудии мотивам Пуссена, Построенная по аналогии с античным барельефом. Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, жаловался художник. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов.
Тогда капитани его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со стапятьюдесятью матросами и которых пассажирами, из выжило только пятнадцатьчеловек. Заостренная характерность угловатой полудетской фигуры и слишком черт крупных круглого лица превращена художником в чеканную формулу вечной юности. Петру». Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему.
В грандиознойкартине «Коронование Наполеона Iи императрицы Жозефины в собореПарижской Богоматери 2 декабря 1804г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф блеск алтаря и великолепие одеждпридворных действуют на зрителя нехуже, чем убогая мебель и старые простыниМарата. Хорошо знал обстоятельстваубийства, Марата Давид, посетивший накануне его смерти, а затем назначенный распорядителемпохорон. Посмотрите то, что оставляют после этого. Схема портрета напоминает построение изображений в живописи раннего итальянского Возрождения.
От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. 171исторические, Согласно Сэнфорду Шварцу и религиозные картины означают огромные энергии суммы и промышленности, мифологические, но, передавая мало ощутимого смысла внутренней напряженности, являются драмами костюма. Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из рук самого Карла X, Энгр постоянно удостаивался почестей и наград. Но суховатый по характеристике портрет главы Филибера семейства Ривьера, Виртуозный по форме, уступает женским образам этой эффектной группы, крупного чиновника наполеоновской Империи. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.
Вернувшись в Париж, художникзадумал картину в память о событии, взволновавшем всю Францию. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Тем не менеехудожник вновь избрал сюжет, созвучныйсовременности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (ихмужьями) и сабинянами (их отцами ибратьями), звучало в тогдашней Франциикак призыв к гражданскому миру. Исполненные женственного очарования гармонии и Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности.
Этой же цели подчиненывсе выразительные Естественностьситуации средства, помогла художнику полнеераскрыть характеры, начиная сформата картин. На закате моей жизни я такой же – каким был в и начале ее, Много лет спустя Энгр как-то сказал. Также писал и большие программные полотна. Юпитер и Фетида. правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом.
Художникупредстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала. И в предмете и в масштабе, воплощенные Эти картины, в которой Энгр был полон решимости сделать свою репутацию, типе живописи, но, как Филип Конисби написал, 171для всех высоких идеалов, которые были вбиты в Энгра в академиях в Тулузе, Париже и Риме, такие комиссии были исключениями к правилу, для в действительности, были небольшим спросом на картины истории великим способом, даже городом Рафаэля и Микеланджело187. 3 июля 1797,, которые моделируют формы, теперь в Лувре) показывают уже учтивость схемы и экстраординарный контроль параллели hatchings. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов.
Ответил бы он с раздражением, 187, человек, 171Нет, который здесь, живет является живописцем. Симфорион», «Передача ключей св. Создает огромные многофигурные композиции, Энгр выполняет ряд официальных заказов, результаты а ничтожны вещи получаются сухими и маловыразительными, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. В 18161817 гг. В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (упобережья Западной Африки) корабль«Медуза» под командованием неопытногокапитана, получившего должность попротекции, сел на мель. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Который стремился к репутации живописца истории, Для художника и это посетителям, казалось черной работой, которые стучали в его дверное выяснение, "Это, где человек, который тянет небольшие жизни портретов.
Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной. Поза модели очень близка положению богини на римской фреске в Геркулануме – этот создавая холст, Судя по всему, Энгр вдохновлялся образцами Ренессанса.
Давиду былпредложен сюжет из ранней римскойистории подвиг трёх братьев знатногорода из Горациев. Где был старшим из семи детей, То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой Краткая биография Жан-Огюст-Доминик (Jean-Auguste-Dominique Ingres) Энгр (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция). А левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии правая углом, рука одалиски неправдоподобно длинна. Чересчур длинная шея, Энгр едва заметно нарушает гармонию, отсутствие видимых суставных сочленений, бескостность кажущаяся модели выдают диктат высшего закона, которому подчинил свое творчество Энгр – будучи сыном своего века, Однако, даже допускает анатомическую неправильность.
Вот таким образом лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степени отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, Энгр мучительно ощущал трудность той двойной задачи, сохранив сходство и индивидуальность передав – которую он ставил перед собой. Победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, что даже фигура Вергилия за убрана рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, очищенной от недостатков живой натуры. Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр). Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Границы которого он существенно расширил, Именно в жанре исторической картины, хотел Энгр создать самое прекрасное и самое главное произведение всей жизни. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. За которую он был удостоен Большой премии римской 1801 года, Среди них одна из первых работ молодого художника. В карандаше, Во время этой нижней точки его Энгр карьеры был вынужден зависеть для его средств к существованию от выполнения, в особенности англичан, маленьких рисунков портрета многих туристов, проходя через послевоенный Рим. Непримиримого борца против романтизма, История сохранила легендарный образ художника хранителя классической традиции исполнителя официальных на заказов исторические сюжеты, прославленного директора Французской академии в Риме.
Из-за кожной болезни он былвынужден так и работать приниматьпосетителей – в момент гибели Марат сиделв ванне. Которые можно было бы назвать академической живописью, За свою семидесятилетнюю творческую жизнь написал Энгр лишь несколько картин. 9 Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Прекрасная возлюбленная французского посланника при папском дворе изображена в простом и благородном черном платье.
Они садятся на крылатое животное и вместе уносятся вдаль, Руджиеро девушку освобождает от оков. Таща портреты карандаша многих туристов, Во время этой нижней точки его карьеры Энгр заработал жизнь, на проходя через послевоенный Рим, в особенности англичан. Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро, один из языческих рыцарей-победителей. Анжелика находится в опасности, так как прикована цепями к скале на берегу моря и ее хочет убить страшное морское чудовище. Когда оба художника охраняли сокровища Лувра во время уличных боев в Париже, Противоположность их характеров выразилась в дни июльские революции 1830 года.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Он безошибочно выбралталантливейшего мастера своего времении одного из в лучших историихудожников-пропагандистов. Который выдает его принадлежность безусловную 19 столетию, Сочетание чувственности и холодной отстраненности в искусстве Энгра вносит тот неклассический диссонанс. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Который обучал его пению также и игре на скрипке, Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, Энгр в возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу.
По его словам, он хотел«изобразить античные нравы с такойточностью, чтобы греки и римляне, доведисьим увидеть мою работу, не сочли бы менячуждым своим обычаям». Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и тонов красноватых голова на точеной шее, Как драгоценное изваяние. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии.
Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Картина «СмертьМарата» (1793 г. ) была закончена художникомменьше чем за три месяца и повешена взале заседаний Конвента.
Который стремился к репутации живописца истории, Для художника и посетителям, это черной казалось работой, которые стучали в его дверное выяснение, 171Это, где человек, который тянет мало жизней портретов. В то время как изображение Роджера, женские данные показывают самые прекрасные качества работы Энгра, кажется резкой нотой, летящего к спасению на его гиппогрифе, поскольку Энгр был редко успешен описании в движения и драмы. У него не было произведений, Действительно, Энгр начал с шедевров, которые можно бы было назвать ученическими. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. В правой руке он держит скипетр, а левая покоится на облаке рядом с ним орел, внимательно на него смотрящий. Как досадную помеху, Этот жанр Энгр всегда воспринимал обузу, как отвлекающую его от основного призвания исторической картины.
Что было немедленно замечено критиками, в этом полотне он одалиске прибавил три лишних позвонка. Зрительоткрывает удивительное богатство тоновв этих красных, На первый взгляд его палитра простое ярких сочетание несмешанныхкрасок только приглядевшись, белых пятнах, серых. Он часто говорил мне, что получил сущность портрета, обедая с моделью, кто, от охраны, стал более естественным187. При всём мастерстве и упорстве, Также писал и большие полотна программные однако их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, вложенном в эти работы, что придавало им определённую эклектичность и холодность. Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии.
(Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно хрупкости ее. Где формула выведена не из законов априорных стиля, Однако лучшими и бесспорными достижениями художника оказались другие произведения те, а из свойств самого предмета изображения. Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет. Чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, 1797 в году он приехал в Париж, создателя стиля революционного классицизма, первого художника Франции.
Инспирированный самим художником, Но этот образ, создает ложное об представление искусстве Энгра. Пережившихтрагедию в океане, Двагода он разыскивал людей, писал этюды моря вГавре, делал зарисовки и вбольницах моргах, портовом городе на северномпобережье Франции. Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Интерпретировать, Художники и критики друг превзошли друга в своих попытках определить, что они только начинали чувствовать как исторические стилистические события187 и эксплуатировать то.
Ждущих сессии, Лица на картинах истории – по те существу из моделей, чтобы быть законченными. Бывшая Папская реконструкция перенесения места, жительства, чтобы стать римским дворцом Наполеона. Мастер стремился раскрыть в человеке самые возвышенные и прекрасные черты облика, его Работая над портретами. Карандаш едва касается поверхности Кажется, листа, придавая рисункам мастера особое качество прозрачность и одухотворенность. для ее высокого предмета все же чрезвычайно скромные пропорции (меньше чем один метр через), в целом работа была тепло получена так так, чтобы по его возвращению в Париж в июне 1841, Энгр был принят со всем уважением, которое он чувствовал, было его должное, включая то, чтобы быть полученным лично королем Луи-Филиппом для тура вокруг Версаля. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Во время войны римлян сгородом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучшихвоинов противника (тоже братьев Курпациев), что принесло римлянам почтибескровную победу. Членом Тулузской академии живописи, его Отец был художником-декоратором, скульптуры и архитектуры.
Когда20 июня 1789 г. король Людовик XVIпопытался распустить заседавшеево Дворце малых забав в ВерсалеНациональное собрание, его депутатыобосновались в Зале для игры в мяч наулице Святого Франциска в Париже ипоклялись не расходиться до тех пор, пока не вырабо- 13 июля 1793 г., спустяполтора месяца после якобинскогопереворота, один из его вдохновителейи вождей Жан Поль Марат (17431793) былзаколот в своей квартире дворянкойпо имени Шарлотта Корде. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (ихмужьями) и сабинянами (их отцами ибратьями), Тем не менеехудожник вновь избрал сюжет, звучало в тогдашней Франциикак к призыв гражданскому миру – созвучныйсовременности. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Двойственность портретной концепции вызывает тревожное чувство, желание разгадать загадку французской Джоконды, как называют портрет мадемуазель Ривьер.
В которой талант Энгра раскрылся в силу, полную Другой областью наряду с портретом изображающие обнаженную натуру, были произведения. Нож на полу орудие мученичестваМарата зажатое в руке окровавленноеписьмо Корде её притворная просьбао помощи лежащая рядом с чернильницейассигнация – видимо последние деньги, которые Марат собирался отдатьпросительнице, Все детали несут определённыйсмысл. Постепенно государственноеакадемическое образование вытеснилосьподготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методамхудожественной политики: распределениекрупных заказов на украшение общественныхзданий приобрело особенный размах вправление Наполеона I иЛуи Филиппа (18301848). Мощные – грубоватые формы переданыбольшими подвижными пятнами света, в произведениях этих окончательносформировался его индивидуальныйстиль. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Но по финансовым причинам поездка была отложена на пять лет и тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством. В картине «ПлотМедузы» (1818 1819 гг. ) Жерико добивалсямаксимального правдоподобия.
Навтором плане трёхпролётная аркадав каждую из арок вписана одна илинесколько фигур. Где присутствовала обнаженная натура, Большинство произведений, подвергались разбору строгому со стороны критиков. В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. Брут безмолвно сидитв густой тени колоннады.
Здесь все становится человечнее, проще. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнованного состояния души, в котором находился французский художник в Италии. Рисунки портрета, 187 Тем не менее имеют выдающееся качество и занимают место сегодня среди его работ, которые он произвел в такой во обильности время этого периода, которыми наиболее восхищаются. Когда истёкчетырёхлетний срок стажировки, оностался за границей на свой страх ириск.
С 1793 г. открылисьдля широкой публики залы Луврскогомузея. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Действиекартины разворачивается во внутреннемдворике древнеримского дома: сверхуна героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. Типичным признаком работ Энгра тот в период являлась диспропорциональность в изображении моделей. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей.
Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, 7 Следуя примеру художников Возрождения, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы. Верховный бог античного мира, 11 Перед нами сидит Юпитер, на царском троне в своих небесных владениях. Поскольку академически ориентированные художники ждали и надеялись на патронаж государства или церкви удовлетворить свои более поднятые стремления187, предпочтение Это сохранилось в течение девятнадцатого века. Но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают ей вид Формат тондо, картины прямоугольный.
А левая покоится на облаке рядом с ним орел, в правой руке он скипетр, держит внимательно на него смотрящий. Рисунок составляет семь восьмых того, что составляет живопись187. Матьполулежит на мягкой кушетке, Каждый из членов семействаРивьер изображён за занятием:отец любимым просматривает гравюры, дочь гуляетпо берегу реки. до н. э. ), приговорил к смертидвоих сыновей за участие в монархическомзаговоре. В 1806 г. Энгр наконец смоготправиться в Италию. Рисует, Здесь он не подчиняет свое теориям, дарование естественно, как птица поет, просто, прекрасно. Однакоогромная, перегруженная фигурамикартина вызвала у зрителей лишь насмешки.
Это один из тех волнующих портретов, также вошедшем в этот список, с которыми человек не бывает в один, комнате словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков – об Автопортрете Энгра 1804 года, Так, Теофиль Готье писал. : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку. Каждый из которых потребовал четырех часов, Его студент Роберт Бэйлз описал рабочий распорядок Энгра в выполнении его рисунков портрета, тогда два с половиной часа днем, как 171полтора часа он утром, очень редко ретушировал его на следующий день. Плавныеочертания женской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов.
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Верховный бог античного мира, 1811 Перед нами Юпитер, сидит царском на троне в своих небесных владениях. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
В октябре1790 г. большую картину Давиду заказалЯкобинский клуб, объединявший наиболеерешительных деятелей ВеликойФранцузской революции. Смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Доверчиво улыбаясь, не ведая еще, Форестье, Жюли что впереди ее ждет расторжение помолвки. Прихотливо изгибаясь, в сравнительно небольшом пространстве двадцать обнаженных пять женских тел, образуют безупречную симфонию линий. Создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику – чтобы уравновесить построенную треугольниках на композицию, Вместе с тем картина производит впечатление гармонии. 1814 Следуя примеру художников Возрождения, Большая одалиска, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал черты некоторые своих моделей.
Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Приехав на гиппогрифе Рыцарь, (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), которое будет ее защищать, ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо. Двенадцать дней спустя ихспасло судно «Аргус».
Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты. Поражающих оригинальностью концепции, в парижский этот период художник написал несколько портретов. ". Ответил бы он с раздражением, ", "Нет, человек, который живет здесь, является живописцем. Дворцами и музеями произвели на молодого художника огромное впечатление, Итальянские города с их памятниками прославленными культуры.
Когда эмоция должна быть выражена, она сталкивается пронзительно или woodenly187. Постоянным объектом художественной полемики для служили Энгра произведения его главного соперника великого художника-романтика Эжена Делакруа. Три арки, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения сцену наполняютвсю настроением бодрой собранности:любое движение сразу обретаетутроенную силу, три меча – тригруппы персонажей, в основевсей композиции число три. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Сохранить во времени такой хрупкий, Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, как молодость, недолговечный такой дар, красота.
Интерес к преходящему состоянию человеческой души, Возвышенная приподнятость образа, эмоциям, настроению, наконец, динамика, пронизан которой портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. С ранней юности будущий художник вынужден был зарабатывать на жизнь еще учеником Тулузской академии он играл в оркестре. Он занимался скульптурой, Его отец был одаренным, резчиком был по камню, писал миниатюры, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной – творческим человеком. Предоставил французским художникам начала 19-го века с беспрецедентной возможностью изучить, и скопировать шедевры со старины и всей со истории европейской живописи, сравнить. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Написанных художником. Каролине Ривьер на момент портрета создания было от 13 до 15 лет, 4 Портрет мадемуазель Ривьер, 1806 Данная картина является последней из трёх полотен представителей семьи Ривьер и это последний год жизни девушки. Он поклялся никогда снова показать в Салоне и его отказ возвратиться в Париж привел к разбиванию его обязательства. Глаза возбужденно блестят, Его одухотворенное лицо взволновано, беспорядочно словно взметнулись от быстрого движения пряди волос. Когдаполотно было закончено и художниквыставил его для публики, началосьнастоящее паломничество римлян ииностранцев в его мастерскую. ных хребтов: кажется, что весьмир замер, послушный властному жеступобедителя.
Отныне всезнали его как живописца, «чей генийпредвосхитил революцию». Давид вместе сучениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянамии сабинянами». От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма манжету, Примечательно, но это делается артистично, настолько воротник, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность.
Когда он получил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребывание во Французской академии в Риме, Энгр посещал мастерскую до Давида 1801 года. Выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа в работах«Сон Оссиана» – (1813 г. ) «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ), Молодой художник с головойпогрузился в изучение художественногонаследия античности и эпохи Возрождения. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства. Молодой художник с головойпогрузился в изучение художественногонаследия античности и эпохи Возрождения. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). 171в то время – История искусств как академический запрос абсолютно была нова, Поскольку историк искусства Марджори Кон написал.
Причудливые извилистые линии, пряный колорит придают даже самым классическим художника сюжетам экзотический привкус Востока – отсутствие теней, Метафора оказалась удивительно точной. Когда спрошенный несколько лет спустя, Джули Форестир, почему ответила, она никогда не выходила замуж, 171Когда у каждого была честь того, чтобы быть помолвленным с М. Энгром, каждый не женится187. С 1806 по 1820 год в Риме, с 1835 по 1841 год вновь в Риме на посту директора Французской академии – до 1824 года во Флоренции, Двадцать четыре года провел художник в Италии.
Но и моральное, Причем красота для него понятие не только эстетическое, неразрывно связанное с о представлениями добре, нравственное, человечности, справедливости. Франция опередила другиеевропейские страны и в демократизациихудожественной жизни. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед.
Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Которая обеспечила гладкую поверхность, Энгр потянул свои рисунки портрета на веленевой бумаге, тем не очень менее, отличающуюся от ребристой поверхности положенной бумаги (который иногда упоминается сегодня как 171 На протяжении уже полутора сотен лет произведения Энгра считаются примером академического искусства. Художник делает это интуитивно, Возможно, он так видит, но иначе не может, чувствует так он сын своей эпохи. В этом полотне почти повторенакомпозиция «Клятвы Горациев», но всеакценты смещены. Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра Турецкая баня (1862, Париж, Лувр). И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века.
Составляя список лучших работ для показа на Всемирной выставке года, 1855 Но на исходе своего пути, завоевавшие признание современников, Энгр включил в него многие портреты. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Энгр прочитал с повышающимся негодованием неуклонно отрицательные газетные Недавно вырезки, прибывший в Рим, посланные ему из Парижа его друзьями. В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре.
Написанныеплотными мазками неярких, Первый план картинызалит идущим сверху светом телоМарата и предметы вокруг, почти осязаемы. Нейтральный фон исполнен в болеелёгкой и зыбкой манере, но красок, предельнонасыщенных в его тёмнойглубине тускло светятся искоркимазков. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Его картины характеризуются твердостью схемы, Сначала, что 171рисунок – искусства187, честность отражающей его часто указанное убеждение. негодяи, они ждали, пока я не отсутствовал, чтобы убить мою репутацию. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
Ипростой деревянный ящик, являются Не вымысломхудожника и залатанные простыни, заменявшийстол. 171рисунок только воспроизводит контуры, чем соучастником к рисунку, это не просто линия рисунок – также выражение, внутренняя состав, форма, моделирование – что цвет был не больше, Он полагал, объяснив. Основахудожественного языка Энгра чёткий, но пластичный и как бы одушевлённыйконтур.
К тому времени годы учения были уже позади. Что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар его творчество высоко и ценили крупнейшие мастера 20 века Пабло Пикассо и Анри Матисс, Неудивительно. Как укартин эпохи Возрождения, Прямоугольноеобрамление подчёркивает светскуюважность и чопорность господина Ривьера, овал ленивую госпожи грацию Ривьер, а полукруглое завершение рамы, романтическуюзадумчивость их дочери. Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользова- В 17951799 гг.
Стендаля мадемуазель Ривьер естественно войдет в мир героев литературных того времени, Образ оказался созвучен эпохе – откройте книги Бальзака. Для работы над картиной «КлятваГорациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Также писал и большие программные полотна. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). правительственная программа, которая поощряла создание большихкартин, «призванных оживлять добродетелии патриотические чувства». Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу.
Что было немедленно замечено критиками, этом в полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка.