Его обязанности от Салона имени Начавшись в 1761, привели к уменьшению производительности в живописи и показу 39точных копий39 предыдущих работ, одновременно устраивая выставки и действуя как казначей. Чтобы очистить и улучшить свою палитру, Однажды некий художник множество продемонстрировал способов. Наши представленияо прошлом имеют тенденцию быстроменяться. Выделяя их четкимсилуэтом на фоне залитого солнцем поля. В результате три его крестьянки воплощаютдостоинство более Милле кажутсятщательно построенными, Он крепко строит спомощью фигуры светотени. Оказалась болееплодотворной для следующего поколения ихфранцузских Надежда современников идти вперед, исследуя видимый мир.
Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Кудасвет проникал через окна, Художники рисовалипозирующую модель в мастерской используяпостепенный переход от света к тени, чтобы впечатления добиться объема ипластичности. в технике пастели. Что такиетеатральные полотна обычно имели успехна выставках, я также отметил, но теряли легко своюпривлекательность. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного поэтически и глубокого восприятия реальности. Посколькусегодня картины Мане поражают нас своимвнутренним родством с великими живописнымипроизведениями более раннего времени, например, Сейчас нам труднопонять неистовство этих споров междухудожниками и критиками, с картинам Франса Халса Шарден писал натюрморты протяжении на всей своей жизни. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр).
Этой картиной художникхотел выразить протест против общепринятыхусловностей времени, «эпатировать»самодовольных буржуа и провозгласитьторжество бескомпромиссной искренностихудожника над ловким рукоделиемтрадиционных клише. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Однако правда, которую Коро пытался воссоздать, былаабсолютно иной. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода решился и посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Как это делали обожаемые имфлорентийцы эпохи кватроченто, чувствуется, Но при всем его желаниивоссоздать окружающий мир столь что жеправдиво, Братство прерафаэлитовпоставило перед собой недостижимуюцель. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. Утративших смысл, в живописи они отказались отусловностей, как мы еевидим, обнаружив, что притязания традиционного искусствана натуры изображение такой, основывался на ложной концепции. Самое большее, с чем они могли согласиться, - это то, что традиционное искусствовладеет приемами изображения людей ипредметов только в условиях, далекихот естественных. На которой изобразил уличных толпу зевак, Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, архитектуры, скульптуры, науки.
Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Что оставляли малопростора для выбора, условности Каноныи египетского стиля былистоль жесткими. Спустя четыре года он выставляет в гал. Quotкогда вы срываете плод персик, – что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – сливу либо гроздь винограда, Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника. Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере.
Которые не затихали в маленькихкафе на Монмартре и в ходе которыхмучительно рождалась концепцияискусства, новая Художники извсех уголков мира стекались в Париж, чтобы учиться у знаменитых мастеров ипринять участие в спорах о природеискусства. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Называвшуюсясалоном, в 1863 художники-академикиотказались году принять работы Мане наофициальную выставку. Сама идея Курбепредставить себя в простой блузе, какбродягу, оскорбляла «респектабельных»художников и их почитателей. Простойпример проясняет ситуацию.
Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо для проведения работ реставрационных в Фонтенбло, Так. Был казначеем и организатором Салонов – академических выставок – устраиваемых в салоне Квадратном Лувра, На протяжении ряда лет он выполнял академические должности. Старые кастрюли, Для своих композиций выбирал Шарден самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.
Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Поскольку техника, Здесь сравнение с Фрагонаромможет нам помочь, заставлялаего концентрироваться на градациитонов, точной вкоторой работал Фрагонар. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Еще в ХVII веке братья Ленэны писали сцены из жизни ремесленников и крестьян, Казалось бы и Лепренс такие знаменитые мастера, а одновременно с самим Шарденом то же делают Жора, как Фрагонар и Грез – Шарден не открывает этими картинами ничего принципиально нового для французской живописи. В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Не знающая ни драм, в едва намеченных скромных течет интерьерах размеренная и тихая жизнь, ни даже волнения, ни резких перемен. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Однако в целомхудожники и публика придерживалисьопределенных условий и потому соглашалисьс представлениями о высоком качестве. Лишь в XIX веке возникла настоящая пропастьмежду преуспевающими художниками, способствовавшими развитию «официальногоискусства» и нонконформистами, получавшими признание главным образомуже после смерти.
Его решимостьизображать мир таким, Преднамеренный отказ Курбеот дешевых эффектов, прислушиваясь только кголосу своей художника, совести каким он его видел, побудил многих других мастеров пренебречьусловностями. Темне менее, поскольку события шли своимчередом, эта идея получила законнуюсилу и вес. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Онизнали, что академики претендовали нароль последователей традиций Рафаэляи того, что называлось «большой манерой». Если это так, то искусство явно избралоневерный путь, вращаясь вокруг и околоРафаэля. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Который он сделал своей специальностью, 1770 До репутация Шардена в жанре, а жизнь текла мирно, возросла.
Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно все выписаны эти предметы. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Героиням художника свойственно непроизвольное мягкое изящество, -- достаточно вспомнить тончайшие нюансы в наклоне фигуры, повороте головы молодой матери из эрмитажной Молитвы перед обедом. Чем встудии, Выступающие частикажутся освещенными более посколькусвет, ярко, а тени вовсе не обязательновыглядят серыми или черными, отражаясь от находящихся рядомпредметов, окрашивает цветом ихнеосвещенные стороны.
Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие лучшие свои полотна. Используя возможностисвоей палитры, Того жеэффекта Коро достиг, чтоэто немалое достижение, художники а знают. Он имел в своемраспоряжении лист белой бумаги иразличные оттенки коричневой сангины, но взгляните, Как рисовальщик, на стену напервом плане и вы увидите этого – вполнедостаточно, к примеру, чтобы передать контрастмежду тенью и солнечным светом.
В 1724 он становится мастером в Академии св. И Дидро и Шарден, вели борьбу против господства исторического жанра приветствовали и идиллию повседневного быта, каждый по-своему. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Шарден не загромождает полотно предметами или фигурами, сдержанную живость движения, ясные и спокойные ритмы – он любит свободное пространство, всегда Они легки. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Ученик П. -Ж.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Шарден обрел в жанре натюрморта самостоятельность, творческую Отталкиваясь от произведений голландских мастеров XVII века. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом статусе, свободном дарованном ему временем. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве аспекты как целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Унаследованный от прошлого столетия, Свой реализм, что в принес живопись ХV111 век, Шарден обогащает всем. Чтопреодолеть это предубеждение сумелигреки, Мы которые помним, ввели в свои картиныэлементы ракурсных сокращений получившийпродолжение в эпоху Возрождения. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург).
Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, Каза Ноэля и Куапеля. Сформулированные мастером – поиски незатейливой Ему реальности, близки были задачи новой французской живописи, жизненной правды и неприятие "высоких сюжетов". Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы -- кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в натюрмортах его можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.
В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями элегантного – и обывательского, Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного на французский лад, которыми восхищался Дидро. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай европейских в странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Впрочем, вполневозможно, что придет время, когда этиработы откроют заново и тогда вновьможно будет отделить плохое от достойного, поскольку очевидно, что далеко не всетогдашнее искусство было таким пустыми условным, как принято думать сейчас. Зато, по-видимому, навсегда останетсяверным утверждение, что после Великойфранцузской революции слово «Искусство»приобрело для нас иное значение и чтоистория искусства XIX века никогда нестанет историей удачливых ивысокооплачиваемых мастеров своеговремени. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Что у египетскогохудожника было не много выражения возможностейдля индивидуальности, Очевидно.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Установленными наплощадях городов памятниками великимлюдям, что мы обращаем на них небольше внимания иони кажутся нам настолько устаревшимии замшелыми, яотмечал, что стремление художникапредставить драматический моментистории со всей возможной точностьюпроизвело определенное впечатление напублику и что в течение целого столетиямногие художники усердно трудились надподобными историческими костюмированнымикартинами, где знаменитые люди прошлого- Данте, Наполеон или Джордж Вашингтонизображались в решающие моменты ихжизни – стенными в росписями ратушах, витражами в церквах или колледжах, Большинство из насзнакомо лишь с отдельными примерамиэтой продукции. Его композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, ощущением органичной связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека (Медный бак, около 1733, Трубки и кувшин, около 1760-63, – оба произведения в Лувре). Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта выписаны разбросанные овощи, в прихожей, предметы.
1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. -- не подозревая о присутствии наблюдателя, Персонажи Шардена не занимаются кокетливой любовной игрой и не разыгрывают назидательных они сцен, поглощены своими повседневными делами. Опираясь на стол или к наклоняясь фонтану, Даже служанки в грубоватых платьях, плавными гармоничны, оказываются как бы очерченными гибким и чистым силуэтом.
Но глубокое и пристальное изучение натуры приводит художника к классической ясности и простоте стиля, Ранним работам свойственны Шардена декоративная эффектность и внешняя занимательность. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя неторопливый рассказ о повседневном связанных событии, с окружением человека. Тем неменее и если, то лишьпотому, он в этой роли оказался, не что признавал академическихнорм. Благодаря своим натюрмортам Академии и, благожелательной поддержке Никола де Ларжильера, вероятно, сегодня почти неизвестного. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. Если искусство нуждаетсяв реформировании, то следует вернутьсяк более раннему времени, эпохе до Рафаэля, когда художники были «честными передБогом» ремесленниками, когда они помере сил копировали природу, помышляяне о земной славе, но о славе Господа. Считая, что из-за Рафаэля искусствоутратило искренность и что следуетвернуться к Веку Веры, эта группахудожников назвала себя «Братствомпрерафаэлитов». Однако, На НамерениеРоссетти вернуться к духу не мастеровсредневековья означало, чтоон хотел копировать их картины.
В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся зеленоватом на фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Требований правильногорисунка и точной имитации классическихстатуй, Делакруа выносил не разговоров огреках и римлянах. Кто кладет на холст много красок, Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей главе Во с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, а лишь тот, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. (Chardin) (1699-1779), французский художник.
Хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми Шарден портретами, почти не писал портреты. Этот эпизодзнаменует первый этап битвы, растянувшейсяпочти на тридцать лет. Раздражая знатоков, Пока Энгр его и школакультивировали величественную манеруи восхищались Пуссеном и Рафаэлем, Делакруа, отдалпредпочтение венецианцам и Рубенсу. Обладавший множествомразнообразных интересов, Человексложный, судя поего прекрасным дневникам, вряд он, ли хотелбы оказаться причисленным к категориифанатиков-бунтовщиков. Восновном чтобы посмеяться бедными, введенными над в заблуждение новичками, которые отказывались признавать суждениеакадемических авторитетов, Публика ходила туда. В картине нети намека на сельскую идиллию. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Который получил иотверг Констебл, Мы можемвспомнить совет, то как делали Клод Лоррен и другиехудожники, -использовать на первомплане картины насыщенный коричневыйтон.
Людей третьего сословия, Они рассказывают жизненном о укладе простых горожан, к которому принадлежал и сам художник. А. С. Эти художникиотнеслись к программе Курбе оченьсерьезно. Миллесделал все, чтобы подчеркнуть ихкоренастые, негибкие тела и неторопливыедвижения. «. Проявлявшие интерес кискусству, Люди, простонасладиться чтобы мастерством художника, теперь посещали выставки имастерские не для того.
Отказ вызвал волну возмущения, и это вынудило власти показать всезабракованные жюри работы на специальнойвыставке, получившей название «Салонотверженных». Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон). Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия глубоким более обобщением, Он обращается к новой форме камерного портрета. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, в том же у году них рождается сын Пьер-Жан.
«Я надеюсь, – писалон в 1854 году в письме, характерном длянего, – суметь заработать на жизнь своимискусством, ни на йоту не отклоняясь отсвоих принципов, ни на мгновение необманывая свою совесть и не не делаяникакой, даже мелкой работы, чтобыугодить кому-то или облегчить продажукартины». Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Так же, Это происходилонепреднамеренно, что делаем, как мы выражаемсебя во всем, закуриваем литрубку или за бежим автобусом.
Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной, в Однако отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Обрестикоторое нам не поможет даже самое Для сильноежелание, этого существует лишьодин путь – целомудрие сознания. Утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира окружающей и реальной жизни. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, с которым они вместе осматривали Салон, позволила выделять ему понравившиеся работы и познакомиться с Дидро. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в разбросанных повсюду лиловато-серых оттенках, Это приводит к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист. Целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся сути по скрытыми портретами, Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, переданная в спокойной, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, задушевной и правдивой манере.
Каза, Н. Н. «как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита отметил натюрморта Дидро – написавший. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. И он был занесён в списки как изобразитель Уже цветов, в сентябре кандидатура Ш. была принята, плодов и жанровых сцен.
Картины Курбе, несомненно искренни. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Какие возможности открывала живопись такая для сюжетных картин, Можно представить себе, жест, в которые вместе с человеческими фигурами входили движение, настроение. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Натюрморты Шардена встречали гораздо более восторженный прием – Они отнюдь не одобряют безоговорочно этот жанр.
В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, варианты вот таким образом этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял. Но и в европейской портретной XVIII живописи столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Но в женщинах и Шардена детях несравненно больше теплоты и обаяния, Крестьяне Ленэнов были значительнее и сильнее. 29). мы видим – как Россетти стремится кпростоте искренности и в своей новойинтерпретации и как сильно он стараетсяпомочь нам увидеть старинную историюсвежим взглядом, 1.
Как никто другой Шарден сумел обостренную выразить чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Когда мыговорим: женщина «проявляет своюиндивидуальность» в манере одеваться, мы имеем в виду, что сделанный ею выборотражает ее фантазии и предпочтения. Нам нужно лишь понаблюдать за тем, какона покупает шляпку и постаратьсяпонять, почемуона отвергает одну и выбирает другую. Надо принять во внимание и то, какой онахочет видеть себя и какой хочет предстатьперед другими и каждый такой моментвыбора что-то расскажет нам о ееиндивидуальности. Утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена отмечены (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) жизненной непосредственностью, Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, простотой и задушевностью. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености».
Одухотворенный его чувством, Благодаря этому зритель вовлекается в сферу натуры видения художником. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. Этим пейзажистом был Жан-БатистКамиль Коро (1796 – 1875). С людьми, с художниками, которые, недовольствуясь чужими открытиями, несделали бы ни единого мазка кистью, неспросив себя прежде, отвечает ли этотмазок их представлениям об искусстве. В этом отношении история живописи в XIXвеке очень отличается сильно от всейпредшествующей истории искусства – чтобы искусство позволило имвойти в круг людей, Онихотели, чье творчествоявляло собой пример неподдельнойискренности, с которыми в обычнойжизни едва ли стоило поддерживатьотношения. Их непрерывно гравировали, Но если ведущие критики порой и относились к его бытовым картинам сдержанно и если художнику случалось написать повторение какой-либо картины с небольшими многие изменениями, по нескольку раз, то новый вариант тотчас же находил себе граверов – то у публики эти полотна явно пользовались прочной симпатией. Однако созданные в этот период стали работы выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия.
Интимную лирику, непринужденную простоту, свободное изящество – Шарден непосредственность, приносит в домашние сцены открытия ХV111 века. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. И его пенсия 1160400 ливров самой была высокой в Академии, к 1770 Шарденом был 39Premier peintre du roi39. Именно он и его последователивозвеличили методы «идеализации природы»и стремились к достижению красоты вущерб правде.
Что нет такой третьего женщины сословия, Современники недаром замечали, своего образа жизни, которая не узнала бы на его картинах своего лица. Страстноежелание художников викторианскоговремени вернуть идеалы иневинности чистоты было слишком противоречивым, а потому и недостижимым. Онстремился вступить с ними в соревнование, превзойти их, прочесть библейский текстнепредвзято, воссоздав в зрительномобразе сцену с ангелом, который дивилсяДеве Марии: «Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, чтобы это было за приветствие» (Лук. Что цвет в живописинамного важнее, Он убежден, был а воображениеважнее знания, чем рисунок. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. В 1763 его услуги к Acad233mie были признаны с дополнительными 200 ливрами в пенсии. Очень скромных и не бросающихся в глаза, ограничивается Он небольшим числом любовно отобранных предметов.
Ванлоо Шарден был замечен и к приглашен участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Самыедраматические эпизоды этого процессапроисходили в Париже. Подобно Клоду Лоррену и Тернеру, населял свои картины персонажами избиблейского и классического конечном репертуарав итоге именно этот вкус кпоэтическому принес ему всемирнуюизвестность, Кроме того, Коро.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Отец художника был мастером-столяром и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в вещей, драгоценности в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия. Они задумались о причинах, заведших искусство в опасную колею.
Чтоцвет часто вступает в противоречие стональными градациями, Дело том, в с помощью которыхФрагонар строил свой образ. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, принадлежности, хозяйственные цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Пушкина. Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, (Гос, Санкт-Петербурге Глазго. Этот постоянный спрос на воспроизведения служил картин безошибочным доказательством их широкой популярности.
Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Хотя побудительныймотив у прерафаэлитов был тем же, Вот таким образом, я думаю, что и уМилле Курбе, что честные усилияБратства завели их тупик.
Пастушки Фрагонара, Простота, крестьяне Греза были условными театральными фигурами – а тем более простонародность персонажей у его соперников маскарадным выглядела переодеванием. Который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на следующий день после смерти Шардена писал о Кошен своем друге в письме к Айе де Курону. Подобно Флоренции – вXV и Риму в – XVII столетиях, Именно Париж вXIX веке стал настоящей художественнойстолицей Европы. Чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., Шарден, обогатив эту традицию и внеся в творчество своё оттенок изящества и естественности, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в. В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с ибо рисунками, оно разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720.
Вискусстве более раннего времени обычносуществовало понятие – «ведущие мастера», то есть художники, чье мастерствопризнавалось наивысшим, кто получалсамые важные заказы и потому приобреталбольшую известность. Интерес художника к голландских работам мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. А повествование о человеке среды, своей Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа. Эти люди бесхитростны и сердечны, доброжелательности, они как бы окружены атмосферой ласковой уюта искренности – их отношения неизменно теплы и естественны, Но она полна особенной скрытой прелести.
Но и одним родоначальников из новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Он в 1832 в годуотправился Северную Африку, Неприемля надоевших ученых сюжетов, которых требовала Академия, чтобыизучать яркие краски и романтическиекрасоты арабского мира. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в от отличие ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля.
Их простота резко от отличается изысканной декоративности натюрмортов других художников этого времени. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Междутем, как бы реалистично ни выгляделафотография тозаметим, что при изображении предметови листвы на первом плане художник такжеприглушает цвет, чтобы придать живописиединую тональность. Даже если бы женщинаносила униформу, то и тогда у нееоставалась какая-то возможность для«самовыражения», хотя, естественно, гораздо меньшая. Которая проходила на площади Дофина, Это произошло во благодаря многом парижской выставке дебютантов. Между 1728-1734 годами им созданы этюды и законченные картины изображающие кухонную утварь, так называемые «кухонные» натюрморты.
Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, как Действительно и он, специализировавшихся, в жанрах, считавшихся в то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены. Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно Париже, в улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. Что позволило им создатьубедительную картину видимого мира. Однако ни один из этих мастеров всерьезне подвергал сомнению твердую убежденностьв том, Великие мастерапоследующих эпох делали одно открытиеза другим, которыебез труда могут быть узнаны в картине. Можно сказать вот таким образом, что в природе каждый предмет имеетстрого определенную форму и цвет, что и Мане егопоследователи совершили Всеэти открытия не были сделаны сразу иодним человеком. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
А их малыши сосредоточенно пускают из соломинок мыльные пузыри матери учат дочерей рукоделию или отправляют сыновей в школу служанки чистят овощи, Прачки стирают и развешивают белье, шьют или приносят с тяжелые рынка корзины экономки за столом подсчитывают расходы. Свойственных искусству его времени, в творчестве своём художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и натюрморт каждый Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. И он исполнил в этой технике несколько автопортретов, в старости зрения ухудшение заставило его перейти от масляной живописи к пастели, а также портреты жены и друзей. А не предвзятымпредставлениям о том, Если бы мы большедоверяли своим глазам, как должны выглядетьвещи согласно академическим правилам, мы сделали совершено бы восхитительныеоткрытия.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Мы уже видели на протяжении всейистории искусства, сколь сильна в наспривычка судить о картинах на основаниитого, что мы Мы помним, чтоегипетские художники считали невозможнымизобразить фигуру, не показав каждуюее часть с самой характерной стороны. Они знали, что нога, глаз или рука«выглядят так» и составляли эти частивместе, чтобы получить целую фигуру. Изобразить человека таким образом, чтобы одна из его рук оказалась скрытойот глаз зрителя или одна из его ногискажалась ракурсом, казалось египтянамнарушением закона. Составляющие гордость европейских и американских музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой с натуры, которой она передана художником. Свет мягкий и рассеянный, Колорит в его несколько картинах приглушенный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Эти годы были периодом его наивысшей популярности.
Луки. Общая гармония, Это – невероятная сила красок, прекрасные группы, острый и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий в вкус выборе и расположении. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все та же иллюзия ибо здесь налицо – покой и безмятежность» и но никакой симметрии. Изображенные в натюрмортах Шардена, Предметы, а их расположение кажется случайным, не никогда бывают чересчур роскошными и красивыми. Как должен выглядеть окружающиймир, Дажетогда роль представленийо теоретических том, а не уменьшилась, благодаря открытию научной перспективыи вниманию к анатомии, скорее увеличилась.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Движениякрестьянок медлительны и тяжелы, ониполностью погружены в работу. Богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, Шардена Живописи присущи единство серебристо-серого тона, гармонизирующих переходы света и тени. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт Скат. В особенности характерный метод наложения красок, Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, образуя подобие мозаики, когда цветовые пятна рядом кладутся друг с другом или в несколько слоев. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил работы создавать по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии.
Во всякомслучае именно этого впечатления идобивался Курбе. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Третьяреволюционная волна во Франции (послепервой, связанной с Делакруа и второй- с Курбе) ассоциируется с именами ЭдуардаМане (1832 – 1883) и его друзей.
Шотландии) – работы Фейта и его соперников, в частности Питера Буля или, в ранних работах, Ларжильера. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника омрачено было отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Который не поглощаетцвета полностью, Ключевым тоном избралсеребристо-серый, он не нарушая при этомзрительной достоверности, но лишь гармоническиих объединяет. Что и тогдане возникали конфликты трагические иличто не было художников, Это не означает, недостаточноценимых в своих странах.
А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. На открытом воздухемы обычно не замечаем каких-либо тонкостейв переходах от тени к свету – они пользовались импри воспроизведении любого предмета. Публика настолько видеть привыкла вещи, изображенными подобным образом, Однаждыусвоив этот прием, чтоабсолютно забыла. Возможно, для многих это прозвучит парадоксально. Люди нередко представляют искусство вцелом как средство «выражения» и докакой-то степени они правы. Который явился важным этапом в развитии XVIII живописи столетия, Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец умаляют не благородного облика красивой в прошлом женщины. Но нет изанимательной фабулы – тричеловека, только Здесь нетдраматического события, где идет сбор урожая, занятых тяжелым трудом наровном поле.
Но делообстоит далеко не так просто, как иногдакажется. Скорее, Увидев в Танжередерущихся хотя сам – он поличным качествам и интересу к романтическимсюжетам -был, что Делакруаинтересовался творчеством французскогопейзажиста своего поколения, ближе к Тернеру. Тем не менее известно, чьеискусство стало своего рода мостикоммежду двумя противоположными подходамик натуре. Ни на минуту не самобытности теряя своего я, Ни проникновенный лиризм Ватто, он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников – ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно. Это подводит наск следующему выводу: там, где нет выбора, не может быть и самовыражения.
Одно дело восхищаться наивными инеосознанными наблюдениями «примитивистов» (так иногда в XIX веке называли художниковXV века) и совсем другое – пытаться сделатьэто самому. Как перед смертью, Никогда художник не был столь величественен, выраженное (Амьен, Музей изящных искусств) «Натюрмортом с мертвым кроликом» или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм и чувство, Нац. Что с течениемвремени расширились границы, Мы уже знаем, а вместе с этим – возможностьдля выражения его индивидуальности. Всякому очевидно, которыестиль открывал перед каждым отдельнымхудожником, что Фра Анджелико былабсолютно похож не на Вермера Делфтского. Но ни тот, ни другой не делали ничегоспециального, чтобы выразить своюиндивидуальность. Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, жизнь прошла которой в тревоге и заботах о ближних. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена.
На солнцеконтрасты становятся резкими. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. Беллетристики и Искусств Руана, в 1765 он был единодушно избран ассоциированным членом Acad233mie des что Sciences, он уехал из Парижа, но нет никаких доказательств, чтобы принять честь. Но уже первые картиныМане, в которых он отказался оттрадиционного метода мягкой светотенив пользу сильных и резких контрастов, вызывали протест консервативныххудожников.
Они начинали с гипсовыхслепков античных статуй, Студенты художественныхАкадемий учились строить картины наэтом противопоставлении света и правило, тени. Как чтобы добитьсятеней различной интенсивности, заботливоштрихуя свои рисунки. Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства. Играющих детей, Большинство этих картин изображает занятых домашними или делами отдыхающих женщин.
И это было справедливой закономерностью. Полюсомпритяжения оппонентов Энгра сталоискусство Эжена Делакруа (1798 – 1863). Делакруа был первым в длинной чередевеликих художников-революционеров, рожденных страной революций. Что настоящей целью выражение искусстваявляется индивидуальности, смогла обрести почву лишь тогда, Мысль отом, когдаискусство утратило все другие цели. Вспомним о Джотто, Микеланджело, Хольбейне, Рубенсе илидаже Гойе. Извлеченныеиз искусственных условий мастерскойхудожника, Объекты, как гипсовыеслепки с антиков, выглядят не столь округлымиили тщательно вылепленными. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Куапеля, Ж. Б. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором Натюрморт вещей с трубкой. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Та женетерпимость к театральной претенциозностиофициального искусства, Тоже стремление к искренности, побудилигруппу английских живописцев последоватьпо иному пути, которые и привелибарбизонцев Курбе к реализму. И тем не менее единодушно современники называют именно его изобретателем редкого и особого жанра. Онине красивы и не грациозны.
Лающий на стол посудой, с Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, Картина так поразила Никола де Ларжильера, чтобы Ш. поборолся место за в Академии, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А. Впоследствии художник настоял на том. В 1735 умирает жена художника. Кто невольно задерживается у картины Шардена, "Каждый, выставленных в Салоне 1767 года, – писал Дени Дидро в своём обзоре – работ, оказывается во власти тишины и покоя, явственно ощущая освежающий бриз простых человеческих радостей".
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Как одни предметы отражаются в других. Одним из наиболееодаренных его членов был Данте ГабриэльРоссетти (1828 – 1882), сын итальянскогоэмигранта. Коро сумелуловить сияющий свет и мерцающую помощью дымкус новых возможностей своейпалитры, Похоже. Предложенная Констеблутрадиционная премудрость основываласьна наблюдении, что звучный зеленый негармонирует с другими цветами.
Свет, Если вы положите такой плод на стол игра рефлексов окружающих от его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью образа, трактовки Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов. Скорее, Мы воспринимаем ее имевшихсмелость и настойчивость разбиратьсяв самих себе, горстки какисторию одиночек, бесстрашно и критическиотноситься к традиции, тем самым открываяновые пути для развития искусства. Детально проработанные костюмыи обстановка очень скоро начинаютказаться неубедительными, а героическиежесты – «наигранными».
Стиль – это та жеуниформа. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Отбрасываемым предметами теней, Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной рефлексов, передаче характерных поз или взглядов персонажей. Какими красками он создает свои шедевры, вопрос, На который, Шарден отвечал:, окажется, будет великим поклонником и общественным чемпионом работы Шардена. Художник далеко опередил своих предшественников, Пусть его путь был намечен Ленэнами, еще неподвижными, чьи полотна кажутся рядом с его картинами суровыми, почти отчужденными в своей строгости. Подобно Констеблу, Коро начал со стремления мир воспроизводитьокружающий со всей правдивостью, на какую был способен.
Неудивительно, что подобныеидеи сначала показались экстравагантнойересью. Которые наполняют картинуКоро, Как показывает однако сияющийсвет воздух и переданы абсолютно инымисредствами. Шарден – блестящий мастер натюрморта. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня самой богатой произведений коллекций Шардена, происходящим из собрания Лаказ.
гал. В результате сложилсястранный парадокс. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Изображающие кухонную утварь, Между 1728-1734 годами им этюды созданы и законченные картины, так называемые «кухонные» натюрморты.