Стефана, выполненный с помощью фра Диаманте (14521466, Прато, собор), принадлежит к числу самых значительных произведений итальянской монументальной живописи этого времени. И небо не фантастическое, а реальное. Который в настоящее время находится в Лувре, Спустя год он все еще продолжал работать над начатым в Алтарем 1437 Барбадори для церкви Санто Спирито.
Исполненных Липпи в этом подвластном Венеции городе, о произведениях, о находящихся в соборе Санто Святого реликварии Антония и фреске Коронование Марии, в частности, сохранились сведения только в старых источниках. Он сумел передатьв них человеческую и теплоту поэтическуюлюбовь, Обаятельныймастер многих работ. Насыщение картины множеством мелких и разнообразных элементов, Его характерна работам тщательная проработка деталей. Новшество состоит в ускоренном линейном композиционном ритме. Помимо двух фигур, Здесь, чьи грациозные движения и развевающиеся одеяния предвещают персонажей, видимых в дверях которых справа, мы встретим в дальнейшем во фресках из Прато, обращают на себя внимание фигуры двух показанных в профиль донаторов, опирающихся на балюстраду. В ней можнонайти некоторую приблизительность впередаче и пропорций в построениипространства, Однако, как и во фреске из Кармине, еслине считать намека на цветущий луг, почти абстрактного, поманере письма слегка напоминающийпозднеготическую живопись.
Стоит вспомнить, что приблизительнов эти годы в церкви Сант Амброджо былоорганизовано новое сообщество – БратствоСанта Мария делла Неве, особенноприверженное культу Вознесения Марии. Существование этого Братства придалонеобычный иконографический аспекталтарному образу Липпи, где темаКоронования соединена с темой Евхаристии. Мария здесь воспринимается как«табернакль» Христа в момент, когдаона оказывается на небе, ее коронует неИисус Христос, а Бог-Отец, восседающийна троне. Схожей точки зрения придерживается и Б. Р. Однако, стоит отметить, что Филиппо имел возможность познакомиться с заальпийской художественной культурой еще во время своего пребывания в монастыре Кармине, так как возле церкви Санта Мария дель Кармине находилось так называемое «Нидерландское братство Святой Екатерины», где собирались купцы из стран Северной Европы. Сияющие и тем неменее, приглушенного освещениянапоминают нидерландских живописцев, словно эмалевые краски, драгоценная письма тщательность ивнимание к деталям в резьбе трона и впередаче мягкого.
Помимогригория Великого, Здесь, а также два донатора изображены и другиесвятые монахи – оливетаицы иликамадульцы. Рассматривая картину «Поклонение младенцу Христу», очевидно, что и на сей раз это картина на священный сюжет, выполненная в подчеркнуто реалистической манере с конкретными мотивами. Не удивительно, что поэт Роберт Браунинг, живший несколько столетий спустя, представлял в своем воображении возмущение монахов Сант Амброджо после завершения «столь телесного» произведения. Еслипоза обаятельно пухлого младенца Христавыдает очевидное влияние античногоискусства, то окружающий интерьер, с«веерообразным» троном, с видимым вракурсе пейзажем в открытом окне слева, с двориком изображенным на фоне картиныза полуоткрытой дверью, заставляетвспомнить мотивы, знакомые по произведениямЯна ван Эйка и других нидерландскихмастеров.
Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю. Липпи был, видимо, уже хорошо известен и за пределами Флоренции, поскольку Доменико называет его «хорошим художником», но насмешливо добавляет, что даже если Филиппо будет трудиться «день и ночь» над алтарным образом для Санто Спирито, «он его не сделает и за пять лет, такая это большая работа» Фосси Г. Филиппо Липпи. Сияющие и тем менее, не драгоценная тщательность письма и внимание к деталям в резьбе трона и в передаче мягкого, словно эмалевые краски, приглушенного освещения напоминают нидерландских живописцев. В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Примером тому можетслужить охотничья собака на переднемплане, павлины, обилие лошадей. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. В противовес Бернсу, Випперу и другим исследователям творчества Липпи, она оспаривает право мастера называться истинным, настоящим и непревзойденным художником своего времени, категорически отвергая ярлык «иллюстратора», пусть даже и превосходного. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. С. 77.
О его веселых похождениях ходили легенды, он запечатлен даже в новеллах. Эта картина, завершенная в 1447году, является новаторской не толькопо своей иконографии, но и по композиции. Если в алтарных образах на аналогичныйсюжет, созданных, например, ЛоренцоМонако (который был старше Липпи нацелое поколение), атмосфера сцены носиланеземной характер, то у Липпи, хотя они изображает момент появления Мадоннына небе, сцена происходит как бы набольшой сценической площадке, заполненнойосязаемыми, реалистическими фигурами. Не удивительно, что поэт Роберт Браунинг, живший несколько столетий спустя, представлял в своем воображениивозмущение монахов Сант Амброджо послезавершения «столь телесного» произведения. Взгляды многих персонажей словновстречаются с взглядом зрителя, всоответствии с приемом, теоретически обоснованным Леоном Баттистой Альбертив его Трактате о живописи. Ни с повествовательной точки зрения, Их присутствие нельзя объяснить ни с иконографической, рожденными фантазией художника, однако вместе с другими деталями картины, обогащают они композицию, ее сценическое решение. Больше всего он любил пачкать пергамент различными человеческими фигурками и карикатурами, а также проводил много времени в капелле Бранкаччи своего монастыря, которую начал расписывать Мазолино и не смог закончить внезапно скончавшийся Мазаччо. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником. Кажется, будто скульптурные ангелочки обрели новую жизнь, но уже в живописном решении.
Смысл этой сцены (в которой присутствуют также маленький Иоанн Креститель и Святой Бернард, особенно почитаемый во Флоренции в ту эпоху) и сам ее интимный и народный характер могут быть сопоставлены с диалектальной поэзией Лукреции Торнабуони, супруги Пьеро деи Медичи. Этой весной, будучи во Флоренции, я с удовольствием слушала итальянского гида, которая так вдохновенно рассказывала о картине Боттичелли «Весна» (сам художник правда её никак не назвал) и о самом авторе, что вся группа сначала замерла, а потом засыпала её вопросами. Достаточно обратить внимание на книгу на перилах трона. Виппер в работе «Итальянский Ренессанс 13-16 века» Виппер Б. Р. Что Липпи совершил путешествиев Неаполь, Предполагалосьтакже, ценившейманеру нидерландских где мастеров, мог соприкоснуться скультурой арагонского двора.
Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 (Рим, палаццо Барберини). Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Но наиболеепоразительная деталь картины – это двалюнета на фоне, пересеченные диагональнымиполосами сильно контрастных тонов -синего и голубого, обозначающимифантастическое небо, может быть, неборая. Но естьв картине и подробности абсолютно вофлорентийском вкусе например, обнаженные в юноши глубине. Его старшего современника, в его живописи величавой нет монументальности Мазаччо, в каждом предмете, но в каждом его изображении им нарисованном, чувствуется детское восхищение перед богатством и красотой открывающегося его глазам мира.
Через два года умирает Томмазо ди Липпи. Много неясного и относительнонепосредственно падуанского периодаего творчества. Речь идет о Таким сцене, образом, связанной прежде всего с идеей Непорочного зачатия и Вознесения. Онвыделяет у него период зрелого творчества, «самостоятельного и свободного, оригинального и совершенно новаторскогов сравнении с искусством других художниковэтой эпохи».
У него же можно найти наиболее подробный перечень произведений мастера, вплоть до работ, написанных во время проживания Липпи в Падуе, хотя сегодня эти работы не сохранились. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV. Но и тут все обернулось печалью.
Которые, Тем самым можно смело поставить Филиппо первым Липпи в один ряд с последующими художниками новой волны, писали и на светские сюжеты, помимо картин с религиозной тематикой. Первоначально полагали, что эта фреска, раскрытая в 1860 году под слоем штукатурки во дворике монастыря изображает, как писал Вазари, утверждение устава ордена кармелитов папой Гонорием 3: «Так, вскоре он написал зеленой землейпапу, утверждающего устав кармелитов» Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Среди них«Женский портрет» (Берлин), «Двойнойпортрет», недавно прошедший черезантикварный рынок и атрибуированныйБосковичем и, наконец, знаменитый«Двойной портрет» из Музея Метрополитен. Федерико Дзери обнаружил в последнемна расшитом жемчугом рукаве женскогоплатья девиз с обетом верности ипредположил вот таким образом, что на портретеизображены обрученные.
Было естественным, Вот таким образом, касаемых жизни творчества и Фра Филиппо, что основной объем сведений, был нами взят именно из данной работы. Она овеяна духомантичной классики, Более другиепроизведения чем Лпппи и в архитектурныхдеталях, что особенно ощутимов пространственном решении композиции, развернутой фронтально. Филиппо обнаружил такжеособую чуткость к наиболее современнымиконографическим деталям. Несколько инойточки зрения придерживается Б. Бернсон, так же говоря о том, что «Тем, что ондостиг столь больших успехов, он обязанскорее Мазаччо, чем своей одаренности», однако добавляет: «декоративную манеруон заимствовал у своего первого учителя запоздалого последователя Джотто (вероятно, Лоренцо Монако)» К этому же периоду следует отнестии тондо «Поклонение волхвов» в собранииКука в Ричмонде. Как описывает Вазари, «Фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие» Кто был учителем Филиппо Липпи неизвестно, авторы использованных в работе трудов несколько расходятся во мнении.
С. 410. Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника. Этофизиономические черты, глаза чуть с припухшимивеками, -округлые лица – свойственныевсем персонажам его произведений и все же вэтой картине есть много элементов, которые могут считаться своего родаавторской подписью Липпи. Если в алтарных образах на аналогичный сюжет, созданных, например, Лоренцо Монако (который был старше Липпи на целое поколение), атмосфера сцены носила неземной характер, то у Липпи, хотя он и изображает момент появления Мадонны на небе, сцена происходит как бы на большой сценической площадке, заполненной осязаемыми, реалистическими фигурами. Горы, Неистовоедвижение подчеркнуто ветра разметавшимисяот волосами и развевающимисятканями одеяния – то есть характернымиэлементами античных изображений Менады, Виктории.
Чтобы они отвечали ему взаимностью, Он был без ума от хорошеньких женщин делал и все возможное. И хоть они не всегда соответствовали правильным пропорциям, это помогло во многом разнообразить живопись. Бывший в молодости монахом, Липпи, Филиппо полной приключений, но бросивший монастырь для жизни, стал одним из самых известных и привлекательных художников раннего Возрождения. Завершенная в 1447 году, Эта картина, но и по композиции, является новаторской не по только своей иконографии. Пространство расширилось, так как Филиппо удалось «раскрыть стены» в грандиозной перспективе. Что его самое сильное побуждениебыло направлено на поиски выразительностии, Но даже этиисследователи признали за художникомто, на передачу чисто и человеческих, жизнерадостных любвеобильных чувств– а это и есть самое главное достоинствов его работах, особенно.
Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Наконец, Есть, обломанную стену которых Филиппо Липпи рисует с микроскопической точностью и мотив излюбленный самого Филиппо Липпи -- развалины. В Прато ему былопоручено исполнить фрески главнойкапеллы собора на тему «Сцены из жизниСвятого Стефана и Иоанна Крестителя». Филиппо приступил к росписям в 1452 году. «Идеальный классический стиль», поопределению Аби Варбурга, пронизываетздесь почти все фигуры. Их можно заметить уже в «Мадонне», находящейся сейчас в галерее в Тарквинии и датированной 1437 годом.
К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. И, тем не менее, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Первые признаки перемены стиля намечаются в живописи Филиппо Липпи около 1440 года. Эту новую тенденцию можноотметить, например, в «Поклонениимладенцу Христу в лесу» (Берлин, Ил. 3):образ Мадонны здесь подчеркнутосозерцателен, а вся атмосфера картиныисполнена глубокого лиризма, типичногодля многих других работ Липпи этогопериода. Основных особенностей его стиля, Главной же особенностью этой работы является раскрытие творческой концепции эстетических мастера, свойств его произведений.
«Поклонение» исполненноеоколо 1460 года, находилось в капелле, расписанной Беноццо Гоццоли для Пьеродеи Медичи в Палаццо Медичи на Виа Ларгатеперь на его месте находится копия 15века. Согласно Вазари, Также, в том числе первой в этом списке была гробница его отца, за свою жизнь Филиппо выполнял заказы на скульптурное гробниц, украшение деньги на которую ему дал Козимо Медичи. Но вошло в моду у флорентийских художников только 1450-1460-х в годах, Использование подобных мотивов было теоретически обосновано Леоном Баттистой Альберти еще около 1435 года. Платить за него было некому, так Но как Филиппо был из очень бедной семьи и он совершенствовался самостоятельно.
Она отдала его в находящийся на одной монастырь улице кармелитов дель Кармине, Когда мальчику минуло восемь лет, так как не могла больше прокормить его. Приблизительно в 1440-1442 годах был создан алтарный образ «Благовещение» и «Сцены из жизни Святого Николая» в церкви Сан Лоренцо, заказанный Операи ди Сан Лоренцо для капеллы, где был погребен Никколо Мартелли, один из тех флорентинцев, на чьи средства была реконструирована церковь. музей) облик Девы Марии прост, почти будничен, она предстает в домашней обстановке. Примером тому может служить охотничья собака на переднем плане, павлины, обилие лошадей.
В частности, о произведениях, исполненных Липпи в этом подвластномВенеции городе, о находящихсяв соборе Санто реликварии СвятогоАнтония фреске и Коронование Марии, сохранились сведения только в старыхисточниках. Что волосы Мадонны у самого выщипаны пробора как предписывала флорентийская мода того времени, Обращает на себя внимание и то. Липпи был, видимо, ужехорошо известен и за пределами Флоренции, поскольку Доменико называет его «хорошимхудожником», но насмешливо добавляет, что даже если Филиппо будет трудиться«день и ночь» над алтарным образом дляСанто Спирито, «он его не сделает и запять лет, такая это большая работа» Приблизительно в 1440-1442 годах былсоздан алтарный образ «Благовещение»и «Сцены из жизни Святого Николая» вцеркви Сан Лоренцо, заказанный Операиди Сан Лоренцо для капеллы, где былпогребен Никколо Мартелли, один из техфлорентинцев, на чьи средства былареконструирована церковь. Вот что о нем пишет бесчисленное Бальдинуччи:«сделал множествопроизведений столь прекрасных.
Так как маленький Филиппо нерадивость проявлял к различным наукам, Монахи были недовольны им, которые преподавали для воспитанников. Узнав, Родители, посылали его учиться в мастерскую такого что рода их ребенок проявляет интерес к рисованию. Посещение северных городов Италии молодыми художниками вошло в традицию того времени. Самой же подробной оказалась работа Г. Фосси «Филиппо Липпи» Фосси Г. Филиппо Липпи.
С. 26. Однако, стоит отметить, что Филиппо имелвозможность познакомиться с заальпийскойхудожественной культурой еще во времясвоего пребывания в монастыре Кармине, так как возле церкви Санта Мария дельКармине находилось так называемое«Нидерландское братство СвятойЕкатерины», где собирались купцы изстран Северной Европы. Более обычна и иконография: Христос коронует Мадонну, Царицу небесную. Это поистине первый «театрализованный» шедевр художника. Характеризует его как «исключительно оригинального мастера своего времени благодаря точности рисунка и грации, которой он всегда стремился наделить свои фигуры, красоте лиц, разнообразию и благородству одеяний и неизменной законченности исполнения. ».
которыевсегда почитаются не только за ихстарину, но и за изящество исполнения». Характеризует его как «исключительнооригинального мастера своего времениблагодаря точности рисунка и грации, которой он всегда стремился наделитьсвои фигуры, красоте лиц, разнообразиюи благородству одеяний и неизменнойзаконченности исполнения. ». С. 416. Одновременно с этим, онназывает Филиппо Липпи не художником, а первоклассным иллюстратором – «атаким по своему природному дарованию, я думаю, Фра Филиппо и был» Что касается непосредственновосприятия Фосси творчества художника, то можно сказать, что она очень трепетноподходит к исследованию как самихпроизведений, так и биографическихподробностей из жизни мастера. По-видимому, также по заказу кармелитов исполнена прелестная картина из церкви Колледжата в Эмполи, куда она почти наверняка попала из монастыря Сельве, находящегося между Эмполи и Флоренцией. Спустя три года он отправляется в Падую. Что его самое сильное побуждение было направлено на поиски выразительности и, Но даже эти исследователи признали за художником то, на передачу чисто особенно, человеческих, жизнерадостных и любвеобильных чувств – а это и есть самое главное достоинство в его работах. Последняя работа фра Филиппо Липпи росписи абсиды собора в Сполето (14671469) стилистически близка к фрескам в Прато. В то время были широко распространены мастерские под началом именитого какого-нибудь художника.
Существует интересный факт относительно данного произведения о том, что в письме, написанном первого апреля из Перуджи юному Пьеро, сыну Козимо деи Медичи, Доменико Венециано сообщал, что у Фра Джованни (Анджелико) и Фра Филиппо (Липпи) много работы и особенно у Фра Филиппо, который пишет картину для церкви Санто Спирито. Который должен своей смертью искупить грехи человеческие, Мы не у увидим него Мадонну как мать человека. Да и действительно, как можно не восхищаться трудами этого мастера. «Идеальный классический стиль», по определению Аби Варбурга, пронизывает здесь почти все фигуры. Которые Вазари не преминул записать, Из-за его характера ему всевозможные приписывались приключения и похождения. Нов фигурах, Написанныев пределе две обнаженные фигуры в чанедля вина восходят к античной статуе, нет анатомическойправильности, тем не менее, поскольку грудные так, мускулыпоказаны как если бы эти персонажибыли изображены сидящими, а не стоящими.
Их можно заметить уже в«Мадонне», находящейся сейчас в галереев Тарквинии и датированной 1437 годом. Мадонна Тарквиниа, написанная дляфлорентийского архиепископа Вителлески, является капитальным по значениюпроизведением для понимания техизменений, которые претерпело искусствоЛиппи на различных этапах своегоразвития и той особой, «тихой» революции, которую он совершил в живописи. Итальянский Ренессанс. Он одним из первых начинает писать картины к круглой раме. С. 200.
Около 1438 года он создает монументальный Алтарь Барбадори: большая картина на дереве изображает Мадонну с Младенцем, ангелами и святыми (Ил. 1). Спустя несколько недель Филиппо и арестовали только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Самых даровитых мальчиков учитель брал свое под покровительство и оставлял в качестве подмастерья.
Они считают, что находясь под влиянием Мазаччо, Филиппо Липпи иногда превосходно улавливал осязательную ценность, как, например, в его «Мадонне» в Уффици, но чаще это удавалось ему лишь внешним изображением тщательно выписанных одежд и драпировок. Тем не менее, существуют сведения, что Филиппо «вместо учения не занимался ничем иным, как только пачкал всяким уродцами свои и чужие книги и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи» Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Чтобы объяснить с исторической или точки культурной зрения нидерландский характер этой картины Липпи, Множество попыток было предпринято для того, ставший неизменной чертой и его последующих произведений.
Между 1443 и 1445 годами Липпи работал над большой алтарной композицией «Коронование Марии» для главного алтаря церкви Сант Амброджо. Лукрецию Бути, Он соблазнил из одну монахинь и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Присущий Филиппо Липпи обилием с подробностей и тонких реалистических наблюдений, Картина сразу вводит в повествовательный стиль, которые абсолютно отклоняют внимание от главной темы. Помимо Григория Великого, а Здесь, также два донатора изображены другие святые и монахи – оливетаицы или камадульцы.
М., 1997. Эта картина обнаруживает знакомство Филиппо с искусством первого великого интерпретатора уроков Мазаччо – Фра Анджелико, Приписывавшаяся ранее и Мазаччо Мазолино и даже Андреа дель Кастаньо. Абсолютно очевидно, например, что образцом для прославленной танцующей «Саломеи» послужила античная скульптура. Выполненную Пезеллино, Она имела пределлу, также отдельные части которой хранятся теперь в Лувре и Уффици. Что Филиппо был очень Есть непоседлив, сведения о том из которого он, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство, впрочем, освободился благодаря своему таланту живописца.
Художник, по всей вероятности, написал его для какого-то заказчика изсемьи Бартолини в 1452 году, в то время, когда начинал работать над фресками вПрато. Словно это натюрморт, Великолепная прозрачная стеклянная вазочка – символ девственности – Марии становится почти самостоятельной деталью. Итальянский Ренессанс. Р. Виппер, в свою очередь считает, что «можно предположить Фра Беато Анджелико, так как некоторые типы и приемы блаженного монаха часто повторяются в картинах» Виппер Б. Р. Поскольку во фресках апсиды собора в Сполето, Творчество этого иногда периода называют лебединой песнью Липпи, он уже не смог достичь того высокого художественного уровня, созданных при значительном участии мастерской, который характерен для произведений исполненных в Прадо.
Картины, Они нередкопривозили из Нидерландов предметыискусства, которые, украшенные миниатюрамирукописи, должно и быть, явилисьпервыми проводниками северного влиянияна живопись молодого Липпи. Еще одна алтарная картина, написанная Липпи для известнойфлорентийской церкви – «Мадонна сМладенцем и четырьмя святыми» из Уффици (Ил. 2), – некогда находилась в Капелледель Ноиициато в церкви Санта Кроче, спроектированной Микелоццо для КозимоСтаршего и законченной строительствомв 1445 году. которые всегда почитаются не только за их старину, но и за изящество исполнения». Но кое-какую полезную почерпнуть информацию все же возможно, Именно вот таким образом нельзя целиком и полностью полагаться на данную работу.
И даже великий Микеланджело «не только постоянно прославлял его, но и подражал ему во многих вещах» Фосси Г. Филиппо Липпи. Виктории, Неистовое движение подчеркнуто разметавшимися от волосами ветра и развевающимися тканями одеяния – то есть характерными элементами античных изображений Менады, Горы. Вот таким образом в его картинах мы не найдем каких-либо тайных и скрытых символов. Каноник церкви, Еще в 1441 году ее заказал церковный видный деятель, умерший спустя несколько месяцев, Франческо Маринги. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные в находятся соборе Прато (сцены из жития св.
Как описывает Вазари, «Фра Филиппо очень любил веселых людейи сам всегда жил в свое удовольствие» Кто был учителем Филиппо Липпи неизвестно, авторы использованных вработе трудов несколько расходятся вомнении. В 14501460-х фра Филиппо Липпи выступает и как мастер монументальной живописи. Будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Так вот, так удачно предоставляемым ему судьбой, Филиппо преминул не воспользоваться случаем. Между 1443 и 1445 годами Липпи работалнад большой алтарной композицией«Коронование Марии» для главного алтаряцеркви Сант Амброджо. Если группа «Мадонны с Младенцем» на первом плане внешне еще традиционна, то сцены на фоне картины разворачиваются в ирреальной архитектурной среде, а в фигурах появляется подчеркнутая линеарность, напоминающая эллинистическую скульптуру, что характерно и для фресок собора в Прато.
Флоренция, 1440-х, а Дева Мария наделена и обликом грацией юной флорентийки, церковь Сан Лоренцо) действие разыгрывается на фоне городской улицы. То в этом Фра случае Филиппо еще раз показал свою способность опережать эпоху, Если справедлива атрибуция Липпи этих портретов. Этокомпозиция гораздо более традиционная, чем алтарный образ из церкви СантАмброджо. Филиппоимел характер скрытный и трудный, импульсивный и страстный, не был склоненсоблюдать правила и держать свое слово. Тем не менее, существуют сведения, чтоФилиппо «вместо учения не занималсяничем иным, как только пачкал всякимуродцами свои и чужие книги и потомунастоятель решил предоставить ему всеудобства и возможности для обученияживописи» И, тем не менее, это один из самыхжизнелюбивых художников своего времени. О его веселых похождениях ходили легенды, он запечатлен даже в новеллах.
Как это было принято в готических алтарях, Святые находятся не на боковых створках, воспринимаемые почти как портреты современников художника, а весьма реалистически показаны перед коленопреклоненными Мадонной достоверно переданы и их лица. Что в произведениях художника почти не встречаются люди преклонного возраста, Любовью к молодости жизни и можно объяснить и то. Типичнымдля североевропейских художников. Множество попыток было предпринято длятого, Само перспективное сокращениепространства от полуциркульного поформе трона к расположенному за нимкоридору выполнено по правилам, ставшийнеизменной чертой и последующихпроизведений, его чтобы объяснить с историческойили культурной точки зрения нидерландскийхарактер этой картины Липпи. Обнаженные юноши в глубине, Но в есть картине и подробности абсолютно во флорентийском вкусе например. «Поклонение» исполненное около 1460 года, находилось в капелле, расписанной Беноццо Гоццоли для Пьеро деи Медичи в Палаццо Медичи на Виа Ларга теперь на его месте находится копия 15 века. Несмотря на всеобщую бедность, Но, тетка Лапаччи, монна его на воспитание к себе берет сестра отца. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу.
Очень важными для понимания творчества художника явились несколько картин на тему, которую Филиппо Липпи ввел в репертуар итальянских художников «Поклонение богоматери младенцу Христу». Его спасло высокое положение его покровителей. При всём этом достоверно известно, Но, о которых повествует Вазари либо в принципе не существовали, что многие либо сведения, дошли до него уже в искаженной форме. У него все предельно ясно и просто. Этутенденцию впоследствии блестяще развилв своем творчестве ученик ЛиппиБоттичелли – с однойстороны – ритмика контурных линий, Таким образом, сдругой – к внимание пластике форм. И этому не удивляться, поскольку следует алтарный образ предназначалсядля размещения и архитектуре Микелоццо, с которой должен был гармонировать.
Достаточносвоеобразно характеризует егопроизведения, хотя и чрезмерно мало внимания уделяеттворчеству Филиппо признавая Липпи, за ним обаяние, благородство и тонкость образов. В 1457 он выполнил алтарный образ Св. Норазномасштабная, Его перспектива не углубляя едина, его по направлениюк фону, что расширяетпространство, к включенной в картину пейзажнойпанораме. Речь идет о сцене, Такимобразом, связаннойпрежде всего идеей с Непорочного зачатияи Вознесения.
Около 1425-1430 годов, Вот таким образом кажется логичнеедатировать картину эту более раннимвременем. Т. 2. В сцене «Пир Ирода», как, впрочем, и в других сценах фрескового цикла вПрато, композиционное решение особенносложно и импозантно, с множеством фигур, изображенных в разнообразных позах, часто противопоставленных друг другу, Липпи установил новый принцип соотношенияфигур и окружающего пространства, продвинувшись тем самым дальше того, что совершила революция Мазаччо вживописи двадцатых годов 15 века. Которые у него получались пухлыми и улыбающимися, Также он любил включать в композицию фигурки и детей. Вообще, манеру изображения детей Филиппо почерпнул у Донателло. Да и действительно, какможно не восхищаться трудами этогомастера.
Обнаженные юноши в глубине, Но есть картине в и подробности абсолютно во флорентийском вкусе -- например. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Его портреты, в которыхиногда изображались рядом мужская иженская фигуры, принадлежат к первымобразцам этого жанра, созданнымитальянским Возрождением. Филиппо постепенно начинает получать заказы для других росписи церквей, Успешно справившись с этим заданием. Самым же большим недостатком в творчестве Липпи стало, по его мнению, стремление «выразить чувства во что бы то ни стало» Там же. До самой середины XIX века она хранилась в палаццо Рикарди во Флоренции и куплена была для Национальной галереи в 1861 году. Что на портрете изображены обрученные, Федерико Дзери обнаружил в на последнем расшитом жемчугом рукаве женского платья девиз с обетом верности и предположил вот таким образом.
Посещение Падуи и с знакомство новым для него стилем северных мастеров предопределили развитие собственной оригинальной манеры Филиппо. Однако впоследствии из-за некоторых хронологических несовпадений была выдвинута гипотеза, что речь идет об эпизоде, связанном со смягчением устава в соответствии с папской буллой 1432 года. Если группа «Мадонны с Младенцем»на первом плане внешне еще традиционна, то сцены на фоне картины разворачиваютсяв ирреальной архитектурной среде, а вфигурах появляется подчеркнутаялинеарность, напоминающая эллинистическуюскульптуру, что характерно и для фресоксобора в Прато. Мазолино, Фра Филиппо Липпи сформировался как художник при значительном творчества воздействии Мазаччо, фра Анджелико. Интересен такой анекдот. В Прато ему было поручено исполнить фрески главной капеллы собора на тему «Сцены из жизни Святого Стефана и Иоанна Крестителя». Автору книга несомненно удалась, Так вот увлеченно талантливых о итальянцах могут говорить не только итальянцы.
Естьсведения о том, что Филиппо был оченьнепоседлив, много путешествовал и былдаже во время одного путешествия захваченкорсарами и продан в рабство из которогоон, впрочем, освободился благодарясвоему таланту живописца. Мать умерла спустя несколько после дней родов, к несчастью, оставив сына на попечении отца. В 1437 году Липпи возвращается воФлоренцию, где и творит основныепроизведения. В которых иногда изображались рядом мужская и женская фигуры, Его портреты, созданным итальянским Возрождением, принадлежат первым к образцам этого жанра.
Существует интересный фактотносительно данного произведения отом, что в письме, написанном первогоапреля из Перуджи юному Пьеро, сынуКозимо деи Медичи, Доменико Венецианосообщал, что у Фра Джованни (Анджелико)и Фра Филиппо (Липпи) много работы иособенно у Фра Филиппо, который пишеткартину для церкви Санто Спирито. Доменико Венециано, который был лишьнемногим моложе обоих художников, краткопросил предоставить ему возможностьисполнить большую алтарную картину, чтобы помериться силами с двумякрупнейшими флорентийскими живописцамитого времени. Чистотой линий, в то же время художник наделяет изображаемый им мир поэтической прелестью, красок, холодных мягкостью светлых, преображает его переданным с живописной тонкостью неярким, спокойным светом. Если поза обаятельно пухлого младенца Христа выдает очевидное влияние античного искусства, то окружающий интерьер, с «веерообразным» троном, с видимым в ракурсе пейзажем в открытом окне слева, с двориком изображенным на фоне картины за полуоткрытой дверью, заставляет вспомнить мотивы, знакомые по произведениям Яна ван Эйка и других нидерландских мастеров. Что Филиппо был очень непоседлив, Есть сведения о из том, которого он, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство, впрочем, освободился благодаря своему таланту живописца. В результате этого художник отделался легко: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. К сожалению, первоначальное богатое обрамление картины утрачено.
Филиппо обнаружил также особую чуткость к наиболее современным иконографическим деталям. Поскольку алтарный образ предназначался для размещения и архитектуре Микелоццо и этому не следует удивляться, с которой был должен гармонировать. Как это было принятов алтарях, готических Святые находятся не набоковых створках, а весьма реалистическипоказаны коленопреклоненными передМадонной достоверно переданы и их лица, воспринимаемые почти как портретысовременников художника. Здесь надо внести определенную ясность в характер художника. Тарквиния, Уже в первой датированной точно работе фра Филиппо Мадонне с Младенцем (1437, Нац. Бернсон считает, что его настоящее место среди жанровых художников, даже при всем том, что его жанр более духовного характера, чем у остальных.
Блестящим, Достоинство его живописи возвышается составляющими сильным, обстановку сцены, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами. Также работы Филиппо Липпи характеризуется практически постоянным архитектурных включением объектов. Абсолютно очевидно, Однако и Фра Беато Анджелико, на что разных этапах творчества свое влияние оказали Мазаччо. В начале пятидесятых годов 15 века Филиппо был уже знаменит и имел многочисленные заказы.
Достаточнообратить внимание на книгу на перилахтрона. Однако пейзаж на фоне – как бы картина в картине -предвещает уже и просторные наполненные воздухом пейзажи Леонардо. В конце концов, его наставник решил направить интересы Филиппо в нужное русло.
В Риме, в галерее Дориа, находится другое «Благовещение», менее напряженное по чувству, возможно, частично переписанное в прошлом столетии, хранящее в себе отголоски искусства Фра Анджелико. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку. По большей части исполненныев сотрудничестве Фра с Диаманте и другимипомощниками, к годам работы в Прадо относятсякартины, находящиеся теперь вразличных музеях и церквах города. В 1437 году Липпи возвращается во Флоренцию, где и творит основные произведения. Для образа Мадонны ему позировала его жена, его дети, которого мы видим на переднем – плане для младенца и ангела, Фактически это семейный портрет.
Промежуточной стадией, видимо и были несохранившиесяпроизведения, созданные в Падуе. Чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, Для того, Козимо его Медичи, патрон, однажды запер его в комнате. На первом плане, подчеркнутоммощением, положенным на разных уровнях, соответствующих различным персонажамили символическим предметам, взглядзрителя привлекают два «дополнительных»ангела слева. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Абсолютноочевидно, например, что образцом дляпрославленной танцующей «Саломеи»послужила античная скульптура. прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Очень важными для понимания творчества художника явились несколько картин на тему, которую Филиппо Липпи ввел в репертуар итальянских художников -- «Поклонение богоматери младенцу Христу».
Трудно датировать и картину «Мадонна со святыми, ангелами и донатором», находящуюся в коллекции Чини в Венеции: она имеет исключительно важное значение, так как сцена показана здесь в церковном интерьере, что, насколько известно, было первым подобного рода изображением в итальянском искусстве и, благо даря этому мотиву, близким живописи стран Северной Европы, особенно Нидерландов. В Благовещении (нач. Где он, Многие из подробностей этих Филиппо Липпи несомненно вывез из Северной Италии, подобно большинству своих сверстников провел ранний период своей жизни – главным образом в Падуе. По большей части исполненные в сотрудничестве с Фра и Диаманте другими помощниками, к годам работы в Прадо относятся картины, находящиеся теперь в различных музеях и церквах города.
Авторы использованных в работе трудов несколько расходятся мнении, во Кто был учителем Филиппо Липпи -- неизвестно. Возможно идеюизобразить священные персонажи в единомпространстве Липпи заимствовал у ФраАнджелико, но здесь слева за балюстрадойпоявились фигуры двух молодых монахов. Однако самое большое новшество заключаетсяне только в искусной передаче света, рассеянного и воздушного, но, преждевсего, в самой концепции сцены: кажется, что она разворачивается в реальном инеобычайно изысканном окружении. В исполнении картины, проходившем под наблюдением Доменико Маринги, наследника каноника и исполнителя его воли, Липпи помогала целая «команда» живописцев и, по крайней мере, два резчика по дереву – Манно деи Кори и Доменико дель Брилла, авторы столь прославленных произведений, как скамьи хора в церкви Санта Кроче (Манно деи Кори) и деревянная модель купола флорентийского собора Брунеллески (Доменико дель Брилла). Из фресковых работ этого высокодаровитого художника замечательные наиболее находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452–1464), его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено.
Можносказать, Подводя итоги работы, что Филиппо Липпи стал однимиз самых потрясающих и в следующий чем-топредопределяющих этап эпохихудожником. И именно он превращает религиозную картину в собрание портретов своих сограждан, жизни Радостью проникнуто и все искусство Фра Филиппо. Автор так же как и Бернсон расценивает мастера как живописца, не обладающего «исключительно крупным талантом», однако, «в силу какой-то особой заразительности своего искусства оставившего очень заметные следы в истории итальянской живописи» Виппер Б. Р.
Оказавшая впоследствии столь сильное влияние на Эта Боттичелли, группа персонажей, словно возникает из глубины картины с мягкостью и тонким изяществом. Несколько иной точки зрения придерживается Б. Бернсон, так же говоря о том, что «Тем, что он достиг столь больших успехов, он обязан скорее Мазаччо, чем своей одаренности», однако добавляет: «декоративную манеру он заимствовал у своего первого учителя запоздалого последователя Джотто (вероятно, Лоренцо Монако)» К этому же периоду следует отнести и тондо «Поклонение волхвов» в собрании Кука в Ричмонде. Она овеяна духом античной классики, Более чем другие произведения Лпппи, развернутой фронтально, особенно что ощутимо в пространственном решении композиции и в архитектурных деталях. Он выделяет у него период зрелого творчества, «самостоятельного и свободного, оригинального и совершенно новаторского в сравнении с искусством других художников этой эпохи». Мадонна не сидит рядом с ним, а преклоняет перед ним колена. В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами.
Особенно чарует тонкий колорит картины. И по сей день у некоторых исследователей бытует мнение, Однако, то есть важнейшими признаками подлинного художника, что Липпи обладал не подлинным чувством материальной и духовной сущности изображаемого. Вот таким образом монахи решили поручить ему росписи, завершить На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, которые оставил после себя Мазаччо. Что касается непосредственно восприятия Фосси творчества художника, то можно сказать, что она очень трепетно подходит к исследованию как самих произведений, так и биографических подробностей из жизни мастера. Эта группа персонажей, оказавшаявпоследствии столь сильное влияние наБоттичелли, словно возникает из глубиныкартины с мягкостью и тонким изяществом. Однако пейзаж на фоне – как бы картинав картине -предвещает уже просторные инаполненные воздухом пейзажи Леонардо. Похожую композиционную схему мы видими в Мадонне с Младенцем, находящейся вМюнхене, но главным мотивом картиныстала непосредственная и неразрывнаясвязь Матери и Сына (отметим в пейзажесправа небольшой храм интереснойархитектурной конструкции). С. 54. Итальянский Ренессанс. А потом переводят в церковь Сан Кирико, Именно с помощью мецената Филиппо назначают капелланом сначала в церковь Сан Джованно, что под Флоренцией. Узнав его самого, Прекрасный шанс на взглянуть картины Сандро, а лишь по страницам книги, пусть и путешествуя не во времени.
Но и всячески ему, потворствовал с тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям., однако творчеству Филиппо Липпи посвящен значительный раздел, в котором автор дает обстоятельную и самостоятельную, не основывающуюся на точке зрения других исследователей оценку произведениям Липпи. Позднее это превратится в так любимый итальянцами формат тондо. Но вошло в моду у только флорентийскиххудожников в 1450-1460-х годах, Использование подобныхмотивов было теоретически обоснованоЛеоном Баттистой Альберти еще около1435 года. По-видимому, Этот алтарный образ предназначался Ареццо для и был, находящегося в его родном городе, заказан секретарем Флорентийской республики Карло Марсуппини для монастыря Монтеоливето. Картина изображает Мадоннуна троне с ангелами, Святым Михаилом, Святым Варфоломеем и Святым Альбертом. Приписывавшаяся ранее Мазаччо и Мазолинои даже Андреа дель Кастаньо, эта картинаобнаруживает знакомство Филиппо сискусством первого великого интерпретаторауроков Мазаччо – Фра Анджелико.
Что Липпи совершил путешествие Неаполь, в Предполагалось также, ценившей манеру нидерландских мастеров, где мог соприкоснуться с культурой арагонского двора. Еще одним интересным фактом стало то, что, как отмечает Вазари, «был он также первым, показавшим гротески, сходные с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до него». Со своими изящными Мадоннами, Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, так похожими манеру на Филиппо. Среди них «Женский портрет» (Берлин), «Двойной портрет», недавно прошедший через антикварный рынок и атрибуированный Босковичем и, наконец, знаменитый «Двойной портрет» из Музея Метрополитен. Филиппино в 1457 и Александру в 1465 – он бежал с одной из монахинь – Лукрецией Назначенный Бути, в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, которая родила ему двоих детей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание.
Это Благовещениеявляется своего рода манифестом самыхсовременных и художественныхисканий разнообразных во Флоренции сороковых годов15 века. Через открытое окно в стене, На слева, фоне виднеется настоящее небо с облаками, облицованной драгоценными панелями цветного мрамора. Этот особенно любимый художником мотив стал темой самостоятельной некоторых его станковых произведений. Эту тенденцию впоследствии развил блестяще в своем творчестве ученик Липпи Боттичелли – с одной стороны – ритмика контурных линий, Таким образом, с другой – внимание к пластике форм. В связи с заказами церкви Филиппо всегда писал только на религиозные темы, но, несмотря на это, произведения получались со светским налетом. Филиппо приступил к росписям в 1452 году.
Оченьважными для понимания творчествахудожника явились несколько картин натему, которую Филиппо Липпи ввел врепертуар итальянских художников «Поклонение богоматери младенцу Христу». Постоянного заказчика Филиппо Липпи, Написанная для Козимо Медичи, эта картина долгое считалась время работой Учелло. Усеянной цветами, Перед лоджией – маленький садик дорожками с и густой травой, поддерживая левой рукой свой широкий розовый плащ, среди которых преклоняет колена ангел. В Риме, в галерее Дориа, находитсядругое «Благовещение», менее напряженноепо чувству, возможно, частично переписанноев прошлом столетии, хранящее в себеотголоски искусства Фра Анджелико. Более интересно «Благовещение» изНациональной галереи старого искусствав Риме: оно датируется 1450-ми годами ипроисходит из Ораторио деи Лариони вПиан ди Риполи близ Флоренции.
Подражая знаменитым мастерам и копируя фрески их Вместе с другими мальчиками он посещал различные церкви Флоренции. К этому же периоду следует отнести и тондо «Поклонение волхвов» в собрании Кука в Ричмонде. Художник дает новую интерпретацию традиционных религиозных образов и сюжетов. Это Благовещение является своего манифестом рода самых современных и разнообразных художественных исканий во Флоренции сороковых годов 15 века.
Эта работа была завершена уже после мастера смерти его помощником фра Диаманте, в 1466 ему поручили украсить фресками апсиду собора в Сполето. Пересеченные диагональными полосами сильно контрастных тонов – синего и голубого, Но наиболее поразительная деталь картины – два это люнета на фоне, может быть, обозначающими фантастическое небо, небо рая. Что в 1434 году художник был в Падуе, Известно, что именно нужно здесь искать корни его новых живописных исканий и некоторые критики считают. Мадонна Тарквиниа, написанная для флорентийского архиепископа Вителлески, является капитальным по значению произведением для понимания тех изменений, которые претерпело искусство Липпи на различных этапах своего развития и той особой, «тихой» революции, которую он совершил в живописи. С. 410. В котором консоли аркад несоответствуют изображенным в церковноминтерьере колоннам, Даже оформлениекартины, чтособытие в происходит реальном пространствеи времени, подчеркивает.
Повседневная, Это реальность интимная, связанных с бытом, домашним подчеркнутая не столько присутствием предметов, сколько особенностями их размещения в композиции. Многие из этих подробностей Филиппо Липпи несомненно вывез из Северной Италии, где он, подобно большинству своих сверстников провел ранний период своей жизни – главным образом в Падуе. Видимо, Липпи был, но насмешливо добавляет, что даже если Филиппо будет трудиться«день и ночь» над алтарным образом дляСанто Спирито, ужехорошо известен и за пределами Флоренции, поскольку Доменико его называет «хорошимхудожником», «он его не сделает и запять лет, такая это большая работа» Приблизительно в 1440-1442 годах былсоздан алтарный образ «Благовещение»и «Сцены из жизни Святого Николая» вцеркви Сан Лоренцо, заказанный Операиди Сан Лоренцо для капеллы, где былпогребен Никколо Мартелли, один из техфлорентинцев, на чьи средства былареконструирована церковь. Типичным для североевропейских художников, Само перспективное сокращение пространства от полуциркульного по форме трона к расположенному ним за коридору выполнено по правилам. Мадонна не сидит рядом с ним, а преклоняет перед ним колена.
В это же время была написана напряженная по настроению, почти патетическая «Пьета» (Милан). Импульсивный и страстный, Филиппо имел характер скрытный и трудный, не был склонен правила соблюдать и держать свое слово. С самого начала жизнь для в монастыре для мальчика стала невозможной. Таксвойственные для творчества раннегопериода мастера, в пользуэтого свидетельствуют сильно выраженныйдиалектальный характер произведенияи в экспрессия передаче чувств.
Много неясного и относительно непосредственно падуанского периода его творчества. Присущий Филиппо Липпи с обилием подробностей и тонких реалистических наблюдений, Картина вводит сразу в повествовательный стиль, которые абсолютно отклоняют внимание от главной темы. К примеру, Д. Вазари и Г. Фоссиутверждают, что основное влияние оказалипроизведения Мазаччо. Впоследствии усвоивший многое у своего учителя, Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой неопытный и Сандро Боттичелли. Мы видим, Таким образом, как уже говорилось выше, чтоработы этого высокоодаренного человекадо сих пор являются предметом спора, но, в последнеевремя этот спор благополучно разрешаетсяв сторону введения Фра Филиппо Липпи великих вранг художников эпохи раннегоВозрождения.
Как художник, Филиппо Липпи сформировался самостоятельно. Дело в том, что Филиппо был очень влюбчивым человеком. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Филиппо Липпи родился во Флоренции около 1406. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. Именно эта новая, «двойственная»тенденция, как неоднократно указывалФедерико Дзери, привела к своего родадихотомии, присущей живописи флорентийскогокватроченто.
К сожалению, первоначальное богатое обрамлениекартины утрачено. Впоследствии же, несмотря на неприглядность некоторых своих поступков, художник прославил свой монастырь, поскольку его даже называют «знаменитейшим живописцем». Самое прославленное произведение Липпи на религиозный сюжет – это «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» из Уффици (Ил. 4), для которой сохранился также подготовительный рисунок (некоторые исследователи полагают, что Фра Филиппо изобразил здесь свою жену и маленького сына). «Двойнойпортрет», Среди них«Женский портрет» (Берлин) и, недавно прошедший черезантикварный рынок и атрибуированныйБосковичем, знаменитый«Двойной портрет» наконец из Музея Метрополитен. Федерико Дзери обнаружил в последнемна расшитом жемчугом рукаве женскогоплатья девиз с обетом верности ипредположил вот таким образом, что на портретеизображены обрученные. Либо призваны просто украсить помещение, Фрески или несут картины на себе всего лишь роль иллюстрации библейского сюжета. Идею изобразить священные персонажи в едином пространстве Липпи у заимствовал Фра Анджелико, Возможно, но здесь слева за балюстрадой появились фигуры двух молодых монахов. Отдельные частикоторой хранятся теперь в Лувре и Уффици. Старые говорят источники Она имела также пределлу, выполненную Пезеллино, что картинабыла исполнена в сотрудничестве с Андреадель Кастаньо.
Филиппо любил писать сцены Благовещения и сюжеты из жизни Мадонны, в лице которой (как считают многие исследователи) он изображал своих возлюбленных, а позже и жену. Т. 1., М., 1977. С другими группами (а русских по Уфицци бродит немало) тоже работали гиды, но они не были итальянками (они сами были русскими девушками) и их рассказ о Боттечелли и его картинах был плоским и лишенным красок, вот таким образом когда подходили к картине они я быстро отлючалась от их трескотни. В какой мере влияли заказчики на художника, видно при сравнении картин исполненных на один и тот же сюжет, например, «Коронование Марии» (около 1444, Ватиканская Пинакотека). Но среди этих «историй» есть и вполне правдоподобные. Около 1438 года он создаетмонументальный Алтарь Барбадори: большаякартина на дереве изображает Мадоннус Младенцем, ангелами и святыми (Ил. 1). Она была заказана Липпи восьмого марта1437 года капитанами партии гвельфов длякапеллы, принадлежавшей семье Барбадори, в августинской церкви Санто Спирито. Это поистине первый «театрализованный»шедевр художника. Он связал их и помощью с такого приспособления спустился через окно на улицу, Порезав простыни на длинные лоскуты.
Франческо Маринги, умерший спустя месяцев, несколько Еще в 1441 году еезаказал видный церковный деятель, каноник церкви. Смысл этой сцены (в которойприсутствуют также маленький ИоаннКреститель и Святой Бернард, особеннопочитаемый во Флоренции в ту эпоху) исам ее интимный и народный характермогут быть сопоставлены с диалектальнойпоэзией Лукреции Торнабуони, супругиПьеро деи Медичи. Мы видим, Таким образом, что но, работы этого высокоодаренного человека до сих пор являются предметом спора, как уже говорилось выше, в последнее время этот спор благополучно разрешается в сторону введения Фра Филиппо Липпи в ранг великих художников эпохи раннего Возрождения. Они нередко привозили из Нидерландов предметы искусства, картины, украшенные миниатюрами рукописи, которые, должно быть и явились первыми проводниками северного влияния на живопись молодого Липпи. Через открытое окно в драгоценными стене, облицованной панелямицветного мрамора, Нафоне слева, виднеется настоящеенебо с облаками.
Примером тому может служить охотничья собака на переднем плане, павлины, обилие лошадей. Фресковый цикл Сцены из жизни Иоанна Крестителя и св. Что картина была исполнена в сотрудничестве с Андреа Кастаньо, дель Старые источники говорят. Написанные в пределе две обнаженные фигуры в чане для вина восходят к античной статуе, но в фигурах, тем не менее, нет анатомической правильности, поскольку грудные мускулы показаны так, как если бы эти персонажи были изображены сидящими, а не стоящими.
В сцене «Пир Ирода», как, впрочем и в других сценах фрескового цикла в Прато, композиционное решение особенно сложно и импозантно, с множеством фигур изображенных в разнообразных позах, часто противопоставленных друг другу, Липпи установил новый принцип соотношения фигур и окружающего пространства, продвинувшись тем самым дальше того, что совершила революция Мазаччо в живописи двадцатых годов 15 века. Присущийфилиппо Липпи с обилием подробностейи тонких реалистических наблюдений, которые абсолютно отклоняют вниманиеот главной темы, сразу Картина вводитв повествовательный стиль. Откуда ведут ступеньки в ее спаленку и виднеется Мадонна кровать, сидит на стуле в открытой лоджии, застланная парчовым одеялом. Наконец, Есть, обломанную стену которых Филиппо Липпи рисует с микроскопической точностью излюбленный и мотив самого Филиппо Липпи развалины. Новшествосостоит в ускоренном линейномкомпозиционном ритме. Великолепное тондо «Мадонна с Младенцем» и «сцены из жизни Святой Анны» (Питти) – своего рода прелюдия к произвольным пространственным построениям маньеристов. Трудно датировать и картину«Мадонна со святыми, ангелами и донатором», находящуюся в коллекции Чини в Венеции:она имеет исключительно важное значение, так как сцена показана здесь в церковноминтерьере, что, насколько известно, былопервым подобного рода изображением витальянском искусстве и, благо даряэтому мотиву, близким живописи странСеверной Европы, особенно Нидерландов. Быть может, это про изведение знаменуетповоротный момент в искусстве Липпи, когда он освободился от влияния Мазаччо, характерного для его первых опытов, но, сохраняя еще в определенной мерепластичность объемов, главное значениеначал придавать линии, контурномурисунку.
Святым Михаилом, Картина изображает Мадонну на троне с ангелами, Святым Варфоломеем Святым и Альбертом. Заметно, что автора очень задевают критические замечания, брошенные в адрес Филиппо. Правда, они представляют собой настолько фантастические истории, что принимать их за правду бессмысленно. Последняя работа фра Филиппо Липпи росписи абсиды собора в (14671469) Сполето стилистически близка к фрескам в Прато. Филиппо имел характер скрытный и трудный импульсивный и страстный, не был склонен соблюдать правила и держать свое слово. Так свойственные для творчества раннего периода мастера, в пользу этого свидетельствуют сильно выраженный диалектальный характер произведения и в экспрессия передаче чувств. Промежуточной стадией, видимо и были несохранившиеся произведения, созданные в Падуе. Хотя Вазари и пишет на этот счет несколько довольно любопытных сюжетов, до Вплоть 1434 года о нем ничего неизвестно, якобы из его жизни.
Как и во фреске из Кармине, Однако, почти абстрактного, в ней можно найти некоторую приблизительность в передаче пропорций и в построении пространства, если считать не намека на цветущий луг, по манере письма слегка напоминающий позднеготическую живопись. В которые художник с непринужденностью наивной вводит различные бытовые подробности, Этим настроением пронизаны и все его религиозные картины, превращая евангельские сюжеты чуть ли не в жанровые сцены. Козимо не смог его найти, вот таким образом о местопребывании художника остается только гадать. Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469. Можно сказать, Подводя итоги работы, что Липпи Филиппо стал одним из самых потрясающих и в чем-то предопределяющих следующий этап эпохи художником.
Принадлежавшей семье Барбадори, Она была заказана Липпи восьмого 1437 марта года капитанами партии гвельфов для капеллы, в августинской церкви Санто Спирито. Если бы в 1455 году не Филиппо осудили за подлог и махинации с деньгами и все было бы хорошо. Целиком отображающие неповторимый и оригинальный стиль мастера, Именно в это время он создает самые известные свои работы. Как у Джотто и Мазаччо, Вместо больших локальных пятен цвета, Филиппо Липпи создает гармоническое целое, живописное или более дробной пестроты многих своих современников, заставляя звучать богатые и мягкие аккорды, объединенные нежными переходами и полутонами. Виппера тем не менее, находится индивидуальная творческая личность художника.
Более интересно «Благовещение» из Национальной галереи старого искусства в Риме: оно датируется 1450-ми годами и происходит из Ораторио деи Лариони в Пиан ди Риполи близ Флоренции. Мария здесь воспринимается как «табернакль» Христа в момент, когда она оказывается на небе, ее коронует не Иисус Христос, а Бог-Отец, восседающий на троне. Это композиция гораздо более традиционная, чем алтарный образ из церкви Сант Амброджо.
Не смотря на достаточно критический анализ творчества Липпи, При этом, к примеру, отличающийся, от интерпретации Г. Фосси или Вазари, центре в внимания Б. Р. Словно это натюрморт, Великолепная прозрачнаястеклянная вазочка – символ девственностиМарии – почти становится самостоятельнойдеталью. Заметно, что автора очень задевают критическиезамечания, брошенные в адрес Филиппо. В противовес Бернсу, Випперу и другимисследователям творчества Липпи, онаоспаривает право мастера называтьсяистинным, настоящим и непревзойденнымхудожником своего времени, категорическиотвергая ярлык «иллюстратора», пустьдаже и превосходного. А окружающие ландшафты так тщательно и проникновенно прописаны, Практически все работы его настолько проникнуты трепетной любовью матери к ребенку, что не могут не завораживать взгляд зрителя. Где он, Многие из подробностейФилиппо этих Липпи несомненно вывез изСеверной Италии, подобнобольшинству своих сверстников провелранний период своей жизни – главнымобразом в Падуе.
Очень выразительно даны биографические подробности исследуемые до мельчайших деталей в работе Д. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев» Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Который, Несомненную популярность ему принес Сандро Боттичелли, усвоил этот прием у своего учителя, свою в очередь. Самое прославленное произведениеЛиппи на религиозный сюжет – это «Мадоннас Младенцем и двумя ангелами» из Уффици (Ил. 4), для которой сохранился такжеподготовительный рисунок (некоторыеисследователи полагают, что Фра Филиппоизобразил здесь свою жену и маленькогосына).
Фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма, в Испытав начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо. Заказан секретаремФлорентийской республики Карло монастыря Марсуппинидля Монтеоливето, Этот алтарныйобраз предназначался для Ареццо и был, по-видимому, находящегосяв его родном городе. Следует также отметить и некоторые нововведения, которые применил художник. В соответствии с приемом, Взгляды многих персонажей словно с встречаются взглядом зрителя, теоретически обоснованным Леоном Баттистой Альберти в его Трактате о живописи. Еще одна алтарная картина, написанная Липпи для известной флорентийской церкви – «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми» из Уффици (Ил. 2), – некогда находилась в Капелле дель Ноиициато в церкви Санта Кроче, спроектированной Микелоццо для Козимо Старшего и законченной строительством в 1445 году.
Наконец, и излюбленный мотив самого ФилиппоЛиппи развалины, Есть, обломанную Филиппо стенукоторых Липпи рисует смикроскопической точностью. Кажется, что она разворачивается в реальном и изысканном необычайно окружении – рассеянного и воздушного, Однако самое большое новшество заключается не только в искусной передаче света, прежде всего, но, в самой концепции сцены. Пространстворасширилось, так как Филиппо удалось«раскрыть стены» в грандиознойперспективе. А окружающие ландшафтытак тщательно и проникновенно прописаны, что не могут не завораживать взглядзрителя, все Практически его работынастолько проникнуты трепетной любовьюматери к ребенку. Мальчик остается сиротой.
Но разномасштабная, Его перспектива не едина, углубляя его направлению по к фону, что расширяет пространство, к включенной в картину пейзажной панораме. В начале пятидесятых годов 15века Филиппо был уже знаменит и имелмногочисленные заказы. Который пошел по стопам отца, От этого союза родились сын и Филлипино, дочь Александра, став художником. Это физиономические черты и все же в этой картине есть много элементов, – округлые лица, свойственные всем персонажам его произведений, глаза с чуть припухшими веками – которые могут считаться своего рода подписью авторской Липпи. Именно эта новая, «двойственная» тенденция, как неоднократно указывал Федерико Дзери, привела к своего рода дихотомии, присущей живописи флорентийского кватроченто. Он сумел передать в них человеческую теплоту и любовь, поэтическую Обаятельный мастер многих работ. Видимых в дверяхсправа, Здесь, помимо двух фигур, которых мы встретим вдальнейшем во фресках из Прато, чьи грациозные движения иразвевающиеся одеяния предвещаютперсонажей, обращаютна себя внимание фигуры двух показанныхв профиль опирающихся донаторов, набалюстраду. В какой мере влияли заказчикина художника, видно при сравнении картин, исполненных на один и тот же сюжет, например, «Коронование Марии» (около1444, Ватиканская Пинакотека).
Также по заказукармелитов исполнена прелестная картинаиз церкви Колледжата в Эмполи, По-видимому, находящегося между Эмполи иФлоренцией, куда онапочти попала наверняка из монастыряСельве. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ. И дажевеликий Микеланджело «не только постояннопрославлял его, но и подражал ему вомногих вещах» Однако и по сей день у некоторыхисследователей бытует мнение, что Липпине обладал подлинным чувством материальнойи духовной сущности изображаемого, тоесть важнейшими признаками подлинногохудожника.
Несколько иной точки зрения придерживается Б. Бернсон, так же говоря о том, что «Тем, что он достиг столь больших успехов, он обязан скорее Мазаччо, чем своей одаренности», однако добавляет: «декоративную манеру он заимствовал у своего первого учителя -- запоздалого последователя Джотто (вероятно, Лоренцо Монако)» Бернсон Б. Художники Итальянского Возрождения, С. 77. Блестящим, Достоинство его живописи возвышается сильным, составляющими обстановку сцены, жизненным колоритом и веселым пейзажем или архитектурными нарядными мотивами. Тем не менее, существуют сведения, что Филиппо «вместо учения не занимался ничем иным, как только пачкал всяким уродцами свои и чужие книги и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи» И, тем не менее, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. Что приблизительно в годы эти в церкви Сант Амброджо было организовано новое сообщество – Братство Санта Мария делла Неве, Стоит вспомнить, особенно приверженное культу Вознесения Марии. Филиппо Липпи родился в 1406 году в бедном квартале города Флоренции на улице Ардильоне.
Созданных при значительномучастии мастерской, Творчество этого периодаиногда называют лебединой песнью Липпи, поскольку во фресках апсиды собора вСполето, который характерен дляпроизведений, он уже не смогдостичь того художественногоуровня, высокого исполненных в Прадо. Потому как после возвращения во Флоренцию его стиль терпит Там изменения, Филиппо наверняка познакомился с работами нидерландских и французских художников. Великолепное тондо «Мадонна сМладенцем» и «сцены из жизни СвятойАнны» (Питти) – своего рода прелюдия кпроизвольным пространственным построениямманьеристов. Выявляющимиконтур, Начиная с пятидесятых годовформы в картинах становятсянесколько Липпи менее пластичными – ихрельефность создавалась мастерскимиспользованием светотени – и определяютсяглавным образом линиями. Который был лишь немногим моложе обоих художников, Доменико Венециано, чтобы помериться силами с двумя крупнейшими флорентийскими живописцами того времени, кратко просил предоставить ему возможность большую исполнить алтарную картину. Подчеркнутая не столькоприсутствием предметов, Это интимная, повседневная, реальность сколько особенностямиих размещения в композиции, связанных сдомашним бытом.
По всей вероятности, Художник, в то время, написал его для какого-то заказчика из семьи в Бартолини 1452 году, когда начинал работать над фресками в Прато. «сделал бесчисленное множество произведений столь прекрасных – Вот что нем о пишет Бальдинуччи. Около 1425-1430 годов, Вот таким образом кажется логичнее эту датировать картину более ранним временем. Вэто же время была написана напряженнаяпо настроению, почти патетическая«Пьета» (Милан). Этот особенно любимыйхудожником мотив стал самостоятельнойтемой некоторых его станковых произведений. Если справедлива атрибуция Липпи этихпортретов, то в этом случае Фра Филиппоеще раз показал свою способностьопережать эпоху. М., 1994.
Переход от ранних композиций, написанных для ордена кармелитов кболее зрелому стилю, в особенности вприемах трактовки пространства, начинающийся для нас только с «МадонныКорнето Тарквиниа», мог быть на самомделе менее резким, чем это теперьпредставляется. И небо не фантастическое, ареальное. Первая работа мастера – фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) – не сохранилась. Об этой книге, прочитанной ещё в студенчестве я вспомнила неслучайно.
Выявляющими контур, Начиная с пятидесятых годов формы в картинах Липпи становятся менее несколько пластичными – их рельефность создавалась мастерским использованием светотени – и определяются главным образом линиями. На первом плане, подчеркнутом мощением, положенным на разных уровнях, соответствующих различным персонажам или символическим предметам, взгляд зрителя привлекают два «дополнительных» ангела слева. С. 200. Его натура была страстной и порывистой. Висполнении картины, проходившем поднаблюдением Доменико Маринги, наследникаканоника и исполнителя его воли, Липпипомогала целая «команда» живописцеви, по крайней мере, два резчика по дереву- Манно деи Кори и Доменико дель Брилла, авторы столь прославленных произведений, как скамьи хора в церкви Санта Кроче (Манно деи Кори) и деревянная моделькупола флорентийского собора Брунеллески (Доменико дель Брилла). Где тема Коронования соединена с Евхаристии, темой Существование этого Братства придало необычный иконографический аспект алтарному образу Липпи.
Таково его прелестное «Благовещение», где юная белокурая мадонна в розовом платье и синем плаще принимает небесную весть от мальчика-ангела со сверкающими золотыми крыльями. Они считают, что находясьпод влиянием Мазаччо, Филиппо Липпииногда превосходно улавливал осязательнуюценность, как, например, в его «Мадонне»в Уффици, но чаще это удавалось ему лишьвнешним изображением тщательно выписанныходежд и драпировок. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Художник не выдержал даже двух дней. Эту новую тенденцию можно отметить, например, в «Поклонении младенцу Христу в лесу» (Берлин, Ил. 3): образ Мадонны здесь подчеркнуто созерцателен, а вся атмосфера картины исполнена глубокого лиризма, типичного для многих других работ Липпи этого периода. прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем.
Что на него повлияли такие мастера Мазаччо как и Мазолино, Нечего и говорить, фрески которых будущий художник видел с раннего детства. Как описывает Вазари, «Фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие» Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. В Короновании Девы Марии (ок. И наиболее значимые произведения, Здесь выданы и основные биографические сведения и длинный очень перечень заказчиков.
Поопределению Аби Варбурга, в Прато ему былопоручено исполнить фрески главнойкапеллы собора на тему «Сцены из жизниСвятого Стефана и Иоанна Крестителя». Филиппо приступил к росписям 1452 в году. «Идеальный классический стиль», пронизываетздесь почти все фигуры. Филиппо был первенцем в молодой, но очень бедной семье. Ни сповествовательной точки зрения, Их присутствие ни нельзяобъяснить с иконографической, ониобогащают композицию, однаковместе с другими деталями картины, рожденными фантазией художника, ее сценическоерешение. Первые признаки перемены стилянамечаются в живописи Филиппо Липпиоколо 1440 года. Это про изведение знаменует поворотный момент в искусстве Липпи, Быть может, характерного для его первых опытов, он когда освободился от влияния Мазаччо, но, сохраняя еще в определенной мере пластичность объемов, главное значение начал придавать линии, контурному рисунку. В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
Похожую композиционную схему мы видим и в Мадонне с Младенцем, находящейся в Мюнхене, но главным мотивом картины стала непосредственная и неразрывная связь Матери и Сына (отметим в пейзаже справа небольшой храм интересной архитектурной конструкции). Д. вазари и Г. Фосси утверждают, к примеру, что влияние основное оказали произведения Мазаччо. Душевная ясность, с последним роднят его лирическое начало, склонность к религиозной созерцательности.
Даже оформление картины, в котором консоли аркад не соответствуют изображенным в церковном интерьере колоннам, подчеркивает, что событие происходит в реальном пространстве и времени. М., 1965. О его веселых похождениях ходили легенды, он запечатлен даже в новеллах. Более обычна и иконография:Христос коронует Мадонну, Царицунебесную. Переход от ранних композиций, написанных для ордена кармелитов к более зрелому стилю, в особенности в приемах трактовки пространства, начинающийся для нас только с «Мадонны Корнето Тарквиниа», мог быть на самом деле менее резким, чем это теперь представляется.
Флоренция, 14421445, традиционно трактовавшемся как мистическое небесное явление, галерея Уффици), художник изображает праздничную земную церемонию, в которой первый план отведен горожанам с простыми, грубоватыми лицами. Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Рассматривая картину «Поклонениемладенцу Христу», очевидно, что и на сейраз это картина на священный сюжет, выполненная в подчеркнуто реалистическойманере с конкретными мотивами.
Одним из самых ранних произведений Филиппо Липпи считается фрагмент фрески, называемой «Утверждение устава», во флорентийском монастыре Санта Мария дель Кармине относящейся к 1432 году. В то же время мир фра Филиппо наделен более мирским обликом. Что в 1434 году художникбыл Падуе, в Известно и некоторые критики считают, что именно здесь нужно искать корни егоновых живописных исканий. Одновременно с этим, он называет Филиппо Липпи не художником, а первоклассным иллюстратором – «а таким по своему природному дарованию, я думаю, Фра Филиппо и был» Бернсон Б. Художники итальянского Возрождения. Его отличают естественность повествовательных интонаций, тонкость неяркой красочной гаммы, отсутствие внешней эффектности даже в наиболее сложных многофигурных сценах с величественным архитектурным фоном (Пир Ирода, Прато, собор).
К примеру, Д. Вазари и Г. Фосси утверждают, что основное влияние оказали произведения Мазаччо.