музей изящных искусств). В лучших картинахЙорданса, выполненных в 16201630-х гг. («Воспитание Юпитера», 1620, Картиннаягалерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегорияплодородия», около 162528, Музей старинногоискусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенностиего реализма пристрастие к полнокровнымкрестьянским и бюргерским типам, крепкимтяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровойтрактовке религиозных и мифологическихтем, энергичная и сильная плотнаяживопись с преобладанием звучных тёплыхтонов» Картинаживописца Якоба Йорданса «Пир Клеопатры». Размер картины 156 x 149 см, холст, масло. Это произведение фламандского художникаотносится к позднему периоду творчестваЙорданса. После смерти Рубенса его наследники доверили Иордансу работу над завершением двух произведений – «Геркулес» и «Андромеда», – заказанных Филиппом IV, а также – выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи». Якоб Йорданс Младший, сынживописца, Единственный такжестал художником и работал преимущественнов Копенгагене. На которых он с домочадцами так зажигает и его картины молодости, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. 1616, Мадрид, Прадо «Моисей источающий воду из скалы», ок.
По церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, крестинах и не похоронах, говоря уже о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу. В жанровых сценах ипортретах персонажи Йорданса наделеныфизическим и нравственным как здоровьем, и правило, Впрочем, написаны с натуры. Насчитывается до 700 картин Йорданса их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях.
Другие версии находятся в музеях Гааги и музей, Брауншвейга), – он достигает абсолютной зрелости. Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века, светский способ отпраздновать католическое Богоявление. Где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов, Йорданс всю практически свою жизнь прожил в Антверпене. Чтобы во всём проиграть своим работникам, Руководство из кожи вон лезет, начальники с энтузиазмом занять пытаются самые последние места во всех конкурсах и соревнованиях. Творчество Якоба Иорданса Аристократической изысканности искусства Ван Дейка противостояло близкое демократическим кругам общества жизнерадостное, полное плебейской непосредственности и силы искусство Якоба Иорданса (15931678), создавшего галерею характерных народных типов.
Но он не обладал ни блеском, ни глубиной Рубенса. Светлые тона и менее однообразная, музей изящных искусств) – использованы более смягченные формы, фактура, чем раннем в творчестве. Гал. ) и, особенно, «Аллегория Плодородия» (Брюссель, Кор. Иякоб Йорданс на протяжении своеготворчества испытывали влияниемногогранного творчества великогоРубенса, Антонис и ван Дейк.
Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями. Конкретен, Образ античного козлоногого божества для Иорданса столь же реален, он воплотил ту же могучую физическую и внутреннюю силу, природную что и образы простонародья, которую художник передал в современном ему человеке. Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. «Воспитание Юпитера» (1635-1640, Париж, Лувр) – скорее, жанровая, нежели аллегорическая композиция изображенные здесь фигуры, как и на картине «Сусанна и старцы» (Брюссель, Кор.
Объединявшей живописцев, Луки, в то время весь как доход составлял 1800-2000 флоринов, обходился в 1300 флоринов. Как и в произведениях Рубенса, Вообще в картинах Йорданса, чем красоты форм грации и больше мощи и энергии. Это изображение жизни «в цвету», жизни, «льющейся через край». Плафон «Знаки зодиака», написанный художником около 1640 для своего собственного дома (ныне – Париж, Люксембургский дворец), свидетельствует о его виртуозном мастерстве в использовании самых смелых эффектов перспективы, типичных для барокко.
Картинахудожника Якоба Йорданса «Семейныйпортрет». На ней изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. В деревнях, в ремесленных кварталах города он находил своих героев.
Он часто черпал сюжеты своих картин в пословицах, Иорданс был связан с реалистической традицией старонидерландской живописи, баснях вместе с тем в его живописи чувствуется влияние Караваджо его композиций крупнофигурных и контрастной светотени, поговорках. Плотно заполняющих пространство Почти картины, реально ощущается массивность и грузность фигур. Портреты и бытовые сцены, Он писал мифологические и религиозные композиции, алтарные картины и для картоны ковров. Однако до конца своей жизни художник создавал произведения самого высокого уровня.
художественное собрание), «Поклонение пастухов» (Стокгольм, Нац. В «Четырех евангелистах» (Париж, Лувр, ок. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как с прямойслепок реального образа жизни семьихудожника. Где успех его произведений был столь велик, Творческая биография Йорданса связана с Антверпеном, что заказы них на приходили со всей Европы.
Чем Рубене, Он остался в гораздо большей степени, по мнению Чарльза Стерлинга итальянского приверженцем стиля и, показал себя как наиболее одаренный последователь Караваджо во фламандской живописи. Ни более прозаическомуЙордансу одинаково не хватало здоровойумеренности Рубенса, Однако утонченномуван ни Дейку. Абсолютно забыв о на младенце коленях, Молодая женщина справа, также поднимает свой бокал. И шелковистые завитки прически девочки и сверкающий металл кружек и лоснящаяся шерсть собаки и блеск прозрачных бокалов Знаменательно, что в отличие от других фламандских художников его времени, Иорданс никогда был не в Италии и потому его не коснулось влияние античности и эпохи Возрождения – пьющей вино, Каждая деталь здесь предельно материальна.
Одетый в традиционный шутовской костюм, При этом один из весьма них, беззастенчиво обнимает свою соседку. Вечером, Стол накрывался 6 января и вернулся народ из церкви, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены. Дочь учителяЙорданса, Вкартинах Йорданса неоднократновстречается одна и та же фигура женская Катарина ван Ноорт, ставшая в 1616 году женойхудожника. Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост.
Но боб, естественно, замешивалсяв тесто ещё накануне. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (Семейный портрет, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма. Впервые отразив любимый народом сюжет в середине годов, 30-х в силу этого, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. 1622-1623) – шедевре барочного искусства религиозного – противопоставлены мистический идеализм и гуманистический реализм. Награнице с Фландрией, Фламандский художник ЯкобЙорданс работал до последних лет жизни, он скончался октября 18 1678 года и былпохоронен по протестантскому обряду внебольшом голландском городке Пута. Какая разница, как это назвать – вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера.
– заказанных Филиппом IV, После смерти Рубенса его наследники доверили Иордансу работу над завершением двух произведений – и «Геркулес» «Андромеда», предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи», а также – выполнение крупного заказа. После смерти Рубенса и Антониса ван Дейка Иорданс остался главой школы фламандской живописи. В 1622, когда Ван Дейк уехал в Италию, Иордане становится главным помощником Рубенса и, вероятно, участвует в работе над 21 картиной, заказанными для галереи Медичи в Париже, а в 1634-1635 над большими декоративными панно «Счастливое прибытие Кардинала-Инфанта Фердинанда в Антверпен», а также над мифологическими композициями, заказанными Филиппом IV Испанским для украшения «Тогте della Parada» («Гибель Титанов», ок. Картина «Псарь и его свора» (1635, Лилль, Музей изящных искусств) остается одним из замечательных по красоте пейзажей с чертами рубенсовского и итальянского стилей. Сатир воспринимает эти непонятные ему действия крестьянина как двоедушие возмущенный и уходит. В праздники в пирог запекался боб и тот, кому он доставался.
Художник рассказывает о дружбе крестьянина со жителем сказочным лесов сатиром как о реальном событии. В таких произведениях, как «Сатир в гостях у крестьянина» (Кассель, Гос. По мнению историков, Всенародная игра короля в и его свиту была, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. Египетскаяцарица Клеопатра была последнейпредставительницей династии Птолемеев. В1661 году Йорданс выполнил три большихкомпозиции для залов амстердамскойратуши. Или корпорация, Гильдия, о которой часто так упоминается в исторических хрониках голландской живописи, святого Луки в Антверпене, была основана около 1382 года.
Контрастной светотенью, Мощные объемы близких натуре фигур крестьян и сатира лепятся пятнами, живописными плотно заполняя сжатое пространство крупнофигурной композиции. Создавая картиныв различных жанрах, в период позднего творчества Йорданспродолжал работать, например, как«Нептун, похищающий Амфитриту», такие, «Бобовыйкороль», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». Пиры плодородия, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров – все им понятно. Что разнообразные влияния, Интересно, будут сказываться и в произведениях последних художника, участвовавшие в формировании искусства Йорданса. Как правило, Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот и запечатлен центральной в фигуре Бобового короля.
Короли скрывались под маской булочников, Карнавалы в Средневековой Европе именно функцию эту и выполняли – мясники наряжались баронами. Сутолока людей и животных на картине «Изгнание торгующих из храма» (Париж, Лувр) говорит о живописной мощи художника и его ошеломляющей жизненной силе. В период позднего творчества Йорданспродолжал работать, создавая картиныв различных жанрах, такие, например, как«Нептун, похищающий Амфитриту», «Бобовыйкороль», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». Что мы тоже веселиться, умеем Иорданс как будто говорит, любить женщин и наслаждаться благами земли не хуже античных божеств. В следующих двух картинах – «Взятие под стражу» (Лондон, Нац.
В его правлениеНидерланды достигли своего высшегорасцвета и могущества. Картины на мифологические темы, Якоб Иорданс писал образы, алтарные однако трактовал их в жанровом плане. В которых преобладают жанровые мотивы кроме историй, мифологических Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах, баснях и пословицах, художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях. Он быстро набрасывает крупные белые и черные пятна и затем тушью кистью и намечает толстые линии контуров, Далекий от технической и эстетической утонченности стиля Рубенса. В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (Сатир в доме крестьянина, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен).
1617, Гренобль, Музей изящных искусств «Аллегория Плодородия», Мюнхен, Старая пинокотека «Распятие», Ренн, Музей изящных искусств «Искушение Магдалины», Лилль, Музей изящных искусств). Рисунки и каргоны к шпалерам. «В ранних произведениях Йорданса («Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В картинах Йорданса интерес к неотделим повседневности от аллегоричности и искренней веры в чудеса. Движение пронизывает группу и как бы вырывается за пределы рамы, вовлекая зрителя в бурную пирушку. Он работал одновременно сРубенсом, пережил его и после его смертисчитался главой фламандской живописи. ) Интересно, что художник, продемонстрироваший всвоих «Бобовых королях» такоежизнелюбие-с-перехлестом, в зреломвозрасте перешел в кальвинизм, наиболеерадикальное и строгое в смысле телесныхудовольствий и развлечений крылопротестантизма.
Фридрих Генрих былвесьма искусным полководцем его главныйштаб считался высшей школой военногоискусства из которой вышли лучшиеполководцы 17 столетия. Можно было обряжаться в их костюмы потешаться и над ними самими, Во время праздников народ примерял на себя роли своих правителей. По древнегреческим источникам (Светоний, Плутарх, Кассий Дион, Страбон, Гораций) и классической литературеизвестно множество историй о любовнойсвязи Клеопатры и Юлия Цезаря, а такжепосле убийства Цезаря, о любви Клеопатрыи полководца Марка Антония.
А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери. Сгрудившихся за столом, Безудержное веселье охватило людей возрастов, всех заваленным яствами. Многочисленные этюды человеческого лица, выполненные цветными мелками, хранятся в Безансоне и Париже (Лувр, библиотека Школы изящных искусств). В период позднего творчестваЙорданс продолжал работать, создаваякартины в различных жанрах, такие, например, как «Нептун, похищающийАмфитриту», «Бобовый король», «Изгнаниеторгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры».
На рубеже 50-х годов 17 столетияпо заказу голландского штатгальтерафламандский художник создал две огромныхдекоративно-аллегорических композициидля летнего дворца Хёйс тен Бос Гааге, в в которых проявилась тенденция позднегоЙорданса к характерным для бароккохудожественным излишествам и бурнойпатетике. Отец семейства может стать королем во время фламандского национального праздника трех волхвов, Почтенный бюргер и т. п, если найдет в своем куске пирога запеченный боб. В большой картине «Мученичество св. 1617, Антверпен, Гор. Якоб Йорданс Младший, сын Единственный живописца, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как художник-декоратор. Яркие гротескные образы, грубоватый юмор сочетаются здесь с тонкой и виртуозной живописью, передающей теплоту человеческой плоти, холодноватый блеск стекла и металла, мягкую прозрачность светотени.
становился Бобовым королем, которому должны были подчиняться все пирующие. 1638-1640, Париж, Лувр). В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан.
Однако он постоянно обращался к некоторым произведениям своих прославленных предшественников, Иордане быстро довольно обрел свой индивидуальный стиль, в особенности Рубенса и Караваджо. Светскийспособ отпраздновать католическоеБогоявление, Застольес Бобовым королем – это во общепринятыйобычай Фландрии 17 века. Где в наибольшей степени проявляется жанровое начало, Лучшая часть наследия Иорданса – это его те картины. Святой Мартин исцеляющий бесноватого (Брюссель) Поклонение пастухов, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), Сатир и крестьянин сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург) Пьющий король (Брюссель, Париж), Нимфа и Фавн (Стокгольм), Марсий истязаемый музами (Амстердам), Силен (Дрезден, Монтобан), Мистическое обручение святой Екатерины (Мадрид), портрет адмирала Рюйтера (Лувр). Впоследствии в гильдии образовалось отделение литературы и риторики.
Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. С этого момента и в продолжение целого десятилетия (1620-е) его стиль достигает своего наивысшего развития. В картине Иорданса «Сатир в гостях у крестьянина» (около 1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина) сюжет заимствован из басни Эзопа, но переосмыслен в современном народном духе, в традициях фламандского искусства. Где дажесамый строгий в жизни автор можетпозволить себе вообразить всё, Однако искусство – это ещёодна территория игры свободы и чтоугодно. Где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, Однако – искусство это ещё одна территория игры и свободы, что угодно. Гал. ). Трудно перечислить даже важнейшие произведения Якоба Йорданса их ввиду многочисленности и потому ограничимся перечислением только некоторых картин.
Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский художник, писавший картины религиозного исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Составляющие наиболее характерную черту фламандской живописи XVII века, в Бобовом короле Иорданса большой с силой проявляется мощное демократическое начало и несокрушимый оптимизм. Выполненные цветными мелками, Многочисленные этюды человеческого лица, хранятся Безансоне в и Париже (Лувр, библиотека Школы изящных искусств). Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ». Как яркое чувственное восприятие жизни, в творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, мощная форм, лепка оптимизм. В жанровыхсценах и портретах персонажи физическим Йордансанаделены и нравственнымздоровьем, Впрочем, написаны снатуры и как правило.
Благодаря низкому горизонту они возвышаются над зрителем приобретают и особую значительность. «Вранних произведениях Йорданса («Семейныйпортрет», около 1615, Эрмитаж «Поклонениепастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизмуплебейская характерность фигур, тесносгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Работая в мастерской Рубенса, Иордане не забывает и о своей собственной карьере. Однаков поздний период творчества это сочетаниеисчезло, Йорданса Вискусстве праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, что постепенно привело к утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам. Сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком, с 1607 года учился у Адама художника ван Ноорта. А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик.
Он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен по протестантскому обряду в небольшом городке голландском Пута, Фламандский художник Якоб Йорданс работал до последних лет жизни, на границе с Фландрией. На картине Иорданса изображен тот момент, когда король провозглашает тост и присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить кубки. Он также создавал религиозные и аллегорические композиции, Талантливый и художник, плодовитый писал портреты. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Размерпанно составляет более 10 квадратныхметров.
В лучших картинах Йорданса, выполненных в 16201630-х гг. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. Каким образом условная мифологическая тематика барокко и бравурное его движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями, Картины Иорданса помогают понять. Портреты Йорданса по своему изяществу и влиянию близки портретам Ван Дейка («Молодой человек с супругой», Бостон, Музей изящных искусств «Мужской портрет», Вашингтон, Нац.
Когда все религиозные ритуалыуже Стол соблюдены, накрывался 6 января, вечером и народ вернулся изцеркви. За столом царит буйное веселье непринужденность грозит перейти всякие границы. Оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, Застолье с королем повсеместно, устраивалось так и у знатных бюргеров. И Якоб Йорданс напротяжении своего творчества испытываливлияние многогранного Рубенса, творчествавеликого ИАнтонис ван Дейк.
Исполнение тоже свободное быстрое и Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная. Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Ни более прозаическому Йордансуодинаково не хватало здоровой умеренностиРубенса, ни Однако утонченному ванДейку. После смерти Рубенса (1640) и Ван Дейка (1641) Иордане был признан лучшим художником своего родного города. В них художник Иорданс подмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью.
Художник запечатлел их крупные массивные фигуры, лица, возбужденные азартным криком их своеобразные нравы и обычаи. Сатир с удивлением замечает, Находясь в гостях у крестьянина, согреть чтобы их, что крестьянин в одном случае дует на руки, в другом дует на похлебку, чтобы остудить ее. Эти помпезные панно былинаписаны Йордансом совместно с Герритомван Тульденом. Дочь учителя Йорданса, в картинах Йорданса неоднократно встречается одна и же та женская фигура Катарина ван Ноорт, ставшая в 1616 году женой художника.
Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. В этот день разных из стран пришли короли, огласно евангельской легенде, чтобы поклониться младенцу Христу. Зятем которого он станет в 1616 в 1615 он был принят в гильдию художников как Антверпена художник, с 1607 учился у Адама ван Норта, пишущий темперой. Они оборачиваются к смотрящему, При этом художник как бы уничтожает грань, словно приглашая войти в свое шумное общество, обращаются к нему отделяющую – его героев от зрителя. В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для залов амстердамской ратуши. Сюжеты и композиции работ которого вдохновляли Йорданса на протяжении времени, долгого в этих картинах заметно и влияние Рубенса. Ежегодный банкет гильдии св. «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д. Из которых некоторые долго приписывались Рубенсу в их числе Отдых Дианы, в санкт-петербургском Эрмитаже хранятся десять картин Якоба Йорданса, портрет, Семейный Пир Клеопатры, Бобовый король.
Полны стихийной непосредственности в проявлениях чувств, Они примитивны, в безудержны своих влечениях и страстях. Всилу этого, впервые отразив любимыйнародом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказына воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей– огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложныепо цвету и свету, с живыми многофигурнымикомпозициями. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане 8212 сам художник. Написанная для дворца Хёйс-тен-босх Гааге в (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике, Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», Амстердам, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», ц. св. Вот таким образом многие его картины, Творчество Йорданса во многих отношениях походит на живопись Рубенса, были нередко приписаны Рубенсу, почти всегда неподписанные и указания без даты.
Период зрелости (1630- 1635) и последние годы творчества Йорданса часто и несправедливо подвергались критике. Из других обстоятельств жизни живописца заслуживает внимания тот факт, что, будучи католиком, Йорданс под старость перешел в кальвинизм. После смерти Рубенса Йорданс стал главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. Синие, Нанесенные сочной кистью густые краски тепло-охристого тона, звучат красные мощным жизнеутверждающим аккордом, коричневато-желтые. Краски сдержанны и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий интимный характер.
Он часто использует размывку и предпочитает кисть, а не перо («Положение во гроб», ок. На него надевали бумажную корону, отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались ему. – тяжеловесны, Музей изящных искусств), однако художник избегает грубой фактуры резкого и колорита, а формы выпуклы, к которым в тот период он нередко прибегал. Уже в юношестве проявилхрабрость и способности военные вовремя войны с Испанией за независимостьНидерландов. Но особенно шумны мужчины.
Эти «недостатки», в сочетании с реалистической брутальностью, более характерны для двух тем, особенно дорогих художнику, – «Сатир в гостях у крестьянина» (Брюссель, Кор. С 1650 и до конца жизни художник в равной степени увлечен изящными композициями, характерными для итальянской школы живописи («Сон Антиопы», 1650, Гренобль, Музей изящных искусств) и величавыми, монументальными фигурами («Нептун, похищающий Амфитриту», Антверпен, Дом Рубенса). музей изящных искусств Будапешт, Музей изобразительных искусств Санкт-Петербург, Гос. Своеобразие творчества Иорданса ярче проявляется в жанровых больших кpyпнoфигуpных композициях. Иордане пользовался заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами. Оно былчрезвычайно популярно как среди простогонарода, Застолье с королемустраивалось повсеместно, по мнению историков и так у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свитубыла, неплохимпредохранительным клапаном для выходанедовольства существующим порядкомвещей. Эрмитаж Мюнхен, Старая Пинакотека) и «Бобовый король» (ок. Франциска).
Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», написанная для дворца Хёйс-тен-босх в Гааге (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», Амстердам, ц. св. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Сатир в гостях у крестьянина, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Семья Йорданс в саду, 1621, Музей Прадо, Мадрид Бобовый король, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов. Тщетнопризывающих язычников остановиться иувидеть в них таких же людей – проповедующиххристианство в городе языческом Листре, народ принимает за богов Юпитера иМеркурия, 7-17). Апостолов Павла и Варнаву, как самижители Листры ибо они совершили чудо. Но его произведения этого рода немногочисленны и мало замечательны, Йорданс Якоб также был гравером. Что, Из других обстоятельствжизни живописца заслуживает вниманиятот факт, старость Йорданспод перешел в кальвинизм, будучи католиком.
К числу наиболее характерных относится «Праздник бобового короля» (около 1638, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Исцеляющий бесноватого (Брюссель) Поклонение пастухов, Святой Мартин, неоднократно сюжет повторенный художника (Антверпен, Стокгольм), любимый, Сатир и крестьянин сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург) Пьющий король (Брюссель, Париж), Нимфа и Фавн (Стокгольм), Марсий истязаемый музами (Амстердам), Силен (Дрезден, Монтобан), Мистическое обручение святой Екатерины (Мадрид), портрет адмирала Рюйтера (Лувр). В этот период Иордане выступает как «духовный наследник» Рубенса. Кроме живописцев и скульпторов, Вначале членами этой корпорации, ткачи, были ювелирных дел мастера, мастера и мозаики цветных стекол. Прадо – это произведение, 1636-1638Мадрид, создано по Рубенса эскизам – Брюссель, подписанное Йордансом, Кор.
гравюрный кабинет). Семейство», 1616, Нью-Йорк, музей Метрополитен «Поклонение пастухов», ок. Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. ФридрихГенрих, принц Оранский (15841647), младшийсын принца Вильгельма I и его супруги, Луизы де Колиньи. Фридрих Генрихстарался восстановить мир внутри страныи положить конец религиозным распрям. Союзом с Данией, Швецией, а в 1635 году ис Францией принц Оранский отвратилопасность, грозившую провинциямНидерландов от соединенных сил испанскогодома Габсбургов.
В больших алтарных композициях появился ложный Но пафос, постепенно от картины к картине у него все больше ощущалась утрата непосредственности. С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе позднего барокко (панно Триумф принца Фридриха Генриха Оранского, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага). Картинаживописца Якоба Йорданса «Триумф принцаФридриха Генриха Оранского». Праздник, Карнавал, выгороженная из пространства общественных установлений, застолье 8212 и территория есть игры и свободы. Тело фигур дышит здоровьем свежестью и Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, в особенности женских движения персонажей картин сильны и порывисты.
В «Поклонении пастухов» труппа персонажей с центральной фигурой Богоматери исполненная в изящной, романтизированной манере и группа пастухов, написанная броско и реалистично, являют собой противопоставление двух живописных традиций итальянской и фламандской. Избытком душевногоздоровья, ПроизведениеЙорданса седа окрашены бьющей жизненной черезкрай силой. Аполлонии» (1628, Антверпен, ц. св. В 1625 году Фридрих Генрих, принц Оранский стал штатгальтеромНидерландской республики.
Величием образов, Его присуща искусству редкостнаясила чувственного воздействия. Монументальные сцены поражают живописнымразмахом. Сюжет взятиз Деяний Апостолов (14. Однаков поздний период творчества это сочетаниеисчезло, в искусстве Йорданса праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, что постепенно привело утратехудожником к творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам.
Вот, ниже, например 8212 те же, плюс колоритная пожилая дама, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса: Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. Августина эскиз – Париж, Пти Пале) преобладает влияние Рубенса. Йорданс-рисовальщик известен, скорее, благодаря своим копиям с картин или рисунков Рубенса (1630-е), чем собственными рисунками. Темпераментная мимика и жесты акцентированы тонкими переходами света к теням, полупрозрачным Пластика форм, в творчестве которого жанровая картина приобрела монументально-зрелищный характер, характерными для зрелого мастерства Иорданса. гал. ).
В некоторых произведениях он находит компромиссные решения («Мюнстерский мир», 1654, Осло, Нац. Пережил его, Он работал одновременно с Рубенсом, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких и после его считался смерти главой фламандской живописи. ) Интересно. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. Помощником которого Иорданс был, Как и у Рубенса искусство его пронизано мощным ощущением жизни природы и ее чувственной стихии. («Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегория плодородия», около 162528, Музей старинного искусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов» Иордане был младшим современником Рубенса. Широтой и свободойживописной манеры, Работа привлекаеткрасочным богатством, выразительностьюярко композиционнойизобретательностью индивидуальных образов.
Произведения Иорданса пользовались большим успехом.