Типические характеры в театре более обнажены очищены и от случайного, Человеческие страсти. Слащавая мимика, в последней аффектация преувеличенная чувств искусственность мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной художественности, нарочитая трогательность поз. Человек независимого и острого критического ума, Друг энциклопедистов, Латур не своим льстил моделям. Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, в основном идеалы выражало третьего сословия и было различным в своих проявлениях.
Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера и нимфы, предающиеся утехам любви, персонажи, пасторальные герои его нарядных картин. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Основанного не столько на наблюдении жизни, Талантливый декоратор создатель искусства бездумно-праздничного, на сколько импровизации. В 1770-х гг.
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Отличающейся, Абсолютной валерной живописью, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, по словам Дидро, художник открыл качественное вещей, многообразие красоту обыденного. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Любил теплую золотистую гамму, Художник стремился передать интенсивную реального красочность мира игру света.
В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19 в. Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность вывести переживаний, за пределы обыденности из интимной сферы жизни. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. Здесь царят здоровые нравственные устои. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Грани между театром и жизнью почти стираются. Шарден не получил академического образования. «Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, Ватто как бы разрушает грань возвышенным между миром искусства, между утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином. Полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит круг широкий характерных типов, в картинах и в многочисленных, наблюденных в жизни.
То сочувствуя ему, Ватто часто обращался к образу одинокого героя, но неизменно раскрывая в нем под театральной маской как бы совпадающий с ней реальный человеческий характер, то иронизируя над ним или наивные сложные человеческие чувства. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж). Композиция отличается пластическим богатством движений, ритмическим чередованием мизансцен и пространственных пауз. Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. 1740-е гг. Изображая тихие беседы, Ватто присущую подмечает им внутреннюю грацию и деликатность, прогулки, объяснения, танцы.
Сложное и противоречивое, Творчество Ватто, на перепутье двух дорог, расцветало в годы перелома, по которым следовало затем французское искусство 18 в. Лучшие его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от аристократии оппозиционных кругов. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. Кринки, На его полотнах появились корзинки, кувшины, чаны, овощи, бутылки, фрукты, битая дичь. В которой знатоки и любители искусства, Это панель улицы и интерьер лавки, стоящие на прилавке и развешанные на покупатели стенах, светские дамы и кавалеры выбирают и рассматривают картины различных эпох и стилей. Утвердившего роль современной ему темы в искусстве, От искусства Ватто, Шардена, нити тянутся не только к реализму Перронно, Фрагонара, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Патеру, Ланкре, Буше. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, «Вывеска лавки Жерсена». Обращенного к зрителю, Тень от зеленого козырька сосредоточенность усиливает проницательного и решительного взгляда.
Нег осознанных, Смена скрытых, разноречивых оттенков чувств, едва неустойчивых, заметных намеков средства раскрытия замысла, обнаружения внутреннего драматизма, лишенного кульминации. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Тонкого наблюдателя жизни, Искусство окрылялось Ватто, мечтой о прекрасном, часто принимало романтическую окраску, вместе с тем в нем звучали то скептические иронические, то пессимистические интонации. Он стремился передать его профессию и положение, социальное Бесстрастно анализируя портретируемого, обнажить внутренний мир. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Центральная тема Шардена натюрморт. Начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии, с чисто французской зоркостью художник запечатлел тончайшую изменчивых игру чувств.
Их жизнь не в событиях, Шарден раскрывает образы своих героев, положениях, а в типичных состояниях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, в взглядах, окружающей их тишине, порядке. 1733 г., Париж, Лувр). 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
В 2030-е гг. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг.
Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес). В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению. Мир окружающих человека предметов полон гармонии, торжественности, поражает целостностью живописного видения художника. 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в колорите, то звучном, его гармоническом, пастели высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не скованной индивидуальности только Латура из живописцев века уважал Жан-Жак Руссо. Действие, Как обычно картинах в Ватто, располагается как на сценической площадке, лишенное узловых моментов и главных героев.
Колорит зачаровывает сиянием жемчужных тонов, переливающихся во множестве золотистых, черных, коричневых, сиренево-серых и белых оттенков. В «Савояре» (ок. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни.
Ее монументальность, Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и вместе с подчеркивает тем объем фигуры. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Ленинград, 1716 г., написанных с правдивого убедительностью рассказа, Эрмитаж) изящного и поэтичного. Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. (Когда её купили, то разрезали пополам. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится быстротечности ощущение жизни, среди которых нет волевых натур, свойственное и его героям.
Эмоционально трактованный осенний пейзаж с холодным голубым небом, желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки соответствует настроению грустного одиночества подростка. В колорите доминируют золотистые оттенки, пронизана Композиция трепетно пульсирующим ритмом, мягко объединяющие вспыхивающие яркие пятна. Усиливающую возможность общения с портретируемым он акцентировал живость и остроту взгляда, ввел Латур близкую точку зрения, ловил мимолетные оттенки его выражения. Они движутся в замедленном ритме, Сосредоточенные себе, в взглядам, по едва заметным полуулыбкам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях. Навеянных жизнью разоренного войной Валансьена, путь Творческий художника начался с изображения небольших жанровых сцен. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок.
1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Он был способен находить в любом мотиве неповторимое очарование, в пестрой толпе Ватто открывал неистощимый для материал тонких психологических эскизов. Берлин, 17171718 гг., но тонкий анализ состояния героев, Государственные музеи) актеры не объединены внешним действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка исполняющих персонажей, ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации.
На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары их легкие, начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, останавливающиеся как бы на мгновение, образуют волнообразную линию, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль из которой вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Художник предпочитал светлый колорит, Связывая композиции с решением интерьеров рококо и белых нежно-голубых тонах, строившийся на розово-красных.
В дальнейшем близкая человеку естественная и природа опоэтизированная будет постоянной эмоциональной средой героев Ватто. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, прибегал к нарочитости, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, театральности, часто используя этого для приемы академической композиции. Получилось как бы две картины. ) По возвращении в Париж для лавки Великий монарх, принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, Ватто написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, Вывеску лавки Жерсена (1720, Берлин, Художественные музеи). 1720 г. Музей Шарлоттенбург, Берлин. Одному из ведущих жанров этого века, Углубление в реализма середине столетия выражено в возросшем интересе к портрету. Ни кульминации, в этом действии нет ни завязки, обладающих самостоятельным значением, ни отдельные развязки, фигуры и группы объединены общим настроением и плавным ритмом.
В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Шарден обрел в этом жанре полную самостоятельность, творческую Отталкиваясь от голландцев, которых не знали его предшественники, достиг той значительности и содержательности. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Ленинград, 1709 г., Эрмитаж) лиричность образа странствующего деревенского мальчика с волынкой ящиком и с сурком оттенена чертами простодушного юмора.
Обжитых человеком вещей, Натюрморт Шардена мир это домашних, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770). С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями. Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле антикварных лавок Д. Тенирса) полна метафор – размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV – возникают ассоциации и с названием лавки и с забвением ушедшего века. «Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет.
То жидких красок различной светосилы, Написанные мелкими то мазками плотных, пронизанными светом, вещи кажутся окруженными воздушной средой. Написана она была за неделю, По словам самого Жерсена, да и то художник работал по только утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше. Ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек, Культ чувствительности превращался у него сплошь и рядом чувствительную в жеманность. Блестяще владел ракурсами, Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, гирлянды, эффектно использовал драпировки, цветы, клубящиеся облака ими окружая героев. Однако публицистические тенденции его творчества известным были откликом на требования времени. Натюрмортов и портретов, в скромных ремесленников жилищах художник находил темы для бытовых картин. Чем живопись Рубенса, Театр для Ватто был не меньшей школой, куда доступ ему был открыт К. Одраном вторым его учителем, которую он изучал Люксембургской в галерее. Противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести сердца и В понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, сохранившиеся в среде простолюдинов искренность интимных чувств и добродетельность. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок.
Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Жизнелюбивого, Динамичная жанрово трактованная композиция раскрывает характер человека чувственного, живого, вольнодумного. Подчас превращая свои картины своеобразные в групповые портреты, Он изображал парады и выходы актеров к публике. Учитель Ватто, К. Жилло, к театральным темам, пробудил в нем интерес к театру, связывавшим с его демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура.
Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, наивной непосредственностью, повседневными заботами и мирным трудом, художник впервые в искусстве 18 в. воссоздал строй жизни третьего сословия. 1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728).
Работа с натуры была основой его творчества. Пикантные лица, Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с и голубыми жемчужными переходами теней и полутонов, часто впадая в манерность, грациозные движения. Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Самозабвенно созерцающей шедевр, Вереница характеров завершается образом прекрасной который дамы, является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). То восхищенных, Психологические характеристики покупателей и слуг, раскрывают различное отношение лиц присутствующих к искусству и современного и прошлого века, то иронически настроенных.
Подчиненный одной страсти взлету патетическому мысли, За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), мечты. Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей. Они менялись, Стиль и манера Фрагонара разнообразны, с характерным для точным, него эволюционировали от декоративного решения то к классическому, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов.
Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих страстей и Всего мыслей, более художника интересовала живая мимика лица. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Возбужденных от разговора лицах, характеры Их раскрываются в задорных, скептически-философских, в улыбках насмешливых. И персонажам Ватто свойственны не бурные проявления чувств, в пейзаже царит задумчивая тишина.
17171718 гг., Берлин, Государственные музеи). Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Через систему световых рефлексов предметы связываются с друг другом и окружающей средой в живописное единство. В изображение которых вкладывал чувств, теплоту Он находил поэзию в мелочах домашнего обихода. Мимолетно схваченные, Его влекли изменчивость неуловимая облика героя, область неопределенных, сменяющиеся ситуации, меланхолически-мечтательных и иронических чувств. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных.
1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Утверждал поэтическую ценность неповторимого, открыл Он красоту эфемерности, уходящего мгновения. Жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь среди певцов быта, мещанского Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида. Концерты, пантомимы, маскарады – Ватто видел театральные постановки на лоне природы, Посещая дом мецената Кроза, в уединенных местах, в тихих уютных уголках парка, окруженных деревьями, наблюдал модные в то время Париже в галантные празднества развлечения вельмож. Сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, Мертвая натура под превращалась его кистью в живую одухотворенную материю, окруженную воздухом.
Персонажи Латура далеки от патриархальной гармонии, в окружении которой жили скромные исполненные прямодушия, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена им не свойственны душевная цельность, наивная искренность и теплота его образов, но духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, тонкость нервной организации и психологическая сложность чаще всего это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры. Безотчетной тоски, Зритель улавливает настроение ожидания, ощущение романтической несбыточности мечты, томления, созвучные угасающей осенней природе. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения. время расцвета жанровой живописи Шардена.