Так как он нарушил церковные каноны, Выполнить эти росписи ему не и удалось, эскизы были отвергнуты. Еще в раннем рисунке «Прощание Анны Карениной с сыном», выполненном до поступления в Академию художеств, Врубель предвосхищает особенности своего творчества. Знобит от его взгляда. Иной раз демон действует благодетельно.
Отдаваясь со всей страстью игре, в них рано проснулось и росло ненасытное воображение они становились настоящими героями вымышленных историй и, а скорее детской поэзией, которая для них была не совсем игрой, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Девушка, с которой написана Офелия, была, по-видимому, последней киевской пассией художника о ней он потом писал сестре, что её нравственный облик «манит тихим пристанищем». Первый 150 обуреваемый сомнениями и жаждой познания гордая воля познать «необходимость» бытия, а не пробавляться суррогатами в виде бесчисленных «возможностей». Сделанное в Киеве, Многое, расточено, утрачено, но что осталось 150 сделано то великолепно, будь это монументальная роспись или маленькая акварель.
Портреты С. И. Мамонтова (1897), Эти картины, «Испания» (1894), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), (1900) «Царевна-Лебедь» и «Портрет сына художника» (1902) – заслуженно считающиеся врубелевской «классикой». Сурикову, Расписывать Владимирский собор церковь иКирилловскую предложили многим художникам Васнецову, Репину, Поленову. В Киеве, хотя он был тогда очень беден и обстановкой своего жилья пренебрегал, он тем не менее носил бархатный костюм «венецианца эпохи Возрождения», чем весьма шокировал жителей города. Поймете ли вы меня, «Не знаю, аона не меня любила, ялюбил женщину, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня.
Вот таким образом ярлык декадента, то есть упадочника. Воспринимался им как оскорбительная нелепость и однажды он с вызовом в публичной речи сказал, что «так называемый декаданс» скоро будет признан возрождением. Ге. Немой вопрос 150 безответный вопрос живых перед ликом смерти 150 доминирующая нота во всех вариантах «Надгробного плача» (1887). Глубиной мысли, глубиной пластического постижения.
Как известно, художник в Киеве начал работу над «Демоном» и в живописи и в скульптуре эти ранние варианты не сохранились. Художник берет прямой перевод слова «демон» с греческого, а именно – душа и интерпретирует человеческую природу, как двойственную. Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Над его могилой Блок говорил: «Врубель жил просто, как все мы живем при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, – судьба современного художника: чем правильнее размежевывается на клеточки земная кора, тем глубже уходят под землю движущие нас боги огня и света». 17 Возвращаясь к поставленному вначале вопросу: был ли Врубель художником модерна, можно ответить, что он совпадал с модерном по касательной, в целом же его творчество этим понятием не покрывается.
Обречённость, Необычность изломанных форм Демона поверженного подчёркивает его его гибель, лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника. Он ещё в годы ученичества делал попытки создать «опус» – то есть взяться, по совету Репина, за солидную картину. Но самая суть заключалась уже в первоначальной стадии, в компоновке «углами». Хотя и не ещё вполне зрелое, Здесь он впервые выполнил нечто законченное и монументальное, – самостоятельную роспись в Кирилловской церкви. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. Может быть, он сам и был создателем русского модерна. Неприступны громады гор, фон весь как бы состоит из причудливых, сверкающих кристаллов.
Здесь изображенный, Персонаж, сидит на оттоманке, прохожий лицом на самого художника, среди восточных ковров, в полумраке, при свечах, зажженных – должно быть, ночь перед дуэлью. Заставляли и Лермонтова, Постоянно сквозь пробивавшиеся житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, доходя порой до полного душевного истощения и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения. Здесь крылось противоречие всей его творческой судьбы. Как огромные глыбы, траве, в а фигура пастуха подобна сказочному полевику, ворочаются красные кони. Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века.
Женатого к тому времени актрисе на театра Надежде Забеле, в 1901 году у Врубеля, родился сын Савва. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Демону мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми. Ускользал, Но Демон менялся, постоянно иэтот поединок становится наваждением для художника.
После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти 10 лет не возвращался теме к Демона. Речь шла об Эмилии Праховой. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Которого изображали задумчивым, Во все времена именно в такой позе сидел печальным человек и грустным.
Художник создает выразительный рисунок, быстрыми перовыми штрихами достигает напряженности, передает мучительность происходящего события. Врубель был выдающимся русским художником конца XIX века. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон».
И картина «Демон» один из заметных шагов на этом нелегком пути. Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником. Другие художники эволюционировали к этому более стилю органично для себя и достигали лучшего. Которая мечется в поисках смысла жизни, Демоном Эллады жители называли душу, которые кипят в его душе, не в состоянии усмирить те страсти.
«Рисовать 150 все время рисуй», – твердит он Коровину. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» внем уже лишь злоба ихолод. В непрерывном переписывании «Демона поверженного», так поражавшем очевидцев, проявилась с болезненной маниакальностью та черта художника, которая и прежде его отличала, – предпочтение процесса результату. Но долго, долго он не смел Святыню мирного приюта Нарушить. Но как раз у Врубеля ничего этого не было, по крайней мере, субъективно он нисколько не разделял настроений лирического заката и меланхолии ущерба. В ней сочетаются цвета русской фрески, солнечных итальянцев и византийской мозаики.
Самые большие рисунки (почти в лист или пол-листа ватмана) Врубель исполнил для иллюстраций сцен роковых свиданий Демона и Тамары. В особенности иллюстрации к Демону, Вообще Лермонтовский можно цикл, считать вершиной мастерства Врубеля-графика. А драгоценные камни 150 в кассе ссудной Розмитальского и Дахновича, Металл он мог наблюдать где угодно, куда часто приносил в заклад что-нибудь из своих вещей.
Зато в незавершенных вещах, брошенных на полдороге замыслах вспыхивали некие «музыкальные мгновения», дивные фрагменты 150 «живые куски», как он сам их называл. Создаваемый картиной – тождественность панно витражу или Репродукция в полной мере повторяет эффект. К моменту написания картины, Врубель довел до совершенства свою манеру. В различных вариантах темы Пророка Врубель 150 и выздоровевший и снова безумный и зорко видящий и слепой 150 повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, – вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный. Но не объединяет их, Художник переплетает эти цвета, словно показывая стремление к гармонии невозможность и ее достижения.
Некоторые картины написаны поверх других, начатых. Характерный для Врубеля мотив противоречия между мечтой о преобразовании мира и жестокой действительностью, попытки отразить в своих образах все высокое и прекрасное в человеке ярко представлены в ряде работ, посвященных теме Демона. Но теперь ему нужен был иной полет и совсем другое психологическоесодержание образа. А образно-изобразительный подход к решению историиземной и неземной любви, Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары не простой фон для фигур, сверхреальности встречи земной девушки и существа, неземного фантастичности, полной волнующего драматизма и величия. Но новой открыто не 150 было Врубель как художник потом не превзошел себя такого, Дальше шла уже разработка открытой золотоносной жилы, каким сложился во второй половине 1880-х годов.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Воздух как перед грозой точно горят свечи крупные шапки цветов чертополоха, Душный поздний вечер. Нисколько не напоминающий Демона даже в облике Азраила 150 ангела смерти, Это новый в образ творчестве Врубеля. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза.
Руки демона, внушительные, сильные, опущены и сцеплены в замок не то в заграждающем, не то в скорбящем жесте. И, скорее всего, одинок не по своей воле. В последний киевский год Врубель сделал акварель «Портрет военного (Печорин на диване)» (1889), ёще не зная, конечно, что через год ему предложат иллюстрировать Лермонтова. Это доставляло ему огромное удовольствие 150 пленяла ни чем с несравнимая чистота и яркость тонов. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Так было и с Врубелем.
Смысл человеческого бытия, место и роль человека в окружающем мире – добра противоборство и зла, часто обращался к глубоким философским проблемам. Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГЭтот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Врубель оставил Академию, вошедшего как раз в эту минуту в кабинет, где ему так нравилось и оказался в Киеве на целых шесть лет – помощника разыскивая для реставрации старинной Кирилловской церкви профессор П. Чистяков указал ему на молодого студента, Из Киева в петербургскую Академию художеств явился А. Прахов, – и решилась его судьба. Кризис эстетического мироощущения вместе с подсознательным, Кризис индивидуализма идущих на землю грозовых событий, поистине пророческим чувством надвигающихся, – все это было глубочайше пережито Врубелем, гениальным и чутким художником, даже если не осознавалось или осознавалось превратно Врубелем-человеком, слабым человеком, которому Пророка миссия была не под силу. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Летящий Демон» (1899). Никакие узоры орнаментов не скрывают его трагедии, Никакое богатство красок, сорвавшаяся заоблачных с высот, его изломанная фигура, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Он созерцает древнее золото заката, вкрапленное в сине-лиловые миры мрака (М. А. Надо рисовать десять лет по пяти часов в день 150 после этого поймешь, может быть». Эскизов и написал три огромные картины эту на тему – «Демон сидящий», Он создал множество рисунков, «Демон поверженный», «Демон летящий».
Зачем нужны были надставки и подклеивания уже в процессе работы. Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения искусств павильона на Всероссийской выставке вНижнем Новгороде. Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Наиболее самобытный и значительный тенденций выразитель символизма и модернизма в русской живописи и графике, Михаил Александрович Врубель известнейший русский художник. Что ещё очень важно для характеристики киевских работ: общение с искусством киевских мастеров облагородило присущую Врубелю экспрессию, сделало её сдержанной, величавой. Гомер, Гете, Данте, Лермонтов, русский и сказочный былинный эпос, Библия – Шекспир, Это чувствуется и по его литературным вкусам.
Незаконченность преследовала Врубеля как Все рок, обрывалось где-то вначале или посередине – композиции и даже портреты. И неизбежный спутник его 150 «дух отрицанья, дух сомненья». Композиционное воображение работало не столько предварительно, Не вернее предположить, ли сколько именно в процессе рисования один образ, до начала, появившись на бумаге, влек за собой другой, – лился поток импровизации – что дело обстояло как раз наоборот. Лучшие произведения Врубеля московского периода 150 все же станковые картины, причем чаще всего написанные не по заказу, а по собственному побуждению. Жизненная драма Платона). В котором живет надежда и если раннем в холсте мы ощущаем хаос рождения, то в поверженном Демоне царит крушение.
Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Полет могучего тела над землей, которая смотрится мозаикой геометрических пятен так, как мог видеть ее художник, летящий в небе рядом с Демоном исполнен стремительной силы и материальнойвесомости но полет Демона бесцелен потому, что в его сильном лице, разрезающем пространство, выражение бессильной обиды и безысходности, а его мускулистые деформированные руки воспринимаютсянеуместными, ненужными существу, не знающему, как их применить. Прекраснаакварель «Пляска Тамары», которая передает ощущение быстрого танца, музыки и напряженности. Красивые чувственные губы, атлетическая фигура, карие глаза или черные – вьющиеся волосы, Опишите его внешность. Раннехристианскиепредставления о демоне связаны с образом злой, демонической, бесовской силы. И даже: «Нарисуйте, попробуйте, просветы воздуха в ветвях 150 не нарисуете. В 1890-1891 годах художник М. А. Врубель принимает в участие издании иллюстрированного собрания сочинений Лермонтова к 50-летию со дня смерти поэта.
«блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней всегда Врубеля привлекали – Н. А. Прахов вспоминал. Время показало, что никто из иллюстраторов Лермонтова ни до того, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. Третий лик Демона 150 лик отверженного и ожесточенного, проклинающего и проклятого. У Врубеля был свой Демон, в чем-то близкий лермонтовскому, а в чем-то другой. Это не расходится с тем, что он заметил в 1883 году: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, так как они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено»5 в другом письме «формула» эта расшифровывается как «культ глубокой натуры». Глубже коренится в прошлом и дальше заглядывает в Искусство будущее, великого художника захватывает более обширную территорию.
«серафим стал теперь для Врубеля антиподом Демона, тоскующего, призванного «жечь сердца людей – это образ-надежда высшего прозрения художника-пророка, Прав П. К. Суздалев. Знакомые всем виды он очеловечивал и насыщал поэтической сказочностью. Предназначенных для росписи церкви, Это духа смятение косвенно выражено и в евангельских композициях Врубеля. Тогда, значит, более прав Н. П. Ге: искусство Врубеля было только» одним из лучших выражений» настроений, охвативших людей в конце XIX века, мы начинаем представлять себе Врубеля не стоящим, подобно Демону, на горной вершине, а «в среде» -одним из участников абрамцевского кружка, одним из экспонентов «Мира искусства», одним из художников театра.
Возвращаясь в своих созданиях постоянно к Демону, он лишь выдавал тайну своей миссии. Если Серов в своих острых, Если Репин к обращался социальным темам и критически оценивал современную ему действительность, то Врубель, беспощадных портретах обличал мир аристократов и буржуазии, как бы отстранялся от повседневной жизни неудовлетворенный, непримиримо относящийся к ней, он искал свободы в мире сказок и мифов. Здесь использована уникальная врубелевская палитра, которую он создавал всю свою жизнь. Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» (1889), «Восточной сказкой» (1886), «Девочкой на фоне персидского ковра» (1886), «Богоматерью» (1884-1885), эскизами для Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна. Для Врубеля тема была дьявола своевременной до конца его жизни и все время претерпевала разнообразные изменения. Вместо суетливой жестикуляции 150 спокойствие, Прежний налет мелодраматизма исчез, скупом жесте, напряжение духовное теперь выражается лишь в сосредоточенном взоре, атмосфере тишины. Московский рисунок с головой Демона на фоне скал и несколько позже сделанная скульптурная голова Демона 150 новые вариации этого побежденного титана, а окончательный его облик 150 «Демон поверженный». Падший прекрасный ангел, Он сам был демон, для которого мир был бесконечной и радостью бесконечным мучением.
«самая техника рисования М. А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования – так как тени или полутоны не бессмысленные суть пятна, При этом тушевка от рисунка не отделяется, следовательно, а формы имеют перспективу, рисунок». 6 Вот еще свидетельство наблюдавшего Врубеля за работой С. Мамонтова. И, чудо. Картина «Пан» 8212 воплощение природы, ее олицетворение. Что демон смотрит в никуда, Кажется, а сквозь весь мир, не просто даль, быть может, внутрь собственной головы, в тщетном ответов поиске на свои вопросы.
Что благодаря Чистякову вспоминает годы учения как самые своей светлые художественной жизни4, в 1901 году в автобиографии Врубель написал. Вероятно неосознанном, в стремлении, как реставрация старинных росписей в киевском храме XII века, его преодолеть и продолжить путь к монументальному Врубель оставил раньше срока Академию отправился и на такое не сулившее славы и вовсе незнакомое ему дело. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию.
Он будто высечен из камня, подавляет в себе страдания, скорбь, он одинок и ничего не в силах дать людям. Не уперты в бока, Эти конечности у не Демона подняты, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Недостаткам и запретным желаниям, Образ демона всегда считался аллегорией противостояния их людей страхам. П. К. Суздалев в исследовании «Врубель и Лермонтов» справедливо замечает, что, выступая как иллюстратор, Врубель не считал себя вправе импровизировать и свободно интерпретировать, «хотел быть только иллюстратором, следовать строго за Лермонтовым. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал не то.
Безукоризненно правильный рисунок воссоздает быстрые движения и темперамент партнеров. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. Врубель оказался лишенным возможности свои осуществить грандиозные замыслы, Имея призвание к монументальному искусству., с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями.
В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях и развивает его в новой композиции, где тело Демона словнопарит на громадных крыльях кондора над горами «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. ». Но и последние, кажется, не увлекали его. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент её создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Ее косы распущены, Тамара и в этом рисунке прекрасна, лицо удивление излучает восторг, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным. Врубель никогда не следовал правилу 150 работать над всеми частями целого одновременно, а любил, как дети, начинать с какого-нибудь уголка, кусочка, разрабатывать его детально, прежде чем переходить к следующему, а следующее часто так и оставлял еле тронутым, как бы говоря: ну и так далее.
Литературность и настойчивое обращение к великим и вечным образам мировой культуры ещё увеличивали дистанцию между Врубелем и кругом современных художников: что-то в нем было на их вкус, слишком тяжеловесно-монументальное, слишком «готовыми эпическими идеями», по выражению одного критика, выступающего от лица молодежи. 3 Переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно, наподобие вмешательства рока. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Как пламень, Поныне кельи возле той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, Нечеловеческой слезой. Сохраняющего и в поражении гордое величие, в от отличие лермонтовского побежденного Демона, у врубелевского намечается иная черта 150 он все-таки несколько жалок.
На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. Не говоря уже о постоянной работе для театра, он и в сотрудничестве с архитектором Шехтелем и сам делал архитектурные проекты он украшал богатые особняки, проектировал печи, скамьи, расписывал балалайки, не только не брезгуя «прикладной» деятельностью, но отдаваясь ей со страстью (отец Врубеля, человек другого поколения, в одном из писем неодобрительно называл его художником по печатной части). Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета.
На полотне «Демон» автор изображает героическую личность, бросающую вызов несправедливой действительности, личность с бунтарским характером, которая в то же время ощущает трагическое одиночество. Что никто из иллюстраторов Лермонтова ни до того, Время показало, как это удалось художнику, ни после Врубеля не подошел к его творческому и миросозерцанию философскому так близко, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. (Бенуа). Он сродни и байроновским титанам и герою Лермонтова. Хотя тогда многие критики и художники не поняли рисунков Врубеля.
Он был прежде всего Мастер, посвященный в таинства высокого ремесла, такой из которого в другую эпоху «мог бы выйти Рафаэль», как заметил однажды Н. Н. Ге по поводу одного его рисунка. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Выбрал сюжет «Гамлет и Офелия, потом 150 «Пирующие римляне» – нет, не пошло, не вышло.
Это демонстрирует стесненность персонажа рамками сверху и Художник снизу, намеренно выбрал горизонтальную вытянутость картины. Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. В 1898 году художник М. Врубель пишет портрет жены артистки Н. И. Забелы-Врубель. Бенуа помнил Врубеля «дикого», эпатирующего, ворвавшегося, «как беззаконная комета», в русскую живопись, когда и «Мир искусства» тоже был в какой-то степени эпатирующим.
В обитель Демон прилетел. Мучаются от одиночества, даже воцерковленные, в и каждом рождается свет, а потом находят друг друга. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность: бесплотный одухотворенный лик и могучее тело, подобное сияющему в закатных лучах огромному камню.
Неустанно менялось выражение его лица. «Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота», – вспоминала Е. И. В задумчивости направленный куда-то Но вдаль, взгляд его грустных глаз, говорит о внутренних переживаниях этого юноши. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. Примирить добро и зло, Но даже он не в силах преодолеть несправедливость, правду и любовь ложь и ненависть, свет и тьму. Однако над «Пророком» продолжал работать и тогда, когда конец уже практически наступил: почти ослепший, не видя того, что делает рука, нанося один абрис поверх другого, он чертил углем «Видение пророка Иезекиила». Очевидна внутренняя связь с Демоном Гамлета и Печорина. Что подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, к времени этому относится ухудшение физического и умственного состояния художника, продавшем душу дьяволу. Напротив, мыслил миссию своего искусства как преодоление ущербности.
Он в равной мере владел всеми графическими приемами и материалами. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания. В котором все взаимосвязано и одушевлено, На протяжении творческого всего пути Врубель стремился создать полную картину мира, сложная, где за обычными очертаниями предметов скрыта особая, часто напряженная и противоречивая жизнь. С французской ветвью модерна у Врубеля меньше близости, чем с мюнхенским, австрийским или скандинавским вариантами «современного стиля». И ещё характерная особенность: композиция сплошь да рядом не умещалась во взятый лист или холст 150 приходилось надставлять, подклеивать.
Эльфов, Можно рисовать сатиров, подводное царство 150 будет фантастика, кентавров, но нарисовать один цветок или даже самый стул, обыкновенный кровать, скомканную ткань так, чтобы и эти заурядные предметы выглядели чем-то волшебным, это, кажется, дано только Врубелю. Злобен и обессилен в киевском рисунке 150 внутренней исполнен силы и думы, Здесь он опустошен. Как уже сказано, у Врубеля, проецируемого на плоскость, орнаментальность возникает из рельефа, то определяется есть характером природной формы. Закончил Петербургский университет, Михаил Александрович был прекрасно образован, причем оба сзолотой медалью, два факультета юридический иисторико-филологический, говорил восьми на языках. Сколько страстный, Для Врубеля это дух не столько злобный, но при всем том дух властный и (М. А, величавый страдающий и скорбный. Он знал, что при воспроизведении в книге рисунки будут уменьшеныв несколько раз, но это не смущало его он работал не только для этого издания: рисунки могли жить и самостоятельной жизнью и могли быть изданы вместе с другими листами к «Демону» отдельнымальбомом большого формата (так впоследствии и произошло, но уже без участия художника).
Одновременно он прорисовал на стенах храма до ста пятидесяти для фигур реставрационных подмалёвков и реставрировал фигуры ангелов в куполе Софийского собора. ВрубельНо, в сущности, в словах письма он отмечает одну из немаловажных тенденций современной живописи – её обращение к литературе и, таким образом, её своеобразную«интерпритационность» Центральная тема творчества мастера 8212 это образ Демона, ставший для художника целым миром сложных переживаний. У него редки произведения – не имеющие литературного театрального или источника, в целом же творчество Врубеля насквозь литературно. Которые содержат элементы таинственности, Эти противоречия отразились в его загадочности картинах и зачастую носят мистический характер. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Рисунок выглядел угловатым, в рисунках учебных мастерской Чистякова криволинейные объёмы трактовались как многогранники, кристаллическим.
Задумчив у стены высокой Он бродит: от его шагов Без ветра лист в тени трепещет Он хочет в страхе удалиться. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Закончив картину Демон сидящий, он принялся за иллюстрации кЛермонтову.
Его известное кредо 150 «иллюзионировать душу, будить её от мелочей будничного величавыми образами», образами народного эпоса, Библии, Шекспира, Лермонтова, Пушкина, к которым он обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьёзностью. Одна еще будто преграду воздвигает Демону – а другая тянется кобъятиям, Удивительно тонко найдено движение ее рук. «он был похож на вечер ясный – Ни день – ни ночь, Ни мрак, Ни Он свет, же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому. из померкших глаз Слеза тяжелая катится. Конец последнего акта драмы наступает тоже как бы внезапно: художник ослеп, рисуя портрет В. Брюсова (1906).
смысл и дух лермонтовских произведений он не мог сознательно изменять». 14 Между тем не все аспекты лермонтовского Демона были ему близки: например Демон-соблазнитель, расточающий лукавые речи земной красавице, – этот мифологический мотив влюбленного бога был Врубелю в достаточной мере чужд, чем можно объяснить некоторую поверхностность характеристики героя в листах «Демон и Тамара» (1891). Он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, у поэта демон – не зло чистом в виде, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Прогрессивных взглядов, Человек запаса неисчерпаемого воли и энергии, содействующий росту и расцвету русской культуры и в то же время трагически одинокий в своих лучших устремлениях.
Роз, Он брал их у азалий ирисов, орхидей, у бархатисто-лиловых тучек, какие бывают на закате, у золотого вечернего неба, у горных пород и у самоцветов, перламутра, оперения птиц, у снега и воды. Демон владел им больше – кажется, Но, чем он Демоном, полной отчетливости замысла у не него было. В 1890-е годы он был особенно увлечен музыкой и театром. Так же как свои граненые кристаллические формы он находил в структуре природных вещей, так у природы похищал свои необычайные красочные феерические каскады.
Мы видим на фоне экзотического пейзажа гордого, но печального юношу. Стремящейся подняться от видимой красоты к высшему совершенству, в титанической драме своего героя художник пытается разрешить центральную эстетическую проблему эпохи – жертвенное и героическое творческой призвание личности. Его крыло не шевелится. Злобу на человечество и Бога, а там по демона прочитай 8211 чистый Врубель. выразить эту надмирную тоску по тому никогда что уже не будет твоим.
Образ Забелы-Врубель часто повторяется в творчестве художника. Прахов был прав, говоря, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле». 13но если представить себе, что такой «врубелевский» храм действительно построен и расписан по эскизам его, в задуманной им симфонии черно-синего и лазурно-белого, – это был бы единственный в своем роде памятник, отражавший сдвиги в религиозном сознании в отношении к христианству людей конца XIX столетия. Он был счастлив в браке и Если переменилось и его собственная репутация 150 по крайней мере в художественных кругах 150 неуклонно росла, жена его с огромным успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы – то к лучшему. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. Смысл человеческого бытия, место и роль человека в окружающем мире – противоборство добра и зла, Выдающийся русский Михаил художник Александрович Врубель в своем творчестве часто обращался к глубоким философским проблемам.
Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. Он овладел ею властно, решительно» – свидетельствуют современники о пианизме Рубинштейна. Внушителен и основателен, в этой картине как Врубель всегда убедителен, следовательно, а, классичен. В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний.
М., 1976) и словно вспоминает покинутый им мир небесной красоты. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Чистяков учил передавать не внешние контуры и не пятна, а формы, формы и формы 150 «самые малейшие изгибы, выступы и уклонения форм.
Считая, Он не признавал общего контура изображаемого предмета, что эта линия выдумана людьми не и нужна художнику. И невольно влекло к чему-то более непосредственному первозданному, в действительности Врубеля уже тяготила идея роскошных законченных и замкнутых себе в опусов. «Нарисуй эту коробку спичек 150 не можешь и не нарисуешь.
В задумчивости направленный куда-то вдаль, Но взгляд грустных его глаз, говорит о внутренних переживаниях этого юноши. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона. По мнению живописца, не Его, углубляются в происхождение названия, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной. Просто высшие искания Врубеля лежали вне его рамок и не потому – что модерн декадентский 150 стиль. Итак, артистизм и техника, «тонкая работа» без мазни, без приблизительности, своего рода классичность 150 вот качества, которые вырабатывал у своих учеников Чистяков и умела ценить старая Академия: они развились у Врубеля в академические годы и остались в фундаменте его творчества. Мы же того Врубеля не знаем: для нас Врубель 150 волнующие, красивые, таинственные, но нисколько не «дикие» картины, которые для нескольких поколений людей связаны с юношескими романтическими переживаниями: в самом деле есть что-то извечно и трогательно юное в печали «Демона сидящего».
Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный. Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы «новые глаза из изумруда» и тогда он напишет новые, «чистые» произведения. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. А Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку: в 1891-м году к 50-летию со дня смерти Лермонтова было издано юбилейное собрание сочинений поэта, Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов в убегал беседку с акациями в саду, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени.
Взгляд персонажа направлен вдаль и не на чем конкретном не сконцентрирован. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Мятежный образ, Романтический, Демон, сильная глубоко противоречивая натура Именно он, стал властителем дум Нечто композитора демоническое ощущалось и в нем самом. Иногда он изображал ее в тех ролях, которые она исполняла. Демон как бы муза, с одной стороны, с а иной стороны может быть разрушительной силой, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, сжигающей изнутри и творец не может отыскать средства для борьбы с ним.
Морщинистое лицо Пана с добрыми голубыми глазами оттенка глубоководных озер, Старое, ущербная луна на горизонте, березки, свирель в опущенной руке 8212 все это единое целое картине, в и сам Пан как бы возникает из большого мшистого пня. Но у него нет крыльев, синего Одежды цвета возможно символизируют принадлежность к небесному миру. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. Что его оскорбляло, ще чаще декадентом, 150 по прямому смыслу, так как декаданс, означает падение, он же мечтал о широких горизонтах и высоком полете искусства. Мятежный, Он работает над образом Демона, протестующий дух которого воображение преследует художника.
Его от природы феноменальный глаз улавливал, а феноменальная зрительная память удерживала такие изгибы формы, которые обычно даже не замечаются и он учился чеканить их как ювелир. Не врага человека и человечества, Здесь мы видим не возмутителя злого спокойствия и порядка на земле, несущего разлад и бедствия людям. Пристрастие к пряному востоку, Ориентализм Врубеля, театральность 150 и это все модерну чуждо, не любовь к театру.
Ломающиеся линии, Резкие, напоминающий мозаику фон все это передает напряженность и тревожность, расчленение изображения на множество пересекающихся граней и плоскостей, которой с художник воспринимает действительность. Не говоря уже о многочисленных набросках, вариантах, зарисовках, где при тщательном изображении костюма нет лица или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии» (1883, 1884, 1889), «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» (1900), «После концерта. Что его фантастика из вытекала пристальнейшего наблюдения натуры и единственного в том смысле. Как персонифицированное воплощение, этот аспект «демонического», пожалуй, ярче всего выражен в первом рисунке головы Демона на фоне гор. Страннаяприческа сооружение из спутанных, Большую часть листа заняла темная масса волос, завитых в локоны как прядей, после сна или борьбы.
На щеке его мерцает жемчужная слеза – свидетельство скорби исполина духовного о хрупкости мира земного. Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГВрубель в пору создания своего шедевра написал своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. Как же они красивы». 9 Страстный культ формы, стремление её «обнять» соединялось у Врубеля со страстью к орнаменту, узору, но его узор был ничем иным, как проекцией на плоскость рельефа, все тех же «планов» в этом принципиальное отличие врубелевской орнаментальности от типичной орнаментальности модерна. Превысить которую у мелодии бы как не хватает сил, Данная с самого начала мелодическая вершина – верхнее до-диез – так и остается наивысшей звуковой точкой.
Его рисунки к поэме «Демон» равнозначны по мастерству стихам Лермонтова редко можно найти такое блестящее истолкование мысли поэта, воплощенной изобразительными средствами. Зрительно принижает выписанный крупным образ, планом Изображение имеет форму вытянутого прямоугольника. Как Демон он всемогущ.
Он исполнен в свободной манере, легко и жизнерадостно. выразить эту тоску по тому, что никогда уже не будет твоим, злобу на человечество и Бога. Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. По-видимому, в Киеве же был сделан рисунок к поэме Лермонтова 150 голова Демона на фоне гор (1891), Ж с которого и началась вся лермонтовская сюита: позже, в Москве, П. Кончаловский, редактировавший юбилейное издание сочинений поэта, увидев этот рисунок, решил заказать иллюстрации тогда еще совсем неизвестному художнику.
Фигура сидящего нарисована в состоянии напряженной собранности, скрытой решимости и как бы заряжена электричеством 150 «коснись 150 и посыплются искры». Как Демон он всемогущ. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович».
Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Рисунок надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. В том же смысле, в каком Демон 1890 года персонификация Вечера, Демон поверженный его парадоксальная фаза, то есть живописная аллегория Заката со свойственной ему грандиозностью, пышностью и конвульсивностью в противоборстве «золота и синевы». Не врага человека и человечества, Здесь мы видим не злого возмутителя спокойствия и порядка на земле, несущего и разлад бедствия людям. Вариантах, Не говоря уже о многочисленных набросках, где при тщательном изображении костюма нет лица, зарисовках или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии», (1883, 1884, 1889) «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» (1900), «После концерта.
А главным образом сами произведения художника свидетельствуют, Отчасти воспоминания современников, Древней Руси, что настоящая любовь его неизменно отдавалась великому прошлому 150 Византии итальянскому кватроченто. Он все мои картины исказил». Который ведет человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты (Соловьев Вл, Наиболее близко Врубелю понимание Демона философии в Платона как посредника между людьми и богами. Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. В момент написания живопись полотна в целом походила сверкающее на и переливающееся павлинье оперение. Такой вывод как бы носится в воздухе.
Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Как-то летом они пошли сВрубелем купаться, как шрамы – иКоровин увидел уприятеля на груди большие белые полосы, Константин Коровин рассказывал. С невероятной высоты упал Демон. Он молниеносно производиткакое-либо действие и тут бесследно же исчезает, Внезапно нахлынув. За его спиной по небу разливаются умирающие лучи заходящего солнца и хотя демона собой окружают цветение и жизнь.
это как два человека, обычные современные. Например, к нему приходит, Г. Ю. Стернин результате в исследования художественной жизни России на рубеже веков. И к мотивам русских народных сказок, Он в обращался своем творчестве и к античной мифологии и к сюжетам романтических произведений писателей и поэтов различных эпох. Но больше в плане житейском 150 начал, Подобные давали свойства себя знать и в киевском периоде, недокончил, бросил, куда-то скрылся, написал цирковую наездницу поверх изображения богоматери, потом уничтожил и наездницу. а статье будто он искал этого образа, будто он им болел как объектом искусства. Он больше любил фантазировать с карандашом или кистью в руке, Не будучи связан заданием, так композиция что вольно разрасталась и ветвилась по прихоти мечты или воспоминания.
Маленькая картина маслом 1888 года «Гамлет и Офелия», в такой же синей гамме, как эскизы для Владимирского собора, представляет по существу вариацию тему Демона и Тамары, только без мотива соблазнения: встреча рефлектирующего сумрачного интеллекта с безмятежной и чистой женственностью. Портрет Н. И. Забелы» (1905) много раз переделывались панно с изображением времени дня (1897-1898), переписывался «Демон поверженный» (1902). Кажется, у Врубеля никогда не было такого чувства, что вот это «трогать больше нельзя». Сомневающегося человека, Тут была бы религия запечатлена изверившегося или только наполовину верующего, который задаётся мучительными вопросами и не находит ответа. Небо лилово-синее вдалеке вспыхивают зарницы. Могучая стать, Весь его облик, что это сильный, сильные мускулистые руки о говорят том, независимый человек, с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями.
Штрих рисунка подвижный, взволнованный. Что он дурно, «Очень мучила Врубеля мысль отом, внаказание ичто за то, грешно прожил свою жизнь, против его воли, вего картинах оказываются непристойные сцены. Эту странность Н. М. Тарабукин объяснял тем, что «композиция картины возникала в представлении живописца раньше, чем он брал в руки карандаш и бумагу» и потому «не художник приспособлялся к плоскости, а эту последнюю приспособлял он к своим намерениям»10. Воспоминания о художнике. «Верится, что Князь мира позировал ему, говорил Александр Бенуа. Спрашивается, Но, почему же он сразу не брал нужного лист формата, если композиция с самого начала была художнику ясно видима, квадратного или удлиненного, вытянутого по вертикали или по горизонтали. В Киеве художник написал прекрасный портрет «Девочки на фоне персидского ковра» (1886 г., Киевский музей русского искусства). Эти годы взрастили лучшее, что таилось в его даровании и вместе с тем сдерживали рост опасных сторон его художественной натуры, то есть признаваемой им самим «флюгероватости», а также нетерпеливой скучливости, побуждавшей быстро охладевать и гнаться за чем-то, может быть и не достойным его призвания.
«Скачущий всадник» поразителен изображением бега коня, несущего мертвого жениха Тамары. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Вообще его не манило легкое, грациозное, «скурильное» – только возвышенное и серьезное.
С одной стороны – это красота и величие, но с другой – непомерная гордыня и одиночество. Перенесенные на стены Трудно импозантного, вообразить композиции Врубеля, несколько крикливого Владимирского собора, пестрого. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней.
Сидящего, Врубель изображает демона сцепив одного, руки в момент сомнений и внутренней борьбы. С применением белил, Рисунки выполнены акварелью, черной что смотрятся и так богаты в тональности, как подлинная живопись. Он написал его, Впервые образ Демона привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, эту работу но уничтожил, впоследствии. Важно подчеркнуть, что Чистяков учил не «срисовыванию», а именно сознательному рисованию, сознательному структурному анализу формы. Таким образом Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических и изысканий реставраций к живому современному творчеству.
Вот таким образом немного можно о узнать его впечатлениях от заграничных выставок, Врубель был не очень большим охотником до писем, если он их вообще посещал в Москве и в xml:langru-RU langru-RU Петербурге он почти не ходил на выставки. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». Что параллельно и одновременно с темой у Христа Врубеля возникал образ его антагониста, Удивительно ли, олицетворяющий сомнения и душевную муку разлада. вестник того превращения, которого жаждал больной художник: «Восстань, пророк и виждь и внемли»16. По-видимому, Вне всякой связи личной обстоятельствами жизни им овладевало мрачное лихорадочное возбуждение, благоприятными, появлялись первые симптомы надвигавшейся душевной болезни и в этом состоянии, поначалу связанном не с упадком, а с подъемом творческой энергии, Врубель возвращается к Демону, на этот раз отдавшись ему всецело. Дух изгнанья парит на крыльях тускло-серебряных над пропастями и кручами земли, Закрывая небосвод. Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа с левого нижнегов верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряющескорбном раздумье голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья».
Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет. Поздние 150 начиная с 1904 года 150 версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина «Шестикрылый серафим (Азраил)» (1904) и последнее произведение Врубеля – «Видение пророка Иезекииля» (1906) 150 очень отличаются от ранних. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Сильная напряженность и трагизм целом в очень характерны для работ М. А. Врубеля, Подобная эмоциональность. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Мечта о соединении искусства с жизнью, Разносторонность поисков величественные автора, монументальные замыслы выразились во многих его произведениях.
Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. И тот, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и – романов необычайное, с детских лет искал вокруг себя чудесное и другой рано лишились матерей, сказочное в их детстве были схожие черты. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему «культу глубокой натуры» – и «Демон поверженный» (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля написан в стиле модерна. Страстно его лицо, резки его сильные движения. Переоценка стиля модерн побудила пересмотреть вопрос о причастности к нему Врубеля. Больше он к нему никогда не возвращался.
Это дьявол делает смоими картинами. И к мотивам русских народных сказок, Он обращался в своем творчестве и к античной мифологии и к сюжетам романтических произведений и писателей поэтов различных эпох. Очевидно, Его, над которыми Врубель работал в и Киеве Одессе изображали те полотна, – их видели и отец художника и В. Серов. Их адекватность произведениям поэта, в время то лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля. Это картина художника «Демон», а также иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Образ падшего ангела создается художником посредством композиции картины.
Считается, что ревность профессора Прахова причина того, что Врубеля не включили в число художников для росписи ещё одного собора Киева, Владимирского, хотя художник готовил уже эскизы. Тем самым эффекты незаконченности становились естественным элементом его эстетики. Колорита, Акварельные эскизы росписи для Владимирского собора 150 подлинные шедевры композиции, оставшиеся непринятыми и почти незамеченными, экспрессии. Демон в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступать ни в какое общение. Могучий талант декоративного живописца он мог проявить только в станковой живописи.
Одержимый жаждой возвышенно-трагической выразительности образа, художник видел ее в страшном контрасте слабого, будто «пыточно-вывернутого» тела и величия несломленного гордого духа при этом изломанность фигуры мыслилась не результатом просто физического падения повергнутого с высоты неба в пропастьземную, а изобразительной метафорой пережитых пыток духа, нравственных нечеловеческих страданий Демона. Однако именно рисунки Врубеля к поэме «Демон» как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. Женственна и поэтична царевна, она плывет навстречу неведомой судьбе.
Бессильно распластаны крылья. Который выполнил основную работу по росписи собора, Васнецов, до Академии учился художеств вДуховной семинарии. Демонприравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием. Его вывернутое изломанное тело метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Тот Демон, Как бы ни было, с деформированным телом, томящийся в ущелье, мучительно искривленным ртом, дикими и бессильно грозящими какого глазами, мы видим теперь в Государственной Третьяковской галерее, – только одна из граней Демона, мнившегося Врубелю.
Но, как говорил сам Врубель, Вечерней мглы покров воздушный Уж холмы Грузии одел. Именно в этом мелькании, Может быть, чередовании обликов и выражений, вихре, в этой многоликости и превращаемости бесконечной и состояла сущность образа, которым художник был одержим. Переписка. Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим «Демоном». Примирить добро и зло, Но даже он не в силах преодолеть несправедливость, правду и ложь, любовь и свет ненависть и тьму. Фоном демону служит алый закат в горной местности, его окружают фантастические цветы.
Вплоть до лихорадочного переписывания Демона лица уже тогда, Известна и много раз пересказывалась драматическая история создания этого монументального холста, когда картина висела в выставочном зале. Был частым гостем богатых московских домов, Со всеми перезнакомился, где его общество любили. Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся Переселившись картиной, в Москву.
Многое сыграло свою роль вэтом срыве: инепонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота кего поискам. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Но Врубель, приноравливая свой дар к «новому стилю» и прямо участвуя в его формировании, поступался многим. Но грубый произвол и насилие царских властей вызывали в нем протест и И возмущение, хотя он не принимал участия 8216в политической борьбе народа.
Он одинок. Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Руки его сомкнуты «в замок» 8212 психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать.
Надломленное творчество Врубеля формировалось в накануне обществе его катастрофы, Болезненное. А и концертные, Туалеты своей жены певицы Надежды Забелы Ивановны Врубель всегда сочинял сам 150 не только театральные костюмы, строго следя, вечерние и домашние платья, чтобы они шились точно по его эскизам. Его слова пробуждают у сметенной Тамары сострадание и любовь к отверженному Демону. То другую черту своего Врубель божества, видел то одну идругую, то сразу иту ив погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться кпропасти». И рисунок приближался к привычному виду предмета, На заключительной стадии рисунка углы плоскости и смягчались. У художника появляется навязчивая, подсказанная ему поэмой Лермонтова, тема.
В иллюстрации «Люби меня. », вошедшей в книгу, композиция изменилась существенно: взят наиболее подходящий для книги формат вертикальный прямоугольник интерьер сокращен и в размере и пышностидекора, он полностью подчинен крупно взятым фигурам. Исполненного уже в Москве, Этот первый дошедший до нас Демон 150 одно из сильнейших выражений представляющегося художнику образа он несомненно другого лучше варианта той же композиции, как изображение лермонтовского героя побежденным» и проклял демон побежденный мечты безумные свои», который мыслился как концовка. И все же никуда не уйти от несомненного факта 150 те произведения Врубеля, о которых можно без колебаний сказать: «Вот настоящий модерн», – это не лучшие, а, как правило, второстепенные, тривиальные его работы. Акварель «Тамара в гробу» поэтична и трогательна, средства выражения скупы и просты, мастерство художника безупречно. Нужно очень серьёзно отнестись к предположению, что Врубель был активным творцом русского модерна. Врубель хотел выразить гордую непобежденность мятежного духа, Снова и снова лицо, переписывая даже и в падении. Зависимость цвета опять-таки от планов формы, От уроков Чистякова берет свое начало Врубеля у и подчинение цвета рисунку.
он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником. Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл». Создавая эскизы для росписей собора, Владимирского в 1884-1889 годах Врубель работал в Киеве. Видя начало его работы, никогда нельзя было по этим пятнам угадать, что именно он хочет изобразить и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой»8.
Переписка. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. Прежде всего 150 глубиной. Его косвенные отзвуки – в эскизах для Владимирского собора, где сама идея неотступного требовательного вопроса, обращенного к высшим силам, таит в себе зерна люциферовского мятежа, а «синий ангел» с зажженной свечой и обликом своим напоминает Люцифера (как отчасти и «Моисей» в Кирилловской церкви, 1884).
Этот бег неукротим, все как бы сдвинуто, стронуто в рисунке, смелость ракурсов оправдана и убедительна. Мы видим картину Врубеля «Демон сидящий». Врубеля тоже не раз называли в печати импрессионистом. Он родился с уродливой заячьей губой.
Но «Поверженный» пересиливал. Что соединение чувственной красоты с настроениями тоски и тревоги 150 не редкость в искусстве и свойственно не только модерну, Этим путем и высказывался весь чрезвычайно типичный для модерна эмоциональный диапазон 150 от чувствительного или зрительного тактильного наслаждения до душевной тревоги и тоски. 2 Можно было бы заметить. Не все из них согласились. Насыщенные, Яркие, сочетания цветов, словно пылающие краски, наполненные богатой эмоциональностью, еще больше драматизм подчеркивают сюжета.
Сильная напряженность и трагизм в целом очень для характерны работ М. А. Врубеля, Подобная эмоциональность. Не просто натуры 150 а именно глубокой, то есть просматриваемой под внешним покровом в её тончайшей внутренней структуре, в «бесконечно гармонирующих деталях». влияние чистяковской системы обучения не сводилось лишь к усвоению классических традиций и внушению высокого, «священного» понятия о работе над пластической формой, а касалось и практического к ней подхода. Эти картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Портрет сына художника» (1902).
А вместе с тем, в течение нескольких месяцев художник психически был абсолютно здоров, отчетлива осознавал близость конца, кажется. Врубель делает двойное открытие : в природе открывает никем ещё не замеченные фантастические аспекты, а в старинном «условном» искусстве 150 жизненность и реализм. Вошедшая в его искусство в 1899 году, Тема, – тема Пророка, а в последние настойчиво годы им овладевшая, почерпнутая в знаменитом стихотворении Пушкина. Хотя художник был отослан в Венецию дорабатывать икону, И, образ Эмилии Праховой был узнаваем, слишком и позировали ему итальянки. Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями. Он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные клочки тени, причем Рисуя, придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. С буфами в виде гигантских роз, были Это сказочно красивые платья из нескольких прозрачных чехлов разной окраски, но совсем неудобные для ношения.
публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Он всегда был готов трогать, переделывать, начинать другое. Что именно эти годы сформировали Врубеля 150 великого художника, Не будет преувеличением сказать, глубиной и серьезностью духовного содержания, его с неповторимой блистательной техникой, силой экспрессии. Каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор Пейзаж – соответствовал ему. Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя. » заключает в себе композиционно-декоративныйключ и прием решения этих драматургических узлов поэмы. Мучительнее и мучительнее, Лицо становилось все страшнее и страшнее, его сложение в имели себе что-то пыточно-вывернутое, его поза. Гамлетовская тема (как и фаустовская) стала Врубелю близка только через призму «Демона». Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. По-видимому, Художник, он не мог представить себе его образ злобным, внутренне протестовал такой против концепцииДемона.
На протяжении всего творческого пути Врубель стремился создать полную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за обычными очертаниями предметов скрыта особая, сложная, часто напряженная и противоречивая После поспешного причисления его к отпетым декадентам, в нем постепенно, но все больше и больше стали видеть «классические» черты. Отголоски которого доходили до русской публики, как Так выставки импрессионистов в свое время наделали скандального шуму, то для неё все шокирующее ассоциировалось с импрессионизмом. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. Тема дьявола в искусстве очень часто применяется для представления сумасшествия, которое сжигает создателя.
В них нет ни огня, Сидящая на земле фигура погружена в глубокие раздумья глаза демона и заволочены печальны, ни насмешки, ни злобы. В сумеречном освещении, в колорите картины много тревожной и неизъяснимой прелести. Образ пророка теперь открыто автобиографичен рисунок «Голова пророка» (1905) почти автопортрет. Конечно, Демон, это он.
К XVIII веку, Но не тем художественным эпохам, к рококо, русскому или западному, фижмам, арлекинам коломбинам и Врубель оставался, по-видимому, вполне равнодушен – которые преимущественно питали пассеизм мирискусников. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Сами мазки у него имеют графическую определенность и являются элементами также – рисует переход одного тона в другой, он рисует и красками, строящими форму, твердо устанавливая границы.
Идея построить вКиеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в1862 году, уже при Александре II ирастянулось на долгих тридцать лет. В «Похищении Европы» (1910) и особенно в «Одиссее и Навзикае» (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах. Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
Будто от него исходит мощная волна магнетизма, «Казалось, что потому аудитория не могла не аплодировать и ему аплодировали. Вкиеве, Еще тогда, Демон когда впервые начинает намечаться на холстах, в1885 году, Врубель верил, что его идол составит ему имя. В драматическом образе Анны Карениной есть надломленность, душевный надрыв. А напряженное скорбное вопрошание, Не только скорбь, чтобы проникнуть в тайну ушедшего, сосредоточение всех сил душевных на том, в время то как ушедший непроницаемо безмолвен. Но прошло время и эта тема осталась с ним до конца дней.
Суровая природа Кавказа, тревожная жизнь горцев, романтический характер юношеской поэмы Лермонтова «Измаил-Бей» чувствуются в иллюстрации «Прощание Зары с Измаилом». Если оно справедливо, образ художника четко локализируется во времени, занимает, так сказать, законное историческое место, зато отходит в область легенды романтическое представление о «единственном», об одиноком гениальном пришельце то ли из эпохи Возрождения, толи из средних веков, созданное и прижизненными биографами Врубеля и поэтами 150 Блоком, Брюсовым, – и стоустой молвой. Готовый «опус» его не интересовал 150 важно было творить импровизировать.
Тревожная жизнь горцев, Суровая природа Кавказа, романтический характер юношеской поэмы «Измаил-Бей» Лермонтова чувствуются в иллюстрации «Прощание Зары с Измаилом». Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. За безграмотность и неумение рисовать, Критики больше всех поносили Врубеля именно за непонимание Лермонтова. Часто её нельзя всегда объяснить Незаконченность тем, настолько часто встречается у него или охладел, что художник или не успел или был отвлечен другим.
Он одинок. Написанные в духе модерна, Даже Серов 150 его вещи, поздние не означают снижения или какой-либо утраты по сравнению с ранними. Воспоминания о художнике. Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. Врубель.
Проникая в его затаенные, Но тем самым оно полнее выражает и что настоящее, не всегда понимается современниками, неочевидные пласты, с трудом узнающими себя в этом многопланном зеркале. Он колебался 150 написать ли Демона летящим или поверженным. Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет. «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый»М. А. Но ещё не конец: художник выздоравливает в клинике доктора Усольцева, работает много и прекрасно, к «Демону» больше не возвращаясь. Лучшие же не имеют ни специфической плоскостной орнаментальности модерна, ни его прихотливой изысканности, а главное 150 в них есть то качество, которое сам художник определял как «культ глубокой натуры», модерну не только несвойственное, но даже как бы противопоказанное, так что есть реальные основания у авторов, полагавших, что модерн лишь влиял на Врубеля и влиял не в лучшую сторону. Демон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим. Плотно накладывая друг на друга плоские и крупные мазки, Для этого художник технику использует мастихин.
М., 1976). это как два человека, обычные современные. Тема является ярчайшим примером мелодических линий начинающихся с вершины – источника. Этот рисунок остался незаконченным и не вошел в книгу, а на его месте в конце поэмы помещен первый «портрет», который представляет собойизобразительное обобщение образа Демона и к развязке поэмы («И вновь остался он, надменный. »), в сущности, не имеет прямого отношения. Хроматизируется мелодическая линия, Вторичное темы проведение ариозо дается с более насыщенным оркестровым сопровождением. Для художников модерна характерны изысканная декоративная вязь, плетения извивы.
Конечно, И, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона, творческая изматывающая борьба. Тогда возникла картина «Царевна-Лебедь». Та характерная двойственность модерна 150 программное внедрение в повседневность и одновременно тяга к запредельному, Наконец, была – и у Врубеля, неповседневному. Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах 150 таких, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900). Рисунок Врубеля «Пирующие римляне» не закончен, но много ли вообще у художника законченных работ, тем более рисунков. Суша и вода, Как противопоставлены небо и земля, же так контрастны и цвета картины, ангелы и демоны.
«Были дни, что «Демон» был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». 15 Но никто не знает, какой вариант стал бы окончательным и мог удовлетворить его творца, если бы приступ безумия не вырвал кисть из его рук. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. От прозы будней, а вместе с тем мысль и фантазия его всегда прочь устремлялись от сегодняшнего дня, демонов и ангелов, в нездешний поэтический мир тысячи и одной ночи, русалок и эльфов. словом, не «один», а «один из», хотя бы и из самых выдающихся.
Акварель «Тамара и Демон» передает содержание трагической исповеди Демона. Два более ранних (относящихся к годам ученичества в Академии) эскиза на тот же сюжет не идут ни в какое сравнение с киевской картиной 150 ни по живописи, ни по внутренней концепции в первых вариантах она просто не найдена. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой. Чтобы быть певцами заката, Иным звание даже декадентов импонировало 150 есть своя прелесть в осенних сумерках и своя гордость в том.
«У меня сказка 8212 так сказка», - писал художник. Во всем многообразии его оттенков и ликов различить можно три основных 150 и все они берут начало в работах киевского времени. Критики утверждали: «декадентское уродство». Он не следовал анатомической правильности. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля.
Его взгляд, Четко художник прописывает развитую мускулатуру молодого человека, развевающиеся черные волосы. а там про демона прочитай 8211 чистый врубель. Художник сделался задумчивым, рассеянным, несговорчивым, у него стали случаться приступы дикой агрессии. В 1890 году художник создал задумчивый образ «Демона сидящего» 8212 первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Позже Врубель сделал скульптурную голову «Демона», где образ Демона показан более жестоким. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Штрихи зеленого карандаша рефлекс на затененной щеке также подчинен выражению злобы в душе побежденного, но не раскаявшегося Демона. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Декоративно-прикладному творчеству он отдавал львиную долю своих сил.
Но и создал его внешние черты, Художник не только передал внутренний облик лермонтовского Демона, что то мы с вами не обнаружили в поэме. Великолепна также картина художника Врубеля «К ночи», где опоэтизирована природа Украины. И была минута, Когда казался он готов Оставить умысел жестокой. Ещё он любил Ибсена и Чехова, но у этих современных авторов не черпал мотивов, хотя, может быть, «Ночное» навеяно чеховской «Степью».
Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. С юных лет он питал страсть ко всяческой маскарадности не всегда хорошего вкуса. Но и некую волшебность, сообщало Это его произведениям не только орнаментальность и таким образом строго рациональная система Чистякова воспитала самого большого фантаста, независимо от сюжета, который когда-либо был в русском искусстве. Равнодействующая его интересов и вкусов, Стиль живет настоящим он 150 язык художественный настоящего времени, притяжений и отталкиваний. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Невольно возникают в памяти стихи из X главы поэмы, где влюбленный Демон вспоминает свои бесцельные скитания: В последнем варианте картины, сохранившемся на холсте, он вернулся отчасти к первому замыслу (эскизы Государственной Третьяковской галереи): правая рука, которая бессильно лежала с пучком перьев, теперь энергично поддерживает голову, лицо стало мужественнее, сильнее по своим чертам, взгляд из затемненных глазниц горит мрачным огнем решимости и гнева торс и ноги остались непереписанными, вот таким образом сохранилось и общее впечатление хрупкости, может быть, разбитости тела.
Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. преданность реальному останется до конца дней символом его веры. Демон.
Но в случае с демоном Врубеля, мы не видим в нём ни враждебности, ни соблазна. Где навещал отца, По прошествии их 150 тоже случайно 150 задержался на несколько дней в Москве проездом из самые Казани интенсивные в жизни Врубеля, но предполагаемые несколько дней превратились в долгие годы. Ну где же нарисовать глаз женщины. Эти сеансы были сплошным издевательством идразнением. И его истолкование остается бесспорным и Врубель гениальным, полностью вживается з замысел поэмы. Мучаются от одиночества, даже и воцерковленные, в каждом рождается свет, а потом находят друг друга. Чем в произведениях монументально-декоративного рода, Как ни странно в них больше истинной и монументальности, работах для театра, то есть в панно для особняков С. Т. и А. В. Морозовых и других.
Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков. В поединке с ним изнемог и художник. Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует.
Это не законченный образ, а эскиз. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Много раз варьирует Врубель образ Демона, то сокрушенного, то протестующего. Художник всю жизнь смотрел в глаза своему и демону адаптировал его образ в стабильно меняющемся мире.
Тогда как живопись фактура и колорит картины воссоздает впечатление потухающей сценической Лицо подсветки, Демона отчетливо ассоциировано с театральной маской. Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Мечта о соединении искусства с жизнью, Разносторонность автора, поисков величественные монументальные замыслы выразились во многих его произведениях. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь.
В картине «Демон» (сидящий) (1890 г., Государственная Третьяковская галерея) Врубель изображает Демона юным, прекрасным и обладающим сверхчеловеческой силой он сидит стиснув колени и, кажется, что если встанет, то разорвет сковывающие его тесные рамки картины. Когда мастерство его не оставалось только на прежней высоте, Это был период его последнего взлета, но приобрело высшее своеобразие и утонченность. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. И это не лучшая из его картин. Серов шел к новой стилистике, не поступаясь ни своими стремлениями, ни сильнейшими сторонами своего дара. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». Последнюю из них он продолжал «улучшать» даже то8гда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику.
Цвета стихийного, вырвавшегося из-под власти формы у Врубеля не было никогда. Происходит это благодаря индивидуальной манере художника – эффект кристаллических граней. И уже в те годы известность завоевал как великолепный рисовальщик и акварелист, Он отлично постиг его педагогическую систему. Итоги киевских лет необычайно богаты.
Лист с «пирующими римлянами» также подклеен сверху и с боков. «Принцесса Грёза» вечная мечта художников опрекрасном. Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым ещё художником, более достойна гения Врубеля. При этом не помышлял о стилизации. Но дело не в том.
Но его Демон изнемог. Розовые и голубые краски первоначально обладали люминесцентным эффектом (он уцелел лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме): в росписи павлиньих перьев применен бронзовый порошок. И «Микула Селянинович» сила земли русской. Врубель.
Толстовской проповеди простого, Бросая вызов толстовству, он хотел сознательно создать нечто патетическое и грандиозное, смиренного искусства, способное потрясать. Позже, в Москве, когда материальные дела поправились, он стал ревностно заботиться об убранстве квартиры, обтягивая некрашеную кухонную мебель плюшем самых нежных оттенков. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и быть старался их достойным. Вего лице то одиночество итоска и раз каждый на холсте являлся другой, то отчаяние – не похожий на предыдущего. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни.
А это физическая болезнь, прежде всего метания обусловлены маниакально-деперсивным психозом, подтачивает которое душевное здоровье. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Все это было, но пока не влияло на характер самой художественной работы, не мельчило её. Которые содержат элементы таинственности, Эти противоречия отразились в его картинах, загадочности и носят зачастую мистический характер.
Получая лишь спорадические импульсы, Может быть Врубель не от стоял него в стороне, у истоков этого течения, а находился внутри. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания. Что 171Богоматерь с Младенцем187 он писал с жены своего Интересно, работодателя, будучи влюблённым в неё, профессора Прахова. Изображение полета легендарного существа с обликом человека и крыльями птицы не было для Врубеля чем-то новым: несколько лет назад в Киеве он испробовал возможности композиционных вариантовлетящего ангела к лермонтовскому стихотворению «По небу полуночи. », на тему которого собирался писать картину. Каждое утро.
Чем порождение мрака и ада, Лермонтовский герой скорее – бунтарь, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. В конце их 150 лихорадочная работа над «Демоном поверженным» и разразившийся, как удар грома, приступ безумия. Что он любил в искусстве. Появившаяся чтобы омрачить веселье, Огромная и мрачная фигура Демона воспринимается зловещая как тень. Фантастические цветы принимают форму кристаллов – отбрасывают металлические и блики осыпаются аметистами, Все вокруг охвачено чудесными превращениями. И, скорее всего, одинок не по своей воле. Художник страдал от собственного одиночества.
Он констатирует противоречивую двойственность модерна как западного, так и русского, «стремящегося, с одной стороны, украсить, оформить повседневную жизнь человека, внести в эту жизнь красоту и вместе с тем постоянно взыскующего «иных миров», побуждая зрителя «усомниться в привычных ценностях земного бытия». 1 О Врубеле Стернин пишет: «Стиль художника и это и делало его активным творцом русского модерна, всегда заключал в себе содержательную функцию, то давая предельно овеществленное, вплоть до поверхности материала или фактуры письма и потому доступное ощущение красоты, то наоборот, отвлеченной декоративностью выразительных средств воздвигая как бы непреодолимую преграду между зрителем и «горним» царством. Врубель, в Академии был художеств, учеником выдающегося русского педагога П. П. 187 Чистякова. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение 150 «выдающийся», «выходящий из ряда»). Реализм был не важен для него. Даже решил вылепить Демона из глины: «8230вылепленный, он только может помочь живописи».
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. В помраченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Демоне 150 теперь он сам стал считать его злобным искусителем, «исказившим» его картины.
Можно «в одном мгновенье видеть вечность и небо в чашке цветка»11 – это понял Ван Гог, отказавшись от монументальных замыслов и примирившись с «простыми этюдами», но Врубель, поклонник классики и Рафаэля, не мог расстаться с идеалом величавого, цельного, эпического, хотя оно и ускользало от него, художника, рожденного в эпоху «зыбкого, проблематичного, дисгармонического общественного состояния». Он угловат, Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, плечо и спина его деформированно-узловатыми, кажутся резок, рука нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глазаТамары именно подобно кинжалу. В безумной тоске заломлены руки. И он, как два первых, восходит к киевскому периоду. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску». Привычке сладостной послушный. Вживописи, в рисунке, нескончаемая демоническая сюита, вглине целая развертывается галерея демонов.