Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Но больше в плане житейском 150 Подобные начал, свойства давали себя знать и в киевском периоде, недокончил, бросил, куда-то скрылся, написал цирковую наездницу поверх изображения богоматери, потом уничтожил и наездницу. Что он дурно, «Очень мучила Врубеля мысль отом ичто внаказание за то, грешно прожил свою жизнь, его против воли, вего картинах оказываются непристойные сцены. Декоративно-прикладному творчеству он отдавал львиную долю своих сил.
Та характерная двойственность модерна 150 программное внедрение повседневность в и одновременно тяга к запредельному, Наконец, – была и у Врубеля, неповседневному. Его вывернутое изломанное тело метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Демон в картине 1890 года замер в позе ожидания и созерцания. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала.
Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Нужно очень серьёзно отнестись к предположению, что Врубель был активным творцом русского модерна. Но даже он не в силах преодолеть несправедливость, примирить добро и зло, любовь и ненависть, правду и ложь, свет и тьму. В ней сочетаются цвета русской фрески, солнечных итальянцев и византийской мозаики.
Переписка. Именно в этом Может мелькании, быть, чередовании обликов и выражений, вихре, в этой многоликости и бесконечной превращаемости и состояла сущность образа, которым художник был одержим. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания.
В непрерывном переписывании «Демона поверженного», так поражавшем очевидцев, проявилась с болезненной маниакальностью та черта художника, которая и прежде его отличала, – предпочтение процесса результату. Демон владел им больше – Но, кажется, чем он Демоном, полной отчетливости замысла у него не было. Конечно, И, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность изматывающая Демона, творческая борьба. У Врубеля был свой Демон, в чем-то близкий лермонтовскому, а в чем-то другой. Демон.
Вот таким образом ярлык декадента, то есть упадочника. Кажется, у Врубеля никогда не было такого чувства, что вот это «трогать больше нельзя». После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию.
Сильная напряженность и трагизм в очень целом характерны для работ М. А. Врубеля, Подобная эмоциональность. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Литературность и настойчивое обращение к великим и вечным образам мировой культуры ещё увеличивали дистанцию между Врубелем и кругом современных художников: что-то в нем было на их вкус, слишком тяжеловесно-монументальное, слишком «готовыми эпическими идеями», по выражению одного критика, выступающего от лица молодежи. 3 Переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно, наподобие вмешательства рока. Но дело не в том.
Но не объединяет их, Художник переплетает эти цвета, словно показывая к стремление гармонии и невозможность ее достижения. Итоги киевских лет необычайно богаты. Врубель создает в картине равновесие между фигурой и окружением. Демон – не черт и дьявол, не в понимании Врубеля, «дьявол» – «клеветник», так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», а «Демон» означает «душа». В Москве, Позже, он стал ревностно заботиться об квартиры, убранстве когда материальные дела поправились, обтягивая некрашеную кухонную мебель плюшем самых нежных оттенков.
Первый 150 обуреваемый сомнениями и жаждой познания гордая воля познать «необходимость» бытия, а не пробавляться суррогатами в виде бесчисленных «возможностей». Заложенные ювелирами, Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины драгоценные различные камни, любуясь неожиданными красочными сочетаниями, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую. Александр Бенуа, наблюдавший, как Врубель нервно переписывал «Демона поверженного», уже висевшего в выставочном зале и открытого для публики, вспоминал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Но «Поверженный» пересиливал. К моменту написания картины, Врубель довел до совершенства свою манеру. Он был счастлив в браке, Если и переменилось и его собственная репутация 150 крайней по мере в художественных кругах 150 неуклонно росла, жена его с огромным успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы – то к лучшему. Тогда, значит, более прав Н. П. Ге: искусство Врубеля было только» одним из лучших выражений» настроений, охвативших людей в конце XIX века, мы начинаем представлять себе Врубеля не стоящим, подобно Демону, на горной вершине, а «в среде» -одним из участников абрамцевского кружка, одним из экспонентов «Мира искусства», одним из художников театра. Это был период его последнего взлета, когда мастерство его не только оставалось на прежней высоте, но приобрело высшее своеобразие и утонченность.
Очевидно, Его, над которыми Врубель работал в Киеве и Одессе изображали полотна, те – их видели и отец художника и В. Серов. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение 150 «выдающийся», «выходящий из ряда»). Спрашивается, Но, почему же он сразу не брал лист нужного формата, если композиция с самого начала была художнику ясно видима, квадратного или удлиненного, вытянутого по вертикали по или горизонтали. он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником.
Перенесенные на стены импозантного, Трудно вообразить композиции Врубеля, несколько Владимирского крикливого собора, пестрого. Во всем многообразии его оттенков и ликов можно различить три основных 150 и все они берут начало в работах киевского времени. В особняке Саввы Мамонтова, Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, которую хозяин дома предоставил художнику для работы, была где мастерская. При этом не помышлял о стилизации. Просто высшие искания Врубеля лежали вне его рамок и не потому – что 150 модерн декадентский стиль. Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля.
выразить эту тоску по тому, что никогда уже не будет твоим, злобу на человечество и Бога. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. Ломающиеся линии, Резкие, напоминающий мозаику фон все это передает напряженность и тревожность, расчленение изображения на множество пересекающихся граней плоскостей и с которой художник воспринимает действительность. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Что благодаря Чистякову вспоминает учения годы как самые светлые своей художественной жизни4, в 1901 году в автобиографии Врубель написал. Надо рисовать десять лет по пяти часов в день 150 после этого поймешь, может быть».
Получая лишь спорадические импульсы, Может быть Врубель не стоял от него в стороне, у истоков течения, этого а находился внутри. После поспешного причисления его к отпетым декадентам, в нем постепенно, но все больше и больше стали видеть «классические» черты. И даже: «Нарисуйте, попробуйте, просветы воздуха в ветвях 150 не нарисуете. Эти картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Портрет сына художника» (1902). Рисунок Врубеля «Пирующие римляне» не закончен, но много ли вообще у художника законченных работ, тем более рисунков. Он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные тени, клочки Рисуя, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания.
Маленькая картина маслом 1888 года «Гамлет и Офелия», в такой же синей гамме, как эскизы для Владимирского собора, представляет по существу вариацию тему Демона и Тамары, только без мотива соблазнения: встреча рефлектирующего сумрачного интеллекта с безмятежной и чистой женственностью. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Который ведет человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты (Соловьев Вл, Наиболее близко Врубелю Демона понимание в философии Платона как посредника между людьми и богами. И, скорее всего, одинок не по своей воле. Сами мазки у него имеют графическую определенность и являются также элементами – рисует переход одного тона в другой, он рисует красками и строящими форму, твердо устанавливая границы.
это как два человека, обычные современные. Сохраняющего и в поражении величие, гордое в отличие от лермонтовского побежденного Демона, у врубелевского намечается иная черта 150 он все-таки несколько жалок. Взгляд персонажа направлен вдаль и не на чем конкретном не сконцентрирован. «блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней всегда привлекали – Врубеля Н. А. Прахов вспоминал.
Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. На щеке его мерцает жемчужная слеза – скорби свидетельство духовного исполина о хрупкости мира земного. Нисколько не напоминающий Демона даже в облике Азраила 150 ангела смерти, Это новый образ творчестве в Врубеля. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Здесь использована уникальная врубелевская палитра, которую он создавал всю свою жизнь. Он ещё в годы ученичества делал попытки создать «опус» – то есть взяться, по совету Репина, за солидную картину.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы «новые глаза из изумруда» и тогда он напишет новые, «чистые» произведения. Не говоря уже о постоянной работе для театра, он и в сотрудничестве с архитектором Шехтелем и сам делал архитектурные проекты он украшал богатые особняки, проектировал печи, скамьи, расписывал балалайки, не только не брезгуя «прикладной» деятельностью, но отдаваясь ей со страстью (отец Врубеля, человек другого поколения, в одном из писем неодобрительно называл его художником по печатной части). Воспоминания о художнике. Важно подчеркнуть, что Чистяков учил не «срисовыванию», а именно сознательному рисованию, сознательному структурному анализу формы.
Что он любил в искусстве. А формы, Чистяков учил передавать не контуры внешние и не пятна, выступы и уклонения форм, формы и формы 150 «самые малейшие изгибы. Глубиной мысли, глубиной пластического постижения. Эту странность Н. М. Тарабукин объяснял тем, что «композиция картины возникала в представлении живописца раньше, чем он брал в руки карандаш и бумагу» и потому «не художник приспособлялся к плоскости, а эту последнюю приспособлял он к своим намерениям»10. Речь шла об Эмилии Праховой. Демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, Согласно легенде, которая умерла результате в поцелуя его поцелуя.
Занимающие справа всю плоскость полотна, Мощный торс Демона отделяет равновеликие части – огромные неземные цветы, открывающееся слева, небесное и пространство. Что демоны внезапно открыли ему свою тайну, Кажется и разум художника смог не ее вместить. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Московский рисунок с головой Демона на фоне скал и несколько позже сделанная скульптурная голова Демона 150 новые вариации этого побежденного титана, а окончательный его облик 150 «Демон поверженный». Это дьявол делает смоими картинами.
Фоном демону служит алый закат в горной местности, его окружают фантастические цветы. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. В задумчивости направленный куда-то вдаль, Но взгляд грустных его глаз, говорит о внутренних переживаниях этого юноши. Вкиеве, Еще тогда, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, в1885 году, Врубель верил, что его идол ему составит имя. В декоративных изделиях, Он недостаточно глубок во многих панно, да и в картинах 150 таких, росписях в блюд и балалаек, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900).
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Больше он к нему никогда не возвращался. а там про демона прочитай 8211 чистый врубель. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. это как два человека, обычные современные. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. «Верится, что Князь мира позировал ему, говорил Александр Бенуа.
Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. Вообще его не манило легкое, грациозное, «скурильное» – только возвышенное и серьезное. Прав П. К. Суздалев: «Серафим стал теперь для Врубеля антиподом тоскующего Демона, это образ-надежда высшего прозрения художника-пророка, призванного «жечь сердца людей, . Роз, Он брал их у азалий ирисов, орхидей, у бархатисто-лиловых тучек, какие бывают на закате, золотого у вечернего неба, у горных пород и самоцветов, у перламутра, оперения птиц, у снега и воды. Создаваемый картиной – тождественность панно или Репродукция витражу, в полной мере повторяет эффект.
В целом же творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника. По-видимому, в Киеве же был сделан рисунок к поэме Лермонтова 150 голова Демона на фоне гор (1891), Ж с которого и началась вся лермонтовская сюита: позже, в Москве, П. Кончаловский, редактировавший юбилейное издание сочинений поэта, увидев этот рисунок, решил заказать иллюстрации тогда еще совсем неизвестному художнику. Зачем нужны были надставки и подклеивания уже в процессе работы. Такой вывод как бы носится в воздухе. Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. С одной стороны, демон – как бы муза, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, а с другой стороны может быть разрушительной силой, сжигающей изнутри и творец не может найти средства для борьбы с ним. «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Восточной сказкой» (1886), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» (1889), «Девочкой на фоне персидского ковра» (1886), «Богоматерью» (1884-1885), для эскизами Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна.
Как персонифицированное воплощение, этот аспект «демонического», пожалуй, ярче всего выражен в первом рисунке головы Демона на фоне гор. Для Врубеля он – могучий творческий дух, посредник между людьми и богами. В Киеве, хотя он был тогда очень беден и обстановкой своего жилья пренебрегал, он тем не менее носил бархатный костюм «венецианца эпохи Возрождения», чем весьма шокировал жителей города. Образ пророка теперь открыто автобиографичен рисунок «Голова пророка» (1905) почти автопортрет. Реализм был не важен для него.
Воспоминания о художнике. Исполненного уже в Москве, Этот первый дошедший до нас Демон 150 одно из сильнейших выражений представляющегося художнику образа он несомненно лучше другого варианта той же как композиции изображение лермонтовского героя побежденным» и проклял демон побежденный мечты безумные свои», который мыслился как концовка. Посвященный 900-летию Крещения Руси, Идея построить вКиеве Владимирский собор, уже при Александре II, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в1862 году, на ирастянулось долгих тридцать лет. Как уже сказано, у Врубеля, проецируемого на плоскость, орнаментальность возникает из рельефа, есть то определяется характером природной формы. Фигура сидящего нарисована в состоянии напряженной собранности, скрытой решимости и как бы заряжена электричеством 150 «коснись 150 и посыплются искры». Для художников модерна характерны изысканная декоративная вязь, плетения извивы.
Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Что заполнили всю часть правую картины, Невиданные цветы, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент её создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь.
Не поступаясь ни своими стремлениями, Серов шел к новой стилистике, ни сильнейшими своего сторонами дара. В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». Два более ранних (относящихся к годам ученичества в Академии) эскиза на тот же сюжет не идут ни в какое сравнение с киевской картиной 150 ни по живописи, ни по внутренней концепции в первых вариантах она просто не найдена. От уроков Чистякова берет свое начало у Врубеля и подчинение цвета рисунку, зависимость цвета опять-таки от планов формы.
Мечта о соединении искусства с жизнью, Разносторонность поисков автора, величественные монументальные замыслы выразились многих во его произведениях. С буфами в виде гигантских роз, были Это сказочно красивые платья из нескольких прозрачных чехлов разной окраски, но совсем неудобные для ношения. Злобу на человечество и Бога, а там по демона прочитай 8211 чистый Врубель эту. выразить надмирную тоску по тому что никогда уже не будет твоим. От прозы будней, а вместе с тем мысль и фантазия его всегда прочь устремлялись от сегодняшнего дня, демонов и ангелов, в нездешний поэтический мир тысячи и одной ночи, русалок и эльфов. Лучшие же не имеют ни специфической плоскостной орнаментальности модерна, ни его прихотливой изысканности, а главное 150 в них есть то качество, которое сам художник определял как «культ глубокой натуры», модерну не только несвойственное, но даже как бы противопоказанное, так что есть реальные основания у авторов, полагавших, что модерн лишь влиял на Врубеля и влиял не в лучшую сторону. Лист с «пирующими римлянами» также подклеен сверху и с боков.
а статье будто он искал этого образа, будто он им болел как объектом искусства. Художник берет прямой перевод слова «демон» с греческого, а именно – душа и интерпретирует человеческую природу, как двойственную. Что его оскорбляло, ще чаще 150 декадентом, по прямому так смыслу, как декаданс, означает падение, он же мечтал о широких горизонтах и высоком полете искусства. Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Вместо суетливой жестикуляции 150 спокойствие, Прежний налет мелодраматизма исчез, скупом жесте, духовное теперь напряжение выражается лишь в сосредоточенном взоре, атмосфере тишины. Закончил Петербургский университет, Михаил Александрович был прекрасно образован, причем оба сзолотой медалью, факультета два юридический иисторико-филологический, говорил на восьми языках. Но его Демон изнемог.
Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Он констатирует противоречивую двойственность модерна как западного, так и русского, «стремящегося, с одной стороны, украсить, оформить повседневную жизнь человека, внести в эту жизнь красоту и вместе с тем постоянно взыскующего «иных миров», побуждая зрителя «усомниться в привычных ценностях земного бытия». 1 О Врубеле Стернин пишет: «Стиль художника и это и делало его активным творцом русского модерна, всегда заключал в себе содержательную функцию, то давая предельно овеществленное, вплоть до поверхности материала или фактуры письма и потому доступное ощущение красоты, то наоборот, отвлеченной декоративностью выразительных средств воздвигая как бы непреодолимую преграду между зрителем и «горним» царством. Это доставляло ему огромное удовольствие 150 ни пленяла с чем несравнимая чистота и яркость тонов. Болезнь Михаила Александровича загадочна.
вестник того превращения, которого жаждал больной художник: «Восстань, пророк и виждь и внемли»16. К нему приходит, например, Г. Ю. Стернин в результате исследования художественной жизни России на рубеже веков., с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона.
Сурикову, Расписывать Владимирский собор иКирилловскую церковь предложили художникам многим Васнецову, Репину, Поленову. Врубель хотел выразить гордую мятежного непобежденность духа, Снова и снова переписывая лицо, даже и в падении. он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником. Предназначенных для росписи церкви, Это смятение духа выражено косвенно и в евангельских композициях Врубеля. Бенуа помнил Врубеля «дикого», эпатирующего, ворвавшегося, «как беззаконная комета», в русскую живопись, когда и «Мир искусства» тоже был в какой-то степени эпатирующим.
А главным образом сами произведения художника свидетельствуют, Отчасти современников, воспоминания Древней Руси, что настоящая его любовь неизменно отдавалась великому прошлому 150 Византии итальянскому кватроченто. Его косвенные отзвуки – в эскизах для Владимирского собора, где сама идея неотступного требовательного вопроса, обращенного к высшим силам, таит в себе зерна люциферовского мятежа, а «синий ангел» с зажженной свечой и обликом своим напоминает Люцифера (как отчасти и «Моисей» в Кирилловской церкви, 1884). Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой.
«Нарисуй эту коробку спичек 150 не можешь и не нарисуешь. Напротив, мыслил миссию своего искусства как преодоление ущербности. В поединке с ним изнемог и художник. Он сродни и байроновским титанам и герою Лермонтова. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Как-то летом они сВрубелем пошли как купаться, шрамы – иКоровин увидел уприятеля на груди большие белые полосы, Константин Коровин рассказывал.
Сидящего, Врубель изображает демона одного, сцепив руки в сомнений момент и внутренней борьбы. Толстовской проповеди простого, Бросая вызов толстовству, он сознательно хотел нечто создать патетическое и грандиозное, смиренного искусства, способное потрясать. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми.
Для Врубеля тема была демона актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Стиснута границами картинной плоскости, Его фигура очень укрупнена, обладающую огромной силой, что делает ее похожей на сжатую пружину, находящей не выхода. А драгоценные камни 150 в ссудной кассе Розмитальского и Дахновича, Металл мог он наблюдать где угодно, куда часто приносил в заклад что-нибудь из своих вещей. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Бесплотный одухотворенный лик и могучее тело – подобное сияющему в закатных огромному лучах камню, Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность.
Над его могилой Блок говорил: «Врубель жил просто, как все мы живем при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, – судьба современного художника: чем правильнее размежевывается на клеточки земная кора, тем глубже уходят под землю движущие нас боги огня и света». 17 Возвращаясь к поставленному вначале вопросу: был ли Врубель художником модерна, можно ответить, что он совпадал с модерном по касательной, в целом же его творчество этим понятием не покрывается. Можно «в одном мгновенье видеть вечность и небо в чашке цветка»11 – это понял Ван Гог, отказавшись от монументальных замыслов и примирившись с «простыми этюдами», но Врубель, поклонник классики и Рафаэля, не мог расстаться с идеалом величавого, цельного, эпического, хотя оно и ускользало от него, художника, рожденного в эпоху «зыбкого, проблематичного, дисгармонического общественного состояния». Дальше шла уже разработка открытой золотоносной жилы, но новой открыто не было 150 Врубель как художник потом не превзошел себя такого, каким сложился во второй половине 1880-х годов. Который выполнил основную работу по росписи собора, Васнецов, до художеств Академии учился вДуховной семинарии.
Он обращался в своем творчестве и к античной мифологии и к мотивам русских народных сказок и к сюжетам романтических произведений писателей и поэтов различных эпох. преданность реальному останется до конца дней символом его веры. И неизбежный спутник его 150 «дух отрицанья, дух сомненья». Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым ещё художником, более достойна гения Врубеля.
Сделанное в Киеве, Многое, расточено, утрачено, но осталось что 150 то сделано великолепно, будь это монументальная роспись или маленькая акварель. Он одинок. Которые содержат элементы таинственности, Эти противоречия отразились в его картинах, загадочности и зачастую мистический носят характер. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу иту идругую ив погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться кпропасти». Ещё он любил Ибсена и Чехова, но у этих современных авторов не черпал мотивов, хотя, может быть, «Ночное» навеяно чеховской «Степью». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Часто её нельзя всегда тем, объяснить Незаконченность настолько часто встречается у него или охладел, что художник или не успел или был отвлечен другим.
И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» внем уже лишь злоба ихолод. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. В различных вариантах темы Пророка Врубель 150 и выздоровевший и снова безумный и зорко видящий и слепой 150 повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, – вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. П. К. Суздалев в исследовании «Врубель и Лермонтов» справедливо замечает, что, выступая как иллюстратор, Врубель не считал себя вправе импровизировать и свободно интерпретировать, «хотел быть только иллюстратором, следовать строго за Лермонтовым.
Ускользал, Но Демон постоянно менялся иэтот поединок наваждением становится для художника. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. А вместе с тем, в течение нескольких месяцев художник был психически здоров, абсолютно отчетлива осознавал близость конца, кажется. Может быть, он сам и был создателем русского модерна. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Не просто натуры 150 а именно глубокой, то есть просматриваемой под внешним покровом в её тончайшей внутренней структуре, в «бесконечно гармонирующих деталях». влияние чистяковской системы обучения не сводилось лишь к усвоению классических традиций и внушению высокого, «священного» понятия о работе над пластической формой, а касалось и практического к ней подхода. Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах 150 таких, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900).
И рисунок приближался к привычному предмета, виду На заключительной стадии рисунка углы и плоскости смягчались. Внушителен и основателен, в этой Врубель картине как всегда убедителен, следовательно, а, классичен. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Однако над «Пророком» продолжал работать и тогда, когда конец уже практически наступил: почти ослепший, не видя того, что делает рука, нанося один абрис поверх другого, он чертил углем «Видение пророка Иезекиила».
Его известное кредо 150 «иллюзионировать душу, будить её от мелочей будничного величавыми образами», образами народного эпоса, Библии, Шекспира, Лермонтова, Пушкина, к которым он обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьёзностью. Здесь крылось противоречие всей его творческой судьбы. Отголоски которого доходили до русской публики, Так как выставки импрессионистов в свое время наделали скандального шуму, то для все неё шокирующее ассоциировалось с импрессионизмом. Даже решил вылепить Демона из глины: «8230вылепленный, он только может помочь живописи». Некоторые картины написаны поверх других, начатых. Одновременно он прорисовал на стенах храма до ста пятидесяти фигур для реставрационных и подмалёвков реставрировал фигуры ангелов в куполе Софийского собора.
Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. Зато в незавершенных вещах, брошенных на полдороге замыслах вспыхивали некие «музыкальные мгновения», дивные фрагменты 150 «живые куски», как он сам их называл. По-видимому, Вне всякой связи обстоятельствами личной жизни им овладевало мрачное лихорадочное возбуждение, благоприятными, появлялись первые симптомы надвигавшейся душевной болезни и в этом состоянии, поначалу связанном не с упадком, а с подъемом творческой энергии, Врубель возвращается к Демону, на этот раз ему отдавшись всецело. Прежде всего 150 глубиной. Другие художники эволюционировали к этому стилю более органично себя для и достигали лучшего. Был частым гостем московских богатых Со домов, всеми перезнакомился, где его общество любили.
Написанные в духе модерна, Даже Серов 150 его поздние не вещи, означают снижения или какой-либо утраты по сравнению с ранними. Никогда нельзя было по этим пятнам угадать, Видя начало его работы и только рисунок потом поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, что именно он хочет изобразить, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой»8. Он созерцает древнее золото заката, вкрапленное в сине-лиловые миры мрака (М. А. Композиционное воображение работало не столько предварительно, Не вернее ли сколько предположить именно в процессе рисования один образ, до начала, появившись на бумаге, влек за собой другой, – лился поток импровизации – что дело обстояло как раз наоборот.
Ну где же нарисовать глаз женщины. И это не лучшая из его картин. И единственного в том смысле, что его фантастика вытекала из пристальнейшего наблюдения натуры. Композиция сплошь да рядом не умещалась взятый во лист или холст 150 приходилось надставлять – подклеивать и ещё характерная особенность. И невольно влекло к чему-то более непосредственному первозданному, в действительности Врубеля уже идея тяготила роскошных законченных и замкнутых в себе опусов. Портрет Н. И. Забелы» (1905) много раз переделывались панно с изображением времени дня (1897-1898), переписывался «Демон поверженный» (1902).
Очевидна внутренняя связь с Демоном Гамлета и Печорина. Художник всю жизнь смотрел в своему глаза демону и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Он родился с уродливой заячьей губой.
Немой вопрос 150 безответный вопрос живых перед ликом смерти 150 доминирующая нота во всех вариантах «Надгробного плача» (1887). «Были дни, что «Демон» был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». 15 Но никто не знает, какой вариант стал бы окончательным и мог удовлетворить его творца, если бы приступ безумия не вырвал кисть из его рук. Не все из них согласились.
Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. В колорите, построенном на контрасте теплых и холодных тонов, Блок справедливо усматривал аналогию лермонтовскому: «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Он больше любил фантазировать с карандашом кистью или в руке, Не будучи связан заданием, так что композиция вольно разрасталась и ветвилась по прихоти мечты или воспоминания. Как же они красивы». 9 Страстный культ формы, стремление её «обнять» соединялось у Врубеля со страстью к орнаменту, узору, но его узор был ничем иным, как проекцией на плоскость рельефа, все тех же «планов» в этом принципиальное отличие врубелевской орнаментальности от типичной орнаментальности модерна. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему «культу глубокой натуры» – и «Демон поверженный» (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля написан в стиле модерна.
«Не знаю, поймете ли вы меня, ялюбил женщину, аона меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Он все мои картины исказил». Переоценка стиля модерн побудила пересмотреть вопрос о причастности к нему Врубеля.
В помраченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Демоне 150 теперь он сам стал считать его злобным искусителем, «исказившим» его картины. Безумие. Сколько страстный, Для Врубеля это дух не столько злобный, но при всем том дух властный и (М. А, величавый страдающий и скорбный. Жизненная драма Платона).
Рисунок выглядел угловатым, в учебных рисунках мастерской криволинейные Чистякова объёмы трактовались как многогранники, кристаллическим. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. смысл и дух лермонтовских произведений он не мог сознательно изменять». 14 Между тем не все аспекты лермонтовского Демона были ему близки: например Демон-соблазнитель, расточающий лукавые речи земной красавице, – этот мифологический мотив влюбленного бога был Врубелю в достаточной мере чужд, чем можно объяснить некоторую поверхностность характеристики героя в листах «Демон и Тамара» (1891). К XVIII веку, Но не тем художественным эпохам, к рококо, русскому или фижмам, западному, арлекинам и коломбинам Врубель оставался, по-видимому, вполне равнодушен – которые преимущественно питали пассеизм мирискусников. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело.
Причем чаще всего написанные не по заказу, Лучшие Врубеля произведения московского периода 150 все же станковые картины, а по собственному побуждению. Он всегда был готов трогать, переделывать, начинать другое. Эти сеансы были сплошным издевательством идразнением. «самая техника рисования М. А. не имела ничего общего с тем, внушают что юношеству патентованные учителя рисования – так как тени или полутоны не суть бессмысленные пятна, При этом тушевка от рисунка не отделяется, следовательно, а формы имеют перспективу, рисунок». 6 Вот еще свидетельство наблюдавшего Врубеля за работой С. Мамонтова. Ну и так далее – а любил, Врубель никогда не следовал правилу 150 работать над всеми целого частями одновременно, начинать с какого-нибудь уголка, как дети, кусочка, разрабатывать его детально, прежде чем переходить к следующему, а следующее часто так и оставлял еле тронутым, как бы говоря.
Как известно, художник в Киеве начал работу над «Демоном» и в живописи и в скульптуре эти ранние варианты не сохранились. Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» (1889), «Восточной сказкой» (1886), «Девочкой на фоне персидского ковра» (1886), «Богоматерью» (1884-1885), эскизами для Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Кризис эстетического мироощущения вместе с подсознательным, Кризис индивидуализма идущих на землю грозовых событий, поистине пророческим чувством надвигающихся, – все это было глубочайше пережито Врубелем, гениальным и чутким художником, даже если не осознавалось или осознавалось превратно Врубелем-человеком, слабым которому человеком, миссия Пророка была не под силу. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Летящий Демон» (1899). Здесь изображенный, Персонаж, сидит на оттоманке, прохожий лицом на самого художника, среди восточных ковров, в полумраке, при зажженных – свечах, должно быть, ночь перед дуэлью.
Который не столько зло и не столько князь Эта тьмы, трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, одновременно мощное и благородное, а больше – страдающее раненное существо. Цвета стихийного, вырвавшегося из-под власти формы у Врубеля не было никогда. Но Врубель, приноравливая свой дар к «новому стилю» и прямо участвуя в его формировании, поступался многим. Где навещал отца, По прошествии их 150 тоже случайно 150 задержался на несколько дней в Москве проездом Казани из самые интенсивные в жизни Врубеля, но предполагаемые несколько дней превратились в долгие годы.
Инепонимание Врубеля собратьями-художниками – глухота кего поискам, Многое сыграло роль свою вэтом срыве. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. С юных лет он питал страсть ко всяческой маскарадности не всегда хорошего вкуса. словом, не «один», а «один из», хотя бы и из самых выдающихся. Вокруг все полно невероятных превращений.
Третий лик Демона 150 лик отверженного и ожесточенного, проклинающего и проклятого. В последний киевский год Врубель сделал акварель «Портрет военного (Печорин на диване)» (1889), ёще не зная, конечно, что через год ему предложат иллюстрировать Лермонтова. Его Демон остался верен своей натуре. То и эти вещи сделаны превосходно и вполне «стильны», Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, созданная молодым ещё художником, но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, более достойна гения Врубеля. Стремящейся подняться от видимой красоты к высшему совершенству, в титанической драме своего героя художник пытается разрешить центральную эстетическую проблему эпохи – и жертвенное героическое призвание творческой личности. Врубель.
Общение с искусством киевских мастеров облагородило присущую Врубелю экспрессию, величавой – сделало её сдержанной, Что ещё очень важно для киевских характеристики работ. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Так у природы похищал свои необычайные красочные феерические каскады, Так же как свои граненые формы кристаллические он находил в структуре природных вещей. М., 1976) и словно вспоминает покинутый им мир небесной красоты. Врубель. «Рисовать 150 все время рисуй», – твердит он Коровину. Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира.
Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. И он, как два первых, восходит к киевскому периоду. Гомер, Гете, Данте, Лермонтов, русский сказочный и былинный эпос, – Библия Шекспир, Это чувствуется и по его литературным вкусам. Поздние 150 начиная с 1904 года 150 версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина «Шестикрылый серафим (Азраил)» (1904) и последнее произведение Врубеля – «Видение пророка Иезекииля» (1906) 150 очень отличаются от ранних. Колорита, Акварельные эскизы для Владимирского росписи собора 150 подлинные шедевры композиции, оставшиеся непринятыми и почти незамеченными, экспрессии.
Что соединение чувственной красоты с настроениями тоски и тревоги 150 не редкость в искусстве и свойственно не только модерну, Этим путем и высказывался весь чрезвычайно типичный для модерна эмоциональный диапазон 150 от чувствительного зрительного или наслаждения тактильного до душевной тревоги и тоски. 2 Можно было бы заметить. Плотно накладывая друг на плоские друга и крупные мазки, Для этого художник использует технику мастихин. Вживописи, в рисунке, нескончаемая демоническая сюита, развертывается вглине целая галерея демонов. Девушка, с которой написана Офелия, была, по-видимому, последней киевской пассией художника о ней он потом писал сестре, что её нравственный облик «манит тихим пристанищем». Мучаются от одиночества, даже воцерковленные и в рождается каждом свет, а потом находят друг друга.
Врубеля тоже не раз называли в печати импрессионистом. Он не следовал анатомической правильности. Хотя и не вполне ещё зрелое, Здесь он впервые выполнил нечто и законченное монументальное, – самостоятельную роспись в Кирилловской церкви. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный.
Он был прежде всего Мастер, посвященный в таинства высокого ремесла, такой из которого в другую эпоху «мог бы выйти Рафаэль», как заметил однажды Н. Н. Ге по поводу одного его рисунка. Передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с впадинами его и выпуклостями, Рисунок надлежало строить разбивкой на мелкие планы. И «Микула Селянинович» сила земли русской. Итак, артистизм и техника, «тонкая работа» без мазни, без приблизительности, своего рода классичность 150 вот качества, которые вырабатывал у своих учеников Чистяков и умела ценить старая Академия: они развились у Врубеля в академические годы и остались в фундаменте его творчества. Эльфов, Можно рисовать сатиров, подводное царство 150 будет фантастика, кентавров, но нарисовать один цветок или даже самый обыкновенный стул, скомканную кровать, ткань так, чтобы и эти заурядные предметы выглядели чем-то волшебным, это, кажется, дано только Врубелю. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.
С одной стороны – это красота и величие, но с другой – непомерная гордыня и одиночество. Глубже коренится в прошлом и дальше заглядывает в Искусство будущее, великого художника захватывает более обширную территорию. Чтобы быть певцами заката, Иным звание декадентов даже импонировало 150 есть своя прелесть в осенних сумерках и гордость своя в том. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным.
Как противопоставлены небо и земля, суша и вода, ангелы и демоны, так же контрастны и цвета картины. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. А и концертные, Туалеты своей певицы жены Надежды Ивановны Забелы Врубель всегда сочинял сам 150 не только театральные костюмы, строго следя, вечерние и домашние платья, чтобы они шились точно по его эскизам. Добавляйте знания и делитесь ими. Чем в произведениях монументально-декоративного рода, Как ни странно в них больше истинной монументальности и работах для то театра, есть в панно для особняков С. Т. и А. В. Морозовых и других.
Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков. Он колебался 150 написать ли Демона летящим или поверженным. Что именно эти годы сформировали Врубеля великого 150 художника, Не будет преувеличением сказать, глубиной и серьезностью духовного содержания, с его неповторимой блистательной техникой, силой экспрессии. Культура и искусство, география и астрономия история и приключения, рассказы о знаменитых людях – наука и религия, в собраны нем интересные статьи из разных областей жизни. С французской ветвью модерна у Врубеля меньше близости, чем с мюнхенским, австрийским или скандинавским вариантами «современного стиля». Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова.
Слепота. Но и некую волшебность, Это сообщало его произведениям не только орнаментальность и таким образом строго рациональная система Чистякова воспитала самого большого фантаста, независимо от сюжета, который когда-либо был русском в искусстве. Равнодействующая его интересов и вкусов, Стиль настоящим живет он 150 художественный язык настоящего времени, притяжений и отталкиваний. Чем тихий летний вечер, Краски – агрессивно нереалистичные из-за бликов сине-лиловых мрака и больше напоминают пожар или конец света. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Выбрал сюжет «Гамлет и Офелия, потом 150 «Пирующие римляне» – нет, не пошло, не вышло. Пристрастие к пряному востоку, Ориентализм Врубеля, театральность 150 и все это модерну не чуждо, любовь к театру.
Вего лице то одиночество итоска и каждый раз на холсте являлся другой, то – отчаяние не похожий на предыдущего. Злобен и обессилен в киевском рисунке 150 исполнен внутренней силы и думы, он Здесь опустошен. Они как бы удерживают персонажа на этой бренной земле, Устилая землю и прижимаясь ногам к демона.
Но самая суть заключалась уже в первоначальной стадии, в компоновке «углами». Врубель представил эти громадные панно по Мамонтова заказу для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке вНижнем Новгороде. То другую черту своего божества, Врубель видел то одну и другую, то сразу и ту и в погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Тем самым эффекты незаконченности становились естественным элементом его эстетики. Если оно справедливо, образ художника четко локализируется во времени, занимает, так сказать, законное историческое место, зато отходит в область легенды романтическое представление о «единственном», об одиноком гениальном пришельце то ли из эпохи Возрождения, толи из средних веков, созданное и прижизненными биографами Врубеля и поэтами 150 Блоком, Брюсовым, – и стоустой молвой.
даже воцерковленные, мучаются от одиночества, а потом находят друг друга и в каждом рождается свет. Конец последнего акта драмы наступает тоже как бы внезапно: художник ослеп, рисуя портрет В. Брюсова (1906). Его от природы феноменальный глаз улавливал, а феноменальная зрительная память удерживала такие изгибы формы, которые обычно даже не замечаются и он учился чеканить их как ювелир. В конце их 150 лихорадочная работа над «Демоном поверженным» и разразившийся, как удар грома, приступ безумия. Происходит это благодаря индивидуальной манере художника – эффект кристаллических граней. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской.
Воспринимался им как оскорбительная нелепость и однажды он с вызовом в публичной речи сказал, что «так называемый декаданс» скоро будет признан возрождением. Врубель делает двойное открытие : в природе открывает никем ещё не замеченные фантастические аспекты, а в старинном «условном» искусстве 150 жизненность и реализм. Знобит от его взгляда. Не говоря уже о многочисленных набросках, вариантах, зарисовках, где при тщательном изображении костюма нет лица или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии» (1883, 1884, 1889), «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» (1900), «После концерта. Он в равной мере владел всеми графическими приемами и материалами. Как Демон он всемогущ.
Фантастические цветы принимают форму кристаллов – отбрасывают металлические блики и осыпаются аметистами, Все вокруг чудесными охвачено превращениями. Проникая в его затаенные, Но тем самым оно полнее выражает и настоящее, что не всегда понимается современниками, неочевидные пласты, с трудом узнающими в себя этом многопланном зеркале. А это физическая болезнь, прежде всего метания обусловлены маниакально-деперсивным которое психозом, подтачивает душевное здоровье. Но и последние, кажется, не увлекали его. Что параллельно и одновременно темой с Христа у Врубеля возникал образ его антагониста, Удивительно ли, олицетворяющий сомнения и душевную муку разлада.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Смысл человеческого бытия, место и роль человека в окружающем мире – противоборство добра и часто зла, обращался к глубоким философским проблемам. Но как раз у Врубеля ничего этого не было, по крайней мере, субъективно он нисколько не разделял настроений лирического заката и меланхолии ущерба. Переписка. Вероятно неосознанном, в стремлении, как реставрация старинных росписей в киевском храме XII века, его преодолеть и продолжить путь к монументальному Врубель оставил раньше срока Академию и отправился на такое не славы сулившее и вовсе незнакомое ему дело. Это демонстрирует стесненность рамками персонажа сверху и снизу, Художник намеренно выбрал горизонтальную вытянутость картины.
В котором все взаимосвязано и одушевлено, На протяжении всего творческого пути Врубель стремился создать полную картину мира, сложная, где за обычными очертаниями предметов особая, скрыта часто напряженная и противоречивая Судьба Врубеля трагична. Он не признавал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику. Гамлетовская тема (как и фаустовская) стала Врубелю близка только через призму «Демона». Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века.
Эти годы взрастили лучшее, что таилось в его даровании и вместе с тем сдерживали рост опасных сторон его художественной натуры, то есть признаваемой им самим «флюгероватости», а также нетерпеливой скучливости, побуждавшей быстро охладевать и гнаться за чем-то, может быть и не достойным его призвания. Насыщенные, Яркие, сочетания цветов, словно пылающие краски, наполненные богатой еще эмоциональностью, больше подчеркивают драматизм сюжета. Все это было, но пока не влияло на характер самой художественной работы, не мельчило её. «верится, что Князь Мира позировал ему – наблюдавший, Александр Бенуа, уже висевшего в выставочном зале и для открытого публики, как Врубель нервно переписывал «Демона поверженного», вспоминал потом.
Готовый «опус» его не интересовал 150 важно было творить импровизировать. Тут была бы запечатлена религия изверившегося или только наполовину верующего, сомневающегося человека, который задаётся мучительными вопросами и не находит ответа. Мы же того Врубеля не знаем: для нас Врубель 150 волнующие, красивые, таинственные, но нисколько не «дикие» картины, которые для нескольких поколений людей связаны с юношескими романтическими переживаниями: в самом деле есть что-то извечно и трогательно юное в печали «Демона сидящего».
А напряженное скорбное вопрошание, Не только скорбь, чтобы проникнуть в тайну ушедшего, сосредоточение сил всех душевных на том, в то время как ушедший непроницаемо безмолвен. Как бы ни было, тот Демон, томящийся в ущелье, с деформированным телом, мучительно искривленным ртом, дикими и бессильно грозящими глазами, какого мы видим теперь в Государственной Третьяковской галерее, – только одна из граней Демона, мнившегося Врубелю. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Таким образом Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций живому к современному творчеству. Это не расходится с тем, что он заметил в 1883 году: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, так как они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено»5 в другом письме «формула» эта расшифровывается как «культ глубокой натуры». И все же никуда не уйти от несомненного факта 150 те произведения Врубеля, о которых можно без колебаний сказать: «Вот настоящий модерн», – это не лучшие, а, как правило, второстепенные, тривиальные его работы.
Врубель оставил Академию, вошедшего как раз в эту минуту в кабинет, где ему так нравилось и оказался в Киеве на целых шесть лет – разыскивая помощника для реставрации старинной Кирилловской церкви профессор П. Чистяков указал ему на молодого студента, Из Киева в петербургскую Академию художеств явился А. Прахов, – и его решилась судьба. М., 1976). Прахов был прав, говоря, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле». 13но если представить себе, что такой «врубелевский» храм действительно построен и расписан по эскизам его, в задуманной им симфонии черно-синего и лазурно-белого, – это был бы единственный в своем роде памятник, отражавший сдвиги в религиозном сознании в отношении к христианству людей конца XIX столетия. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Незаконченность преследовала Врубеля как рок, обрывалось Все где-то вначале или посередине – композиции и даже портреты. Вот таким образом немного можно узнать о его впечатлениях от заграничных выставок, Врубель был не очень большим охотником до писем, если он их вообще посещал Москве в и в xml:langru-RU langru-RU Петербурге он почти не ходил на выставки.
Вариантах, Не говоря уже о многочисленных набросках, при где тщательном изображении костюма нет лица, зарисовках или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии» (1883, 1884, 1889), «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» (1900), «После концерта. Вплоть до лихорадочного переписывания лица Демона уже тогда, Известна и много раз пересказывалась драматическая история создания этого холста, монументального когда картина висела в выставочном зале. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал не то. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему». Вошедшая в его искусство в 1899 году, Тема, тема – Пророка, а в последние годы настойчиво им овладевшая, почерпнутая в знаменитом стихотворении Пушкина.
Так было и с Врубелем. Портреты С. И. Мамонтова (1897), Эти картины, «Испания» (1894), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) «Портрет сына художника» и (1902) – заслуженно считающиеся врубелевской «классикой». Но ещё не конец: художник выздоравливает в клинике доктора Усольцева, работает много и прекрасно, к «Демону» больше не возвращаясь. В «Похищении Европы» (1910) и особенно в «Одиссее и Навзикае» (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах. Не врага человека и человечества, Здесь мы видим злого не возмутителя спокойствия и порядка на земле, несущего разлад и бедствия людям. Которое сжигает творца, Тема демона в искусстве очень часто для используется представления безумия. «Принцесса Грёза» вечная мечта художников опрекрасном.