Кулачный бой в 16 веке был одним из распространённых видов общественного развлечения – состязанием, целью которого было испытание силы и удали русских богатырей. Поверх которой накинут багряный плащ золотой с фибулой, Князь одет в кольчугу, символизирующей княжеское достоинство. Одно из мнений искусствоведов: «Царь погружен в мучительные раздумья. Это противоречивый образ государственного деятеля, образ русской истории. Кто режет каменным ножом, Кто рвет руками, чтобы достать изнутри вкусный мозг, костный кто разбивает кость. Грозный и мудрый, Царь у художника умный и коварный, что соответствовало как правде истории, одинокий и величественный одновременно, так поэтическим и преданиям о нем. В его руках единоличная власть над всеми. Он надменно смотрит на своих подданных.
8 ОПИСАНИЕ МЕСТА И ПОЗЫ ЦАРЯ 3. Подозрительный, решительный, Иван Грозныйпредстает на полотне Васнецова какчеловек суровый, непреклонный достижениисвоих в целей. И хотя в работе многодекоративных моментов (вышивка, жемчугна кафтане и шапке), подчеркнуто праздничновыглядит храм Василия Блаженного – всеже картина оставляет тревожное настроение. Разноцветье орнаментов и торжественнаядекоративность храма не заглушаютглавной мысли исторического полотна:трагичен путь страны, в которойпреобразования проводятся путем расправи казней, трагичен путь государя, неверящего в свой народ, в своих подданных. Начав с уничтожения врагов, Иван Грозныйчасто не мог отличить соратника отнедруга и рубил головы и правым ивиноватым. Кажется, он придавлен гнетом своих злодеяний. Но не страшные только муки совестииспытывает он. Здесь и закипающая злоба, жажда мщения, гнев, сила духа. Словно весенний ветер повеял в воздухе, Кажется, славящих и природу, сейчас раздастся хор молодых голосов.
Васнецовсумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Левую руку она положила на коромысло. Словно могучие часовые, Невдалеке от дома, стояли друг рядом с другом три раскидистых великана-дуба – краса и гордость дубовой рощи. Здесь крупным планом изображена девушка идущая за водой. Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.
И среди них «Царь Иван Васильевич Грозный». Мужчины, взобравшись на мамонта, как на гору, свежуют его, кидая куски мяса внизу стоящим. За создание сильного централизованного государства, Он активный борец против самовластия бояр, новыражение лица, человек глаза одаренный, говорят о напряженной настороженности состояния. А пальцы левой руки перебирают четки. Исторические народные песни об Иване IV показывают как его царя грозного, в самом деле, но мудрого.
Фон дан в контрасте с человеком. Этот контраст светлого и черноговыразителен. Но обратим внимание на лицо его. В «Песне прокупца Калашникова» первое упоминание о поединке принадлежит Иоанну, который во время пира обращается к своему любимому опричнику: «или с ног тебя сбил на кулачном бою, / На Москве-реке, сын купеческий». Двуглавый орел – государства герб Российского – который появился при Иване Грозном, Справка.
Что в те времена истинное народное и древнерусское было подвержено гонению, потому, Наверно которая была абсолютно чужда мировосприятию мастера, был совершен крутой поворот к культуре Европы. Определитьхарактер и судьбу правителя по лицу, фигуре, его Тем сложнее будетнам описать этот портрет, одежде. Зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, Глядя на картину, рассмотреть шатровую и колокольню деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений. Государственныйдеятель, Но вместе с тем перед намичеловек большого ума, полный и силы величия. 5. Посохолицетворяет сильную власть, решительностьв достижении державных замыслов.
Столбы, похожие на веретена, подпирают шатровые перекрытия из верхних полукруглых окошечек над галереей льется яркий свет, под которым переливами золота и ярких красок сияют потолки и балки, стены и столбы палаты, разукрашенные цветами, человеческими фигурами изображениями светил и животных. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Ведра висят деревянные, обитые металлическими обручами, такие были в далекой старине.
Детали фона 10. Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на царскую милость. Авторкартины лаконичен. Которых любит, Но он может быть щедрым к готов людям, помочь чужому горю и проявить милосердие.
Большое внимание уделил художник написанию фона картины. Их декоративность, в колорите портрета – отголоски фресок, древних а в самой трактовке образа нечто от народных сказаний о грозном и жестоком царе. Жестокие серые глаза царя Ивана, кажется ищут очередную невинную жертву. Кажется, он придавлен гнётом своих злодеяний.
ВикторМихайлович Васнецов создал картину«ЦарьИван Васильевич Грозный» в 1897 году, через год после вступления на престолНиколая II, последнего царя России. Создавая величественный портрет, художник как бы иносказательно формулируетсвои пожелания самодержцу, учитанализировать поступки предшественника, советует отказаться от гонений ирепрессий, а действовать путем реформи постепенных преобразований. 12 ДЕТАЛИ ФОНА 10. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Ведь он царь, наместник Бога на земле. В московскихисторических песнях он почётноеместо занимает и не характеризуется отрицательнымичертами.
Чтобы подчеркнуть ивысокий рост царя, фигуру), композиционновыделяет и его силу и мощьсамодержца. Росписи на стенахи потолках разноцветны, но всё же большетёмных тонов. Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. В сафьяновых, На картине В. Васнецова царь изображен в древнерусском наряде, с тяжелым посохом, шитых золотом сапожках, на похожим пику. Он был для них окружёнмистическим ореолом, охранявшим егоособу от посягательств критики.
Но в его полотнах отразился и мир маленького человека, угнетенного нуждой и бесприютностью. Который с грозным видом сообщает Олегу волю языческого бога Перуна, Могучее войско остановлено вышедшим внезапно из леса волхвом. Окружающая правителя обстановка – плод творческий мастера, фантазии в отличие от монаршего одеяния. И сам Иоанн, на котором прервался род Рюриковичей на русском троне и общая застылостъ (как над бездной) композиции и двуглавый орел на ковровой дорожке, на который вот-вот наступит нога грозного царя и многое другое 8211 все это говорит в пользу высказанного предположения.
Зритель смотрит на Грозного как бы снизу вверх. Над всеми людьми, То есть герб у ног царя – это символ неограниченной власти всем над государством. Это человек неуёмных страстей, могучего темперамента, умный, энергичный. В его руках единоличная власть над всеми.
«Ковер-самолет», к тому времени я знала васнецовскую «Аленушку», конечно и, «Три царевны подземного царства» «Богатырей». Сочетание остропсихологической характеристики образа с его живописно-декоративной трактовкой, увлечение архитектурными формами и декоративной узорчатостью, так полно сказавшиеся в росписях Владимирского собора, в картине приобрели законченное пластическое выражение, позволившее говорить о завершенности «васнецовского стиля». Все перекрывает фигура царя. Они могут служить самостоятельными иллюстрациями к сказке, Эти абсолютно законченные рисунки акварельные даже нельзя назвать эскизами.
Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Не раз гулял он по спинам неугодных бояр, Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага князя – Курбского, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Еще мгновение и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Скорее всего, Через образ самого царя художник, каким именно было то время, далекое хотел показать то и понять, какое было содержание той эпохи.
И фигура царя занимает часть значительную полотна, Картина Васнецова вытянута по вертикали. Государева рука держит настоящее оружие. Когда Грозный, будучи Великим князем, венчался на царство, он взял герб Византийской империи, утвердив Россию преемницей культуры Византии и православия. Разных возрастов, Позади князя верная дружина – бравые воины, что и их предводитель, в же таких кольчугах и шишаках. Но мне по-прежнему жутковато у этой картины. Теперь я понимаю, с тех пор прошло три года, что от встречи с в царем жизни было еще страшнее. Такой образ появился в воображении автора именно потому, Вероятно, что он очень связан тесно с народным творчеством. Золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, На нем – истинно одеяние, царское инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор – тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью.
В его руках власть и опричники. На голове у девушки красный платок с узором. На иллюстрации Васнецова В. М. Едва ли не лучший эскиз «Берендеева палата». И ничто – ни бури, Глубоко ушли они корнями в почву, родную ни годы – не властны были над их величественной статью.
Ведь он царь, наместник Бога на земле. Решительный, Это твердый волей, суровый, очень умный человек, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства глубоко и одинокий. Что делает царь. Предаётсяли он кровавым оргиям над трупами убитыхтатар или по простому подозрению отдаётв палача руки своих бояр народ на егостороне. Летом 1880 года В. М. Васнецов жил в тихой и спокойной Ахтырке, неподалеку от Абрамцева. Аскетически болезненную худобу скрывает тяжелая парадная одежда.
Васнецов удивительно уловил ощущение праздничности, радости жизни, веселый дух, который царит в Берендеевой слободке, во всей стране Берендеев. Этим он и страшен. И в то же время эскизы полны сказочного поэтического очарования. Царю тесно в лестничном пространстве.
4. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. В седьмом классе на уроках литературы, прочитав замечательную «Песню про царя Ивана Васильевича» М. Ю. Лермонтова, я захотела побольше узнать о той страшной и кровавой эпохе русской истории. Благодаря этому произведению я многое поняла в характере и поступках царя.
Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Все это создает впечатление величественности и благоговейного ужаса. Восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Грозного, Ивана Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, слышал его властный голос, художник всюду видел образ царя, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. Васнецов показал здесь прекрасный характер того, как можно создавать исторический портрет живо, глубоко, проникновенно, убеждающе. Он надменно смотрит на своих подданных. Кругомморе людских голов.
За создание сильного государства, централизованного Он активный борец против самовластия бояр, новыражение лица, человек одаренный, глаза говорят о напряженной настороженности состояния. И это совсем не опора. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его.
князь Олег изображен со своим войском, стоящим на краю дремучего леса. Вертикальный формат холста позволяет показать величественность государя, его властность, образ исполнен значительности, в нем чувствуется исторический масштаб личности в композиции господствует неподвижность головы и фигуры. «или с ног тебя сбил на кулачном бою, / На Москве-реке, сын купеческий», в «Песне прокупца Калашникова» первое упоминание о поединке принадлежит Иоанну – который во время обращается пира к своему любимому опричнику.
Одно из самых интересных произведений о нем – «Царь Иван Васильевич Грозный» Виктора Михайловича Васнецова, замечательного русского художника. Это человек неуёмных страстей, могучего темперамента, умный, энергичный. «При всех своих недостатках и и пороках, ошибках преступлениях царь ИванВасильевич Грозный пользовался большойпопулярностью в народе. Что очень большое влияние на художника оказали те исторические постройки, Также предположить, можно которые были воздвигнуты во времена правления этого человека.
Ведь он – царь, наместник Бога на земле. Какие прилагательные использует Кускова и сколько их в тексте. К тому времени я знала васнецовскую «Аленушку», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства» и, конечно, «Богатырей». Художник остановился на идее создания портрета, Представляя грозного царя различных в композиционных вариантах описания. 1. Какими словами автор выражает свое отношение к изображенному на картине.
Опишите место, где находится царь. Васнецов сумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Он воспевает его забавы иказни». В одной руке правитель крепко сжимает посох.
КартинаГлазунова решена в теплой гамме: многокрасного различных оттенков, платьецаря цвета охры. Столбы все разные: есть розовый, расписанный гигантскими васильками, подсолнухом и земляникой, есть и красные, с изображением птицы Сирина или воина, закалывающего оленя, есть и простые, бревенчатые, на фоне которых голубеют незабудки. Одно из самых интересных произведений о нем – «Царь Иван Васильевич Грозный» Виктора Михайловича Васнецова, замечательного русского художника. Привсём богатстве узоров фон скорее всё-такимрачный. Тогда он только находился в поиске своего пути в живописи и на него большое влияние оказывали его учителя – художники – передвижники. Он надменно смотрит сверху вниз на своих подданных. Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера.
Казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению – раз а так ему все можно. После того, Образ Ивана грозного преследовал Васнецова после посещения им Киевских соборов, еще и в 1878 году, как художник принял участие в росписи Владимирского храма, когда он переехал в Москву. Но уже в этих образах проглядываются черты будущих царевен из сказок-полотен мастера. Но не только страшные муки совести испытывает он. Жрец одет в простую длинную рубаху и лапти, в руке его – посох. Ему льстит прозвище «Грозный» – все лучше, чем безвольный, мягкосердечный. Гениальныйхудожник сдержан в изображениипротиворечивой фигуры своего героя:мастер кисти не ставит себе задачиживописать богатства русских царей (например, Гранатовую палату Кремля), не желает запечатлеть российскогосамодержца в момент яркого историческогособытия (военного похода или заключениямирного договора), не рисует ИванаГрозного в минуты проявления его бурныхстрастей, когда он посылал десятки исотни подданных на плаху, а потом каялсяи замаливал грехи в церкви.
Пьют горячую кровь, Жадно хватают мясо не охотники, дожидаясь даже, торопливо съедают первые куски, пока женщины разведут огонь. Он жесток, деспотичен, гневен, подозрителен. Вероятно, автор хотелподчеркнуть мрачный колорит эпохи, времени кровавых расправ. Подозрительный, Основная мысль картины Иван Грозный предстает полотне на Васнецова как человек суровый. Сверху брошен лук, слева Впереди туша убитого лося, хлопоча вокруг огня, а вдалеке, сидят женщины.
Образом Ивана Грозного Васнецов «болел» давно, о чем свидетельствуют разновременные наброски к картине. Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Царю тесно в лестничном пространстве. Подозрительный, 13 ОСНОВНАЯ КАРТИНЫ МЫСЛЬ Иван Грозный предстает на полотне Васнецова как человек суровый.
А пальцы левой руки перебирают четки. Картину приняли по-разному, многие находили ее холодной, бесстрастной. Что проливает слезы в и тоске муках совести, Никому не признается царь Иван, заставляющих на коленях вымаливать прощение у Господа. В простенке между окнами изображено пиршество после охоты на мамонта. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. Подчинить себе государство, осовременив его и сделав максимально управляемым – сломать его устройство и установить свой порядок, Так в и реальной жизни.
Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. Построенный поприказу Ивана Грозного в ознаменованиепокорения Казанского ханства, На плане заднем храмВасилия Блаженного. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох. Тверд и суров ее правитель. Он жесток, деспотичен, гневен, подозрителен. А пальцы правой руки перебирают четки. Художник раскрывает трагическое одиночество царя-деспота. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.
Решительный, непреклонный в достижении своих целей. Жажда мщения, Здесь и злоба, закипающая сила духа. Поза, гнев, выражение лица, жест рук, тяжелый посох, вонзенный в пол, каждая деталь вводит в мир душевного смятения человека. Девушка – простая крестьянка.
Описание места и позы царя Действие происходит во дворце. Его властность, Вертикальный формат холста позволяет показать величественность государя, в нем чувствуется исторический масштаб личности в композиции господствует неподвижность и головы фигуры, образ исполнен значительности. Аскетически болезненную худобу скрывает тяжелая парадная одежда. Противоречивый характер царя Ивана Васильевича Грозного многих привлекал художников, Искусствовед Г. В. Кускова Сложный. Потешить царя выходили они без личной ненависти друг к другу. Но не только страшные муки совести испытывает он.
В одежде и обувипреобладают тёплые тона: золотой, коричневый, бордовый. Под шлемом видны седые волосы – Олег уже не молод, однако держится в седле гордо и прямо. На 36-ом году жизни, Иван IV остался бы в исторической традицииокруженный славой замечательногореформатора военно-служилого класса, основателя централизацииМосковской административной державы, в случаетакого раннего конца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Решительный, непреклонный в достижении своих целей.
Видимо, Многие ее детали, мучивших в художника конце XIX века, являются эхом роковых предчувствий. Лицо царя хмурое, сосредоточенное, обращено к зрителю. Xix века сюда еще даже не шагнул, Казалось и бы, художник потянулся к старой своей задумке, плавно и размеренно протекала здесь жизнь, замысленной еще лет десять назад. Когда-либо властвовавших на русской земле правителей, в глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли самой не яркой и одиозной фигурой из всех. Мне стало как-то не по себе, а если честно даже страшновато.
Несомненно, такая высокая оценка зависела отрелигиозного отношения подданных Иванак его власти. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. На черном фоне, в центре потолка, в окружении месяца и звезд, с солнце человеческим лицом, освещает таинственный город. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Лица, мимики, позы, жестов, одежды – фигуры, 3 ПОРТРЕТ Изображение Литературный наружности человека с помощью слов. 2. Какие прилагательные использует Кускова и сколько их в тексте.
Победа в таком поединке лишь доказывала физическое превосходство одного из соперников. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Как потомствопростило Александру Македонскому Его егозлодеяния», пороки его казнибыли бы ему прощены так же. Царь ИванВасильевич ставил себя выше страны (неслучайно на картине он, по сути дела, топчет вытканное на дорожке изображениедвуглавого орла).
Даже если ты ни чем в не виноват. Замкнутость пространства нарушает маленькое полукруглое окошко, Молить о пощаде бесполезно, сквозь которое виднеются опушенные снегом остроконечные крыши домов. В котором запечатлен внешний облик конкретного лица с помощью Живописный красок, Произведение изобразительного искусства. В 1880 г. Васнецов Виктор Михайлович показал первую картину большую в жанре исторической живописи. Открывающий взгляду части современных царю построек, архитектурных Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна. В его руках – единоличная власть над всеми.
В каком предложении заключена основная мысль текста. Художник раскрывает трагическое одиночество царя-деспота. От картины будто пахнет кровью даже сегодня. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. Картина была написана Васнецовым после окончания работ в Киеве во Владимирском соборе. И лишь в конце 19 века была вновь открыта красота и поэзия древнерусской культуры. Через арки которых видны вершины деревьев и возвышающиеся над ними деревянные резные башни других Это построек, открытые в сад сени царского дворца.
Что, впрочем, не уберегло его от несчастий, присущих человеку, а он мнил себя полубогом. И росписи стен нижепо лестнице даны в тёмно-бордовых тонах– будто кровавое море плещется у ногцаря. ) и царя, и обувь ковровая дорожка. Видно, что людям пришлось поголодать, может быть даже несколько дней. Двуглавый орел – герб государства Российского, То есть герб у ног царя – это символ неограниченной власти над всем государством, появился который при Иване Грозном – над всеми людьми. Справка. Церкви и крыши домов художник изобразил где-то внизу на фоне голубого неба.
«если бы Иван IV умер в 1566году, создателякрупнейшей в мире державы, своего окончательному приготовлениюк завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы емуимя великого завоевателя, подобногоАлександру Македонскому – в момент своих величайших успеховна западном фронте, Историк Р. Ю. Виппер так писал обисторическом образе первого русскогосамодержца. Его значительность чувствуется во всем царя, облике Своеобразие личности Грозного, в его лице. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия. не отобразилась эпоха Петра I и Екатерины II. Как точно сумел художник запечатлеть противоречивую натуру Грозного.
Архитектура палаты тоже деревянная, древнерусская. Царь осторожно, крадучись, спускается по узкой лестнице, словно прислушивается. Но очень цепкая и сильнаярука Посох, богато царя, украшенный драгоценными камнями, сжимает сухая. Чистяков писал Васнецову: В 1897 году Васнецов и поразил зрителей XXV юбилейной выставки Товарищества своим полотном «Царь Иван Васильевич Грозный». Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Она идет по тропинке через березовую рощицу.
Но кистью художника водила не горечь от поражения русских, а гордость ими их мужеством. Чтобы подчеркнутьрелигиозность царя, На данной картинечётки нужны, что молитвами и можно пожертвованиямицеркви замолить любой грех, а также его веру вто. Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде Москву в в 1878 году. А в глазах – сатанинский огонь.
Искони славянские и русские ценности были надолго погребены под спудом забвения. Все перекрывает фигура царя. Видной сквозь оконце, кажется Он величественным по контрасту с крохотными домишками древней столицы.
Казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному – усмотрению а раз так – ему все можно. Как страшен его взгляд. Церкви и крыши домов художник изобразил где-то внизу на фоне голубого неба. Итак, XIX век Милые женщины – труженицы тоже воспеты художником Виктором Васнецовым. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Однажды, когда мы учились в пятом классе, на стенде в кабинете литературы я увидела портрет Ивана Грозного.
Чего боится царь. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Выражение лица, Поза, тяжелый посох, рук, жест вонзенный в пол, каждая деталь вводит в мир душевного смятения человека. Девушка придерживает правой рукой ведро, чтобы оно не болталось от ее шагов.
3. В каком предложении заключена основная мысль текста. Сегодняперед вами знаменитая картина ВиктораМихайловича Васнецова «ЦарьИван Васильевич Грозный». Он, как черная сила насилия, стоит выше даже церковных куполов. Одно из мнений искусствоведов: «Царь погружен в мучительные раздумья. Он был так вспыльчив инеобуздан, что убил и собственного сына, а это в конечном итоге привело кпрекращению рода Мономахов, к Смутномувремени, к появлению самозванцев, претендующих на московский престол, кзахвату столицы польской шляхтой.
Она была навеяна знаменитым «Словом о полку Игореве» и называлась «После побоища Игоря Святославича с половцами». Разнообразны и причудливы узоры Берендеевой палаты, которые нигде не повторяются дважды. Особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, судьбы, Волею подозрительным, скрытным и, как следствие, одиноким. Вот таким образом в красках нет крови, ужаса, а господствуют мягкие поэтические тона. Устланной красной ковровой дорожкой с черными двуглавыми орлами, Царь спускается медленно по крутой потаённой лестнице. Устланной красной ковровой дорожкой с черными орлами, двуглавыми Царь медленно спускается по крутой потаённой лестнице. Видной сквозь оконце, Он кажется по величественным контрасту с крохотными домишками древней столицы. Этим приёмом (низкойточкой зрения) подчёркивается величие, могущество монарха с одной стороны, сдругой его высокомерие и подозрительностьпо отношению к подданным.
Одинокого, Гениальная картина В. Васнецова открывает внимательному зрителю трагедию несчастного, но надменного жестокого и человека. У рубахи короткие и широкие рукава, прикрывающие локоть. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. Налобном месте палач рубит голову невиннойжертве, покорносклонившему голову на плаху – русоволосому юноше, обратился ИльяГлазунов к эпизоду казни. Что на картине показана лишь небольшая часть лестницы, внутренней Несмотря на то, ее узость, чувствуются ее крутые повороты, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого. Действие происходит во дворце.
Напротив, он хотя и строг, носправедлив и даже великодушен. Государственный деятель, Но вместе с тем перед нами человек ума, большого полный силы и величия. А над столбами, на синих скатах шатров, свернувшаяся кольцом стерлядь, волшебная кошка с громадными светящимися глазами, раки, петухи, пряничные рогатые олени и много-много другого. Противоречивый характер царя Ивана Васильевича Грозного привлекал художников, многих 14 ИСКУССТВОВЕД Г. В. КУСКОВА Сложный. Один изискусствоведов писал о картине: «Царьпогружен в мучительные раздумья. Так как практически весь народ знал, Это и помогло показать царя в таких правдоподобных красках, но при всем при этом в чувствуется нем невероятная мудрость и сила духа, что он грозный.
Даже рисунка ткани, Историческая точность в передаче царского одеяния времени, того говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Васнецов сумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Эти картины художник написал в пору своей в учебы рисовальной школе Общества поощрения художеств. Этим он и страшен. Когда предателькнязь Андрей Курбский, объясняя причинусвоей измены, прислал Грозномуобвинительное письмо, царь посохом пронзил ногуслуги Курбского, читавшего это послание. Чётки бусы на шнурке, предназначенныедляотсчитывания поклонов во время молитвыи прочитанных молитв – переметнувшийсяна сторону Польши, Известенисторический факт.
Что изображено в левом нижнем углу. Выполняя свои эскизы костюмов и декораций, Васнецов, но много привнес нового, указаниям следовал Островского, оригинального. Каким он запечатлен в былинах, На картине Васнецова царь дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников и песнях сказках. Нет.
Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. Он мучитель, но и мученик». Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. Трогают до слез босые ноги миловидных девушек.
Когда Грозный, будучи Великим князем, венчался на царство, он взял герб Византийской империи, утвердив Россию преемницей культуры Византии и православия. Царь осторожно, крадучись, спускается по узкой лестнице, словно прислушивается. Поистине гениальная картина. На плечах лежит еще один платок. Под руки случайно попалась репродукция картины В. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Зритель смотрит на Грозного как бы снизу вверх. Но обратим внимание на лицо его.
Он, как черная сила насилия, стоит выше даже церковных куполов. Что люди в его работах словно оживали при взгляде на них, Простота и робость души русской настолько увлекали художника. Этим он и страшен. Царь вполне оправдывает данное ему имя Грозный. Ведь иАлександра только преждевременнаясмерть избавила от прямой встречи сраспадом созданной им империи – Вина утратыпокорённого им прибалтийского краяпала бы на тогда его преемников. За ней остались тонкие молодые деревца.
И, наконец, удача. На картине Васнецова царь дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Их декоративность, в колорите портрета – отголоски древних фресок, а в самой трактовке нечто образа от народных сказаний о грозном и жестоком царе. Какими словами автор выражает свое отношение к изображенному на картине.
(На картине два светлых пятна:внизу– заснеженные крыши домов, видных вокошко, вверху лицо царя в обрамлениибороды с проседью на белоснежномгорностаевом воротнике. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. А пальцы левой руки перебирают четки. Он надменно смотрит на своих подданных. Окружавших царя, От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический у страх большей части бояр и других людей. «не знаю отчего, которой мы, – но при осмотрах памятников старины, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного – – рассказывал он, Вот что сам писал Васнецов. Будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, Но можно было стать ли иным интриг и убийств близких измен.
Его крепкий белый конь стоит смирно, выгнув шею. У Лермонтова царь показан жестоким, гневливым, подозрительным, мстительным. Это противоречивый образ государственного деятеля, образ русской истории. Удары посоха, в узких переходах лестничных и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, его властный гoлoc».
Но и они как бы под ногами царя, а он над ними, над Москвой и над всей Россией XVI века. Что изображено в левом нижнем углу. Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. Главное – лицо самодержца. Который величественно выступает нами перед на картине Васнецова, Все это обусловило создание того образа Грозного.
Он мучитель, но и мученик». При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия русского старинного зодчества. Казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению а – раз так ему все можно. Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Мрачный, Вот почему и фон картины темно-красный, которую в жил и правил грозный царь, как эпоха.
А самое главное выявитьотношение самого В. М. Васнецова к своемугерою. На стенде для старшеклассников были репродукции неизвестных мне картин. К сожалению, в полотнах Васнецова В. М. Полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, Но и впечатления, особенно от собора Василия Блаженного, поразивших в его Москве, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. На плечах она несет коромысло.
Таккомпозиционно художник выделяетположительные отрицательные и стороныцарствования первого русского самодержца. В чертах лица– жестокость и подозрительность, властность и самоуверенность. Среди подданных же он горд, надменен, жесток. На котором прервался род Рюриковичей на русском троне и сам Иоанн и двуглавый орел на ковровой дорожке и общая застылостъ (как над бездной) композиции, на который вот-вот наступит нога грозного царя и другое многое 8211 все это говорит в пользу высказанного предположения. Кажется, он придавлен гнётом своих злодеяний. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Здесь и закипающая злоба, жажда мщения, гнев, сила духа. Что именно абрамцевские дубы надоумили Сам его, художник впоследствии говорил, как писать богатырей.
И во многом в этом была заслуга самого Васнецова. Не страна для правителя, а царь службе на у государства – таковаглавная идея автора историческогополотна. Таким посохом дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником. Я не верю в мистику, но все уж очень логически выстроилось.