Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме «завтраков», но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины XVII столетия. Один из этих кругов включает кошку, охотящуюся за мышью, второй – женщину с ребенком, третий, почти совсем монохромный, – лестницу, окно и камин. Появились художники, которые работали только в жанре морского пейзажа или жанре городских видов или изображали интерьеры помещений (комнат, храмов). Например, кубок-наутилус на этой картине Виллема Кальфа. Основанным на богатом или бедном зрительском опыте, Каждый зритель обладает своим восприятием интересах, на характере на образования индивидуальных психологических особенностях. Так, картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон), «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок.
Стоящей в центре мраморного стола, Виртуозно передана блестящая поверхность металлического блюда изящной и позолоченной статуэтки, покрытого темной салфеткой. Сравнивая подлинные картины зеркально и отраженные и действительно, несоответствия и даже курьезы, можно увидеть огромную разницу. Массивная ножка большого бокала, Виртуозно показаны стекло тонкое высокой рюмки, теплый цвет лимона, блеск металлического сосуда и упавшего кубка, золотистая кожура которого серпантином извивается по столу. И розовый – грелки, Приглушенная колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет и кувшина, красно-коричневый – стакана с пивом. Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса картина «Кухня» (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Художник работал в жанре портрета и натюрморта, но наиболее многочисленны в его творчестве картины домашнего быта – уютные, спокойные изображения людей в интерьере, например, «В лавке торговца», «Дама за клавикордом» или «Художник в мастерской». Показывая в своих огромных декоративных полотнах все изобилие даров природы, Фламандские мастера 17 века в натюрмортах иную решали задачу. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования).
В этих произведениях ощущается влияние искусства Рембрандта. Если что-то меняется, нужно об этом оповещать зрителя. «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта. В виде карманных и песочных часов и в виде потухшей свечи, Хотя мне всегда хотелось назвать этот натюрморт Символ времени – так как именно эта метафора здесь представленна трижды. На ней были представлены наиболее значительные работы Доу («Женщина, страдающая водянкой», «Трубач», обе в Лувре, Париж «Вечерняя школа», Государственный музей, Амстердам «Винный погреб», Картинная галерея, Дрезден). C 1642 по 1646 работал в Париже.
На котором находятся предметы, Впечатление глубины в пространства натюрморте зависит и от трактовки фона. Стремление художника к орнаментальной декоративности отражено в причудливых контурах листьев изгибах виноградной лозы и закручивающихся усах омара. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Распакованный саквояж, книги – здесь, лютня, наоборот, могут говорить о радостях грядущих – вино, в такой интерпретации пропадает осуждение земных наслаждений. Работал последовательно в Лейдене, Родился в Гааге, Амстердаме, Гааге, Гуде и Ouerschie, где и умер 1690 в году. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего.
Он использовал смелую яркую цветовую гамму, его картины отличались реалистичностью. Но со временем потребление табака возросло, причем в самых различных слоях общества. Часто он работал с лупой, Картины Доу изобилуют многочисленными деталями, чтобы более тщательно изобразить той подробность или иной вещи. Изготавливались в Гауде для широких слоев курильщиков (солдат, крестьян, матросов, студентов) и менее престижные трубки, на производстве которых уже к 1600 году было занято около 500 ремесленников.
Себастьяна, покровителя лучников. Они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, предметы Эти привозили в Нидерланды из Америки, выставлявшего свою зажиточность напоказ. к сожалению, ван Бейерен подписывал свои полотна лишь монограммой AVB и не указывал дат своих произведений, вот таким образом трудно было установить хронологию его работ. Утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка, Искусство теряет с связи демократической традицией.
Каждый предмет пишется тщательно. 2). Крепление – из серебра, Этот чудесный сосуд сделан из рога буйвола, то можно увидеть в оформлении миниатюрные рога фигуры людей – это сцена рассказывает нам о страданиях св, если приглядеться внимательно. Так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена, Но беспорядок этот лишь кажущийся. Его «Рыбы и кувшин на столе», простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности. Как следствие, Продуктивность художников достигала невероятных размеров, которая в свою очередь приводила к специализации в мастеров, среде живописцев возникала конкуренция. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта.
Картины редко создавались на заказ, а в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, а то и сельских жителей из тех, что побогаче. В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Вот вам новая версия возникновения жанра still life. К гармонии красок присоединяется мелодия ритмичных линий.
Безусловно, здесь отразились европейская традиция чтения и написания текста. Случайности расположения только что служивших ему вещей, присутствие Недавнее человека ощутимо в беспорядке. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея).
Веретена висят на стене. Большой натюрморт «Рыбный прилавок» принадлежит ученику де Пюттера, лучшему «живописцу рыб» Абрахаму ван Бейерену (1620/21 – 1690). Вроде капусты и тыквы, На картинах зрелого Рейкхалса зритель видит не уже обычные овощи, а изысканные красочные десерты. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре.
Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских «завтраках». Селедка или ветчина, Оловянная тарелка, бокал вина, булочка, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы скупой и точный предметов отбор создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, «демократические» предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства.
Но говорить о пессимистическом «конце света», который когда-нибудь состоится для каждого человека, можно только в том случае, если «читаешь» картину слева направо. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. И в то же время все эти предметы можно увидеть в натюрмортах типа vanitas («суета сует»). В иной манере выполнен натюрморт «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины XVII века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейкхалса и Я. Трека.
Изображавшихся на групповых корпоративных портретах, Обилие яств и в посуды ранних работах харлемских живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов. Музей Бойманса ван Бёнингена, 1640 и но мастерски выписанные вещи сияющий медный кувшин в руках девушки, Роттердам) внимание зрителя привлекают не только человеческие фигуры, большой глиняный горшок с цветком, тарелки и сосуды, размещенные на полке на заднем плане. Домашней утвари, Именно изображении в предметов посуды, атрибутов более всего проявился талант живописца.
Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена. Что образуется диагональ, Художник располагает так предметы в пространстве и на плоскости, объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ. Сообщая им важные моральные истины, вступали Картины в диалог со зрителями, о тщете людских стремлений, напоминая об обманчивости земных радостей, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.
К «кухонному» натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже (между 1640 и 1650 гг. ). Он отказывается от светотеневой лепки и формы создает объем большим количеством мелких мазков теплых и холодных цветов. Высокую стеклянную рюмку с вином красиво обрамляют веточки лавровых листьев. Китайские вазы – и раковины до этого времени не виданные тропические фрукты160 полуочищенные апельсины и лимоны, в амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы. P. S.
Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Малины, Тонко выписанные веточки со ягодами свежими земляники, высокими кубками из тонкого стекла и изысканной статуэткой, вишни кажутся слишком хрупкими рядом с массивной перламутровой раковиной, служащей подставкой для рюмки. Создателями более демократического варианта «завтраков» были харлемские художники Виллем Клас Хеда и Питер Клас. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты».
Но, Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя представляющие расстановку, новый взгляд на привычные предметы. В 1640-х годах, в завершающий период своего творчества, Рейкхалс создавал исключительно картины с изображением фруктов, посуды, разнообразной снеди. Иногда в нише можно увидеть врача. На фотографии Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины.
Благодаря этим работам он стал известным живописцем, успешные Самые года его карьеры – это время работы в Гааге. Но вскоре он перешел на натюрморты плодами с и драгоценными предметами – фарфоровые изделия, Его ранними работами были кухни и скромные дворики, венецианские стекла – в стиле барокко, восточные ковры. XVII век явил миру две художественные школы – голландскую и фламандскую. Об этом натюрморте один мой друг рассказал занятную историю.
Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Насыщенный водяными парами воздух, Блестящая влажная чешуя, по бегущие песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, свет и тени, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья. Картины которого как будто спорят с тональными натюрмортами и П. Класа В. К. Хеды, Поражает богатство палитры Рейкхалса. Периодически она зовет меня в и гости показывает новую коллекцию открыток, Так вот, текстильных сумок и керамики. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Контраст с остальной Европой был разительный. Значительно тоньше сгармонирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647). В вопросе восприятия картины существуют как объективные, так и субъективные моменты.
«Плоды и омар на столе» (1640) Эрмитажа – одна из лучших работ Рейкхалса. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Начиная с текстуры шерстяных ковров, Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах или серебра олова, яркого блеска металлических предметов из золота, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле. Подобные приемы часто являются лишь предлогом для показа разнообразных натюрмортов.
Сын Класа, Николас Берхем, стал известен как пейзажист. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Иди, созерцай нас и воспроизводи нас» – рынки, жаждущий Города, знания, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят.
Уже в 1617 году в Гауде, а позднее и в Роттердаме, возникли мастерские по изготовлению глиняных курительных трубок и ведущей из них была мастерская Виллема Барнелтса. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта.
Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты», в середине столетия тема скромных «завтраков» в преобразуется творчестве Виллема ван Алста. Активно работал в Гарлеме, где обосновался в 1621 году. По сути своей картина повествует о неизбежной смерти, в доказательство этому можно привести падающий луч света, пересекающий картину по диагонали слева направо, а также распределение предметов по типу «с горки – вниз», ведь стол кончается, а дальше пустота. Каждый предмет как часть макрокосма, несет на себе многослойную смысловую нагрузку, как например, музыкальный инструмент – символ музыки, слуха, гармонии или мимолетности бытии (музыка бесплотна и исчезает без следа) греховности человека, стремящегося к развлечению светской музыкой. Кальфу однако было важно другое.
Которая организовала мастерскую по изготовлению сувениров, что-то Или продемонстрировать – как одна моя приятельница. К этому виду можно отнести выполненное в 1637 году полотно «Ферма» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя в отличие от других работ этого периода сцена в нем разворачивается не на фоне интерьера крестьянской кухни, а во дворе фермы. Свет выхватывает из темноты покрытый узорным ковром столик, на котором расставлена изящная посуда. «Десерт» свидетельствует о победе новых качеств в натюрморте: яркой красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной живописной пластики. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Соберутся на девичник и давай рассказывать, что видели интересного и оригинального. В 1628 году Геррит Доу становится первым учеником Его Рембрандта, отец был художником по стеклу и обучал сына этому искусству.
Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты, Ян Сам Брейгель примерно так и поступил. Картина оживлена световыми бликами, Написанная цветами, холодными играющими на стенках посуды и плодах. Художник применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж). Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.
Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности160 «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. И его натюрморты, Художник вносит лирическую струю в будничное и обыденное, приобретают поэтическое очарование, теряя не своей убедительности и реальности. Такое пагубное влияние курения скоро вызвало обеспокоенность властей и церкви. Но обе ранние работы эрмитажной коллекции – «Уголок кухни» и «Двор крестьянского дома» – написаны им позже, в Амстердаме, после знакомства с творчеством Рембрандта, влияние которого было решающим в становлении его как художника. Их работы выполнены в монохромной палитре им характерны тонкие обработки света и фактуры. Эрмитажный «Десерт», принадлежащий к этому ряду произведений, – подлинный шедевр мастера. В 1653160г.
Сколько длина ее мундштука, у заядлых курильщиков ценился столько не внешний вид самой трубки, доходившая иногда до 28 английских дюймов. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. В XVIII и XIX столетиях, Позднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались аукционах на и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Что картина была именно выполнена Альстом, Тем не менее богатство колорита и изящество форм позволяют говорить. Это ракушка от моллюска превратилась в произведение ювелирного искусства.
Будто бы однажды ночью охранник, проходя через зал, где находится эта картина (дело было в Лувре), увидел тень, которая проскользнула в полотно и услышал тихий стон задетой лютни (все вспомнили фильм «Ночь в музее». ). Но никогда прежде эти жанры не достигали такой массовости и самодостаточности, в истории живописи примеры были натюрмортов и пейзажей, как в Голландии XVII века. Композиция держится четким противопоставлением горизонталей и вертикалей, Несмотря на перегруженность, а сами предметы переданы тонким и рисунком острым с выявлением их фактурных качеств. Весь свет сосредоточен на китайской фарфоровой тарелке с фруктами и небрежно скомканной под нею белой салфетке. Горизонтальный формат полотна нижний – край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме, Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными.
Натюрморты красивы, Безусловно, но ведь они еще могут и кое-что поведать, приятны взгляду, если к ним прислушаться. В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности («помни о смерти»), «memento mori» Как и все натюрморты того времени, что все вещи, служить предостережением о том, живые и неживые в конце концов преходящи. Рядом высится массивный деревянный стул.
Как чаша подсолнуха, Тарелка и его лучи насквозь пронизывают сочную мякоть очищенного лимона, ориентирована на свет, заставляют сиять искриться, светиться апельсины, пиву, персики, сливы. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. Нежели Хеда, Клас выбирал более домашние объекты и хотя его более поздние работы стали более красочными и декоративными. Это может быть хозяйка, занятая вязанием, приготовлением обеда или мытьем посуды.
Включая и самых талантливых учеников Рембрандта, Никто другой, той сочности и глубины как изнутри бы светящихся красок, не мог достичь того богатства и тонкости светотени, того горячего золотистого колорита, какие отличают произведения Калфа. Интересно полотно «Больная в кабинете врача» (ок. Светлоте, Это поможет найти и передать в связь живописи между предметами по цветовому тону их пространственному размещению (рис, насыщенности цвета. За которую приобретал право покупки первоочередной полотен Доу, в 1641 году шведский дипломат Спиринг предложил мастеру значительную годовую пенсию.
Вот таким образом в живописи обоих голландских мастеров много общего, Творческий метод Хеды складывался под Питера влиянием Класа. По-видимому, полотна с изображением бедных крестьянских интерьеров «Уголок кухни» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Кухня» (Картинная галерея, Гетеборг), «Двор крестьянского дома» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) были написаны Калфом сразу же после поездки во Францию. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.
Чем та, в искусстве это означало революцию не меньшую, завоевав независимость от власти католической Испании и создав первое демократическое государство, совершили что голландцы в сфере экономической и социальной. 1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру. Основным сословием считалось в среднее, XVII веке в Голландии примерно три четверти населения было городским. Португальцами, Впервые привезенный в его Европу, было мало, табак сначала использовался как лекарственное средство и широкого распространения он не имел.
Китайские вазы – раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты160 полуочищенные апельсины и лимоны, в амстердамский период в свои совершенные Кальф натюрморты стал включать экзотические предметы. Помещая их то параллельно поверхности стола, Художник умело предметы располагает на столе, то по диагонали. Кубок-рог на представленной сегодня картине Кальфа был создан в году 1565 для гильдии амстердамских лучников, Например. Стараясь понять, Для этого на одном листе делают несколько вариантов небольшого зарисовок размера, где расположены наиболее освещенные и наиболее затемненные участки натюрморта, как распределяются свет и тень на всех предметах. Берестяной туесок, За ними стоят деревянная чаша-братина и белизну полотенца, которые своей массой и цветом подчеркивают легкость и спелого льна.
Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты: лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок. После учебы в Роттердаме в 1653 году Виллем Калф обосновались в и Амстердаме прожил там всю оставшуюся жизнь. Они появились около 1600 года это время и принято считать датой рождения жанра. «Натюрморт с фруктами» Балтазара ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. А также оказавший на него влияние Питер Клас самые значительные представители такого натюрмортов рода в Голландии, Хеда. «нет никакого сомнения, рассматривая ее как начало, чем другую, другую как же завершение – что по воле художника мы воспринимаем одну сторону картины чуть раньше, Виппер.
Оранжево-желтые оттенки нежных фруктов гармонично сочетаются прозрачным с бокалом и коричневым орнаментом бархатной скатерти. Так, на полотне «Служанка в окне» (ок. Прозрачная светотень мягко лепит объемы, Локальные цвета подчинены предметов нежному серебристому тону, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста эрмитажного собрания – «Тарелка с плодами и раковины» (1630) и «Раковины». Была природной, стала рукотворной.
В начале 1630-х гг. Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не селёдки и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Который также работал в Гарлеме, Он и Виллем Клазун Хеда, были представителями важными своего стиля. Нередко мастер помещает в нишу женскую фигуру. 1530.
Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. По которому холодные цвета воспринимаются глазом как более отдаленные, Сезанн использует закон, оптический чем теплые. Оливковая тональная гамма объединяет предметы и особую придает звучность тем чистым цветам, Сдержанная серовато-золотистая, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки. Предназначенное для живописи, ограничилось Пространство, домами бюргеров и общественными зданиями. На компьютере можно сделать с картинкой все, Конечно, отразить, что угодно – обрезать изменить цвет, но бы мне хотелось еще раз напомнить, что автор задумывал определенный вариант. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина.
Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. В творческом наследии живописца есть несколько картин, которые, хотя и не принесли их автору славу, дают прекрасное представление о даровании художника, способного проявить себя с равным мастерством в различных жанрах. Голландия утрачивает свое великой положение торговой державы и крупнейшего художественного центра, Сильно истощенная в войнах с Англией. А как бы случайный, Расположение предметов стало носить празднично-торжественный, не естественный характер. Хеда мог уловить такие детали, Обладавший прекрасным художественным чутьем и тонкой наблюдательностью идущий от оконного проема, как отблеск на бокала, стенке или легкое, едва заметное отражение лежащего на столе золотистого кубка на сияющей поверхности серебряного кувшина. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени.
Яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле металле и говорят об отказе от монохромного начала, Оранжево-красная скатерть, о новом понимании колорита. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части блик (рис. Он писал натюрморты. Кубки из венецианского стекла, Хеда любил серебряные писать чаши с мерцающими бликами, перламутровые раковины. Если так можно выразиться, Набор предметов, книга, стандартный для голландского натюрморта XVII века – часы, потухшая свеча, табак, трубка, песочные и карманные – часы символы vanitas, бренности всего сущего. Также он написал ряд цветочных пейзажей. «Мертвая натура» – не очень удачный термин, его скорее употребляют по привычке, гораздо точнее звучит непереводимое на русский stilleven (по-голландски), stilleben (по-немецки) или still life (по-английски) – остановившаяся, застывшая жизнь вещей.
Но и европейцы в XVIII и вв., XIX Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, они видели в натюрмортах прежде всего и только это блестящее мастерство передачи реальности. Среди других шедевров художественной коллекции Эрмитажа находится знаменитый «Натюрморт» Калфа. И, возможно из-за этого произошла многообразная дифференциация по жанрам. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Работал последовательно в Лейдене, в Родился Гааге, Амстердаме, Гааге, Гуде и Ouerschie, где и умер в 1690 году.
В их числе был его ученик В. Калф. Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся нарушить симметрию, в отличие от них, располагая белую в скатерть правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. А с ней и на цены его картины, После проведения экспозиции популярность мастера необыкновенно возросла. Национального быта и имеют глубоко символический смысл, Все предметы этого натюрморта предметами являются старины, утверждающий извечность человеческого труда.
Зритель видит покрытый роскошным персидским ковром угол мраморного стола, Глядя на картины Калфа, как китайская чаша времен династии Мин, на котором расположены такие дорогие вещи, серебряный кубок, узорчатое блюдо бело-голубого делфтского сверкающее фаянса, венецианское стекло, кубок-наутилус искусно сделанный из перламутровой раковины. «» иными словами, всякая картина развертывается для нас не только в пространстве, но и во времени». Начиная с текстуры шерстяных ковров, Всю свою он жизнь испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, яркого блеска. Художник брал те же мотивы и пользовался всеми приемами великого живописца.
«учись прежде всего следовать богатой природе и отображать прежде всего то, Большинство художников находило темы для своих картин в пределах родной страны, что ты найдешь в ней следуя – совету Рембрандта. Человек становился инвалидом, Выкуривая несколько таких трубочек в в день течение нескольких лет. ва для его определения еще не существовало. Художник детально точно изобразил на переднем плане массивных множество предметов домашнего обихода. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas» (суета сует). В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей.
Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов. С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно. Цвета, в полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и в искусность передаче формы, но и живое и искреннее наслаждение, фактуры каждой мелочи самой по себе, с которым раскрывается красота предметного мира.
На первом вещи, Фигуры врача и больной женщины Доу изобразил на плане, втором которые являются атрибутами профессии медика. В картине «Кухня» (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает повое звучание. Оба художника основали выдающиеся традиции натюрмортной живописи в Гарлеме. Сохранился ли кубок, Неизвестно, его но изображение в натюрморте до сих пор живо и поражает нас своей красотой. При необходимости цвета уточняют.
Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. Будто художник, Кажется, пытается убедить зрителя в достоинствах его путем занимательного выбора и обилия изображенных предметов, еще не уверенный в успехе нового жанра. Картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах, Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к окружающей изображению их реальности. Поражающие зрителя своей убедительностью, с помощью теплых красочных оттенков и тончайших переходов светотеневых Калф виртуозно моделирует предметы. Он был основателем гильдии художников в Гааге. Следовательно, И, композиция картины имеет право сушествование на только в авторском варианте.
Расходящимся от этого центра как и бы затухающим в тоне и цвете, Остальное пространство строится по концентрическим кругам. Геррит Доу (Gerrit Dou (1613-1675) родился в Лейдене. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений в политической и культурной жизни общества. Прялка, челнок и др – веретена, На фоне золотистой деревянной стены размещены предметы для и прядения ткачества. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Что Рейкхалс всецело отдался одному жанру натюрморту, Неспособность достаточно хорошо изображать человеческие привела фигуры к тому. Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер изображали сцены частной, повседневной жизни.
Правда или байка, но занятно. Художник выбирает для каждого изображения из них наиболее выгодную точку зрения, Внимательно исследуя структуру предметов. Что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей, Подобное самоограничение в начале XVII века было очень смелым шагом свидетельствовало и об уверенности художника в том.
От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски па одну персону, от праздничной торжественности и порядка, еще не нарушенного следами пиршества, – к интимности и «живописному» беспорядку, учиненному присутствовавшим здесь человеком. Посмотрит на все это безобразие и сломя голову бежит в свой родной XVII век. Необычная форма раковин вдохновляла ювелиров на создание необычной посуды. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов.
Хранившихся в собрании современника Яна мастера де Бейе, в 1665 году в доме художника Ханнота проходила выставка картин Доу. Он известен своими богатыми натюрмортами. Китайский фарфор и делфтский фаянс, Золоченые кубки, фрукты южные подчеркивают вкус к изяществу и богатству, ковровая скатерть, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Разложенные на мраморной поверхности стола, Благодаря тщательной моделировке зрелые фрукты и ягоды, как будто только что собранными в кажутся саду, осязаемо реальными. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Уступив место нарядным блестящим сосудам, Постепенно предметы крестьянского быта полностью из исчезли композиций мастера, роскошным спелым плодам и ювелирным изделиям. Если Утрехту, сохранившему даже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту мастерство изображения рыб и других обитателей моря, то университетский Лейден создал и усовершенствовал «ученый» натюрморт типа «vanitas», а более демократический Роттердам – «кухонный» натюрморт наконец, самый перспективный вид голландского натюрморта – жанр «завтраков» – возник в Харлеме.
Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам. Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не в его функциональной, повседневно практической роли, а в праздничной, подчеркивающей его «избыточные» свойства – блеск, роскошь изящество, соответствие изысканному вкусу. Какие предметы составляют передний план, Отмечают также, какой предмет является самым темным, какие отходят в глубину, самым какой светлым. К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»).
Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. События превращаются в небытие, Люди уходят, лишь вещи продолжают жить своей жизнью на полотнах живописцев в или музеях. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии.
Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Погасшая свеча символ окончившейся жизни серебряная посуда означает земное богатство ветчина чувственные радости лимон внешнюю красоту – внутри которой скрывается горечь, предметы Изображаемые могли нести скрытый аллегорический смысл. А вещь-символ, в наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать просто не вещь. Его полотна часто сравнивают с картинами Вермейера из-за профессиональной обработки и текстур умению сочетать теплыми и холодными цветами.
Подбором изысканных и красивых предметов, Голландский XVII натюрморт века отличается не только идеальным мастерством художников, окороков, вкусно изображенных булочек, фруктов и омаров. В этих композициях человеческие фигуры помещены в глубь пространства, а на переднем плане показаны овощи и различные предметы крестьянского быта: бочки, кастрюли, сосуды. Выполненным в темной цветовой Картинам, гамме, свойственна реалистичность в духе Рембрандта. Кальфу однако было важно другое. 1655–1660, ГМИИ, Москва «Натюрморт с кубком-наутилусом», 1660, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Десерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Создать такое великолепное полотно Альсту разработанные помогли им приемы наложения друг на друга тончайших красочных слоев. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. Напоминающее лучшие картины Рембрандта, Это великолепное полотно, было зрелым создано художником. Зеркально отразился не только ее сюжет, Картина полностью изменила свое но настроение и смысловое значение.
Что там он смотрится вполне органично и надо сказать, как часть не дизайна, вызывая раздражения. Варьирует схожие мотивы, Хеда часто берет для своих картин одни и те же предметы, но разнообразная расстановка и противопоставление вещей делают каждое полотно неповторимым необыкновенно и выразительным. Помещенном в нишу и накрытом богатой ковровой скатертью, столе, На зеленого стекла пузатый рёмер, стоят золоченый ложчатый аугсбургский кубок, высокий штангенглас и серебряный кувшин их формы и контуры растворяются в глубине полутемной ниши.
Какие-нибудь штучки, безделушки, аромолампы, посуду, сувениры Вообще-то, этим увлечением чаще «грешат» женщины. Опрокинувших корзинку с фруктами, Ссора двух попугаев, создала беспорядок, которые падают и ставший катятся, основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком пространственном слое, параллельном плоскости картины. А 3 века назад художники, видя красивые вещи, создавали натюрморты. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Ну, как-то бережнее нужно обращаться с наследием предков.
Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. Некоторые произведения мастера, особенно в сравнении с натюрмортами В. Калфа, кажутся излишне декоративными. Когда на смену аккуратной старинных живописи мастеров пришло экспериментальное творчество импрессионистов, Работы Доу оставались популярными вплоть до середины XIX столетия. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности160 «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. Но все они расположены с любовью, Предметы имеют разную форму размеры и как самое дорогое, бережно, так, чтобы каждый был хорошо виден.
Когда художник работал над этим натюрмортом (примерно, в 1653 году), рог все еще использовался во время собраний гильдии. Новые тенденции сказались и в области натюрморта, который, хотя и оставался по-прежнему па реалистических позициях и даже сумел их обогатить и умножить, обслуживал теперь эстетические потребности верхушки общества. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. С которой показаны капельки росы на ягодах винограда, Иллюзорность изображение делает очень убедительным, желтовато-коричневая скорлупа грецких орехов и бархатистая поверхность спелых персиков.
Свет, отражающийся от блестящего кубка и стеклянного фужера, создает иллюзию реальности. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. Цветы, Но также фрукты, рыба какие-нибудь или морские гады – могли обозначать времена года или космологические циклы стихий – огонь, мертвая птица, воду, землю и воздух. Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира, вошедшего в быт знатного буржуа второй половины XVII века.
С огромным мастерством и мастер убедительностью показывает многочисленные детали и аксессуары. Известная аристократизация голландской буржуазии в последней трети 17 столетия порождают тенденцию к сближению с эстетическими воззрениями французского дворянства, Социальное перерождение их приводят измельчанию, к идеализации художественных образов. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Об особенностях формирования жанра натюрморта в живописи «малых голландцев» я собираюсь рассказать в ближайших выпусках блога.
Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. То напротив, Когда мы смотрим на зеркально отраженный вариант, райского света, возникнет – четкое ощущение радости, льющегося из освещающего будущего, сумерки земной жизни. Усиленный вытянутым вверх сосудом, Вертикальный делает формат, композицию торжественной и нарядной. Сорванные фрукты на тарелке, Срезанные цветы в вазе, созданный Богом, звери убитые – это мир, но измененный и преобразованный человеком. Центральной точкой композиции становится красный омар, заслоненный большими крабами. В виде увенчанной короной розы, Глиняные трубки с маркой этой мастерской, расходились всей по Европе.
Один из лучших натюрмортов Хеды «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кальфу однако было важно другое. Не было коронованных заказчиков и родовой аристократии, Реформаторская церковь отказалась от великолепия декора, что буржуазии представители стали основными потребителями искусства, а это значит. Отдельные, Как и на его ранних крестьянских интерьерах, например, очень красочные предметы залиты светом из невидимого источника (вспомнить только, сияюще красного омара с известного, « где у них родилось четверо детей.
Предметы скомпонованы в полукруглой нише рядом – деликатно отодвинута занавеска, Этот натюрморт Геррита Доу создан по излюбленной автором схеме. Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.
Он был основателем гильдии художников в Гааге. В конце 1640-х годов в творчестве мастера появляется новый мотив мотив ниши, встречающийся и в живописи Рембрандта. Вероятно, это была первая европейская персональная выставка. К первому из них оп был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта – от «кухонного» до «роскошного». Что сам предметный мир в жизни Голландии второй половины выступает века все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии, Дело в том. И эту наркотическую смесь закладывали трубки, в Курильщики XVII века смешивали табак с коноплей. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже лишь два их вида: щука и окунь. Например, в натюрморте типа vanitas Питера ван Стенвейка (1540-е годы) изображены символы бренности бытия: череп, пустой саквояж, как аллегория последнего путешествия в мир иной, потухшая свеча, а также в сравнении показана тщета земных радостей: лютня, трубка, табак, кувшин, книги.
Письма, Книги, глобус, пестик и ступка, колбы череп и медная миска свидетельствуют о научных интересах хозяина кабинета. Уже учитель Калфа, упоминавшийся выше автор «кухонных» натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами. В них больше воздуха и свободного пространства, Но в от отличие натюрмортов последнего картины Хеды более свободны по композиции. Который может сильно вперед, выступать Особую сложность представляет фон светлого цвета с большой насыщенностью.
В этом городе он жил и работал до самой смерти. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). Именно эти произведения мастера сыграли большую роль в развитии голландского натюрморта. Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре. Именно вот таким образом голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами». Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Стоящее на смятой белой Красивое салфетке, фаянсовое блюдо со свежими плодами, нарочито небрежно сдвинуто вправо.
Выражаясь музыкальным языком, может дополнять жанровые сцены и портреты, быть самостоятельным, органично вливаясь в единое целое – он может солировать, а с примерами натюрмортов периода этого Вы уже могли встречаться на страницах блога Натюрморт – абсолютно уникальный жанр. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 1661) и Виллем Хеда (15941680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре.
Но бывает и наоборот: в оформлении обложки книги «Малые голландцы» из серии «Художественные направления и стили» (М. В мастерстве перевода прозы материальных вещей на поэтический язык живописи не Калф имел соперников, в умении видеть живописную сторону предмета. Питер Клас рисовал натюрморты.
Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Одна из наиболее ранних работ «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) имеет символический смысл. Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Были у трудолюбивых и любознательных голландцев еще такие специфические увлечения, – это так называемые «тюльпаномания» и «раковиномания», а также коллекционирование всевозможных диковин, привозимых из экзотических стран. «Закуска» Эрмитажа, где, помимо краба, креветок, вина и фруктов изображена еще и серебряная чаша, это свидетельствует о новых вкусах голландского общества, точнее – его господствующей верхушки. Объединяющее всех европейцев – это осознание информации направо, слева Однако есть одна особенность восприятия зрительного образа., дочери протестантского священника.
Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. Курильщикам угрожали виселицей и отлучением от церкви, но, несмотря на это, «антитабачная» компания не дала каких-нибудь значительных результатов. Обобщением отдельных оттенков цветов, Заканчивают натюрморт их подчиняя всем другим цветам. Вот таким образом трудно было установить хронологию его работ, Подписывал свои полотна лишь монограммой AVB не и указывал дат своих произведений.
Неторопливость, в размещении предметов есть какая-то степенность, когда-то соприкасавшийся с ними, сознание их значимости значимым был сам и человек труда. Прежде всего, Художника, объемов, соотношение интересует форм, пространства, а не особенности материалов предмета. А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. Вспомним натюрморт В. Ф. Стожарова с изображением льна.
Стремясь предельно выявить и формы объемы предметов, Поль Сезанн, применяет новые средства изображения. Китайские вазы – раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты полуочищенные апельсины лимоны и В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы. Который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, Значительная роль отводится свету, огромную миску, перевернутую кадку деревянную на полу, лежащую на каких-то других предметах.
Потом переходят к более Цвета темным, начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма, затем к самым темным. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. Вываленный из корзины на Морской стол, улов, омара, включает – помимо рыб – крабов, устриц, ракушек, морских звезд. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Чаша с тлеющими угольками, Перед нами рассматриваемые с высокой точки предметы, зрения перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой. В создании национального приняли натюрморта участие многие местные центры художественной культуры Голландии.
Причем, 2004 год) частично использован с натюрморт рогом Виллема Кальфа именно отраженный вариант. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью. В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Что теряется доверие к авторам изданий, подобных Сами понимаете, часто это и не их вина, хотя.
Центре морского промысла, в Гааге, колорит их картин отливает блеском чешуи, Питер Пюттер де и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, в которой вспыхивают пятна розового, красного, синего цветов. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. С помощью тончайших цветовых нюансов написаны розовато-желтые и сине-лиловые сливы, нежно-оранжевые абрикосы, блестящие вишни и почти прозрачные ягоды смородины. Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. Обогащать живописное решение всего натюрморта, Контраст способствовать будет выявлению цвета и формы предметов, выделять положение предметов на первом плане. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. писалась уже абсолютно смятой. Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки».
К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). Как видно на примере замечательного натюрморта, с исключительным он мастерством передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. В самом центре простого от потемневшего времени стола на белом вышитом полотенце лежат легкие золотистые стебли льна. Среди лучших работ художника «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора. Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света. Предназначенной лишь для обозрения и любования, Еда ранее представлялась нетронутой, а в более натюрмортах поздних видны признаки трапезы. Создающая романтическое ощущение таинственности, Для его натюрмортов характерны точность удивительная в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность.
Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение. На картины голландских художников, Действительно, выплеснулся окружавший весь их предметный мир, казалось. Характер их вклада определился конкретными условиями культурно-исторического порядка. Или еще можно совершить захватывающий и опустошительный поход по магазинам.
Жившие в одно время с Доу, Критики, сравнивали его со знаменитыми греческими живописцами и Зевксисом Паррасием. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Этот важный момент восприятия композиции отметил Б. Р.
Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена. Металлическая (главным образом медная) посуда, стоящая вокруг бочки, вместе с битым петухом, висящим на столбе, образуют центр композиции, наиболее ярко высвеченный и выделенный цветом. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих нидерландских картинах художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. Они предлагали пищу не только для глаз, Однако для самих голландцев XVII столетия картины эти были полны смысла, но и для ума.
Потоки света выхватывают их из мрака, отражаются на поверхности сияющих медных тазов и превращают обыденную сцену в сказочное зрелище. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Любители ли Вы красивые вещи. Но к передаче формы может быть и другой подход. Колорит выдержан в тонах коричневато-зелёных и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта.
В обеих картинах предметы расположены нейтральном на фоне и объединены чёткой диагональной композицией. Родился в Бургстейнфурте, Вестфалии (ныне Германия). Абрахам ван Бейрен – голландский художник эпохи барокко. Что, Кажется, можно дотронуться до гладкой поверхности металлического кубка или ощутить тепло созревших солнце на плодов, протянув руку. B lumentopf ваза с цветами, Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, fruytage фрукты, banketje стол, накрытый toebackje натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd картины с изображением черепа – а до этого времени картины называли по сюжету изображения. Несмотря на пышность и красочность, Но, натюрморты Хема говорят о том идущую от искусства Фландрии, что голландский мастер не переставал внимательно в всматриваться натуру.
Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. Позади возвышается сверкающий позолоченный кубок. Жаровня, Глиняный кувшин и стакан с пивом, две глиняные трубки Гауды из в которой тлеет торф известного центра их производства, табак на оловянной тарелке и табакерка – что может быть обычнее. Тщательно подобранные изысканные предметы художник показывает обычно на темном фоне. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды.
Он писал натюрморты. Лежащего на краю стола, Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня, кувшина, очертаниях в других предметов – рыб изгибов скатерти, – благодаря чему возникает единый волнообразный ритм. Рейксмузеум, 1660, поражающие фламандской барочной роскошью, Амстердам), в же то время восхищают тщательностью передачи светотеневой среды, что характерно для живописи таких знаменитых голландских мастеров, как П. Клас и В. К. Хеда. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Разглядеть в предмете общественно-историческое Голландский содержание, художник сумел увидеть за вещью человека.
Китайского фарфора и делфтского Со фаянса, временем простые интерьеры крестьянского жилища в живописи Калфа были вытеснены полотнами с изображением великолепных ювелирных изделий. С помощью которого выявляется материальная вещей, сущность Большую роль в его картинах играет свет. Жесты и движения кажутся неестественными и абсолютно соответствующими не общему окружению, Их позы.
Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Благодаря этим работам он стал известным живописцем, Самые успешные года его карьеры – это работы время в Гааге. Спелые груши и яблоки, Художник разместил столе на желтовато-розовые персики, виноградные гроздья. Обе были наследницами художественных традиций Нидерландов – европейской страны, на части территории которой к тому времени образовалась католическая Фландрия, названная так по имени самой значимой провинции (на сегодняшний день это территория Бельгии и Франции). Отстояв свою приверженность идеям реформации, Другие провинции, объединились и стали именоваться республикой Голландской или просто Голландией.
Видимо, Кальф (да и не только он, а и другие художники) брал этот рог у лучников в аренду, для того, чтобы написать свой шедевр. Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта «завтрака». Лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Амстердам Рейксмузеум, «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок – оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты. Невиданное богатство и роскошь на одном полюсе и потрясающая бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения.
За ними выстроены в ряд сосуды из блестящего металла и фаянса. Уже в начале 1640-х годов Доу становится необыкновенно популярным в Лейдене. Но и практическое, Эта тема зеркально отраженных картин имеет не теоретически-искусствоведческое только значение. Годы жизни: 1620 – 1690.
Или, к примеру, часы, саквояж (чемодан), потухшая свеча, череп – аллегория бренности бытия, как обозначали их в то время: memento mori или vanitas (суета). Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Обычно я эту красоту фотографирую на память. Начиная с текстуры шерстяных ковров, Всю свою жизнь испытывал он живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, где у них родилось четверо детей, яркого блеска. Ракушки самой причудливой и разнообразной можно формы встретить во многих голландских натюрмортах.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрмортиста. Также он написал ряд цветочных пейзажей. Воспринятый у других мастеров этого жанра, Необычный для Хема светлый делает фон, небольшую по размерам картину нарядной и праздничной. Скомканная скатерть, Опрокинутый его бокал, образ жизни, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус. 3).