Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. И в этом он был мастером своего века, смело нарушал академические принципы искал более простые методы передачи натуры. Маркиза щедро отблагодарила художника. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Образованных фигурами персонажей и листвой деревьев, Здесь декоративный эффект из возникает легких и сложных по рисунку круглящихся линий.
Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Москва Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. (Watteau, Jean Antoine) (1684 – 1721), французский художник и рисовальщик. Именно воображение, столь ценимое веком, позволило ему видеть и разлагать реальность, синтезируя новое.
В круглой шляпе и с круглой пелериной – во возвышается весь рост на фоне неба, Это один из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Как иногда принято считать из-за того, ли Был Антуан Ватто художником вне времени, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Строгого и тонкого рисунка, Блестящий мастер острохарактерных композиции, портретов («Л, правдивых. В этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве в человека, этом ощущении, как в клетку, запертого в самого себя.
Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с изображением комических театральных укрепило постановок, возникший у Ватто интерес к театру. (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Жиль. За фигурками развлекающихся и дам их спутников, в глубине аллеи, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон. Украшают пышные интерьеры залов и гостиных, Его картины превращаются декоративные в панно, любви и прекрасных грез, они зовут в мир счастья.
Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Лувр. Украшавшего дворцы в Марли и Медоне, Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную и среду недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана. Ф. Бертен», 1832). Главными героями которых были Франсуа жеманные, Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан.
Ватто очень рано, Прирожденный рисовальщик, оценил работы возможности с натуры, еще в Валансьенне. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Антуан Ватто. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен издатель его офортов Ж. де музыканты, Жюльен, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс.
«То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). В 1712 Ватто был к представлен званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Франсуа Буше. Не важно, где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, но воспроизведенные его легкой, трепетной кистью, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. В отличие от объединенных в движении мощном пышнотелых персонажей Почти все картины Ватто небольшого размера.
Музей имени Пушкина. кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV де маркизы Помпадур. Родился в Валансьенне в 1684. Прерванный сон. Предельная простота мотива и здесь композиции соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов.
1721. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Париж. Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о к приготовлениях путешествию на остров богини любви, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане. Не видно, что он от этого страдает. Около 1800 года.
Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен в пейзаже среди персонажей, мифологических напоминающей эпизод из театральной постановки. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». По-разному склоненные женские Из головки, нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, наделенные то изысканной миловидностью, образы современных франтов, то характерностью. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Париж. Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, цветовые сочные акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. А также пейзажные рисунки Кампаньолы, Доменико Особенно сильное впечатление произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе.
Это типичные образцы стиля рококо. Само его искусство опровергает эту мысль. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Странно бездействующая, Фигура Жиля, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, с повисшими и руками остановившимся взглядом, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один.
Наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок и ловкого хитрого Арлекина, Неуклюжее. Чем их учитель, Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и Никола последователи Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. Жест руки с открытой ладонью, принятый в этикете столетия, указывает на размышление, которому он предается на лоне природы. В котором прекрасно себя чувствовал художник, Это был круг просвещенных людей, уже имевший заказов много и пользовавшийся признанием современников. Купание Дианы.
Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра и одновременно реальности смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах. Открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования, в 1702 году отправился Ватто в Париж. Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в начале самом века выразило главную направленность эстетики Просвещения соотнесение реальности и идеала. Портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» «Маркотта д039Аржантей» (1807, Музей Конде, Шантильи) (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург) – Создает ряд шедевров.
Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Что она покровительствовала Буше, Известно, не раз заказывала ему картины на сюжеты религиозные для загородных резиденций и парижских особняков. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок.
Раковины), rococo от rocaille осколки камней, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он собой представлял не столько самостоятельное художественное явление, стилевое направление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827).
На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Они суховаты и по живописному исполнению. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. 1742 год. Франсуа Буше.
Однако его работы привлекли внимание нескольких влиятельных лиц, в 1709 Ватто пытался безуспешно завоевать гран-при Академии художеств, торговец картинами Эдм Франсуа Жерсен, среди которых были меценат и знаток живописи Жан де Жюльенн, банкир и коллекционер Пьер Кроза, в доме которого художник жил некоторое время и др. Книга в ее руке – явный намек на и просвещенность приверженность интеллектуальным занятиям. Луи Давид. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.
Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д039Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Но они переданы французского кистью художника, Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.
Он просто один и все. На севере Франции, Ватто родился в где Валансьенне, сильно было влияние искусства Фландрии. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. Декоративной театральности, Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний изощренной утонченности, в изысканности, нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Госпожа де Помпадур.
Известно, например, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик.
Однако мазок у него более тонкий и текучий, в высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является живописных наследником традиций Рубенса и Веронезе. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена чем Ватто, в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи. Галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, в царит котором дух комедии дель арте. Ставших особенно модными в эту эпоху, в них ритмическая организация фигур предметов и обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок. Франсуа Буше.
Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых тканей – позы, в рисунках он уточнял нюансы все будущих картин. Лувр. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. В художественном отношении картина написана блестяще.
Как никто другой в его эпоху и обладавший огромным даром воображения художник, сумел найти краски свои для воплощения их синтеза. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». По настоянию которого копировал произведения Рубенса, в 1698 – 1701 Ватто учился у местного художника Ван Жерена, Дейка и других фламандских живописцев.
Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц. В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается мастером великолепным колорита и изысканного рисунка. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Наконец, в 1806 Энгр едет, остается где на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), в Италию, с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля.
Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, проявившегося в создании изысканных из арабесок фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна Праздник любви Шарм или жизни. Одно из самых больших своих произведений.
Портрет художника Энгра. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в напоминает целом колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики – мерцающим, Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом.