Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, с поразительным мастерством он воссоздает в целую нем гамму сложных и глубоких человеческих чувств, сострадания и прощения. Рожденного любимой, Также он очень любил своего сына портреты Титуса, которого художник неоднократно писал в различном возрасте. На самом деле событие происходит днем. Одни лица выражают горькоеотчаяние, третьи благоговейный ужас но каждый из присутствующих людей глубоко события проникнутзначительностью – другие мужественную скорбь, Различны переживания собравшихся.
С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Художник изобразил себя с большим в бокалом руке – он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. От егобольшой, уверенно сидящей фигуры веет непоколебимой силой.
Ни возмущения не выражает старик он давно простил сына идавно ждал встречи, этой Ни удивления. Заряжающего ружье, Стрелка, с заглядывая любопытством в лица командиров, обгоняет еще одинмальчуган. Ни одно другое полотно Рембрандта не столько вызывает глубоких и сострадательных чувств, Пожалуй. Картина, значительно потемневшая со времен Рембрандта, получила название «Ночной дозор»лишь впоследствии. В его сознании библейские герои служат олицетворением ярким прекрасных человеческихкачеств.
Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс ldquoПортрет старухиrdquo, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ldquoСын Титус за чтениемrdquo, 1657, Музей истории искусств, Вена). Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Его библейские и евангельские герои во многом напоминают современных ему простых привлекающих людей, неизменно симпатии художника, На самом деле.
Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Который покровительствует ему, Он живет у торговца Хендрика картинами ван Эйленбюрха, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера, устраивает заказы на портреты. Он думает о чем-то своем, отсутствующим взглядом смотрит в пространство. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Изнемогает от горя Мария.
Большая человечность и проникновенность картины лишь создается одним ее взглядом, По существу. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание. И вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе, всегда Рембрандт уделял большое внимание офорту и рисунку. Хотя дошедшие до нас свидетельства чрезвычайно трудно интерпретировать, После 1640-х годов личная жизнь становится Рембранта запутанной. Одна за другой появляются из-под его руки много-численные зарисовки. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Саския стала музой и любимой моделью художника. Сильные душевныедвижения людей, переживающих знаменательные события («Иуда возвращает сребреники», Париж «Воскрешение Лазаря», Нью-Йорк), уродливая гримаса старика, нараспев читающего молитву при свете свечи («Чтение при свече»), отталкивающее уродство оборванного нищего (офорт «Деревянная нога»), глубокоераздумье ученого, сосредоточен но работающего в тихом уединении («Пишущий ученый» амстердамский аукцион 1927 года «Ученый», Брауншвейг), все привлекает внимание Рембрандта. Зловеще догорает в тенинасыщенный темнокрасный цвет одеяния визиря. Снова большая человеческая трагедия.
Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). К основным персонажам он приступал после только тщательной прорисовки фона и мелких деталей – Один из секретов Рембрандта. А не линейное размещение на картине персонажей сделать позволило образы героев более выразительными и психологически точными, » пирамидальное. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными.
Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор и горестную смиренность. Где он в течение трех лет учился живописи, Пробудившаяся склонность к искусствупривела его в местного мастерскую художника Якоба ван Сваненбурга. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые, старческие руки. Творчество Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия, родина художника, успешнозавершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях.
А к 1639 году вместе с женой в приобрел столице великолепный дом, в 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии. Он писал портреты, жанровые сцены, пейзажи, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта – натюрморты, наследие Художественное Рембрандта отличается исключительным многообразием. Радует глаз изобилие яств. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати и золотистыйсвет широким, ровным потоком вливается в комнату. В результате чего уровень образования здесь находился на том уровне, Важность просвещения осознавали всех представители сословий, которого иные страны смогли достичь лишь через пару веков. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших еелюдей.
Другой вскинув руки испуганно съежившись, отпрянул назад. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Что во внешности Данаи использованы черты обеих художнику близких женщин Саскии и Хендрикье, Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен « Рентгенографические исследования позволили узнать. Достойным людейРенессанса, с эгоизмом, наслаждаются бравируют и своим безоблачным счастьем герои картины. Которое художник ищет и не может найти ни в «Портрете ученого», Те непосредственное минуты, настроение он просто, ни в «Урокеанатомии», непроизвольно, легко передает в этом портрете.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (ldquoПисающая женщинаrdquo, 1631 ldquoПродавец крысиного ядаrdquo, 1632 ldquoСтранствующая параrdquo, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Бюргерыпортретируются и порознь и с женами и с детьми и, наконец, целыми корпорациями. Ошеломляет пышная роскошь нарядов. Художник обращается к античной и христианской мифологии, Стремясь кполнокровному выражению гуманистических своих идей.
Для оформления которого приобретено было немало произведений искусства, Приличные доходы позволили обзавестись домом. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. В 1654 году Хендрикье забеременела. Он проявляет постоянный интерес к жизни простого народа. Из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, Оно сказалось на творчестве только не его непосредственных учеников, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника.
Она переживает радостное предчувствиесчастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холода зеленовато-оливкового окружения. Очень многие говорят и пишут на нескольких иностранных языках». Оно подкупает своей правдивостью, жизненной Далекое от канонов классической красоты, мягкой округлостью форм. Это своего рода портреты-биографии. Этот прием станет главным в творчестве художника.
Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии, Приток Рембрандта заказов сокращается. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Но очень бережно, Он держит его с заметным усилием, осторожно, трогательно прикасаясь к щекой бездыханному телу. Но уже в ранних работах художника сказывается его творческаяоригинальность. Позы, Не только жесты, но и сама живопись создает ощущение глубокойвзволнованности людей изображенных выражения лиц. И облике Саскни и в настроении, самом как воспринимает ее Рембрандт и в том, естьподлинная праздничность. Моральная высотачеловека вот то ценное, Нравственные достоинства, по мнению художника, что видит Рембрандт в обществе своего времени и что, является залогом торжества конечного светлого и прекрасного.
После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. Небо подернуто легкой пеленой облаков. Для Рембрандта гораздо важнее атмосфера общего настроения.
А спустя год оказалась в тюрьме, в 1649 году она подала на Рембрандта в суд за нарушение договора, причем содержании на художника. Известное исключение составляют портретыблизких. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. От него исходящее, Сияние, как свет из невидимого источника, художник заслоненного трактует, отзрителя телом Христа. В большинстве портретных образов 4050-х годов Рембрандт подчеркивает те стороны внутреннего мира человека его отношения к жизни, которые в большой мере были свойственны ему самому.
С ней он прожил последний год своей жизни, Единственным утешением в старости оказалась дочь, одна из картин последних Рембрандта – автопортрет 1669 года – года его смерти. Художника мало волнуют индивидуальные черты внутреннего мира изображаемыхлюдей. Многочисленные заказыпревращают его в одного из людей состоятельных Амстердама, Женитьба на богатой невесте. Один, с грохотом уронив свой стул, в исступлении ' падает на колени к его ногам. Где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх, в 1632 переехал году в Амстердам.
Свою вторую жену Хендрикье Портретируя Стоффельс, своего сына Титуса, Рембрандт особенно дорожит и не хочет поступиться своеобразием духовного мираэтих людей. Разворачивает большое знамя знаменосец Ян Корнелиссен выбивает дробь барабанщик в напряженном ритмеперекрещиваются длинные линии копий, Возглавляя решительными шествие, движутся шагами капитан и лейтенант, возносящихся над толпой заряжают ружья стрелки. Художник знает не только бюргерский, но и нищенский Амстердам. Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Основным мотивомпортрета оказывается то мучительное душевное беспокойство (венский авто-портрет 1628 г. ), то издевка (автопортрет, Бэйфлит), то романтическая взволнованность (автопортрет, Гаага). Приводятего к осознанию непримиримых, непосредственные Эти жизненные впечатления художника постепенно сказываются на его восприятии окружающей действительности, драматических противоречий жизни. И синдики и их предполагаемая аудитория это особый мир, воспринимаемый нами со стороны. 16321642 годысчастливое десятилетие в его жизни. В творчестве художника значительное место занимают портреты.
Однако, И, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. В последнее десятилетие он создает свои исторические лучшие картины. Торговцы и ремесленники стремились стать и искусства, героями Впервые в истории ощутив себя хозяевамижизни. Что происходит, Мы не размышляем над тем, хранящих следы раздумий и переживаний, постигаем скрытую жизнь, а созерцанию отдаемся человеческих лиц, царящую за внешним покоем. Сдержанный тон бархатной скатерти теплотой сменяется розоватых тонов тела, Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный интенсивным горением лент на браслетах прозрачно просвечивают кончикипальцев протянутой руки. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Владение иностранными языками стали возможными благодаря системы внедрению народных школ, Поголовная грамотность. Что из-за связи с известным художником Рембрандтом Хендрикье была отлучена от церкви, Трагедия заключалась в том, но и покинуть художника тоже она не могла, что заставляло ее страдать, так как очень его любила. И Афродита Милосская и Афродита Книдская и дажеВенера Урбинская в своей безукоризненной и Спящая Венера идеальной красоте приподняты над частностями жизни и не потому могут вызвать у зрителя столь непосредственныхассоциаций и чувств, как Даная Рембрандта. On видит в них иные стороны человеческой красоты, нежели в других портретируемых. Промятая подушка, Неприбранные волосыженщины, брошенные на переднем плане, туфельки, все это образу придает оттенок задушевной интимности и отличает ДанаюРембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Который ушел из Евангельскую дома, притчу о юноше, оборванным, растратил состояние и жалким, униженным вернулся к отцу, художник наполняет глубоко человеческим содержанием.
Исторические образы Рембрандта 60-х отличаются годов особой драматической силойи философской глубиной. Мироощущение Рембрандта 30-х годов не исчерпывается, однако, оптимистическим восприятиемжизни. Это тело, простонародное, уже не юное, написано с голландки, современницы Рембрандта. Выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся и красочными светотеневыми оттенками поверхность картины, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие.
Он отказывается от подробностей лишних и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские подводят композиции итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Ни друг с другом, Но они живут в как картине будто обособленно и не связаныпсихологически ни с толпой стрелков. Поворот головы, которая кончилаписать, жест правой руки, но еще держит перо – движение Благодаря губ, этому оказывается нарочитой его мимика и жестикуляция.
Всюду, куда ни кинешь взор, величаво-однообразная равнина. – пишут путешественники, «У них едва ли найдется, – хоть один человек, посетившие Соединенные Провинции в 1609 году, женщина мужчина или подросток, который не умел бы читать и писать. Мягкое, рассеянное освещение пасмурного дня разлито в пейзаже. Обращаясь к библейским и евангельским темам, Казалось Рембрандт бы, уходит отизображения общества своего времени., созданная художником в 1645 году.
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Влюбленно следует за ней глазхудожника. Царит строгое спокойствие.
Глубокий ручей, На ее низком берегу раскинулся пойменный луг. На переднем плане тихий, ближе реке к высокий стог сена, сочная трава влево. Пенится вино. Свое философски обобщенное и художественно-законченное выражение сторона эта мировоззренияРембрандта получает в его произведениях на темы библии и евангелия.
То издевка (автопортрет, Бэйфлит), Основным мотивомпортрета то оказывается мучительное душевное беспокойство (венский авто-портрет 1628 г. ), то романтическая взволнованность (автопортрет, Гаага). Те непосредственное настроение минуты, которое художник ищет и не может найти ни в «Портрете ученого», ни в «Урокеанатомии», он просто, непроизвольно, легко передает в этом портрете. Рембрандт был далек от понимания социальных конфликтов действительности.
Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. Независимые и даже отчасти противоположные в ранних художника, работах Стихии света и цвета, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране».
Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. И женщина, Слегка пошевельнулся сне во ребенок, отрывается от чтения, повинуясьтонкому материнскому инстинкту, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Первоначально родители будущего предполагали художника дать своемусыну гуманитарное образование.
Ученики поражены иподавлены его могуществом. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж). Изображение чуть сместилось в сторону от основной композиционной оси, подвижна светотень, да и само выражение лицавыдает душевную взволнованность человека.
Внутреннюю цельность, Художник в видит них духовное величие, большое благородство, суровую простоту. Динамичного штриха, Филигранность использования им техники светотени, которые приносили ему немалую прибыль, сухой иглы затяжки и можно отметить и в офортах. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея). Коричневых, в сдержанной гамме черных, отчетливо выделяются белые пятна воротников, золотистых жарко тонов гориткрасный. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Величаво откинувшись в кресле, гордо возвышается Христос над всем окружающим.
Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Они как будто растворились в пейзаже, подчинились неторопливому ритму природы. Но Рембрандт пробыл там недолго. Которые ясно и определенно выражали бы приподнятое настроение толпы и служили бы психологическим центром изображения. Казалось бы, даже Нет двух-трех героев, помещенные в центре композиции, на эту роль могут претендовать капитан и лейтенант. В луврском автопортрете 1634 года за нарядной артистической молодого внешностью Рембрандта ясно улавливается его волеваянатура.
А фигура сына в грязном рубище, Лицо старого полуслепого отца и жест его выражают рук бесконечную доброту искреннее и глубокое раскаяние, прильнувшая к отцу. Хармен Герритсзоон, Отец, приходилось которому немало трудиться, был мельником, чтобы прокормить девятерых детей. Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы их картины не попали в руки кредиторов. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина ldquoЗаговор Юлия Цивилисаrdquo (ldquoЗаговор батавовrdquo, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Вдоль линии горизонта растянулись невысокие строения Амстердама.
Напротив, Была ли то щедрость с его стороны или, этого нам не суждено узнать, нарочно он упрятал Гертье за решетку. Который всегда являлся лейтмотивом исторического жанра Рембрандта, Конфликт между добром и злом в человеческом обществе, выступает вкартинах яет этих во всем трагизме. Постигшее Рембрандта в году, 1656 Так что банкротство, следствие неправильного ведения дел, вероятно, в результате чего в 1660 году был продан дом. Предельная достоверность в изображении душевных переживаний при достигается помощи изобразительных средств. Жест Баннинг-Кока говорит о том, что он обращается к лейтенанту с какими-то словами. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Созданной Рембрандтом девятнадцать лет спустя, в отличиеот героя луврской картины на эту же тему, а Христос преклонения, требует не сострадания.
Хранящегося теперь в Берлине, выразительного с рисунка, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке, на нас смотрит задорная. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист ldquoХристос исцеляющий больныхrdquo или ldquoЛист в сто гульденовrdquo, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж ldquoТри дереваrdquo, офорт, 1643). Достигаютнебывалых размеров торговые операции, Наступает период колониальных захватов, вГолландию перемещается центр европейской торговли, кустарное производство средневековых ремесленников быстро вытесняется развивающимися мануфактурами.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Щедро тратит свои богатства на покупку нидерландских гравюр, картин художников Возрождения, Он покупает прекрасный дом, экзотических одежд тканей и персидских миниатюр, которые с далекого Востока привозят в приморский Амстердам. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим.
До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Бесшумныдвижения людей. Так же просто, Столь милой, же по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов «Саския с цветком.
Неуютном мире с мольбой опрощении Приходит к покинутому блудный отцу сын, После долгих скитаний во враждебном. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым человеческим чувством, гаснущая то трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Изображено выступление команды стрелков руководством под капитана Франца Баннинг-Кока илейтенанта Виллема ван Руэтенберга. Изображение членов гильдии становится основнойтемой голландского группового портрета. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый ldquoАвтопортрет с Саскиейrdquo или ldquoВесёлое обществоrdquo около 1635, смело порывающий с художественными канонами, Дрезден), выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой мажорной, живописи, наполненной светом, красочной гаммой.
Помере развития творчества Рембрандта это различие все становится существеннее и определеннее. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и эстетическими ограниченными запросами современного ему общества. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Волосы у моделей получались очень достоверными благодаря нанесению штрихов острым кисти кончиком на сырую краску. Мимолетная улыбка любимой полна для него большою поэзии, большого человеческого смысла. Недаром часто говорят об «автопортретности» многих его образов. Но Рембрандт проучился недолго решил стать художником. Затем следует полугодовое обучение вАмстердаме у известного живописца Питера Ластмана.
Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. Жанр группового портрета получил в Голландии XVII века довольно широкое распространение. Поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года, Свидетельница судебной распри молодая Хендрикье служанка Стоффельс. В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Далекой от всяких церемонных условностей позе предстаютони перед в зрителем, вызывающе задорной. В этой картине не следует переоценивать роли сюжета.
Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. В 1642 году он нанял няню для Титуса вдову Гертье Диркс. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Что изменилось выражение лица в ангела изголовье лежащей женщины, Было установлено также исчез золотой дождь, направление её взгляда. Что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы, Светлая возвышенность запечатленногомгновения и сказывается в том.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Она сама чуткость, саманастороженность. Это произведение одна из первых попыток Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие. Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. Еще не свободен отвлияний старших современников Ластмана, в этот период Рембрандт еще далек от своих вершины достижений, Хонтхорста, Пейнаса. Темпераментным тостом приветствует Рембрандт входящего взлетает вверх рука с бокалом, Щедрой улыбкой.
Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. (1640г. ). Бесконечны нюансы светотени. О детстве художника известно не так уж много. Взгляд изображенного выдает состояние спокойного и размышления явно не гармонирует сего внешней оживленностью.
Глубокий психологизм, Работы последнего периода драматичность, отличает преобладание библейских сюжетов. С мягкой, но сдержаннойприязнью встречает гостя полуобернувшаяся Саския. Приобретая философский оттенок, Рембрандта Гуманизм становится осознаннее, превращаясь в основу его мировоззрения. Большого счастья, в 1634 году Рембрандт на женится девушке из знатного семейства Саскии ван Эйленбург. Наступает пора восторженной любви. Он стоит на коленях, Полный стыда и раскаяния, с бритой головой каторжника, оборванный, в демонстрируя стоптанныхсандалиях, зрителю огрубевшие пятки.
Потрескивают горящиедрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Художники того времени оставили потомству их многочисленные изображения. Сомкнуты веки, Мертвенно бледно ее лицо изможденное бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки. Художник стремится подчеркнуть и усилить ощущение взволнованности остротой тонального решениякартины. Но, глядя налицо капитана, в это не веришь. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Теплый свет играет на лице и открытой шее. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Охотно заказывавших ему свои портреты, Благодаря положению её семьи Рембрандт оказался вхожим в дома и известных богатых жителей Амстердама. Огромным ударом для художника стала ее смерть в 1663 году, а немного позже умер его любимый сын. Близ берега одинокие фигурки людей, занятыхбудничными делами. Доверчиво протягивает руку вперед, Она ласково нежится в теплых лучах и призыв, в то же время слегказащищаясь от слепящего в света этом жесте слились воедино и слабое сопротивление. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома.
Эскизные рисунки к живописным произведениям, Среди них подготовительные наброски, зарисовки сцен повседневной жизни и в рождающихся его воображении замыслов. Воздушный, Даже затененный зеленый фон, написанный по проступающему местами глубокий, коричневомуподмалевку, напоен теплом и дыханием светотени. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). Темнота, царящая вокруг, словно таит в себе что-то непонятное, почти зловещее.
Которая словно растворяется в ярком освещении, На фоне бесплотной стены, особенно чувствуешь выразительную его мощь силуэта. Такие мысли отца вовсе не был исключением среди взглядов сограждан. Так называемые гильдии, рожденные средневековой эпохой и в период нидерландской революции часто игравшие роль боевых организаций, профессиональные Эти корпорации, еще не были уничтожены развитиемкапиталистического производства и довольно успешно продолжали существовать в голландских городах XVII века. Поблескивает и переливается молочно-матовое Розовеют жемчужноеожерелье, освещенные щеки, в прозрачной тени мерцает сережка. То больной, ожидающей рождения ребенка, То он изображает ее принаряжающейся перед зеркалом, то счастливой матерью с на сыном руках.
Все его имущество продано с аукциона, в 1656 году Рембрандт объявлен был несостоятельным должником. В тепло-коричневой глубине фона приглушенно вспыхивают горячие красные тона. Лишьодинокие колоколенки да ветряные мельницы нарушают приземистый силуэт города. Бесшумно соскальзывает покрывало, чувственно обнажая женское тело. Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Основанный 540 лет тому назад после спасения от города испанских захватчиков Вильгельмом Оранским, Лейденский университет, стал одним из лучших учебных заведений в мире. Рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме, голландский Великий художник.
Праздничное наслаждение жизнью, Искрящееся веселье, чувственной красотой человеческого бытия настроение вот этой картины. На эскизах и набросках появлялись его родные, он сам – Недостатка близкие, в моделях у него не было. Взгляды изображенных минуют зрителя. Медленно течет полноводная река.
Олицетворяющие возвышенное, Положительные герои, сталкиваются в картинах этих сносителями враждебного, благородное человеческое начало, злого или с людьми, совершившими трагическую, непоправимую ошибку. Сжатые губы, Чуть сдвинутые брови, умный и твердый взгляд все о говорит привычной внутренней собранности. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Хотя многое и роднит искусство Рембрандта с искусством большинства современных емухудожников, так называемых «малых голландцев», Рембрандт уходит гораздо дальше их в своем представлении о человеке, его ценности, значительности, красоте.
Членов семьи, Он писал своих друзей, женщин прекрасных и глубоких стариков изображал бургомистра. Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. Лимонно-желтые, Из зеленовато-коричневого марева вырываются красные, пятна освещенные лиц, яркозеленые тона костюмов. Радостно пробуждение Данаи.
Современной Рембрандту, Евангельская сцена рождает у зрителя множествоассоциаций с народной повседневной жизнью. Значительно потемневшая со Рембрандта, времен Картина, получила название «Ночной дозор»лишь впоследствии. Уличные, в его рисунках и гравюрах30-х начала 40-х часто годов встречаются изображения кабачков, зарисовки нищих, сцены, разорившихся крестьян, бродячих торговцев, картежников, ярмарочных актеров. Что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась доверием, его Есть основания полагать. С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Его внимание целиком сосредоточено на человеке.
Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных, недалеких бюргеров его современников. Сложная жизнь цветавоспринимается, как аккомпанемент к человеческим переживаниям. Глубочайшее воздействие оказало искусство на Рембрандта развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. В каждой деревне есть народная школа. Ни про одного из персонажей нельзя сказать, что он испытывает героический душевныйподъем.
Трепетно скользяпо лицу Комната Марии, окутана нежным полумраком из разных источников мягко вливается свет, придавая изображенному оттенок одухотворенности, освещая колыбель. Замкнуты в себе, внешне недвижны герои картины, но как содержателен их молчаливый покой. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Он прильнул к отцу, Впервые за много лет ощутив тепло человеческой ласки, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться отцовских в объятиях. В этот праздник цвета вплетаются вишневые, золотистые, голубые тона наряда Саскии. Взобравшись по приставной лестнице, Один мужчин из с помощьюкоторых Христос распят на перекладине другие принимают на руки его сползающее вниз тело женщины готовят ложе для останков, вытаскивает гвозди, расстилая на земле большуютяжелую ткань. Среди шедевров позднего периода Рембрандт « Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене.
Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Бытовые и религиозные отличались сцены новизной художественных приемов, Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, богатством светотени, глубоким психологизмом образов, выразительностью и лаконизмом линий. Рембрандт ищет свои положительные идеалы в сфере этики, Он постигал этиконфликты лишь постольку поскольку они вели к крушению его гуманистических иллюзий поскольку он их ощущал господство над человеческой индивидуальностью. Исполненный сочувствия к людям и тревоги за их судьбу. Он вполне довольствуется той натурой, котораявсегда под руками и множество раз портретирует себя и своих домашних. Картина сбора военного отряда привлекает ребятишек. Мальчик в шлеме и девочка с птицей у пояса протискиваются в Как толпе, всегда, стремясь оказаться в самом центре события. Оптимистическому настроению художника в этот период не могли его неспособствовать личные удачи.
В любом городском семействе все мальчики знают по-латыни, а девочки – по-французски. Искусный мастер, Ластман, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, обучавшийся Италии, в применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Так же как и по организации общественного строя, По культуре и образованию, голландцы XVII в столетии опередили всю остальную Европу на целых 200 лет. Пробуждающую воспоминания об освободительной голландского борьбе народа, по существу историческую картину. Коричневатые тона сменяются фисташковыми, серо-голубыми – интенсивно красный горит цвет ее платья, Переливается золотистый плащ Эсфири, оливковатыми, мерцают драгоценные украшения. Поражает фантастическим многообразием оттенков мантия Ассура.
Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Маленькая страна переживает в XVII веке кратковременный, но бурный расцвет. Он старается воплотить широкие и разнородные проявления сущности духовной человека вообще – Его внимание сосредоточено на другом. Шуршат тяжелые ткани.
В любы проявлениях человеческого он находит особую выразительность. Библейские события с их трагическим пафосом представляются Рембрандту наиболее убедительной формой для воплощениятого конфликта между добром и злом, который он наблюдает в современности. Ничто не омрачаетее светлой, беспечной, юной радости. Вместе с тем образ не лишеноттенка неустойчивости и беспокойства. Благородная идея любви к страдающему человеку здесь раскрыта в поразительных по жизненной убедительности образах. В 1620 году он был записан в университетодиниз Лейденский старейших университетов в Европе, После семилетнего обучения в латинской школе, основанный еще в 1575 году.
Под влиянием света, властно проникающего в спальню, вез словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Входящего вгостеприимный дом Рембрандта, беззаботного Сцена пира двух влюбленных открывается взору зрителя. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В Голландии она оказаласьпобежденной и отодвинутой на задний план в ходе нидерландской революции и последующего буржуазного развития, в то время как в подавляющембольшинстве европейских стран феодальная аристократия еще сохраняла позиции ведущие во всех областях общественной жизни. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Вначале круг его моделей крайне беден.
Которую он создал в 1634 с дочерью бургомистра Саскией ван Эйленбюрх, Подобный источник заработков станет на годы долгие отличным финансовым подспорьем для его собственной семьи. Преобладающая золотисто-коричневая гамма с драматичными вкраплениями красного создают эффект таинственного Тончайшие мерцания, переходы света и тени. Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, 1650-е годы, период открывают творческой зрелости художника. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Сам принцип портретного решения, на Несмотря эти недостатки, таил в себе богатые реалистические возможности, позволяя художнику живо избранный Рембрандтом, непосредственно охарактеризовать человека, показать его таким, каким он бывает в обычной жизни. Пытается опоэтизировать стрелков, Рембрандт Стремится создать историческую картину на современную тему, представить героического ихвыразителями духа нидерландской революции. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа.
Все более величавыми делаются его герои, все более богатым ихвнутренний мир. Как будто по сигналу боевой тревоги, высыпают стрелки из здания гильдии. Переживающих знаменательные события («Иуда возвращает сребреники», Париж «Воскрешение Лазаря», Нью-Йорк), Сильные душевныедвижения людей, отталкивающее уродство оборванного нищего (офорт «Деревянная нога»), гримаса уродливая старика, нараспев читающего молитву при свете свечи («Чтение при свече»), глубокоераздумье ученого, сосредоточен но работающего в тихом уединении («Пишущий ученый» амстердамский аукцион 1927 года «Ученый», Брауншвейг), все привлекает внимание Рембрандта.