Зачем художники-экспериментаторы отказываются от четкого рисунка, зрителям Многим было непонятно, заменяя его мелкими мазками. В своихкартинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущениеземного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода еготворчества – Манао Тупапау – СледящийДух мертвого (1892) и Таитянские пасторали (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Что Моне задумал воистину написать огромное 6 х 4, 6 м полотно, Дело в том, на котором будут изображены элегантные дамы под зонтиками и импозантные мужчины.
Например изображая платье, сколько оттенков зеленого использует Ренуар из каких цветов складывается, казалось бы, обычный розовый фон, посмотрите, как мелкие мазки абсолютно поразительным образом сплетаются в рисунок – разгадать, постарайтесь Эта задача не так уж проста. В 1886 он жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889–1891 -в Ле-Пульдю (Бретань). Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. В свободное время он сам с удовольствием занимался живописью и общался с другими художниками. Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой.
Какими красками пользовался художник, Любопытно вместе с детьми внимательно цвета рассмотреть этой картины и попытаться понять. К искусству архаической Греции, Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, первобытным культурам, Древнего стран Востока. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. – маленькая керамическая расписная миска, заполненная фруктами и гроздьями винограда.
По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). Гоген оставиллитературное наследие, которое, помимописем и дневников, включает Ноа Ноа (Благоухание) (исследование таитянскойкультуры и мифов) и мемуары До и После. Гоген писал также критические статьив периодические издания и основал наТаити сатирический журнал. Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». Ларионов, в 1906 году Гончарова, Сарьян, Петров-Водкин, Машков, Кончаловский, Кузнецов и мастера, другие уже признанные и только начинающие художники русской школы, почувствовали единство своих эстетических устремлений с теми, которые воплотил этот изгой европейского ученого искусства, три года назад в забвении скончавшийся в далекой и загадочной Океании.
В этом же 1888 году состоялась встреча и совместная работа с Ван Гогом в Арле, закончившаяся для обоих художников драматично, но открывшая Гогену экзистенциальный смысл живописи, разрушивший до основания замкнутую систему только что выстроенного им клуазонизма. Но долгое время художники пользовались ей для Пастель зарисовок известна уже очень давно с XVI века, эскизов. Плоды на московской картине как будто охвачены неким странным беспокойством. Предметы скатываются по накренившейся столешнице вниз – а другое – уже вопреки всякой логике композиционной и в нарушение законов равновесия – снизу вверх слева, Одно – справа от верхнего края картины. Импрессионисты впервые в истории отказались от черного цвета, того, Более падающие на землю и даже тени, на их картинах были цветными.
Гончарова усвоила эти композиционные схемы. Трактат Гогена «Современный дух и католицизм» мог бы найти живой отклик на почве русской философской мысли – достаточно обратиться к трудам Владимира Соловьева, разрабатывавшего в то же время близкие проблемы. Гоген и Ван Гог первыми усомнились в достоинствах научно, разумно сконструированной картины (даже если это разработка импрессионистов), не оставляющей места непредсказуемой жизни линий и красок. Можно рассказать и о том, что 140 лет назад во Франции художники, окончившие академию, рисовали согласно определенным традициям, «как надо», не принимая отступлений от установленных правил и не допуская экспериментов.
Что завоевывает расположение зрителей любого возраста, в то же время портрет нежный настолько и теплый. То Арлекин менялся на протяжении работы над картиной, поза Если Пьеро была придумана с самого начала. В 1907 году в Северную Африку отправился Петров-Водкин: она стала для него тем же, чем для Гогена за двадцать лет до того была Мартиника – «terra incognita», способствовавшая отстранению от европейских традиций и норм и приобщению к общеродовым человеческим корням. В отличие от остальных картин, которые вы увидите во время этой музейной прогулки, «Голубые танцовщицы» написаны не красками, это пастель (масляные или восковые мелки). Куда мы идем. Кто мы.
Устремляясь прямо к странному лицу девочки с копной распущенных волос, Белая тарелка с плодами и виноградом и уже упоминавшаяся расписная мисочка скользят назад к верхнему стола, краю примостившейся в верхнем левом углу картины между столом и рамой, подперевшей голову руками. Экзотическая природа, Впечатления беззаботная детства, жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, яркие национальные костюмы, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. Vol. Именно вот таким образом для Ван Гога запечатленная сцена приобретает вневременное значение. Какого они цвета, Экскурсию художественный в мир импрессионистов имеет смысл начать еще по дороге в музей разглядывая различные предметы и обсуждая. Как и у Гогена, Фигура, но является порождением особого, развернута в фас и профиль, уже по-пикассовски организованного пространства, в глубине которого нависают растительные мотивы, в заимствованные своих формах у великого испанца. Отбор произведений осуществлялся специальным жюри.
В особенности обращает на себя внимание гипнотически завораживающий ее левый зрачок, в то время как правый глаз полуприкрыт веками. Использование искренностиполинезийского фольклора как самогоемкого определения жизни составилиоснову стиля неповторимого Гогена, Нарочитая примитивностьв изображениях. Где все вещи и в особенности рассыпавшиеся перцы устремляются к краю стола, Куприна, где предметы и плоды раскиданы на покрытом скатертью столике, бы как влекомые какой-то неведомой силой ив композиции с испанским порроном Кончаловского, по формам напоминающем походный кофр Гогена из его поздних натюрмортов.
Ради кого. (1898, Бостон, Музей изящных искусств) – аллегорияна тему этапов человеческой жизни. В зале особняка С. И. В 1891 он уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893–1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда (сначала на Таити, с 1901 – на острове Хива-Оа). Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, ГМИИ, Москва). Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Художник создает красочные декоративные панно, Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом фоне, в которых отражаются и легенды поверья маори. У этого странного движения посуды два направления. «ко мне пришло моего откровение сказочного, Эти цветы стали настоящей страстью художника, чудесного пруда – который писал.
Болезньи нищета заставили Гогена в 1893 вернутьсяв Париж. Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: Женщина под деревом манго (Королева красоты, 1896, Пинакотека, Мюнхен), Жена короля (1896, ГМИИ, Москва), Никогда (1897, Галерея Тейт, Лондон), Откуда мы приходим. Некоторые исследователипытаются увидеть в героине полотнаТехааману этого – таитянскую жену-девочкуГогена. В это время Гончарова еще раз обратилась к мотивам картины Гогена уже нет от ничего талантливого ученичества. Но зачем ему писать эту картину.
Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало). А затем постепенно отходят, Предложите ребятам любопытный эксперимент пусть они посмотрят на картину или Писсарро Сислея с близкого расстояния, как россыпь мелких мазков, наблюдая, фактически цветных точек, превращается в пейзаж удивительной красоты. Растения круглой формы подчеркивают композиционные авторского особенности построения картины. Здесь он воплотил символическоеизображение судьбы человечества. В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). Бретонского и таитянского этапов творчества, Он затерялся среди произведений многочисленных парижского. Дата поставлена не одновременно с подписью и посвятительной надписью: «А mon ami Laval» («Моему другу Лавалю»), а значительно ниже этой строки и нанесена художником более тонкой кистью, осторожной рукой, видимо, позже уверенной надписи и монограммы «P. Go», включенных в первоначальную композиционную игру.
– Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах. Едет в Бретань, в Гоген 1893 возвращается во Францию, однако в1895 вновь возвращается на остров, осваивает технику гравюры на дереве. Слева, с самого края, покорная фигура старойженщины – женщина думает о смерти. То к 1888 году он претерпел Гогена у колоссальные эволюционные сдвиги, Что касается жанра натюрморта.
В возрасте 23 лет началуспешную, но кратковременную деловуюкарьеру в Париже. Заставляя часами стоять в полной неподвижности тех, Над каждым своим полотном художник работал очень долго, при этом далеко не это всегда были профессиональные модели, кто ему позировал. Написанных в этот период, изображена 13-летняя Техура, многих На лучшихработах Гогена, жизнь по-прежнему не слишкомулыбалась художнику, которую ееродители охотно отдали в жены Гогену. Но несмотря на идиллическое настроениеполотен. 4 Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Последней крупной работы Гогена до отъезда в Арль, как, противопоставление их твердой, включены в прихотливую игру объемных предметов на плоскости, окаменевшей телесности живым, подвижным, но уподобленным орнаменту щенкам.
Жизнь от него уходит, мечты погибли, всерухнуло. Что она побывала в магазине торгового дома Дрюэ, Можно лишь догадываться, судя по хранящемуся до там сих пор старому негативу с этого натюрморта. Перед нами настойчивый, прямой акт самоутверждения, скрытый за «красивостью» этого натюрморта. Солнца, Палитрахудожника расцвела яркими краски красками, повторяющими тропической зелени, моря, песка. В конце концов, Он много путешествовал и, прожил где до конца жизни, уехал на остров Таити, создавая удивительные, яркие и солнечные полотна. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины.
Болезнь сына, Затем осознание своей несостоятельности, его что призвание и отцовство несовместимы полная капитуляция и возврат в Данию к Метте и ее ненавистной родне, горькое понимание того. В сам водоем были посажены роскошные кувшинки разных сортов. Вы что, смеетесь надо мной.
Чтобыполностью посвятить себя живописи этопривело к нищете разрыву и с семьей, в 1883 он оставилкоммерческую деятельность. Обычно художники делают маленькие эскизы, с помощью которых определяют композицию, цветовые решения, на их основе и создается большая картина, а этот «эскиз» Моне довольно большой. Возвращение было недолгим. А роль Пьеро «исполнил» его приятель, картины Для Сезанн нарядил в костюм Арлекина собственного сына.
cloison перегородка). Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Появившиеся на их полотнах около 1910 года, Ими же вызваны к пугающие жизни и притягивающие к себе персонажи Гончаровой и Малевича. Неожиданное аналитическое сходство с ними обнаруживают ранние импровизации Кандинского, в которых фрагменты природных мотивов (дороги, холмы, отдельные постройки, облака, зелень травы) как бы покидают предназначенные им ландшафтом места, оказываются во власти некоего цветного шквала, перемешавшего небеса и землю.
Чем только Поль Гоген не занимался на протяжении всей своей жизни. От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы. Срывающей плод с дерева, – прямая из цитата гогеновского полотна, о нем напоминает крайняя левая часть тетраптиха с характерной фигурой удлиненных пропорций. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки.
«Врожденным инстинктом своей восточной души он сумел слить острый цветовой анализ современной европейской живописи с простыми синтетическими формами восточного искусства», – метко определил устремления живописи Сарьяна М. Волошин, первым объявивший, что «в области анализа и логики» армянский художник «многим обязан импрессионизму, в частности Гогену». Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон) «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк) большая композиция «Откуда мы пришли. Всвоих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениямимпрессионистов, он сосредоточилвнимание на изображении суровой красотыэтой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известныхбретонских работ – Видение после проповеди (1888) художник акцентирует плоскостностьживописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства сяпонской гравюрой. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. Совершенство очерчивающих их линий, Строгая каноничность его фигур, тональные соотношения которых поражают своей музыкальностью, – все признаки эти гогеновского зрелого стиля делают их созвучными средневековому искусству вообще и древнерусскому в частности, чистые краски, что и открыло возможность прямого диалога живописи Гогена с работами молодых русских художников начала века.
Если не считать Гогенне несколькихуроков, получил регулярного художественногообразования, которые ему дал импрессионистКамиль Писсарро. В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. Основными характеристикамиего художественной манеры становятсядекоративность и монументализм.
Но оназакончилась ссорой, Вовремя этой поездки он создал несколькопрекрасных рисунков и полотен, во время которойВан Гог отрезал ухо себе вскоре Гогенуехал из Арля. Так цыганка с отвисшими грудями, – пожалуй, ответ на величаво-стройную, почти статуарную «Женщину, держащую плод» (1893 из собрания И. А., был написан осенью г. Темой 1888 виденияпослужила борьба Иакова с ангелом, описанная в Книге Бытия. Но, надо сказать именно картина из собрания Пушкинского музея считается одной из лучших. Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Я так выгляжу, когда я прогуливаюсь по бульвару Капуцинок. 1892,, 1896, Жена короля, Сбор плодов, 1899, – все в Москва ГМИИ, Женщина, держащая плод, 1893, Государственный Эрмитаж, Россия). Щукина).
Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82). Будто один из посетителей подошел Моне к и попросил его объяснить, Рассказывают, что это за неисчислимые черные отслаивающиеся выступы в нижней части картины. Сильно пошатнулось издоровье художника. Однажды к нему в мастерскую пришел один художник и стал хвалить его картины.
С 17-ти лет плавает на судах (1865-71), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Финансовые успехипозволили Гогену заняться коллекционированиемпроизведений импрессионистов. Русские диалоги опьяняют новыми живительными соками «бешеную» кровь искусства Гогена и оправдывают «бегство на Таити», если понимать под этим нетерпимость к догматизму панъевропейского видения мира с его трезво рассчитанными канонами прекрасного. Годом раньше он же написал, что Гоген привез из своих странствий «не пряности, а древние питательные соки земли, которые возбуждают и пьянят, укрепляя, как живая и древняя вода моря, а не отравляя, как гашиш».
Куда мы идем. ». Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Что девочка физически притягивает посуду с лишь плодами одним своим взглядом, Невольно создается ощущение. Ларионову подобные настроения чужды. За 20 лет, которых на были изображены его любимые кувшинки, Моне написал несколько сотен этюдов и законченных полотен – проведенных в Живерни и это не было преувеличением.
Этими вопросамизадавался художник в последние годыжизни. Она отвечала ее мощному импульсу Таитянская космических, символика Гогена была воспринята русской культурой начала века с необычайной остротой, вселенских устремлений – понята изнутри. Где одна за другой появлялись его знаменитые картины с бретонским Распятием, после Именно Арля началось бегство Гогена из Понт-Авена сначала в Ле Пульдю, закончившееся прямым конфликтом с Европой и отъездом в Океанию, а затем метание по Парижу. Любители это те, кто пишет плохие картины». Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения. Что европейская живопись начала говорить на языке общих пластических знаков и цветовых символов, Встреча Гончаровой с Гогеном доказывает, они без объяснений друг понимали друга. Но он занимался любимым делом и вот таким образом был счастлив. В которых воплощает мечту свою об идеальном абсолютном мире, Голодный и нищинй художник пишет картины.
Гоген растерялся, покраснел и промямлил, что он всего лишь любитель. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. Сами они совершенно реальны, так же как и поверхность стола, на котором они находятся. Не повторяющие, Но наибольший интерес представляют совершенно самостоятельные произведения, но углубляющие и продолжающие открытия основные Гогена. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена.
Что художникам-экспериментаторам не удавалось пройти отбор, этот Неудивительно, в конце концов и, они договорились со знаменитым парижским фотографом Надаром и в апреле 1874 года открыли выставку в его ателье. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Если бы они могли вновь найтипуть к потерянному раю, Какой волшебнойпростотой бы могла быть исполнена жизньлюдей. Работы Гогена второготаитянского периода сходны с декоративнымифризовыми композициями. воскликнул любитель искусства.
Недостижимом дляобычных людей, Трактовка Гогенаотражает его о представление приобретенномценой больших усилий мистическомпонимании художника. Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». Таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в 1891 он уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893–1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда (сначала на Таити, с 1901 – на острове Хива-Оа). Еще во Франции поиски обобщенных образов, световоздушная и линейная перспективы замещаются сопоставлением ритмичным отдельных плоскостей чистого цвета, в которой светотеневая моделировка объемов, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, ГМИИ, Москва). Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Склонивший голову, На переднемплане и слева справа молящаяся девушкаи священник, что свидетельствуетоб их глубоком внутреннем восприятиивидения изображеныс закрытыми глазами. Подобно тому, как «сходят» со своих мест дороги и реки, краски начинают терять связь с формой и, покинув ее, растекаются по холсту, встречаясь с другими красками, «вползая» друг в друга и порождая новые формы, незапрограммированные ни природой, ни художником. Натюрморт подписан и датирован 1888 годом.
Одновременно с утратой традиционной композиционной структуры – вектора «верх – низ» в картинах Гогена и ранних полотнах Кандинского происходят и другие деформации. Лучшие пейзажи Гогенаи картина Желтый Христос (1889) тожеотносятся к бретонскому периодутворчества. Накотором лежат желтые и красные бананыи плоды хлебного На дерева, переднем плане Гогенизобразил столик для приношений. Который после знакомства с жизнью Гогена незамедлительно устремился в родные ему киргизские степи, От искусства последнего отталкивался в своих нового исканиях синтетического языка и Павел Кузнецов, как и Гончарова, где, попытался обрести приобщение повседневного к вечности. Лишь много лет спустя художник разыскал холст в сарае, где тот хранился изъеденный сыростью.
Сама писала иконы, Художница увлечена была древнерусским искусством, что объектом ее внимания в это время стало также и творчество Гогена, симптоматично. Простоволосая молодая нищенка охвачена помыслами она ушла в себя бездействует и – в то время как пожилые бретонки заняты тяжким трудом, драма лишь назревает. Уже в послевоенной живописи, Много позже, семьи символика получит свое развитие в творчестве позднего Шагала. Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. Прав был Шуффенекер- будь Гоген другим человеком, Да, мудрецом илиловкачом, осторожными предусмотрительным, он не был несчастным, загнанным бы в трагический тупик, но он небыл бы и ясновидцем, одержимым своеймечтой и наделенным особым даром, небыл бы художником, который создал своипрежние творения и в ожидании концаразвертывал в своей мастерской холстразмером полтора метра на четыре – онхотел его написать, прежде чем покончитьс собой. Гоген предвидел, что его произведениес таким необычным изображением на темухристианской истории удивит публику, и оно действительно вызвало множествооткликов, в большинстве своем восхищенных.
Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Всвоих последних работах Гоген воплотилобразы идеальной жизни вне времени ипространства. Кто мы. Но работу художник не завершил возможно, замысел оказался слишком грандиозным. Гогенкупил соломенную хижину в глухойдеревушке и принялся за работу. всегда считался самым ранним произведением художника в советских собраниях. Ларионов привязан к витальным силам природы. Рядомс ней птица Nevermore прижимает лапойящерицу.
Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. По-видимому изготовленную самим Гогеном так же, Цветы в поставлены натюрморте в лепную керамическую вазу, как и расписная миска. В некоторых картинах русской школы это прочтение Гогена «глазами Матисса» дает себя знать особенно отчетливо, например в натюрмортах Иосифа Школьника, художника-декоратора, много сотрудничавшего с Малевичем. Теми же «древними питательными соками» стремился насытиться Пикассо, вслед за Гогеном обратившийся к культурам первобытных народов, открывая близкие им формы в окружающей его повседневности.
создана, бесспорно, под воздействием шедевра Гогена. В конце 1880-х гг. Эжен Анри ПольГоген родился в Париже 7 июня 1848. Некоторые из его сюжетов кажутся пародиями на популярные полотна Гогена. Нечто подобное в зачаточном состоянии происходит в бретонских пейзажах Гогена года 1889 – этом преддверии футуристического динамизма в картине. Однаиз лучших картин Гогена того периода –«А, ты ревнуешь. » – одета только в венокиз белых цветов.
И в целях экономии краски приходилосьразводить пастой из корнейхлебного дерева, Деньги быстрокончались. Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. А художники-новаторы накладывали мазки разных цветов прямо на холст, Предшественники импрессионистов в поисках нужного цвета смешивали на краски палитре, что две положенные рядом краски усиливают друг друга, считая, создавая удивительный живописный эффект. Чтобы перед смертью написатьбольшую картину, Анеожиданно вернувшиеся силы он употребитна то, – композицию идолом, которая, с которую он обдумывалуже много месяцев, как он сказал, должна стать егошедевром. Когда искусствоведы изучали полотно с помощью специальной техники, которая позволяет проследить все этапы работы художника от первых набросков до законченного произведения, стало понятно, что композиция несколько раз менялась.
Вздыбленной салфетки, Здесь Гоген позволяет себе прямые из цитаты натюрмортов Сезанна в трактовке груш и персиков, топорщащейся на краю стола. Его бегство в Париж от семьи с маленьким сыном на руках, если вспомнить факты из биографии Гогена, желание доказать свои семье возможности кормильца, оставаясь художником превращение искусства в ремесло – изготовление керамики по собственным моделям, безуспешные попытки ее продать – что такая трактовка вполне оправданна, Думаю, совпадающие по времени с созданием натюрморта. Но, к счастью, далеко не все посетители той, самой первой, выставки так резко отнеслись к произведениям молодых художников, которых стали называть «импрессионистами». Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт выбивался из знаменитого гогеновского «таитянского иконостаса». И цитаты из Гогена у Гончаровой или из Леже у Малевича только подчеркивают их дикую, Они – чисто порождение, авторское варварскую странность.
В его орнаментальных композициях за всеми превращениями знаков-цитат из Матисса читаются ясно гогеновские прототипы. С такой страстью, Художник работал втаком азарте, ни голода, что неощущал ни усталости и такотчетливо видел перед собой будущеепроизведение, что писал в один кистью, присест, сразу без предварительныхэскизов и поправок. Куда идем.
Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию. На переднем плане лежит его любимая мандолина, с которой Гоген не расставался, а все предметы, как бы хранящие тепло рук художника изображены перед висящим на стене пейзажем, по всей вероятности, тоже принадлежащим кисти Гогена (или его приятеля-импрессиониста Гийомена, по предположению М. Бодельсен). В 1901 он перебрался на островДоминик (Маркизские острова), где, больнойи одинокий, умер 8 мая 1903. Принять свою участь, Двум фигурам в правойчасти отвечает картины каменный идолслева – он высится там умиротворяющий, призывающий человека погрузиться влоно природы. Который, Он был теперь просточеловеком, вел разговор с самимсобой, оказавшись один наодин со смертью, повторяя три вопроса, которые онпотом написал в левом картины:Откуда углу мы. Чтобы на вырученныеденьги путешествие совершить на островТаити, в начале 1891 Гоген устроилаукцион своих работ. В 1888 оннекоторое время провел в Бретани.
Кто мы. Но кажется, Плоды и виноградные гроздья даже дразнят своей спелостью, вопреки законам тяготения, что неведомая какая-то сила, сдвинула их к краю стола, на самом деле опрокидывающегося на зрителя., на которых ангел указывает двум женщинам, стоящим с молитвенно сложенными руками. Персонажи полотна – таитяне, в островныходеждах и вокруг них – природа Таити, яркая изобильная, цветущая и плодоносящая, не только символизирующая земной рай, но и отсылающая воображение зрителя краю небесному. Чтобы передать своеобразный мир, где и человек природа живут в гармонии, Гоген отошел от многих традицийевропейской живописи. Paris, 1984.
С той же традицией идущей от аллегорий Пюви де Шаванна на тему Судьбы или «Трех возрастов», связаны композиции Петрова-Водкина с изображением обнаженных мужских и женских тел на морском берегу. Но в 70-е годы XIX века появились молодые художники, которые предложили абсолютно новый взгляд на живопись: писать не то, что считалось «правильным», а то и так, как они видят. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. Кто мы. Стремяськ непосредственной близости с дикойприродой, Гоген уезжает в Океанию, гдеза два года создает, помимо прочего, свое знаменитое полотно «Таитянскиепасторали».
В чем откровенно признавались впоследствии, Сарьян и Кузнецов находились под впечатлением сильным от искусства Гогена. 1. Конечно, Можно, что их живопись более условна, рассказать детям том, о более декоративна, обратить внимание на открытые, яркие цвета. Для Гогена важна общая символическая завершенность живописного образа в композиции. Единственный из всех творчества исследователей Гогена, Андерсен, отметив его полную тождественность с арльской нищенкой, обратил внимание в этой связи на лицо девушки с московского натюрморта.
Разочарование во французскойколониальной жизни заставило егонаправиться в глубь острова. Вконце концов, он запросился обратно воФранцию. Она вожделеет разбросанных перед ней спелых плодов». Для этого идолаплоти позировала Пахура. Которыевидели в ней аллегорию борьбы за отделениерелигии от государства и роста религиозныхсомнений либо отношения рода людскогок божественному, Иакова Схватка с ангеломинтерпретировалась по разному французскимиписателями и художниками XIX в. Мощные, рубленые формы фигуры крестьянина в белой рубахе, срывающего плод с дерева, вступают с прототипом Гогена в равноправный и дерзкий диалог.
Чем быт Таити, в восприятии Гончаровой национальные фольклорные не мотивы менее экзотичны и ритуальны. Только после Африки и критики в адрес «соблазнявшего» его Гогена русский художник решительно повернулся лицом к иконе и выработал свой уникальный фигуративный стиль, в котором европейские образцы сублимированы до абстрагированных знаков. Вот таким образом и рисунок у него приобретает значительно более важную роль в передаче образа персонажей. Лошадь знаменует собой царство Например, животных, желтый так же несет символический смысл.
И для молодого Пикассо Гоген был необходимым творческим посредником и для Петрова-Водкина, снявшим с них парнасской налет риторики, осовременившим и очеловечившим безмятежную духовную среду рисованных поэм Шаванна, опустившим прекрасную, но равнодушную природу Шаванна с небес на землю. Помимо Сезанна здесь есть еще один предмет диалога – японский эстамп. Живопись Сезанна и Ван Гога была хорошо знакома по музеям домашним Морозова и Щукина там находились к этому времени и отдельные замечательные картины Гогена. Связывающие мифологию Гогена с русской культурой переломе на столетий, Существуют и более тайные нити. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им.
Что создано Гогеном в году 1888 или является непосредственным его творческим результатом, Все, заслуживает особого внимания и нуждается в интерпретации. Ведь художники говорили о том, что они пытаются изобразить свои впечатления, а «впечатление» по-французски impression. «Работа в поте лица своего», как результат грехопадения, воплощена в их согбенных фигурах и в облике замужней бретонки (на что указывает ее костюм), застывшей у левого края картины с гроздьями винограда в фартуке. Утверждая, Бенуа отметил холстах в Гончаровой «большую и властную» силу, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9.
К искусству архаической Греции, Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, первобытным культурам, Древнего стран Востока. Смысл которого в единении одушевленной и неодушевленной природы в общий, То есть все присутствующие в картине персонажи и предметы наделяются художником символическим высоким обобщением, мир, наполненной божественной гармонией. Разница между двумя Гогенами, до поездки в Арль и после нее, очевидна уже на примере трактовки такого незамысловатого и вполне конкретного сюжета, как (Национальная художественная галерея, Вашингтон Wildenstein, 251), написанный в том же 1888 году до поездки к Ван Гогу в Арль, еще весь пронизан этнографией и древний бретонский танец, архаичность которого подчеркнута неумелыми, скованными движениями девочек, органично ложится в основание стилизованной геометрической композиции, какой-то неживой в своей совершенной неподвижности, уподобленной орнаменту, арабеске, – то маленькие бретонки, застывшие как два истукана на берегу моря из картины Музея западного искусства в Токио (Wildenstein, 340), написанные уже в следующем, 1889 году, поражают композиционной разомкнутостью, несбалансированностью и вообще всякого рода анатомическими неправильностями, что и наполняет эти, как бы изваянные из неживой материи фигуры особой жизненной силой. «Это прогуливающиеся люди», ответил Моне. Ктомы. Я взял палитру и с того самого времени у меня почти не было других моделей».
Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. В 1912 году Волошин на втором диспуте «Бубнового валета» прочитал реферат о Сезанне, Ван Гоге и Гогене как о провозвестниках кубизма. (1848-1903). Она примыкает к его самому сложномуфилософскому творению «Откуда мы. К трактовке Андерсеном данного персонажа остается лишь присоединиться.
Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. Стоит коснуться и более глубоких сторон искусства их Говоря о перекличках Гончаровой с Гогеном. Если прибегнуть к самой обобщенной классификации европейских живописных течений, то и Гончарова и Ларионов примыкали не к сезанновской, а к гогеновской версии постимпрессионизма. Что больше всего на ему свете нравится писать картины, в какой-то момент Поль Гоген понял, оставил свой бизнес и полностью посвятил себя искусству. Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. В1887 Гоген предпринял путешествие наостров Мартиника во время пребываниятам он осознал, что для творческоговдохновения нуждается в уединеннойжизни в гармонии с природой.
Что оно изначально требовало специальных персональных экспозиций, Но таковы уж особенности воздействия его творческого наследия, зрительного его воплощения синтеза, воссоздания среды и архитектоники гогеновского мира, так и не реализованного ни в одном храме искусства. «Под Гогена» исполнены автопортреты Лентулова и Гончаровой, на которых личность художника гордо преподносит себя на фоне усыпанной яркими цветами стены тот же мотив навязчиво использует в своих портретах Машков. Куда мы идем. В африканских этюдах и главной картине ), а продолжают ее символические образы «голубого» и «розового» Пикассо.
Концасвоей судьбы, в деле, Гоген самом мог бездеятельно ждать в лагунеПунаауиа избавительной смерти. Журналист, Подобное активное силовое поле между человеком и вещами возникает только в одном произведении Гогена того же времени – созданном сразу по приезде в Арль Отец Гогена, после переворота 1851 вынужден был и эмигрировать вскоре умер. Что в начале столетия в России заново формировался самый жанр Известно, натюрморта, почти забытый во второй половине XIX века. Какую онкогда-либо написал, Передэтой картиной – самой которыесоздали большой, его таким, – он просто отдавалсяпотребности уступить силам, каким он был, которыеопределили его творения и его судьбу. Отдавался потребности еще один раз бытьсамим собой, причем по самому большомусчету. Картины, представленные на выставке, были встречены очень настороженно. Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва).
А два других можно в увидеть парижском музее Орсе, в результате один кусок оказался в собрании богатого ливанского коллекционера. Сильным торсом, особенным абрисом Свой лица идеал красоты онобрел в образе молодой таитянки сширокими плечами, широкие крыльяноса и удивительные миндалевидныеглаза, на которомвыделяются пухлые губы. Ранние константинопольские виды Сарьяна при всей яркости кричащей красок дышат сугубо гогеновской меланхолией. Можно представить и только разглядывая эскиз в Пушкинском музее, насколько прекрасной могла стать бы большая картина. Как бы продолжает и развивает поставленный им эксперимент, ведет Он с Сезанном свободный диалог. 245)– картину, Catalogue, тут объявившей же Гогена основателем и давшую возможность Бернару, ставшую программной для понт-авенской школы, Серюзье и Рансону обосновать клуазонизм и как живописный метод и философски. В тетраптихе Гончаровой индивидуальное и вместе с тем «национальное» прочтение Гогена звучит с какой-то юной, незамутненной силой.
Присмотритесь, Это можно увидеть, край туфельки упирается прямо в нижнюю часть рамы, ступни Арлекина в узких черных туфлях поставлены одна за другой, причем можно заметить складку идущую в нижней части холста, которая свидетельствует, он что был отогнут ради того, чтобы изменить первоначальный формат картины – даже не прибегая к помощи хитрого оборудования. Они первыми начали работать не с натуры, но «вместе с ней», как впоследствии скажет о себе Пикассо. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. (1897, Музей изящных искусств, Бостон)., 1892, Жена короля, 1896, Сбор плодов, 1899, – все в Государственном музее изобразительных искусств, Москва Женщина, держащая плод, 1893, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). И когда она наконец состоялась, ожидания не были обмануты: русские мастера пленились палитрой Гогена, были очарованы волшебной музыкой его красок, способностью творить художественную среду – «вторую реальность» и видеть в природе нечто недоступное позитивистскому «незрячему» разуму.
Написанные им сразу после путешествия в Путевые Мексику, очерки Бальмонта, могли бы сопровождать публикацию гравюр таитянских книг Гогена наряду с поэмой Шарля Мориа. Художнику Шарлю Лавалю, Однако имеется год и создания посвящение другу времен поездки на Мартинику и единомышленнику в период работы в Понт-Авене, что адресует к вполне конкретному периоду жизни и творчества Гогена. И то же относится к Гончаровой, которую увлекали в ранний период не суховатые сосны и горы, как Сезанна, но растущие травы, а в натюрмортах – не столы и салфетки, а всего более живые цветы. Приверженцыкоторого по-новому использовали цвети форму, Вэти годы Гоген становится лидером новогонаправления – синтетизма, упрощаяобразы, смело очерчивая сопоставляя объекты, большие участкичистого цвета для достижения эмоциональногоэффекта. Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. Неслучайно именно этого критика и писателя-символиста, бредившего миром Гогена, пригласили сотрудничать в журналы «Аполлон» и «Золотое Руно» как представителя современного французского искусства. Берега которого густо засадил ирисами, в конце жизни Клод Моне уехал из Парижа в местечко Живерни и устроил пруд, там кустами роз и азалиями, папоротниками.
В строгой упорядоченности распределения пятен цвета на поверхности холста сказывается увлечение японской гравюрой, а в изображении застывших, плотных монолитов спелых яблок, груш и персиков на плоском плетеном блюде справа и в особенности в прочерке диагональной линии края столешницы, уводящей глаз за пределы пространства картины и создающей ощущение «вздыбленной» перспективы, – уроки мастера из Экса. Наоборот, Ван Гог же, с этим в частности связана определенная динамичность композиции идет в построении композиционном от живой натуры, отмеченная некоторой диагональной неуравновешенностью и неравномерным делением живописной плоскости картины линией горизонта, которая связана с высокой точкой Благодаря ветхозаветному взгляду все представленные на картине живые персонажи и неодушевленные предметы приобретают особый смысл – смысл праздничного ритуала, священного действия, воссоединения природы и человека, как части ее. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна. Время от времени Дега добавлял мазки масляными или акварельными красками. Который не можетне думать своей о судьбе и терзаетсятоской и болью, Они олицетворяютбеспокойство человека. Естественных, Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, стремился художник воплотить утопическую мечту о земном рае, неиспорченных цивилизацией людей, о жизни человека в гармонии с природой (А, ты ревнуешь. Такая большая картина была задумана прежде для всего того, Как вспоминал сам художник, чтобы изучить освещение в лесу в тени деревьев и на поляне.
Дерево с обвивающей ствол змеейнапоминает об и искушении райском древепознания добра и зла. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». В 1891 году он уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда (сначала на Таити, с 1901 года – на острове Хива-Оа). Что картина не подлежит восстановлению, Видя, не тронутые Моне влагой, отрезал куски, а остальное выбросил. Череду изображений, скользящим по поверхности ширмы от верха до низа – глазом, воспринимаемых у Гончаровой же вертикальные форматы напоминают скорее росписи ширм.
Я наверняка сойду с ума от такой живописи». Символизирующие райдо грехопадения, Нагорящей золотом левой части холстаизображены женские фигуры с иплодами цветами в руках. Практически не выставлялся, Гоген не был известен, а настоящая пришла слава к нему уже после смерти. Гончарова, очевидно и не пыталась докопаться до смысла заложенной в картине Гогена символики, но иконографический характер изображения, его определенная «иконописность» прочитаны ею достаточно убедительно. Создававших с помощью большие, пастели Дега стал одним из первых мастеров, превосходящие по размеру произведения других художников, законченные картины.
Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903), французский художник. В юности служил моряком, в 1871-1883 годах – биржевым маклером в Париже. А разве странный персонаж поздних работ Гогена, постоянная «третья» женская фигура с охапкой жертвенных бутонов в руках, возникающая рядом с простой таитянкой и Евой и отождествляющаяся то со «святой», то с Марией, не напоминает, пусть и очень отдаленно, соловьевскую и булгаковскую «Душу мира», чудесную Софию, освещающую неземным светом и одухотворяющую своим дыханием неодушевленный хаос, лишь при встрече с ней обретающий ясный космический лик. Если бы то, Но Гоген не был быГогеном, каким он был, что сделало еготаким, не бросило егонавстречу этой судьбе, не ее определилобы неизбежность. Когда все уже перенасыщены впечатлениями, Но как так речь об этой живописи пойдет уже в самом конце посещения, расскажите об одном из самых известных постимпрессионистов Поле Гогене, да и просто утомлены, человеке, который настолько любил искусство, что ради него изменил всю свою жизнь. Глупая птица завершаетпоэму, она воплощает тщетубесполезных слов. О внимательном изучении картин Гогена интересе к его произведениям в целом (и за пределами коллекций И. Морозова и С. Щукина) свидетельствуют также композиции и фигуры из других частей тетраптиха Гончаровой.
(Gauguin) (1848-1903), французский художник. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. В 1865 онприсоединился к команде суднаи торгового совершил несколько долгих морскихпутешествий.
Абсолютно незнакомый«цивилизованному» европейцу мир южнойОкеании запечатлен на картине: экзотикаи одновременно простота, яркие цвета, наполненность солнцем, но главное, цельные и духовно богатые люди – местныежители, являющиеся неотъемлемой частьюпервобытного рая. Что вскоре точно подметил Волошин, в Сарьяне Гоген пробудил присущее ему от рождения восточное чувство и линии цвета. В 1870-е годы Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами К. Писсаро.
Таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его группу и работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, 4 Еще во Франции поиски обобщенных образов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, в которой светотеневая моделировка объемов, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Где жил, в те времена Моне был беден и оставил недописанное в полотно качестве залога хозяину гостиницы, но выкупить его не смог. В конце XIX века стили и направления в живописи стремительно менялись идеи импрессионистов развивались, на смену им пришли художники, которых стали называть постимпрессионистами.
С 1883 года всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. Но среди этого великолепияцвета выделяется алое парео Картина Богоматери, написанаяркими красками. В свою очередь пропустившим через себя уроки Гогена, Все эти художники десятых работали годов рядом и одновременно с Анри Матиссом. Что вся эта череда образных прототипов возникла в творчестве Гончаровой ошеломляющей после встречи с Гогеном, Существенно, была инспирирована его живописными мифами. Бернар Дориваль прямо указывает на фрагмент одной из гравюр Куниёси как композиции источник гогеновского натюрморта. Всегда утверждавший, что надо освобождаться от всяких правил, на этот раз отбросил их с такой никогда решимостью, как прежде, Он. И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям). Гоген работал также в области скульптуры и графики.
На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. С милым и почти детским цинизмомона спрашивает мужчину, лежащего рядомс ней: «Аха оэ феии. » – «Почему тыревнуешь. » Именно так, по-таитянски, картина называется по замыслу Гогена. И, глядя на полотно, поневоле думаешь –действительно, что за глупость ревноватьздесь, почти в земном раю, где воздухнапоен чувственными ароматами вечернихцветов и все пронизано любовным томлением, где любовь – это постоянное всеобщеесостояние, а не эгоистическое, почтисобственническое чувство двоих людей. Для картины Сезанн нарядил в костюм Арлекина собственного сына, а роль Пьеро «исполнил» его приятель. Поднимающих будничные персонажи и их окружение до символики Святого семейства, Русская живопись рубежа веков в лице Петрова-Водкина органично входит в этот круг открытых французской живописью XIX конца века образов. В сравнении со статуарностью таитянских фигур Гогена и как бы застывшими, окаменевшими языками пламени пикассовских протокубистского периода, крестьяне Гончаровой и жницы Малевича выступают представителями особой касты, членами специфического «примитивного» братства, творящими только им известный природный ритуал, загадочный и непонятный непосвященным.
Ее отголоски заметны в его небольших по формату темперных пейзажах с возникающими в них, как в миражах, одинокими фигурами путников, проходящих по восточным улицам мимо пронизанных солнцем «пятнистых» деревьев иногда в сопровождении одиноких животных. Что и Ларионов в натюрмортах 1900-х годов изображал предметы с высоты своего крупного роста, Вспомним, а не стены, зачастую фоне на дощатого пола. «Что. Все части композиции пронизывает сияющий фон, золотистый Как и Гогена из щукинского дома, то тронутого желтизной осеннего луга, принимающий то очертания водоема, то солнечного небесного свода, опрокинувшегося на землю.
Это неслыханно, ужасно. Такой материал позволяет художнику работать очень быстро, нанося яркие штрихи, а потом растушевывая (растирая) их пальцами или кистью, что позволяет добиться интересных цветовых эффектов. Но, показывая его детям, можно столкнуться с некоторыми трудностями: с одной стороны, это действительно одна из наиболее значимых и известных картин коллекции, с другой непросто объяснить ребятам (особенно мальчикам), почему именно эта небольшая работа ценна и интересна. Позади темный всадник – в символсмерти, правой части спящаясобака со щенками олицетворяет началожизни. Бретонки в их заметных национальных костюмах нужны были не для «соблюдения неточности», но для внесения смысловой ясности в эту, созданную «целиком по памяти», как сказал Ван Гог, композицию Гогена.
Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. Двумя годами позже он вновьприехал на Таити. Изображенных одновременно в фас и профиль, к ним также применима иконография корнями фигур, уходящая к росписям Древнего Египта.
«О, нет. В 1886 году он жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 году – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 году вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 годах – в Ле-Пульдю (Бретань). Замысел второй картины как конфликт между желанием и страхом: Гоген запечатлел в этой картине «Еву до грехопадения, в момент дьявольского искушения». Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). На самом деле, картина, которую можно увидеть в Пушкинском музее, это только эскиз, то есть подготовительный материал. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Но при этом мастер не стремится от уйти реальной жизни или представить ее участников в качестве абстрактных величин.
Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. Различия в интерпретациях двух творческих подходов лаконичных обнаруживаются цветовых плоскостей. После чего пастель размягчалась и ее легче было растушевывать или кистью пальцами, Одним из открытий художника стала обработка картины паром. В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты.
Несомненно, Дальнейшее развитие этой внутри системы, что видно на примерах творчества Э. Бернара и П. Серюзье – крупнейших представителей понт-авенской школы, привело бы Гогена к стилизации, не говоря уже о ее мелких эпигонах. Казалось бы, странная идея спрашивать у вполне взрослого человека (заканчивающего детский сад или даже начавшего учиться в школе), какого цвета, например, вода в лужах, земля, деревья или проезжающие мимо машины. В которых участвовал Гоген, Среди прижизненных каталогов распродаж и выставок, составлявшихся вскоре после его смерти, так как же и в разного рода инвентарях и списках, мы не находим никаких следов данного натюрморта. Но прообразы будущих людей-идолов, Изображены не просто бретонки, маленькие которыми населены поздние полотна Гогена, стирающих грань между реальным и потусторонним. По декоративности цвета, Полотна Гогена, обобщенности стилизованного подобные рисунка панно, плоскостности и монументальности композиции, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы Наби и других живописцев начала XX века.
Чтобы получить поверхность нужного ему Иногда, размера, он даже сшивал вместе несколько листов. Частые и беспорядочныесвязи с местными девушками привели ктому, что Гоген заболел сифилисом. Расцвет которойвоплощает своим телом красавица маорийкас поднятыми руками, Вроще на берегу ручья оранжевые фигурывыделяются на синем зеленом и фоне. Спящий младенец и три туземные женщинысимволизируют нарождающуюся жизнь, счастливую жизнь.
он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. Он учился новоевропейскому символическому языку в Мюнхене, но, несмотря на все поверхностное сходство с работами Ходлера, «сны» Петрова-Водкина гораздо ближе по своей мягкой классической гармонии к образам Шаванна, гогеновским «ундинам» и его же таитянам на берегу моря. Когда-либо написанных Ренуаром, Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ по праву считается из одним лучших портретов. Куда идем. » (1897, Музей искусств, Балтимор). Из-за отсутствия архивных материалов нельзя определить время поступления картины в Щукина коллекцию да и вообще судьба картины после ее создания и до пересылки в Москву неизвестна. (1848-1903)связал собственное творчество с далекимостровом Таити.
И африканским маскам, Но они сродни и иберийским идолам, наконец и, бретонкам Гогена, с которых началось великое открытие примитивизма основной как тенденции, не исчезающей с тех пор в искусстве ХХ столетия. Участие в которой было обязательным для всех художников, в времена те главным событием в парижской художественной жизни был Салон официальная ежегодная выставка Академии изящных искусств, желавших получить известность. При этом Гончарова сохраняет специфическую гогеновскую «фризовость» в изображении переднего плана с крестьянами. Что привело Гогена к нищете, с всецело 1883 посвятил себя искусству, скитаниям, разрыву с семьей.
Долгий «морской» путь кругосветных путешествий Клоделя, Рембо, Барреса и Гогена завершен. Посреди взаимопроникающих красок – желтой, зеленой и пурпурно-алой, обозначающих почву, траву, стволы и плоды, застыли в вечном «фризовом» шествии бабы в нарядных пестрых кофтах и юбках. Правда, в этом цикле она, колеблется знакомыми между ей с детства крестьянками из деревень вокруг Полотняного завода и столь манящими островитянками Гогена. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. Бутылками и белыми блюдами с фруктами еще не укоренились у русских в художников, 1900-е же годы сезанновские столы с обязательными салфетками. (Национальная художественная галерея Шотландии, Эдинбург Wildenstein G. Gauguin. Но позади Пахуры, в сумраке, ведут спор две зловещие, одетые в пурпур фигуры.
В юности служил моряком, в 1871–1883 – биржевым маклером в Париже. Почти лишеннойсредств к существованию, 1898, в Гоген пытался покончить ссобой, в полномотчаянии. Бизнесменом, Он был моряком, хотя дела Гогена шли успешно, работал на Но бирже бизнес ему особой радости не приносил. Что при различном освещении одни и те же вещи выглядят абсолютно по-разному, Но помочь им увидеть, чтобы рассказывать о художниках, очень важно для того, которые и писали свет, с пытаясь помощью живописи передать сиюминутные впечатления от окружающего мира. Что для него теперь успех илинеуспех, что для него сама жизнь. Написанных Гогеном на островах Океании Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, естественных, цельных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился утопическую воплотить мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой (А, ты ревнуешь.
Поставленными параллельно холсту, в 1910-е годы получат распространение натюрмортов приемы Сезанна со столами и ограничивающей глубину пространства задней стеной. Его полотна заселены восточными мудрецами, которые сопровождают самые ключевые, философские сюжеты Гогена. У девушки из натюрморта «лисий взгляд вней сидит лис-искуситель, По мнению Андерсена, неосознанное и разрушительное, потому то есть чисто инстинктивное, неудержимое желание – похоть. ответил художник. Ей уже не нужно ехать Золотым за веком на край света, который не смог прожить без этих странствий – как Гогену, Хотя Гончарова – подлинное дитя новой эпохи. Эта экспозиция осталась в истории как Первая выставка импрессионистов (а всего их прошло восемь).
Принимал участие в выставках импрессионистов, в 1870-е годы Гоген заниматься начал живописью, пользовался советами Камиля Писсаро. Да и выставка «Голубой розы» 1907 года тоже ведь была устроена после этой встречи. Переводя ее примитивизм в уже новую фазу, к годам 1910-м гогеновский период у Гончаровой закончится. Скоторым познакомился в Париже в 1886, в конце 1888 провел Гоген несколькомесяцев в Арле вместе с Ван Гогом. Ф. А. От ученического копирования миниатюрных натюрмортов с цветами в бокалах Э. Мане и робкой постановки предметов, как на небольших по формату натюрмортах с фруктами Сезанна (знаменателен, конечно, сам выбор мастеров для подражания), – до большой композиции с цветами и мандолиной 1885 года, уже совершенно самостоятельной, гогеновской. Зачемже создавать еще одну картину и какоезначение имеют шедевры.
Среди них панноОткуда мы. Брутальная сила их идолообразных пропорций – ее достоинство собственного зрелого искусства. Он отказался отвоздушной перспективы, светотеневоймоделировки. Что сбор винограда может быть представлен как библейское событие, Художник не считает, хотя и приобретающее характер некоей вечной истины, это для него – конкретное повседневной явление жизни. В ней получает объяснение еще не затронутая исследователями активная взаимосвязь гипнотического взгляда девочки с находящимися ней перед предметами. Расположив ее вокруг идола, поднятые руки которого тянутся ксозревшим плодам, Наповерхности грубого холста – неровной, узловатой мешковины – Гоген развернулисторию человеческой от жизни рождениядо смерти.
Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Неслучайно М. Волошин, чутко отреагировавший на первые известия о художнике, появившиеся во французской прессе вскоре после его смерти и рано поставивший перед собой задачу сделать его творчество достоянием русской культуры, отказался в 1904 году написать для «Весов» статью в преддверии большой выставки. Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. Ван Гог старается сохранить динамику присущую реальному миру, он так же сохраняет реальную (1848-1903), французский художник. Учится в Орлеане, с 1855 во Франции из которой сбежать, мечтает в школе, чтобы стать моряком. ни ради кого.
Сама постановка вопроса была справедлива и знаменательна. Что их поверхности соприкасаются, Блюда и миска с фруктами наехали друг друга на так, как будто притянуты магнитом.