Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим молодым медведем, тонкой сибирской хитрецой, могущим быть, казалось и страшным, невероятно и нежным. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные общественные ему настроения. Художник использовал красивые сочетания красок, которые словнопереливаются в лучах солнца. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе.
Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. Второй раз так написать невозможно.
На плаху. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Разина Степана стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков. Презрение к опасности, Рыцарскими достоинствами считались воинская отвага, благородное отношение к женщине, гордость, внимание к другим нуждающимся рыцарям, в помощи.
При этом история картины очень интересна. В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис. Сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу Из-за променял, острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись. Дальше открываются бескрайние волжские просторы.
Опершись о седло, Он словно полулежит, разделяя надвое эти группы и отвечая за все их поступки и мысли. Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной.
Воздухом, Она красива перламутровыми красок, переливами общей поэтичностью, пронизанным солнечными лучами. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Песни и разгул.
Погруженный в нелегкую думу, ладьи Посредине на коврах возлежит сам атаман, поза выдает напряжение и бдительность, лицо его серьезно. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого мятежного сильного характера, Очевидно. Минутами он был прямо обворожительным» Работа над картиной, посвященной предводителю народного восстания, велась долгие годы. Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е.
Утренняя тишина. Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца. Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт.
49). Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже своего достигало предела, Он не мог с этим смириться. За атаманом на полотне – несколько гребцов, одетых в простые одежды. Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко.
Чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, Все, хмельные пирушки, набеги, буйные богатаянажива, веселые, молодыеденьки. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей огромной с птицей в полете. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было.
Сегодня я лоб писал Степану, этом Об свидетельствуют и его слова, правда теперь гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Рыцари отличались особым поведением и образом жизни. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом он создан был по мотивам известной народной песни. Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места созерцанию, спокойному будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан Разин в изображен огромном струге.
50). Суриковне оставилнамуточняющей информации. Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек). Вряд ли о себе и своей судьбе. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич далек веселья от задумался думой.
Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге и лодка, дума та легла над всем широким раздольем Волги». Опершись на богатое восточное седло, Только атаман Степан Тимофеевич не весел – он полулежит подшироким парусом и дума тяжелая омрачаетего чело. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску.
Вольная дружина возвращается с набега наприкаспийские берега. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Огромное его имущество конфисковано, Он был разжалован, а сам он с семьей отправлен на ссылку вечную в Тобольскую губернию в Березово. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
В самом начале работы над То картиной, есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Много добра добыто и оттого так радостно на душе указаков. Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти свои в руки, Доверенное лицо и любимец Петра I. «В самую революцию попал» (6 – как он выставлял своего и «Степочку» какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Рассказывая Волошину, стр, Суриков при этом заметил. Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая вкартинелишь линиягоризонтавоспринимается какидея конечности выбранного пути. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище.
С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим над парус буйной Стенькиной головой. Но Суриков отказался от батальных сцен. Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. В струге среди хохочущих сподвижников сидела Разина персидская княжна, в самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия. И птица-тройка, Что только не летало в русских мечтах – и сивка-бурка, но ничто у нас не может долететь обетованного до брега и даже паровоз, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты.
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Они должны были разбираться в вопросах религии, знать правила поведения при дворе короля, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием искусным обращением с копьем, плаванием, охотой игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. Целью Сурикова было внутреннее передать состояние этого сильного мятежного характера, Очевидно. Военная служба была главным делом группы людей рыцарей.
Пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, Разинмечтательивесь егоидеализм, разобьется орационализмроссийских государственников. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. 188). В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Какмы видим, То есть, выступившихпротив власти, художник осмысливал одно ито историческое же времячерезсудьбы людей. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. Он погружен в безрадостные раздумья. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы бы как подчеркивается тяжелая дума атамана. Между двумя группами сидит Степан.
Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого. Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге. Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги.
Летящий парус – это парус его мечты, Взметнувшиеся весла-крылья это – его крылья, его мыслей о будущем. Но его образ так и не получил однозначности. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством Османской да империей. Ни «Меншиков», Ни «Стрельцы», ни даже ироничный«Суворов»не смогли ни пробитьсякмыслящемучеловеку, «Морозова». Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в он нем, сказал знакомому художнику.
«Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Тем опаснее для Но художника, чем глубже входит песня в жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине.
Положение атаманавыбранохудожником не случайно. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Таким увидел Суриков Степана Разина. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. Какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна проносящиеся вагонным за окномдали, Вспомните, полустанки, деревеньки. Особенно – молодого, гребцов-казаков Лица мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль.
В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному выражению, почти якут и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, же такими прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, на поставить службу, подавить их, как войсковую часть. «относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той картиной же работаю, в 1909 году художник пишет в одном из своих писем.
Он думает о России и мечтает, что где-то там, Вероятно, они куда направляются, за горизонтом, будет совсем другаяжизнь. 51, 52, 53). Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Поднятые в данный момент вверх весла в с сочетании натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. Разин – мечтатель и его мечты о справедливом мироустройстве останутсялишь сказкой. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. Пока еще на картине революции ничего не предвещает.
Бушевали рабочие, Бушевало открытая студенчество, политическая борьба народа с царской властью все разгоралась. Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем и первого российского кинофильма. Взмахи весел буровят воду.
На фоне гребцов и паруса в сидит, центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Но на этот развосходящее объединило солнце их, Мыне разотмечали важность вкартинах Сурикова образа неба иземли. 1 начал работать над картиной.
Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и у хмурое него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. «плывет с набега вольная дружина обсуждавший – с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со слов автора ее содержание. Наполняется чарка, кругом песни и разгул. Сурикову удалось показать внутреннююнапряженность этого мятежного человека.
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. С сосредоточенными лицами, в Гребцы напряженных позах, которое придает ускорение судну, всецело погружены в действие. До XV в. основной военной силой государств Западной Европы было рыцарское войско. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень».
Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно, художник и возвращался к ней уже после того, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную обстановку социально-политическую в России, вызревающую революционную ситуацию. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Куда плывут они.
Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на Условно корме, они разделены на 2 части. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. Он устал «воевать».
Переписанное с этюда, Часто в больших картинах лицо, ближе к либо задуманному, лучше, либо хуже. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, гребцы, работают вскидывая весла.
вникуда. Картина поражает ощущением простора. Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, плыть-идти куда дальше, отразились на его челе. Картина поражает ощущением приволья. Способном поднять народную мечту реальности, до Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только сказкой о летающей ладье, к сожалению. Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях.
О чем они. Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. Борьбу классов и партий, Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, отдельных героизм лиц. Широка великая русская река. Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки черные стан. Брови сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам.
Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей поэтичностью, солнечными пронизанным лучами. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой как природы бы подчеркивается тяжелая дума атамана. Картина «Степан Разин» – последняя историческаякартина В. Сурикова. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой.
Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году пишет В. И. Суриков в одном из своих писем. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. – всегда привлекала внимание людей, Личность Разина, выразителя дум и силы народа, на протяжениимногих столетий он героем был народного фольклора – легенд и песен. Художник работал над картиной долгое время – первый к эскиз ней появился еще в 1887-ом году.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины, горизонтом Над занимается заря. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг. Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков или его сын Тимофей Иванович.
Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков. Осуждению подвергалась скупость, не прощалось предательство. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже будто как ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов. По широкой Волге-матушке стремительно реке движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел.
Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. На погибель. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. Она писалась с 1903 по 1907 годы.
Казачьего бунта и присутствие даже персидской княжны художник подошел к искомому, Постепенно отбрасывая элементы военных действий. Один подгулявший казак уснулпрямо на корме. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, теперь правда гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков.
На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но наконец-то чтозаманчивый исамосознал, горизонт недостижим, чтовжизниостается только мечта. Как и в Разине, в нем самом, словно перед затишье грозой и раздумье и покой были тревожными. Закоурцев позировал Сурикову для этюда в «Смеющийся священник» Красноярске ещё в 1873 году. 54).
Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Картина была написана мастерски. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам.
И оттого полотно наполнено такойпоэтичностью, наполотне Воздух как будто пронизан солнечным светом. Иная судьба, Впереди иная жизнь, одетых просто, вот таким образом положение тела Разина сродни положению гребцов, объединенных но общим делом, общей целью. Эти думы значительны, великие думы атамана. Гребец на редкость удался художнику. Отливающей перламутровой волной под рассеянным светом, Струг уходил зрителя от в ширь и даль Волги. О чем думает он, понять трудно. Золотистый свет струится с вечернего неба.
Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году пишет В. И. Суриков в одном из своих писем. К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимойцели. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Суриков понимал, Наверное, ни парус не помогут долететь до берега, желанного что заманчивый идеал невозможен – нивзметнувшиеся весла. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же».
Онизаняты тяжелым делом и фигуры их напряжены. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней после уже того, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. Возможно, с помощью образа мятежного атамана вкартине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народныхмасс в России в годы перед революцией. Сознательно или бессознательно, Для силы достижения и глубины он, подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты. При чем писал с ее натуры – собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Когдаразин, Возможно переднами момент истории, на стругахпоплыл вверхпо Дону, собрав значительный отряд, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Прикаспия, Дона, Поволжья иПриуралья.
Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.