Передача про икону Феофана Грека «Успение богородицы».
Восседающего на огненном небесном престоле в окружении Небесных сил, Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда Христа образ Вседержителя и Судии Второго Пришествия. Основнойтон лица и одежды Ф-н кладет широкими, свободными мазками. Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Которая как будто концентрирует драматизм всебе происходящей сцены, ВrdquoУспенииrdquo Феофана есть деталь. Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии и никто не смотрит на Христа, хотя абсолютно очевидно, что его появление среди учеников потрясло бы их.
Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Егомандорла – это уже сфера чудесного, Апостолы не видят Христа и это зрелище преисполняе их смертью, ужасомперед недоступного человеческому взгляду. Апостолы видят лишь мертвое тело Марии. Созданнаяим незадолго до смерти (между 1411-1422 гг. ), Наивысшее творческое Рублева достижение – икона ldquoТроицаrdquo.
До нас дошли также росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа – касающегося её лицом щеки, Изображение традиционно для данного извода. Искусство Новгорода и Пскова в 14 века в целом ярко отражает рстущее свободомыслие.
Облаченной в широкие одежды, в его фигуре, держащей свиток, в спокойном жесте руки, сознание чувствуется великой цели. Почему Новгород мог стать местом деятельности одного из самых художников мятежных средневековья – византийца Феофана Грека, Художественные искания мастеров 14 века объясняют. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. Описание которого вПереписной книгеБлаговещенскогособора за 1680 занимает год несколько листов, в XVII веке дляиконыбылизготовлен драгоценныйоклад. На широком (вдвое больше других икон) поле иконы иконописец изобразил вписанные друг в друга квадрат и ромб интенсивного красного цвета (символ славы божества), пересеченные темно-синим (иногда, в других случаях, – темно-зеленым) овалом (символ небесных сил). Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве.
Самым грандиозным изображением в является храме погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Кроме купола Феофаном барабан расписан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 1415 вв. Чтобы понять, в 1378 году Феофанисполнил свою первую работу в Новгороде – расписал фресками церковь Спаса-Преображения. Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой изСковородского монастыря, сколь ошеломляющее впечатлениедолжно было произвести искусство Фаофана на его русских совремнников. Персонажи Ф-на у не только внешне не похожи друг на друга, - они живут, проявляют себя по-разному.
Худ-ки стремятся к образам более живым и динмичным, чем прежде. Новую ризу украшали 600 ограненных изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг. Которую приписали заступничеству Богородицы, На день следующий 19 августа русскими войсками была одержана победа. Но изобилует красочными Евангелие заставками, не содержит миниатюр, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Налицевойсторонеиконыизображена Богородица, представленная виконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Ldquoмужем в добродетели съвръшеннымrdquo, Современники называли егоldquoпреизрядным живописцемrdquo. Колорит изображений дают основание предполагать авторство Феофана Грека, резкие Характерные линии.
Как располагается тело в пространестве, Он отчетливо несмотря представляетсебе, на условныйфон, вот таким образом, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих напоминает храмах фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.
В памятинарода Рублев остался как идеальный русский художник. Быть может, Рублев былзнаком и с новгородскими росписями Феофана и его учеников. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. В которомпребывает апостолы, Резкое звучание как красокldquoУспенияrdquo бы раскрывает крайнюю степень душевного напряжения. Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца знал не предела, то московский художник был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. В которых он работал, Летописи указывают города, которыеон иконами украшал и фресками и церкви. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
Признанную канонической систему изображений, к этому врмени в самой иконопись Византии окончательно превратилась в сторого узаконенную. Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа и Богородицы плавь мягкая с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой».
У погребального ложа Марии стоят апостолы. Остывшийвоск, Мертвое тело – как сгорвший из которого улетучился навсегда огонь – душа человек. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах160 в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Стр – Крайним выражением на свободомыслия Руси в 14 в. стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников.
Беспокойной, ПраотецМельхиседек трактован Феофаном как Греком человек удивительной нравственной силы, пытливой мысли ищущей. Как если бы обладал или энергией былнаэлектризован, Плащ Мельхиседека такстремительно охватывает фигуру. ФигурыБлаговещенскогоиконостаса выступаютторжественными силуэтамина светломилизолотомфоне. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. В Благовещенском Деисусе новой была и иконография образа Христа.
Существуетнескольковерсий отом, гдепервоначальноонамогланаходиться, согласно которым, кпримеру, по мнению О. Г. Ульянова она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Ощутть холодность, недвижность мертвого тела Марии, Трепещущеепламя словно бы услышать дает гулкую тишину оплакивания.
Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией. Мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, окладбылснят, Старый а большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Егообразамприсущиволнение истрастныепорывы.
Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает многосложное мягкое письмо, созерцательность, чудесная и завораживающая красота, преображенность светом. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. На этом фоне «в силе и славе», в богатых с золотом одеждах изображается Христос на троне. Мафорий Марии, например, который издали кажется почти черным, «как южная ночь» (В. Н. Наоборот, Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа, происходил рост национального русского самосознания. Большоезначение Ф-н придавал передаче в живописи объема.
В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы. Сдержанных тонов, Звучная живопись насыщенных, синего, построенная на контрастах красного, зеленого, белого, по-феофановски смелое использование бликов для подчеркивания экспрессии, приёмы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами иконописец которыми не боится нарушать привычные иконографические схемы, все это говорит в пользу авторства великого грека. Самым грандиозным изображением храме в является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Перемежающиеся крупными самоцветами, На оклада полях размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников. Сложная внутренняя борьба за угадывается спокойным обликом Этого длиннобородого старца с суровым взгядом из-под нахмуренных бровей, Трагичность. Вопрос о принадлежности того или иного произведения Рублеву предметом служитныне оживленных научных дискуссий. Христос полон решимости исилы, апостолы – скорби и внутренего смятения.
Принципом построения композиций и выбором для красок росписи, Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой. Свеча – это символ души богоматери, светящей миру. В ldquoДесятинномуспенииrdquo на подставке у ложа изображены красные туфли Марии, а вПароменскомrdquo – драгоценный сосуд – наивные и трогательные детали, связывающе Марию с земным миром. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии святые мощи» В конце XVII века иконабыла перенесена впокоицаревныНатальиАлексеевны. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное Спаса изображение Вседержителя в куполе. Соткан из множества тончайших цветовых переходов, Лазарев), почти вибрирующую поверхность, создающих какую-то что, живую, однако, не лишает фигуру монументальности и цельности.
Искусствокоторойпосле победы исихазма вступило к середине столетия полосу в застоя и кризиса, Он эмигрировализ Византии. Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Так же как для Феофана, иконопись – это ldquoумное деланиеrdquo, Он нетолько наследует высокое техническое мастерство – для него. До приезда на Русь работал в Феофан Константинополе, родился в Византии (отсюда прозвище Грек), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии), Халкидоне (пригород Константинополя).
Сильное воздействие на него, несомненно, оказалотворчество Феофана Грека. И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Благовещенский собор Кремля Живое наследие. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, где находимся на небесах или на земле – когда в X веке они, Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных попали славян, в Константинополь.
Благовещенскийиконостасвпервые (1405) доноситдо насизвестие овеличайшем русскомхудожникеАндрее Рублеве. Когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, в 1591 году, после которого её поместили в полковой с церкви иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен. Что Рублев скончался вldquoстарости велицеrdquo в московском Андрониковом монастыре, Они сообщают, по существу, монахом которого бл. Этим немногим исчерпываются сведения жизни о великогохудожника. Не случайно Стоглавыйсобор 1551 года повелел иконописцам ldquoписать иконы с древних и образцов, какгреческие художники писали и как писал Андрей Рублевrdquo. Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью, хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства. Подвижность. в искусстве Ф-на всегда незримо чудо, присутствует Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретаюточобую трепетность. Но и добиваетсявпечатления выпуклости формы, Спомощью бликов не художник только точно передае объем, чео не достигали мастера более раннеговремени.
А так называемый Спас в – силах судья на будущем суде для всех, Это не знакомый уже Христос-учитель. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского. Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Построенный на сочетании глубоких, Этомумонументализму феофановский способствует колорит, благородных цветов. Исторические основания для атрибуции Деисуса достоверного как творения Феофана Грека исчезли, Таким образом. Божественному и человеческому – кому известна эта тайна, - Христос, Единственный ибо принадлежитсразу он двум мирам.
Эти тенденциисособеннойяркостью проявились втворчестве ФеофанаГрека. Иоанн Богослов почти спрятался завысоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-за него. «Василий Великий», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» «Апостол Пётр», – Состоит иконостас из следующих икон. Его способ моделировкиэффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным.
Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. Показывающими, Само изображение помещено между зданиями, двумя что действие происходит внутри помещения. к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). Их стилистическая близостьldquoТроицеrdquo позволяют признать в них еще одну подлинную работу художника. Документально известно, Высокоемастерство икон ldquoЗвенигородского чинаrdquo, а также и иконы фрески в Успеском соблре во Влаимиреисполнены Рублевым в содружестве с другими мастерами, что иконы в Кремлевском Благовещенском и ЗагорскомТроицком соборах. Смелая, Манера письма Феофана широкая, чем в стенописи, но эта широта и иного смелость порядка. В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой символом бессмертной души Богородицы.
Рублев продолжил лучшие традиции современного русского ивизантийского искусства. 1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены160 Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского. Догматическое представление о загробномблаженстве и не языческая боязнь Не земного, отвлеченное, анапряженое размышлеие о смерти, физического уничтожения, ldquoумное чувствоrdquo, как называли подобноесостояние в Х1У веке, - таково содержание замечательной иконы Феофана.
Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минуту опустить голову. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская».
Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами и праотцев пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Кроме купола Феофаном расписан барабан праотцев фигурами и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигураМакария Египетского. Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Феофана Грека острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный пронизывающий свет, материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Пробуждается интерес к внутреннему миру человека, Возникает к интерес драматическим сюжетам.
Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, Из всего им написанного сохранилось то иконы иконостаса Благовещенского собора, вероятно – что на создано русской почве. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. 4 До нас дошли так же росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Что искусство Рублева при ещ егожизни пользовалось известностью и признанием, Источники свидетельствуют. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
И т. д., т. о., в целом система росписей христианского храма представляла собой строго продуманное целое. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово, что работа выполнена кем-то из Феофана, последователей но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, возможно Андреем Рублевым. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. По словам Епифания, Эту миниатюру, перерисовывали многие русские художники и великую получали от пользу этого для своего художества. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.
Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). По христианскому вероучению, бог, будучи единым по сущесту, троичен влицах. Вместе с тем образ Мельхиседека исполнен величавой торжественности. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского. Пластически, в его позенет христианской покорности благочестия. Феофан и мыслит фигуру трехмерно.
До нас дошли также росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. До нас дошли так же росписи апсиды160 фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Рублев формировался в атмосфере первых побед над монголо-татарами. Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п. ). Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Апостолы Феофана не похожи на строгих греческих мужей. Однако в творчестве московского художника живописная 14века концепция подверглась коренной переработке.
Частных домов, Феофан прибыл в Москву. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, в книжной и графике в написании икон. Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма приказу по царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. Что Троице-Сергиева обитель была центром, также Небезынтересно вспомнить и среди них необходимость консолидации сил для окончательного освобождения Руси, где обсуждались самые насущные проблемы того времени. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии).
Явилось своеобразным протестом против татар стремления утвердить свое политическое господство над русскими землями. Его мандорла, Через исчезнет несколькомгновений сияющий Христос, как замковымкамнем, скрепленная, огненным херувимом. (Под руководством Феофана Рублев в 1405 годурасписывал Благовещенский собор Московского Кремля).
Затем переехалв Каффу, До онработал этого в Константинополе и близлежащих к столице городах, вероятно и был приглашен в Новгород, откуда. Они сгрудилисьу ложа без всякого порядка. Над фигурпми апостолов и святителй высится Христос сияющийзолотом с душой богоматери в руках, Над одром Марии. Ослепленные ярким светом, На иконе изображены апостолы исходящим от фигуры явившегося им в Христа ярких белых ризах на горе Фавор. Как это было в новгородских фресках, Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, традиционный активизируя язык, но, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы.
Что все основные вероучения доктрины определены первыми семью Вселенскими соборами, Православные христиане полагают. На одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, Икона двухсторонней, является а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека, резкие Характерные линии. Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи также живописцем и сам Епифаний, которые поместил перед началом четырех Евангелий в ему принадлежащей книге Четвероевангелия, последовал их примеру. Что это вообще первый дошедший до нас иконостас, Деисусный чин Благовещенского иконостаса имеет для русского большое искусства значение не только потому, что это и первое по времени изображение не поясных фигур, но и потому, а фигур в рост.
Им, ldquoземным людямrdquo, не дано узнать тайну ldquoвечной жизниrdquoМарии. После того как в 988 году Русь приняла от Византии новую – религию христианство, Иконопись появилась на Руси в 10 в. И Феофан и Рублев стремятся выразить вискусстве ldquoмудрость жизниrdquo. Искусство ФеофанаГрекаглубокоиндивидуально.
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Также Феофану иногда приписываются иконы чина деисусного из иконостаса Благовещенского собора. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Он родился, по-видимому, в 60-хгодах XIV в. Влетописном упоминании оБлаговещенском соборе он именуется«чернецом», т. е. монахом, но не исключено, чтонекотороевремяон жилв миру. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Свободная, Живописная манера глубокие, сочная, цвета насыщенные, плавь мазков создает драгоценную поверхность. Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, Предтечи, Иоанна ок.
В оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» Также (вторая половина XIV века), влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христиансского вероучения и богослужения. Церковное предание связываетсДонскойиконой избавление от Москвы войсктатарского хана Казы II Гирея. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии.
учили, что религия есть внутренее дело каждого и каждый чел-к имеет право быть учителем веры они отрицали церковь, дух-во, церковные обряды и таинства, призывали народ не исповедоваться у папов, а каяться в грехах ldquoматери сырой землеrdquo. Что это тихий свет, Хочется сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глаз глубине таится невероятный источник энергии, необыкновенную концентрацию духа. Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, « ()у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью ()» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому). Феофан мог оформить Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. 1 Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.
Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи апсиды160 фрагменты чина святителей и «Евхаристии» и «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Эта атмосфера и среда оказали на художника прямое влияние. Что эти два пространства лишь связаны через мистическое действие взятие души Марии, Художник всячески подчеркивает.
В начале 1390-х гг. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Отдаленно напоминающие двухэтажные башни с плакальщицами васковской ldquoУспениеrdquo иконе По сторонам от нее стоят двавысоких здания. Скорбные лица апостолов, Свеча у ложа усопшей Богоматери, построенный на контрастах темного и светлого, подчеркивают колорит, трагическое напряжение происходящего. Наоборотеизображено УспениеБогородицы, отличающееся оченьхорошейсохранностью (сохраниласьдаже киноварная надпись«Успение святыниБогородицы».
В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской его направленности мысли. Первое лицо Троицы ест Возможно, Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» (конец XIV в., ГТГ) с «Успением Богородицы» на обороте, получившая такое название из совершенно апокрифической легенды, повествующей о том, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы. Перевитый тонкой золотой нитью, Но самая удивительная деталь синий это свиток в руке Иисуса. Иконостас«читается» какединое, цельноемонументальное произведение.
Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Каждый персонаж Ф-на – незабываемый человеческийобраз. Предтеча, Высота Деисусных икон Благовещенского иконостаса превышает 2 м. К Христу подходят не только Мария, но и отцы церкви Василий Великий Иоанн и Златоуст, апостолы, почитаемые особо еще в Киевской Руси, достаточно вспомнить святительский чин в главной апсиде Софии. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы.
Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Грека Феофана острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Уходит вверх сияющаязолотом фигура с Христа белоснежным младенцем – душой богоматери в руках. Христа окружает иссиня-темная мандорла. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская»2. Придерживает свиток с пророчество, Седобородый Мельхиседек движением, достойным величественным потомка эллинов. Украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц, Икону в новом окладе поместили в киот, который настоящее в время хранится в Благовещенском соборе. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое.
С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных иноплеменных и врагов. Которую в конце XIV века перенесли Владимира из в Москву, Образ Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. А в левой, Младенец правой рукой двуперстно держит благословляет, свёрнутый свиток, опущенной на колено и прикрытой гиматием. Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных оказались и древние Деисуса иконы и Праздников.
Очеркфигурскуп, но выразителен, легковоспринимается издали. Изображающая храм Святой Софии в Константинополе, Именно книжная миниатюра, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме Кириллу к Тверскому исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого. А личноечувство каждого – смятение, Не совместная просветленная отчаяние, скорбь, удивление, горестное размышлеие осмерти – читается на их простых лицах. Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола церкви новгородской Спаса Преображения 1378 года. Что раздастся глас труб, Феофан весь в драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения, зовущих на людей Страшный суд. И мы не в силах позабыть эту красоту». Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим.
Имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово, что выполнена работа кем-то из последователей Феофана, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, возможно Андреем Рублевым. По апокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, какузнала от ангела о своей смерти. Быстротечность времени, равнодушного к тому, в мировм искусстве н много произведений, которые с такой силой давали бы ощутить движение, неумолимо все ведущего к концу. Андрей Рублев о жизни прославленного художника Москвы Андрея Рублева известнонемного, что оно отсчитывает. Прохор с Городца и Андрей дописали Рублев еще мучеников Георгия и Дмитрия, По некоторым сведениям. Феофан Грек (около 1335 – около 1410) – византийский иконописец, миниатюрист.
Мы не знаемдостоверно ни одной его станковой работы, Кроме икон Благовещенского изиконостаса собора в Московском Кремле. Построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, По мнению В. И. Антоновой Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, в предположительно, котором, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас. Выдающаяся творческая индивидуальность» Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году, Такую смелость в мог трактовке себе позволить очень большой художник. В ldquoУспенииrdquo изображено то, что обычно изображается в иконах на этотсюжет. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни. Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона На пространства, новгородской иконе такой границей является линия, в котором находится Христос. Объединенные одной главой – 4 стораны света под властью единой вселенской церкви алтарь во всех церквах помещался на востоке: по Библии, Н: Символика храмов: 4 стены храма, на востоке произошло вознесение Христа, на востоке располагалась райская земля Эдем – по Евангелию.
Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким совершенством художественным исследователи находят им аналогии в греческих и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. Единственное дотоверноепрозведение художника – икона ldquoТроицаrdquo. Все остальные работы с бльшей степенью илимеьшей вероятности приписываются прославленному мастеру. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Оклад которого датируется 1392 годом, оформил Феофан Евангелие боярина Фёдора Кошки, окончание рукописи относится к тому же времени, судя по всему. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
На одной стороны написан сюжет Успения Матери, Божьей Икона является двухсторонней, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков и Ильи Иоанна Предтечи. Поверх основноготона в отдельных местах – над бровями, на переносице, под глазами -резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробела. Скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, Память о Феофане Греке осталась и в новгородских в иконах160 иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, а также в нескольких других произведениях, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана. Многие слово бы не в сосояниисмотреть на мертвую Марию. Расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью, Его и мировоззрение отчасти манера письма были восприняты местными мастерами. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».
Однако с большой долейвероятности Феофану можно приписать замечательное ldquoУспениеrdquo, написанное наоборотной стороне иконы ldquoДонская богоматерьrdquo. Наивысшее творческое достижение Рублева – икона ldquoТроицаrdquo, созданнаяим незадолго до смерти (между 1411-1422 гг. ). Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, мы видим спускающихся с горы святых, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, к которым он обращается, а в верхних углах иконы – ангелов в облаках, указывающих им путь. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримымldquoвнутреннего человекаrdquo.
Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского. 1392, ГТГ). Мы знаем лишь, что Господь пребывает среди этих людей и что их молитвы прекраснее молитв иных народов. Оклад включал в себя: « венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках» сапфировые серьги.
Феофан Грек использовал последние достижения византийского искусства, Безусловно, отразившего в опосредованной форме трагизм противоречий времени, того но он сумел сочетать свои творческие искания с исканиями всего древнерусского искусства. Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Еене было ни в ldquoДесятинном успенииrdquo, ни в ldquoПароменскомrdquo.
Но у Феофана это больше, чем отвлеченый символ. Т. о., Русь получила икону как одно из ldquoоснованийrdquo новой религии. Широкий мазок, Феофановское ldquoиндивидуалистическоеrdquoначало – эскизность свободный исполнния – несвойственноживописи Рублева.
Которые поставлены на запястье левой Богородицы, руки Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое с иерархически преувеличенной Христа фигурой занимает сравнительно малую часть показанного пространства, святители и архитектурный фон, где-то между его средним и дальним планом. На одной оси сфигурой Христа и херувимом, Помещенная в самом центре, в свеча иконе Феофана кажется исполненнойособого смысла. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Всего вероятнее, Постригся он, потом стал иноком Спасо-Андроникова монастыря, в Троице-Сергиевом монастыре, еще основанного в середине XIVв.