Обратимся еще к одной иконе «Троица Ветхозаветная»: справа – знаменитая рублевская, слева – ушаковская.
Выступая как самостоятельный Однако авторэтих, в обеих указанных выше иконах Ушаков создаетвесьма сложное композиционное произведение, не имевших в древности прецедентов, невидимому икон. Имже бо судом судите, судят вам. Неяркий золотистый тон, Спокойный серовато-оливковый колорит, архитектурного фона, утвари и нимбов надписей создают впечатление идиллического отдохновения. Охрой, Лик Христа выполнен по санкирю, оливковому свысветлением и красновато-рыжеватыми приплесками в тенях. – все символическое, горнее в иконе подменяется реалистическим, земным, дольним.
Последние пять находятся в Третьяковской галерее. И Климшину предложили взамен новый двор Симона Ушакова, Царскому тестю Кириллу Нарышкину Полуэктовичу приглянулся Китайгородский двор гостя Киприана Климшина. Московскаярусь переживала период своего расцвета – ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность егопроизведении, Однако в них неследовало искать страстности ни ФеофанаГрека изысканность их колоритаотвечали требованиям времени. Не удостоился новой серьезной Филимонова, монографии, да и мелкие публикации о нем можно буквально перечесть по пальцам. Значит, художник-изограф крещен был Пименом, а Симон его мирское прозвание (обычай наречения второго имени в Древней Руси был широко распространен).
Все эти «живоподобные» нововведения сводились к тому, что символическое, «горнее» подменялось в иконе реалистическим, «дольним». Тем, Объясняется это, видимо, что всю иконную лик доскузанимает Спасителя, что данный извод отличаетсяот других тем. Публикуемая икона поступила в Третьяковскую галерею из Смоленска в 1936 году. Не могли иллюзорно передавать объем, Ведь до Ушакова не художники знали прямой перспективы, по мнению Филимонова, то есть, не умели, как следует рисовать. Печерскому преподобному 27 августа Пимену Великому и Пимену палестинскому 28 августа киево-печерским угодникам и их в числе Пимену постнику, Седьмого августа праздновали Пимену многоболезненному. Впечатление возвышеннойотрешенности образов усиливается особойтрактовкой цвета и света.
Что явление ангелов в Содоме является прообразом Святой Троицы в Ушаковской иконе ясно скорее из подписи, греческой То, чем из изображения. В середине 60-х годов он вершины достигает славы и приобретает известность лучшего московского иконописца. Но такая объемность не вяжется их с плоскостным расположением, «Их фигуры вроде как бы объемны. Краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, Композиции егопроизведений отличались строгойторжественностью, ликинеизменно а красивы, головы, руки и ноги святых миниатюрны.
В числе мастеров серебряной палаты, Начал в работать Оружейной палате в 1648, с 1664 возглавил иконописную палату. Царь Алексей Михайлович был еще моложе своего нового мастера не самодержцу исполнилось даже девятнадцати, Впрочем. Эффект светоносностиусиливают легкие, не нарушающие идеальнойформы высветления. Сию дщицу начертал зограф Пимен Федоров сын – зовомый Симон На Ушаков, гравюре также есть надпись. Стол гостеприимного хозяина богато сервирован посудой XVII столетия.
Что у Рублева на столе, покрытом простой белой скатертью, Напомним, строгая форме, чаша, по стоит лишь единственная. Сидящий в центре, Ангел, то есть Иисус Христос, наделен не крестчатым нимбом, второе лицо Святой Троицы, не выделен. Очевидно, Побудительной причиной, как бы увидеть их новыми было глазами, желание заострить внимание молящегося на сути происходящих событий. Изображение виноградной лозы, которая вырастает из московского Успенского собора и несет на себе (или, точнее, в себе) икону Богоматери, восходит к древней композиции Древа Иессеева земного родословия Христа. Со всех четырех сторон главную икону обрамляет12 четырехугольных семивершковых икон иллюстрирующих важнейшие места изакафиста Благовещению. На обеих иконах изображены три Ангела за трапезой, без предстояния Авраама и Сары.
Достойно внимания, что Богоматерь Барловская (Млекопитательница), хранившаяся в Благовещенском соборе Кремля, по мнению современных исследователей, являлась греческой переработкой образа итальянской Мадонны, кормящей грудью младенца. Ибо Ушаков был глубоко верующим рефлексирующим и человеком и будет неправ и художественные задачи для него не были и не могли быть самоцелью. Богатая сервировка стола, европейские дворцы вместо палат Авраама, дуб Мамврийский, снова ставший не столько символом, сколько реальным деревом, в тени которого происходят события, лица ангелов как живые.
Семнадцатый век всегда будет памятен для русской культуры в первую очередь становлением человеческой личности, которая как психологический феномен возникает на переходе от Средневековья к новому времени (именно такой переход и осуществлялся в России XVII века и Симон Ушаков чутко откликнулся на него). В синодике церкви Троицы в Никитниках значился род иконописца Симона Федорова сына Ушакова, включавший восьмерых схимников и схимниц (в том числе отца Симона, Федора-Филарета) и четверых иноков. Хотя у С. Ушакова угловатые, прямые складки хитонов густо пробелены золотом. Эта живопись полностьюлишена драматизма.
Стоит Богоматерь и перед Нею, Исполненная величавой и спокойной красоты, одетая в богатые царские одежды, предстал красивый юноша -Архангел Гавриил, простерши дляприветствия правую и руку держа в левой жезл. В котором он отстаивает принципы художественного правдоподобия и 1666), говорит о личной ответственности художника за свои работы, сравнивая живопись с зеркалом. «имея от господа Бога талант – иконописательства который, о своем замысле, не был реализован, вероятно, Ушаков писал. Сама композицияизображает битву на Цареграда стенах греческого войска с напавшими на негоязычниками, ". Привычная и уже стершаяся от длительного Старая употребления иконография, такой возможности не давала. Продолжая оставаться формально в Серебряной палате, Симон Постепенно, Ушаков все более занимается живописными работами.
Собственный взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в теоретическом сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. Как ни странно, происхождение Социальное Ушакова, до самого недавнего времени считалось неизвестным. Образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), «Успение» (1663), два образа преподобного Радонежского Сергия (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). В обязанности которого входило исполнение для рисунков царских серебряников, Ушаков занял должность знаменщика Серебряной палаты. Завершилось это мероприятие лишь шесть лет спустя.
Отсюда дореволюционные исследователи его творчества сделали вывод, что звание было пожаловано мастеру в 1670-е годы за выдающиеся заслуги в иконописании. Пространствотрактуется условно, лишь легчайшимнамеком. Однако завершить начатое ему не дали. и решил их вырезать на медных досках. » (История русского искусства. В юном возрасте в совершенстве освоил сложное ремесло «знамения» (рисования) и в 1648 г. поступил на царскую службу в Серебряный приказ при Оружейной палате. А в прошлом веке ее называли Богородица Владимирская с московскими угодниками концепция же ее, Однако сам мастер дал не иконе никакого названия, как показала искусствовед В. Г. Но и там иконописцу не удалось осесть окончательно: в 1672 году этот двор продали для подворья владимирского Рождественского монастыря.
Вот таким образом Симон, Младенцев вскоре крестили после рождения и родился в августе 1626 года, скорее всего. Внизу к ним присоединяются члены царской фамилии Алексей Михайлович с женой и сыновьями. Как бы высоко ни художественное ценилось достоинство какой-нибудь из старинных русских икон, Буслаев, никогда она не удовлетворит эстетически воспитанного вкуса – заявлявший. На эту мысль наводит обилие духовных лиц среди родни Ушакова. Обе они стоят как бы во особняком всем творчестве художника. Причина этого лежит в их сложной композиции.
Которая заключает в себе все члены человеческого тела, попытался но выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства. Посторонам входа располагаются две фигурыархангелов, Выше, третийрегистр занят сценами из детства Михаила ДевыМарии и Гавриила, а завершает композицию – деисус. В интерьере собора значительное местоотведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. Чубинская, отличается цельностью и единством. Понятно, что Симон для этого уже должен был уметь рисовать, причем рисовать неплохо. Которая словно выступает изнутрицеркви на стены Привходе фасада, молящихся встречает портальнаяфреска. И с той поры уже ни один крупный заказ в Москве не обходится без Ушакова, в 1657 г. ему поручается поновить росписи одной комнат из кремлевского дворца.
А стол с чашей – символ таинства жертвы искупления превратился – в обычный натюрморт, Ангелы здесь выглядят вполне живыми существами. Икона написана на большой доске – пообмеру Г. Филимонова, длиною в два аршина. Он родился в Москве в 1626 г., скорее всего, в семье посадских людей. Авторитет и влияниегениального русского художника XV века Андрея Рублева в течение полуторастолетий были и непререкаемы незыблемы. Из собора произросло громадное древо, средние ветви которого, оканчиваясь цветком, служат подножием для иконы Владимирской. Были монахами московского Знаменского монастыря обители фамильной бояр Романовых, Лаврентьев. Ритм его замедлен и отяжелен за счетреалистического изображения ангелов и окружающих их предметов.
О напряженных размышлениях над предназначением искусства свидетельствует им написанный трактат Слово к люботщательному иконного писания. Quotвзбранной Воеводе победительная – например, над Так, первым таким изображением слова из Iкондака. И надопризнать – решает ее блестяще. Который, Мастер заимствовал композицию из распространенных широко в то время гравированных Страстей работы Леонтия Бунина, скопировал серию листов известных голландских граверов братьев Вириксов, в свою очередь. Среди которыхособую известность получили ТихонФилатьев и Кирилл Уланов, Ушаков возглавляет и иконописнуюмастерскую оставляет множествоучеников и последователей.
И всему более или менее образованному русскому обществу того времени, Тот же образ мышления был свойствен и врагу злейшему Аввакума патриарху Никону. Недалеко от церкви Троицы в Никитниках, а в 1668 году мастер получил более серьезное пожалование большой в двор Китай-городе. Как выяснил из другого, дядьев Двое художника, пока не опубликованного синодика историк А. В. Он даже во многом следует композиционному решению знаменитой «Троицы» первой четверти XIV века, находящейся в Троице-Сергиевом монастыре и принадлежащей, как полагают, кисти Андрея Рублева. Глядя на каждого воина, видишь, что совершаетон в данный момент.
Здесь не лишнеотметить, что интерес Ушакова к лику как определенному реалистическомучеловеческому лицу привел его и к портретной живописи, образцы которой (помимоизвестных, но не дошедших портретов царя Феодора Алексеевича и АлексеяМихайловича, бывших в свое время в Архангельском соборе) мы находим на иконеВладимирской Богоматери известной также под названием Древа ГосударстваРоссийского, где в медальонах, обрамляющих икону имеются изображения всейцарской семьи. В тени которого отдыхают путники, Дуб стал Мамврийский реальным деревом, но при этом он лишился своего символического значения. Как таковое, Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, несмотря огромное на влияние, не было и не могло быть значительным, оказанное им на все последующее иконное дело. по своим ошибкам в рисунке и колорите.
Под платом на фоне имеется белая надпись: «7186 1678 писал Пимин Феодоров сын по прозванию Симон Ушаков». Более известным как Ларион Ушаков, недавно а было высказано предположение о родстве Ушакова с еще одним Илларионом, строившим, царским подмастерьем каменных дел, в частности, Теремной дворец в Московском Кремле. Они исполненыэкспрессии, жесты их конкретны. Где многочисленные иконописцы учились и работали над самымиразнообразными правительственными и царскими Эта заказами, была своеобразнаяакадемия художеств. не хотел я его скрыть в землю.
И потребность в новых кадрах стала весьма насущной, к тому времени умерли многие старшего иконописцы поколения. Упоенно писавший синие тени на февральском снегу, Грабарь, произвел истории ревизию отечественного искусства. Лики на иконахУшакова (кстати сказать, чисто славянские, округлые в противоположность все ещепродолговатым, "византизированным" ликам Рублева и егопоследователей) как бы выступают из оклада. Бог первый и главный учитель иконописца талант это особая благодать, даруемая Богом и его надо направлять на прославление Творца.
Что двойное название иконы Богоматерь Владимирская, Овчинникова считала, отражает природу двойственную самого памятника или Насаждение древа государства Российского. Здесь на первоеместо придется поставить икону Благовещения и выше упоминавшуюся -Владимирскую. Иконник стремился уйти от канонических изображений, Настойчиво повторяя нерукотворный образ Христа, отчетливо выраженной объемности, добиться телесного цвета классической лика, правильности черт.
С головы Спасителя спадают по две пряди волос, выписанные чрезвычайно натурно. В ветвях которого разместились цветные медальоны образами с московских правителей и духовных лиц, Это древо святости. И позднее поновлять древние чудотворные иконы Богоматери Петровской, Ушакову довелось и Влахернской, тогда, Барловской. Правыбыли исследователи, Конечно, как и во всей Московскойшколе, видевшие в творчестве Ушакова, знакомство с им современными западноевропейскими художественнымиобразцами, в частности с гравюрами. Зачем же Ушаков и его современники пользовались иноземными оригиналами. Еда была четырехразовой и состояла из калачей, хлебов, пирогов и рыбы. Пуристы упрекают Симона Ушакова за то, что он не чурался западных, то есть католических, образцов.
«Композиция «рублевская» иконная, условная, но от этого особенно грузными в своей грубоватой телесности кажутся ангелы, восседающие на фоне роскошной ордерной архитектуры за столом, уставленным утварью самой тонкой работы». Восстановить которые отчасти удалось по авторским надписям на Биография иконах, художника имеет немало пробелов. Исследовательница русского портрета XVII века Е. С. Иное впечатлениеоставляет создание Ушакова. Отважная попытка переродить это дело, «влив в него новые мысли и чувства», была ему не по силам, но «при других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше».
Год рождения мастера вычисляется из надписи на иконе в церкви Троицы в Никитниках. Собираясь встать, левой рукой прижимая к груди мешок со сребрениками – он спиной повернулся к столу, Тайная вечеря из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры обращает на себя внимание сложным контрапостом фигуры Иуды. Внизу иконы точно воспроизведена кремлевская стенасо Спасской башней. А с соблюдением возможной индивидуализации каждой, Тут художник воспроизвел батальные сцены – жаркий бой двух конныхвойск и отражение пехотинцами со города стен идущих на приступ врагов. Бесконечное количество мелких человеческих фигур вырисованы мастером несуммарно. Что была присуща созданиям Андрея Рублева, Однако это произведение не несет высокой той одухотворенности.
По обмеру того же Г. Филимонова, онавышиною полтора аршина, в ширину – аршин без двух вершков. Стремящейся к как дематериализации, можнобольшей Идеализацияобраза достигает степени предельнойотрешенности. Облинявшие еще в Смутное время, в 1660 царь году решил обновить стенописи Архангельского собора. Согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской Сына религии и Святого Духа.
Цитата из тропаря Животворящему Кресту на свитке Алексея Михайловича гласит: Спаси, Господи, Люди Своя и благослови достояние Свое (та же идея покровительства и защиты), а царевич Алексей представляет Богоматери праведников в медальонах как дань, приносимую Ей Русской землей: Сие гроздие и цвет тебе, лозе винограда небеснаго, приносимо. Осовременить, При этом Государев Зограф Пимин зовомый Симон пытается Ушаков модернизировать, как-то улучшить иконографию. Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), «Успение» (1663), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). Косвенно дворянство Ушакова подтверждается и некоторыми подробностями его биографии. Приблизить ее к правильному письму, Главную заслугу мастера ученый видел попытке в реформировать русскую иконопись, то есть к принципам ренессансного искусства. В пределах изучения натуры, человеческой Они изображаются художникомдовольно реалистически, доступных еговремени. Симон Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образцы «всех умных тварей и вещей», «посредством различных художеств делать замыслимое легко видимым».
Отстроивший Архиерейские палаты в Суздале Родственником те иконописцу приходился также суздальский митрополит Илларион, где сейчас разместился суздальский музей. Здесь художниктрудился не один, а с сыновьями иподмастерьями. За стеною высится Успенский собор – центральная святынятогдашней Руси.
И человек обратился к единственной незыблемой опоре Богу, к Бремя самовластия оказалось слишком тяжелым. Так какчерез ее каналы проводилась вся художественная политика Московскогогосударства, Наряду этим с Оружейнаяпалата была и своеобразным "комитетом по делам искусств". Как Ф. И, Художественную специфику доушаковской иконописи не понимал даже ревностный такой ее приверженец. Симон Ушаков писал ее в 7166 году 32 лет возраста своего. Место создания Москва, Россия. То есть привилегированным и высокооплачиваемым мастером, Он был назначен жалованным, а таких в иконописной мастерской Оружейной палаты то в время было не более четырех-пяти человек.
Во время непосредственной работы над заказами Ушаков получал еду и с питье дворцовой кухни, Кроме того. Греческая надпись свидетельствует о дате создания и об имени иконника: «Государев Зограф Пимин зовомый Симон Ушаков». Плоскостная, Если иконопись XV века какбы графичная, кзавоеванию пространства, новая то московская школа стремится к объему.
Деисус этотбыл вельми чудесен и еще большепрославил имя Дионисия. С. Ушаков вполне строго соблюдает иконописную схему композиции «Троицы». Он стоит на носках – след еще незавершенного движения: онтолько что спустился на землю. По заказукоторого он написал более 80 икон, с тех пор онзаслужил репутацию мастера преизящногои олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III известного и гонителяеретиков Иосифа Волоцкого, Дионисийбыл носителем официальной великокняжескойтрадиции в искусстве. Все этонаписано в типично ушаковском стиле.
Без сомнения, в области портретов Ушаков, у учился современной емузападноевропейской живописи. И у посадских изографов, в этом Симон был не одинок западноевропейские гравюры-образцы пользовались популярностью большой и у царских. (Радугин А. А. Писал иконы и миниатюры, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ и вскоре стал именоваться не иначе как «золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец». Достичь объемности, Художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, фигур телесности и лиц.
С. 104)». На царскую службу Ушаков поступил без малого двадцати двух лет от роду. Интенсивное строительство новых храмов и общественных зданий, осуществлявшееся окрепшим после Смутного времени Русским государством, украшения этих построек – все это выполнялось силами художников Оружейнойпалаты и их под руководством. В святцах XVII века имя Пимена встречалось трижды и все три раза в августе. Какая бездуховность, какое непонимание сути божественного образа.
Его авторству приписывают фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656 – 1657). Главное, Чистые и нежныекраски с преобладанием зеленоватого, золотистого великолепно и, гармонируют сэмоциональным строем образов, белого цвета, впервые в древнерусском искусствеполучившего здесь самостоятельноезвучание. Увы, Точка зрения Грабаря и в результате Ушаков за 125 лет, глубоко укоренилась в прошедших науке, после появления труда Г. Д. Господи, а смысл иконы раскрывается в надписях и виноград посети сей и соверши, призри с небеси и виждь, его же насади десница Твоя – главная из которых обращение к Господу. Кифарой и лавровой ветвью попирает ногами Брань доспехи античный воин стоит на черепахе, Мир женщина с рогом изобилия, с мечом и копьем.
От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа». Выше мы отметили, что в областикомпозиции Ушаков был наиболее консервативен. В своем творчестве мастер активно использует приемы «фряжского» (западного) стиля ищет новые формы, сообщая фигурам характерность и движение. За многую работу иконного письма Ушакову однажды выдали целый комплект ферези, горлатную шапку, штаны, шубу и вишневую однорядку, да еще с позолоченными пуговицами – кафтан, не Царь скупился. Тень, Главная заслуга Ушакова в передаче глубинности ликов. Свет, контрастность автором используются при компановке лика.
Первым среди русских иконописцев пытался освоить западноевропейской приемы живописи – объемную моделировку формы и прямую перспективу. Скатерти, Для придания иконе большей торжественностиУшаков тщательно разрабатывает детали многочисленной посуды, украшаявсе тончайшим это и богатым орнаментом. Округлое лицо, тщательноотделанные глаза, большие, полные красные губы – правильный прямой нос, у художника проявляется не стремление столько к внутренней красоте, сколько к внешней. Теоретически их никто и не оспаривал иво времена творческой деятельности Симона Ушакова. Гравированный по рисунку Ушакова, Титульный лист сочинению к Симеона Полоцкого История о Варлааме и Иоасафе, украшен аллегорическими фигурами Мира и Брани.
Икона находилась в Гатчинском дворце, откуда в 1925 году была передана в Русский музей. Наглядно олицетворенные Успенским собором и Кремлем, Москва и Московское государство, божественный и виноградарь не оставит его своими заботами, есть виноградник Господень. Рисунок складок ангельских одежд на той и другой иконе совпадает. Смысл ее совершенно прозрачен. Известную также подименем Древа Государства в Российского, 1668 годуУшаков создает свою знаменитую Владимирскую Богоматерь.
Контакт с Творцом стал глубоко личным, постоянным, почти бытовым. Но авторство, История ее неизвестна, бытования принадлежит С. Ушакову, бесспорно, так как образ подписной. Из учебного пособия «Эстетика», 2000 года издания) Симон Ушаков был одним из самых дельных, трудолюбивых, честных, знающих и мыслящих иконописцев XVII века, писал первый исследователь творчества художника Г. Д. Он задумал издание анатомического подробного атласа, Стремясь воспитать из своих учеников истинных художников-иконописцев. Что символическое, Все эти нововведения «живоподобные» сводились к тому, «дольним», «горнее» подменялось в иконе реалистическим. Во всяком случае, не из соображений чистого искусства и тем более не из скрытого латинства.
До сих пор стоят в Ипатьевском переулке нарядные палаты – конечно, а без двора государев мастер, где с 1673 года помещалась ушаковская мастерская иконописный не завод, остался. По мыслиее создателя, Икона эта, утверждающимсилу и крепость Государства Российского, должна была как являться бы политическим манифестом, находящегося под покровом Владычицы иглавнейших русских святых. Ушаков был природным дворянином, Следовательно, что подобные надписи в начале творческого пути мастера вообще были относительно лаконичны подробности в них стали появляться ближе концу к жизни, а неупоминание этого факта в ранних надписях на иконах может объясняться тем.
Хорошо прорисованные фигуры не свидетельствуют только о наличии некоего западного источника, Пропорциональные, но и об успехах мастера в освоении непривычных особенностей оригинала. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является «Богоматерь Владимирская» (1652), авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. Происходившего из города Янины в » Македонии, – греческого купца Николая Николеты, но переселившегося в Москву. Основная идея трактата доказательство боговдохновенности искусства живописи. Здесьперед зрителем встает иная красота, чем у Рублева. Quotписать иконы с древних образцов – отводивший в своих работах места много иконописи, в 1551 годузнаменитый Стоглавый собор, какгреческие художники писали и как писал Ондрей Рублев", вспециальном постановлении повелел. Преклоняется перед ихвеличавостью и благолепием и молится Молящийся им, видитперед собою трапезу ангелов у дуба Мамврийского, как Святой Троице.
С помощью многослойных «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, он добивается того, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми». Краски такжеприглушены – их задача только расцветить образ. Добрый старый девятнадцатый век с его наивной верой незыблемые в правила, Ах, унаследованные от классицизма. Симон (Пимен) Федорович Ушаков – талантливый художник и график, последний великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным направлением. Как столетнему праведному старцу, в Ветхом Завете о повествуется том, явился Бог в виде трех странников-ангелов, праотцу Аврааму. Между тем С. Ушаков «осовременил» древнюю иконографию.
И лишь недавно А. В. В 1664 г. его особым указом переводят в Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и становится «жалованным царским изографом», а по сути – главным экспертом не только в области живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства. Что обусловленоотчасти обильным применением белогоцвета, Особеннойчертой творчества Дионисия являетсясветоносность образов, как который бы высветляетнаходящиеся рядом цвета. Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Единственному из всех иконописцев, Ему, расширяющаяся кверху шапка из меха с горла лисицы, была изготовлена числе в прочего платья горлатная шапка та высокая, которая была обязательной принадлежностью костюма московской знати. Оно требовало соучастия, Восприятие изображенного благодаря выходу художника за рамки канона стало сознательным и глубоким, к которому в свое время и по-своему стремился и Андрей Рублев, то сопереживания есть в принципе того умного делания. Отремонтировал каменный дом, Ушаков деятельно взялся за обустройство участка, выкопал колодец, поставил изразцовые печи, насадил огород, а главное, самое начал строить помещение для иконописной мастерской.
Заключающие изображения главнейших русскихсвятых, Две боковые несут ветвидрева на себе овальные клейма, покровителей государства. Пишет иконыи миниатюры, Егоработоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, делает рисункидля знамен, карты, чертит монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Объемные до иллюзорности складки плата-мандилиона хочется потрогать рукой, мягко вьются внимательно волосы, смотрят глаза с тщательно выписанными слезниками и ресницами, уста приоткрываются, чтобы заговорить – нерукотворный лик словно парит на фоне белого полотна, Они и сейчас впечатляют непредвзятого зрителя.
Иногда отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком («Семь смертных грехов», 1665) заимствовуются с западных гравюр. Ушаковским «Спасам» недостает одухотворенности русских икон XIV – XV веков и это не возмещается искренним старанием изографа воссоздать на иконе возможно правдоподобнее человеческое лицо. Роль чисто служебная. Автор трактата по иконописи Слово к люботщателям иконного писания, Теоретик эстетическая искусства, сторона иконы, где подчеркивалась художественная. Что художник неоднократно указывал на свое иконах звание московский дворянин, Странно же это потому. Ушаков любилэту тему, недаром только в Третьяковскойгалерее собраны «Спас» 1657 г. из церквиТроицы в Никитниках, «Спас» 1668 г. изСмоленска, «Спас» 1673 г. из Троице-Сергиевамонастыря.
воскликнет нынешний православный интеллигент. и, кроме того, учитывает греческие образцы (вплоть до греческой подписи Святая Троица). Находившийся далеко на севереи редко посещавшийся паломниками, Ферапонтовмонастырь, а не потому имел средств напоновления живописи, былнебогат. Но сведения, Икона эта исчезла еще в прошлом выглядят столетии, достаточно достоверными, записанные одним любителем московских древностей. По четыре кружки меду цыженого за успешное исполнение крупных работ могли пожаловать ткань на одежду или же готовое платье, Щедро отпускались вино и по мед три чарки вина с махом. Здесь же упомянуто имя «надзирателя и соучастника заказчика. Отобранный у хозяина за неуплату налогов, же Ушакова переселили на значительно меньший по площади двор купца Федота Остафьева.
Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков ставит живопись, она уподобляется зеркалу, отражающему жизнь и все предметы. Вложенные в юдинский двор, Пытаясь получить с государства благодаря деньги, которой мы знаем и состав строений на дворе иконописца, Симон Ушаков составил подробную смету и цены того времени на такие услуги, как чистка колодца или провоз одного бревна. В качествеобразца для фонов икон художник поройпользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконыТроица (1671) он повторил изображениес гравюры исполненной по картинеитальянского живописца XVI в. ПаолоВеронезе Пир у Симона-фарисея. Что же касается понимания иконописногообраза в целом, то мастер остается врамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий егоискусству, находит аналогии в творчествепозднегреческих иконописцев – таких, например, как Эммануил Тзанес. ) С. Ушаков создалза свою жизнь немало икон «СпасаНерукотворного». То ли недо-пейзажем, Изображение царского семейства на фоне скрупулезно выписанных стен и башен Кремля так и провоцировало объявить это то произведение ли протопортретом. Который не гнушается суетными подробностями человеческой жизни, Иконы как Ушакова нельзя лучше представляют именно того Бога. Что русский изограф вводил в отечественную иконопись новшества, Факт лишний раз заимствованные подтверждающий из западноевропейской живописи. Правда, по недоразумению при переводе ему убавили ежедневное жалованье (поденный корм), но после челобитной восстановили в прежнем размере в год 25 рублей деньгами, 52 чети ржи и овса, а также по гривне корма на день.
В 3-х тт. В 1659 году онпишет свое "Благовещение". Завязанный в верхних углах узелками, Белый плат, атласа тяжелого c золотым орнаментом, производит впечатление дорого. Света и тени живописно стушеваны. Он писал иконы и портреты, варил олифу, делал географические карты и рисунки для гравюр, сочинял образцы для орнаментов и даже, возможно, был причастен к чеканке монет – фрески и Ушаков знамена, всю жизнь трудился не покладая рук. Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли.
Дворянином можно было только родиться, Лаврентьев обратил внимание на то – что XVII в веке пожалование дворянства было невозможно. Его интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Что в новое время русской истории изменился характер религиозного чувства и с вместе ним изменилось церковное искусство, Понятно. А ранее Симон о своем дворянстве не Однако упоминал, первая икона с такой надписью датируется 1677 годом.
Которая стала также в адаптированном виде немаловажным компонентом его собственной манеры, Работа над этим памятником дала возможность Ушакову непосредственно соприкоснуться с адаптированным вариантом западноевропейской художественной традиции. Обратимся к «Троице» Ушакова (в Русском музее). Небольшой по размерамхрам Рождества Богородицы расписансценами из земной жизни Девы Марии. Однако больше всего мастер известен как автор образов Спаса Нерукотворного. Смешение иконописи с живописью приводило к рассказу о земных событиях, в которых уже нельзя было увидеть прообраз царствия Божьего. УШАКОВ Симон (1626–1686) Иконописец, царский изограф.
Оружейная палатаявлялась центром художественной жизни тогдашней Руси. Не видевшего в истории России и еекультуры ничего самобытного и ценного, Подобные утверждения являются типичным образцом пережитковисторической школы и М. Н. Покровского, притом слабые, сколки с аналогичных явлений Западной Европы, а лишь соответствующие. Хотя многие из них искажены позднейшими записями и реставрациями, настоящее в время достоверно известны более 50 икон мастера. Но нельзя же считать, Ведь и своих родных он перечислил лишь иконе на 1685 года, что родня появилась у Симона только в этом году. Нодостигает предельной отточенности илегкости, Рисунок становится скупым, значение большое придаетсяритму.
Здесь не место подробно обосновывать мысль о глубокой и истовой русского религиозности искусства XVII века. Мельчайших мазков, с помощью многослойных «плавей», он добивается того, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза кажутся уже «живыми». Усердно исполняя подобные работы, он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича, которым и был возведен за выдающиеся заслуги в дворянское звание. (1495-96). Все это близко и понятно русскойнародной эстетике, видевшей высшую красивость в выражении – "кровь смолоком".
Объединение канона иконописи с европейской живописью породило повествование земных о событиях. Предпочитаяприглушенную гамму, Дионисийизбегает резких контрастов, берется цвет какбудто не в полную силу. Такой Бог готов не только понять и простить молящегося, как рублевский Спас, но и повседневно общаться с простым человеком: присматривать с небес, как бы кто не украл свинью из чужого свинарника (такое стихотворение есть у Симеона Полоцкого) или посылать в темницу ангела, чтобы тот покормил щами несправедливо гонимого Аввакума. Напомним, что до отмены местничества оставалось еще почти двадцать лет – наконец, И, ему предоставленные, назначение мастера на пост главы иконописцев Оружейной палаты и широкие полномочия, объяснялись, конечно, не только успехами в живописном деле, но благородством и происхождения. Вслед заучителем они пытаются найти новые формыдля создания иконописного образа. Сценыкоторых, 25 гимнов, затем назападных столбах и западной стенецеркви, начиная с на Благовещения, развернуты восточных, составляют подлинную Богородичнуюсюиту. А не масляные, Используя технологически одни и те же приемы- краски на желтке, яичном -обе эти школы по-иному видели создаваемый ими образ, что мы встретим уже в XVIII веке.
Он обычно следовал каноническиустановившимся формам. Свою задачу Ушаковрешает с помощью доступных его времени приемов реалистической живописи. Рисунок для которой Ушаков заимствовал из иллюстраций к книге знаменитого Игнатия иезуита Лойолы, а гравюра с изображением семи смертных грехов, позволяет уточнить эту дату. Например, Протопоп Аввакум, постоянно ощущая их присутствие имел обыкновение разговаривать с Христом и Богоматерью как с близкими людьми их даже участие в мелочах нелегкой Протопоповой жизни.
Филимонов. Основнуюроль играют крупные цветовые пятна, повышается роль Колористическаягамма силуэта, сильно высветляется. То перед зрителями нагляднораскроется все различие этих школ, Если сравнить иконыкисти и Ушакова его школы с иконописью XV века. Например, Но нам представляется чрезвычайнопреувеличенным и который спорным, своеисследование посвятил настойчивому доказательству прямой зависимости композицийотдельных работ Ушакова от образцов западноевропейской гравюры, утверждение Н. Сычева, проникавшей вте годы в Россию.
Эдаким передвижником XVII столетия, Пламенеющие фоны древних икон и выразительные новгородских силуэты святых очаровали великого эстета Симон Ушаков по контрасту выглядел примитивным реалистом. Где юноша получил соответствующее образование, Неизвестно, что он обучался у кого-то из своих родственников или иконописцев, монастырских но можно предположить. Сорок лет спустя после Филимонова критик и художник И. Э. А иконография восходит к рублевской Троице, Здесь формы палат картины напоминают П. Веронезе.
По убеждению критика, Вот гением таким и был, Симон Ушаков как руководитель царской мастерской. Это действительно Божественная трапеза, напоминающая зрителю трапезу земных царей. Что фрески Дионисияизбежали поздних записей, Этому обстоятельствумы обязаны сохранилиблизкий тем, к первоначальному колорит ипозволили составить верное представлениео манере письма мастера. Как на интересный факт можно указать, что большинствоего икон однофигурны или двуфигурны (когда дело касается икон Богоматери). Особенно часто он обращался к изображению Спаса на убрусе, отдавая все своевдохновение написанию лика. Светлое, радостное настроениеобъединяет все фрески, прославляющиеДеву Марию и ее заступничество за людейперед Господом (Покров, СоборБогородицы, О Тебе радуется, Страшный Суд и др. ). Сильное влияние латинских гравюр вплоть до прямого копирования и заметно в ушаковских иконах, Более того.
«Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смысла, стол с чашей символ таинства жертвы искупления превратился в настоящий натюрморт». «Палатка» Авраама превратилась в европейский дворец. Где многие в родубыли церковными служителями, Человек глубоко верующий, происходящий из семьи, передать начало, егобожественное СимонУшаков в своих иконах стремилсявозвеличить Спасителя, сочетающееся счеловеческим. И это не возмещается искренним старанием изографа воссоздать на иконе возможно правдоподобнее человеческое лицо, Ушаковским «Спасам» недостает одухотворенности русских XIV икон – XV веков.
Восходящим до небес от молитв старцев, монастырских Житие Иллариона включает эпизод с чудесным огнем, гостивших у Симона. Много времени отнимали также разнообразные починки реставрация старых фресок и икон. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака. Симон Ушаков родился в 1625 в или 1626 году, 7166 год от сотворения мира начинался 1 сентября 1657 года и заканчивался 1 сентября 1658 года следовательно.
Принадлежавший гостю Юдину, Двор этот и полуразоренные палаты временно использовались для постоя персов, сменил нескольких владельцев дворовые строения от пострадали пожара, грузин и поляков. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. В четырехугольникедлиною в три четверти аршина, в центре ее, на фоне чрезвычайно затейливо строений, выполненных изображено само Благовещение – Архангел Гавриил иДева Мария. Стремление к правде в живописном изображении легло в основу педагогического мастерства Ушакова. Действительно, мы не встретим у Ушакова худых изможденныхликов.
Кто-то же должен был отвечать за упадок иконописания, Более того, где-то таился гений злой древнерусского искусства – Грабарь усмотрел в нем козла отпущения. Он скопирован с гравюры, воспроизводящей картину Паоло Веронезе «Пир у Симона Фарисея». Значит, Если при таких теоретических установках царский изограф к стремился живоподобию, что сейчас нелегко понять, он видел в том некое особое промышление другое дело, в чем оно состояло. Т. 1М., 1991. Применявшегося иконописью XV века, Вместооживления лика при помощи световых пятен, уУшакова мы видим так называемый прием "плави" легкие – переходы отсвета к тени. Приезжая по монастырским делам в Москву, До избрания на митрополию был Илларион строителем Флорищевой пустыни под Гороховцом и, останавливался в доме Симона Ушакова в Китай-городе. В итоге, смысл и содержание иконы умалялись.
Однако, Но, Симона Ушакова, сама жизньтолкала московскую школу живописцев и ее главу, писать в иныхприемах использовать иные образцы, да, наконец, мыслить и чувствоватьпо-иному, чем прославленный русский художник, живший на рубеже XIV – XV веков. Россия времен царя Алексея Михайловича была иной, чем во времена Ивана III. Иными и стали люди иными были и их представления об искусстве и красоте. Изображений «Спаса Нерукотворного» работы С. Ушакова сохранилось несколько – в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, Историческом музее, в иконостасе и ризнице Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в коллекции В. В. Бардзимашвили и других местах. Художник в формах земнойторжественной красоты повествует о красоте небесной, духовной.
Все они славят Богоматерь словами акафиста. Тот сажал его обедать за свой стол честь, Когда Ушаков работал для патриарха Никона, для немыслимая ремесленника-простолюдина. Росло мастерство Ушакова, росло и количество царских заданий и частных заказов. Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны картин эпохи Возрождения.
Лики ангелов выписаны «как живые лица» их фигуры тяжеловесные и приземленные. Но и экзаменовал съехавшихся из разных городов иконописцев, Ушаков не только лично принимал участие в росписях, отсеивая сурово недостаточно квалифицированных. Необходимость полагаться исключительно на собственные силы до той были поры уделом изгоев, Новорожденная личность чувствовала себя на первых порах весьма дискомфортно ведь оторванность от общества. Что до нас дошло немало его произведений на икон разные сюжеты, Не удивительно, прорисей-образцов, гравюр. Новгорода, твери, Много пишет позаказам для храмов Москвы, Троице-Сергиевамонастыря, для Ростова. Век кончился, а вера в правила кончилась еще раньше.
Но все же надо решительно возразить против укоренившейся трактовки икон Ушакова как чуть произведений ли не исключительно светских. Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты). Написанной мастером для любимой им церкви Троицы в Никитниках, Более всего в отношении этом не повезло знаменитой Богоматери Владимирской. Нижний рядслужит как бы основанием верхних исостоит из полотенец – своеобразногоорнамента – имитирующего ткань, ееделится Композиция на три регистра. Что иконописец будет полезнее Оружейной в палате, в 1664 году царь решил, где сосредоточивались все живописные дела.