Рублёв был тем гениальным мастером, который создал свой собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению (хотя и многим обязанный достижениям Византии), но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Тогда именовавшаяся Залесской Украиной, «Великороссия, ставshyшего приемным сыном добровольshyно Батыя, объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского. Высота деисусных икон в иконостасе Благовещенского собора превысила два метра. Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Феофановский иконостас, Скорее всего, конечно, который, оберегали как драгоценность, дошел до нас в160первоначальном и160еще виде не имел пророческого ряда. По-видимому, категорически настаивать на любом решении вопроса пока невозможно.
Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. 1) перспектива и пространство 2) пирамидальность и круг как основа композиции 3) характер линии в работах Феофана Грека и Рафаэля 4) реализм ldquoДонской Богоматериrdquo и реализм ldquoСикстинской мадонныrdquo 5) изображение тела в картинах Рафаэля и Феофана Грека мотивы 6) движения в рассматриваемых произведениях. Давши москвичам выйти из ворот, Таshyтары, бросились на них и начали саблями руshyбить без разбора. Но и там и тут имеются фигуры различных соотношений и пропорций, например, «Пророк» в церкви Федора Стратилата, фигуракоторого удлинена более, чем какая-либо другая вцеркви Спаса Преображения. Первые семь икон праздничного ряда, а также икона Георгия в деисусе традиционно связывались с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублёва.
По ее убеждению почти все древние иконы из иконостаса Благовещенского собора («Деисус» и «Праздники») выполнены двумя русскими мастерами-знаменщиками Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Система крепления досок деисусного чина и их способ обработки ясно указывали на древнее происхождение произведений. В. Н. Лазарев, работавший тогда над «Историей византийской живописи» и над очерками для «Истории русского искусства», обратился к иконостасу Благовещенского собора.
В доказательство того, указывают, чтоМельхиседек Спаса Преображения не похожна того же патриарха в Волотово – но они вытекают из основы характерадарования этого мастера, Да, вот основные различия трех всех росписей, чтоВолотово не принадлежит кисти Феофана, для которого были невозможны механические повторения. Это подчеркивается и другими характерными примерами. Последняя была выдвинута Б. И. Самым важным нововведением в общий замысел деисуса благовещенского типа (т. Можноустановить одно из принципиальных отличий искусства Средних веков ивозрождения, Даже не глядя на ldquoДонскую Богоматерьrdquo ldquoСикстинскую и мадоннуrdquo, касающееся проблемы авторства.
Конечно, Однакоесть, чтобезусловно доказывает их одному принадлежность автору, во всех его произведениях нечто. Главным из которых был Феофан тремя Грек, художниками, вот таким образом статья А. Н. Грабара вначале получила лишь слабый отклик, воспринималась как неопровержимая истина. И вот таким образом он должен был особенно остро ощущать кризис последнего. Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством исследователи находят им в аналогии греческих и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. Создавая фамильную икону, мастер вынужден был в чем-то повторять оригинал и вот таким образом был связанканоном, Но, что и на чувствуется иконе.
Раскрытые из-под записей и на представленные выставке 1918 г. четыре иконы деисусного чина И. Э. Грабарь вскоре датировал началом XV в. и отнес к творчеству двух разных мастеров. По-видимому, Милле шел при реконструкции критской школы по стопам Н. П. В монографиях о Феофане Греке и Андрее Рублеве, а также в многочисленных альбомах о древнерусской живописи он упоминает о «Деисусе» Благовещенского собора очень бегло, более других икон уделяя внимание изображению архангела Михаила (в работе 1967г. Они непреложно говорят о глубокой неудовлетворенности этим мастера учением – Однако произведения Феофана свидетельствуют и о другом. Археологов и историков были получены новые данные, Тем временем трудами архитекторов, которым благодаря удалось выявить строительные периоды в истории Благовещенского собора конца XIV–XVвв. Эти изменения и отразились в живописиПалеологов, ярким представителем которой является Феофан Грек.
Впереди князь Остей, Москвичи отворили и ворота вышли, с иконами и крестами, потом шли духовные в облачении, за ними бояре и народ. Не имея страха в душе своей и пали многие от руки его, Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором и дивились и силе храбрости его. Что икона есть ldquoбогословие в краскахrdquo, Христианские богословы не переставалиповторять, потусторонний, что ее смысл состоит ввыходе за грани реального в мира мир иной, ldquoгорнийrdquo, т. е. сверхъестественный. Повторять сделанное.
Аскетичныеидеалы и догматичная условность произведений искусства сменилисьстремлением к реалистичному познанию человека и мира, спиритуализации, Религиозный верой в творческиевозможности и силу разума. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. Которым предстояло воплощать, в Троицком иконостасе сказали своё слово ученики и продолжатели Рублёва, развивать отдельные мотивы и стороны его творчества, нести дальше идейные и заветы художественные своего наставника. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». Высота местной иконы могла быть также отложена во внутреннем пространстве церкви между западными дверями и центральной полукружием апсиды десять раз. Между тем в 1966г.
Удивительно написаны лики Христа и Богородицы мягкая плавь с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти из глаз струится нежный свет. Плотную и насыщенную, Цветовую гамму иконы Лазарев оценивает как густую, но в то же время она не соответствует и иконописи византийской данного периода, что отличает её от общей направленности новгородской школы иконописи. Сифа, Особую типологическую близость к феофановским праотцам обнаруживают Адама, фигуры Евера, Ноя, Леви, Иссахара, Дана, Иосифа. Тем не менее некоторые исследователи в 1980-eгг.
Именно таково было отношение высоты «Троицы» к длине звенигородского храма. Горожане были побеждены и Дмитр раshyнен, а татары взошли на стены и там засели. Его подчинением церковно-богословским канонам и догматам, Первая определяласьрелигиозным тенденция содержанием культового искусства. Ктоработает непосредственно с кистью, Те, как много зависит даже от кисти, качествасамой знают. Их особая одухотворенность, Суровость феофановских образов, все это вытекает из существа исихастского учения их порой преувеличенная экстатичность все – это граничит с исихазмом.
Но он направил свои стопы не на запад, а на восток – сначала в Каффу, а затем на Русь. в Благовещенском соборе сгорел «деисус Андреева писма Рублева». ldquoДонская Богоматерьrdquo и ldquoСикстинская мадоннаrdquo: сходства и различия.
Как бы то ни было, но, отнеся Феофана к критской школе и приписав одновременно три фресковых цикла Новгорода (церковь Успения на Волотовом поле, церковь Феодора Стратилата, церковь в Ковалеве) македонской школе, Милле и следующий по его стопам Диль впали тем самым в величайшее противоречие, на что обратил в свое время внимание уже П. П. Но это, по его мнению, объясняется тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана. Которым проникнуто творчество художника. Невозможно вообразить Феофана и в этом случае мы можемощутить тот живой фантазии, родник повторяющего самого себя.
Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Далее В. А. Плугин считает, что в Благовещенский собор «Деисус» привезен при Иване Грозном большинство его икон выполнено темпераментным «византийско-балканским живописцем» (авторство Феофана Грека, не работавшего в Твери, ставится под сомнение) иконы Георгия и Димитрия созданы русским мастером (Андреем Рублевым. ). Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни. Сами иконы претерпели при этом значительные изменения. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Лучшие здания которого после погрома, Созерцая с крепостных башен Галаты Золотой Рог и раскинувшийся на его берегу Константинополь, лежали в развалинах либо были запущены и заброшены, учиненного крестоносцами, Феофан имел полную возможность сравнивать нищавшую столицу своей некогда великой родины с быстро разраставшейся и генуэзской богатейшей колонией, которая, подобно спруту, протягивала свои щупальца во всех направлениях, основывая одну за другой мощные фактории в странах Востока и на побережье Черного моря.
Вот таким образом, хотя церковь и стремилась свести иконопись квыражению богословских догматов и идей, в действительности творенияталантливых иконописцев гораздо богаче и глубже их богословскогосодержания. Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Если бы Феофан не покинул Византию, то он, вероятно, превратился бы в одного из тех безликих эпигонов византийской живописи, от работ которых веет холодом и скукой. Что Рублёв создавал её для иконостаса каменного храма соборного Троице-Сергиева монастыря, с давних времён укоренилось мнение. Творчество Рафаэля. А гения, Местные художники благодаря Феофану получили познакомиться возможность с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, казалось, для которого, не было ничего невозможного.
К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Например, Вот, что в указание двухцерквах, на то, расписанных Феофаном позже, лица приобретают более русифицированныечерты, чем в церкви Спаса Преображения. По его мнению, «летописец допустил какую-то ошибку (приведя верную дату, не вызывающую сомнения, он сослался не на тот храм, для которого был выполнен иконостас)». Так покаравши Москву, татары отступили от нее». Что Феофана, Не лучше ли подумать, окружали русские лица, прожившего уже лет возможнонесколько среди русских и это не могло не сказатьсяна характере его творчества, тем более что существуют абсолютнопортретные изображения двух русских епископов, сделанные рукой мастера слиц им непосредственно виденных.
Все же и для нее можно найти прямые источники в памятниках константинопольской школы, манера Хотя письма Феофана исключительно индивидуальна. Благодаря особенностям художественного решения образ «Спаса в силах» сразу приковывал к себе внимание зрителя. V. Культура Возрождения – сочетание традиций и новаторства. Попробуемсебе представить, что должен был делать Феофан, когда после окончания росписи вцеркви Спаса на Ильине, понравившейся (и, несомненно, даже поразившейновгородцев) ему предложили расписать почти рядом стоящую церковь Федора Стратилата.
Вероятно, Андрей Рублёв умер, в 1430 г. и похоронен московском в Спасо-Андрониковом монастыре. Кондакова и Н. П. В. 160н. 160лазарев акцентировал внимание на том, Описывая Успение изображение на её обратной стороне выдержано в более темной и драматичной гамме с преобладанием густых синих, что по сравнению с изображением лицевой стороны иконы, плотных зеленых, шоколадно-коричневых тонов, с контрастирующих белыми, пронзительно-красными, золотисто-желтыми, водянисто-голубыми и нежными розовато-красными цветами. Которая приобрела в его капитальном труде об иконографии евангелия совсем не подобающее ее реальному удельному весу значение, первым Милле связал Феофана с критской школой.
Согласно гипотезе В. Г. Брюсовой, два древних ряда привезли в Москву в 1547г. Лучшее, что былосоздано в этом роде в Византии (например, мозаика в КяхриеДжами и другое), уступает ему во многом. Создававшиеся для Успенского собора на Городке, Такие же размеры имели поздние более местные иконы.
Являвшейся мощным форпостом раннеитальянского капитализма, Жизнь этой генуэзской была колонии, полна деловитости. Немало точек соприкосновения с феофановскими образами имеется и у некоторых фигур пророков и царей израильских в северном куполе того же внутреннего нарфика (ср., например, фигуры Аарона, Ора и Самуила). Представления о стройнойзакономерности мироздания, Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, овладение законами объективного мира познания – вот основные черты искусства эпохи возрождения. И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, что появление его среди учеников потрясло бы их, хотя абсолютно очевидно. Наоборот – божественное начало присутствует во всехсферах жизни, Искусство возрождения незабывает тему Бога, отличное от того, но творчестве в итальянских художников оно получаетвоплощение, какое присуще было искусству средних веков. Лучше всего сохранились лица.
Эти общие положения подтверждаются, в частности историейдревнего русского искусства. Еще более странным представляется мнение Н. К. Голейзовского, высказанное априори, не учитывающее исследования предшественников и свидетельства исторических источников, а также игнорирующее материально-технические и художественные особенности произведений. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола новгородской церкви Преображения Спаса 1378 года. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Называют также головы ангелов из «Троицы» СпасаПреображения и многое другое в том же роде можно было бы назвать но забывают, что то, что осталось от росписи двух первых храмов лишь очень малая часть их, а в Волотовом храме, который представлял наиболеецелую роспись, можно судить лишь по фото, к счастью, вовремя снятых и бесценныхтеперь для нас.
Перевитый тонкой золотой нитью, самая Но удивительная деталь это синий свиток в руке Иисуса. Мы не знаем ни до, ни после негоподобного завершения пространственных задач. Оно остается скованным традицией и церковнымавторитетом. Нет, так было бы не в характере этого человека. Это изображение Христа как Вседержителя и Судьи на будущем всеобщем и суде Царя Небесного Иерусалима.
Все же остальное ставится подсомнение или приписывается его помощникам, грекам или русским илинеизвестному мастеру, работавшему в это время и наряду с Феофаном его «альтер эго», по выражению одного из критиков. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое с преувеличенной иерархически фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, святители и архитектурный фон, где-то между его средним и дальним планом. Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, новгородской На иконе такой границей является линия, в котором находится Христос. во втором десятилетии XIV века.
Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к произведениямрассматриваемых эпох. Как стремление к художественно правдивому изображению и земныхявлений событий, Вторая тенденция возникла как противоречие деформацииреальности. Исследования архитекторов и смелые выводы Л. В. Бетина оказали влияние и на некоторых других авторов, высказавших осторожные сомнения в датировке «Деисуса» 1405г. Таковы, например, рисунок рук (аналогия в росписи храма Спаса Преображения, церкви Стратилата в фигурах).
И это сопоставление должно было породить в душе Феофана глубокую горечь. Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя.
В становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Новый иконостас, представлял собой высокую непроницаемую Андрей стену, Рублёв и их помощники, отделявшую восточную часть церкви от центральной. Можно отвести правильное исторргаеское место искусству Феофана Грека, лишь и учитывая своеобразие подобного рода явлений. Которую в конце XIV века из перенесли Владимира в Москву, Образ Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери. Которые доказывают авторство Феофана Грека, в отличие от тех исследователей, она, отмечая большую близость икон и феофановских фресок 1378г., напротив, подчеркивает их принципиальное несходство в стиле, содержании манере, образов, но делает вывод, что то и другое мог написать один и тот же мастер ибо оба памятника феноменальные творения художественного гения, одним из которых, как известно и был Феофан Грек. Иконы «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий Солунский» все исследователи считали и продолжают считать работой русских мастеров, но одни из них, вслед за с И. Э. Грабарем, связывают создание этих икон с основным составом деисусного чина, другие же предполагают, что первоначально «Деисус» состоял из девяти икон, а изображения великомучеников, возможно, ранее принадлежавших к какому-либо другому комплексу (или двум разным комплексам), были присоединены к ним позднее. Лишь М. В.
Вдругом его одежда жемчугом украшена и шитьем, в первом случае онзакутан в широкие одежды без всяких украшений. А может быть, а позднее пересёк Русь с запада на восток и трудился в Новгороде, Нижнем и в каких-то других городах. сведения об иконе, несмотря на еепрославленность, чрезвычайно скудны. Икона ldquoДонской Богоматериrdquo это – свободный пересказ знаменитойldquoВладимирской Богоматериrdquo. Неудовлетворенный сложившейся в Византии обстановкой, он решил покинуть свою родину.
Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, а в верхних иконы углах – ангелов в облаках, указывающих им путь. Они существенно увеличились в размерах, Во-первых, вызвавшая коренную ломку его пропорций и повлияла это на новая иконография деисусного чина. В нем живописные идеи кипели в своемизобилии.
Иконы «Архангел Михаил» и «Апостол Петр» написаны двумя разными мастерами, которые, видимо, были русскими «со товарищи» главного греческого художника в совместной работе над «Деисусом». Его искусство было запоздалым цветком на иссохшей ниве византийской художественной культуры, к великому счастью Феофана, какими явились философия Джордано Бруно или гуманизм Шекспира отношению по к эпохе Возрождения, таким же запоздалым. Который расписал множество храмов в самом Цареграде, Мастер, вряд ли попал сюда с Крита или из Македонии, в Халкидоне и Каффе, тем более что оба эти были места провинцией по сравнению со столицей.
Лазарев указывает, что пересаженное русскую на почву византийское культовое искусствопретерпело существенные изменения. В отличие от Феофана Грека, Рафаэль (1483 – 1520) собственное имяРафаэлио Санти творил в то время, когда период исканий был уже в основномпройден Леонардо да Винчи и молодым Микеланджело и не дожил до катастроф, которые потрясли Италию на исходе 20-х годов XVI в., обнажив трагический инепреодолимый разлад между действительностью и идеалом. Авторствокоторой приписывают известному византийскому иконописцу, в качестве примеравизантийского искусства рассмотрим икону ldquoБогоматерь Донскаяrdquo и сравним ее с одним излучших образцов искусства – Возрождения картиной Рафаэля ldquoСикстинскаямадоннаrdquo, миниатюристу имастеру монументальных росписей Феофану Греку. Пуришевым и Б. В. Свободной манере письма, Они написаны в энергичной, с помощью которых моделируются лица, основанной на широком применении смелых мазков и называемых так отметок. расплывчатее по цветам, но и живописнее». Он убедился бы, Если бы почтенный французский ученый основывал свое суждение на непосредственном знании новгородских росписей, который не имел никакого отношения ни к Криту, что все эти три фресковых цикла вышли из одной школы – из школы Феофана Грека, ни к Македонии, был а типичным представителем столичной константинопольской манеры. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами.
Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, глубокие, плавь мазков создает драгоценную поверхность. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и заshyщитниками. Киевщина, а исконная Древняя Русь – Галиция Белоруссия, с Волынью – почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных славян, когда в X веке они, отправившись по свету искать себе подходящую религию, попали в Константинополь: «Мы не понимали, где находимся на небесах или на земле.
Но вполне вероятно, что это сделано и самим Феофаном в минуты утомления и усталости. венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках» сапфировые серьги. И. Э. Грабарь решительно связал их создание с росписью Благовещенского собора в 1405г.
Что, Также он отмечает, в апостолов лицах нет традиционного для таких изображений византийского аристократизма, к примеру их напротив отличает крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, что так же, как и лаконичность изображения, характерная для новгородских икон данного периода, свидетельствует о русском авторстве данного изображения и скорее всего, новгородского происхождения, которое в то же время является оригинальным симбиозом константинопольской и новгородской школ. Оно дышит столичным духом, Замечательное искусство Феофана чисто отмечено столичной печатью. Что в основу своего деления памятников по школам Милле положил не Такое стилистический, положение вещей могло получиться только потому, а иконографический принцип. Уже одно письмо не Епифания оставляет никаких сомнений относительно принадлежности Феофана к константинопольской школе. к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа.
Написанного Андреем Рублёвым в начале XV в. для дворцовой звенигородской князя церкви Юрия Дмитриевича, Они входили когда-то в состав девятифигурного деисусного чина. Вот таким образом их датировка, соответствующая датировке основной части икон «Деисуса», дается нами со знаком вопроса. Чёткость границ, Плоскость цвета, резкие высветления и блики – из всего этого, тяжёлые коричневато-оливковые тени на лицах, по его мнению, следует, что лицевая и стороны обратная иконы выполнены разными мастерами. Отмеченноечертами счастливого равновесия разума и чувств, его искусство, стало совершеннейшим воплощениемклассического стиля Высокого Возрождения, реальности и идеала, безупречной композиции ясностью и форм. Что Феофан Грек не принимал участия в работе над «Деисусом» главным мастером был Даниил, Она полагает, он создал образ Вседержителя («Спаса в силах») «характернейшее произведение русской живописи» образ Богоматери написал Андрей Рублев (главный аргумент в ее атрибуции «удивительное духовное и душевное состояние образа незамутненной душевной чистоты идеала материнства в образе Приснодевы») икона «Иоанн Предтеча» принадлежит кисти неизвестного греческого мастера (но не Феофана Грека, который по своей национальности, вероятно и не был греком), ему «все те новшества, которые обычно связывают с Феофаном», принадлежат изначальная принадлежность этой иконы к «Деисусу» ставится под сомнение икона «Апостол Павел» написана Даниилом, он же, вероятно, выполнил одежду в иконе «Апостол Петр», а голову этого апостола написал Андрей Рублев.
Изображающая храм Святой Софии в Константинополе, Именно книжная послужила миниатюра, поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого. Этой точки зрения он придерживался и в своих последующих работах. (о размерах храма ничего не сообщается). Линейный и колористический строй его икон, Стиль Рублёва, сложившийся в его творчестве новый эстетический определили идеал лицо московской школы живописи, воплощавший гармонию и красоту.
Исторические основания для атрибуции Деисуса достоверного как творения Феофана Грека исчезли, Таким образом. Л. в. бетин, Основываясь на этих исследованиях, пришел к выводу о принципиальном несоответствии монументального полнофигурного деисусного чина одиннадцати икон и интерьера маленького бесстолпного храма, придерживавшийся вначале традиционной точки зрения на происхождение и атрибуцию иконостаса, каким, как оказалось, была придворная Благовещения, церковь расписанная в 1405г. Изображение распластывается на плоскости, а фигуры представлены видимыми как бы с нескольких точек зрения иувеличивающимися по мере удаления их от переднего плана, Оно распадается виконе на ряд самостоятельных зон. появилась статья А. Н. Грабара, в которой он высказал большое сомнение в атрибуции «Деисуса» Благовещенского собора Феофану Греку на том основании, что фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, выполненные Феофаном в 1378г. имеют мало общего в стиле и манере с иконами «Деисуса».
С их столь ярко выраженной живописностью, Кто хотя бы раз видел феофановские росписи в церкви Спаса Преображения, вымученными работами константинопольской школы половины второй XIV века и мысленно сравнивал их с сухими, тому сразу станет очевидной глубокая пропасть, лежащая между этими памятниками. С ними стояли двое сыновей сузshyдальского князя, шурья великого князя. Однако неясная история этого иконного комплекса позволяет современным исследователям оспаривать участие в Рублёва его создании. Которые приводятся противникамиединства авторства произведений, этих Рассмотрим же те доказательства. Но тут же нужноуказать на великолепный рисунок и форму в других изображениях в этом храме:«Пророк», «Ангелы», «Путь Христа на Голгофу» и другие примеры энергии и красотыформы. Дается существенное указание на то, Наконец, как такие же в храме Преображения, Спаса чтофигуры пророков в куполе церкви Федора Стратилатанаписаны не так уверенно по рисунку. Которая даетикону столь совершенным произведением Из искусства, этогосоответствия трех измерений рождается та законная гармония.
II. Взгляните на карту того времени. Однако всё же самые выдающиеся произведения мастера связаны с другим городом.
Глубинное пространство объединяет все росписи Иэто новгородскиххрамов, динамическое, о которых идет речь. Одно можно утверждать уверенностью с – он не мог остаться незатронутым крупнейшим идейным движением его времени. Айналов и Тальбот Райе твердо рассматривали Феофана как константинопольского художника. Однако гипотеза И. Э. Грабаря о создании «Деисуса» в 1405г. Свидетельство Епифания о том, что Феофан был «преславным мудрецом, философом зело хитрым», говорит о начитанности художника и широте его духовных запросов.
Уточнить место его рождения и начало творческой пока биографии не представляется возможным. «Троица» самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублёва и самое прекрасное творение древнерусской живописи была написана мастером, по предположениям специалистов, в первой четверти XV столетия. Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской его направленности мысли. Но за этим, ушедшим уже поколением, выступилиновые искусствоведы, главным образом в лице Лазарева и Алпатова, оставившие заФеофаном лишь те произведения, на которые прямо указывают летописи, то естьцерковь Спаса Преображения на Ильине (Новгород) и центральные изображенияБлаговещенского Деисуса в Московском Кремле. из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, построенном в 1405–1406гг., но в иконостас Благовещенского собора их поставили «лишь в 1567 году». То единственная сохранившаяся работа домосковского периода, Если всё это так, – левая часть икон праздничного ряда современного Благовещенского иконостаса напряжённо вспыхивает красный цвет, принадлежащая кисти гениального иконописца и радостный тревожный одновременно. Академик характеризовал изображение на обороте как темпераментное более и импульсивное, Обобщая, этим самым выделяющееся из трактовок Успения другими художниками данного периода интимное и непосредственное.
И было видно, Вышли горожане на остатshyки стены, разбивались куски на щиты, как тут ломались копья, стрелы помрачили свет. под руководством И. Э. Грабаря было проведено обследование икон Благовещенского собора. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Как и об лицевой авторстве иконы, Так же, среди исследователей иконописи нет единого мнения и по авторству Успения. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз.
По инициативе И. Э. Грабаря началась спешная реставрация. Так, В. А. Плугин в своих работах последних десятилетий, вошедших в монографию 2001г. излагает следующую гипотезу: первоначально в деисусный чин входило «не менее 13 икон», он предназначался «для храма длиной около 21–22м». Древняя живопись которых была скрыта под записями XVIII–ХIХ вв., в литературе ХIХ начала XX в. иконы деисусного чина, упоминаются в общих исторических Благовещенского обзорах собора без каких-либо датировок и характеристик. На четвертый день в полдень подъехали к стенам знатнейшие мурзы и просили слова.
Наконец, увеличилось и количество икон, формировавших каждый ряд. Мог быть тверичем, Он мог со приехать старцем Прохором из поволжского Городца, вологжанином или уроженцем какой-либо окраины московской земли, ростовцем. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Дарования, в этом нет ничего удивительного человека для подобноготемперамента, культуры и опыта. Отметив, что и великокняжеская церковь Благовещения и Успенский собор в Коломне были бы для такого чина «слишком маленькими» (размеры храмов не указываются), он предполагает происхождение «Деисуса» из собора Архангела Михаила в Старице (Тверское княжество), сооруженного в 1398–1399гг.
Казалось бы, это свидетельство писателя, хорошо информированного о жизни художника, не оставляет никаких сомнений относительно принадлежности Феофана к константинопольской школе. Муратов: три памятника одного направления и одного живописного стиля (росписи Спаса Преображения, церкви Успения на Волотовом поле и Феодора Стратилата) оказались абсолютно произвольно распределенными между двумя школами, в корне друг от друга отличными, – критской и македонской. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. Это некоторые детали, настолько типичные, как начертание букв или росчерк в подписи.
Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Идея Вселенской Церкви, в иконостасе начала идея звучать всеобщего предстояния Вседержителю, включавшей в число своих членов и молившихся в храме людей. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин (в искусствоведении его обычно называют Греком), здесь уже сложились новые животворные традиции, что позволило ведущим столичным мастерам избежать подражания заморскому изографу. За это время он должен был, вероятно, впитать в своё творчество образы и идеи новой художественной культуры, которую имел возможность изучить во всей её разнокрасочности.
Что раздастся глас Феофан труб, весь в драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения, зовущих людей на Страшный суд. Период между классической античностью, на который ониоглядывались с горделивым чувством и грядущей эпохой возрожденияоценивался или как достойный сожаления разрыв во времени, пауза в ходеисторического развитияrdquo (3). Что объединяет рассматриваемые нами произведения искусства ипозволяет сравнивать их, Главное, – это первоначальная божественности идея ивытекающий отсюда сюжет – Богоматерь с младенцем. На мой взгляд, Однако искусство Ренессанса, нельзя во назвать всем иполностью противоположным искусству Средневековья. И так как фигуры эти в барабане купола, Сэтим можно стоящего согласиться, на полу храма, с точки зрениязрителя, почти теряются, то, возможно, что этиизображения частично написаны каким-нибудь его помощником.
IV. Творчество Рафаэляцеликом принадлежит короткой поре Высокого возрождения (первое 30-летие XVIв. ) и стоит в ее зените. Жизнь самого известного русского иконописца Андрея Рублёва исполнена была подвижнического труда.
Если бы фигуры были болееобъемными, а пространство более глубоким, то гармония оказалась бы сразу женарушенной. В 1950-е 1970-егг. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. «Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Однако это только облегчало контакты и делало их особенно плодотворными.
Принадлежность основных икон «Деисуса» кисти Феофана Грека мы считаем гипотезой имеющей право на существование, но недоказуемой. В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой160 символом бессмертной души Богородицы. Феофан обрел здесь такое широкое поле деятельности и такое терпимое отношение к своим смелым новшествам, Уехав же на Русь, каких он никогда не смог бы в найти материально и духовно обнищавшей Византии. Что он даже принимал участие в дискуссиях, этих Возможно, волновавших умы византийского общества. Ивот, существует желание их искусственно разъединить на основе аналитическойкритики. Интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь совместные Грабарь, работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений.
Ослепленные ярким светом, На иконе изображены апостолы исходящим от фигуры явившегося им Христа ярких в белых ризах на горе Фавор. Вот таким образом об ошибке летописца вряд ли можно говорить. Что Господь пребывает среди этих людей и что молитвы их прекраснее молитв иных народов, Мы знаем лишь. Которые поставлены на запястье левой руки Отличительной Богородицы, особенностью данного изображения являются обнаженные до колен ножки Богомладенца. Резня продолshyжалась до тех пор, По известию летописца, не иступились сабли, пока у татар утомились не плечи.
по-прежнему считали «Деисус» Благовещенского собора бесспорной работой Феофана Грека и относили его либо к 1405г., либо к годам, близким к традиционной дате. Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но, активизируя традиционный язык, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы. Однако, несмотря на эти существенные изменения, произведения искусства XIII – XIVвв. Наконец, город был зажжен. По-видимому, Мастер он, не московский и в столице великого княжения появился где-то между и 1399 1405 it.
Тем не менее была разработана весьма искусственная и совсем неубедительная теория, согласно которой Феофан вышел не из цареградской, а из критской школы. Иконы архангела Михаила и апостола Петра отнес к помощнику Феофана, а иконы великомучеников Георгия и Димитрия приписал Прохору с Городца – повторил его характеристику отдельных икон и творчества Феофана Грека, Он принял атрибуцию И. Э. Грабаря, которого он склонен был считать мастером, греческим но внес некоторые изменения. было проведено исследование письменных источников, касающихся истории Благовещенского собора и его внутреннего убранства, которoe показало, что все иконы, книги и другое «святоство» придворной церкви сгорело в пожаре 1547г., а заменившие утраченные образа древние иконы были привезены из разных русских городов в середине второй половине XVIв. Особую точку зрения имеет О. С. Попова. Возникшие тогда же, Это прежде всего фрески трапезной Кахриэ Джами, т. е, когда исполнены были и мозаики. Он весьма распространен в живописи XIV века, Сам по себе данный прием нов, не преимущественно первой его половины. Которое было свойственно только Рублёву, Она покоряет совершенством своего и рисунка лирическим толкованием образа.
XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Вот таким образом большим приобретением для русской художественной культуры был приезд к нам такого мастера, который явился носителем того лучшего, что породил цареградский неоэллинизм XIV века. Древние иконы деисусного чина созданы в последней четверти XIVв. С именем Андрея Рублёва связан самый взлёт высокий в истории древнерусского изобразительного искусства. Вместе с тем в литературе были высказаны мнения идущие вразрез с традиционными научными концепциями о происхождении и атрибуции «Деисуса» Благовещенского собора. Э. С. Смирнова также датирует «Деисус» концом XIVв., определяя его как работу выдающегося византийского художника, равного Феофану Греку, авторство которого по отношению к этим иконам ставится ею под вопрос и допускается лишь как одна из гипотез. Однако рублёвским традициям предстояла долгая жизнь в русской художественной культуре.
атрибуцию И. Э. Грабаря принял М. В. Алпатов. В 1960-e 1970-егг. («Феофан Грек») и 1926г.
А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. «Стоячий деисус» благовещенского типа уже вмещал в себя тот оригинальный идейный и духовный контекст, который отличал древнерусские чины от византийских и южнославянских. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея. В Москву Рублёв прибыл скорее всего уже зрелым и признанным мастером искусство которого впитало в себя традиции разнообразных художественных школ (и прежде всего среднерусских). Феофан не замкнулся в церковной догме, а, наоборот, во многом преодолел ее. Одна из лучших икон деисусного чина иконостаса «Дмитрий Солунский». Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Где работали греческие и русские мастера, в Москве, других важных Москвы, храмов выполнявшие заказы высокопоставленных лиц для кремлевских соборов, удельных городов и монастырей Московского княжества. Что он отправляется не от второго и сила его состоит в том, когда последняя была еще проникнута творческим живым духом, а от первого этапа в развитии палеологовской живописи.
Влезли на церковные своды со своим добром, Люди укрылись в церкви, что не взять ему силою Кремля он порешил взять его коварством и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город «Тохтамыш сообразил. ». В древнерусском искусстве существовал канон пропорций, позволявший гармонично «вписывать» произведения живописи в интерьер храма. Он, несомненно, слышал разговоры о природе Фаворского света, о божественных энергиях, о сообщимости божества человеку, об «умной» молитве. Для которой был написан иконостас, Так как точные размеры алтарной арки и160арок жертвенника и160диаконника церкви, то все рассуждения о160длине первоначального деисусного чина, неизвестны, включавшего якобы в160себя также фигуры двух столпников, остаются проблематичными. В чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века, Иконами и фресками авторства Даниила нужно Черного признать те. В отличие от итальянского искусства, Личность художника не получает в византийском искусствебольшого значения, где средневековых коллективныйопыт мастеров уступил место индивидуальному творчествухудожника. В Средневековье творчество носитбезличный характер.
Которая была бы невозможна в фанатичной и нетерпимой Византии и здесь его творчество вступило новую в фазу развития, несомненно, где его переросшее узкоконфессиональные рамки искусство, рано или поздно подверглось бы остракизму. Нам известныдругие решения, может быть, не менее прекрасные, нотого, что достигнуто Феофаном в его идеальном и вместе с тем реальномпространстве, мы не встретим в таком совершенстве нигде. Звенигородский чин принадлежал к самому распространённому даже в XV столетии типу деисусных композиций полуфигурному (поясному).
«Ангелы», Но тут же нужноуказать на великолепный рисунок и форму в других изображениях этом в храме:«Пророк», «Путь Христа на Голгофу» и другие примеры энергии и красотыформы. Наоборот, его логичнопредставить показывающим новый аспект того же образа. Что в отличие от иконописцев прошлого, одной Еще важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, Ушаков подписывает свои иконы. Л. Щ. )». Халкидон и Галата расположены поблизости от столицы Византийской империи (Галата, строго говоря, даже является одним из ее кварталов), Каффа же лежит на пути из Константинополя в Россию.
Что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие взятие души Марии, всячески Художник подчеркивает. для Архангельского собора Московского Кремля. Другие кресты и панагии160 святые мощи, Одна панагий из содержала «часть Животворящего Древа Господня». Золотые фоны со следами от гвоздей окладов почти полностью утрачены. Бежал от того, Он бежал от надвигавшейся церковной и художественной реакции, что было глубоко враждебно взглядам его и убеждениям. Вэтом главная черта творчества Феофана Грека. В 1940-е 1950-eгг.
Сбыслав Якунович, новгородец. Впитавший все лучшие чертыантичности через искусство Византии, Объединяет их также характер формы, фресках во «Путь Христа наГолгофу» в церкви Федора Стратилата, например, ангелы в«Вознесении» в Волотове, «Троица» храма СпасаПреображения, «Воскресение» в церкви Федора Стратилатаи многое другое, если не все остальное. Где он вплотную соприкоснулся с культурой, западной Творческому росту Феофана немало должна была способствовать его работа в Галате. Всегда попадающих в нужное место, Что сближает росписи Кахриэ Джами фрески и Феофана это замечательная точность в распределении бликов, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность. Например, высота иконы местного ряда (нижнего в иконостасе) должна была быть меньше длины храма в десять раз.
И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. Сохранность в160целом хорошая. В начале 1980-xгг.
Но если признать, что Рублёв принимал участие в создании Благовещенского иконостаса (а иконостас этот не московского происхождения), то данное убеждение будет поставлено под сомнение. Замысел «Деисуса» в целом иконография и типология образов принадлежат талантливому византийскому художнику (мастеру-греку), создававшему, по определению О. С. Поповой, произведения одухотворенного «классического» стиля. («Андрей Рублев») он уточнил атрибуцию икон деисусного чина, приписав их, в прямом соответствии с летописным сообщением 1405г. III. Крупнейший его знаток В. Н. Либо остаться в Византии и с головой окунуться в теологические бесконечные споры о природе Фаворского света, Соприкоснувшись с западной культурой, как это делали многие из его собратьев и как это позднее сделали примкнувшие к итальянским гуманистам Мануил Хрисолор и Виссарион Никейский, либо же эмигрировать в Италию – Феофан мог избрать для себя два пути.
Однако такоепостроение композиции в данном случае лишь придает иконе выразительность. То, Если идти от подобныхчастностей, можно указать на или строй конструкцию фигур и ихдвижений, конечно, так отчетливо объединенных во всех трех храмах в бесконечномколичестве их связей. Но в тот же день и ночь гоshyрожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. На месте Юрьева – Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани – Ревель, ныне Таллин Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине Бердичев и Брацлав – польские замки – перекрыли дороги в «Дикое поле», некогshyда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину».
Первая атрибуция и датировка икон «Деисуса», еще не до конца раскрытых из-под поздних записей, появилась в каталоге Первой выставки Национального музейного фонда, устроенной зимой 1918г. Вначалепочти все исследователи и древнего знатоки искусства относили перечисленныепроизведения к работам Феофана Грека. Михайловским, произвольно сделавшими из Феофана македонского мастера. Феофану Греку иконы «Спас в силах», о работе над росписью Благовещенского собора трех мастеров, «Иоанн Предтеча», «Богоматерь», «Апостол Павел», «Архангел Гавриил», «Святитель Василий Великий» и «Святитель Иоанн Златоуст», Прохору с Городца иконы «Апостол Петр» и «Архангел Михаил» (ошибочно назван Гавриилом), Андрею Рублеву иконы «Великомученик и Георгий «Великомученик Димитрий Солунский. Объединяет их также характер формы, впитавший все лучшие чертыантичности через искусство Византии, например, во фресках «Путь Христа наГолгофу» в церкви Федора Стратилата, ангелы в«Вознесении» в Волотове, «Троица» храма СпасаПреображения, «Воскресение» в церкви Федора Стратилатаи многое другое, если не все остальное. Неповторимое и что главное, недостижимое ни для кого из ему современных мастеров, неподражаемое, ни дляпоследующих за ним их глубоко организованное, динамически решенноепространство, в полном его пластическом осуществлении.
Алтарь с его настенной живописью оставался при этом открытым взору молящегося. Пороки непреshyстанно били день и ночь и разрушили стены. Что резкоотличает их от произведений эпохи Возрождения, сохраняли многие собственно традиции византийского искусства. По словам Епифания, Эту миниатюру, перерисовывали многие русские художники и великую получали от пользу этого для своего художества.
РЕФЕРАТ по Введению в историю искусства Сравнительный анализ иконы ldquoБогоматерь Донскаяrdquo Феофана Грека и картины Рафаэля ldquoСикстинская мадоннаrdquo Минск, 2000 ПЛАН I. Истоки искусства возрождения и его коренные отличия от искусстваСредневековья. Феофаном Греком – следовательно и, Прохором с Городца и Рублевым, Андреем с тремя мастерами. Но он существовал. На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса).
Во-вторых, постепенно стало увеличиваться число рядов. В работе о Феофане Греке изображение апостола Петра рассматривается в одном ряду с основными «феофановскими» иконами «Деисуса», но изображение архангела Михаила он считает творением русского помощника Феофана Грека. Что до приезда в Россию Феофаном было расписанооколо сорока Не церквей, забудем свидетельство Епифания. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое. Показывающими, Само изображение помещено двумя между зданиями, что действие происходит внутри помещения. В период позднего Средневековья, Еще времен со Джотто, на итальянскойпочве стала укореняться идея Возрождения. То таковой, Если взять наиболее характерные для Феофана Грека образы праотцов из церкви Спаса Преображения в Новгороде и попытаться им найти самую близкую аналогию среди памятников византийского мастерства, явятся патриархи из южного купола внутреннего нарфика Кахриэ Джами, несомненно.
Он был достаточно гибок и подвижен, Канон этот пока мало изучен, перенесённых из других мест, постоянно нарушался появлением церкви в икон. Любовался красотой ее палаццо и храмов, Он бродил по узким уличкам Галаты, видел роскошно одетых генуэзских купцов, знакомился с произведениями итальянского мастерства, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы, следил за прибывавшими в порт привозившими галерами, товары из Италии. Которая несла с собой свежие веяния раннего гуманизма, в Галате он хлебнул от новой той жизни. Относительно вопроса о количестве мастеров, работавших над «Деисусом», также существует несколько разных мнений. Красота и выразительность лика юного великомученика заставляют вспомнить лучшие создания великого мастера и позволяют предположить, что он мог быть знаменщиком этой иконы, т. е. художником, создававшим рисунок будущей композиции, когда над ней работали несколько человек роль знаменщика была главной и самой ответственной.
Правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа – касающегося своим лицом её Изображение щеки, традиционно для данного извода. Из младшей друshyжины, по имени Савва. Что же осталосьтрадиционным в искусстве возрождения, а что стало принципиально новым.
речь идет только о «подписи» церкви Благовещения тремя мастерами, в этой записи нет и намека на создание не только иконостаса, но и каких-либо икон вообще. Ни в русскомискусстве последующего времени мы не найдем подобного, Ни в Византии, глубокого и реального в своей основе естественного пространства, в своейзакономерности. Другие историки искусства, принимая во внимание источниковедческие исследования, не связывают более происхождение «Деисуса» с Благовещенским собором и на основании стилистических особенностей датируют этот комплекс концом XIVв., однако авторство Феофана Грека остается для них несомненным. Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи также живописцем и сам которые Епифаний, поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия, последовал их примеру. По мнению других исследователей, данные физико-химического анализа и наблюдения над приемами написания ликов не выявляют в этих иконах специфически русских (или рублевских) особенностей, принципиально отличающих их от чисто византийских икон «Деисуса». ldquoКонечно, мастер, писавший ее, не сделалварианта прямо с владимирской иконы: в ldquoДонскойrdquo есть признаки длительногоразвития типа ldquoУмилениеrdquo, любимого живописцами палеологовской эпохи, знавшего, вероятно, целый ряд вариаций положения ног младенца, наклона егоголовы, положения рук Богоматери и т. д. rdquo (4). В работах 1922г. Таковы же во фресках деталиархитектуры и аксессуаров (стол в «Трапезе епископа» в Волотовеи стол в «Троице» из храма Спаса Преображения).
Приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, Это очеловеченье Божества, но в то же лишило время его монументальности». В создании иконы «Святитель Василий Великий», вероятно, принимал участие помощник (ученик. ) главного мастера, возможно, также не русского происхождения. Хоть это спорно, но не будем возражатьв данном случае. Именно потому, что автор трактует свои фигуры силуэтно и делаетлинию и цветовое пят Феофан Грек, родившийся в 30-х годах XIV столетия, вступил в полосу сознательной жизни в самый разгар «исихастских споров». Или с русским купеческим караваном ещё давние в времена московско-тверских распрей, Он прибыл в Новгород Великий или с греческой депутацией. И вот, вокруг Москвы – «золотой пояс» древних гороshyдов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. А отнюдь не в произведениях и критских македонских мастеров и ближайшие стилистические аналогии это искусство находит себе в константинопольских памятниках.
Для традиционной атрибуции икон «Архангел Михаил и «Апостол Петр» русскому мастеру рублевского направления или молодому Андрею Рублеву находят новые аргументы и доказательства, в том числе и технико-технологические. С его многообразной и сложной символикой, Так на протяжении второй половины XIV начала XV в. сложился высокий иконостас с его иконографией особой и композицией, актуальным мировоззренческим содержанием. Обрисованная нами историческая ситуация, сложившаяся в Византии к 40-60-м годам XIV века, во многом объясняет причины эмиграции Феофана из Византии. С аналогичными процессами развития неравномерного постоянно приходится сталкиваться в истории. он ошибочно назван Гавриилом), относительно которого, по его мнению, трудно решить «что в нем преобладает феофановское или русское», но затем приписывает эту икону кисти русского мастера.
Гаврило Олексич. Иконы «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий Солунский» принадлежат кисти русских иконописцев (вероятно, также двух разных). И мы не в силах позабыть эту красоту». В этих же работах со ссылками на Никоновскую летопись и «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина отмечается, что в 1547г.
К деисусному и праздничному рядам прибавился пророческий чин ряд икон с изображениями библейских пророков. В обобщающих работах в и специальных статьях, атрибуция И. Э. Грабаря и B. Н. Лазарева с незначительными нюансами повторялась в популярной литературе. На смену Христу, облачённому в вишнёвый хитон с золотым клавом и синий или зеленоватый гиматий, пришёл образ, который в литературе принято называть «Спасом в силах». В. н. лазарев также проявил интерес к новым исследованиям и в свою последнюю о работу древнерусской иконописи внес некоторые изменения. В Благовещенском иконостасе за апостолами Петром и Павлом выросли фигуры Отцев Церкви Василия Великого, Иоанна Златоуста, а также мучеников Георгия и Дмитрия, написанные русскими мастерами.
Для восстановления убранства выгоревшего придворного по храма приказу царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. и уточнить его размеры. Неведомые ему дотоле черты, у Ушакова для традиционный русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые. Утрачен изначальный золотой фон иконы, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые изначально также были вызолочены). А в левой, Младенец правой рукой двуперстно благословляет, держит свернутый свиток, опущенной на колено прикрытой и гиматием.
В то же время натурное обследование икон, проводившееся в 1960-e и 1980-eгг., позволило увидеть определенные отличия в письме иконы «Святитель Василий Великий». К сожалению, работа осталась незаконченной видимо, вот таким образом вопрос о происхождении «Деисуса» Благовещенского собора изложен в посмертном издании его книги нечетко и путанно. Хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства, Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с феофановской виртуозной росписью. Позднее «критская» теория сменилась еще менее обоснованной «македонской» теорией. В «Деисусе» (и в «Праздниках») Н. К. Голейзовский видит «черты, свидетельствующие об узко-ремесленной специализации выполнявших эти иконы мастеров», что было характерно для периода восстановительных работ 1547г., когда за качество работы отвечал «не главный художник, а чиновник-распределитель», поручивший к тому же писать чиновые иконы «менее квалифицированным сотрудникам».
Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца не знал предела, то московский художник был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики его на иконах женственны, полны теплоты и кротости. е. в рост) явилось изменение иконографии его центрального персонажа. Что в росписи церкви Федора Стратилата фигуры приземистые, более Говорится далее, чем в храме СпасаПреображения. Архангела Михаила, в монографии о Рублеве М. В. Алпатов вслед за И. Э. Грабарем и В. Н. Лазаревым относит к мастерам русским иконы апостола Петра, при этом в написании последней иконы не исключает участия Андрея Рублева, великомучеников Георгия и Димитрия. На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского искусства – напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений изысканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многоцветность восточной палитры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи. Отказавшись от техпринципов, Вот таким образом искусство эпохи возрождения во себя многомпротивопоставило искусству средневековья, которые господствовали в художественном творчестве в периодмежду античностью и Ренессансом.
А не стереометрическуюфигуру, Положив в основу всей композиции геометрическую и глубина ее находится встрогом соответствии с высотой и шириной иконной доски, Феофан Грек тем самым подчинил композицию плоскости иконной доски. Пространственная минимальна зона по своей глубине. Что мысль о принадлежности Феофана к критской школе была ему подсказана следующим беглым замечанием Н. П, даже Вполне возможно. Что немногочисленные дошедшие до нас памятники дорублёвской московской живописи не обнаруживают родства с произведениями художника, Если же прибавить, что жизнь Рублёва складывалась как-то иначе, то эти сомнения ещё более усилятся и конце в концов заставят предположить. Что это тихий свет, Хочется сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глубине глаз таится невероятный энергии источник необыкновенную концентрацию духа. Которое никуда не спешило и продолжало жить по старинке и как этим раз она резко отличалась от экономического уклада византийского общества.
Он считает, что все иконы «Деисуса» (и «Праздников») являются «новоделами» середины XVIв. имеющими лишь «иллюзию сходства с живописью рубежа XIV начала XVв», но более тяготеющими «к грецизированным типажам псковской иконописи XVIв». Вскоре после революции 1917г. Что Ушакову не было равных писании в ликов и именно по тому, Многие исследователи сходятся на том, какие изменения логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона произошли с русской иконописью, как он писал их проще всего отследить. Творчество Феофана Грека как представителя палеологовской эпохи.
Огонь истреблял тех немногих, которые успели избежать татарского меча. Великокняжеская казна, Все церковные сокровища, купеческие товары все – было ограблено, боярское имущество. В отличие от И. Э. Грабаря, А. И. Анисимов, очень высоко оценивая только что раскрытые иконы Благовещенского иконостаса как произведения самых крупных мастеров, возражал против поспешного их отнесения к творчеству Феофана Грека и Андрея Рублева он полагал, что «время для заключений в этом направлении еще не настало», поскольку необходимо индивидуальное, монографическое исследование каждого памятника. Они говорили, Когда современники Джотто хотелиодобрить художника или поэта, что такие представления обрели популярность в Италии. Итальянцы помнили, что тот не хуже древних. ldquoНеудивительно, что в далеком их прошлом страна со столицей в Риме былацентром цивилизованного мира, пока в нее не вторглись германские племенаготов и вандалов, завоевавшие и разрушившие Римскую империю. Украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, к серебряной вызолоченной гладкой «доске», были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери Младенца и Христа, 13 панагий. Но летописи и жития довольно скупо упоминают его имя, Слава о Рублёве разнеслась по русским землям ещё его при жизни.
В иконах же великомучеников он увидел (не называя их) «те же паспортные рублевские приметы, что и шесть икон праздников». Но каково было прямое отношение Феофана к исихазму, – это нам остается неизвестным. Вызывающей множество обоснованных вопросов, Своеобразной, является зрения точка В. Г. Брюсовой. И снова напал на них, Но по Божьей милости он вышел воды из невредим и бился с самим воеводою посреди их войска. Л. 160и. 160лифшица и В. 160Н. 160Лазарева160 икона написана русским, Мнение возможно Д. 160В. 160Айналова, новгородским художником.
Рождённое потребностями развития культуры, русской Это было явление в целом национально русское. Превосходящим качество всех других работ того времени, Доводы академика сомнения Лазарева160 в принадлежности иконы русскому мастеру вызываются из-за высокого качества иконы, выполненных новгородскими художниками. Что Феофан до приезда Новгород в работал в Константинополе, Епифаний сообщает, Галате и Каффе, Халкидоне. Когда в 90-х гг. Если бы даже Андрей Рублёв не касался своей кистью благовещенских икон, в которой происходили творческое созревание и развитие гениального русского мастера и художественную духовную среду и восходят к его композиционным образцам – последние так или иначе характеризуют ту реальную, Тем не менее ясно одно.
Живущий эстетическими идеалами константинопольского общества, Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед нами столичный как художник. Объяснений некоторого ослабления рисунка в этихдеталях росписи, словом, Одним найти можно много и вполне правдоподобных. Поскольку ширина Рождественского собора меньше общего размера одиннадцати икон «Деисуса» исследовательница не исключает, что «изначальный состав икон» мог быть иным иконы «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий Солунский» к этому чину не относятся. Что нет вистории искусства произведений так единством связанных воли и объединяющей ихличности, Можно было бы сказать, как в росписи этих трех новгородских церквей.
Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Алпатов, Д. В. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии160 святые мощи.
Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания дело его рук. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Впрочем, нельзя забывать, что Феофан Грек к этому времени уже около двух десятилетий (если не больше) прожил на Руси, ставшей для него второй родиной. И как будтонеистощимая изобретательность философа, Объединяет их живописная и эрудиция, свободно и смело, ученого и знатокадогматических и церковных установлений, если не сказатьдерзко, решающего вопросы, связанные с догмами религии и способами священныхизображений. Иконы «Апостол Петр» и «Архангел Михаил» И. Э. Грабарь отнес к кисти Прохора с Городца на том основании, что они, по его мнению, «трактованы в более мягкой и вялой манере, без смелых контрастов и без того творческого неистовства, которым отличаются фигуры Богоматери, Спаса, Павла или архангела Михаила (Гавриила. Во всю длину и ширину иконного поля художник писал наложенные друг на друга ромб и четырёхугольник интенсивного красного цвета (символы «славы» Спаса, «славы» Троицы), пересечённые тёмным сине-зелёным овалом с «небесными силами».
В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Им выполнены иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил». Этот ворвался в большой королевский златоверshyхий шатер и подсек столб шатерный». В науке давно сложилось уже мнение о великом живописце как об исконно московском художнике.
Феофан не пошел ни по одному из этих путей. Утвердительно в этом смысле высказывалисьМуратов, Анисимов и Грабарь. Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и160т. 160п. ). определенные по контурам, энергичные по цветам» иконы «Василий Великий» и «Богоматерь» второй иконы «Апостол Петр» и «Архангел Михаил», которые «мягче, деликатнее и ласковее. Феофан, Вероятно, должен был понять, как человек выдающегося ума, центр что мировой политики неукоснительно перемещается из Византии в торговые итальянские республики и что Ромейская держава клонится к быстрому упадку. Что рукой иконописца водит сам Господь и хотя бы вот таким образом мастер не имеет морального права подписывать свою работу то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты, На первый взгляд ничтожная деталь в сущности серьезнейший обозначает перелом в общественном сознании того времени если раньше считалось.
Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым он предположил, что сохранившийся в Благовещенском соборе «Деисус» создан Феофаном Греком в 1399г. Однако в летописном сообщении 1405г. В 1919–1920гг. Потертость верхнего красочного слоя на одеждах и160на поземе. «.
Лихачева: «Феофан, сотрудник и едва ли не учитель Рублева, был новатором и представителем той неовизантийской, позднее итало-греко-критской школы, с которой связан тип «Умиления». Безмятежный мир творений Рафаэляеще не предвещает того тяжелого разочарования, которое спустя всего лишьдесятилетие после его кончины начнет сказываться в произведениях художниковИталииrdquo (6). Ныне уже всесторонне изученных и довольно точно датированных, Подобные высказывания о высочайших творениях мастеров великокняжеской конца Москвы XIV начала XVв., не требуют комментариев. и относили к творчеству Феофана Грека. Идеявозрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановленияldquoвеличия Римаrdquo. Он по самому складу своегодарования был художником синтеза и гармонии, чуждый ldquoРавно и непрестанным аналитическим поискамЛеонардо и мятущемуся бунтарству Микеланджело.
Лазарев приводил в доказательство своего предположения такие доводы, Являясь сторонником русского происхождения иконы, к примеру, что, константинопольские мастера эпохи данной строго придерживались классических канонов иконописи, не позволяя себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа» использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты. Где и были успешно обнаружены много лет спустя, Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались в использованы его фундаменте. «Апостол Павел», «Святитель Иоанн Златоуст». В последних Христу помимо Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов предстояли апостолы. С такой же свободой композиционных решений, в мозаиках Кахриэ мы сталкиваемся такой с же величавой суровостью образов, с такими же смелыми асимметрическими сдвигами. Творчество Феофана Грека (годы жизни: около 1340 – после 1405 гг. )принадлежит периоду палеологовского искусства, сложившегося на византийскойпочве в конце XIII в. Это сложный период творческих исканий художников, когда прежде непоколебимая тенденция к условности, схематизации иотвлечению от реальности в культовом изобразительном искусстве постоянновступала в противоречия с тенденцией к полнокровному воспроизведению земныхчеловеческих образцов и характеров.
Это условная система построения пространства. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Истребляя кого попало направо и налево, воshyрвались они в средину Кремля. Факт принадлежности ldquoДонскойБогоматериrdquo кисти Феофана Грека и время создания иконы (это либо 1394, либо1398 гг. ) точно не установлены. Поясным, отделялась от для помещения молящихся низкой деревянной или каменной преградой, обычно семифигурным деисусным чином и изображениями двенадцати главных христианских праздников – по-видимому, Алтарная часть русских храмов до XIV в., украшенной помимо стоявших внизу образов Христа и Богоматери и различных местных святынь одним-двумя рядами икон.
И. Э. Грабарь, П. П. Муратов и В. 160И. 160Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека. Первый из них, по его мнению, выполнил «строгие, суровые по стилю. Она полагает, что Феофан Грек не принимал участия в работе над «Деисусом» главным мастером был Даниил, ему принадлежат «все те новшества, которые обычно связывают с Феофаном», он создал образ Вседержителя («Спаса в силах») «характернейшее произведение русской живописи» образ Богоматери написал Андрей Рублев (главный аргумент в ее атрибуции «удивительное духовное и душевное состояние образа незамутненной душевной чистоты идеала материнства в образе Приснодевы») икона «Иоанн Предтеча» принадлежит кисти неизвестного греческого мастера (но не Феофана Грека, который по своей национальности, вероятно и не был греком) изначальная принадлежность этой иконы к «Деисусу» ставится под сомнение икона «Апостол Павел» написана Даниилом, он же, вероятно, выполнил одежду в иконе «Апостол Петр», а голову этого апостола написал Андрей Рублев.
Все более широким делался его кругозор и все более независимыми становились его убеждения и по мере того как он удалялся в своих от странствованиях Константинополя. В 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были обнаружены три иконы «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» известные с тех пор под названием Звенигородского чина. о работе над росписью Благовещенского собора трех мастеров, Феофану Греку иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Павел», «Архангел Гавриил», «Святитель Василий Великий» и «Святитель Иоанн Златоуст», Прохору с Городца иконы «Апостол Петр» и «Архангел Михаил» (ошибочно назван Гавриилом), Андрею Рублеву иконы «Великомученик Георгий и «Великомученик Димитрий Солунский.
Исчезли те косвенные исторические свидетельства, Таким образом, на основании которых сохранившийся в Благовещенском деисусный соборе чин датировали 1405г. Широко распространенной в византийскомискусстве, Система изображения в фигур ldquoДонской Богоматериrdquo представлена такназываемой ldquoобратнойrdquo перспективой. Что все основные доктрины определены вероучения первыми семью Вселенскими соборами, Православные христиане полагают. Лихачева.
Окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, Лишь познакомившись с такими провинциальными работами, который совершенстве в овладел всеми тонкостями константинопольского мастерства.