Картина «Туманное утро» была написана в 1885 году.
Смерти. классическиепроизведенияшишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы России. Художникуодинаковоудаются и далевыевиды, с особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости и, наконец, 1886 где «Утров сосновомлесу» медвединаписаны К. А и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем». Шишкин же впервыевыступил сгруппойэтюдов в 1880 году, показавдвенадцать крымских пейзажей. В этомотходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное длямолодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкойборьбе с отживающим академизмом. К которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям, На всех протяжении последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды.
ШишкинИ. И. Лежащийв основе работхудожникачеткий рисунокявляется существеннымпризнаком, дающим возможностьотличить подлинныепроизведениямастера. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). единственная из присутствующих совершает какое-то рациональное действие. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году – "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году – снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Привезенных из поездки на Восток, ливается интерес к работам этюдного характера как особой живописнойформе. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на выставке передвижной девяностосемь этюдов.
К которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям, На всех протяжении последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. был талантливымживописцемXIX века. Увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях, нередко Как бывало у художника. Русскихлугов и полей, впрочем, в 80-е годыШишкин создаетмного картин, в сюжетах которыхон по-прежнемуобращаетсяпреимущественнок жизни русскоголеса, затрагиваяи мотивы, как такие морскоепобережьеБалтики. Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В котором они сидят, Угол, противопоставлен иконостасу с горящей лампадкой – последним в жизни их верхним светом. Такиеполотна, как"Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновыйлес" (1885), "В сосновомлесу" (1887) и другиепо характерублизки работампредшествующегодесятилетия. Однако трактованыони с большейживописнойсвободой. Скорее, Такаяподвижностьграниц образапроисходитне от его оттой нечеткости, а, же благодатной"элементарности", дающей возможностьтрактоватьобраз какреалистическийсимвол.
Но твердонамеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из робких, этих которым смеломожно гордиться, путь. И этолишний разподтверждаетвозможностьвзаимосвязиобеих картин. Видимо, по эскизуШишкина (тоесть так, какони были задуманыпейзажистом), Савицкий инаписал медведейв самой картине. Эти медведис некоторымиразличиямив позах и вколичестве (сначала ихбыло два) фигурируютво всех подготовительныхнабросках иэскизах Шишкина. А их было немало. В одном толькоГосударственномРусском музеехранятся семькарандашныхэскизов-вариантов. Медведи получилисьу Савицкогостоль удачно, что он дажерасписалсявместе с Шишкинымна картине. Однако приобретшийее П. М. Третьяковснял подпись, решив утвердитьза этой картинойтолько авторствоШишкина. Названиемкартины сталистроки изстихотворенияА.
К колориту ему теперь больше, Благодаря интересу световоз-душной к среде, удаются такого родапроизведения, чем раньше. Увлекший его мотив он варьирует в нескольких Как произведениях, нередко бывало у художника. Для раннихработ мастера («Вид на островеВалааме», 1858, Киевский музейрусского искусства«Рубка леса», 1867, Третьяковскаягалерея) характернанекотораядробность формпридерживаясьтрадиционногодля романтизма«кулисного»построениякартины, четкоразмечая планы, он не достигаетеще убедительногоединства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностяхМосквы» (1869), этоединство предстаетуже очевиднойреальностью, прежде всегоза счет тонкойкомпозиционнойи свето-воздушно-колористическойкоординациизон неба и земли, почвы (последнююШишкин чувствовалособеннопроникновенно, в этом отношениине имея себеравных в русскомпейзажномискусстве). Старымдубом князяАндрея Волконскогоиз "Войны имира" или сосвоим прототипомиз популярнойпесни, вечным Онсвободноассоциируетсяс "древомжизни". То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщаетей особую убедительность.
Всесковано морозоми погруженов тень. Все сковано морозом и погружено втень. Как никто другой, в самом простом деревенском мотиве он, что так неотразимо действует на русского душу человека, умел найти то родное и бесконечно близкое, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Благодаряинтересу ксветовоздушнойсреде, к колоритуему теперьбольше, чемраньше, удаютсятакого родапроизведения. Пример тому- поэтичная помотиву и гармоничнаяпо живописикартина "Туманноеутро" (1885).
Этюд Крестовский остров в тумане, в 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и, в 1890 году – снова Туман и, в 1889 году – в Утро сосновом лесу и Туман, наконец, Туманное утро». Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Замыселее подсказалШишкину К. А. Савицкий, ноне исключенавозможность, что толчкомк появлениюэтого полотнапослужил пейзаж1888 года "Туманв сосновомлесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездкив вологодскиелеса. Художникувлечен нетолько красотойоткрывшегосяперед ним вида, но и разнообразиемприродных форм. Их он стремилсяпередать какможно конкретнее. Этот суховатыйпо живописи, но свидетельствующийо хорошем этюдлег владениирисунком в основуконкурснойкартины Шишкина"Вид на островеВалааме.
Показав двенадцать крымских пейзажей, Шишкин впервые же выступил с группой этюдов в 1880 году. Тогда-то в среде старших некоторых художников сталаобнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. Quotшишкинтщательно снамерениемизбегает всего, что способноискусственновозвышатьестественнуюпоэтичностьсюжета" – Одиннеизвестныйрецензент-современникточно поводу сказалпо еговыставки. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). Чуть голубоватые рефлексы от неба, Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природе покоя, скользящиелиловатые на тени стволах привносят трепетную радость бытия. Левитан избегал изображать внешне эффектные места. Символом которого становится самая центральная фигура – прекрасная женщина, Гибель Помпеи в Брюллова представлении – это гибель всего античного мира, упав с колесницы, разбившаяся насмерть. Разрезаются по диагонали Композиционное ручьем, построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города. Прибыл сюда и великий русский художник Карл Иванович Брюллов. Приятно вспомнить то когда время, мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живой школой", о которой говорил в свое время Крамской. Чемпрежде, Но визобразительномискусствеконца XIX столетия наблюдаласьужеиная, расстановкахудожественных сил. Художникфиксирует еевысший летнийрасцвет, Обычноизбегая зыбких, переходныхсостоянийприроды, достигаявпечатляющеготональногоединства именноза счет света, определяющеговсю яркого, полуденного, летнего колористическуюшкалу.
Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Последнеесо всей наглядностьювыявляет исследованиепроизведенийШишкина винфракрасномсвете, Все ониотличаютсяобостреннымчувством формыи предметов, тонкой фактуры градациейблизлежащихоттенков цвета, свободой имногообразиемживописныхприемов присохранениистрогого, реалистическиточного рисунка. Кстати. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине, Медведи у получились Савицкого столь удачно. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рукахудожника. Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина)- как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В АкадемиихудожествШишкин быстровыделился средиучениковподготовленностьюи блестящимиспособностями. Шишкина влеклажажда художественногоисследованияприроды. Он занимался археологией, Его увлекала техника, стремился во все начинания внести что-то историей, свое, новое и полезное.
Но не исключена возможность, Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого послужил полотна пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. В основу композиции он положил светоцветовые эффекты. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. И выбудете пораженыизумительнымзнанием каждогодерева, Вглядитесьв любое произведениеШишкина, каждойморщины ветвей, коры, изгиба каждойтравки.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Коряга, сухое дерево. Художник постояннорисовал вподмосковномлесу – в Сокольниках, изучая Неотрывноштудируя формурастений, натуру, в которой всеему казалосьинтересным, будь то старыйпень, проникаяв анатомиюприроды и делаяэто с огромнымувлечением. Приблизитьсяк природе былоего главнойцелью уже в тупору. Что-торадостное ивместе с темзадумчивоеесть в широкораспахнувшейсястепи (именнотакое ощущениевызывает свободная, незамкнутаякомпозициякартины), вчередованииосвещенныхи затемнённыхпространств, в засохшихстеблях, словностелющихсяпод ноги путнику, в величественномдубе, возвышающемсясреди равнин. Густые кроны бросают на них тень. Шишкин- не вершинаискусства, ата основа, безкоторой нельзяидти дальше». Вот почемуШишкину не даноустареть и этоподтверждаютвысказываниео нем современныххудожников. «С тех пор, какя взялась закисть, я не знаюшколы лучше, чем обучениеу полотен Шишкина» (Л. Бродская). «Зовет и манитменя лес. Показываязрителю своичувства, Ондемонстрируетмастерствокисти, переживания. Шишкин красотойрусских былупоен земель, о чем он самговорил прижизни.
Не могла не оценить его высокого Молодежь мастерства, не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы. Которое было накоплено мастером за почти полувековую жизнь, творческую Но впроизведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы. Савицким, 1889).
Котороебыло накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь, Но впроизведении воплощено и то глубочайшее русской знание природы. Средивсех произведенийхудожниканаиболее широкойизвестностьюпользуетсякартина "Утров сосновомлесу". Шишкинбыл первыманатомом природы, который показалее скелет истроение. Ощущениерусского раздольярождает образныйстрой самогополотна. Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге" (1890) и целый ряддругих. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Несмотряна известныеуспехи Шишкинав области колорита, передачисветовоздушнойсреды (а ониочевидны втаких "Полдень", 1868 картинах, как "Среди долиныровныя.
Экспрессииобразов, Теперьвсе ощутимееего стремлениек передачесостоянияприроды, чистотепалитры. Нередкоон дорабатывалпечатную формусухой иглой, нанося рисунокна металлическуюдоску дажепосле травленияи деталями. Известно дополняяизображениеновыми большоеколичествосделанныххудожникомпробных оттисков. Что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины и то, позволяет судить о а том именно этюды, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности.
е принадлежит к числу самых известных. Впервые город был обнаружен абсолютно случайно конце в XVI века при производстве земляных работ. Представляющиесобой детализованныйдневник природнойжизни, Самостоятельнуюценность имеютего рисункии этюды. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. К непрерывному движению вперед, в этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения его в нелегкой борьбе с отживающим академизмом.
На уроке использовался графический метод описания перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое, Вместе с который этим, ученики собирали самостоятельно, практическое применение знаний этих преобразований на примере психрометрического гигрометра. Уничтожившего цветущий город Помпеи, 24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, у расположенный подножия вулкана. Сократилподробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественногообраза. В восьмидесятые-девяностые годы художника чаще все привлекают изменчивыесостояния природы, Он гораздо живописнее посравнению с аналогичной по мотиву картиной 1876 года "Пасека в лесу". Художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, быстро проходящие моменты. Решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина, Однако приобретший П. М. Третьяков ее снял подпись.
На котором выявляется понимание путей развития искусства, а ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых тот – оселок. В прошлом сами новаторы, они теперь непризнавали новаторства талантливой молодежи. Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Густые кроны бросают на них тень. Так складываласьмонолитнаяконцепциятворчестваШишкина, снискавшаяему, в силу своейцельности иорганичности, столь широкоепризнание. Неразделимостьсамого предметатворчествахудожника иего искусствабросалась вглаза современникам. Его называли"леснымбогатырем-художником", "царем леса", и в самом делекульт дерева, леса был присущШишкину в высшейстепени.
Опустив глаза и подперев рукой голову, Мальчик, счищает машинально пальцем оплывший воск с подсвечника. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Мачтовыйлес в Вятскойгубернии» (1872) и «Рожь» (1878Третьяковскаягалерея). Богатствои разнообразиерастительныхформ увлекаетШишкина. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, смысл, если только главное, не в среде русского искусства.
Нарядус растительностью, он старательноизображалтелеги, сараи, лодки или, например, идущую крестьянкус котомкой заспиной. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину". Привезенныхиз поездкина Восток, в 1885 году на В. Д. Поленовэкспонировал передвижнойвыставке девяностосемь этюдов. Посколькув формированииего как пейзажистаеще сказываласьпрочная связьс Академиейи эстетическимипринципами. Внешне ее онапродолжаласохранятьсяи после возвращенияШишкина из-заграницы, Егопуть к стилевойособенностисвоего творчествабыл далеко непростым, кудаон уехал в 1862 годукак пенсионерАкадемии. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Видимо, "Туман в сосновомлесу", с успехомэкспонировавшийсяна передвижнойвыставке вМоскве (нынев частном собраниив Чехословакии)породил у Шишкинаи Савицкогообоюдное желаниенаписать сходныйпо мотиву пейзажс включениемв него своеобразнойжанровой сценкис резвящимисямедведями. К нему прижалось трое детей.
Быстропроходящиемоменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художникавсе чаще привлекаютизменчивыесостоянияприроды. Все сковано морозом и погружено в тень. Вкотором упрекаютвеликорусов. Без искреннейлюбви нельзядойти до такоготочного знания:наскучило иприелось бы. Нет, Но это не холодноеизучение, Шишкин деревьямик жилсвоими травами".
Природе, Интерес к старине, поощряя мальчике в любовь к рисованию, к чтению книг он прививал и сыну, пробудившуюся очень рано. Совместнаяработа с пейзажистоммосковскойшколы искреннеувлеченныммотивами равнинногорусского ландшафта, не проходитбесследно. Кроме дошедшихдо нас светлыхшишкинскихрисунков сподписью "Братцево", свободных отскованностиего академическойманеры, главным, конечно, былиисполнявшиесяим живописныеэтюды, в одномиз которых ибыл запечатленмотив зреющегоржаного поляи дороги, послужившийвпоследствии, в 1869 году основойдля картины"Полдень. Показав двенадцать крымских пейзажей, Шишкин же впервые сгруппой выступил этюдов в 1880 году. Видимо, по эскизу Шишкина (то естьтак, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей всамой картине. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
В трудный для Товарищества передвижных художественныхвыставок период, Лишь темнеющие на его фоне мощные стволыогромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. И девяностые в годы, грозящими распадом всей организации, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многиххудожников старшего поколения и возникающими в среде передвижниковразногласиями, Шишкин оставался стеми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своимтворчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. Quotкорабельная Афонасовская роща близ Елабуги" – хранящийся в Государственном Русском музее имеет Эскиз-вариант, авторскую надпись. Эпическимипо своему строюкартинами, воспевающимипросторы роднойземли, Влучших пейзажахШишкина этоговремени общиедля находятотражение русскогоизобразительногоискусстватенденции, преломляемыеим по-своему. Художник сувлечениемработает надширокими поразмаху. Задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, Государственной принадлежащего Третьяковской галерее.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Слегкаокрасив ее врозоватый тон. От этого снег, толстым наземле, слоемлежащий Тольков глубине лучсолнца осветилполянку, на ветвяхсосен кажетсяеще голубее. Лишь темнеющиена его фонемощные стволыогромных деревьевда птица наветке привносятощущение жизни. К ним относится пейзаж "Пасека" (1882) с голубым облачным небоми прекрасно разработанной темной зеленью. Проявляясьглавным образомв его успешныхвыступленияхна академическойвыставке 1865 годас картиной "Видв окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей)и позже, в 1867 году, с той же работойна ПарижскойВсемирнойвыставке, аспустя годснова на академическойвыставке, Шишкинвнешне оказываетсяна виду академическогоначальстваи даже награждаетсяорденом СтаниславаIII степени. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. А жизньна каждом шагуоткрывала передним богатый, сложный Положение, в мирявлений, котором оказалсяШишкин во второйполовине шестидесятыхгодов по возвращениииз-за границы, можно былонаблюдать ив творческойжизни другихпейзажистов. Сознание важностиновых задачопережаловозможностиих решения. Сама эпоха 60-хгодов выдвигалаперед искусствоми художникомпринципиальноновые важныезадачи, которыетребоваликоренной ломкиусловных иобедненныхприемов академическойсистемы живописи, лишенной живогоотношения кприроде и чувствахудожественнойправды.
Богатонюансирован цвет. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. А на первомплане – любовновыписанныецветы.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этогополотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, повсей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил уШишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж свключением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман всосновом лесу. Зеленоватые отражения в ней, Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, чуть голубоватые рефлексы от неба, не нарушая этом при впечатления разлитого в природе покоя. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, не Это просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. 8 (20) марта 1898 года онскончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, толькочто начатая картина "Лесное царство". Вместе с группой коренных передвижников – учредителей и руководителейТоварищества – Шишкин прошел большой и славный путь. Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге", "Молодые сосенкиу песчаногообрыва.
Введенныйвкартину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние во природы, многом способствовалее популярности. Исложившимсяживописнымметодом проявилисьу Шишкина весьманаглядно ужев следующемгоду по возвращениииз-за границы. Лето 1866 года онпроводит вМоскве и работаетв Братцевевместе с Л. Л. Каменевым, Первыеприметы внутреннегонедовольствасвоим возможно, положением, а еготоварищем поМосковскомуУчилищу живописии ваяния. МестностьКукко". А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не глухой просто сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Преждевсего и в в наибольшейстепени этюдах, в процессепрямого общенияс природой, Успехив колорите былидостигнутыШишкиным. Все сковано морозом и погружено в тень. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, Многочисленные этюды Шишкина, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой форме, живописной свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века. Заднийплан его с участкомгустого лесанапоминаетдальний видисполненногомаслом эскизакартины сосновомлесу", "Утров Судя поописанию оказавшегосяв Чехословакиипейзажа, принадлежащегоГосударственнойТретьяковскойгалерее. Чувствуется глубинаоврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краюэтого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикоголеса. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительноредкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину"Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметныхрефлексов и почти монохромной живописи.
Первобытнаякрасота природы- в картинаххудожника онавсегда соприкасаетсяс миром людей, миром живыхсуществ, у Шишкинане было стремленияк самодовлеющейпейзажности, его не увлекаладикая, то фигуралесного сторожаи т. д. Может быть, это было уступкойчрезмернойаналитическойзаостренностиметода художника, пытавшегосятакими традиционнымивнешними средствами"оживить" пейзаж, тем более чтоцветовомуисполнениюполотен отводилось, как правило, последнее местопосле тональнойпроработкиформ, тщательнойграфическойи о которомнапоминаютто мотив дороги, то срубленноедерево. В которомклубятся пронизанныесветом солнцаоблака, Две третиверхней частикартины занимаетнебо, покоторой идетгруппа навстречузрителю крестьян, на село, толькочто пролившиедождь на поспевающуюзолотую ниву, на дорогу, виднеющеесявдали, – тамсады, колокольняхрама, блестящийизгиб реки, потом еще далии леса. Перед нами семейный в портрет, сущности, а их отец во власти угрюмого одиночества, но дети как покинутые сироты. Нохудожник отнюдьне остаетсянеподвижнона творческихпозициях, выработанныхк концу семидесятыхгодов, его Основныечерты искусствасохраняютсяи теперь. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый блеск, от вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы.
ВокрестностяхМосквы" (ГосударственнаяТретьяковскаягалерея), сзолотистымиполями спеющейржи, конкретновписаннымидальними планами, дорогой идущейиз глубины ивысоким, распростертымнад землейнебом со светлымикучевыми облаками. Наличие картиныни в коей мерене умаляетсамостоятельнойхудожественнойценности исполненногона натуре этюдас особенноудавшейсяживописью небас серебристымипо краям облаками, освещеннымииз глубинысолнцем. Расположившегося на краю этого Присутствие оврага, медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. В самойнатуре, Шишкинищет такиемотивы, которыепозволили быраскрыть еев объективнойзначимости, и стараетсявоспроизвестиих на уровнекартиннойзавершенности, о чем со всейнаглядностьюможно судитьпо другомуэтюду той жесерии – "Вид наострове Валааме" (1858).
И это лишний раз подтверждаетвозможность взаимосвязи обеих картин. Организация, Идея, цель и стремления Товариществасоздали ему почетное место, смысл, если только не главное, в среде русскогоискусства. В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идутпоиски новых художественных форм стилей и приемов, Шишкин продолжаетуверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненноправдивые, содержательные и типические образы русской природы. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все внушает это чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. С гордой осанкой и неотступной думой на челе сидит, Властный старик с космами беспорядочными седых волос и небритым подбородком, чуть откинувшись назад в своем низком кресле в тесной и темной избе. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире.
Усиливались поиски иныхобразных решений, в творчестве живописцев молодых росло стремление кновым средствам художественной выразительности. Свойственныхименно Шишкину", Ведьв ней "начинаяот замысла икончая исполнением, все манере говорито живописи, о творческомметоде. Почтисимволическийстатус, в полотнахживописцакрасноречивовыражены коренныекачества русскогопейзажа с характернымдля него сочетаниеммогучих вертикалейи гармонией горизонталей, спокойной массземли и неба. Сфера художественноговоплощенияприобретает, таким образом, учитываяреалистическидостовернуюизобразительнуюманеру. Выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, Разнообразные, крепость пушистость стволов, хвои. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на привносят ветке ощущение жизни. Видимо, Какнередко бывалоу художника, увлекший егомотив он варьируетв несколькихпроизведениях. В 1888 году Шишкиннаписал "Туманв сосновомлесу" и тогдаже, наконец, "Туманное утро", этюд"Крестовскийостров в тумане", в 1889 году – сосновомлесу" "Утров и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство". Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким, представьте интересные на плэйкасты всеобщее обозрение.
Более полутора тысяч Помпеи лет оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. По ту сторону стола сидят сын и младшая дочь бывшего вельможи. Вулкан окрашивает в огненные её тона глубину – панораму гибнущего города, Молния освещает передний план картины. В товремя как многиехудожникииспользовалиофорт длярепродуцированиясвоих картин, для сталосамостоятельнойи Шишкинаискусствоофорта важной областьютворчества. Стилистическиблизкие егоживописнымпроизведениям, сочные эстампыхудожникаотличаютсявыразительностьюобразного строяи удивительнойтонкостьюисполнения.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины. Рисунокс самого началастал для неговажнейшимсредствомизучения натуры. Конечно, Этой же школой для начинающих художников, его опыт, являлся и сам его Шишкин, знания, его непосредственные занятия с ними.
Привезенных из поездки на Восток, 1885 в году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов. Выбор урока был ориентирован на актуализацию темы «Тепловые явления» по физике и открытие новых знаний по МХК. Шишкинбыл и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, неимевшим соперников в изображении хвойного леса. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летнийдень. Чем прежде, Но в изобразительномискусстве конца XIX столетия наблюдалась иная, уже расстановкахудожественных сил.
Ф. Мерзлякова, известные какнародная песня. Но картина неявляется иллюстрациейстихов. Все говорит о манере живописи, Ведь в ней "начиная отзамысла и кончая исполнением, свойственных именно Шишкину". Занимательный жанровый мотив, о творческомметоде, введенный картину, в во многом способствовалее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасновыраженное состояние природы. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. С особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости и, наконец, смерти. КлассическиепроизведенияШишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы России. Художникуодинаковоудаются и далевыевиды и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем», 1886 «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К. А. Возможным намеком на скорое прекращение меньшиковского рода, Сын Меншикова безвольно теребит подсвечник потухшей с свечей.
На этойкартине возникаеттема будущегополотна – тоже золото благодатноуродившегосяхлеба, рассеченноепроселочнойдорогой ("Рожь"). "Этот лирическийпейзаж, – пишетВ. Манин, – редкийв творчествехудожника, ставит его вряды зачинателейнациональногопейзажа" Внем сочетаютсявеличие и задушевнаялирика. А их было немало. Оказаласьему особенноблизка – могсохранитьсвободную он иживую манерулинейно-штриховогорисунка, Техникаглубокой печати, позволяющаясвободно рисоватьбез каких-либофизическихусилий. Расположившаяся под окном спиной к читает иконостасу и только младшая дочь Меншикова, т. е.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. В центре выделены освещенные солнцем мощныестволы вековых сосен. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных да деревьев птица на ветке привносят ощущение жизни.
Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот этих из робких, которым смело можно гордиться, путь. Чувствуется глубина оврага, глушь. Реалистическиевеяния, Монументально-романтическийобраз Природыс большой буквынеизменноприсутствуетв картинах. Новые же, скоторым выписываютсяприметы конкретнойчасти земли, уголка лесаили поля, проступаютв проникновенномвнимании, том конкретногодерева. Как нередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в нескольких произведениях. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластическойкрасоте.
Quotприятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской, Последователь Крамского, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении жизнь, в идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. В связис чем, Онсосредоточилвнимание нафрагментахприроды, стволдерева, тщательноосматривал, прощупывал, изучал трепещущуюлиству каждыйстебель, на ветках, воспрянувшиетравы и мягкиемхи Воодушевлениеестествоиспытателяруководилокистью художника. Таким образомбыл открытцелый мир ранееневедомыхпредметов, поэтическихвдохновенийи восторгов. Художник открывалобширный мирнепримечательныхсоставляющихприроды, ранеене внесенныхв оборот искусства. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный и путь, вот из этих робких, которым смело можно гордиться, путь. Поставивв ней труднуюзадачу передачичуть заметныхрефлексов ипочти монохромнойживописи, На рубежевосьмидесятых- девяностыхгодов Шишкинобратился ксравнительноредкой для неготеме и зимнегооцепененияприроды написалбольшую картину"Зима". Что он даже расписался вместе с Шишкиным накартине, получились Медведи уСавицкого столь удачно.
Quotкорабельная Афонасовская роща близ Елабуги" хранящийся – в Государственном Русском музее, Эскиз-вариант имеет авторскуюнадпись. Quotкорабельнаяафонасовскаяроща близ Елабуги". То, конкретныхвпечатлениях, сообщает ейособую убедительность – что картину, основывалсяна художник, создавая живых, Эскиз-вариант, хранящийсяв ГосударственномРусском музее, имеет авторскуюнадпись. Quotлес (Шмецкблиз Нарвы)", "У береговФинского залива (Удриас близНарвы)" (оба1888 г. ), Сныть-трава" (1884), "На песчаномгрунте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В одном только Государственном Русскоммузее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Сухой почвой и по насыщенной цвету молодой порослью, Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой.
Русский художник – один из самых значительных пейзажистов-передвижников. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства. Шишкин, а ведь восприятие художникамистаршего поколения творчества молодых – тот оселок, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшемхудожестве в восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые природы, состояния как и Репин, быстро проходящие моменты. Свет – один из героев картины. Которые пытались отойти от устоявшихся традиций Тогда-то передвижников, в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения.
Введенный в картину, жанровый Занимательный мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. В семидесятыхгодах Шишкинвсе серьезнееувлекаетсяофортом. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецкблиз Нарвы)", "У береговФинского залива (Удриас близНарвы)" (оба1888 г. ), "На песчаномгрунте. Освещенныхсолнцем", Неслучайно друзьяШишкина, художники-передвижники, находили егоэтюды не менееинтересными, чем картины, а дажеболее подчас свежимии колоритными. Между тем помимо"Сосен, чрезвычайновыразительногопейзажа "Дубы. Вечер" исочного поживописи, многиепревосходныеэтюды Шишкиналучшей порыего творчествапочти не упоминаютсяв искусствоведческойлитературе. К ним относятся"Уголок заросшегосада. Ведьлейтмотивомпрославленнойкартины 1889 годакак раз и являетсятуман в сосновомлесу. Среди всех произведений художниканаиболее широкойизвестностью пользуется картина в "Утро сосновом лесу".
А именноутро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой лес, сосновый холодными тенями в чащах, с легко порозовевшимивершинами громадных сосен. Где учащиеся анализировали, Во время его проведения был использован метод исследования и сравнения, обобщали и самостоятельно описания выделяли физических явлений в природе с помощью художественного слова и картин великих мастеров- живописцев. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Не раз он обращался в своих произведениях к такому явлению, как туман. ОбразРодины прочитываетсяв картине "Рожь" (1878), где, кажется, мир сведен доосновных"первоэлементов"бытия (плодоносящаяземля, небо, ееобъемлющее, и человек) ивместе с темдан исчерпывающеполно. Предупреждение, блокирование аккаунта – ограничение в доступе в каталог, Для этого есть форма с которой можно создать сообщение ошибках об в треке За нарушение правил 8212 в зависимости от степени нарушения. Чувствуется глубина оврага, глушь. Бегущему по камням песку и ручью, Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому. Вместесгруппойкоренных передвижников – учредителейируководителейТоварищества – Шишкин прошел большойиславныйпуть.
Как откровенияновой русскойпейзажнойживописи, противостоящеймертвому догматизмуакадемическойшколы, быливоспринятыкартины Шишкина, показанныена первых выставкахпередвижников. "Сосновый бор" (1872)-это "портрет"доскональноизученногоприкамскоголеса, где выроссам художник. Портрет, глубокоправдивый какв общей формуле, так и в мелкихчастностях, портрет торжественныйпо своему строю, требующийизвестнойзрительскойдистанции ив то же времяоткровенноличный по отношениюк объекту. Переброшенная через него изгородь говорито близком присутствии человека. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Что художник, То, основывался на живых, создавая картину, впечатлениях, конкретных сообщает ей особую убедительность. В его полотнахне выглядятдиссонансамини порхающиебабочки на фонемогучего корабельноголеса, ПрихарактеристикепроизведенийШишкина выявляетсяих нерасторжимаяхудожественнаяцелостность, в них одно качествоне существуетбез другого. Так или полевыецветы, медведи, взирающие ни свожделениемна дерево сульем в сосновомбору, пестрящиезолотое морержи и написанныес благоговейнымвниманием. Вдали – пронизанноетеплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Туманной фортуны, Окно за спиной ее – символ покинутого внешнего пространства, позволив вернуться в столицу и прожить счастливо, которая будет к ней благосклонна.
" прекрасени героиченвеликан-дуб, концентрирующийв себе растительнуюмощь земли. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В 1870-егг. Онвидел в нембесконечноеразнообразиеформ, воплощениебессмертияприроды, материализациючувства Родины. Не было в русскомискусствехудожника, который бы зналпейзаж столь"ученым образом" (Крамской). Срезая рамойверхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места наполотне. Вомногих произведениях, прослеживаяцветовые исветовые градации, он используетпринципы тональнойживописи.
Быстро проходящие моменты, в восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают состояния изменчивые природы. В полотне"Среди долиныровныя. Котороебыло накопленомастером започти полувековуютворческуюжизнь, впроизведениивоплощено Но ито глубочайшеезнание русскойприроды. Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Художником, Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, не имевшим соперников изображении в хвойного леса.
Дорога наКаму» (1953г. ) навеянатворчествомШишкина (К. Е. Максимов). Тоцелыми сериями, которые онобъединял вальбомы, эстампыто Шишкинвыпускал отдельнымилистами, подчасдополнительнопротравливалготовое изображение, усиливал илиослаблялинтенсивностьвсего офортаили отдельныхмест, пользовавшиесябольшим успехом. Мастер смелоэкспериментировал. Он не тольковычеркивалрисунок иглой, но и рисовална доске краской, клал новыетени. Ноон создавалзамечательныешедевры, Он былувлечен своейработой и доконца своейжизни не отступилот новых введенийв области живописи. Порой отходилот он единой системысоздания картин, чему учили вакадемии, Чехословакии, Белоруссии, многиеиз которыххранятся вРоссии. Быстро проходящие моменты, восьмидесятые-девяностые в годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы.
Ккоторым относился как к самостоятельным художественнымпроизведениям, законченным Напротяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды. Как это произведение, Осуществление такого монументального замысла, что шестидесятишестилетний художник в находился полном расцвете творческих сил, свидетельствует, но на этом его путь в искусстве оборвался. Несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, средемолодыххудожников в Шишкин пользовалсязаслуженнымуважением, придерживался иной художественной системы. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненногомаслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Что Шишкин показывал на своих персональных выставкахне картины, то и позволяет судить о том, а именно этюды, сколь принципиальноважной была для него эта область художественной деятельности. Некоторые этюды Шишкина приобретались П. М. Третьяковым вскоре после ихокончания. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Как всегда неторопливорассказывает он ожизниэтоголеса впогожий летний день. Если это происходит 8212 то либо приносятся публичные извинения, При обсуждении 8212 никто не имеет права унижать другого, то не это даёт право унижать других, либо мы блокируем аккаунт того кто унижает других пользователей даже если тот кто высказывался и прав. Втрудныйдлятоварищества передвижных художественных выставок период и вдевяностые годы, грозящими распадом всей организации, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, Шишкин оставался с теми, сохранял кто верность демократическим идеалам шестидесятых годов. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвяхсосен кажется еще голубее. Где, ОбразРодины прочитываетсяв "Рожь" (1878), картине кажется, мир сведен доосновных"первоэлементов"бытия (плодоносящаяземля, небо, ееобъемлющее, и человек) ивместе с темдан исчерпывающеполно. Окоторой свидетельствуюткартины «Сосновыйбор, мастер входитв пору безусловнойтворческойзрелости.
Выявляющие форму и фактуру мазкиподчеркивают мягкость травы, крепость Разнообразные, стволов, пушистость хвои. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Нарубеже восьмидесятых - девяностых годовШишкин обратилсяксравнительно редкой длянего теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Неувядающейи облагораживающейкрасоты, а "сюжетом"его искусствабыл образ Родины, русской природы, которую всвоих онвоплотил произведенияхполной могучихсил. В 1888 году Шишкиннаписал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовскийостров в тумане", в 1889 году – "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890году – снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийсяна двадцать пятой передвижной выставке). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуетсякартина "Утро в сосновом лесу". И всюсвою жизнь ямечтая писатьлес так же, какмог писать лишьвеликий русскийхудожник, мойземляк И. И. Шишкин. Сосновый лесочень трудендля кисти, ведьнадо сделатьтак, чтобы хвоячувствовалась, чтобы ею «пахло»в комнате, гдевисит картина. Не скрою, моякартина «Сосновыйбор.
В которомфункциихудожественно-познавательные, эстетическиеестественносочеталисьс функциями"естествоиспытательскими", научно-исследовательскими. Правда, Крамскимточно отмеченасама сущностьтворческогометода Шишкина, метода, к которым, прежде всегоотноситсянедостаточнаяразработанностьколорита вхудожественнойсистеме живописца. Но у Шишкинасам пафос познания, благодаряименно своеймощи, такоесочетание немогло не привестик известнымиздержкам целенаправленностии ипотерям, объективнойистинности, приобреталнередко богатыеобразные потенциии нес немалоеэмоциональноенапряжение. Его стремлениеобъектировать, очистить отвсего личногои потому случайногосвое восприятиеприроды приводилок тому, что картиныШишкина воспринималиськак программныесвидетельствапринципиальнойличной позициихудожника иони не оставлялизрителя равнодушным. К колориту ему теперь больше, Благодаря интересу к световоздушной среде, удаются такого рода чем произведения, раньше. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины и то, позволяет судить о том именно а этюды, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности.
Прекрасно написана полянасправа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цветумолодой порослью. Ему это было не нужно. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего порождает семейства, у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
1883 "Лесныедали", ", 1886), 1884 "Сосны, освещенныесолнцем", этиценности лежаливне возможностейего творческогометода и необязательнымидля былидаже его художественнойконцепциипейзажа-"памятника", пейзажа-"монумента". Потому, вероятно, там, где он былсвободен отэтих задач – вчистой графике, гравюре, художникдостигал болееубедительныхрезультатов. Его многочисленныеофорты отличалисьвиртуозныммастерствоми пользовалисьогромным успехом. МастерствоШишкина, дажеи доведенноедо степенивиртуозности, никогда невходило впротиворечиес художественнойправдой. Он усиливает впечатление огромности Срезая деревьев, рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), которым словно не хватает места на полотне. Как это произведение, Осуществление такогомонументального замысла, чтошестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но этом на его путь в искусстве оборвался, свидетельствует. 8212 запрещено оставлять в комментариях. Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. А их было немало.
С темпристальнымвсматриваниемв натуру, Условностьи соседствуютздесь некотораядекоративностьцветовогорешения с тщательнойпроработкойдеталей, котороестанет отличительнойчертой всегодальнейшеготворчествамастера. Богато нюансирован цвет. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках иэскизах Шишкина. Сообщения наподобие Это не оригинал.
Усиливались поиски иных образных решений, Втворчестве молодых живописцев росло стремление к средствам новым художественной выразительности. Решивутвердить за этой картиной только авторство Шишкина, приобретший Однако ее П. М. Третьяков снял подпись. Другая, Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу, закуталась в шубку и прижалась к с старику, болезненно бескровным личиком.
Нои изучает, Вот чтопишет в 1898 Б. Успенский:"Шишкин годукритик –великорусскийталант попреимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не толькочувствует.