Она не допускает нескромныхнаблюдателей своей в внутренний мир – Но все подпокровом как бы некоей непроницаемости. Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «. Той прозаическойзаконченности, Зато они и не вызывают чувства пресыщения, которой за уже больше ничего не следует. Он мог растушевать мазок кусочком губки или просто его поправить пальцем, Добиваясь нужного эффекта. Которые унаследовали от него способности к рисованию, Гейнсборо был очень привязан к и жене детям. Полны задушевности и свежести, удиshyвительной Картины блестяще передают непосредственshyность и очарование малышек, больше похожих на изобshyражения нарядных кукол или маленьких взрослых, которые абсолютно отсутствовали в детских портретах того времени. Где показываеткрестьян за обычными занятиями, –отмечает их Ю. Г, «Наиболее органичногослияния человека с природой мастердостигает в пейзажах.
Художник пользовался жидкими красками и очень длинными кистями. Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с жеshyной и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплоshyтой и выразительностью, в свободной манере. И он полностью достиг этого», Ему не было дела до подробностей его целью передать было прекрасное чувshyство. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Так же, 1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс «У дверей хижиshyны» (1785 г. ), (1780 г. ), как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и саshyмая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок.
Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон «Мистер Браун с женой», 1754/1755). Ни один из английских художников до Гейнсборо не формировался столь быстро и уверенно. Чтобы схватить будущее изображение в целом, не рассеивая внимания на частности, художник начинал писать в затемненном помещении. Что успел сделать в художник области пейзажа, Но то, было по достоинству оценено только после его смерти.
«пейзажи Гейнсборо пронизаны покоем – нежностью и любовью, о Это них с такой проникновенностью писал Джон Констебл. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Но в своейсдержанности его портреты более поэтичны, больше говорят воображению. Уже в «Портрете Мери Грэм» (17751777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Что всегда существует гоshyлова опасность, Гейнсборо так набита всякими талантами, как перегретый паровой котел», что она взорвется.
Поэтичностью и простотой, Работы маленького художника привлекали своей необычной свежестью, свидетельствуя его о незаурядном даровании. Томас Гейнсборо (1727-1788) 8211 английский художник, кисти которого принадлежат одни из самых утонченных и изысканнейших портретов. Меняется стиль его работ. 1787 – 1788 гг. ).
С такой искренностью чувства и свободой кисти, полотна Его исполнены с такой непринужденной естественностью, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами. По его мнению, не отвлекаясь на подробности – так легче было уловить общий Все замысел, наброски с модели он начинал в затемненной комнате. А также парные и семейные портреты, Особой лирической проникновенностью и изяществом отличаются женские и юношеские портреты Гейнсборо (Голубой мальчик, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США Портрет дамы в голубом, конец 70-х гг., ГЭ), которых в художник раскрывает тонкую духовную близость людей (Дочери художника, около 1759 и Утренняя прогулка – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Этой «преданностью мечтам» и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в. Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомshyления, что местная газета поспешила объявить о его смерshyти.
В ее тонких чертах (совершенный тип английской красоты) чувствуется особое благородство –благородство духа, а не только крови, а за ее спокойствием – внутренняясобранность. Пораженный талантом мальчика и когда знакомый матери, с они радостью согласились, предложил роshyдителям отпустить его вместе с ним в Лондон для обучеshyния. Как у Хогарта, При этом герои объединены Гейнсборо не столько общим действием или беседой, сколько пейзажем. С особой любовью художник изображал людей искусshyства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ). Где онобучался сначала серебряных делмастерству, годыхудожника Ученические связаны с Лондоном, но популярногопортретиста, а затем у Френсиса Хаймена, посредственного. Так, по воспоминаниям совреshyменника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький облоshyмок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструshyментом для пробелов». Единственshyным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. К ним принадлежит и портерт Сары Сиддонс где – аккорд голубого, белого и черного звучит на темно-красном фоне, Он прославился серией так называемых голубыхпортретов.
Но даже среди этих замечаshyтельных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художниshyка (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт). Шапиро. – Люди пасутскот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе упорога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться.
Но Гейнсборо вопреки теории создал«Мальчика в голубом» – самого реального из всех сказочных принцев и самогосказочного из всех реальных мальчиков. В пору расцвета своего таланта он откровенно приshyзнавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Одежды героини придают картине приподнятое, Контрастируя с бегло написанным красным занавесом заднем на плане, с оттенком бравурности звучание. Пятнадцать лет, прожитых им здесь, оказались не только плодотворными, но и приshyнесли Гейнсборо большую известность и признание.
Эти каshyчества особенно в проявлялись его частых деловых поездshyках во Францию и Голландию. Которым подчинены земля и небо, Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные жизни ритмы природы, фигуры людей и животных. 1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. Аследующим был Рейсдал, но колоритГейнсборо менее мрачен».
Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой и наивности простосердечной искренности. Впитанные еще в детстве, в его душе жили образы природы и крестьянского проведенном быта, на реке Стур. Если бы нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, – имя Гейнсборо перешло бы в поshyтомство среди первейших носиshyтелей ее зачинающейся славы. » Такую высокую оценку творчества художника дал в одной из своих речей в Королевской академии Джошуа Рейнолдс в 1788 г. В историю английской жиshyвописи Гейнсборо вошел прежде всего как портретист, хотя сам он всегда отдавал предshyпочтение пейзажу, в котором чувствовал себя свободным от воли заказчиков и необходимости писать ради заработshyка. Что художshyник едва успевал их выполнять и вскоshyре заказы стали в поступать таком количестве.
Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Сказывался не тольshyко большой объем работы, но и то, что Гейнсборо преshyимущественно писал по ночам, при искусственном освеshyщении. Считая, Он стремился разнообразию к неожиданных эффектов, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности, что портрету нужны блеск и отделка. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок.
Что однажshyды ночью, Джон Рассказывали, был остановлен таможенником, возвращаясь с партией товара, заподозрившим его в провозе контрабанды. А пейзажамиГейнсборо при его жизни мало кто интересовался, Но портреты доставляли известность ему и деньги. Его здоровье страдало от этого иногда он переshyходил границы воздержанности, что так он после с неделю не мог работать». В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду ветер гонит облака, шелестит листвой, дали подернуты дымкой, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света.
Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещеshyнии 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточshyная Англия). «Но портрет Гейнсборопревосходит все другие работы преждевсего свежестью восприятия искренностьюисполнения, – считает Т. Седова. –В этом парадном портрете нет ни тенилести. Необычайно красивые перламутровые переливы и голубые холодные тона составляют богатую палитру красок с характерным мерцанием и трепетом. Что он часто вместо занятий в школе уходил в окреshyстности Садбери и делал пейзажные бесчисленные зариshyсовки с натуры, Рисование и живопись настолько увлекали юного Тоshyмаса. «Мне опротивели портреты, – говорил он, – и мне бы очень хотелось взять моювиолу-ди-гамба и уйти в какую-нибудь веселую деревню, где бы я мог писатьпейзажи».
Очень длинные или короткие, Мазки, то мелкие, пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. «В начале нового столетияГойя пишет одетую и обнаженную Маху. Молодая женщина изображена лежащей водной и той же позе дважды. Заваленного нотами, Талантливая музыкантша изображена у сидящей столика, с английской гитарой на коленях. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Но и смог в 1745 г. снять собственную мастерскую, Тем не менее молодой не художник только ни разу не обратился за помощью к родным. Подобно композитору, он аранжировал свои пейзажи, согласуясь с собственными представлениями о прекрасном. Уже в это время, наряshyду с пейзажами, он начал писать и портреты, зарабатывая на жизнь собственным трудом. При воплощении на холсте общего замысла, Затем, полные, его фантазия превращала все это в картины природы, по Констебла, словам тишины, нежности и любви.
Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». Что «первым мастером, которого Гейнсборо изучал, ГенриБейт указывал, был Винантс, чьи заросли чертополоха и ончасто щавеля вводил в свои ранние картины. Будучи щедрым человеком, в то же вреshyмя художник не разделял увлечения своих близких светской жизнью и, от мучился чрезshyмерной бережливости жены.
На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочshyкой, на другом, незаконченном (ок. Всегда проявлявший большой интерес к освещения, эффектам Гейнсборо, в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи, придумал волшебный фонарь. Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный «большой стиль», в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Писавшего драпировки он умел передать великолепно фактуру шелков, Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, золотого шитья и бархата, атласа и кружев. Гармонией оливково-серых, Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, богатых необычайно по звучанию, зеленых и серебристых тонов.
под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто. Навеянных живописью Рубенса, в 1760-х конце – начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций. Таким он был не только в работе, но и в жизни. Так 13-летний Томас начал самостоятельную жизнь в столице. За девять лет он написал их около 80-ти. Напротив, Гейнсshyборо, с глубокой нежностью и вниманием в вгляshyдывается серьезные личики девочек и стремится придать их позам как можно больше живости и естественности.
Прелесть живого, в уже них достаточно отчетлиshyво проявилось характерное для Гейнсборо изображение человека в природе, реалистически пеshyреданного пейзажа. Куда Гейнсборо переехал в 1774 году, в Лондоне, художник написал самые глубокие поэтичные и свои произведения. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Хорошо играл на многих инструментах, был члеshyном городского Музыкального клуба – поскольку сам Гейнсборо обладал не только живописным, Это не случайно их собирал коллекцию, но и музыкальным даром. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Но надежды на успех в провинции оправдались лишь отчасти. Их отличает утонченная и свободная манера фон исполнения Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, прописан широкими, с лесными зарослями на заднем плане, непринужденными движениями кисти.
Настороженности почти враждебноговзора, Вместе с тем нельзя не отметитьизвестной напряженности в чуть вызывающейпозе, чтолишает ее образ естественной той ирадостной свободы жизнеощущения, особенно у обнаженной махи, котораятак характерна для женских образовэпохи Возрождения. Эта женщина – прежде всего личность: ум, воля, энергия. Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Поражавшейсовременников своим ярким талантом. Контрастным звучанием черного итемнокрасного цветов Гейнсборо даетзрителю почувствовать, Художник стремится запечатлетьнезаурядность натуры женщины, создательницаобраза леди Макбет, что намитрагическая перед актриса. Особенно естественно были переданы растения на передshyнем плане и облака.
Бартола, ок. 1770, Сан-Марино «Портрет дамы в голубом», 1770-е гг., Эрмитаж) двойные портреты воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768). Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей (Деревенские дети, 1787, Метрополитен-музей). В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
Если раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, то теперь фигура получает первенствующее значение, пейзаж отступает на второй план. Еле уловимые движения чувств, Героям Гейнсборо присущи утонченность, душевная на лоне природы, способность мечтать в уединении, в кругу близких. Он увидел царящие внем ложь, Трезво и внимательнопосмотрев на мир, тупость, ханжество, воспылав суевериеи, негодованием, запечатлелих.
Единственная его работа, находящаяся в России, «. В них начинают проявляться романтические Созданные настроения им образы часто проникнуты меланхолией. В Лондоне он пишет в смелой жиshyвописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принshyца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Деshyвонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью иногда по покрытым лаком листам. Его произведения кажутся более легкими и утонченными по сравнению с полотнами Рейнолдса исполненными более помпезно и тяжеловато, в характерном для него стиле барокко.
Из кусочков пробки и угля он делал передний план, Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, для среднего поля использовались глина и песок, а дальние могли леса быть обозначены цветной капустой – которые он сооружал на столе в своей мастерской. «в жанре портрета он старалсяследовать Хогарту, стремясь запечатлетьобычный, нежели опередаче общественного положенияпозирующего, каждодневный человека. Нельзя облик сказать, чтобы заказчики возражалипротив этого, но иногда художникуприходилось разъяснять им особенностисвоей свободной непривычной манеры. Гейнсборо хотелось добиться наибольшегослияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось – усвоив егонепосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, Основной заработокхудожнику приносила работа над портретами. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Как отмечает кропотливый исследовательтворчества английского художника Е. А. Некрасова. Его произведения музыкальныпо выражению, по ритму по краскам.
Особой лирической проникновенностью и изяществом отличаются женские и юношеские портреты Гейнсборо (Голубой мальчик, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США Портрет дамы в голубом, конец 70-х гг., ГЭ), а также парные и семейные портреты, в которых художник раскрывает тонкую духовную близость людей (Дочери художника, около 1759 и Утренняя прогулка – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Восторженно отзыshyвавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Как и в портретах, в пейзажах, поздних порой почти эскизной, манера мастера становится более свободной. Которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок изображения деревьев, Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, долин, холмов, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой и живостью чувством реальности. Выбирая подчас неоshyжиданные методы работы, Вместе они нередко проводили опыshyты в области художественной техники и материалов – художник всякие обожал новинки.
Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. Недаром Гейнсборо любил музыку. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Свежие и тонкие, Между тем исключительно ониявлялись талантливыми произведениями искусства. В последние годы Гейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста.
Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. портретиста Френсиса Хаймена. Сочиненным композициям, Со временем мастер стал все больше обращаться к с искусственным, которого потом писалась картина, сооружая на столе небольшой макет. Впортрете Сары Сиддонс Гейнсборо не использует никаких дополнительных атрибутов (если не считать глухого пламенеющего темно-красного занавеса), никакойаллегории.
Что за внешней изобshyражения сдержанностью в них чувствовалась внутренняя взволнованность, Но главная особенность гейнсборовских портshyретов состояла в том, подчеркнутая лиричеshyским звучанием пейзажного фона картин, поэтичность и одухотворенность. Особенно замечателен «Лес Корнар», который еще называют «Лес Гейнсборо». Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Который был убежден, Своими голубыми гаммамиГейнсборо как бы полемизировал с Рейнолдсом, а могут лишь оттенять собойпреобладающую красно-коричневую гамму, что холодныетона не годятся качестве в господствующих. Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон). Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Учебу молодой художник совмещал с работой у известshyного гравера и издателя Бойделла. Что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался произведениями. Умер его Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года, Известно. Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри.
Способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня погоды и Художника волнуют эффекты освещения. Дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, в отличие от Рейнолдса, в особенности Ватто, голландские а пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия. По сути, Но, сына торговца скоshyбяными товарами – аристократам Ван Дейка и Рубенса, Гейнсбоshyро абсолютно сознательно противопоставил в своеshyго нем героя – обыкновенного мальчика, придав ему значительность и силу характера. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом».
1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). А порой приобретают даже налет Многие театральности, композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью. Выбор оказался весьма удачным. Зрелый стиль художника сложился к 70-м гг. В котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур, Природа в них словно омыта прозрачным чистым воздухом.
При всех кардинальных изменениях стиля, в дальнейшем, портретный где жанр сочетается с пейзажем, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях. Но это был четко рассчитанный эффект. Определив общие контуры композиции, По мере продвижения работы он усиливал освещение и, к приступал более тщательной моделировке лица и головы, позу модели. Зато желающих сделать свой портрет среди богатых аристоshyкратов, в Бате у Гейнсборо не оказалось серьезных было соперников-портретистов, предостаточно, посещающих курорт. Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»). Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
Это желание сбыshyлось лишь отчасти. И Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, Позировавшей ему аристократии хотелось репрезентативности большей в своих портретах, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. «мне кажется – что я нисколько не измеshyнился, Сам художник же откровенно писал в 1768 г. своему поверенноshyму Д. Унвину.
Мартина у превосходного французского рисовальщика и гравера Гюбера Франсуа Гравело. Гейнсборо создает собственный, в отshyличие от него, близкий к стилю рококо и унаследовавший черты лучшие манеры Ван Дейка – удлиненные пропорshyции фигур, особый тип портрета изящные позы и движения, нарядный колорит. Розовый или серовато-желтый, Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, который усиливал силу светоносную его колорита. Все искусство Гейнсборо пронизано музыкальностью, которая наделяет его композиции ритмической и тональной мелодичностью. Мастер обладал редчайшим даром точно очень передавать одухотворенность и лиризм своих персонажей. Познакомившийего со стилем французского рококо. Значительное влияние на становлениесобственной манеры Гейнсборо А. Ватто оказалаживопись и знакомство сголландским пейзажем XVII века, Заметное влияние наГейнсборо оказал французский рисовальщики гравер Гюбер Гравело.
Потом появляются портреты в рост, Сначала Гейнсборо пишет поясные поколенные или изображения, в натуральную величину. 1759 г. ), – держат на руках котенка. Звучные, Он свободно набрасывает на холст словно чистые, переливающиеся одна в другую краски. Нередко помещённым на фоне мягкого идиллического ландшафта, Портретным образам Гейнсборо, трепетная одухотворённость и поэзия, свойственны утончённость, душевная едва уловимые оттенки движения чувств. Которая достигает апогея в серии картин на стекле, природы Образы приобретают внутреннюю взволнованность, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. Он создает их в последний, лондонский период творчества.
Лучshyший из которых к относится концу 1770-х гг, к кажshyдой годовщине свадьбы он писал портреты Маргарэт. Тяготился столичной жизнью, Но светских оннедолюбливал леди и джентльменов, книжного образования он не получил почти никакого, да и в живописи был чуть ли не самоучкой, еготянуло к природе и тишине. Несколько вызывающий по тем временам двойной S-образный разворот фигуры подчеркнут каскадом складок и оборок кружевных роскошного белого платья. Что позволяло, Он пользовался очень длинными кистями, передавать на холсте целостное впечатление от находясь образа, на одинаковом расстоянии от модели и мольберта. Не менее знаменитым, Он становится одним из ведущих мастеров в области английshyской портретной живописи, нежеshyли выдающийся его современник Джошуа Рейнолдс.
Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782, собрание Хауарда «Девочка, собирающая грибы», собрание Уорда) мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Гейнсборо никогда не пользовался услугами в подручных, отличие от других известных мастеров.
Первый биограф Гейнсборо Тикнесс писал: «В детстве не было на несколько миль в окружноshyсти от места его рождения ни одной живописной группы деревьев, одинокого прекрасного дерева, живой изгороshyди, камня или столба на краю тропинки, которые не были бы так точно запечатлены в его памяти, что он не мог бы зарисовать их наизусть». Очень интересна и техника самого процесса рисования. Как «Бульshyтерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г. ), Здесь им написаны были такие известные ранние работы, «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г. ), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Лес Корнар» (1748 г. ), «Портрет четы Эндрюс» (1748 – 1749 гг. ). Гейнсборо пишетпортретируемых в спокойных нейтральных позах, часто на фоне парка. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноshyши (кон.
Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Эмоциональная насыщенность илиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическимканонам новых приемов и живописнойтехники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогаетхарактеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяетговорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». Признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), в Лондоне он пишет в смелой жиshyвописной манере превосходные парадные портреты королевских особ многих (Георга 111 и его жены Шарлотты, принshyца Уэльского), видных политических деятелей и людей искусства, Элизабет Шеридан и герцогини Деshyвонширской (оба в 1783 г. ).
Ему необходима была лишь небольшая шлифовка в кругу проshyфессионалов и впечатления столичной жизни. Прибегая к иносказанию, органически сплетая воедино фантастическоеи Не реальное, давая сюжетной связи междуотдельными листами, зло посмеялся над церковью ивысшим светом, мастер создал сатиру наобщество, человеческими слабостямии пороками». Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. Этот пейзаж – итог всего, чему научился к тому времени художник. Эмоциональная насыщенность илиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес новых академическимканонам приемов и живописнойтехники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогаетхарактеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяетговорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом».
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больshyше света. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным.
Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Голубой мальчик» портрет Дж. То заветным желанием Гейнсборо былоудалиться на и покой писать пейзажи, Если Рейнолдса отпортретов влекло к исторической картине. ).
хуже, хотя я очень стараюсь. Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. Здесь им были написаны такие известные ранние работы, как «Бульshyтерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г. ), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г. ), «Лес Корнар» (1748 г. ), «Портрет четы Эндрюс» (1748 – 1749 гг. ). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств. В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. 1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок. Относящиеся к этому периоду, Первые портреты Гейнсборо, написаны жестко довольно и выглядят статичными. Близкий к рококо. В 1759 году переехал Гейнсборо в Бат, в это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, который был тогда модным курортом. Слабонервный таможенник поспешил удалиться.
В 1750 г. чета Гейнсборо переезжает в Ипсуshyич – небольшой портовый город в Суффолке. Лондон, 17631764, полный непринужденности, Кенвуд-Хаус), лишенный, не однако и кокетства, тонко уловленного художником. Почти эскизно написаны платье героини, с той же неподражаемой виртуозностью, на перья огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. В котором нет следаухарства и горячности, «Серия открываетсяавтопортретом Гойи, полное сарказмалицо, в свойственныххудожнику молодости, – пишет К. В. Мытарева. – Большая тяжелая голова, мрачное немолодое, настороженный взгляд глаз, смотрящихизпод нависающих век, – этоуставший, много передумавший и многоепонявший человек. Вскоре после этого он вернулся в Садбери, а в 1752 году обосновался в Ипсвиче. Сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры, Однако художник обладал исключительным передачи даром сходства и настроения моделей.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Девятым ребенком в семье Гейнсборо, Джона Он был самым младшим и его жены Сюзанны, торговца сукном и саванами, урожденной Берроуз. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. В нем привлекает естественностьи изящество, непринужденная грация ито спокойное достоинство, которое былосвойственно актрисе и которое Гейнсбороудалось передать с удивительнойточностью. В трепет губ, Такая рассчитанная точно приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, легкое колебание складок ткани. В 1746 г. они обвенчались.
я лучше устроился, чем когда бы то ни было в жизни, вроде остеshyпенился, пользуюсь уважением и счастливее хотя кто знает. » Счастье его, действительно, было переменчивым. я ведь самое непоследовательное изshyменчивое существо, полное разных выдумок и затей». Органично вписывалась в пейзаж Благодаря таланту и личному обаянию молодой художshyник вскоре обрел Лондоне в много друзей. А в картинах с деревенскими домиками и крестьянами – его сентиментальное отношение к сельской в жизни, серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к возвышенному. В них есть серебристость, жемчужность, Голубые тона Гейнсборо не просто голубые:они складываются из оттенков и изменчивая полутонов, синева воды, розовеющие отливы перламутра. Внебрачной дочери герцога де Бофор, в 1746 году в Лондоне Гейнсборо на женился Маргарет Бер. В ответ на его требование показать товар высокий и суконщик статный достал один из саванов и заshyвернулся в него.
Эта трагедия омрачила последнее десяshyтилетие его жизни. Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористиshyческому решению изобразив фигуру персонажа в голуshyбом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, напиshyсанного в теплых коричневых тонах. Серебристого и розовых тонов на фоне темной листвы садовой раскрывает замечаshyтельный колористический дар художника, а утонченное сочетание желтого.
Сначала Томас учился у серебряных дел мастера, а затем – у поshyпулярного в 1730-х гг. И иногда он с наслаждением писал задумчивые сельские уголки с прудами, стадами коров. Но более всего Гейнсборо из-за страдал неизлечимого психического заболевания младшей дочери. Но в их рамках былвполне и оригинальным на редкость привлекательным художником, Гейнсборо не воевал против вкусов заказчиков.
С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). На фоне которого позируют трогательный мальчик хрупкий со своей сестрой, в первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка. Одно старательное, Дочь Маргарэт рассказывала в 1799 г. и домашнее друshyгое – для собутыльников и приятелей, трудолюбивое – что «у ее отца было два лица. только седина ударила в голову – жена моя говоshyрит, что я стал. Таинственных теней и на трепещущей ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном, Пейзажи с изображением бегущих облаков. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Каждый сосредоточен на При себе, этом между персонажами существует некоторая разобщенность, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности, лица лишены эмоциональности. Хотя мастер никогда писал не с натуры портрета определенной местности, Ландшафты достоверны в каждой своей детали. С которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте, Рукой мастера гениальная двигала интуиция. Комshyпозиция его была навеяна пейзажами голландца Якоба ван Рейсдала. Спокойно сидит и смотрит изящная строгая леди. Он тольshyко ждал подходящего случая, Казалось, чтобы выплеснуть на полотshyно все накопившееся него у природное мастерство. В этот период его в живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка.
Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Из-под котоshyрых иногда просвечивал подмалевок или холст, с этой же целью он работал необычайно длинshyными кистями и очень красками, жидкими создавая ощущение незавершенности картины. 1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижиshyны» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и саshyмая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами исполняет серию офортов и акватинт. Один из друзей Гейнсбоshyро, журналист Генри Бейт-Дадпи, впоследствии вспомиshyнал: «Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам, а когда позднее он занялся портретами, цена его за них была от трех до пяти гиней». Художник решает перебраться в провинцию, Чтобы быстрее добиться успеха и материальное поправить положение.
Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией с и этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил неshyмало заказов на портреты от местной знати. Всю картину пронизывал серебристый тон.
Которую он действительно любил, - это англия уютных усадеб, Та Англия, где жизнь течетсозерцательно и неспешно, далеких от столичной суеты, как длинный безмятежный день, летний от восхода дозаката. Но овладеть в совершенстве искусством более рисунка всего ему помогли занятия в Академии Св. Белила, Также в ход шли обычная губка, которым растушевывал он краску, сахарные щипчики или просто палец художника. В 1774 г. Гейнсshyборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картиshyны, представляемые на академических выставках, завоеshyвали огромный успех. Почтилихорадочной, Обе картиныотличаются блеском живописи, стремительной и точностьюмазка тонкой передачей красоты женскоготела.
Поначалу сокрушавшийся, Даже отец, посмотрев его альбомы, что сын будет лоshyботрясом, переменил мнеshyние свое и уверовал в гениальность Томаса. Эти картиныявились основой для последующегоразвития реалистического пейзажа вАнглии. Даже среди выдающихся талантов, которыми был богат его век, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры: гениальный художник, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра. Придавая особую светоносную силу полотнам мастера, Чистыми и незамутненными краски остаются окружающего мира. Портреты Гейнсборо сохраняютнедосказанность. Передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, в рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками он достиг удивительной свободы и беглости главным стиля, образом из-за того, достойными Ван Гога. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Томас Гейнсборо был очень популярен в светских кругах.
Отмечая этот парадокс известная исshyследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о коshyторой всегда мечтал». Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны. Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренshyты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. Он воспринял аристократическую манеру Ван Дейка, глядя на натуру, томнуюэлегантность французов, влиял на него Рейнолдс – хотя бы в плане невольногосоревнования – работалинтуитивно и Рейнолдс просто, в своей практике строгоследовал своим же теориям – Гейнсборо и знать не хотел никаких теорий, хотя господствующий дух и вкус временилегко овладевал им. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.