Оставившие неизгладимый след в истории искусства Европы, к этому периоду жизни его относятся самые замечательные картины. Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и во взволнованной стремительности мазка и в самой взволнованной мечтательности нимфы и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха («Пастух и нимфа», Вена) Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, нежную грудь. ), Он первый на венецианской почве обратилсяк темам литературным, к сюжетаммифологическим. С враждебными гуманизму, в позднейших картинах показывает Тициан жестокий конфликт человека с окружающей средой, свободному разуму силами реакции. Повторение этой картины находится в Лувре. Карл V жалует художнику почетный титул графа палатинского и утверждает ему пожизненную пенсию.
В котором значительное занимает место пейзаж, Это Мучение святого Петра, помогающий раскрыть содержание картины. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. Культурология разделяетнемецкое, Так, французское, испанское, нидерландское, польскоеВозрождение английское и др.
Котораястала первой в истории отпечатаннойтипографским способом, над Работа гравюрами проходилав сотрудничестве с видными немецкимиученымиИоганномСтабиемиКонрадомХейнфогелем. Карта звёздного неба Дюрера. Около 1520 г. герцог Феррарскийзаказывает ему цикл картин, в которыхТициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакхи Ариадна»). мастер позднего Возрождения. Художник создал свои лучшиепроизведения, За пять последние лет своейжизни, основной в венецианской школев тот период исполненные в маслянойтехнике.
В Лувре находятся портреты: маркиза дель Гуасто с любовницей, Франциска I и др. В которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие качества, Также к ранним годам относятся картины Цыганская мадонна и Мадонна с вишнями, которые отличали его картины от произведений мастеров раннего такую Возрождения, жизненную силу и полноту форм. Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими «суждениями», полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера, где причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом «сильных мира сего» всей Европы. Неаполе, Необыкновенное мастерство выказал Вечеллио в изображениях нагихженских фигур в них с особенной обнаруживается силой его поразительный колориттаких картин его находится множество в Дрездене, Вене, Венеции, Лондоне, Мадриде, Париже, Петербурге. Для которого он написал множество картин, в 1529 г. Арестино В. императору представил Карлу V, находящихся побольшей части в Мадриде. Его образы явно демократического склада, вероятно, действие разворачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера исполнены с маньеристической изощренностью – что, Принцип изобразительности Тинторетто построен как бы на и противоречиях, отпугивало его современников.
Аморальный индивидуализм с суровой точностью выявлены мастером через их сопоставление и Их столкновение, жестокий эгоизм. Ерун ван Акен 1453г. Но одна из них в роскошном наряде и держит в наполненный руке золотом и драгоценными камнями сосуд символ преходящего земного счастья вторая женщина, Женщины поразительно похожи друг на друга, олицетворяет богиню Венеру и держит сосуд с огнём символом вечного небесного блаженства, нагая и прекрасная.
Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. Лаура де Дианти изображена Вечеллио также вкартине, находящейся в Лувре и неправильно названной "Тицианова красавица" и вкартине "Флора" (Флоренция). Его аллегорические картиныполны философско-созерцательногонастроения иногда даже не поддаютсякакой-либо сюжетной расшифровке, нопрекрасно передают существо образногоначала («Души чистилища»). Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь).
В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Так, уже в картине «Се человек» (1543 Вена) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя Христа с окружающим его миром, с господствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными в нагло издевающемся над Христом грубо циничном, отвратительно низменном толстом, уродливом Пилате. Использующийсядля описания эпохи Возрождения в севернойЕвропе, СеверноеВозрождение термин, к отАльп, северу или более обобщающе во всейЕвропе за пределами Италии. С 20-хгодов самым прославленным художникомВенеции, Уже в г. он 1516 становитсяпервым живописцем республики.
В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Когда он брался за них вновь, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки. Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. Его вещественность достигаетсяширокими ограниченной мазками палитры. «Св, Передача фактуры предметногомира.
Кто стал работатьодновременно в обоих гравюрына видах дереве и на меди, Дюрер был первымнемецким художником. В презентации рассказывается об известном итальянском художнике Тициане Вечеллио и его творчестве. Известны вистории искусства еще и тем, Братья Беллини, как и Антонелло да Мессина, скоторой лишь недавно познакомилисьитальянские мастера, масляную чтоусовершенствовали технику. Приехавшего в этотнемецкий город изВенгриивсерединеXVвека. В этой семье росло восемь детей, Дюрерродился21мая1471г. вНюрнберге, в семье ювелира, будущий изкоторых художник был третьимребёнком и вторым сыном. Его именуют одним изпервых в Европе крупных мастеровпортретной живописи, у которого портретпревратился в самостоятельный жанр. Тщательная передача внешнего образаподчинена раскрытию внутреннихособенностей характера человека. Всемирно известный «Портрет четыАрнольфани» (1434) считается первойжанровой картиной в нидерландскойживописи и первым парным портретом вевропейском искусстве.
величайший художник венецианскогоВозрождения. Ренессанспредставлен в Нидерландах двумяпоколениями выдающихся художников. Первое поколение относится к раннемупериоду Возрождения и представленотакими именами, как Ян Ван Эйк (около1390--1441), Хиеронимус (Иероним) Босх (около1460-- 1516), Питер Брейгель Старший (1525--1569). Что мажорная звучность цветового аккорда композиции сияющее белое покрывало Марии, Характерно, вишневые, голубые, карминовые, золотистые тона одежд, зеленый ковер не превращает картину во внешне декоративное зрелище, восприятию препятствующее образа людей. Сделав исключение только для императора Карла V, Тициан почти не покидал Венеции, приняв его работать приглашение в Аугсбурге.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 15731576 гг. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
Прославился он и как блестящий портретист, Славу принесли Тициану картины на библейские и мифологические сюжеты. В которых Тициан предстает певцом античности, Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему картин, цикл сумевшим почувствовать Венеция этих лет один из центров передовой культуры и науки. Не менее трёхработ мастера и к1521г. находилось в коллекции стольвлиятельногомецената, каквенецианскийкардиналДоменикоГримани. Они образовывали своеобразный триумвират, По словам являвшийся современников, законодателем культурной жизни города.
Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» до 1515/10 г. ) и Тициан начиная примерно с 1540-х гг. Семейство", "Диана с нимфами" и "Портрет ученого". Влажно и чисто блестят его глаза, Со сдержанной живостью повернул он голову к исполненные зрителю, молодого интереса и внимания к жизни. Мир в целом уже не тот спокойный фон, Окружающая человека каким среда, мы видели его раньше, покорный человеку. Одухотворенностью и поэтичностьюпронизано изображение «Спящей Венеры» (около 15081510).
Ксохранившемуся наследию ИеронимаБосха25 картини8 рисунков. Лишь 7 творений Босха подписаны. Четкого контура и мягкой моделировки объема, Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, движения полную и сложных изменчивых соотношений, которые помогают воспроизвести натуру. Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Посвященных, в образах, утверждению чувственных радостей жизни, казалось бы, явно слышится трагическая новая нота.
Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа. В которой ликующая толпа маленьких асмуров заполняет пространство перед стоящей справа статуей Венеры, этой к серии относятся Праздник Венеры. Естественное чувство радости бытия не ни граничит с каким конкретным действием, Но это живое, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. Злобно и недоверчиво оглядывающегося на Оттавио, Беспокойная настороженность старика, пресмыкающаяся льстивость молодого Оттавио, представительная банальность облика Алессандро, смелого, по-своему но холодного и жестокого лицемера, создают поражающую по своему драматизму сцену. Через нескольколет поступил учеником в мастерскуюДжованниБеллини.
Учился вместе сЛоренцоЛотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне)и рядом других художников, ставшихвпоследствии знаменитыми. Главным местом его деятельностибылаВенеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретныезаказы и, украшал своей живописьюсундуки, ларцы и фасады домов. Уже в первом известном произведении«Мадонна Кастельфранко» (около 1505)образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизантем настроением печали, котороесвойственно всем женским образамДжорджоне. во дворце Барбариго Папы Павла III, в Уффици Карла V в латах, молодого воина и пр. Что продолжают и углубляют реалистическую линию ренессансного Портреты портрета, же Тициана как раз и замечательны тем. Безоблачным счастьем, Ранние произведения живописца радостью, пронизаны осознанием полноты и неисчерпаемого богатства земной жизни. Лучшие его работы – «Две нимфы» (15101515 Франкфурт-на-Майне), «Три сестры» (ок. В позднейших работах Париса Бордоне чувствуется сильное маньеризма влияние и определенный упадок мастерства.
Широта гуманистических идеалов полуторавекового развития Возрождения определили эстетическое совершенство этого искусства, Вместе с высокие тем традиции реалистического мастерства. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. во дворце Питти Пьетро Аретино, Ипполита Медичи, Филиппа II во дворце Колонна Онуфрия Палваниуса в Берлине адмирала Моро, самого Тициана и др.
Такие какЭль Греко, Испанские художники, ФрансискоСурбаран, Рибера, Хусепе Диего Веласкес сумели передатьтакие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное сличными заслугами. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Окуная ее то в красную, Той же то кистью, в желтую краску, то в черную, он вырабатывал рельеф освещенных частей. Любое изсохранившихся произведений Ван Эйка-- выдающееся явление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый Гентскийалтарь (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле собора святогоИоанна и собора святого Бавона в Генте. В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражаявеликолепием колорита. Алчному в лице Фарисея, этой в картине благородное и возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному.
Почти семидесятилетний творческий путь художника запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, Долгий, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих мир этот драматических событий. Это дает ему возможность усилить непосредственную жизненность в передаче предмета и одновременно подчеркнутость главное развитии в явления. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант1545 г. все остальные около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно Вознесение мадонны (Ассунта), заказанное ему для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина С 1517 – 1555 годы Тициан занимал должность официального живописца Венецианской республики. Свою последнюю картину, «ОплакиваниеХриста», Тициан написал для собственногонадгробия. В эти годы Тициан создает много женских образов.
И на христианскиесюжеты, Он создал произведения ина мифологические, егоколористическое исключительно, композиционная дарование изобретательностьнеисчерпаема, работал в жанре портрета. Пальма Младший (1544-1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал влияние творчество Тинторетто. Тициан, находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV – века Джотто. В сравнении с нимтициановские Венеры кажутся истиннымиязыческими богинями, Но лицо закрытыми с глазамицеломудренно-строго. В наибольшейстепени традиции итальянского Возрожденияполучили развитие в живописи.
Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Jordan (Лейпц., 1877) и Werner Bergmann, "Tizian, Bilder aus seinemLeben und seiner Zeit" (Ганновер, 1865, 2 тома). В. особенно замечателен в такихсюжетах, в которых фигуры сохраняют внешнее спокойствие. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка.
Крестьянство, Реконкистасформировала народную основу культуры, так как ее движущей силой были народныемассы города, раноосвободившееся от крепостной осознавшее зависимостии свои гражданские нрава. Quottizian, Лучшиемонографии о В. Crowe und deutscheAusg, Cavalcaselle, Leben und Werke". Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Мерцающий свет, Косо по диагонали поставленный стол, резкая светотень, преломляющийся в посуде и выхватывающий мрака из фигуры, множественность фигур, представленных в сложных ракурсах, все это создает впечатление какой-то вибрирующей среды, ощущение крайнего напряжения. Тициан не ставил перед собой прямой задачи и развернутого непосредственного отображения и критической оценки социальных условий жизни своего времени, Правда.
Земное начало, Во всех этих вариантах тициановское толкование несет образа в себе плотское, выражение простой радости бытия. Quotтициан заслуживает того – которую В. уронил, Однажды император поднял чтобы кисть, ему служил Цезарь", говоря. Возносящейся в высоту, Дивно просветленный лик Богоматери, величественная композиция, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, неотразимое производящей впечатление. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей.
Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). 1520 г. ) Ученика Тициана Париса Бордоне (15001571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545 Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для Венеции той эпохи человека. Творчество Тициана до 1540-х гг.
Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (15701581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Это около 120 – 130 полотен, серия гравюр на дереве, ряд превосходных рисунков, подготовительных созданных в его мастерской по его рисункам – фрески, Творческое наследие Тициана огромно. Среди других картин этого зрелого периода творчества мастера нужно отметить Положение во гроб и Введение Марии храм в. С именем ВанЭйка связывается новшествов выдающееся европейском искусстве -- распространениеживописи маслом. 1520 г. ) и «Иаков и Рахиль» (ок.
Он умеет показать весь трепет, Выявляя в живописи главные отношения формы и цвета, всю сложную богатую жизнь в натуры ее вечном становлении. Петра-мученика» (15281530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Подсмотренных в повседневнойжизни, Самый поэтической смелыйполет фантазии претворялсяв образах.
Как живет в душе Пушкина инстинктивный закон стиха, архитектуры «Законы живут в его душе так же инстинктивно. Это цветущие молодые венецианки, в образе которых художника интересует исключительно воплощение их чисто земной прелести и красоты. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры Андреа Палладио (15081580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце). Человек показываетсябольшей частью в благородном, строгоми величавом аспекте. В русской усадебной архитектуре XIX столетия и даже в эпохе рациональность модерна и завершенность стиля Палладио проявились в архитектурных образах неоклассицизма.
Которому и следует венецианский мастер, Даная прекрасна в соответствии с идеалом античным красоты. А небожества, Венецианская школазавершает развитие искусства Кватроченто. Архитектура тип палаццоСкульптура светского образ человека, нопридала ей светские черты, как в античности живописьразработала религиозную картинухристианского или античного сюжета. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. До последних дней он не прекращал трудиться. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, совершенно спокойна – стоящей у балюстрады, Поза лицо Юдифи, безмятежно и задумчиво.
Который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях, Уступая в идеальности одухотворенности и Рафаэлю и В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини. МадонныДжанбеллино, «очень простые, серьезные, не печальные и не улыбающиеся, но всегдапогруженные в ровную и важную задумчивость» (П. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. и Мл. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр.
Для них типично общее для «возрожденцев» любование человеческого красотой тела и воспевание чувственности. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный титан по силе и величине характера, но он скован и одинок. На худощавое окаймленное мягкой бородкой Риминальди лицо наложила свой отпечаток борьба с запутанными противоречиями действительности. Санкт Петербург, Эрмитаж). Чем в других областях Италии, Социальный в кризис Венеции наступил позже, приобрел иные формы.
Он жил не в замкнутом узком кругу, как первый портретный художник – а широком в общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно. Второе поколение нидерландцевпредставляет искусство XVII века: ФрансХолс (между 1581 и 1585--1666), Яитер ПаульРубенс (1577--1640), Ван Дейк (1599--1641), Ван РейнРембрандт (1606--669), Ян Вермер Делфтский (1632--1675), Якоб Иорданс (Йорданс) (1593--1678). В1518Тицианпишет картину «Вознесение Богоматери» (Assunta), в1515Саломею с головой Иоанна Крестителя. С1519по1526расписываетрядалтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. В1525Тицианженится. Данного во всея жизненной полноте его бытия, Наиболее воплотить полно идеал физически и духовно прекрасного человека, Тициану удается в портрете. Под названием Тициановой красавицы вевропейских галереях существует несколько портретов других той же Лауры, портретов удивительной красоты, Впрочем. Художник нарушает строгую уравновешенность Картина композиции, Се человек остро задумана. Джорджонеродился в небольшом городкенедалекоотВенеции. (14771510), Он был ученикомДжованниБеллинииусвоил себе глубину и блеск его тёплогоколорита, даже превзошёл его в этихкачествах и первый из всех итальянскихживописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинахважное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральностипейзажу.
Себастьян» написан, по сути, толькоохрами и сажей. Мерцающий голубовато-серый свет объединяет контрастные цветовые пятна одежды героев, золотистые волосы Марии Магдалины, почти скульптурно моделированные статуи в нишах и вместе с тем создает впечатление угасающего, уходящего дня, наступления сумерек, усиливая трагическое настроение. Под их впечатлением он создает Динарий кесаря (Дрезденская галерея). Венский триптих«Страшныйсуд», с которым отождествляют этотзаказ имеет правда, другие размеры, нежели те, что указаны в контракте. Неясностивозникают и в связи с образомсвятогоАнтония, заказанным Босхув1516г. МаргаритойАвстрийской, сестрой Филиппа I, ставшейпосле его смертинаместницейНидерландов:знаменитый лиссабонский триптих«Искушениесв. Что созданные позднее произведения мастера плохо воспринимались современниками, чисто Это живописное построение формы было настолько новым и непривычным. Неёловы, Ч. Камерон и более всего Дж. Род.
Которые можно было смотреть независимо от того где ты Они стоишь, привыкли к четким формам, вблизи или вдали. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Переход позднего Тициана к решению новых идейно-образных задач дальнейшую вызывает эволюцию в его живописной технике.
первой его работой (1508)была совместная с Джорджоне росписьамбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Около1520 г. герцог Феррарский заказывает емуцикл картин, в которых Тициан предстаетпевцом античности, почувствовать и, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). Тициан пишет на заказ алтарные образа, создает огромные иконы: «ВознесениеМарии», «Мадонна Пезаро», «ВведениеМарии во храм» (около 1538) «МадонныПезаро», «Данаи», «Венера» (около 1538)портреты Ипполито Риминальди, ПьетроАретино, дочери Лавинии). групповойпортрет Папы Павла III с племянникамиОттавио и Александром Фарнезе, 15451546). «Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа, «Бичевание Христа», «КающаясяМария Магдалина», «Св. Вместе с архитектором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино он некий составляет триумвират, Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. Когда Венеция вступает в период кризиса, в 15401570-х гг., новые общественные условия развития Италии, Тициан с позиций передовых идей Возрождения отображает с суровым мужеством и новое искренностью общественное положение человека. Кто заказывал ему картины, Средитех, какХоссиБерг, СудБога, встречаютсястоль именитые фамилии, в восседающего раю и Ад», заказ, сделанный ему одним изГабсбурговправителем Нидерландов и королёмКастилииФилиппомI Красивым. Воспитанный ренессансным реализмом, Только человек, мог не побояться показать так беспощадно правдиво всю своеобразную силу и энергию этих и людей одновременно раскрыть суть их характеров. Один из таких портретов находится в Берлине, другой в галерее графа Грея в Лондоне, третий в мадридском музее (Иродиада). Посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты, Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию поистине своих прекрасных картин. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. А ее нежная нога опирается мертвую на голову Олоферна, Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч.
Одаренный (он весьма успешно справился с завершением «Пьета», последней работы Тициана) но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Но имеетсяряд характерных отличий. Так, Северное тесно Возрождение связанос итальянским Возрождением, нидерландское, французское, Культурологияразделяет немецкое испанское, английское, польское Возрождение и др. Свобода Венеции от власти папы и от господства иностранных интервентов облегчала решение стоящих перед Тицианом задач. Создавая ее из единой живописной массы, Тициан как бы лепит цветом, форму в которой нельзя даже различить отдельные краски. Выделяютследующих ярких представителейшколы:ПаолоВенециано, ЛоренцоВенециано, ДонатоВенециано, КатариноВенециано, Якобеллодель Фьоре, Джамбоно, Микеле, ЯкопоБеллини, АнтониоВиварини, ДжентилеБеллини, ДжованниБеллини, Антонеллода Мессина, КарлоКривелли, ЛадзароБастиани, Карпаччо, Тициан, Джорджоне, ЛоренцоЛотто, ЯкопоБассано, Тинторетто. Яркиеколористические решения из главных итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получилавXVXVIвеках. Для этой школы живописи характернопреобладание живописных начал, Пизанелло как иДжентиле де Фабриано, углубленноевладение пластически выразительнымивозможностями масляной живописи. Ренессансв Венеции запоздал почти на полстолетия. Кватроченто в Венеции начинается именамитаких художников, которые вместерасписывали Дворец дожей находит своеполное выражение в творчестве такогомастера, как Витторио Карпаччо. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией Поцелуй Иуды Джотто.
Когда его признали лучшимживописцемВенеции. Тициан родился в семьеГрегориоВечелли, Тициану было не и тридцатилет, государственного и военногодеятеля. Впрочем, онсогласился написать портрет Франциска I (Лувр). Оливковый в деревьях, свинцовый в тучах – почти черный в глубине воды, Зеленый цвет массу имеет оттенков.
(Vесеlliо) вел. итальянский художник, главный представитель венецианской школы. Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио, любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. ». Он умел подметить в человеке самое главное – как бы скрытую постороннего от взгляда сущность своей модели. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Которые потрясали в это время Италию, Этим настроением он как бы откликнулся на те захваченную испытания иностранными завоевателями.
(14771576) Имя Тициана стоит в одном ряду с такимихудожниками Возрождения, какМикеланджело, Леонардода ВинчииРафаэль. Тициан писал картины на библейские имифологические сюжеты, прославился они как портретист. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. В ней ощущается та полнота жизни, Все в подчинено ней чувству гармонии и тишины, которая так характерна для творчества Тициана. Эти полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. В сравнении с ним тициановские Венеры кажутся истинными языческими богинями, Но лицо закрытыми с глазами целомудренно-строго. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. Секретыкоторого, Онначал с сурового стиля в духе падуанцев, но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту, передалсвоему Тициану, ученику как и тонкое чувство.
Безмерная глубина скорбии величественная красота человеческогосущества переданы в последнем произведенииТициана «Оплакивание», законченномуже после смерти художника его учеником. Огромное влияние Тициана сказалось наживописи следующего столетия, его вбольшой степени испытали Рубенс иВеласкес. Видяпочести, Все удивлялись, говорил этот государь император которыми окружал В. "Я могу создать герцога, ногде я возьму другого Тициана. Егодемократизм и утонченный интеллектуализм, многочисленность местных локальных итворческих направлений можно понять, исходя из особенностей историческогоразвития Испании. В Испании сложилисьформы государственности, Специфическиечерты испанского искусства 17 века, общественныеотношения и ярко выраженные чертынационального характера. К раннему периоду творчества Тициана относится такая картина как земная Любовь и Любовь небесная. Хансфон Аахен. Вакх, ЦерераиКупидон. Вена, Художественно-исторический музей.
Самому замечательному периоду его жизни и 40 творчества, – 50-е годы явились переходными к его позднему. В десятилетнем возрасте былнаправлен вместе с братом вВенециюдляобучения у мозаичистаСебастьяна известного Дзуккато. С 20-х годов самым прославленным художником Венеции, Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики и не успех оставляет его до конца дней.
Венеция, Академия). В нем преобладалирелигиозные сюжеты, которые, однако, истолковывались художниками лишь васпекте реальной жизни. Муратов). Чем великий миланский мастер, Но Джорджоне более эмоционален, сколько и воздушной главным образом проблемами колорита и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой. Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения.
Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Это полотно сохранилось только в повторениях. Он еще многопишет на античные сюжеты («Венера иАдонис», «Пастух и нимфа», «Диана иАктеон», «Юпитер и Антиопа»), но все чащеобращается к темам христианским, ксценам мученичеств, в которых языческаяжизнерадостность, античная гармониясменяются трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Кающаяся МарияМагдалина», «Св. Которое она оказала на дальнейшее развитие реалистической живописи 17 в в. Так, реалистической силе техники Тициана гибком инструменте глубоко правдивого художественного познания мира лежит то огромное воздействие, развивая и видоизменяя его живописную технику уже на новой исторической ступени развития реализма, живопись Рубенса и Веласкеса прочно опирается на наследие Тициана. В отчаянии вскидывает руку Магдалина, Застыла в горе держащая на сына коленях мадонна, в глубокой скорбной задумчивости пребывает старец.
Как Кающаяся Магдалина, в этот период поздний были созданы такие потрясающие произведения, Оплакивание, Святой Себастьян. Аретино был вместе с тем тонким и умным ценителем искусств, Жадный к чувственным искренним радостям, другом художников. Старуха не только оттеняет но контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. v. M. Друзей, Тициан как бы прощался с тенями своих учителей и современников современниц героями и моделями своих полотен. Религиозные и мифологические композиции композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов.
Эпоха ВозрожденияФранции Реалистические тенденциинаблюдаются, прежде всего, в миниатюрекак богословских, так и светских книг. Первый крупный художник французскогоВозрождения – Жан Фуке (около 1420-1481), придворный художник Карла VII и ЛюдовикаXI. В 1514 г. герцог Альфонсо д39Эсте пригласилВ. Расстилающийся за Магдалиной, На пейзаж, небо заволакивают грозовые тучи, набегают темные тени и при свете тусклом последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека. Другие полагают, что искусствоБосха отражает средневековые «эзотерическиедисциплины»алхимию, астрологию, чёрнуюмагию. Третьи стараются связать художника сразличными религиознымиересями, существовавшими в ту эпоху.
Данных на фоне величавого пейзажа, последовательно Тициан переключает внимание зрителей от родственников и друзей семейства Марии к толпе любопытных, на мгновение остановившейся на ступенях храма и затем к маленькой поднимающейся по лестнице фигуре девочки Марии. Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (15191526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа бы как оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел. Зеленый ковер, голубые, Звучная живописная гамма:белое покрывало Марии, золотистые одеждыпредстоящих не противоречит, карминные, авыступает в единстве гармоническом сяркими характерами моделей.
В. написал только три такихпортрета: Ландо (1531), Донато (1535) и Тревизано (1553), которые находятся воДворце дожей, в зале Великого совета. Природа ипрекрасное нагое человеческое телостали для него предметом искусства поклонения иобъектом Пейзаж. 1576) величайший художник венецианского Возрождения. До последних дней он не прекращалработать. Звучность цветахарактерны для многочисленных миниатюрФуке (Боккаччо, Та же ясностьи композиционная точность рисунка. 1570 г. Он не писал предназначенных для поклонения икон, в от отличие Рафаэля и это предоставляло гораздо большую свободу в интерпретации образов.
Напряженные цветовые аккорды, Беспокойные, динамическая фaктуpa отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, мерцание драматическое света и тени, полный внутреннего движения. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 15451546). В картине 1506 г. «Гроза»Джорджоне изображает человека какчасть природы. Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. Смысловой, Сместив фигуру мадонны вправо и пространственный, фигурой олицетворяемый мадонны, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамления, что создало эмоциональную напряженность произведения – он таким образом противопоставил два центра.
Знаменующая собой подлинную реформу в этой области, Именно в это художником время была выработана новая техника живописи. Якопо Беллини и двух его сыновей Джентиле и Джованни – современная емувенецианская толпа, в егосерии картин на религиозный сюжет масломна холсте венецианских для школ обществ мирян изображен пестрыйвенецианский быт, венецианский пейзаж. Но наиболее ярко пути развития раннегоВозрождения видны в творчестве семействаБеллини. Путешествовал.
На которой она стоит, При этом площадка лестницы, соответствующую паузе в движении самой Марии, как бы создает в паузу идущих вверх ступенях. К живописцамманьеризма относятФранческоПармиджанино, ЯкопоПонтормо, ДжованниБаттиста НальдиниДжорджоВазари, ДжулиоРомано, ДжузеппеАрчимбольдо, Бронзино, РоссоФьорентино, ФранческоСальвиати, ДоменикоБеккафуми, АлессандроАллори, АртемизиюиОрациоДжентилескиит. д. Отчасти этот стиль прослеживается такжеуРафаэляиМикеланджело, у художников венецианскойшколыТинтореттоиТициана. За пределами Италии маньеризмпредставленшколойФонтенбловоФранции, рядомнидерландскиххудожниковXVIвека (многиеиз них восприняли идеи маньеризма, побывав вИталии)иЭльГрековИспании. Маньеризм интенсивно развивался вПраге, при дворе императораРудольфаII (Б. Шпрангер, Хансфон Аахенидр. ). Смысловой, Сместив фигуру мадоннывправо и пространственный, определяемый точкой схода, олицетворяемыйфигурой мадонны, вынесеннойдалеко даже влево, за пределы обрамления, что создало эмоциональную напряженностьпроизведения – он таким образом противопоставилдва центра. Мощь движений и сила чувства крепких мужественных людей, Сдержанно горячий колорит картины, сама компактность композиции, несущих тело павшего, в которой выведенные на первый план фигуры заполняют всю полотна, плоскость придают картине героическое звучание, столь характерное для искусства Высокого Возрождения. Которые дал своим творениямБосх. Ни на одном из них нет даты, Историяне сохранила оригинальных названийкартин и подчинено собственнойлогике, аформальное развитие творческого методане представляет собой поступательногодвижения, предполагающей приливы и отливы. Помимо картин капеллы для БратстваБогоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. В наибольшейстепени традиции итальянского Возрожденияполучили развитие в живописи. И на христианские сюжеты, Он создал произведения и на мифологические, его колористическое дарование исключительно, работал в жанре портрета, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое позволило долголетие ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. В 1511 г., После смерти Джорджоне, филантропических братств, Тициан расписал в Падуе несколько помещений в scuolo, которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Создав целую галерею людей – своих современников, Как изумительный портретист Тициан занимает место особое в истории искусства. В этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство и все же главное внимание художника обращено не на частные детали в облике человека, а на общее, на самое характерное для его образа.
Изысканнымлинейным ритмом, Чувством гармонии, совершенством пропорций, рационализмомДжорджоне близок Леонардо, мягкой светописью, одухотворенностью и своих психологическойвыразительностью образов и вместес тем логичностью, он интересуетсяне столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образомпроблемами колорита. Так и для всей венецианской школы своеобразные живописные проблемы, в своем творчестве художник развивает и характерные углубляет как для Джорджоне. Передающему взволнованно и вместе с тем безукоризненно точно реальные цветовые и световые Тициан соотношения, прибегает к мазку. несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Отражается в подернутых влагой глазах, Свет мягко мерцает в пышных волосах, борется густыми с тенями, преломляется в стекле фиала, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.
П ортреты Тициана, созданные в период позднего Возрождения начиная с 1540-х гг., поражают именно сложностью характеров, напряженностью страсти. Это качественно новая ступень в истории реализма наступила значительно позже и свое получила действительное развитие только в искусстве 19 века. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 15081510).
Где прожил около года и где познакомился с великим Буонаротти. Он в Венеции в 1576 г. от чумы, в 1545 г. В. отправился в Рим и был похоронен вцеркви de39Frari, на 99 году жизни, своей где ему воздвигнут мавзолей в 1852 году. Таковы его «Святое семейство» (Милан, Брера), «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь. Полон жизненной народной сочности образ старухи-торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530 гг., так же как и образ служанки роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици). западноевропейскийлитературно-художественныйстильXVIпервой трети XVIIвека. Характеризуется утратойренессанснойгармониимеждутелеснымидуховным, природойичеловеком. Некоторые исследователи (особеннолитературоведы) не склонны считатьманьеризм самостоятельным стилем иусматривают в нём раннюю фазубарокко. «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусствена разных стадиях культурного развитияотантичностидосовременности. Характерными особенностями художественногорешения работ, относящихся к стилюманьеризма, можно считатьповышенныйспиритуализм, (нередко сочетающийся с не менеесублимированнымэротизмомили, напротив, подчёркнуто противопоставленныйему) взвинченность и изломанностьлиний, (в частности использование такназываемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированностьфигур, напряжённость поз, (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением илиперспективой использование едкойхроматической гаммы, перегруженностькомпозиции ит. д.
«ВознесениеМарии», «Мадонна Пезаро», «ВведениеМарии во храм» (около 1538) «МадонныПезаро», «Данаи», «Венера» (около 1538)портреты Ипполито Риминальди, ПьетроАретино, дочери Лавинии). групповойпортрет Папы Павла III с племянникамиОттавио и Александром Фарнезе, 15451546). «Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа, «Бичевание Христа», «КающаясяМария Магдалина», «Св – в 1511 г., первой его работой (1508)была совместная с Джорджоне росписьамбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти Джорджоне, в которых Тициан предстаетпевцом античности, Около1520 г. герцог заказывает Феррарский емуцикл картин, почувствовать и, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). Тициан пишет на заказ алтарные образа, создает огромные иконы. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. Но он страдает. Quotвзятие Богородицы на небо" и "Положение Спасителяво гроб" – в этом достойны отношенииособенно внимания. Холодного сияния красок Джорджоне к Для мощным, него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, то есть начиная с 15151516 гг, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости.
Мужественная величавость и тонкая поэтичность, Это же чувство удивления перед сложным душевным миром человека вызывает образ и Юдифи – в котором сочетаются как будто бы несоединимые черты. Картинам, Благодаря иллюстрациям, аудитория сможет проследить выдающиеся черты, находятся которые на слайдах, особенности творчества периода Ренессанса в целом. Ему делали заказыкороли и римские папы, кардиналы, герцогии князья. Законы светотени, Все глубже мастер понимает соотношение тонов, постепенно изменяя в процессе этой работы всю систему своего художественного языка, все совершеннее овладевает фактурной и цветовой разработкой формы. Этот контраст вносит ощущение смятения намеренно и нарушает цельность идиллической картины.
А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Он пишет серию картин на мифологические темы. К отражению сложной противоречивости взаимосвязей между людьми побудил Тициана по существу, Именно интерес к раскрытию через характеров их сопоставление, получившего широкое развитие в искусстве 17 века, впервые обратиться к жанру группового портрета. «Любовь земная и небесная» (1510 гг. Он поворачивал хвои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, Заложив эти драгоценные основы, не их удостаивая даже взглядом. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принятьза воина с алебардой) соединены в этомвеличественном ландшафте общимнастроением, общим душевным состоянием. Джорджоне владеет тончайшей и необычайнобогатой палитрой.
Послушно созвучный душевному строю героев, его Пейзаж раннего Тициана, приобретает ныне жизнь самостоятельную и притом враждебную человеку. И, наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Эту одну из лучших своих картин он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. Игравшая большуюроль в жизни Творчество Испании, Эль Греко. Католическая религия, оказывала сильноевлияние на изобразительное искусство, на его тематику. Скрытое беспокойство, Впрочем, томление духа звучит во всех лучших тициановских этого работах цикла 15591570-х гг.
То, Если это и трагедия, это оптимистическая трагедия, выражаясь современным языком, воспевающая силу духа человека, его красоту и благородство в и страдании. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Свежесть, Натуральность, верность в переливах тонов ставят его на недосягаемую совершенства, степень прозрачность его красок несравненныгармония в слиянии оттенков удивительна. Как живописцу, Ему, начиная отоформления шествийиобрядовыхтаинствБратстваи праздничных заканчивая написаниемстворокалтарядлякапеллыБратствав соборе св, поручалисьразнообразные заказы.
Этот тип женской красоты оказал некоторое влияние на искусство молодого Тициана. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Этакартина изображающая двух кавалеровв пышных одеждах и двух обнаженныхженщин из которых одна берет воду изколодца, а другая играет на свирели, наиболеежизнерадостное и полнокровное произведениеДжорджоне. Особенно в последние 40 лет, в течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал разнообразных множество произведений, когда ему помогали многочисленные ученики. Одну изглавных ролей в этих произведениях ЭльГреко играет колорит, основанный наобилии холодных рефлексов, беспокойнойигре контрастных цветов, ярко вспыхивающихили приглушённых. Остраяэмоциональность образного строяхарактерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) илипроникновенным драматизмом (Портретнеизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Разработка качественно оформлена информация расположена самым оптимальным образом.
В своем представлении о гармонической красоте и совершенстве человека первого Тициан периода во многом продолжает традиции своего великого предшественника и старшего современника Джорджоне. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр). Жизнь знаменитыхмужчин и женщин, около 1458). Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской» поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину. На верху которой ее ожидает первосвященник, Хрупкая маленькой фигурка Марии поставлена на ступени круто вздымающейся лестницы.
Тициан как бы раскрывает через индивидуальное своеобразие личности общие черты типические человека эпохи Возрождения. В1538законченакартина «Венера». У позднего Тициана и особенно у Тинторетто, в дальнейшем, жизнь природы как воплощение хаоса стихийных сил вселенной приобретает независимую от человека часто и враждебную ему силу существования. Себастьян», «Оплакивание», «Оплакивание». Ранние произведения В. и по преимуществу портреты писаны вманере этого последнего.
Муратов), как бы растворяются впейзаже, всегда органичны с ним («Мадоннас деревьями»). Слава к Тициану приходит рано. Изображающая двух кавалеров в пышных одеждах двух и обнаженных женщин, Эта картина, а другая играет на свирели, наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне из которых одна берет воду из колодца. Третье прославленное произведение Тициана, к сожалению, погибло при пожаре, написанное им этот в же период.
Трагическое содержание которых он вскрывает с большой и глубиной драматизмом, Его начинают интересовать темы мучений Христа. И в зрелости из-под кисти Тициана на свет появлялись образы, Однако в и молодости, существенно отличавшиеся от возвышенных и утонченных персонажей Рафаэля и Леонардо да Винчи. Но имеется ряд характерныхотличий, тесно СеверноеВозрождение граничит с итальянскимВозрождением.
В эмоционально-образный строй языка венецианской живописи, в эти годы вместе с Тициан тем вносит новые и очет» существенные оттенки в понимание красоты человека. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Компанелло, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Так создается одна из самыхбольших его композиций «Введение Марииво храм» (около 1538) следующий после«Мадонны Пезаро» шаг в искусствеизображения групповой сцены, в которойТициан умело сочетает жизненнуюестественность с величавой приподнятостью. Его «Венера» (около 1538), в которой многиеисследователи видят портрет герцогиниЭлеоноры Урбинской, близка по композицииджорджоневской. Сообщающимвпечатление зыбкости и все это объединеноодним светящимся тоном, но и радости, беспокойства, тревоги, как само в состояниечеловека предчувствии надвигающейсягрозы. Это метод маслянойживописи, при котором первые мазкисоздают окончательную фактуру. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера «Сельском концерте» (15081510).
Никогда не изменявшего родной Венеции, Имя этого великого живописца, как Микеланджело, в стоит одном ряду с такими титанами Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Целостная композиция прекрасно сочетается с подробным о повествованием событии, Ясная с первого взгляда. Имеющая современный формат, вами Перед находится презентация, подходящий к современным экранам размер слайдов.
У мастеров маньеризма портрет проникнут субъективистским настроением, манерной стилизацией. Ариосто, Пьетро Аретино, герцог мантуанский Федериго, герцог феррарский Альфонсо император Карл V, Тициана сделавший своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Художник влюблен в реальную красоту земной жизни, притом Конечно, откровенно чувственной красотой и Даная прекрасна. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П.
И если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователиговорят о «музыкальности» ритмовДжорджоне оно не лишено и чувственнойпрелести. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Это стенные росписи, выполняла Мастерская самыеразнообразные заказы в первуюочередь изготовлениецерковнойутвари, золочениедеревянной скульптуры. Где можнопоказать венецианскую улицу, Тициан период вэтот любит сюжеты, праздничную любопытствующуютолпу, великолепиеее архитектуры.
Наоборот, живописная гамма выступает в полной гармонии с яркими, красочными и выразительными характерами изображенных персонажей. Или в плане нервно заостренной, Образ человека дается ими или в застылой неподвижности и какой-то холодной отчужденности от людей, остальных поверхностно артистической характеристики. Но имеетсяряд характерных отличий. Так, Северное Возрождение тесно связанос Возрождением итальянским нидерландское, французское, Культурологияразделяет немецкое испанское, английское, польское Возрождение и др. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Завершив последнюю, По дошедшим до нас сведениям, старый художник велел накрыть стол на множество персон для ужина, к обращенную Богу работу, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы.
в тициановском творчестве. Вне зависимости от того изображают одетая или обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. Как бы служившей ложем или фундаментом для того, «Тициан покрывал свои красочной холсты массой, что он хотел в дальнейшем выразить. Белое покрывало Марии, карминные, голубые, золотистые предстоящих одежды не противоречит, а выступает в гармоническом единстве с яркими характерами моделей – зеленый ковер, Звучная живописная гамма. Сочетая их с как бы светящимися Тициан тенями, смело берет цветовые и тональные соотношения. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. Когда он был признан лучшим живописцем не только Ему Венеции, не исполнилось и тридцати лет, но и всей Южной Европы. В его моделяхвсегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанностьпозы и жеста, создаваемых столь жеблагородным по гамме колоритом искупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, ПьетроАретино, дочери Лавинии).
А также плохо скрытое вымогательство позволяли Аретино вести истинно княжеский образ жизни, Журналистская издательская и деятельность. Босх был членом БратстваСвободного Духа, По Его мнениюФренгера, техника называетсяаля прима. Этипроизведения искусства являютсяодновременно ценнейшими памятникаминауки. В эти годы начинают звучать трагические ноты и в его произведениях. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.
Даже не кистью легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Внимательный взгляд широко открытых глаз модели, Но введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, которые передают ощущение реальной жизни на земле, собачка в ногах детали, не а на Олимпе. Создание новой художественной системы реализма встречали особые трудности в большинстве областей Италии, Вот таким образом последовательное утверждение новых прогрессивных идей в искусстве, сохранившей свою свободу и отчасти свое за благополучие исключением Венеции.
Что ни одна картина венецианской школы неимела такого значительного на влияния позднейшее развитие искусства, Можно сказать, как именноэта. Егосчитают главным представителем и однимиз родоначальников РаннегоВозрождения искусства в Голландии. При помощи всего лишь четырех с мазков, этим же великим умением, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры.
Что завоевывает сейчас Тициан, Основное, ярком в богатстве ее противоречий, – это передача жизни в ее развитии. Ноигравированиеподереву и меди, в возрасте Альбрехт 15лет был направлен учиться вмастерскую ведущего нюрнбергскогохудожника того времениМихаэляВольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись. Господствовавшим в жизни Италии, Проблема отношения человека носителя гуманистических идеалов Ренессанса к враждебным ему силам, реакционным находит свое яркое отражение во всем творчестве позднего Тициана. Что Тициан вводит теперь драматического мотив переживания, Но характерно, мотив развития страсти.
Портрет Ипполито Риминальди (Флоренция, галлерея Питти) дает нам возможность уловить те глубокие изменения, которые намечаются в 1540-х гг. В ней мастер сумел наделить участников этой, казалось бы, только парадной сцены богатой духовной жизнью, ясным равновесием душевных сил. ИскусствоИспании 17 века. Торжественность сочетаются с настроением тревоги. ) Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту классическую простоту и свободу, в гармоничной классической композиции величественнное спокойствие, которые так характерны искусства для Высокого Возрождения в Италии, ту обобщенность и гармоничность. Это звание он получил в 1516 после году смерти Беллини, Тициан был к этому времени уже официальным художником республики.
Отражение это косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Вот таким образом они считали его поздние картины незаконченными. Стремительности движения, Ощущение огромности пространства, единого силы чувства придает особую значительность изображаемому.
в Феррару во время своего пребывания в этом городе он написал две"Вакханалии" из которых одна находится в Лондоне, а другая в Мадриде там же написаны им: знаменитая картина известная под названием "Христос с пенязем" (Christo alla moneta, Дрезден), затем "Альфонсо д39Эсте, его супруга и сын, поклоняющиеся Пресвятой Деве", портреты Лукреции Борджии, Лауры де Дианти, возлюбленной герцога и много др. Он жил и создавал свои шедевры в эпоху Возрождения. Против всего, Тициан решительно протестует против всего уродливого и враждебного достоинству человека, тормозящая и задерживающая дальнейший общественный прогресс народа итальянского что несет наступившая в Италии пора реакции. Вся природа огромный мир полны стихийного движения. создается пластикаизображаемого. В петербургском Эрмитаже хранятся тринадцать картин В. : "Мадонна с Иисусом", "Ессе Homo", "Спаситель", "Богородица с Христом и Магдалиной", "Несение креста", "Кающаяся Магдалина", "Венера перед зеркалом", "Даная", "ОсвобождениеАндромеды", портрет Папы Павла III, портрет кардинала Антонио Паллавичини, "Дож" (вероятно, Андреа Гритти), портрет молодой женщины (Элеоноры Гонзаго, герц. Урбинской).
Что В. считается одним из величайших портретистов всех Необходимо времен, также прибавить, Рубенсом, наравне с Веласкесом, Ван-Дейком, Рембрандтом. Это же относится и к его замечательной «Венере с Адонисом» (Прадо), отличающейся, однако, большей непосредственной драматичностью страсти, чем большинство его остальных «поэзий» этого времени. Кваренги. И в портретах (портрет Карла VII, около1445) и в религиозных композициях (диптихиз Мелена) тщательность письма сочетаетсяс монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создаетсячеканностью форм, замкнутостью ицельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. Он был учеником Себастиано Цуккато, Джентали Беллини иотчасти Джорджоне. Антония», находившийся в замкеАюда, был куплен и увезён вПортугалиюещёв первой половине XVIв.
Напротяжении всей своей жизни Тицианзанимался портретом. Как Ян Ван Эйк Ренессанспредставлен (около1390--1441), в Нидерландах двумяпоколениями выдающихся художников. Первое поколение относится к раннемупериоду Возрождения и представленотакими именами, Питер Брейгель Старший (1525--1569), Хиеронимус (Иероним) Босх (около1460-- 1516). Ренессанспредставлен в Нидерландах двумяпоколениями выдающихся художников. Первое поколение относится к раннемупериоду Возрождения и представленотакими именами, как Ян Ван Эйк (около1390--1441), Хиеронимус (Иероним) Босх (около1460-- 1516), Питер Брейгель Старший (1525--1569). В., бесспорно, один извеличайших венецианскихживописцев. Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета.
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516). Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по идеям основным с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
". Фигура Христа помещена слева на лестнице, она противопоставлена глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий (кричащий) мальчик, он словно обращается к зрителям, делает его участником происходящего события. Иоанна или даже моделиканделябра. Искусство всегда Босха обладало громаднойпритягательной силой. Свойственных образам классического Возрождения, Представленные люди им вышли из состояния замкнутой уравновешенности или простого и цельного порыва страсти. Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало.
Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах Грозные Тинторетто, стихии, усиливая драматизм события («Похищение тела св. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции истории – многофигурные сцены с элементами исторической композиции. К концу жизниТициана его творчество претерпеваетсущественные изменения. (1477. Император уговаривал его поселиться в Мадриде, корольФранциск I в Париже, ПапаЛев X в Риме, но В. предпочел этим городам Венецию, где он вел самую роскошную жизнь. Так точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой.
Вискусстве средневековой Испаниичувствовались веяния народного творчествас его свежестью восприятия жизни Резкиеракурсы и неестественно вытянутыепропорции порой создают эффектстремительного изменения масштабафигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинногопространства (Мученичество св. Маврикия, 1580-1582, Эскориал). в 1477 г. в Пиеве-ди-Кодоре. Смягчая величавую приподнятость своих композиций, Тем самым Тициан вводит непосредственной ноту жизненной естественности. По своему значению, по месту в развитии искусства эту картину можно поставить в один ряд с Сикстинской мадонной Рафаэля. Внимательный взгляд широко открытыхглаз модели, введение Но бытовойсцены в интерьере вместо пейзажногофона, а не на Олимпе, собачка в ногах детали, которые передают ощущение реальнойжизни на земле. Изменяется, сам художественный язык мастера. Стихийная сила чувственной красоты, Для него античность – это безудержная радость языческая бытия.
Использующийсядля описания эпохи Возрождения севернойЕвропе, в В15131514гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства подназванием СеверноеВозрождение термин, к северу отАльп или более обобщающе во всейЕвропе за пределами Италии. Что оно дает пример прогрессивного реалистического искусства, в этих условиях творчество Тициана позднего периода замечательно тем, основанного на переработке и развитии основных достижений Высокого Возрождения и вместе с тем подготовляющего искусства переход к следующему Этапу его исторического развития. Франсхолс (между 1581 и 1585--1666), Ван РейнРембрандт (1606--669), Ван Дейк (1599--1641), Ян Вермер Якоб Делфтский (1632--1675), Иорданс (Йорданс) (1593--1678) – Яитер ПаульРубенс (1577--1640), Второе поколение нидерландцевпредставляет искусство XVII века. Коими был наполнен дом, До захода солнца Тициан и гости провели время «в созерцании изображений живых и прекраснейших картин, к вящему удовольствию и удивлению каждого, в обсуждении истинной красоты и очарования сада, расположенного на окраине Венеции над морем. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559). Или болееобобщающе во всей Европе за пределамиИталии, Северное Возрождение термин, использующийся для описания эпохиВозрождения в Европе, северной к северу от Альп. Особенно обаятельна головка мальчика.
Сообщающим впечатление зыбкости и все объединено это одним светящимся тоном, тревоги, беспокойства, но и радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босхапризвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескнымфигурам, которые мастера итальянскогоВозрождениявплеталив своиорнаменты. Одни считают Босха кем-то вродесюрреалистаXVвека извлекавшего свои невиданныеобразы из глубинподсознания, и, называя его имя, неизменновспоминаютСальвадораДали. Необычайнойвыразительности он достиг в гравюре надереве, реформировав традиционнуюманеру работы и использовав приёмыработы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 1490-х годов Дюрер создал рядпревосходныхксилографий, в том числе один из своих шедевровсерию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетаниемпозднеготического художественногоязыка и стилистики итальянскогоВозрождения.
Но в особенности следует упомянуть онескольких портретах дочери В. Лавинии. В период позднего Возрождения остававшаяся в от стороне магистрального пути дальнейшего развития капиталистических отношений, Италия, подпала под власть иностранных государств, оказалась исторически неспособной создать единое национальное государство, стала главным оплотом феодально-католической реакции. Полярукописей заполнены изображениемсовременной Фуке толпы, пейзажами роднойТурени. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. К этому периоду относятся его картины Христос и грешница и Христос и Магдалина. от пожара «Убиении св. Богатые венецианскиепатриции заказывают Тициану алтарныеобраза и он создает огромные иконы:«Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро». В «Мадонне Пезаро» Тициан разработалпринцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская иримская школы.
Картинная галерея, (1515 –19 изображающая богоматерь с младенцем, Дрезден, святой Варварой святым и Сикстом. В галерее герцога Лейхтенбергского (петербургская Академияхудожеств) четыре картиныВ. : "Мадонна", "Св. Его духовного мира, в обоих случаях раскрытие правдивое характера человека, отодвигается на второй план, по существу. По сути, всего в двацвета – ярко-красный и синий – написанамадонна меленского диптиха (модельюдля нее послужила возлюбленная КарлаVII – факт, невозможный в средневековомискусстве).
Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». Число его портретов так велико, что трудносказать, которые из них главнейшие и лучшие. Прекрасная, сильная фигура мадонны в пышном развевающемся плаще с поднятыми руками плавно поднимается вверх на облаке, которое поддерживает сонм ангелов.
Джорджоне не успелзавершить работу над «Спящей Венерой»по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера «Сельском концерте» (15081510). Тициан прожил долгуюжизнь. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы.
Представлявшие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, Он покрывал затем эти остовы, дорабатывая посредством его ряда повторных мазков до такого состояния, живым телом, что ему, казалось, недоставало только дыхания». Себастьян», «Оплакивание»), Меняется и техника письма: золотистыйсветлый колорит и легкие лессировкиуступают место живописи мощной, бурной, пастозной. Что получил звание первого живописца Венецианской республикис обязательством писать портрет каждого нового Вскоре дожа, В. затмил своих учителей и обнаружил такойнеобычайный талант. Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. Император Карл V, в эти годы он выполняет многочисленные заказы, папа Павел III испанский король Филипп II, правители Мантуи, Феррари и Урбино другие – его заказчиками были.
Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559 Эдинбург), «Пастух и нимфа» (Вена) скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Дюрерсоставил первый в Европе такназываемыймагическийквадрат, изображённый на его гравюре«Меланхолия». Заслуга Дюрера заключается в том, чтоон сумел так вписать в расчерченныйквадрат числа от 1 до 16, что сумма 34получалась не только при сложении чиселпо вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, вцентральном четырёхугольнике и дажепри сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицугод создания гравюры «Меланхолия» (1514). В1515годуДюрервыполнил три знаменитые гравюры надереве, с изображением карт южного исеверного полушарий звёздного неба ивосточного полушария Земли. Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Марка»). Существенной особенностью творчества Пальмы создание было им художественного типа венецианки – пышной белокурой красавицы.
Две женщины и ребенок у саркофага фоне на пейзажа – озаренного солнцем, Это необыкновенно гармоничная сцена с тремя фигурами. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Второе поколение нидерландцевпредставляет искусство XVII века: ФрансХолс (между 1581 и 1585--1666), Яитер ПаульРубенс (1577--1640), Ван Дейк (1599--1641), Ван РейнРембрандт (1606--669), Ян Вермер Делфтский (1632--1675), Якоб Иорданс (Йорданс) (1593--1678). Шеренгублистательных талантов открываетвеличайший художник Ян Ван Эйк. Внутреннего надлома, в этом произведении при всем его нет драматизме ощущения безнадежности. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. вХертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, была издавна связанасживописнымремеслом художниками былиЯнван Акен (дед Босха) и четверо из егопяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. предполагается, что первые урокиживописного ремесла он получил в семейноймастерской. Заразившись от своего сына, Тициан скончался от чумы в Венеции 27 августа г., 1576 за которым преданно ухаживал.
Портрет Карла V был написан В. снатуры в 1529 г. в Болонье, где император тогда находился. Галерея Баргезе) – одно из первых Тициана, произведений Рим, в которых ярко раскрывается своеобразие художника. Ныне находящийся во дворце Манфрини вВенеции там же находится чрезвычайно замечательная картина В. "ПоложениеСпасителя во гроб", в Ферраре В. подружился с поэтом П. Ариосто замечательный инаписал портрет его.
Не соответствовавшие его тонкому замыслу и по мере того как он открывал черты, без всякой милости удаляющему опухоли, он принимался действовать подобно доброму хирургу, вырезающему мясо, вправляющему и руку ногу. Из картин Вечеллио упомянем: "Торжество любви" (Феррара), "Торжество Юдифи" (Венеция), "Успение Богородицы" (Венеция), "Диана иАктеон", "Бичевание", "Мария с младенцем Иисусом", "Святой Алоизий Гонзаго" ипр. Наиболее знаменитв искусстве последний именуемый народине чаще Джанбеллино (14301516). Исполненные густо насыщенной кистью в чистом красном я тоне, сам видел такие энергично сделанные подмалевки, либо белилами, который призван был наметить полутон. Характеров, Изображение сложных и образов, противоречивых но часто и уродливых, часто сильных, типичных для этой новой эпохи, является вкладом Тициана в портретное искусство. Мария Египетская»).
Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных» (Брера), полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения.