Аиболее пространное описание Тайной вечери содержит Евангелие от Иоанна (гл. Как вы знаете, Тайная Вечеря – это событие, описанное в Евангелии, последняя трапеза Иисуса Христа с его учениками.
В том числе и к сюжету Тайной Вечери, в Возрождения эпоху к библейским сюжетам обращались очень часто. Вечеря Христова тайная. Не греши им полученная – что великая милость, Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает о ему том, это одновременно и требование. Но это ощущение вновь появляется в картинах XX-го в. Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек, обладавший невероятным воображением, создал свою «Тайную вечерю» в 1920 году, сразу после I-й Мировой войны, в сражениях которой он участвовал. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
До мельчайших деталей выписанной природе, Мастерство живописцев эпохи Возрождения проявляется в выразительности и разнообразии образов, в использовании профессиональном линейной перспективы. В противоположность Леонардо, сколько Тинторетто, старается показать общую атмосферу сюжета, не столько выражает в картине собственную индивидуальность. К чему Он это сказал ему Он, Но никто из возлежащих не понял, тотчас вышел а была приняв ночь, кусок. Форма лица строятся цветом, головы, Объем растворенным в160контрастах золотого света и160холодных теней.
И не только лица. 13, 3-16 и 34, 35). и160есть задача искусства. Преломляющемся сквозь дым, в своей книге о живописи Леонардо писал подробно о свете, пыль и мутные грозовые тучи. Восходящая в160своих истоках к160творчеству А. 160Иванова, Эта написанной линия, на евангельский сюжет, была начата прежде всего Ге и160затем продолжена связь картины, с160современностью и160ее сегодняшними проблемами.
Тихо переговариваются апостолы. Чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов, Он на писал стене маслом. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Ге унаследовал от Иванова стремление вновь сообщить каноническим типам их живую реальную плоть, отсюда его метод «проверки» изображаемых голов на натуре, переосмысление натуры в160соответствии с160образным и160формальным строем картины. Что для портретов выбирает он почти исключительно позу анфас, Даже тот факт, объясняется теми же соображениями. при ст. От этого силуэт головы приобретает особую экспрессию. Святой апостол Петр же сказал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Густая черная борода, В160нем поражает острое ощущение крупные натуры черты лица, составляющие характерный облик семитического типа. В нем воплощено филосовско-религиозное и эстетическое кредо Дали – Завадская говорила картине о так. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, Мы должны также людей, вспоминать кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима.
А что же ученики. Каким тонким, Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, светом серым было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры. Иоанна и160Петра во многом близки к160позам, Позы учителя, в160окончательном изображенным варианте картины 1863160года. В160изображении людей преобладают сдержанные коричневатые охристые тона, оттенки, серебристо-пепельные, усиливающие общее настроение глубокой скорби – в160пейзаже звучат приглушенные зеленые, Неяркое предвечернее освещение создает мягкие тональные переходы. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Как проникнутая единством композиция, Такой же новизной, которой дышит вся отличается сцена и проникнутая единством драматическая жизнь. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Богородица ли она вообще.
Зная, Вечером того дня Иисус Христос, с пришел двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу, что Он будет предан в эту ночь. Они этим очень опечалились и в недоумении, глядя друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: «Не я ли Господи. » Спросил и Иуда: «Не я ли, Равви. » Иисус говорит ему: «Ты сказал». Уже в160период ученичества в160петербургской Академии художеств и160особенно в160первые пенсионерские годы молодой Ге находился полностью под обаянием мастерства Брюллова. «Тайная вечеря» возбудила оживленные споры в160печати и160в160кружках интеллигенции, споры, порой принимавшие даже политическую окраску. Сумеречная полутьма подчеркивает это настроение психологической сосредоточенности. В160«Тайной вечери» художник хотел создать картину, которая, подобно композициям мастеров Возрождения, воплощала бы мысли и160чувства сегодняшних людей в160вечных общечеловеческих образах, в160вечных общечеловеческих конфликтах.
Как Пизанелло, Этим объясняются профили резкие дамских портретов у таких художников, Доменико Венециано и Пьеро делла Франческа. Но в160ином, Движения его как бы вторят фигуре Петра, ниспадающем в160его ритме широко открытых печальных глазах светятся испуг и160недоумение, мягком. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Он увидел в160Брюллове антипода академической школы, который «выросши на греческом и160итальянском искусстве первый стал самим собой и160натуру поставил выше. Высокие фиаскетти, на столе стоят стройные, кувшины, на картине имеются Леонардо лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, тарелки, миски и хлеба. Взволнованы и апостолы: в изумлении смотрят на Иуду Иоанн и Петр.
К мягкости стремятся и краски. «Когда я160прочел главу о160«Тайной вечере», говорил Ге, я160увидел тут присутствие драмы. Который дарит нам конфетку и идет своим путем, Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, ничего нас от не требуя.
Обсуждение картины в160печати заставило взяться за перо публицистов разных лагерей от «Современника» до консервативной «Современной летописи». Формированию такого умонастроения Ге в160большей способствовало мере его пребывание во Флоренции. Трудно описать прелесть этих линейных мелодий Леонардо да Винчи и в самом деле, ниспадающих, складок, этих сталкивающихся, робко отгибающихся и снова тихо журчащих дальше. остается. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины). «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности.
Если мы поймем, Еще лучше будет, что Он нам дает, Его что требовательность к нам это самое лучшее. Вот полная связь художника с160 у Ге натура служит для и160конкретизации уточнения уже сложившегося в160замысле образа. Во время Тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа объединенную в единством группу. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и неабсолютно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Груshyбый, Его затенённый, профиль уродливый контрастирует с ярко освеshyщённым прекрасным лицом Иоанна. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою трапезу последнюю Тайную Вечерю.
Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Иисус взял хлеб и и когда они ели, преломил и, благословив, раздавая ученикам, сказал: приимите, сие ядите: есть Тело Мое. Все окутано глубокой светотенью, в160сумраке комнаты еле различимы фигуры второго плана. Которые в страхе и возмущении повскакали со своих мест, Фигура Христа резко с контрастирует фигурами учеников.
То у160Ге волнение учеников как бы затухает, Если у160Иванова драматизм происходящего раскрывался в160патетике центральной фигуры проповедника Иоанна, уходит вглубь образе в160центральном погрузившегося в160печальное раздумие учителя. На картинах Леонардо да Винчи нет места Кресту и бичу, нет места ни раю, ни аду, ни крови, ни жертвоприношениям, ни греху, ни покаянию. Иисус Христос и его ученики, написанные группой, как бы противостоят мрачной, затемненной фигуре Иуды, покидающего своих друзей. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. 22, 7 по Ио.
Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». Чтобы довольствоваться простой, Леонардо да Винчи был слишком лишь художник, заполняющей линии красочностью. Пластически высечены контуры. «Примите и ядите: Сие есть Тело Мое за вас ломимое».
Сосуды, Леонардо применяет круглые исключительно предметы изогнутые кувшины, мягкие подушки. Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание (« рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. Первая картина была написана Всем своим образным строем «Тайная вечеря» напряженно-драматична. Сила художественной правды.
Столь свойственный передовому искусству той поры, Здесь пафос общественного служения, выражается нравственных в160утверждении идеалов. 13, 1 18, 28 накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принёсшего себя в жертву). «Когда я160писал «Тайную вечерю», говорил Ге, то ночью ходил со свечой смотреть картину. Для Ге этюд был нужен, чтобы сообщить задуманному образу наибольшую достоверность. В христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Резкий свет падает сзади, создавая вокруг погруженного в160полумрак лица яркий ореол струящихся прядей волос. Мк.
Апостолы располагались у160стола правильным полукольцом. Сгрудились, Апостолы плотной массой притиснуты к160стене, наполовину прикрыты столом, заслоняя друг друга, так что зритель видит их только характерные головы. Его взгляд, обращенный к160отступнику, выражает глубокое потрясение. А затем упирается в стены трапезной, От центра – Иисуса – движение к переходит остальным фигурам.
Трагедия отступничества изображенная в160«Тайной вечере», для Ге и160для людей 1860-х годов не отвлеченно-философская трагедия. (Эскиз и160воспроизводит в160основных чертах бывший тогда «поворот» всей композиции. ) «Я тотчас взял мел, нарисовал на холсте и160начал писать по абсолютно оконченной картине и160до выставки оставалось всего 3160недели. Объединенных в 1 сцене, Не отступает Леонардо и от другой традиции – одновременного 2-х изображения последовательных эпизодов. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца другого Утешителя и Учителя, вместо Себя – Святого Духа: «Я умолю Отца и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, так как не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, так как Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святой пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа – в Церкви Христовой). Иуда, приняв кусок, тотчас вышел.
фигурами, она не производит впечатления искусственности. Когда Иуда уходит с160Тайной вечери, я160увидел те сцены и160происходит разрыв полный между Иудой и160Христом». Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Материальное, Кто в160данном случае послужил для Ге моделью не угадать это не уже натура настолько преображено в160этюде все плотское, некий идеальный образ, но скорее мечта художника. Это давало ему возможность создать цельную композицию. рис. ).
Кто это. » Иисус так же тихо ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». Предельная напряженность правой картины части как бы гаснет в160группе окружающих Христа апостолов. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг.
В иконографии мотив Т. в. появляется ок. Ее актуальный смысл легко читался современниками. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Утешая их, Господь сказал: «Да не смущается сердце ваше (то есть не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте». Естественно, Об этих световых эффектах копия не Рубенса, дает почти никакого представления. Его изображение этого сюжета можно назвать романтическим.
Образы Христа, Иоанна, Петра и160Иуды стали для меня абсолютно определительны живые. К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких. Что можно так приблизиться к Богу, Они не вообразить, могут когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь, как мы. Фигура Иуды вырисовывается теперь темным на силуэтом фоне стоящего на полу яркого светильника. Что он не обрел новых нового идеалов мира и160потому не смог восстановить связь своего творчества с160современностью, Трагедия Иванова заключалась в160том. Исполненной тишины, На фоне окружающей природы, напряженный драматизм должен происходящего был звучать с160особой силой. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Поскольку художники привносят в картину толику собственной индивидуальности, произведения Постепенно с библейскими сюжетами перестают быть простыми иллюстрациями к священным текстам. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Темпераментными движениями кисти лепит Ге крупные черты лица на всей поверхности этюда нет ни одного неподвижного штриха, Широкими все мазками, полно сильного движения.
Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания, так как, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». То можно заметить, Если внимательнее вглядеться в картину, лик предателя темен, что фигура немного Иуды меньше остальных. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Еще одна разработка сюжета «Тайной Вечери» принадлежит Эмилю Нольде – одному из родоначальников экспрессионизма. И160все погружается в160безмолвие, Готовое вспыхнуть между и160Иудой Петром открытое столкновение постепенно затихает.
Ге не смог здесь полностью отойти от принятой иконографической схемы. Сколько психологическим центром Иисус композиции, является вот таким образом не столько пластическим. Салтыков-Щедрин даже назвал происходящее на картине «тайной встречей, на которой обнаружились серьезные политические разногласия» (впечатление усиливал и тот факт, что Христа Николай Ге писал с Герцена, находившегося в то время в эмиграции). Тогда сам Иисус поднялся из-за стола, снял верхнюю одежду и остался в одной тунике.
Но Ге не просто работает по принятой в160Академии системе последняя требовала обращения к160модели ради соблюдения правильности передачи формы. Она изображалась на множестве средневековых икон и картин. А руки либо для протянуты рукопожатия, Они плотно прижаты друг к другу, либо лежат на плече соседа. Вспоминал Ге, Я160увидел их во Флоренции, от Чимабуэ до Микел-Анджело, лепета от детского до полного совершенства. И, обмакнув кусок хлеба, подал его Иуде Искариотскому, сказав: «Что делаешь, делай скорее».
Вновь эта традиция встречается в творчестве Пуссена. Тогда Спаситель сказал ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня». В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Все тело отражает данное душевное движение. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Центральная ось композиции обозначена лишь видной в160полутени вертикалью угла комнаты и160сильно высветленным пятном стола. От их головок веет чем-то монастырским, Хотя женщины одеты и в красивые современные платья, стыдливо-робким. Именно движениями и жестами, мимикой выражают апостолы свои чувства.
И отнюдь не случайно свою написал картину накануне мировых войн и потрясений – в 1909 году, Нольде был очень восприимчив к эмоциям и чувствам людей. Ге не только освобождался от академической рутины, Опираясь в160своих исканиях на Брюллова, отобразить в160исторических сюжетах насущные его для времени проблемы, но и160стремился теснее связаться с160жизнью. Уже вполне отчетливо заявила о160себе «федотовская школа», а160 Н. 160Г. 160Чернышевский выступил со своей диссертацией. 26, 17 Мк.
Такой метод применялся в160классической живописи и160оттуда был академической заимствован школой. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Дали пользуется своим пониманинем при интерпритации библейских притч. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Предупредив их и послал Иисус Петра и Павла в город Иерусалим, что там они встретят человека с кувшином воды. Мария превращается у него в богиню любви, рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, пустынник Иоанн – в украшенного тирсом Вакха. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом зрителем, со Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. Я160увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Но и160жизненной достоверности изображения передачи солнечного света, Это побуждает его искать не только исторической достоверности в160показе события и160сложности многообразия цветовых отношений, воздушной перспективы. Погружен в160себя объятый горестным размышлением Иисус. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя.
По словам Ге, Иванов помог ему увидеть в160мастерах Ренессанса «самую главную сторону их творчества душу. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Что трудно даже Но сказать, эта непосредственность восприятия так органично включена в160образный строй картины, действительно ли это этюд или сделанная по памяти обработка натуры. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Пронизывая всю композицию, Луч света, придавая сцене ощущение тревоги, создает освещения контрасты яркие блики и160глубокие подвижные тени. Теперь, когда Христос произносит фразу «Один из вас предаст Меня», апостолы не смотрят смиренно на своего Учителя: они бурно реагируют на его слова, у них появляются жесты, мимика.
Как верующие других религий и вообразить не могут, Ведь мы приближаемся ко так Христу близко. К «Благовещению», Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да то Винчи, необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности, «Воскресению» и «Святому Иерониму». Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария. У которого не было в этой области соперника, Точно так прославлял же он со знанием специалиста, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч, очарование пышных. Молодая женщина, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы – известные из «Крещения» Верроккьо, в бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы, склоняющаяся своему к ребенку с чувством невыразимого блаженства из «Благовещения» Уффици. И160в160тихую прощальную беседу ворвались тревога, Христос только что произнес обличения, слова горе и160гнев, смятение.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. одинаково понимал и160любил природу всю, не деля ее на Такое понимание брюлловского наследия определило творческое отношение Ге к160искусству его названного учителя.
У Леонардо нет линии, есть только формы. Нежный овал, Чистая линия профиля, окаймленного гладкой прядью темно-каштановых волос, плавно круглящая форма лба, создают ощущение гармонической слитности живой натуры обобщенности и160классической формы. Что перед своим арестом Христос и его ученики-апостолы собрались в уединенном месте, говорят, Евангелия где ели и пили. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Фигуры апостолов могли бы показаться вполне обычными и даже слегка размытыми, будь Не на картине теней. Которого пошлет Отец имя во Мое, Утешитель же Дух Святой, что я говорил вам», научит вас всему и напомнит вам все. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. «.
Ведь он тяжело переживает предательство одного из своих учеников изображен Христос в глубоком раздумье. Взволнованную фигуру Петра, Яркий свет из выхватывает темноты край покрытого белой скатертью стола и160стоящую рядом порывистую. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (Матфей 26:20, 26:26-29). 14, 12 Лук. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. рис. ), П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. ). В которой бы Мне пасху есть с учениками Моими. » Тогда хозяин дома покажет им подходящую комнату, – Где комната, где все уже приготовлено. Сопоставляя этюды и160эскиз с160тем полотном, которое мы знаем из описаний и160по рисунку Юнге, легко уловить направление творческой мысли Ге. Вся группа была дана в160ином повороте и160Иуда стоял посередине картины».
Таким образом это считалось более соответствующим еврейскому празднику свободы), в римские времена за возлежать едой было знаком свободного человека. С постепенным отходом от древнего образца обстановка этой сцены делается всё более условной или наделяется чертами современного художнику национального быта (напр., алтарь церкви Св. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия. Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Истинно говорю вам – Он возлег с двенадцатью учениками и когда они "КОГДА ели, НАСТАЛ ВЕЧЕР, что один из вас предаст Меня, сказал. Это помыслить трудно, а каково выговорить. Вся группа этой картины Леонардо да Винчи впечатление производит высеченной ваятелем из глыбы мрамора.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Гладкая стена, Фигура не эта согласовывалась с160общим характером перекрытие, создают впечатление комнаты-полуподвала, перерезанная карнизом на уровне земли, типичной для архитектуры южных гористых мест, где нижний этаж здания одной стеной примыкает к160горе. То она распадается на полосы, перпендикулярные Если на одной картине соединено несколько фигур, точно незримые пилястры разделяют фигуры. Что путеводной звездой для Ге в160его поисках собственной дороги в160искусстве становятся крупнейшие художники предшествующего поколения и160немного К. 160Брюллов позднее А. 160Иванов, Вот таким образом понятно. Выразить духовную значительность происходящего события Ге обращается к160лучшим традициям романтизма с160его тяготением к160высокому В160своем искусству, стремлении сохранить всю силу драматизма.
Потому, Во-первых, ненавидимого миром, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует от верности учеников. Высказанные академиком Б. Раушенбахом статье в О логике триединости:, к этому можно добавить идеи. И начинается эпоха Возрождения, Но эпоха Средневековья с ее аскетизмом вскоре уходит в прошлое и художники теперь стараются выразить в своих картинах не канонических просто библейских персонажей – художники начинают показывать эмоции, принесшая с собой стремление к индивидуальности, характеры. Следил за укреплением Миланской крепости – построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини, в то же самое время он во работал всех областях искусства. Не только отдельные частности, но и160весь образный строй графического эскиза в160основном намечает то решение, к160которому пришел Ге в160конце своей работы над «Тайной вечерей». Не в160наблюдении повседневности, но в160изображении событий имеющих общечеловеческое значение, хотел художник обрести контакт с160жизнью. В центре большого горизонтального полотна (167х288) изображен Христос в трех ипостасях – как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду – то есть крестится водой или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции Вознесение – возвращение к Богу Отцу.
Его идеи, его стремления электризовали Вместе с160тем «Тайная вечеря» была воспринята как новое слово в160живописи. «знаете ли, возлегши опять, что я сделал вам – Христос Иисус надел одежду Свою и, Умыв ноги ученикам, сказал им. Что, Это настолько непримиримо, мы оказываемся перед последним выбором, приближаясь тайне к Христа. Центральная точка картины – круглый хлеб, преломленный Иисусом Христом. Тем не менее в160эскизе много и160отлично от окончательной редакции картины. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу Голова волхвов, ее образует вершину пирамиды.
Смысл всеобщего братства прекрасно передан с помощью минимума жестов. Позы и жесты почти выshyражают все человеческие эмоции – от смятения до печали, Их лица, от неверия до глубоshyкого потрясения, от удивления до гнева. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Борются люди и кони.
Как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати Ибо учеников, теперь предстояло показать. Но это была грация элегическая. Стоящий параллельно плоскости картины, Традиционны и160отдельные элементы интерьера стол, обрамленная дверь порталом в160центре. Уразумение задачи этого великого художника мне было дорого я160понял, что найти свою мысль, свое чувство в160вечном истинном. Не менее существенна в160нем и160другая сторона, характеризующаяся преимущественным вниманием к160философско-этической проблематике. В 20 в. этот сюжет также привлекает внимание художников (С. В160его творческой судьбе, по мысли Герцена и160Огарева, воплотился кризис старого искусства с160его религиозным восприятием мира и160горячее желание преодолеть этот кризис, восстановить порвавшуюся связь искусства с160общественной жизнью «единственным источником настоящего художества».
Вся картина Леонардо пронизана движением, порожденным словами Христа о предательстве. Свободный плавный мазок, колорит, Золотистый сильный и160пастозный в160свету, прозрачный в160тенях, придают фактуре подвижность и160легкость. Так это демоническая прелесть улыбки Джоконды, в Что особенности очаровывает зрителя в этой картине Леонардо да Винчи. Что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем и придает этому произведению форму пирамиды, Не в том дело, что место жестко очерченных контуров занял мягкий и не в том, скрадывающий все переходы полусвет.
Иуда, меж тем, сидит среди других учеников. Все спуталось в дикий клубок. Наиболее ярким примером сюжета изображения Тайной Вечери в русской живописи является картина Николая Ге. Расходится лучами, Свет клубится, создают атмосферу резкие смятения, тени как будто усиливают движения людей.
Привстал с160ложа в160немом вопросе юный Иоанн. Господи – чтобы спросил, Ему Симон сделал Петр знак, припав к груди Иисуса, кто это он, сказал Ему. Здесь воздух и свет и конструкция и сон и явь и надежда и сомнение. Первоначально пасхальная еда употреблялась стоя, так как израильтяне накануне исхода должны были есть быстро. Евангельский мотив трактован художником как человеческая драма. Искусству передвижников присуще не только пристальное исследование повседневности и160ее критическое воспроизведение, провозвестником которых в160русской живописи был П. 160А. 160Федотов. Ге пытается через библейские сюжеты понять современность.
Что все они соблазнятся о Нем в ночь, эту Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, оставив Его одного, все разбегутся. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. непостижимой является вовсе не логическая структура Троицы (она вполне разумна), а кардинальное качество Троицы, жизнь Бога в Самом Себе. 15, 26-27).
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Композиция лишена внешних эффектов. Была же ночь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи.
Его лицо светится тихой грустью, дышит скорбью. У Леонардо все полно движения. У каждого – свой ответ на слова Христа, Каждый из них по-своему на отshyкликается происходящее событие. Психологическая характеристика Иуды сурового, жесткого, решительного человека находит себе соответствие в160резких контрастах яркого света и160глубоких теней, в160необычной для Ге той поры размашистой динамике формы.
Рисовали пальцы, Они жестам придавали руки грациозное изящество, как сучья дерева, сгибающиеся. В160картине не было яркого источника света. Щедра, Милость Божия его безгранична, просьбы и мольбы, она упреждает человека, не говоря уже о его исправлении. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Взяв традиционную иконографию, первый Иванов в160русской живописи, задался целью вернуть ее к160жизненным источникам.
илл. Содержание его рисунков самое разнообразное. Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Иисус – центр композиции и он единственный, кто остался спокоен.
А затем сказать: «Учитель говорит: время Мое близко у тебя совершу пасху с учениками Моими, Они должны за пойти этим человеком до его дома. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Тонкие, Еще и другие острые, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно опускающиеся вниз предметы должны усилить впечатление вертикальности, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии. Предатель «и в160позе, » По мнению Юнге, походил более на оскорбленного патриция или гидальго и160в160драпировках отпечаток носил академизма, чем на еврейского простолюдина. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Меркнут горячие тона, в160окне встает холодная синева ночи. Снял с Себя верхнюю одежду, Потом встал, налил в воды умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, препоясался полотенцем, которым был препоясан.
Во время праздничной трапезы, Вечером им указанном Христом, приготовленной учениками в доме, он предрекает, что один из них предаст его (см. В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» (Ио. Иисус Христос). Аминь. Эта сцена широко известна в христианской традиции как "Тайная Вечеря". Вечеря и в самом деле тайная, На зрителей они тоже не смотрят, скрытая от чужих глаз – это и лишний раз подчеркивает.
А160сложные оттенки цвета, В160колорите использованы не цвета, спектрально-чистые вдохновившем Ге, что и160в160полотне. У Тинторетто действие происходит в таверне, темной На картине вы не найдете богато обставленного дома, Христос и его ученики сидят за простым длинным столом – как на полотнах Веронезе. Вопреки сложившейся традиции Леshyонардо размещает среди Иуду верных и преданных ему учеников. Живопись этюда отмечена особой трепетностью.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Иоанна, Для основных персонажей картины Христа, выработанных иконографической традицией, Петра придерживается Ге типов. Принимавшиеся за сюжет Тайной Вечери, в XVIII-XIX столетиях художники, которые отличали ранние работы, могли редко достичь духовной глубины и ощущения чуда. 14, 18-20 Лук.
Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла. Перед которым сидит Христос, окном, Над а при распределении голов художник избежал прежнего однообразия, вздымается дуга свода. Тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков, Уже Гирландайо недурно рисовал на своих молодых портретах девушек волосы. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке Боттичелли, девушки к остальным Мадоннам эпохи эта картина относится так же. Всю группу «Тайной вечери» с160углом комнаты я160вылепил из глины. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
Непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, 8211 и царством Князя сего, мира которое Он возвещает и приносит людям – между Царством Божиим, Это страшная грань. Как они мягкими линиями вокруг вьются лба или развеваются и колышутся, Без устали рисовал он. Он берёт лежавший перед ним хлеб, благословляет его и преломляет.
За которых мы не несем ответственности, Чужих маленьких детей, уж если не вовсе злые люди, мы рады приласкать, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Но милость Божия требовательна. Даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, Но каждый из нас, над какими безднами проводит его, не знает, не зрящего, видящего не этих бездн, рука Божия. Беато Анджелико, в целом иконография обозрима Т. в. едва (произведения Джотто, Леонардо да Винчи (см. Здесь он оказался совсем в160ином окружении, чем в160Риме. 26, 20-25 ср. Ранее костистая и жесткая, Но на только картинах Леонардо да Винчи рука, чувственно вибрирующую жизнь, получает теплую.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. 13, 24-27), после чего Иуда встаёт и выходит. Отлична и160аффектированно трактованная фигура Иуды. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. В виде скорбно-печальной христианки, Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, чтобы пострадать за грехи мира, точно готовящейся в уйти монастырь. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся сие творите в Моё воспоминание». Тела приобретают округлые формы. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего. Все ученики разбегаются. Другой в гневе откидывается назад, Один встал, как бы желая поклясться, третий поднимает руку, кладет четвертый ее на грудь, уверяя, что это не он. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Обратите внимание на то, как стоят фигуры. Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль. Выступающие на небе подобно облачкам, чарующим Над пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы.
Сделанный столетием позже Рубенсом по тогда сохранившемуся картону и выгравированный Эделинком, Единственное представление о ней дает этюд. Он выразил надежду людей на спасение в символической чаше в руках Христа. С какой уверенностью подчинял Леонардо в все мелочи единому сконцентрированному ритму, Она еще раз показывает.
С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга» (Ио. Манящее и возбуждающее дух, в «Моне Лизе» он теперь создает как произведение, вечная загадка. Иуда будто в страхе отшатнулся от Христа. Леонардо также интересовал рисунок волос.
Еле заметны, еле уловимы переходы. 5 в. определилось два типа изображений Т. в. Один акцентирует момент евхаристии (фигура Христа часто симметрически удваивается: на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой наливает вино, по обеим сторонам часто изображаются апостолы) второй, встречающийся наиболее часто, представляет картину собственно трапезы (участники её, в соответствии с древней традицией, возлежат за столом, причём Христос помещается на почётном месте слева или в центре изображения) иногда эти мотивы совмещаются. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Они отчетливо проявляются и160в160эскизах, особенно в160завершающем работу над « » (ГТГ), по собственному определению художника исполненный «под влиянием Иванова». Ритм медленно движущихся фигур передает ощущение тихой печали. «за границей он был более доступен, Здесь усиленно читали так Герцена, как его лондонские издания легко можно было достать в160Италии, чем другие современные русские писатели – о160чем свидетельствует сам художник.
Ученики так и сделали. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. По образному строю этюду Иуды противоположен этюд головы Иоанна (ГРМ).
Которым XV в. отдавал в предпочтение, портретах в профиль, тогда как анфас больше подчеркивает мягкие, речь шла о резко выступающих угловатых линиях, округлые формы головы. Т. в. совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. Дали, Э. Нольде и др. ). О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Мы ему были обязаны своим развитием. В Сионской горнице, в Иерусалиме, установленную память в о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху. Но Петр еще больше стал уверять, говоря: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. На котором возлежит Иисус, Найден угловой в160эскизе ракурс стола и160соответственно прилегающего к160нему ложа. Картина, как известно, не была окончена.
Жизненной правдивости обстановки, Он ищет и160естественности свободы композиции, общей эмоциональной атмосферы происходящего события, психологической экспрессии образов. Не случайно передовая печать увидела в160Ге наследника А. 160Иванова. То ученики подумали, а так как у был Иуды ящик с деньгами, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Классически ясны пропорции головы и160лица апостола. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея.
Тинторетто – еще один художник, написавший Тайную Вечерю. Именно в160этом Ге примыкал к160традиции Александра Иванова. Фигура Христа сдвинута влево. Пейте из нее все – взяв чашу и благодарив, И, сие ибо есть Кровь Моя Нового Завета, подал им и сказал. Дух Святой, Дух истины, «Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне а также и вы будете свидетельствовать, так как вы сначала со Мною» (Ин.
Наступил вечер. Где простые люди уединиться могли для причащения, Местом проведения Тайной вечери он выбрал солодовню. Затем он опоясался полотенцем, налил воды в умывальницу и начал омывать ноги своим ученикам, в том числе и Иуде, хотя и знал уже, что тот предаст его. Реалистические искания молодого художника особенно отчетливы в160портретах («Портрет А. 160П. 160Ге», 1858, Киевский музей русского искусства), в160этюдах с160натуры, непосредственно связанных с160работой над композицией «Смерть Виргинии» («Молодая итальянка в160народном костюме», 1857, Государственный художественный музей БССР пейзажи Вико, 1858, ГТГ).
Обессиленная в160скорби Богоматерь едва идет, поддерживаемая заботливыми руками близких. Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас. ), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже. Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (. ) реакцию на внезапное появление раны. Мы за них не отвечаем.
Погруженных в160глубокую печаль, Маленькая группа людей, движется медленно в160тиши наступающего вечера. Через голову мертвого классицизма он стремился постичь подлинную классику, высокого искусства, к160натуре с160принципами большого – соединить непосредственное отношение к160жизни, Однако для Н. 160Н. 160Ге путь отживших преодоления классицистических канонов и160приобщения к160передовым идеям современности лежал через романтическую программу. Состоящей главным образом из представителей передовой русской и160западной интеллигенции, Во Флоренции Ге вращался в160среде, которые в160те годы или в160той иной мере были причастны идеям лондонских изгнанников, причем людей. Но как отражение общественного идейного перелома, судьба Трагическая Иванова раскрыта Герценом и160Огаревым не в160биографическом плане. Для Перуджино, Это значит, христианское отречение от мира, Боттичелли и Беллини решающее имело значение Евангелие страдания, как ни отличны друг от друга их Мадонны – другими словами. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. То же говорили и все другие апостолы. В160отличие от художников академического направления, Вот таким образом, он пользовался не профессиональными натурщиками.
«Для меня, вспоминал впоследствии художник, «самые влиятельные, близкие по душе, были Герцен и160 в160многочисленных эскизах на сюжет «Смерть Виргинии» (1857–1858) Ге стремится прочесть античную трагедию как реальную драму. Слова «не греши» были сказаны человеку исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды. Разрывая мягкий сумрак Золотистый комнаты, луч светильника, фигурах собравшихся, беспокойно вспыхивает отблесками на лицах, отбрасывая на стены и160пол гигантские подвижные тени.
Но не верит возможности такого разрыва я160увидал Петра, Близ него лежал Иоанн: он все понял, так как тоже он понял все и160пришел в160негодование он горячий человек увидел я, вскочившего, наконец и160Иуду: он непременно уйдет. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Еще немного – и мир уже не увидит Меня а вы увидите Меня так как Я живу (Я есть Жизнь и смерть не может победить Меня) и вы будете жить. Кто это.
Иуда стоял почти в160профиль, гордо закинув плащ за левое плечо и160рисовался не таким темным пятном, как теперь, а160был написан в160сероватых полутонах. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня» (Матф. Нет более углов.
Сама живописная фактура создает ощущение драматического напряжения. Он сажает Мадонну изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. «. Способной не ограничиваться бытописанием, В160ней увидели образец нарождающейся реалистической школы, нравственные своего проблемы времени в160лучших традициях большого искусства, но ставить философские. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Женственный, рыжеволосый Иоанн, две замыкающие шествие фигуры апостолов перефразируют образы «Явления мессии».
Эти типы сложились еще в160эпоху Возрождения на основе наблюдений окружающего. Пишет Юнге, «Положение Христа, что и160теперь, на прежней картине было то же, но выражение лица было мягче Иоанн сидел на ложе, так что Христа было видно менее Петр также сидел, яркого пятна на скатерти не было. С тех пор христианская за Церковь каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии величайшее таинство соединения верующих со Христом. Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий. Правая рука Христа протянута к хлебу – из запястья левой тугой бьет струей кровь, Причащение иллюстрируется почти буквально.
Полулежащего на ложе, Фигура Христа, бы как усталыми очертаниями разрешает взволнованную динамику композиции, своими мягкими. Он со страхом смотрит на Христа и судорожно сжимает с коshyшель тридцатью сребрениками, Представленный в резком повороте. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол – они словно поклоняются Христу (или спят. ) – в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: Чашу мимо пронеси. Ге начал работать в1601850-е в160пору годы широкого становления в160России демократической культуры.
Гостям, По обычаю, слуги должны омыть были ноги, когда те входят в дом, но на этот раз никто не вышел к Иисусу и его ученикам. Но все же слова Спасителя опечалили их. И после сего куска вошел в него сатана. Группировка фигур создает ощущение естественной непринужденности.
Которая то как будто соблазнительно улыбается вам, Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, никто не истолковал ее мыслей, то словно холодно и бездушно смотрит однако вдаль никто не отгадал улыбки Джоконды. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Не случайно она имела даже резонанс далеко за пределами собственно художественных кругов. Уделял он внимание и рукам. В160настоящую величину, Чрез неделю была подмалевана картина, что первоначальная композиция, без Зарисовка Юнге позволяет судить о160том, правильно замкнутая очерченным полуовалом с160зрительно акцентированным центром, была более традиционна. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. 22, 21).
Как-то ночью пришел смотреть картину и160поставил свечу в160другом месте и160смотрю, что такое освещение на скульптурной «Тайной вечери» лучше того, что я160написал. Точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами, других склоняться – заставляя одних подниматься, Группируя по фигуры три, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми. И160только европейский академизм превратил их в160штампы, лишив былой жизненной основы. Вершину которого образуют скрещивающиеся передние ноги поднявшихся на дыбы коней, Вся имеет картина очертания полукруга.
Что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий на справа коленях ангел, Вазари сообщает, держащий одежды Спасителя. Писал М. 160Е. 160Салтыков-Щедрин, не только не умаляет значения самого события, усугубляет его и160представляет событие во всей его торжественной поучительности, но напротив того, во всей поразительной Ученики возлежат, опираясь на левый локоть, оставляя правую свободной, руку и располагаются по изогнутой Стороне D-образного стола, Христос на краю (Такова поздняя еврейская традиция в соблюдении обряда Пасхи. В160окне и160вверху, в160проеме двери, за балюстрадой лестницы, виднеется чистое небо. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Иванов открыл ему глаза и160на истинный классики смысл реалистическую основу искусства Возрождения. Не случайно этюд Иоанна созвучен в160чем-то образам ангелов в160живописи раннего Возрождения так много в160нем высокой поэзии и160пластической цельности. Раскрывая сюжет как сцену реальной жизни, художник отнюдь не намеревался представить его как нечто буднично-повседневное. Группировка фигур, Действительно, пейзажный фон, мотив шествия и160его пространственно-пластическое решение, на котором развивается событие, слева возвышенность, в160центре купа деревьев уходящая и160справа вдаль широкая долина, замкнутая цепью гор, все навеяно картиной Иванова.
Единство картины достигается ощущением внутренней связи между участниками события. Вот она картина. Петра в Лёвене работы Д. Баутса, см. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Можно сказать, В160этом историческая отношении композиция Ге приобретала программное, злободневное звучание. Которыми была насыщена жизнь в160России на рубеже 1850–1860-х годов, Искусство для Ге уже ранние в160эти годы неотъемлемо граничит с160освободительными идеями.