В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. Это отражает начинающееся обаяние Матисса с Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно "Танец" и "Музыка" Анри Матисса. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка «Танец» и «Музыка».
Я почувствовал, – Как я только увидел панно на месте, а в музее Барнса стало тяжелым, что оно отделилось от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Все это между нами – главное то, что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, насколько был на это способен, блестящий результат моей работы. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В 1909 году промышленник Щукин заказывает три больших декоративных панно для своего московского особняка знаменитый «Танец» Анри Матисса (1869 – 1954гг. ) – одно их них.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Заказчик и художник, были Оба, необычайно воодушевлены и остались довольны заключенной сделкой. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Разумеется, это иллюзия. Исчезают стул и обои.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, чтобы тот, следуя его указаниям, закрасил огромные листы белой бумаги черной, серой, розовой и голубой краской. В картине каждая часть заметна и каждая играет предназначенную ей роль, будь то роль ключевая или второстепенная. Ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы публики и Художник отправлялся в Америку. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец».
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Зачем. Основное выразительное средство полотна сочетание живописных лаконичности средств с его огромным размером. Что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», Поняв, кураторы выставки заменить решили «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Картина очень понравилась заказчику Щукин был буквально вполном восторге.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. С моей точки зрения, Выразительность, пылающих на человеческом или лице выражаемых в неистовых движениях, не заключается в страстях. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Накотором застыли впрерванном движении несколько фигур, красных Так получилось четырехметровое полотно, танцующих вхороводе. Композиция есть искусство расположения в том или ином порядке декоративном различных компонентов целого с целью выразить чувства художника.
Но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины и Стул обои еще присутствуют здесь. Столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства, Его полыхает картина яркими красками. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Чтобы, Затем, выразить непосредственное ощущение жизни строжайшей в художественной форме, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры». Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец».
Требующей большой точности работе – соединению формы с цветом, к концу лета был он вполне готов приступить к трудоемкой используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным.
Среди его находок отметим искусно подобранные оттенки контрастные пурпурного и зеленого цвета. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Цвет не должен имитировать свет, Исповедание веры, но сам должен превращаться в источник – света которому Матисс отдался в это время.
В размере оригинала, Саму композицию же он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, 8211 вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. И я должен был связать рисунок со стеной, Все должно было стать архитектурным целым, переходили а в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»). Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
Требовал показать панно в процессе работы и угрожал приехать Ниццу, в Барнс изводил художника письмами. Оно предназначалось для первого этажа за основу Матисс взял виденные в им Коллиуре народные пляски. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые.
«Танец» написан всего тремя красками. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована и передана в музей нового западного искусства в Москве, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. Посетив Северную Африку, Он переехал в новый дом в и Исси-де-Мулино предпринял несколько больших путешествий, Германию и Россию, Испанию.
Он психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма. Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса и, вместо того, чтобы нападать на художника, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности» – и еще из него же. Как Матисс вдруг сделал ужасное открытие, Американская пресса уже готовилась шумный устроить прием мерионским панно. Пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты, Художник с ушел головой в эксперименты с цветом. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Рядом влиятельных критиков русским и коллекционером С. Щукиным, Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Другое название этой работы – «Десерт». Чтобы договорииься о Когда визите, в пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, Барнс уже запер свой дворец и уехал в Европу.
Жил Матисс в это время трудно. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой пышный орнамент. Его одалиски это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Эта дружба в его судьбе значила многое.
Руки, Головы, кисти рук исчезали за пределами холста, ноги, чтобы соединиться с невидимыми телами, мелькавшими изгибах в аркады. «Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже. Синим цветом передано небо, розовым тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. Что восхищен матиссовскими панно, Барнс объявил, демонстрировать но их публике не собирается. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Стремительно двигаясь от одного края к другому, Танцоры взмывали вверх, перелетая через разделяющие арки каменные в колонны воображаемое пространство за ними. Другая версия «Танец» написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов С. Дягилева.
В результате матиссовское панно почти сорок пролежало лет в запаснике Музея современного искусттва. Золотыми листьями, Матисс очень любил персидскую миниатюру с ее волнующими воображение но спиралями, не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры, плоскими пятнами чистого цвета. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Декорировать центральный зал его нового музея в Мерионе, Впервые встретились они 27 сентября 1930 года, пригороде Филадельфии – и Барнс сразу сделал Матиссу предложение. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Только выносливость и с усвоенная детства привычка к тяжелой нудной работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев. Больше всего мечтавшему об огромных росписях, Матиссу, так и не довелось украсить ни одно из зданий общественных Франции. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца».
Кроме него самого, – Это настоящий эгоцентричный монстр – никто, для него не существует Никто должен не мешать ему. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Передана суть не танца, а самой жизни: чистые, основные, «первичные» цвета. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию и марта 4 1932 года уже беседовал в Париже с художником. «Он больной, 8211 написал Матисс дочери.
Написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, Женщины, в тохватало XX обитателям века, напоминают упрощенные скульптуры. Где на переднем плане мы видим такую же, Полувеком Мане ранее представил публике свою скандально известную картину, расстеленную на земле белую скатерть, как у Матисса. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Стайны подружились с художником. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Заказчик становился все более нетерпеливым, По того мере как декоративные панно обретали форму. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. После этого Матисс стал наносить композицию на окрашенную бумагу, а помощник – вырезать фрагменты фигур и прикалывать к холсту. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Но об этом уже сказано в других разделах. Представить его себе невозможно, «Не видя этого великолепия, 8211 писал Матисс другу своему Бюсси. Поля Валери и молодого Андре Мальро до французского известного политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, с помощью Андре Жида, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. Музыкальность линейных ритмов, Вот откуда этот потрясающий симфонического эффект звучания интенсивных цветов, завидная композиционная гармония.
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Занимаемые фигурами места, пропорции все играет свою роль – пустые пространства вокруг, Вся моей композиция картины экспрессивна. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. А глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, которого от перехватывает дыхание и начинает кружиться голова. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце, Единственной демонстрацией публичной панно остались те десять дней. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
Но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи, Не работы все Матисса удовлетворяют этому идеалу. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Опять же упрощаясь и как бы устремляясь форме к круга, На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета, Около этого времени Матисс познакомился виднейшим с последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом. Который, Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, скупал в картины огромных количествах, пользуясь бедственным положением художников.