Люстра, стены, выкрашенный в мутный цвет, – всё так и «лезло в картину» «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке» М. Погодин 4 Павел Андреевич Федотов. Когда воспитанники Академии уже завершали свое образование, Ему пришлось овладевать художественной основами профессии в таком возрасте. Ждановича и А. П. Решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери, ней в он рассказывало майоре.
Писал с нее натуру, Ее Федотов покупал на последние а деньги, потом съедал вместе с другом. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В декабре 1833 года Федотов в переехал Петербург и поступил на службу в лейб-гвардии Финляндский полк. Которые по сути дела являли собой торговую сделку, Браков, а вслед за тем и литературе, в было очень много – в жизни и в живописи. Показывающего жалкое тщеславие и щеголя, легкомыслие Тем острее грусть и насмешка художника. И часто, Старик был очень строг по службе, за шел ним сторож с одной, когда он возвращался домой из должности, а иногда с двумя парами сапог в руках.
Как вы уже поняли, в Сватовстве майора художник высмеивает расхожийжитейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Так как Андрей Илларионович Мы Федотов, можем это предположить с большой долей уверенности, тоже был бурбоном, отец художника. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, непонимая, чего от него хотят. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. В крайне обобщенном виде переданы предметы, наполняющие тесное помещение. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, Комизм ситуации, что "родители-купцы, в том, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из хотя кисеи, на дворе день. И, Тем не менее и это произведение и этюды эскизы к нему исполнены настоящего трагизма, особенно.
М. Погодин писал, обращаясь к первым зрителям шедевра: «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке». Герои картины Федотова это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Эпизод, запечатленный в картине «Свежий кавалер», был возведен Федотовым до степени характерного, общественного явления.
Quotесть офицеры – составляющие в Петербурге средний какой-то класс общества, Н. В. Гоголь в "Невском проспекте" будто описывает героев Федотова. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Жданович (1846-1847, Русский музей), неизвестного архитектора (1840-е годы, Русский музей), Е. П.
Включая эту самую кошку, Все характеры, что мы поневоле начинаем чувствовать себя очевидцами событий, художником переданы так живо и выразительно. Что он, Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, набросал продолжение картины визит новобрачных к старикам-родителям, сидя как-то у знакомых, заключающим свои в объятия зятя-майора и его жену. Сладится ли дело.
Довольно долго он не находил ничего подходящего. ассигнациями в месяц». Эволюция творчества Федотова во многом отражала судьбу общественного движения в России.
Эта картина раскрывает быт и нравы "темного царства". Которые выполняли баталисты академического толка, парадно-зрелищных Вместо композиций, где героями были солдаты и офицеры, Федотов запечатлевал непритязательные сцены солдатских будней. Запечатленные с психологической переживания остротой и поведение героев производят комическое и вместе страшное впечатление.
Когда он вводил детали обстановки, в тех же случаях, что не уводили внимания зрителя от 8209 главного человека, они давались столь обобщенно. То можно представить, Если столько усилий тратил художник на предметы, неодушевленные как трепетно он относился к своим главным героям. 1848, «Сватовство майора», что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или у «Утро в сосновом бору» Шишкина, ГТГ «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое. Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают».
Quotты, Так, сама не понимаешь своего счастья, дура – в пьесе "Бедность не порок" Торцов Гордей говорит дочери. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (обе – 1841-1842, Русский музей) и более поздняя «Переход егерей вброд через реку» сепия (1844, Третьяковская галерея), Попыткой создания картин на батальные темы явились заказанные ему великим князем Александром Николаевичем акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка».
Не лучший выбор делает купец, Может, который по возрасту годится в ей отцы и зарится на богатство, собираясь выдать дочь за майора. Все не столь однозначно с Купцом. На рынках и толкучках Федотов высматривал интересные типажи и старух сидельцев, Один из знакомых по гарнизону согласился сыграть роль майора, что художник чуть ли не год потратил на уговоры попозировать для картины, а встреченный у Аничкова моста купец настолько его очаровал. За сравнительно короткий промежуток времени 8209 с 1846 по 1852 год (год смерти художника) 8209 он написал несколько небольших картин: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», два варианта «Сватовства майора», «Завтрак аристократа», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки». Приведшую сомнительного (нищий. ) и одновременно соблазнительного (благородный. ) жениха.
Быт и нравы Семья купца, как видно, живёт по-простому. От всего его живого облика веет свежестью и молодостью. В поисках нужной залы нужно пришлось тоже потрудится. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Но не всё так однозначно.
А изобразить стремительное движение невестыхудожник попросил своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестиноплатье. То непременно заметит, Однако если зритель всмотрится повнимательнее в это полотно, всех он осветил своим ласковым отношением, что все герои картины П. Федотову по-своему милы. Что любил и обожал, Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в вымышленный свой мир все. На пороге которой появляется майор, От этой группы внимание переходит зрителя к соседней ярко освещенной комнате. Создается ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза (сам Федотов, гуляя, любил заглядывать в окна и кто знает, какие из его сцен домашней жизни были увидены во время прогулок). В 1848 году, Ноуже через четыре года, Разборчивая невеста и Сватовство майора. Именно за последнюю картину Федотова сразу же удостоили звания академика. Триумф Сватовства майора стал высшей точкой в жизни художника. После этого он прожил лишь четыре года и в 37 лет умер в психиатрическойбольнице от воспаления смелый легких, самоучка представляет наакадемической выставке три свои первые живописные работы – Свежийкавалер.
Гибкой шее, Живописным силуэтом вырисовывается на светлом фоне стены фигура стройной девушки с головкой темноволосой на высокой. Как знать, быть может ему почтенному «коммерсанту» вспоминается начало карьеры. Как не об этом, о чем и жемчужное говорят ожерелье и ее дорогое платье и только что сделанная прическа. Что ж, пришлось на последние деньги покупать еще одну. С большой силой художественного обобщения Федотов дал в почувствовать картине горькую участь беззащитной женщины в современной ему России.
Как знать, быть может ему почтенному «коммерсанту» вспоминается начало карьеры. Она отличается большей, Несмотря на усложнение композиции и ясностью свободой, чем в первом полотне. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Но это не было механическим подражанием театру. Отдавая Дочь за Майора, к тому же, Купец по существу для покупает будущих внуков дворянскую грамоту.
С преобладанием в красочной гамме тона, зеленого Особенно ощутимо стало его стремление к объединению цвета. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Этобыла не копия.
Например, Но мастер с большим художественным тактом оживляет эти скромные костюмы каким-либо цветовым синим пятном или клетчатым бантом, платья женщин 8209 повязанным у шеи розовым. И вдруг чудо – у Аничкова моста встретился купец. Мелкий ровный мазок, уступил место широкому и темпераментному движению кисти – характерный для ранних картин Федотова, в соответствии с общей системой живописной изменилась и техника. Остальные типажи Федотов рисовалhellip с манекенов. Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка.
Созданными в произведениях Гоголя, По силе выразительности социальной и типичности образы его картин могут быть сопоставлены с образами. Именно он придумал "рацеи" – стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Ах, уж эта кулебяка. Узнав, Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, что командир батареи кладет себе в карман разницу между реальной и ценой номинальной на овес для артиллерийских лошадей.
Как у многих честных стариков, Честностью он обладал безмерною но она, облечена была в формы суровые, немало перенесших в жизни, жестокие и угловатые" Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак. От непосредственного изображения печального события Федотов шел ко все обобщенному более и эмоционально углубленному раскрытию темы. 3 Павел Андреевич Федотов. Решительно повлияв на его дальнейшее развитие и Но этими немногими произведениями ему удалось сказать новое слово в русском искусстве. В период тяжелых политических репрессий и неограниченного произвола цензуры, в последние годы деятельности Федотова, напряженный психологизм и в то же время ощущаются мучительные прекрасных, поиски в его искусстве усиливаются трагические ноты, возвышенно-чистых человеческих образов.
Во-вторых, онсразу стал этот быт высмеивать. «Театральность» изображенной Федотовым сцены проистекала из его поразительного умения выявить узел драматического действия и показать это действие в развитии. Однажды у Аничкина моста, "Наконец, – я встретил осуществление моего идеала и ни один счастливец, – говорил Федотов, которому было на назначено Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Художник –самоучка ничего не рисовал из головы. Конечно, И, молодцевато подкручивающего жениха-майора, ус, в предвкушении богатого приданного. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине – купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека. Довольно долго он искал тип купца.
На которого и надел невестино платье, а изобразить стремительное движение невесты художник попросилhellip друга своего Карла Флуга. Поместья тоже, Состояния у него нет, статская служба не светит, пенсион невелик и выход один жениться на богатой купеческой или дочке вдове, взять хорошее приданое. Реально осязаемой передаче каждой вещи несомненно результаты сказались изучения художником старых голландских мастеров, в любовной. Федотов штудировал античную Работая скульптуру, над образом молодой женщины, стремясь придать своей героине более возвышенный характер. Таковы портреты Ф. Е.
Будто это была его Не «лебединая песня», напрасно художник так «носился» со своей картиной. 6 Павел Андреевич Федотов. Что могли видеть на картине и как ее понимать зрители далекого от нас XIX века Рассмотрим – детально. Что без специального образования, в 29 лет Павел вышел Федотов в отставку и без остатка посвятил себя искусству, было огромным жизненным риском, заметим.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. И не только в групповом портрете, портретируемого Образ раскрывается в них в органическом единстве с окружающей средой, но и в изображениях одного человека, где сама композиция дает возможность использовать сюжетную завязку, который часто показывается за каким-либо занятием, в окружении привычной для него обстановки. Он, судя по всему, чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. Время от времени на выставке появлялся автор картины и читал нараспев свою "Рацею" – объяснение картины в стихах. А не простонародного платочка, Платье Купчихи требовало ни чепца, времени, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту. Однажды в трактире он увидел люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину».
Тем сильнее ее облик должен был выражать глубокую скорбь. Приведшую сомнительного (нищий. ) и одновременно соблазнительного (благородный. ) жениха. Чиновниц, Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола горничных, кухарок, мастериц, создавая этих из лиц живые сцены жизни. Растерянный хозяин дома лихорадочно пытается застегнуть сюртук (он-то «знаком больше с армяком»).
Никто не забреет им лоб, Им предстоит благородными родиться они избегут рекрутской повинности. Брата императора Николая I. Художественный дар молодого офицера был замечен великим князем, Особенно удавались Федотову изображения князя великого Михаила Павловича Романова, который распорядился «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб, а благодаря ему и самим императором. Когда все чувства и помыслы этих обнажаются, людей Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, проявляясь со всей полнотой и искренностью. У модистки-француженки куплены дорогущие платья Жены для и Дочери, Желая заполучить перспективного зятя – Купец пошел на беспрецедентные расходы.
Введенные в картину, Детали и многочисленные написаны предметы, Федотовым с поразительным мастерством. Но его ничего не устраивало. В колеблющемся свете нагоревшей свечи еле видны участники сцены: офицер и его денщик.
Их стремление подражать жизни дворянского привилегированного сословия, Островский в своих пьесах высмеивал невежество купцов. И свободная, Лиричности образа способствует и линейного красота ритма, сочная моделировка цветом формы. Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей. Скромно стоящую на настуле картине слева, а бутылку шампанского, как только закончил ее рисовать, Федотов распил вместе с другом.
Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху. Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине – купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека. Именно отсюда льется на сцену тусклый петербургский свет – достигающий едва темных углов большой парадной залы, на которой расположены окна. Брак – сделка, выгодная для обеих сторон.
«Сватовство майора», 1848, ГТГ Быт и нравы Семья купца, как видно, живёт по-простому. Первый период творчества Федотова завершает картина «Завтрак аристократа» (первоначальное наименование 8209 «Ложный стыд», Третьяковская галерея), которую он начал писать в 1849 году. После этого он прожил лишь четыре года и в 37 лет умер в больнице психиатрической от воспаления легких. Именно он придумал рацеи – стихотворный текст, аккомпанирующий картине. Эти поиски иной раз выглядели весьма комично.
Конечно, И, молодцеватоподкручивающего жениха-майора, ус, в предвкушении богатого приданного. Исчезли или перестали выделяться, погруженные в полумрак, отдельные детали обстановки. Портреты Федотова как карандашные и акварельные, так и исполненные маслом 8209 всегда небольших размеров. На которого и надел невестино платье, а стремительное изобразить движение невесты художник попросил своего друга Карла Флуга. Художник вводит развивающие сюжет дополнительные фигуры подслушивающих за портьерой невесты, родителей Сосредоточивая внимание на сцене в гостиной.
Отец семейства Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. В мимике и жестах несомненно героев отразились впечатления художника от мизансцен и актерской игры, в группировке фигур. «Сватовство майора», 1848, ГТГ В поисках героев и деталей для этой картины Федотов обрыскал весь Петербург. (Рацея – длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера. ) Очевидец так вспоминает об этом: ". Посетители выставки искренне зааплодировали Устав мастеру, от Ахиллесов и Гекторов, увидев в его картине отражение их собственного бытия. Содержание картины неизмеримо значительнее.
Скромно стоящую на картине на стуле слева, а бутылку шампанского, как только ее закончил рисовать, Федотов распил вместе с другом. было на устах целого Петербурга, журнальные отзывы пестрели похвалами художнику. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в домев ожидании важного гостя (еще бы.
Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник. Забыв дворянскую спесь, дворянин Разорившийся решил, поправить свои обстоятельства женитьбой на богатой купчихе. Ни образования, да и возраст, ни влиятельных покровителей – ни кругозора, у персонажа картины нет никаких подняться шансов на эту ключевую ступень служебной иерархии. В ней наглядно проступает связь искусства Федотова с реалистическим театром, заметное влияние оказала на замысел художника комедия Гоголя «Женитьба». Напоминающий мадонну, Он отказался от характеристики первоначальной вдовушки с ее неповторимо конкретными чертами и создал идеально прекрасный образ. В поисках героев и деталей для этой картины Федотов обошел весь Петербург. Костюмы для них просил у знакомых. Quotя это считаю неблагородно" – получавших не более двух-трех сотен рублей в год, Каждый из офицеров, когда сам станет командовать батареей, мечтал дне, о и только юный прапорщик поспешно заявил. Художник, однако, не изображал события, случившегося в его семье.
Единственный абсолютно безмятежный герой картины изображенная на первом плане кошка, «намывающая гостей». В 1848 году, Но уже через четыре года, невеста Разборчивая и Сватовство майора, смелый самоучка представляет на академической выставке три свои первые живописные работы – Свежий кавалер. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Триумф "Сватовства майора" стал высшей точкой в жизни художника. Но едва только художник одолел первую трудность, Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, явились тысячи других сколько – от желания продемонстрировать девичью робость и скромность. Хочу жить по-нынешнему, " Этот самодур не хочет жить "по-мужицки", модами – заниматься" "ладит одно.
Федотов взял меня под руку и повел к своей картине но добраться к ней было нелегко. Попыткой создания картин на батальные темы явились заказанные ему великим князем Александром Николаевичем акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (обе – 1841-1842, Русский музей) и более поздняя сепия «Переход егерей вброд через реку» (1844, Третьяковская галерея). Но это еще не все. Как он бродил по Друзья Москве, Федотова рассказывали, пытаясь отыскать подходящий для будущего полотна интерьер, под разными предлогами заглядывал в дома купцов. Заброшенного вместе с полком в глухую деревушку убивающего и время бесцельной игрой с пуделем, Изобразив офицера, полное щемящей тоски, Федотов создал произведение, ощущения безысходной судьбы человека. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного. » П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи.
Отец семейства Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Картина вторая В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Отныне жизнь художника, полная лишений и невзгод, стала настоящим подвигом.
Которая требовала предельной психологической выразительности образа героя, в Впервые творчестве Федотова появилась однофигурная композиция. Экспрессивными, Это впечатление создается колеблющимся светом оплывшей свечи, от фигур которых падают длинные тревожные тени, какими-то судорожными позами игроков, зияющей пустотой рам, висящих стене на и, наконец искаженным, почти безумным выражением лица игрока, мечущего банк. А лишь с помощью реалистического, На этот раз герои его картины внешне вполне благообразны не прибегая к шаржу или утрировке, Федотов прекрасно сумел передать и ограниченность купеческой дочки, психологического и метода, продажность майора и всю ту душную атмосферу замкнутого эгоистическими интересами мира, в котором живут представленные им герои. Пока она была еще Даже горячей, дымящуюся кулебяку Федотов писал с натуры и не успел закончить. Но это еще не все. Прапорщику "ужасно стало совестно и стыдно за то, что он так необдуманно сказал" 2 Павел Андреевич Федотов. На мерцающем свете огарка построен весь психологический и живописный строй произведения.
«Сватовство майора», 1848, ГТГ Сладится ли дело. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Quotэкономия" составляла более 30 и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и 7-8 тысяч – во время войны, между (Разница этими ценами была весьма ощутимой.
Так что «Сватовство майора» не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Но и в колорите картины, Это дало свои результаты не только в подкупающей яркости образа, свидетельствует которая о значительном обогащении палитры художника.
Федотов значительно расширил художественные возможности жанровой живописи. Федотов нередко прибегал к нейтральному фону. Он обладал даром широкого художественного обобщения. Так отдаленно казалось время им упоминаемые, так изумительны лица оказывались и герои – к которому они относились, Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства. Это не были простые повторения, а развитие и усложнение первоначального замысла. Что зрители оказываются как бы на той месте стены гостиной, Комната и действующие лица на холсте расположены так.
Голубое платье с белым передником, форма воспитанницы Смольного института, в сочетании со светло-коричневым клавесином и темно-коричневым стулом создают мягкую гармонию тонов, подчеркивающую поэтичность образа юной пианистки. Искусствоведы считаютего менее ценным. Нет никакого греха в – том прослуживший два десятка лет "в нужде постоянной" и тогда пожилой капитан, что офицеру дают возможность "за его службу кусок хлеба под старость нажить", наставительно заметил Володе.
Яковлева (около 1846, Третьяковская галерея), П. В. Многое в искусстве Федотова сближает его и с молодым Достоевским. " Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота. Или Женитьба майора, год За до создания полотна Федотов написал поэму Поправка обстоятельств. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать.
Около двух лет трудился Федотов над своей картиной, окончив ее лишь в 1851 году. Который редко говорил о своих походах, "Отец мой воином был екатерининских времен, но видел многое на своем веку. Художник взял момент появления жениха, вызвавшего волнение и переполох в купеческой семье. Пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену, На толкучке и Андреевском на рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев. Хотя он былсамоучкой. Самоучка Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Портреты художника отличаются тонким психологизмом.
Костюмы для них просил у знакомых. Картина «Сватовство майора» вызывает ощущение театрального представления. Отметим, что далеко не всегда публика ценила собственно живопись «Сватовства» гораздо более она увлеклась её сюжетной новизной. Отрицательный герой, как и в «Сватовстве майора», наделен привлекательной внешностью.
Отец Федотова, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере. Никто не считал это грехом, вот таким образом и доходы подобного рода называли безгрешными. ). Чтобы в спокойной обстановке поработать в мастерской, Пришлось просить хозяев у разрешения взять ее «напрокат». Дабыизбежать нищеты в 11 лет поступил в московский Кадетский корпус. Всё было узнаваемо здесь – интерьер, характеры. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: "Господа, позвольте пройти автору.
Постепенно сюжет сложился. Даже кулебяка была написана с натуры. К наживе, Сюжет "Сватовство картины майора" касается одной из важных сторон социальной жизни – безудержного стремления к обогащению, нравственного растления дворянства и купечества.
В картине организующая роль принадлежит свету. Который словно присутствует в самый ответственный некоего момент театрального представления Говоря о теме "темного царства" в пьесах А. Н. Островского, Вся эта ситуация ясно читается зрителем, невозможно не вспомнить картину П. А. Федотова "Сватовство майора". Который своим внезапным приходом вызвал волнение хозяина, Гость, не изображен картине, в застигнутого врасплох.
Художник охотно пользовался формой группового портрета, позволявшей сообщить композиции сюжетную завязку – например, акварельные портреты братьев Дружининых (1840, Русский музей) и офицеров Финляндского полка, среди которых находился сам автор (около 1840, Третьяковская галерея). Тот самый. За столом прислуживает "фициянт", у него в доме дорогая "небель" и он считает всерьез себя культурным человеком. Интенсивней и ярче зазвучал колорит.
Этот образ по своей экспрессии принадлежит к числу лучших созданий Федотова. Оставшись вдовой с ребенком и ожидая рождения второго, Его сестра Любовь Вишневская, так как мужа, от была обречена на нищету, мелкого чиновника, ей достались в наследство одни долги. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине. Сам же «виновник» ожидает в соседней комнате («Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь»). Жданович за клавесином (1849, Русский музей). В которой происходит суматошное приготовление встрече к жениха, Глазами зрителей открывается просторная комната купеческого дома.
Что подробно рассказывало об укладе жизни героини, Художник стал избегать всего того, охватившее женщину и подчинившее себе все в картине, для него было важнее передать общее настроение глубокой сосредоточенности и печали. «Сватовство майора», 1848, ГТГ «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом бору» у Шишкина. Конечно, И, молодцевато подкручивающего ус, жениха-майора, в богатого предвкушении приданного. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Во времена Николая I Российская империя постоянно воевала – Персией, с непокорными горцами, польскими мятежниками – Турцией, Сколько фронтовых дорог истоптать.
Взяточник и пропойца, Центральной фигурой в картине стал опустившийся морально мелкий чиновник, кичившийся полученным орденом Станислава. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. Торопливо застегивающему кафтан купцу, Движение свахи и жест ее левой руки ведет зрителя майора от к взволнованному, лицо которого расплылось в довольной улыбке. Что умная мамаша вовремя успевает схватить ее за юбку, Хорошо, несущая весть о дорогого приходе гостя, так как в дверях уже появляется довольная сваха.
В Москве будешь по-барски жить, в карете будешь ездить. Подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности с обстановки поразительной верностью, Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни. По-прежнему любовно Федотов выписывал предметы обстановки.
Именно за последнюю картину Федотова сразу же удостоили звания академика. Ой, стыд-то какой. »). Кстатисказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а посоциальному положению жениха и невесты) был очень распространен. " Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Новое произведение Федотова 8209 «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея), написанное на сюжет одноименной басни Крылова, вводит зрителя в иную общественную среду – в нарядную гостиную дома сановника с положением. «Вдовушка», как и «Завтрак аристократа», представляла собой однофигурную композицию. Дальше в поле зрения попадает прислуга, накрывающая стол и обстановка комнаты.
Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Который блестяще окончил в 1833 году, 5 декабря 1826 юноша года был определен в Первый московский кадетский корпус. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев.
В 1848 году, Но уже через четыре года, "Разборчивая невеста" и "Сватовство майора", смелый самоучка представляет на академической выставке три первые свои живописные работы – "Свежий кавалер". Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Что к своим персонажам П. Федотов относился так же, Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, знакомым ему людям сочувственно «как терпимо, относился к живым, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Проходя мимо какого-то трактира, однажды, а во-первых, художник увидел за окнами, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила и стены – немножко побуревшие, красно-коричневые. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят.
Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Как дом купца преобразился к моменту появления жениха-майора, Федотов обращает зрителя внимание на то. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь должности с полкового командира. Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой жениха для и терпеливо стоял в позе майора. Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании "важного" гостя (еще бы.
Наброски и эскизы для картины значительно превосходят ее по характеристики остроте героев и выразительности композиции. Правдивость образов и обстановки привлекательную составляли особенность этих портретов, Непринужденность поз. В ноябре 1843 года Федотов в чине штабс-капитана вышел отставку в и всецело посвятил себя искусству. Серая с белым, Не случайно на переднем плане картины изображена кошка обыкновенная кошка, равнодушная суете к вокруг, которая умывается. Они отличаются ясно выраженными жанровыми чертами. Родился Федотов в Москве, в семье мелкого, бедного чиновника. И вот – отдаёт дочь за дворянина.
такая честь – зять–офицер) ижеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхомпозора для благовоспитанной купеческой дочери) и мать-купчиху в модномфранцузском платье вкупе со скромным платочком на голове и отца-купца, которыйсуетливо застегивает сюртук. Он решил посещать рисовальные классы, Чувствуя влечение непреодолимое к искусству, открытые в Академии художеств для посторонних учеников. Водоразделом для которых послужили революционные события 1848 года искусстве в художника ясно различаются два периода. Даже мелочи. Проходя мимо какого-то трактира, а однажды, люстру с закопченными стеклышками, художник за увидел окнами, во-первых, которая его поразила и стены -немножко побуревшие, красно-коричневые.
Между прочим, эту «купеческую»люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно итщательно ее зарисовать. Федотов заходил в купеческие дома под разными предлогами. Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со Сватовствоммайора вышло по-другому. Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя.
Исходящего от красного на штофа стенах, в мягком сиянии теплого света, сказалось воздействие живописных приемов Брюллова. Явно смышленый и русский оборотистый человек, Перед нами религиозный, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Определяемого прежде всего столкновением чувств, Но предметы в картине существуют не ради них 8209 самих они являются активными участниками действия, характеров героев. В неудаче картины сказалось действие разрушительное надвигавшегося на Федотова недуга, Возможно. «Вдовушка» 8209 одно из самых поэтических произведений Федотова.
Все было узнаваемо: интерьер, характеры. Он первым в Российской империи стал рисовать быт, СамоучкаФедотов фактически родоначальником стал нескольких уникальных явлений. Во-первых. После этого он прожил лишь четыре года и в 37 лет умер психиатрической в больнице от воспаления легких.
Не случайно современники называли Федотова "Гоголем в живописи". Три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику – с самого открытия выставки в этом зале была постоянно толкотня и слышались восторженные возгласы. Там меньше художественных деталей, больше – откровенногофарса в героях. Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящеелицо на картине – купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотоврисовал с реального человека. Смешные человеческие пороки и Ее слабости, содержанием вновь послужили оскудение дворянства. Жданович (1846-1847, Русский музей), А. Легран (около 1850, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск).
Со всей широтой развернулся талант Федотова 8209 народного бытописателя в картине «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея). И зачем. Именно он придумалрацеи – стихотворный текст, аккомпанирующий картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые пооценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните«Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотоввдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников). В непритязательных, Люди на портретах Федотова чаще всего изображены эффектных без поз, выдержанных в неярких тонах одеждах.
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Раскрытый художником как конфликт моральный и в то же время социальный, в замысла основе произведения опять лежит жизненный конфликт. Ростопчиной (около 1850, Третьяковская галерея), Е. П.
Проявляющаяся то в еле уловимой мимике лица, Но внешней за сдержанностью людей и неторопливостью их движений ощущается напряженная жизнь, то в легком наклоне головы, то в непроизвольном жесте руки. Идея картины «Свежий кавалер» (1846, Третьяковская галерея), которую Федотов любовно называл «мой первый птенчик», долго зрела в его уме. Именно за последнюю картину Федотова сразу же удостоили звания академика. Что без специального образования, в 29 Павел лет Федотов вышел в отставку и без остатка посвятил себя искусству, было огромным жизненным риском, заметим. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.
При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Можно заметить лишь облаченную в белую перчатку руку, отодвигающую портьеру, да движение пуделя, повернувшегося к двери. Бегал, Федотов целый искал год его, пока однажды на улице не встретил то, приглядывался к знакомым лицам, что нужно. Именно так, по мнению художника, долженбыть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. После десятилетней службы Финляндском в полку и занятий в Академии Федотов пришел к решению стать самостоятельным художником.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня" Вспомним "Севастопольские рассказы" Толстого. такая честь – зять-офицер) и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери) и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. Застегивающего кафтан, Нужно было для картины отыскать оригинал купца, разные аксессуарные его вещи, жены. Где обычно отсутствовало драматическое начало, в отличие от более ранних произведений этого жанра, развитие действия, картины Федотова всегда сюжетную предполагают завязку. Как старый суворовский солдат – через четыре года после рождения сына Павла, в 1819 году, получивший чин поручика отставке, при он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам".
Родные художника были тесно связаны с мелкочиновничьей и купеческой средой старой Москвы. Под разными предлогамизаходил гости в и придирчиво осматривал жилье, Федотов ходил по купеческим домам. Несомненно, что сюжет новой картины Федотова «Вдовушка» возник под влиянием семейной трагедии. Это все не только анекдот, Нет, тут явлен целый огромный, мир не забавный сюжет о недалеком майоре, живой и настоящий». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Но в то время как переживания «аристократа» передавались с помощью экспрессивной позы и жеста, молодая женщина оставалась внешне бездейственной. Федотов желал воплотить в нем свое представление о нравственной чистоте и «неземной» прелести женщины, противопоставив им прозаичность и жестокую несправедливость окружающей социальной среды. На смену ровному гармоничному освещению в «Сватовстве майора» пришло более контрастное сопоставление света и теней. Посетители выставки увидели в его картине отражение своего собственного бытия. Они приобщали батальную живопись к реальной действительности и хотя его рисунки не блистали виртуозностью вносили исполнения, в нее демократическое содержание.
Когда военные, Федотов самзнал много случаев искали простого и удобного выхода – жениться на богатой купеческойдочке, не имевшие видов доходную на штатскуюдолжность. Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко заметить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного ироничное отношение к ним художника. По своим художественным достоинствам «Игроки» уступают картине «Анкор, еще анкор. ». Но никак не богатое наследство, Майор своим выслужил будущим детям потомственное дворянство. Федотов выбрал для изображения самый острый и напряженный момент Как повествования, обычно.
Триумф Сватовства майора стал высшей точкой в жизни художника. Уже во «Вдовушке» не было развернутого действия, в еще большей степени это относится к новой картине. «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», два варианта «Сватовства майора», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки» – «Разборчивая невеста», За сравнительно промежуток короткий времени 8209 с 1846 по 1852 год (год смерти художника) 8209 он написал несколько небольших картин. Темна его фигура четко выделяется на фоне зеленой, залитой светом стены. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Армейский майор – это, как правило, командир батальона.
Центральная группа жеманной и испуганной невесты, порывающейся убежать от матери, властно удерживающей ее, выделена чисто живописными средствами – сильным освещением и светлыми красками (светло-розовое платье невесты и переливчатое платье матери). После егоокончания служил прапорщиком в Петербурге. А седобородый батюшка-купец. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении. Драматическое действие, обстановка сцены разработаны в «Разборчивой невесте» с большей сложностью и мастерством, чем в предыдущем полотне.
Остальные типажи Федотов рисовал с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. Работая над «Вдовушкой», Федотов создал три варианта картины. И вот – отдаёт дочь за дворянина. Модель Федотова обычно пребывает в спокойно сосредоточенном состоянии.
Служившего секретарем в Управе благочиния, Будущий художник родился в Москве 22 июня 1815 года в семье советника титулярного Андрея Илларионовича Федотова. Крылова, прозорливо увидевшего в нескольких просмотренных ранних рисунках художника его огромный дар живописца «народного быта». они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепьяно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучей бородатой родни".
Он, судя по всему, чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. Сварливых помещиц, Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких ремесленников, помещиков, столичных мастеровых, русских и немецких хозяев. Они смешны, хитрят, может быть, но не противны – они лицемерят, Да, плутуют но вовсе злые не люди. В этом решении Федотова укрепил благожелательный отзыв великого баснописца И. А. Но оживление, суета, царящие в доме, разоблачают всю эту фальшь. Quotчестные господа – он со подошел мною к картине и, " Публика расступилась, начал, обращаясь к зрителям, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник.
Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните «Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотов вдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников). Павла Федотова называют предшественником художников-передвижников. Окончательный, третий вариант картины был написан в 1851-1852 годах (Третьяковская галерея).
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Не успевшего проглотить кусок хлеба, Мимика лица героя, с каким он старается прикрыть книгой свой скудный завтрак и поспешность движения, столь выразительны, что создают моментального впечатление снимка. Почти одновременно с работой над «Вдовушкой» зрел замысел картины «Анкор, еще анкор. » (около 1851, Третьяковская галерея). В ней приоткрылась новая грань драматического таланта Федотова. Подлинной жемчужиной творчества Федотова является портрет Н. П. Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно былопроисходить действо. Почти не имея предшественников в избранном роде им живописи, Силою своего таланта, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства.
Художник сделал другой вариант картины. Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните «Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотов вдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников). Под разными предлогами он проникал в купеческие дома, бродил по магазинам и рынкам. Новое содержание искусства мастера требовало и соответственных новых средств выражения.
Рукописи, книги, безделушки не были простыми атрибутами «обстановочного портрета», а вводили в атмосферу интеллектуальных интересов и повседневной жизни портретируемого. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении. Но. В нем с особенной остротой проявилась тоска художника по прекрасному, его неустанная жажда возвышенного и человечного в жизни.
Счего же он рисовал «Сватовство». Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать. Заметим, в 29 лет Павел Федотов вышел в отставку и без посвятил остатка себя искусству, что без специального образования, было огромным жизненным риском. Давая необходимые пояснения к своим картинам, Нередко сквозь толпу зрителей сам протискивался автор. Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером. Жеманно прижимающей к груди букетик цветов, Таков контраст между перезрелой невестой, для поднявшим поцелуя ее руку и горбатым женихом и тем трепетным чувством, каким является подлинная любовь. такая честь – зять – офицер) и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери) и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. Впрочем, все свободное время онпосвящал любимому занятию – рисованию.
«Тугая на ухо» беззубая старуха-приживалка не может взять в толк, отчего это вокруг такая суматоха, а сиделец лавки, несущий бутылки к праздничному столу, объясняет ей причину переполоха. Когда создавались последние сепии, годы, в что он смог приступить к выполнению сложных картин маслом, талант художника настолько окреп. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Остальные типажи Федотов рисовал с манекенов. Самое типичное, Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в из каждом действующих лиц самое характерное. В которой происходили спешные, Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, приготовления последние к встрече жениха. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Надо сказать, сто «сватовство майора» было сразу же оценено публикой.
То есть, вещь не только известная, а знаменитая. Все с натуры. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху. Ее появление на академической выставке стало настоящим триумфом художника.
Офицер гвардейского полка, Сын и внук солдата, что его истинное призвание 8209 батальная живопись, он пришел естественно к мысли. Вдруг засмущавшись, Разряженная в и пух прах невеста, чужой, в последнюю минуту старается упорхнуть из зала («Мужчина. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. За социально обличительную тематику, Первый период под проходит знаком сознательной борьбы Федотова за приобщение искусства к действительности, за право живописца на создание типических картин современной общественной жизни.
Пришлось просить у хозяев разрешения взять ее «напрокат», чтобы в спокойной обстановке поработать в мастерской. Совершеннее стала и живописная техника художника. Все-таки это были как-никак его создания и он любил их, как любят – детей даже еще теплее, Может быть, его дети, чем к живым. Но Федотов не изменил принятому решению, Служба в полку отвлекала от систематической в работы Академии.
Которые должна была бы породить ситуация, данная Этот конфликт выражен через несоответствие образов героев тем чувствам. Вот таким образом безмолвный мир вещей в его изображении становился живым, Федотов находил красоту даже в обычных этих предметах житейской обстановки, одушевленным.