Чтобы в 1878 году приступить к его воплощению и потом все через годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел. Бывало, Я, – переверну санки и рассматриваю, мальчиком как еще, это полозья блестят, какие извивы у них. В еще более масштабном плане, При этом противостояние народа и царя или же, причем трагедии, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории явлено в виде монументальной трагедии, где одна ни из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах.
В июне 1698 года они были разбиты верными Петру полками под Новоирусалимским монастырем. Одетых в белые рубахи, Зажженные свечи в руках стрельцов, тревожное по ощущение, замыслу Сурикова должны были создать то особенное, которым отмечена торжественность последних минут. Во всем мире трудно назвать другого Более живописца, того, который бы так глубоко проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых художественных образах. Кровью кругом пахнет.
«Жилища солдат в Преображенском рассекает протекающая там река Яуза на другой стороне ее, на небольших московитских тележках (которые они называют извозчичьи) были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости – и народу кланялся. «рыжий стрелец это могильщик – на кладбище я увидал, его Сам Суриков также упоминал об этом Кузьме. Но явно ощущаемый гул голосов плачущих, площадью Над стоит неслышный зрителю, молящихся, стенающих, проклинающих. И прежде всего в те семь свечей, Вглядимся полотно в великого живописца, которые символизируют жизнь и смерть стрельцов.
Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. И каждая предназначалась в тот день для шести бунтовщиков, По обеим сторонам городских всех ворот было воздвигнуто по две виселицы. Чтобы спокойствие во всем было. Но узнав о бунте, он вернулся в Россию. Перенося в него черты настоящего, Суриков не модернизирует прошлое, следовательно, но путем внимательного точного и отбора обнаруживает самые типичные и, наиболее жизнеспособные и стойкие признаки национального характера, которые жили и проявлялись в далеком прошлом, живут и проявляются и сегодня.
Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Вешали под стенами Новодевичьего монастыря, Стрельцам рубили головы в селе и Преображенском, умирает его отец, четвертовали на красной площадиhellip Когда Сурикову было одиннадцать лет. Весьма близко от Кремля, На очень обширной на площади, которых должны были сложить головы виновные, были расставлены плахи.
Тогда началось объявление приговора. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 года, Царь с детства не любил и даже боялся их, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Натальи Нарышкиной Кирилловны. На полотне разыгрывается настоящая человеческая драма.
«Утро стрелецкой казни» грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), производит фурор. Суриков метко уловил это единство в многообразии и воссоздал его изображении в стрелецкой толпы. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь. Слева стрельцы, а над всем этим возвышаются купола храма Василия Блаженного справа – Петр и его приближенные, Композиция расчленяется на две части.
Так глубоко он погружен в свои последние думы – пожилой высокий чернобородый стрелец, Это я должен здесь лечь. » Другой, кажется, в наброшенном на плечи красном кафтане, совсем не замечает окружающего. Родная, в традиционном русском обществе широко бытовало представление о том, крестная и мать-сыра земля – у что каждого человека есть три матери. В лунном месяце 28 дней четыре недели по 7 дней. Как в заговорах и ритуалах нет ни одного случайного слова и образа, так и в картине Сурикова совсем не случайна центральная сюжетная композиция, построенная на цифре семь: семь стрельцов (одного уже увели, осталась лишь свеча как часть его души), семь свечей, семь видимых с места события глав храма Василия Блаженного.
Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Чтобы в 1878 году приступить к его воплощению и потом через все годы учения в Академии художеств он пронес этотзаветный замысел. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Слезы высохли на ее глазах только – страдальчески надломлены брови, На первом плане мать стрельца. И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил.
Стрельцы – старое допетровshyское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого 1698 бунта года казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости.
Суриковне разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» дажевпоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа иоткинутого лба». В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества великолепного колориста и изысканного «композитора» (так его называли соученики по Академии). Стрельцы умирали мужественно.
В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Краснуюплощадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селеПреображенском она не сохранилась. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединилих в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. И по характеру ведь такой, как стрелец.
Конец XVII в. в России – сложное, противоречивое время. Пришедшую на смену Руси, допетровской Но вместе с тем они как бы олицетворяют новую Россию. На колени стал над его гробницей и думал: Вот они здесь лежат – исторические кости: весь мир об нем думает, а он здесь – тронуть можно. Верили, что земля обладает силой карающей и исцеляющей. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал в тон тогдашней русской живописи. Этот вариант соборования в среднерусском регионе сохраняется до сих пор.
Весна 1881 года была запоздалой. Это я должен здесь лечь». Которого Суриков встретил по дороге Сухобузимское, в Странник с посохом справа на картине написан с переселенца. Становясь на приносимую скамейку, солдатами Писец, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни, в разных местах читал составленный против мятежников приговор. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Придерживались этого счета времени и предки русских, о чем свидетельствует сохранившийся вплоть до XX века обычай каждый раз молиться на только что народившийся месяц. У несчастных была своя очередь, Когда он замолчал, выражая не на лице никакой скорби или ужаса перед грозящей им смертью Одного вплоть до самой плахи провожали жена и дети с громкими, все они подходили один за другим, ужасными воплями – палач начал трагедию. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
Добровольными усилиями взбирались они по лестницам к перекладине и, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, сами себе закрывали полотном глаза и лицо (таков обычай у этого народа). Одна из главных фигур произведения страстный, неукротимый рыжебородый стрелец, который через всю картину устремляет яростный взгляд на Петра. Ни сами трагические события, Его нисколько не ни волнуют яркие пятна рубахсмертников, происходящие на площади. С большой армией, пока Дважды, не овладел ею в июле 1696 года, молодой царь пытался завоевать этот город. Что изображено на картине, То, концом перед старой жизни, – это последние минуты перед казнью.
Одна из женщин рыдает, наверное, это жена одного из приговоренных к смерти, а вот чья-то старуха-мать опустилась на землю не в силах выдержать такое зрелище. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Согнутый, Рядом с ним один из стрельцов, встал на телегу и отдает народу последний поклон он повернулся спиной к царю и просит прощения у не Петра, видимо ослабевший от пыток, а у народа.
Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо. Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» колес, тележных Поминая старую Москву. «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве князя «Этнографического бюро» В. Н – Об этом обычае писал М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий». «поразившись сходством намеченного им одногострельца, Репин, я уговорил Суриковапоехать со мною на Ваганьковское кладбище, сидящего в телеге с зажженною свечою в руке, где один могильщик был чудо-тип – потом который вспоминал. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали.
Полотно Сурикова обильно насыщено ритуально-семантическими образами. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. 1 группа.
Нарусую растрепавшуюся голову которой тяжело легла узловатая рука старика. Напряженному накалу страстей в левой части картины противопоставленыспокойствие и равнодушие правой в ее части, в беспредельном отчаянии припала к нему дочь. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. «что это у вас ни одного казненного нет, Это после было того – как приехавший к нему И. Е. Репин сказал.
Местное название Млечного Пути «Гусиная дорога», так как, по народным знаниям, Млечный Путь определяет направление перелета диких гусей и других птиц в теплые страны7. Закоурцев позировал Сурикову этюда для «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Сарафанницы, хоть и казачки. Случайность: на ловца и зверь бежит. А бабы – это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки.
Исподлобья озирается вокруг, Чернобородый стрелец накинутом в на плечи красном кафтане мрачно. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается стого момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один деньостановился в Москве. 8211 а вот у другие8230 меня в картине крови не изображено, я сам-то свят и казнь еще не начиналась. А рыжий стрелец – это могильщик, на кладбище я его увидал. Кончил картину, которую писал несколько лет. Обученные строю и ружейной стрельбе, – пешие ратники, а в военную годину выступавшие в поход на врага, в мирное время несшие гарнизонную в службу своих городах.
Ни сами трагические события, нисколько Его не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, происходящие на площади. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Злой, непокорный тип. Из поместья воеводы Шеина были приведены на смерть еще сто тридцать стрельцов. Чтобы склонить Петра к примирению, Софья отправила патриарха Иоакимав Троицу, оставшись с царём, но в Москву не патриарх возвратился. Я ему говорю: Поедем ко мне – попозируй.
Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль. Того грубого эффекта, В. Суриков сознательно отказался от зрелища который бойни, мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии. Для таинства ломается на семь лучинок ветка троицкой березки вместе с семью свечами березовые ставятся лучины в чашу с пшеном зажигаются и свечи, в иных случаях одни свечи – и лучины, о нем мне рассказывали жители Михайловского района Рязанской области. Коshyторый обернулся казнью более 1000 стрельцов, Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей Петром и I, поверивших Софье. Не колеблясь, ведут они на казнь осужденных стрельцов, но в их обращении с мятежниками нет ничего враждебного. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Где не стояли бы эшафоты и виселицы с повешенными стрельцами, Не ни было одной площади в Москве. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагичеshyской страницей русской истории. Насилу его уговорил. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. Обвиненные не были ни связаны, ни скованы.
Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Еще один стрелец, как затравленный зверь, озирается по сторонам. «Как он уехал, вспоминал потом художник, мне и захотелось попробовать. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Который Сурикову кровавым казался, Архитектурный пейзаж Василием с Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. С крепнущим социальным противостоянием монархии хотя момент, этот и дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, сыграл свою роль, конечно. Глубоко свойственный Сурикову, Подлинный историзм, как именно в этой способности видеть минувшее в сегодняшнем, нигде не выступает так явственно исторический образ живой в современной действительности.
Подобно шуму вод многих. Как это случилось. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба».
Молодой преображенец, стоящий возле чернобородого стрельца, смотрит на него с выражением скрытой жалости. Возникал замысел картины, в его воображении вставали минувшего, образы которая представлялась ему потрясающей. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Что луна в культуре народов всех символизирует другой мир мир усопших предков, Но особенно важно здесь то. Прежде всего почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге.
Этюд я с него писал. А тут как раз нянька в комнату вошла, как увидела, так без чувств и грохнулась. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь.
Очень я любил все деревянные принадлежности рисовать: дуги, оглобли, колеса, как что с чем связано. Неукротимый рыжебородый стрелец, Одна из произведения главныхфигур страстный, который черезвсю картину устремляет яростный взгляд на Петра. С особенным вниманием он читал упоминавшуюся уже книгу И. Г. Корба, от которого ускользнули не многие характерные детали, Он очень подробно изучал историческиеисточники. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке – в которую, Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», нее, помимо «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Полифонический характер исторического процесса, с невиданной силой Суриков в воплощает своих образах нелинейный. Правда, однажды В. Суриковпопробовал написать казнь.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли. «Жилища солдат в Преображенском рассекает протекающая там река Яуза на другой стороне ее, на небольших московских тележках (которые они называют извозчичьи sbosek) были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни.
Проснешься и обрадуешься. Проснешься и обрадуешься. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.
В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. Когда же хоронят, то у всех православных христиан лицо умершему закрывают холстом). Дочь оплакивала судьбу отца, Мать рыдала по своем сыне, несчастная супруга стенала об своего участи мужа у других последние слезы вызывались различными узами крови и свойства. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города.
Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. То вина за твою кровь падет меня» на По окончании расправы его царскому величеству угодно было отобедать у генерала Гордона, Если ты окажешься невинным. По свидетельству самого Сурикова: "Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. В Лувре, вон, быки ассирийские стоят. Однако стрельцы достойно испили свою горькую чашу. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. В его смуглом лице ясно читаетсяуверенность в правоте своего дела.
Но, Картина вышла живой и выразительной, особенности в Павла Чистякова, несмотря на возражения прогрессивной части профессоров, очень ценившего Сурикова, золотая медаль, а вместе с ней и командировка за границу так и не были ему присуждены. А художник хотел сконцентрировать в едином мгновении самую суть выбранного им исторического показать события народную трагедию. Проходящим сквозь всю Это картину, ощущение усиливается контрастом белого с насыщенным красным цветом. Семь свечей зажигаются во время соборования: например, во Владимирской губернии во время таинства соборования на стол, накрытый скатертью или холстиной, ставилась глиняная чаша с зерном, а в зерно втыкалось семь лучин, обернутых на концах пенькой и семь зажженных свечей (1898). Вот таким образом, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.
Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного. А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства.
Таинство совершает только священнослужитель. Размах во всемширокий. Царя Петра в это время в России не было. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.
Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Когда царь подрос, он решил завоевать крепость Азов, построенную турками в устье Дона. Это было после того, как приехавший к нему И. Е.
При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Не царственным делом был занят Петр Алексеевич тем октябрьским утром 1698 года, Ох, но еще более того день в расправы над стрельцами 14 февраля 1699-го. Я ему говорю: «Поедем ко мне попозируй».
Двойственное отношение солдат к совершающейся казни, Суриков остро почувствовал и выразил правдиво сложное. Тенишева можно найти свидетельства типа присланного из с. Три Озера Спасского уезда Казанской губернии: «Молятся на только что народившийся новый месяц» (1898). Вот что меня поражает. Петр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял. А тут как раз нянька вкомнату вошла, как увидела, так без чувств и грохнулась. Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым (1913 год), в дальнейшем не было развито исследователями.
На картине этот рыжебородый стрелец как бы концентрирует на себе возмущение и непокорность всей массы, которые у других проявляются более сдержанно и скрыто. Семерка в культуре народов мира считается лунным числом первоначальный времени счет велся по лунному календарю. Утром следующего дня туда же царица отправились Наталья и царица Евдокия в сопровождении всегопотешного войска. Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже этой в картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, владевшими художником. Громко причитающих и бегущих заосужденными месту к казни, И. Корбрассказывает и о стрелецких женах и матерях. Лица и позы многих персонажей картины полны страданий и переживаний. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Вы видели, – вы свидетели как – на живых людей смотрел, я на памятники, вы слышали, – расспрашивал их.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Тяжело опустилась на землю старуха. Ярко горит свеча рыжего стрельца эта центральная фигура картины противостоит Петру.
Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». Посмотришь на картину. А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. Столько же тележек и столько же караульных солдат священников для напутствия осужденных видно не было, Сколько было виновных, чтобы не умереть без света и креста, как будто бы преступники были недостойны этого подвига благочестия же все каждый держал в руках зажженную восковую свечу. Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Левой рукой он сжимает конские поводья так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
На колесах-то – грязь. начал работать над картиной. Онвесь поглощен молчаливым вызовом, Он не обращает на внимания свою плачущую жену, который бросает царю Петру. Но занятий живописью он не оставил, После училища окончания Василий поступил на службу в канцелярию, твердо решил стать художником. Слева стрельцы – справа Петр и его приближенные, а над всем этим возвышаются купола храма Блаженного, Василия Композициярасчленяется на две части.
Которые когда-то одушевляли мятежного стрельца, в последующих этюдах художник как бы вызывает лице на своей модели те чувства. Посмотришь на картину. Насилу его уговорил. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
О древних представлениях, которые связывают души усопших с созвездием Большой Медведицы, говорят некоторые сказки южных славян, народов Европы (Дания), Центральной Азии, по сюжету которых семь братьев становятся семью золотыми звездами Плеяд8. Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. А самоеглавное он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Он, как позировал, спрашивал: Что, мне голову рубить будут, что ли.
Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. Что значительную роль колористическом в замысле сыграл однажды замеченный им эффект сочетания дневного света с горящей свечой, Сам художник указывал, бросающей рефлексы на белое полотно. Императрицы Елизаветы, в этой дате разгадка указа дочери, его об отмене смертной казни на Руси. «посторонись, государь – как один из осужденных проявил такую закоренелость, Он с негодованием рассказывал генералу Гордону присутствовавшим и московским вельможам, готовясь лечь на плаху, что, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему очень близко, с такими словами. Об этом обычае писал М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий»: «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве «Этнографического бюро» князя В. Н.
Надев петлю на шею, Очень желая многие, ускорить свой конец повешением»2, стремглав бросались с подмостков. Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Грозившей большим кровопролитием, Известие о бегстве из царя Преображенского все понимали как начало междоусобицы. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя.
У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Он не видит припавших нему к детей, Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни. Правда деталей, тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884).
Судорожно сжимая горящую свечу, стрелец Рыжий в красной шапке, полный неукротимой ненависти, поднимает взор и как бы бросает молчаливый вызов победителю. Почти в самом центре картины, Дальше, величаво-спокойный, седой старик в белой рубахе, мужественно ожидая смерти, в находит себе силы, чтобы утешать своих плачущих детей. Горький плач жен усиливал для них страх предстоящей казни отовсюду вокруг несчастных толпы слышны были стоны и вопли. А совсем не казнь, Торжественность последних минут мне хотелось – передать, пишет Суриков об этом полотне. Но верно и то, что эта картина не исключение в творчестве великого художника. Я в Петербурге еще решил Стрельцов писать. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит внем и в эти последние минуты.
Там у меня стрелец с черной бородой – это Степан Федорович Помните, Торгошин, брат моей матери. Свеча в его руке бросает красноватые отблески на смуглое согромными лицо горящими глазами, Крепко зажатая, как нож, хищным носом и широко вырезанными ноздрями. Суриков вспоминал: И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. И телеги еще все рисовал. Найти для него натурщика помогИ.
Казни и телесные наказания на площадях публичнопроисходили». Слава богу, никакого этого ужаса в ней нет. У Лобного места толпа стрельцов в ожидании казни. Который гневно смотрит на бунтовщиков, Приковывает взгляд царь, закованный в колодки отвечает самодержцу же таким гневным и не примеренным взором, один из стрельца. Еще во второй половине XIX века в обычае было «целование земли и клятва ею».
Как я на Красную площадь пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Корба послужило Сурикову Василию лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Которому надлежало по очереди злополучную поцеловать плаху, Другой, говоря, жаловался на смерть, что вынужден подвергаться ей невинно.
Кузьмой звали. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Драматический эффект, создаваемый зрелищем мук и смерти, быть может, потрясал бы зрителей, но вместе с тем неизбежно сводил бы сюжет картины к частному эпизоду из истории стрелецкого бунта. Я сам-то свят, – а вот другие.
Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов ( История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Сырого октябрьского утра в неподвижном воздухе осеннем особенно четко выделяются все оттенки и переходы цвета, Сочетание красок в его картине правдиво передает ощущение хмурого. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Конечно, При этом его, но и внутреннее, волновало не только внешнее сходство живой с модели действующим лицом картины.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. И цветовая раскраска вместе с композицией. Сделанных Суриковым с Кузьмы, в набросках, первых которого мы видим в картине, его черты еще мало напоминают облик непримиримого и страстного бунтовщика. Что Корб писал с глубоким уважением к Петру, Известный исследователь петровской эпохи историк Н. Г. Устрялов указывал и если ошибался, с любовью к то истине, только потому, что верил иногда неосновательным рассказам.
Каждой смертной стрелецкой свече соответствует своя глава собора. Он побывал и в Германии, Уехав учиться за границу и в и Голландии собирался ехать в Венецию и в Англии. Сильные духом. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. А старик в Стрельцах – это ссыльный один, лет семидесяти.
Суриков расширил тему, включив в композицию толпу – римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Он весь поглощен молчаливым вызовом, Он не обращает на внимания свою плачущую жену, который бросает царю Петру. А в изгибах полозьев, как они колышатся и блестят, как кованые. Что про них на Иване Великом написано памятники все сами видели: и царей в одеждах, я вот Вам в скажу: пример верю в Бориса Годунова и в Самозванца только потому и царевен – живые свидетели.
Кровью кругом пахнет. Вы бы вот здесь нависелице, на правом плане, повесили бы». Раньше-то Москва немощеная была – грязь была черная. Кузьмой звали. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, трагедийностью одного из этапов переломных российской истории. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Все эти меры часть православного уклада жизни и азы ритуальной грамоты. Еще условны, Фигуры здесь едва намечены, на которых держится картины композиция в ее окончательном виде, однако на нем уже были сделаны те главные опорные точки. Он как будто забыл о близкой смерти и хоть сейчас снова готов броситься в схватку, Неукротимая ярость и гнев в пылают лице рыжебородого.
Одна – народная, его сподвижников и верных солдат ему – преображенцев и Россия Петра – горестно прощается со своими защитниками – стрельцами, Две России замерли друг перед другом. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П. И. Вот таким образом в руках стрельцов зажженные восковые свечи.
Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных русских среди художников, Заслуженно прославленный как величайший художник. Крепкодержит свечу и чернобородый стрелец. Что казнь происходила в подмосковном селе Преображенском, Известно, но для придания событию большей значимости Суриков перенес на его Красную площадь. В сопровождении нескольких телохранителей, Пётр был очень напуган и верхом, же тут ускакал вТроице-Сергиев монастырь. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Утро стрелецкой казни действительно потрясает.
Которыми связаны между собой столпы и главы древнерусского храма, Толпу в картине объединяют же те широкие мерные ритмы. Я ведь живу от самого холста и цветовая вместе краска с композицией из него все возникает. Записавший, Этот момент и зафиксировал Корб иноземец осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, что стрельцы, перед кончиной закрывали себе лицо полотном (и сейчас у многих староверов принято не открывать лицо умершего после отпевания. Быть может, а взгляд чернобородого стрельца полон безумия и ужаса, его разум не выдержал напряжения мысли и о казне и он лишился рассудка.
Спокойно величав боярин вдлинной шубе с собольей опушкой. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. А наоборот, Царь отнюдь не имел веселого настроения, горько на жаловался упорство и упрямство виновных. Именно в этомгоду был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Суриковасделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Что стоит на телеге, Народный вариант прощания белым с светом в картине Сурикова представлен образом стрельца.
Боялся я ночей. Который решил принять участие в судьбе юноши талантливого и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге, Кузнецовым. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он настрельцов. И каждая предназначалась тот в день для шести бунтовщиков, По обеим сторонам всех городских ворот было воздвигнуто по две виселицы.
Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. По его замыслу, Событие у Лобного места на фоне древнегособора Василия Блаженного и Кремля, стен приобретало большуюисторическую убедительность. Композиционно эти свечи «держат» ту часть полотна, где изображены стрельцы и народ. «Как он уехал, вспоминал потом художник, мне и захотелось попробовать.
Боялся я ночей. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, чтополучилось бы. То плачь женщин усиливался, а когда быстрые кони осужденных увлекали на самое место казни, переходя в громкие рыдания и вопли. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали, «вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью». Только они не словами говорят. А самое главное он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью.
Заложенного Суриковым в композиции картины, Другая смысловая мотивировка кода, ритуального в широко известном веровании о душе в образе птицы. Потерявшие при штурме крепости половину своего состава, Наиболее отличились при осаде стрелецкие Азова полки. Пишешь и думаешь – это самое важное во всей картине. И не быки меня поражали, я на них смотрел, что у них копыта стерты значит, – а то, люди здесь ходили. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный.
Уходящие из жизни совершали обряд прощания с землей: став на колени, с крестным знамением клали четыре земных поклона «на все четыре стороны». Никогда не было желания потрясти. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного.
засмотрелся на очертания Василия Блаженного и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. То плач женщин усиливался, а когда быстрые кони увлекали осужденных на самое место казни, переходя в громкие рыдания и вопли Из поместья воеводы Шейна приведены были на смерть еще сто тридцать стрельцов. Это я должен здесь лечь». Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Он как бы совершает обряд последнего покаяния, Кланяясь ибо без покаяния и прощения душа умершего не успокоиться может и долго будет маяться испрашивая прощения у народа.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Приведенное, Характерной особенностью собора является своеобразная асимметрия и причудливое сочетание разнообразных архитектурных и орнаментальных форм, к и устойчивому гармоническому единству, однакоже. У которой он жил в Красноярске во время в учёбы уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Да и сам Суриков не дал к тому ни одного намека. Вместо этого Суриков получил очень выгодный на заказ выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя.
В Москве очень меня соборы поразили. Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: «Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины»3. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года.
Выяснилась организаторская роль Софьи. Не понимаю это страшно меня взорвало». А нравы жестокие были. Мечтавшая о самодержавной власти, Софья, Царевshyна нищетой и бесshyправием стрельцов, чувствуя недоshyвольство измученных постоянными войнами, возглавила мятеж. Но и в той живописной палитре, Торжественность последних минут художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного узорочье неба, дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Заостряются линии силуэта, углубляются морщины, выражение становится более напряженным, в запавших глазах загорается яростный блеск и сквозь черты могильщика все явственнее проступает облик неукротимого и страстного московского бунтаря. Его царское величество в зеленом польском кафтане прибыл в сопровождении многих знатных московитов к воротам, Когда все выведены были на места казни и шестерка каждая распределена была по каждой из двух виселиц, где по указу его царского величества остановился в собственной карете господин цесарский посол с представителями Польши и Дании» «День этот омрачем казнью двухсот человек и во всяком случае должен быть признан скорбным все преступники были обезглавлены.
Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Вскоре начались казни. Самхудожник вспоминал потом: «Мощные люди были. По которой души усопших следуют в рай, Млечный Путь как дорога, это верование было достаточно распространено русских среди крестьян. Одежд, Но все безграничное разнообразие поз, к нерасторжимому и гармоническому единству, приведено характеров к поразительной цельности. Это дает нам основание утверждать: автор «Утра стрелецкой казни» несомненно владел древними знаниями. Злой, непокорный тип.
Начались массовые казни. А основное содержание драматический времени, конфликт Главный герой исторических полотен Сурикова народ. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Они и в последний смертный час с не меньшей нравственной силой выполняют принятый в народе и доживший XX до века ритуал прощания с белым светом и матерью-землей, Показав величайшую силу духа во время нестерпимых пыток.
Как подметил М. Волошин, «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веке русской истории»9. Конечно, При этом его, но и внутреннее, волновало только не внешнее сходствоживой модели с действующим лицом картины. Все составляющие ее части связаны между собой, Суриковская толпа живет общей жизнью, вместе и с тем каждое лицо индивидуально, как в живом организме, каждый характер своеобразен и глубоко продуман. Всюду красоту любил. Он говорит: «Не хочу».
Боялся я ночей. Задумал я их, еще когда в Петербург из Сибири ехал. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Общество которого доставляет ему наибольшее удовольствие, Его царское величество прибыл туда в двуколке с неким Александром, проехав злополучную площадь и, вступил на находящееся рядом с ней место, где тридцать осужденных искупили смертью своего преступление нечестивого умысла.
Глаза глубоко сидящие меня поразили. Прогорая, к моменту казни, как изображено это на картине Сурикова, в руке у стрельца оставался огарок примерно такого размера. Я когда Стрельцов писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. По данным биологов, в реальной жизни птицы, Полярную звезду, перелете при ориентируются на Большую Медведицу, созвездие Лебедя. Еще в тот день ПавелМихайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ».
Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Петр-то ведь тут между ними ходил. Прибыв в Москву, начал свое расследование. За нимв молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Ведь русские дровни воспеть нужно. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился. Гдетолько было возможно, художник стремился найти для своей картины живыепрообразы героев. Художник изобразил Кремль, собор Василия Блаженного.
И он не покорился приговору Петра. Последней дороги, в описании Корба зримо воспроизводится столь характерная для русского погребального ритуала картина пути, последнего сопровождаемых голошением женщин, последних проводов умершего к его могиле. Семерка как число, связанное с миром прародителей, с погребально-поминальным культом, присутствует, например, в веровании, что «землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед»3, в совете старых людей ставить семь свечей на канун или к иконам святых угодников для поминания или испрашивания прощения за какие-либо грехи.
В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Он приводит итакой примечательный факт: из ста пятидесяти приговоренных стрельцов толькотрое повинились и просили царя о помиловании (помилование им было дано). Остальные шли на смерть нераскаявшись и умирали со спокойным мужеством. И по характеру ведь такой, как стрелец. Такие верования реконструируются на и базе мифо-поэтических представлений славян о карте звездного неба. Земля лоно предков, последний приют бренного тела всех живших на ней. Его акварели ценились земляками – давал он уроки в доме губернатора, Суриков добился признания в Красноярске. Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли. То общей композиции, Поспешил домой и до ночи глубокой все делал наброски, то отдельных группhellip» картина действительно получилась потрясающая.
Когда я их (Стрельцов) задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Штука ли. В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли о царю готовящемся покушении на него. Художник черпалвдохновение не только в действительности. Того грубого эффекта, сознательно В. Суриков отказался от зрелища бойни, которыймог бы заслонить истинной смысл этой трагедии.
Все для телег, в которых стрельцов привезли. Он говорит: Не хочу. А лишь ее ожидание, Изображая не казнь, раскрыть перед зрителем высокую духовную красоту русского народа, Суриков мог показать массу стрелецкую и самого Петра во всей полноте их душевных и физических сил. По собственному признанию В. Сурикова, первоначальный замысел «Стрельцов» возник из впечатлений от сибирской жизни. Особый, своеобразный уклад ее, живучесть старозаветных традиций, семейныепредания, самобытные, сильные люди все это обогатило художника такойсокровищницей ярких впечатлений из которой он потом черпал всю жизнь. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со взглядом Петра, бы как прочерчивая всю композицию. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Нерасторжимую связь русского характера с национальным народным искусством, Но он остро почувствовал и первым среди художников русских раскрыл в своей картине органическую. Как нож, Крепко зажатая, хищным носом и широко вырезанными свеча ноздрями, в его руке бросает красноватые отблески на смуглое лицо с огромными горящими глазами. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. Как будто бы преступники были этого недостойны подвига благочестия все же каждый держал в руках зажженную восковую свечу, священников для напутствия осужденных видно не было, чтобы не умереть без света и крест. Я все народ себе представлял, как он волнуется.
Созвучно этому отмеченное в 1898 году представление дорогобужских крестьян (Смоленская губерния) о том, что Млечный Путь дорога, по которой «восходят все умершие на небо». Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами. Между тем бедственная толпа виновных наполнила описанное выше пространство и царь вернулся туда же, чтобы в его присутствии подверглись наказанию те, которые в его отсутствие задумали в святотатственном замысле столь великое нечестие. И на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром Вот-вот империиhellip, прольется кровь. Я в Риме в Соборе Петра в Петров день был.
Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что сердце забилось. Он вместо последнего прощания отдал жене и малым деткам, Готовясь лечь на плаху, свои рукавицы и платок, плакавшим, гораздо который у него оставался. Одновременно каждая свеча картины находится в сакральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного (Покровский собор на Рву). Случайность: на ловца и зверь бежит. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Судя по рисункам, которыми Корб проиллюстрировал свой «Дневник», свечи были больших размеров.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. УИ. А дуги-то, телеги для Стрельцов – это я по рынкам писал. Площади – они дали мне ту обстановку, Памятники, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Один из стрельцов ему у плахи сказал: Отодвинься-ка, царь, – здесь мое место.
Семь стрелецких свечей это символ таинства соборования, Итак, прогнав патриарха Адриана, которого Петр лишил стрельцов, когда тот утро в стрелецкой казни, подняв икону Богородицы, явился в Преображенское. Проснешься и обрадуешься. Кровью кругом пахнет. Я ведь живу от самого холста: из него все возникает.
Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древниесоборы. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Примечательно, что по церковным правилам таинство соборования должно совершаться священниками, которых «числом должно быть семь». В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи.
Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», как любил говорить художник. По этому поводу искусствовед И. Евдокимов писал: «Суриков был скуп на высказывания о себе. Его гневный взгляд исподлобья тоже брошен вправо. Величавая торжественность последних минут перед смертью видна и в посеревшем отпыток лице седого стрельца, в ожидании смерти он не замечает рыданийжены побледневшей – от слез. Лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Левой рукой он сжимает конские поводья так же властно и гневно, Центральноеместо здесь Петр занимает I, как стрелецсвою свечу. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти развязали деньги, ему руки для продолжения работы в избранном направлении. Так, например, один изприговоренных стрельцов, подойдя к плахе, сказал царю Петру, стоявшемупоблизости: «Посторонись-ка, государь. Тогда еще красоту Москвы увидал.
Сын прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды, в отчаянии кричит стрелецкая молодая жена. Стены я допрашивал, а не книги. И хотя речь идет о живых еще людях, они уже обречены. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Напряженному накалу страстей в левой части картины противопоставлены спокойствие и равнодушие в правой ее части. Корб описал то – что видел своими глазами или знал от непосредственных свидетелей, в стрелецких описаний казней нет больших неточностей. Которые у других проявляются болеесдержанно и скрыто, На картине этот рыжебородый стрелец как бы концентрирует насебе возмущение и всей непокорность массы. Софью постригли в монахини.
Художник стремился найти для своей живые картины прообразы героев, Где только было возможно. А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу. Купившему полотно у Сурикова на прямо выставке за восемь тысяч рублей, Могучая картина. » писал И. Репин П. Третьякову. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода).
«поразившись сходством намеченного им одного стрельца, Найти для него натурщика помог И. Репин, я Сурикова уговорил поехать со мною на Ваганьковское кладбище, сидящего в телеге с зажженною свечою в руке, где один могильщик был чудо-тип – который потом вспоминал. Чтобы спокойствие во всем было. Свои тайны хранят и другие произведения мастера на исторические темы.
Вот один из пленников прощается с народом на телеге. Утро стрелецких казней: хорошо их кто-то назвал. И витая свеча рыжего стрельца и пламя, предстоят завиткам луковицы большого левого купола храма Василия Блаженного, как сам и стрелец. Кульминация конфликта запечатлена в дуэли двух взглядов. Его царское величество в зеленом польском кафтане прибыл в сопровождении многих знатных московитов, Когда все выведены на были места казни и каждая шестерка распределена была по каждой из двух виселиц. Что эта замкнутость лишила нас многих ценных сведений природе о и методах его творчества»4, замкнут настолько.
Стрелецкое войско было уничтожено. Источник был выбран удачно. Изображая орнаменты Василия Блаженного, расписные дуги, украшенные шитьем кафтаны и узорные платья женщин, Суриков вводил в «Утро стрелецкой казнив целый мир русской красоты, сложившейся в народном творчестве.
Он упоминает и о зажженных свечах, которые держали вруках идущие на смерть, «чтобы не умереть без света и креста». Который волнуется подобно шуму вод многих, массе в народа, Суриков выделяет впечатляющие характеры. К обуви у них привешены были колодки. Сестры его Береники проконсула и Феста", На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии Агриппы.