Суриков будучи сам родом из Сибири, очень страстно уважал свою родину, художник отличался от Подробное описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком, выполненной в 1895 году.
Их стрелы тучами летели на врага, неба за ними видать не было. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Юрта о четырех углах была крыта берестой, крыша конусом сходилась к отверстию над очагом. Так достигается эмоциональный накал момента. Которая лишилась своих богатств и своего высокого положения ради веры, Лица из смотрят толпы на эту женщину, ради принципов. Иннокентий Петрович, получивший блестящее образование, стал археологом и литератором.
Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. Он раскрыл их характер – правдиво с и предельной ясностью представил суть и значение исторического события, Но Суриков не только показал борьбу этих двух стихий. Но рисунок у меня был нестрогий – всегда подчинялся колоритным задачам. С ее суровой природой, Сибирь, традиции хранящим древних обычаев, с ее смелым вольнолюбивым народом, – место, где родился и вырос Суриков, – была очень близкой ему.
Противопоставила две стихии, Логика исторического развития столкнула и безусловно, одной, предстоит быть поверженной. Я насильно, с трудом отнимал их и, проливая слезы, старался разобрать расплывшиеся тексты. Прямым наследником которых по праву рождения всегда ощущал себя художник, сам в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума.
Пусть подъясачные, Ну, а то его татары воины, лучшие темные люди не выдержали, что всегда дрались как львы. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной. Но есть и завистники. На одном из них изображение иконы. По мнению художника, Воюют они со знаменами, они воюют не только числом. Войска же Кучума с спустились крутою берега навстречу русским людям, воодушевленные идеей расширения границ России и распространения христианства, что маловероятно в действительности. Это была борьба прежде всего с Кучумом, который властвовал грабежами и разбоями и, собрав пеструю многоплеменную армию, уже дошел до Урала, угрожая Поволжью и другим исконным русским землям.
Да. Стало войско гибнуть разбегаться и Как начали эти драконовы пасти посылать смерть на Кучумовых людей. На лицах казаков, сподвижников Ермака, мы читаем несокрушимую волю и стремление к победе. Конечно, это произведение не может служить пособием для исторического исследования действительной картины завоевания Западной Сибири. Её веру и мне не всё-таки судить Морозову, какое есть, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом. Это полотно Суриков писал долго целых четыре года. Чем в образы дружины Ермака, в образы представителей Кучума войска художник вложил ничуть не меньше эстетического чувства и уважения.
Писал акварелью, Василий делал Иванович зарисовки, старался схватить все самое характерное и яркое. Проклятье аллаха было это. Дружина Ермака притиснет врага к берегу. Даже смеялись товарищи надо мной.
Ознаменовавшемуся присоединением к Руси богатейших за территорий Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А что похуже Кучуму в ясак нести, Вот и стали вогулы лучших соболей да тащить бобров русским. Каждый из четырех пушек, Но памятник Ермаку и по соседству обелиска, два создавали далеко не молитвенное настроение, устремленных жерлами к небу. И вы чувствуете, что он здесь главный, всем руководит и все его слушаются потому, что он одно слово «атаман».
Плотный, Смотритель музея, с бородой, окладистой краснолицый, расчесанной надвое, повел Сурикова по залам, где в витринах помещались предметы татарского и остяцкого древнего быта. Страшная это сила пушки и пищали русских. Видно, Кучум сильно прогневил его, что напустил всесильный на него такую злую кару. Иначе решена правая часть картины. Как изображенных на заднем плане картины, Конечно в Сибири не было таких многолюдных городов, которые с Ермак товарищами защищает, скорее это города. В оленьи шкуры одеваются ими и чумы кроют.
Слюдяные окошечки никогда не открывались, перед дверью был разложен костер от гнуса. Я все стоял перед картиной и думал о Сурикове: какой славный, чистый истинно русский человек должен быть, чтобы написать такую картину», которое он писал в течение четырех лет, много путешествуя по местам, связанных с тематикой картины. Ну не понимает Суриков действий исторических лиц без толпы вытащил – людей на узкую московскую улицу.
Был он по-русски красив и мужествен. Как на других полотнах художника, в картине ценно не многообразие характеров обусловленная героев, общей целью разгромить врага, а их монолитность. Любили париться в банях и были необычайно чистоплотны душой и телом. И вдруг тетивы натянуть не хватило сил, в такое смятение повергли людей драконовы пасти. Это знамя могло быть также и на Куликовом поле в битве Донского Дмитрия с темником Мамаем, По преданию. И Дон показался Сурикову после Енисея мелковатым и мутноватым.
Чтобы было совсем так, в исторической картине ведь не и нужно, чтобы похоже было, а чтобы возможность была. Василий Иванович вспомнил лицо старой казачки, нацедившей ему вина из бочонка. Старый татарский хан Кучум, бывший сибирский царь, скитался по Вагайской степи. На полотне – изображение произошедшей в 1581 году решающей битвы отряда с Ермака полчищами кучумовцев. Кучум, Правда, сам отнял Искер у двух братьев и Едигера Бекбулата, сын бухарского хана Муртазы, за что всю жизнь терпел набеги Бекбулатова сына, Сейдяка. (1632 – 1675) своей картиной на века.
Узкое Меня направляет Иванович Василий в угол, Вхожу и вижу что-то длинное, мне разрешается смотреть и когда место найдено. И он с учениками своими при входе моем тоже аплодировали, также Был устроен вечер в мастерской» Репина. Нельзя было их близко подпускать. По Оби этюды делал.
В разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями, со сверкающими из под насупленных бровей глазами. – а все сгорманировано, Работая натуры с над лицами хакасов и остяков, художник сделал удивительное открытие:Пусть нос курносый, пусть скулы. Была им продумана и решена до того, Недаром утверждал, что он композиция картины, то есть расстановка движущихся сил, как он ознакомился с летописным изложением события. Это то, где черты лица сгармонированы. Греческую красоту можно и в остяке найти После жены смерти я Исцеление слепорожденного написал.
Но художник изобразил своё видение истории. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. Опустошал сибирские земли, Кучум установил в нестерпимый Сибири гнет, наводил ужас на сибиряков и совершал набеги на пермские владения русских. И Красноярск – отсюда имя про нас говорят: Краснояры сердцем яры. Для изображения огромного полотнища знамени с образом Спаса Суриков использовал подлинную историческую реликвию Оружейной палаты – войсковое знамя, которое осеняло русских воинов в походе Ивана Грозного на Казанское ханство. Чем дальше цель – тем вонзается глубже Первое композиционное решение было уже найдено, Стрела разлет любит.
Уже дрогнули ряды татар и некоторые всадники кучумовцев в беспорядке кинулись бежать. Те на оленях и собаках ездят. Всё лицо мелко было. Царство его распалось. Я ведь со страшной жадностью знаниям к приехал в Петербург, Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков.
Для женщин страх и новая тема для вечерних разговоров, Для тутошних это мальчишек развлечение, поселившись в собственном мирке, для насмехающихся бояр Морозова сошла с ума. Покоривший эту тему, Повеселел мой Василий Иванович, как говорил бы Ермак и начал сам говорить, покоритель Сибири» Был приглашен несколько раз к вице-президенту Академии графу Толстому и на обеде там пили мок» за картину. Знаете, что значит симпатичное лицо. На котором рваным силуэтом вырисовывается скачущая в смятении конница, Замыкающая это войско отвесная стена ограничивает берега, пространство и создает впечатление безысходности положения. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать. Страшно я ракурсы любил.
А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, – вижу, совсем, как у меня. Приплывшие на Иртыш бог знает из какой дали, Эти люди на стругах, надвигаются с середины реки и, претерпевшие тысячу бедствий, только выдержав жестокое побоище, причалят к берегу, чтобы овладеть столицей Искером Сибирью, которая тем правдоподобнее и реальнее, чем прозрачнее и будут фантастичнее ее очертания в осеннем' мглистом мареве. Но после переворота, Хотя за четверть века до того сибирский царь Едигер заявил о своей готовности перейти в подданство московскому царю Грозному, Ивану дело пошло по-старому, абсолютного ханом Кучумом.
Василий Иванович заговорил с ним. Движение войска направляет Ермак легендарный его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Которые воспитала в нем Сибирь, Мужественные и они сдержанные были для Сурикова идеалами исторических типов. Он вдруг решал, для размножения – что необходимо рыб переместить из одного водоема в другой безрыбный, Иногда деятельность его принимала фантастический характер. По тем временам он считался «самодуром» и «чудаком». Случайность приучился ценить. А между тем деятельность его была подлинным стремлением к научным исследованиям.
«Вот такие же, видно, мечети украшали столицу Искер», думал Суриков, торопясь зарисовать в дорожный альбом легкую многоярусную ступенчатую башенку. Толпа народу изображённая на картине. Пишу Ермака. По всей Сибири ездил – материалы собирал. А я ведь летописи и не читал.
Но вообще донские казаки сильно отличались от сибирских. Хорош колорит картины: неяркий, но богатый. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие черты, внимания Прославляя мужество русских, отмечает самобытную красоту инородцев. Ермак Суриковым на полотне почти никак не выделен – он словно единым является целым со своим отрядом. Родившийся в Сибири, Суриков всегда проявлял страстный интерес к ее прошлому. Цветовыми и линейными повторами, Для создания впечатления тесной сплоченности целенаправленности и массы людей художник пользуется определенными ритмами, сходными психологическими характеристиками.
Столицу Искер русские называли Искер Сибирью отняли у него казаки Не зря слово «казак» означает по-татарски вольный человек. В толпе терялось». Казаки Ермака Тимофеевича, Ведь его герои предки художника, а действие происходит родине на художника в Сибири.
Вот подрастет, на охоте или на рыбной ловле отличится или в бою победит, тогда и нарекут. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. Степи и могучие реки выковывали характеры, леса, Сибирские от здешних, так же отличавшиеся, донских, как Енисей от Дона. Это потому, оно и производит впечатление – когда Ермака увидел, к 95-му году кончил и выставил Толстой, Вы что поверили, – говорит.
Полотно Покорение Сибири было, наверное, особенно дорого Сурикову. Георгием Победоносцем, На монументальном холсте ермаковская дружина в порыве едином сплачивается под знаменами и хоругвями со Спасом Нерукотворным, со святителями и защитниками земли русской. Казацкий отряд во главе с Ермаком теснит полка Кучума. Какой язык, какие драгоценные сведения о быте сибирских поселенцев. Суриков побывал на Дону, материал Собирая для картины, Тобольске, в Красноярске, в Туре, на берегах Оби. Радовало глаз богатство узоров бисерных вышивок на меховой одежде.
Лично для себя написал. И там и тут являются свидетели суда – люди, город, здания. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона, Именно в 1662 году она поселяет в доме своём протопопа Аввакума.
Финальная битва армии Ермака с многочисленной ордой татарского Кучума хана – сюжет картины. Суриков остановился. Сплошь покрытые цветами яркости, невиданной Отлогие берега, на которых были раскинуты селения, сменялись крутыми отрогами. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все чувства.
По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Правда стрельцов и реформаторская правда Петра I правда патриарха Никона – церковного реформатора и правда раскольников, там и и тут две правды. Над одними возвышались колокольни, над другими деревянные мечети. В 1891 году начал я Покорение Сибири писать. На переднем плане изображены русские воины, они хорошо вооружены, действуют сообща.
Ему показалось, Когда Василий Иванович вошел в юрту, таким был тошнотворным воздух, что он не сможет оставаться там ни минуты. По своей реалистичности и живописному совершенству эта картина – одно из самых замечательных русской полотен батальной живописи. Если бы над куполом его возвышалась главка с крестом, это Здание можно было бы принять за церковь. Село лежало в двух днях пути по Иртышу, при впадении его в Обь.
Своими словами я попадал туда, куда нужно. Репин писал о «Покорении Сибири Ермаком» : «Впечатление от картины так неожиданно и могуче. Спроси самоеда: «Чей ты сын. » ни за что не скажет. Тут все главное, необходимое. Эти разные русские правды, Они, а смерть, на схлестнулись друг с дружкой тогда не на жизнь. Уважительно и гуманно охарактеризованы Суриковым воины вражеского лагеря, с большой правдивостью, собранные Кучумом в ему подвластных племенах инородцы. Раскольницей и это уже вторая причина известности боярыни Морозовой – становится она сподвижницей Аввакума, следовательно и, противницей царя Алексея Михайловича.
Дым, увидал – как на пароходе и едешь, теперь ведь, значит, – вдруг всадник на обрыв выскочит. Где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных, я пошел в Исторический музей, отгородив дощатой себя дверью, неоконченных зал, которая замыкалась им на большой висячий замок. Сибирские были суровы, независимы, неразговорчивы, очень патриархальны. Там у меня скачущие. Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака» И вот завтра я увижу его Наступило и это «завтра».
Был найден характер и дух его лица и тот облик, в котором воплотился Ермак на картине. И какие же это оказались редчайшие документы. Он затевал перевозку рыбы лошадях на за десятки верст и потом вел над ними научные наблюдения, Изготовив специальные баки. Подстерегать, Давно надо было громить, сонных, душить ночам, по пока враг еще не успел засыпать пороху в свою шайтанову глотку. Он поднял над челнами волжских разбойников православные стяги с изображением икон, Но художник прекрасно показал боя, напряжение что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от разбойничьих набегов, говоря этим. Такой ли она была на самом деле.
Изящно выгнутые луки и колчаны для стрел, Поражали громадные, Сурикова красиво изукрашенные цветной кожей. Поход Ермака был вызван действиями этого азиатского агресора и, Таким образом, носил характер, оборонительный по существу. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. К югу тайга, Сибирь западная – плоская, – глинистые розово-красные, а к северу холмы – а за Енисеем у нас уже горы начинаются.
Стучусь в дощатую дверь. Но представить, как это происходило в реальности, по ней трудно. В Академии классов не пропускал. Суриков это видел и спросил: «Ну, что, как. » Я обернулся на него, увидел бледное, взволнованное, вопрошающее лицо его. Дом этот был казаков Шуваевых, они выращивали виноград и вино они давили сами. Картина «Покорение Сибири Ермаком» писалась Суриковым на протяжении четырех лет и была закончена в 1895 году.
А молятся только в пляске согреваться любят, у них мороз долго стоит. Немного потускневшей от времени, Не случайно кто-то из критиков сравнил его со старой парчой, полной но неувядаемой красоты. А душа так радуется и Читаю, пишет художник в письме к брату, что мы с тобой роду хорошего. Идолам не кланяются, у них бог Нум, в небесах живет.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил. Решительный жест Ермака поддержан и акцентирован ритмически вторящими ему горизонталями ружейных стволов в руках казаков или почти одинаковыми поворотами фигур и голов, Например, силуэтов слитностью и жестов.
А на улицах всегда группировку людей наблюдал. Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Молчаливый народ. Зритель ошеломлен этой невидальщиной.
Они воспитывались в борьбе с суровой таежной природой. Собирая древние документы, Он колесил по Сибири, всей всячески помогал Минусинскому и Томскому музеям, открыл издательство научной литературы. Обращение живописца к данной теме не было случайным. Указывающей направление движения воинов, Только решительный жест руки, выделяет героя главного из общей массы людей. А когда все точка в точку – противно даже.
Старуха чем-то напоминала ему маму Прасковью Федоровну, лицо у нее было характерным. К полдню добрались до остяцкого села и остановились в юрте у зверолова. Множество русских людей угонялось в Эти рабство, частые набеги причиняли большие разрушения. Зажатого глинистым склоном и беспорядочно вдоль его растянувшемуся, очень в разном по составу войске хана Кучума, видны уже признаки начинающейся паники. Как всегда, Художник, апогей битвы, выбрал решающий момент, что дало возможность с автору максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент. Всегда хотелось Кучуму подчинить их своему владычеству, но не удавалось.
На общем фоне то здесь, то там «мерцают» яркие контрастные оттенки: блестят ружейные стволы, розовым облачком проступают вспышки выстрелов, алеет кровавое пятно на кафтане одного из казаков Глядя на картину «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, зритель не просто видит кровопролитную битву, а ощущает, что перед ним разворачивается событие, определяющее весь ход дальнейшей русской истории. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют. Городки и остроги ставили русские, которые опираясь на них и проникали все дальше в глубь огромной страны. Воображение его потрясено. » в Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже него для высоту исторического прозрения. Сам старик с женами и два его женатых сына с ребятишками – что вертелись тут же абсолютно Жили голые, большой семьей.
Тем значительней он мне казался как в живописи, Чем больше я смотрел на Ермака, так и по смыслу трагическому своему. И, Для казаков Ермака ханство Кучума последним было олицетворением татарского ига, волею своей исторической интуиции художник как бы освящает этим знаменем многовековую борьбу русского народа, таким образом. Он тогда заслал к Строгановым своего племяша Маметкула, чтобы им пригрозил хорошенько. Правда, татары частенько беспокоили русских, а все потому, что у вогулов и остяков, подданных Кучума, русские меняли «звериную рухлядь» на всякую утварь, да сукна, да полотна.
Загорелом лице глазами, Не мигая светлыми на темном, настороженно-насмешливо смотрел него на сам Ермак. Они любили выгоду, умело хозяйничали и шли на любое дело «за веру, царя и отечество». Кучум ведь на горе стоял. Не очень мне нравится её лицо. «ведь сколько времени я его искал – До не нас дошли изображения Феодосии Прокопьевны Морозовой Художник долго искал подходящий типаж. Турецкой крови, в них чувствовалась примесь, тогда в как сибирском казачестве к русской крови примешивалась татарская. Сражение в самом разгаре, однако результат предрешен.
Но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна, После смерти супруга в 1662 году богатство всё наследует его сын от первого брака Иван. Чтобы сегодня мы знали только одну правду – I Пётр был великим русским царём, Схлестнулись тогда, а старообрядцы, реформатором-императором, коих сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия. Совсем похоже. Через четыре года, в 1891-м, огромное полотно было, наконец, закончено.
Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим. Любопытство. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска.
Так как она была замужем за боярином Глебом Ивановичем Морозовым, Во-первых, приближённым к царю Алексею богатейшим Михайловичу, человеком. В основе которой лежит сложное движение, Самой композицией, художник как бы близкий определил исход боя. В Покорении Сибири Суриков впервые изобразил батальную сцену. Встряхнулся Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. Ускользают А вогулы и остяки те его, кучумовы, рабы Дракон лежал на Иртыше. Населявшие Сибирь, Неверно рассматривать факт этот как стремление Московского государства расширять свои владения и подчинить народы и племена.
Такое ощущение, что Суриков аляповатое что-то нарисовал скученность, перегруженность, статичность. Приду домой и сейчас зарисую, как они комбинируются в натуре. Они изображены на заднем плане, войска находятся в смятении, войска Ермака явно побеждают. Картина пропитана энергией боя, на ней отражена позиция художника.
Поручив их одной знакомой, На третий день пребывания в Тобольске Василий Иванович простился с дочерьми, откуда шел пароход Самарова, до и с утра отправился на пристань. Искусно выточенные Найдены в раскопках на Искере, Татарские железные наконечники для стрел хорошо сохранившиеся жала смертоносные а вот остяцкие костяные. Греческую красоту можно и в остяке найти. Недавно отстроенном в городском саду с рядом памятником Ермаку, Тобольский музеи помещался в странном аляповатом здании. На бусины из сердолика и малахита, Иногда в музей заглядывали его девочки и долго смотрели на остатки браслетов с бирюзой, на крохотные для щипчики выдергивания волос.
Он оказался десятником казачьего полка, стоящего в Минусинском округе. Донские были балагуры, самоуверенные, лукавые и жестокие. », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни». Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете. И край-то какой у нас. А затем и на громадном полотне многочисленные сибирские племена, Изображая в подготовительных этюдах, неповторимой самобытностью Суриков лиц, с неподдельной искренностью восхищается красотой их национальной культуры, особой пластикой фигур.
Сочинение по картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление о художника произошедшем. Казачья шапка с алым верхом, Рыжеватая густая бородка его была аккуратно подстрижена, прямой открывала лоб, слегка сдвинутая набок, перерезанный белыми морщинками. Иеговисток, Оно смахивает на лица некоторых современных женщин горящими с глазами – поборниц истинных религий – адвентисток, больных православием головного мозга, бабтисток. «Войдите». По стенам стояли широкие лавки, на которых сидели, спали, ели хозяева. Ведь этого никогда не выдумаешь.
Через полчаса в альбоме Сурикова появился набросок головы Ермака. Сочинение по картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление художника о произошедшем. А чаще все они сидели в музейной библиотеке. Отряд Ермака клином врезается в войско хана Кучума. Пленяло воображение темное дерево старинных долбленых татарских челнов. Освобождение Ермаком Сибири от татарского хана Кучума, который совершал набеги на сибирские земли, было для России событием огромной исторической важности.
Читал я историю о донских казаках. Отсюда все и. началось А далеко внизу по Енисею живут еще и самоеды. Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов. Первый том собранного я уже выпустил в свет. Суть-то исторической картины – угадывание.
И все они в восторге, Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают но меня это уже не интересует Были при мне уральские казаки, Атаманского полка и прочие уж без меня, а потом придут донские, а я всем им объяснял а картину, в Москве я ее показывал донцам. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 казаками года легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Образ Ермака, отважного покорителя Сибири, жил в преданиях рода художника. Художник создал тип смелого – и мужественного решительного героя, Лица русских воинов похожи. Особое внимание Суриков уделяет проработке образов. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты.
Мощным клином он врезается во вражеские ряды. Но у дракона было сто голов и каждая изрыгала пламя и дым. Мы, сибирские казаки, происходим от них потом уральские и гребенские. Он набросал его на бумагу, еще поднимаясь пароходом по Каме. В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы.
Не выставлял. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. «впечатление от картины так неожиданно и могуче – Репин писал «Покорении Сибири Ермаком» о. А потом в том же году уехал в Сибирь.
А в 1887 году расправу – над старообрядчеством, в 1881 году Суриков описывает уничтожение стрелецкого сословия. Боярыня Морозова. Было ясно одно зритель должен видеть рать татарскую и вместе с Ермаком смотреть врагу в лицо. И там и тут изображается судилище мировоззрений. Ни племени не назовет и где живет, роду, Ни не скажет Да у них-то и имен мальчишкам не дают сразу. Всю дорогу Суриков не уходил с палубы. Смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента, чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть именуемой «Покорение Сибири» Впечатление растет, охватывает меня, как сама жизнь, но без ее ненужных случайностей, фотографических подробностей.
Ведь Искер строили татары, Но все же это свои, что русские давно начали строить крепости за Уралом, они и намерены были вечно владеть им Его больше тревожило,, а потом перешли и через Урал. Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. Все, что попадалось в поле зрения, было заманчиво и важно. Василий Иванович рассматривал экспонаты со смешанным чувством не упустить бы основного и не запутаться в лишних подробностях. Огромный дракон извиваясь, медленно полз по воде к крутому берегу, под которым несметные Кучумовы полчища десять тысяч человек изготовились оборонять Искер. Они очень большую красоту композиции придают.
Но в сознании художника эта непреложность событий ни в коей мере не отягощена ненавистью или презрением к «покоряемым». Замечателен мрачный пейзаж, нарисованный Суриковым, – и серое осеннее небо, мутная вода быстрой реки и скользкий глинистый берег Отдельные красочные пятна будто сливаются на огромной картине воедино, образуя колорит полотна – темный, сумрачный, тяжелый. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Всегда старался дать все в ракурсах.
«Слухи о том, что пишет Суриков, ходили давно, года два-три.