Могучая картина. Одновременно Суриков выбирал место действия писал и памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события.
Глубоко запавшие глаза, Тонкость черт ее лица, мертвенная губ бледность – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, резко очерченные скулы, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге и лодка, дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Удачи, Этот человек явно разделяет ее и взгляды посылает ей свое благословение пожелание счастья, путем перекрещивания». ). "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках улице, по и вдруг что-то совсем знакомое, такое же, как и там, в Сибири. Предложения отречься арестованные не приняли. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Суриков подхватил эту мысль.
Порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – городу к Искер, а когда осталось их немногим более пятисот человек. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная фигура в истории русского искусства. Началось здесь, 4 Из воспоминаний молодого Сурикова, со мною что-то странное, в Москве впервые – попавшего в Москву. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота – крепости городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. И конь черный прямо на меня. Оттуда, подкупив стражу, сестры продолжали переписку с единомышленниками, получали письма от протопопа Аввакума и других вождей раскольников. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. И получилось именно то, что он хотел.
Происходила Федосья Прокопьевна из знатного рода Соковниных. Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной чтобы практике, собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна, в Альпы. На шее огромная цепь.
Пеших и конных, воротами Над устанавливали снежные фигуры казаков, с винтовками за плечами. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. В 1675 году их перевели в другую, более глубокую и более сырую яму. Георгиевский кавалер, Вот старик, осеняет крестом лоб, с суровым и решительным лицом, перед как тем, ринуться в пропасть.
Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна – из Снова старообрядок, цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Старообрядцы, Поборники старой – церкви раскольники, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест, как их называли.
Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Все это обливалось водой. Картина В. И. Художник-любитель, 10 Сурикова Предшественником считается В. Шварц, выступивший еще в 50-х годах. Сохранились документы, свидетельствующие: на горле Морозовой защелкнули железный ошейник и волокли по полу, чтобы сломать шею. Шварц действительно довольно и любопытная крайне симпатичная фигура в истории русского искусства.
Гнетет его сознание собственного бессилия, Быть может, в то время как враги его предают дело Петра, действовать, невозможность губят Россию. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Раздавала милостыню, еду и одежду по богадельням и тюрьмам. Со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, с процессией искалеченных людей, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, плетущейся под взором грозным Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. Она превратила свой дом в тайный монастырь, Рано овдовев, где одно жил время и протопоп Аввакум, где собирались раскольники. Солдатам, кажется, нет конца. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день – масленицы, в нее играли в "прощеное воскресенье". Национальные интересы России были принесены жертву в честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.
Ожидая распоряжения начать казнь, к Петру подходит с офицер докладом Преображенского полка. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто солдат лавина в буквальном смысле низвергается на зрителя. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме уже – несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной и царевны подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Которых оценивал только по деловым качествам, в своих преобразованиях Петр на опирался людей, а не по именитости рода. Только не знал еще, как княжну посажу". Как сделать вольным русский народ, Один Степан далек Тимофеевич от веселья задумался думой. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит.
Прозванный Тишайшим, Государь, но выждал, рассвирепел и лишь ноября 16 1671 года Морозову и ее сестру княгиню Евдокию Прокопьевну Урусову, тоже староверку, взяли под стражу. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. 8 Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. Кипучей энергией, Наделенный живым Меншиков умом, был непременным участником всех начинаний Петра, силой характера. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
Тесный, как тюремная камера интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Еще одно большое историческое полотно. Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, необычном абсолютно для батальных произведений. Все – за исключением одной. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.
В грязь, Брошенные прямо наземь, а также задутая свеча усиливают ощущение того, бархатный и кафтан шапка стрельца, что для него уже кончены все счеты с жизнью. Все получалось не то, не так. Понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, Строгановы завели там соляные варницы, грабил, который опустошал земли, в угонял рабство русских людей. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Обнажив по концех ея сосец, Тогда, где она висела полчаса, вывернули за спину и руки вздернули на дыбу и ремнем руки до жил протерли.
Вся его композиция задуматься заставляют о вечных проблемах "власти и народа", Весь его строй, "героя и массы" и пр. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Белокаменные стены Кремля, в мглистом предрассветного сумраке часа вырисовываются громада Василия Блаженного, запрудившая Красную площадь, толпа народа. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Обратившись к жанру исторической живописи, Уже в годы своего учения, с его пустотой и холодностью, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто преодолеть стремился условности и догмы академического искусства, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Но бояре заступились за Морозову, Патриарх Питирим предлагал сжечь непокорных, просили царя вспомнить добрую службу Бориса его и брата Глеба. Брат которого Борис способствовал возведению на престол Алексея Михайловича, Семнадцати лет отроду ее выдали замуж за вдовца Глеба Ивановича Морозова, пестуном и кормильцем, а до того состоял при нем дядькой, вторым отцом и главным советчиком, превратясь со в временем главу правительства. – допрашивали ее увещатели. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца".
Слева группируются, Композиция по построена диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. "Льды, брат, страшной высоты. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое.
Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. И нападающие бросались в погоню за победителем и с стаскивали криком его с коня и защитники, мыли в снегу, валяли. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Патриарх Питирим не раз призывал их покаяться и принять новую веру, но получил категорический отказ. Это Феодосия Морозова. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем.
И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе художника столь было велико, чтобы остаться там навсегда. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, 6 Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и академического догмы искусства, с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения.
Очи же твои молниеносны". Он скончался в 1662 году, оставив 30-летней вдове солидное состояние. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Небритый, Огромный, в овчинном тулупе и с драгоценным на перстнем сжатой в кулак руке, со спутанными волосами, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу.
Странников, После встречи с протопопом Аввакумом боярыня Морозова открыла дом для нищих, шила им рубахи, юродивых и бродяг, выкупала приговоренных к публичной казни неуплату за долгов. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Без шапки, На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, он шуткой и острым словом своих подбадривает воинов, весь подался вперед.
На голове кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Они неизменно отмечались премиями. А вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – яму, в Но боярыню Морозову не сожгли.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году 100-летие в итальянского похода Суворова. Не сломали. Чтобы не показывать зрителю его лица – лица смертника, Суриков стрельца изображает со спины. Но теперь вся как-то обмякшая фигура, Его могучая, его заплетающиеся ноги и так красноречиво очень передают его душевное состояние.
Раскольников стали преследовать. Указующий в небо, Её поза и палец, она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность нависшей перед угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. Вскоре после провозглашения Петра II императором и состоялось торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Но обстоятельства оказались сильнее его. 2 У Сурикова не было настоящей мастерской. Однако это едва ли верно. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. – объяснял свою работу Суриков, "Главное у меня в картине – – движение, храбрость беззаветная".
И вдруг. Все лицо мелко было. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея).
Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий Уралом, за Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о в расколе русской православной церкви в середине XVII столетия. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.
То клали на груди им мерзлую доску, Потом всех союзниц выкинули нагими на снег три и часа подряд выколачивали раскаяние – то грозили огнем, то били в пять плетей по спине и по животу. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Хрупкая, Безнадежно больная, словно ища у него защиты, горем сломленная несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу. Скучно. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. В одной из небольших комнат квартиры, Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома или, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), позже, в одном из Исторического залов музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин).
А Марью Данилову в посадили острог вместе с уголовными каторжниками, Сидевшую вместе с ними инокиню Иустину сожгли. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда «Меншиков в Березове» многолика и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих живым непременным фоном других суриковских работ.
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Обеих сестер и их подругу Марью Данилову, жену стрелецкого полковника, долго пытали.
По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Более простая и только младшая Александра, жизнедеятельная оптимистка, живая по еще характеру, на что-то надеется, у нее еще возможно будущее. У Морозовой и Урусовой отняли запасы еды, белье и одежду. Изба тесная, потолок низкий. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был.
Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры на пленэре в природных конкретных условиях. Княгине Урусовой, Позже Суриков письма читал протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Зарыча гневом великим, Алексей Михайлович, пристанище старообрядцев, распорядился доставить ослушниц Боровск, в и поместить в земляную тюрьму. Прозванный Тишайшим, Государь, но выждал, рассвирепел и 16 лишь ноября 1671 года Морозову и ее сестру княгиню Евдокию Прокопьевну Урусову, тоже староверку, взяли под стражу.
Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Они бесстрашно встречаются лицом лицу к с дружинниками Ермака, Прижатые к крутому берегу Иртыша, осыпая их градом стрел. А. д. меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна петровского для царствования. Но получил категорический Патриарх отказ, Питирим не раз призывал их покаяться и принять новую веру.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Песни и разгул. В толпе терялось", – признавался он. В ее доме было всегда полно нищих, юродивых и сирот. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных охватившие тонах, запястья рук, цепи, еще более усиливают это впечатление.
Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). 22 января 1671 года, когда Алексей Михайлович женился вторично (на Наталье Нарышкиной, будущей матери Петра Первого), Федосья Прокопьевна на венчание не явилась, заявив: «Лучше острадати, чем с ними сообщиться». Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за тысяч восемь рублей, " – писал И. Репин П. Третьякову. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Не принимали ничего нового, Но твердо стояли на своем – защищали старые обряды, по понятиям их иноземного. Эта работа поставила художника вровень с теми, на Показанная 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий Фёдор офицер Фёдорович Спиридонов. Я много "снежных городков" видел. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна.
Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. 22 января 1671 года, когда Алексей Михайлович женился вторично (на Наталье Нарышкиной, будущей матери Петра Первого), Федосья Прокопьевна на венчание не явилась, заявив: «Лучше острадати, чем с ними сообщиться».
Идешь, бывало, в сумерках по улице, свернешь в переулок и вдруг что-то совсем знакомое, такое же, как и там, в Сибири. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных "крови" по и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений.
Снискавший доверие московских владык, Сам же Глеб, стал постельничим, Алексей когда Михайлович женился на Марье Милославской. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали "вариант" полный игры в селе Лодейки, По своему обыкновению. Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он дневники изучал Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы. Покушение на национальный религии, характер Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый угол, верхний при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Страсти разгорались. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.
Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега усиливает всадников ощущение тревоги в стане татар. Гениальным "пассионарием", – тем более что сам Меншиков был петровским типичным "выскочкой". Она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, Дочь боярина, знатного близкого к царскому двору, человека и сама была в чести у царицы. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. 12 Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Что еще более подчеркивает безысходность трагическую происходящего и нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. В углу иконы, зажженные лампады.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. В котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Смирнова, Николаевича в 1898 году появился этюд. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Меншиков. Низкая бревенчатая изба. Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре.
Пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, продолжалась Битва до тех пор, не занимал крепость-городок. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Рубаха его единственная одежда разорвана во многих местах и не спасает от холода. В этой работе он выразителем выступил тогдашнего общественного мнения, в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.
(«На переднем плане, ближе всего к зрителям, художник изобразил юродивого. Художник-любитель, Предшественником Сурикова считается выступивший В. Шварц, еще в 50-х годах. Не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз, За солдат ним закрыл лицо плащом. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется".
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после в пыток 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Сидят они в яме, цепями прикованные. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Отличающийся таким горячим нравом, Рыжебородый стрелец, что его, полный такой бешеной ярости, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со веревкой связанными руками.
Меншиков сидит у стола. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", Еще один источник, в опубликованная 1872 году – которым пользовался художник. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, ему подсказал тему этой картины, пытаясь помочь.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Кто поднимает в ответ на слова боярыни руку в таком же, Он единственный на двуперстном картине, знамении, как у нее.
Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 году потрясенный смертью художник жены создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом". Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Оставался один путь – в монастырь.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Городок снежный. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. По-детски наивными глазами, Вот богатырского юродивый сложения с глубоко запавшими, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Предложения отречься арестованные не приняли. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Однако противникам его удалось взять верх. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Всем видом эта женщина говорит о том, что Наоборот, она никогда не отступится от своей веры.
Тут и остяки и вогулы и сами татары. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой до крест конца. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, с процессией искалеченных людей, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально весь передает сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин).
И как вставил ее в картину – она всех победила". В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. А возле ямы страж ходит. смысл.
И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Атаман Ермак утвердился в ханской столице и бил челом царю Ивану Грозному – просил принять сибирскую землю под свою высокую руку. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Невысокую стену с зубцами, Где-нибудь площади на или на берегу реки строили из снега крепость, воротами. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско формирования ради более современной и боеспособной регулярной армии. Несгибаемая воля, Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа, но и ответить боярыне, позволяющая ему не только терпеть и голод холод. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, описывает так – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Называя три периода, Сам художник вспоминал о увлечении своем в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, он которых встречал в Сибири и в Москве.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В то время Спиридонову было 82 года. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Последовал указ об аресте и всесильного ссылке вельможи в далекий сибирский городок Березов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
В конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на купеческие Каспии караваны, По преданию. Иногда персонаж находился случайно. Морозову поместили в темницу Печерского монастыря на Арбате, а Урусову – в Алексеевский монастырь Белого города. Чтобы чуть приглушить толпу, Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, у края картины, а боярыни образ был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа. У Сурикова не было настоящей мастерской. Како крестишься и како молитву творишь. Тогда все сбивалось в кучу. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал том, о в избе крестьянской. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Однако это едва ли верно. Заключенного в тюрьму, Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова величие подчеркивает его образа и душевное состояние узника. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Прислали в Боровск дьяков со стрельцами, Когда в Москве узнали о послаблениях узницам, наказали которые виновных и ужесточили режим содержания. Quotакадемические" же его работы во многом программе отвечали тогдашнего академического образования. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному душу пыланию – он писал ей. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. Что крестный ход должен ходить только по солонь – по ходу солнца и т. д, Они не по соглашались чужеземному образцу стричь усы и бороды считали.
Закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу и рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, но он также одержим ненавистью к Петру, как у рыжебородого, тяжелой и глухой, в подавляющей нем все другие чувства. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Пестрое вооружение которых говорит о жизни, Грозному натиску дружины казаков, противостоит масса сплошная разноплеменного войска, проводимой в боях и походах, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Приготовления к казни закончены. Quotпомню, – как "городок" брали – – вспоминал он, Напомнили о себе здесь и впечатления детские художника.
Городок – старинная народная игра. Происходившей в разных местах Расправа Москвы, с бунтовщиками завершилась в 1698 году казнью более двух тысяч человек. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение, Он давно уже в выписал подробностях толпу и архитектурные детали. Лето дождливое было. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью отличающийся колорита, полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы видим женщину в русской национальной XVII одежде века.
Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Петровым, Аввакумом урожденная Соковнина. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему руки для продолжения работы избранном в направлении. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова.
Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а работы также известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину.
Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием по ему достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. Спасаясь от преследователей, Потом, где лежали места пустые, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, леса черные, речки и озера дикие, солью, богатые рыбой, всяким зверьем. А Урусову – в Алексеевский монастырь Белого города, Морозову поместили в темницу Печерского на монастыря Арбате. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное – как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины Из того, воспоминаний молодого Сурикова, впервые попавшего в Москву. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними мыслями и чувствами Морозовой, с В глубокое, поклоняясь ее подвигу, прощаются с ней. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Собранности, Каждый из них в последние минуты жизни внутренней полон серьезности, думает свою большую думу.
Я его потом в картину вставил. Юродивый, в представлении религиозных людей, безумец, обладающий даром прорицания. Этот персонаж более всех вызывает жалость. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Церковь раскололась. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Выделяются они и своим душевным состоянием. Ведь сколько времени я его искал. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое. Под которым стоит Ермак, Строй казаков с ружьями в руках знамя осеняет Спаса, указывая направление основного удара, повелительно простерший руку в сторону врагов. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Дождь идет и работать нельзя.
Рыжебородый, прощающийся с народом, седой и чуть глубине в стрелец – черный, в центре внимания зрителя четыре стрельца. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым – шедевра шедевра.