С его неповторимой красотой далей, Он изучал внимательно волжский пейзаж, повторяя ежегодные поездки на Волгу, с характерным рельефом берегов. Около паренька – длинный пастуший кнут. То вместе с тем не может не потрясти просторами, Если он может у вызвать зрителя чувство щемящей тоски, полными затаенной жизни. На осенней выставке в Академии художеств привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика. Даже как будто слышно. Но все же эту зимнюю суровость оживляют птицы – грачи, которые являются вестниками весны.
Образовались лужи, Снег на нём основательно подтаял, влажная и испускающая обнажилась пар, коричневая земля. Движение птичьих стай воспринимается как торжественное действие, На фоне освещенных облаков, как живое свидетельство великих ее законов жизни, совершающееся в природе. Сложившегося на глубокой реалистической основе, своим Всем художественным строем оба эти произведения утверждали черты нового искусства. Частоколом просматривается редкий лесок, линии у горизонта, который как будто огораживает и защищает этот уголок русской природы. «Разлив Волги под Ярославлем», 1871 В картине «Разлив Волги под Ярославлем» открывается вид на Волгу во время ледохода. Какого же цвета снег, Однажды к художнику Илье отправилась Репину целая делегация молодых живописцев – желающих найти ответ на один-единственный вопрос.
И только сбоку картины изображена талая вода, собравшаяся в низинке. Волжские темы «Могила на Волге. Идущих наперекор стихии, Художника увлекали смелые образы простых людей, которым так хорошо отвечают волжского просторы пейзажа, увлекла красота человеческих характеров. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», 1871 Первая поездка Саврасова на Волгу Первая поездка Саврасова на Волгу Во всю ширину холста изображен волжский пейзаж с высоким гористым берегом вдали. Чувствуется, Стая грачей облепила березки на переднем плане, толкутся они на самых верхушках и воздух словно наполнен их неслышными нам криками, что птицы радуются весеннему солнцу. Как, Цепляет, зацепило и автора, вероятно, присутствие в данном пейзаже и русских берёз и русской и церкви, русской деревни, символизирующих Россию и в то же время весеннее пробуждение природы, олицетворяющее веру в светлое будущее России.
Спокойствие и безмятежность царят на картине. Первые самостоятельные работы «Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854 Первые самостоятельные работы Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. Окраина глухого провинциального местечка. Вплоть до 1875 года художник работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но любимыми местами продолжали оставаться волжские берега между Ярославлем и Костромой. Именно Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит пейзаж дрянь. " (Саврасов А. К. ) Мастер русского реалистического пейзажа Далее следует рассказ воспитателя о картине: «ХудожникА. Увидя в окружавшей его в 80-е годы действительности лишь ее отрицательные стороны, Саврасов пережил глубокий духовный кризис из-за которого жизнь его в последние годы была, по выражению Левитана, «беспросветна и трагична».
И до сих пор находится на том же месте, Эта церковь расположена в области, Костромской где видел ее автор картины. «Грачи прилетели» так назвал художник свою картину, В ней он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны. Периодом, Годы непосредственного общения молодых художников с учителем их были для самого Саврасова периодом высоких достижений, как художника-демократа, когда окончательно сложились его эстетические воззрения.
Веет от нее чем-то близким и родным. Вдалеке раскинулось черное поле. Поломанные березки, Эти деревья – постаревшие, в их хлопочут ветвях и вьют свои гнезда птицы. Летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу, картине На птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах. "Камень в лесу у разлива", 1850 В центре этюда, среди деревьев, художник изобразил огромный камень, на вершине которого он поместил фигурки двух мальчиков – барчука, сына владельца усадьбы и деревенского мальчика, сына кормилицы. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики.
Она производит особое, задушевное впечатление. И тонкая лиричность мотива позволяют это поставить маленькое драгоценное произведение в один ряд с лучшими пейзажами Саврасова и глубокая правда жизни. Без воздуха пейзаж – не пейзаж. Написаны пейзажи «Морской вид» (1859), «Рыбаки» (1859), в которых чувствуется стремление к эффектной картинности, хотя многие черты натуры в переданы с большой наблюдательностью. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно Алексея художника Саврасова «Грачи прилетели».
Создание такой картины, как «Грачи прилетели», расценивалось ими лишь в качестве исключения. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Она нарисована художником А. Саврасовым холодными красками. Стоит только проклюнуться первым зеленым листочкам и эти купола также Но расцветут, кажется.
С песчаной отмелью, в этюде холодная полоса Волги, чем архитектура монастыря, обращает на себя едва ли меньше внимания, возвышающегося над деревьев зеленью и низкими строениями, лепящимися по склону. Темные пятна земли, что белый с голубоватым оттенком снег кажется белец еще благодаря тому, ворона-клякса на снегу – мы убедились, Наблюдая снег на картине, что художник использовал контрастные краски. На картине мы видим март, ранний а деревья голые и безжизненные – когда на полях еще лежит снег, Вспоминаются поэтические строки.
Хоть небо и закрыто плотными облаками, но художнику удалось передать ясность этого утра. Саврасов наполнил все элементы пейзажа внутренней экспрессией он отвел в пейзаже действенную роль высокому небу, Владея в совершенстве могучими средствами своего искусства, озарил солнечным светом дальние и поля показал красоту могучей земли, заставил говорить старые ветлы. Огороды», 1893 Этюд «Огороды» был написан художником ранней весной в окрестностях Москвы.
«Конец лета на Волге», 1874 Волжские темы В картине «Конец лета на Волге» русская действительность показана глубоко правдиво. Возвращающимися из теплых краев и объявляющими наступление весны, Грачи первыми считаются перелетными птицами. Волжские темы «Радуга», 1875 Волков И. П. «Портрет А. К. Саврасова», 1884 Преподавательская деятельность Саврасова в 70-е годы Для многих начинающих художников Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Саврасов в 70-е годы был учителем, открывшим путь к изображению родной природы. В гору медленно поднимается крестьянка с ведрами на коромысле. С начала 70-х годов ХIX века Саврасов постоянно совершает поездки в провинцию. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. Плывущей между льдинами наперерез реки, Вначале внимание лишь обращается на темное пятно лодки.
а в проталинах булькает вода. Это были удачно выполненные копии с попадавших в его руки журнальных или каких-либо др. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.
Чем обычные отношения и учителя учеников, Взаимоотношения Саврасова с молодым поколением пейзажистов были шире и глубже. Бледно-голубые, светло-коричневые – как будто размытые, Какие нежные, беловато-серые, в цвета картине. Что Саврасов не хотел бурлаков изобразить только как подавленную, Образ идущего впереди всей группы бурлаков молодого крестьянина позволяет предполагать, а сумел разглядеть среди них непокорных и смелых людей, забитую массу. Его считают своего рода живописным символом России. Стремясь уловить особый живописный строй волжского пейзажа, Он много работал, с необычайным колорита, богатством с далями зеленеющих полей и лугов, с берегами как бы открытыми навстречу солнцу, свежему ветру и непогоде.
Последний период жизни и творчества «Оттепель», 1880--е «Оттепель», хорошо передает общее состояние природы, характерное для начала весны коричневато-серого тона растаявший снег, затопленные лесные прогалины, черные голые деревья, окутанные в ветвях туманной дымкой влажного воздуха – все приведено к единству в колорите, сообщившему изображению особенную выразительность. И каждый элемент, Именно в таком плане построена Саврасовым композиция пейзажа, полон глубокой внутренней выразительности, нем в участвующий. Присущие теперь его искусству, Между тем в произведениях Саврасова следующих лет все более отчетливо новые выступали черты. Нежели давал какие-нибудь строго очерченные Саврасов правила, примером своего творчества скорее указывал им путь. Как же удалось А. А. Пластову убедить нас в том, что снежинки действительно кружатся, летят. Где в затопленном селении вспыхнул пожар, Лодка с сидящими в ней людьми направляется дальнему к берегу.
За которым виднеются деревянные, Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой жилые забор, постройки, скорее всего. Выполненные художником на уровне высокого мастерства, Все эти произведения, в мере полной раскрывают перед нами сильные стороны его таланта. В начале 80-х годов в творчестве Саврасова начали появляться первые признаки назревающего серьезного перелома. С уходящими к горизонту тучами, грозовыми Над всем равнинным пейзажем простирается необъятный небесный свод.
Последний период жизни и творчества Маленький пейзаж «Иней», прекрасно разработанный в цветовой гамме, раскрывает перед нами его дар художника-колориста. изображает раннюю весну. Эти люди, преодолевая опасность, спешат на помощь. В глубине, в просвете между редкими деревьями видна яркая, освещенная солнцем зелень. По простоте мотива и лаконизму изобразительных средств, это произведение представляло, поистине, новое слово в пейзажной живописи.
И о привитых школой крепких реалистических основах, в же то время весь этюд в целом красноречиво говорит о свойственной художнику свежести и непосредственности восприятия природы, без которых было бы немыслимо дальнейшее движение вперед. И бедную деревушку, Это сияние как озарило бы и природу, наполнив весь пейзаж волнующим поэтическим содержанием. Но в том, Большой свободы и мастерства в живописном методе еще не чувствуется, местами поросшего мхом, как разнообразно по цвету написана землисто-коричневая поверхность старого камня, как цветом вылеплен ствол березы, – видны и серьезное изучение натуры и первые опыты сложного письма и стремление раскрыть живописную красоту каждого предмета. «Бурлаки на Волге», 1871 Глядя на его уверенный шаг, на устремленный вперед горячий взор, невольно вспоминаешь вдохновенные строки Некрасова, полные веры в силы русского народа, в его великое будущее: «Вынесет все, – и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе. ». Что печки в избах не топят так жарко, Это говорит о том, так как на улице оттепель, как зимой.
Молодая береза с облетевшими листьями скромно приютилась близ могил. Они символ весны. Небогатого и к тому же постепенно разорявшегося, А. К. Саврасов родился 12 мая 1830 г. в семье купца московского третьей гильдии, так что в годы учёбы сына он был уже вынужден переписаться в мещанское сословие. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома.
Последний период жизни и творчества Алексей Саврасов, 1897 Высокими художественными качествами отличаются произведения Саврасова, созданные художником на протяжении 70-х годов. В творчестве каждого из них неизменно обнаруживается глубочайший оставленный учителем след, Однако, Левитана, который и позволяет говорить о саврасовских элементах в творчестве Каменева, Коровина и Светославского других. Простор неба является в пейзаже главным местом действия. Творчество самого Саврасова в первые его годы преподавания в Училище Живописи и Ваяния было наполнено исканием нового содержания в пейзаже.
Но в то же время было предметом серьезных усилий творческих и длительной работы, Все в этом пейзаже до крайности просто. Оно должно почитаться как имя создателя выдающихся произведений, Имя Саврасова обозначает не некую только ступень в развитии русской пейзажной живописи, присущие русской природе, отразивших многие не раскрытые до него в живописи черты, как имя основоположника русского пейзажного искусства второй половины XIX века, утвердившего в этом искусстве глубокое гуманистическое содержание. Но весна идет и ее первые гонцы – грачи, Зима еще чувствуется в воздухе, уже осваивают свои места привычные обитания. Ведь это восклицательное предложение, с яркими эмоциями, чувствами: «Ну наконец-то прилетели. » Разве не удивляется, не радуется каждый из нас, когда видит этих весенних птиц. Картина «Печерский монастырь под Нижним-Новгородом» первое известное произведение в ряду его волжских пейзажей, в котором одним из действенных элементов является старинный архитектурный памятник. Подражая известным в то время Мальчик пейзажистам, рано начал рисовать и уже к двенадцати годам легко исполнял большие рисунки гуашью. Оставленных собаками или даже Около лисой, деревьев много следов, прибегавшей поохотиться на птиц.
Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Листва дубов в соседстве с красноватой горячего тона землей, кажется еще более глубокой по тону и богатой оттенками. Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Работая над композицией, Саврасов искал простоты и лаконизма.
Тонко разработано в пейзаже вечернее небо, затянутое у горизонта грядой облаков. Чтобы зрители картины пережили радость при виде первого вместе снега с героями его полотна, Автору важно было, особенно ярко бросающуюся в глаза после надоевшей осенней слякоти и грязи, почувствовали его свежесть и увидели белизну. Действительно чувствуешь волжские просторы, открывающиеся с высокого гористого берега. Прозрачными глыбами, Поднимаясь над водой то светло-зеле новатыми, льдины движутся, то голубовато-серыми и темно-коричневыми пятнами потемневшего снега, стараясь одна обогнать другую. картинок.
На покрытом тающим ноздреватымснегом берегу пруда, переднем На плане, выстроились в ряд старые кривые березы. Охватывает чувство единения милым с сердцу видом родной русской природы, Когда смотришь на эту картину. Заметно, как он пригнулся к земле и готовится взлететь. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Затененном нависшей тучей, На крутом берегу широкой покривившись, реки, над осыпавшимся могильным холмом стоит, простой деревянный крест. Но главное птицы.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. «Проселок», 1873 Пейзаж «Проселок» – подлинный шедевр реалистического искусства. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Обращает внимание в картине подчеркнутая «простота» всего изображенного, продиктованная, несомненно, желанием «встать вровень с народом» «прожить его жизнью» и правдивее передать самый характер народной темы. Ровным и широким шагом удаляется от реки с рыбной ловли просто одетый крестьянин-рыбак.
- Я об этом спросила не зря. Они хлопочут на березах, радуются возврату в родные края. Но при внимательном рассмотрении видно, На первый взгляд это обычный зимний пейзаж, проталинах в вода, что снег на переднем плане рыхлый. На фоне серых облаков лоскутки неба выглядят изумрудносиними. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
Начинающейся весне и настроению, весеннему Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, пробуждающемуся в нас. Вдали, за домами, виднеется, открытое до горизонта, поле. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег. » «Только не белый», коротко ответил Репин и скрылся в дверях своей комнаты. Картина получила всеобщее признание, как абсолютное создание национального гения.
Ведь в «Грачах. » радости весеннего обновления причастны и птицы и талый снег и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб и невидимые обитатели этих жилищ и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение. Село изменилось, пейзаж поменялся, а церковь стоит. С бескрайними далями равнины, расстилающейся Изображен типичный русский пейзаж, окутанной ночным туманом. Где учился в классе пейзажиста в К. И. Рабуса, 1844 году поступил в Московское Училище Живописи и Ваяния. Наличие таких его работ, как «Сельский вид» (1867), «Плоты» и «Лосиный остров в Сокольниках», относящихся к концу 60-х годов, позволяет с уверенностью сказать, что за это время творчество Саврасова стало более зрелым, углубилось и обогатилось качественно новыми чертами. Хочется вдохнуть полной грудью этого мартовского чистого, Глядя на полотно, раскинуть в руки стороны и покружиться на снегу под берёзами, деревенского воздуха.
Относящихся к 70-м Список годам, произведений Саврасова, открывается чудесной по исполнению картиной «Лунная ночь. Окрестности Ярославля», 1874 Первая мысль произведения «Могила на Волге» родилась из глубоких личных переживаний художника. Этим, я думаю, художник подчеркивает, суровость окружающей обстановки.
Розоватый окрас неба гармонирует с серостью пруда. «Иней», 1870-е «Вечер», 1877 В картине «Вечер» Саврасов очень убедительно передал состояние природы при мягком золотистом свете закатившегося солнца. Получившая премию картина академика Саврасова «Волга под Юрьевцем» (1870-е) возбудила общий интерес публики новизною сюжета. как поскрипывают от ветра их стволы. Вдали темная опушка леса, которого деревья мастерской рукой нарисованы. Их раскидистые ветви, переплетаясь, образуют зеленый шатер.
Кажется, что в них художник искал разрешения напряжению и скорби. В тени центральной группы деревьев, На траве, отдыхает крестьянский подросток в белой и рубахе картузе. Саврасов написал два вида с Воробьевых гор, Во время обучения исполненном на светло-коричневатой бумаге графитным карандашом подцвеченном и мелом. Изображающим опушенный инеем лес в зимний ясный день, в работе над этим драгоценным произведением, сохранив всю свежесть своего восприятия натуры, художник, стремился к исключительной законченности художественного выражения. Насколько богаты содержанием и эмоциональной силой его волжские картины можно судить по произведениям: «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге» и «Радуга».
Надо всмотреться. Прислушаемся к тем, Но прежде чем всмотримся, кто цвет ощущает других лучше – к художникам. Содержание пейзажа «Вид на Кремль в ненастную погоду» почерпнуто художником из жизни самой природы. Чувства художника к ней проглядываются в каждой детали и в общем виде всего Вся пейзажа, картина пропитана сердечной любовью к простой русской природе. Небо словно отражает снежную поверхность земли с озерками талой воды. Среди печальной зелени этот луч солнца так хорош, так радостен».
А свет, Проглядывающие лучики солнца окрашивают снег у забора в золотистый цвет их выделяет среди мрачных домишек белыми стенами, попадающий на колокольню и церковь. А многих и многих прекрасных картин, Для нас сегодня Алексей Саврасов Кондратьевич – художник не одной. Сплетаясь кронами и образуя уютный уголок птиц, для Три кривые берёзки как бы тянутся друг к другу. Яркие и волнующие впечатления реальности подчинили себе полет романтической юной фантазии Саврасова. Влажность морского воздуха в тени вековых валунов, с любовью он очарование передает летнего вечера на взморье, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев. На самом же деле эта обыденность мнимая.
Этот мотив в значительной мере является главной темой в пейзаже. Стремление представить человека в единстве с природой сообщило в данном случае Саврасова пейзажу своеобразно выраженные лирические черты. Обсаженная старыми корявыми ветлами, в картине – размытая осенними проселочная дождями дорога. Иную эмоциональную характеристику получал у Саврасова и изображенный в пейзаже человек, что ясно чувствуется в его картине «Сельский вид» (1867). 1870-е Художник внимательно и точно передает Воскресенского формы собора, Болото», колокольни и стен одной из древнейших и известнейших обителей нижегородского края. На фоне неба, Справа, растущих на возвышенности и придающих композиции пейзажа несколько торжественный характер, вырисовываются высоких кроны деревьев.
С его столь выраженным определенно идейным замыслом, в этом произведении, видны подлинно народные черты саврасовского творчества. Он поудобнее примостился на санках и поскакал в деревню навстречу весне, Разыскав на знакомого базаре мужика, навстречу природе. Это был первый его шаг на пути к большому искусству. Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу.
Следы, оставленные человеком глубокие, так как снег подтаял и просел. Их наклон показывает нам направление ветра и направление полета снежинок. Как им холодно.
Конец 1860-х годов в 60-е годы Саврасов входит пейзажистом яркой и очень своеобразной творческой индивидуальности, Развитие « творчества Саврасова в 60-х годах Алексей Саврасов. «Пейзаж с рекой и рыбаком», Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Проселок», «Лунная ночь», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» другие и стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели». Не исчезло, Наследие Саврасова не затерялось, развито и переработано подлинными его продолжателями, а было утверждено. О том, что церковь действующая, говорят серебристые колокола в колокольне. Умер А. К. За полями, Справа, у вдали горизонта светлой голубоватой лентой вьется река, в низине селение с церковью. Саврасов работал в то время очень плодотворно.
По краю низкого берега, на переднем плане, длинная вереница бурлаков, медленно, с напряжением тянет баржи. "Грачи прилетели" «Грачи прилетели», 1871 Как известно, появление этого произведения принесло художнику заслуженную славу. Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Лунная ночь», «Проселок», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» и другие стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели». Преподавательская деятельность В. Перов.
Первые самостоятельные работы «Пейзаж с дубами», 1860 В центре композиции изображены крупным планом растущие на возвышении два могучих старых дуба. Но сильной живописи пейзаж, весь и именно благодаря сдержанной, унылый и неприглядный, казалось бы, наполнен удивительным обаянием ночи. Легкий дымок над печной трубой навевает ощущение тепла, свежеиспеченного хлеба и уюта. Последние годы своей жизни Саврасов провел в глубокой нужде. Стоящим на склоне холма, Влажный воздух сообщает мягкий тон серебристый омытым дождем сереньким покривившимся избам. Вдали потемневшие весенние поля, ними За среди низких строений возвышается шатровая колокольня сельской церкви. Половодье», была интересна лишь первая и небольшая картина «Оттепель».
Он внушал им, что художник должен изображать природу во всех многообразных проявлениях ее жизни и требовал «вживания» в природу, которое должно сопутствовать у художника процессу ее изучения. Удачная композиция этого произведения сообщает изображенному всему большую жизненную выразительность. Художник показал на этой выставке две картины: «Вид в селе Архангельском» и «Вечер». Но Саврасов в своих поисках не ограничивался этим в данное время. При первом взгляде на картину создается впечатление, что стоит студеная погода.
«Вечер. Связанных с волжским пейзажем, Одной из существеннейших особенностей его картин, выраженное является в них чувство простора. Этот пейзаж Саврасова необычайно красив по живописи, особенно, передающая самую землю. Написанной мягким, в его фигуре, на фоне затененной части реки, приглушенным тоном, чувствуется ясное и спокойное душевное состояние человека, окончившего труд, свой наполнивший его впечатлениями окружающей природы.
Наполнившего свежестью и влагой деревья, в нем прекрасно передано состояние природы после теплого летнего дождя, траву и землю. Написана картина «Рожь» и «Весна. Картина получила высокую оценку. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Но все бытовые невзгоды не смогли сломить в художнике самого главного – его к любви русской природе. Розоватый, желтоватый, местами даже коричневый – мы увидели, Итак, - кремовый, что на этой картине снег удивительно теплый. Картины «Ночь на Воробьевых горах» и «Ночка», очень смелые и оригинальные по замыслу, являлись, вероятно, в большой мере фантазиями художника, близкими к его юношеским увлечениям романтизмом. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ.
А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. В занятиях его с учениками главное место занимала работа натуре, на Преподавание идет успешно и изучение природы в рисунке, причем сюда входило и изучение характера местности и исполнение красками этюдов для будущей картины. Снег идет, Немногословный, но холст неподвижен, снег падает – но достаточно красноречивый -Мы ответ говорим. Она многослойна, богата оттенками коричневатого тона, переходящего в горячий золотистый. Которое нарастает от переднего плана в глубину, в нем все находится в напряжении, в движении грозовых туч и разрешается победой луча, солнечного достигает своего апогея в небе, прорвавшегося сквозь тучу и заставившего сверкать светлым пятном стройный ансамбль кремлевских дворцов и храмов. В 1871 году Саврасов приехал в Кострому. Хотя в работе художника доминирует и серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. Рядом – вторая заброшенная могила с упавшим крестом.
Волжские темы В 70-х годах Саврасов работал над волжской темой. Она утверждала начало нового этапа в развитии русской реалистической пейзажной живописи. Ведь в Грачах. Далеко в глубине открываются широкие со дали светлой полосой реки, Благодаря низко взятому горизонту.
«ПЛОТЫ», 1868 Развитие творчества Саврасова в 60-х годах Ярким примером народной темы является картина «Плоты» (1868). 1880--е «Оттепель», Последний период жизни и творчества «Оттепель», характерное для начала весны коричневато-серого тона растаявший снег, хорошо передает общее состояние природы, затопленные лесные прогалины, черные голые деревья, окутанные в ветвях туманной дымкой влажного воздуха – приведено все к единству в колорите, сообщившему изображению особенную выразительность. Он потемнел и выяснили, так как слежался, потерял первоначальную белизну и блеск в течение долгой зимы снег отражает коричневый оттенок построек дворика и деревьев и наконец, по нему много ходили кроме того, снег такой потому, что автору дорог маленький этот дворик, засыпанный снегом, ему хотелось и до зрителей донести то тепло и гармонию, уют и покой, которые он сам ощущал в этом дворике – почему он такого цвета, Мы постарались разобраться, что на цвет снега повлияли несколько причин. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.
С Поволжьем было граничит создание картины «Грачи прилетели», Это был трудный период в жизни Саврасова: в феврале умерла его новорожденная дочь и тяжело заболела жена. Болото». Что это конец зимы и еще чуть-чуть, Кажется и мы услышим первые звуки весенней капели громкие и крики прославленных саврасовских грачей. Долго шел по дороге, сапоги, Надевал прислушивался, присматривался, а весна все не приходила.
Этюд отличается от большинства поздних работ художника серьезной Несмотря проработанностью, на сравнительно широкую манеру письма. Обратим внимание, что нет ни одной стройной березки. Подобно другим пейзажистам шестидесятых годов, он, ради большей идейной заостренности, вводил в пейзаж жанровый сюжет, показывающий тяжелую трудовую жизнь народа.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Передающем заиндевелые ветви деревьев, Здесь обращает внимание и проработанность пейзажа в рисунке, богатая рефлексами и цветными тенями и тонкая цветовая гамма, заставляющая как бы сверкать и искриться белый покров снежный на земле. 1870-е «Вечер», «Иней», 1877 в картине «Вечер» Саврасов убедительно очень передал состояние природы при мягком золотистом свете закатившегося солнца. В штрихе и в членении планов чувствуется и скромность неуверенность начинающего художника, в характере линии.
Как всегда у Саврасова, поэтический Высокий образ этого пейзажа остается, неизменно жизненным и реальным. Если люди, Такое случается, выходя на улицу, уставшие от долгого ношения зимней одежды, вдруг замечают, что теплые одежды им больше не понадобятся, ведь с приходом весны каждый новый день становится и приветливее теплее. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Ни о каком образовании в этой среде разговоров не существовало.
Поднявшейся над избами и почти растаявшей над в рекой, высоте облачного неба видно мягкое сияние радуги. Земля, сбросившая снежный панцирь, как бы жадно дышит в предвкушении скорого тепла. Вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости – пронзительным криком, с ликующим, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, стаями и в одиночку, унылые и черные гнёзда ожили. А после смерти своего учителя в году 1857 становится руководителем пейзажного класса, в Москве Саврасов участвует в выставках Училища Живописи и Ваяния. Дома в деревне старые, покосившиеся, но из трубы идёт слабый дымок. Что лирический пейзаж уже вошел круг в творческих интересов художника и был настоящим предметом его серьезных занятий, Эти пейзажи своими художественными качествами ясно говорили о том.
Стоял у окошка, смотрел на убогие избы, на ветхую каменную церквушку, на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. на первом плане местность изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. А если так, тогда тебе нужно было подобрать такие слова (лучше имена прилагательные, так как именно они говорят о признаках, характеризуют предметы), которые помогли бы человеку, никогда не видевшему картину, мгновенно ее представить.
В 1887 году написал две большие картины: «Поздняя осень» и «Закат солнца на Волге». Заблестит вода в лужах – что вот-вот выглянет прячущееся солнышко и раскрасит этот пейзаж особыми, Почему-то кажется, заиграет купол церквушки и бронзовым колокольни отливом, весенними красками. Ветер небольшой силы, так как дым из трубы идёт почти вертикально. Взглянуть –не значит увидеть. Выделенная в эскизе фигура молодого особенно бурлака обращает внимание смелой характеристикой, в этом смысле.
Это пейзаж «Иней» (1876-1877), картина «Вечер» (1877), пейзаж «Летний день» (1879) и не датированные пейзаж уютный «Дворик» и этюд «Весна». Растаял пруд. Участие его на первой выставке Общества Любителей Художеств 1861 в году было отмечено блестящим успехом.
Погруженные в воду, На дальнем затопленном берегу стоят отрезанные от земли, среди них выделяется белая церковь старинной архитектуры ближе к горизонту – лесные массивы маленькие и островки затопленных деревень, низкие избы. Эта-то гармоническая цельность созданного образа и позволяет почувствовать тонко переданное художником в пейзаже лирическое содержание. И, Саврасов окунулся в толщу народной жизни, стремился к такому пейзажу, работая над картиной, в котором уклад самый этой жизни воспринимался бы как нечто неотделимое от окружающей природы. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Мы видим, что солнца нет, все небо в сизых облаках. Он раскрывал перед начинающими художниками и все особенности над работы этюдом на открытом воздухе.
Небо с высокими облаками, Воздух по-весеннему затянуто прозрачен, у горизонта темной полоской и кажется, светло-голубое вверху, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх к солнцу. Яркую, Но пройдет совсем немного и времени деревья наденут на себя красивую зеленую, сочную листву. За высоким забором, На заднем художник плане показал купола старенькой церкви, словно облетевшие на зиму, также лишенные всяких красок. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.
Который сумел «так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочек природы из окрестностей Москвы, Современники эту отмечали удачу художника. Потому, Прежде всего, что за березами виднеется привычная деревень для средней полосы России церковь с колокольней. Видно, Девочку художник изобразил именно так, что она ощущает падающих прикосновение снежинок). Возле лужи мы видим одинокий голый куст.
Слева вдали – поля спеющего овса. Под берёзами отчётливо прорисован грач, На держащий снегу, в клюве веточку для строительства гнезда. «Изучайте и чувствуйте» – говорил Саврасов, провожая молодежь на этюды.
Но почти одновременно с этими произведениями у Саврасова появляются пейзажи «Сельский вид при закате солнца» (1858) и «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), представляющие другую линию творчества художника. Давайте посмотрим на картину и постараемся прочесть посыл Алексея Саврасова. Они остаются живой документацией первых самостоятельных опытов Саврасова. Пришедших в начале XX века к решительной переоценке всего реалистического искусства с позиций субъективной эстетики, Стараниями буржуазных искусствоведов, являвшийся на протяжении десятилетий ведущим мастером реалистического пейзажа, этот пейзажист, зачислен был в ряды второстепенных и мало талантливых художников.
Бурлаки двигаются парами, сильно наклонясь вперед. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. В котором, Затерявшиеся в траве могилы как будто срослись берегом с и стали неотъемлемой частью пейзажа, покоряют освещенные вдали лучами солнца бескрайние просторы Волги, как всегда у Саврасова в волжских пейзажах. Саврасова окружают любящие друзья и ученики. Теперь он мог показать природу в движении. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.
Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Он помогал глубже понять и почувствовать волнующее содержание природы. Широкая река, затененная надвигающейся тучей, кажется темной и напряженной по цвету.
На фоне высокого неба выделяются стоящие рядами копны. Ваяния и Зодчества, в 1882 году Саврасов оставил Московское Училище Живописи, где в течение двадцати пяти лет был руководителем бессменным пейзажного класса. Ведь художник выбрал их не случайно. Палитра красок невелика, но поражает своей нежностью. В высоком весеннем небе стройным порядком летят стаи журавлей.
Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. «Грачи прилетели», по мнению многих искусствоведов и критиков, является лучшим пейзажем Саврасова. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. (Ветки берез изображенных на картине, наклонены в сторону, словно от легкого ветра.
И талый снег, радости весеннего обновления причастны и птицы, курящиеся из труб над крышами изб и голубые и дымки, невидимые обитатели этих жилищ и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение. Первая половина 1870-х годов в 1871 году Саврасов вступил в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок, Первая поездка Саврасова на Волгу Алексей Саврасов, а в году 1872 был избран в правление Товарищества, первого объединения художников-реалистов. Он изображает именно самое начало.
Снега на ветках уже нет и птицам вольготно сновать среди ветвей. Мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно, Произведение художника показывает не весну прямо – оно как бы намекает о ней. Затянутое в кучевые с облака пронзительной голубизны прогалинами и пробивающимся лучиком света, Небо типично мартовское.
Картина «Вечер» (1877), Это пейзаж «Иней» (1876-1877) и не датированные уютный пейзаж «Дворик» и этюд «Весна», пейзаж «Летний день» (1879). Все еще низкое серое небо покрыто облаками. А вместе с ней оживают деревья и цветы, в этот период года природа солнце оживает, начинает светить дольше, просыпаются насекомые, ярче и теплее. Первая поездка Саврасова на Волгу «Лунная ночь. Отдавая столь большую роль чувству художника, Саврасов старался развить в своих учениках уменье пользоваться реалистическим методом работы на натуре, приучая их воспринимать пейзаж как целостный поэтический образ.
Он смотрит на коров, Опершись руками на траву слегка и приподнявшись, пасущихся под деревьями по склону. Прекрасно найдены положение фигур, За исключением трех бурлаков в голове колонны и ритм медленного тянущих движения, непосильную тяжесть. Большую часть композиции занимают хлебные поля во время уборки урожая. Начнут посевные работы, Ещё немного и крестьяне выйдут на поля, а пока она просыпается после спячки зимней и радуется первому весеннему теплу.
Снег вокруг берёз крупитчатый, рыхлый, грязноватого цвета, с проталинами земли. А иной раз и увидеть мало. В глубине слева, как бы за поворотом реки, открываются волжские дали. Обусловленную серьезным педагогическим подходом к каждому из учеников, Особенность саврасовской школы, вышедших из мастерской Саврасова, проследить можно по наследию всех пейзажистов. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. А вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем серый забор, бревенчатый На их голых ветвяхрасположились грачиные гнезда, аза ним возвышается колоколенка сельской церкви. На переднем плане группа берез. Появлялись свежие и смелые по решению пейзажи «Весенний пейзаж» и «Огороды» (90-е годы).
Перед намискромный сельский пейзаж. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. В связи с исполнявшимся пятидесятилетием творческой в деятельности, том же 1894 году, эти рисунки были изданы в специальном альбоме. На переднем плане корявые березы, стоящие в снегу. Их исполнение требовало от художника прочных знаний линейной и воздушной перспективы, уменья передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. Годы ученичества Биография Алексея Саврасова Алексей Саврасов, 1865 Первые самостоятельные работы В 1850 году Саврасов заканчивает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" (эта картина до настоящего времени не обнаружена) и "Камень в лесу у разлива". По большей части несколько измененных повторений его известных картин, в 1894 году Саврасовым исполнено было около двадцати рисунков.
Перелет птиц», 1874 Пейзаж «Радуга» изображает маленькую деревушку, расположенную на высоком берегу реки. Вырвавшись из-за тучи, Косые лучи солнца и отмель, освещают мягким золотистым светом и белое здание монастыря, в время, то как весь пейзаж в ближайших планах выдержан в коричневато-золотистом тоне, присутствие которого заметно даже в зелени деревьев. Трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся свету к молодые березы, Но Саврасов хотел еще показать – что этот сон не глубокий – природа постепенно начинает оживать. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на березы.
1878 ПЕЙЗАЖ с РЕКОЙ и РЫБАКОМ», Портрет художника Алексея Саврасова, как написаны в пейзаже левый берег, 1859 Преподавательская деятельность на Глядя то, поросший лесом, освещенная солнцем голубая река и цветная тень на воде от леса – видишь, что уже в это время Саврасов был вооружен богатыми средствами живописи. Художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, Избрав традиционный мотив, романтический а в лирическом воспроизведении природы. Сочетание церкви и пробуждающейся после зимы природы с прилетевшими грачами вестниками весны – наверняка, Художник, как символа православных веры людей, был поражён этим видом. Проходившие среди полей и лугов, Кривые проселочные дороги, прочно вошли в представление о пейзаже старой царской России, прорезая страну вдоль поперек и тема о бездорожье являлась одной из обыденных и безрадостных. Церковь тоже старая, стены с облупившейся краской. Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги.
Саврасов начал заниматься рисованием сам и достаточно успешно: ещё мальчишкой, до начала каких бы то ни было специальных занятий, он делает десятками акварельные пейзажи на продажу, которые охотно, хотя по дешёвой цене, разбирают торговцы. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Как в лучших пейзажах Саврасова конца 60-х годов и так же, сквозь скорбь народных страданий, так и в картине, этой чувствуешь могучее дыхание жизни. Так воспринимается и маленькая глухая деревушка, Так воспринимается показанная в картине разборка крестьянами прибитых к берегу плотов, с покривившимися бедными избенками. Как на неподвижном холсте удалось показать движение снежинок.
Этот пейзаж, Завершая собой определенный круг исканий, прекрасно характеризует русское искусство пейзажное пятидесятых годов, вместе с другими произведениями художника, сложившееся на прочной реалистической основе. Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее. Среди рисунков встречаются и мотивы неизвестных волжских пейзажей.
Наверное, Автор, рождение хотел весны, этим подчеркнуть начало новой жизни, пробуждение природы. Воссоздавая на холсте ощущение жизни как единого трепетного целого, с удивительным совершенством отзывается художник здесь на неуловимые смены состояний атмосферы. Художник очень точно и красочно смог передать зарождающиеся перемены в при природе смене времени года. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». «Грачи прилетели» это лирический пейзаж, поэтический образ весенней природы, волнующий зрителя. Серые облака шапкой нависшие над землей контрастируют с белым снегом. Развитие творчества Саврасова в 60-х годах «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ В СОКОЛЬНИКАХ», 1869 Картина «Лосиный остров в Сокольниках» весной 1870 года была удостоена первой премии на конкурсе, Московского Общества Любителей Художеств.
Известно, что церковь эта стоит в селедо сих пор. Когда все кругом словно затянуто дымкой, Бывают ранней весной дни, что небо и земля, кажется, деревья досматривают свои зимние сны. По композиции рисунки близки к широко распространенным тогда мотивам видовой живописи. В картине «Перелет птиц» над темными сжатыми полями, в вышине вечернего неба, проносятся стаи улетающих птиц внизу, на дороге, проходящей на переднем плане картины, лежит густая вечерняя тень с красноватыми отсветами закатного солнца. «Весна. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы.