На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. Таким увидел Суриков Степана Разина. Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с воротом. ю раскрытым мзображенного почти в профиль. Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел.
И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Художник использовал красивые сочетания красок, которые словнопереливаются в лучах солнца. Первый эскиз к этой датируется картине 1887 годом он был создан по мотивам известной народной песни. Она писалась с 1903 по 1907 годы. Картина поражает ощущением приволья.
Перед ним – музыканты, в окончательном варианте Степан картины Разин изображен в огромном струге. Вспомните, какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна проносящиеся за вагонным окномдали, деревеньки, полустанки. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Учился в Академии художеств у П. М.
«Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Суриковне оставилнамуточняющей информации. Какмы видим, То выступившихпротив есть, власти, художник осмысливал одно ито же историческое времячерезсудьбы людей. Картина «Степан Разин» – последняя историческаякартина В. Сурикова.
Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да свою удаль показывает. Утренняя тишина. Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца. Отливающей перламутровой волной под светом, рассеянным Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Автор портретов и пейзажей. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому.
Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине. На фоне гребцов и сидит, паруса в центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Вольная дружина возвращается с набега наприкаспийские берега.
Между двумя группами сидит Степан. Сурикову удалось показать внутреннююнапряженность этого мятежного человека. Но его образ так и не получил однозначности. Положение атаманавыбранохудожником не случайно. Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек).
Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году В. И. Суриков пишет одном в из своих писем. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич далек от задумался веселья думой. Вряд ли о себе и своей судьбе. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было.
Для достижения силы и глубины он, сознательно или бессознательно, но необычайно художественно, подчеркивал важные для него, существенные черты. Систематически выезжал на родину, в Сибирь. О чем они. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Он погружен в безрадостные раздумья. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое ускорение придает судну, всецело погружены в действие.
Разин – мечтатель и его мечты о справедливом мироустройстве останутсялишь сказкой. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Картина была написана мастерски. Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись, сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу променял. Родился в Красноярске в казачьей семье.
Возможно, с помощью образа мятежного атамана вкартине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народныхмасс в России в годы перед революцией. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Личность Разина, выразителя дум и силы народа, – всегда привлекала внимание людей, на протяжениимногих столетий он был героем народного фольклора – легенд и песен.
Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. В 1877 приехал в Москву, Отказавшись от заграничной поездки, пенсионерской где и остался навсегда. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Степана Разина стал учёный красноярский Иван Тимофеевич Савенков. Впереди иная жизнь иная судьба, вот таким образом положение тела Разина сродни положению гребцов, одетых просто, но объединенных общим делом, общей целью. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е.
Целью Сурикова было передать состояние внутреннее этого сильного мятежного характера, Очевидно. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис.
Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, раскачиваясь, плавно работают гребцы, вскидывая весла. Как и в Разине, в нем самом, словно затишье перед грозой, раздумье и и покой были тревожными. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Способном поднять народную мечту до реальности, Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только о сказкой летающей ладье, к сожалению.
Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Гребец на редкость удался художнику. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью на вольницу носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела княжна, персидская в самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия.
В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в контрасте сильном с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков. Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко. 49).
Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Песни и разгул. Казачьего бунта и даже присутствие персидской княжны художник подошел к искомому, Постепенно отбрасывая военных элементы действий.
На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Шамшина, П. П. Борьбу классов и партий, Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные героизм движения, отдельных лиц. Много добра добыто и оттого так радостно на душе указаков. Широка великая русская река.
Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы как бы тяжелая подчеркивается дума атамана. Он устал «воевать». Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой. И оттого полотно наполнено такойпоэтичностью, Воздух наполотне будто как пронизан солнечным светом. Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой.
За атаманом на полотне – несколько гребцов, одетых в простые одежды. Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. «плывет с набега вольная дружина – с обсуждавший Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со слов автора ее содержание. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре и дума та легла над всем широким раздольем Волги». В юности писал иконы по заказам. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, правда теперь больше гораздо думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим молодым медведем, тонкой сибирской могущим хитрецой, быть, казалось и страшным и невероятно нежным. Один подгулявший казак уснулпрямо на корме. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра.
Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для то трагедии, неуместно в элегии. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса ладью делает внешне схожей с огромной птицей в полете. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника.
Поднятые в данный вверх момент весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному выражению, почти якут и у наружность него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит атаман, сам поза выдает напряжение и бдительность, лицо его серьезно. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине. Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис.
Он думает о России и мечтает, что где-то там, Вероятно, куда они за направляются, горизонтом, будет совсем другаяжизнь. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». Чистякова, Б. П.
Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, Разинмечтательивесь егоидеализм, разобьется орационализмроссийских государственников. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами общей красок, поэтичностью, пронизанным солнечными лучами.
Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая линиягоризонтавоспринимается вкартинелишь конечности какидея выбранного пути. На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. Все, чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, буйные набеги, хмельные пирушки, богатаянажива, веселые, молодыеденьки. «относительно Разина скажу, усиливаю Разина тип – что я над той же картиной работаю, в 1909 году художник пишет в одном из своих писем. Ни «Меншиков», Ни «Стрельцы», ни даже ироничный«Суворов»не пробитьсякмыслящемучеловеку, смогли ни «Морозова». Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А.
Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е. На погибель. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. Что ранние этюды делались Ивана с Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней уже после того, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. Минутами он был прямо обворожительным» Работа над картиной, посвященной предводителю народного восстания, велась долгие годы. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство Над картины, горизонтом занимается заря.
Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. «В самую революцию попал» (6 – как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Рассказывая Волошину, стр, Суриков этом при заметил.
Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив Однажды, работу, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. На плаху. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу.
Золотистый свет струится с вечернего неба. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис.
Опершись о седло, Он полулежит, словно надвое разделяя эти группы и отвечая за все их поступки и мысли. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли подметить не также и современные ему общественные настроения. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). И птица-тройка, Что только не летало в русских мечтах – и сивка-бурка, но ничто у нас не может долететь до обетованного брега и даже паровоз, оставляя вечно усталый вопрос Русь, – куда ж несешься ты.
54). Но на этот солнце развосходящее объединило их, Мыне разотмечали важность вкартинах Сурикова образа неба иземли. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова. Куда плывут они. Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге.
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. вникуда. Огромное его имущество конфисковано, Он был а разжалован, сам он с семьей отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию в Березово. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт.
Суриков понимал, Наверное, ни парус не помогут долететь до желанного берега, что заманчивый идеал – невозможен нивзметнувшиеся весла. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг. Бруни. Наполняется чарка, кругом песни и разгул. Опершись на богатое восточное седло, Только атаман Тимофеевич Степан не весел – он полулежит подшироким парусом и тяжелая дума омрачаетего чело.
Летящий парус – это парус его мечты, Взметнувшиеся весла-крылья – это его его крылья, мыслей о будущем. 188). Взмахи весел буровят воду. Эти думы значительны, великие думы атамана. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис. Участник выставок Союза художников, русских Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907). Светлейший князь Ижорский после смерти Покровителя своего забрал всю Полноту государственной власти в свои руки, Доверенное лицо и любимец Петра I. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) Художник, рисовальщик, акварелист. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).
Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу. Но Суриков отказался от батальных сцен. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Кузнецова отправился в Петербург. 50). Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. Второй раз так написать невозможно.
Картина поражает ощущением простора. О чем думает он, понять трудно. Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но наконец-то исамосознал, горизонт чтозаманчивый недостижим, чтовжизниостается только мечта. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в жизнь народа, впасть в работая иллюстративность, над той же темой, грозящую тривиальностью.
Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял стан. Брови персиянки черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам. Гребнева. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить.
Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, политическая открытая борьба народа с царской властью все разгоралась. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Когдаразин, Возможно переднами момент на истории, стругахпоплыл вверхпо Дону, собрав значительный отряд, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Онизаняты тяжелым делом и фигуры их напряжены. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу.
К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимойцели. 51, 52, 53). Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков. Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, а и затем первого российского кинофильма. Переписанное с этюда, Часто в больших картинах лицо, ближе задуманному, к либо лучше, либо хуже.