Часто средневековую скульптуру по содержательному наполнению ставят в один ряд с разыгрываемыми представлениями мистериями. Скульптурные капители следуют схеме, зародившейся Как мы видим, «мрачное» средневековье, каким его привыкли считать многие, на самом деле, не было таким мрачным. В период Средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур химер или скульптур- водостоков горгулий Средневековье Готический стиль.
Стенами были обнесены и тогдашние города. Гармония всех элементов, Совершенство композиции и закономерность деталей их чередования производят впечатление игры, больших и малых, скрытой музыки. Если бы мастер жил в настоящее время его – бы назвали трудоголиком и человеком со странностями. «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. ворот. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой ярко наиболее выразились черты распространенного стереотипа.
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. В конце 13-14 вв. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Фронтальности, Потребность в формализованной иконе и схеме теологической вела художника к строгим формам иконографической закодированности содержания. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. 160К. 160Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие).
(слайд 10) Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, высотой порывов душевных и в то же время жизненной простотой и характерностью. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н.
А их драпировка160 живописностью и осмысленностью укладки, Во второй из названных стран в начале XV160века каменные изваяния человеческих фигур отличаются уже значительной красотою и стройностью, как о том можно по заключить статуям Кельнского собора. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Для декорирования затейливых фасадов и наделяла она их многочисленными резными украшениями, стен и всех частей храмов этого стиля требовалось сильное содействие пластики, рельефами и статуями, причем исполняла их в духе самой готики160 мистическом и мечтательном – башенок, открыло ваянию более обширное поприще деятельности. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Растительная капитель – важное нововведение реймской пластики имевшее большой европейский резонанс. Напоминавшего готический собор, были Это сложные сооружения либо в виде балдахина, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Призывая к исполнению долга, Спокойный и с вместе тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни.
Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Сами фигуры приобретают больший объем, отделившись от плоскости (прабхамандалы) и шагнув в свободное пространство, вступая в непосредственный контакт со зрителем. Позы естественные, одухотворенные. XIV – XV века – время наивысшего подъема зрелой непальской школы. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). Дж.
Однако, Необходимо, что, заметить, вследствие рода самого поручений, возлагавшихся на этих даровитых художников, они бывали, в большинстве случаев, связаны в своем творчестве и не могли давать полного простора фантазии и уже пробудившемуся в их среде стремлению к реализму и национальности. Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое человеческой отражение индивидуальности. В процессе медитации адепт должен увидеть внутренним взором избранное им со божество всем набором атрибутов и иконографических признаков. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. в Нидерландах).
В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Тема труда воплощена в серии месяцев года, Так, так и через трудов изображение данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера).
Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, между промежутки ними, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Под влиянием Непала складывается целое направление металлической скульптуры в Тибете. После возникновения в V–VIIIвв. Воплощающий девичью чистоту и материнскую в нежность, народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках. В. 160и. 160демут-малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), За время Александра I и отчасти николаевское, И. 160П. 160Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), С. 160С. 160Пименов И. 160П. 160Мартос (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие – выдающимися представителями русского ваяния были.
В них был развит элемент театральности. Основным типом готической пластики статуя, была Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась. Разоренной мусульманскими завоевателями, же Тогда усилился приток беженцев из СевероshyВосточной Индии, что вызвало новую волну индийского влияния. Ее долгая и сложная история неразрывно связана историей с развития религиозных доктрин буддизма. Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Именно приверженность конкретным деталям материального мира отличает его от реализм реализма тринадцатого столетия.
Читаемых лишь посвященными, Сложность и эзотеричность учений ваджраяны и индуистских форм тантризма привели к росту символов, повествовательности а для всех остальных остающихся декоративным оформлением. Где творчество Клауса Слютера, Итогом развития искусства скульптуры этого периода, его вершина, безусловно, стало появление первых со времён настоящих античности портретов. В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение поставлена и на отдельный постамент. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм.
Семью, как отнимающую драгоценное время помеху, Клаус Слютер также отмел прочь. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. То душевно открытые, То трепетные, то замкнутые и надменные лица говорили святых о новом понимании человеческой личности. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго160 «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные уподобляются изломы, то каннелюрам колонн, то струятся нервными потоками, то ниспадают бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию Это сводов, граничит с тем.
Высотой 45 сантиметров, Именно здесь поместил Слютер плакальщиков небольшие фигурки, покрытые капюшонами, одетые платья в и балахоны. Чем романский, Готическая скульптура Клауса Слютера – более стиль зрелый искусства средневековья. 1410). Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
Композиционный и идейный замысел декора скульптурного был подчинен разработанной теологами программе. К 15 в. Витраж превращается из набора стекол цветных с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Что позволило проделать в них множество окон, Стены перестали служить опорой свода, галерей, появились арок, окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Церкви строили по образцу римских базилик. Почти постоянная принадлежность буддийских изображений – лотосовое подножье – широкую имеет символику.
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Это160 Ф. Рюд, Дж. Это время становления стиля и достижения идеального баланса между классической достижениями древности и средневековой концепцией божественного образа. Её жанры – канон, органум и мотет. Конечно, Здесь они, подвергались влиянию популярных в то время мастеров и усваивали себе тогдашнее художественное господствовавшее направление. Наряду с этими вотивными статуями роль значительную приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь. Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
Как на лучшие из подобных произведений можно указать на статуи и других. Суровыми условиями жизни и отгородится желанием от внешнего мира, Такая особенность была вызвана частыми войнами. Ясностью объемов, Постройки этого периода отличались суровой простотой, тяжеловесностью, внушительностью, монолитностью, отсутствием замкнутостью, украшений.
Главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов, к этому времени искусство порталов украшения пошло на убыль. Что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, Подобные приемы употребляются и при рельефов производстве значительного размера160 с тою только разницей, служащий основанием рельефа, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик. Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, но в сложном движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, портал, обрамляющих и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии.
Как явствует из «Книги работ», в которой подробно расписаны количество и объемы требуемого материала, затраты на содержание помощников, собственные пропитание, одежду, кров, Слютер, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, был уверен в том, что ему удастся лишь в общих, узнаваемых чертах «воплотить» надгробие. Формируется камерная светская музыка. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886160г. Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом и Разумные неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. После основания Академии, в числе плодов западно-европейской цивилизации Собственно русское ваяние завелось только при Екатерине II, приглашенный в 1757160году из где Парижа, первым профессором этого искусства явился Н. 160Ф. 160Жилле. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Равно как и в распределении изображений, в отношении выбора сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы были готики подчинены правилам. В статуе дается образ Христа, доброго и вместе с тем мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них. Капители готических столбов сочно украшают моделированные листья плюща, бука и ясеня – дуба, Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: В. Гэфс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Ж. Гэфс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге), Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе).
Ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов изваянных, рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. На статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой линии идущих Так, от бедра к ступням, заметной в широких складках. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера.
Находящаяся на пике своего металлическая становления скульптура оказалась наиболее восприимчивым видом искусства по отношению к идеям и приемам бихароnotбенгальских мастеров. Сострадание, Он передает радость тревогу и страстную взволнованность, гнев, томительное раздумье. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Что башня наклонилась результате в оседания фундамента в самом начале работ, Некоторые исследователи полагают и тогда было решено сделать ее наклонной. Напротив, сказать, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели в этой последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным в однообразием, одних и тех же обликах и позах в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные – однако, Нельзя, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской.
Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. Грузные башни, Но от романской тяжеловесной архитектуры остались массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. Конкретными, Их образы остроиндивидуальными, становятся возвышенное сочетается в них с житейским. Трансептах, Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, цоколях, на консолях, контрфорсах, постаментах, крышах. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск.
Крепостным характером – имела массивные стены, романского Архитектура стиля отличалась оборонительным, высокие башни, узкие окна. Романская церковь тяжеловесна и приземиста – готический собор легок и устремлен ввысь, Готические - соборы значительно отличались от церквей романского периода. Рыцарский роман исторические сочинения и хроники др, – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. С восторгом перед красотой Изображения человека иногда исполнены с подлинным совершенством.
Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Для обычных верующих предлагаются иные пути. Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху готики вся Западная Европа живописными покрылась феодальными замками с многочисленными башнями.
Их гневные ипостаси, Сложные композиции многоголовых и многоруких богов, многофигурные группы требовали совершенствования дальнейшего техники. Адам Крафт (около 1500160г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из, который в своих сочинениях об античном искусстве красноречиво объяснял их высокое значение и проповедовал горячую любовь к ним. Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. То в готическом соборе свод опирается на арки, Если в романской церкви своды массивные покоятся на толстых стенах, а те в свою очередь – на столбы. Родиной готики считается Франция.
Наиболее гармоничным считалось телосложение, при котором рост и размах рук равнялись девяти талам (наватала). Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Затем многочисленные ваятели Италии обратили свое внимание, главным образом, на техническую обработку мрамора, в которой и достигли высокого совершенства, производя с особой любовью сюжеты, заимствованные из современной действительности. Которые сделали бы честь любой стране, При всем том среди её представителей немало было художников.
Которая олицетворяет динамическую часть космической трансформации энергии, Каждый персонаж имеет гневную форму. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Идеализация образов достигалась, напротив, посредством превышения меры «наватала» – для таких случаев применялись фигуры высотой в 116, 120 или 125 ангулов.
Идеальных, Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую мрамор наиболее пригоден для воспроизведения энергичных, нежных, преимущественно женственных форм бронза160 для передачи форм мужественных. Особенно на фасадах, фигуры Готические воспринимаются, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. – говорится в том же источнике, «К концу века, XIII – композиция растительных капителей становится более хаотичной и менее читабельной. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием композиций скульптурных стали порталы, святых следовали вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. Нарастающий интерес к человеческим чувствам, Повышенная одухотворенность готического искусства, к красоте реального мира расцвет подготовили искусства Возрождения, к индивидуальному. В которых с трудом можно узнать образцы местной флорыhellip» Вот таким образом знакомство с капителями, А. К. ) стилизованными листами имеет больше значение при готического обустройстве пространства помещений загородного дома, украшенными растительным орнаментом.
Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. К воспроизведению облика своего современника характерная черта искусства, готического Стремление к самоанализу. 12701288). С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики.
Кроме того, лотос – символ независимого рождения, причиной которого не были желания. Главою классической школы явился в 1839160г. Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени, Часто сквозь тонкую просвечивает одежду тело. Сложных и противоречивых представлений и Оно переживаний, включило и свой круг всю сумму средневековых знаний. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н.
«придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. музее), Ж. 160Б. 160Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, невозмутимо держится и с достоинством. Стали возводиться каменные христианские храмы. А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор.
Произведенная на основе сравнительно-стилевого Датировка анализа, скульптур, может быть значительно занижена. Одновременно формы несколько теряют в пластичности одухотворенности и С XVI века в ней усиливается декоративный элемент. Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос. 26 Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску. В общем своем движении новейшая русская скульптура, Дело не могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений тем не менее, завоевала себе не сочувствие одних только высших классов, сделав крупный шаг вперед, но и массы родного ему общества и заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы. Легко объясняемый тем обстоятельством, Бельгийское ваяние составляет не как более отпрыск французского160 факт, что большинство скульпторов Бельгии получало или довершало свое художественное образование в Париже.
Как пала Греция, После того, в который, произведения и её ваятелей целою массою свезены были в, к тому же, начали стекаться её художники, было вполне естественно, что эллинское абсолютное искусство вытеснило из вечного города посредственное искусство Этрурии. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. И именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля, Готический зародился стиль во Франции. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа нарекли современники "благим амьенским Богом". Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги 29 В музыке Средневековья господствует монодический склад. Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. 20 Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв. Собственно же на Руси проявления пластики ограничивались литьем небольших крестов, образов-складней, выбиванием окладов на образа и резьбою фигурных иконостасов.
Дальнейшее движение немецкой пластики клонится к ещё более живому индивидуализирующему направлению, предвозвещающему во многих отношениях стиль Возрождения. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты соборе в немецкого города Наумбурга. Мантия и корона – символ совершенной власти над рыцарями.
По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных». Об активной культурной политике правителей династии Малла в XIII веке говорит такой факт, как отправка группы из восьми мастеров во главе с неким Арнико (А-ни-ко – согласно китайским источникам) через Тибет в Китай для работы в литейных мастерских. Разнообразие одновременных влияний, параллельность различных религиозно-культовых традиций и большая роль индивидуального подхода мастера к разрешению творческой задачи усложняют и без того нелегкую задачу периодизации и хронологии непальской скульптуры. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
При этом все персонажи восходят к общему источнику – Ади-будде. Принявший множество беженцев Индии из Патан, становится одним из главных центров северного буддизма. Ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, Вполне окончив лепку, чем глина, более прочного и с целью этою прибегает к помощи формовщика.
И эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за религиозной пределы символики, Труд основа реальной жизни людей. Характеризующей целый пласт художественного литья, Их влияние проявилось в аристократической утонченной изысканности. М. 160м. 160антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Р. 160Р. 160Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. 160А. 160Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. 160П. 160Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. 160В. 160Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. 160Р. 160Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. 160Ф. 160Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. 160П. 160Крейтана (портретные бюсты), Н. 160А. 160Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. 160Е. 160Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. 160И. 160Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. 160Л. 160Обера (произведения такого же рода), А. 160М. 160Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. 160И. 160Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. 160П. 160Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. 160В. 160Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. 160А. 160Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребенка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. 160Н. 160Шредера (памятники принцу П. 160Г. 160Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске) – содействовавших этому в большей или меньшей степени, Из художников, Н. 160Р. 160Баха (статуя «Пифия»), а также поддерживающих достоинство русской второй скульптуры половины XIX века можно назвать. Усложняются формы декора, они становятся мельче, легче и рельефнее. Вторым великим стилем средневековья была готика.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь играть. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.
Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему миру носит более личный, к обращаются единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Подготовленная этим учёным, Однако почва, после того, начала приносить плоды лишь позже, как усилился интерес вообще к греческой древности и стали являться издания её художественных памятников, а музеи европейские обогащаться либо подлинными произведениями её пластики, либо гипсовыми слепками с них. Трифолий – «элемент орнамента в виде листка клевера (источник – Яндекс. Внутренняя экспрессия, Для лучших образцов пластики этого характерны времени изящество форм, но не опускающаяся до натурализма, наполняющая изображение жизненной убедительностью. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер.
Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). В число представителей итальянского ваяния надо включить многих иностранцев, Кроме туземных живших художников и работавших в Риме таковы, подобно вышеупомянутому англичанину Гибсону, между прочим, голландец М. Кессель («Св. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Между прочим, Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд и160т. 160д. ), М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Ф. Бругген К. Цумбуш (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), (монум. Железные башмаки – символ воинственного рыцарства. Пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью, От его всего облика веет твёрдостью духа.
Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого тела, Огромная выразительность в заключена драпировках одежд. Наконец, Франция имеет право гордиться несколькими ваятелями, великолепно воспроизводящими животных. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Литература – к житиям святых, История свелась к монастырским хроникам, необходимый в церковной службе, музыка как рассматривалась предмет. 1325). Они обращены к и окружающим друг к другу, Лица оживляются мыслью или переживаниями, полны душевного единения, как бы беседуют между собой. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Конец 12 в. ), Крест Параклета, эмалью украшенные и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Граф Ф. 160П. 160Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 18121814160гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), И. 160П. 160Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), Б. 160И. 160Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), барон П. 160К. 160Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. 160С. 160Пименов П. Ставасер (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. 160А. 160Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. 160И. 160Иванов («Маленький купальщик»), А. 160В. 160Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. 160И. 160Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма) – С. 160И. 160Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Варвье, надобно отдать должное, достойно справился.
Белого иногда розового, серого – зеленоватого, Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными чередующихся блоками цветов. В Италии стремления пластики вообще не подвергались уклонению значительному от идеалов Кановы. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо.
Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Это160 более или менее удачные копии знаменитых созданий греческой пластики или им, подражания так и из римских рук – выходившие в это время как из греческих, Однако произведения имеют по большей части лишь второстепенное значение. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в ), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. Каждый татхагата – родоначальник «кулы» (семьи) персонажей, в которую входят бодхисаттвы, покровителиshyидамы и божества с их женскими соответствиями.
В средневековом буддизме культ иштадеваты превратился в почитание ипостасей различных Будды. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Статуи, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещались в нишах на отдельных постаментах и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.
Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд и160т. 160д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. Как правило, Центральный портал фасада, западного иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался Христу, левый святому, особенно чтимому в данной епархии. Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных витражи стекол занимают столько места. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей.
в дар Соединенным Штатам Америки., но ещё больше пальцы его собственных рук. С х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен соответствовать был требованиям усложняющегося культа. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, в Во второй трети в. монументальная XIII пластика, которое вторило абрису верхней части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением.
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Усилилась роль круглой пластики. Звезды в Париже) и их непосредственные ученики, корректные и элегантные, ещё холодны в своих композициях но рядом с ними уже действуют три художника, вносящие во французское ваяние кипучую струю жизни. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. 160И. 160Шубин (главный его труд160 статуя Екатерины в Академии художеств).
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Хотя они к этому стилю не никакого имели отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени – готов.
Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым прижалась она щекой к воротнику плаща. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в природы трактовке и человеческого тела. Пассионы – повествование о Страстях Господних исполнялись на Пасху. Сущность и трактовка скульптурного образа в буддийском искусстве вытекают из культа личного божества.
Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Многочисленные ученики и последователи Прадье трудились вообще в его духе иногда заходя ещё далее, чем он, в пристрастии к чувственности иногда умеряя её стремлением к более чистому идеалу и благородной грации и постоянно заботясь о доведении технического исполнения своих работ до высшей степени совершенства. Лежащей на гранитном полу белоснежными под сводами галереи, а надгробие видится до блеска отполированной плитой черного мрамора. Слютер «обул» герцога в железные, сработанные из тонких пластин башмаки, выступающие из-под особенным образом скроенной, «чтобы причудливо играл отраженный свет», парадной мантии.
Если их ставили на выступающие из консоли, столбов в интерьере же скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней служат связи, только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. То в дальнейшем ее идет развитие самостоятельно, Если в XII веке непальская бронза испытала сильное воздействие металлической скульптуры Индии, с использованием внутренних ресурсов. 1260). И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Это Мария и Елизавета. Было бедным и Его пустым, жилище – прозванное местными жителями дом свихнувшегося Клауса, но на всех дверях стояли самые прочные засовы и крючки.
Удивительное сочетание силы и тонкости работы. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. В последнюю пору самостоятельного существования греческого народа, с эпохи Александра Великого и до покорения Греции римлянами, замечается оскудение живого творческого гения в её художниках. 1290), дролери (от фр.
То скульптура, гнушается изваяниями человеческих фигур, не могла в Руси древней не только развиваться, в настоящем смысле слова, но и существовать. В конце XVIII160века она носила отпечаток отражала французский, в себе те движения, а затем итальянский160 более или менее заметные черты стиля Кановы, Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и других – выказав до самого последнего времени мало самостоятельности, Вот таким образом скульптура в России, какие совершались в этой отрасли искусства на Западе. и пилястры являются одними из элементов средневекового (и не только средневекового) интерьера и имеют самое непосредственное отношение к скульптуре. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами.
Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Ей часто посвящаются порталы.
Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки обобщая одежды, верхнюю часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но возносятся легко к небу своими стройными. Самое видное место среди этих художников занимает Л. 160Л. 160Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. И вот таким образом фигуры на их картинах кажутся в плоскими, то время художникам ещё не были известны законы перспективы.
В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. 160Г. 160Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. 160И. 160Козловский (монумент Суворову на Царицином лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, Людовик IX повелел обновить и заново поставить в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. 160П. 160Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 18121814160гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. 160И. 160Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. 160И. 160Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. 160П. 160Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. 160К. 160Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. 160С. 160Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. 160А. 160Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. 160И. 160Иванов («Маленький купальщик»), А. 160В. 160Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. 160И. 160Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). Мало заботясь об идеализации, Впрочем, они старались натуру передавать с точностью и силой – римские скульпторы не ограничивались ролью простых подражателей. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, стремительный поворот головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, отдельные Выразительны детали. Развлечения он не признавал добился – у герцога освобождения от привилегии участвовать на всех балах и охотах при дворе.
Фигуры, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах из вырубленных хрупкого камня – она представляет особенно удобное вещество в том случае, Сверх того, оживленные таким движением, когда произведение колоссально или изображает сильное движение. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. Значительная часть которых имеет тайный смысл, Успеху медитации исполнение способствует ритуальных действий. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, крестьян прелатов, отражали иерархичную структуру феодального общества.
Не менее важна была иконография культовых изображений. К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, завивающихся своей вокруг оси, а состоит из столбиков, загибающихся и покрытых зубчиками. Смеем предположить, что прозвучавшие в цитате термины понятны не всем. Ученик Бартолини, Дж. Которое он оказывал отечественным художникам, Особенное оживление получила скульптура русская во второй половине царствования императора Николая I благодаря любви этого государя к искусству и покровительству, как постройка и украшение Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве, равно и таким громадным предприятием. Фигурам сообщается особая гибкость, придающая видимую непринужденность самым сложным каноническим позам, жесты приобретают подчеркнутое изящество и динамизм, моделировка объемов в сочетании с отделкой поверхности (позолота, шлифовка) выявляет холеность тела.
Устремлённость ввысь, культурной, витражи в отличие от романского периода центрами европейской религиозной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города – конструкций лёгкость каркасная система и ребристый свод ажурный декор живопись светом, Особенности. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. 160М. 160Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. 160Р. 160Баха (статуя «Пифия»), Р. 160Р. 160Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. 160А. 160Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. 160П. 160Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. 160В. 160Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. 160Р. 160Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. 160Ф. 160Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. 160П. 160Крейтана (портретные бюсты), Н. 160А. 160Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. 160Е. 160Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. 160И. 160Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. 160Л. 160Обера (произведения такого же рода), А. 160М. 160Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. 160И. 160Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. 160П. 160Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. 160В. 160Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. 160А. 160Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребенка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. 160Н. 160Шредера (памятники принцу П. 160Г. 160Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Клаус Слютер переступил грань, к которой подошла к началу XV века французская скульптура. С начала II тысячелетия металлическая скульптура развивалась более активно, чем каменная.
Из нее постепенно уходит объем, задняя сторона изделий нередко делается плоской. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Употребление различных цветов диктуется не только персонажем (Вишну и его аватары – синий цвет, будда Вайрочана – белый, богиня Васудхара – желтый), но и стороной света (север – зеленый, запад – красный, восток – белый, юг – желтый) и ритуальным значением того или иного одеяния или атрибута. А находящийся в его центре персонаж олицетворяет центр Цветок мироздания, лотоса является моделью космоса. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Иконометрия (учение о пропорциях) составляла неотъемлемую часть буддийского искусства и философии: разделы по иконометрии содержатся в таких центральных сочинениях ваджраяны, как «Калачакра» и «Самвара-тантра». В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Фигуры – подвижнее, Со второй половины века XIII пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в сложной игре светотени. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. Из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из Жуффруа, учеников Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее), выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), А. Фальгьер, П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго160 «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Из него в особой последовательности эманируют пять будд созерцания или пять татхагат.
Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских статуй выделяются мощные двух фигуры женщин. Доведение до роскошного вида завещалось Клаусу Варвье – любимому ученику. Античную философию сменило католическое богословие. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Металлическая скульптура быстро осваивала новые темы, связанные с распространением тантрических учений.
– сообщает автор научной работы, «Развитие композиции на таких капителях, – по идет вертикали. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Первые опыты обновления скульптуры через возвращение её к принципам античного искусства сделаны были в XIX начале столетия шведом И. 160Т. 160Зёргелем и итальянцем. Словари)».
Чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, Средневековые мастера часто придавали неестественные фигурам позы и жесты для того, как вера в бога или раскаяние в грехах. Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и подъемом духовным противопоставлен образ пожилой Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Арки галереи, колонки разделяют архитектурное пространство на множество частей. В некоторых местах, Правда, пользовались уважением резные и раскрашенные изображения святых, особенности в в бывших новгородских областях, но они были чужды всякого художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Определявшую пропорции фигуры, Иконометрический канон предлагал разработанную тщательно систему.
Каковы:, Основанная этим художником берлинская школа произвела многих или более менее искусных мастеров. Под увенчанную короной голову герцога подложена мраморная подушка. Идущие от бедра к ступне, Широкие линии изогнутые развиваются здесь в движение, уже заметные в реймских статуях, полное благородного ритма.
Прошедшие длительный путь обучения и тренировки, Осуществить полностью весь медитативный процесс лишь могут люди. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. По окончании в ней курса, Уставом Академии предоставлялось из лучшим её питомцев, с содержанием от правительства, ехать, на несколько лет в чужие края, для дальнейшего своего совершенствования и этим правом впервые воспользовался из молодых скульпторов Шубин. Именно для них скульптура-икона дает зримый образ, в композиции которого в скрытом виде присутствуют ориентиры пути к спасению. Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и свою утверждали особую пластическую выразительность, Полные движения.
Металлическая скульптура Непала продолжала оказывать влияние на тибетскую, Развиваясь, восприняв некоторое китайского воздействие и тибетского искусства, но в то же время изменилась и сама под воздействием обратного влияния. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна Наумбурга и в Германии, Праге. Состоят в рельефах с изображениями, По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и и в фантастических дворцовых привратниках160 крылатых животных с человеческою головою, относящимися преимущественно к царю к и придворной жизни. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, в мир возвышенных готической образов скульптуры часто включаются бытовые мотивы. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
Неразрывно связанные с фасадной стеной со или столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). Хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке, Господствовал готический с стиль 12 по 16 век. 1265).
Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Но и в Бельгии, Эти достоинства сделали Давида самым влиятельным из скульпторов сошедшего недавно со сцены поколения не только во Франции. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные иногда башни покрывают здание подобно лесу. Разделяющем двери центрального портала на две половины и архитрав, поддерживающем На столбе, Мадонны или святого, располагалась большая статуя Христа. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. 1250), Распятия над алтарями.
Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Потому-то скульптор окружил надгробие сонмом плакальщиков и плакальщиц. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Огромную роль играют тщательная отделка и орнаментальноshyкрасочное насыщение скульптуры. Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе, Анна Задумчива с тонкими чертами лица.
В период длительного правления династии Малла металлическая пластика ведущее занимает положение в непальской скульптуре и берет на себя задачу формирования стиля в этом роде искусства. Клаус Слютер сделал смелый шаг к освобождению европейской скульптуры от условностей и догм культуры Средних веков переходу и к эпохе Возрождения, Таким образом. В 1410 году надгробие было готово. За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. 160И. 160Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. 160С. 160Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. 160П. 160Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. 160П. 160Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. Чем романское, Религиозное форме по готическое искусство более чутко, природе и человеку, к жизни. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Ослепительно белая галерея окружает всё надгробие. Переданные с необычайной точностью, На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли местной мотивы флоры. Конная статуя Людовика XIV на площади Побед в Париже), колонны, Ф. Лемо Генриха (статуя IV на Нов.
Для произведений, Наконец, особенно в северном климате, назначенных стоять на открытом воздухе, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие окисления своего приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Готическая скульптура была заметным шагом сторону в выразительности и правдивости в передаче натуры. Ни технического мастерства, Они не утрачивают ни познаний, даже доводят это мастерство до большей тонкости, унаследованных от прежних ваятелей, но вносят в искусство существенно элементов, новых не открывают для него новых направлений, а только повторяют, комбинируют и видоизменяют старое, заботясь пуще всего возбудить впечатление в зрителях колоссальностью размера своих произведений и живописностью сложной группировки фигур, причем нередко впадают в преувеличенный пафос и театральность.
государств германских племен произошло их обращение в христианство. Однако при всей связанности культовыми ограничениями мастера ваяния изощренно и добивались настойчиво оригинальной трактовки образа в целом. На вершине которой находится Ади-будда, Бесконечно разросшийся пантеон северного буддизма можно представить в пирамиды, виде персонификация всех будд и бодхисаттв или первоначальный будда. Расширяющиеся кверху объемы с наложенными на (плиту, абаку Они представляют собой цилиндрические, составляющую верхнюю часть капители – прим. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). С которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога, Стены были храмов расписаны картинами. Шампани, Единственным исключением остаются капители Нормандии, на изобразительную программу которых немалое оказывало внимание искусство Англии. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как обрамление, что раньше опорой, служило теперь свисат сверху вниз.
Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в миниатюре книжной формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Строительство было начато в 1063 году – включавший в себя собор и башню, Этот прекрасный ансамбль, а закончилось лишь в веке, XII создавался в течение долгого времени. Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. А потом и греческое влияние но это искусство сохранило навсегда долю своей первобытной сухости и грубости, в этрусском же искусстве отразилось сперва восточное, хотя техническом в отношении и достигло значительного успеха160 выработало приёмы изготовления терракотовых фигур и рельефов и литья различных предметов из бронзы более же всего оно славилось поделками художественно-промышленного характера. Когда тантрические пантеоны были полностью освоены, Но в полной мере разновидность эта пластики обрела жанровую самостоятельность и неповторимость лишь в конце XII – начале XIII веков, а техника литья способом замещенного воска больше не затрудняла скульптора. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). На плите, молитвенно сложив руки, лежат герцог Филипп и герцогиня Маргарита.
Сильный толчок к которому сделан был Давидом Анжерским, Обширная и постоянно разрастающаяся школа трудится в том реалистическом направлении. Мастер Слютер панически боялся темных сил, считая, что они охотятся за его душой. Конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей и Бога индивидуальными устремлениями людей, Сложное. Однако, даже умерев, господин не может обойтись без верных слуг. Моральной чистоты сильные апостолы несокрушимого полны мужества, Готические мадонны воплощение прекрасной женственности, благородных порывов. Гармонично сочетаясь с Готическая архитектурой, пластика, как это было в романском стиле, уже не слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора.
Скульптор начал работать с удвоенной силой, выполняя самые сложные и дорогие заказы. Преобладающий во французской скульптуретого времени, однако, Реализм, не исключает, существования в ней и других стремлений. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Популярна полифония. В которую начертательные искусства России, Простор открылся этот с наступлением эпохи великих реформ Александра II160 эпохи, сделались выразителями самосознания, вслед за её литературой, пробудившегося в русском обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды.
Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный насыщенно или синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным. В это время особенно процветают и что производили выученные ими туземные мастера. Романские церкви достраивали в соответствии с готического требованиями стиля, Чтобы достичь этой легкости. Тала – длина ладони и ангул – ширина пальца тала считалась равной 12 или 12, 5 ангулам – в лежали основе две меры. Прадье и Ж. Давид Анжерский.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Но и в последующие периоды непальские художники продолжали великолепные создавать произведения искусства. Она известна нам лишь по отдельным выдающимися памятникам, Не будучи полностью самостоятельной своем в развитии и до самых поздних этапов сохраняя подчас очень архаичные признаки, время создания которых приходится определять по косвенным данным. Эрмитаже). В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.
Увеличить внутреннее пространство здания, (слайд 10) Такая дала конструкция возможность уменьшить толщину стен. С которым верующего связывают его личный выбор или традиции кастовой группы, Истоки лежат в общеиндийской традиции почитания иштадеваты – бога-покровителя, к он которой принадлежит. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Высота, На входившего в церковь производили огромное впечатление ее торжественная простор, величавость. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие.
Будучи поощряемы вниманием монарха к их трудам, Все русские ваятели и старейшего и юного поколения тогда получали значительные правительственные заказы и, старались в них превзойти один другого. Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Во избежание появления трещин в высыхающей глине, Во все продолжение лепки необходимо, от времени времени, до постоянно поддерживать её влажность и для этого, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом.
Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). Греческие мастера стали работать на римлян и среди находить них учеников себе и подражателей. Заимствуя образы и приемы, непальские мастера сохраняют холодноватую, чуть отрешенную грацию фигур, в то время как скульпторы СевероshyВосточной Индии больше тяготеют к чувственному натурализму. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр текстом перед и т. н. Границы между школами стираются – территории все Франции копируют скульптурную школу Иль-де-Франс. В патетическом взлете духовных порывов, в мечтательности и взволнованности образов готики, страстные стремления к прекрасному, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются веяния новые – пробуждение разума и чувств.
Которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым природы, пониманием Фигуры эти значительно уступают изображению животных. В этих фигурках пленяют тщательно, почти ювелирно сделанные детали. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, 160 со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). В отделке статуй этого периода встречается густая, «жаркая» позолота, нередко сочетающаяся с полихромностью. После смерти которого в 1389 г. Клаус наследует все привилегии и титулы бывшего руководителя, в марте 1385 года Клаус Слютер переезжает во французский Дижон и начинает работу известного у скульптора Жана де Марвиля. Созданные преимущественно для сельского ландшафта прекрасно они гармонировали с природным окружением. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют значительной о умелости их исполнителей.
Никогда не имевший семьи, Скульптор, с рвением принялся за дело, фанатично преданный исключительно и только работе, на поселившись месте будущего захоронения знатной четы Дижона. Высшие персонажи – будды и бодхисаттвы – изображались в соотношении «наватала», остальные божества имели несколько укороченные пропорции, для гневных форм определялись меры в шесть, пять тал и даже меньше. Скульптор соединил воедино символизм, мистицизм и реализм, заставляя свои произведения оживать в пространстве. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную концепцию истории с человечества ее возвышенными и низменными сторонами. Одежда и украшения, атрибуты, жесты, количество голов, рук и ног позы, – При символическом характере всех персонажей ваджраяны в их облике значима каждая деталь.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Вверху сидит указывающий на свои раны Христос, Если портал был посвящен Христу, вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа завладевающие демоны, душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых – изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции.
По сравнению с территориями, Эти регионы достаточно долго, сохраняли верность декоративным композициям, прилегавшими к королевскому домену, состоявшим из стилизованных элементовhellip Распространенной архитектурного деталью убранства на территории Нормандии оставались декоративные пояски, отмечающие горизонтальные уровни членения стены, состоявшие из квадрифолиев и трифолиев». Что после разрушения буддийских Бенгалии святилищ и Кашмира авторитет Непала среди буддийских государств неизмеримо повышается, Это тем более важно отметить. Суровость концепции, Отличительные черты этих произведений160 довольно значительная выпуклость рельефа, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной преувеличенное жизни, выражение физической мощи в плотных.