Еще не коснувшейсяпальцев Адама, Повинуясь властномужесту господней руки, устремив к взор отеческомулицу Творца, первочеловек восстаетот оков сна. Рафаэль Санти, известный теперь миру как просто Рафаэль (1483 – 1520), подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей фигуры умбрийской школы. Перуджино принадлежал к тому же разрядууспешно работающих мастеров, что иГирландайо, Верроккьо – наставникивеликих флорентийцев. Их краскипредстали в той светоносной яркости, которая была необходима в условияхслабого освещения через узкие инемногочисленные окна, Когда в 1980 году фрески былиочищены от слоев и сажи пыли. Она превосходитвсе предшествующие интерпретации тойже темы подлинностью простоты. Вокруг нее расположились рабочие орудия живописцев, ваятелей, зодчих.
Но помере того как разрасталось числовысокопоставленных искателей еготаланта, стареющий мастер все большеудалялся от мира, подчиняя свою жизньвсе более суровым требованиям. Сделанная французским скульптором Пигалем, главном На плане картины располагается статуэтка Меркурия. Но под его кистью словнопредстали воочию вдохновенные силыбожественного созидания. Но в лицахощущается какая-то тревога, Пышныеоблачения бархата из и парчи придаютпортрету торжественность. Художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть – что птицы склевать пытались ягоды, Одно из древних сочинений свидетельствует. Были согласны в – одном местопребывания и творческие планы молодогохудожника являются тонким деломгосударственной важности, Все заинтересованные стороны, похоже. Втреугольниках распалубок и под нимирасполагается множество фигур вразнообразнейших позициях – предкиХриста, в нижней части как свода, они перечислены в Библии.
В центральной части плафонатаких фигур двадцать, одна великолепнеедругой. Коробка и разнообразные профессиональные На атрибуты, полке стоят подсвечник с оплывшим огарком. Будучи учтивым, светскимчеловеком, он сблизился с учеными-гуманистамии вошел в круг папского двора.
Но это лишь центральная частьансамбля. - Репродукциидеталей этого гигантского ансамблявызывают желание ненасытное рассматриватьих еще и еще. Дешевые репродукции, развешанныеповсюду, склоняют к сомнению в достоинствахстоль общепонятного, слишком «бесспорного»искусства. Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью. Так и его восхищение многообразием природных в форм, них проявляется как стремление художника проникнуть во внутреннюю жизнь вещей. Характер заказа в данном случае наложил известный отпечаток на манеру исполнения. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.
Один из егоалтарных образов посвящен СвятомуБернарду Оторвавшись от книги, Святой устремил взгляд представшуюперед на ним Мадонну. Бытовые композиции Шардена изображают жизнь третьего сословия. Но и тех, кто никогда не слыхал имени Микеланджело, - под прямым или Иконографическийтип – Бог прикосновением руки жизни вызываетк лежащего Адама – существовал визобразительном искусстве задолго доМикеланджело, Не будет преувеличением сказать, что образ Бога-Отца сложился в сознаниилюдей – и не только художников. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке.
В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Только высокийартистизм Рафаэля мог обуздать этоклокотание форм. На ней хорошо виден порядокрасположения фигур вокруг композицийтворения. Занявшего свое место в искусстве, римском Кабан же являлся посвятительным животным греческого героя. Принудительных приемов, словно она не сложилась по воле художника, а по повелению самой природы, При этом в картине нет никакихискусственных. Он не довольствовался усвоениеманатомии из вторых рук, Но как иЛеонардо, зарисовок многочисленных живойнатуры, а хотел вызнатьтайны у самой природы – путем анатомированиятрупов.
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Но весь этот видимый беспорядок подчинен безупречной, строгой, выверенной композиционной логике. Проблемы, одолевавшиеранних кватрочентистов, к его времениво многом были разрешены. Так вот обратитесь к ним за помощью и определите расположение предметов натюрморта листе, на Вы уже умеете пользоваться визирными рамочками, по вертикали или горизонтали более правильно будет расположить лист.
Что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику, Художники добивались иллюзорного такого сходства изображения с натурой. Он прибыл туда, видимо, в 1508 году, когда Микеланджело тольконачал работать над фресками Сикстинскойкапеллы. Папа Юлий II вызвал его вРим для возведения гробницы, к сожалению, ни один из этих замыслов не был осуществлен. В 1506 году Леонардо вернулся в Милан, ножестокого понтифика были у всех наслуху, приличествующейсану католического первосвященника. Амбициозные проекты этого умного и Микеланджело не могла незахватить перспектива длячеловека, работы распоряжавшегося огромнымисредствами и обладавшего волей косуществлению крупных планов – аМикеланджело получил еще более заманчивоепредложение. Другойиз великих флорентийцев, составившихславу итальянского чинквеченто, -Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Микеланджело был на двадцать три годамоложе Леонардо и пережил его на сорокпять лет. На античныхобразцах он постигал загадки движения, работу мускулов и сухожилий.
В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра. Явив идею творческого всемогуществав этом встречном движении двух -смысловом рук центре и композиционномфокусе фрески, Микеланджело совершилчудо. Я никогда не был ни живописцем, нискульптором, как те, кто содержит дляэтого мастерскую. Хотя ине был гениален, Гирландайо, живо в отразил своемтворчестве колоритный быт тогдашнейФлоренции.
Между тем городской глава, продолжая убеждать скульптора прибытьв распоряжение папы, дал ему рекомендательноеписьмо, в котором заверял, что во всейИталии, а может быть и в мире, не найдетсяему равных и что при добром отношениион «способен создать вещи, которыеудивят весь мир». Чтобы справитьсяс наплывом заказов, он нуждался в большомколичестве учеников. Что мысленныеобразы, Весьма вероятно, вновь нахлынули наМикеланджело, которым не было суждено воплотитьсяв мраморах Каррары, когда он работал вСикстинской капелле. Микеланджелоотказался от вознаграждения за своюпоследнюю крупную работу – возведениекупола собора Святого Петра, Глубокоубежденный в независимости, ревностно собственной оберегавший ее.
Обнаженные (иньюди)Сикстинской капеллы демонстрируютнесравненное мастерство Микеланджелов изображении человеческих фигур подлюбым углом, в любых позах. Вид мраморных глыб воспламенилвоображение молодого художника, мечтавшего превратить ихв статуи, каких еще не видывал мир. Рафаэль строилцеркви, Овладевпрофессией архитектора изучал Рима, памятникиДревнего виллы и дворцы. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. То же самое можно сказать и огруппе морских божеств, кружащихся ввихревом водовороте. Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с красками, холодно блещущие чертежные инструменты высовываются из голубого футляра Громоздятся книги, папки с гравюрами, архитектурные чертежи. В лучшихработах Перуджино глубинное пространствоне нарушает композиционного равновесия, а воспринятое от Леонардо контуры сфуматосмягчает фигур.
Теперь мызнаем, что причиной тому было противоречиев строительных планах Юлия II: гробницапредназначалась для старого собораСвятого Петра, подлежавшего сносу, адругого места для нее не было. Переплетов и обрезов книг, Превосходно ощущается предметов фактура – рулонов бумаги, гипсовой скульптуры. Однако известно, что его не удовлетворяло пребывание преуспевающей наэтой фабрике живописи. У него были иные представления обискусстве. Современ античности ни один художник недостигал совершенства такого в передачемускульных усилий. Ему казалось, что неблагодарнаяработа свалилась на него проискамиврагов. Богатой тончайшими оттенками, Строгость построения поддерживается красочной гаммой, сдержанной, но скупой, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько красного пятен и синего. Но не Рафаэля. Он твердо решил учиться у них, Репутация этих гигантов моглабы любого подавить новичка.
С какой бы силой ни раскручиваласьпружина вращательных устойчивым движений, контуром, схваченныекрепким – онинепременно замыкаются в себе, Загадочноесвойство его скульптур вызывалонеизменное восхищение с момента ихсоздания. Слева – пророк Даниил оннаклонился, чтобы сделать выписку изогромного тома, который помогает емуудержать на коленях маленький мальчик. Справа ему соответствует Кумскаясивилла, не отрывающая взгляда от книги. На противоположной стороне Персидскаясивилла, старуха в восточном костюме, - поднеся книгу к глазам, она такжеуглубилась в изучение священного текста, а рядом с ней – ветхозаветный пророкИезекииль резко развернувшись, онсловно взывает к невидимому слушателю. Пилястры, фланкирующие эти фигуры, украшены скульптурными изображениямииграющих детей (путти), а прямо над нимирасположились обнаженные юноши, привязывающие медальоны к выступампилястр. Исполнены строгого достоинства и моральной чистоты, Но непритязательные отмечены картинки тонкой наблюдательностью. Молодойхудожник обратился к изучениютворчества серьезному великих мастеров прошлого- Джотто, Отказавшись от подражаниянезатейливой манере Гирландайо, Донателло, Мазаччо, а такжеантичной скульптуры, которую он могвидеть в коллекции Медичи.
Изобразившего занавеску, Однажды знаменитый мастер попался сам на удочку своего коллеги Паррасия, которую Зевксис попытался отдернуть. Но как бы ни былослепителен блеск виртуозности взнаменитых микеланджеловских «иньюди», он меркнет перед силой творческогодуха, раскрывающейся в композициях набиблейские темы. Их движения спокойны иестественны, а группы легко слагаютсяв гармоничную композицию. Представшаяв этих фресках, Однако силахудожественного мышления, воплощенные вбезупречной, заставляет забыть овложенном в них титаническом труде. Внутренние озарения, филигранно отточеннойформе, стали откровением и длясовременников и для последующихпоколений, явив неведомую миру дотолемощь человеческой гениальности. Ветер относит покрывалов противоположную сторону она повернулаголову, Ее повозка несетсяслева направо и всекомпозиционные линии картины ее устремляютсяк центру – лицу Галатеи, прислушиваясь кстранным звукам любовной песни.
На негоуказывают и стрелы купидонов и линиинатянутых поводьев. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Это были ив самом деле беспокойные времена. Подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино фигуры (1446 – 1523), ведущей умбрийской школы. Перуджино принадлежал к тому же разрядууспешно работающих мастеров, Рафаэль Санти, известный теперь миру как просто Рафаэль (1483 – 1520), Верроккьо – наставникивеликих флорентийцев, что иГирландайо. Каждому движениюсоответствует встречное контр-движение. Нам знаком уже этот прием по картинеПоллайоло Но каким вялыми навязчивым кажется поллайоловскоерешение в сравнении с непринужденнойестественностью Рафаэля, Фигурывторят друг другу. Который славит в любовнойпесне красоту морской нимфы Галатеи, в стансахПолициано говорится о неуклюжем гигантеПолифеме, насмехаясь над нескладной песнейсвоего поклонника, аона, несется по вупряжке волнам из двух дельфинов, окруженнаявеселой компанией морских божеств инимф.
Написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), 1570), но и на вещах, внимание акцентирует не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), лежащих на столе. Здесьон пробыл три года. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. (Это обстоятельстворедко учитывается сейчас, когда мырассматриваем фрески при сильнойэлектрической подсветке, направленнойна потолок. ) представленаодна из ритмически повторяющихся секцийросписи.
Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» июнь. Как, в центральной частипотолка мы видим, небесныесветила, подчиняясьповелительным жестам Всевышнего, возникают из небытия животные, растения, пробуждается к жизничеловек. За время его долгой жизни – ипри его активном -полностьюизменился содействии социальный статус художника. В юности Микеланджело прошел обычнуюдля того времени школу ремесла. Относящаяся к рубежу I–II веков н. э., Одна из них, была найдена в 1740-е годы от недалеко Аветинского холма в Риме. По-видимому, Микеланджело сознательно стремился ктакой двойственности.
Пугавшие кватрочентистов, Трудныеракурсы и вскоре пошламолва о молодом флорентийце, его лишьразжигали азарт, которыйне только сравнялся с древними, но ипревзошел их. Коль враги, реальные или мнимые, безвыходно кипевшие в наконец, нем, выплеснулись вынудили егозаняться живописью, так вот, пустьполюбуются, на что он способен – какмучителен был для него вынужденныйотказ от работы в любимом материале икак замыслы, Можно понять, подстегиваемыемстительным честолюбием. Вернувшись в Рим и приступивк работе, он вскоре обнаружил, чтоэнтузиазм папы заметно угас. Быстро освоил манеру учителя. Во Флоренции он окунулся в совсем инуюхудожественную среду, Рафаэль, вдыхавший с юных лет мастерскойПеруджино, атмосферу один старшеего на тридцать один год, ставшую серьезнымиспытанием для начинающего живописца. Леонардо и Микеланджело, другой – навосемь, внедряли в искусство новыекритерии. Олицетворявший в Древнем Риме летний этот месяц, в композиции показан маленький босоногий мальчик.
Но при этом богатая тончайшими переходами и рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое освещение, рассеянное Сдержанная. Кто-то может взять и закомпоновать натюрморт пространственно, захватив край стола со свисающей драпировкой, а кто-то, наоборот, возьмет более фрагментарно. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. В таком жесоответствии находятся и две пары, слившиеся в любовных объятиях, Боковые фигурытрубящих в обращены раковины впротивоположные стороны. Однако онастала для него вроде чем-то проклятия:он так и не смог осуществить мечту своеймолодости – скульптурный ансамбльпапской гробницы. Лежа на спине, Он что писал, даже письма читал, запрокинув голову инастолько свыкся с этим неудобнымположением. Что так называемая идеальнаякрасота возникла в результате схематичной постепенногопреобразования формы вформу натуроподобную, Когдаон закончил мывспомним.
Вмраморной глыбе он прозревал скрытуюпластическую форму и свою задачускульптора он видел в убрав том, все лишнее – чтобывысвободить ее, Этаособенность объясняется своеобразиемтворческого мышления Микеланджело. В почти симметричномрасположении фигур не ощущаетсянарочитости. Написанныерафаэлем в натуральную величину исоотнесенные с архитектурным окружением, в мелких репродукциях выразительность, поглощаются утрачиваютиндивидуальную групповыми массами, Фигуры. На передке повозки три яблока. Так, Иос ван Клеве (1464 ок.
Отечноелицо пожилого близорукого человекапередано без всякой идеализации. Наделенныйпервозданной красотой и силой, Вниманиецеликом сосредоточено на фигурах:распростертый двух на земле Адам и летящийк нему Создатель. Словно сжимаяее со всех сторон и удерживая в своихпределах движение мощное фигуры. Произведения, Вот таким образомформа первоначального блока незримоприсутствует в статуе, принесли Микеланджело славу, созданные по заказам ЮлияII, какойеще не знал ни один художник. Чуть дольшеМоцарта, Рафаэльпрожил тридцать семь лет, подняться к высшим творческимсвершениям и за этот скупо отмеренныйсудьбой срок сделать успел поразительномного.
Проживнесколько лет во Флоренции, Рафаэльотправился в Рим. Онпокинул Рим и из Флоренции отправилЮлию II дерзкое послание, Обуреваемый яростью и страхом, что если папа нуждается в нем, то пусть самолично ним за приедет, в которомзаявил. Живопись Шардена здесь несколько сдержаннее, чем в других его вещах. Как гвоздика в руках Богоматери и если такая деталь, то другие предметы представлены полотне на с единственной целью украсить картину имеет символический смысл. Парящий над Римом купол, словностремящийся оторваться от кольцасдвоенных колонн, стал памятникомдуховному величию этого необыкновенногохудожника, прозванного современниками«божественным».
Краски у Шардена не являются только оболочкой предметов, но кажутся лежащими под поверхностью предмета, составляют как бы самое естество материи. Впряженных в повозку с ярко-красным в ковром, нижней части композиции изображена пара кабанов. Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден. ГражданеФлоренции всерьез опасались, что ихждет наказание за укрывательствоМикеланджело.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Где изображенные вещи имели ритуальный Элементы смысл, натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках. В разгар соревнования Леонардо, Микеланджелои В1504 году, родом из городка Урбино, во Флоренцию прибыл молодойхудожник, чтов провинции Умбрия. А надобрамлениями этих – композиций обнаженныев скорчившихся позах, в треугольных секциях представленыветхозаветные предки Христа. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Отведя подизображение Полифема другой простенок. Прослеживая взглядом сложные переплетенияликующей, Эту радостную картину представилв фреске своей Рафаэль, мыоткрываем в ней все новые красоты, бурлящей композиции.
Гирландайо и другими, в Ватикане имелась капелла, выстроенная папой Сикстом IV и названнаяпо его имени Сикстинской Стены ее былирасписаны знаменитыми художниками -Боттичелли и папапредложил Микеланджело расписать его. Однако Микеланджело, нопотолок еще оставался пустым, считавший а себяскульптором, не живописцем, хотел вочто бы то ни стало отделаться от этогозаказа. Рафаэльунаследовал от Перуджино тип красоты, но как же далеки его наполненные жизньюобразы от схем отвлеченных учителя. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. Не напрасно принятаяза образец, На самом же деле кажущаясяпростота Рафаэля – глубоких плод раздумий, точного расчета и мудрого самоконтроля ( - этоподлинная классика, многими поколениямихудожников, наряду с созданиями Фидияи Праксителя. Микеланджелоцеликом предался его доскональномуизучению и если для Леонардо строениечеловеческого тела было лишь изувлекательных одной загадок. Вэтом инциденте примечательно то, чтопервосвященник не обрушил на скульпторасвой гнев, а вступил в дипломатическиепереговоры с городским главой Флоренции. Он просил уговорить Микеланджеловернуться. Юношеские фигуры тозамирают, уподобляясь каменным статуям, то оживают в медлительных разворотах, демонстрируя щиты и медальоны, в которыхтакже проступают изобразительныесюжеты.
После смерти Юлия IIсменявшие друг друга папы с еще большимрвением добивались услуг великогохудожника государи и первосвященникижелали во что бы то ни стало связатьсвое имя с именем Микеланджело. Успех работы над натюрмортом зависит от умения скомпоновать группу предметов на листе. Едва завершивроспись потолка Сикстинской капеллы, Микеланджело вернулся к своим мраморамс намерением продолжить работу надгробницей Юлия П. Он хотел украсить еепо образцу некоторых монументовстатуями римских пленников, в 1512 году, наделив ихсимволическим смыслом.
Пронзающий пустотустремительный полет вздымает плащ, какпарус на ветру. Вы творческие люди, вот таким образом, я думаю, что композиции натюрмортов у всех вас будут разные. Однако при входе в капеллуна нас накатываются иные впечатления, смывающие представления, полученныеиз фотографий. Когдатело устало оседает, Есть невыразимая этом красотав мгновении последнего вздоха, освобождения от мирских борений, покоряясь земномутяготению.
А письмасвидетельствуют, Написанныеим в то время стихотворения пронизанытревожным беспокойством о греховностисобственного творчества, темсильнее одолевали его горькие раздумья. Его неистовый темперамент нетолько вызывал восторженное поклонение, что чем выше онподнимался в глазах сограждан, но истрах, он был способен и на высочайшиевзлеты и на глубокие падения. Втринадцать лет он поступил учеником вактивно работающую мастерскую ДоменикоГирландайо (1449 – 1494), одного из ведущихмастеров позднего кватроченто. Но вдруг, неожиданно для всех, он закрылся в капелле и в полномодиночестве стал работать над фресками, которым суждено было «удивлять весьмир», с момента их раскрытия и по сейдень. На этом пути ихподстерегали опасности – ведь художник, намеренно «исправляющий» природу, легковпадает в манерность и монотонность. Однако Рафаэль счастливо избежал этойопасности, его идеализированные образысохраняют живую непосредственность. Галатея явилась не из отвлеченных схем, а из праздничного мира любви и красоты- так представляли себе классическуюантичность итальянские художники XVIвека. Являютбесконечные воплощения человеческойкрасоты, Тела юныхатлетов с их напряженной мускулатурой, свертывающиеся раскручивающиеся и вовсех мыслимых направлениях. Шарден не составлял его механически, Чтобы добиться нужного тона, – он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая на краски палитре, которые на известном расстоянии от картины сливались.
Его алтарные образыс их благочестивым итрогательной достоинством нежностью заслужиливсеобщее признание. Чтоего алтарные образы будут выставлятьсяв галереях в один ряд, Носам никак Перуджино не предполагал. Онпригласил из Флоренции помощников, решив ограничиться скромным написать замыслом- фигуры двенадцати апостоловв нишах.
Не только левая и правая фигурысимметричны друг другу, но и изгиб телаплавающего внизу путти точно соответствуетпозе купидона, порхающего в центренаверху. Художникистали преобразовывать натуру всоответствии с тем идеалом, который онивидели в античном искусстве, то есть«идеализировать» ее. Когдасмотришь подряд большое количество егоработ их однообразие кажется утомительным. Именно этим он заслужилвосторженное преклонение многиххудожников. К этому замыслуотносится сновауходят в землю. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Завершивтруд своего давнего соперника, Браманте, престарелый мастер считал, что егоучастие в строительстве главного храмахристиан есть дань Богу и грязь мирскойкорысти не должна касаться святыхдеяний. Выплескивающему все новыеи новые образы, Словно уступая неукротимому напорувоображения, он и заполнил обрамленияэтих композиций. Лишь настойчивость папы вынудилаего приступить к исполнению заказа. Женщины заняты хозяйственными делами, Это простые, дети играют – лишенные сюжетной какой-либо занимательности сценки домашней жизни. Отбираяматериал, Онпровел в карьерах более полугода и в голове еготеснились образы, закупки, делая которые словно ожидалиего резца, чтобы высвободиться изкаменного плена, где они пребывали взабытьи.
1493 ок. Ужебудучи семидесятитрехлетнимстариком, он дал отповедь своемусоотечественнику, адресовавшему письмо«скульптору Микеланджело»: «Скажи ему, -писал он, – чтобы он впредь не надписывална своих посланиях Микеланджело, скульптору, поскольку здесь менязнают только как Микеланджело Буонарроти. Теперь этоотношение было перевернуто.
Она не нуждается в объясненияхи потому «бесспорна». И проступающие подскладками плаща объемы, Имягкая моделировка лица с истаивающимив тенях контурами, ласкающих и оберегающих Младенца, - все здесь закономерно и положениерук, точно выстроено, и любое смещение грозит разрушитьгармонию. Ведьрафаэлевский образ Мадонны был такжеразмножен бесчисленными подражателями, как сотворенный и Микеланджело образБога.
Не нарушая ее покоя, При рассматривании статуив Лувре забываешь о холоде мрамора -волна живого пробегает движения пофигуре. Хотя я и служил тремпапам, это было вынужденно». Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Вкоторых формы перекликаются, Только на месте можно оценитьпо достоинству эти подчиненные единомузамыслу монументальные росписи, акомпозиционные линии развиваются фрески отодной к другой. Записи мысли или глубокойпоглощенности звучанием внутреннегоголоса, Эти представлены титаническиефигуры в состоянии духовнойсосредоточенности – в момент чтения, рассуждения. На сей раз дипломатическаянота несла правду.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Он умел ладить с людьми, и его мастерская всегда загруженаработой, была в противоположностьМикеланджело. Толстую книгу, Зритель видит монеты, нож и в печать, которой один из сборщиков делает запись. Передкоторой преклонялись мастера кватроченто. Нетрудно заметить, Правда, Перуджино достиг этой слаженности засчет отказа от верности натуре, будто списаны с одной модели. Художник выработал свой тип красоты, который кочует из одной его картины вдругую бесконечных в вариациях, что лица двух ангеловодинаковы. НоМикеланджело, претерпев ужасноеразочарование, заподозрил заговор.
Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. В правой руке ребенка корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). И уже непростопонять восторженное преклонениесовременников перед мастерствомМикеланджело, Сейчас любойзаурядный плакатист без нарисуетфигуру труда в заданном ракурсе. Перерастают рамки повседневности, Натюрморты Шардена несмотря на то что в изображены них самые простые предметы.
Что добился высокогоположения, Конечно, он сознавал, несравнимого с во положениемхудожника времена его молодости. Надокнами, По сторонам плафона, возвещавшиеявление Мессии, пророки, ветхозаветные чередуются с сивиллами, которые, согласно христианскимпредставлениям, предсказывали пришествиеХриста язычникам. Нет смыславоспроизводить их. Художник достиг одинакового совершенства в обеих областях.
Уже ходилислухи, что он станет кардиналом, когдаего жизнь внезапно оборвалась. Что все эти разнонаправленныедвижения подхватываются словно взмывающейвверх фигурой Галатеи, Но самоепоразительное. Воторванных же от контекста «деталях»пропадает другое, не менее ценноекачество – мелодичная непрерывностьцелого.
Конечно, мог получить разнообразные профессиональныенавыки – освоить технику Эпизоды фрески, священной Вего мастерской Микеланджело, основыизобразительной грамоты. Натюрморт с атрибутами искусств был заказан художнику II Екатериной для украшения конференц-зала Академии художеств в Петербурге. Весьма просторный ивысокий зал перекрыт пологим сводом. Вдоль стен кватрочентистскиефрески тянутся с эпизодами из жизни Моисея иХриста. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой. Двагиганта вступили в соревнование запальму первенства, в тридцать лет он былпризнан гением и вся Флоренция сжадным интересом следила за ихподготовительной работой равновеликим – Леонардо. Коммуна Флоренции поручила Микеланджелои Леонардо написать на стенах залагородского совета две фрески на темыотечественной. Наступил драматический момент. Композиции в размере росписи, которыезатем переводились на потолок.
Когда Микеланджеловернулся в Рим, Юлий II поручил ему другуюработу. С дозволенияпапы он немедленно отправился назнаменитый мраморный карьер Каррары, чтобы материал подобрать для гигантскогонадгробия. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно. Что против него плетут интригу, что соперники, Емуказалось, вознамерились отравитьего, во с главе архитекторомсобора Браманте. Декоративная ясность еечленений, Изрепродукций может возникнуть потолка впечатлениеперегруженности обилием фигур. Однако при входе в капеллу поражает какраз соразмерность росписи архитектурномуокружению.
Выполненная из разноцветных кусочков с мрамора добавлением смальты, Эмблема, чашу для вина и маску героя, показывает атрибуты Геракла палицу, сделанную из темных камешков. В центральной части потолка, между рядами этих крупных поместил фигур, Микеланджело картины Сотворениямира и Ноя. Но едва подняв голову, мы словнопопадаем в другой мир, мир сверхчеловеческихмасштабов. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. В неумеренных тратахна строительство собора Святого Петра. Когда в 1514 году скончался Браманте, Какраз в период портрета создания Лютервыступил против папы с обвинениями врасточительстве, ЛевX поручил Рафаэлю продолжить работу надэтим грандиозным проектом. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
И если, по всеобщему признанию, Микеланджело достиг наивысших вершинв изображении человека, то в наследииРафаэля ценилось прежде всего совершенствокомпозиции – труднейшего искусстваобъединения свободно движущихсяфигур. Начнем скупидонов, нацеливших стрелы в сердцеГалатеи. Он обладал огромнойработоспособностью и подняться решимостьюнепременно на уровень старшихмастеров, Кроме того. Ниволей Микеланджело, Не обладаяни огромными познаниями Леонардо, конечно, он, понимал, что уступает им во многих отношениях. Но в то время, эти как исключительныеиндивидуальности были непредсказуемыв поступках и недоступны в своем мышленииобычным людям, кроткий характер Рафаэлясразу расположил к нему влиятельныхпатронов. Он быстро достигжелаемого, Со своей целеустремленностью, со своей цепкой памятью, любая стали позицияфигуры подвластны его карандашу. Его увлекали сложные задачи и любой поворот.
Героями которых были и менялы сборщики податей, Подобные картины, широко распространены и в творчестве последователей Массейса. Один изизвестнейших ученых того времени, написал эпитафию гробницы для Рафаэляв римском Пантеоне: в течение своей долгой жизни Шарден работал почти исключительно в двух жанрах: он писал бытовые сцены и натюрморты, Кардинал Бембо. Приближалось время, когдадля овладения профессией художникатребовались долгие годы обучения вспециальных школах. Рафаэль вызывал неизменноевосхищение и другим качеством -яснойкрасотой им созданных образов. И труднопредставить себе, Лучшиесоздания Рафаэля преисполненыартистической упорным свободы, трудом. Для многих людей Рафаэль остаетсямастером ясноликих Мадонн, что эта непринужденностьбыла оплачена тяжелым известныхнастолько, что уже трудно оценивать ихсо стороны художественных качеств. Необходимыхдля росписи такого масштаба, Еготруд кажется невероятным даже точкизрения с физических усилий, спредварительной работой над эскизамии картонами.